Классицизм основные черты в живописи: Классицизм — Википедия – что это такое, основные черты представителей эпохи, особенности в архитектуре, литературе, жанры, признаки позднего

Классицизм в живописи - Эпоха Романтизма

Никола Пуссен. Царство Флоры. 1630-1631

Стиль классицизм начал развиваться во Франции с 17 по 19 век. В пер. с лат. означает «образцовый». Этот смысл полностью определяет стилистику живописного стиля – созвучие, желание безупречности, согласие с определенными правилами.

 

Это живописное направление стало абсолютной противоположностью барокко. Оно обусловлено гармонией и осознанием. Основной чертой стиля являются античные нормы прекрасного и желание идеала, присущие Возрождению.

 

Во время власти классицизма образуется конкретная иерархия жанров. Высокому жанру живописи соответствует исторический, религиозный и мифологический. К Низкому жанру относятся портрет, натюрморт и пейзаж. Они причисляются к бытовому жанру, и являются менее значительными.

 

Совмещение жанров в период господства классицизма не допускалось. В художественном искусстве имеются обязательные для исполнения каноны, которые обязывают точное разделение фигур, недоступность аллегории, а так же аллегоричности.

 

Несмотря на явную консервативность направления, стиль послужил началом немаленькому количеству художественных традиций. К ним относятся – законченность композиции, согласованные формы, сообразная передача форм.

Классические живописцы создали свое личное чувство цвета. На переднем плане постоянно преобладал коричневый цвет, на среднем – зеленый, а на дальнем плане голубой цвет. Это создавало картинам дополнительную объемность, и это впечатление отлично добавляла игра светотеней.

 

Художники во время господства классицизма стремились в своих работах показать созвучие и гармонию, а так же к идеализированию и создание прекрасного. Красочные чувства и эмоции считали неуместными и даже уродливыми. Сюжет картины должен был призвать зрителя к величию разума над чувствами и эмоциями, а также пропаганда порядка во всех сферах жизни.

 

Его развитие обусловило творчество французских мастеров, а также открытию в стране Королевских академий. В академиях учащиеся получали знания по архитектуре, скульптуре и живописи. Позже этот стиль распространился во всех странах Европы. Огромное значение это направление заняло в художественном творчестве живописцев из России.

 

Классицизм в живописи. Российские художники этой эпохи

Художественный стиль в искусстве Европы 17 – 19 вв., важнейшей чертой которого было глубокое обращение к античному искусству как к идеалу, эталону, - классицизм. В живописи, как и в скульптуре, архитектуре и других видах творчества, продолжались традиции Возрождения – вера в силу человеческого разума, преклонение перед идеалами меры и гармонии античного мира.

классицизм в живописиТенденции классицизма появились в Италии в конце 16-го века. Общеевропейский стиль начал формироваться в лоне художественной культуры Франции. Эстетической ценностью этой эпохи обладает лишь неподвластное времени, непреходящее. Огромное значение придавалось воспитательной и общественной функции искусства. Поэтому классицизм в живописи выдвигает новейшие этические нормы, что формирует образы его героев: подчинение общему личного, страстей – разуму, долгу, верховным интересам общественности, законам мироздания, стойкость перед превратностями бытия и жестокостью судьбы. Ориентация на непреходящие образы, на разумное начало определила регламентацию художественных законов, нормативность требований классической эстетики, строгую иерархию существующих жанров – от «низких» (портрет, пейзаж, натюрморт) до «высоких» (мифологический, исторический, религиозный). Каждый жанр выдвигал содержательные строгие границы и формальные четкие признаки.

Первым классицизм в живопись ввел француз Н. Пуссен, он и является его основоположником. Картины художника – «Смерть Германика», «Ринальдо и Армида», «Аркадские пастухи», «Нахождение Моисея» и т.д. Все они отмечены гармоничностью ритмического колорита и строя, возвышенностью этически-философского содержания.

классицизм в русской живописиКлассицизм в русской живописи выражался утверждением красоты индивидуального, неповторимого, необычного. Наивысшее достижение данной эпохи именно в живописи не историческая тематика, а портрет (А.Антропов, А.Агрунов, Ф.Рокотов, Д.Левицкий, В.Боровиковский, О.Кипренский). Русский классицизм в живописи 19-го века занимает почетное место, поскольку имеет свои открытия и особенности. О.Кипренский, например, открыл не только новые человеческие качества, но и новейшие возможности живописи. Все его портреты разные: каждый имеет свой оригинальный живописный строй. Некоторые построены на живописном контрасте тени и света. В других же проявляется тонкая градация схожих, близких цветов.

Русский классицизм в живописи обязательно ассоциируется с бесценными полотнами Брюллова. Они отличаются сплавом академического классицизма и романтизма, новизной сюжетов, театральной эффектностью пластики и освещения, сложностью композиции. А.Иванов сумел преодолеть много шаблонов, свойственных академической технике и придал своим работам характер жертвенных суждений идеям.

русский классицизм в живописи

Классицизм в живописи России также продвигали такие известные художники: И.Репин, И.Суриков, В.Серов, И.Шишкин, А.Саврасов, И.Левитан. Все они по отдельности сделали много для искусства своей страны, а вместе взяты – для культуры целого мира.

Что такое классицизм: взгляд в историю

 

Классицизм – это эстетическое и художественное направление в искусстве Европы 17-19 вв. Этот период явил миру много талантливых авторов, которые внесли значительный вклад в развитие искусства: литературу, живопись, скульптуру, музыку и архитектуру. Впервые тенденции классицизма появились во Франции, когда возобновился интерес людей к античным временам и идеалам того времени.

Черты классицизма

Основные черты этого направления берут свое начало в античности. Мышление авторов было художественно направленным и имело тенденцию к ясному, целостному выражению, а также простоте изобразительных средств, уравновешенности и логичности высказываний. Поэтому, можно сказать, что мышление человека эпохи классицизма –рационально-идеализированное.

Если говорить о том, что классицизм родственен античности, то важно отметить, что их сходство заключалось в форме, которая, впрочем, могла и не отвечать тем стандартам, которые были приняты в античном мире. Классицистическое искусство отличает от других в первую очередь уважение давних ценностей и способность их отобразить даже тогда, когда они неактуальны.

Характерная черта классицизма – онтологическое понимание красоты. Здесь она вне времени, и поэтому вечна, и также большое внимание уделено законам гармонии.

Психологически классицизм объясняется тем, что в сложные исторические периоды, являющиеся переходными и несущими массу нового, человек стремится обратиться к тому, что неизменно: например, к прошлому. В этом он находит опору: древние греки являются примером рационализма в мышлении, они дали человечеству завершенные представления о пространстве и времени, и многих других явлениях в жизни, причем сделали это в простой и доступной форме. Сложные и витиеватые мысли и такое же их оформление не означают ясности и конкретности, которые требовались человечеству в резко изменяющемся мире. Поэтому античность сыграла немаловажную роль в формировании классицизма.

Идеи классицизма романтичны, поэтому многие придерживаются мнения, что они неразделимы. И все же в них есть значительные отличия: романтизм более оторван от реальности в своих идеалах и способах их отображения, чем классицизм.

Что такое классицизм? Это попытался объяснить В. Татаркевич с помощью нескольких принципов, которые, в свою очередь, были изначально изложены теоретиком Л. Б. Альберти:

  1. Красота – объективное свойство реальных предметов.
  2. Красота – это порядок, правильная композиция, которая оценивается разумом.
  3. Поскольку искусство пользуется наукой, то значит, оно должно обладать рациональной дисциплиной.
  4. Образ, созданный в направлении классицизма, может быть реальным, но изображенным согласно образцу античности.

Что такое классицизм в живописи

Основная черта этого направления в художественном творчестве проявляется в отношении художника к произведению: его чувства, выражаемые с помощью живописи, подчинены эстетическим нормам и логике.

Среди ярких представителей можно выделить работы Н. Пруссена, который писал картины с мифологической тематикой. Особое внимание в них привлекает точная геометрическая композиция и продуманное сочетание цветов. Также и К. Лоррен: хоть тематика его картин и отличается от работ Н. Пруссена (пейзажи окрестностей города), но рационализм в исполнении также выдержан: он гармонизировал их с помощью света заходящего солнца.

Что такое классицизм в скульптуре и архитектуре

Поскольку в классицизме в качестве образца выступали античные работы, то при скульптурировании авторы сталкивались с противоречием: в Древней Греции модели изображались нагими, но теперь это было аморальным. Деятели искусства вышли из положения хитрым путем: они изображали реальных людей в образе античных богов. Во время правления Наполеона скульпторы начали мастерить модели, на которых надеты тоги.

Классицизм в России зародился гораздо позже, но, тем не менее, это не помешало появиться в этой стране талантливым авторам, которые творили сообразно его идеям: Борис Орловский, Федот Шубин, Иван Мартос, Михаил Козловский.

В архитектуре также стремились к воссозданию форм, присущих античности. Простота, строгость, монументальность и логическая ясность – основные черты.

Что такое классицизм в литературе

Основное достижение классицизма в том, что литературные жанры были поделены на иерархические группы: среди них отличали высокие (эпопея, трагедия, ода) и низкие (басня, комедия и сатира).

В литературе выдвигалось строгое требование к соблюдению жанровых признаков в произведении.

 

Неоклассицизм как направление в искусстве. Картины, художники, история течения.

Неоклассицизм, как считают некоторые искусствоведы, зародился во второй половине 18 века. Художники, вдохновленные творчеством Рафаэля, открытием «настоящей» античного искусства при раскопках Помпей, дали второе дыхание классицизму.

Неоклассицизм, как считают некоторые искусствоведы, зародился во второй половине 18 века. Художники, вдохновленные творчеством Рафаэля, открытием «настоящей» античного искусства при раскопках Помпей, дали второе дыхание классицизму.

Жак-Луи-Давид. Смерть Марата. Стиль картины - Неоклассицизм.Жак-Луи-Давид. "Смерть Марата"

Наиболее значимым представителем неоклассицизма был Жак-Луи-Давид, его художественный талант помог сохранить для потомков идеалы Французской революции («Смерть Марата»).
В 19 века классицизм был основным художественным течением в живописи, основным столпами поддерживающие это направление и продвигающего его среди художников были многочисленные художественные академии и школы. Знаменитыми представителями классицизма были такие художник как Ф. Ходлер, П. Пюви де Шаванн, М. Дени, Л. С. Бакст, В. А. Серов.

Особенности и черты неоклассицизма

В противовес легкомысленному и чувственному рококо художники, такие как Жан-Оноре Фрагонар и Франсуа Буше, считали, что живопись должна быть реалистичной и строгой. Неоклассизим проповедует рациональность, умеренность и академичность, а не чувственность и эмоциональность.

В неоклассицизме художники, такие как Жак-Луи Давид, предпочитают реалистичную  форму, четкую прорисовку деталей и правдоподобную передачу света и тени. Поверхность картины должна выглядеть идеально гладкой, никаких мазков не должны быть видны глазу зрителя.

Франция была на грани первой революции в 1789 году, и художники своим творчеством хотели призвать общество к разумности и сдержанности. Государственность, долг гражданина перед обществом и страной, величие республиканского Рима – вот сюжеты, которые нашли отражение в работах многих художников того времени.

Ангелика Кауфман, "Венера уговаривает Елену любить Париса"Ангелика Кауфман, "Венера уговаривает Елену любить Париса"

Неоклассицизм был дитем века разума (Просвещения), когда философы считали, что мы будем в состоянии контролировать наши судьбы изучая и следуя законам природы. Таким образом, неоклассицизм продолжил связь с классической традицией, потому что это означало умеренность и рациональное мышление, но в новой и более политизированной манере. (“Нео” означает “новый”, а в случае искусства, это означает уже существующий стиль, но со своими особенностями и индивидуальными чертами.) Для неоклассицизма характерны ясность форм, сдержанные цвета, ограниченное пространство, сильные горизонтали и вертикали и классическая тема для композиции.

Но искусство не монолитно и на смену некогда популярным и актуальным течениям приходят новые, олицетворением которых являются молодые и бескомпромиссные художники. В середине 19 века против закостенелости академической живописи взбунтовалось молодое поколение художников, называемых в России передвижниками. В других странах Европы тоже были свои протестные движения.

В начале 20 века неоклассицизм стал сдерживать дальнейшее развития искусства, не считая нужным считаться с такими новыми течениями как сюрреализм и импрессионизм. Многие художники пытались совместить в своих работах классические приемы академической живописи и мотивы сюрреализма. В итоге в 20-х годах неоклассицизм утратил свою актуальность и популярность, уступив место новым прогрессивным художественным течениям.

Знамениые картины в стиле неоклассицизма

Антон Рафаэль Менгс и его картина Иоанн Креститель в пустыне

Антон Рафаэль Менгс и его картина Иоанн Креститель в пустынеЖан Огюст Доминик Энгр и его картина "Большая одалиска"

Жан Огюст Доминик Энгр и его картина "Большая одалиска"Анн-Луи Жироде-Триозон и ее работа "Потоп"

Анн-Луи Жироде-Триозон и ее работа "Потоп"

 

Картины от галереи Gogetart

Неправильно заданы параметры

 

 

About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *