Готика средневековья – Готический стиль (архитектура) — это… Что такое Готический стиль (архитектура)?

Готическая скульптура — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 мая 2013; проверки требуют 22 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 мая 2013; проверки требуют 22 правки.

Готическая скульптура представляет собой как пластическое искусство Средневекового периода c середины XII и по XV век включительно, так и соответствующие произведения искусства, являющиеся частью архитектурных сооружений, созданных в готическом стиле. Готический скульптурный стиль берёт своё начало во Франции. Первыми работами в этом направлении считаются статуи портала базилики в Сен-Дени (1137 год) и Шартрского собора. Затем он распространяется по всей Европе и популярен вплоть до начала Нового времени, когда на смену готике приходит искусство Возрождения, ориентирующееся на традиции античности.

Во Франции к моменту возникновения готического стиля скульптуры ваялись из каменных блоков, оставаясь в то же время их частью; отдельно, самостоятельно «стоящих» статуй не создавалось. Лишь к началу XIII столетия начинается достаточно медленное развитие пластического мастерства в направлении ваяния отдельных фигур с пропорционально переданными членами. Тело не скрыто в обязательном порядке под одеждами, покровы подчёркивают его формы. Мастера экспериментируют в целях придания своим произведениям больше жизни и подвижности. Так, глубокие или скомканные складки на платье у статуй подчёркивают порывистость движения, резкость при повороте.

Испанская готическая скульптура ориентировалась на французскую и имела с ней много общих черт. В отличие от неё в Италии сложилась самостоятельная готическая школа пластики. Здесь скульптура больше не связана в обязательном порядке с архитектурными решениями, она служит более созданию декора в помещениях и открытых пространствах (городские площади, парки). Итальянская школа всё менее связана с византийским искусством, и всё более ищет для себя образцы в античности.

В Германии к началу XIII столетия работают преимущественно скульпторы и зодчие, прошедшие обучение у французских мастеров. Здесь предпочитают установку статуй во внутренних помещениях зданий. Одним из ярчайших представителей раннегерманской готической пластики является т. н.

Бамбергский мастер, скульптурные фигуры которого имеют крепкие тела и менее выразительные лики. В то же время в Германии существовали и иные течения в готическом зодчестве — например, у скульптур, украшающих Страсбургский собор взгляд привлекают в первую очередь мастерски выполненные головы статуй, тела же их менее искусны. Пик развития готической скульптуры в Германии приходится на начало XIV столетия. Связано это было кроме прочего с распространением в этой стране мистических учений Хильдегард фон Бинген и Генриха Сузо, а также с последствиями страшной эпидемии чумы, поразившей Европу в середине XIV века. Наиболее популярными темами в готической скульптуре того времени было изображение измученного страданиями, израненного Распятого. На севере Германии уже на исходе готического периода распространяется тип скульптурного изображения «прекрасной Мадонны». Он представляет Деву Марию с младенцем на руках, при этом особое внимание уделяется отделке её богатого платья. Сама Мария представлена в виде чувственной, юной и прекрасной девушки.

Готика в архитектуре средневековой Европы

На смену художественному романскому стилю, господствовавшему в Западной Европе вплоть до XII века, пришел более зрелый вид искусства - готика. Имеющее итальянское происхождение название стиля переводилось как "нечто варварское, непривычное".

Краткая характеристика готического стиля в архитектуре

Готическая архитектура имеет свои определенные характерные черты, которые можно выразить тремя словами: город, карнавал, рыцарство. Устремленными вверх соборами заканчивались узкие улочки, в широких окнах появились синие стекла и драпировка. Основными цветами этого стиля считаются синий, желтый и красный. Готике присущи стрельчатые линии, своды, образующиеся из двух пересекающихся дуг и ребристо повторяющиеся линии. В плане все здания приобрели прямоугольную форму. Они украшались переходящими в столбы стрельчатыми арками. Каменные конструкции стали каркасными, ажурными, они как будто специально подчеркивали скелет сооружения. Вытянутые вверх окна украшались разноцветными витражами, а верх здания зачастую был украшен небольшими декоративными круглыми окошками. Стрельчатые арки дверных проемов имели ребристую структуру, а сами двери делались из дуба. Готика в архитектуре читалась даже в элементах интерьера: высокие залы строились длинными и узкими. Если же они были широкими, то по центру непременно выстраивался ряд колонн, выполненные из дерева стеновые панели, кессонный потолок либо веерные своды с опорами. Всё это - готика.

Готические соборы Европы

Готическая архитектура Средневековья - это, в первую очередь, храмы, церкви, соборы и монастыри, ибо само готическое искусство было очень религиозно по тематике и обращалось к вечности и высшим божественным силам. Для того чтобы ощутить величие этих построек, рассмотрим несколько самых ярких представителей готического искусства, самых знаменитых европейских соборов.

Сердце Вены. Австрия. Собор святого Стефана

Выстроенный на руинах двух церквей, он пережил много войн и сегодня является символом свободы для всех горожан.

готика в архитектуре

Кафедральный собор Бургоса. Испания

Средневековый собор, построенный в честь Девы Марии, знаменит своими поистине гигантскими размерами и уникальной архитектурой.

готическая архитектура

Франция. Реймс. Реймсский собор

Именно здесь были официально коронованы все французские монархи.

готическая архитектура средневековья

Италия. Милан. Миланский собор

Это нереально большой и исключительно сложный готический собор. Он расположен на главной площади Милана и является одним из самых знаменитых архитектурных творений Европы. Готика в архитектуре Миланского собора поражает воображение даже самого сурового скептика своей нереальной красотой и великолепием.

готика в архитектуре

Испания. Севилья. Севильский кафедральный собор

На момент строительства был самым большим в мире. Построенный на месте исполненной величия мечети Альмохады, он сохранил в себе колонны и некоторые её элементы, а служившая в свое время минаретом, украшенная орнаментом и богатыми узорами знаменитая башня Хиральда была преобразована в колокольню.

готика в архитектуре

Англия. Йорк. Йоркский собор

Строительство здания было начато в 1230 и закончено в 1472 году, поэтому готика в архитектуре этого собора включает все этапы своего развития. Йоркский собор считается одним из двух самых больших и величественных готических соборов наряду с собором в Кёльне (Германия) в Европе. Он знаменит своими красивейшими оконными витражами.

готика в архитектуре

Франция. Париж. Собор Парижской Богоматери

Нотр-Дам де Пари, пожалуй, самый известный французский готический собор со свойственной стилю архитектурой, скульптурами и витражами. 2 декабря 1804 года в его стенах был коронован на императорский трон сам Наполеон Бонапарт.

готика в архитектуре

Германия. Кёльн. Кёльнский собор

Строительство собора велось более 600 лет. Высота этого поистине гигантского сооружения - 157,4 метра. Уже на протяжении многих веков он является символом города и главным храмом архиепископии Кёльна.

готика в архитектуре

Италия. Флоренция. Санта-Мария-дель-Фьоре

Это одно из красивейших зданий Флоренции, его внешние стены облицованы мраморными панелями разных цветов: белого, розового, зеленого. Но больше всего поражает своими размерами огромный кирпичный купол.

готика в архитектуре

Франция. Шартр. Шартрский собор

готика в архитектуреФранцузская готика в архитектуре этого собора сохранилась практически идеально, большинство его оригинальных витражей остались практически нетронутыми с начала XIII века.

Готическая архитектура Средневековья и ее особенности

Готическое искусство пришло на смену романскому. Само по себе слово «готика» является синонимом слову «варварство». Таким определением обычно называли стиль средневекового искусства, который не являлся интересным для современников того времени и не соответствовал определенным традициям и особенностям стиля античности.
Хронологической границы между предшествовавшим романским и наступившим готическим стилем практически не заметна. Готика отличается наиболее высоким интересом к проявлению чувств и экзальтации.

12 век является расцветом для романского стиля, а также толчком для дальнейшего развития совершенного иного, со своими характеристиками и идеалами, готического стиля. Историки выделяют 3 стадии готики:
1. ранняя;
2. зрелая;
3. поздняя
Развивалась готическая архитектура Средневековья в странах, в которых господствовало христианство. Соборы, построенные в этом стиле, отличались огромными размерами, которые устремлялись ввысь, а внешне строение украшали декоративная каменная резьба и живописно расписанные витражи. Все это вызывало у верующих людей очень сильное эмоциональное волнение.
Готическая стилистика встречалась во всех архитектурных постройках того времени, это были и светские здания, и мосты, и различные укрепления. Обычно от главной городской площади расходилось множество улочек в разных направлениях, вдоль которых очень часто строились небольшие здания, не более трех этажей, которые имели высокие фронтоны.
Вокруг городов строились мощные возвышавшиеся ввысь стены, а замки превращались в огромные крепости.
Большинство городов строилось по одному типу: в центре возводился собор, который был для всех горожан культурным центром. В нем, в зависимости от случая, проходили различные собрания, богослужения и праздники. Постройкой соборов в те времена занималась не только церковь, но и общины профессиональных ремесленников.
Чаще всего храмы и другие наиболее важные постройки строились на средства самих горожан. Обычно несколько поколений занимались финансированием одного собора. Постройки в готическом стиле очень сильно отличались от построек, построенных в романском стиле. Они были более вместительными, высокими и с большим количеством декораций.
Городской пейзаж стал стремительно меняться на фоне живописных соборов. Городские дома также стали возводить остроконечными и стремящимися ввысь. Подобный стиль архитектуры с религиозной точки зрения объяснялся стремлением души к небесам. Массивная каркасная система и реберные стрельчатые своды с крестами, которые выкладывались из камня, были основным отличием готического стиля от романского.
Нервюры или каркасные арки, которые появлялись на пересечении крестовых сводов, в зрелой готической архитектуре были связующим звеном между опорами пролетов центральных и боковых нефов.
Дематериализация формы является самой главной особенностью и отличительной чертой готической архитектуры. При входе в храм, перед взором человека представало множество тонких колонн, которые устремлялись вверх, а на верху они превращались в пучок с еще более тонкими ребрами. Казалось будто они парят в воздухе. Внутренняя отделка собора была очень похожа на кружево из камня.
В готической архитектуры фасады всех зданий обычно украшены фиалами, узорными вимпергами, краббами и стрельчатыми арками. А различные статуи представляют собой различные сюжеты заимствованные из Священного писания, в виде реальных персонажей и образов.
В это же время происходит некоторое усложнение и изменение в процессе синтеза искусств. Это отчетливо проявляется в скульптурах, если в романском стиле они были статичными, то в готическом, они становятся динамическими и, как бы, взаимодействуют друг с другом.
Архитектура зрелой готики продолжает устремление ввысь. Ярким примером построек тех времен служит Реймский собор.
В дальнейшем продолжается развитие сюжета в готическом искусстве и скульптуре. Наиболее распространенным среди сюжетов является «Страшный суд». Все больший интерес проявляется к человеку и его духовной жизни.
Химеры и многие другие фантастические чудовища, как и в романском стиле, очень популярны.
Во времена правления готики в архитектуре были созданы такие известные скульптуры как: статуи собора Шартре, образ самого Христа на соборе в Амьене и многие другие.
В период поздней готики особое распространение получили алтари в виде скульптур, которые украшали собой интерьеры и отличались скульптурами из позолота и дерева, а также темперной живописью. В миниатюрах стало проявляться движение к передаче объема и пространства. Значительно увеличивается количество новых построек, таких как ратуши, городские ворота и цеховые здания.

Портрет Средневековья — Википедия

Портрет Средневековья, портретное искусство Средних веков — определенная стадия в истории развития портретного жанра, проявившаяся в потере им реалистичности и проявлении бо́льшего интереса к духовности изображённых.

В портретах раннехристианской эпохи долго сохраняются реминисценции античного реализма. Позднее — в каролингскую и романскую эпоху — окончательно стираются грани между иконой и портретным образом. В период зрелого Средневековья начинается обратный процесс: в произведения готики начинает возвращаться натурализм, который заложит основы развития Возрождения.

Император Феодосий II — скульптура византийского императора V века относится к последнему периоду развития римского скульптурного портрета и явственно демонстрирует черты, которые будут актуальны в портрете средневековья — потеря портретного сходства, акцент на глаза, так как они отражают духовную жизнь

Идеология[править | править код]

Средневековое искусство не знало портрета в современном значении этого понятия, то есть «жизненно достоверного изображения индивидуального человеческого лица». В отличие от мастеров Древнего Египта, античности или позднейшего Нового времени, средневековые художники не преследовали задачу живого сходства образа с оригиналом. Принцип «подражания натуре» был чужд эстетической природе Средних Веков. Но, как пишет Виктор Гращенков, не следует рассматривать это время как «перерыв» в эволюции портретного жанра. В Средневековье портрет все же нашел своё (достаточно скромное) место, и выражался в достаточно скромных и условных формах. Этот портрет кажется схематичным, что вызвано иной эстетической задачей мастеров, для которых материальный мир с его индивидуальными формами не обладал важностью и оставался всего лишь отражением, тенью мира сверхчувственного. В своих вещах средневековые мастера стремились к абсолюту и подражали не природе, а предвечному образу человеческой красоты. Помимо буквального смысла всякое изображение имело и иносказательное значение.

Так как человек был сотворен «по образу и подобию Божьему», индивидуальный облик любого на земле был результатом случайного — и поэтому второстепенного отклонения от высшего идеала, вызванного первородным грехом. Поэтому художник, изображая человека, стремился передать не то, что отличает одного человека от другого телесно, а изобразить то общее, что является типическим для всех людей вообще, объединяя их в духовной сущности и приближая к первообразу, задуманному Богом. «Изображение человека подчинялось представлениям средневекового представления и существенно отличалось от понимания личности в искусстве нового времени. Главное различие состояло в том, что индивидуальное, неповторимое в человеке менее всего находило отражение в его в образе. Художник стремился запечатлеть не „бытовое“, „обнаженное“ лицо, а „измененное, преображенное“[1], запечатленное в своем, „как бы идеальном вневременном состоянии“[2]. Кроме того, отдельный человек интересовал художника не столько сам по себе, сколько как представитель определенной ступени феодальной иерархии. Индивидуальность оказывалсь для мастера полностью подчиненной тому нормативному идеалу, который соответствовал социальному положению[3]».

Средневековый художник нуждался в достаточно ограниченном количестве изобразительных средств ради выполнения своей задачи — «отразить многообразие, существующее в единообразии». Он не видел принципиальной разницы в изображении умерших святых или своих современников, они лишь в духовной иерархии занимали разные места[4].

Изображая лицо, средневековый мастер пользовался стереотипом, выработанным раз и навсегда, внося в него по мере работы незначительные изменения, которые были необходимы ему для конкретизации персонажей по сюжету. Стереотип этот (канон) обычно зависел не от художника, а от иконографической и живописной традиции собственно художественной школы. По мере роста индивидуального начала в творческом мышлении мастеров этот канон начнет все сильнее отражать персональный стиль художника[5].

По мере того, как Средневековье будет подходить к концу, а индивидуализм религиозного чувства будет искать в более прямом слиянии своей личности (личности заказчика) со священным образом, изображения человека будут становится все более «портретными», наделенными индивидуальными чертами.

Императрица Зоя
Отсутствие сходства[править | править код]
Христос, императрица Зоя и Константин IX Мономах. Мозаика на хорах Софии Константинопольской

По всем этим причинам «образ реальной человеческой личности утратил в средневековом искусстве жизненно полнокровную индивидуальность. Он почти растворился в иконной имперсональности, выражаясь в художественной форме, которую можно было бы определить как „символический портрет“». До появления определенного натурализма в искусстве готики, средневековые портреты были далеки от документальной достоверности. Индивидуальное начало проскальзывало в каноне, стереотипе лишь изредка, и то — едва уловимым намеком, условным обозначением.

Типы памятников[править | править код]

Церковь допускала изображение индивидуального человека только в двух случаях:

  1. Ритуальные: присоединенные к святым изображениям как память о каком-либо богоугодном деле
  2. Мемориальные: на надгробном памятнике

Портретное сходство в обоих случаях не преследовалось, изображение могло быть полностью условным и компенсироваться атрибутами или надписями.

В первой категории (вписанными в сакральное изображение) чаще всего встречаются образы императоров, королей и прочих монархов, а также духовных иерархов — пап и епископов; то есть верных защитников Церкви, донаторов (ктиторов) и ревнителей благочестия.

Примеры:

Христос коронует Рожера II, Марторана
  • Раннехристианская иконография: императоры, патриархи и придворные изображены рядом с Христом и святыми как соучастники священной литургии. Культ власти императора тесно спрягается с христианским культом, пока еще новым. (Мозаики Сан-Витале в Равенне, IV век).
  • Более поздний период: портреты властителей начинают занимать более скромное место в системе украшения храма, перемещаясь в нартекс, на хоры. Императоры начинают припадать к стопам Христа и святых, молясь о заступничестве. Другой вариант — портретные изображения монархов помещаются в церквях, чтобы напомнить прихожанам о божественном происхождении светской власти. В таких изображениях монарх получает корону из рук Христа, предстает перед ним со всей семьей (сицилийский король Рожер II в мозаиках Мартораны в Палермо, 12 век; императоры в Святой Софии, Константинополь; Ярослав Мудрый с семьей в Киевской Софии).
  • Изображения монарха вне связи с церковными образами. Подобные портреты всегда появлялись во время всплеска идеи Священной Римской империи и активизации культа императора (от Карла Великого до Фридриха II). Эта традиция восходит к системе прославления «великих мужей», существовавших и в античности. Использовалась она и понтификами: папа Лев Великий приказал написать «портреты» своих предшественников в Сан Паоло Фуори ле Мура, две аналогичные серии находились в базилике Святого Петра и еще одна в Латеранской базилике.
  • В отдельную группу можно выделить автопортреты мастеров, тоже достаточно условные. Чаще всего это иллюстрации в манускриптах, изображающих автора, преподносящего созданную им рукопись заказчику. Также известны более редкие примеры автопортретов, созданных скульпторами — мастерами-литейщиками (магдебургские мастера на Корсунских воротах Софии Новгородской, 12 век).

В готике портрет станет более цельным и успешным явлением. Искусству готики будет свойственен «натурализм» (по выражению М. Дворжака), что, разумеется, повлияет на изображение человека. Общей характеристикой искусства зрелой готики является интерес к жизненно-достоверной передаче облика человека[6].

Раньше всего этот натурализм проявится в круглой скульптуре. Примеры памятников:

  • Статуи Реймса, Шартра и Бамберга (2-я четверть XIII века)
  • 12 статуй основателей Наумбургского собора (сер. XIII века), которые, несмотря на то, что являются посмертными портретами, вполне реалистичны.

Надгробные памятники, с их жанровой особенностью, также давали возможность портрету сохраниться и развиваться.

Фридрих Веттинский Зигфрид III Эппенштейнский

Примеры изображений скончавшихся персон — обычно членов высшего клира — в форме рельефов или скульптур на алтарных гробницах датируются еще ранними или поздними Средними Веками: например, надгробие архиепископа Фридриха Веттинского (ок. 1152) в Магдебургском соборе, или то, где Зигфрид III Эппенштейнский (ум. 1249) (Майнцский собор) изображен коронующим двух уменьшенных в размере королей[7].

Средневековые надгробия (например, королевские в Сен-Дени), демонстрируют эволюцию: сначала фигуры покойных выполнялись с идеально условной трактовкой молодого лица в виде застылой маски, оживленной стандартной «готической улыбкой», безо всякого намека на портретное сходство. Но к концу XIII века положение начинает меняться. Исследователями выдвинуто предположение (не доказанное), что возможно, в это время скульпторы начали использовать посмертные маски (например, для статуи французской королевы Изабеллы Арагонской, Козенца; надгробие Филиппа Красивого, Сен-Дени, 1298—1307 гг.). Эта версия связана с тем, что в лицах начинает появляться определенная индивидуализация.

Зарождение настоящего портретного жанра происходит в период поздней готики благодаря духовному пробуждению Европы, которое началось в конце XII века. Этот процесс имел длительное развитие и привел к тому, что к XV веку, пока в Италии в основу культуры закладывались новые гуманистические представления о человеке, Северная Европа основывалась на Новом благочестии (Devotio moderna) северных мистиков.

Со временем готика проникла в Италию и сначала затормозила развитие Проторенессанса; затем ей удалось его обогатить. Одновременно с этим реалистические завоевания Джотто (в готизированной подаче сиенской и отчасти флорентийской живописи 2-й пол. XIV в.) проникли во Францию и другие заальпийские страны и были восприняты их искусством.

Поздняя готика испытывала кризис и глубокую потребность в переменах, поэтому активно восприняла реализм треченто. Если в зрелую готику все фокусировалось вокруг собора, в XIV веке начинается распад данного соборного единства готического стиля, помимо монументальных форм развиваются камерные жанры (особенно книжная миниатюра). Церковь и городская коммуна утрачивают руководящую роль в художественной жизни, которая переходит к светским государям[8]. Их резиденции становятся сосредоточием лучших творческих сил.

Основные центры[править | править код]

Маттео Джованнетти. «Св. Гермагор с донатором». 1345. Музей Коррер. Венеция

Папский Авиньон, где работало много итальянских художников, стал центром, откуда итальянское влияние распространялось по всей готической эпохе (Каталония, Северная Франция, Англия, Чехия, Ю. Германия). Влияние раннего итальянского треченто спорадически проявляется в живописи и миниатюре Северной Европы уже в 1-й трети XIV века, а деятельность Симоне Мартини, Маттео Джованнетти и других «авиньонцев» в 1340-е гг., где сложилась своя итало-провансальская школа, придает этому процессу итальянизации более широкое распространение.

Во 2-й пол. XIV века один из главных художественных центров Франции и вообще Северной Европы — Париж; затем с ним начинают соперничать Дижон и Бурж, резиденции королевских братьев, герцогов Бургундского и Беррийского. Там работают лучшие мастера, по большей части приезжие нидерландцы: Жан Бондоль, Андре Боневё, Жакмар де Эсден, Жан де Марвиль и др. Эти франко-фламандские мастера ассимилируют влияние итальянской (в первую очередь сиенской) живописи, и во 2-й пол. XIV века создают стиль «парижской школы», где соединены исконно французские черты, итальянские заимствования и художественные традиции с севера — Фландрии, Брабанта, Голландии, Рейна и проч.

Второй по художественному значению центр придворной культуры — Прага, столица Империи по решению Карла IV. Люксембургская династия была родня французам; при дворе работали итальянские, французские, чешские и немецкие мастера. Пражские миниатюристы и живописцы также испытали итальянские влияния (например, Томмазо да Модена, возможно, работал в Карлштейне). Затем пражская школа живописи распространила своё влияние на северо-запад (Вестфалия, Люксембург, Нидерланд, вплоть до Парижа, с особенной силой воздействуя на местные школы Южной Германии и Австрии — Нюрнберг, Мюнхен, Зальцбург, Вена, Тироль).

Важным звеном в этом круговороте международных художественных связей стал Милан, где с 1378 г. воцаряется Джан Галеаццо Висконти, расширяющий границы почти на всю Северную Италию и завязывающий тесные династические отношения с Валуа. В Милан приезжает множество мастеров, в свою очередь, ломбардская продукция широко проникает во Францию и Бургундию. В Милане возникает космополитическая придворная культура, в которой складывается искусство ломбардских художников, которое отличается жанровой интерпретацией светских сюжетов, наблюдением природы и животного мира. Ломбардцы внесли свежую натуралистическую струю в утонченный стиль франко-фламандской миниатюры нач. XV века[9].

Портрет итальянского средневековья (Проторенессанса)[править | править код]

Характеристика и памятники Северной Европы[править | править код]

Неизвестный художник. «Портрет Иоанна Доброго», ок. 1349. Самый древний из сохранившихся станковых портретов Рудольф IV в короне эрцгерцога. Первый в Западной Европе портрет в полуанфас

Кульминация позднеготического искусства — интернациональная готика. Эволюция позднеготического портрета происходит отчасти под итальянским влиянием, а также в тесной связи с развитием портретных изображений в пластике, которые уже прочно «стоят на ногах».

Профильные портреты в стиле Симоне Мартини, в первую очередь работы Маттео Джованнетти из Витербо, послужили прямым примером для художников северной готики. Это могли быть не только изображения донаторов и фрески, но и не дошедшие до нас станковые изображения. Стиль французского придворного портрета складывался под их влиянием. Первым образцом является портрет Иоанна II Доброго, написанный ок. 1360 г., как считается, Жираром Орлеанским (Лувр). По итальянской традиции фон золотой, изображение профильное и погрудное. Но он использует выразительный контур и тонкую проработку деталей лица, что передает сходство без идеализации — которая была так свойственна итальянским образцам. Он обнаруживает четкость и правдивую беспристрастность, которая станет программным принципом всего портрета Северной Европы.

Пока в итальянском портрете будет сохраняться связь со стилем и обобщенными формами фресок, французский портрет обнаруживает прямую зависимость с искусством готической миниатюры. Например, см. донаторские портреты Карла V и Жанны Бурбонской в монохромной композиции пером на шелке — «Норбоннском уборе», (ок. 1375, Лувр).

Мастер Теодорих (?). Вотивный образ архиепископа Яна Очко, фрагмент с изображением императора Карла «Уолтонский диптих»: король Ричард II со свв. Эдмундом Мучеником, Эдуардом Исповедником и Иоанном Крестителем предстоят перед Мадонной

Авиньонские портреты — лишь один из источников, которые подпитали готический станковый портрет. В этом жанре в поздней готике существовала потребность, и он появился бы и без итальянских влияний. Так, тогда же в кругу немецких и чешских мастеров возникает совсем иной тип станкового портрета — модель изображается не в профиль, а в три четверти. Первый пример — портрет эрцгерцога Рудольфа IV Австрийского (ок. 1365 г., Вена, Соборный и епархиальный музей). Неизвестный автор ориентировался на стиль пражского Мастера Теодориха (капелла замка Карлштейн, ок. 1365, где полуфигуры святых переданы в трехчетвертных поворотах). Такими же оказываются портреты императора Карла IV и его сына Вацлава на алтарном образе, заказанном архиепископом Яном Очко (ок. 1371—1375, Прага, Национальная галерея, приписывается Мастеру Теодориха)[10]. По-видимому, это решение портретной композиции возникло благодаря скульптуре.

Мастер Бусико. Карл VI, беседующий с канцлером Пьером Сальмоном в присутствии принцев. 1412. «Диалоги Пьера Сальмона», Женева, Публичная и университетская библиотека

В портрете эрцгерцога Рудольфа IV мастер пытается воспроизвести на плоскости трехмерное пространство с наивной непосредственностью, не зная правил перспективного сокращения. Построение носа и глаз примерно соответствует повороту головы, рот передан прямо, а корона — наложена аппликацией. Портрет производит впечатление увеличенной миниатюры.

Этот новый тип изображения потенциально обладает более широкими возможностями в передаче индивидуальности. Но на раннем этапе он остается примитивным, уступая в целостности традиционному профильному портрету. Оба варианта будут существовать на равных правах в живописи и миниатюре до 1-й четверти XV в., прервавшись только с победой реалистических принципов ars nova.

Портрет быстро обособляется в самостоятельный жанр в условиях придворной культуры. Он получает важную роль в частной и государственной жизни. Портреты собирают, посылают с посольствами дружественные дворы, они служат документами при заключении брачных контрактов. Кроме портретов Иоанна Доброго и Рудольфа, все другие произведения, упомянутые в источниках, не сохранились. Их утрата восполняется портретами в религиозных образах (например, «Уолтонский диптих» с портретом короля Ричарда II, ок. 1395, Лондон, Национальная галерея) и миниатюрах.

В миниатюрах портреты имели донаторский характер, а также включались в какую-либо светскую сцену. В них вырабатываются своеобразные композиционные приемы, которые затем окажут влияние на построение образа в станковых портретах. Гращенков предполагает, что появление во франко-бургундском портрете XV века профильных полуфигурных композиций, куда уже включаются руки, может быть объяснено использованием мотивов из миниатюр того времени со сценами придворной жизни[11]. В число таких произведений входят работы братьев Лимбург (в первую очередь их Великолепный часослов, 1413—1416) и миниатюры работы Мастера Бусико (1412, Женева). Характерный пример такой тенденции — миниатюры с изображением поднесений иллюминированных манускриптов художником или заказчиком королю или другому покровителю, а также сцены молитв и церковных служб. Любопытным примером светской сцены, содержащей портретное изображение заказчицы, является миниатюра «Карл Ангулемский и Луиза Савойская играют в шахматы» художника Робине Тестара.

Портреты франко-фламандского круга[править | править код]
Портрет Людовика II Анжуйского (неизв. худ., ок. 1412—1415, Париж, Национальная библиотека) Неизвестный художник франко-бургундского круга. Женский портрет, ок. 1410—1420. Вашингтон, Национальная галерея

Ряд портретов франко-фламандско-бургундского круга был создан в 1400—1420-е гг. (дошли в оригиналах и копиях). Все они являются профильными и написаны под воздействием братьев Лимбург и Жана Малуэля. В их числе немного особняком стоит акварельный портрет Людовика II Анжуйского (неизв. худ., ок. 1412—1415), который прямо продолжает «итальянизирующую» традицию парижской школы. Но реалистическая тенденция, заложенная Лимбургами, быстро растворяется в манерной готической стилизации художников двора Иоанна Бесстрашного — см. к примеру портрет самого герцога, сохранившийся в копии (Лувр): непропорциональная вытянутость фигуры, маленькая голова, манерный жест рук, отсутствие пространственной глубины, плоскость силуэта. Аналогично жеманен и изыскан каллиграфически стилизованный женский портрет из Вашингтона.

  • Неизвестный художник. Посмертный портрет Венцеслава Люксембургского, 1405—1415

  • Неизвестный художник XVI века. Копия с портрета герцога Иоанна Бесстрашного работы Жана Малуэля или одного из братьев Лимбургов (1405—1419). Лувр

Таким образом, портретная живопись в готическом искусстве Северной Европы формируется следующим образом: профильный портрет, первоначально воспринятый из Италии и связанный с донаторским образом в религиозной композиции, рано обосабливается в виде станковой картины. Миниатюры иллюминированных рукописей помогают сменить простое погрудное изображение на более сложную полуфигурную композицию (начало XV века). Но реалистические черты, вроде бы присущие такому типу портрета, не получают дальнейшего развития, поскольку остаются скованными рамками художественного идеала готики, а также феодальными представлениями. «Портретирование конкретного лица было ещё неотделимо от портретирования сана», пишет Гращенков[12].

Скульптурный портрет поздней готики в Северной Европе[править | править код]

Статуи Карла V и его жены Жанны де Бурбон, ок. 1375, Лувр Портрет Венцеслава Люксембургского. Петер Парлер и мастерская. Бюст в Соборе св. Вита, Прага Портрет Филиппа Смелого. Клаус Слютер. Шанмоль

Произведения портретной пластики возникают одновременно с живописными в 1470-80-е в Париже, Праге и Вене, но, в отличие от последних, они были не интимными и камерными, а более официальными и репрезентативными (статуи Карла V и его жены, ок. 1375, Лувр; статуи Амьенского собора, 1373-75; статуи австрийских эрцгерцогов с южной башни Венского собора св. Стефана, ок. 1370-80, Вена, Музей города). Тут старая традиция «идеальных портретов» монархов из готической соборной пластики преломляется по новому, благодаря натуралистической портретности лиц изображенных (император Карл IV и его жена, 1370-80, церковь св. Марии в Мюльхаузене). Художниками достигается эффект «живого присутствия», который впоследствии повлияет на нидерландских живописцев XV века.

Особо стоит отметить серию бюстов в пражском Соборе св. Вита, выполненных Петером Парлером и его мастерской в 1379-86 гг. (включая его автопортрет). Они перекликаются с живописью мастера Теодориха и отличаются реализмом.

Еще отчетливей ведущая роль скульптуры в жанре портрета видна в бургундской пластике к. XIV-нач. XV века. Репрезентативные и натуралистические тенденции проявляются во всех видах скульптуры (надгробия, донаторские, светские статуи), и следующий качественный скачок происходит в творчестве Клауса Слютера, голландца, работавшего в Дижоне (Филипп II Смелый и его жена Маргарита Фландрская, портал церкви Шанмоль). Влиянию скульптурного портрета на живописный способствовало то, что в бургундской скульптуре было принято её тонко и натуралистически подкрашивать; кроме того, Ян ван Эйк и Робер Кампен будут опираться именно на скульптурные образцы, вырабатывая композиции портрета в фас и три четверти.

Портрет в фалеристике[править | править код]

Изображения правителей на монетах, известные в античности, в средневековье также отсутствуют. Рождение монетного изображения в Западной Европе связывается с монетой, вычеканенной Пандольфо Малатеста для города Брешиа уже только около 1420 года. Это было началом отхода от средневековой традиции воспроизведения при чеканке символического образа властителя и, как следствие, перехода к изображению конкретного лица[13].

Ян ван Эйк. Портрет Джованни Арнольфини

И в Италии, и на Севере между портретом XIV и XV века существует глубокое типологическое различие: первый развивается в рамках средневековой идеологии, сохраняется условность типизирующих стилевых принципов, хотя уже утрачена символическая имперсональность.

В XV веке складываются две самостоятельные художественные традиции европейского портрета[14]:

  1. итальянского Ренессанса
  2. северного ars nova, с обособлением затем трех ведущих национальных школ:
    1. нидерландской
    2. французской
    3. немецкой

В Нидерландах XV века бурное развитие городов и культуры, а также то, что придворные художественные центры с их изысканностью утратили своё значение, и мастера сосредоточились в городах, привело к активному развитию портретного жанра. Возникла масляная живопись. В 1420-30-е гг. у ван Эйка и Робера Кампена на основе реалистических тенденций франко-фламандской миниатюры начала XV века и бургундской скульптуре того же периода складывается новый тип реалистической картины[15]. Эта нидерландская живопись в 1-й пол. XV века станет решающим фактором развития стран Северной Европы, найдя отклик в германских, бургундских и французских центрах. К концу века в этих странах, а также в Испании, развиваются местные школы по примере нидерландской — наступает Северное Возрождение.

Готический доспех — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 октября 2018; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 октября 2018; проверки требует 1 правка. Готический доспех, Германия, Аугсбург, конец XV в. Мастер Лоренц Хельшмидт. Эрмитаж, Санкт-Петербург Низкая готика

Готический доспех — германский доспех второй половины XV века, характерной особенностью которого являются острые углы, особенно заметные на налокотниках, сабатонах (латной обуви) и перчатках, а также шлем — салад, в вариантах без гребня, очертаниями очень похожий на германскую каску.

Как правило, данный тип доспеха имел бросающееся в глаза гофрирование и рифление, которые повышали прочность доспеха в качестве рёбер жёсткости. Другой особенностью доспеха, которая не бросается в глаза, было то, что данный доспех был сконструирован так, чтобы обеспечить максимальную свободу движений, так, например, кираса имела конструкцию, позволяющую свободно сгибаться и разгибаться. Исключением были лишь полуперчатки-полурукавицы некоторых доспехов, лучше защищающие пальцы, чем перчатка, но более подвижные, чем рукавица, в которых большие фаланги четырёх пальцев руки состояли из одной рельефной пластины, при том, что остальные фаланги могли двигаться свободно [1].

Иногда данный тип доспеха называют германской готикой, а современный ему миланский доспех — итальянской готикой[2], на основании того, что за пределами Германии и Италии порой смешивали итальянские и германские части доспехов (особенно часто так делали в Англии), получая доспех, имеющий смешанные черты. Аргументом против такого использования терминологии является то, что миланский доспех существовал (с небольшими конструктивными изменениями) и до, и после готического доспеха (готический доспех существовал с середины XV века, и в первые годы XVI века — до появления максимилиановского доспеха, а миланский доспех с конца XIV века и продолжал носиться в начале XVI века)[1].

По стилю готический доспех делится на высокую и низкую готику, а также на позднюю и раннюю. Про некоторые заблуждения [3]:

  • Некоторые ошибочно полагают, что для готического доспеха характерно отсутствие набедренных щитков (tassets), но на самом деле это особенность наиболее известных образцов — существуют менее известные образцы готических доспехов, у которых tassets не утеряны.
  • Обычно считают, что для высокой готики обязательно обильное рифление, но встречаются образцы высокой готики, имеющие характерный силуэт высокой готики, но не имеющие рифления (в частности такие встречаются как среди выкованных Пруннером, так и среди выкованным Хельмшмидтом, которые были в то время одними из известнейших кузнецов-доспешников).
  • Поздняя готика и высокая готика — не одно и то же, дешёвые образцы поздней готики порой имеют признаки низкой готики.

Рыцарский готический доспех состоял из десятков элементов и весил 25-35 кг, его вес распределялся по всему телу, поэтому не мешал свободно двигаться рыцарю, также самостоятельно садиться на коня. Доспех практически не пропускал воздух, поэтому в нём было очень жарко и очень часто рыцари на полях сражений погибали не от полученных ранений, а от удушья. Некоторые части доспехов делались ламеллярными для большей подвижности. Однако ограниченная подвижность рыцаря в доспехах, не защищала его от удара копья, особенно от переломов шеи [1].

  • Доспех // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Бехайм Вендален. Энциклопедия оружия / Пер. с нем. А. А. Девель и др. Под ред. А. Н. Кирпичникова. — СПб.: Оркестр, 1995. — 576 с.: ил. — ISBN 5-87685-029-X.
  • Блэр Клод. Рыцарские доспехи Европы. Универсальный обзор музейных коллекций / Пер. с англ. Е. В. Ламановой. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2006. — 256 с.: ил. — ISBN 5-9524-2450-3.
  • Винклер П. П. фон Энциклопедия оружия с древнейших времен до начала XIX века. — СПб.: Ленинградское изд-во, 2009. — 432 с.: ил. — ISBN 978-5-9942-0420-7.
  • Ефимов С. В., Рымша С. С. Оружие Западной Европы XV—XVII вв. — Том 1. Доспехи, клинковое оружие, оружие на древках. — СПб.: Атлант, 2009. — 400 с.: ил. — Серия «Оружейная академия». — ISBN 978-5-98655-022-0.
  • Окшотт Эварт. Оружие и воинские доспехи Европы. С древнейших времен до конца Средневековья. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2009. — 704 с.: ил. — ISBN 978-5-9524-4069-2.
  • Функен Л., Функен Ф. Средние века. Эпоха ренессанса: Пехота — Кавалерия — Артиллерия / Пер. с франц. М. Б. Ивановой. — М.: ООО «АСТ»; Астрель, 2004. — 146 с.: ил. — Серия «Энциклопедия вооружения и военного костюма». — ISBN 5-17-014796-1.
  • Юлия Школьник. Рыцари. Полная энциклопедия. — Litres, 2017.
  • Оливер Хогг. Эволюция оружия. От каменной дубинки до гаубицы. — Litres, 2017. — 3657 с.
  • Государственный Эрмитаж (Руссиа), О. Э Михайлова, Б. А. Шелковников. Западноевропейское оружие XV-XVII вв. — Искусство, 1955. — 40 с.
  • Фрэнсис Келли, Рэндольф Швабе. История костюма и доспехов. От крестоносцев до придворных щеголей. — Litres, 2017.
  • Алексей Макаров. Оружие и войны, изменившие ход истории. — Litres, 2017.

About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *