Классицизм архитектура 18 века: Русский классицизм — Википедия – Классицизм — Википедия

Классицизм в архитектуре Петербурга 18 века: vladimirtan — LiveJournal

Таврический дворец в Санкт-Петербурге

С 18-го века начинается планомерная застройка городов. Существенное значение в их облике приобретают дворцы и усадьбы, здания общественного характера. Изменился не только стиль их архитектуры, но и местоположение на улицах и площадях. Здания выходят из глубины дворов прямо на улицу или отделяются от нее прозрачной решеткой.

В 1703 году в устье Невы на месте, удобном в военном и торговом отношении, был заложен город, основанный Петром и названный в его честь. Санкт-Петербург был задуман как будущая столица России и поэтому создавался по единому плану. Каждый, кому приходилось побывать в Петербурге, не перестает удивляться художественной цельности и гармоничности великого города на Неве, красоте его архитектурных ансамблей и памятников. Тот архитектурный облик, который сохранился до наших дней, в основном сложился в конце 18-го века. На протяжении всего существования Петербург поражал всех своей красотой . А красота его поистине легендарна. Его великолепные памятники, его царственные площади и набережные, его белые ночи, его туманы надолго заворожили русское искусство. Ему посвящали и до сих пор посвящают свои произведения поэты и писатели, художники и музыканты. Но, кажется, лучше Пушкина о Петербурге никто сказать не мог:

Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье, береговой ее гранит.
Твоих оград узор чугунный, твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады пустынных улиц и светла
Адмиралтейская игла!

А.Н.Воронихин.Казанский собор (1801-1811)

Строительство «Северной Пальмиры» — Петербурга, а также его пригородов — Царского Села и Павловска — связано с именами таких знаменитых зодчих, как Растрелли, Росси, Ринальди, Фельтона, Кваренги. Камерона, Тома де Томона, Старова, Воронихина, Захарова и многих других. Многие из них были иностранцами, но у себя на родине были совершенно неизвестны или вовсе ничего не строили. Россия дала возможность осуществляться их дарованиям.

В это время в архитектуре более всего были распространены два стиля: "барокко" и "классицизм".

"Барокко" - художественный стиль, буквально с итальянского "причудливый, вычурный". Художественная задача - ослепить, поразить роскошью, пышностью, иногда в ущерб чувству меры.

"Классицизм" - художественный стиль, в переводе с латинского «образцовый», взявший за идеал традиции античности и Эпохи Возрождения. Классицизм возвышает героическое, высокую гражданственность, чувство долга, осуждает пороки. Это последний великий стиль в изобразительном искусстве. В архитектуре он предполагает строгость, четкость линий и форм, гармонию всех частей сооружения. Архитекторы используют в своих постройках элементы античного зодчества: колонны, фронтоны, арки, портики, П-образную планировку зданий.

Однако, видимо под воздействием русского ли характера или русской природы, даже иностранные архитекторы привносили в эти европейские стили что-то особенное, какую-то русскую самобытность.

Уже в первые годы строительства Петербурга возник его композиционный центр -Петропавловская крепость и Адмиралтейство, построенные в стиле классицизм. Золотые шпили Петропавловской крепости и Адмиралтейства сияют над городом, во многом определяя своеобразие его художественного облика.

ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ. Д. Трезини.

В 1712 году по проекту архитектора Доменико Трезини началось сооружение Петропавловского собора на небольшом острове Заячьем. Этот остров являлся крепостью, которая защищала строящийся город и порт Петербург. Петропавловский собор с высокой колокольней и стройным золоченым шпилем (122,5м) является уникальным памятником архитектуры в стиле [qtip:классицизм|.Также по проекту Трезини были выстроены мощные, двойные стены крепости из кирпича. На территории крепости были построены Инженерный деловой двор, Комендантский дом, здания Монетного двора, Гауптвахта и другие.

На протяжении двух веков Петропавловская крепость служила политической тюрьмой, в мрачных застенках которой томились многие известные люди. Ныне это крепость — музей, пользуется огромной популярностью и является украшением Петербурга.



АДМИРАЛТЕЙСТВО. Андреян Дмитриевич Захаров.

Перестройка велась в стиле классицизма в 1812 году. В результате перестройки здание приобрело вид, сохранившийся до наших дней. Длинное, как бы стелющееся по земле, низкое сооружение состоит из нескольких, соединенных между собой, корпусов. Крылья главного и двух боковых фасадов украшены колоннами, белый цвет которых четко выделяется на желтом фоне стены. Горизонтальная линия фасадов еще больше подчеркивается мощным взлетом центральной башни, увенчанной позолоченным шпилем с корабликом на конце. В нижней части башни сделана арка, служащая проездом. По бокам ее помещены скульптурные группы нимф, поддерживающих небесные сферы. Верхняя часть башни кажется изящной и легкой, неудержимо стремящейся вверх.



Адмиралтейство. Классицизм. А.Захаров.

ЗДАНИЕ ГЛАВНОГО ШТАБА (1819). Карл Иванович Росси.

Стиль "ампир" («империя») , художественный стиль, возник в эпоху Наполеона, как поздний классицизм. Он предполагает помпезность, использование военной символики. Его называют поздний классицизм.

Гениальным художником являлся архитектор Карл Иванович Росси, приехавший в Россию еще ребенком и проживший в ней всю жизнь. Он построил много блистательных творений, памятников архитектурного зодчества в Петербурге.

Одним из самых замечательных его произведений является Здание главного штаба, построенного в 1819 году на Дворцовой площади. Центральная часть здания представляет собой однопанорамную триумфальную арку. Внизу и вверху по обеим ее сторонам помещены так называемые трофеи, т.е. изображения военных доспехов, щитов, копий. На уровне второго этажа между колоннами установлены статуи воинов в римских доспехах. Венчает здание колесница и крылатая фигура Победы — Нике. Использование в архитектуре изображений военных трофеев, военных доспехов стало модным в начале 18-го века. Здание Главного Штаба должно было увековечить победу России в Отечественной войне 1812 года.


Триумфальная арка с военными доспехами. Ампир. К.Росси.

СМОЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ БЛАГОРОДНЫХ ДЕВИЦ (1808). Джакомо Кваренги

В 1808 году в Петербурге было построено еще одно замечательное сооружение — здание института для благородных девиц. Построено оно итальянским зодчим Джакомо Кваренги в стиле классицизма. Это здание имеет более 220 метров в длину. Архитектура его отличается поразительной торжественностью. Выдвинутый вперед центр с восемью колоннами придает сооружению величие, завершенность. После революции и до сих пор в здании размещаются официальные органы власти.



КАМЕРОНОВА ГАЛЕРЕЯ. Чарльз Камерон

Стиль классицизм. В 1779 году в Россию приезжает из Англии очень талантливый архитектор Чарльз Камерон.Одно из лучших его творений — галерея Екатерининского дворца в Царском Селе (г.Пушкин). Она была названа в честь создателя Камероновой галереей. Это необычная, изящная постройка, которая как бы одновременно принадлежит и дворцу и парку — построена в стиле классицизма.



Вход в Камеронову галерею

источник
http://cvetamira.ru/klassicizm-v-arhitekture-peterburga-18-veka

Русское барокко и классицизм в архитектуре Москвы. 18 — начало 19-го века.: vladimirtan — LiveJournal

                                             

Дом Пашкова.Архитектор Баженов
                                                                                                                                                                                  .

Сонная дремота охватила Москву 17 — 18 веков,но преобразования Петра наложили отпечаток и на ее архитектурный облик. И это несмотря на то, что всеми помыслами Петр I в это время был в новой столице. Материалы, людские резервы — все устремляется в Петербург.

Московские зодчие строили в Москве в модном тогда стиле, однако, с заметным уклоном в сторону русского, какого-то специфического, провинциального, зодчества.


В допетровский период в Москве создавалось множество самобытных стилей и течений в архитектуре. Основным стилем был все-таки [qtip:классицизм| Художественный стиль, в переводе с латинского «образцовый», взявший за идеал традиции античности и Эпохи Возрождения. Классицизм возвышает героическое, высокую гражданственность, чувство долга, осуждает пороки.], однако, опять свой, русский.

Получило некоторое распространение течение «псевдоготика» (ложная готика), когда в архитектурные сооружения добавляются элементы готики. Кроме того, строили здания и стиле ампир. Было построено большое количество разнообразных сооружений со своими индивидуальными особенностями.

Со времени Петра I Россия полностью включилась в круг общеевропейской культуры. Но Москва оказалась очень устойчивой к новым веяниям. И не только потому. что москвичи еще продолжали постройки в «старом стиле», но и потому, что в новых стилях барокко и классицизм зодчие не старались подражать Западу, а трактовали их в Москве по-своему, по-русски. Одновременно с этим, однако, строились в Москве уже и здания в стиле западно-европейского барокко.


Старая Москва

Большую популярность в Москве завоевал архитектор Растрелли, построивший там много прекрасных сооружений в стиле русского барокко. К сожалению, некоторые из построенных им зданий позднее были разобраны. Так, в 1753 году Растрелли построилКремлевский Зимний дворец, который при строительстве нынешнего, кремлевского дворца был разрушен. Позже Растрелли стал строить только в Петербурге.

Иван Федорович Мичурин — архитектор, составивший первый, точный план Москвы. В отличие от Петербурга, который сразу строился как столица — по определенному архитектурному плану, Москва застраивалась стихийно, постепенно превращаясь в большой город. Мичурин проделал огромную работу, предусмотрев благоустройство улиц, достройку незавершенных зданий и приведение в порядок старых. Главной заслугой Мичурина является основание московской архитектурной школы. Его ученики — Евлашев, Обухов и, особенно, Ухтомский, стали очень талантливыми зодчими.

Красные ворота. Архитектор Ухтомский

Дмитрий Васильевич Ухтомский. После Мичурина занимал положение первого архитектора Москвы. Строил в стиле барокко. Самые известные его сооружения - Красные ворота( которые, к сожалению, не сохранились) и достроенная им многоярусная колокольня Троице-Сергиевой лавры.

Колокольня Троице-Сергиевой лавры. Барокко.

Дом Пашкова. Архитектор В.Баженов. Классицизм.

Василий Иванович Баженов. Хотя основные его замыслы не были осуществлены, а многие постройки до сих пор неизвестны, влияние этого зодчего на развитие архитектуры 18-го века огромно. Баженов окончил Петербургскую Академию художеств и был послан пенсионером за границу в Италию. Там он быстро приобрел известность: был избран профессором Римской, членом Флорентийской и Болонской академий.

Однако, по возвращении на родину архитектора начали преследовать неудачи, которые были связаны с завистью академических верхов. Затем Екатерина II дважды прерывала осуществление его главнейших проектов. Самое замечательное детище Баженова - проект Кремлевского дворца в Москве. По идейно-образному размаху, по новизне и смелости задач этот проект не знает себе равных. Даже в модели архитектура исполнена великолепия. Грандиозные по протяженности фасады,то идущие по прямой, то прихотливо огибающие кремлевский холм, великолепные колоннады, таинственные переходы, вызывающие в памяти архитектурные фантазии 18-го века - все это поражает воображение. Проект Баженова был утвержден. В торжественной обстановке отпраздновали закладку дворца, начали подготовительные работы. Однако, вслед за тем дело замедлилось и вскоре было прекращено. Причина была в том, что поднялась Крестьянская война под предводительством Пугачева и Екатерине стало не до блистательного замысла Баженова

Дом Пашкова

Ворота Хлебного дома в Царицыне. Псевдоготика. Архитектор В.Баженов.

Баженов создает свой вариант распространившегося на западе течения в архитектуре — псевдоготика. Псевдоготика — ложная готика. направление в архитектуре 18-19 веков, возрождавшее архитектурные формы готики. Баженов по-своему интерпретировал этот стиль, максимально приблизив его к классицизму. Примером такого стиля являются Ворота Хлебного дома в Царицыне.

Сенат. Архитектор М.Казаков. Классицизм.

Матвей Федорович Казаков. Один из основоположников классицизма в России. Учился у Ухтомского, благодаря чему стал наиболее ярким выразителем московской школы. Он построил в Москве так много зданий, что возник термин «казаковская Москва». Он построил в Московском Кремле здание Сената, огромный купол которого играет важную роль в ансамбле Красной площади. Затем он построил Колонный зал, позднее- дом Союзов. Строит множество богатых частных домов. Например, дом Барышникова. Казаковым построено старое здание Московского университета (сгорело в 1812 году, перестроено архитектором Жилярди).

М.Казаков. Дом Барышникова. Классицизм

М. Казаков. Колонный зал. Классицизм.

Колонный зал. Интерьер.

Московский университет. Архитектор Д.Жилярди . Классицизм.

Дмитрий Иванович Жилярди. Сын итальянского архитектора, приехавшего работать в Россию. Д.И.Жилярди считался лучшим мастером московского ампира. Восстановление погоревшего здания Московского университета было его первой работой. От Казакова остался только план постройки, все остальное было создано Жилярди в два года. Внутри здания особенно хорош купольный актовый зал, украшенный фресками. Снаружи барельеф в виде львиных масок, медальонов с факелами, венков и пр., — это все характерно для декоративных украшений московского ампира. Чугунные ворота и решетка в том же стиле дополняют величественную красоту старинного храма науки. В Москве находится много частных зданий, построенных Жилярди.

В.Стасов. Провиантские склады. Классицизм.

Василий Петрович Стасов. Им построено и перестроено много зданий в стиле ампира -казенных, городских и частных, как в Москве, так и в Петербурге и его окрестностях. Суровым величием веет от Провиантских складов, построенным Стасовым в Москве. В этом огромном сооружении зодчий создал первоклассный архитектурный памятник - наиболее яркое и своеобразное произведение времени московского ампира. Внешний эффект достигается здесь гладью стен и введением чугунных деталей — двери, стрелообразные решетки на окнах, массивные ограды и ворота, украшенные традиционной военной символикой.

А.Григорьев. Церковь Большого Вознесения у Никитских ворот.

Афанасий Григорьевич Григорьев. Своими познаниями в архитектурном искусстве обязан семье Жилярди, а позднее — Джакомо Кваренги. Однако, в своих работах проявлял себя последователем Казакова. Многие здания строил вместе с Жилярди. К крупным его постройкам относится дворец великого князя Михаила Павловича, не сохранившийся ныне. Он построил также прекрасную церковь Большого Вознесения у Никитских ворот в стиле ампира. Хотя архитектурное наследие Григорьева до сих пор еще не выяснено полностью, все-таки то, что известно , свидетельствует о его таланте.

О.Бове. Большой театр. Классицизм.

Осип Иванович Бове. Ему принадлежит ведущая роль в градостроительных мероприятиях Москвы, особенно в центральном районе города. По его проекту реконструируется Красная площадь. Бове большой мастер ампира. Принимал активное участие в востановлении Москвы после Отечественной войны 1812 года. Он перестроил много общественных построек. Но наиболее монументальная постройка Бове — здание Большого театра. Это здание было самым крупным театральным сооружением в России и оно должно было, по мысли зодчего, служить центром обширного архитектурного ансамбля на Театральной площади. В истории дореволюционной Москвы — это первая и единственная попытка создать архитектурный ансамбль в городе. Центральная часть здания театра украшают колонны, а портик увенчивает колесница Аполлона — все это придает зданию величественность, элегантность.

Большой театр. Интерьер.

Большой театр ночью.


http://cvetamira.ru/russkoe-barokko-i-klassicizm-v-arhitekture-moskvy-18-nachalo-19-go-veka

Архитектура Павловска - классицизм 18 век.

Павловский дворец. Камерон.

ДВОРЦОВО - ПАРКОВЫЙ АНСАМБЛЬ. Чарльз Камерон, Винченцо Бренна, Андрей Воронихин. Павловск, пригород Петербурга, — это дворцово-парковый ансамбль, неповторимый по своей красоте. Парк связан с дворцом воедино, органично связано с дворцом и парком и все убранство дворца.

Дворцово-парковый ансамбль. Классицизм.

Павловский дворец

Один из залов, с великолепным узорчатым паркетом, скульптурами.


Павловск строился в три этапа. Был он построен за два последних десятилетия 18 века императрицей Екатериной специально для Павла I. Здесь господствовал единый стиль —классицизм, хотя и строили его разные зодчие. Основателем Павловска стал Чарльз Камерон. Неброская, сдержанная русская природа захватила Камерона. Парк и дворец, по мысли архитектора, должны были составлять единое целое, своего рода живой организм. Для этого их предстояло связать тысячью невидимых нитей: деревья, поляны, дорожки будущего парка нужно было соединить с камнем, бронзой, фарфором, тканями, мебелью будущего дворца. А это было не очень легко. Одновременно со строительством дворца в парке воздвигались павильоны, колоннады, беседки. Некоторые из них украшали статуи, скульптурные группы, ансамбли.

Колоннада Аполлона.

Скульптунная композиция «Три грации»

Зал, украшенный полуколоннами из природного камня, богатой лепниной, роскошными люстрами.


Спустя 10 лет Камерон был Екатериной отстранен и его сменяет итальянский архитектор Винченцо Бренна. Начался второй этап строительства Павловска. Залы, украшенные Бренной, были нарочито парадны, торжественны. Он повсюду вводит военную символику: щиты, каски, знамена. Однако, Бренна старался не нарушать целостности, гармонии, заложенной Камероном.

Пилястровый кабинет


Пилястры — это прямоугольные выступы на глади стены, они украшают архитектуру здания.

Итерьер


Новый, третий этап в развитии Павловска связан с именем замечательного русского зодчего Андрея Никифоровича Воронихина. Его пригласили восстановить Павловский дворец, сильно пострадавший от пожара в 1803 году. Но, занимаясь реставрацией, Воронихин и сам творил. На первом этаже он создает кабинет «Фонарик», предназначавшийся для библиотеки. Здесь нет окон. Застеклена вся внешняя стена от потолка до пола. Почти физически ощущаешь, как парк проникает внутрь дворца через широкое пространство. Кажется, будто паркет кабинета незримо переходит в песок дорожки парка.

Кабинет «Фонарик»

Кабинет «Фонарик»


Следует заметить, что в третьем этапе строительства парка принимал участие и Карл Росси, который построил там библиотеку.

Библиотека. Карл Росси.

Картинный зал

Русский классицизм. Архитектура 18 века

Шедевры классицизма в архитектуре России

Шедевры классицизма в архитектуре России

Шедевры классицизма в архитектуре России  Наиболее ярко проявился классицизм в произведениях архитектуры, ориентированных на лучшие достижения античной культуры- греческую ордерную систему , строгую симметрию, четкую соразмерность частей композиции и их подчиненность общему замыслу.
  • Наиболее ярко проявился классицизм в произведениях архитектуры, ориентированных на лучшие достижения античной культуры- греческую ордерную систему , строгую симметрию, четкую соразмерность частей композиции и их подчиненность общему замыслу.
Наиболее ярко проявился классицизм в произведениях архитектуры, ориентированных на лучшие достижения античной культуры- греческую ордерную систему , строгую симметрию, четкую соразмерность частей композиции и их подчиненность общему замыслу. Портик в архитектуре — это выступающая часть строения, образованная такими несущими элементами, поддерживающими перекрытия, как колонны, арки.

Портик в архитектуре — это выступающая часть строения, образованная такими несущими элементами, поддерживающими перекрытия, как колонны, арки.

Портик в архитектуре — это выступающая часть строения, образованная такими несущими элементами, поддерживающими перекрытия, как колонны, арки. колонны

колонны

рельеф лепных украшений — масок, венков, фризов

рельеф лепных украшений — масок, венков, фризов

Статуи в архитектуре классицизма

Статуи в архитектуре классицизма

Рото́нда — цилиндрическая постройка, обычно увенчанная куполом. По окружности ротонды часто расположены колонны.

Рото́нда — цилиндрическая постройка, обычно увенчанная куполом. По окружности ротонды часто расположены колонны.

В 1783—1791 годы «рачением» московского 1-й гильдии купца Афанасия Ивановича Долгова к постройке 1685 года были пристроены трапезная с престолами Варлаама Хутынского и иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», а также трёхъярусная колокольня. Их проект в стиле классицизма был выполнен архитектором В. И. Баженовым, зятем А. И. Долгова. В 1812 году храм пострадал от пожара. В 1823—1836 годах старая церковь XVII века была заменена ротондой с повышенным куполом, — по проекту архитектора О. И. Бове (в 1834—1836 годах осуществлял его брат М. И. Бове)

В 1783—1791 годы «рачением» московского 1-й гильдии купца Афанасия Ивановича Долгова к постройке 1685 года были пристроены трапезная с престолами Варлаама Хутынского и иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», а также трёхъярусная колокольня. Их проект в стиле классицизма был выполнен архитектором В. И. Баженовым, зятем А. И. Долгова. В 1812 году храм пострадал от пожара. В 1823—1836 годах старая церковь XVII века была заменена ротондой с повышенным куполом, — по проекту архитектора О. И. Бове (в 1834—1836 годах осуществлял его брат М. И. Бове)

В 1783—1791 годы «рачением» московского 1-й гильдии купца Афанасия Ивановича Долгова к постройке 1685 года были пристроены трапезная с престолами Варлаама Хутынского и иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», а также трёхъярусная колокольня. Их проект в стиле классицизма был выполнен архитектором В. И. Баженовым, зятем А. И. Долгова. В 1812 году храм пострадал от пожара. В 1823—1836 годах старая церковь XVII века была заменена ротондой с повышенным куполом, — по проекту архитектора О. И. Бове (в 1834—1836 годах осуществлял его брат М. И. Бове) В 1783—1791 годы «рачением» московского 1-й гильдии купца Афанасия Ивановича Долгова к постройке 1685 года были пристроены трапезная с престолами Варлаама Хутынского и иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», а также трёхъярусная колокольня. Их проект в стиле классицизма был выполнен архитектором В. И. Баженовым, зятем А. И. Долгова. В 1812 году храм пострадал от пожара. В 1823—1836 годах старая церковь XVII века была заменена ротондой с повышенным куполом, — по проекту архитектора О. И. Бове (в 1834—1836 годах осуществлял его брат М. И. Бове) В 1783—1791 годы «рачением» московского 1-й гильдии купца Афанасия Ивановича Долгова к постройке 1685 года были пристроены трапезная с престолами Варлаама Хутынского и иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», а также трёхъярусная колокольня. Их проект в стиле классицизма был выполнен архитектором В. И. Баженовым, зятем А. И. Долгова. В 1812 году храм пострадал от пожара. В 1823—1836 годах старая церковь XVII века была заменена ротондой с повышенным куполом, — по проекту архитектора О. И. Бове (в 1834—1836 годах осуществлял его брат М. И. Бове) К лассицизм в архитектуре России В 60-ые годы 18 века Россия, подобно другим странам Европы, ступила на последовательный путь смены стилей и направлений в искусстве. На смену пышному барокко пришел строгий и рациональный стиль классицизм. К этому времени в русском обществе сложились основные черты мировоззрения, способствующие развитию данного стиля: рационалистическая философия, идея разумной организации мира, интерес к античности.

