Инженерский инженерный: Паронимы инженерный и инженерский — разница слов – Паронимы «инженерный» и «инженерский» — значение и разница слов

Содержание

Паронимы «инженерный» и «инженерский» — значение и разница слов

Паронимы «инженерный» и «инженерский» — значение и разница слов
  1. Словарь паронимов
  2. И
  3. инженерный — инженерский

Слова «инженерный» и «инженерский» являются паронимами — созвучными и схожими в написании словами, но имеющими разное значение. Слова образуют паронимическую пару части речи имя прилагательное. Тип паронимов: полные. Объясним значение, покажем разницу слов на примерах.

Печатать

Разница в написании и ударении: инжене́рный и инжене́рский.

инженерный


Значение
Технический; связанный с деятельностью инженеров.
Примеры словосочетаний
• инженерный факультет;
• инженерные кадры;
• инженерная профессия;
• инженерное дело;
• инженерный способ, приём;
• инженерные задачи;
• инженерное сооружение;
• инженерные расчёты;
• инженерный батальон;
• инженерные войска.
Примеры предложений
Инженерная мысль строителей сухопутных яхт тоже не дремала. (М.Беленький, Н. Рудницкая, «По воле Эола»)Во всё время шутил он над её пристрастием к инженерным офицерам. (А. Пушкин, «Пиковая дама»)

инженерский


Значение
Относящийся к инженеру, принадлежащий, свойственный ему.
Примеры словосочетаний
• инженерский диплом, дом, сын;
• инженерский труд, глаз;
• инженерские обязанности, традиции, слова;
• инженерская собака.
Примеры предложений
Вызывало недовольство и то, что Свечин не придерживался кастовых инженерских традиций. (В.Лидин, «Две жизни»)

Сравните высказывания:
инженерная мысль — техническая мысль,
инженерская мысль — мысль инженера.

Паронимы инженерный и инженерский — в чём разница

существительное — существительное

Паронимы

Все слова парыинженерныйинженерский

инженерный

Словарь Ожегова

инженерный

ИНЖЕНЕРНЫЙ, ая, ое. Технический; связанный с технической деятельностью. Инженерная геология. Инженерные войска (сапёрные, дорожные, понтонно-мостовые, переправочно-десантные и другие технические воинские части и подразделения). Инженерная находка (новое удачное техническое решение).

Словарь Ефремовой

инженерный

  • прил.
    1. Соотносящийся по знач. с сущ.: инженер, связанный с ним.
    2. Свойственный инженеру, характерный для него.
    3. Связанный с деятельностью инженера; технический.
  • Соотносящийся по знач. с сущ.: инженер, связанный с ним.
  • Свойственный инженеру, характерный для него.
  • Связанный с деятельностью инженера; технический.
  • Примеры:

    инженерный факультет;
    инженерные кадры;
    инженерная профессия;
    инженерное дело;
    инженерный способ, приём;
    инженерные задачи;
    инженерное сооружение;
    инженерные расчёты;
    инженерный батальон;
    инженерные войска.

    инженерский

    Словарь Ефремовой

    инженерский

  • прил. разг.
    1. Соотносящийся по знач. с сущ.: инженер, связанный с ним.
    2. Свойственный инженеру, характерный для него.
  • Соотносящийся по знач. с сущ.: инженер, связанный с ним.
  • Свойственный инженеру, характерный для него.
  • Примеры:

    инженерский диплом, дом, сын;
    инженерский труд, глаз;
    инженерские обязанности, традиции, слова;
    инженерская собака.

    Добавить свой пароним

    инженерный — Словарь паронимов русского языка

    инженерный

    // инженерский

    ИНЖЕНЕРНЫЙ Технический; связанный с деятельностью инженеров.

    Инженерн|ый: ~ый факультет; ~ые кадры; ~ая профессия; ~ое дело; ~ый способ, приём; ~ые задачи; ~ое сооружение; ~ые расчёты; ~ый батальон; ~ые войска.

    Инженерная мысль строителей сухопутных яхт тоже не дремала. М.Беленький, Н. Рудницкая. По воле Эола. Во всё время шутил он над её пристрастием к инженерным офицерам. А. Пушкин. Пиковая дама.

    ИНЖЕНЕРСКИЙ Относящийся к инженеру, принадлежащий, свойственный ему.

    Инженерск|ий: ~ий диплом, дом, сын; ~ий труд, глаз; ~ие обязанности, традиции, слова; ~ая собака.

    Вызывало недовольство и то, что Свечин не придерживался кастовых инженерских традиций. В.Лидин. Две жизни.

    Сравните: инженерная мысль — техническая мысль;

    инженерская мысль — мысль инженера.

    Источник: Словарь паронимов русского языка на Gufo.me


    Значения в других словарях

    1. инженерный — инженерный прил. 1. Соотносящийся по знач. с сущ. инженер, связанный с ним. 2. Свойственный инженеру, характерный для него. 3. Связанный с деятельностью инженера; технический. Толковый словарь Ефремовой
    2. инженерный — орф. инженерный Орфографический словарь Лопатина
    3. инженерный — ИНЖЕНЕРНЫЙ -ая, -ое. Технический, связанный с деятельностью инженеров. И-ое дело. И-ое сооружение. И-ые войска. Толковый словарь Кузнецова
    4. инженерный — прил., кол-во синонимов: 3 инженерский 1 общеинженерный 1 технический 7 Словарь синонимов русского языка
    5. инженерный — См. инженер Толковый словарь Даля
    6. инженерный — ИНЖЕНЕРНЫЙ ая, ое. ingénieur. Отн. к деятельности, специальности инженера; технический. Велено к приезду к Москве из цесарской земли инженерному полковнику.. в трех палатах стены обить и столы покрыть сукнами черными. 1691. Архив бум. Петра. Словарь галлицизмов русского языка
    7. инженерный — ИНЖЕНЕРНЫЙ, ая, ое. Технический; связанный с технической деятельностью. Инженерная геология. Инженерные войска (сапёрные, дорожные, понтонно-мостовые, переправочно-десантные и другие технические воинские части и подразделения). Инженерная находка (новое удачное техническое решение). Толковый словарь Ожегова
    8. инженерный — -ая, -ое. Технический, связанный с деятельностью инженеров. Инженерное дело. Инженерное сооружение. Инженерные войска. Малый академический словарь
    9. инженерный — Инженерный, инженерная, инженерное, инженерные, инженерного, инженерной, инженерного, инженерных, инженерному, инженерной, инженерному, инженерным, инженерный, инженерную, инженерное, инженерные, инженерного, инженерную, инженерное, инженерных… Грамматический словарь Зализняка
    10. инженерный — ИНЖЕН’ЕРНЫЙ, инженерная, инженерное (спец.). Технический, связанный с деятельностью инженеров. Инженерные войска. Инженерное управление. Толковый словарь Ушакова
    11. инженерный — Инжене́р/н/ый. Морфемно-орфографический словарь

    инженерный — Викисловарь

    Морфологические и синтаксические свойства[править]

    падеж ед. ч.
    мн. ч.
    муж. р. ср. р. жен. р.
    Им.инжене́рныйинжене́рноеинжене́рнаяинжене́рные
    Рд.инжене́рногоинжене́рногоинжене́рнойинжене́рных
    Дт.инжене́рномуинжене́рномуинжене́рнойинжене́рным
    Вн.    одуш.инжене́рногоинжене́рное
    инжене́рную
    инжене́рных
    неод. инжене́рный инжене́рные
    Тв.инжене́рныминжене́рныминжене́рной инжене́рноюинжене́рными
    Пр.инжене́рноминжене́рноминжене́рнойинжене́рных
    Кратк. формаинжене́ренинжене́рноинжене́рнаинжене́рны

    ин-же-не́р-ный

    Прилагательное, относительное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1*a.

    Корень: -инженер-; суффикс: ; окончание: -ый [Тихонов, 1996].

    Произношение[править]

    • МФА: [ɪnʐɨˈnʲernɨɪ̯] 

    Семантические свойства[править]

    Значение[править]
    1. технический, связанный с деятельностью инженеров ◆ Познакомимся подробнее с основными представителями весьма многочисленного семейства теплонакопителей, ведь практически каждый из них претендует на вполне определённое место в инженерной системе нашего будущего дома. В. И. Речицкий, «Кручёная подача-2», 2008 г. // «Наука и жизнь» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
    2. связанный, соотносящийся по значению с существительным инженер ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
    3. свойственный инженеру, характерный для него ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
    Синонимы[править]
    1. частичн.: технический
    Антонимы[править]
    Гиперонимы[править]
    Гипонимы[править]

    Родственные слова[править]

    Этимология[править]

    Происходит от сущ. инженер, из франц. ingénieur, далее из лат. ingenium «врождённые особенности», далее из in- «в» + gignere «рождать», далее из праиндоевр. *gen- «рождать». Русск. инженер — у Ф. Прокоповича, Петра I. Заимств. через нем. Ingenieur от франц. ingénieur. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

    Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

    Перевод[править]

    Библиография[править]

    Значение слова ИНЖЕНЕРСКИЙ. Что такое ИНЖЕНЕРСКИЙ?

    • ИНЖЕНЕ́РСКИЙ, —ая, —ое. Прил. к инженер. — Все-таки, батя, дело-то шестидесятилетней давности. В те времена рязанскому парнишке до инженерского диплома дойти было, скажем прямо, трудновато. Кочетов, Журбины.

    Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

    • инженерский

      1. разг. связанный, соотносящийся по значению с существительным инженер

    Источник: Викисловарь

    Делаем Карту слов лучше вместе

    Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

    Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

    Вопрос: эволюционизм — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

    Положительное

    Отрицательное

    День инженерных войск России

    21 января в Российской Федерации отмечается День инженерных войск. По сравнению с десантниками или моряками, танкистами или разведчиками их служба не столь часто освещается в средствах массовой информации, но от этого не становится менее нужной и важной и для вооруженных сил, и для страны в целом.

    Инженерные войска – род войск, выполняющий сложнейшие и опаснейшие задачи. «Сапер ошибается только один раз» — это о них, о военных инженерах. Личный состав инженерных войск решает боевые задачи и в военное, и в мирное время. Разминирование местности и объектов, организация инженерных заграждений – минных полей, противотанковых рвов и т.д., устройство фортификационных сооружений – траншей, окопов, ходов сообщений, блиндажей, подготовка и содержание путей для продвижения войск и многие другие задачи решают инженерные войска.

    Инженерные войска России принимали участие во всех без исключения военных конфликтах, в которых участвовала наша страна. Боевой путь инженерных войск очень масштабен. Множество подвигов совершено военнослужащими инженерных войск и в военное, и в мирное время. Кстати, инженерные войска «воюют» и в мирное время – они ликвидируют боеприпасы, проводят разминирование, участвуют в ликвидации последствий техногенных катастроф и природных катаклизмов. Специальная подготовка личного состава и наличие разнообразной специализированной техники на вооружении позволяют инженерным войскам решать самые разнообразные задачи.

    Что касается праздничной даты, то день 21 января был выбран для профессионального праздника не случайно. Именно 21 января 1701 года Петр I подписал Указ о создании в Москве «Школы Пушкарского приказа». Как понятно из названия, готовить в ней предстояло артиллеристов, но там же начали подготовку и военных инженеров – специалистов по фортификации и минному делу.

    В своем указе Петр I отмечал:

    …инженеры зело потребны суть при атаке или обороне, какова места и надлежит таких иметь, которы не токмо фортификацию основательно разумели и в том уже служили, но и чтоб мужественны были, понеже сей чин паче иных опасности подвержен есть.

    Уже в 1702 г. выпускники Школы Пушкарского приказа отправились в первые минерные подразделения русской армии. Однако, в отличие от артиллерийских подразделений, численность инженерных сил Российской империи первоначально была невелика. За первые двадцать с лишним лет своего существования численность войск увеличилась лишь до 12 штаб-офицеров, 67 обер-офицеров и 274 кондукторов.

    Тем не менее, в 1722 году офицеры – инженеры были поставлены в Табели о рангах на ранг выше офицеров пехоты и кавалерии. Это объяснялось более высокими требованиями, которые предъявлялись к военным инженерам. Им и платили большее жалованье, поскольку статус военного инженера требовал не только хорошей общевоинской подготовки, но и специальных знаний. Военный инженер должен был постоянно совершенствовать свои профессиональные знания и навыки и иметь к этому должные стимулы. Вот государство и пыталось выделить военных инженеров из общеармейской среды. В том же 1722 г. должность полкового инженера была введена в каждом российском полку. Военный инженер в обер-офицерском чине отвечал за все инженерные работы.

    По мере развития и усложнения военного дела повышались требования к подготовке офицеров и унтер-офицеров инженерных служб, росла и численность инженерных войск. Военные инженеры на протяжении XVIII – XIX вв. участвовали в строительстве многочисленных крепостей, различных фортификационных сооружений на границах Российской империи, в приграничных районах, крупных городах. В 1797 году был сформирован специальный Пионерный полк трехбатальонного состава. В каждом батальоне полка были три пионерные и одна минерная роты. Полк выполнял задачи по организации военно-строительных работ во время боевых действий и военных походов, при этом использовать полк разрешалось лишь по указанию главнокомандующего армией.

    Настоящим испытанием стала для военных инженеров Отечественная война 1812 года. К этому времени инженерные силы империи включали 10 минерных и пионерных рот, кроме того к ним относились понтонные роты при артиллерийских частях и 14 крепостных понтонных и минерных рот. В состав таких рот входили только офицеры и кондукторы (унтер-офицеры), а солдат как рабочую силу поставляли на время выполнения конкретных задач пехотные полки и местное население. Инженеры смогли только в начале войны возвести 178 мостов, отремонтировать 1920 верст дорог, что позволило русской армии эффективно маневрировать.

    Спустя несколько лет после разгрома наполеоновской армии инженерную службу постигла новая реформа – батальоны были сведены в три пионерные бригады, а в 1822 г. понтонные роты передали в состав инженерного ведомства. Были сформированы гвардейский и армейский конно-пионерные эскадроны. В 1844 г. все инженерные части русской армии специальным императорским указом были переименованы в саперные.

    Отдельная страница в истории отечественных инженерных войск – Крымская война 1853-1856 гг., когда русские армия и флот столкнулись с превосходящими силами крупных и сильных держав – Великобритании, Франции, Османской империи и примкнувшего к ним Сардинского королевства. К моменту начала боевых действий в состав русской армии входили9 саперных батальонов, 1 учебный саперный батальон, 2 резервных батальона и 2 конно-пионерных дивизиона.

    Именно военные инженеры под руководством Эдуарда Тотлебена выстроили такую систему обороны Севастополя, которая позволила на протяжении почти целого года отражать атаки противника. В годы Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. знания военных инженеров также были востребованы. Например, во время знаменитых боев на Шипке удалось отразить атаки османских войск вообще без применения артиллерийских орудий и стрелкового оружия. Секретом успеха было использование электроуправляемых фугасов, обративших в бегство уступавшую в инженерном отношении османскую армию.

    К концу XIX века произошло окончательное оформление инженерных войск как самостоятельного рода войск. Инженерные войска никогда не были особо многочисленными и составляли в то время 2-2,5% от общей численности русской армии. Однако, помимо саперных и понтонных частей, в их составе появлялись новые специалисты. Так, именно военным инженерам были поручены организация воздухоплавательной службы, голубиная почта, в состав инженерных войск входили и железнодорожные военные части, созданные в 1870 году.

    К началу ХХ века инженерные войска включали в свой состав 7 саперных бригад (25 саперных батальонов), 1 железнодорожную бригаду, 2 отдельных железнодорожных батальона, 8 понтонных батальонов, 6 полевых инженерных парков, 2 осадных парка, 12 отдельных рот, 6 крепостных военных телеграфов и 4 воздухоплавательных парка. День инженерных войск России

    Численность инженерных войск составляла 31 329 человек по состоянию на 1900 год. Кроме того, фактическим резервом инженерных войск были крепостные войска, состоявшие из 53 крепостных артиллерийских батальонов, 2 крепостных полков, 28 отдельных крепостных батальонов, 10 крепостных артиллерийских рот, 3 осадных крепостных батальонов и 5 вылазочных батарей.

    В состав инженерных войск позже вошли также электротехнические подразделения, автомобильные подразделения, инженерное ведомство стало отвечать и за дорожное строительство в военных целях. Инженерные войска играли очень важную роль во время Первой мировой войны. Рост их значимости для вооруженных сил способствовал и увеличению доли инженерных частей и подразделений в общей численности русской армии. К 1917 году инженерные войска составляли 6% от общей численности русской армии.

    Новая страница в истории отечественных инженерных войск началась после Октябрьской революции. Фактически советская власть, используя опыт старой русской армии, приступила к строительству инженерных войск РККА заново и добилась в выполнении этой задачи колоссальных успехов. К 1929 году штатные инженерные части были созданы во всех родах войск, что позволило повысить их боевую эффективность, сделать более независимыми в выполнении самых разных задач.

    День инженерных войск России В Великой Отечественной войне инженерные войска проявили себя самым лучшим образом, выполняя важнейшие задачи на линии фронта и в тылу. К 1945 году в состав РККА входили 98 инженерно-саперных, 11 понтонно-мостовых бригад, 7 инженерно-танковых полков, 11 понтонно-мостовых полков, 6 огнеметно-танковых полков, 1042 инженерных и саперных, 87 понтонно-мостовых батальонов, 94 отдельные роты и 28 отдельных отрядов. За годы войны военными инженерами было установлено более 70 миллионов противотанковых и противопехотных мин, разминировано 765 тысяч квадратных километров территории и 400 тысяч километров путей. Инженерные войска РККА возвели 11 тысяч постов, проложили почти 500 тысяч километров путей.

    Естественно, что столь напряженная и опасная служба, а ведь все эти задачи приходилось решать под артиллерийским огнем противника, под авиаударами, не могла не быть отмеченной наградами. Более 100 тысяч солдат, сержантов, офицеров и генералов, проходивших службу в инженерных войсках РККА, были награждены различными орденами и медалями, 655 военных инженеров получили высокое звание Героя Советского Союза. Стоит отметить и такой немаловажный факт, что 201 инженерная часть получила статус гвардейской.

    Период с 1950-х по конец 1980-х гг. стал периодом дальнейшего развития и укрепления инженерных войск Советской Армии. Сотни тысяч советских военнослужащих прошли службу в частях и подразделениях инженерных войск. Война давно закончилась, а военные инженеры продолжали решать боевые задачи уже в мирное время, участвуя в разминировании городов и населенных пунктов, в обезвреживании «подарков войны» — авиабомб, артиллерийских снарядов, других боеприпасов, которые, кстати, периодически обнаруживают и в настоящее время.

    Инженерные войска, как и другие рода войск Советской Армии прошли всю афганскую войну. Так, в Афганистан был направлен 45-й отдельный инженерно-сапёрный Краснознаменный, ордена Красной Звезды полк, другие части, соединения и подразделения инженерных войск. Военным инженерам приходилось действовать в незнакомой местности, в сложных климатических условиях, под угрозой атак противника, но они все равно справлялись с поставленными задачами, выполняли функции боевого обеспечения ОКСВА.

    Отдельная героическая и трагичная страница в истории советских инженерных войск – Чернобыльская катастрофа. Генерал-лейтенант Николай Георгиевич Топилин, занимавший затем должность заместителя начальника инженерных войск по вооружению, вспоминал, что именно инженерные войска оказались наиболее подготовленными к действиям в условиях Чернобыльской катастрофы, поскольку проходили специальную подготовку для действий в условиях применения оружия массового поражения. Именно военные инженеры выполняли задачи по разведке объекта, затем участвовали в большинстве работ, проводившихся на АЭС.

    Распад Советского Союза негативно отразился на состоянии вооруженных сил постсоветских государств и Россия в этом плане не была исключением. Тем не менее, военные инженеры участвовали в вооруженных конфликтах на постсоветском пространстве, в антитеррористических операциях на Северном Кавказе, в различных миротворческих миссиях.

    День инженерных войск России

    Сегодня инженерные войска Российской Федерации состоят из инженерно-саперных, инженерных, понтонно-мостовых бригад, инженерно-саперных и инженерно-маскировочных полков, включают в свой состав Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала инженерных войск А. И. Прошлякова, в котором осуществляется подготовка военных специалистов с высшим и средним образованием для нужд инженерных войск Вооруженных сил Российской Федерации. Военные инженеры остаются одним из наиболее важных родов войск, получают качественную подготовку.

    В День инженерных войск «Военное обозрение» сердечно поздравляет всех генералов, офицеров, прапорщиков, сержантов и солдат инженерных войск, курсантов, военнослужащих запаса, имеющих отношение к службе в инженерных войсках, с профессиональным праздником. Самое главное пожелание – это отсутствие боевых и небоевых потерь, а остальное приложится.

    Инженерные войска Российской Федерации — Википедия

    Инженерные войска (ИВ) — специальные войска Вооружённых сил Российской Федерации, предназначенные для инженерного обеспечения: оборудования территории военных действий, инженерной разведки и сопровождения войск (сил) в наступлении и так далее.

    В состав инженерных войск входят органы управления, учреждения, предприятия, инженерно-сапёрные, инженерно-дорожные, понтонные и другие соединения, воинские части и подразделения. В вооружённых силах России именовались посоха, пионеры, корпус инженеров.

    Свой профессиональный праздник военнослужащие и служащие отмечают 21 января (День сформирования Школы Пушкарского приказа).

    Развитие русского военного зодчества относится к IX — первой половине X века. Летописи доносят до нас сведения о строительстве городов, об их осаде и обороне. Само слово город в древнерусском языке обозначало не город в социально-экономическом значении, как понимается сейчас, а укреплённое, подготовленное к обороне украиное поселение, крепость, замок. Более того, до XVII века слово это часто относили к укреплениям, обозначая этим термином оборонительные стены. В конце XII века процесс дробления феодальной Руси на множество княжеств привёл к строительству крепостей и сооружений самых различных типов практически на всей территории. О высоком уровне русского военно-инженерного искусства того времени свидетельствует как умелое строительство укреплений, так и совершенствование инженерных мероприятий при обеспечении наступательных действий войск. В 1242 году русские разгромили немцев на льду Чудского озера. Русские войска умело использовали при этом как долговременные оборонительные сооружения, так и полевые укрепления, выполненные с учётом особенностей местности. Другим примером является взятие Казани в 1552 году Иваном IV. Иван Грозный решил построить на берегу реки Свияги при впадении её в Волгу в 25 км от Казани крепость Свияжск. Заготовка деревянных деталей велась на Волге в районе Углича. Потом они были доставлены по воде к устью Свияги, где из них впервые в истории строительства за 28 дней была построена крепость-город, сыгравшая важную роль опорной базы при осаде Казани.

    Первые сведения о воинах-строителях на Руси, которые донесла летопись, относятся к 1016 году. Указывалось, что это были строители, находившиеся на военной службе и имевшие обширные познания в военном искусстве и особенно в искусстве обороны. В отличие от рабочих, строивших различные городские сооружения и называвшихся дереводелами и плотниками, военных строителей называли городовиками и мостовиками (Колесник А. Н. 1985), позже Розмыслы. Со второй половины XV века в России был создан единый орган руководства военно-строительными работами в лице инженерной части Пушкарского приказа, которая стала разрабатывать чертежи и руководить строительством оборонительных сооружений.

    Первым из дошедших до нас русским воинским уставом, обобщившим военно-инженерный опыт, является «Устав ратных и пушечных дел, касающихся до воинской науки». Его составил в начале XVII века воевода боярин Анисим Михайлов.

    В 1692 и 1694 годах под руководством Петра I были проведены, вероятно, первые инженерные учебные манёвры, в ходе которых отрабатывались вопросы строительства оборонительных сооружений. Известно, что при разработке инженерных мероприятий Пётр I использовал работы наиболее известного военного инженера этого периода, маршала Франции Вобана.

    Создавая регулярные вооружённые силы, Пётр I уделял особое внимание развитию артиллерии и инженерных войск. Первым законодательным актом, в котором шла речь о военно-инженерном деле, стал указ Петра I от 21 января 1701 года об открытии Школы Пушкарского приказа. Большое значение Пётр уделял подготовке офицерских кадров. Для подготовки инженерных кадров создаются инженерных школы: первая в 1708 году в Москве, в 1712 году она расширяется, но этого оказалось недостаточно, и 17 марта 1719 года учреждается инженерная школа в Санкт-Петербурге. В каждой из указанных школ ежегодно обучалось 100−300 человек, срок обучения колебался от 5 до 12 лет. Военные инженеры пользовались в вооружённых силах большими преимуществами, их оклады отличались от окладов офицеров других родов войск, а наиболее преуспевающие в инженерном деле прежде других производились в высшие чины.

    Вариант петличный эмблемы (знака различия по функциональному предназначению) Инженерных войск Вооружённых Сил Российской Федерации[1], существовавший в период после отмены экспериментальных знаков образца 1998 года[2], и до принятия текущего петличного знака[3].

    К концу XVIII века увеличивается численность инженерных войск. В 1797 году был сформирован пионерный полк трёхбатальонного состава (каждый батальон включал три пионерные и минёрную роту). Перед полком ставилась задача обеспечивать выполнение военно-строительных работ во время походов и боевых действий, а также скрытность работ. Полк использовался только по указанию главнокомандующего войсками.

    К началу Отечественной войны 1812 года в действующей армии насчитывалось уже 10 минёрных и пионерных рот. Боевые действия также обеспечивали понтонные роты, состоящие при артиллерии. 14 пионерных и минёрных рот находились в крепостях. В этих ротах не было солдат, а были только специалисты офицеры и кондукторы. Рабочая сила для инженерных работ набиралась из числа местных жителей, солдат пехоты. Перед заграничным походом вместо двух пионерных полков были развёрнуты дополнительно один сапёрный и два пионерных полка трёхбатальонного состава каждый. В целом количество инженерных формирований было доведено до 40 рот (8 сапёрных, 8 минёрных и 24 пионерных). Сапёры и минёры использовались при постройке долговременных укреплений и на работах, которые производились при штурме и обороне крепостей. Пионерные подразделения предназначались для устройства дорог, мостов, полевых укреплений, разрушения неприятельских заграждений на направлении действия своих войск. Понтонёры наводили наплавные мосты.

    В 1819 году сапёрные и пионерные батальоны были сведены в три пионерные бригады. В 1822 году понтонные роты были переданы из артиллерийского ведомства в инженерное. Понтонные роты организационно были введены в состав сапёрного и пионерного батальонов Тогда же и формируются гвардейский и армейский конно-пионерский эскадроны. Чтобы исключить разнобой в наименовании и сократить число штатных расписаний император Николай I повелел в 1844 году все инженерные части именовать как сапёрными.

    К началу Крымской войны 1853-56 годов в вооружённых силах имелось 9 сапёрных батальонов, один учебный батальон, два резервных батальона и два конно-пионерных дивизиона.

    Инженерные войска окончательно отделились от артиллерии, оформившись в самостоятельный род войск. К концу первой четверти XIX века их численность превысила 21 тысячу человек, что составляло около 2,3 % всего состава вооружённых сил. В 1873 году в России было учреждено Особое совещание по стратегическому положению страны, которое на основе плана, разработанного Э. И. Тотлебеном, постановило провести комплекс военно-строительных работ. За 35 лет военными строителями были построены крепости Новогеоргиевск, Варшавская цитадель, Зегрис, Брест-Литовск, Осовец, Ковно, Ивангород, застава Дубро и различные укрепления и сооружения.

    К началу Русско-турецкой войны 1877—1878 гг. инженерные войска составляли 2,8 % полевой армии (20,5 тыс. чел.). В инженерных войсках вновь появились новые специальности: воздухоплавание и голубиная связь.

    К концу XIX века как технический род войск инженерные войска предназначались для обеспечения боевых действий пехоты, артиллерии и кавалерии, ведения крепостного строительства, выполнения инженерных задач при осаде и обороне крепостей, минной войны, устройства путей и переправ, телеграфных линий и имели в своём составе сапёров, понтонеров, минёров, электриков, воздухоплавателей, военных железнодорожников, связистов. В 1900 году в состав инженерных войск входило 25,5 сапёрных батальона, сведённых в 7 сапёрных бригад, 8 понтонных батальонов, 6 полевых инженерных парков, 2 осадных парка, 1 железнодорожная бригада (3 батальона), 2 отдельных железнодорожных батальона, 12 отдельных рот, 6 крепостных военных телеграфов и 4 воздухоплавательных парка. Личный состав инженерных войск насчитывал 31 329 человек. Резервом инженерных войск являлись крепостные войска, включавшие в 1900 г. 53 крепостных артиллерийских батальона, 2 крепостных полка, 28 отдельных крепостных батальонов, 10 крепостных артиллерийских рот, 3 осадных крепостных батальона и 5 вылазочных батарей. Такая организация инженерных войск сохранялась до Русско-японской войны (Бескровный Л. Г., 1986).

    Инженерные войска, как род войск имеющий в своём распоряжении большое количество грамотных инженеров, в этот период приобретают статус проводников технических новшеств в армии и на флоте, своего рода колыбелью новых технических родов войск. Наиболее бурно этот процесс проходил в начале XX века.

    Железнодорожные части вошли в состав инженерных войск начиная с момента их создания в 1870 году. Сначала в виде железнодорожных команд, а с 1876 г. — железнодорожных батальонов. Железнодорожные части входили в состав инженерных войск вплоть до 1908 г. включительно. Затем они были выделены в самостоятельную категорию и подчинены службе ВОСО (военных сообщений) Генерального штаба.

    Авиация: Воздухоплавание постепенно занимало своё место в русской армии. Во второй половине XIX века на вооружении состояли воздушные шары. В конце века действовал отдельный воздухоплавательный парк, состоявший в распоряжении Комиссии по воздухоплаванию, голубиной почте и сторожевым вышкам. На манёврах 1902—1903 гг. в Красном Селе, Бресте и Вильно проверялись способы использования воздушных шаров в артиллерии и для воздушной разведки (наблюдения). Убедившись в целесообразности применения привязных шаров, Военное министерство приняло решение создать специальные подразделения при крепостях в Варшаве, Новгороде, Бресте, Ковно, Осовце и на Дальнем Востоке, в составе которых имелось 65 шаров. К изготовлению дирижаблей в России приступили в 1908 г. в то же время, Инженерное ведомство недоверчиво относилось к идее использовать авиации в военных целях. Лишь в 1909 г. оно предложило Учебному воздушно-плавательному парку построить 5 аэропланов. Затем военное ведомство закупило у иностранных фирм несколько самолётов Райта и Фармана. Между тем в России возникло несколько частных предприятий по изготовлению моторов и самолётов. Некоторые из них являлись дочерними предприятиями французских заводов. С 1909 по 1917 гг. в России возникло более 20 авиационных предприятий.

    Электротехнические войска. Проблема связи в военном деле приобрела в XX столетии большое значение. Первые начинания по внедрению телеграфа имели место во время Русско-турецкой войны 1877—1878 гг., принёсших громадную пользу при управлении войсками, они привели к более широкому использованию технических средств связи. Телеграф и телефон заняли ведущее место в управлении войсками. Наиболее широкое развитие получили передвижные линии, предназначенные для руководства войсками непосредственно на театре войны. В конце XIX века число телеграфных парков, состоявших в ведении Главного инженерного управления, равнялось в Центральной России 17 (975 вёрст) и на Кавказе 2 (130 вёрст). Кроме того, в крепостях было создано 55 узлов связи (423 версты). В 1912 г. были установлены нормы снабжения корпусов средствами связи. Каждый корпус, состоящий из двух пехотных дивизий (8 пехотных полков), одного сапёрного батальона (одна телеграфная и три сапёрные роты) и одного отделения полевого инженерного парка, был снабжён 20 телеграфными, 193 телефонными аппаратами и 333 вёрстами кабеля.

    Автомобильные войска. В 1876 г. штабс-капитан С. Маевский представил в Департамент торговли и мануфактуры проект самодвижущейся машины с паровым двигателем. Проект Маевского не был принят из-за громоздкости двигателя. Дальнейшее развитие автотранспорта упиралось в отсутствие двигателей, работающих на жидком топливе. Такой двигатель был построен в 1884 г. на Охтенской судостроительной верфи. Это был восьмицилиндровый двигатель внутреннего сгорания. На его основе Б. Г. Луцкий разработал в конце века проект бронированного «самодвигателя» и предложил его военному министерству. Построенная Луцким модель успешно действовала на Курских и Киевских манёврах 1902 г., где испытывалось ещё восемь машин иностранных марок. Военное министерство признало большие достоинства машины, но отказалось организовать их производство и передало чертежи Луцкого во Францию. После Красносельских манёвров в 1906 г., где испытывались различные марки автомобилей инженерное ведомство распределило имевшиеся в его распоряжении 10 автомашин по четырём округам (Киевскому, Петербургскому, Виленскому, Варшавскому) в целях подготовки учебных команд (по 15 человек на каждый броневой автомобиль).

    Дорожное строительство. Одна из причин медленного внедрения автомобилей в военное хозяйство заключалось в слабом развитии сети шоссейных дорог. В 1884 г. строительство шоссейных дорог было поручено Военному министерству. Благодаря его усилиям с 1885 по 1900 г. были сооружены шоссейные дороги Петербург — Псков — Варшава с ответвлениями на Ригу и Мариуполь, Москва — Брест — Варшава с ответвлениями на Калиш и Познань, Киев — Брест, рокада Псков — Киев и некоторые другие. В 1880-е годы под Красным селом была построена первая взлётная полоса (в виде деревянного настила или деревянных рельсов) для испытаний самолёта Можайского. Значительное развитие аэродромное строительство получило в 1905—1910 годах, когда строятся первые аэродромные комплексы в ряде городов страны.

    Возросшую роль инженерных войск, показала Русско-японская война. В начале войны инженерные формирования Маньчжурской армии имели всего 2800 чел. — к концу войны они насчитывали уже 21 тысячу.

    К этому времени на Дальнем Востоке находилось:

    • инженерно-сапёрных батальона — 20;
    • понтонных батальонов — 4;
    • воздухоплавательных батальонов — 3;
    • телеграфных батальонов — 2;
    • крепостных сапёрных рот — 4;
    • минных рот — 5;
    • воздухоплавательных рот — 1;
    • искровых рот — 2;
    • крепостных телеграфов — 1 (Бескровный Л. Г., 1986)

    Дальнейшее развитие и техническое оснащение инженерных войск, особенно в ходе Первой мировой войны, а также невероятная перегрузка управленческих органов инженерных войск в связи с резким ростом численности авиации, автомобильных частей, подразделений бронемашин привела к выделению в самостоятельные рода войск авиации, и автомобильных частей.

    Численность инженерных войск к началу 1917 года составляла до 6 % общей численности армии. Постепенный рост числа рот Русских инженерных войск с 1712 года, в:

    • 1712 году — одна рота;
    • 1797 году — три роты;
    • 1801 году — 12 рот;
    • 1825 году — 48 рот;
    • 1855 году — 56 рот;
    • 1881 году — 105 рот;
    • 1894 году — 139 рот;
    • 1908 году — 254 роты.
    Подготовка младших специалистов Инженерных войск ВС РФ в 66-м межведомственном учебном методическом центре (Николо-Урюпино)

    Инженерные войска Вооруженных Сил Российской Федерации состоят из органов военного управления, соединений, воинских частей и подразделений. Основой состава являются инженерно-саперная и понтонно-мостовая бригады центрального подчинения, отдельные инженерные бригады военных округов и армейские инженерно-саперные полки в составе армий. Инженерные войска предназначены для выполнения наиболее сложных задач инженерного обеспечения, требующих специальной подготовки личного состава, применения инженерной техники, инженерных боеприпасов и инженерного имущества.

    Состав[править | править код]

    Командование
    • Управление начальника инженерных войск Вооруженных сил Российской Федерации (Москва)
    Бригады
    Полки
    Институт
    Учебные центры
    • 66-й межведомственный учебный методический центр инженерных войск (Нахабино). На базе центра создан Международный противоминный центр (Нахабино),
    • 187-й Псковский ордена Красной звезды межвидовый региональный учебный центр инженерных войск (Волжский),
    • 210-й гвардейский Ковельский Краснознамённый межвидовой региональный учебный центр инженерных войск (Кстово).
    НИИ
    • Центральный научно-исследовательский испытательный институт инженерных войск (Нахабино).
    Ансамбль

    Православный хор и ансамбль инженерных войск «За Веру и Отечество»[6].

    Техника, оснащение и вооружение[править | править код]

    Инженерный танк ИМР-3М 1-й инженерно-сапёрной бригады Общевойсковой комплект разминирования ОВР-2-02
    Средства преодоления разрушений и препятствий[править | править код]
    Средства преодоления водных преград[править | править код]
    Средства минирования[править | править код]
    Сапёрные средства[править | править код]
    Средства механизации дорожных и землеройных работ[править | править код]
    Прочая техника[править | править код]
    Экипировка[править | править код]
    • О Инженерных войсках на офиц. сайте министерства обороны РФ
    • Инженерные войска: История, штаты, техника, боеприпасы
    • Инженерные войска в боях за Советскую Родину (Цирлин А. Д., Бирюков П. И., Истомин В. П., Федосеев Е. Н. — М.: Воениздат, 1970.)
    • Sapper Museum — Инженерные войска: Эмблемы, знаки, униформа, фото персональных памятников военным инженерам
    • Статья 310 лет ИВ России Памятники военно-инженерного искусства: историческая память и новые объекты культурного наследия России

    About Author


    admin

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о
    ЮК «Эгида-Сочи» - недвижимость.

    Наш принцип – Ваша правовая безопасность и совместный успех!

    2020 © Все права защищены.