Из каких частей состоит дом для дошкольников – План-конспект занятия (подготовительная группа) на тему: КОНСПЕКТ занятия по коррекции познавательных процессов в подготовительной группе Тема: «Дом и его части»

ТЕМА НЕДЕЛИ - Дом и его части. Новости 11 "Старшая группа". ГУО "Ясли-сад № 91 г. Гродно"

 

ДЕТИ ДОЛЖНЫ :
Ориентироваться в доме.
Знать и называть расположение основных его частей.
Уметь сказать, кто на каком этаже живет.
Знать, кто и для кого строит дома, что их строить очень трудно, долго.
Знать, какие бывают дома.

 

 

Дома бывают:

Для людей — жилой дом.
Для машин — гараж.
Для собак — конура, будка.
Для коней — конюшня.
Для свиней — свинарник.
Для коров — коровник.
Для птиц — скворечник, гнездо.
Для кур — курятник и т.д.

 

 

Назови, какой?

Дом из соломы — соломенный. 
Дом из кирпича — кирпичный.
Дом из камня — каменный.
Дом из дерева — деревянный.
Дом из брёвен — бревенчатый.
Крыша из железа — железная.
Окна из стекла — стеклянные.

Фундамент из цемента — цементный.
Труба из кирпича — кирпичная.
Пол из дерева — деревянный.

 

Если в доме два этажа, то он...
Если в доме один этаж, мы говорим, что дом одноэтажный.
Если в доме так много этажей, что трудно посчитать, мы говорим, что дом многоэтажный.
Два этажа — дом ... (двухэтажный).
Три этажа — дом ... (трехэтажный).
Пять этажей — дом ... (пятиэтажный).
Десять этажей — дом ... (десятиэтажный).
 

 

Назови части дома:


 

Отгадай загадку!

Не лает, не кусает,
А в дом не пускает. (Замок.)


Одной ручкой всех встречает, 
Другой ручкой провожает. (Дверь.)

Без шофера, без колес, 
А домой меня привез. 
Прокатил меня почти
До дверей квартиры. 
Управляли им в пути 
Сами пассажиры. (Лифт.)
 

 

Не дом, но и не улица. 
Высоко, но не страшно.
(Балкон)

Растянулась, как гармошка,

Чудо-печка под окошком.
(батарея)

Плещет теплая волна,
Под волною белизна.
Отгадайте, вспомните,
Что за море в комнате?.
(ванна)

Если речка по трубе,
Прибегает в дом к тебе 
И хозяйничает в нем -
Как мы это назовём?...
(водопровод)

Мойдодыру я родня,
Отверни скорей меня: 
И холодною водою 
Живо я тебя умою.
(водопроводный кран)


Он стоит, простой и строгий, 
В однотонном пиджаке, 
У него карманов много, 
Провода в его руке, 
И глаза его, как блюдца, 
То потухнут, то мигают. 
И до неба дотянуться 
Он пытается руками.
(дом с балконами)

Дождик теплый и густой, 
Этот дождик не простой.
Он без туч, без облаков,
Целый день идти готов!...
(душ)

Что за кнопочка? Нажал,
У порога подождал,
И тебе открыли дверь:
Заходи, ты гость теперь.
(звонок)

Я весь из железа,

Я в щелку залез. 
Ты в дом ни за что 
Не войдешь без меня.
(ключ

Шевельнул бородкой гном,
И вошел хозяин в дом.
(ключ)

 

 
 

 

Составляем описательный рассказ о зданиях по схеме:

 

 

План-конспект занятия (подготовительная группа) на тему: КОНСПЕКТ занятия по коррекции познавательных процессов в подготовительной группе Тема: «Дом и его части»

1. Организационный момент.

- Здравствуйте ребята, наше занятие начинается.

- В начале мы с вами поиграем в игру «Назови жильё». Эта игра поможет нам  вспомнить, где жили разные сказочные герои. Я бросаю мяч и называю сказочного героя, а вы должны мне сказать, какое у него жильё.

- Где живёт Баба – Яга?  (В избушке на курьих ножках.)

- Где жили лягушка, мышка, заяц, лиса, волк, медведь? (Старик со старухой; царь и царица; Кощей Бессмертный; Снежная Королева; три поросёнка и т.д.) (Теремок  (изба; замок; пещера; ледяной дворец;  соломенном, деревянном и каменном домах))

- А где живём мы с вами, современные люди?  (В современных домах.)

- Правильно. Сегодня мы с вами поговорим о домах, какие они бывают и из чего состоят, для чего служат.

- А в каком доме вы живёте. Назовите свой домашний адрес?  (Дети называют.)

- Зачем людям нужны дома?  (В них люди живут.)

- Какие бывают дома?  (Дома бывают разные.)

- Если дом построен из дерева, он какой?  (Деревянный.)

 - Если дом построен из панелей?  (Панельный.)

- Если построен из кирпича? (Кирпичный.)

- Из камня? (Каменный.)

- Подойдите к доске и рассмотрите дома. Посмотрите, какие они разные: одноэтажные, многоэтажные, кирпичные, панельные, каменные, деревянные. Дома жилые, дома в которых мы работаем или проводим своё свободное время, свой досуг.  (Дети рассматривают картинки.)

- Рассмотрели. Молодцы. Проходите за парты. (Дети садятся за парты.)

Дети стоят на ковре.

Развитие внимания, памяти

Игра с мячом

На доску выставляются картинки с домами

2. Работа с демонстрационным материалом.

- В начале рассмотрим, из каких частей состоит дом.

- Назовите части дома? (Стены, крыша, окна, подвал; подъезд, лестница, лифт, квартиры и т.д.)

- Сколько этажей может быть в деревянном доме? (Один, два этажа.)

- Дом, в котором один этаж, какой? (Одноэтажный.)

- Два этажа?  (Двухэтажный деревянный дом.)

- Сколько этажей может быть в кирпичном и панельном домах? (Много.)

- Как называется дом, в котором много этажей?  (Многоэтажный.)

      - Как сказать полностью об этом доме? (Многоэтажный кирпичный (панельный) дом.)

Вывешивается картина дома.

Показывается нужный для ответа дом.

3. Зрительная гимнастика.

- Наши глаза устали, им необходимо отдыхать.

Глаза вправо отведу        

На соседа посмотрю

Посмотрю теперь я прямо

И закрою их руками.

Если взгляд отведу –

Шарик слева я найду.

Теперь вправо посмотрю –

Глазами шарик поищу.

Подниму глаза я к верху,

Отыщу цветную ленту,

Потом снова опущу

И на метку посмотрю.

   

 

Имитируют движения

4. Продолжение.

- Продолжим разговор о домах.

- На какие части разделён многоэтажный дом?  (На квартиры.)

- Сколько комнат может быть в квартире? (Разное количество.)

- Если в квартире одна (две, три и т.д.) комната (ы), как она называется? (Однокомнатная (двухкомнатная, трёхкомнатная и т.д.) квартира.)

- Какие комнаты могут быть в квартире? (Спальня, гостиная, кабинет, детская.)

- Какие ещё помещения есть в квартире? (Кухня, ванная, туалет, коридор, прихожая.)

-  Для чего нужна кухня (туалет, ванная, коридор, прихожая)? (Дети отвечают.)

Выставляются картинки.

5. Физкультминутка.

- Много слов мы называли

И немножечко устали.

А теперь пора нам встать,

Руки кверху всем поднять.

Опустить обратно

Делать так приятно.

Потянитесь вверх повыше –

Вы достать хотите крышу.

Раз, два, три,

Корпус влево поверни.

И руками помогай,

Поясницу разминай.

Руки в стороны потянем

И на место снова сядем.

- Молодцы.

Дети маршируют на месте.

Руки поднимают вверх, фиксируют взгляд.

Руки опускают вниз, фиксируют взгляд.

Руки поднимают вверх  и  фиксируют взгляд.

Поворачиваются влево, отводят руку, фиксируют взгляд

Тоже вправо.

Разводят руки в стороны.

Садятся.

 

6. Игра «Узнай свой дом». Составление рассказа.  

- Мы с вами поиграем в игру «Узнай свой дом».

- У каждого из вас лежит альбомный лист. Рассмотрите его.

      - Что изображено на ваших альбомных листах?  (Три геометрические фигуры – квадрат, маленький и большой прямоугольник)

- Похожи ли эти геометрические фигуры на дома? (Нет, не похожи.)

- Для того, чтобы геометрические фигуры стали домами, ваша задача выбрать себе ту фигуру, на которую похож ваш дом, и нарисовать его. (Дети выполняют конструкцию с помощью карандашей)

 - Молодцы все справились с заданием. А теперь составьте рассказ о своём доме. ( Я живу в десятиэтажном панельном доме.  Дом стоит на улице Мира. Номер дома четыре. Моя квартира в первом подъезде на пятом этаже. Квартира двадцатая. В ней три комнаты: гостиная, спальня, кабинет, а ещё прихожая, кухня, ванная, туалет.  Моя семья – это папа, мама, старший брат и я.)

Заранее разложены альбомные листы с тремя геом.фигурами

Работа по развитию мелкой моторики и  зрительного восприятия (прием сопоставления)

Опрашивается один -два ребёнка.

7. Пальчиковая гимнастика.

Упражнение для пальчиков «Дом и ворота»

- На поляне дом стоит,

Ну а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем,

В этот домик приглашаем.

8. Развитие зрительного восприятия и мелкой моторики рук  «Монгольская игра».

- Возьмите и откроите конверты.  Аккуратно выложите содержимое на стол.

- Сосчитайте, сколько геометрических фигур и одного ли они цвета? (11 геом. фигур одного цвета)

- Какие они? (2 квадрата, 4 треугольника, 5 прямоугольников – 1 большой и 4 маленьких.)

- Составьте из них силуэт дома. (Дети выполняют.)

Конверты разложены заранее.

Работа на развитие мелкой моторики (выкладывание из конверта)

Работа на развитие зрительного восприятия и ориентировку.

Педагог индивидуально корректирует  выполнение задания.

9. Итог работы.

- О чём мы сегодня с вами говорили? (О своём доме, закрепили свой домашний адрес, какие бывают дома и т.д.)

- Для чего мы должны знать свой домашний адрес? (ответ детей)

- Какие дома мы с вами вспоминали? (дети называют виды домов)

- Каждый из вас нарисовал свой дом.  Рисунки сейчас повесим на доску.

- Одинаковые ли у нас дома? (Нет, разные)

- Посмотрите, что у нас с вами получилось? (Улица города с домами.)

Затем называются дети, которые занимались хорошо. Оценка деятельности детей.

- Занятие наше закончено.

Вывешиваются альбомные листы на доску, на которой заранее нарисована улица

План-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме: Конспект занятия «Дом и его части»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида № 21»

Конспект

 непосредственно образовательной деятельности

по реализации образовательной области «Познание» (ребёнок и окружающий мир)

 в средней группе

 для детей  с общим недоразвитием речи

Тема «Дом и его части»

Составитель

Воспитатель

Томилова Юлия Александровна

Снежинск

2010 г.

Задачи:

Образовательная область "Познание"

  • Уточнять и расширять знания детей о доме и его частях.
  • Уточнять и расширять знания  о назначении комнат в квартире.
  • Развивать слуховое и зрительное восприятие, память, внимание, воображение, сообразительность.
  • Развивать пространственную ориентацию при составлении из фигур предмета.

Образовательная область "Коммуникация"

  • Упражнять в образовании сложных прилагательных.
  • Уточнять и расширять словарь по теме «Дом и его части».
  • Активизировать речь детей.
  • Учить согласовывать существительные с прилагательными.
  • Учить образовывать прилагательные от существительных.
  • Развивать связную речь.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Следить за правильным звукопроизношением.

Образовательная область "Социализация"

  • Формировать положительную установку детей на участие в занятии, умение работать в коллективе.

Образовательная область "Здоровье"

  • Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей

Интегративные качества детей: формировать любознательность, мыслительную и речевую активность, самостоятельность, адекватное использование средств общения, владение диалогической речью, способность управлять своим поведением.

Словарь:

Предметный:дом,строитель,стены,крыша,окна,этаж,дверь,балкон,подъезд,,квартира,лифт,лестница,прихожая,спальня, кухня, ванная.

Качественный: кирпичный,каменный,деревянный,одноэтажный,многоэтажный,новый,красивый.

Глагольный: строить, входить, подниматься, спать, готовить пищу, умываться, мыться.

Методы и приёмы: ритуал приветствия, д/и "Скажи ласково", "Построим домик", иллюстрации, беседа, сюрпризный момент (внесение куклы), итог.

Здоровьесберегающие технологии: гимнастика для мозга упр. «Слон», физминутка.

Индивидуальная работа:  развивать силу голоса - Максим, Даниил, Марк

                                               следить за правильной осанкой- Лена, Ваня.

Материалы: Картинка с изображением многоэтажного дома, картинки(части дома, подъезд, лестница, лифт, спальня, кухня, ванная, прихожая),мяч, конверты с геометрическими фигурами, кукла.

Ход занятия

Ритуал приветствия:

Воспитатель:- Ребята, давайте возьмёмся за руки. Улыбнёмся друг другу, чтобы создать хорошее настроение. Чтобы много узнать интересного на нашем занятии, нужно быть внимательными, не выкрикивать с места, поднимать руку, слушать друг друга

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Скажи  ласково»

Воспитатель:- Ребята, сядет на стульчик тот, кто назовёт слово ласково.

(Дети выполняют задание и садятся на стулья)

Дом- домик

Стена- стенка, стеночка

Дверь- дверца

Балкон- балкончик

Крыша- крышечка

Окно- оконце

Основная часть

Воспитатель:- Ребята, сегодня мы с вами будем строителями. А что  строитель делает?

Дети:- Строитель строит дома.

Воспитатель:- Верно.

-Дома бывают разные. Из чего можно построить дом?

(Ответы детей)

Воспитатель:- Если дом сделан из кирпича, он какой?

Дети:- Кирпичный дом.

Воспитатель:- Если дом сделан из камня, он какой?

Дети:- Каменный дом.

Воспитатель:- Если дом сделан из дерева, он какой?

Дети:- Деревянный дом.

гимнастика для мозга упр. «Слон»

Согните колени, прижмите голову к плечу, вытяните руку вперёд (ту, которой пишите). Рисуйте ленивую восьмёрку в воздухе, одновременно вытягивайте верхнюю часть туловища вслед за рукой, двигая рёбрами. Смотрите дальше своих пальцев. Повторите это же с другой рукой.

Воспитатель:- Итак, с чего начнём строить дом?

(Воспитатель поочерёдно выставляет части дома)

Дети:- Со  стен.

Воспитатель: -Верно.

-Воспитатель:- Стены есть, что дальше?

Дети:- Нужно построить крышу.

Воспитатель: -Правильно. Чего ещё не хватает?

Дети:- Не хватает окон и балконов.

Воспитатель:- А как мы войдём в дом?

Дети:- Не хватает дверей.

Воспитатель:- Молодцы.

(Воспитатель выставляет аппликацию всего дома)

Воспитатель:- Ребята, посмотрите, какой дом у нас получился?

Дети:- Новый, красивый, высокий дом.

Воспитатель: -Дети, если в доме один этаж, значит дом какой?

Дети:- Одноэтажный дом.

Воспитатель:- Верно. А если в доме много этажей, значит он какой?

Дети:- Многоэтажный дом.

Воспитатель:- Правильно.

-Ребята, девочка Лена переехала в  дом, который мы с вами построили и приглашает нас в гости.

Воспитатель:- Ребята, прежде чем попасть в квартиру, куда надо войти?

Дети:- В подъезд.

(Воспитатель показывает картинку с изображением подъезда)

Воспитатель:- Открываем дверь. Девочка Лена живёт на третьем этаже, как мы можем добраться до её квартиры?

Дети:- Подняться на лифте или пешком по лестнице.

Воспитатель:- Верно.

(Воспитатель вносит куклу)

Девочка Лена:- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Лена, проходите, отдохните, садитесь на стульчики.

Воспитатель:- Ребята, Лена ещё маленькая и не знает как называются комнаты в её квартире. Давайте Лене подскажем.

-Дети, мы вошли в квартиру, как называется помещение, где мы разуваемся?

Дети:- Прихожая.

Воспитатель:- А как называется комната, в которой спят?

Дети:- Спальня.

Воспитатель:- Как называется комната, в которой готовят пищу?

Дети:- Кухня.

Воспитатель:- Как называется комната, в которой умываются, моются?

Дети:- Ванная.

Воспитатель:- Молодцы, ребята! Девочке Лене очень понравился дом, который вы построили и она попросила вас построить домики для её друзей.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Построим домик» из геометрических фигур

Итог:

Воспитатель:- Ребята, кем вы сегодня были?

Дети:- Строителями.

Воспитатель:- Что вы строили?

Дети:- Строили дом.

Воспитатель:- Какие части дома вы запомнили?

(Дети перечисляют части дома)

Воспитатель: -Молодцы, ребята, вы сегодня были  настоящими строителями! 

План-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему: Какие бывают дома

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кого я сегодня встретила утром на улице? Кто это? (показывает Чебурашку)

Воспитатель: Он жил в телефонной будке, но сейчас там очень холодно и Чебурашка пошел искать себе новый дом. А вот какие бывают дома не знает! Давайте расскажем ему, какие бывают дома.

Воспитатель:  Дома бывают разные и называют их по-разному: деревянные, кирпичные, панельные.

Как вы понимаете эти названия?

Воспитатель: Действительно, ребята, вы правы. Деревянные дома – это дома, построенные из дерева.       

Кирпичные  – построены из кирпича  

Панельные — из блоков.

    

Воспитатель: Дома ещё бывают одноэтажными и многоэтажными. А как вы понимаете эти названия: одноэтажный дом, многоэтажный дом?  

 

 Воспитатель: Правильно, одноэтажный дом состоит из одного этажа, многоэтажный  состоит из двух и более этажей.                

             

Воспитатель: В каких домах живете вы? Расскажите, пожалуйста.

 (Несколько детей рассказывают о своем доме.)

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру  «Скажи наоборот» с мячом. 

(Дети встают по кругу, либо в ряд. Воспитатель кидает мяч всем детям по очереди и задаёт вопросы). 

Мой дом высокий, а мой дом (низкий).

Мой дом светлый, а мой дом (тёмный).

Мой дом одноэтажный, а мой дом (многоэтажный).

Мой дом большой, а мой дом (маленький).

Мой дом старый, а мой дом (новый).

Мой дом стоит слева от дороги, а мой дом стоит (справа) от дороги.

Мой дом стоит на широкой улице, а мой дом стоит на (узкой) улице.

Воспитатель: В очень далекие времена дом прежде всего должен был спасать человека от жары и холода, дождя и ветра, диких зверей и воинственных соседей. И строить можно было только из того материала, который был под рукой. Было дерево – из дерева, были камни – из камней.

Каменные дома в Африке. Необычные каменные дома круглой формы строят жители африканского государства Лесото. Дома покрыты соломенной крышей. Такой дом хорошо сохраняет прохладу, в нем можно спрятаться от жаркого африканского солнца.

   ( изображение)

Юрта. А если вокруг песчаная пустыня? Многие живущие там народы (например казахи, киргизы) с древнейших времен передвигались вместе со своими стадами с одного пастбища на другое, не имея постоянного места жительства. И сейчас кочующие скотоводы дома свои по старинке возят с собой, как туристы – свои палатки. Такая палатка называется «юрта», она круглая.

 (изображение)

Яранга. На далеком Севере, где деревья если и есть, то очень маленькие (они так и называются – карликовые) строить тоже особенно не из чего. Но без дома нельзя – ведь на Севере страшные морозы! Жилище северян – чукчей – называется «яранга». Оно похоже на юрту, но островерхое, стены в нем – из оленьих шкур. Это жилище в случае переезда можно было легко разобрать, перевезти, а потом собрать заново.

  (изображение)

Вигвам. На ярангу похож индейский вигвам, и неудивительно – у этих народов когда-то очень давно были общие предки. Индейские дома – вигвамы – строились в форме купола из тонких стволов деревьев и покрывались сверху ветками, корой, шкурами или разноцветными ткаными ковриками (циновками).

(изображение)

Иглу – дом из снега. А канадские эскимосы строят из того, что само падает с неба! Иглу – их снежный дом, он защищает от ветра и непогоды, а изнутри для тепла его выстилают звериными шкурами. Вот, наверное, какие мастера строили дворец. Кто знает, как будет выглядеть дом человека через сто-двести лет? (изображение)

Воспитатель: Человечество на протяжении веков стремится создать себе покой и уют и продолжает придумывать все новые удобства. Кто знает, как будет выглядеть дом человека через сто-двести лет?

Физкультминутка

Вот какой красивый дом

(дети стоят в кругу, руки на поясе повороты в стороны)

Дом большой, высокий дом

(встают на носочки, тянут руки вверх)

Окна ставим, крышу кроем

(прыжки)

Вот какой красивый дом

Будет жить  в нём добрый гном!

(приседают)

Воспитатель: Ребята, я подготовила для вас задания в центрах активности.

Дети делают выбор.

 

1. Центр математики:

1.Дидактическая игра «соедини по цифрам»

2.Выложи из  счетных палочек «Дом»

2.Центр природы:

1.Дидактическая игра « Рассели животных»

2.Дидактическая игра «Кто где живет?

3.Центр искусства:

1.С помощью пластиковых стаканчиков и ватных дисков сделать  дом «Иглу»

2. Нарисовать, раскрасить дома разных народов

4.Центр конструирования:

Конструировать  из кубиков и конструктора дома.

Воспитатель: Что нового вы узнали о домах? Какие бывают дома?

Воспитатель:  Чебурашке очень понравились наши дома и он решил остаться  жить у нас!

Воспитатель: Сегодня мы с вами узнали, что дома могут быть самыми удивительными! Но таких домов еще очень много. Если вам это интересно, то предлагаю вам в ближайшие дни продолжить знакомство с разными домами. А потом мы сделаем с вами альбом с самыми интересными домами мира. Согласны?

План-конспект интегрированного логопедического занятия для детей старшего дошкольного с общим недоразвитием речи "Дом и его части"

Цели: обобщить и систематизировать знания детей о своём доме; уточнить и обогатить знания о своём месте жительства ( домашний адрес, количество этажей в доме, этаж, на котором находится квартира ребёнка; знания о частях дома , назначение комнат в квартире; упражнять в образовании сложных прилагательных, закрепить образование относительных прилагательных, учить подбирать родственные слова, совершенствовать умение образовывать существительные родительного падежа множественного числа; пополнять активный словарь антонимами; упражнять детей в умении выделять первый и последний звуки в словах, развивать фонематический слух, фонематическое восприятие ; продолжать развивать навыки звукового анализа слов; совершенствовать оптико-пространственные представления , учить детей исследовательской деятельности, умению сравнивать предметы, развивать наблюдательность, умение всматриваться в привычное окружение, пополнять словарь, побуждать размышлять, выражать свои мысли развёрнутой фразой, развивать умение точно и четко выражать свои суждения, свободно пользоваться простыми предложениями, составлять предложения и схемы к ним, закрепить разницу между понятиями «слов», «предложение», совершенствовать умение употреблять предлоги, уметь отделять их от существительного, совершенствовать умение детей отгадывать загадки; вызывать радость от выполнения заданий; развивать мелкую моторику, совершенствовать разные виды внимания, память, логическое мышление .
Оборудование: ноутбук, презентация на тему «Дом и его части», демонстрационный материал по теме, раздаточный материал по теме, тетради, простые карандаши, макеты домов из разного материала, пособие для составления схем предложений, игра «Собери дом» , «Строим по порядку», картинка «Разноцветные коты», «Развитие речи» Школьник, запись музыки для физминутки.

Организационный момент

Утром рано кто-то странный

Заглянул в моё окно.

На ладошке появилось

Ярко-рыжее пятно…

Это солнце заглянуло:

Будто руку протянуло

Тонкий лучик золотой

И, как с первым лучшим другом,

Поздоровалось со мной

Давайте и мы, ребята, поприветствуем друг друга, наших гостей. Я желаю вам дружно и весело провести этот день, увидеть много интересного и радоваться солнышку, хорошей погоде и красоте, которая нас окружает.

Я хочу вас попросить, сесть за столы, открыть свои тетради, взять карандаши и посмотреть на меня. Поднимите правую руку, а теперь левую руку. (повторение направо - налево, вверх- вниз). Надо быть очень внимательными, чтобы не ошибиться, и тогда вы нарисуете правильную картинку.

Графический диктант «Дом»:

http://nachalnyclass.ucoz.ru/graf_diktant/grdiktant18.jpg

Детям предлагается отгадать загадку и определить тему занятия.

Он стоит, простой и строгий,

В однотонном пиджаке,

У него карманов много,

Провода в его руке,

И глаза его, как блюдца,

То потухнут, то мигают.

И до неба дотянуться

Он пытается руками

(Дом)

Правильно. Тема нашего занятия «Дом и его части».

Сегодня мы поговорим о домах, какие они бывают, из чего состоят, из какого материала могут быть построены. Скажите, а зачем людям нужны дома? А как вы думаете, что бы было, если бы домов не было?(дети отвечают на вопросы логопеда)

Просмотр презентации на тему «Дом и его части

Дидактическая игра «Назови жильё»

Давайте мы с вами поиграем в игру. Эта игра поможет нам вспомнить, где жили разные сказочные герои. На экране вы увидите сказочного героя и должны будете сне сказать, какое у него жильё, и если вы правильно назовёте, появиться нужное нам жилище.

Где жили Баба Яга, звери, которые решили построит себе домик, старик со старухой из сказки «Золотая рыбка», Царь, Снежная королева.(Ответы детей)

А в каком доме вы живёте? Назовите свой адрес.

Посмотрите, какие разные бывают дома.

Детям предлагается рассмотреть многоэтажные дома, небоскрёбы, одноэтажные частные дома, коттедж, особняк, хату.

Видите, какие разные могут быть дома. В одних домах живут люди, в других располагаются офисы; одни дома находятся в городе, другие в селе. Давайте поиграем с вами в игру…

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Одноэтажный дом – многоэтажный дом

Высокий дом – низкий дом

Большой дом – маленький дом

Старый дом – новый дом

Ветхий дом – крепкий дом

Далекий дом – близкий дом

Да, дома действительно разные, но у всех домой есть определённые части, без которых дома просто не может быть. Дети называют части дома: окно, дверь, лестница, фундамент, стена, крыша, труба, балкон, лифт, крыльцо, квартиры Ребятам предлагается определить первый и последний звуки в словах.

В каждом доме или квартир (если дом многоквартирный), есть комнаты. Их может быть одна или несколько. В зависимости от количества комнат квартиры бывают: 1 комната- однокомнатная квартира

2 комнаты- двух комнатная квартира

3 комнаты- трёх комнатная квартира

4 комнаты- четырёхкомнатная квартира

5 комнат - пятикомнатная квартира

А какие комнаты чаще всего бывают в наших квартирах? Ответы детей: спальня, детская комната, гостиная, ванная комната, кухня.

Назовите мне части, которые есть в каждой комнате. Пол, потолок, дверь, окно, стена.

Детям предлагается отгадать загадку

Носик круглый, п’ятачком,

им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,

вместо туфелек копытца.

Трое их — и до чего же

братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,

кто герои этой сказки?

(Три поросёнка)

А вспомните, какие дома были у поросят? Ответы детей: деревянный, кирпичный, соломенный.

Давайте разберёмся, как называются дома, в зависимости от того, из какого материала они построены.

Дидактическая игра «Скажи какой?»
- Если построен из кирпича? Кирпичный. 
- Если дом построен из панелей? Панельный. 

- Если дом построен из блоков? Блочный

- Если дом построен из камня? Каменный
- Если дом построен из бетона? Бетонный
- Если дом построен из стекла? Стеклянный

- Если дом построен из дереа? Деревянный
- Если дом построен из брёвен? Бревенчатый
- Если дом сделан из ткани? Тканевый

- Если дом сделан из пластмассы? Пластмассовый

- Если дом сделан из бумаги? Бумажный

- Если дом сделан из картона? Картонный

- Если дом сделан из пластилина? Пластилиновый

- Если дом сделан из пряников. Пряничный

- Если дом сделан изо льда? Ледяной

- Если дом сделан из снега? Снежный

Однажды на улице родился дом. И стал расти. Рос- рос и вырос. Сначала он был одноэтажным, потом двухэтажным, затем трехэтажным,четырёхэтажным… десятиэтажным! Теперь это не домик, а многоэтажный домище.Он вырос, потому что его построили строители. И было в этом доме много …

Этажей

Окон

Лестниц

Квартир

Стен

Потолков

Балконов

Подъездов

Дверей

Комнат

Детям предлагается сосчитать количество этажей в доме и сказать, какой это дом по количеству этажей.

Дидактическая игра «Назови родственные слова»

А теперь послушайте стихотворение и найдите родственные слова. Мы помним, что это те слова  которые звучат похоже и связаны друг с другом по смыслу.

Жил да был веселый гном. 
Он в лесу построил…( дом). 
Рядом жил поменьше гномик. 
Под кустом он сделал ... (домик). 
Самый маленький гномишко 
Под грибом сложил ... (домишко). 
Старый, мудрый гном-гномище 
Выстроил большой ... (домище). 
А за печкой, за трубой 
Жил у гнома ... (домовой). 

Очень строгий, деловитый, 
Аккуратный ... (домовитый). 

Мох, калину, зверобой – 
Все из леса нес ... (домой). 
Есть любил он суп вчерашний, 
Пил он только квас ... (домашний). 
Каждый день соседи-гномы 
Навещали деда ... (дома). 

Всех встречал радушно гном. 
Все любили этот ... (дом). 


И.Лопухина

А какие еще слова можно образовать от слова ДОМ? 
Пирог, испеченный дома, - ДОМАШНИЙ. 
Человек, любящий порядок в доме, - ДОМОВИТЫЙ. 
Тот, кто любит оставаться дома, дома сидеть, - ДОМОСЕД. 
А как называется сказочное существо, которое селится в доме, охраняет его, но никогда не показывается людям? (ДОМОВОЙ). 

Детям предлагается рассмотреть картинку с изображением домов разного размера и назвать их, используя эмоционально-окрашенные суффиксы:

ДОМ, ДОМИК, ДОМИШКО, ДОМИЩЕ, ДОМИНА

Физ минутка

В темном лесу есть избушка (шагаем) 
Стоит задом наперед (поворот) 
В той избушке есть старушка (наклоны) 
Бабушка-яга живет (поворот обратно) 
Нос крючком (показать нос) 
Глаза большие (показать глаза) 
Словно угольки горят 
Ух, сердитая какая? ( грозим пальцем) 
Дыбом волосы стоят. 

1,2,3,4,5

Будем строить и играть (приседаем)

Дом большой, высокий строим (руками тянемся вверх)

Окна ставим, крышу кроем (прыжки)

Вот какой красивый дом (руками показываем впереди себя)

Будет жить Мишутка в нём ( ходим как медведи)

Дидактическая игра «Строим по порядку»

Как строили дом? Посмотрите на эти дома. Расставьте их по порядку. Где первый этап строительства дома? Второй, Третий? А где завершающий, последний этап?

Дидактическая игра «Где котёнок?» (работа с предлогами)

Пока мы с вами занимались строительством дома, к нам прибежали котята. Они очень балованные, испачкались в краску и теперь разбежались, кто куда. Выберите себе котёнка и скажите, где он находится.

Дети составляют предложения.

Черный котёнок залез на дерево. Он над крышей.

Розовый котёнок ходит по крыше.

Коричневый котёнок спрыгивает с крыши.

Синий котёнок выглядывает в окошко.

Серый котёнок залез под лавку.

Зелёный котёнок спит на крыше.

Желтый котёнок выходит из дома.

Красный котёнок сидит перед домом.

Синий ктоёнок спрятался за дом.

Оранжевый котёнок стоит около дома.

Фиолетовый котёнок идёт к дому

Работа с предложением. Составление схем предложений.

Когда мы разговариваем, спрашиваем, отвечаем, мы говорим предложения.

А что вы можете сказать о предложении? Начало предложенияобязательно пишется с большой буквы, а в конце стоит точка. С помощью слов, предложений мы можем передавать свои мысли. Слова в предложении располагаются в определенном порядке и связаны по смыслу, можно сказать, что они «дружат» . Если слова дружат друг с другом, то они нам помогают что-то узнать, и мы говорим предложение. Но если я просто назову слова, то их нельзя назвать предложением.

Как вы думаете, для чего нужны предлоги? Они нужны для связи слов в предложении. Они очень маленькие и любят играть в прятки, и не всегда их сразу можно заметить.

Я хочу вас попросить, назовите мне любое слово. Составьте с этим словом предложение. А теперь выложите схему своего предложения. ( Ребята выкладывают улицы-предложения из домиков.)

Работа с деформированной фразой.

Скажите, красиво, правильно, понятно я сказала предложение?

Исправьте меня и выложите схему предложения.

Оля, смотреть, облако, на.

На, собака, цепь, сидеть.

Дети, дом, кубики, строить, из.

Кот, в , смотреть, окошко.

В, два, дом, этаж.

Кот, крыша, на, залезть.

Дом, большой, это.

Надя, окно, открыть.

Кран, на, работать, стройка.

Домик, поросёнок, построить.

Мальчик, душ, принимать

Дети, песок, сделать, замок, из

Итог занятия

О чем мы с вами сегодня говорили? О домах.

Дидактическая игра «Сложи дом»

Детям предлагается из частей сложить дом.

На горе мы видим дом (составленными ладонями имитируем крышу дома)
Много зелени кругом (разводим руки в стороны, показывая как много зелени)
Вот деревья, вот кусты (сжатые пальцы – деревья, расставленные – кусты)

Вот душистые цветы (складываем ладошки в виде чаши)
Окружает все забор (пальцем в воздухе рисуем зигзагообразную линию)
За забором – чистый двор (гладим руками воздух)
Мы ворота открываем (соединяем ладони боками и раздвигаем их)
К дому быстро подбегаем (двумя пальцами руки показываем бег)
В дверь стучимся: (стучим кулаком по воздуху или по столу)
тук-тук-тук.
Кто-то к нам идет на стук? (прислушиваемся, приложив ладонь к уху)
В гости к другу мы пришли (пожимаем руку малыша)
И гостинцы принесли (вытягиваем руки вперед, как будто что то передаем)

В конце занятия детей хвалят за работу. Каждый ребёнок получает приз: раскраску и пряники

Приложение

http://edu.convdocs.org/tw_files2/urls_6/16/d-15105/15105_html_m100cb317.pnghttp://fs00.infourok.ru/images/doc/293/292250/img24.jpg

План-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему: Конспект логопедического занятия по теме "Дом и его части"

Комитет по образованию Администрации Г.о. Подольск

МДОУ центр развития ребёнка – детский сад № 61 «Родничок»

КОНСПЕКТ

ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПО ТЕМЕ 

«ДОМ И ЕГО ЧАСТИ»

Подготовлен

учителем-логопедом

Овсянниковой Светланой

Алексеевной

Подольск, 2018

Цель:  Расширение и активизация словаря по теме «Дом и его части».

Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить названия частей дома, названия геометрических фигур, материалов; учить детей образовывать относительные и сложные  прилагательные от существительных; учить употреблять предлоги; развивать навыки словоизменения,

Коррекционно-развивающие задачи: Развивать  слуховое внимание  и  память, тонкую и общую моторику, ориентацию в пространстве.

Коррекционно-воспитательные задачи: Стимулировать интерес к логопедическим занятиям, формировать доброжелательное отношение к окружающим.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, наборное полотно, предметные картинки, молоток.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся.

Логопед: С добрым утром. Начат день,

 Первым делом гоним лень.

 На занятье не зевать,

 Красиво, чётко отвечать.

II. Основная часть.

  1. Знакомство с темой занятия.

Ребята, посмотрите на доску (на доске выставлены картинки) мы попали с вами в сказочный город, где живут сказочные герои. Давайте назовём, какое жильё у каждого героя.  Я бросаю мяч и называю сказочного героя, а вы должны мне сказать, где он живёт.

- Где живёт Баба – Яга?  (В избушке на курьих ножках.)

- Где жили лягушка, мышка, заяц, лиса, волк, медведь? (В теремке).

 - Где жили старик со старухой? (В избе).

 - Где жили царь и царица? (Во дворце).

 - Где жил Кощей Бессмертный? (В пещере).

 - Где жила Снежная Королева (В ледяном дворце).

 - Где жили три поросёнка? (В соломенном, деревянном и каменном домах).

- А где живём мы с вами, современные люди?  (В современных домах.)

- Правильно. Сегодня мы с вами поговорим о домах, какие они бывают и из чего состоят, для чего служат.

- А в каком доме вы живёте. Назовите свой домашний адрес?  (Дети называют.)

2. Игра «Волшебный молоточек». Развитие слухового внимания и восприятия.

- Ребята, посмотрите, у меня в руках молоток. Он не простой, а волшебный. И он нам поможет построить дом.

- Волшебный молоток может стучать. Послушайте, как он стучит? (Громко, тихо.)

- А сейчас послушайте и скажите, сколько раз он стукнет? (2, 3, 1, 4)

- А сейчас послушайте, сколько раз он стукнет и повторите.

3. Подвижная игра «Тук-тук-тук, строим дом».  Координация речи с движениями.

Молоток с тобой возьмем,

Будем строить новый дом.

Тук-тук молотком -

Строим, строим новый дом.

Дом высокий.

Дом с окном.

С острой крышей и трубой.

В этом доме я живу с тобой.

Берут друг друга за руки и водят хоровод.

Кулачками стучат по кулачку.

Руки вверх вытянуть.

Руки вмести и развести в стороны.

Руки в виде крыши.

Обнимаются.

4. Упражнение «Покажи и назови».

-  Посмотрите, какие дома построил наш волшебный молоток! (Демонстрация картинки). Посмотрите, что есть у наших домов (показать и назвать части дома): стена, крыша, окно, труба, дверь, лестница, крыльцо. На какую геометрическую фигуру похожа крыша дома (на треугольник), окно (может быть на квадрат, на прямоугольник, круг), труба (на прямоугольник), дверь (на прямоугольник) и т.д.

5. Игра «Чего не хватает?» Развитие навыков словоизменения (образование существительных Р.п., ед.ч.).

- Ребята, посмотрите на картинки и скажите, чего не хватает у домов?

У дома нет крыши, нет окна, нет двери, нет стены и т.д.

- Молодцы!

6. Физкультминутка.

Упражнение для пальчиков «Дом и ворота»

- На поляне дом стоит,

Ну а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем,

В этот домик приглашаем.        

7. Образование сложных и относительных прилагательных. Развитие фразовой речи.

Ребята, дома бывают разные.

- Дом, в котором один этаж, какой? (Одноэтажный.)

- Два этажа?  (Двухэтажный дом.)

- Три этажа (Трёхэтажный дом).

 - Пять этажей (Пятиэтажный дом).

-Много этажей (Многоэтажный дом).

 Дома могут быть сделаны из разных материалов.

Как называется дом, если он сделан из дерева (Деревянный дом).

-Из соломы (соломенный).

- Из камня (каменный).

– Из кирпича (кирпичный).

– Из панелей (панельный дом).

Ребята, расскажите, пожалуйста, в каком доме живёте вы (Я живу в пятиэтажном панельном доме. Я живу в многоэтажном кирпичном доме)

8. Игра «Построй дом из частей» (с использованием интерактивной доски). Развитие зрительного восприятия, пространственной ориентации и фразовой речи.

- А сейчас давайте все вместе построим из частей домик.

Каждый ребёнок, выходя к интерактивной доске, выбирает геометрическую фигуру и проговаривает свое действие.

 - Я ставлю квадратное окно слева от двери. Я ставлю прямоугольные ступеньки под дверью. И т.д.  

- Какой крепкий и красивый получился домик. Молодцы!

III. Итог.

- Что мы строили на занятии?

- Из каких частей состоит дом?

 - Что вам больше всего понравилось делать на занятии?

- Молодцы!

Конспект занятия "Дом, в котором я живу" для старшей группы

Конспект занятия «Дом в котором я живу» для старшей группы

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о своём доме; уточнить знания о своём месте жительства; Учить детей из частей составлять целое.

Задачи:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

- создавать условия для формирования доброты, дружелюбия, доброжелательности.

Образовательная область «Познавательное развитие»

- закреплять знания о частях дома;
- совершенствовать разные виды внимания, память, логическое мышление;
- расширять и обогащать знания детей о жилище человека;

Образовательная область «Речевое развитие»

- упражнять в образовании сложных прилагательных;
- пополнять активный словарь антонимами;
- совершенствовать умение детей отгадывать загадки;
- учить детей отвечать на вопросы с опорой на сюжетную картинку;
- развивать свободное общение со сверстниками и взрослыми;
- продолжать расширять и активизировать словарный запас;

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами собрались, чтобы немного поиграть. Но игра эта, не простая, будем учиться играя. Послушайте стихотворение:

- Был, говорят, где-то случай такой,
Ехали люди с работы домой.
Только доехали, вдруг – чудеса:
Все позабыли свои адреса.
Ищут, волнуются, смотрят кругом,
Мечутся жители: “Где наш этаж?”
Всё перепуталось, всё заблудилось!
К счастью, такое, лишь в сказке случилось.
Я рассказала про это нарочно,
Где ты живешь?
Где построен твой дом?
И хорошо ли ты с домом знаком?

Воспитатель: - О чём эта история?

Дети: - О доме.

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о домах, какие они бывают, из чего состоят, из какого материала могут быть построены.
Воспитатель: - Дома бывают разные и называют их по-разному: деревянные, кирпичные, панельные.

- Как вы понимаете эти названия? (Ответы детей.)

- Действительно, ребята, вы правы. Деревянные дома – это дома, построенные из дерева.
- Кирпичные – построены из кирпича
- Панельные — из блоков.
- Дома ещё бывают одноэтажными и многоэтажными. А как вы понимаете эти названия: одноэтажный дом, многоэтажный дом? (Ответы детей.)
-Правильно, дом состоит из одного этажа, многоэтажный – значит, состоит из двух и более этажей.
-Расскажите, пожалуйста, из чего состоит ваш дом? (крыша, стены, окно, двери, фундамент).
- Что в нем есть? (В нем есть комнаты, мебель).
- А теперь отгадайте загадки, о каких комнатах идет речь:

Чистим зубы, моем руки,
Вечером купаемся,
Каждым утром мы без скуки,
Просто умываемся (Ванная комната)

Сладкий сон мне снится ночью
В этой комнате всегда
А под утро лучик света
Меня будит иногда (Спальня)

В этой комнате все вместе
Собирается семья
Иногда повеселиться
Иногда и поиграть
Посмотреть всем телевизор
Или книжку почитать (Гостиная, зал)

Эта комната встречает
Всех, кто к нам приходит в дом (Прихожая)

Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Все загадки отгадали!

- Ребята, а как следует относиться к своему дому, чтобы в нем был порядок и уют? Как вы помогаете в этом взрослым? (Ответы детей).

- Молодцы! Из вас вырастут замечательные помощники!

4. Физкультминутка. «Дом и ворота»

На поляне дом стоит (Пальцы обеих рук делают "крышу").
Ну, а к дому путь закрыт. (Руки повернуты ладонями к груди, средние пальцы соприкасаются, большие - вверх- "ворота)

Мы ворота открываем (Ладони разворачиваются).
В этот домик приглашаем. ("Крыша").

Воспитатель: а теперь поиграем с вами в игру « Скажи на оборот»:

- Мой дом высокий, а мой дом (низкий)
- Мой дом светлый, а мой дом (темный)
- Мой дом одноэтажный, а мой дом (многоэтажный)
- Мой дом большой, а мой дом (маленький)
- Мой дом старый, а мой дом (новый)
- Мой дом стоит слева от дороги, а мой дом стоит (справа от дороги)
- Мой дом стоит на широкой улице, а мой дом стоит на (узкой улице)

Воспитатель: а теперь мы с вами выучим и разберем смысл самых известных пословиц и поговорок про дом

«Мой дом – моя крепость»
Крепость – это прочная и надежная конструкция, которая не дает возможность врагам и недругам попасть внутрь владений. Вот так и дом является опорой для человека, ведь дома всегда поддержат, помогут и выслушают.

«В гостях хорошо, а дома лучше»
Когда ты приходишь в гости, обязательно накрывают стол, достают угощения, поэтому и говорят, что в гостях хорошо. Но когда вы попробуете все угощения, поговорите с хозяевами дома, потанцуете, повеселитесь, вы устаете и вас тянет к себе домой, поэтому и говорят, что дома лучше

«Каков хозяин – таков и дом»
Зачастую говорят, что по дому и его состоянию можно определить, какой у него хозяин. Когда дом аккуратный, убранный – это говорит о том, что у него хороший хозяин, который смотрит за своим домом, ухаживает за ним и любит его. Если дом разваливается, и нет в нем лада, то говорит это о том, что его хозяин бесхозяйственный, неряха.

Итог занятия:

- Ребята скажите, какие бывают дома? (деревянные, кирпичные панельные).
- А, какие комнаты бывают дома? (кухня, спальня, зал).
- Дома, в которых живут люди, как называются? (жилище).
- Какие поговорки и пословицы вы запомнили?

Молодцы ребята на сегодняшнем занятии вы очень хорошо отвечали.

About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *