Индуистский храм – Значение словосочетания ИНДУИСТСКИЙ ХРАМ. Что такое ИНДУИСТСКИЙ ХРАМ?

Индуистский храм — Википедия

Индуи́стский храм, или манди́р (санскр. मंदिर, mandira IAST, букв. «обиталище, жилище»), — место поклонения для последователей индуизма, понимаемое в качестве «дома Бога»[1]. Обычно используется специфически для духовной и религиозной деятельности. Индуистский храм является моделью вселенной, воспроизводя своим святилищем, башней, бассейном и высаженным деревом мировые пещеру, гору, океан и древо. Традиционные каноны по их строительству, проектировке и дизайну содержатся в особом классе индуистской литературы — Васту-шастрах («Манасара» и другие), вопросам пропорции и стандарты изготовления образов храмовых божеств (мурти) и иных скульптур, живописи и другим прикладным дисциплинам посвящены Шилпа-шастры[2][3][4].

В ведийский период вместо храмов сооружались жертвенные столбы (юпы) и алтари (веди[en]) с навесами. В дальнейшем, под влиянием движения бхакти и буддизма, появляются пещерные и иные крытые храмы[5]. Однако, тысячи древних храмов были разрушены во время исламского господства. Особо сильно пострадала Северная Индия, находившаяся под властью мусульман в период с 1200 по 1700 год. Только в Южной Индии некоторые наиболее важные храмы сохранились до нашего времени

[6][7].

Индуистские храмы известны под разными именами в различных частях света, в зависимости от языка, на котором говорит местное население. Слово «мандир» или «мандира» используется во многих языках, включая хинди, и происходит от санскритского слова мандира, что в переводе означает «дом» (подразумевается дом Бога). На тамильском языке храмы называются ковил (там. கோயில்), а также, в особенности в современной речи, алаям (там. ஆலயம்). Этимология данного слова: ко (там. கோ) означает Господь, и ил (там. இல்) дом, место обитания (помимо значения «дом Божий», этот термин может также означать «царский дом», так как ко (там. கோ) равным образом может означать «царь» или «Бог»). На языке каннада храмы называют деваштхана или гуди, на телугу гуди, девалаям или ковела, на бенгали мондир, и на малаялам кшетрам или амбалам. Тямские храмы именуются каланами.

Архитектура индуистского храма как часть индуистской архитектуры разнится в региональных стилях как в самой Индии, так и за её пределами. Основное деление проходит меж североиндийским стилем «Нагара»[en] и южноиндийским дравидийским стилем[en]. Но любой храм, как правило, состоит из следующих основных элементов. Важнейшая часть — кубическое святилище гарбхагриха («чрево храма»), в котором располагается алтарь с главным мурти храма; иногда под ней сооружается подземная гарбхагриха, полностью закрытая и недоступная. Над святилищем надстраивается башнеобразная округлая шикхара (на юге Индии — ярусообразная вимана[en], шикхарой в этом случае именуется её шлемовидное навершие). К святилищу примыкает антарала — небольшой притвор-вестибюль между святилищем и залом для молящихся, далее расположен сам колонный зал-мандапа, прихожая-ардхамандапа и портик. Помимо основного здания храм включает дополнительные мандапы — павильоны для паломников, служащие для танцевальных представлений дэвадаси, свадебных ритуалов, размещения статуй богов и т. д. Есть примеры особых танцевальных павильонов (

ната-мандиров), как в храме Cолнца в Конараке. Основными строительными материалами выступают кирпич и каменные блоки[8]. Частью храма является и бассейн (кунда) для омовений[9].

На юге Индии нередки обширные храмовые комплексы, включающие дополнительные храмы и мандапы, окружённые стеной, ворота в которых увенчаны высокими, нередко колоссальными, башнями — гопурами, визуально доминирующими над самим храмом, с цветистой лепниной, статуями божеств и масками-киртимукха[10][11].

Уникальность интерьера индуистского храма, это его высочайший синтез всех искусств. Синтетичность индуистской архитектуры проистекала уже из того факта, что в прежние времена к изучению архитектуры допускались лишь те ученики, кто в ходе многолетнего обучения уже в совершенстве овладел танцем, музыкой, живописью, скульптурой и иными прикладными искусствами. Как никакие иные культовые сооружения мира индуистский храм украшается скульптурами, скульптурными рельефами, рельефами, резным орнаментом, стены обычно покрыты росписями на мифологические темы

[12][13]. Внутри каждого храма обязательно присутствует мурти — скульптурное изображение того или иного божества. Пол может выстилаться коврами и циновками, но часто верующие сидят просто на полу (обувь оставляется у входа). Перед храмами либо внутри них обычно устанавливаются «дхваджа-стамбхи[en]» — колонны-флагштоки, часто с изображением лингама, священных животных и лампами наверху. При многих храмах хранятся «храмовые колесницы-ратхи[en]», используемые для праздничных процессий.

Мурти[править | править код]

Основной отличительной чертой индуистского храма является присутствие мурти, которому или которым и посвящён храм. Во время обряда освящения храма, Бога в одной из Его форм или дэва приглашают «воплотиться» в каменное, металлическое или деревянное мурти и начать принимать поклонение. Храм обычно посвящается мурти одной из форм Бога или одному из дэвов. Это мурти выступает как главное божество, наряду с которым устанавливаются «второстепенные» мурти других дэвов и святых. Однако, также существует много храмов, в которых сразу несколько мурти играют роль главных божеств.

Зал-мандапа храма Амрутешвара (Амрутхапура, Карнатака).

В Индии и многих других странах, управлением каждого храма занимается совет храма, который заведует всеми финансовыми и управленческими вопросами, а также устройством различных мероприятий и фестивалей. Совет обычно состоит из нескольких членов и возглавляется председателем. Во многих деревнях в Индии существует обычай поручать управление храмом наиболее уважаемой местной семье. Много храмов в Индии имеющих археологическое или историческое значение, находятся под управлением Археологического управления Индии.

Помимо основных ритуальных функций как место проведения пуджи, киртана, ритуальных танцев, свадеб, издавна индуистские храмы стали играть и такие социальные роли, как библиотеки, школы, больницы и общественные столовые

[14].

  • Пещерный храм Ундавали (Гунтур, Андхра-Прадеш)

  • Храм Джор-Бангла (Вишнупур, Западная Бенгалия)

  • Чатурбхудж (Орчха, Мадхья-Прадеш)

  • По-Нагар (Вьетнам)

  • Пура Бесаких (Бали, Индонезия)

  • Пура Улун Дану Братан (Бали, Индонезия)

  • Шри Сваминараян Мандир (Лондон, Великобритания)

  • Мурти Вишну храма Ченнакешавы (Белур, Карнатака)

  • Интерьер храма Лакшми-Нараяна (Хосахолалу, Карнатака)

  • Интерьер Сваминараян Акшардхам (Роббинсвиль, Нью-Джерси, США)

  • Бассейн с мандапами храма Кришны (Хампи, Карнатака)

  1. ↑ Michell, 1988, p. 61—62.
  2. ↑ Короцкая, 1964, с. 25—27.
  3. ↑ Acharya2, 1927.
  4. ↑ Shukla, 1993.
  5. ↑ Дубянский, 1996, с. 442—443.
  6. ↑ Бэшем, 1977.
  7. ↑ Goel, 1991.
  8. ↑ Дубянский, 1996, с. 443—444.
  9. ↑ Acharya1, 2010, p. 74.
  10. ↑ Дубянский, 1996, с. 445.
  11. ↑ Gopura (неопр.). Encyclopædia Britannica. Дата обращения 20 января 2008.
  12. ↑ Прокофьев, 1960.
  13. ↑ Короцкая, 1964, с. 28.
  14. ↑ Michell, 1988, p. 59–60.
  • Бэшем А. Л. Чудо, которым была Индия = Basham A. L. The Wonder That Was India: A Survey of the Culture of the Indian Sub-Continent Before the Coming of the Muslims (1954) / Пер. с англ. Под ред. Г. Н. Бонгард-Левина. — М.: Наука (ГРВЛ), 1977. — 616 с. — (Культура народов Востока).
  • Вертоградова В. В. Архитектура // Культура древней Индии / Сост. и отв. ред. А. В. Герасимов. — М.: Наука (ГРВЛ), 1975. — С. 293—314. — 430 с.
  • Виноградова Н. А., Прокофьев О. С. Искусство Древней Индии // Искусство Древнего мира / Под общ. ред. А. Д. Чегодаева. — Всеобщая история искусств: В 6 т.. — М.: Искусство; Академия художеств СССР, Инст. теории и истории изобразительных искусств, 1956. — Т. 1. — С. 417—436. — 865 с.
  • Горбушина М. Д. Иконография индуизма // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / Под общ. ред. М. Ф. Альбедиль и А. М. Дубянского. — М.: Республика, 1996. — С. 194—200. — 576 с. — 10 100 экз. — ISBN 5-250-02557-9.
  • Дубянский А. М. Храм индуистский // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / Под общ. ред. М. Ф. Альбедиль и А. М. Дубянского. — М.: Республика, 1996. — С. 442—445. — 576 с. — 10 100 экз. — ISBN 5-250-02557-9.
  • Короцкая А. А. Архитектура Индии раннего средневековья. — М.: Стройиздат, 1964. — 244 с.
  • Маратхе Каумуди. Храмы Индии. Превращение камня. — М.: МК-Периодика, 2001. — 162 с. — 3000 экз. — ISBN 5-93881-011-6.
  • Прокофьев О. С. Искусство Индии // Искусство средних веков. Кн. 2: Искусство Индии и Юго-восточной Азии / Под общ. ред. Б. В. Веймарна и Ю. Д. Колпинского.. — Всеобщая история искусств: В 6 т.. — М.: Искусство; Академия художеств СССР, Инст. теории и истории изобразительных искусств, 1960. — Т. 2. — С. 173—241. — 508 с.
  • Средневековые индийские мастера о скульптуре: Из хиндуистских трактатов V—XVI вв. / Пер. Н. В. Лобановой // Мастера искусств об искусстве / Отв. ред. сб. И. П. Челышева. — М., 1965. — С. 30—58.
  • Тюляев С. И. Искусство Индии: Архитектура. Изобразительное искусство. Художественное ремесло. — М.: Наука, 1968. — 344 с. — (Библиотека отечественного востоковедения). — 5200 экз.
  • Acharya P. K. An encyclopaedia of Hindu architecture. — Oxford University Press (Republished by Motilal Banarsidass), 2010. — ISBN 978-81-7536-534-6.
  • Acharya P. K. Indian Architecture according to the Manasara Shilpa Shastra. — London, 1927. — ISBN 0300062176.
  • Goel S. R.[en]. Hindu Temples: What Happened to Them[en]. — New Delhi: Voice of India, 1991. — Vol. 2. — ISBN 81-85990-03-4.
  • Encyclopaedia of Indian Temple Architecture / M. Meister, M. A. Dhaku (eds.). — Philadelphia/Delhi: University of Pennsylvania Press/Oxford University Press, 1983. — ISBN 978-0195615371.
  • Hardy A. The Temple Architecture of India. — Wiley: Chichester, 2007. — 256 p. — ISBN 978-0-470-02827-8.
  • Krishna Deva. Temples of India. — New Delhi: Aryan Books International, 1995.
  • Michell G. The Hindu Temple: An Introduction to its Meaning and Forms. — 2nd Ed. — Chicago/London: University of Chicago Press, 1988. — 192 p. — ISBN 0-226-53230-5.
  • Shukla D. N. Vastu-Sastra: Hindu Science of Architecture. — Munshiram Manoharial Publishers, 1993. — ISBN 978-81-215-0611-3.

10 восхитительных индуистских храмов | Туропия.ру

Индуизм — одна из древнейших религий, имеющая более 900 миллионов последователей по всему миру. Она распространена в Индии, Непале, Бангладеше, Индонезии. Строительство храмов в Индии началось около 2000 лет назад во время перехода к индуизму от ведического учения. Архитектура храмов с тех пор претерпела множество изменений, благодаря чему мы можем наблюдать огромное разнообразие стилей. Вот десятка самых необычных и завораживающих индуистских храмов.

Танах Лот, Индонезия

Расположенный в 22-х км от Куты на огромной скале, храм является популярным местом паломничества на Бали. Добраться до него можно только при отливе, по узкому перешейку, соединяющему скалу с островом. Храм входит в число 7 морских храмов Бали. Каждый из них находится на расстояний, при котором можно видеть друг друга, таким образом все семь образуют защитную цепь на юго-западном побережье.

Смотрите также: 10 островов, которые можно осмотреть без автомобиля

Канчипурам, Индия

Канчипурам — это «город тысячи храмов», старейший город в Южной Индии, известный своими индуистскими храмами и производством шелковых сари. На протяжении многих веков город с населением чуть более 150 000 жителей сохраняет звание религиозного центра.

Смотрите также: 10 лучших храмовых комплексов Древнего Египта

Храм Брихадешвара, Индия

Этот храм, построенный королем Раджараджем I в 11 веке в Танджавуре, является блестящим образцом дравидского стиля храмовой архитектуры. Башня высотой 66 метров делает этот храм одним из самых высоких в мире.

Смотрите также: 10 самых известных статуй Будды

Деревня Кхаджурахо, Индия

Сегодня небольшая деревушка — одно из самых популярных у туристов мест. Европейцы приезжают сюда поглазеть на удивительные храмы, стены которых украшены скульптурными изображениями эротических сцен. Храм строился в период с 950 по 1150 года, когда в Европе о таком не могло быть и речи. Несколько храмов посвящены джайнистским богам, остальные — Брахме, Вишну, Шиве и различным формам Деви.

Бантеайсрей, Камбоджа

Официально Бантеайсрей входит в комплекс Ангкор-Ват, однако находится от него в 25 км. Индуистский храм Бантеайсрей был построен в 967 году н.э. Основным материалом послужил красный песчаник, украшенный замысловатой резьбой. Это единственный крупный храм в Ангкор-Ват, который был построен не королем, а его советником.

Смотрите также: 10 лучших мест Камбоджи, которые обязательно стоит посетить

Храм Ранганатхи в Шрирангаме, Индия

Посвященный Ранганатхи, храм является важной святыней в Индии, ежегодно его посещают миллионы паломников. Он занимает огромную площадь в 63 гектара и окружен семью рядами оборонительных стен. Самая старая постройка датируется 10-м веком. Посетить территорию может каждый, но только исповедующие индуизм допускаются в главный храм.

Смотрите также: 10 потрясающих буддийских монастырей

Храм Вирупакши в Хампи, Индия

Храм, начинавший свою историю как небольшое святилище правителей династии Виджаянагара, постепенно разросся в огромный комплекс. Считается, что он без перерыва функционировал с момента постройки в 7-м веке н.э. и никогда не закрывался. Это один из самых древних индуистских храмов Индии. При входе в храм стоит башня высотой 50 метров, являющаяся символом храма.

Смотрите также: ТОП-10 триумфальных арок

Прамбанан, Индонезия

Прамбанан — самый крупный и самый красивый индуистский храмовый комплекс Индонезии. Он расположен примерно в 18 км от Джокьякарты и несколько оттеняется располагающимся поблизости храмом Боробудур, имеющим грандиозный масштаб. Прамбанан состоит из трех основных храмов, посвященных Вишну, Брахме и Шиве.

Смотрите также: ТОП-10 буддийских храмов мира

Храм Минакши, Индия

Удивительный храм с причудливыми скульптурами божеств, окрашенными в разные цвета, располагается в самом центре города Мадурай. Храм посвящен Минакши, трехгрудой богине, супруге Шивы. Неизвестно, как выглядел храм первоначально, первые упоминания о нем относятся к началу новой эры, однако после разрушения в 14-м веке он был полностью восстановлен.

Смотрите также: 10 самых красивых дворцов в мире

Ангкор-Ват, Камбоджа

Самая популярная достопримечательность Камбоджи — громадный храмовый комплекс, оставшийся в наследство от кхмеров. Это крупнейший в мире религиозный памятник. Он охраняется ЮНЕСКО. Храм посвящен богу Вишну. Построенный в 12 веке, с 15 века по 1860 год, Ангкор-Ват был заброшен.

Смотрите также: 10 самых известных храмов Азии

Индуистский храм — Википедия

Индуи́стский храм, или манди́р (санскр. मंदिर, mandira IAST, букв. «обиталище, жилище»), — место поклонения для последователей индуизма, понимаемое в качестве «дома Бога»[1]. Обычно используется специфически для духовной и религиозной деятельности. Индуистский храм является моделью вселенной, воспроизводя своим святилищем, башней, бассейном и высаженным деревом мировые пещеру, гору, океан и древо. Традиционные каноны по их строительству, проектировке и дизайну, а также пропорции и стандарты изготовления образов храмовых божеств (мурти) содержатся в особом классе индуистской литературы — Шилпа-шастрах («Васту-шастра» и другие)[2][3].

В ведийский период вместо храмов сооружались жертвенные столбы (юпы) и алтари (веди (англ.)русск.) с навесами. В дальнейшем, под влиянием движения бхакти и буддизма, появляются пещерные и иные крытые храмы[4]. Однако, тысячи древних храмов были разрушены во время исламского господства. Особо сильно пострадала Северная Индия, находившаяся под властью мусульман в период с 1200 по 1700 год. Только в Южной Индии некоторые наиболее важные храмы сохранились до нашего времени[5].

Аутентичное наименование

Индуистские храмы известны под разными именами в различных частях света, в зависимости от языка, на котором говорит местное население. Слово «мандир» или «мандира» используется во многих языках, включая хинди, и происходит от санскритского слова мандира, что в переводе означает «дом» (подразумевается дом Бога). На тамильском языке храмы называются ковил (там. கோயில்), а также, в особенности в современной речи, алаям (там. ஆலயம்). Этимология данного слова: ко (там. கோ) означает Господь, и ил (там. இல்) дом, место обитания (помимо значения «дом Божий», этот термин может также означать «царский дом», так как ко (там. கோ) равным образом может означать «царь» или «Бог»). На языке каннада храмы называют деваштхана или гуди, на телугу гуди, девалаям или ковела, на бенгали мондир, и на малаялам кшетрам или амбалам. Тямские храмы именуются каланами.

Видео по теме

Архитектура

Архитектура индуистского храма как часть индуистской архитектуры разнится в региональных стилях, как в самой Индии, так и за её пределами. Основное деление проходит меж североиндийским стилем "Нагара" (англ.)русск. и южноиндийским дравидийским стилем (англ.)русск.. Но любой храм, как правило, состоит из следующих основных элементов. Важнейшая часть — кубическое святилище гарбхагриха («чрево храма»), в котором располагается алтарь с главным мурти храма; иногда под ней сооружается подземная гарбхагриха, полностью закрытая и недоступная. Над святилищем надстраивается башнеобразная округлая шикхара (на юге Индии — ярусообразная вимана (англ.)русск., шикхарой в этом случае именуется её шлемовидное навершие). К святилищу примыкает антарала — притвор между святилищем и залом для молящихся, далее расположен сам зал-мандапа, прихожая и портик. Помимо основного здания храм включает дополнительные мандапы — павильоны для паломников, служащие для танцевальных представлений дэвадаси, свадебных ритуалов, размещения статуй богов и т. д., а также бассейн для омовений. Основными строительными материалами выступают кирпич и каменные блоки[6].

На юге Индии нередки обширные храмовые комплексы, включающие дополнительные храмы и мандапы, окружённые стеной, ворота в которых увенчаны высокими башнями — гопурами с цветистой лепниной, статуями божеств и масками-киртимукха[7][8].

Внутреннее убранство

Внутри каждого храма обязательно присутствует мурти — скульптурное изображение того или иного божества. Стены обычно расписаны фресками, картинами на мифологические темы. Пол может выстилаться коврами и циновками, но часто верующие сидят просто на полу (обувь оставляется у входа). Перед шиваитскими храмами либо внутри их устанавливаются «дхваджа-стамбхи (англ.)русск.» — колонны-флагштоки, часто, с изображением лингама наверху. При храмах, особенно вишнуитских, хранятся храмовые колесницы (ратхи), используемые для праздничной процессии.

Мурти

Основной отличительной чертой индуистского храма является присутствие мурти, которому или которым и посвящён храм. Во время обряда освящения храма, Бога в одной из Его форм или дэва приглашают «воплотиться» в каменное, металлическое или деревянное мурти и начать принимать поклонение. Храм обычно посвящается мурти одной из форм Бога или одному из дэвов. Это мурти выступает как главное божество, наряду с которым устанавливаются «второстепенные» мурти других дэвов и святых. Однако, также существует много храмов, в которых сразу несколько мурти играют роль главных божеств.

Зал-мандапа храма Амрутешвара (Амрутхапура, Карнатака).

Управление

В Индии и многих других странах, управлением каждого храма занимается совет храма, который заведует всеми финансовыми и управленческими вопросами, а также устройством различных мероприятий и фестивалей. Совет обычно состоит из нескольких членов и возглавляется председателем. Во многих деревнях в Индии существует обычай поручать управление храмом наиболее уважаемой местной семье. Много храмов в Индии имеющих археологическое или историческое значение, находятся под управлением Археологического управления Индии.

Социальные функции

Помимо основных ритуальных функций как место проведения пуджи, киртана, ритуальных танцев, свадеб, издавна индуистские храмы стали играть и такие социальные роли, как библиотеки, школы, больницы и общественные столовые[9].

Галерея

  • Чатурбхудж (Орчха, Мадхья-Прадеш)

  • По-Нагар (Вьетнам)

  • Пура Бесаких (Бали, Индонезия)

  • Пура Улун Дану Братан (Бали, Индонезия)

  • Шри Сваминараян Мандир (Лондон, Великобритания)

  • Интерьер храма Лакшми-Нараяна (Хосахолалу, Карнатака)

  • Интерьер Сваминараян Акшардхам (Роббинсвиль, Нью-Джерси, США)

См. также

Примечания

  1. ↑ Michell, 1988, p. 61—62.
  2. ↑ Michell, 1988, p. 78.
  3. ↑ Shukla, 1993.
  4. ↑ Дубянский, 1996, с. 442—443.
  5. ↑ Goel, 1991.
  6. ↑ Дубянский, 1996, с. 443—444.
  7. ↑ Дубянский, 1996, с. 445.
  8. ↑ Gopura. Encyclopædia Britannica. Проверено 20 января 2008.
  9. ↑ Michell, 1988, p. 59–60.

Литература

Ссылки

Индуистский храм — Википедия

Индуи́стский храм, или манди́р (санскр. मंदिर, mandira IAST, букв. «обиталище, жилище»), — место поклонения для последователей индуизма, понимаемое в качестве «дома Бога»[1]. Обычно используется специфически для духовной и религиозной деятельности. Индуистский храм является моделью вселенной, воспроизводя своим святилищем, башней, бассейном и высаженным деревом мировые пещеру, гору, океан и древо. Традиционные каноны по их строительству, проектировке и дизайну содержатся в особом классе индуистской литературы — Васту-шастрах («Манасара» и другие), вопросам пропорции и стандарты изготовления образов храмовых божеств (мурти) и иных скульптур, живописи и другим прикладным дисциплинам посвящены Шилпа-шастры[2][3][4].

В ведийский период вместо храмов сооружались жертвенные столбы (юпы) и алтари (веди[en]) с навесами. В дальнейшем, под влиянием движения бхакти и буддизма, появляются пещерные и иные крытые храмы[5]. Однако, тысячи древних храмов были разрушены во время исламского господства. Особо сильно пострадала Северная Индия, находившаяся под властью мусульман в период с 1200 по 1700 год. Только в Южной Индии некоторые наиболее важные храмы сохранились до нашего времени[6][7].

Аутентичное наименование

Индуистские храмы известны под разными именами в различных частях света, в зависимости от языка, на котором говорит местное население. Слово «мандир» или «мандира» используется во многих языках, включая хинди, и происходит от санскритского слова мандира, что в переводе означает «дом» (подразумевается дом Бога). На тамильском языке храмы называются ковил (там. கோயில்), а также, в особенности в современной речи, алаям (там. ஆலயம்). Этимология данного слова: ко (там. கோ) означает Господь, и ил (там. இல்) дом, место обитания (помимо значения «дом Божий», этот термин может также означать «царский дом», так как ко (там. கோ) равным образом может означать «царь» или «Бог»). На языке каннада храмы называют деваштхана или гуди, на телугу гуди, девалаям или ковела, на бенгали мондир, и на малаялам кшетрам или амбалам. Тямские храмы именуются каланами.

Архитектура

Архитектура индуистского храма как часть индуистской архитектуры разнится в региональных стилях как в самой Индии, так и за её пределами. Основное деление проходит меж североиндийским стилем «Нагара»[en] и южноиндийским дравидийским стилем[en]. Но любой храм, как правило, состоит из следующих основных элементов. Важнейшая часть — кубическое святилище гарбхагриха («чрево храма»), в котором располагается алтарь с главным мурти храма; иногда под ней сооружается подземная гарбхагриха, полностью закрытая и недоступная. Над святилищем надстраивается башнеобразная округлая шикхара (на юге Индии — ярусообразная вимана[en], шикхарой в этом случае именуется её шлемовидное навершие). К святилищу примыкает антарала — небольшой притвор-вестибюль между святилищем и залом для молящихся, далее расположен сам колонный зал-мандапа, прихожая-ардхамандапа и портик. Помимо основного здания храм включает дополнительные мандапы — павильоны для паломников, служащие для танцевальных представлений дэвадаси, свадебных ритуалов, размещения статуй богов и т. д. Есть примеры особых танцевальных павильонов (ната-мандиров), как в храме Cолнца в Конараке. Основными строительными материалами выступают кирпич и каменные блоки[8]. Частью храма является и бассейн (кунда) для омовений[9].

На юге Индии нередки обширные храмовые комплексы, включающие дополнительные храмы и мандапы, окружённые стеной, ворота в которых увенчаны высокими, нередко колоссальными, башнями — гопурами, визуально доминирующими над самим храмом, с цветистой лепниной, статуями божеств и масками-киртимукха[10][11].

Внутреннее убранство

Уникальность интерьера индуистского храма, это его высочайший синтез всех искусств. Синтетичность индуистской архитектуры проистекала уже из того факта, что в прежние времена к изучению архитектуры допускались лишь те ученики, кто в ходе многолетнего обучения уже в совершенстве овладел танцем, музыкой, живописью, скульптурой и иными прикладными искусствами. Как никакие иные культовые сооружения мира индуистский храм украшается скульптурами, скульптурными рельефами, рельефами, резным орнаментом, стены обычно покрыты росписями на мифологические темы[12][13]. Внутри каждого храма обязательно присутствует мурти — скульптурное изображение того или иного божества. Пол может выстилаться коврами и циновками, но часто верующие сидят просто на полу (обувь оставляется у входа). Перед храмами либо внутри них обычно устанавливаются «дхваджа-стамбхи[en]» — колонны-флагштоки, часто с изображением лингама, священных животных и лампами наверху. При многих храмах хранятся «храмовые колесницы-ратхи[en]», используемые для праздничных процессий.

Мурти

Основной отличительной чертой индуистского храма является присутствие мурти, которому или которым и посвящён храм. Во время обряда освящения храма, Бога в одной из Его форм или дэва приглашают «воплотиться» в каменное, металлическое или деревянное мурти и начать принимать поклонение. Храм обычно посвящается мурти одной из форм Бога или одному из дэвов. Это мурти выступает как главное божество, наряду с которым устанавливаются «второстепенные» мурти других дэвов и святых. Однако, также существует много храмов, в которых сразу несколько мурти играют роль главных божеств.

Зал-мандапа храма Амрутешвара (Амрутхапура, Карнатака).

Управление

В Индии и многих других странах, управлением каждого храма занимается совет храма, который заведует всеми финансовыми и управленческими вопросами, а также устройством различных мероприятий и фестивалей. Совет обычно состоит из нескольких членов и возглавляется председателем. Во многих деревнях в Индии существует обычай поручать управление храмом наиболее уважаемой местной семье. Много храмов в Индии имеющих археологическое или историческое значение, находятся под управлением Археологического управления Индии.

Социальные функции

Помимо основных ритуальных функций как место проведения пуджи, киртана, ритуальных танцев, свадеб, издавна индуистские храмы стали играть и такие социальные роли, как библиотеки, школы, больницы и общественные столовые[14].

Галерея

  • Пещерный храм Ундавали (Гунтур, Андхра-Прадеш)

  • Храм Джор-Бангла (Вишнупур, Западная Бенгалия)

  • Чатурбхудж (Орчха, Мадхья-Прадеш)

  • По-Нагар (Вьетнам)

  • Пура Бесаких (Бали, Индонезия)

  • Пура Улун Дану Братан (Бали, Индонезия)

  • Шри Сваминараян Мандир (Лондон, Великобритания)

  • Мурти Вишну храма Ченнакешавы (Белур, Карнатака)

  • Интерьер храма Лакшми-Нараяна (Хосахолалу, Карнатака)

  • Интерьер Сваминараян Акшардхам (Роббинсвиль, Нью-Джерси, США)

  • Бассейн с мандапами храма Кришны (Хампи, Карнатака)

См. также

Примечания

  1. ↑ Michell, 1988, p. 61—62.
  2. ↑ Короцкая, 1964, с. 25—27.
  3. ↑ Acharya2, 1927.
  4. ↑ Shukla, 1993.
  5. ↑ Дубянский, 1996, с. 442—443.
  6. ↑ Бэшем, 1977.
  7. ↑ Goel, 1991.
  8. ↑ Дубянский, 1996, с. 443—444.
  9. ↑ Acharya1, 2010, p. 74.
  10. ↑ Дубянский, 1996, с. 445.
  11. ↑ Gopura (неопр.). Encyclopædia Britannica. Дата обращения 20 января 2008.
  12. ↑ Прокофьев, 1960.
  13. ↑ Короцкая, 1964, с. 28.
  14. ↑ Michell, 1988, p. 59–60.

Литература

  • Бэшем А. Л. Чудо, которым была Индия = Basham A. L. The Wonder That Was India: A Survey of the Culture of the Indian Sub-Continent Before the Coming of the Muslims (1954) / Пер. с англ. Под ред. Г. Н. Бонгард-Левина. — М.: Наука (ГРВЛ), 1977. — 616 с. — (Культура народов Востока).
  • Вертоградова В. В. Архитектура // Культура древней Индии / Сост. и отв. ред. А. В. Герасимов. — М.: Наука (ГРВЛ), 1975. — С. 293—314. — 430 с.
  • Виноградова Н. А., Прокофьев О. С. Искусство Древней Индии // Искусство Древнего мира / Под общ. ред. А. Д. Чегодаева. — Всеобщая история искусств: В 6 т.. — М.: Искусство; Академия художеств СССР, Инст. теории и истории изобразительных искусств, 1956. — Т. 1. — С. 417—436. — 865 с.
  • Горбушина М. Д. Иконография индуизма // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / Под общ. ред. М. Ф. Альбедиль и А. М. Дубянского. — М.: Республика, 1996. — С. 194—200. — 576 с. — 10 100 экз. — ISBN 5-250-02557-9.
  • Дубянский А. М. Храм индуистский // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / Под общ. ред. М. Ф. Альбедиль и А. М. Дубянского. — М.: Республика, 1996. — С. 442—445. — 576 с. — 10 100 экз. — ISBN 5-250-02557-9.
  • Короцкая А. А. Архитектура Индии раннего средневековья. — М.: Стройиздат, 1964. — 244 с.
  • Маратхе Каумуди. Храмы Индии. Превращение камня. — М.: МК-Периодика, 2001. — 162 с. — 3000 экз. — ISBN 5-93881-011-6.
  • Прокофьев О. С. Искусство Индии // Искусство средних веков. Кн. 2: Искусство Индии и Юго-восточной Азии / Под общ. ред. Б. В. Веймарна и Ю. Д. Колпинского.. — Всеобщая история искусств: В 6 т.. — М.: Искусство; Академия художеств СССР, Инст. теории и истории изобразительных искусств, 1960. — Т. 2. — С. 173—241. — 508 с.
  • Средневековые индийские мастера о скульптуре: Из хиндуистских трактатов V—XVI вв. / Пер. Н. В. Лобановой // Мастера искусств об искусстве / Отв. ред. сб. И. П. Челышева. — М., 1965. — С. 30—58.
  • Тюляев С. И. Искусство Индии: Архитектура. Изобразительное искусство. Художественное ремесло. — М.: Наука, 1968. — 344 с. — (Библиотека отечественного востоковедения). — 5200 экз.
  • Acharya P. K. An encyclopaedia of Hindu architecture. — Oxford University Press (Republished by Motilal Banarsidass), 2010. — ISBN 978-81-7536-534-6.
  • Acharya P. K. Indian Architecture according to the Manasara Shilpa Shastra. — London, 1927. — ISBN 0300062176.
  • Goel S. R.[en]. Hindu Temples: What Happened to Them[en]. — New Delhi: Voice of India, 1991. — Vol. 2. — ISBN 81-85990-03-4.
  • Encyclopaedia of Indian Temple Architecture / M. Meister, M. A. Dhaku (eds.). — Philadelphia/Delhi: University of Pennsylvania Press/Oxford University Press, 1983. — ISBN 978-0195615371.
  • Hardy A. The Temple Architecture of India. — Wiley: Chichester, 2007. — 256 p. — ISBN 978-0-470-02827-8.
  • Krishna Deva. Temples of India. — New Delhi: Aryan Books International, 1995.
  • Michell G. The Hindu Temple: An Introduction to its Meaning and Forms. — 2nd Ed. — Chicago/London: University of Chicago Press, 1988. — 192 p. — ISBN 0-226-53230-5.
  • Shukla D. N. Vastu-Sastra: Hindu Science of Architecture. — Munshiram Manoharial Publishers, 1993. — ISBN 978-81-215-0611-3.

Ссылки

Индуистская архитектура — Википедия

Индуистская архитектура — храмовое зодчество, монастыри, мавзолеи и другие архитектурные культовые сооружения индуизма. Традиционные каноны по строительству и проектировке содержатся в особом классе индуистской литературы — Васту-шастрах («Манасара» и другие), с ними связаны Шилпа-шастры, посвященные сопутствующим строительству вопросам (скульптура, живопись)[1][2][3]. Она уходит своими корнями во времена Индской цивилизации, однако ключевые элементы индуистского искусства и архитектуры зарождаются только в ведийский период. Древнейшие культовые сооружения в Индии строились из кирпича и дерева. Предположительно, камень стал основным строительным материалом гораздо позднее. Храмы ознаменовали переход от ведийской религии, которую характеризовали огненные жертвоприношения, к религии бхакти — любви и преданности личностному Богу. Появляются грандиозные культовые постройки со сложной планировочной структурой. Со временем в разных регионах Индии формируются различные стили храмовой архитектуры. Особенно большая разница прослеживается между североиндийским (нагара) и южноиндийским (дравидийским) стилями, сформировавшимися в первых веках н. э.

Храмы (мандиры) строятся в строгом соответствии с религиозными предписаниями и украшаются изысканными каменными скульптурами и барельефами. Индуистский храм небольших размеров, как правило, состоит из центрального святилища, называемого гарбхагриха, в котором располагается главное божество храма. Святилище венчает башнеобразная шикхара. К гарбхагрихе примыкает зал для собраний верующих (мандапа), прихожая и портик. Помимо основного здания храм может включать дополнительные мандапы — павильоны для паломников, служащие для танцевальных представлений дэвадаси, свадебных ритуалов, размещения статуй богов и т. д.[4] Есть примеры особых танцевальных павильонов (ната мандиров), как в храме Cолнца в Конараке. Частью храма является и бассейн (кунда) для омовений[5].

Гопуры[править | править код]

По сути самостоятельным архитектурным сооружением является такой визуально доминирующий элемент южноиндийских храмовых комплексов, как гопурам — надвратная башня, достигающая часто колоссальной высоты и украшенная лепниной и статуями божеств[6].

Индуистские монастыри-матхи и обители отшельников (ашрамы) являют собою архитектурные комплексы из храмов, монашеских келий и вспомогательных помещений[7]. В некоторых течениях индуизма местами паломничества стали бхаджана-кутиры — обители святых аскетов.

Самадхи (гробница) — мавзолей и иное мемориальное сооружение с прахом святого или великого человека в ндуизме[8]. Нередко в память о человеке воздвигается более одной самадхи, так как прах может быть разделен на части, а, например, в пушпа-самадхи закладываются цветы с церемонии прощания.

Ратха — традиционное индийское монументальное, монолитное сооружение с нишами для изваяний, по форме напоминающее повозку. Внешне воспроизводит древнейшие повозки, на которых во время праздничных шествий передвигали статую божества[9][10].

Торана (англ.)русск. — отдельно стоящая орнаментированная арка в индуистской, буддистской и джайнской архитектуре. Устанавливаются перед храмами, монастырями и другими объектами, иногда в качестве самостоятельного сооружения[11][12].

Стамбха — элемент индуистской и джайнистской архитектуры, наследующий практику ведической эпохи по установлению жертвенных столбов (юп), в виде монументальной каменной колонны, увенчанной лотосовидной капителью. Индийский трактат по архитектуре «Манасара» содержит описание различных стамбх, имевших и различное предназначение, основные типы: «Брахма-канта» — четырёхугольная колонна, «Вишну-канта» — восьмиугольная, «Рудра-канта» — имеющая 16 сторон либо круглая, «Шива-канта» — пятиугольная и «Сканда-канта» — шестиугольная[13][14]. Примером служит посвящённая Вишну стамбха «Столп побед» (Vijay Stambha) в форте Читторгарх (Раджастхан).

На входе в храмы можно видеть «дхваджа-стамбхи (англ.)русск.» — колонны-флагштоки, часто, с изображением лингама наверху.

Чатри — характерный декоративный элемент индийской архитектуры, особенно индуистской архитектуры Северо-Западной Индии, представляют собой круглые, квадратные или многогранные небольшие беседки с четырьмя или более опорными столбами под куполом. Чатри стоят на земле или крыше.

Гхат — каменный ступенчатый спуск к водоёму, служащий для ритуального омовения индуистов и/или как место кремации. Гхаты располагаются на берегах всех священных рек и озёр Индии[15].

Гошала — загон для коров в виде особого сооружения с вратами (обычно недалеко от храма) с целью заботы о старых и больных священных животных[16].

  • Храм Ченнакешавы (Белур, Карнатака)

  • Паракала-матха (Майсур, Карнатака)

  • Ратха (святилище Гаруды) (Хампи, Карнатака)

  • Торана Девананда гаудия матха (Набадвип, Западная Бенгалия)

  • Дхваджа-стамбха храма Шримукхалингкшвара (Мукхалингам, Андхра-Прадеш)

  • Дхваджа-стамбха храма Тирунаккара Шри Махадева (Коттаям, Керала)

  • Мандапа и стамбхи храма Ченнакешавы (Белур, Карнатака)

  • Чатри и гхаты (Пушкар, Раджастхан)

  1. ↑ Короцкая, 1964, с. 25—27.
  2. ↑ Acharya, 1927.
  3. ↑ Shukla, 1993.
  4. ↑ Дубянский, 1996.
  5. ↑ Acharya, 2010, p. 74.
  6. ↑ Gopura (неопр.). Encyclopædia Britannica. Дата обращения 20 января 2008.
  7. ↑ Sears, 2014, pp. 4—9.
  8. ↑ Glushkova, 2014, p. 116.
  9. ↑ Жуковский, Копцева, 2005, с. 302.
  10. ↑ Harle, 1994, p. 153.
  11. ↑ Toraṇa | Grove Art (неопр.). doi:10.1093/gao/9781884446054.001.0001/oao-9781884446054-e-7000085631. Дата обращения 8 августа 2018.
  12. ↑ Dhar, 2010.
  13. ↑ Acharya, 2010, p. 533.
  14. ↑ Баторевич, Кожицева, 2005, с. 527.
  15. ↑ Котин, 1996, с. 156.
  16. ↑ 300 cattle head for goshala everyday (неопр.). Times Of India (17 августа 2011). Дата обращения 6 февраля 2013.
  • Баторевич Н. И., Кожицева Т. Д. Стамбха // Малая архитектурная энциклопедия. — СПб.: «Дмитрий Буланин», 2005. — 704 с. — ISBN 5-86007-425-5.
  • Вертоградова В. В. Архитектура // Культура древней Индии / Сост. и отв. ред. А. В. Герасимов. — М.: Наука (ГРВЛ), 1975. — С. 293—314. — 430 с.
  • Виноградова Н. А., Прокофьев О. С. Искусство Древней Индии // Искусство Древнего мира / Под общ. ред. А. Д. Чегодаева. — Всеобщая история искусств: В 6 т.. — М.: Искусство; Академия художеств СССР, Инст. теории и истории изобразительных искусств, 1956. — Т. 1. — С. 417—436. — 865 с.
  • Дубянский А. М. Храм индуистский // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / Под общ. ред. М. Ф. Альбедиль и А. М. Дубянского. — М.: Республика, 1996. — С. 442—445. — 576 с. — 10 100 экз. — ISBN 5-250-02557-9.
  • Жуковский В. И., Копцева Н. П. Искусство Востока. Индия: Учеб. пособие. — Красноярск: КрасГУ, 2005. — 402 с. — 500 экз. — ISBN 5-7638-0575-5.
  • Короцкая А. А. Архитектура Индии раннего средневековья. — М.: Стройиздат, 1964. — 244 с.
  • Котин И. Ю. Гхаты // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / Под общ.ред. М. Ф. Альбедиль и А. М. Дубянского. — М.: Республика, 1996. — С. [156] (стб. 1). — 576 с. — ISBN 5-250-02557-9.
  • Прокофьев О. С. Искусство Индии // Искусство средних веков. Кн. 2: Искусство Индии и Юго-восточной Азии / Под общ. ред. Б. В. Веймарна и Ю. Д. Колпинского.. — Всеобщая история искусств: В 6 т.. — М.: Искусство; Академия художеств СССР, Инст. теории и истории изобразительных искусств, 1960. — Т. 2. — С. 173—241. — 508 с.
  • Тюляев С. И. Архитектура Индии. — М.: Изд-во Всесоюзной Академии архитектуры, 1939. — 100 с. — 4000 экз.
  • Acharya P. K. An encyclopaedia of Hindu architecture (англ.). — Oxford University Press (Republished by Motilal Banarsidass), 2010. — ISBN 978-81-7536-534-6.
  • Acharya P. K. Indian Architecture according to the Manasara Shilpa Shastra. — London, 1927. — ISBN 0300062176.
  • Dhar, P. D. The Torana in Indian and Southeast Asian Architecture (англ.). — New Delhi: D K Printworld, 2010. — ISBN 978-8124605349.
  • Glushkova I. Objects of Worship in South Asian Religions: Forms, Practices and Meanings. — Routledge, 2014. — ISBN 978-1-317-67595-2.
  • Harle J. C. The Art and Architecture of the Indian Subcontinent. — 2nd ed. — Yale University Press Pelican History of Art, 1994. — ISBN 0300062176.
  • Juneja M. Architecture in Medieval India: Forms, Contexts, Histories. — Orient Blackswan, 2001. — ISBN 978-8178242286.
  • Michell G. The Hindu Temple: An Introduction to its Meaning and Forms. — 2nd Ed. — Chicago/London: University of Chicago Press, 1988. — 192 p. — ISBN 0-226-53230-5.
  • Shukla D. N. Vastu-Sastra: Hindu Science of Architecture. — Munshiram Manoharial Publishers, 1993. — ISBN 978-81-215-0611-3.
  • Sears T. Worldly Gurus and Spiritual Kings: Architecture and Asceticism in Medieval India. — Yale University Press, 2014. — ISBN 978-0-300-19844-7.
  • Thapar B. Introduction to Indian Architecture. — Singapore: Periplus Editions, 2004. — ISBN 0-7946-0011-5.

Индуистские храмы: стили, строение и символика

       
 

 

Значительные    климатические, культурные, расовые и прочие  различия между северными равнинами и Гималайскими предгорьями  и южными территориями, прилегающими к побережью, обусловили  формирование в различных частях   Индии  трех  архитектурных стилей в храмовом зодчестве, имеющих весьма значительные различия.
Так,  древние тексты на архитектуре, классифицируют храмы на три стиля - стиля Нагара (Nagara) или северного стиля, что дословно переводится как "городской" или "город",  дравидского или южного стиля  Дравида  и Весара (Vesara)  или гибридного стиля, который отмечен  в Декане помимо двух основных. 

 
Для южного типа индуистского храма характерна шикхара в виде ступенчатой пирамиды с четко выделенными поперечными поясами, завершенная многогранным, колоколовидным перекрытием. Для северного типа культового индуистского здания стала характерна шикхара параболических очертаний с приплюснутым кольцом (амалака) наверху.
Кроме того  в периферийных областях таких как   Бенгалия, Керала и гималайские предгорья и   долины развились региональные архитектурные стили. Но безусловно большинство храмов выстроено либо в стиле Нагара либо Дравида, причем это разделение можно проследить с самых ранних, из сохранившихся на сегодняшний день, храмов.

Стиль Nagara, который развивался в течение пятого столетия, характеризуется   башней типа улья  (названный "shikhara", в северной терминологии) составленной из нескольких слове архитектурных элементов, типа kapotas и gavaksas, завершающихся  большим круглым подобным подушке элементом, названным "amalaka", а в просторечии "Барабан".  План храма   основан на квадрате, но стены часто разбиваются элементами декора в результате чего создается впечатление, что башня  круглая.   В  более поздних событиях, в храмах типа   Катармала   или  Байджнатха , центральная мандапа  окружена несколькими маленькими храмиками,  создавая визуальный эффект, напоминающий фонтан.

С седьмого столетия Dravida или южный стиль сформировал пирамидальную башню, состоящую из прогрессивно уменьшающихся  ярусов, узкого горла, и купола на вершине, названной также  shikhara (в южной терминологии). Повторяющиеся горизонтальные  ярусы визуально  придают южным храмам приземистость.

Менее очевидные различия между двумя главными типами храма включают план местности, выбор и расположение камня, из которого  вырезали фигуры на внешних стенах и интерьере,  диапазоне декоративных элементов.
Говоря об обширных областях Индии во власти “северного” стиля, то есть от Гималаев до Декана, должно упомянуть про  региональные отличия. Например все нижеперечисленные храмы классифицировано как принадлежащие к стилю Нагара, - и простой храм Parasuramesvara в Бубанешваре ( в Ориссе), стостоящий только из святилища и зала, и храмы в Каджурахо   с их захватывающими суперструктурами,  и изящно вырезанный храм Surya в Modhera тоже. С другой стороны 'южный' стиль, будучи ограниченным  меньшей географической областью, был более последователен в  развитии и более предсказуем в архитектурных особенностях.

В пограничных областях между двумя главными стилями, особенно в современных государствах Карнатаки и Андхра-Прадеша, было много стилистического наложения так же как нескольких отличительных архитектурных особенностей. Типичный пример - храмы периода Хойсала (Hoysala)  с его многочисленными святилищами  и замечательным декоративным оформлением стен. Фактически такие особенности иногда столь существенны, что определяют   классифицирующие отличные региональных   групп. Не маловажное значение оказывали   местные типы строитльных материалов. Так, мягкий мыльный камень, используемый архитекторами Хойсала двенадцатого- тринадцатого столетия,  позволяет скульпторам, работающим в традиции слоновой кости и резьбы по дереву, вопроизвести эти техники в камне и создать  самый причудливый и декорированный   из всех индийских стилей. Трудно обрабатываемые прозрачные гранитные скалы , типичные для области вокруг Мамалапурама (Mamallapuram ) Тамил Наду  не позволили провести  детализированную проработку поверхностей храмов.   В областях без камня, типа  Бенгалии, храмы, построенные из кирпича также имели весьма различные стилистические особенности, и т.д.

Но самое существенное визуальное различие, сформированное в средневековье,  между   северными и южными стилями - ворота. На севере шикхара остается самым видным элементом храма, и ворота обычно скромны. В южном стиле стены были построены вокруг целого комплекса и по этим стенам, идеально установлены по восток - запад и между севером и югом   сложные, и часто великолепные ворота, названные Гопурам. (gopuram), которые открывали проход во   внутренний двор. ЭтиГопурами стали  фактически стать самой поразительной особенностью южного индийского храма. Они становятся более высокими и более высокими, затмевая внутреннее святилище и его башню и доминируя над целым храмовым копплексом.   С периода Виджьянагара (Vijayanagara), столицей которой был    Хампи,   гопурамы  становятся очень многочисленными,  высокими,  украшенными скульптурой, и часто раскарашенными.  Ширина ярусов павильонов и других архитектурных элементов была тщательно подобрана, чтобы создать вогнутый контур, который является отличительной особенностью дравидских   храмов, выстроенных к югу, особенно в Тамилнаде.

Строение индуистского храма

В своей основе  тип индийскогоиндуистского  храма  практически без изменений сохранился с  6-ого столетия нашей эры до нашего времени.  Строительство храмов и на севере и на юге было подчинено канону, описанному в Самхитах, Агамах и  иной регилиозной литературе, подробно регламентирующей все от выбора места до ритуала. Первоначально индийские храмы не были предназначены для большого количества верующих, возможно в числе прочего и из-за кастовых различий, что обусловило в большей степени на севере их незначительный размер.


Самой важной частью храма, его сердцем,  является гарбхагриха (garbhagrha) то есть святилище, святая святых, sanctum sanctorum на латыни. Это обычно квадратное низкое помещение  без дверей и окон за исключением единственного низкого и узкого входа. Изображение Божества размещено в геометрическом центре. Это абсолютно   темное место, здесь нет никаого света за исключением света, который проникает через вход,   и света от ламп и свечей. Над гарбхагрихой собственно и находится  храмовая башня (вимана). Эта башня бывает весьма высока в Северных индийских храмах и ниже и шире или средней высоты в южно-индийских храмах, подробнее об этом в отдельной статье.

Вокруг святилища обычно есть круговой проход, точнее закрытый с 3-х сторон проход, называемый прадакшинапатха (pradaksinapatha), по которому верующие обходят Божество, т.е. совершают парикрама, так этот проход тоже иногда называют. Этот проход может быть темным и глухим или иметь окна и даже очень большие окна без решеток, похожие на выходы (в Паттадакале например).  Только храмы стиля весара (vesara) не имеют этого прохода.

Перед святилищем находится проход в него, соединяющий его с большим залом - мукхамандапа (mukhamantapa), иногда называемая  sukanasior ardhamantapa, в зависимости от его пропорции относительно самого gharbhagrha. Кроме того функции непосредственного прохода мукхамандапа используется для хранения предметов религиозного назначения, включая пищу, подлежащую предложению Богу, и прочих предметов культа.


Есть еще   antarala, узкий проход, соединяющий gharbhagrha и mukhamantapa или mantapa ( зал), он выделяется в самоятоятельную часто только в больших храмах, в  большинстве храмов antarala идентичен с mukhamantapa или sukanasi, которые  представляют собой в небольших храмах лаз из центрального зала в святилище.

Mantapa, то есть мандапа (также названный nrttamantapa или navaranga) - большой зал, используемый для относящихся к прихожанам религиозных действий. Иногда это довольно большое помещение, включающее в себя несколько соединенных между собой залов, как например в храме Шивы в Варанаси. Собственно  мандапа представляет собой здание между гарбхагрихой и входом в храм. В свою очередь мандапа в зависимости от размера может иметь простой вход, декорированный лишь незначительными орнаменатльными полосками по краям двери,  или вход с крыльцом,  ступенями,  предвратными   фигурами и скульптурными группами, горельефами и прочими элементами декора.
Перед храмом, то есть входом в него располагается флагшток (dhvajastambha), который находится на центральной оси храма напртив святилиша. Флаг зависит от Бога, которому посвящен храм, так же как и вахана ( vahana), то есть ездовое животное Бога, которое находится здесь же, напратив храма. Напртив  храмов Шивы лицом, т.е. мордой к храму лежит Нандин ( Nandi), бык. В храмах, посвященных Богине-Матери ( Devi),  это - лев, вахара Дурги, в храмах Вишну это Гаруда - человек с птичьей головой.
Балипитха (Balipitha) пьедестил для  жертвенных приношений  с лотосом или следами божества установлен рядом с мурти (изображением) Божества. Его можно узнать в любое время по остаткам приношений - красному порошку -куркуме, желтой сандаловой пасте, рису, цветам. В ведический период кровавые жертвы приносились гораздо чаще, чем в наще время, поэтому облик жертвенника должен был измениться, на сколько сказать не могу, но очевидно в очень древних храмах он выглядит иначе.

Храм   окружен невысокой стеной или забором - по крайней мере в городской черте в Химачале, Уттаранчале, Уттар Прадеше, где я была. В центральной и южной Индии вокруг храма может быть довольно высокая стена ( prakara) с одним основным и тремя вспомогательными воротами, над которыми высится храмовая башня - Гопурам( Gopuram), то есть Ворота коровы. Гопурамы пока я видела только в Хампи (Карнатака). В храме Вирупакша их было 2 один напротив другого, в боковых входах ворота были без башен. В храмах Виталла был всего 1 гопурам- центральный, никаких боковых. В прочих храмах Хампи, так же как и   храмы Паттадакала в Картанате, никакой   ограды.


В ограде (prakara) могут находится находятся   небольших  храма или святыни   божеств, связанных с главным божеством храма. Например, в храме Шивы второстепенные  святыни посвящены Ганеше (Ganapati), супруге Шивы Парвати (Parvati), Subramanya и Candesvara. В храме Вишну соответственно Лакшми, Хануману и Гаруде.  В храме Дурги -   Шиве, Ганеше,  Subramanya.


Окрестности храма включают yagasala   (жертвенный навес), pakasala (навеса   кухни), место для утсавамурти (utsavamurti) -  изображение Божества, которое несут в процессии или везут в храмовой колеснице на фестивале,  саму колесницу, гараж для нее, и прочее. Вообще-то храмы принято строить на берегу реки, а если реки рядом нет - то на горе.

символика

Храм - место, где реализуется связь между человеком и Богом, между земной жизнью и божественной жизнью, между фактическим и идеалом. Поэтому храм сам является символом.

Слово ' devalaya', который часто используется, чтобы обозначить в храме, фактически означает "дом Бога'. Это - место, где Бог останавливается на земле, чтобы благословить верующих. Это - Его дом, Его дворец.
' Vimana' - другое слово, которое часто используется, чтобы обозначить храм вообще, и garbhagrha (святилище) в частности, имеет  этимологическое значение - "хорошо-распределенная (пропорциональная) структура". Поскольку расширение этого значения произошло от глагола мерить, это обозначает Бога Создателя (как комбинация Шивы и Шакти), того   кто 'отмеряет', то есть условно ограничивает здесь некими рамками свое беспредельное существование для лучшего воприятия верующими.
Паломничество имеет важное место в индусской религии. Место Паломничества называют tirtha, оно неизменно связано с храмом, поэтому и  храм могут называть tirtha. Храм помогает нам как средство пересечения океана samasara (мира воплощенных душ, круга перевоплощений).

План храма также очень символичен. Горизонтально гарбхагриха  представляет голову и гопурам ноги божества. Другие части комплекса здания идентифицируются с другими частями тела. Например, ardhamantapa (маленькое помещение перед garbhagrha) - нос; antarala (проход рядом с предыдущим, приводящий в  главную мандапу) - шея; различные mantapas - тело; prkaras (окружающий стены) - руки и так далее. Вертикально, garbhagrha представляет шею, башня sikhara  - голова, kalasa (украшение) пучок волос (sikha) и так далее.


Храм также представляет Бога в космической форме, с различными мирами, расположенными на различных частях Его тела. Bhuloka (земля) формирует Hisfeet, и Satyaloka (также названный Brahmaloka) формирует Его sikha, и т.д.
Если храм отображает в символической форме тело Бога на макрокосмическом уровне, он так же   отображает в символической форме тело человека на микрокосмическом плане. Названия различных частей храма - это названия, используемые для обозначения частей человеческого тела.  Cмотрите на следующие технические названия: paduka, pada, carana, anghri, jangha, uru, griva, kantha, sira. Sirsa, karna, nasika, sikha. Pada (нога) - колонна,  griva (шея) - часть между карнизом и еще какой то деталью, Nasika (нос) - архитектурная часть и так далее. Garbhagrha представляет сердце и изображение. Эта наука о символах пробует внушить нам потребность искать Бога в нас самих, а не только снаружи.

Храм также представляет Meruparvata - мифическая золотая гора Меру, описанная в Пуранах, как центральная точка вселенной, вокруг которые крутятся все остальные миры. Прототип или тень или напротив проекция золотой горы - реальная гора Меру расположена в Гархвальских Гималаях и имеет высоту 6666, странно не правда ли?

Короче говоря, индуистский  храм представляет этот мир во всех его аспектах, фактическом и тонком. Входной гопурам создает ощущение и  символизирует   великолепие внешнего мира. Бордюры и скульптуры на внешних стенах храма, изображающие мир животных и мирскую жизнь обычных людей, сопровождаются сценами от эпической и мифологической литературы, а также религиозными символами и изображениями  богов и богинь, должны напомнить зрителям о истинной цели существования, и  большом культурном и религиозном наследии.

Храм также представляет тонкое тело с семью психическими центрами или чакра. Garbhagrha представляет anahata чакру (четвертый психический центр в области сердца), и самая верхняя часть kalasa указывают на sahasrara (седьмой и последний центр, расположенный на макушке  головы). Первые три центра (muladhara, svadhisthana и mainpura, расположенные соответственно около заднего прохода, сексуального органа и пупке) - ниже уровня земли, visuddha и ajna, расположенные в корне горла и между бровями, находятся на sikhara области - башне.

Часто план  храма представляет собой мандалу.  Manadala - геометрическая диаграмма с тайными потенциальными возможностями. Симметрия - ее главная особенность. Созданный мир, который является прекрасным образцом творчества Создателя, может лучше всего быть представлен симметрическим в виде идеяльной мандалы. Движение в manadala, исходит из наружных частей к внутреннему центру, который является точкой, творческим Принципом. Верующий   должен начать снаружи, пройти окольными путями через  последовательные стадии, чтобы подойти  к центру, подобно тому как человек входит в храм, он должен пройти через несколько ворот, внутренние дворы и проходы, приближаясь к святилищу, отбрасывая внешнее, что бы прикоснуться к основам существования.

 

 

 

 

 

 

 

Нашел на http://achadidi.narod.ru/

 

Индуистский храм - это... Что такое Индуистский храм?

Индуи́стский храм или манди́р (санскр. मंदिर, mandira IAST, букв. «обиталище, жилище») — место поклонения для последователей индуизма. Обычно используется специфически для духовной и религиозной деятельности.

Индуистский храм может представлять собой отдельное здание или часть какого-то здания. Основной отличительной чертой индуистского храма является присутствие мурти, которому или которым и посвящён храм. Во время обряда освящения храма, Бога в одной из Его форм или деву приглашают «воплотиться» в каменное, металлическое или деревянное мурти и начать принимать поклонение. Храм обычно посвящается мурти одной из форм Бога или одному из девов. Это мурти выступает как главное божество, наряду с которым устанавливаются «второстепенные» мурти других форм Бога или девов. Однако, также существует много храмов, в которых сразу несколько мурти играют роль главных божеств.

Индуистские храмы известны под разными именами в различных частях света, в зависимости от языка, на котором говорит местное население. Слово «мандир» или «мандира» используется во многих языках, включая хинди, и происходит от санскритского слова мандира, что в переводе означает «дом» (подразумевается дом Бога). На тамильском языке храмы называются ковил (там. கோயில்), а также, в особенности в современной речи, алаям (там. ஆலயம்). Этимология данного слова: ко (там. கோ) означает Господь, и ил (там. இல்) дом, место обитания (помимо значения «дом Божий», этот термин может также означать «царский дом», так как ко (там. கோ) равным образом может означать «царь» или «Бог»). На языке каннада храмы называют деваштхана или гуди, на телугу гуди, девалаям или ковела, на бенгали мондир, и на малаялам кшетрам или амбалам.

В Индии и многих других странах, управлением каждого храма занимается совет храма, который заведует всеми финансовыми и управленческими вопросами, а также устройством различных мероприятий и фестивалей. Совет обычно состоит из нескольких членов и возглавляется председателем.

Во многих деревнях в Индии существует обычай поручать управление храмом наиболее уважаемой местной семье.

Много храмов в Индии имеющих археологическое или историческое значение, находятся под управлением Археологического управления Индии.

Древнейшие храмы в Индии строились из кирпича и дерева. Предположительно, камень стал основным строительным материалом гораздо позднее. Храмы ознаменовали переход от ведийской религии, которую характеризовали огненные жертвоприношения «яджны», к религии бхакти — любви и преданности личностному Богу в одной из его многочисленных форм или ипостасей. Строительство храмов и способы поклонения описываются в древних текстах на санскрите, называемых агамами. Существуют значительные отличия в архитектуре, обычаях, ритуалах и традициях в храмах в различных регионах Индии. Особенно большая разница имеется между Северной и Южной Индией. Тысячи древних храмов были разрушены во время исламского господства. Особо сильно пострадала Северная Индия, находившаяся под властью мусульман в период с 1200 по 1700 год. Только в Южной Индии некоторые наиболее важные храмы сохранились до нашего времени.

См. также

Ссылки

About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *