Готический стиль википедия: Готика — Википедия – Готическая архитектура — Википедия

Южная готика — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 31 декабря 2018; проверки требуют 6 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 31 декабря 2018; проверки требуют 6 правок.

Южная готика (англ. Southern Gothic) — литературный жанр, развившийся в США в первой половине XX века (в период т. н. «южного ренессанса») и вобравший в себя многие элементы классической готической литературы (склонность к макабрическому, гротескному, иногда мистическому), но при этом неразрывно связанный с бытом и традициями американского Юга. В отличие от традиционного готического романа, где основной целью является создание соответствующей атмосферы, нагнетание «ужаса», для южной готики характерен повышенный интерес к религии, а также включение в повествование элементов южного фольклора, обращение к социальным проблемам (расизм, нищета, насилие), мотивы отчуждения и безумия; герои южноготического романа — глубоко повреждённые, несущие на себе бремя вины или отчуждения персонажи, место действия — американская глубинка, часто характеризующаяся как «обнищавшая» и «запустелая».

  • Фолкнер, Уильям (1897—1962)
  • Колдуэлл, Эрскин (1903—1987)
  • Уэлти, Юдора (1909—2001, сама Уэлти просила не относить её творчество к жанру «южной готики»)
  • Уильямс, Теннесси (1911—1983)
  • Перси, Уокер (англ.)русск. (1916—1990)
  • Маккалерс, Карсон (1917—1967)
  • Дикки, Джеймс (1923—1997)
  • Капоте, Трумен (1924—1984, ранние работы)
  • О’Коннор, Фланнери (1925—1964)
  • Ли, Харпер (1926—2016)
  • Маккарти, Кормак (род. 1933)
  • «Сарторис», «Шум и ярость», «Когда я умирала», «Свет в августе», «Роза для Эмили», «Авессалом, Авессалом!» Уильяма Фолкнера
  • «Табачная дорога», «Божья делянка», «Поклонись восходящему солнцу» Эрскина Колдуэлла
  • «Сердце — одинокий охотник», «Отражения в золотом глазу», «Участница свадьбы» Карсон Маккалерс
  • «Голуби преисподней» Роберта Говарда
  • «Орфей спускается в ад», «Трамвай „Желание“», «Лето и дым»,«Татуированная роза»
    Теннесси Уильямса
  • «Другие голоса, другие комнаты» Трумена Капоте
  • «Мудрая кровь», «Хорошего человека найти нелегко» Фланнери О'Коннор
  • «Убить пересмешника» Харпер Ли
  • «Хранитель сада», «Тьма снаружи», «Дитя Бога» Кормака Маккарти

Готическая нотация — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Готическая нотация (нем. Hufnagelschrift, букв. «письмо подковными гвоздями») — система невменно-линейной нотации, получившая распространение в Германии и контролируемых ею землях в XII—XVI вв.

Образец ранней готической нотации (Riesencodex, Висбаден, f.471r; ок. 1190 г.): Хильдегарда. Антифон «O pulchre facies». Красный подзаголовок De virginibus («О девственницах») указывает литургические место антифона в оффиции. Красная линейка обозначает высоту ключа F. Набор букв euouaе (Seculorum amen) после антифона — так называемая дифференция псалмового тона, для плавной стыковки распеваемого с этим антифоном псалма

Готическую нотацию называют также «немецкой хоральной нотацией» в связи с тем, что с её помощью нотировался «хорал» (Choral, в смысле gregorianischer Choral, григорианский хорал). В Германии готическую нотацию также называют «письмом подковными гвоздями» (нем. Hufnagelschrift), что связано с формой характернейшей графемы этого вида нотации, вирги (лат. virga, здесь — одиночная нота), визуально напоминающей подковный гвоздь (нем. Hufnagel). «Готической» она называется по аналогии с латинским готическим книжным письмом примерно того же времени (XII–XV вв.).

Готическая нотация обычно рассматривается как разновидность невменной из-за набора графем, функционально и генетически связанных со старинными немецкими (санкт-галленскими) невмами IX-XI вв. (систематику этих невм см. в статье Невменная нотация). В то же время, поскольку невмы готической нотации посажены на линейки нотоносца (как правило, используются четыре линейки, реже пять) с ключами C и F, её следует считать и разновидностью линейной нотации. Таким образом, верно обозначить тип готической нотации как невменно-линейный, как и типологически (но не графически) родственную ей квадратную нотацию[1].

Образец зрелой готической нотации (Карлсруэ, Landesbibliothek, XIII или XIV в.). Показано начало оффиция на первое воскресенье Адвента: антифон «Ecce nomen Domini», инвитаторий «Regem venturum», антифон «Hora est jam nos de somno surgere» и респонсорий «Aspiciens a longe ecce». В росписи буквицы "A" респонсория изображён папа Григорий Великий с голубем (на плече), символизирующим Дух Святой

В памятниках готической нотации (благодаря линейкам и ключам) высота звука уверенно расшифровывается. Ритм (как и в большинстве других невменных памятников) не нотируется и не расшифровывается.

Как и для книжного письма, для готической нотации характерны написание с изломом и подчеркнутое различие между жирными и волосяными линиями. Нотные рукописи писались под диагональным наклоном пером с косым срезом, вследствие чего нотные головки приобретали вид скошенного ромба (с XIV в. правильную ромбовидную форму получили головки семибревиса и более мелких длительностей в системе мензуральной нотации). Штили невм внизу (например, штиль вирги) по этой же причине также характерно скошены.

Готическая нотация применялась для записи церковной монодии, позже — также для светской монодии. (Поскольку ритм в этой системе записи не нотировался, готическая нотация непригодна для фиксации многоголосия.) Была особенно распространена с XIII в. на севере и востоке Германии, в Нидерландах и в отдельных литургических центрах Скандинавии, а также в восточноевропейских землях, находившихся в сфере немецкого влияния (Чехия, Моравия, Польша, Венгрия, Прибалтика).

Ранние примеры готической нотации — 77 распевов и литургическая драма «Ordo virtutum» Хильдегарды Бингенской, которые сохранились в двух рукописях XII в. — из Бельгии (Dendermonde. Abb. Benedict. 9, ок. 1163–1175) и Германии (Wiesbaden. Hessische Landesbibl. 2, ок. 1180–1190; из-за своих размеров последняя получила название Riesencodex, т.е. «гигантский кодекс»). В готической нотации зафиксирована музыка (в рукописи, составленной ок. 1300) Нейдхарта фон Ройенталя, а также других немецких миннезингеров.

Некоторые графемы готической нотации (простые и составные невмы, конъюнктура и лигатуры) показаны в нижеследующей таблице:

07-gothic-table.jpg
  1. ↑ Квадратная нотация сформировалась тоже в XII в. во Франции, распространилась затем в Англии и странах Южной Европы.
  • Stäblein B. Schriftbild der einstimmigen Musik // Musikgeschichte in Bildern III,4. Leipzig, 1975.

Готическое письмо — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Латинская Библия (1407, Англия) Страница нидерландско-немецкого словаря (1759). Нидерландский текст набран антиквой, а немецкий — готическим шрифтом
О письме готского языка см. готское письмо

Готи́ческое письмо́ — семейство почерков латинского письма эпохи Средневековья. Было распространено в ряде европейских стран с середины XII до XVII века.

С началом книгопечатания появились наборные готические шрифты — знаменитая Библия Гутенберга была набрана вариантом текстуры. В Италии первые печатные книги с готическим шрифтом появились в 1473 году (это были сочинения Хуана де Торквемады и Роберто Караччоло)

[1].

Само название (от «варварского» народа готов, в действительности не имевшего прямого отношения к этому шрифту) было предложено в XV веке деятелями итальянского Возрождения, считавшими такие шрифты «варварскими» и противопоставлявшими их древнеримской письменности, что послужило толчком к разработке новых шрифтов, напоминающих древнеримское начертание. Так появилась антиква, которая в романских и восточноевропейских западнохристианских странах на замену готическому письму была принята сразу, однако у германских народов (а также у народов, находившихся под культурным доминированием последних — финнов, эстонцев, латышей и т. д.) по тем же причинам стала применяться фрактура, представлявшая собой дальнейшее развитие готического письма, при этом фрактура чётко противопоставлялась антикве как иная система письменности. Встречающиеся в немецком тексте отдельные слова из латинского и романских языков долгое время (примерно до второй половины XIX века) набирались в антикве, тогда как слова из германских языков, как и основной текст — в гарнитуре фрактура или швабахер. (Ср. применение азбуки катакана в японском письме). Польские и венгерские имена, названия и неосвоенные заимствования оформлялись ломаным шрифтом со вставкой национальных букв (как правило, по техническим причинам — из антиквы). В дальнейшем отказ от фрактуры был связан отчасти с буржуазными революциями — голландцы отказались от фрактуры во время нидерландской революции, англичане и шотландцы окончательно в ходе английской революции, шведы во время «эры свобод» в середине XVIII века, в Норвегии и Дании фрактура частично применялась до конца XIX века, в Германии господствовала до середины XX века, хотя антиква активно использовалась с конца XIX века.

С XVI века готическое письмо постепенно вытеснялось шрифтами на основе антиквы, близкими к современным; дольше всего (до 1918 и отчасти до 1945) готический шрифт сохранялся в Германии и в Латвии (латышский язык официально был переведён с готического шрифта на антикву в 1926 году, а немецкие издания в Латвии и Эстонии продолжали печататься готическим шрифтом и после этого). Готические шрифты широко употреблялись в Германии до начала XX века, но некоторые из них были запрещены во времена Третьего рейха в 1941 году

[2]. Сейчас шрифты на основе готического начертания используются в декоративных целях, а также для некоторых математических обозначений.

Готические шрифты

Общий вид готических символов определяется использованием в качестве пишущих приборов гусиных перьев, обрезанных по диагонали. Пишущая кромка в большинстве случаев располагается под углом 45° к базовой линии строки. Буквы расположены очень плотно, и ширина межштриховых промежутков близка к ширине штрихов — это объясняется необходимостью экономии дорогостоящего пергамента (отсюда английское название готического письма: англ. blackletter). Широко используются лигатуры и сокращения.

Надпись готическим шрифтом в немецкой военной базе

Основные разновидности готического письма:

  1. текстура (нем. Textur, лат. textualis) — острое письмо;
  2. фрактура (нем. Fraktur) — острое письмо с ломаными очертаниями;
  3. швабахер (нем. Schwabacher) или бастарда — ломаное письмо с округлёнными очертаниями некоторых букв;
  4. ротунда (итал. rotunda или круглоготическое нем. Rundgotisch) — переходный вид письма от готического к антикве;
  5. куррент — готический курсив; с начала XX в. в качестве стандартного готического курсива принят шрифт Зюттерлина.

Элегантный готический аристократ — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Готический аристократ вместе с готик лолитой

Элегантный готический аристократ или Goshikku Kei (англ. Elegant Gothic Aristocrat, EGA) вместе с Элегантной Готической Лолитой (EGL) является частью японской готической моды. Термин «Изящный готический аристократ» был первоначально придуман Мана, модельером и одним из самых известных японских гитаристов, и изначально использовался для именования его моделей одежды в магазине Moi-même-Moitié. EGA получил широкое распространение в Японии 1990-х, наравне с Visual Kei и его подвидом Коте. В конечном счёте, стиль стал более доступным, когда ведущие магазины начали продавать одежду в стиле EGA. В наше время этому стилю в одежде часто следуют фанаты Visual kei, радикального готического направления и музыканты таких групп как Versailles, Lareine, GPKism и люди, принадлежащие к готической субкультуре.

Стиль подражает романтическому восприятию мужской моды XVII—XVIII веков в высших слоях Европы, с акцентом на элегантность и манерность в поведении. Часто используются элементы ретро такие как: классический костюм (времён викторианской эпохи), цилиндр, рубашки с жабо, длинные плащи дорогого покроя и т. д. Во внешности же носящего часто преобладают метросексуальные элементы, длинные волосы и обилие косметики. От готической моды стиль перенял такие символы как кожаные штаны, символ анх и некоторые другие элементы готической субкультуры.

Так же бывают другие разновидности стиля Аристократ:

  • Эротический (Ero) аристократ: Преобладание элементов акцентирующих внимание на андрогинном идеале красоты, и меньшее влияние готической моды.
  • Сладкий аристократ: Противоположный готическому аристократу образ, если EGA в основном базируется на «взрослых» элементах одежды, то это направление больше акцентируется на подростковом варианте аристократической моды, с преобладанием радостных и ярких цветов.

Готы — Википедия

Го́ты (готск. 𐌲𐌿𐍄𐌸𐌹𐌿𐌳𐌰, Gutþiuda; лат. Gothi, Got(h)ones, — Гутоны; др.-греч. Γόθοι, Gonthi)[1] — древнегерманский союз племён. С II века н. э. до VIII века н. э. играл значительную роль в истории Европы. Это было объединение германских племён, вероятно, скандинавского происхождения, говоривших на восточногерманском готском языке (для которого епископ Ульфила в IV веке н. э. разработал готское письмо). В первые века нашей эры они начали путь от Скандинавского полуострова и постепенно расселились к Северному Причерноморью и реке Дунай, достигнув аванпостов Римской империи. В IV веке среди готов распространилось христианство.

Готы сформировались в Скандинавии, в области, которую Иордан называет Скандза (вероятно, полуостров Сконе).

Вместе с тем, Иоанн де Галонифонтибус в книге «Познание мира» отмечал следующее: «Готы претендуют на происхождение от шотландцев и говорят как англичане»[2]. Вероятно, автор этих строк сравнил название готов с древним названием шотландцев — скотты.

Во II веке н. э. при короле Бериге они переправились через Балтийское море и заняли низовья Вислы, где встречаются археологические памятники Вельбарской культуры (Иордан именует эту область Готискандза). Вытесненные готами с территории современной Польши вандалы и руги начали движение на юг, заставляя местное население смещаться в сторону Средиземноморья. Отсюда — первый натиск варваров на северо-восточные границы Римской империи, который она ощутила при Марке Аврелии (II век н. э.).

Пятый после Берига король готов Филимер[3] привёл их в земли гетов и скифов (Приднепровье). Согласно Иордану, готы от берегов Вислы достигли северного побережья Чёрного моря, расселившись между Днепром и Азовским морем. Это единственное, что известно о приходе готов в Северное Причерноморье из письменных источников. По ареалу памятников черняховской культуры область расселения готских племён к IV веку простиралась от Северского Донца на востоке до Карпат и нижнего Дуная на западе.

На территории нынешней Украины возникло готское государство Ойум[4] Письменные источники по истории Ойума — «Гетика» Иордана и скандинавские саги (в первую очередь, «Сага о Хервёр»), которые повествуют о борьбе готов с гуннами. Столицей единого готского государства в скандинавском фольклоре считался город на Днепре — буквально Данпарстад. В саге о Хервёр столичным назван «речной дом» — Археймар.

Около 230 года н. э. готы спустились в Причерноморье. Когда с готами впервые столкнулись римляне, они уже разделились на две ветви — восточную (остготы) и западную (вестготы). К числу готских племён относились также скиры, таифалы и крымские готы, от которых позднее отделились готы-трапезиты Тамани.

«Вестготские короли», картина испанского художника Алонсо Кано, XVII век

Готы первыми из германских племён приняли христианство (арианского толка). Готская Библия — первый литературный памятник на германском языке; одновременно это и первый переводный германский письменный памятник. На сегодняшний день известны лишь отдельные фрагменты этого перевода. Тем не менее, с точки зрения филологии (как литературоведения, так и сравнительно-исторического языкознания) он уникален и ценен. Этот перевод был осуществлён в IV веке н. э. арианским епископом Ульфилой.

Во времена Ренессанса готы рассматривались гуманистами как носители варварского начала, повинные в разрушении античной цивилизации. До появления термина Средние века всё германско-варварское в европейской культуре обозначалось эпитетом «готический». Отсюда происходят термины готика и готический шрифт, хотя соответствующие явления к готам прямого отношения не имеют.

Славяне переняли из готского языка множество слов — «хлеб» (гот. 𐌷𐌻𐌰𐌹𐍆𐍃, hlaifs), «котёл» (гот. 𐌺𐌰𐍄𐌹𐌻𐍃, katils), «блюдо» (гот. 𐌱𐌹𐌿𐌸𐍃, biuþs «стол»), «купить» (гот. 𐌺𐌰𐌿𐍀𐍉𐌽 или *𐌺𐌰𐌿𐍀𐌾𐌰𐌽, kaupon или *kaupjan), «верблюд» (гот. 𐌿𐌻𐌱𐌰𐌽𐌳𐌿𐍃, ulbandus), сиять (гот. 𐍃𐌺𐌴𐌹𐌽𐌰𐌽, skeinan «светить, блестеть»), чехол (гот. 𐌷𐌰𐌺𐌿𐌻𐍃, hakuls «плащ»), хлев (гот. 𐌷𐌻𐌰𐌹𐍅, hlaiw «могила»), буква (гот. 𐌱𐍉𐌺𐌰, boka «буква, книга»), «художник» (от гот. 𐌷𐌰𐌽𐌳𐌿𐌲𐍃, handugs «умный, мудрый») и др. (подробнее см. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера). На преемство по отношению к готам претендовали шведские короли («короли шведов (свеев), готов и вендов»), потомками вестготов считала себя испанская знать.

  • Gothi // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке, Л. Георгиевского, Ф. Зелинского, В. Канского, М. Куторги и П. Никитина. — СПб., 1885.
  • Айбабин А. И. Этническая история ранневизантийского Крыма /А. И. Айбабин. — Симферополь: Дар, 1999. — 475 с.
  • Акунов В. В. Готы. — М.: Вече, 2018. — 544 с.— (Всемирная история). — ISBN 978-5-4444-2047-8.
  • Браун Ф. А. Готы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Браун Ф. А. Разыскания в области гото-славянских отношений. — СПб.: Тип. Императорской Академии Наук, 1899. — Т. I. Готы и их соседи до V века. Первый период: готы на Висле.
  • Буданова В. П. Готы в эпоху великого переселения народов. — М.: Наука, 1990. — 232 с. — ISBN 5-02-009015-8.
  • Вольфрам Хервиг. Готы. От истоков до середины VI века (опыт исторической этнографии). — СПб.: Ювента, 2003. — 654 с. — ISBN 5-87399-142-1.
  • Ганина Н. А. Крымско-готский язык. — СПб: «Алетейя», 2011. — 288 с.
  • Заморяхин А. Готы Северного Причерноморья III—IV вв. в дореволюционной отечественной историографии (недоступная ссылка) // Исседон: альманах по древней истории и культуре. — Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. ун-та, 2003. — Т. 2. — С. 171—183.  (Проверено 22 сентября 2011)
  • Иоанн де Галонифонтибус. Книга познания мира. — Сведения о народах Кавказа : [1404 г.]. — Баку: Элм, 1979.
  • Кузнецов А. Е. История готов. — М.: ИП «Т. А. Алексеева», 2017. — 230 с. — ISBN 978-5-905221-03-3.
  • Нефёдкин А. К. Готы. Первая полная энциклопедия. — М.: Эксмо; Яуза, 2017. — 288 с. — (Лучшие воины в истории). — ISBN 978-5-699-98294-3.
  • Пиоро И. С. Крымская Готия. Очерки этнической истории населения Крыма в позднеримский период и раннее средневековье. — Киев: Лыбидь, 1990. — 200 с.
  • Скардильи П. Готы: язык и культура. — СПб.: Филологический факультет Санкт-Петербуржского государственного университета, 2012. — 388 с.
  • Фадеева Т. М., Шапошников А. К. Княжество Феодоро и его князья. — Симферополь: Бизнес-Информ, 2005. — 280 с.
  • Шор Т. У. Глава IV. Юты, готы и норманны // Происхождение англосаксонской расы = Origin of the Anglo-Saxon Race: A Study of the Settlement of England and the Tribal Origin of the Old English People. — Лондон, 1906. — С. 49—65.
  • Tucker, Spencer (англ.)русск.. A Global Chronology of Conflict: From the Ancient World to the Modern Middle East (англ.). — ABC-CLIO, 2009. — ISBN 978-1851096725.
  • Wolfram, Herwig (англ.)русск.. The Roman Empire and Its Germanic Peoples (англ.). — University of California Press (англ.)русск., 1997. — ISBN 978-0520085114.

About Author


admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о