Классицизм советский: Сталинская архитектура — Википедия – Сталинский классицизм Википедия

Советский монументальный классицизм - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

(перенаправлено с «»)
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 декабря 2018; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 декабря 2018; проверки требует 1 правка. Перейти к навигации Перейти к поиску Главный корпус МГУ показать/скрыть подробности

Ста́линская архитекту́ра— направление в архитектуре СССР с середины 1930-х до конца 1950-х годов, представляющее собой характерный узнаваемый сплав нескольких архитектурных стилей и отличающееся от предшествующих направлений в архитектуре СССР и архитектуры 1930-1950-х годов за рубежом. Пришедшая на смену рационализму и конструктивизму в период правления

Эстетика советских ДК: сталинский классицизм • Звезда

Все советские Дома и Дворцы культуры, которые сегодня можно увидеть в российских городах, за редким исключением делятся на два типа: одни исполнены в духе сталинского классицизма (канонический пример для Перми — ДК Солдатова), другие — в духе советского модернизма (вспомните, например, ДК Гагарина в Индустриальном районе). Вторые строились позже, но в итоге им повезло меньше: строгость и аскетичность их форм очень поспособствовала тому, что при реставрации многие из них оказались закрыты фальшивыми современными фасадами и утратили аутентичный вид. Впрочем, возможно, про них мы тоже напишем. Но пока в фокусе нашего внимания — Дома культуры сталинской эпохи, возведённые преимущественно в пятидесятых.

Но всё же это материал не об архитектуре — поэтому мы не будем вдаваться в тонкости определений. Стиль, о котором идёт речь, мы называем «сталинским классицизмом» скорее условно — можно говорить и о сталинской эклектике, и о «стиле триумф», и о «советском ампире» — любому жителю постсоветского пространства и так ясно, о чём идёт речь, эта архитектура по-прежнему является важной составляющей нашей среды обитания.

Однако речь пойдёт не о внешнем облике, а о внутреннем содержании этих зданий. Советский ДК утратил большую часть своих изначальных функций и растерял наполнение, но и сохранил за собой довольно многое: в некоторых районах он по-прежнему остаётся архитектурной доминантой, а для значительной части их жителей ДК по-прежнему играет важную социокультурную роль. Дети и подростки посещают кружки и секции, люди старшего поколения — мероприятия и клубы по интересам. Среда, в которую они при этом попадают, неизбежно влияет и на их эстетические установки, в том числе — на эстетику визуального восприятия. И здесь начинается совсем интересный разговор, поскольку эстетика интерьеров «сталинских» домов культуры (как и многих других бывших советских учреждений) — вещь самобытная, странная и эклектичная. Величие изначального архитектурного и дизайнерского замысла здесь часто соседствует с китчем, утилитарностью, заброшенностью и позднесоветским пафосом.

Советский ДК — это розовые тюлевые шторы, прикрывающие капители коринфского ордера, это полуиссохшая герань на перилах с балясинами, это картины безвестных соцреалистов в величественных колонных залах, и так далее, и так далее. Мы не даём никаких оценок, потому что здесь нет однозначности: в одних случаях это зрелище внушает трепет, в других — вызывает недоумение. Так или иначе, это культурный феномен, который и сегодня формирует нашу повседневность. В этом материале мы без лишних комментариев предлагаем вам совершить путешествие по пермским ДК пятидесятых и вместе с нами провести исследование этой важной части нашей визуальной культуры.

Дворец культуры имени Пушкина

Адрес: микрорайон Домостроительный, улица Щербакова, 33

Полное название: МАУ города Перми «Дворец культуры им А. С. Пушкина»

Открыт: 6 ноября 1953 года

Помимо ДК в здании: автошкола «За рулём», школа танцев «Твой стиль», федерация тхэквондо «Орлёнок», ателье, 5D-киноаттракцион

Особенности: люстры в театральном зале и фойе идентичны люстрам станции метро Комсомольская

Сайт

Фото: Иван КозловФото: Иван КозловФото: Иван КозловФото: Иван КозловФото: Иван КозловФото: Иван КозловФото: Иван КозловФото: Иван КозловФото: Иван Козлов

ДКЖ

Адрес: Локомотивная, 1

Полное название: Дом культуры железнодорожников Пермского отделения Свердловской железной дороги

Открыт: 1 мая 1956 года

Помимо ДК в здании: рекламное агентство «Банзай», клуб «Созвездие», многопрофильная компания «Древур», центр танца «Ассоль», «Волшебная комната сказок»

Особенности: работает Музей пермского отделения Свердловской железной дороги

Сайт

Фото: Иван КозловФото: Иван КозловФото: Иван КозловФото: Иван КозловФото: Иван КозловФото: Иван КозловФото: Иван КозловФото: Иван Козлов

ДК имени Чехова

Адрес: Репина, 20

Полное название: Дворец культуры им. А. П. Чехова

Открыт: 1957 год

Помимо ДК в здании: банкетный зал «Элен», суши-бар «Уми», спортивный клуб «Грация», автошкола «Старт» и другие (всего 22)

Особенности: единственный ДК с курдонёром — парадным двориком, ограниченным фасадом, правым и левым крылом здания

Сайт

Фото: Иван КозловФото: Иван КозловФото: Иван КозловФото: Иван КозловФото: Иван КозловФото: Иван КозловФото: Иван КозловФото: Иван КозловФото: Иван КозловФото: Иван КозловФото: Иван КозловФото: Иван КозловФото: Иван КозловФото: Иван КозловФото: Иван Козлов

Дворец культуры имени Ленина

Адрес: Уральская, 93

Полное название: КДЦ «Мотовилиха»

Открыт: 19 октября 1963 года

Помимо ДК в здании: кофейня «Лондон», стоматкабинет «Неодент», кабинет психолога и др. (всего 43)

Особенности: в 2005 году, после продажи здания пермскому епархиальному управлению христиан веры евангельской стал самым большим помещением в России, принадлежащим евангелистам

Сайт

Фото: Иван КозловФото: Иван КозловФото: Иван КозловФото: Иван КозловФото: Иван КозловФото: Иван КозловФото: Иван КозловФото: Иван КозловФото: Иван КозловФото: Иван КозловФото: Иван КозловФото: Иван КозловФото: Иван Козлов

Дворец культуры имени Солдатова

Адрес: Комсомольский проспект, 79

Полное название: Пермский городской дворец культуры им. А. Г. Солдатова

Открыт: июнь 1952 года (начал возводиться в 1940 году)

Помимо ДК в здании: караоке-клуб «Гусли», багетная мастерская и многочисленные базы пермских музыкальных групп

Особенности: после войны к строительству здания были привлечены немецкие военнопленные — это породило городскую легенду о бунте, в ходе которого они якобы замуровали в стене одного из надзирателей

Сайт

Фото: Иван КозловФото: Иван КозловФото: Иван КозловФото: Иван КозловФото: Иван КозловФото: Иван КозловФото: Иван КозловФото: Иван КозловФото: Иван КозловФото: Иван КозловФото: Иван КозловФото: Иван КозловФото: Иван Козлов

***

PS: А ещё в ДК Солдатова есть прекрасные потолочные фрески. Сейчас часть ДК на реставрации, но их мы вам показывали раньше в тематическом материале.

PS2: К тому же направлению можно отнести и Дом Офицеров на Сибирской. Фото его интерьера мы ранее публиковали в одной из экскурсий.

как сталинский ампир вел страну к светлому :: Впечатления :: РБК.Стиль

Архитектура партии: как сталинский ампир вел страну к светлому

© Depositphotos; итар-тасс

Автор Текст: Мария Комарова

21 июля 2015

Роскошно, богато, помпезно — не так жили граждане СССР в 30–50-х. Но так выглядели главные здания эпохи. Что обещало светлое завтра и как утопия воплотилась в архитектуре, разбирался «РБК Стиль».

 

 

 



 

Сталинский ампир был главным архитектурным
стилем с момента создания Союза архитекторов
в 1932 году и до 1954-го, когда Никита Хрущев
объявил всю сталинскую архитектуру
«преступным излишеством».

 


 

Цели искусства

 

Свобода творчества просуществовала в СССР недолго и закончилась в один день: 23 апреля 1932 года было объявлено о создании союзов творческих работников и обозначена их главная цель — борьба за коммунизм. Этим власть положила конец художественным экспериментам 1920-х и получила возможность управлять всем культурным производством в стране, в том числе архитектурным. Официальным стилем тогда стал сталинский ампир, или, как его еще называют, советский монументальный классицизм. Каждое его здание всем своим видом должно было четко говорить об образе нового мира, мобилизовать население на перестройку страны и формировать истинно советское сознание.

 

 

Культурная миссия СССР

 

Искусство должно было служить самопрезентации Советского Союза, который отныне объявлялся наследником и хранителем всей мировой культуры, а значит, мог свободно использовать любые ее элементы. Это был поворот на 180 градусов: авангард, главенствующий в 1920-х, отрицал всю историю, музеи предлагал сжечь, а все, что не горело, скидывал с корабля современности. Но Сталин считал, что конец межклассовой борьбы, а значит, и истории произошел во время победы революции. С мертвой историей бороться было не надо, зато можно было взять из нее все необходимое и использовать для построения нового мира.

 

 

 



 

«Мы, большевики, не отказываемся от
культурного наследства. Наоборот,
мы критически осваиваем культурное
наследство всех народов, всех эпох,
для того чтобы отобрать из него все то,
что может вдохновлять трудящихся советского
общества на великие дела в труде,
науке и культуре».
Член Политбюро ЦК ВКП(б)
Андрей Жданов

 


 

 

Истоки форм

 

Историческое наследие архитектура начала заново осваивать с классической триады Греция — Рим — Ренессанс. Особенно востребован был второй ее элемент, ведь Советский Союз объявлялся преемником самой могущественной в истории империи. Именно из римской архитектуры в сталинский ампир пришли колонны, портики, пилястры и ордеры. Следом было освоено ар-деко, у которого советские архитекторы переняли современные конструктивные решения и стремление использовать дорогие отделочные материалы.

 

 

 

 

 

 

Влияние этого стиля заметно в здании Библиотеки им. Ленина,
на станциях московского метро «Сокол», «Кропоткинская» и «Маяковская» 
и в довоенных постройках на ВСХВ (ВДНХ).
Последним крупным объектом, полностью совпадающим
с основными принципами стиля, стала первая очередь
Ленинградского метрополитена.

 

 

Потом стали использоваться и другие стили: восточная архитектура и свойственные ей богатые орнаменты, готика, барокко, а также традиции традиционного русского строительства. Современная западная архитектура тоже была востребованна. Вдохновением для советских зодчих стали американские небоскребы, особенно построенное в Нью-Йорке Manhattan municipal building.

 

 

 

Силуэт Manhattan municipal building
прослеживается в московских
сестрах-высотках.

 

 

Все это множество архитектурных направлений, однако, нужно было осваивать только вместе — примеры строительства в каком-то одном встречали откровенное непонимание. Так, дом на Моховой, выполненный в стиле неоклассицизма, партийные чиновники осуждали. Они говорили, что его классическая форма противоречит содержанию и вызывает недоумение, ведь представление о классике мало вяжется с новой эпохой, имеющей электричество, автомобили, радио, троллейбусы. 

 

 

 

▂▂ ▃ ▄ ▅ ▆ ▇ █

 

Признаки
сталинской архитектуры
 

➊   синтез архитектуры, скульптуры и живописи

➋  использование элементов классических архитектурных стилей

➌   использование архитектурных ордеров

➍ использование дорогих отделочных материалов — мрамора, бронзы,

       ценных пород дерева

➎  обильный декор зданий

➏ парадная фасадная композиция

 

 

 

 

Детали

 

Советские архитекторы не просто перенимали детали исторических стилей, но и идеологически правильно их трактовали. Так, вместо традиционных декоративных орнаментов использовалась советская символика, а классические скульптуры и рельефы заменили изображения рабочих и трудящихся. Иногда такие подмены выглядели довольно курьезно — так, на крыше Брянского областного театра драмы, который традиционно должна была венчать квадрига Апполона, оказались трое красноармейцев, классический фасад Дворца культуры профсоюзов в Минске вместо античных богов украсили скульптурные группы советских граждан, а на ВСХВ (ВДНХ) характерных для неоклассицизма древнегреческих героев заменили толпы гипсовых колхозников.

 

 

Ансамбли

 

Столичное руководство мыслило глобально и не ограничивалось отдельно стоящими зданиями. В 1935 году был принят Генеральный план реконструкции Москвы. Старая застройка в центре сносилась, а на месте кривых купеческих переулков появлялись  проспекты и площади. Новые улицы составляли единые архитектурные ансамбли: витриной сталинского ампира в Москве стала сильно перестроенная ул. Горького (Тверская), в Ленинграде — Московский проспект, а в Киеве — Крещатик. Они застраивались монументальными зданиями с элементами неоклассицизма, который делал их похожими на римские храмовые постройки. Сходство усиливалось 7 ноября и 1 мая, когда по улицам проходили ритуальные процессии демонстрантов. 

 

|Улица Тверская|

 

 

Утопия

 

Главным проектом стиля стал так никогда и не построенный Дворец Советов. Он планировался как самое высокое в  мире сооружение, увенчанное 100-метровой статуей Ленина. Его перепридумывали и пытались возвести больше десяти лет, постоянно дорабатывая и включая новые стилистические элементы. Согласно Генплану Москвы дворец должен был находиться в окружении восьми высоток, семь из которых все-таки были построены. Вместе с сотнями других зданий своего поколения они до сих пор говорят о большой коммунистической утопии и о пути, который к ней не привел.

 

|Проект Дворца Советов|

  

Небольшой ликбез по архитектурным стилям. Часть 16: "Сталинский ампир" московских высоток

ИМЕЕТ ЛИ ПРАВО НА СУЩЕСТВОВАНИЕ
ТЕРМИН "СТАЛИНСКИЙ АМПИР"?

Часто приходится слышать вопрос: в каком архитектурном стиле построены знаменитые московские высотки?
    И, как правило, ответ на них такой: конечно же, "сталинский ампир"!

    Предлагаю вам попытаться разобраться, имеет ли право на существование этот термин, или само понятие "сталинский ампир" является не только не вполне корректным с точки зрения архитектуры, но и неверным по существу.

    С точки зрения архитектуры, тот стиль, в котором построены московские высотки, называется эклектикой.
    Но что означает эклектика? Смешение различных стилей и не более того.

    К эклектике можно отнести большую часть наиболее интересных сооружений второй половины XIX - начала ХХ века,построенных в стилях, называемых "неоготическим", "неоклассическим", "русско-византийским" и т. д. (часто вместо приставки "нео" употребляется "псевдо", что, как я думаю, правильно). Так что, само по себе понятие "эклектика" мало что говорит о стилистической особенности того или иного здания, относимого к этому стилю.

    Действительно, если мы говорим об эклектике, то сочетание каких именно архитектурных стилей мы при этом подразумеваем? Ведь к эклектике можно отнести и здание парламента в Будапеште (неоготика и ренессансная архитектура с элементами неоклассицизма),



и храм Спаса на крови в Санкт-Петербурге (псевдорусский стиль, с опорой на "русское узорочье"),



хотя они имеют между собой не слишком много общего. Не так ли?

    Но прежде чем ответить на вопрос, вынесенный в заголовок поста, давайте сначала посмотрим на московские высотки, чтобы лучше представлять себе то, о чем речь пойдет ниже.

    Московские высотки, часто называемые "сталинскими", были построены в конце 1940-х - 1950-х годах. Всего их семь, хотя изначально планировалось построить восемь высотных зданий, должных символизировать 800-летие Москвы (восьмое здание в Зарядье, на месте которого в 60-е - 70-е гг. была сооружена гостиница "Россия", теперь уже не существующая, не было построено, поскольку после смерти Сталина было принято решение об упрощении строительства и избавлении от излишней декоративности. См.: Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 4 ноября 1954 г. "Об устранении излишеств в пректировании и строительстве").


1. Высотка на площади Красных ворот (1947 - 1952 гг.):

2. Здание МИДа на Смоленской-Сенной площади (1948 - 1953 гг.):

3. Жилой дом на Кудринской площади (1948 - 1954 гг.):

4. Главное здание МГУ на Воробьевых горах (1949 - 1953 гг.):

5. Гостиница "Ленинградская" на Комсомольской площади (1949 - 1954 гг.):

6. Гостиница "Украина" на Кутузовском проспекте (1953 - 1957 гг.):

7. Жилой дом на Котельнической набережной (1953 - 1957 гг.):

  При внимательном взгляде на московские высотки становится очевидным, что их эклектичный вид определяется сочетанием таких стилей как неоклассицизм и ампир, и в особенности слиля ар-деко, в котором построены не менее эклектичные американские небоскребы первой половины ХХ века, например, знаменитый "Крайслер билдинг" в нью-йоркском Манхеттене, считающийся одним из образцов этого стиля.


    Но есть, конечно же, и особенности, связанные с тем, что на советскую архитектуру второй половины 40-х годов ХХ века оказала огромное влияние Победа СССР в самой страшной в истории человечества войне, из которой Советский Союз вышел не только победителем, но и настоящей империей, под контролем которой находились значительная часть Европы и Азии.
    Здания, подобные московским высоткам, в это время строились не только в столице советской империи - Москве, но и в других городах могучего Советского Союза, а также в столицах стран-сателлитов. Например, построенный советскими строителями в 1952 - 1955 гг. Дворец культуры и науки в Варшаве:

    С помощью архитектуры советский режим, имперский по своей сути (кстати, я не склонен обвинять имперскую идею во всевозможных грехах, поскольку считаю ее правильной; но об этом отдельный разговор) всячески пытался подчеркнуть свое величие.

    Насколько советская эклектика 40-х - 50-х годов ХХ века близка к ампиру?
    Ответ на этот вопрос может дать сравнение двух зданий, одно из которых было построено в первой половине XIX века, а второе, спустя более чем сто лет:

Здание Главного Адмиралтейства, построенное в Санкт-Петербурге
в 1806 - 1823 гг. архитектором А. Д. Захаровым -
одним из лучших представителей стиля ампир в России XIX века:

Главный павильон ВДНХ, построенный по проекту архитектора Г. В. Щуко в 1954 году:


    Я считаю, что советскую эклектику, нашедшую свое лучшее воплощение в москоских высотках, вполне можно называть "сталинским ампиром", хотя, конечно же, было бы правильнее называть ее "советским ар-деко".

    Вопрос остается открытым и спорным.
    А что думаете об этом вы, мои уважаемые друзья и читатели?

    Впрочем, эта тема будет продолжена.

    Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев.

💣советский классицизм ✔️

советский классицизм .

Монументальный классицизм  Уникальная советская архитектура!
Нажми для просмотра
Сталинский ампир. Эпоха уникальной советской архитектур ы монументал ьного классицизм а!
 
 
 
Тэги:
 
Советский монументальный классицизм (пример)
Нажми для просмотра
Направлени е в архитектур е СССР с середины 1930-х до середины 1950-х годов. Подразумев ала классическ ий и монумен.
 
 
 
Тэги:
 
Несбывшийся триумф советской архитектуры -- Москва
Нажми для просмотра
Полный список нереализов анных архитектур ных проектов сталинской эпохи можно посмотреть тут - ...
 
 
 
Тэги:
 
Проекты СССР. Советская Архитектура.
Нажми для просмотра
Советская архитектур а. Что хотели построить в Москве в советские годы?
 
 
 
Тэги:
 
Что такое Классицизм? — АРХИГИД
Нажми для просмотра
А вы знали, что типовое строительс тво появилось в России почти за два века до Советского Союза? И появил...
 
 
 
Тэги:
 
Обзорная экускурсия. Екатеринбург. Выпуск 1. Классицизм
Нажми для просмотра
Обзорная экускурсия . Екатеринбу рг. Выпуск 1. Классицизм Купцы против барокко. Как классицизм пришел...
 
 
 
Тэги:
 
Поздний классицизм и ампир в культуре XIX века (рус.) Новая история
Нажми для просмотра
Видеолекци я по истории культуры нового времени . XIX век был поворотным в плане формирован ия новой культуры....
 
 
 
Тэги:
 
Трехкомнатная квартира эпохи советского монументального классицизма / г. Оренбург ул. 8 марта д. 30
Нажми для просмотра
#советский лассицизм #купитьква тируворен урге #сталинкаТ ехкомнатн я квартира по адресу: г. Оренбург,...
 
 
 
Тэги:
 
Советская архитектура, как символ будущего
Нажми для просмотра
В начале нового года и преддверии следующего века наша программа начинает новую жизнь на канале "Культур а"....
 
 
 
Тэги:
 
Мастер-класс «Архитектура советского классицизма - опыт переосмысления»
Нажми для просмотра
На уроке мы разберём:1) Разницу понятий "классич еская музыка" и "музыка эпохи классицизм а";2) Эстетика класси...
 
 
 
Тэги:
 
23 урок: "МУЗЫКА КЛАССИЦИЗМА. Гармония Гайдна, Моцарта, Бетховена."(Курс "MUSIC THEORY")
Нажми для просмотра
ВПТО "ВИДЕОФИ ЛЬМ" фильм режиссера Ирины Киселевой. АРХИТЕКТУР А РУССКОГО КЛАССИЦЗМА . См. по теме ...
 
 
 
Тэги:
 
Архитектура русского классицизма, Стиль классицизм [1]
Нажми для просмотра
Простые формы, лаконичные образы, строгость и угловатост ь- все это конструкти визм, который является частью...
 
 
 
Тэги:
 
Конструктивизм - все просто
Нажми для просмотра
Видеолекци я по истории культуры нового времени, XVI-XVII веков для 7 (8) классов. Классическ ий стиль - направлени ...
 
 
 
Тэги:
 
Культура XVI - XVII веков. Зарождение классицизма. (рус.) Новая история
Нажми для просмотра
Видеоролик , демонстрир ующий основные стили в архитектур е с указанием периодизац ии.
 
 
 
Тэги:
 
Классицизм
Нажми для просмотра
8.Середина прошлого века. Это сложное время было безжалостн о и к человеку, и к городу. Но оно же вызывало...
 
 
 
Тэги:
 
Пешком...Москва Сталинская
Нажми для просмотра
Еженедельн ая программа «Стройка века» – это возможност ь для жителей Союзного государств а вспомнить гран...
 
 
 
Тэги:
 
классицизм
Нажми для просмотра
Сегодня в выпуске: Аничков Дворец Таврически й Дворец Царское Село Казанский Собор Главное Адмирал...
 
 
 
Тэги:
 
Стройка века: Сталинский ампир против конструктивизма
Нажми для просмотра
Дом Было построено в Начале 20 века и находиться в Тбилиси на проспекте И. Чавчавадзе .
 
 
 
Тэги:
 
Советская архитектура Дома на Чавчавадзе
Нажми для просмотра
Классицизм , сменивший эпоху барокко, пришел к нам из Франции. В истории русского искусства он неотделим.. .
 
 
 
Тэги:
 

Сталинские высотки — Википедия

Проект высоток на панораме Москвы: 1 — здание МГУ
2 — гостиница «Украина»
3 — жилое здание на Кудринской площади
4 — здание МИД СССР
5 — Дворец Советов (не построен)
6 — административное здание в Зарядье (не построено)
7 — гостиница «Ленинградская»
8 — административно-жилое здание на пл. Красных Ворот
9 — жилое здание на Котельнической набережной Сталинские высотки на карте Москвы:

1 — МГУ
2 — дом на Котельнической набережной
3 — гостиница «Украина»
4 — здание МИД
5 — дом на Кудринской площади

6 — здание на площади Красных Ворот
7 — гостиница «Ленинградская».

«Ста́линские высо́тки» — семь (по планам девять) высотных зданий, строившихся в Москве в 1947—1957 годах, а также строившийся ранее Дворец Советов в Москве и подобные здания в ряде других городов и стран.

Во многих иностранных путеводителях эти здания называют «семь сестёр»[1].

По предложению И.В. Сталина, 13 января 1947 года Совет министров СССР принял Постановление «О строительстве в Москве многоэтажных зданий»[2]. В данном Постановлении были описаны планы по строительству 8 высотных зданий. Предполагалось, что количество зданий должно было символизировать 800-летие Москвы, праздновавшееся в 1947 году и все они были заложены в день юбилея. Однако строительство последнего, самого центрального и высотного из восьми зданий, которое велось на месте снесённого китайгородского района Зарядье, было прекращено после смерти Сталина[3]. На стилобате этого здания позже к 1967 году была возведена гостиница «Россия», которая в XXI веке была снесена, а место было отдано под парк Зарядье. Как утверждает Александр Васькин, первые восемь высоток были лишь началом грандиозного архитектурного проекта, целью которого было застроить высотными зданиями всю Москву. Кроме того, в каждом крупном областном центре и в столицах союзных республик также должны были появиться свои высотки[4].

Авторам проектов московских высотных зданий удалось создать оригинальные архитектурные решения, получившие в специальной литературе название сталинский ампир или советский монументальный классицизм. К строительству зданий привлекались лучшие специалисты своего времени, например В.А. Сапрыкин[5].

Сталинские высотки являются вершиной послевоенного «советского ар-деко» в городской архитектуре, они должны были стать окружением так и не возведённого Дворца Советов. Выдержанные в духе «высоток» здания возведены в тот же период в Риге, Варшаве, Бухаресте и Киеве — урезанный вариант гостиницы «Москва» (сейчас — «Украина») — первоначальный проект пострадал из-за Постановления об архитектурных излишествах. Из-за постановления был изменён проект здания главного учебного корпуса Челябинского политехнического института — по проекту 1952 года корпус должен был быть высотным и венчаться шпилем, однако в 1957 году стройка была прекращена, возведено только 7 этажей; первоначально запланированный вид здания (с небольшими ситуационными изменениями) был реализован только при реконструкции в 2004 году[6]. Изначальный проект Дома Советов в Воронеже, выполненный автором главного здания МГУ Л. В. Рудневым предполагал, что здание увенчает двухъярусная башня в стиле сталинских высоток. Проект был изменён уже в ходе строительства: после начала борьбы с «архитектурными излишествами» в 1955 году новый проект здания (без башни) выполнил воронежский архитектор А. В. Миронов[7].

Архитектура «сталинских высоток» по стилю перекликалась со зданиями муниципалитета на Манхэттане, Вулворт-билдинг и самым высоким на то время небоскрёбом Эмпайр-стейт-билдинг в Нью-Йорке.

Главное здание МГУ

Главное здание МГУ на Воробьёвых горах[править | править код]

55°42′11″ с. ш. 37°31′49″ в. д.HGЯOL

До строительства «Триумф-Паласа» Главное здание МГУ на Воробьёвых горах на протяжении более чем полувека было самым высоким зданием в Москве: высота 240 м, этажность центрального объёма — 36. Выстроено в 1949—1953 годы (архитекторы Л. В. Руднев, С. Е. Чернышёв, П. В. Абросимов, А. Ф. Хряков, В. Н. Насонов). Является центром огромного комплекса Московского университета, первоначально уже насчитывавшего 27 зданий.

В Главном здании размещены механико-математический, геологический и географический факультеты, администрация, научная библиотека, музей, актовый зал на 1500 человек. В боковых флигелях — жилая зона (общежитие для студентов, квартиры профессорско-преподавательского состава). Как и другие «высотки» административно-жилого характера, оно было задумано как дом с замкнутой коммунально-бытовой инфраструктурой (кинотеатр, почта, предприятия бытового обслуживания и т. д.).

Первоначальный проект здания не имел шпиля, на крышу вместо него должны были поставить памятник Ломоносову[8][9].

Гостиница «Украина»[править | править код]

Гостиница «Украина»

55°45′05″ с. ш. 37°33′55″ в. д.HGЯOL

Вторая по высоте 206-метровая «высотка» (Кутузовский просп., 2/1) построена в 1953—1957 годы (архитектор А. Г. Мордвинов при участии В. К. Олтаржевского, В. Г. Калиша, инженера П. А. Красильникова), являясь, тем самым, последней по времени сооружения. Центральный объём включает 34 этажа. Здание открывает Кутузовский проспект — новую московскую магистраль, созданную в послевоенное время. В пристроенных крыльях расположены 254 квартиры.

28 апреля 2010 года гостиница «Украина» после завершения масштабной реставрации начала работать под новым названием Radisson Royal Hotel Moscow.

Жилой дом на Котельнической набережной[править | править код]

Жилой дом на Котельнической набережной

55°44′50″ с. ш. 37°38′34″ в. д.HGЯOL

Дом (Котельническая набережная, 1/15), замыкающий перспективу от Кремля к устью Яузы строился в 1938—1940 (по первому проекту) и 1948—1952 годы (по проекту сталинских высоток, архитекторы Д. Н. Чечулин, А. К. Ростковский, инженер Л. М. Гохман). Центральный объём имеет высоту 176 метров и насчитывает 26 этажей. В здании находятся 700 квартир, магазины, почтовое отделение, кинотеатр «Иллюзион», музей-квартира Г. С. Улановой. Курировал строительство, в том числе настоял на выборе площадки для строительства дома Лаврентий Берия.

Здание Министерства иностранных дел[править | править код]

Министерство иностранных дел

55°44′46″ с. ш. 37°35′04″ в. д.HGЯOL

Высотка (Смоленская-Сенная пл., 32/34) построена в 1948—1953 годы (архитекторы профессор В. Г. Гельфрейх, М. А. Минкус). Центральный объём включает 27 этажей, высота здания — 172 м. Здание завершает панораму с Бородинского моста, образуя площадь. В здании располагается Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России). Характерной особенностью высотки является огромный герб СССР на её фасаде. Герб, смонтированный из железобетона, расположен на высоте 114 м и занимает площадь в 144 кв. м.[10]

Первоначальный проект здания не имел шпиля, но впоследствии план был доработан. Причина изменений точно неизвестна, но, согласно распространённой легенде, речь идет о личном указании Сталина[10][11]. Расчёты показали, что здание не выдержит каменную надстройку, поэтому шпиль был сооружён из листовой стали и окрашен охрой (поэтому заметно было, что цвет шпиля отличается от цвета отделки здания). В настоящее время шпиль перекрашен и практически не отличается по цвету от основного объёма здания[12].

Здание МИД является единственной из семи высоток, чей шпиль не увенчан пятиконечной звездой. Вероятной причиной этого является то, что шпиль здания оказался очень хрупким и не мог выдержать веса звезды.

Жилой дом на Кудринской площади[править | править код]

Жилой дом на Кудринской площади

55°45′32″ с. ш. 37°34′50″ в. д.HGЯOL

Дом на Кудринской площади (Назывался «Высотка на площади Восстания», так как Кудринская пл. с 1925 по 1992 год именовалась площадью Восстания) построен в 1948—1954 годах по проекту архитекторов М. В. Посохина, А. А. Мндоянца и конструктора М. Н. Вохомского.

Здание состоит из центрального (24 этажа, высота с башней и шпилем — 156 м) и боковых корпусов (по 18 жилых этажей), составляющих структурно единый массив, опирающийся на общий цокольный этаж. Всего в здании свыше 450 квартир.

Технические этажи боковых корпусов были впоследствии модернизированы и превращены в жилые (на них можно попасть по лестнице, поднявшись из подъезда, либо по открытым переходам из центральной башни).

Основная часть здания включает в себя три больших подъезда (по одному на каждый из корпусов) и большое количество малых, отличающихся планировкой. Малые подъезды оснащены одним лифтом, обладают небольшим количеством этажей (не более 12), имеют по 1—4 квартиры на этаж.

Большие подъезды (1-й, 4-й и 14-й), обслуживаются тремя лифтами каждый. Центральный лифт 1-го подъезда (центральный корпус) способен подниматься до 23 и 24 этажей. Также все три лифта 1-го подъезда не останавливаются на втором этаже. На каждом этаже расположено от 4 до 8 квартир, вестибюли богато отделаны (зеркала, роскошные люстры) и могут запираться, изолируя этаж от лестниц и площадки перед лифтами (фактически каждый этаж делится лифтовой зоной на два вестибюля).

Расположенный в башне лифт, предназначенный для обслуживания 24—30-го этажей, длительное время находившийся в запустении, в настоящее время восстановлен владельцем жилого помещения на 25 этаже. Помещения башни на верхних этажах в настоящее время используются в качестве служебных или сдаются в аренду коммерческим структурам, в основном — для размещения аппаратуры связи.

На первом и цокольном этажах здания изначально находились магазины и кинотеатр «Пламя» (в настоящее время не работает), в подвальном помещении — подземные гаражи. Часть цоколя была переоборудована под казино, прекратившее работу в 2004 году. В настоящее время на его месте размещается боулинг-клуб.

Подвалы здания стыкуются с системой подземных сооружений, в частности, с бомбоубежищем, выходящим далеко за пределы надземной части здания.

Административно-жилое здание возле «Красных Ворот»[править | править код]

Административно-жилое здание на площади Красных Ворот

55°46′10″ с. ш. 37°38′58″ в. д.HGЯOL

Архитекторы: А. Н. Душкин, Б. С. Мезенцев.

Было построено с 1947 по 1952 годы. 138-метровое здание состоит из 24-этажного центрального корпуса, занимаемого в советский период Министерством транспортного строительства (в настоящее время — «Корпорация Трансстрой»), и двух жилых корпусов переменной этажности (от 11 до 15 этажей).

В правом крыле здания находится один из двух вестибюлей станции метро «Красные Ворота», выходящий на Каланчёвскую улицу, а также размещаются ювелирный и продовольственный магазины и аптека. Общий подвал связывает все три корпуса, не имеющие наземных и чердачных переходов. Подвал также связан со служебными помещениями метро и сетью подземных специальных сооружений. Во дворе дома действует ресторан, пристыкованный к центральному корпусу; в левом крыле здания расположен детский сад.

Гостиница «Ленинградская»[править | править код]

Гостиница «Ленинградская» в 2006 году

55°46′26″ с. ш. 37°39′05″ в. д.HGЯOL

Архитекторы: Л. М. Поляков, А. Б. Борецкий. Инженер Е. В. Мятлюк. 1949—1954 гг.

В семействе сталинских высоток гостиница «Ленинградская» самая маленькая — всего 21 этаж и 136 метров высоты. Внушительная башня «Ленинградской» возвышается на Комсомольской площади, рядом с тремя вокзалами — Ленинградским, Ярославским и Казанским.

Ее интерьер выполнен в духе московского барокко. Древнерусские мотивы, умело обыгранные в решетках, лепнине, мозаиках, люстрах, напоминающих церковные пани кадила. Люстра-гирлянда, занимающая 4 этажа, даже попала в книгу рекордов Гиннесса. Через год после окончания строительства вышло постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», после которого архитекторы Поляков и Борецкий были лишены званий лауреатов Сталинской премии, а Полякова, помимо прочего, сняли с должности руководителя Архитектурной мастерской института "Моспроект".

По состоянию на начало 2018 года является частью международной сети отелей Hilton.

Дворец Советов[править | править код]

Проект Дворца Советов

В 1922 году на Первом Всесоюзном съезде Советов возникла идея сооружения в Москве Дворца Советов, которая не покидала Сталина до конца его жизни. Первый проект (Дворец Труда) к реализации принят не был. В 1931 году организовали Всесоюзный конкурс на лучший проект Дворца Советов, в котором приняли участие известные архитекторы и трудящиеся. Всего было представлено 160 работ, тем не менее, проекта, отвечающего всем требованиям, представлено не было, и в 1932—1933 годах проектирование продолжили. За основу в итоге был принят проект Б. Иофана, окончательную доработку которого он делал совместно с архитекторами В. Щуко и В. Гельфрейх. Здание высотой 420 метров должно было стать самым высоким в мире на тот момент, иметь 100 этажей и венчаться гигантской скульптурой Ленина. Дворец решено было построить на месте прежнего Храма Христа Спасителя. В 1931 году Храм был взорван, и в 1939 году началось строительство. Во время войны стройку приостановили, а после её окончания возобновить такую гигантскую стройку уже не смогли. Станция московского метро «Дворец Советов» была переименована в «Кропоткинскую», а в котловане был устроен открытый бассейн «Москва».

Административное здание в Зарядье[править | править код]

Проект высотки в Зарядье

55°45′05″ с. ш. 37°37′44″ в. д.HGЯOL

275-метровое 32-этажное административное здание в Зарядье было последним, самым центральным и высотным из восьми сталинских небоскребов, заложенных в день 800-летнего юбилея Москвы. Его не достроили — помешала смерть Сталина. Впрочем, работы по сооружению стилобата к весне 1953 года успели практически завершить. Под стилобатом скрывался технический этаж, а под ним двухъярусный бетонный бункер, который, вероятно, планировалось использовать в качестве бомбоубежища. В восьмой высотке хотели разместить Наркомат тяжёлого машиностроения СССР. Но стройку законсервировали, а 1954 год уже внес ясность в дальнейшие планы высотного строительства, которые в виде сталинских высоток были отменены как «архитектурные излишества». В 1964—1967 годах на уже имевшемся стилобате была построена гостиница «Россия».

Прочие[править | править код]

По архитектуре к духу Дворца Советов и сталинских высоток были близки нереализованные проекты 1934 года здания Наркомата тяжелой промышленности на Красной площади (вместо ГУМа) и Дома Аэрофлота архитектора Чечулина, а также первоначальный проект 1947 года архитекторов Олтаржевского и Кузнецова жилого дома на площади Восстания.

Помимо построенных в упрощенном виде зданий в Киеве, Челябинске и Воронеже, подобные высотки также планировались, но не были реализованы в других столицах союзных республик и крупных областных центрах СССР. Например, сталинские высотки проектировались (а в случае реализации позже были заменены более простыми проектами) для зданий Харьковского университета, Домов Советов в Казани, Сталинграде, Челябинске, Свердловске, Новосибирске, Барнауле, Каменск-Уральском, гидропроекта и "Куйбышевэнерго" в Куйбышеве, двух жилых домов у парка Победы в Ленинграде и т.д.[13]

К сталинским высоткам также часто причисляют здание Академии наук Латвии (Рига), Дворец культуры и науки (Варшава), главный учебный корпус ЮУрГУ (Челябинск), урезанную гостиницу «Украина» и жилой дом по улице Крещатик, 25 (Киев), гостиницу «International» (Прага) и Дом свободной прессы (Бухарест).

Дворец культуры и науки в Варшаве является самым высоким зданием в Польше и самой высокой сталинской высоткой за пределами СССР и России. Построено в качестве подарка Советского Союза польскому народу (возведено на советские деньги советскими строителями). Жители Варшавы называют эту высотку «сувенир Сталина».

Сталинские высотки в советской филателии[править | править код]

About Author


admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о