Классический стиль в архитектуре – что это такое, основные черты представителей эпохи, особенности в архитектуре, литературе, жанры, признаки позднего

Содержание

КЛАССИЧЕСКИЙ СТИЛЬ В АРХИТЕКТУРЕ И ИНТЕРЬЕРЕ

  Как и в экстерьере, главной особенностью оформления помещения в стиле классицизм является принцип симметрии. Пристрастие к симметрии проявляется во всем, от выбора парных предметов интерьера до симметричной расстановки мебели. Классический интерьер обязательно имеет центральную главную ось, на которую как бы нанизана вся основная интерьерная композиция. Она может располагаться у стены, если помещение не очень большое. В просторном зале такой центр размещается посередине.

 

  Классическая палитра не пестрит яркими цветами и кричащими оттенками, это спокойная, выверенная палитра,  приятная для глаза. В античном классическом стиле активно использовались более богатые и яркие оттенки, такие как золотистый, темно-синий и темно-красный, пурпурный, бордовый. Однако современная классика предпочитает именно приглушенные, созерцательные, спокойные тона, которые служат великолепным фоном для изысканной мебели и позволяют расслабиться и отдохнуть в домашней, уютной обстановке. Основными цветами классики служат оттенки светлых тонов : белый, молочный, цвет слоновой кости, бежевый, песочный, светло-зеленый и голубой. Классический интерьер часто включает позолоту и хрусталь, бронзу и фарфор. Этим достигается эффект роскоши и величественности.

 

  Для отделки стен использовали полотна из шелка, деревянные панели, обои, натуральный камень, декоративную штукатурку . Отличием русской классики 19 века является применение довольно активных в цветовом отношении обоев для стен с повторяющимся орнаментальным рисунком. Обилие лепного декора задаёт стиль всему помещению. В современных условиях можно использовать пенополиуретановый декор.

 

В классическом интерьере окна всегда драпировали шторами из дорогих материалов. Часто можно встретить шторы, украшенные ламбрекенами . Шторы могли так же быть закреплены подвесами с кистями. В дворцовых интерьерах и театрах часто можно увидеть волнообразные французские  шторы.

 

  Пол выстилали натуральным паркетом. Сейчас можно так же использовать паркетную доску. В современных интерьерах можно увидеть застеленную на пол глянцевую плитку.

 

  Мебель из ценных пород древесины отличалась изысканной формой резьбы и наличием качественной дорогой обивки, будь то кожа или текстиль. Мягкая мебель имела плавные и скругленные формы, она должна была быть удобной, иметь высокие спинки, мягкие подушки и комфортные подлокотники,  декорированные изысканной бахромой. Стиль у классической мебели характеризовался неповторимым и тонким аристократичным видом у изделий. Это могло быть достигнуто только строгими формами у предметов мебели, которые при сравнении с рококо и барокко, делали их несколько компактными и легкими. Отделывали мебельные фасады с помощью лакирования, тонировки, полировки натуральным воском. Для декора  применяли инкрустацию перламутром, камнями, бронзой, хрусталем, редкими породами древесины, ручной резьбой. Стиль классической мебели предполагал для использования в качестве сырья ценные породы дерева: красное и эбеновое дерево, дуб, ясень, бук, палисандр, вишню, орех. Мебель должна была гармонировать в тон с обоями помещения. Достичь этого можно было за счет обивки мебели велюром, жаккардом, кожей, бархатом, гобеленом, замшей. Красиво выглядели  аксессуары в виде вышивки, кружева, рюш, плетеных нитчатых кистей. Они хорошо смотрелись на фоне однотонных светлых обоев.

 

  Как нигде больше,  в стиле классицизм так любимы люстры в качестве центрального светильника на потолке. Хрустальные позолоченные люстры  равномерно разливают свет внутри помещения. Когда-то люстры из папье-маше, отделанные золотой фольгой, освещали светом свечей танцевальные залы дворцов. Сегодня всевозможные бра, настольные и напольные светильники , решенные в одном дизайне,  создадут в современном помещении уютную домашнюю атмосферу своим мягким приглушенным светом. 

 

  Классика требует обязательного наличия в интерьере дорогих предметов декора. Прекрасное впечатление создают фарфоровые, позолоченные, бронзовые, мраморные изделия, предметы антиквариата, скульптуры, зеркала, портреты и пейзажи с замысловатыми рамками. 

 

  Классический стиль подходит для оформления не только дворцовых интерьеров, но и загородных домов,  квартир с высокими потолками ( не менее 4-х метров), словом, практически любых помещений. Классический стиль не зависит от времени, не выходит из моды и всегда находится вне конкуренции. Все, кто любит респектабельность,величественность, изящность и кому это по карману,  выбирают классический стиль в оформлении интерьеров. 

Классические архитектурные формы классицизма

Классические архитектурные формы основаны на ордерной системе, созданной в эпоху античности и поддержанной зодчеством Ренессанса.

Вёрлицкий дворец — памятник классической архитектуры в Германии. Архитектор Фридрих Вильгельм фон Эрдмансдорф (Friedrich Wilhelm von Erdmannsdorff, 1736 - 1800 гг.)

Не случайно архитектурные сооружения прошлого называют "памятниками», так как они сохраняют для будущих поколений архитектурные формы и стили, характерные для определенного исторического периода. Многие специалисты сходятся во мнении, что форма архитектуры отражает исторические, общественные и моральные ценности. Архитектурные формы сооружений можно разделить по группам: по отношению к определенному этносу, стране, материалу, конструкциям, стилю. Рассмотрим классические архитектурные формы. Классическая архитектура берет свое начало в эпоху Древней Греции. Для классических архитектурных форм греческих сооружений характерны ордера. Ордер - это определенная система распределения конструктивных частей здания, несущих и несомых элементов. Наиболее значимыми архитектурными элементами ордерной системы являются колонны и архитравы – они выполняют как конструктивную функцию, так и эстетическую, формируя общее впечатление от здания. Классический стиль в архитектуре, созданный на основе сооружений Древней Греции, предполагает три ордера: дорический, ионический, коринфский, о которых мы писали в статье об архитектуре Древней Греции. Для зданий в классическом стиле, имитирующем дорический ордер, характерна строгость, тесно поставленные мощные колонны и крупный антаблемент. Примером может служить афинский Парфенон (5 в. до н. э.) В ионическом ордере колонны становятся более тонкими и декорированными, расстояние между ними увеличивается. Капители колонн украшены волютами. Примером ионического ордера является афинский храм Эрехтейон. Коринфский ордер характерен тем, что у капителей колонн сложные украшения, составленные из стилизованных листьев южного расте¬ния аканта, волют. Примером греческой коринфской капители может служить капитель из Эпидавра. Ордерная система классического стиля в архитектуре в антич¬ной Греции стала крупным вкладом в развитие архитектуры, выполняя различные функции: утилитарную, техническую и эстетическую. Классические архитектурные формы ордера в каждой культуре и эпохе получили свою трактовку. В период Ренессанса наиболее известными зодчими, творившими в классическом стиле, были Джакомо Бароцци Виньола (Il Vignola, настоящее имя - Якопо де Бароцци, 1507—1573 гг.), Андреа Палладио (1503—1580 гг.), которые использовали в своих работах дорический, ионический, коринфский, тосканский ордера, а также композитный (сложносоставной).

Вилла Имо (Emo). Окрестности Венеции, деревня Фанцоло. Архитектор Палладио. 1559г.

Классический стиль в архитектуре и конструкциях Виньолы и Палла¬дио основывался на модуле – единице меры для расчетов основных параметров конструкций. У Виньолы и Палладио модуль соответствовал ниж¬нему радиусу колонны, в простых ордерах (дорическом, тосканском) он делился на 12 частей (парт), в сложных орде¬рах (ионическом, коринфском) — на 18 частей. Эти архитекторы, творчество которых легло в основу сооружений зодчих последующих эпох, создавали строения с разными ордерами. В своих теоретических трудах они рекомендовали следующее расположение ордеров на фасаде: более массивный ордер должен быть внизу, так как он будет нести основную нагрузку. Дорический ордер располагается под ионическим, над ионическим – коринфский и композитный. Верхние ордера имели меньшую высоту относительно нижних.

Вилла Корнаро. Первый этаж – ионический ордер, второй этаж - ордер коринфский. 1553-1554 гг., вилла доработана в 1590-х. Архитектор Палладио. 30 км от Венеции. Италия.

Классический стиль в архитектуре, несмотря на многовековую практику в античном зодчестве, теоретическую основу, созданную архитекторами и канонические схемы сооружений оставался во многом абстрактными, не привязанным к конкретному месту и к условиям строительства. В теоретических трудах не рассматривалась связь ордера, его размеров с масштабами здания и материалом фасада. Излагая теоретические схемы классических архитектурных форм и систем авторы не предлагали их в виде свода жестких правил и норм. В своих трудах они указывали на то, что в каждом конкретном случае решение по пропорциям и масштабности ордеров нужно принимать в зависимости от композиционной идеи, назначения сооружения и его окружения. В 18-19 вв. классический стиль в архитектуре использовался для создания торжественных и монументальных городских ансамблей, улиц и площадей. Он подчеркивал значимость здания, его культурное и общественное назначение. Классические архитектурные формы усадебных, жилых и парковых построек нередко отражали романтический характер строений, что дости¬галось упрощением и изменением пропорций ордерных элементов. С появлением новых материалов изменились возможности стоечно-балочных конструкций, на основе которых создавалась классическая архитектура. Железобетонные колонны и балки при меньших сечениях выдерживают большие нагрузки, чем деревянные или каменные бал¬ки, поэтому применение железобетона изменило пропорции соору¬жений: колонны становятся более тонкими и широко рас¬ставленными, архи¬травные балки приобретают большую легкость (примером могут служить портики нового здания Ленинской библиотеки в Москве).

Колонны нового здания Ленинской библиотеки в Москве. Один из авторов проекта В.Г.Гельфрейх. (Владимир Георгиевич Гельфрейх. 1885—1967 гг.) 1928—1958 гг.

Классические архитектурные формы стен создавались на основе композиционных приемов ордерной системы. Стены делились по горизонтали на три части: в нижней части – цоколь, в центре – основная поверхность, в верхней – антаблемент. В основном поле стен нередко располагались карнизы над каждым этажом. Существовали самые разные варианты членений фасадов, в том числе и с использованием разных материалов отделки. Классический стиль в архитектуре зданий подчеркивался оконными и дверными проемами. В одном случае проемы декорировались наличниками, использовались также фризы с карнизами. Наличники создавались с помощью панелей, блоков, кирпича. В другом варианте – обрамление получали системой кладки – в современном строительстве чаще используют этот прием.

Базилика Сан-Джорджо Маджоре (Giorgio Maggiore). Вокруг некоторых окон выступающие каменные наличники. У других окон наличники формируются системой кладки. Архитектор Палладио. Венеция. Остров Сан-Джорджо Маджоре. 1566 – 1610 гг.

На основе арок, сводов, куполов создаются классические архитектурные формы, которые были распространены еще в Древнем Риме. Такого рода архитектурные элементы нередко встречались в фасадах построек, как в Европе, так и в русском зодчестве. В современном строительстве используется железобетон, что расширяет возможности сводчатых и арочных конструкций. В украшение фасада включались арочные перекрытия проемов в стенах на манер римской триумфальной арки, силу распора принимает стена. Также широко используются арки, опирающиеся на столбы или колонны, такие арки могут составлять аркаду.

Вилла Триссино (Villa Trissino) - здание окружено галереей в виде двухъярусной аркады. Архитектор Палладио. 1560 г. Меледо близ Виченцы (Италия)

Технологии современного строительства позволяют создавать новые архитектурные формы, учитывающие многообразные факторы: экологические, ландшафтные, климатические. Задача современных архитекторов и дизайнеров состоит в изучении этих факторов и при создании современных классических архитектурных форм. В современной интерпретации формы классического стиля архитектуры несут в себе определенную символичность, означающую не только обращение к античности, но торжественность, парадность, определенный социальный статус владельцев.

Автор текста: Марина Калабухова

Экскурс в основные архитектурные направления


Очень часто нашим заказчикам индивидуальных проектов

undefined

трудно сформулировать каким должен быть дом, фасады дома. Клиент говорит: «хочу классику», а на самом деле, оказывается, что под классикой он понимает стиль арт-деко, клиент говорит: «хочу модерн», а в процессе работы, оказывается, что под модерном он подразумевает минимализм. 

Чтобы вам было легче донести до архитектора свои пожелания, мы подготовили для вас короткий общий обзор архитектурных направлений, которые являются основополагающими, и тех, в которых чаще всего путаются многие непосвященные застройщики.

Классический стиль в архитектуре 

На протяжении многих столетий правила классической архитектуры были доминирующими начиная с эпохи возрождения вплоть до 20 века. 

Обязательные элементы этого стиля следующие:

  • Симметрия. Проекты домов в стиле классика обязательно симметричны относительно центра. Отдельные его композиционные элементы также симметричны относительно своей центральной оси.
  • Пропорции и формы близкие к античности. Основным правилом здесь является правило золотого сечения. Этому правилу подчиняется большая часть пропорций в доме: его высота относительно ширины, …приведи пожалуйста еще пример!
  • Умеренность фасадного декора.
  • Скатная кровля.

 

В подавляющем большинстве случаев классическому дому присущи:

  • Регулярность. Регулярность обозначает наличие повторяющихся архитектурных элементов, повторы выполняются с определенным шагом, с определенной закономерностью, которая создается 
  • Ордерность. Ордер — это архитектурная композиция, состоящая из колонн и горизонтальной несомой части (антаблемента). Рожденная в античности, данная архитектрурная составляющая очень часть украшала парадный вход классического здания или выход на террасу.

Классическая архитектура строго подчиняется указанным выше канонам и не позволяет вольностей, которые содержит проект, если дизайн дома - современная классика.  

Многие архитектурные стили возникшие после эпохи возрождения лишь дополняли эти правила своими особенностями или же вносили в данную основу немногие изменения.

Готика 

Готика привнесла в классическую архитектуру:

  • острые, высоченные формы башен соборов, и 
  • гармонируюшие с ними высокие, заостренные  оконные и дверные проемы. 
  • А также характерный для готики растительный регулярный (повторяющийся) орнамент декора. 

Такая устремленность ввысь ломает правила золотого сечения, но остальные каноны классической архитектуры — симметрия, регулярность, скатность кровли — остаются в силе (хотя и не строго обязательны). 

Проект дома в готическом стиле редко содержит остроконечные башни, но 

  • высокие кровельные скаты, 
  • высокие заостренные окна — непременные атрибуты готики.

 

Барокко

Этот стиль также взял за основу правила классической архитектуры, добавив очень пышный характерный декор на фасады, который подчинялся тем же классическим правилам симметрии и регулярности. Украшения фасадов могли содержать не только растительный декор, но и героев античной мифологии, что можно увидеть, взяв любой проект дома барокко. 

 

Принципиально новые каноны архитектуры принес с собой ХХ век.

Модерн

Первый стиль, который попробовал отказаться от привычных устоев симметрии, пропорциональности, регулярности, прямых линий — был модерн. Он привнес в архитектуру природные плавные, округлые, аморфные формы – везде, где это позволял конструктив дома. 

Растительный декор на фасадах в таких же плавных очертаниях, практически неотъемлемый атрибут этого стиля, который содержат все проекты домов в стиле модерн.  

И это совсем не строгие прямые массивные формы зданий и плоские кровли, как ошибочно полагают многие, путая модерн с модернизмом.

           

Самым ярким представителем данного направления можно считать Антонио Гауди, создающего красивые современные дома (фото смотрите ниже).

 

Модернизм

А вот модернизм — это фактически синоним современной архитектуры. 

  • Прямые, строгие линии и всего дома, и отдельных архитектурных элементов, 
  • использование стекла, бетона, металла, пластика на ряду с традиционными материалами, 
  • ассиметричные нестандартные формы,
  • плоские крыши, отсутствие свесов у скатных кровель, хотя традиционные крыши также присутствуют в этом стиле.
  • очень сдержанная отделка фасадов или ее отсутствие.

Это характерные черты именно данного архитектурного направления. 

 

Модернизм в своем активном развитии быстро породил свои внутренние течения. Мы расскажем о некоторых из них.

Хай – тек

Эти проекты домов (стиль хай тек) подчеркивают, выставляют на показ свои высоко-технологичные конструктивные особенности. Металлические каркасы зданий, шахты лифтов, иногда даже линии коммуникаций не прячут, а оформляют как эстетически привлекательные элементы. Хай-тек, нарочито отказавшийся от традиционных материалов в пользу бетона, пластика, стекла и металла, создает дома из современных материалов. 

Эти две его характерные особенности выделяют стиль из общего направления модернизма, в остальном хай-тек полностью схож с последним.

 

Частные дома трудно представить себе с коммуникациями, вынесенными на фасад, не всегда есть возможность выносить балки и металлические опоры наружу. Поэтому в малоэтажной архитектуре чистый хай-тек редко встречается.

         

Минимализм

Архитекторы, работающие в стиле минимализма, доводят до максимума свою любовь к минимизации. Они отказываются практически от всего, во внешнем оформлении дома, подчеркивая тем самым его идею: нестандартную форму или оригинальное остекление, проч.

В остальном же минимализм следует правилам модернизма.

Арт-деко

Арт-деко гармонично сочетает в себе законы классической архитектуры и модернистской. Этому стили присущи:

  • Симметрия, строгая закономерность принятая в классической архитектуре,
  • Смелые геометрические формы, свойственные современности, 
  • Декор фасадов не только растительным узором, но и этническим орнаментом,
  • Использование современных материалов наряду с классическими.
  • Характер зданий монументальный и элегантный одновременно.

Также, характерны для этого стиля подчеркнуто геометрические, закругленные, "струящиеся" фасады. Архитектура арт-деко больше роскошна, чем рациональна, в этом направлении не жалеют средства на дорогие материалы и монументальные формы.

На этом мы будем завершать нашу обзорную экскурсию по стилям. Но в заключении хочется сделать такое замечание: все перечисленные здесь направления рождались применительно масштабных, общественных зданий и лишь потом находили свое отражение в архитектуре частных домов. Поэтому не всегда частные коттеджи следовали всем канонам и правилам стиля в полной мере. 

Более того, собственные правила малоэтажной архитектуры развивались с течением времени своим темпом и учебники архитектуры не выделяли их в какие-то стили и направления. Здесь более уместно говорить о некоторых особенностях германских, итальянских, русских, арабских, американских домов, которые определяются климатом, возможностями строительных технологий той или иной эпохи и традициями. Объединяло народную архитектуру всегда ее рациональность – дом строился не для демонстрации эстетических фантазий хозяина, а для  защиты от непогоды, от неприятелей, как место, в котором растут маленькие дети. 

Пожалуй, лишь только проекты домов типа шале сегодня выделяют в отдельный стиль.

Дома в стиле шале

Родиной домов шале считают швейцарскую горную деревню. Проекты загородных домов шале объединяют:

  • относительно низкая двускатная кровля с широкими выступающими скатами, которые первоночально призваны были защищать фасады от осадков, 
  • Наличие жилого мансардного этажа,
  • Наличие террасы,
  • Использование камня и дерева для облицовки фасадов. 

 

Изначально первый или цокольный этаж строился каменным для защиты от влаги, а второй деревянным.

Пример того как может выглядеть дом шале изнутри смотрите в этом видео:


Дорогие читатели, не будем вас больше утомлять повествованием о стилях в архитектуре, не смотря на то, что здесь мы кратко рассказали о самых основных.

Надеемся теперь, вам будет легче определиться каким должен быть дом вашей мечты, если вы решите создать индивидуальный проект дома.

Историзм (архитектура) — Википедия

«Мечта архитектора» (1840) кисти Томаса Коула соединяет воедино египетский, греческий, римский и готический архитектурные стили

Историзм (нем. Historismus) — направление в архитектуре и декоративном искусстве XIX века, мастера которого стремились к воспроизведению духа и формы исторических стилей[1]. Выступает как сочетание различных «прошлых», «исторических» стилей, обретающих новую современность и жизнь в некоем «исторически неправильном» единстве, поскольку в этом единстве представлены осколки разных времён (эти времена репрезентируются как стили)[2].

В западноевропейской историографии последовательно возникли две близкие формы термина: историцизм (нем. Historicism) и историзм (нем. Historismus). Со временем первая стала означать различение настоящего и прошедшего; вторая — включение прошлого в современное, в частности форм художественных стилей прошлых эпох в новый исторический контекст и актуальную социокультурную среду. Термин историцизм ввёл в науку об обществе в середине 1930-х годов австро-британский философ и социолог Карл Поппер. Причём он использовал этот термин в критическом аспекте. В истории искусств аналогичное понятие в форме «историзм» стали применять после проведения в 1977 году большой ретроспективной выставки в Гамбургском музее искусства и художественных ремёсел: «Высокое искусство между бидермайером и модерном: историзм в Гамбурге и Северной Германии» («Hohe Kunst zwischen Biedermeier und Jugendstil: Historismus in Hamburg und Norddeutschland»). На выставке доминировали изделия декоративно-прикладного искусства, созданные в период соответственно заглавию (после 1848 года и до начала 1890-х годов). Ранее изделия художественных ремёсел разных стран были широко представлены на первой Всемирной выставке 1851 года в Лондоне. Интерес к произведениям искусства в «исторических стилях прошлых веков» формировался во многом благодаря деятельности Готфрида Земпера, Юстуса Бринкманна, Х. Коула, основанию в 1852 году Южно-Кенсингтонского музея художественных изделий в Лондоне (с 1899 года Музей Виктории и Альберта), Королевского музея искусства и промышленности в Вене в 1859 году и Гамбургского музея в 1877 году[3].

В отличие от широкого толкования понятия «историзм» (как идеологии и творческого метода) в истории архитектуры и декоративно-прикладного искусства принято определение историзма как отдельного исторического периода. В. Г. Власов выделяет три основных типа исторического мышления[3]:

  • историзм как всеобщее свойство художественного мышления в образах,
  • историзм, присущий мировоззрению классицизма,
  • историзм в качестве идеологии конкретного периода в истории искусства XIX века.

В иных концепциях выделяют классицистический, романтический и прагматический историзм или классический, постклассический, постпостклассический историзм. В настоящее время границы периода историзма (историзм в узком значении термина) определяют от 1830-х (кризис искусства классицизма) до рубежа 1880—1890-х годов, начала периода модерна. Этап «историзма периода историзма» характерен транспозициями исторических прототипов, комбинаторными вариациями элементов различных, так называемых исторических стилей (эклектика). Ретроспективными устремлениями отличается и искусство модерна рубежа XIX—XX веков. Этап постстилевого развития в период постмодерна второй половины XX века характеризуется иным историзмом: цитациями классических тем (интертекст, или текст в тексте), свободной интерпретацией различных мотивов, созданием вторичных текстов (паратекст), скрытых смысловых связей, использованием вторичных ассоциаций и аллюзий в новом историческом контексте: теория открытой формы, принцип партиципации, «смерть автора»[4].

В отечественной искусствоведческой литературе термин «эклектика» долгое время употреблялся как синоним термину «историзм». Для разграничения этих понятий и устранения в термине «эклектика» негативной смысловой коннотации, появившейся на рубеже XIX—XX веков, искусствоведы приняли термин «историзм»[2][5]. Различия понятий «историзм», «эклектика», «неостиль (англ.)», «стилизация» пролегают не в конкретно-исторической, а в методологическо-понятийной плоскости. В период историзма художники пользуются творческим методом стилизации того или иного стилизуемого образца, в результате чего возникает неостиль. Непроизвольное или программное соединение в одной композиции элементов нескольких исторических стилей приводит к эклектике. Поэтому во многих случаях (но не во всех) неостиль несёт в себе черты эклектического мышления[6].

В отличие от предыдущих культурно-исторических эпох для историзма XIX века характерен плюрализм, который на рубеже XVIII—XIX веков вычленяется из основных художественных направлений: классицизма и романтизма.

Если для искусства эпох возрождения и классицизма XVI—XVII веков характерно следование обобщенному образу идеальной античной архитектуры, для периода неоклассицизма второй половины XVIII века и исторических стилизаций начала XIX столетия (этрусский, помпейский стили, стиль неогрек, ампир) типично воспроизведение конкретного памятника классической архитектуры (Древней Греции и Римской империи), то для творческого метода историзма второй половины XIX века характерно признание равноценности художественных форм различных эпох и стилей и, следовательно, произвольный выбор тех или иных художественных форм.

В сравнении с историзмом прошлых эпох, классицистического и романтического мировоззрений и направлений в искусстве, историзм XIX века прагматичен. «Пользуясь отдельными историческими формами и приёмами художники выражали актуальное содержание, но одевали свои произведения в исторические костюмы, отсюда ощущение игры»[7].

Мастера историзма XIX века стремились перенести в современную жизнь архитектурные типы национальной старины (национально-романтическое течение), не чуждаясь в немногих уни­каль­ных зданиях точной ими­та­ции знаменитых образцов. Таким образом в историческое направление включаются неороманский стиль, неоготика, неоренессанс и необарокко, цитирующие «боль­шие сти­ли» в об­раз­но-декоративных це­лях[8]. В композиции здания смешивались несколько стилей, что получило название эклектика. В иных случаях архитекторы копировали отдельные декоративные мотивы в произвольных сочетаниях, не подразумевая при этом определённый исторический стиль.

Один из первых российских архитекторов, обратившихся к историческим источникам, М. Д. Быковский говорил: «Мы должны подражать не формам древних, а примеру их: иметь Архитектуру собственную, национальную»[9]. Вопреки этому заявлению архитектуру этого периода стали называть по формулировке критиков и литераторов Н. В. Гоголя («Об архитектуре нынешнего времени», 1831) и Н. В. Кукольника «архитектурой умного выбора» самых разных стилей, то есть архитектурой эклектики[10][11].

Первые сооружения в неоготическом стиле появились в конце XVIII века в Великобритании. Характерными примерами являются вилла Strawberry Hill (англ.) 1775 года Хораса Уолпола и здание британского парламента в Лондоне 1836—1860 годов. Характерно, что построенный позднее Королевский павильон в Брайтоне (1815—1822) в индо-сарацинском стиле (с новейшими, скрытыми внутри металлическими конструкциями), получил название «пикчуреск» («живописный»).

Ведущими мас­те­ра­ми историзма в XIX веке бы­ли Лео фон Клен­це, Георг Фридрих Циб­ланд и Готфрид Зем­пер в Гер­ма­нии, Отто Ваг­нер в Ав­ст­рии, Эжен Виолле-ле-Дюк во Фран­ции, Николай Леонтьевич Бе­нуа, Леонтий Николаевич Бе­нуа в Рос­сии[8].

Распространение историзма в архитектуре связано с развитием капитализма в Европе и подъёмом буржуазии, отчего неофициально направление именуется стилем грюндерства.

Историк и теоретик архитектуры А. В. Иконников интерпретировал понятие историзма в широком смысле как тенденцию, берущую начало в эпоху Возрождения и характеризующуюся «обращением к культуре прошлого… для решения проблем настоящего»[12][13]. Напротив, Е. И. Кириченко считала историзм одним из этапов развития архитектуры эклектики и выделяла следующие периоды[13]:

  • 1800—1810-е годы: зарождение эклектики,
  • конец 1820-х — 1840-е годы: зрелость романтической фазы эклектики,
  • 1850—1860-е годы: угасание эклектики и развитие архитектуры историзма,
  • 1870—1890-е годы: полный расцвет историзма.

Согласно концепции австрийского искусствоведа Ренаты Вагнер-Ригер (нем.), развитие историзма включало следующие этапы:

  • Романтический историзм (переходный этап с 1770-х до 1840—1870-х годов). Характеризуется постепенным отмежеванием от классицизма, включает подстили неоготики, неоренессанса с привнесёнными «чуждыми» элементами иных исторических стилей, поэтому представляет собой не простое копирование, а творческую интерпретацию. В романтическом историзме возникает соединение элементов европейских и неевропейских стилей, как например в (неомавританском или византийском) стилях.
  • Чистый историзм (1870—1890 годы) предполагает воспроизведение художественных форм прошлых эпох и их гармонично-целостное (неэклектическое) сочетание. Субъективизм романтического историзма отвергается, делаются попытки поиска нового вполне оригинального стиля. Предпочтительным источником остаётся архитектура эпохи Возрождения и стиль неоренессанс.
  • Поздний историзм (после 1890 года). В этот период укрепляется ориентация на архитектуру эпохи Возрождения, но посредством последующего искусства барокко (необарокко). Отдаётся предпочтение свободному пониманию композиции и асимметричному размещению её элементов: эркеров, ризалитов, куполов, элементов геометрического и растительного декора.

Закат периода историзма начинается в 1895 году с эпохи модерна, на который оказал частичное влияние. Исторический орнаменты ещё используются, но уже без привязки к истории. В противовес историзму в начале XX века появилась реформа архитектуры (нем.), перешедшая в архитектурный модернизм. После окончания Первой мировой войны посредством футуризма и экспрессионизма формируется архитектурный модернизм.

Начиная с реформы архитектуры после 1900 года (особенно с 1910 года) получают распространение рациональные и безорнаментальные функционализм и конструктивизм, царившие в 1920-е годы. Программная статья австрийского архитектора-модерниста А. Лооса так и называется «Орнамент и преступление» (1908). В новой эстетике отразилась потребность европейского сообщества дистанцироваться от подражания художественным стилям прошлого и развивать искусство согласно новым технологическим достижениям и мировоззренческим тенденциям. В пострадавших от войны странах историзм прекращает существование, тогда как в США или не участвовавших в войне странах, например, в Испании, наряду с новыми стилями историзм сохранялись до 1950-х годов.

Позднее идеи историзма оказывали влияние на стили: неоклассицизм, сталинская архитектура, неогерманская (нем.)). В архитектуре постмодернизма и «нового классицизма» XX—XXI веков возводятся здания в исторических стилях. Стиль современных построек в этом направлении называется неоисторизмом.

Промышленная революция XIX века создала жанр промышленной (индустриальной) архитектуры: включение в искусство архитектуры возведение железнодорожных станций, заводов и фабрик и складов, магазинов, мостов, туннелей и водонапорных башен. Для решения жилищных проблем крупных городов требовались многоэтажные доходные дома и новые градостроительные решения.

Примечательно применение новых технологий в архитектуре и дизайне. Развитие сталеплавильного производства (Бессемеровский процесс) во многом определило новый облик городов. Построенный Дж. Пэкстоном из железа и стекла Хрустальный дворец для Всемирной выставки 1851 года в Лондоне выглядел новаторским и задал магистральное направление архитектуре последующих десятилетий.

Дань представительности и внешней привлекательности в ущерб практичности (см. Венский университет) стало одной из причин критики историзма в середине XX века. Однако исторические архитектурные стили считались уместными для определённых типов зданий: церкви строились в готическом или романском стилях, банки и доходные дома — в стиле возрождения, аристократические особняки и театры — в стиле барокко, заводы — в английском стиле Тюдоров (с отделкой фасадов кирпичом, так называемый кирпичный стиль). Фасады зданий были призваны отражать не только величие и богатство, но также социальное положение жильцов. Например, первый этаж назван «бельэтажем» за высокие потолки и богатую отделку, что могла позволить себе зажиточная буржуазия. Социальный статус жильцов многоквартирного дома уменьшался с каждым верхним этажом. Чердачные помещения с маленькими круглыми окошками, как правило, отдавались прислуге или низшим слоям населения.

Убранство помещений в архитектуре историзма также играло не последнюю роль. Загородные резиденции, дворцы и замки знати возводили в духе старых времён. Идеалы средневековья и рыцарства нашли своё выражение в модных рыцарских залах и номерах-люксах.

Не­ред­ко тер­мин «историзм» приравнивается к понятию «исторические сти­ли»[8].

Примеры архитектуры историзма:

  1. ↑ Словарь терминов (неопр.). Российская Академия Художеств. www.rah.ru. Дата обращения 15 октября 2017.
  2. 1 2 Погодин С. Н., Малинов А. Фигуры истории, или, "Общие места" историографии. — СПб.: Северная звезда, 2005. — С. 92—93. — 456 с.
  3. 1 2 Власов В. Г. Триада «историзм, стилизация, эклектика», и постмилленизм в истории и теории искусства // Электронный научный журнал «Архитектон: известия вузов». — УралГАХУ, 2018. — № 3 (63).
  4. Власов В. Г. Архитектура как изобразительное искусство. Теория открытой формы, принцип партиципации и синоптический подход в искусствознании // Электронный научный журнал «Архитектон: известия вузов» / УралГАХУ. — 2018. — № 1 (61).
  5. Принцева Г. А. Культура и искусство России XIX века: новые материалы и исследования : сборник статей. — "Искусство," Ленинградское отд-ние, 1985. — С. 6. — 184 с.
  6. Бенуа Л. Н. Записки о моей деятельности. — Невский архив. Историко-краеведческий сборник. — М., СПб.: ATHENEUM-Феникс, 1993. — С. 13—14.
  7. Власов В. Г. Историзм. — Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т.. — СПб.: Азбука-Классика, 2006. — Т. IV. — С. 191.
  8. 1 2 3 Историзм (неопр.). Большая российская энциклопедия - электронная версия. Министерство культуры Российской Федерации. Дата обращения 11 июля 2018.
  9. Валерий Агронский. Архитектура России. — М.: ЭКСМО, 2017. — С. 145. — 304 с. — ISBN 9785040615827.
  10. Гоголь, Н. В. Собрание сочинений в 6 т.. — М.: Гослитиздат, 1953. — Т. 6. — С. 47.
  11. Кукольник, Н. В. Новые постройки в Петергофе // Художественная газета. — 1837. — № 11–12. — С. 175–177.
  12. Иконников А. В. Историзм в архитектуре. — М.: Стройиздат, 1997. — ISBN 5-274-00899-2.
  13. 1 2 Евгения Михайловна Кишкинова. "Византийское возрождение" в архитектуре России: середина XIX-начало ХХ века. — Искусство-СПБ, 2006. — С. 5—6. — 266 с.
  14. ↑ Всеобщая история архитектуры: Архитектура Западной Европы XV-XVI веков; эпоха Возрождения. — Научно-исследовательский институт теории, истории и перспективных проблем советской архитектуры. — М.: Изд-во Академии архитектуры СССР, 1967. — Т. 5.
  15. Полевой Вадим Михайлович. Двадцатый век: изобразительное искусство и архитектура стран и народов мира. — Сов. художник, 1982. — С. 72. — 452 с.
  • Иконников А. В. Историзм в архитектуре. — М.: Стройиздат, 1997. — ISBN 5-274-00899-2.
  • Уилкинсон Филип. Архитектура: 50 идей, о которых нужно знать. — Phantom Press, 2014. — 208 с. — ISBN 5864716669.
  • Блохина Ирина. Архитектура: Всемирная история архитектуры и стилей. — АСТ, 2014. — 400 с. — ISBN 5457628736.

краткое описание в хронологическом порядке, примеры


кратко, в хронологическом порядке с примерами

Архитектурные стили в хронологическом порядке, начиная со времён Древнего Мира, разложили по полочкам, написали несколько слов о каждом, добавили примеры, фото, чтобы всё легко понять.

Стили в архитектуре и их особенности

Архитектурные стили формируют особенности и свойства исторического периода, региона или страны, которые проявляются в отличительных чертах зданий и композиций, таких как:

  • назначение строений (храмы, дворцы, замки),
  • конструкции и материалы, используемых при строительстве,
  • композиционные приёмы,
  • линии и оформление фасадов,
  • планы,
  • используемые формы.

Различные стили формируются в конкретных условиях экономики и общественного устройства. На них влияют:

  • религиозные течения,
  • государственность,
  • идеологическая составляющая,
  • исторические приёмы зодчества и
  • национальные отличия,
  • климат,
  • ландшафт и рельеф.

Техническое развитие, идеологические изменения или геополитические отношения всегда приводили и продолжают приводить к рождению нового стиля.

Архитектурные стили архаичного периода

Древнеегипетский стиль

Стиль этот дал развитие огромному множеству разнообразных архитектурных структур и великих памятников. Архитектура Древнего Египта, включая дворцы, храмы в Луксоре и пирамиды на реке Нил, является свидетельством существования одной из самых выдающихся цивилизаций мира. Преобладающие строительные материалы — это испечённый на солнце кирпич, известняк, песчаник и гранит.

Понимание древнеегипетского стиля современными людьми основано на сохранившихся религиозных храмах и массивных, непонятного назначения сооружениях, c характерными наклонными стенами, имеющими небольшое количество отверстий, окружённых таинственностью. Распространено мнение, что это усыпальницы, однако существуют другие теории.

Древняя египетская архитектура: пирамиды Гиза

Смотрите видео-обзор по теме на 8 минут:

Архитектурные стили античности

Античность — это Древний Рим плюс Древняя Греция.

Древнегреческий стиль

Греки возводили много храмов для жертвоприношений богам. Они заложили основу европейской архитектуре, которая служила примером для всего мира. Их высокотехнологичные системы для пропорций и стиля, используя математику и геометрию создавали внешнюю гармонию и красоту. Заменив ещё в архаическую эпоху дерево на белый мрамор и известняк, греки строили благородные и прочные здания. Можно поделить на следующие периоды:

  • архаический,
  • классический,
  • эллинизм.

Античный греческий архитектурный стиль: храм Геры (возр. 460 до н. э.) в Пестуме, Италия (ошибочно называемый Нептуна или Посейдона).

Отмечены периоды архитектуры Древней Греции рождением трёх стилей: дорическим, ионическим и коринфским.

  • В архаике — дорический и ионический.
  • Во времена классики добавился коринфский.
  • Эллинизм использует все три.
Древнеримский стиль

Древнеримская архитектура — это форма этрусского зодчества. Этому стилю присущи величие, мощь и сила. Сильное влияние на неё оказали греки. Отличается монументальностью, множеством украшений и пышной отделкой зданий, строгой симметрией.

Римляне строили большинство зданий для практических целей, а не храмы, как в Греции. Краткий обзор архитектуры Древнего Рима включает историю, материалы, технологии и градостроительство.

Древнеримский архитектурный стиль: Пантеон, Санта-Мария ин ВИА лата, Рим, Италия

Другие примеры древнеримской архитектуры за 1 минуту на видео:

Византийский стиль

Столица Римской империи была перенесена римским императором Константином I в город Византий (Константинополь) в 330 году и стала называться Новым Римом. Естественно, что в архитектуре Византии, можно видеть сильное влияние древнеримского стиля. При этом, в отношении изящества и роскоши она стремилась превзойти старый Рим.

Византийский стиль представляет собой фузию христианского и античного мировосприятия с элементами художественной культуры Востока.Свои территории расширяла за счёт бывших провинций Рима на западе, где возводила памятники, дворцы, храмы, церкви с целью показать роскошь и утвердить святость имперской власти.

  • Здания стали  геометрически сложнее.
  • В украшении сооружений в дополнение к камню использовались кирпич и штукатурка.
  • Наблюдается более свободное отношение к классическим элементам, резные украшения заменила мозаика.
  • Простота и сдержанность экстерьера храмов резко контрастировала с великолепными драгоценными мозаиками, сверкающими золотом, внутри помещений.

Собор Сан Витале в византийском стиле, Равенна, Италия

Дороманские архитектурные стили

Дороманский стиль или прероманская архитектура охватывает времена

  • Меровинговского царства (5 — 8 вв),
  • эпоху Каролингов (8 — 9 вв) и
  • Оттоновский период (10 век) вплоть до начала 11 века, когда родился романский стиль.

Основная тема в этот период — классические средиземноморские и раннехристианские формы во взаимодействии с германскими. Они способствовали появлению новых инновационных конструкций. Это, в свою очередь, привело к возникновению романского архитектурного стиля.

Меровингский стиль

Меровингский архитектурный стиль: Собор Сен-Леонс, Фрежюс, Франция

Период распространения этого стиля приходится на период с 5 по 8 века, когда на землях, принадлежащих современной Франции, Бельгии и частично Германии, правила франкская королевская династия Меровингов. Это время крещения варваров. Сочетает в себе традиции позднеантичного римского стиля и варварские традиции.

Каролингский стиль в архитект

Классический стиль в интерьере: описание, фото. – Rehouz

Мода быстротечна, на вершину она выносит то один, то другой стиль интерьера. Но есть вещи вне времени, и, созданные когда-то, не перестают быть модными многие десятилетия. Так и классический стиль в интерьере, зародившись еще в XVIII веке, остается востребованным и сегодня.
Классический стиль в интерьере гостинойКлассический стиль в интерьере

≡ Содержание:

История стиля

Классический стиль появился в Европе в середине XVIII в.. В те времена уже порядком поднадоел барокко и пришедший ему на смену рококо, требовались перемены. Под неизгладимым впечатлением от античной культуры и архитектуры Италии, зодчий по имени Роберт Адам, разработал интерьеры, не уступающие по изысканности рококо.
В основе нового стиля лежали идеи рационализма: четкость объемных форм, лаконичность, монументальность, регулярность планировки и отсутствие лишних элементов.

Своего расцвета классический интерьерный стиль достиг во времена правления Людовика XIV во Франции. Достойный пример этому великолепный Версаль с его представительностью, парадностью интерьеров и ярким декором в сочетании с четкой геометрической планировкой и выверенной композицией.

Классика в интерьере

Классический стиль в интерьере считается признаком хорошего вкуса и респектабельности.Классический стиль в интерьереЭтим интерьерам характерна гармония. Помещения оформляются с поистине королевским размахом, но с соблюдением всех норм и правил свойственным классицизму.

Материалы и отделка

В классическом интерьере особое внимание уделяется отделочным материалам. Ничего дешевого и искусственного, все только эксклюзивное и натуральное!
Если это напольное покрытие, то художественный паркет из дерева ценных пород. Если плитка, то мраморная или выполненная итальянскими мастерами с соблюдением традиционных технологий.

Классический стиль в интерьере кухниПотолок расписывают, используют лепку, фризы, создавая тем самым настоящее художественное произведение. Очень часто в парадных помещениях можно увидеть полуколонны, колонны, напоминающие архитектуру эпохи Возрождения и дворцовые интерьеры.

Стены покрываются декоративной штукатуркой, тканью или обоями, имеющими натуральную основу. В классических интерьерах нет ничего кричащего, яркого. Цвета спокойные, гармоничные, чаще всего бежевых, молочных, коричневых и оливковых оттенков в сочетании с позолотой. Для стиля важно ощущение гармонии и шика.

Классический стиль в интерьере гостиной фото

Стилевая мебель

Не на последнем месте стоит и правильно подобранная мебель. Только натуральное дерево, никаких ДВП и МДФ. Изящные и массивные предметы мебели изготавливают на лучших фабриках, используя ценные и редкие породы дерева. Отличным выбором станет и антикварная мебель.
Классические плавные формы без лишних завитушек – дань стилю. Часто мебель инкрустируют полудрагоценными камнями, декорируют резьбой. Для обивки применяют натуральный шелк, бархат, хлопок благородных расцветок.

Мебель в классическом стиле

Освещение

Чтобы весь интерьер «заиграл», грамотно расставляются световые акценты. В классическом интерьере не обойтись без массивных хрустальных или кованых люстр, оригинальных бра, выполненных мастерами-художниками. А чтобы создать дополнительный уют, добавляется нижний свет.Классический стиль в интерьереНастольные лампы и торшеры расставляются так, чтобы можно было комфортно устроиться в кресле с книгой или за чайным столиком.

Аксессуары и декор

Во многих домах предпочитают устанавливать камин. Что может быть уютней, чем горящие огоньки в холодный вечер и теплая беседа с бокалом хорошего вина или чашкой чая?
Но любой интерьер будет не завершенным без милых «безделушек». Для «классики» следует выбирать аксессуары, опираясь на их художественную или историческую ценность.

Изделия из фарфора, бронзовые и серебряные подсвечники, скульптуры, зеркала в золоченых и антикварных рамах – все гармонично сочетается и дополняет классический интерьер.
На стенах уместны картины и антикварные изделия.
Шелковый или шерстяной ковер на полу придаст теплоты всему помещению.

Классический стильКлассический стиль в интерьере, при всей своей респектабельности, дороговизне и четким следованием традиций удобен и не оторван от жизни как глянцевая картинка. Он не устаревает и как марочное вино, становится только дороже с годами!

Классический стиль в интерьере — фото

Классический стиль в спальнойКлассический стиль в интерьере спальной комнатыКлассический стиль в интерьере кухниКлассический стиль в интерьере кухни

Классический стиль в интерьере кухни

Классический стиль в интерьере спальни

Классический стиль в интерьере детской комнаты

Классический стиль в интерьере санузлаКлассический стиль в интерьере санузла

Классический стиль в интерьере ванной

Классический стиль в интерьере гостиной

Интерьер в классическом стиле — видео:

+ Похожие стили:

About Author


admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о