Готический стиль архитектура – Готический стиль в архитектуре — это… Что такое Готический стиль в архитектуре?

Готический архитектурный стиль в России

В Екатерининскую эпоху в Россию пришел готический архитектурный стиль. В нем сочетались элементы европейской готики и русского барокко. Портал «Культура.РФ» знакомит с архитектурными сооружениями в этом стиле.

Адмиралтейство и Эрмитажная кухня в Царском Селе

Фотография: Александр Щепин / фотобанк «Лори»

Первым русским архитектором, перенесшим особенности готического стиля на русскую почву, стал Василий Неелов. В 1771 году он вернулся из путешествия по Англии, куда отправился по приказу Екатерины II для изучения местной архитектуры. В 1772 году зодчий приступил к строительству небольших павильонов для Царскосельского парка — Адмиралтейства и Эрмитажной кухни. Кухня, где готовили ужин для приемов в павильоне Эрмитаж, была построена в стиле рыцарского замка и напоминала средневековое укрепление. Ее украшали зубцы и башенки — правда, соседствовали они с вазами и цветочными гирляндами в стиле рококо. Адмиралтейство состояло из трех зданий: центрального двухэтажного корпуса для хранения лодок и двух башенок по сторонам — птичников. И Эрмитажная кухня, и адмиралтейство были выполнены из красного кирпича с белыми декоративными деталями.

Чесменский дворец в Петербурге

Фотография: Александр Щепин / фотобанк «Лори»

После успеха царскосельских павильонов готические здания начали возводить и другие архитекторы. Юрий Фельтен создал дворец Ла Гренуйер (с франц. «обиталище зеленых лягушек»), который впоследствии был переименован в Чесменский. По бокам треугольного здания находились две башенки — как в средневековом замке, впечатление усиливал вырытый по периметру дворца ров. Считается, что источником вдохновения Фельтена мог послужить шотландский замок Инверари Роджера Морриса, Робера Мили и Джеймса Адама.

Юрий Фельтен построил и так называемую Чесменскую церковь — готический храм Рождества Святого Иоанна Предтечи. Здание, образующее четырехлистник, было богато декорировано и завершалось готическими башенками-пинаклями.

Баболовский дворец в Царском Селе

Изначально этот дворец в Баболовском парке Царского Села был построен Ильей Нееловым (сыном архитектора Василия Неелова) для Екатерины II. В 1785 году императрица пожаловала дворец своему фавориту Григорию Потемкину. Это было асимметричное одноэтажное здание с готическими зубчатыми окнами и башней с шатровой крышей. Помещение включало в себя восемь комнат. В одной из них, круглом зале, была устроена купальня — позже, уже при Александре I, который поручил Василию Стасову реконструировать дворец, там установили так называемую «царь-ванную» работы Самсона Суханова. Это была чаша, сделанная из цельного куска гранита, — ее диаметр составлял 5,33 метра, а глубина — 1,52 метра. К сожалению, это здание сильно пострадало в годы Великой Отечественной войны и превратилось в руины.

Церковь Владимирской иконы Божией Матери в Быкове

Фотография: Давид Мзареулян / фотобанк «Лори»

Одна из самых необычных российских церквей была построена по заказу владельца усадьбы Быково Михаила Измайлова. По мнению исследователей, архитектором сооружения был Василий Баженов, который возвел на месте старой деревянной церкви новый готический храм. Здание было построено из белого камня, его венчали готические башенки, а фасады украшали скульптуры. Самой же Владимирской иконе Божией Матери был посвящен только верхний, летний храм. Нижний был освящен в честь Рождества Христова.

Ансамбль на Ходынском поле в Москве


Архитектурный ансамбль, возведенный в честь заключения Кючук-Кайнарджийского мирного договора, прекратившего Русско-турецкую войну, стал первым опытом Василия Баженова в готике. Все здания были построены из дерева и покрашены в цвет камня, поэтому до наших дней они сохранились лишь в рисунках архитектора Матвея Казакова. На них изображены окруженные колоннами павильоны, ростральные колонны со статуями Нептунов и обелиск. Каждый из павильонов был посвящен определенному городу, связанному с Русско-турецкой войной. В павильоне «Азов» проходили службы, в «Азов-Каланчи» — праздничные застолья, в «Таганроге» — ярмарка колониальных товаров, в «Керчи» и «Еникале» — балы и маскарады.

Петровский путевой дворец в Москве

Фотография: Денис Ларкин / фотобанк «Лори»

Этот дворец Матвей Казаков построил по заказу Екатерины II после воздвижения ансамбля на Ходынском поле. Эклектичное здание объединило черты древнерусской и барочной архитектуры, но доминирующим был готический стиль. Стрельчатые окна, пинакли (копьевидные башенки) над входом во дворец отсылали к стилистике средневековых замков, но по структуре здание было типичной усадьбой в стиле классицизм — главным домом с флигелями и парадным двором.

Усадьба Царицыно в Москве

Фотография: Елена Коромыслова / фотобанк «Лори»

Изначально архитектурный ансамбль в Царицыно Екатерина II заказала Василию Баженову, и он спроектировал грандиозный парк и дворцовый комплекс в готическом стиле. Планировалось также строительство отдельного дворца для великого князя Павла Петровича и многочисленных построек для именитых гостей. Однако здание, сохранившееся до наших дней, было работой не Баженова, а его главного конкурента — Матвея Казакова. Баженовские старания (архитектор даже продал свой дом, чтобы вложиться в это строительство) императрица не оценила. Она говорила некогда любимому зодчему, что недовольна недостаточно высокими потолками и узкими дверями. Но в действительности, как считают исследователи, ей не понравилось то, что Павлу предназначался отдельный дворец. К этому времени отношения императрицы с сыном были холодны, поэтому ей не хотелось подчеркивать его наследное положение отдельным дворцом. А вот придуманный Казаковым вариант одного здания, состоявшего из двух частей, пришелся императрице по душе. Готический же стиль построек был сохранен — здания украсили стрельчатые арки и остроконечные пинакли.

Автор: Лидия Утёмова

🏰 Готический стиль в архитектуре: храмы, стилистика

Готический стиль в архитектуре развивался медленно. На протяжении нескольких веков мастера добавляли новые детали, укрепляли конструкции, строили высокие арки и сводчатые потолки. Сохранившиеся готические соборы сегодня притягивают внимание людей во всём мире. В сегодняшнем обзоре Homius расскажет об основных элементах готического стиля и этапах его формирования.

Содержание статьи

История стиля

Готический стиль в архитектуре получил широкое развитие в эпоху Средневековья в XII-XVI веках. Историки считают родиной этого архитектурного направления северную Францию. Постепенно готика распространилась по Западной, Восточной, Центральной и отчасти Северной Европе, заменив собой популярный в то время романский стиль. Новое направление применялось при строительстве церквей, монастырей и храмов.

Готический стиль в архитектуреФОТО: am-seo.ruСамые знаменитые соборы мира, например, Нотр Дам, построены в готическом стиле

Признаки готической архитектуры:

  • высокие шпили на крышах;
  • стрельчатые арки и полуарки из камня;
  • «роза» на фасаде;
  • удлинённые, заострённые окна с витражами:
  • узкие башни, устремлённые вверх.

Все элементы здания в готическом стиле стремятся вверх.

Узнать готический собор очень легко по узким и высоким башенкам, множеству изящных архитектурных деталейФОТО: avatars.mds.yandex.netУзнать готический собор очень легко по узким и высоким башенкам, множеству изящных архитектурных деталей

Периоды развития готической архитектуры в мире

В центральной части Восточной и Северной Европы готический стиль формировался в несколько этапов: с XI – XII веков и с XV – XVI веков. Здания, построенные в этот период, даже сегодня считаются «устрашающими и величественными».

Огромные залы, витражи и сводчатые потолки – главные элементы готических соборовФОТО: upload.wikimedia.orgОгромные залы, витражи и сводчатые потолки – главные элементы готических соборовВитражи в готических соборах использовались на всех этажахФОТО: i2.wp.comВитражи в готических соборах использовались на всех этажахЗалы Кентерберийского собора вытянуты не только ввысь, но и в длинуФОТО: static.tonkosti.ruЗалы Кентерберийского собора вытянуты не только ввысь, но и в длину

В тринадцатом веке готический стиль активно распространялся по Европе. Строились красивые и величественные соборы в Англии, Австрии, Чехии и Германии.

Витражи – основной элемент готических соборов. Как правило, они отображают библейские сюжетыФОТО: static.tildacdn.comВитражи – основной элемент готических соборов. Как правило, они отображают библейские сюжеты

Развитие готического стиля в XII-XIII веках

Соборы в период ранней готики были построены в Париже, Лионе и Шартре. Архитектурная композиция этих сооружений отличается совершенством, богатым, изысканным декором и особым ритмом.

Часовня Сент-Шапель была построена в 1243-1248 годах. Её главное отличие – многочисленные витражи
ФОТО: upload.wikimedia.orgЧасовня Сент-Шапель была построена в 1243—1248 годах. Её главное отличие – многочисленные витражиВестминстерское аббатство – яркий представитель ранней готикиФОТО: mytravelbook.orgВестминстерское аббатство – яркий представитель ранней готикиСобор Святого Вита в Праге по сей день привлекает толпы туристов. Здесь приёмы готики были интерпретированы под местные особенности и традицииФОТО: img-fotki.yandex.ruСобор Святого Вита в Праге по сей день привлекает толпы туристов. Здесь приёмы готики были интерпретированы под местные особенности и традицииОкна собора Святого Вита украшены множеством тематических витражей с художественными элементами
ФОТО: по-европе.рфОкна собора Святого Вита украшены множеством тематических витражей с художественными элементамиОдно из популярных мест на Кипре – собор Святого НиколаяФОТО: tripsaway.ruОдно из популярных мест на Кипре – собор Святого Николая

Поздняя готика: изменения в стиле XIV-XV веков

С течением времени в готике появлялись новые элементы, и к XIV-XV векам стали активно использоваться светские сюжеты в росписи стен.

Роспись купола и стен в Папском дворце в Авиньоне была сделана в XIV-XV веках, в период поздней готикиФОТО: cdn.pixabay.comРоспись купола и стен в Папском дворце в Авиньоне была сделана в XIV-XV веках, в период поздней готикиАнненкирхе в Аннаберг-Буххольце была построена в период 1499-1525 гг.
ФОТО: upload.wikimedia.orgАнненкирхе в Аннаберг-Буххольце была построена в период 1499—1525 гг.Собор Святого Стефана в Вене имеет отдельную часть, построенную в готическом стилеФОТО: kuku.travelСобор Святого Стефана в Вене имеет отдельную часть, построенную в готическом стилеКаменные статуи в нишах – важнейшая архитектурная деталь в готических соборахФОТО: cityzeum.comКаменные статуи в нишах – важнейшая архитектурная деталь в готических соборах

Основные элементы стиля: каркасы, арки и своды

Самый простой тип готического сооружения – звёздчатый свод. Его стали использовать в тот период, когда возникла необходимость создания большого квадратного перекрытия и укрепления конструкции. Дополнительно крестцовый свод был снабжён рёбрами и нервюрами.

При строительстве Эксетерского собора использовалась технология воздвижения веерных сводовФОТО: pp.userapi.comПри строительстве Эксетерского собора использовалась технология воздвижения веерных сводов 

Композиционная основа сводов была разработана строителем собора Святого Вита в XIV веке. В дальнейшем, звёздчатые и сетчатые своды получили широкое распространение в английской готике.

В больших соборах для создания надёжной конструкции стали использовать аркбутаны – один или два яруса. Особенно часто двухъярусную систему использовали в строительстве пятинефных соборов.

Контрфорсы и аркбутаны – основные элементы каркасной системыФОТО: farm6.staticflickr.comКонтрфорсы и аркбутаны – основные элементы каркасной системыСобор Святого Мунго в Великобритании имеет ярко выраженную каркасную системуФОТО: про-путешествия.comСобор Святого Мунго в Великобритании имеет ярко выраженную каркасную систему

Мозаичные окна в готической архитектуре

Витражи – главная особенность готических соборов. Они использовались для закрытия проёмов, создания сквозного освещения, а также выполняли декоративные функции. Во многих зданиях на витражных окнах изображены христианские сюжеты.

Витраж собора в Страсбурге выполнен в виде «розы»ФОТО: travelpast50.comВитраж собора в Страсбурге выполнен в виде «розы»Сложные витражи с изображениями Святых – важнейшая особенность готического стиляФОТО: 2.bp.blogspot.comСложные витражи с изображениями Святых – важнейшая особенность готического стиляСвет, проникая через цветные стёкла, создаёт красивую полутень в помещенияхФОТО: img-fotki.yandex.ruСвет, проникая через цветные стёкла, создаёт красивую полутень в помещениях

В эпоху Возрождения применялся особый метод изготовления витражей – мастера скоблили заранее выкрашенное стекло, создавая красивый рисунок на бытовую или религиозную тематику.

Витражная «роза» собора Парижской Богоматери – одна из самых впечатляющих конструкций в миреФОТО: 1.bp.blogspot.comВитражная «роза» собора Парижской Богоматери – одна из самых впечатляющих конструкций в миреВ некоторых соборах витражи могут занимать почти всю стенуФОТО: informburo.kzВ некоторых соборах витражи могут занимать почти всю стену

Технология строительства аркбутанов, контрфорсов и порталов

Любое готическое сооружение имеет прочную каркасную структуру. Основная задача каркаса – укрепление здания, облегчение тяжёлых перекрытий и стен. После создания каркасной структуры мастера Средневековья смогли возводить высокие соборы необычной формы.

Основные элементы каркаса:

  • аркбутаны;
  • контрфорсы;
  • нервюры.

Каркасы стали распределять равномерно по всему периметру здания, благодаря чему готические храмы получили запоминающийся «скелет» и надёжную опору. Нервюрные своды имеют множество преимуществ: сокращение сроков строительства, повышение освещённости внутри здания и объединение всех залов храма в один.

Аркбутаны – сложные опорные конструкции, без которых массивные стены соборов рассыпались бы ещё в момент их возведенияФОТО: upload.wikimedia.orgАркбутаны – сложные опорные конструкции, без которых массивные стены соборов рассыпались бы ещё в момент их возведения 

Снаружи готические соборы укреплялись аркбутанами – каменными арками, передающими давление от нефов к опорным столбам.

Акбутаны и пинакль дополнительно украшали красивой резьбойФОТО: mif-medyza.ruАкбутаны и пинакль дополнительно украшали красивой резьбой

Другой архитектурный элемент – контрфорс. Это вертикальная конструкция, которая устанавливается напротив сводов и своей массой снимает с них часть давления.

Многоуровневые порталы делают вход в здание заметнымФОТО: static.tildacdn.comМногоуровневые порталы делают вход в здание заметнымПортал содержит несколько архитектурных элементов: карниз, барельеф, пилястры, орнамент, колонныФОТО: upload.wikimedia.orgПортал содержит несколько архитектурных элементов: карниз, барельеф, пилястры, орнамент, колонны

Известные архитектурные сооружения в готическом стиле

Во всем мире существует несколько самых знаменитых и часто посещаемых готических архитектурных сооружений: собор Святого Стефана в Вене, Бургосский собор в Испании, Миланский собор в Милане, собор Парижской Богоматери в Париже, Кёльнский собор в Германии.

Главные архитектурные детали Кёльнского собора – две башни, уходящие вверхФОТО: img.theculturetrip.comГлавные архитектурные детали Кёльнского собора – две башни, уходящие вверхНотр Дам де Пари богато украшен готическими деталями со всех сторон, а главные башни видны даже с внутреннего двораФОТО: s2.fotokto.ruНотр Дам де Пари богато украшен готическими деталями со всех сторон, а главные башни видны даже с внутреннего двораОгромное окно от пола до потолка сразу притягивает взгляды посетителей Вестминстерского аббатстваФОТО: immigrationnews.co.ukОгромное окно от пола до потолка сразу притягивает взгляды посетителей Вестминстерского аббатства

Готика Англии и Франции

Зарождение готики как архитектурного стиля произошло на севере Франции. Своего рассвета она достигла в XIII веке. Основной готической постройкой в то время был монастырь ордена бенедиктинцев с библиотекой на 570 книг. Вторым главным собором во Франции стал собор Парижской Богоматери.

Собор Шартре был построен в период с XII до XIX веков. От других построек он отличается художественной цельностьюФОТО: worldlist.travelСобор Шартре был построен в период с XII до XIX веков. От других построек он отличается художественной цельностью

В Англии, в отличие от других стран, готика появилась рано и просуществовала до четырнадцатого века. Собор в Солсбери стал одним из образцов английской готики, но национальной святыней и резиденцией епископа стал Кентерберийский собор. Британская готика делится на несколько периодов: английская готика, геометрически-криволинейная и перпендикулярная.

Кентерберийский собор построен в XII-XIV векахФОТО: hakkindabilgial.comКентерберийский собор построен в XII-XIV векахВинчестерский собор в Англии – одно из самых посещаемых местФОТО: pp.userapi.comВинчестерский собор в Англии – одно из самых посещаемых мест

Знаменитые храмы и соборы Чехии

В Чехии готика появилась намного позже, чем в остальных странах. Когда в Германии и Франции этот стиль уже набрал большую популярность, строители Чехии только начали использовать готические элементы. Поначалу они смешивались с романским стилем, и только к XIII веку получили широкое распространение.

Собор Святой Варвары, построенный в готическом стиле, находится в местечке под названием Кутна ГораФОТО: i.pinimg.comСобор Святой Варвары, построенный в готическом стиле, находится в местечке под названием Кутна Гора

В двенадцатом веке в Чехии отсутствовали крупные города, поэтому развитие готического стиля происходило медленно.

Костёл Благовещения Девы Марии в Чехии – образец ранней готикиФОТО: upload.wikimedia.orgКостёл Благовещения Девы Марии в Чехии – образец ранней готики

Готические сооружения Германии и Испании

Готика в Германии развивалась под прямым воздействием Франции. Среди самых значимых сооружений исследователи выделяют Часовню Святого Варфоломея, Кёльнский собор, Церковь Святого Михаила в Нижней Саксонии. Постепенно готический стиль в Германии приобрел мощь и собственные характерные черты.

Кёльнский собор занимает третье место в мировом списке самых высоких церквейФОТО: ucarecdn.comКёльнский собор занимает третье место в мировом списке самых высоких церквейКёльнский собор внутри украшен капителями и большими оконными проёмамиФОТО: incomartour.com.uaКёльнский собор внутри украшен капителями и большими оконными проёмами

Искусство орнамента было принесено в Испанию арабами. Среди крупнейших готических построек в Европе – кафедральный собор в Толедо. Основание собора было заложено в 1227 году. Особенность сооружения – пять нефов и элементы французского готического стиля.

Мюнстерский собор в Ульме перестраивался несколько раз и был восстановлен окончательно лишь в 1956 годуФОТО: cdn.pixabay.comМюнстерский собор в Ульме перестраивался несколько раз и был восстановлен окончательно лишь в 1956 годуБургосский собор в Испании является памятником Всемирного наследия ЮНЕСКОФОТО: aristeya.com.uaБургосский собор в Испании является памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО

Что такое неоготика

Неоготика – новое течение в эпохе историзма. При строительстве зданий в этом стиле используются готические элементы в сочетании с современными конструкциями. Такие здания строились в Маниле, Киеве, Гуаньчжоу, Нью-Йорке.

Неоготика распространилась в России. Одно из популярных зданий – розовый замок барона Гильденбандта в МосквеФОТО: the-city.kiev.uaНеоготика распространилась в России. Одно из популярных зданий – розовый замок барона Гильденбандта в Москве

Члены аристократических семей заказывали строительство домов в стиле неоготики. В России этот стиль имел другое название «псевдоготика».

Строительство современных коттеджей в готическом стиле

Сегодня строительство домов в готическом и псевдоготическом стиле не так широко распространено, но всё ещё продолжается. Современный дом в готическом стиле может иметь красивые архитектурные элементы, и стильный дизайн комнат.

Замок Гарибальди – современный шедевр в стиле готики, построенный в селе Хрящевка Самарской областиФОТО: i04.fotocdn.netЗамок Гарибальди – современный шедевр в стиле готики, построенный в селе Хрящевка Самарской областиСовременные строительные компании разрабатывают под заказ проекты готических коттеджей. Получившиеся постройки очень близки к оригиналу и сильно выделяются среди пластиковых и стеклянных многоэтажекФОТО: avatars.mds.yandex.netСовременные строительные компании разрабатывают под заказ проекты готических коттеджей. Получившиеся постройки очень близки к оригиналу и сильно выделяются среди пластиковых и стеклянных многоэтажек

Некоторые строительные студии предоставляют услугу «Постройка коттеджа в готическом стиле». Такие дома возводятся только по индивидуальному заказу и всегда привлекают много внимания со стороны прохожих.

В заключение

Под влиянием кинематографа готический стиль вновь набирает популярность. Таинственность и мрачность притягивает туристов к древним соборам и вызывает желание разгадать их тайны.

Как вы относитесь к готическим постройкам? По вашему мнению, стоит ли воссоздавать древние замки и соборы по сохранившимся чертежам, или лучше строить современные гигантские сооружения?

Предыдущая

DIY HomiusТкань перкаль: королевский шик и комфорт премиум-класса

Следующая

DIY HomiusУтри нос подругам - лайфхаки для настоящих хозяек на все случаи жизни

Понравилась статья? Сохраните, чтобы не потерять!

ВОЗМОЖНО ВАМ ТАКЖЕ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:

Готическая архитектура Чехии — Википедия

Готическая архитектура Чехии (чеш. Gotická architektura v Česku) — одно из национальных направлений в европейском готическом стиле архитектуры, период развития чешской архитектуры, подразделяемый на три этапа: ранняя (Пршемысловская) готика (начало — конец XIII века), высокая (Люксембургская) готика (конец XIII — 2-я половина XV века) и поздняя (Ягеллонская или Владиславская) готика (70-е годы XV — начало XVI века)[1]. Важнейшие готические сооружения Чехии были возведены по инициативе королевского двора и влиятельнейших феодальных семей (Рожмберков, Пернштейнов и других), а также в результате строительства новых чешских городов. Чешская готика возникла под сильным влиянием архитектуры цистерцианских монастырских строений и классических принципов французской готики, постепенно развивая свой неповторимый архитектурный стиль, вобравший в себя особенности саксонской и подунайской архитектуры того периода. В процессе развития готической архитектуры Чехии были разработаны особые типы зданий, такие как двухнефные южночешские костёлы. Наиболее известными архитекторами чешской готики являются Петр Парлерж и Бенедикт Рейт.

Исторический контекст[править | править код]

Готика как направление искусства возникла в средневековой Чехии сравнительно поздно. В начале XIII века, когда готическая архитектура уже достигла своего расцвета во Франции и Германии, в чешскую архитектуру только начали проникать первые французские и немецкие готические элементы, которые возобладали над романской архитектурой в Чехии только к концу века. Первые памятники готической архитектуры в Чехии относятся ко 2-й четверти XIII века, т. е. к концу правления короля Пршемысла Отакара I (умер в 1230 году) и периоду правления его сына Вацлава I (1230—1253). Относительно позднее возникновение готической архитектуры в Чехии объясняется, прежде всего, отсутствием ещё в XII—XIII веках развитого самосознания чешских городов, в отличие, например, от Франции, где в этот период именно города стали коллективным заказчиком и вдохновителем готического искусства (в частности, каждый город старался превзойти другие великолепием своих готических храмов). В Чехии этого периода процесс градообразования ещё не закончился и социальное самосознание горожан находилось в процессе формирования. Именно по этой причине чешская готика возникла в XIII веке не как городское мирское, а как монастырское искусство, поскольку монастыри в то время пользовались особым покровительством королей и крупных феодалов Чехии (например, панов из Рожмберка)[1][3][4].

Монастырская готика[править | править код]

Первые строения переходного романско-готического типа в Чехии были сравнительно немногочисленны, ими стали храмы цистерцианских, францисканских, доминиканских и бенедиктинских монастырей (в частности, Анежского, Тепельского, Тршебичского и Тишновского монастырей). Первые монахи новых чешских монастырей, как правило, приглашались из монастырей Германии и Австрии. Вместе с монашескими братиями приходили артели мастеров, нёсшие с собой традиции готической архитектуры Западной Европы. В частности, орден цистерцианцев принёс с собой свой специфический тип готического храма, выработанный цистерцианцами на их родине в Бургундии. Особенностью этого типа было отсутствие башен и внешней опорной системы, а в Чехии этот тип храма был ещё более упрощён и приспособлен к местной романской традиции[5][6].

Первые строения в стиле ранней готики сочетали в себе традиционные массивные кубические черты романской архитектуры с новыми архитектурными приёмами Западной Европы, такими как готические рёбра сводов на консолях и резные ажурные оконные розы. Романские галереи и полукруглые апсибы боковых нефов сочетались в них с каркасной конструкцией готических сводов. Примером эклектики верхнерейнских романских черт и франко-бургундских раннеготических элементов стал возведённый в конце правления короля Вацлава I (1230—1253) монастырский костёл Вознесения Девы Марии в Тршебиче (ныне известный как базилика Святого Прокопа). Соединение в одной архитектурной композиции восьмичастного свода в завершении хора, слепых арок и галерей создают впечатление загромождённости интерьера, придавая ему сумрачную и массивную, ещё романскую пышность[7][8][9].

Красочным примером раннего влияния немецкой готической архитектуры в Чехии является сохранившийся до наших дней раннеготический портал «Небесные Врата» костёла Вознесения Девы Марии в монастыре цистерцианок Porta Coeli, основанного королевой Констанцией и её сыном королём Вацлавом I в селении Пршедкластержи недалеко от южноморавского города Тишнова (костёл был освящён в 1239 году). Портал, по всей видимости, был сооружён артелью саксонских мастеров. Вопреки аскетическим принципам цистерцианской архитектуры «Небесные Врата» были украшены двумя рядами скульптур апостолов на боковых откосах портала и рельефной композицией в тимпане. Исследователи отмечают поразительное сходство многоступенчатого с едва угадываемой стрельчатостью арок архитектурного строения портала и его скульптурного убранства (растительный орнамент, античные одежды скульптур апостолов) с порталом «Златые Врата» во Фрайбергском соборе в Саксонии (около 1230 года). Архитектурная концепция портала «Небесные Врата» обладает несовершенствами, присутствующими в подобных готических сооружениях Германии, которые возводили по образцу творений французской готики. Здесь нарушена основная идея французского готического портала — форма соединения статуй с колоннами. В данном случае статуи расположены не перед колоннами и даже не в специальных нишах, как во фрайбергском портале, а непосредственно перед углами уступов, что никак не соотносится с логикой строения готического портала во Франции. Как и во многих раннеготических сооружениях в портале «Небесные Врата» широко используются приёмы ещё романской архитектуры, что прежде всего относится к облику статуй апостолов[7][10][11].

Поскольку в XIII веке чешское искусство, в том числе и архитектура, развивалось, главным образом, в монастырях, процесс художественного развития ранней чешской готики не мог протекать достаточно системно и динамично. Социокультурная замкнутость монастырей и их разбросанность по территории королевства приводили к фрагментарности и непоследовательности в прохождении чешской архитектурой основных этапов формирования готического искусства Европы. Разные по происхождению и архитектурным принципам монастырские артели мастеров, работавшие в разных частях Чехии в тот период, сменяли друг друга, не создавая при этом прочной архитектурной традиции. Неразвитость городов, замкнутость монастырей и центробежные устремления феодалов не позволяли ещё королям Чехии XIII — начала XIV веков использовать готическое искусство для достижения общегосударственных целей, что станет возможным лишь в следующем периоде — во время Люксембургской готики[12].

Основные школы и типы[править | править код]

Королевский замок в Писеке (реконструкция первоначального облика) — пример южночешской школы готической архитектуры (2-я половина XIII века)

Уже на раннем этапе развития готики в Чехии сформировалось несколько школ готического искусства. Одной из них была южночешская школа готической архитектуры, дольше других сохранявшая архитектурные приёмы и особенности, присущие ранней готике. Готические сооружения этой школы, такие как королевский замок и костёл Рождества Девы Марии в Писеке, возведённые при короле Пршемысле Отакаре II (1253—1278), и замок Йиндржихув-Градец начала XIV века, отличались тяжеловесностью архитектурных форм и изяществом монументального декора. Однако наибольшее значение имела столичная школа готической архитектуры, развивавшаяся в Праге и прилегающих к ней районах (например, в Кутна-Горе)[8][13].

В период ранней готики происходит формирование основных архитектурно-строительных типов чешской готической архитектуры, среди которых были двухнефные здания, трёхнефные базилики с надстроенным центральным нефом (например, храм Святого Варфоломея в Колине, достроенный уже в XIV веке), храмовые сооружения зального типа с нефами одинаковой высоты (например, костёл Воздвижения Святого Креста в Йиглаве). В 60-е годы XIII века в основанном Пршемыслом Отакаром II Златокорунском монастыре цистерцианцев был возведён величественный четырёхнефный храм Вознесения Девы Марии, а в 1290 году началось строительство пятинефного храма собора Вознесения Девы Марии и Святого Иоанна Крестителя в Седлецком монастыре. Перечисленные сооружения в большинстве своём обладали рядом схожих черт, среди которых можно выделить минимальное использование опорной системы аркбутанов, относительно скудное количество скульптуры и активное применение стенной росписи[8][14].

Своеобразным архитектурным типом ранней чешской готики является и двухнефная Пражская синагога, возведённая в последней трети XIII века королевскими каменщиками, работавшими неподалеку на строительстве Анежского монастыря. Простые формы и немного приземистые пропорции синагоги делают её сходной с готическими сооружениями Саксонии того же периода[8][15].

Архитектурно-строительным типом светской готической архитектуры стал городской ансамбль, возникновение которого было обусловлено ростом старых и строительством новых чешских городов. Посреди городов или городских районов строилась главная площадь с городской ратушей и рынком, окруженная домами с лоджиями-галереями вдоль первых этажей, где горожане могли укрыться от непогоды (например, главная площадь города Ческе-Будеёвице). Городские улицы ориентировались на эту площадь и на городские ворота. Этот архитектурный тип продолжал широко использоваться при строительстве чешских городов в XV—XVI веках, что обусловило сохранившийся до наших дней неповторимый облик площадей старинных городов Чехии. Другим новых архитектурным типом стал готический замковый ансамбль: при строительстве больших, прежде всего, королевских замков отныне решались не только оборонительные задачи, но и постепенно достигалась цель превращения замка в представительную готическую резиденцию (например, королевские замки Звиков XIII века с двором, окруженным галереей, и Карлштейн, превращённый в следующем веке в величественную королевскую резиденцию)[8][16]

Исторический контекст[править | править код]

В конце XIII — XIV веке Чешское королевство стало одним из самых экономически и культурно развитых государств Европы. В период правления первых королей династии Люксембургов в Чехии наивысшего подъёма достигают города, бурно развиваются ремёсла и торговля. Основание Пражского университета в 1348 году стало ярким свидетельством развития средневековой чешской науки и образования. Прогрессивные, жизнеутверждающие тенденции развития чешского искусства проявились в том числе и в чешской архитектуре. Обширные материальные ресурсы, сосредоточенные в руках чешских королей позволили широко использовать опыт других государств Европы, прежде всего Франции и Германии, благодаря чему готическая архитектура Чехии очень скоро достигла высокого уровня, получив свой неповторимый национальный характер. 30-е годы XIV века стали временем наивысшего расцвета чешских городов, который обусловил быстрое развитие светских гуманистических тенденций в чешском искусстве. Именно в этот период настал расцвет чешской готической культуры, прежде всего, готической архитектуры. Чешское искусство, преодолевая своё отставание от западноевропейского, становится частью европейского художественного развития, начав формировать свой собственный художественный стиль[17][18].

Неоднозначное значение для развития чешской архитектуры и искусства Чехии вообще имело правление короля Яна Люксембургского (1310—1346). С одной стороны, конфликт короля Яна с чешской знатью привёл к тому, что он фактически самоустранился он управления внутренней политикой Чешского королевства и сосредоточился на увеличении своих владений в других странах, что, в свою очередь, отвлекало ресурсы королевства на внешние войны и никак не стимулировало увеличение затрат королевской казны не только на возведение каких-либо новых архитектурных объектов, но и на поддержание уже существующих. В период правления короля Яна королевский дворец на Пражском граде ветшал в запустении, почти все королевские замки и крепости были заложены. Инициаторами строительства новых архитектурных сооружений по-прежнему оставались монастыри и поддерживавшие их представители чешской знати.С другой стороны, благодаря ориентированной на Запад политике Яна Люксембургского в период его правления происходит активное сближение чешского искусства с западноевропейским, особенно с искусством Франции и Италии, где большую часть своего времени проводил король Ян[19].

Тенденция[править | править код]

Несмотря на то, что в 1-й трети XIV века главенствующую роль в чешском искусстве продолжали играть монастыри, готическое искусство продолжало активно развиваться. В этот период готика пришла и прочно укоренилась в чешской скульптуре и живописи, которые теперь сблизились с архитектурой по стилистическим признакам, став частью господствовавшего в Европе «постклассического» готического стиля. Этот стиль несколько отличался от «классической» европейской готики XIII века: создаваемые образы стали менее эмоционально окрашенными и содержательными, начинает преобладать сухость форм и стремление к их дематериализации, архитектурные и скульптурные мотивы приобретают стандартизированный вид, в качестве основного средства выразительности используется линия. Для Франции это стало началом оскудения и измельчания её монументальной соборной архитектуры, иначе говоря, классическая французская готика сделала определённый шаг назад. Однако для чешской архитектуры, которая «не успела» войти в период готической «классики», овладение постклассическим готическим стилем стало подлинным прорывом на пути сближения с западноевропейским искусством и давало чешской архитектуре возможность окончательно избавиться от элементов романской стилистики[20].

Заметной тенденцией, возникшей в чешской архитектуре в конце XIII века, стало последовательное возрастание динамизации внутреннего пространства готических сооружений: увеличиваются размеры оконных проёмов, стены избавляются от романской тяжеловесности и активизируются вертикальной без горизонтальных цезур тягой. Форма самих тяг, рёбер сводов и консолей, столбов и колонн трансформируется из выпуклой в вогнутую, что ещё более точно определяет направление их линий. Экстерьер зданий украшается готическими элементами, такими как пинакли, фиалы, вимперги, создающими ощущение стремления конструкции вверх, к небесам. Впервые эти тенденции проявляются в уже конструкции храма Седлецкого монастыря цистерцианцев и капитульного зала Златокорунского монастыря конца XIII века, а в полной мере воплощаются в архитектуре костёла Святого Иакова Старшего в Кутна-Горе (около 1330 года) и капитульного зала Сазавского монастыря бенедиктинцев (около 1340 года)[21].

Основные типы[править | править код]

Основным и наиболее распространённым архитектурно-строительным типом стал трехнефный храм с более широким центральным и более узкими боковыми нефами. Эта конструкция усиливала впечатление пространственной мощи главного нефа, сближая базиликальный тип чешских готических сооружений с типом зального храма (например, трехнефный костёл Святого Иакова Старшего в Кутна-Горе). Применение трансепта в храмовом архитектурном типе распространения не получило, что придавало чешским готическим строениям ещё более строгий, величавый и целостный облик. Популярностью пользовались архитектурные типы небольшого двухнефного костёла, зальной капеллы и светского помещения в готическом стиле. Последние два типа включали в себя сложный каркасный свод с опорой на центральный столб-устой. В XIV веке в Чехии ещё не получило большого распространения применение продуманной системы вынесенных наружу опор, поэтому в большинстве готических сооружений нагрузка переносилась на мощные межоконные пилоны с примыкавшими к стене с внешней стороны простыми контрфорсами, что дополнительно придавало внешнему виду этих зданий суровости и мужественности[22].

Готические соборы[править | править код]

Архитектурный тип готического собора был принесён в Чехию в самом начале периода высокой готики монахами ордена цистерцианцев, однако этот тип по указанным выше причинам был впервые воплощён здесь не в форме городского собора, как во Франции, а в форме монастырского костёла. В Седлецком монастыре цистерцианцев близ Кутна-Горы в период с 1290 по 1320 годы был воздвигнут величественный готический храм, ныне известный как собор Вознесения Девы Марии и Святого Иоанна Крестителя. Готический стиль этого храма представляет собой комбинацию северофранцузской готической соборной архитектуры с немецкими готическими элементами. План и грандиозное внутреннее пространство храма отражает традиционный пафос французского готического собора: высота центрального из пяти его нефов составила 30 метров, его трансепт состоит из трёх нефов, а хор окружён обходом и венцом капелл. Седлецкий храм стал первым сооружением соборного типа и величайшим по размерам сакральным строением на территории Чехии и Моравии начала XIV века[14][12][23][24].

  1. 1 2 Vladimír Netolička, 2007, s. 26.
  2. Milan Hlinomaz. Klášter a jeho historie: Klášterní kostel (чешск.). www.klastertepla.cz. Klášter premonstrátů Teplá. Архивировано 17 марта 2016 года.
  3. ↑ Ювалова Е. П., 1998, с. 13—14.
  4. ↑ Искусство средних веков, 1960, с. 433.
  5. ↑ Ювалова Е. П., 1998, с. 14.
  6. ↑ Франтишек Дворник, 2001, с. 209.
  7. 1 2 Ювалова Е. П., 1998, с. 15.
  8. 1 2 3 4 5 Искусство средних веков, 1960, с. 434.
  9. ↑ Jewish Quarter and St Procopius' Basilica in Třebíč (неопр.). World Heritage List. World Heritage Committee (2003). Архивировано 17 марта 2016 года.
  10. Václav Štaud, Josef Zacpal. Gotický poklad střeží kamenní lvi (чешск.). Katolický týdeník (2 сентября 2008). Архивировано 17 марта 2016 года.
  11. ↑ Historie: Přehled událostí (чешск.). www.portacoeli.cz. Cisterciácké opatství Porta coeli v Předklášteří. Архивировано 17 марта 2016 года.
  12. 1 2 Ювалова Е. П., 1998, с. 16.
  13. ↑ Počátky hradu a města Písku (неопр.). www.prachenskemuzeum.cz. Prácheňské muzeum v Písku (29 октября 2014). Архивировано 17 марта 2016 года.
  14. 1 2 Katedrála Nanebevzetí Panny Marie a sv. Jana Křtitele (неопр.). www.sedlec.info. Římskokatolická farnost Kutná Hora - Sedlec (2011). Архивировано 17 марта 2016 года.
  15. ↑ Староновая синагога (неопр.). www.synagogue.cz. Židovská obec v Praze (2012). Архивировано 17 марта 2016 года.
  16. ↑ Gotika (неопр.). Encyklopedie Českých Budějovic. Statutární město České Budějovice. České Budějovice: NEBE s.r.o. (1998—2015). Архивировано 17 марта 2016 года.
  17. ↑ Искусство средних веков, 1960, с. 432—435.
  18. ↑ Ювалова Е. П., 1998, с. 19.
  19. ↑ Ювалова Е. П., 1998, с. 20.
  20. ↑ Ювалова Е. П., 1998, с. 16—17.
  21. ↑ Ювалова Е. П., 1998, с. 17.
  22. ↑ Искусство средних веков, 1960, с. 435.
  23. Kateřina Charvátová. Sedlec u Kutné Hory: bývalé cisterciácké opatství / Vladimír Hyhlík. — Velehrad: Historická společnost Starý Velehrad, 1992. — S. 19. — 24 S. — (Církevní památky; Sv. 9).
  24. ↑ Kutná Hora: Historical Town Centre with the Church of St Barbara and the Cathedral of Our Lady at Sedlec (неопр.). World Heritage List. World Heritage Committee (1995). Архивировано 17 марта 2016 года.
  • Дворник, Франтишек. Славяне в европейской истории и цивилизации. — М.: Языки славянской культуры, 2001. — 800 с. — ISBN 5-7859-0222-2.
  • Искусство средних веков // Всеобщая история искусств / Под общей редакцией Б. В. Веймарна и Ю. Д. Колпинского. — М.: Государственное издательство «Искусство», 1960. — Т. II Книга первая. — С. 432—444. — 508 с. — 70 000 экз.
  • Поп И. И. Искусство Чехии и Моравии IX — начала XVI века. — М.: Искусство, 1978. — 267 с. — (Очерки истории и теории изобразительных искусств).
  • Ювалова Е. П. Чешская готика эпохи расцвета (1350—1420). — М.: Наука, 1998. — 222 с. — ISBN 5-02-011339-5.
  • Kuthan, Jiří. Přehled dějin českého umění: Gotická architektura. — Praha: Filozofická fakulta Univerzita Karlova v Praze.
  • Mencl, Václav. Česká architektura doby lucemburské. — Praha: Sfinx – Bohumil Janda, 1948. — 200 S.
  • Menclová, Dobroslava. Gotický hrad v dějinách české architektury (чешск.) // Volné směry. — Praha: Spolek výtvarných umělců Mánes, 1941. — Č. XXXVI. — S. 231—245. — ISSN 1802-7253.
  • Menclová, Dobroslava. Vliv husitských válek na pozdně gotickou fortifikační architekturu (чешск.) // Umění. — Praha: ČSAV, 1961. — Č. IX. — S. 433—471.
  • Netolička, Vladimír. Dějiny umění. — Praha: Vysoká škola polytechnická Jihlava, 2007. — S. 26—27. — 51 S.

Кирпичная готика — Википедия

Ганзейский центр Любека в конце XIX века

Кирпичная, ганзейская или северогерманская готика — разновидность готического стиля архитектуры, распространённая в Северной Германии, Польше, Белоруссии и Прибалтике в XIII—XVI веках. Красный керамический кирпич как строительный материал стал использоваться в Северной Европе в XII веке, поэтому самые древние кирпичные образцы относятся ещё к так называемой «кирпичной романике». В XVI в. кирпичную готику сменил «кирпичный ренессанс».

Для кирпичной готики характерны, с одной стороны, отсутствие скульптурных украшений, которые невозможно выполнить из кирпича, и, с другой стороны, богатство орнаментальных деталей кладки и структуризация плоскостей за счёт чередования красного либо глазурованного кирпича и известковой побелки стен.

Многие города, внешний облик которых украшают готические сооружения из красного кирпича, являются объектами Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Образцы кирпичной готики встречаются в первую очередь в регионах, где отсутствуют запасы природного камня, в частности, на Северо-Германской низменности. Этот ареал практически полностью (за исключением Вестфалии и Рейнской области) совпадает с зоной влияния Ганзы, вследствие чего кирпичная готика стала символом этого могущественного союза городов и наряду с нижненемецким языком существенным элементом культуры Северной Германии. В Средние века и Новое время эта культурная область включала в себя южную часть Прибалтики и оказывала большое влияние на Скандинавию. Самый южный образец кирпичной готики в Германии — альтенбургская церковь на горе (нем. Bergkirche) находится далеко за пределами своего основного ареала распространения — в Тюрингии.

На северо-западе перевозки песчаника, использовавшегося как строительный материал, осуществлялись по рекам Везеру и Эльбе. Это привело к синтезу строгого стиля, характерного для регионов к востоку от Эльбы, с архитектурой прирейнских земель. Здесь кирпич использовался в первую очередь для возведения стен, а из песчаника изготавливались скульптурные украшения. Поэтому кирпич не несёт художественной нагрузки, и большинство сооружений на северо-западе Германии не относятся к кирпичной готике.

Отсутствие природного камня не обязательно вело к повсеместному формированию типичного стиля с использованием кирпича. Так, Верхняя Бавария и Верхняя Швабия также ощущали нехватку строительных материалов, но характерный «кирпичный» архитектурный стиль там не возник. Скульптурные украшения здесь изготавливались из штучного камня, либо кирпичная основа облицовывалась природным камнем, как, например, в церкви Святого Мартина в Ландсхуте и мюнхенской Фрауэнкирхе.

В ходе так называемой «восточной колонизации» XII—XIII веков немецкие купцы и колонисты с перенаселённого северо-запада Германии переселялись в районы проживания славян к востоку от Эльбы. В 1158 году Генрих Лев получил Любек, в 1160 году он завоевал Шверин, где располагалась резиденция славянских князей. Использовавшая насильственные методы колонизация продвигалась на восток вместе с христианизацией славян и учреждением Ратцебургского, Шверинского, Камминского (ныне Камень-Поморски) и Бранденбургского епископств.

Новые города вскоре вошли в состав Ганзейского союза и образовали его лужицкое подразделение с центром в Любеке и готландско-лифляндское в пригороде Ревеля (Таллина). Капитулярные и приходские церкви, ратуши, жилые дома богатых купцов и городские ворота, — и церковные, и светские сооружения в процветающих купеческих ганзейских городах отличались большой представительностью. За городскими стенами свой значительный вклад в развитие кирпичной архитектуры вносили монастыри, прежде всего цистерцианцев и премонстрантов. Тевтонский орден для обеспечения своего господства возводил из кирпича свои многочисленные замки на территории Пруссии и Ливонии.

Кирпичная архитектура появилась ещё в XII веке, то есть ещё при романском стиле. Долгое время в Северной Германии дома строили из дерева, которое конечно же не подходит для монументального строительства. Менее значимые сооружения, прежде всего, в сельской местности, вплоть до Нового времени строились в технике фахверка.

Красный кирпич заменил природный камень при строительстве кафедральных соборов и приходских церквей в Ольденбурге, Зегеберге, Ратцебурге, Шлезвиге и Любеке.

В Бранденбургской марке, где необходимость в строительных материалах ощущалась вдвое острее вследствие удалённости от Балтийского моря, в 1165 году при Альбрехте Медведе в Бранденбурге началось возведение из кирпича кафедрального собора. Однако центральное место в кирпичной архитектуре марки занимает монастырь в Йерихове.

Кирпичные сооружения романского стиля ещё близки к «квадровой»[1] архитектуре, поскольку её формы были перенесены на новую «кирпичную» технику. В готическую эпоху развивается оригинальный стиль кирпичной архитектуры, обусловленный нехваткой строительных материалов. Строения отличаются тяжеловесностью и монументальными размерами, однако внешне выглядят скромно и менее грациозно, чем постройки на юге Европы. Несмотря на это в них ощущается влияние архитектуры французских кафедральных соборов и вдохновлённой ими же «шельдовской готики» во Фландрии.

Со временем появились технологии, позволявшие добавить изысканности во внешний облик церквей: для контрастности с тёмным кирпичом углублённые части стен красили известью. Кроме этого началось производство фасонного кирпича, позволявшего лучше имитировать скульптурные украшения.

Исходным материалом для производства красного кирпича, заменившего природный камень, служила глина, которой на Северо-Германской низменности было предостаточно.

Стандартом в строительстве представительских сооружений стал кирпич так называемого «монастырского формата» (от 28×15×9 см до 30×14×10 см со стыком в среднем 1,5 см). В отличие от «квадровой» готики как «монастырский кирпич», так и фасонный изготавливались на специальном производстве, а не непосредственно на строительной площадке.

  • Готичная кладка кирпичной стены

  • Глазурованный кирпич

  • Фасонный кирпич

  • Чёрный глазурованный фасонный кирпич

В XIX веке кирпичная готика пережила период ренессанса благодаря распространению в конце 60-х годов неоготики. Наиболее известными архитекторами, работавшими в этом стиле, были Фридрих Август Штюлер в Берлине и Симон Лошен в Бремене.

Типичным примером неоготического сооружения является построенная по проекту Шинкеля Фридрихсвердерская церковь в Берлине.

Германия[править | править код]

Мекленбург-Передняя Померания[править | править код]
  • Альтентрептов — церковь Св. Петра (Петрикирхе — нем. Petrikirche), городские ворота — Бранденбургские, Демминские
  • Анклам — церковь Св. Марии (Мариенкирхе — нем. Marienkirche), Каменные ворота, церковь Св. Николая (Николайкирхе)
  • Бад-Доберан — церковь Доберанского монастыря
  • Берген-на-Рюгене — церковь Св. Марии
  • Бютцов — Монастырская церковь
  • Фридланд — церковь Св. Марии
  • Грайфсвальд — собор Св. Николая, церковь Св. Марии, церковь Св. Якова (Якобикирхе — нем. Jakobikirche), жилой дом на Рыночной площади 11, монастырь Эльдена (под Грейфсвальдом)
  • Гюстров — собор, церковь Св. Марии
  • Мальхин — церковь Свв. Марии и Иоанна
  • Нойбранденбург — церковь Св. Марии, церковь Св. Иоанна, городские укрепления (Штаргардские, Трептовские, Новые ворота)
  • Росток — церковь Св. Марии, церковь Св. Николая, церковь Св. Петра, ратуша, аббатство Святого Креста, церковь Св. Якова (Якобикирхе), жилой дом на Крёпелинской улице, Керкхофхаус, городские ворота (Каменные и Крёпелинские)
  • Шверин — Шверинский собор
  • Штральзунд — Старый город (в списке Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО), церковь Св. Николая, ратуша, церковь Св. Марии, церковь Св. Якова, монастырь Св. Иоанна, Вульфламхаус, монастырь Св. Екатерины
  • Висмар — Старый город (в списке Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО), церковь Св. Георгия (Георгенкирхе — нем. Georgenkirche), церковь Св. Николая, церковь Св. Марии, жилой дом «Старый швед», архиадиаконат, Водные ворота
Шлезвиг-Гольштейн и Гамбург[править | править код]
  • Цисмар — Цисмарский монастырь
  • Ойтин — церковь Св. Михаила
  • Фленсбург — церковь Св. Николая
  • Гамбург — церковь Св. Петра, церковь Св. Екатерины, церковь Св. Якова
  • Любек — Старый город (в списке Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО), церковь Св. Марии, ратуша, Любекский собор, Голштинские ворота, Крепостные ворота, церковь Св. Петра, церковь Св. Якова, церковь Св. Эгидия (Эгидиенкирхе — нем. Aegidienkirche), церковь Св. Екатерины (Катариненкирхе — нем. Katharinenkirche), Госпиталь Святого Духа, Крепостной монастырь, монастырь святой Анны, Канцелярия
  • Мельдорф — церковь Св. Иоанна
  • Шлезвиг — Собор Св. Петра
Бранденбург, Берлин и Саксония-Анхальт[править | править код]
  • Бад-Вильснак — церковь чудодейственной крови Св. Николая
  • Берлин — церковь Св. Марии, церковь Св. Николая, Серый монастырь
  • Бранденбург-на-Хафеле — церковь Св. Екатерины, Собор Свв. Петра и Павла
  • Корин — Коринский монастырь
  • Доберлуг-Кирххайн — монастырь Добрилугк
  • Франкфурт-на-Одере — церковь Св. Марии, ратуша
  • Хафельберг — собор Св. Марии
  • Ютербог — ратуша, монастырь, цистерцианский монастырь в ютербогской Цинне
  • Клостер-Ленин — монастырь Ленин
  • Пренцлау — церковь Св. Марии
  • Зальцведель — церковь Св. Марии, церковь Св. Екатерины, бывшее здание ратуши в Старом городе, городские укрепления (Каменные и Нойпервские ворота)
  • Штендаль — церковь Св. Марии, собор Св. Николая, ратуша, городские укрепления (Тангермюндские и Инглингские ворота)
  • Тангермюнде — ратуша, церковь Св. Стефана, городские укрепления
Нижняя Саксония и Бремен[править | править код]

Дания[править | править код]

Швеция[править | править код]

Финляндия[править | править код]

Эстония[править | править код]

  • Тарту — собор, церковь Св. Иоанна

Латвия[править | править код]

Литва[править | править код]

Костёл Святой Анны

Польша[править | править код]

Белоруссия[править | править код]

Россия[править | править код]

Калининградская область[править | править код]
Кафедральный собор Кёнигсберга
  1. ↑ «квадр» — отёсанный каменный блок
  • Hans Josef Böker. Die mittelalterliche Backsteinarchitektur Norddeutschlands. Darmstadt 1988. ISBN 3-534-02510-5
  • Gottfried Kiesow. Wege zur Backsteingotik. Eine Einführung. Monumente-Publikationen der Deutschen Stiftung Denkmalschutz, Bonn 2003, ISBN 3-936942-34-X
  • Angela Pfotenhauer, Florian Monheim, Carola Nathan. Backsteingotik. Monumente-Edition. Monumente-Publikation der Deutschen Stiftung Denkmalschutz, Bonn 2000, ISBN 3-935208-00-6
  • Fritz Gottlob. Formenlehre der Norddeutschen Backsteingotik: Ein Beitrag zur Neogotik um 1900. 1907. Nachdruck der 2. Auflage, Verlag Ludwig, 1999, ISBN 3-9805480-8-2
  • Gerlinde Thalheim (Redaktion) et al. Gebrannte Größe — Wege zur Backsteingotik. 5 Bände. Monumente-Publikation der Deutschen Stiftung Denkmalschutz, Bonn, Gesamtausgabe aller 5 Bände unter ISBN 3-936942-22-6
  • B. Busjan, G. Kiesow. Wismar: Bauten der Macht — Eine Kirchenbaustelle im Mittelalter. Monumente Publikationen der Deutschen Stiftung Denkmalschutz, 2002, ISBN 3-935208-14-6 (Bd. 2 der Gesamtausgabe der Ausstellungskataloge Wege zur Backsteingotik, ISBN 3-935208-12-X)

Русская псевдоготика — Википедия

О неоготической архитектуре за пределами России см. неоготика.
Чесменская церковь (1777-1780) — пример свойственной екатерининской эпохе условной стилизации под готику.

Псевдого́тика, ложная готика или русская готика — условные наименования различных межстилевых и внутристилевых предромантических и романтических течений в русской архитектуре петровской, екатерининской, николаевской и александровской эпох, основанных на свободном сочетании элементов западноевропейской готики, византийской архитектуры и московского барокко с новациями работавших в этих стилях архитекторов. Русская готика появилась позднее становления неоготического направления в архитектуре стран Западной Европы (с середины, а в ряде случаев с начала XVIII века), и, в отличие от неоготики, с подлинным средневековым зодчеством русская готика имеет мало общего. В отечественной историографии конца XX — начала XXI века в связи с развитием общей теории стиля вместо термина "псевдоготика", имеющего негативные коннотации, исследователи предпочитают названия типа: романтическое внутристилевое течение такого-то стиля [1].

Екатерининская псевдоготика: романтическое течение в русской архитектуре XVIII века[править | править код]

В России ХVIII—XIX вв. готическими называли любые старые памятники — древнерусской архитектуры XV—XVI вв., здания XVI—XVII вв., например колокольный храм «Иван Великий» в Московском Кремле (1505—1532) или храм Покрова, что на рву (собор Василия Блаженного, 1555—1561). Основателем романтического течения в эпоху Екатерины Великой многие историки архитектуры считают Василия Ивановича Баженова. Выдающийся русский зодчий завершал образование во Франции. По возвращении в Россию потерпел неудачу с «Проектом Кремлевской перестройки» (превращения Московского Кремля в «Новый Форум» в классицистическом стиле).

По проекту В. И. Баженова построена церковь в селе Быково под Москвой (1789). Овальная в плане, с двумя симметричными башнями со шпилями и стрельчатыми арками, она отражает новые романтические тенденции в русской архитектуре екатерининского времени. Таковы же «готические фантазии» Баженова и причудливая архитектура Петровского подъездного дворца близ Москвы (1775—1782) работы последователя Баженова, М. Ф. Казакова. Петровский дворец в плане представляет собой типично классицистическое сооружение, восходящее к типу палладианской виллы, но одетое в фантастический костюм из сочетания древнерусских и готических элементов. В том же 1775 г. Екатерина II поручила Баженову устроить ее загородную резиденцию к югу от Москвы «в мавритано-готическом вкусе». Баженов в проекте усадьбы Царицыно как бы фильтрует «готику» сквозь классицизм, добиваясь эффекта сказочного миража, декорации, изящной метафоры (аналогично «сельскому стилю» в итальянской архитектуре XVI в.). Баженовская архитектура действительно «прозрачна», сочетание красного кирпича и белокаменного узорочья роднит ее и с древнерусским зодчеством, и с венецианскими зданиями XV—XVI вв. (Баженов побывал в Венеции в 1764 г.). В «псевдоготике» XVIII в. не было и открытой оппозиции классицизму; с екатерининского времени это течение развивалось внутри классицистического стиля и имело «оттеняющую функцию». Аналогичным образом постройки Ю. М. Фельтена, Адмиралтейство В. И. Неелова в Царском Селе, баженовский дворец в Царицыно, «готические» парковые сооружения в российской провинции демонстрируют не готический стиль, а некую игровую декорацию без ясной стилевой ориентации. В. И. Баженов античную (классическую ордерную) архитектуру называл «прямой» и противопоставлял ее «готической» (древнерусской, романской и византийской), а в XVI-XVII веках, по мнению архитектора, возникает «изящная и легкая смесь прямой архитектуры и готической». Следовательно, баженовскую и фельтеновскую «неоготику» правильно рассматривать не в качестве самостоятельного неостиля, а как развитие и одновременно «внутристилевое противопоставление» [2].

В июле 1785 г. императрица прибыла с инспекцией, осмотрела почти законченный Баженовым дворец и приказала его разрушить. Она быстро покинула Царицыно и отбыла из Москвы. Позднее в письме Ф. М. Гримму объяснила свой гнев тем, что комнаты дворца были слишком «низки, залы темны, а лестницы узки». Решение Екатерины II объясняют и тем, что архитектор уравнял императрицу и наследника, нелюбимого сына Павла Петровича, сделав два дворцовых корпуса одинаковыми по размерам и отделке. Логично предположить, что на самом деле государыню насторожил архитектурный стиль (хотя ей понравились постройки на Ходынском поле и она сама «апробировала их чертежи»). В элементах декора царицынских зданий можно усмотреть масонскую символику. Политическая обстановка была такова, что в необычной архитектуре императрица почувствовала свободомыслие, опасность заговора, проявление духовной оппозиции. В это время российская самодержица была напугана последствиями французской революции и распространением масонских идей [3].

После того, как императрица забраковала баженовский проект, строительные работы в Царицыно продолжил в 1787—1793 гг. М. Ф. Казаков. В 1796 г., заняв престол, император Павел I распорядился прекратить все работы, и дворцы остались недостроенными. Казаков также является автором «Петровского подъездного дворца». Его ученикам Родиону Казакову и Алексею Бакареву[4][5] — принадлежат ранние попытки наложения готического декора на традиционную для православия форму крестово-купольного храма — соборный храм Зачатьевского монастыря и Ново-Никольский собор в Можайске. В конце 1780-х мода на готические мотивы проникает всё дальше в глубинку, на что указывают их неожиданные интерпретации в усадьбах Рязанской губернии — Красном, Баловневе и Вешаловке.

Скотный двор усадьбы Красное в Рязанской губернии (конец 1780-х) был стилизован под миниатюрную крепость, чтобы напоминать хозяину о военных подвигах его молодости.

При петербургском дворе в одно время с Баженовым мотивы готического зодчества разрабатывал Ю. М. Фельтен. Постройки Фельтена в северной столице — Чесменский дворец и церковь при нём, церковь Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове — далеки от московского барокко и ближе к ранним образцам западноевропейской неоготики. Но и они представляют собой, скорее, обобщенный образ некой идеальной ролмантической архитектуры.

С вступлением на престол Павла I стилизаторство в готическом духе получило новый импульс, ибо этот монарх стремился возродить в России идеалы средневекового рыцарства, став главой Мальтийского ордена. Свои резиденции он называл «замками», хотя они вполне соответствуют эстетике классицизма. Из построек павловской эпохи наиболее «готичен» Приоратский замок, но, будучи помещённым в контекст прочих садово-парковых павильонов Гатчины, он воспринимается как архитектурный каприз.

Екатеринская церковь в Московском Кремле (1808-1818, архитектор К. И. Росси).

Романтическая идеология и эстетика распространялась в России позднее, чем в странах Западной Европы и по этой причине не противопоставлялась отчетливо "запоздалому классицизму" и академическому искусству. При Александре I интерес к готике впервые распространяется за пределы узкого круга придворных: В. А. Жуковский знакомит русских читателей со страшными балладами в готическом духе, а А. А. Марлинский воспевает в прозе рыцарские турниры. Романтической литературой зачитывается вся дворянская Россия [6].

В 1804—1814 гг. в городе Можайске, к юго-западу от Москвы, строили новый собор в причудливом романтическом стиле по проекту архитектора А. Н. Бакарева. Красный фон стен собора с белокаменными деталями воспроизводит традиционное русское узорочье конца XVII в. Колокольня имеет ярусный древнерусский характер. В то же время в этом здании присутствуют элементы классицизма и готики. В 1809—1817 гг. также по проекту А. Н. Бакарева в Московском Кремле Карл Росси строил церковь Св. Екатерины Александрийской Вознесенского монастыря (1808, снесена в 1932 г.). Облик церкви кажется готическим, но это, скорее, результат фантазии, родившейся в результате стремления расширить границы традиционной классицистической архитектуры

Подобный характер получает «готика» в трактовке московского архитектора Михаила Доримедонтовича Быковского (1801—1885). В 1831—1839 гг. он перестраивал усадьбу Марфино под Москвой (имение Паниных, ранее Орловых). Архитектор возвел «готический» мост с крытой галереей, «готический» конный двор, похожий на сказочный замок. В основе проекта лежат не формы определенного стиля, а принцип живописной, «картинной» композиции, последовательно разворачивающейся в пространстве и раскрывающей элементы разных неостилей, восходящих к романике, английской готике, итальянскому Возрождению. Стиль усадьбы Марфино можно именовать и неоготическим, и неоренессансным, и русским. Сочетание древнерусского узорочья, славянского орнамента, килевидных и стрельчатых арок не выглядит эклектикой, поскольку они объединены единым композиционным пространством романтического мышления художника. Такие памятники демонстрируют не готический стиль, а некую игровую декорацию без ясной стилевой ориентации.

Проектируя собор и колокольню для Ниловой пустыни (на острове Столбный, озеро Селигер) Росси, создатель «русского ампира», обратился к средневековой архитектуре. В храме классицистический портик сочетался с шатрами и стрельчатыми окнами, напоминающими одновременно и западноевропейскую готику, и древнерусские шатровые храмы, и царицынские фантазии В. И. Баженова (проект не осуществлен). В 1822 г. стрелку Елагина острова в Петербурге Росси планировал завершить в готическом стиле, притом, что главное сооружение острова, Елагин дворец, незадолго до этого построен им же в палладианском стиле (проект не был осуществлен). О. Монферран несколько позднее, проектируя увеселительные сооружения в Екатерингофе, также сознательно выбрал «готический стиль и легкий тип постройки». Однако при этом он стремился использовать узнаваемые формы готики ради художественной игры, превращения массы стены в некий мираж, легкую и воздушную ширму между внутренним и внешним пространством здания. Эта особенность станет впоследствии одной из основных в архитектуре эклектики середины и второй половины XIX в. [7].

"Русская готика" в период историзма и эклектики[править | править код]

В 1829 г. берлинский архитектор К. Ф. Шинкель по заказу императора Николая I создал проект церкви (домовой капеллы), также в готическом стиле. Здание на эффектном перепаде высот в парке Александрия возводили в 1829—1832 гг. А. Менелас и И. И. Шарлемань 1-й, ранее работавший с К. И. Росси. Готическая капелла в Александрии построена в виде замкнутого кубического объема с плоским перекрытием и восьмигранными башнями по углам. Такая композиция типична для английской готики; возможно, Шинкель выбирал прототип, ориентируясь на английский стиль «пейзажного» парка и Коттеджа.

В Зимнем дворце после пожара 1837 г. архитектор Александр Павлович Брюллов, брат знаменитого живописца, создал Александровский зал (проект 1838 г.), посвященный победе в Отечественной войне 1812 г. В его архитектуре сочетаются элементы западноевропейской готики, ампира и русской национальной символики. В 1831—1833 гг. А. И. Штакеншнейдер построил для графа А. Х. Бенкендорфа усадьбу Фалль под Ревелем (Таллинном) в подражание петергофскому Коттеджу (в том же 1831 г. началась перестройка усадьбы Марфино в «готическом стиле» архитектором М. Д. Быковским). В Парголове, к северу от Петербурга (с 1746 г. эта местность была во владении графов Шуваловых), Александр Павлович Брюллов в 1831—1840 гг. возвел церковь Св. Екатерины Александрийской (позднее освящена в честь Свв. апостолов Петра и Павла). Заказчица, владелица усадьбы, в память о своем втором супруге, швейцарце-кальвинисте графе Адольфе Полье, скончавшемся в 1830 г., выбрала готический стиль.

В 1847—1855 гг. архитектор Н. Л. Бенуа, назначенный в 1850 г. главным архитектором Петергофского дворцового правления, возвел в Петергофе здание дворцовых конюшен в «готическом стиле». До этого, в 1842—1846 гг. выпускники петербургской Академии художеств Н. Л. Бенуа, А. И. Кракау и А. И. Резанов занимались изучением и обмерами готического собора в Орвьето (Италия), который был ими выбран вместо обычных в те годы классицистических зданий как «ближайший» к русскому церковному зодчеству. В 1854—1857 гг. по проекту Н. Л. Бенуа возвели здание вокзала (ныне станция Новый Петергоф)[8]. Неоготический стиль входил в моду и в помещичьих усадьбах. Так, в усадьбе Марьино, к юго-востоку от Петербурга, в помещичьем доме, построенном в 1814—1819 гг. в классицистическом стиле (проект А. Н. Воронихина), в 1830-х гг. для новой хозяйки С. В. Строгановой архитектор П. С. Садовников оформил «готический кабинет» (не сохранился). Для этого интерьера в мастерской Э. Г. Гамбса, сына знаменитого мебельщика, изготовили «готический гарнитур» (ныне в экспозиции петербургского Эрмитажа). Там же, в усадьбе, по проекту Садовникова в 1828—1831 гг. возвели церковь Святой Троицы в неоготическом стиле.

В 1846 г. А. И. Штакеншнейдер построил в Знаменке (около парка Александрия в Петергофе) Готический домик, или Ренеллу (итал. аrenella – золотой песок). Дача, предназначавшаяся для великих князей Михаила Николаевича и Николая Николаевича (младших сыновей Николая I), располагалась на побережье Финского залива (не сохранилась). За образец по желанию заказчицы, императрицы Александры Федоровны, был взят замок «Четыре шпиля» (итал. Quattro Pizzi) в Палермо (о. Сицилия), где царская семья проводила зиму 1845 года. Оригинал ближе к мавританской архитектуре, но в России того времени считался «готическим» [9].

Особенно часто в неоготическом стиле оформляли интерьеры кабинетов, библиотек, ассоциирующихся с «древностью и таинственностью». В 1857 г. архитекторы И. И. Горностаев и В. И. Собольщиков оформили в средневековом стиле «Кабинет Фауста» в здании Публичной библиотеки в Санкт-Петербурге [10].

Неоготический стиль в архитектуре модерна[править | править код]

Увлечение неоготикой продолжалось и в период модерна, что объясняется усилением романтических настроений «на повороте столетий». В Зимнем дворце в 1894—1896 гг. по проекту А. Ф. Красовского для императора Николая II создали «готическую» библиотеку. В оформлении этого интерьера принимали участие мастера фирмы «Мельцер и К0». Роман (Роберт Фридрих) Федорович Мельцер, сын немецкого каретного мастера, был архитектором, рисовальщиком, проектировщиком мебели в разных неостилях. Мебель и шкафы резной работы, тисненую кожу для обивки стен библиотеки поставлял брат архитектора и совладелец фирмы Федор (Фридрих) Федорович Мельцер.

В 1890-х годах в Москве выдающийся архитектор русского модерна Ф. О. Шехтель осуществил ряд проектов в готическом стиле, в числе которых был необычный «готический особняк» особняк З. Г. Морозовой на Спиридоновке [11]. Для оформления интерьеров архитектор пригласил М. А. Врубеля. Интерьеры впечатляют «подлинностью Средневековья», хотя мы чувствуем, что это всего лишь игра.

  1. ↑ Устюгова Е. Н. Стиль и культура: Опыт построения общей теории стиля. — СПб. : Изд-во СПб. Ун-та, 2006. — 257 с.
  2. ↑ Хачатуров С. В. «Готический вкус» в русской художественной культуре XVIII века. - М.: Прогресс-Традиция, 1999. - С. 14
  3. ↑ Герчук Ю.Я. Проблемы русской псевдоготики XVIII века // Русский классицизм второй половины XVIII - начала XIX века. М.: Изобр-е искусство, 1994. С. 153-157
  4. ↑ Московская энциклопедия / С. О. Шмидт. — М.: Издательский центр «Москвоведение», 2007. — Т. I, Книга 1. — С. 116—117. — 639 с. — 10 000 экз. — ISBN 978-5-903633-01-2.
  5. Бакарев В. А. Где найдешь Москву другую?. — М.: Контакт-Культура, 2012. — С. 6—9. — 960 с. — ISBN 978-5-903406-32-6.
  6. ↑ Файбисович В. М. Об идеологических истоках александровской и николаевской неоготики // В тени "больших стилей". Материалы VIII Царскосельской научной конференции. СПб., 2002. С. 96-106
  7. ↑ Власов В. Г.. Неоготика / "Николаевская готика" // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VI, 2007. — С. 140-152,244-250
  8. ↑ Бартенева М. И. Николай Бенуа. - Л.: Стройиздат, 1985. С.45-78
  9. ↑ Кириченко Е. И. Русская архитектура 1830—1910-х годов. — М.: Искусство, 1982
  10. ↑ Борисова Е. А. Русская архитектура второй половины XIX века. — М.: Наука, 1979
  11. Нащокина М. В. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. — 3-е. — М.: Жираф, 2005. — С. 451, 468—469. — 536 с. — 2500 экз. — ISBN 5-89832-043-1.

Испанская готика — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 мая 2017; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 мая 2017; проверки требуют 2 правки.

Испанская готика — период и стиль в архитектуре Испании, имеющий отличия от готики других стран.

Обстановка, в которой развивалось искусство Испании в Средние века, была сложной. Первоначально на Пиренейском полуострове правили вестготы, ветвь более крупного народа — готов. По их имени и назван этот архитектурный стиль во всей Европе. Испанская готика имеет отличительные черты. Во-первых, влияние мавританского искусства. Во-вторых, для неё характерны многообразие, несмотря на общие черты. В период 12-13 веков происходила борьба за возврат власти с маврами (Реконкиста). До этого, в 11 в., в Испании господствовал романский стиль, а ему предшествовал астурийский (протороманский) стиль. Готика распространялась по Испании неравномерно. В Кастилии произведения готики появились уже в 13 в., в Каталонии — в 14-15 вв., а в Андалусию она проникла только во 2-й половине 15 в.

В то время многие мавританские учителя работали в Испании ( Мудехар), и его стиль также называли Мудехар. Конечно, они использовали арабские мотивы для украшения зданий. Готический стиль в Испании выражался главным образом в строительстве соборов, а также в архитектуре замков и общественных зданий. Готический стиль навеян французскими конструктивными моделями, хотя используется больше комнатных растений в немецком стиле. Корабли несколько шире, но сохраняют высоту готики. Например, собор Севильи достигает 36 метров в высоту, собор Паленсии - 43 метра, а собор Пальма-де-Майорка - 44 метра.

В интерьере множество часовен и алтарей с великолепным художественным оформлением. Окна очень высокие и большие, хотя их меньше, чем во французской готике.

Интерьер шёлковой биржи в Валенсии, Каталония (XV век).

В Каталонии сложился свой вариант готики. Сооружения в Каталонии отличаются большей пространственной свободой, широтой плана, преобладанием спокойных горизонтальных линий. Вместо острых готических крыш — плоские покрытия по уступам. Аркбутаны и контрфорсы не выступают наружу, а часто спрятаны внутрь.

Последовательность готических стилей в Испании[править | править код]

Определением стилей в испанской готической архитектуры заключаются в следующем. Даты являются приблизительными.

  • Всеобщая история искусств. Редакторы — Ю. Д. Колпинский, Е. И. Ротенберг, М.:"Искусство", 1962.
  • Архитектура Испании.

Пламенеющая готика — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Пламенеющая готика (фр. Flamboyant) — название, данное витиеватому стилю поздней готической архитектуры, популярному во Франции, Испании и Португалии в XV веке. В Англии мода на пламенеющую готику появилась и ушла во второй половине XIV века, а в XV веке главенствовал в основном готический «перпендикулярный стиль». В Германии в это же время царила «особая готика» (нем. Sondergotik).

Этот стиль произошёл от лучистой готики и был отмечен ещё большим вниманием к украшениям.

Название пламенеющей готики происходит от похожих на языки пламени узоров орнаментов и сильному удлинению фронтонов и вершин арок. Часты орнаменты в форме «рыбий пузырь». Стиль мануэлино в Португалии и позднеготический стиль исабелино в Испании в конце XV века и начале XVI века стали ещё более экстравагантными продолжениями этого архитектурного стиля.

  • Церковь Сен-Маклу (Сен-Мало), Руан, Франция
  • Собор св. Вульфрама, Абвиль, Франция
  • Собор Святого Николая, Фрибур, Швейцария
  • Поперечные нефы (трансепты) кафедрального собора Нотр-Дам (фр.)русск. де Санлис, Франция
  • Кафедральный собор в Мулене, Франция
  • Миланский собор, Милан — редкий образец пламенеющей готики в Италии
  • Башня Сен-Жак (бывшая колокольня церкви Сен-Жак-ла-Бушери), Париж, Франция
  • Севильский кафедральный собор, Севилья, Испания — в частности, «пламенеющий» свод
  • Костёл святой Анны, Вильнюс, Литва
  • Шартрский собор, Шартр, Франция — шпиль северной башни
  • Собор Нотр-Дам в Эврё, Франция — северный трансепт
  • Собор Святых Петра и Павла в Нанте, Франция
  • Кох В. Энциклопедия архитектурных стилей. Классический труд по европейскому зодчеству от античности до современности / Пер. с нем. Л. И. Кныша. — М.: Бертельсманн Медиа Москау, 2006. — 528 с. — ISBN 3-577-10480-5 (на нем. яз.). — ISBN 5-88353-214-4 (на рус. яз.).

About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *