Как строилась плотина Гувера – Это интересно!
В Черном Каньоне на реке Колорадо на границе двух американских штатов, Аризоны и Невады, возвышается величественная плотина. В 1935 году Франклин Д. Рузвельт назвал ее в честь президента Герберта Гувера, и 30 сентября 2011 отмечалась 76 годовщина этого события. С 1931-го по 1936-й год шло строительство огромного гидротехнического сооружения, высота которого составила в итоге 221 метр. Далее – фотографии, которые покажут вам шаг за шагом строительство этой конструкции.
(54 фото)
1. Вид на плотину Гувера ночью, 1983 год. (AP Photo/Steve McPeak)2. На этом месте спустя несколько лет будет возвышаться результат одного из самых масштабных проектов в истории США стоимостью более 165 000 000 долларов. Построенная в 11 км от Лас-Вегаса плотина станет источником электроэнергии для 6 штатов. (AP Photo)3. Водохранилище размером в 588 квадратных километров покроет эти холмы. А гора с плоской вершиной, на фоне которой запечатлен инженер-мелиоратор Элмер Л. Чепмэн, станет небольшим островком, который будет возвышаться над поверхностью воды лишь на 14 метров. Невада, 24 августа 1932 года. (AP Photo)4. Так в высоты птичьего полета выглядело место, где будет построено самое массивное искусственное сооружение, построенное на Земле со времён Пирамид Гизы, 4 марта 1931 года. Подряд на строительство плотины был получен консорциумом Six Companies, Inc., который предложил наименьшую сумму затрат, 48 890 995,50 долларов. (AP Photo/Fairfield Aerial Surveys) 5. 17 сентября 1930 года, церемония открытия строительства в штате Невада. Тогда же секретарь Департамента внутренних дел США Рэй Лайман Вилбур объявил, что плотина, носившая название Боулдер, будет названа плотиной Гувера. (AP Photo)5. 17 сентября 1930 года, церемония открытия строительства в штате Невада. Тогда же секретарь Департамента внутренних дел США Рэй Лайман Вилбур объявил, что плотина, носившая название Боулдер, будет названа плотиной Гувера. (AP Photo)Как строят дамбы? Какое различие между плотиной и дамбой? Как их обезопасить?
Дамбы и плотины зачастую огромны. Иногда, например, в альпийских долинах, эти сооружения достигают облаков и превращают реки в многокилометровые озера. При строительстве плотин и дамб крайне важно предотвратить исчезновение реки.
Для этого вначале необходимо проложить для нее новое русло, по которому она будет течь во время строительных работ. В узких долинах, где для подобного маневра нет места, сооружают даже тоннели, по которым, минуя строительную площадку, направляется вода…
Если обогнуть место строительства невозможно, то плотину сооружают очень осторожно, участок за участком, отводя воду через все новые вспомогательные каналы.
Каково различие между плотиной и дамбой?
Плотины представляют собой отвесные, мощные стены из бетона и железобетона. Зачастую они имеют высоту с многоэтажный дом и толщину в несколько десятков метров. Они сооружаются в тех местах, где вода должна подняться на большую высоту, например в узких горных долинах.
Дамбы насыпают из камня, земли и гравия. Дамбы должны быть очень толстыми в нижней части, чтобы выдержать давление воды. А чтобы воспрепятствовать проникновению воды сквозь дамбу, ее сердцевина сооружается из плотного материала, например из глины. Фундамент таких сооружений должен быть укреплен и уплотнен до больших глубин, чтобы избежать подмыва дамбы и утечки воды по подземному пути.
Как можно обезопасить дамбы от паводков?
Плотины и дамбы построены таким образом, что при паводках могут быть переключены на другой режим. Во время паводков излишняя вода сбрасывается с тыльной стороны плотины через систему так называемых отводных каналов, что предохраняет сооружение от ущерба. Сила падающей воды гасится с помощью мощных бетонных блоков. В противном случае паводок мог бы разрушить речную долину.
В принципе, сами электростанции тоже могут смягчать воздействия паводков. Например, когда несколько электростанций построены друг за другом, они отлавливают часть паводковой воды через накопители, предотвращая выход реки из берегов и затопление городов и сел.
Плотина Гувера в США, Аризона: фото, строительство, где находится

Помимо плотины и действующей электростанции, туристы могут посетить музейный комплекс, полюбоваться панорамными пейзажами, пересечь границу между Невадой и Аризоной по арочному мосту, расположенному на высоте 280 метров. Выше уровня плотины находится огромное рукотворное озеро Мид, где принято рыбачить, кататься на лодках и отдыхать.
История создания плотины Гувера
Местные племена индейцев называют Колорадо Великим Речным Змеем. Река берет начало в Скалистых горах, которые являются главным хребтом в системе Кордильер Северной Америки. Каждую весну река, бассейн которой составляет более 390 кв. км, переполнялась талыми водами, в результате чего выходила из берегов. Нетрудно представить, какой огромный ущерб приносили наводнения фермерским хозяйствам.
К двадцатым годам прошлого века вопрос стоял настолько остро, что обуздание разрушительной силы Колорадо стало политическим решением. Многие хотят узнать, зачем построили плотину, а ответ достаточно простой – для контроля над уровнем воды реки. Также водохранилище должно было решить проблему водоснабжения районов Южной Калифорнии и в первую очередь интенсивно растущего Лос-Анжелеса.
Проект требовал серьезных капиталовложений, и в результате дебатов и обсуждений в 1922 году было подписано соглашение. Представителем со стороны правительства выступал Герберт Гувер, будучи в то время министром торговли. Отсюда и название документа – «Компромисс Гувера».
Но прошло долгих восемь лет до момента, когда на амбициозный проект правительство выделило первые субсидии. Как раз в тот период у власти находился Гувер. Невзирая на то, что после изменений проекта было известно, где находится новое место строительства, его до 1947 г. назвали Boulder Canyon Project. Только по прошествии 2 лет после смерти Гувера в 1949 году сенат принял окончательное решение по этому вопросу. С этого момента плотина стала официально носить имя 31 президента США.
Как строили плотину Гувера
Договор о выполнении работ по строительству дамбы в результате конкурсного отбора достался группе компаний Six Companies, Inc, которых принято называть Большой шестеркой. В мае 1931 года началось строительство, а его окончание пришлось на апрель 1936 года, значительно опередив график. Проект предусматривал применение нестандартных инженерных решений и хорошей организации строительного процесса:
- Стены и уступы каньона были очищены и выровнены на начальном этапе работ. Скалолазам и подрывникам, каждый день рисковавшим жизнью, поставлен памятник на подъезде к плотине Гувера.
- Воду от места работ отводили через тоннели, которые и сейчас существуют, выполняя частичную подачу воды к турбинам или ее сброс. Такая система снижает нагрузку на дамбу и способствует ее стабильности.
- Дамба сконструирована как череда взаимосвязанных колонн. Была создана система охлаждения бетонных конструкций с помощью проточной воды, чтобы ускорить затвердевание бетона. Исследования 1995 года показали, что бетонная конструкция дамбы набирает прочность до сих пор.
- Всего только на отливку дамбы потребовалось более 600 тыс. тонн цемента и 3,44 млн. куб. метров наполнителя. На момент окончания строительства плотина Гувера считалась самым массивным рукотворным объектом со времени египетских пирамид. Для решения столь масштабной задачи были построены два завода по производству бетона.
Подвиг строителей
Стройка пришлась на тяжелое время, когда в стране было множество людей без работы и места жительства. Строительство буквально спасло множество семей, создав несколько тысяч рабочих мест. Несмотря на тяжелые условия и отсутствие в начальный период элементарных удобств, поток нуждающихся в работе не иссякал. Люди приезжали семьями и селились в палатках возле стройки.
Оплата труда была почасовая и начиналась от 50 центов. Максимальная ставка была установлена на уровне $1.25. По тем временам это были приличные деньги, желанные для тысяч безработных американцев. Ежедневно на площадках работало в среднем 3-4 тысячи человек, но помимо этого дополнительная работа появилась в смежных отраслях. Этот подъем был ощутим в соседних штатах, где находились сталелитейные заводы, шахты, фабрики.
По условиям контракта между представителями подрядчика и правительством были оговорены правила, ограничивающие прием на работу по расовой принадлежности. Приоритетом для работодателя являлись специалисты, ветераны военных действий, белые мужчины и женщины. Небольшая квота была оговорена для мексиканцев и афроамериканцев, которых использовали в качестве самой дешевой рабочей силы. Категорически запрещалось принимать на строительство людей из Азии, особенно китайцев. Правительство имело печальный опыт при строительстве и восстановлении Сан-Франциско, где диаспора китайских рабочих настолько разрослась, что стала самой большой в США.
Для строителей было запланировано создание временного городка, но подрядчики скорректировали график, стараясь увеличить скорость строительства и рабочие места. Поселок был возведен только через год. Большая шестерка расселяла рабочих в капитальные дома, наложив на жителей целый ряд запретов. Когда была построена плотина, город смог получить официальный статус.
Для строителей это был нелегкий хлеб. В летние месяцы температура могла долго держаться на уровне 40-50 градусов жары. Проходчики и скалолазы практически каждую смену рисковали жизнью. Официально зарегистрировано 114 смертельных случаев, но в реальности их было значительно больше.
Дамба Гувера: как строили самую большую плотину XX века
Когда в 1936 году строительство плотины Гувера и ее гидроэлектростанции было закончено, мир впервые увидел небывалое по своим масштабам сооружение — самую высокую дамбу в мире — дамбу с 60-этажный дом. Спустя 80 лет плотина Гувера уже не является самой высокой (первое место — Jinping-I Dam, Китай), но продолжает защищать местность от наводнений, а ее ГЭС, мощностью в 2080 МВт, обеспечивает электроэнергией почти 8 миллионов человек в штатах Аризона, Невада и в южной Калифорнии.
Предлагаем познакомиться с этим уникальным инженерным достижением, которое до сих пор служит вдохновением для многих конструкторов США и Европы и является популярнейшим туристическим местом — увидеть дамбу ежегодно приезжают миллионы людей.
Гигантскую плотину возводили усилиями 5251 человек в течении пяти лет (1931-1936 годы). Правда, сама история дамбы началась значительно раньше. В 1902 году один из инженеров Бюро мелиорации Артур Пауэлл Дэвис предложил проект строительства плотины высотой 221 метр. Однако план специалиста не был принят и пролежал на полке почти два десятка лет. Позже решающую роль в осуществлении идеи конструктора сыграл 31-й президент США Герберт Гувер.
В 1921 году Герберт Гувер, тогда еще министр торговли, убедил правительство США в необходимости возвести плотину в каньоне Боулдер. По мнению политика, такая конструкция положила бы конец наводнениям в нижнем течении реки Колорадо, сохранила ряд видов растений и животных и защитила фермерские угодья, которые ежегодно подвергались затоплению. Кроме того, сооружение помогло бы создать систему орошения для сельского хозяйства и снабдить питьевой водой жителей Лос-Анджелеса. Конечно, все это прилагалось в дополнение к электростанции, которую планировалось разместить в нижнем течении реки. Но финансировать проект Белый дом и Сенат США не спешили.
Лишь в 1929 году, когда Герберт Гувер возглавил Белый дом, возведение плотины стало первостепенной задачей для правительства страны. В том же году новоизбранный президент подписал “Конвенцию реки Колорадо”, в которой чиновники закрепили методику раздела водных ресурсов. Документ гласил, что все штаты, через которые проходит река Колорадо, должны объединить усилия в возведении дамбы. Подписание этого документа, получившего название «Компромисс Гувера», положило начало строительству грандиозного инженерного объекта, в основу которого легли чертежи известного конструктора Артура Пауэлла Дэвиса.
Возводить конструкцию решено было не в каньоне Боулдер, как планировалось изначально, а в Черном каньоне, на границе штатов Аризона и Невада, в 48 км к юго-востоку от Лас-Вегаса.
Работы
План предполагал строительство 221 метровой арочно-гравитационной бетонной конструкции в форме дуги с башнями водоспуска и ГЭС. По верху дамбы предусматривалось даже автомобильное движение — участок шоссе Невада-Аризона. В оформлении двух башен водоспуска должны были присутствовать мотивы индейских народов пуэбло и навахо, проживающих в этом регионе, и установлено двое часов, одни из которых показывали бы время Тихоокеанского часового пояса США, по которому живет штат Невада, а другие — Горного часового пояса, к которому относится штат Аризона.
Перед конструкторами встал вопрос, как отвести в сторону от стройки потоки воды реки Колорадо. Было решено прорубить в каменных стенах Черного каньона четыре тоннеля диаметром 17 метров и общей длиной почти 5 километров. Также необходимо было укрепить стены каньона, обнажив скальные породы, на которые опиралась бы бетонная арка плотины, и придумать, как обезопасить работников от падения камней сверху. Последние две проблемы решили с помощью динамита и отбойных молотков.
Первый бетон будущей плотины был залит 6 июня 1933 года. Кстати, для производства бетона недалеко от стройки поставили несколько специальных заводов. Интересно, что работы такого масштаба ранее в мире не проводились, поэтому строители на начальном этапе столкнулись с некоторыми трудностями, которые потребовали ряд уникальных технических решений.
Одна из проблем — охлаждение бетона. Плотина строилась из прямоугольных бетонных колонн, соединенных друг с другом системой вертикальных и горизонтальных перемычек (представьте себе гигантский конструктор «Lego»). Инженеры подсчитали, что для полного охлаждения бетона до необходимой температуры потребуется около 100 лет, и дамба за это время может разрушиться. Один из инженеров для ускорения охлаждения слоев бетона предложил проложить между колонн трубы, по которым бы подавалась речная вода, охлажденная специальными установками.
На возведение плотины Гувера было использовано около 2 500 000 кубометров бетона. Сооружение стало самым большим в мире из когда-либо построенных человеком.
Конец строительства
Строительные работы велись при температуре до +50°C в тоннелях, где люди страдали от избытка угарного газа. Такие жесткие условия труда неоднократно приводили к летальному исходу: по официальным данным, за все время погибло 112 человек, в том числе трое рабочих совершили самоубийство и одни погиб в результате несчастного случая.
Последний блок был залит в 1935 году, и уже через пару дней, 30 сентября, 20 000 толпа наблюдала, как президент США Франклин Рузвельт перерезает торжественную ленту.
В 1985 году плотина Гувера вошла в список Национальных исторических памятников, а спустя девять лет стала одним из семи американских чудес инженерии. Поглазеть на эту величественную конструкцию ежегодно приезжает более 6 миллионов туристов, в то время как озеро Мид, самое большое искусственное водохранилище в мире, возникшее вследствие строительства плотины Гувера, является популярным местом отдыха для более 10 миллионов человек в год.
Нашли ошибку? Пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Как строилась плотина Гувера — Истории с картинками — ЖЖ
Плотина находится на границе Аризоны и Невады в Черном Каньоне на реке Колорадо, и была названа в честь президента Герберта Гувера Франклином Д. Рузвельтом в 1935 году. 30 сентября 2011 года была 76-я годовщина названия плотины. Бетонная арочно-гравитационная конструкция высотой 221 метр сооружалась пять лет, с 1931-го по 1936-й год.1. Ночной снимок плотины Гувера, 1983 год. (AP Photo/Steve McPeak)
2. Место, где вскоре начнутся работы по одному из самых грандиозных строительных проектов в истории США, 19 сентября 1930 года. Около 11 км от Лас-Вегаса, Невада. Когда строительство завершится, плотина будет снабжать электроэнергией шесть штатов. Ее стоимость оценивалась до начала строительства около 165 000 000 долларов. (AP Photo)
3. На этом месте будет находиться водохранилище площадью в 227 квадратных миль. Инженер-мелиоратор Элмер Л. Чепмэн показывает на холмы, которые будут затоплены после завершения строительства. Невада, 24 августа 1932 года. Гора с плоской вершиной, которая находится в центре кадра, превратится в остров, возвышающийся над водой всего на 14 метров. (AP Photo)
4. на этом аэрофотоснимке, сделанном компанией Fairchild, можно видеть место строительства будущей дамбы, 4 марта 1931 года. Самая низкая стоимость контракта была предложена Six Companies Inc. из Сан-Франциско, Калифорния. Сумма составляла 48 890 995,50 долларов. (AP Photo/Fairfield Aerial Surveys)
5. Люди на церемонии открытия строительства в Неваде, 17 сентября 1930 года. Министр Рэй Лайман Вилбур сделал объявление о переименовании плотины из Boulder Dam в Hoover Dam. (AP Photo)
6. Министр Рэй Лайман Вилбур забивает серебряный костыль в шпалу на железнодорожных путях, соединивших Лас-Вегас и место строительства, 19 сентября 1930 года. Это стало сигналом к официальному началу работ на 165-миллиардном проекте. Слева направо: конгрессмен Вильям Итон из Колорадо, сенатор Кей Питтимэн из Невады, министр Вилбур и сенатор Сэмюэл Шортридж. (AP Photo)
7. В Боулдер Сити, городе строителей, открывается почтовое отделение. Сотрудники Бюро мелиорации собрались на открытие, чтобы поздравить почтальона Дж. Л. Финни, 15 апреля 1931 года. Слева напарво: В.Р. Армстронг, руководитель United Pacific, Р.Ф. Уолтер, главный инженер Бюро мелиорации, плотник из Six Company Inc, Почтальон Финни, доктор Элвуд Мид, специальный уполномоченный комиссии по мелиорации и П.В. Дент, помощник доктора Мида. (AP Photo)
8. Главная улица Боулдер Сити, Невада, 24 августа 1932 года. Город был построен для рабочих, участвующих в строительстве плотины и его стоимость составила 2 млн. долл. (AP Photo)
9. Вид сверху на место строительства плотины Гувера. Участок находится непосредственно над электростанцией, и является частью шоссе Невада-Аризона, которое пройдет по верху плотины. 24 августа 1932 года. Кроме того, в ходе строительства будет создано самое большое рукотворное озеро в мире. (AP Photo)
10. Снимок, показывающий гористую местность на берегах реки Колорадо. Воды в русле нет, потому что ее перенаправили на время строительства в подземные туннели, 12 января 1923 года. Именно здесь будет воздвигнута плотина Гувера. Вода выходит из подземных туннелей в нижней части снимка. (AP Photo)
11. Стальной контейнер емкостью 8 кубометров заливает первую партию раствора в фундамент плотины Гувера на дне Черного каньона, Невада, 9 июня 1933 года. Опалубка имеет три стенки, а четвертая образуется прилегающей скалой каньона. (AP Photo)
12. Внутри одного из каньонов, по которым будет отводиться река Колорадо. Невада, 18 апреля 1932 года. Проект на ранней стадии строительства. (AP Photo)
13. Установка, названная Большим буром, была разработана для ускорения работы над туннелями. Она смонтирована в кузове 10-тонного грузовика, и от 24 до 30 отбойных молотков, установленных на ней, могут работать одновременно
14. Место строительства плотины Гувера на границе Аризоны и Невады. Облицовка бетоном стен водослива. Ведро с двумя кубометрами раствора поднимается на кран. Июнь 1933 года. (Library of Congress Prints and Photographs Division Washington, D.C.)
15. Вид снизу вверх по течению на Черный Каньон показывает место строительства плотины Гувера. Невада, дата неизвестна. В нижней части снимка видны десятки грузовиков, доставляющих материалы для раствора. (AP Photo)
16. Плотина была построена из прямоугольных колонн сечением от 20 (на внешней части) до 8 (на внутренней) квадратных метров. Дамба состоит из установленных друг на друга 215 бетонных блоков. Смежные колонны соединены друг с другом системой вертикальных перемычек на радиальных соединениях и горизонтильными перемычками на периферических соединениях (представьте себе гигантский конструктор » Lego»). В один блок за 72 часа наливалось не более полутора метров раствора. После того, как он застывал, в промежутки между колоннами заливался более жидкий раствор, чтобы создать монолитную структуру. (Department of the Interior, Bureau of Reclamation)
17. На этом снимке Бюро мелиорации видна наполовину законченная дамба. Работы ведутся днем и ночью, и строительство опережает график на несколько месяцев. У основания дамбы видно строительство фундамента для электростанций. Темная линия по центру дамбы – пустота, специально оставленная, чтобы облегчить застывание раствора. (AP Photo)
18. Строительство продолжается. С помощью грузовиков перевозится 50 тонн земли в минуту, чтобы отвести воды реки Колорадо от места строительства плотины к подземным туннелям. 15 ноября 1932 года. (AP Photo)
19. Вид сверху вниз по течению. Со дна каньона поднимаются многочисленные бетонные конструкции, которые станут основанием плотины. Невада, 12 августа 1933 года. В день в формы заливается 6000 кубометров раствора. (AP Photo)
20. Вид на одну из башен водоспуска плотины Гувера, 9 августа 1934 года. Башни, по две с каждой стороны, будут подниматься на 120 метров. (AP Photo)
21. Строительство плотины Гувера в Неваде, недалеко от Лас-Вегаса, продолжается, 9 января 1932 года. (AP Photo)
22. Вид на плотину сверху вниз по течению, 1 февраля 1935 года. (AP Photo)
23. Ворота весом в три миллиона фунтов над туннелем номер 4 готовы к закрытию, 1 февраля 1935 года. Закрытие ворот в подземных туннелях приведет к возвращению реки Колорадо в русло и наполнению огромного водохранилища. Снимок был сделан незадолго до закрытия ворот. (AP Photo)
24. Фотография каньона показывает временный подвесной мост и отверстия туннелей для отвода воды от места строительства, 12 марта 1932 года. (AP Photo)
25. Аэроснимок плотины Гувера, 16 июля 1935 года. Дорога, проезд по которой скоро будет открыт, обеспечит быстрый путь сообщения между Лас-Вегасом, Невада, и Кингмэном, Аризона. На другой стороне дамбы видны башни водоспуска. (AP Photo)
26. Редкий вид на внешнюю стену плотины, май 1935 года. (Bureau of Reclamation, United States)
27. Трое рабочих красят металлические конструкции на стене водослива плотины Гувера. Фотография сделана между 1936 и 1946 годами. (United States, Bureau of Reclamation, Library of Congress Prints and Photographs Division Washington, D.C.)
28. Последние стадии строительства плотины Гувера. Высота составляет 500 футов из 730 проектных над дном каньона. 28 августа 1934 года. (AP Photo)
29. На высоте более 200 метров над рекой Колорадо рабочие завершают строительство плотины Гувера, 12 августа 1935 года. (AP Photo)
30. Генератор мощностью 3500 лошадиных сил в Боулдер Сити, Невада, 10 сентября 1936 года. Через месяц генераторы мощностью в 115 000 лошадиных сил будут давать электроэнергию городам в южной части Калифорнии, на расстоянии 400 км. (AP Photo)
31. Люди на церемонии запуска электростанции на плотине Гувера. Нажатием кнопки в Вашингтоне президент Рузвельт запустил первую турбину мощностью в 3500 лошадиных сил 11 сентября 1936 года. (AP Photo)
Как строилась плотина Гувера ⋆ Как это сделано
После нескольких лет планирования , 84 года назад, началось строительство знаменитой плотины Гувера в Черном каньоне и продолжалось в течение пяти лет. Президент Франклин Делано Рузвельт официально открыл ее 30 сентября 1936 года. Герберт Гувер в 1934 году занимал пост министра торговли США, а позже был избран президентом США. Он сыграл ключевую роль в строительстве суперсооружения. Именно поэтому оно известно не как Боулдеровская плотина, что является ее официальным названием, а как плотина Гувера.

Сооружение представляет собой огромную бетонную конструкцию в 221 метр в высоту и 379 метр в ширину, возведенную силами более чем 21 000 работников. Необходимость постройки объясняется несколькими причинами. Во-первых, это помогло перенаправить поток речной воды, чтобы обеспечить орошение выжженных равнин Калифорнии и Аризоны. Во-вторых, вода, протекающая через плотинную систему, используется для создания огромного количества энергии в рамках гидроэлектростанции.

В ходе возведения был применен динамит для того, чтобы избавиться от камней и скал. Было раскопано русло реки, а после построена массивная бетонная арка. Невероятное количество строительного материала было применено в ходе строительства (3,25 кубических ярдов бетона).

Именно так в сентябре 1930 года выглядела местность, находящаяся в 11 км от Лас-Вегаса, в которой последствии и была возведена конструкция, питающая водой и энергией шесть штатов. Стоимость строительства оценивалась в $165,000,000.

На фото запечатлен исторический момент: 19 сентября 1930 года Рэй Лайман Уилбур вбивает последний костыль для скрепления рельсов железной дороги, ведущей из Лас-Вегаса к месту построения плотины Гувера. На фото: Конгрессмен Уильям Итон, Сенатор Key Питтман, Секретарь Уилбур и сенатор Самуэль Шортридж.

В 1933 году в стальном ковше оказалась первая партия бетона для формирования фундамента будущей плотины на дне Черного каньона.

Так выглядел в 1932 году один из туннелей, через который река Колорадо благодаря плотине перенаправлялась в Боулдер-Сити.

Для ускорения процесса бурения было разработано оборудование “Jumbo Rig”, выстроенное в задней части 10-тонного грузовика, способное обеспечить работу 24-30 сверл одновременно.

Укладка бетона в боковой стене водослива производилась при помощи крана.

Плотина строилась вертикальной колонной из блоков, чья площадь изменялась от 5,6 квадратных метров в напорной грани до 2,3 квадратных метров в низовой грани. 215 подобных блоков, из которых состоит плотина, соединялись друг с другом радиальными швами по вертикали и кольцевыми швами по горизонтали. Бетонные работы с одним блоком ограничивались лимитом в 1,5 метра в 72 часа.

На фото, сделанном в 1934 году, изображена одна из четырех приемных башен плотины Гувера. Ее высота составляет 115 метров.

Это вид плотины Гувера в феврале 1935 года. Трещина в верхней центральной части плотины — это пространство, оставленное для охлаждения и отстаивания бетона, которое будет в последствие заполнено по мере продвижения работ.

На фото изображен процесс закрытия почти полуторатонных ворот, останавливающих поток реки Колорадо, положив тем самым начало заполнению огромного водохранилища.

На этом фото можно заметить еще не открытую в 1935 году для публики трассу, предоставившую кратчайший путь из Лас-Вегаса в Кингман. Как можно заметить, она расположена на вершине плотины.

Именно так рабочие наносили слои краски на наклонной стенке водосброса плотины.

На фото изображен генератор, приведенный в рабочее состояние нажатием кнопки в Вашингтоне президентом Рузвельтом. Именно это событие стало своеобразным открытием плотины.
Источник
Как строят дамбы?
#1
Дамбы могут иметь очень внушительные размеры. Например, в Швейцарии и Австрии, в альпийских долинах, они порой имеют высоту в несколько сотен метров и простираются на десятки километров. Главное отличие дамбы от других сооружений, например, плотины, это используемые материалы. Плотина сооружается из бетона или железобетона, а дамба – из камня, гравия и земли.
#2
Нижняя часть сооружения должна быть очень толстой, так как обязана выдерживать даже самое большое давление воды. Как строят дамбы, чтобы вода не протекала? Чтобы заранее предотвратить проникновение потоков воды сквозь стены, среднюю часть делают из очень плотного, не пропускающего влагу материала, например, глины.
#3
Фундамент должен быть уплотнённым и укрепленным до самой глубины, иначе в противном случае существует определённый риск подмыва конструкции и протечки воды под землёй. При постройке дамбы очень важно помнить про то, что нельзя допустить исчезновение реки, на которой будет стоять дамба. Перед началом строительных работ нужно проложить новое русло для реки, по которому она будет течь в период строительства.
#4
Как строятся дамбы, если река проходит в достаточно узкой долине? Нужно построить специальный тоннель, внутри которого будет направляться вода, не выходя на территорию строительной площадки. Если строительную площадку минуть не удается, то нужно очень осторожно и аккуратно возводить дамбу. Сначала консультируются с опытным специалистом. Нужно возвести дамбу так, чтобы можно было переключать её на другой режим во время паводков.
#5
Лишняя вода будет уходить с тыльной стороны с помощь системы отводного канала. Такая конфигурация дамбы убережёт всю водоохраняющую систему от потенциального ущерба. Как построить дамбу, защищённую от паводков? Чтобы вода падала с меньшей силой, можно воспользоваться специальным сооружением из больших бетонных блоков.
#6
Чтобы уберечь систему от паводков и их разрушительных последствий, можно использовать ЭС. Если несколько ЭС были построены рядом, то они заберут часть водных потоков с помощью специальных накопителей, предотвращая этим действием выход реки из своего русла и потопление ближайших деревень и населённых пунктов.