Барокко в Италии — Сайт преподавателя Бачуриной И.Е.
Италия в 17 веке — оплот католицизма.
Здесь, в русле контр-реформации активно развивается стиль Барокко. Баро́кко (итал. barocco — «порочный», «распущенный», «склонный к излишествам» или «вычурный».
Особенности стиля барокко:
- Пышный, динамичный.
- В архитектуре много декора, волнообразных линий, круглых и овальных форм.
- Скульптура отличается богатством материалов и фактур, динамикой, реалистичностью.
- В живописи — динамичные композиции, много фигур, яркий колорит.
Стиль барокко проявил себя в 17 веке во всех видах искусства.
————————————
Трон св. Петра, собор св. Петра в Риме — (Бернини)
Фонтан четырёх рек (Бернини)
______________________________________________________________________________
Барокко в Италии возглавил Лоренцо Бернини – скульптор и архитектор, человек огромного дарования и
виртуозного мастерства.
—————————
Похищение Прозерпины. 1621-1622. Мрамор. Галерея Боргезе, Рим.
Особенности скульптуры Бернини:
· Совершенное знание анатомии
· Смешение фактур и материалов
· Излишняя динамика, потеря цельности
· Чувственность, эмоциональность, Дионисийское начало
· Подробная проработка деталей, реализм близкий к натурализму
· Пышность и вычурность композиций
Работы:
«Давид» (1619 г.)
фрагмент
__________________________
«Экстаз святой Терезы» (1645-1647 г.г.) – церковь Санта Мария дела Виттория.
фрагмент________________________
В архитектуре – колоннада площади собора святого Петра в Риме.
Бернини работал для папы римского и аристократии. Оформлял скульптурой роскошные интерьеры католических храмов (контр реформация).
_______________________________________________________________________________
Кроме Барокко, развивались также иные стилистические тенденции, такие, как например, Академизм, Маньеризм или Реализм.
Были желающие реанимировать
стиль Ренессанс – в лице художников академистов (Болонская
академия художеств братьев Караччи (Агостино, Лодовико и Аннибале). В этом стиле много внешней эффектности и театральности. Утрачивается смысловая глубина и органичность.
триумф Бахуса
Анибале Караччи (1560 – 1609 г.г.)
______________________________________________________________________________
Направление Маньеризм можно проиллюстрировать например картиной Пармиджанино. «Мадонна с длинной шеей.
Здесь присутствует не слишком гармоничная деформация пропорций и излишний субъективизм. Эти черты весьма характерны для художников данного направления.
____________________________________________________________________________________________________________
Реализм
Микеланджело де Караваджо
(1573 – 1610)
Демократическая тенденция в
искусстве представлена Микеланджело де Караваджо,
сторонника реализма.
Одним из первых обратился к жанру чистого натюрморта – «Корзина с фруктами».
Его отличала прочная привязанность к материальному миру, миру осязаемых вещей.
Пишет выпукло, крепко, осязаемо. Евангельские сюжеты часто решает в бытовом ключе.
Утрата неба. Резкость
освящения, скульптурная лепка форм, анатомическая точность,
оппозиционность к академизму.
Особенности Караваджо:
· Контрастная светотень
· Народные типажи в картинах на библейские сюжеты
· Тема игры и азарта, власть рока над людьми
· Живописная плотность и материальность
· Осязаемость почти скульптурность
· Реализм, приближенный к натурализму
· Эстетизация отрицательных эмоций
Работы:
«Обращение Савла» — 1600-1601 г.г.
_______________________фрагмент
«Смерть
Марии» — 1605 -1606 г. г.
«Положение
во гроб»
В
17 веке укрепляет свои позиции светская живопись. Мир теряет ренессансную
цельность, идет дробление единого некогда религиозного жанра. Появляются новые
жанры. Восприятие мира как-бы «фрагментируется».
________________________________________________________________________
Италия эпохи барокко и классицизма. Всемирное наследие ЮНЕСКО
К началу XVII в. экономическая жизнь Италии пришла в полный упадок. Архитектура развивается только в Риме, где в строительстве культовых зданий особенно сильно проявился стиль барокко. Для барокко характерны усложненность планов, пышность интерьеров с неожиданными пространственными и световыми эффектами, обилие кривых, пластично изгибающихся линий и поверхностей. В архитектуре широко используются живопись, скульптура, окрашенные поверхности стен.
В XVII в. заканчиваются работы по строительству собора Святого Петра (Ватикан). Во второй половине века архитектор Бернини сооружает колоннаду на площади перед собором, завершив формирование композиции площади Святого Петра. Характерные примеры ансамблей барокко в Риме – Испанская лестница (начало XVIII в.), ведущая к собору Санта-Тринита деи Монти, а также ансамбль Палаццо Поли со знаменитым фонтаном Треви (вторая половина XVIII в.).
Кроме Рима великолепные произведения барокко были созданы в Венеции (Венето). В конце XVII в. была возведена церковь Санта-Мария дела Салюте на стрелке Большого канала – живописная восьмигранная постройка с мощным куполом.
Город Турин (Пьемонт), основанный еще римлянами, в XVI в. стал резиденцией герцога Савойского, перенесшего столицу герцогства из Франции. Здесь в XVII-XVIII вв. был создан целый комплекс барочных дворцов, замков и загородных резиденций, демонстрирующих мощь Савойской династии. В Турине в 1829 г. родился будущий король единой Италии Виктор Эммануил II, а в 1861 г. здесь провозгласили Итальянское королевство.
В результате землетрясения 1693 г. было разрушено восемь городов (в т.ч. Катания) в районе Валь-ди-Ното

В середине XVIII в. неаполитанский король решил создать резиденцию, не уступающую в блеске и роскоши Версалю (Франция). Недалеко от Неаполя, в Казерте (Кампания) был построен огромный дворцовый комплекс с парком, вписанным в окружающий его природный ландшафт. Парк имеет регулярную планировку, здесь можно увидеть фонтаны, многочисленные цветники и даже водопад, обрамленный скульптурами. Дворцово-парковый комплекс в Казерте создан в стиле классицизм. Как и архитектура Возрождения, классицизм возвращается к ордерным системам античности. Классицизм – стиль симметричных, строгих и стройных форм с ясной и простой композицией, зачастую сопровождаемый блеском и пышностью интерьеров.
Хронологически наиболее поздним памятником культуры Италии является фабричный поселок Креспи-д’Адда (Ломбардия), построенный на рубеже XIX-ХХ вв. Такие поселки, удобные и рационально продуманные, просвещенные промышленники строили для своих рабочих не только в Европе, но и в Северной Америке.
Отличительные черты барокко, туры и отдых в Италии по низким ценам в июне
Барокко в работах итальянских художников
Культурный феномен барокко повлиял не только на архитекторов 17-го века, но и на художников. В этом виде искусства барокко противопоставляется маньеризму – господству вычурных, притянутых и неоправданно сложных форм, которые были весьма характерными для изобразительного искусства этого времени. В результате, с постепенным утиханием моды на маньеризм, художники старались обратиться к идеям высокого ренессанса. Мастера старались придать объектам простоту, грацию, логическую последовательность. Идеи черпались посредством изучения культурного наследия возрождения, а так же самостоятельным исследованием натуры. Картины становятся свободными, легкими, не обремененными сложным взаимоотношением отображаемых объектов.
Отдых в Италии – это возможность прикоснуться к культурному наследию страны
Барокко быстро стало неотъемлемой частью итальянской культуры 17-го века. Современные исследователи выделяют три этапа его развития – ранее, высокое и позднее. Последний временной период продлился значительно дольше остальных, и внес самый большой вклад в копилку культурного наследия человечества.
Стремительно развитие барокко в Италии связывают с деятельностью католической церкви. Дело в том, что именно эта религиозная организация была больше всего заинтересована в развитии нового стиля искусства, который бы обслуживал ее потребности. Многие религиозные объекты были выполнены с использованием правил и норм, характерным для стиля барокко. Церковь была главным заказчиком мастеров того времени, хотя встречаются и проекты светского зодчества.
Если вы решили купить авиабилеты или купить тур в Италию, то не прогадали, так как эта страна – кладезь сокровищ мировой культуры. Ваш отдых в Италии будет ярким и запоминающимся, если вы не просто будете загорать на пляжах страны, но и ознакомитесь с достопримечательностями Италии, которых здесь множество.
Будем рады ответить на Ваши дополнительные вопросы о турах в Италию — воспользуйтесь формой запроса или звоните:
(495) 730-13-30.
Мы работаем с 09:00 до 20:30 в будние дни и с 11:30 до 17:00 по субботам.
Отзывы наших клиентов приведены здесь
Дополнительная информация:
Барокко в Италии
Тяжелое экономическое положение Италии не давало возможности возводить очень крупные сооружения. Вместе с тем церковь и высшая аристократия нуждались в укреплении своего престижа, своего влияния. Отсюда — стремление к необычным, экстравагантным, парадным и острым архитектурным решениям, стремление к повышенной декоративности и звучности форм.

Строительство импозантных, хотя и не столь крупных сооружений способствовало созданию иллюзии социального и политического благополучия государства.
Стиль барокко в архитектуре Италии — приходит на смену Ренессансу в 80-х годах XVI века и развивается на протяжении всего XVII и первой половины XVIIIстолетия.
Условно, в пределах архитектуры этого времени, могут быть выделены три этапа: раннее барокко — с 1580-х до конца 1620-х годов, высокое, или зрелое, барокко — до конца XVII века и позднее — первая половина XVIII века.
Раннее барокко.
Церковь Иль-Джезу. Джакомо Бароцци да Виньола и Джакомо делла Порта.
Это соборная церковь ордена иезуитов. Построена в 1568—1584годах. Когда-то на этом месте находился храм, в котором святой Игнатий Лайола молился перед образом Богоматери. В этой церкви находятся его останки .
Иль-Джезу- первая в мире церковь, фасад которой выполнен в стиле барокко. Церковь построена по проекту архитекторов Джакомо Бароцци да Виньола и Джакомо делла Порта. Ее строительство явилась завершающим этапом в долгой эволюции композиции храмовых сооружений эпохи Возрождения.В 1577 г. св. Карло Борромео в своих «Наставлениях» осудил круговой план церкви, который считал языческим по духу, и настоятельно рекомендовал план в форме латинского креста, тем самым показав превосходство христианского креста над греческим.
Свое великое творение архитектор Виньола (1507-1573) создал на основе этого плана .Образцом для церкви послужила церковь Сант Андреа в Матуе, построенная Альберти в XV в.: сочетание единственного сводчатого нефа с куполом на стыке трансепта.Благодаря высоким окнам и купольной башенке хорошо виден алтарь,что очень важно для участия верующих в отправлении службы.Чтобы внутреннее пространство казалось шире , проходы отнесены к боковым часовням, благодаря этому приему в церкви был сооружен широкий неф для богослужений.В Иль-Джезу можно увидеть и сочетание центрированного, организованного вокруг обширного купола пространства с удлиненным пространством, образующим неф. Стремление к синтезу продольного и центрированного планов окажется одним из важнейших постулатов Ренессанса.
Виньола умер, не закончив строительство. Сооружение было закончено учеником Виньолы — представителем раннего барокко Джакомо делла Порта, который придерживался главного плана Виньолы.
Делла Порта украсил фасад колоннами различных ордеров, благодаря чему открылся простор для разнообразных вариаций. Фасад разделен на два горизонтальных яруса, каждый из которых оформлен орденом, а более узкий верхний ярус обрамлен по краям спиралевидными соединительными деталями — волютами.
Композиция церкви оказала определяющее влияние на всю последующую европейскую архитектуру. В период Контрреформации этот образец был перенят во всей Европе.
Достройка собора Св. Петра. Карло Мадерно
План Мадерно
Вся история строительства собора св. Петра — это история борьбы двух архитектурных концепций — собора в виде греческого креста и храма в виде латинского креста. И только с приходом Карло Мадерно, собор св. Петра приобрел свой окончательный архитектурный облик. После смерти Делла Порта Модерно был назначен главным архитектором собора Святого Петра в Риме, постройка которого была начата еще в 1607 г. По настоянию папы Павла V построенное Микеланджело центричное сооружение в форме греческого креста было перестроено в традиционную раннехристианскую базилику в форме вытянутого креста.
В 1607-1614 гг. Карло Мадерно пристроил к подкупольной части храма три длинных нефа, ранее созданное здание стало алтарной частью нового, еще более грандиозного храма. Мадерно построил новый, сильно выдвинутый вперед фасад с мощными группами колонн, который теперь виден с площади. Тяжелый фасад загородил купол собора — он как бы отодвинулся назад и стал полностью восприниматься только с далека. В настоящее время дина собора 211,5 метра, а максимальная высота — 141,5 метра. Фасад Мадерно не соответствовал построенному Микеланджело куполу,за что архитектор подвергся критике. Но мощные группы колонн вызывали восхищение.
Собор Св. Петра в Ватикане
6.1 Искусство XYII века. Барокко. Италия, Нидерланды | Искуству.ру
БАРОККО – один из главных художественных стилей в искусстве Европы конца 16 – середины 18 веков.Барокко – от лат. странный, причудливый или от португальского «жемчужина неправильной, причудливой формы».
БАРОККО в Италии
Возник этот стиль в конце 16 века в Риме, который был на тот момент художественной столицей Европы. Стиль зародился в результате католической контрреформации.
Барокко свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств.
Ведущая роль в итальянском барокко принадлежит архитектуре. Для архитектуры характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Создаются монументальные ансамбли.
Основоположник стиля зрелого барокко – Лоренцо Бернини. 1598 — 1680. Динамизм архитектурных масс и пространства.
Ансамбль площади св.Петра в Риме.
Лоренцо Бернини
Ансамбль площади св.Петра в Риме.
Собор Св.Петра в Риме.
Собор Св. Петра в Риме. Арх. Д. Браманте, Микеланджело, Дж. делла Порта, Дж. Виньола, К. Мадерна и др . 1506—1614.
Королевская лестница Ватикана (Скала Реджа). 1666 г.
Использовал законы перспективы для визуального увеличения лестницы и световой эффект.
Кафедра собора Св.Петра в Риме.
Бернини Фонтан Четырех Рек на площади Навона в Риме.
Экстаз св.Терезы. 1645-1652.
Джованни Лоренцо Бернини. Аполлон и Дафна. 1622-1625. Рим.
Джованни Лоренцо Бернини. Похищение Прозерпины. 1620.
Джованни Лоренцо Бернини. Портрет кардинала Шипионе Боргезе.
Франческо Борромини. 1599 – 1667.
Итальянский архитектор, представитель зрелого барокко. Учился в Милане, работал в Риме.
Постройки Борромини характеризуются подвижностью пространства, беспокойной динамикой упругих форм, порой лишающих здание пластической целостности.
Борромини свободно использует классический ордер; для его сооружений типичны криволинейные очертания объёмов, изгибающиеся стены, разнообразные сочетания выпуклых и вогнутых форм, обострённый силуэт венчающих частей.
Сан-Карло алле Куатро Фонтане.
Для церкви Сан-Карло алле Куатро Фонтане был отведен маленький и очень неудобный участок на перекрестке двух улиц.
Палаццо Барберини (совместно с К.Мадерна и Л. Бернини). 1625—63.
Барокко в Нидерландах
В 16 в. Нидерланды разделились на Фландрию и Голландию. В результате долгих воин Голландия, где утвердился протестантизм, освободилась от испанской зависимости. Фландрия была подчинена испанскому абсолютизму, поэтому находилась под сильным влиянием католической церкви.
Барокко во Фландрии проявилось более всего в живописи.
Именно фламандская живопись 17 в. была вторым после итальянской архитектуры и скульптуры ярчайшим порождением стиля барокко.
Яркая жизнерадостность
Динамизм, передача движения
Возвышенная духовность
Изящество и пластика
Иллюзорность
Красота виделась не в природе и правдоподобности, а в «величественном», выраженном через намеренно укрупненные формы, пышные мантии и драпировки.
Театральность и вычурность форм, свойственные живописи барокко, невероятное сочетание возвышенной духовности и крайнего натурализма, грандиозности и излишества мелких деталей нашли отражение в творчестве самого великолепного живописца барокко –
Питера Пауля Рубенса.
1577 – 1640. Гуманист, художник и дипломат.
Создал тип аристократического барочного портрета.
Семейный свадебный портрет. I брак.
Питер Пауль Рубенс. Водружение креста. 1610-1611 Антверпенский собор св. Марии.
Питер Пауль Рубенс. Ваханалия. Около 1615. Москва. ГМИИ им.Пушкина
Питер Пауль Рубенс. Персей и Андромеда. 1620-1621. СПб. Эрмитаж
Исторический цикл «Жизнь Марии Медичи». Лувр.
Мария Медичи (1573 — 1642), дочь Франческо, великого герцога Тосканского, была королевой Франции (1600 — 1610), благодаря браку с Генрихом IV.
Питер Пауль Рубенс. Приезд М.Медичи в Марсель. 1622-1625
Питер Пауль Рубенс. Портрет камеристки инфанты Изабеллы. Около 1625. СПб. Эрмитаж.
Питер Пауль Рубенс. Портрет Сары Фоурмен (Фоульмен). Соломенная шляпка. 1625-1626.
Подлинная жемчужина коллекции – «Сад любви», когда-то украшавший спальные покои Филиппа IV. Это большое полотно очень интересно рассматривать после «Садов земных наслаждений» Босха и «Поклонения Венере» Тициана. Картина Рубенса, созданная около 1633, продолжает тему земного рая. Населяет этот рай антверпенское светское общество. Кавалеры и дамы изображены на лоне природы рядом с причудливым барочным гротом, в глубине которого видны три грации. Справа чрезвычайно живой скульптурный фонтан. Вокруг порхают амурчики, в их руках не только луки со стрелами, но и голуби, и розы. Журчит вода, кавалеры что-то нашептывают дамам, музыкант перебирает струны.
Антонис ван Дейк. 1599 – 1641.
Создатель нового общеевропейского парадного (репрезентативного) аристократического портрета.
Автопортрет. Конец 1620-начало 1630 гг. СПб. Эрмитаж.
Антонис ван Дейк.
Карл I на охоте. 1935.
Париж, Лувр.
Антонис ван Дейк.
Семейный портрет. 1621. СПб. Эрмитаж.
Франс Снейдерс. 1579 – 1657.
Крупнейший мастер натюрморта 17 в., создатель монументально-декоративного натюрморта.
Дама с попугаем.
Рыбная лавка.
Торговец дичью
Итоги
Как художественный стиль барокко охватывает около двух столетий. Эстетизация призрачности, иллюзий материального мира, крайний мистицизм, повышенная экзальтация потребовали соответствующих художественных форм, которые были найдены в новом стиле.
Италия. Рим эпохи барокко
Баро́кко (итал. barocco— «порочный», «распущенный», «склонный к излишествам»)— характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия. Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации».Барокко противостояло классицизму и рационализму. Наиболее ярким представителем в стиле барокко в итальянской архитектуре, скульптуре, живописи является Рим.
Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России, Ян Кристоф Глаубиц в Речи Посполитой) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко — теламон (атлант), кариатида, маскарон.
В итальянской архитектуре самым видным представителем барокко искусства был Карло Мадерна (1556—1629 гг.), который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль. Его главное творение — фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 г.). Основной фигурой в развитии барочной скульптуры был Лоренцо Бернини, чьи первые исполненные в новом стиле шедевры относятся приблизительно к 1620 г. Бернини также архитектор. Ему принадлежит оформление площади собора Св. Петра в Риме и интерьеры, а также другие строения. Значительный вклад оставили Д.Фонтана, Р.Райнальди, Г.Гварини, Б. Лонгена, Л. Ванвителли, П. да Кортона. На Сицилии после крупного землетрясения 1693 года появился новый стиль позднего барокко — сицилийское барокко.
Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла Коранаро в церкви Санта-Мария-делла-Витториа (1645—1652 гг. ).
Барокко в Италии-презентация по мировой культуреСайт учителя МХК
«Бароккко в Италии» – презентация по мхк, которая познакомит с творчеством выдающихся итальянских живописцев, скульпторов, архитекторов и их замечательными творениями.
Барокко в Италии
Что значит «барокко»? Чем этот стиль отличается от искусства Ренессанса? Посмотрите на этих Давидов: Донателло, Микеланджело и Бернини, и вам всё станет ясно!
Три Давида
При сравнении сразу бросается в глаза особая экспрессия, динамика, характерные для Давида Лоренцо Бернини. Именно движение является наиболее яркой отличительной чертой искусства барокко.
Ещё один способ погружения в тему – слайд-шоу «Барокко»:
После просмотра можно предложить составить синквейн или подобрать как можно больше эпитетов, характеризующих увиденное.
«Странный, причудливый»
Именно так переводится с итальянского слово «барокко». ХVII век подарил европейскому искусству два больших стиля: барокко и классицизм. Рождение стиля барокко связано с изменением мировоззрения и мироощущения человека конца ХVI – ХVII века, которое, в свою очередь, является следствием перемен в экономике, науке. На смену уверенности в безграничных способностях человека приходит понимание, что человек всего лишь «мыслящий тростник», а Вселенная, в которой он теперь ощущает себя песчинкой, на самом деле безгранична.
Очень ярко это мироощущение выразил в поэтической форме выдающийся английский поэт, мыслитель, учёный, философ Джон Донн:
Все новые философы в сомненье.
Эфир отвергли — нет воспламененья,Исчезло Солнце, и Земля пропала,
А как найти их — знания не стало.
Все признают, что мир наш на исходе,
Коль ищут меж планет, в небесном своде
Познаний новых… Но едва свершится
Открытье — все на атомы крушится.
![]()
Все — из частиц, а целого не стало,
Лукавство меж людьми возобладало,
Распались связи, преданы забвенью
Отец и сын, власть и повиновенье.
И каждый думает: «Я — Феникс-птица»,
От всех других желая отвратиться…
Гармония, уравновешенность, характерные для искусства Ренессанса, уже в позднем творчестве Микеланджело сменяются экспрессией, динамичностью, стремлением к масштабности.
Барокко
Лоренцо Бернини – гений барокко
Наибольшее распространение стиль барокко получил в странах, находящихся под властью католической церкви. Именно она была главной заказчицей художников барокко. Родиной этого стиля стала Италия. В моей презентации «Барокко в Италии» я представляю наиболее выдающихся итальянских художников и их творения. Пожалуй самым выдающимся среди них был Лоренцо Бернини, которого можно назвать главным архитектором Рима. Для его творчества характерно стремление к созданию ансамблей. В них он объединяет архитектуру, скульптуру с пространством, используя в качестве выразительных средств воздух, свет, воду.
Фонтаны Бернини
Фонтаны Рима
Советую почитать:«Фонтан – своеобразный и давний жанр монументально-декоративной скульптуры – привлёк внимание Бернини и в силу чисто римской традиции, отводившей источникам воды большое место в жизни города, и по более глубоким творческим мотивам. В этом жанре связь скульптурных начал с архитектурными особенно тесна. К синтезу этих двух начал присоединяется третье: живая природа, непосредственно участвующая в художественной композиции фонтана в виде потоков, струй, брызг, взлётов и падений воды. Бернини работал над фонтанами как над серьёзной и глубокой художественной темой».
- Энциклопедия для детей, том 7, Искусство. – М.: «Аванта+»,
- Малая детская энциклопедия «Искусство». – М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2001.
- Энциклопедия знаний «Искусство». – М.: ООО Издательство «Астрель», 2001.
- Борев Ю.Б. Эстетика. – М.: Политиздат, 1988.
- Арган Дж. К. История итальянского искусства. Москва, ОАО Издательство «Радуга». 2000.
- Аркин Д.Е. Образы архитектуры и образы скульптуры. – Москва «Искусство», 1990.
- Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
- Львова Е.П., Кабкова Е.П., Некрасова Л.М., Стукалова О.В.,Олесина Е.П. Мировая художественная культура. Эпоха Просвещения. – СПб.: Питер, 2006.
- Муратов П.П. Образы Италии. – Москва, Издательство «Республика», 1994.
- Петрухинцев Н.Н. ХХ лекций по истории мировой культуры: Учеб. Пособие для студ.высш. учеб. Заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
Рекомендую посмотреть презентацию, посвящённую творчеству уникального итальянского живописца эпохи барокко Микеланджело Меризи да Караваджо.
Удачи!
Понравился материал? Поделитесь!
Понравилось это:
Нравится Загрузка…
9.3: Итальянское барокко (1580-е — начало 1700)
Италия стала пионером периода барокко, когда художники соединили великий стиль живописи эпохи Возрождения с эмоциональной драматичностью периода маньеризма. Италия была центром искусства на протяжении более двух веков, и период барокко не был исключением, поскольку он распространился по всей Европе. Караваджо, Джентилески и Бернини создали стили периода барокко с дополнительным акцентом на эмоциональное искусство.
Одним из наиболее убедительных авторов искусства барокко был Микеланджело Меризи да Караваджо (1571–1610), родившийся в Милане, Италия.Используя революционный процесс, Караваджо создал освещенное освещение, резкий контраст между светлыми и темными областями, чтобы создать драматические религиозные сцены, в которых человеческая форма возникла из глубокой тени. Тенебризм с его сильными различиями света и тьмы стал процессом живописи, используемым для барокко в Италии.
Презирая традиционную идеализированную интерпретацию религиозных сюжетов, Караваджо взял свои модели с улиц и нарисовал их реалистично. В году Распятие святого Петра (9.7) Караваджо показывает восхождение креста Святого Петра прямо на глазах у зрителя. Караваджо был мастером секуляризации религиозного искусства, изображая обычных людей, грязь и все такое. Кажется, будто он намеренно рисовал, чтобы шокировать и оскорбить зрителя, делая картину еще более увлекательной.
9,7 Распятие святого Петра 9,8 Призвание святого МатфеяПризвание святого Матфея (9.8) иллюстрирует момент, когда Христос взывает к Матфею, когда они смотрят друг на друга через комнату, их позиции отмечены стрелой свет.Свет появляется за пределами кадра, контрастируя мужчин за столом светлыми и темными тенями. Резкое использование света освещает участки картины, которые Караваджо считал важными, например, руку Христа, указывающую на Мэтью, а затем отбрасывает несущественные элементы в глубокие тени. Драматический эффект смелый, сильный и запечатлел момент, когда Христос якобы сказал: «Следуй за мной».
Первая художница-феминистка, Артемизия Джентилески (1593–1653), следовала Караваджо в стиле и театральном освещении.Джентилески была первой женщиной-художником, которая стала известной в свое время, изображая картины на феминистские темы. Используя методы светотени эпохи Возрождения и объединив их с использованием света Караваджо, Джентилески создал Юдифь и ее служанку (9.9). На большинстве своих картин она изображала женщин как главных героев, которые являются смелыми, сильными и непокорными, без общих женских черт слабости и робости. На этой яркой картине две женщины только что убили Олоферна, и его голова находится в корзине, которую она несет.Торжественно стоя после обезглавливания, они знают опасность, но не выказывают страха. Есфирь перед Ахашверошем (9.10) следует той же теме, Есфирь, и еврейская героиня появляется перед королем, чтобы умолять своего народа, теряя сознание от стресса своих действий.
9.9 Юдифь и ее служанка 9.10 Есфирь перед АртаксерксомДжан Лоренцо Бернини (1598–1680), один из величайших скульпторов 17 века и, возможно, один из самых впечатляющих архитекторов Рима, проектировал скульптуры для различных частей церквей Рима, включая собор Святого Петра.Бернини создал романтический стиль скульптуры в период барокко, впервые выразив эмоции и движение. Он вырезал свои статуи в форме историй, хождение вокруг скульптурных фигур раскрыло сказку, историю, рассказанную в камне. На Бернини сильно повлияли мраморные скульптуры греческой и римской античности, которые он изучал, но он сделал еще один шаг вперед. Балдахино (балдахин на четырех столбах) (9.11) над главным алтарем в Санкт-Петербурге построен из четырех огромных витых и рифленых мраморных столбов, парящих над алтарем, украшенных херувимами и витыми оливковыми и лавровыми ветвями.На капителях на вершине каждой колонны вырезаны ангелы с гирляндами, вся конструкция соединена наверху крестом и золотым шаром.
9.11 Балдахин БерниниОдно из самых значительных достижений и выдающихся работ Бернини находится в часовне Корнаро, Санта-Мария-делла-Виттория, Рим. Ecstasy of Saint Teresa (9.12) — это кульминация способности Бернини использовать архитектуру, скульптуру и дизайн театральных декораций для создания алтаря, подобного сценическому представлению, построенного из камня.
9.12 Экстаз Святой ТерезыНа сцене лежала Святая Тереза, плывущая на каменном облаке (9.13). Вырезанная из блестящего белого мрамора, она находится в тот самый момент, когда ей ударили стрелой ангела божественной любви (9.14). Длинные позолоченные потоки золота за спиной святого освещены скрытым окном, создающим иллюзию света с небес.
9.13 Ангел и святая Тереза 9.14 Santa Teresa 9.15 Боковые боксыБернини создал театральный опыт для всех членов церкви, создав ложи для оперы с каждой стороны святого (9.15). Многие члены семьи Корнаро могут быть найдены в ящиках, вырезанных в разных позах, вовлеченных в глубокую беседу, молитву или чтение книги. Сложная аранжировка рассказывает историю, возрождая страсти Христа и приглашая зрителя на сцену.
Искусство барокко в Италии — Smarthistory
Святой Иоанн Креститель в пустыне Караваджо«Святой Иоанн Креститель в пустыне» Караваджо характеризуется драматической светотенью и новаторским изображением Святого Иоанна в задумчивом подростковом возрасте.Узнайте больше об этом шедевре от Хулиана Зугазагоитиа, директора Художественного музея Нельсона-Аткинса.
Il Gesù, Рим
Эта фреска с взрывчатым потолком, созданная в драматический момент европейской истории, посвящена торжеству Иисуса.
Искусство барокко 9/16 в Италии и Испании — Art188
Семнадцатый век в Европе в основном называют периодом «барокко» в искусстве.Этот термин сегодня означает драматический, сиюминутный и даже эмоциональный характер искусства этого периода. По сравнению со сбалансированными композициями и идеальными пропорциями эпохи Возрождения большая часть искусства барокко была динамичной и, казалось, почти движущейся.
Smarthistory: Искусство барокко и введение
Джан Лоренцо Бернини (1598–1680) был одним из самых успешных художников своего времени и, возможно, первым итальянским скульптором, поспорившим со славой и репутацией Микеланджело.Его скульптура Давида — один из лучших способов понять, как стиль барокко отличается от того, что было до него.
Smarthistory: Джан Лоренцо Бернини, Давид
Чем эта скульптура отличается от более ранних работ Донателло и Микеланджело? Учитывайте конкретные формальные элементы и контекст повествования.
Бернини также был неотъемлемой частью восстановления Рима в 17 веке. Ремонтные работы начались в 16 веке и, наконец, завершились впечатляющей площадью перед собором Св.Петр находится в разгаре эпохи барокко.
Дополнительно: Met Museum: Baroque Rome
Smarthistory: Площадь Святого Петра (см. Также видеоролики о Кафедре Петри и Балдахчино (ссылка слева))
Как эти работы в церкви Святого Петра связаны с концепцией «драмы» в искусстве барокко? Можете ли вы связать эти проекты с понятием Бернини bel composto или «красивым целым» и объединением искусств?
Еще один знаковый образец Бернини, который также использует концепцию bel composto , — это Ecstasy of St.Тереза. Эта работа снова касается популярности мистицизма в католической церкви во время Контрреформации. Посмотрите на обе скульптуры Бернини и прочитайте рассказ Святой Терезы о ее встрече с ангелом (предметом скульптуры Бернини).
Smarthistory: экстаз Святой Терезы
Основной источник: отрывок из жития Святой Терезы
Какими словами Тереза описывает свое духовное восхищение? Чем это, возможно, шокирует или удивляет современного читателя? Как скульптура Бернини передает слова Терезы? Какие формальные элементы и стилистические особенности барокко особенно подходят этой истории?
Живопись в Италии в стиле барокко развивалась в нескольких различных направлениях: классические тенденции семьи Карраччи и их последователей, драматические и иллюзионистские потолочные росписи Гвидо Рени и Франческо Борромини и интенсивный натурализм Караваджо.Влияние Караваджо (1571–1610) широко ощущалось по всей Европе, порождая множество последователей его драматически освещенных и чрезвычайно естественных композиций, радикально относившихся как к религиозной, так и к светской тематике.
Smarthistory: Караваджо и Караваджисти
Дополнительно: Национальная галерея (Великобритания): Биография Караваджо
Караваджо « Зов святого Матфея » особенно символизирует его стиль и является прекрасным примером светотени и тенебризма .
Smarthistory: Караваджо, призвание святого Матфея
Какие элементы этой картины особенно «натуралистичны»? Чем это отличается от того, как этот предмет был представлен в эпоху Возрождения? Как эта картина пытается вовлечь зрителя в драму?
Одним из самых преданных последователей Караваджо была Артемизия Джентилески (1593–1653), художница, которая смогла сделать успешную карьеру, несмотря на все институциональные и культурные барьеры, мешавшие женщинам становиться художниками, которые существовали на протяжении 17 века.Она наиболее известна своими драматическими изображениями ветхозаветной истории о том, как Юдифь убивает Олоферна — предмет, который часто связывают с ее собственными травмирующими переживаниями.
История Смарта: Джентилески, Юдифь убивает Олоферна
Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес (1599–1660) стал придворным художником испанской королевской семьи, создав одни из самых драматических и загадочных портретов в истории искусства. В некоторых из его ранних работ вы можете заметить влияние реализма Караваджо, а также его собственный стиль.
История: Веласкес, водовоз Севильи
Какие элементы этой картины напоминают стиль Караваджо? Как эта, казалось бы, простая жанровая сцена говорит нам о классовой структуре Севильи 17 века?
По мере взлета карьеры Веласкеса он получал все больше королевских заказов, в том числе эту картину битвы, изображающую очень специфическую форму политической власти.
Smarthistory: Веласкес, капитуляция в Бреде
Искусство Веласкеса нашло возможности не только для написания политической пропаганды в пользу власть имущих, но и для создания достойных портретов людей, которые обычно не рисовались в то время.Его портрет порабощенного помощника — один из таких примеров и ключевое напоминание о вопиющем неравенстве и эксплуатации, которые сопровождали большую часть Эпохи Исследований.
Музей Метрополитен: портрет Хуана де Пареха
Картина была написана как демонстрация таланта художника, когда он собирался написать портрет папы.
Дополнительно: WGA: Портрет Innocent X (чтение необязательно, но посмотрите изображение для вопроса ниже)
Сравнивая эти две картины, с какими людьми вы больше всего связаны? Какие проблемы власти и репрезентации возникают между натурщиком, художником и зрителем в каждом из них?
Сложная динамика художника, натурщика и зрителя исследуется еще глубже в самой известной картине Веласкеса, Las Meninas , возможно, одной из самых значительных и влиятельных картин периода барокко и всей западной живописи.
Museo del Prado: Las Meninas
Как это картина в стиле барокко? Какие элементы стиля и композиции делают этот, казалось бы, приземленный портрет королевского ребенка драматичным и даже загадочным?
Сводные вопросы:
Чем отличается стиль барокко от эпохи Возрождения? Какие возможные исторические и культурные причины могли это объяснить?
Как вы думаете, почему религиозные картины Караваджо особенно понравились публике 17 века?
Как Веласкес преодолевал социальные и политические иерархии с помощью своих работ?
Схема для классных заметок:
1.08- Искусство барокко в Италии и Испании
(итальянский текст Анны Лизы Лимарди — перевод и адаптация Доменико Руссуманно). В 17 веке архитектура барокко распространилась по Европе и Латинской Америке, где ее особенно продвигали иезуиты. Слово «барокко», как и большинство периодических или стилистических обозначений, было изобретено более поздними критиками, а не практиками в 17 и начале 18 веков. Это французская транслитерация португальской фразы «pérola barroca», что означает «неправильный жемчуг», а натуральный жемчуг, который отличается от обычной правильной формы и не имеет оси вращения, известен как «жемчуг барокко». Ведущими фигурами в архитектуре барокко были Франческо Борромини и Джан Лоренцо Бернини, работавшие в Риме на протяжении большей части 17 века. Два мастера с очень разными характерами. В скульптуре было выдающимся мастерством Джан Лоренцо Бернини, работавшего прежде всего в Риме (Экстаз Святой Терезы, Рим, Санта Мария делла Виттория). Бернини (который также отвечал за большой бронзовый балдаччино внутри базилики Сан-Петра в Риме и церкви С.Andrea al Quirinale) открывают пространства и объединяют их вместе эффектным образом, создавая эффекты движения и непрерывного преобразования за счет умелого использования света. Большой бронзовый купол в стиле барокко, который сам по себе является очень большим сооружением, образует визуальное посредничество между огромными размерами здания и человеческим масштабом людей, совершающих религиозные церемонии. В центральной части возникает диалектический набор между нижним уровнем, кривая которого движется наружу. Борромини работал над этой задачей в течение 13 лет, и к 1640 году молельня использовалась, а к 1643 году библиотека, названная Biblioteca Vallicelliana, была завершена. Современный облик города, площади с обелисками и фонтанами, лестничные марши и эффектные фасады создавались в течение столетия. Он должен покорить их захватывающими сильными эмоциями и чувством трепета. В некотором смысле это подавление рационального иррациональным, поиск нового баланса, теперь освобожденного от классических ограничений. Однако эти два стиля жили бок о бок и во многих случаях даже смешивались. Известная как Cappella della Sacra Sindone (Часовня Святой Плащаницы) в северном городе Турин (регион Пьемонте), спроектированная архитектором Герино Гуарини и построенная в конце 17 века (1668–94) во время правления Карла Эммануила II, герцога Савойского.Часовня была построена для размещения Плащаницы, религиозной реликвии, которую многие считают погребальной плащаницей Иисуса из Назарета. Великолепие архитектуры барокко, часто с оригинальными чертами, проявляется по всей Италии, особенно на юге, в пышности дворцов и церквей Неаполя. … а также на Сицилии, где целые города (Катания, Ното) были восстановлены после сильных землетрясений по согласованному проекту в стиле барокко, включающему архитектуру и городское планирование. В Лечче этот стиль проявляется особенно в богатой сложной отделке фасадов. В 18 веке произошла утонченность линий и форм, которые стали более легкими и нежными, и изменение вкусов в отношении внутренней отделки, которая стала более изысканной, с использованием деликатных материалов (зеркала, лакированное дерево, обои) и экзотических фантазий. , следуя стилю, получившему название «рококо». Ступиниджи были излюбленным зданием для проведения торжеств и династических свадеб членов Савойского дома. Здесь в 1773 году Мария Тереза, принцесса Савойская, вышла замуж за Чарльза Филиппа, графа Артуа, брата Людовика XVI и будущего французского Карла X. …и затем Гвидо Рени (Избиение младенцев, Болонья, Pinacoteca Nazionale) … Картина основана на библейском эпизоде Избиения младенцев, описанном в Евангелии от Матфея. Малоизвестный за пределами Италии — дворец Палаццо Лабиа в стиле барокко, построенный в 17–18 веках. Иллюзионизм и виртуозность были отличительными чертами живописи в стиле барокко, которая доминировала на протяжении большей части века. Своды и потолки церквей и дворцов были покрыты небом, населенным религиозными и мифологическими фигурами и имитацией архитектуры. Одним из величайших ее практиков был Пьетро да Кортона (Триумф Божественного Провидения, Рим, Палаццо Барберини). Живопись и скульптура 18 века сохранили характер прошлого века, но сменили драматическое напряжение на более утонченную и радостную элегантность. С другой стороны, точная детализация — одна из характерных черт городских пейзажей Каналетто (Вид на милон из бассейна реки С.Марко, Флоренция, Уффици). Начиная с 17 века использование воды как элемента в произведениях искусства было широко распространено. Fontana dei Quattro Fiumi (Фонтан Четырех рек) находится на площади Пьяцца Навона в Риме.Он был спроектирован Джаном Лоренцо Бернини в 1651 году по заказу Иннокентия X, чей семейный дворец Памфили выходил на площадь. Основание фонтана представляет собой бассейн, из центра которого возвышаются травертиновые скалы, чтобы поддержать четырех речных богов, а над ними — древний египетский обелиск, увенчанный гербом семьи Памфили в виде голубя с оливковой веткой. В совокупности они представляют четыре основные реки четырех континентов, через которые распространилась папская власть: Нил, представляющий Африку, Дунай, представляющий Европу, Ганг, представляющий Азию, и Рио-де-ла-Плата, представляющий Америку. Фонтан Апи (Пчелы), автор Джан Лоренцо Бернини Fontana delle Api (Фонтан пчел) расположен на площади Пьяцца Барберини в Риме, где Виа Венето выходит на площадь. Он был завершен в апреле 1644 года и состоит из мраморной двустворчатой раковины, на которой покоятся три пчелы из того же материала. Сады украшены бассейнами, фонтанами и водопадами, населенными божествами и нимфами. Другие произведения искусства того периода можно найти в следующих регионах и городах: Слева — Палаццо Спаньоло — Неаполь — Справа и ниже — Санта-Мария-делла-Салюте — Венеция
Работайте с нами — Вы гид? Вы организуете туры в северную и южную Италию? Если тематика основана на культуре, истории и мероприятиях на свежем воздухе, мы будем рады поговорить с вами. Напишите нам. Sei in grado di promuovere il tuo Territorio con le sue produzioni enogastronomiche, le sue strutture ricettive e le sue bellezze storiche e Arthe, Made in South Italy può essere la piattaforma ideale per raccontare and rappresentare it , Бен consapevole, что для meglio meglio и в modo Complete ha bisogno della сотрудничества di chi vive in quei luoghi, li conosce dall’interno e li sa rappresentare.Interessati? La vetrina ideale for promuovere i vostri prodotti e servizi sul mercato Nord Americano ma cherebbe essere un punto di visibilità anche nei var mercati internazionali. Paesi di provienza dei visitatori in ordine numerico Stati Uniti — Canada — Italia — Gran Bretagna — Australia — China — Germania — Francia — Nuova Zelanda — Olanda Coloro interessati adloserire la loro attivita ‘/ azienda / nel sito |
Караваджо Обращение Святого Павла Санта-Мария-дель-Пополо, Рим 1601 | |
Караваджо Распятие Святого Петра сопутствующий фрагмент Обращения Святого Павла Санта-Мария-дель-Пополо, Рим 1601 | |
Караваджо Призвание святого Матфея Сан-Луиджи-деи-Франсеси, Рим 1600 | |
Караваджо Смерть Богородицы Лувр, Париж, 1606 | |
Артемизия Джентилески Юдифь и служанка Институт искусств, Детройт, 1625 | |
Франческо Борромини Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане Рим 1665–1676 | |
Джанлоренцо Бернини Дэвид Галерея Боргезе, Рим 1623 | |
Джанлоренцо Бернини Экстаз Святой Терезы Санта-Мария-делла-Виттория, Рим 1645–1652 | |
Джанлоренцо Бернини Пьяцца и колоннада Скульптура и архитектура у святого Петра, Рим | |
89.Джанлоренцо Бернини Baldacchino на пересечении церкви над могилой Святого Петра Собор Святого Петра, Рим | |
Джанлоренцо Бернини Кафедра Петри Престол Святого Петра Собор Святого Петра, Рим | |
Эль Греко Захоронение графа Оргаза Санто-Томе, Толедо 1586 | |
Эль Греко Portrait of Fray Hortensio Феликс Паравичино Музей изящных искусств, Бостон 1609 | |
Хосе (Хусепе) де Рибера Мученичество святого Варфоломея Прадо, Мадрид 1639 | |
Диего Веласкес Los Borrachos («Пьющие») Прадо, Мадрид 1628 | |
Диего Веласкес Портрет Хуана Парехи Метрополитен-музей, Нью-Йорк 1650 | |
Диего Веласкес Las Meninas («Служанки в ожидании») Прадо, Мадрид 1656 | |
Питер Пауль Рубенс Возвышение Креста Антверпенский собор 1610 | |
Питер Пауль Рубенс Похищение дочерей Левкиппа Старая пинакотека, Мюнхен 1617 | |
Питер Пауль Рубенс Прибытие Марии Медичи в Марсель Лувр, Париж, 1622-1625 | |
Геррит ван Хонтхорст Ужин Уффици, Флоренция, 1620 | |
Jacob van Ruisdael Вид на Харлем Королевская картинная галерея, Гаага, 1670 | |
Виллем Клас Хеда Натюрморт Музей Бойманса ван Бёнингена, Роттердам 1634 | |
Рембрандт ван Рейн Ужин в Эммаусе Musee Jacquemart-Andre, Париж 1628-1630 | |
Рембрандт ван Рейн Ужин в Эммаусе Лувр, Париж, 1648 | |
Рембрандт ван Рейн Возвращение блудного сына Эрмитаж, Санкт-Петербург (Ленинград) 1665 | |
Рембрандт ван Рейн Три креста травление, 4-е состояние 1653 | |
Рембрандт ван Рейн Заговор Джулиуса Цивилиса Национальный музей, Стокгольм 1661 | |
Жорж де ла Тур Поклонение пастырей Лувр, Париж, 1645-1650 | |
Николя Пуссен Похороны Фокиона Лувр, Париж, 1648 | |
Николя Пуссен Эт в Аркадии Эго Лувр, Париж, 1655 | |
Клод Лоррен (Claude Gellee) Посадка царицы Савской Национальная галерея, Лондон, 1648 | |
Клод Лоррен (Claude Gellee) Пасторальный пейзаж Частная коллекция 1640-е годы | |
Луи ле Вау, Клод Перро, Шарль ле Брун Восточный фасад Лувра Париж 1667-1670 | |
Louis Le Vau, Jules Hardouin-Mansart Садовый фасад Версаля Версаль 1660–1685 | |
Жюль Ардуэн-Мансар, Шарль ЛеБрун Galerie des Glaces (Зеркальный зал) Версаль 1680 | |
Андре Ле Нотр Сады Версаля Версаль 1660-е годы | |
Франсуа Жирардон Аполлон, которого сопровождают нимфы Сады Версаля 1666–1672 |
Джан Лоренцо Бернини: Барокко в Италии
Джан Лоренцо Бернини повсеместно считается одним из крупнейших и самых разносторонних представителей итальянского искусства барокко.Не только скульптор, но и архитектор, художник, градостроитель и сценограф, добившийся успеха при жизни и ставший ориентиром для целого поколения художников. Своими работами Бернини обеспечил себе привилегированное место в художественных книгах, как на Олимпе великих мастеров, оставивших нам несравненные шедевры.
Autoritratto malinconico
Бернини родился в Неаполе в 1598 году от тосканских скульпторов Пьетро и Анжелики Галанте.В своем родном городе Джан Лоренцо впервые познакомился со скульптурой благодаря своему отцу, который в то время работал в Чертоза ди Сан Мартино от имени вице-короля.
В 1606 году Пьетро Бернини был вызван Папой Павлом V для строительства Капеллы Павла в церкви Санта-Мария-Маджоре, и здесь начал ученичество его сын Джан Лоренцо, которому посчастливилось познакомиться с архитектором Фламинио. Понцио. Джан Лоренцо Бернини под эгидой своего отца начал сотрудничать с Понцио, внося свой вклад в создание таких работ, как Priapus и Flora на вилле Боргезе, Fauno che scherza con i due amorin i, а также некоторые работы в Часовня Барберини.
San Lorenzo sulla graticola
Однако первыми работами, отмеченными его подписью как независимого художника, являются San Lorenzo sulla graticola и San Sebastiano, , построенные между 1614 и 1619 годами.
Позже, по заказу кардинала Маффео Барберини, Джан Лоренцо Бернини вмешался в один из Pietà , оставшихся незаконченным Микеланджело Буонарроти, затем работал на кардинала Боргезе, который, учитывая его таланты, решил стать его покровителем.
Между 1618 и 1625 годами величие Бернини было подчеркнуто его работами: Enea , Anchise e Ascanio, , Ratto di Proserpina, и David и Apollo and Daphne для виллы Сципионе Боргезе в Порта Пинчана. В те годы его деятельность также включала выдающиеся портреты голов и бюстов, которые имели особое значение для выразительности и драматизма.
Il Ratto di Proserpina
Но настоящий подъем Джан Лоренцо Бернини совпал с приходом Урбана VIII на Папский престол.Папа сделал его одним из своих протеже и наградил его соответствующими архитектурными работами, в том числе базиликой Сан-Пьетро.
Это стало настоящим поворотным моментом в личной и профессиональной жизни Джан Лоренцо Бернини, деятельность которого непрерывно росла. Он стал комиссаром и рецензентом каналов фонтанов на площади Пьяцца Навона, директором литейного цеха замка Сант-Анджело и суперинтендантом Fontana dell ’Acqua Felice. Позже он стал руководителем работ в Сан-Пьетро, реализовав, среди прочего, хорошо известный Baldacchino, бронзовую конструкцию, установленную для защиты гробницы Святого Петра.Мы обязаны его гению созданием таких прекрасных фонтанов, как, например, Fontana del Tritone и Fontana delle Api.
В 1651 году Бернини позже было поручено построить Fontana dei Quattro Fiumi на площади Пьяцца Навона, что возродило его художественную карьеру, упавшую после смерти Урбана VIII.
Обелиско делла Минерва
Наконец, с папой Александром VII, Бернини пережил новый момент известности, став любимым художником папского двора.Папа, по сути, вовлек его в свой проект городского обновления города Рима, заказав ему также статуи, такие как Daniele e Abacuc con l’Angelo , которые были помещены в церковь Санта-Мария-дель-Пополо, и реализация Obelisco della Minerv a в Пантеоне.
Estasi Ludovica Albertoni
В этот момент слава Бернини стала международной, настолько, что французский министр Кольбер позвонил ему и поручил отреставрировать Лувр.Вернувшись в Рим из Франции, Бернини завершил памятник Александру VII, и он все еще создавал такие произведения, как «Экстаз блаженной Людовики Альбертони», алтарь часовни Святого Причастия в Сан-Пьетро и бюст Габриэле Фонсека в Сан-Лоренцо. в Лучине. Бернини оставался активным, пока он не умер в возрасте 81 года, когда он был занят реставрацией Палаццо делла Канчеллерия Ватикана. Это было 28 ноября 1680 года, и он был похоронен в простой семейной часовне в базилике Санта-Мария-Маджоре в Риме.
Самые красивые здания в стиле барокко в Турине, Италия
Один из потолков Палаццо Мадама | © stefano Merli / Flickr
В XVII и XVIII веках, благодаря сменяющим друг друга герцогам Савойским, ведущие архитекторы Гуарино Гуарини и Филиппо Хуварра активно работали в Турине. Гуарини был крупным новатором в период итальянского барокко, а Юварра был его достойным преемником. В свою очередь, Джуварра оказал влияние на туринского архитектора Бернардо Виттоне. Объединенные типичными принципами барокко, такими как драматическое использование света и украшений, каждый из них обладал уникальным стилем.Здесь перечислены некоторые из их самых красивых работ.
В самом сердце исторического центра Турина находится площадь Пьяцца Кастелло, на которой находятся два основных сооружения в стиле барокко, спроектированных Хуваррой — Палаццо Реале (Королевский дворец) и Палаццо Мадама. Наполеон так восхищался им, что он сделал его своей резиденцией в Турине. Джуварра славится своими невесомыми деталями и величавой простотой, и эти два здания свидетельствуют о его мастерстве величия без пышности. Палаццо Реале был построен в 16 веке и в конце 17 века был изменен архитектором по просьбе французской принцессы Кристины Мари.Охристый дворец кажется бесконечным, вытянутым с трех сторон прямоугольника с элегантно арочным, но простым фасадом. Палаццо Мадама датируется 1003 годом, а фасад был добавлен Хуваррой в 1718 году. Задняя часть замка сохранила свой средневековый облик, поэтому только по этой причине это невероятно необычное сооружение. Фасад Джуварры — настоящий шедевр барокко. Над роялем-нобилем между пилястрами составного ордера возвышаются три длинных арочных окна со сложной металлической отделкой. Три дополнительных окна по бокам обеспечивают баланс, а выступающие элементы подчеркнуты более легким камнем.Интерьер, возможно, даже более впечатляющий — монументальная и высокая двойная лестница Джуварры была воспроизведена в зданиях по всему миру. Убранство комнат первого этажа более типично в стиле барокко — глубокие насыщенные цвета сочетаются с сильно позолоченной и драматичной резьбой.
Фасад Палаццо Мадама, Турин | © Симона Черрато / Flickr
Внутри Палаццо Мадама, Турин | © Luca Galli / Flickr
Лестница Филиппо Хуварры внутри Палаццо Мадама | WikiCommons
Церковь Сан-Лоренцо была задумана как часовня для Палаццо Реале, расположенного на центральной площади Пьяцца Кастелло.Он был спроектирован в 1668 году монахом Гуарини, который также был блестящим архитектором и, вероятно, самым ярким из тех, кто работал в Турине. На стиль Chiesa di San Lorenzo заметно повлиял Борромини, выдающаяся фигура в зарождении архитектуры римского барокко, но также он говорит о новаторстве формы Гуарини. Круглые формы повторяются повсюду — восьмиугольный купол имеет восемь овальных окон, каждое из которых увенчано полукруглым фронтоном. Выше находится пирамида из полукруглых арок с окнами, а из пирамиды поднимается восьмиугольный павильон, увенчанный еще одним небольшим куполом.Геометрия сложна, но кремовая штукатурка придает ему безупречную безмятежность. На контрасте интерьер церкви представляет собой комнату из темного мрамора и тяжелой позолоченной бронзы. В главном алтаре необычные изогнутые и угловатые линии поднимаются вверх к центральному восьмиугольному отверстию; световые лучи подчеркивают разнообразие форм. Использование естественного света в геометрических тонкостях его дизайна типично для Гуарини.
Интерьер купола Chiesa di San Lorenzo | WikiCommons
Церковь Сан-Лоренцо | © Паоло Крозетто / Flickr
Гуарини применил методологию, аналогичную той, что использовалась в алтаре в Кьеза-ди-Сан-Лоренцо, для Часовни Святой Плащаницы в Кьеза-ди-Сан-Джованни (также недалеко от Палаццо Реале).
Palazzo Carignano — это свидетельство способности Гуарини играть с изогнутыми и круглыми формами в светской обстановке. Для этой комиссии 1679 года Гуарини соединил выпуклый и вогнутый фасад, чтобы создать волнообразный эффект. Полукруглый балкон имеет глубоко врезанный изогнутый капюшон, окна обрамлены плавучей драпировкой. Плавность и мягкие края Палаццо Кариньяно отличаются от очень угловатых квадратных дворцов, которые были обычным явлением в то время, например, Палаццо Реале.
Палаццо Кариньяно | © Luca Galli / Flickr
Изгибы Палаццо Кариньяно | © Fulvio Spada / Flickr
В 18 веке, во времена правления Витторио Амадео II, Турин столкнулся с вероятным поражением от французской армии. История гласит, что, посещая небольшую часовню на самом высоком холме с видом на город, Амадео пообещал построить церковь, если Турин победит. И поэтому церковь была построена на холме Суперга с прекрасным видом на город и более широкий пейзаж. Отсюда вы можете увидеть такие вершины Альп, как Монвизо, Орсьера, Роччамелоне, Гран Парадизо, Апостоли, Торре-ди-Лавина и Монте-Роза с пиком Дуфур.В структуре Джуварры доминирует высокий купол, поддерживаемый четырьмя величественными коринфскими колоннами. Интерьер относительно прост (в стиле барокко), а отсутствие экстравагантного убранства подчеркивает красивые линии арок и цилиндрических сводов.
Базилика ди Суперга, Турин | © Luca Galli / Flickr
Via Giuseppe Garibaldi
Via Giuseppe Garibaldi — это длинная улица с (или рядом с ними) несколькими жемчужинами архитектуры барокко, включая две церкви Виттоне — Chiesa di San Francesco d’Asissi и Chiesa di Santa Maria di Piazza .Здесь также есть Кьеза-дель-Кармине работы Хуварры и Военные кварталы (на Виа дель Кармине), построенные Хуваррой между 1716 и 1728 годами и позже исправленные Игнацио Бираго ди Боргаро в 1768 году.