К лассицизм в архитектуре России

  • В 60-ые годы 18 века Россия, подобно другим странам Европы, ступила на последовательный путь смены стилей и направлений в искусстве. На смену пышному барокко пришел строгий и рациональный стиль классицизм. К этому времени в русском обществе сложились основные черты мировоззрения, способствующие развитию данного стиля: рационалистическая философия, идея разумной организации мира, интерес к античности.
Периодизация русского классицизма .   1.Последняя треть 18 века - ранний классицизм  2.Начало 19-века высокий классицизм  3. Классицизм первой трети 19 века - поздний классицизм

Периодизация

русского классицизма .

  •   1.Последняя треть 18 века - ранний классицизм
  • 2.Начало 19-века высокий классицизм
  • 3. Классицизм первой трети 19 века - поздний классицизм
Основоположники  русского классицизма:    . В. И. Баженов (1738 - 1799)    М.Ф. Казаков (1738 - 1812)    И.Е. Старов (1748 - 1808)

Основоположники русского классицизма:   .

  • В. И. Баженов (1738 - 1799) 
  • М.Ф. Казаков (1738 - 1812) 
  • И.Е. Старов (1748 - 1808)

Самое знаменитое сооружение Баженова – дом Пашкова в Москве на Ваганьковском холме

Пашков дом был построен в 1784—1786 годах по заказу капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова[1], сына денщика Петра I

Самое знаменитое сооружение Баженова – дом Пашкова в Москве на Ваганьковском холме против Кремля (1784 – 1786) Поразительное по мощи, оригинальности, совершенству исполнения это здание является истинным украшением Москвы. Фасадом оно обращено к улице, находилось в глубине на холме и было отделено от улицы небольшим садом (это было совершенно новое решение). Вход и двор дома находятся с обратной стороны и открываются торжественными воротами. Замечательны баллюстрада с вазами, орнамент, пилястры ордерной системы, руст с арками цокольного этажа. Прекрасен богато декорированный круглый купол с парными колоннами. В архитектуре боковых флигелей видно влияние античной традиции: они решены как портик с фронтоном.    Разнообразны ордерные решения разных этажей, флигелей и главного корпуса. Переплетение барочной живописности и классицистической строгости делает это здание неповторимо красивым. Другие строения Баженова: церковь в селе Стоянове и в селе Быкове, в селах Виноградове, Михалкове. Замечателен дом Юшкова на углу Мясницкой улицы в Москве : оригинальна его полукруглая ротонда, выходящая на улицу. В 19 в. этом здании будет расположено Училище живописи, ваяния и зодчества , которое окажет огромное влияние на русское искусство. Павел Первый нашел отставленного от дел зодчего, и Баженов принял участие в работе над Михайловским замком в Петербурге. Он спроектировал въездные флигели со стороны Садовой улицы. Павел дал зодчему имение Глазово под Павловском, где архитектор и скончался в год рождения Пушкина. Могила его затерялась.

Бельведер-круглая надстройка в виде павильона или беседки Этот дворец относится к вершинам московского классицизма. Он был воздвигнут на склоне холма напротив Кремля. Баженов стремился увязать здание с окружающей местностью. Зодчий применил непривычную для московской классицистической архитектуры схему. Вход во дворец расположен со стороны двора, а к саду обращен главный фасад. Центр дома соединен одноэтажными галереями с двухэтажными боковыми корпусами.

Бельведер-круглая надстройка в виде павильона или беседки

Этот дворец относится к вершинам московского классицизма. Он был воздвигнут на склоне холма напротив Кремля. Баженов стремился увязать здание с окружающей местностью. Зодчий применил непривычную для московской классицистической архитектуры схему. Вход во дворец расположен со стороны двора, а к саду обращен главный фасад. Центр дома соединен одноэтажными галереями с двухэтажными боковыми корпусами.

Дворцовый ансамбль в Царицыно 1775-1785 гг В. И. Баженов Москва

Дворцовый ансамбль в Царицыно 1775-1785 гг В. И. Баженов Москва

Дворцовый ансамбль в Царицыно 1775-1785 гг В. И. Баженов Москва Дворцовый ансамбль в Царицыно 1775-1785 гг В. И. Баженов Москва

Сенатский дворец

Здание Сената было построено по проекту архитектора М.Ф.Казакова в 1776-1787 гг.

Сена́тский дворе́ц — здание на территории Московского Кремля , построенное по проекту русского архитектора Матвея Казакова в 17761787 годах. Дворец выполнен по заказу императрицы Екатерины Великой в характерном для того времени неоклассическом стиле . По первоначальной задумке здание должно было служить резиденцией высшего органа государственной власти Российской империиПравительствующего сената , откуда и получило своё название. За время своего существования его стены увидели немало государственных деятелей и вмещали различные органы государственной власти. В XIX веке дворец нарекли «зданием присутственных мест» (так в ту пору назывались здания, вмещавшие органы административного управления и местные суды), при советской власти в дворце располагался кабинет В. И. Ленина , позднее он становится «зданием Совета министров СССР ». В наше время Сенатский дворец является рабочей резиденцией президента Российской Федерации .

Находится на территории Московского Кремля

Голицынская   больница  — одно из лучших поздних творений  М.Ф.Казакова . Москва Голицынская больница была построена на средства, которые были завещаны князем Дмитрием Михайловичем Голицыным (1721—1793) «на устройство в столичном городе Москве учреждения Богу угодного и людям полезного». Голицынская больница была построена по проекту архитектора  Матвея Фёдоровича Казакова  ( 1738 — 1812 ) на средства, которые были завещены  князем   Дмитрием Михайловичем Голицыным  ( 1721 — 1793 ) «на устройство в столичном городе Москве учреждения Богу угодного и людям полезного». При разработке проекта Казаковым был использован принцип  городской усадьбы [1] . Непосредственно руководством строительства занимался двоюродный брат князя  действительный тайный советник , обер -камергер   Александр Михайлович Голицын  ( 1723 — 1807 ).

Голицынская   больница  — одно из лучших поздних творений  М.Ф.Казакова . Москва

  • Голицынская больница была построена на средства, которые были завещаны князем Дмитрием Михайловичем Голицыным (1721—1793) «на устройство в столичном городе Москве учреждения Богу угодного и людям полезного».

Голицынская больница была построена по проекту архитектора  Матвея Фёдоровича Казакова  ( 1738 — 1812 ) на средства, которые были завещены  князем   Дмитрием Михайловичем Голицыным  ( 1721 — 1793 ) «на устройство в столичном городе Москве учреждения Богу угодного и людям полезного». При разработке проекта Казаковым был использован принцип  городской усадьбы [1] . Непосредственно руководством строительства занимался двоюродный брат князя  действительный тайный советник , обер -камергер   Александр Михайлович Голицын  ( 1723 — 1807 ).

Петровский дворец 1775-1782 гг М. Ф. Казаков

Петровский дворец 1775-1782 гг М. Ф. Казаков

Петровский дворец 1775-1782 гг М. Ф. Казаков Петровский дворец 1775-1782 гг М. Ф. Казаков Московский университет  Год создания  1786—1793 М.Ф. Казаков

Московский университет Год создания 1786—1793 М.Ф. Казаков

  Таврический дворец . Санкт-Петербург.  Иван Старов загородная резиденция князя Г. А. Потемкина-Таврического Таврический дворец, творение выдающегося русского зодчего Ивана Егоровича Старова (1745— 1808), задуманный как загородная резиденция князя Г. А. Потемкина-Таврического, стал не только одним из самых совершенных дворцовых строений конца XVIII века, но и своеобразным памятником, в архитектурном образе и торжественном названии которого увековечена победа русского оружия в борьбе за выход к Черному морю. Возведенный в 1783—1791 годах на левом берегу Невы, сразу за ее излучиной, дворец подчеркнул один из выразительнейших отрезков водной магистрали столицы. Монументальная строгость и удивительная пластическая пропорциональность Таврического дворца на долгое время определили его уникальную роль в системе панорам Невских берегов. С суровой красотой фасадов контрастирует богатое убранство интерьеров. 

  Таврический дворец . Санкт-Петербург. Иван Старов

загородная резиденция князя Г. А. Потемкина-Таврического

Таврический дворец, творение выдающегося русского зодчего Ивана Егоровича Старова (1745— 1808), задуманный как загородная резиденция князя Г. А. Потемкина-Таврического, стал не только одним из самых совершенных дворцовых строений конца XVIII века, но и своеобразным памятником, в архитектурном образе и торжественном названии которого увековечена победа русского оружия в борьбе за выход к Черному морю. Возведенный в 1783—1791 годах на левом берегу Невы, сразу за ее излучиной, дворец подчеркнул один из выразительнейших отрезков водной магистрали столицы. Монументальная строгость и удивительная пластическая пропорциональность Таврического дворца на долгое время определили его уникальную роль в системе панорам Невских берегов. С суровой красотой фасадов контрастирует богатое убранство интерьеров. 

  Таврический дворец . Санкт-Петербург.  Иван Старов загородная резиденция князя Г. А. Потемкина-Таврического Таврический дворец, творение выдающегося русского зодчего Ивана Егоровича Старова (1745— 1808), задуманный как загородная резиденция князя Г. А. Потемкина-Таврического, стал не только одним из самых совершенных дворцовых строений конца XVIII века, но и своеобразным памятником, в архитектурном образе и торжественном названии которого увековечена победа русского оружия в борьбе за выход к Черному морю. Возведенный в 1783—1791 годах на левом берегу Невы, сразу за ее излучиной, дворец подчеркнул один из выразительнейших отрезков водной магистрали столицы. Монументальная строгость и удивительная пластическая пропорциональность Таврического дворца на долгое время определили его уникальную роль в системе панорам Невских берегов. С суровой красотой фасадов контрастирует богатое убранство интерьеров.   Академия Художеств в Петербурге (1764 - 1788) В плане - четкий квадрат с вписанным в него кругом - двором для прогулок. Внешне объем вытянут и спокоен. Очень небольшой купол, углубленный в основание. Четыре этажа сгруппированы попарно: 1 и 2 - тяжелые, 3 и 4 - облегченные. Интересна средняя часть, напоминающая времена барокко: выпуклые и вогнутые элементы, колонны и статуи. Но на самом фасаде колонны заменяются пилястрами, а сами колонны, еще не собраны в шести и восьмиколонные портики с фронтоном, а рассредоточены по всему фасаду.  Академия занимает целый квартал набережной на Васильевском острове.

Академия Художеств в Петербурге (1764 - 1788)

В плане - четкий квадрат с вписанным в него кругом - двором для прогулок.

Внешне объем вытянут и спокоен. Очень небольшой купол, углубленный в основание. Четыре этажа сгруппированы попарно: 1 и 2 - тяжелые, 3 и 4 - облегченные. Интересна средняя часть, напоминающая времена барокко: выпуклые и вогнутые элементы, колонны и статуи. Но на самом фасаде колонны заменяются пилястрами, а сами колонны, еще не собраны в шести и восьмиколонные портики с фронтоном, а рассредоточены по всему фасаду. 

  • Академия занимает целый квартал набережной на Васильевском острове.
Здание Сената и Синода     — памятник архитектуры Санкт-Петербурга.  Первоначально было построено для двух государственных органов управления  Российской империи :  Сената  и  Святейшего Правительствующего Синода . Последний крупный проект архитектора Карла Росси . С 1925 до 2006 года в помещениях находился  Российский государственный исторический архив [1] . В одном крыле здания с мая 2008 года размещаются основные подразделения  Конституционного Суда Российской Федерации . В другом крыле здания с мая 2009 размещается  Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина . Имя автора проекта перестройки здания остается неизвестным. Судя по сохранившемуся в собрании музея Академии художеств чертежу западного фасада здания, проект был разработан архитектором  И. Е. Старовым.

Здание Сената и Синода    — памятник архитектуры Санкт-Петербурга. 

Первоначально было построено для двух государственных органов управления  Российской империи :  Сената  и  Святейшего Правительствующего Синода . Последний крупный проект архитектора Карла Росси .

С 1925 до 2006 года в помещениях находился  Российский государственный исторический архив [1] . В одном крыле здания с мая 2008 года размещаются основные подразделения  Конституционного Суда Российской Федерации . В другом крыле здания с мая 2009 размещается  Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина .

Имя автора проекта перестройки здания остается неизвестным. Судя по сохранившемуся в собрании музея Академии художеств чертежу западного фасада здания, проект был разработан архитектором 

И. Е. Старовым.

Арка, соединяющая Сенат и Синод. Ночная подсветка. Вид с Васильевского острова.

Арка, соединяющая Сенат и Синод.

Ночная подсветка. Вид с Васильевского острова.

А.Захаров. Адмиралтейство (начало 19 в .)

А.Захаров. Адмиралтейство (начало 19 в .)

Здание Двенадцати коллегий — здание на Университетской набережной Васильевского острова в Санкт-Петербурге, выстроенное в 1722—1742 гг. для размещения петровских коллегий. Общий проект составил Доменико Трезини

Здание Двенадцати коллегий — здание на Университетской набережной Васильевского острова в Санкт-Петербурге, выстроенное в 1722—1742 гг. для размещения петровских коллегий. Общий проект составил Доменико Трезини

Смо́льный институт благородных девиц Санкт-Петербурга — первое в России женское учебное заведение, положившее начало женскому образованию в стране. В 1806 году для института по проекту архитектора Джакомо Кваренги было построено специальное здание.

Смо́льный институт благородных девиц Санкт-Петербурга — первое в России женское учебное заведение, положившее начало женскому образованию в стране. В 1806 году для института по проекту архитектора Джакомо Кваренги было построено специальное здание.

Мраморный дворец — первое здание в Петербурге, фасады которого облицованы естественным камнем. Архитектор А. Ринальди при строительстве использовал различные сорта мрамора 1768—1785 годы

Мраморный дворец — первое здание в Петербурге, фасады которого облицованы естественным камнем. Архитектор А. Ринальди при строительстве использовал различные сорта мрамора 1768—1785 годы

About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *