Гвоздя не – Как правильно пишется: «не гвоздя не жезла» или «ни гвоздя ни жезла»

Как правильно пишется: "не гвоздя не жезла" или "ни гвоздя ни жезла"

Правильно пишется: ни гвоздя ни жезла

Русский язык постоянно обогащается новыми «крылатыми» выражениями, ведь жизнь не стоит на месте! Вместе с их появлением возникает и вопрос, как они должны выглядеть на письме. К примеру, как правильно пишется: «не гвоздя не жезла» или «ни гвоздя ни жезла»? Нужна ли в этом выражении запятая? А что оно вообще значит?

Так говорят друг другу автомобилисты, если хотят пожелать другу на колёсах спокойной дороги без проблем. «Ни гвоздя» – значит, что ни один гвоздь не проколет колёса, вообще не будет поломок. «Ни жезла» – работники ГИБДД не остановят машину, не оштрафуют, не найдут никаких нарушений.

Выражение это совсем молодое. Фраза появилась по аналогии с устойчивыми фразами в русском языке, где повторяется дважды «ни». Таких выражений масса, причём в них всегда употребляются дважды одинаковые части речи.

Подобное с глаголами:

  • ни убавить ни прибавить
  • ни мычит ни телится
  • ни пройти ни проехать

А вот похожее с существительными, наречиями, местоимениями:

  • ни пава ни ворона
  • ни складу ни ладу
  • ни ложки ни плошки
  • ни шатко ни валко
  • ни тот ни этот
  • ни туда ни сюда

Повторяющаяся два раза частица «ни» так популярна в русском языке, что с ней есть и более длинные устойчивые фразы:

  • ни в сказке сказать ни пером описать
  • ни в селе Селифан ни в городе Богдан

То, что в этом выражении надо употребить именно «ни», бесспорно. Причина такого написания – это устойчивый речевой оборот, то есть фразеологизм с дважды употребляемой частицей «ни». Фразеологизмов с двойной «не» в русском языке нет, есть только с единожды употреблённой, например:

  • не в коня корм
  • не ко двору
  • не в своей тарелке
  • не по зубам

Теперь – о наличии или отсутствии запятой в этой фразе. По идее, запятая нужна обязательно, ведь по правилам русского языка при повторе «ни» одинаковые члены предложения разделяются запятой.

У него нет ни денег, ни документов, как же он доберётся до дома?

Я не убиралась ни в доме, ни во дворе, была сегодня занята другими делами, извини!

Запятая в таких случаях ставится, но только когда двойную «ни» можно изъять из предложения, а смысл при этом не пострадает.

У него нет денег, документов.

Я не убиралась в доме, во дворе.

А вот во фразеологизмах «ни» убрать нельзя, иначе они станут бессмысленными.

Абсолютно во всех устойчивых выражениях с двойной «ни» запятую ставить не нужно, её наличие расценивается как ошибка.

Он совершенно ни к селу ни к городу упомянул свою первую жену.

Ни ответа ни привета от тебя не было столько времени, и ты требуешь к себе внимания после неожиданного приезда?

Желаю тебе ни гвоздя ни жезла, и чтоб всё время погода была хорошая и трасса прямая!

Что значит "ни гвоздя, ни жезла": значение и происхождение

Когда мы отправляемся в путешествие на машине, то очень переживаем. Еще бы, путь предстоит неблизкий, а подвохов на дорогах очень много. И тогда близкие желают нам удачи, счастливого пути и ни гвоздя, ни жезла.

Последняя фраза может удивить того, кто впервые о ней слышит. Поговорим о ее значении в статье.

Откуда словечки? С дороги

Как можно догадаться, столь своеобразное пожелание - это привет от автолюбителей. Кто из них оказался с хорошей фантазией, история умалчивает. Однако фраза быстро разлетелась среди автомобилистов и простых пешеходов. Стала сродни пожеланию "ни пуха, ни пера".

Почему, отправляя близкого в автомобильное путешествие, желают ни гвоздя тебе, ни жезла, ни поломки на пути? Это своего рода пожелание удачи, только более интересное по значению.

А знаете ли вы, что принято отвечать? "К гаишнику" - кричат автомобилисты. Совсем уж странно получается, не правда ли? Причем здесь гаишники, гвозди и жезлы? Сейчас разберемся.

Счастливого пути

По аналогии

Не зря мы упоминали выше о фразе "ни пуха, ни пера". Современный вариант про жезлы и гвозди - "правнук" привычного. Что значит "ни гвоздя, ни жезла?". Пожелание хорошей дороги.

Откуда пошло это пожелание - "ни пуха, ни пера"? И почему принято отвечать на него "к черту"?

Раньше люди верили в лесных духов. Эти духи были очень вредными созданиями и норовили обидеть человека. Особенно охотников они не любили. И, провожая мужа или сына на охоту, женщины тихонько шептали "ни пуха, ни пера". То есть желали вернуться с пустыми руками. Для чего это делалось? Считалось, что лесные духи знают о тех, кто собрался навестить их территорию. И сделают так, чтобы человек уж точно ничего не добыл, а еще и в лесу заплутал. Но есть у лесных бесплотных один нюанс: они все делают наоборот. Пойдет "неподготовленный" охотник в лес, они его без добычи оставят и закружат. А если ему кто-то плохой охоты пожелает, тогда духи назло желающему нагонят полный лес добычи.

Зачем же отвечать "к черту"? Чтобы уж наверняка без добычи не вернуться из леса.

Вернемся к тому, что значит "ни гвоздя, ни жезла".

Легкой дороги, чтобы и шины не проткнуть, и гаишника не повстречать, и доехать спокойно, без поломок и приключений.

Гвозди на дороге

Брод и вода

С фразой автомобилистов разобрались. Поговорим также о хорошо известной поговорке "не знаешь броду - не суйся в воду".

Что это значит? Если не знаешь, как правильно что-либо делать, лучше не берись. Посоветуйся с более опытными людьми, не постесняйся. Лучше спросить совета, чем сделать абсолютно не так, как нужно.

Как правильно: "не знаешь броду - не суйся в воду" или "не знаешь брода - не суйся в воду". Первый вариант верен.

Откуда пришла поговорка? Из старых времен. Если не знаешь, мелкая или глубокая река, не знаешь, как перейти ее, где нужное для этого место, нечего и лезть. Утонешь от собственной храбрости.

Резюмируем

Мы рассказали читателям, что значит "ни гвоздя, ни жезла". Это пожелание автомобилисту удачной дороги. Также рассмотрели значение поговорки "не знаешь броду - не суйся в воду". И поговорили о значении фразы "ни пуха, ни пера".

ГАИ за рубежом

Заключение

Теперь мы знаем, что значит "ни гвоздя, ни жезла". Не стоит удивляться, услышав эту фразу. Если есть близкий автолюбитель, то ему будет приятно услышать такое напутствие в дорогу.

что можно ответить на фразу "ни гвоздя, ни железа" спасибо??

есть фраза "ни гвоздя, ни жезла" - желают водителям. А про фразу "ни гвоздя, ни железа" не слышал никогда

Вощето "ни Гвоздя, ни Жезла! "

А "СПАСИБО " - недостаточно?

И вам шершавенькой!

Наверное "к черту"

И Вам того же и туда же.

«Оттого, что в кузнице не было гвоздя…»

Известное высказывание гласит: «Дьявол в мелочах». В любом деле самые незначительные детали и обстоятельства могут кардинально повлиять на ход событий. На войне это усугубляется тем, что за непредусмотренные мелочи порой приходится расплачиваться проигранными сражениями и человеческими жизнями. Наглядным примером может послужить инцидент, произошедший на немецкой подлодке U 625 в Атлантике и приведший к гибели её командира капитан-лейтенанта Ганса Бенкера. Причина была проста: в тот день в его кармане не оказалось обычного ножа — мелочи, которая могла бы сохранить ему жизнь.

3 января 1944 года в журнале боевых действий командующего подводных сил кригсмарине появилась следующая запись:

«U 625 атакована самолётом в квадрате BF4761 в 20:31 после того, как она доложила о возвращении на базу. В 05:32 от неё поступил новый доклад, в котором она сообщила, что командир и рядовой подводник 2 января упали за борт во время атаки самолёта. Командир не найден».

Штаб подводных сил не стал запрашивать подробности этого инцидента, предпочтя дождаться возвращения лодки, командование которой принял первый вахтофицер обер-лейтенант цур зее Курт Зурет (Kurt Sureth). 6 января лодка пришла во французский Брест, и Зурет написал обстоятельный рапорт о подробностях гибели своего командира. Командование подводными силами было ошеломлено нелепой ситуацией, которая привела к гибели опытного подводника капитан-лейтенанта Ганса Бенкера (Hans Benker).

​Один из «Либерейтеров» из 224-й эскадрильи Королевских ВВС во время обслуживания на аэродроме в местечке Бьюли, графство Хэмпшир, Англия. Снимок сделан за год до описываемых событий, в декабре 1942 года. Imperial War Museums - «Оттого, что в кузнице не было гвоздя…»
Один из «Либерейтеров» из 224-й эскадрильи Королевских ВВС во время обслуживания на аэродроме в местечке Бьюли, графство Хэмпшир, Англия. Снимок сделан за год до описываемых событий, в декабре 1942 года.
Imperial War Museums

Вечером 2 января 1944 года U 625 (тип VIIC) начала возвращение на базу после длительного пребывания в море. Её поход длился восемь недель, за время которых лодка входила последовательно в состав четырёх «волчьих стай», но не смогла добиться какого-либо успеха. Несмотря на то что U 625 считалась лодкой-ветераном, это был её первый поход в Северную Атлантику. До того момента Бенкер год действовал на Арктическом театре военных действий против полярных конвоев союзников и советского судоходства.

В 21:38 лодку, находившуюся в надводном положении, неожиданно атаковал большой четырёхмоторный самолёт, который осветил её прожектором и обстрелял из бортового вооружения. В ответ U 625 открыла огонь из зениток. Во время прохода над лодкой самолёт бомбы не сбрасывал.

​«Прожектор Ли», устанавливаемый на британских самолётах ПЛО, имел несколько разновидностей по размерам и типу установки. На «Либерейторах» он подвешивался под правой плоскостью крыла в специальной гондоле и имел диаметр 20 дюймов. Этот мощный прожектор был очень эффективен во время ночных атак на подводные лодки: при силе света в 90 миллионов свечей даже на дистанции в несколько сотен метров попадавший в его луч человек физически ощущал удар по глазам и надолго терял способность видеть. По краям механики протирают прожекторы, в центре один «Либерейтор» на ночном аэродроме, освещённый прожектором другого. Australian War Memorial - «Оттого, что в кузнице не было гвоздя…» «Прожектор Ли», устанавливаемый на британских самолётах ПЛО, имел несколько разновидностей по размерам и типу установки. На «Либерейторах» он подвешивался под правой плоскостью крыла в специальной гондоле и имел диаметр 20 дюймов. Этот мощный прожектор был очень эффективен во время ночных атак на подводные лодки: при силе света в 90 миллионов свечей даже на дистанции в несколько сотен метров попадавший в его луч человек физически ощущал удар по глазам и надолго терял способность видеть. По краям механики протирают прожекторы, в центре один «Либерейтор» на ночном аэродроме, освещённый прожектором другого.
Australian War Memorial

Стоит отметить, что нападавшему крепко досталось. По мнению американского историка К. Блэйра, лодку Бенкера обнаружил и атаковал британский «Либерейтор» пайлот-офицера Дж. Э. Эдвардса (P/O J.E. Edwards) из 224-й эскадрильи королевских ВВС. Во время атаки оборудованный «прожектором Ли» самолёт был повреждён ответным огнём, получил ранение стрелок-радист из его экипажа.

Судя по всему, для Бенкера это нападение в сумерках стало неожиданностью. U 625 имела станцию радиотехнической разведки «Наксос» (Naxos), но прибор не предупредил о том, что засёк работу вражеского радара. Согласно Блэйру, сразу после Эдвардса на место обнаружения субмарины прилетел второй «Либерейтор», пилотируемый флаинг-офицером Э. Алленом (F/O E. Allen) из этой же эскадрильи.

В этот момент события на мостике лодки развивались стремительно. В 21:40 Бенкер объявил тревогу. После крика командира из центрального отсека в рубку поднялись подводники, которые по цепочке стали передавать из внутренней «оружейки» на мостик боеприпасы для зениток.

​Цветное фото подлодки U 160, сделанное с борта U 177 во время встречи в Атлантике. В передней части рубки U 160 видна антенна раннего образца станции радиотехнической разведки «Метокс», прозванной подводниками «Бискайским крестом» - «Оттого, что в кузнице не было гвоздя…» Цветное фото подлодки U 160, сделанное с борта U 177 во время встречи в Атлантике. В передней части рубки U 160 видна антенна раннего образца станции радиотехнической разведки «Метокс», прозванной подводниками «Бискайским крестом»

После отражения атаки первого «Либерейтора» Бенкер приказал всем покинуть мостик и объявил срочное погружение. В этот момент в рубке возникла давка из подводников, подававших боеприпасы, и верхних вахтенных, спускавшихся с мостика вниз. Командир спустился в рубку последним и обнаружил, что рубочный люк закрыть невозможно, потому что мешает соединительный кабель антенны «Наксоса», спущенный с мостика в рубку.

Опытный Бенкер решения принимал быстро. Прокричав: «Продуть балласт!» — он распахнул люк и вскочил на мостик, чтобы убрать злополучную антенну вовнутрь. Однако из-за образовавшегося столпотворения в рубке последний приказ командира в центральном отсеке услышан не был, и лодка продолжала погружаться.

Оказавшись на мостике, Бенкер заметил приближающийся второй «Либерейтор» и прокричал в люк: «Воздух!» — давая сигнал к отражению атаки самолёта. Этот приказ командира был услышан, и наружу вылез один из сигнальщиков верхней вахты, торпедист Герман Вёпе (Hermann Wöpe). В этот момент до Бенкера дошло, что процесс погружения продолжается, и он принял единственно верное решение — захлопнуть люк снаружи. После этого командир и Вёпе бросились к зенитке, чтобы открыть огонь по самолёту.

​Слева лодка U 889, сдавшаяся канадским морякам 13 мая 1945 года, в Галифаксе. На фото запечатлён матрос канадского флота, осматривающий антенны системы обнаружения радиолокационного сигнала лодки. Последняя состоит из двух систем: FuMB-7 «Наксос» (длина волны 9 см, для обнаружения английских противолодочных РЛС Mk.III и h3S), а также FuMB-26 «Тунис» (длина волны 3 см, для обнаружения американских РЛС). Вся конструкция вращается в горизонтальной плоскости механическим приводом из радиорубки. Система не обладала водостойкостью, и при погружении наружная вахта должна была снимать антенны и уносить вниз. Рамочная антенна за матросом принадлежит радиопеленгатору УКВ-диапазона. Слева — цилиндрическая решётчатая антенна «Бали» для обнаружения сигналов ранних английских морских РЛС с длиной волны 1,5 метра. Справа мостик неизвестной немецкой субмарины. На снимке также хорошо видны антенны систем FuMB-7 «Наксос» и FuMB-26 «Тунис» с кабелем, который опускался вниз и через рубочный люк соединялся с прибором внутри лодки. На переднем плане антенна «Бали» - «Оттого, что в кузнице не было гвоздя…» Слева лодка U 889, сдавшаяся канадским морякам 13 мая 1945 года, в Галифаксе. На фото запечатлён матрос канадского флота, осматривающий антенны системы обнаружения радиолокационного сигнала лодки. Последняя состоит из двух систем: FuMB-7 «Наксос» (длина волны 9 см, для обнаружения английских противолодочных РЛС Mk.III и h3S), а также FuMB-26 «Тунис» (длина волны 3 см, для обнаружения американских РЛС). Вся конструкция вращается в горизонтальной плоскости механическим приводом из радиорубки. Система не обладала водостойкостью, и при погружении наружная вахта должна была снимать антенны и уносить вниз. Рамочная антенна за матросом принадлежит радиопеленгатору УКВ-диапазона. Слева — цилиндрическая решётчатая антенна «Бали» для обнаружения сигналов ранних английских морских РЛС с длиной волны 1,5 метра. Справа мостик неизвестной немецкой субмарины. На снимке также хорошо видны антенны систем FuMB-7 «Наксос» и FuMB-26 «Тунис» с кабелем, который опускался вниз и через рубочный люк соединялся с прибором внутри лодки. На переднем плане антенна «Бали»

Тем временем в центральном отсеке поняли, что что-то идёт не так: лодка погрузилась на 11 метров, но командира в ней не было. Второй вахтофицер обер-лейтенант цур зее Гюнтер Зайфарт (Günter Seyfarth) отдал команду на всплытие, после появления рубки над водой распахнул люк и выскочил на мостик. В этот момент позади и справа от лодки послышались крики Бенкера и Вёпе. Зайфарт отдал приказ дать полный ход и совершить резкий поворот вправо. После этого на мостик поднялся первый вахтофицер Зурет и принял командование лодкой. Вот как он сам рассказывает о предпринятой спасательной операции:

«На контркурсе я услышал впереди крики о помощи и взял курс на них. Я должен был отказаться от хода на электромоторах, так как снова прилетел самолёт типа “Ланкастер”.

Снова дал дизелям полный ход в направлении криков. Приблизительно в 200 метрах впереди с самолёта сбросили сигнальный буй, затем он исчез из поля зрения по курсу 270 градусов. Я кратковременно перешёл на ход на электромоторах, чтобы лучше слышать крики. С левого борта были слышны слабые призывы. Я взял курс на них. Однако сильный шум моторов приближающегося самолёта вынудил снова запустить дизели.

Над вероятным местом происшествия с самолёта во время второго пролёта сбросили две надувные одноместные резиновые лодки и четыре спасательных жилета. На корму и нос лодки было отправлено по одному человеку для наблюдения.

Самолёт пролетел снова, на этот раз близко, однако нас не заметил. Я вынужден был идти на дизелях, чтобы иметь возможность маневрировать при новом заходе самолёта. Поиск продолжился.

22:00. Впереди слева обнаружен сигнальщик верхней вахты, которого поднял из воды наблюдатель на носу лодки. Несмотря на внимательнейшее наблюдение с мостика, кормы и носа, командир так и не замечен. Видимость была хорошая, в воде хорошо были заметны предметы на расстоянии до 500 метров. Продолжили ход на дизелях с кратковременными остановками и переходом на электромоторы, чтобы прислушиваться. На неоднократные крики с мостика не было слышно никакого ответа. Кроме надувных лодок, ничего более не нашли. Так как больше ничего не было обнаружено, при необходимости ежеминутно считаться с угрозой с воздуха, я принял решение погрузиться.

Я предполагаю, что наш командир погиб смертью солдата прежде, чем мы достигли места происшествия. Мой вывод подтверждается словами торпедиста, ефрейтора Вёпе, который находился в воде на небольшом расстоянии от командира, когда они вместе звали на помощь. За короткий промежуток времени до его спасения он перестал слышать голос командира».

Ознакомившись с рапортом Зурета, начальник штаба Дёница контр-адмирал Эберхард Годт (Eberhard Godt) дал положительную оценку действиям офицера, удовлетворённый его действиями по принципу «сам погибай, а товарища выручай»:

«Первый вахтофицер справился со своими обязанностями; в частности, поиск командира и сигнальщика верхней вахты был квалифицированный. Спасение сигнальщика было хорошим результатом спасательной операции, особенно принимая во внимание постоянную угрозу с воздуха».

​Подводная лодка U 625 ненадолго пережила своего командира Ганса Бенкера. Уже следующий поход, десятый по счёту, стал для неё последним. 10 марта 1944 года субмарину потопила летающая лодка «Сандерленд» из 422-й эскадрильи Королевских канадских ВВС. На снимке позади рубки видны всплески от глубинных бомб, сброшенных с «Сандерленда», и фонтанчики от пулемётного огня, который ведёт хвостовой стрелок самолёта. Imperial War Museums - «Оттого, что в кузнице не было гвоздя…» Подводная лодка U 625 ненадолго пережила своего командира Ганса Бенкера. Уже следующий поход, десятый по счёту, стал для неё последним. 10 марта 1944 года субмарину потопила летающая лодка «Сандерленд» из 422-й эскадрильи Королевских канадских ВВС. На снимке позади рубки видны всплески от глубинных бомб, сброшенных с «Сандерленда», и фонтанчики от пулемётного огня, который ведёт хвостовой стрелок самолёта.
Imperial War Museums

Однако Дёниц и Годт были обеспокоены случившимся. «Наксос», как и его предшественник «Метокс», прозванный подводниками «Бискайским крестом», обладали одинаковым неудобством:

«Поскольку установка данной станции изначально не предусматривалась, антенна хранилась внутри прочного корпуса и при каждом всплытии выносилась на мостик вручную, после чего через рубочный люк пристыковывалась к приёмнику специальным кабелем. Время на срочное погружение соответственно возрастало».

Командование подводными силами было прекрасно осведомлено об этой специфической особенности прибора, но ситуации с человеческими жертвами и подлодкой, оказавшейся на грани гибели, ранее не фиксировались. Поэтому меры были приняты сразу. Рекомендации по предотвращению подобных инцидентов были весьма необычными. 11 января 1944 года штаб подводных сил разослал на все лодки радиосообщение-предупреждение за номером 76, в котором говорилось следующее (перевод Е. Скибинского):

«Во время подготовки к погружению при воздушной тревоге на одной из лодок антенна аппаратуры “Наксос” была забыта на мостике; при этом её кабель заблокировал рубочный люк и не дал его закрыть. Командир подал команду на продувание и выскочил на мостик. Его приказ был выполнен в центральном посту с запозданием, в результате чего лодка приняла воду через рубочный люк, который был захлопнут сверху, командира смыло за борт, поднять его не смогли.

Вывод: В случае, если кабель аппаратуры “Наксос” блокирует рубочный люк при погружении, само погружение прерывать не следует. Необходимо и далее прижимать рубочный люк, при этом кабель расплющит (подтверждено экспериментально). Также полезно выдавать рулевым в рубке ножи, которыми они смогли бы перерезать застрявший кабель и выбросить его на мостик».

Выходит, что за полтора года использования подлодками в боевых условиях антирадарной аппаратуры никто в штабе не догадался во избежание подобных ситуаций обеспечить подводников ножами. Командиру U 625 пришлось заплатить жизнью за то, чтобы такое решение было принято.

​Оставшиеся в живых подводники с потопленной U 625 связывают индивидуальные резиновые плотики вместе, чтобы не дать волнам разнести их в стороны. Увы, усилия моряков, с надеждой смотрящих в объектив, останутся тщетными — никто не переживёт шторма, который разразится следующей ночью. Imperial War Museums - «Оттого, что в кузнице не было гвоздя…» Оставшиеся в живых подводники с потопленной U 625 связывают индивидуальные резиновые плотики вместе, чтобы не дать волнам разнести их в стороны. Увы, усилия моряков, с надеждой смотрящих в объектив, останутся тщетными — никто не переживёт шторма, который разразится следующей ночью.
Imperial War Museums

В данном случае уместно вспомнить слова одного из героев известного фильма «Белое солнце пустыни»: «Кинжал хорош для того, у кого он есть, и плохо тому, у кого он не окажется… в нужное время». Инцидент с Гансом Бенкером же стал хорошим подтверждением старой истины о том, что на войне мелочей не бывает:

«Не было гвоздя — подкова пропала,

Не было подковы — лошадь захромала,

Лошадь захромала — командир убит.

Конница разбита — армия бежит!

Враг вступает в город, пленных не щадя,

Оттого, что в кузнице не было гвоздя!»

Автор выражает глубокую признательность Евгению Скибинскому за помощь в работе над статьёй.


Источники и литература:

  1. NARA T1022 (трофейные документы немецкого флота).
  2. Busch R., Roll H.-J. German U-boat Commanders of World War II – Annapolis: Naval Institute Press, 1999.
  3. Blair С. Hitler's U-boat War. The Hunted, 1942–1945 – Random House, 1998.
  4. Ritschel H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945. Band 12. Norderstedt.
  5. Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1–2 – Annapolis: Naval Institute Press, 1998.
  6. Морозов М. Нагирняк В. Стальные акулы Гитлера. Серия VII – М.: «Яуза-Эксмо», 2008.
  7. http://www.uboat.net.
  8. http://www.uboatarchive.net.
  9. http://historisches-marinearchiv.de.

About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *