Классицизм в разных видах искусства архитектуре живописи и скульптуре: Классицизм — Википедия – что это такое, основные черты представителей эпохи, особенности в архитектуре, литературе, жанры, признаки позднего

Классицизм в архитектуре, скульптуре, живописи

Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Классицизм в архитектуре, скульптуре, живописи

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Презентация по художественной культуре на тему: «Эпоха классицизма в архитект Описание слайда:

Презентация по художественной культуре на тему: «Эпоха классицизма в архитектуре, скульптуре, живописи» ученицы 10-А класса Донецкой ОШ №69 Лободиной Лидии

2 слайд Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль европейско
Описание слайда:

Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль европейского искусства XVII-XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к античному искусству как высшему образцу и опора на традиции высокого Возрождения. Искусство классицизма отражало идеи гармонического устройства общества; конфликты личности и общества, идеала и реальности, чувства и разума свидетельствуют о сложности искусства классицизма. Художественным формам классицизма свойственны строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов.

3 слайд Архитектура классицизма на территории Украины несет на себе явный отпечаток п
Описание слайда:

Архитектура классицизма на территории Украины несет на себе явный отпечаток провинциальности. Утрата государственности и собственной элиты, превращение «Малороссии» в тихую сельскохозяйственную окраину привело к резкому сокращению здесь монументального строительства. В то время как в Санкт-Петербурге начала 19 в. работают лучшие зодчие мира - блистательные Кваренги, Росси, Монферан, в Украине по типовым проектам строятся скромные кирпичные церковки и усадьбы помещиков. И хотя сооружений этого времени сохранилось довольно много, ценными памятниками архитектуры являются лишь отдельные из них.

4 слайд Первый этап, екатерининский, или ранний классицизм, послужил переходом от поз Описание слайда:

Первый этап, екатерининский, или ранний классицизм, послужил переходом от позднего барокко к собственно классицизму на закате эпохи Екатерины II (прав. 1762-1796 гг.) и в краткое правление Павла I (1796-1801 гг.). Второй этап - ампир, или александровский классицизм, пришелся на правление Александра I (прав. 1801-1825 гг.) и находился под мощным влиянием искусства наполеоновской Франции. Наконец, третий этап - «образцовый стиль», или николаевский классицизм, отразил стремление Николая I (прав. 1825-1855 гг.) к унификации всех областей общественной жизни, избавлению архитектуры от каких-либо излишеств.

5 слайд Екатерининский классицизм В последние десятилетия 18 в. вкусы высшего света о Описание слайда:

Екатерининский классицизм В последние десятилетия 18 в. вкусы высшего света определялись литературой сентиментализма и философией французских демократов - Вольтера, Руссо, Дидро. Таким вкусам отвечает и архитектура раннего классицизма, сочетающая строгий «демократический» лаконизм с сентиментальной камерностью и хрупкостью. В архитектурном облике зданий изобилуют «рудименты» барокко: овальные окна, шпили, угловые башенки. Излюбленным цветом становится белый: он символизирует чистоту помыслов и свободу от излишеств.

6 слайд  Старый корпус Императорского университета (г. Харьков), 1770-1777 гг. Описание слайда:

Старый корпус Императорского университета (г. Харьков), 1770-1777 гг.

7 слайд Дворцовый комплекс в Качановке (Черниговская обл.), кон. 18 - нач. 19 в. Описание слайда:

Дворцовый комплекс в Качановке (Черниговская обл.), кон. 18 - нач. 19 в.

8 слайд Екатерининский собор (г. Херсон), 1781 -1786 гг. Описание слайда:

Екатерининский собор (г. Херсон), 1781 -1786 гг.

9 слайд Александровский классицизм В начале 19 в. в эстетике классицизма произошел п Описание слайда:

Александровский классицизм В начале 19 в. в эстетике классицизма произошел перелом, связанный с приходом к власти Наполеона Бонапарта. Франция стала империей, и демократичная строгость раннего классицизма уступила место имперскому величию. Стиль, созданный придворными мастерами Бонапарта, был назван ампир (от фр. «империя»), и его главной чертой стало наращивание декоративной составляющей архитектуры. Стены зданий покрывались древнеримскими рельефами: оружием, доспехами, ликторскими связками, гирляндами, сюжетными композициями. В Российской империи стиль также пришелся по вкусу, правда, в основном в столицах. В Украине же памятников «чистого» ампира практически не сохранилось. Однако даже самые скромные сооружения того времени испытали его влияние: их пропорции стали монументальнее, пластика - насыщеннее, декор - богаче.

10 слайд Дворец Разумовского (г. Батурин, Черниговская обл.), 1799-1803 гг. Описание слайда:

Дворец Разумовского (г. Батурин, Черниговская обл.), 1799-1803 гг.

11 слайд Рождественская церковь (г. Киев), 1809-1814 гг.
Описание слайда:

Рождественская церковь (г. Киев), 1809-1814 гг.

12 слайд Николаевский классицизм В период правления Николая I (1825-1855 гг.) в России Описание слайда:

Николаевский классицизм В период правления Николая I (1825-1855 гг.) в России окончательно устанавливаются каноны зрелого классицизма («образцового стиля»). В облике зданий этого времени преобладает безупречная пропорциональность, сдержанный декор, лаконизм геометрических форм. От пышности ампира остается лишь рустовка и сандрики над окнами. Даже колонны - непременный атрибут классицизма - все чаще заменяются плоскими пилястрами. В архитектуре наступает период застоя. Возможности классицистических мотивов уже исчерпаны, а поиск новых форм и нестандартные решения не одобряются - в полицейском государстве Николая, где каждый служащий носит мундир, даже строительство храмов ведется по типовым проектам.

13 слайд Спасо-Преображенский собор (г. Днепропетровск), 1835 г. Описание слайда:

Спасо-Преображенский собор (г. Днепропетровск), 1835 г.

14 слайд Во второй половине XVIII в. живопись обращается к республиканским идеям антич Описание слайда:

Во второй половине XVIII в. живопись обращается к республиканским идеям античности, к образам мужественных борцов против тирании. Скульптура эпохи классицизма отличается сглаженностью форм, спокойностью поз, даже движение не нарушает замкнутости форм. Поздний классицизм, называемый также ампир, приобретает черты парадности и пышности.

15 слайд Скульптура эпохи классицизма отличается строгостью и сдержанностью, слаженнос Описание слайда:

Скульптура эпохи классицизма отличается строгостью и сдержанностью, слаженностью форм, спокойностью поз, когда даже движение не нарушает формальной замкнутости.

16 слайд В живописи главное значение приобрели логическое развертывание сюжета, ясная
Описание слайда:

В живописи главное значение приобрели логическое развертывание сюжета, ясная уравновешенная композиция, четкая передача объема, с помощью светотени подчиненная роль цвета, использование локальных цветов. Четкая разграниченность планов в пейзажах выявлялась также с помощью цвета: передний план обязательно должен был быть коричневым, средний - зеленым, а дальний - голубым.

17 слайд Формировались новые жанры живописи: пейзажный и бытовой. Наибольшее развитие Описание слайда:

Формировались новые жанры живописи: пейзажный и бытовой. Наибольшее развитие получил портретный жанр. В условиях имперской действительности классицизм постепенно терял свои положительные черты, перерождаясь в холодный, оторванный от жизни официальный стиль.

18 слайд Во главе направления становится парижская Академия художеств, которой принадл Описание слайда:

Во главе направления становится парижская Академия художеств, которой принадлежит создание свода искусственных догматических правил и якобы непоколебимых законов композиции рисунка. Эта Академия установила также рационалистические принципы изображения эмоций (“страстей”) и разделение жанров на “высокие” и “низкие”. К “высоким” жанрам относились исторический, религиозный и мифологический жанры, к “низким” - портрет, пейзаж, бытовой жанр, натюрморт. Со временем это направление выродилось в холодный официальный академизм.

Во главе направления становится парижская Академия художеств, которой принадл

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель изобразительного искусства

Во главе направления становится парижская Академия художеств, которой принадл

Курс повышения квалификации

Во главе направления становится парижская Академия художеств, которой принадл

Курс профессиональной переподготовки

Учитель мировой художественной культуры

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала: ДВ-382650

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

19.Скульптура классицизма.

Художественный стиль европейского искусства XVII - XIX в., одной из важнейших черт которого было обращение к античному искусству как высшему образцу и опора на традиции высокого Возрождения. Искусство классицизма отражало идеи гармонического устройства общества, но во многом их утрачивало по сравнению с культурой Возрождения.

В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций). Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.

Для архитектуры классицизма характерны навеянные античными образцами ордерная система, четкость и геометрическая правильность объемов и планировки, выделяющиеся на глади стен портики, колонны, статуи, рельефы. Выдающимся шедевром архитектуры, соединившим классицизм и барокко в единый торжественный стиль, был дворцово-парковый ансамбль в Версале - резиденция французских королей (вторая половина XVII в.).

Скульптура эпохи классицизма отличается строгостью и сдержанностью, слаженностью форм, спокойностью поз, когда даже движение не нарушает формальной замкнутости (Э. Фальконе, Ж. Гудон). Поздний классицизм, называемый также ампир, приобретает черты парадности и пышности, выразившиеся в архитектуре и прикладном искусстве первой трети XIX в.

Публичные памятники, получившие в эпоху классицизма широкое распространение, давали скульпторам возможность идеализации воинской доблести и мудрости государственных мужей. Верность античному образцу требовала от скульпторов изображения моделей нагими, что вступало в противоречие с принятыми нормами морали. Чтобы разрешить это противоречие, деятели современности поначалу изображались скульпторами классицизма в виде обнажённых античных богов: Суворов — в виде Марса, а Полина Боргезе — в виде Венеры. При Наполеоне вопрос решился путём перехода к изображению деятелей современности в античных тогах (таковы фигуры Кутузова и Барклая де Толли перед Казанским собором).

В живописи главное значение приобрели логическое развертывание сюжета, ясная уравновешенная композиция, четкая передача объема, с помощью светотени подчиненная роль цвета, использование локальных цветов. Четкая разграниченность планов в пейзажах выявлялась также с помощью цвета: передний план обязательно должен был быть коричневым, средний - зеленым, а дальний - голубым.

Представителем академического классицизма в живописи Франции являлся Никола Пуссен (1594—1665 г.). Его заказчики принадлежали к кругу буржуазных интеллектуалов Парижа, увлекавшихся философией античных стоиков. Темы пуссеновских полотен разнообразны: мифология, история, Ветхий и Новый Завет. Герои Пуссена — люди сильных характеров и величественных поступков, высокого чувства долга. Пуссен явился создателем классического идеального пейзажа в его героическом виде. Пейзаж Пуссена — это не реальная природа, а природа «улучшенная», созданная художественным вымыслом живописца. Его картины, холодные, суровые, умозрительные, называли «замерзшими скульптурами». Образцом для них послужила античная пластика и мир античных героев. Клод Лоррен (1600—1682 г.), в торжественных композициях которого «идеальные» пейзажи наполнены лиризмом и мечтательностью, считается одним из основоположников классицизма в европейском искусстве XVII века.

Через 100 лет к холодным и возвышенным идеалам античного искусства вернется другой знаменитый француз — живописец Давид (1748—1825 г.). Возвращение классицизма получит наименование неоклассицизма. Сын крупного парижского негоцианта, Давид получает «римскую премию» как лучший ученик Академии, после чего уезжает в Италию знакомиться с памятниками античности. Будучи в Риме, он выработал строгий изобразительный стиль, основанный на тщательном изучении классической скульптуры. В «Клятве Горациев» (1784 г.), заказанной Давиду Людовиком XVI, строго героическая интерпретация сюжета, взятого из римской истории, подчеркивает ее этическую направленность: братья Горации дают отцу клятву в верности долгу и готовности сражаться с врагами.

Основателем поэтики классицизма считается француз Франсуа Малерб (1555—1628 г.), проведший реформу французского языка и стиха и разработавший поэтические каноны. Ведущими представителями классицизма в драматургии стали трагики Корнель и Расин (1639—1699 г.), основным предметом творчества которых был конфликт между общественным долгом и личными страстями. Высокого развития достигли также «низкие» жанры — басня (Ж. Лафонтен), сатира (Буало), комедия Мольер (1622—1673 г.).

Классицизм в России развивался под большим влиянием Просвещения — идеи равенства и справедливости всегда были в фокусе внимания русских писателей-классицистов. Поэтому в русском классицизме получили большое развитие жанры, предполагающие обязательную авторскую оценку исторической действительности: комедия (Д.И. Фонвизин), сатира (А.Д. Кантемир), басня (А.П. Сумароков, И.И. Хемницер), ода (М. Ломоносов, Г.Р. Державин).

Классицизм. Архитектура. Скульптура. Живопись

 Классицизм.Архитектура.Скульптура.Живопись.

Классицизм(от лат. classicus-образцовый)-художественный стиль в западноевропейском искусстве в 17в.-нач. 19в. и в русском искусстве 18-нач.19в.

   Классицизм возник во Франции в середине 17в. Образцом для художниклв-классицистов  служило искусство античности. В своих творениях они добивались воспроизведения "очищенной природы", то есть идеальных форм и образов, руководствуясь идеей порядка и симметрии. Отсюда произростают многие каноны: например в драматургии "правило трёх единств"(места, времени и действия). Художник-классицист считает своим долгом "исправление" природы и придание ей более совершеного вида. Образец "очищенной природы"-регулярный парк, имеющий строгую планировку, засаженный деревьями и кустарниками, подстриженными в правильных геометрических формах. Превыше всего классицисты ставят гармонию и меру, отвергая избыточность и усложнённость барокко, кажущиеся им вычурностью. Руководствуясь принщипом гармонии , не допускают смешения стилей и добиваются "чистоты жанра"Для эстетики классицизма характерны рационализм, стремление установить определённые правила создания произведения, строгая иерархия (соподчинение) видов и жанров искусства. В синтезе искусств царила архитектура. Высокими жанрами в живописи считались историческая, религиозная и мифологическая картина, дающие зрителю героические примеры для подражания; низшими – портрет, пейзаж, натюрморт, бытовая картина. Каждому жанру были предписаны строгие границы и чётко обозначенные формальные признаки; не допускалось смешения возвышенного с низменным, трагического с комическим, героического с обыденным. Классицизм – стиль противопоставлений. Его идеологи провозгласили превосходство общественного над личным, разума над эмоциями, чувства долга над желаниями. Классицистические произведения отличает лаконизм, ясная логика замысла, уравновешенность композиции.

     В России классицизм сложился в 1740-е годы и просуществовал около ста лет. Первым манифестом русского классицизма явилась "Эпистола о стихотворстве" А.П. Сумарокова :им же написаны первые комедии и трагедии в этом стиле. Основние представители классицизма в литерауре:А.П. Сумароков, М.В. Ломоносов; в  скульптуре: М.И. Козловский, Ф.И. Шубин, С.С. Пименов, И.П. Матрос, Ф.Ф.Щедрин,П.К. Клод, В.И. Демут-Малиновский; в живописи:  А.П. Лосенко, отчасти К.П. БрюллоВ и А.А. Иванов; в архитектуре- В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, И.Е. Старов, Ч.Камерон, Д.Кваренги, А.Н. Воронихин, К.И. Росси, А.Д. Захаров,Ж.Б.  Валлен-Деламот, О.И. Бове. Архитектуру и ДПИ русского классицизма 19 веканазывают таким термином,как "ампир"

.

В развитии стиля различают два периода: классицизм 17 в. и неоклассицизм второй пол. 18 – первой трети 19 в. В России, где до реформ Петра I культура оставалась средневековой, стиль проявил себя лишь с кон. 18 в. Поэтому в отечественном искусствознании, в отличие от западного, под классицизмом подразумевают русское искусство 1760–1830-х гг.

Классицизм 17 в. проявил себя в основном во Франции и утверждался в противоборстве с барокко. В архитектуре постройки А. Палладио стали образцом для многих мастеров. Классицистические здания отличает чёткость геометрических форм и ясность планировки, обращение к мотивам античной архитектуры, и прежде всего к ордерной системе (см. ст. Ордер архитектурный). Архитекторы стали чаще использовать стоечно-балочную конструкцию, в зданиях чётко выявляли симметрию композиции, прямые линии предпочитали изогнутым. Стены трактуются как гладкие, окрашенные в спокойные цвета поверхности, лаконичный скульптурный декор подчёркивает конструктивные элементы (постройки Ф. Мансара, восточный фасад Лувра, созданный К. Перро; творчество Л. Лево, Ф. Блонделя). Со второй пол. 17 в. французский классицизм вбирает в себя всё больше элементов барокко (Версаль, архитектор Ж. Ардуэн-Мансар и др., планировка парка – А. Ленотр).

В скульптуре преобладают уравновешенные, замкнутые, лаконичные объёмы, обычно рассчитанные на фиксированную точку зрения, тщательно отполированная поверхность сияет холодноватым блеском (Ф. Жирардон, А. Куазевокс).

Закреплению принципов классицизма способствовало создание в Париже Королевской академии архитектуры (1671) и Королевской академии живописи и скульптуры (1648). Последнюю возглавил Ш. Лебрен, с 1662 г. первый живописец Людовика XIV, расписавший Зеркальную галерею Версальского дворца (1678–84). В живописи признавалось главенство линии над цветом, ценились чёткий рисунок и статуарность форм; отдавалось предпочтение локальным (чистым, несмешанным) цветам. Сложившаяся в Академии классицистическая система служила разработке сюжетов и аллегорий, прославлявших монарха («король-солнце» ассоциировался с богом света и покровителем искусств Аполлоном). Самые выдающиеся классицистические живописцы – Н. Пуссен и К. Лоррен связали свою жизнь и творчество с Римом. Пуссен интерпретирует античную историю как собрание героических подвигов; в поздний период в его картинах возросла роль эпически величественного пейзажа. Соотечественник Лоррен создавал идеальные пейзажи, в которых оживала мечта о золотом веке – эпохе счастливой гармонии человека и природы.

Становление неоклассицизма в 1760-е гг. происходило в противостоянии со стилем рококо. Стиль формировался под влиянием идей Просвещения. В его развитии можно выделить три основных периода: ранний (1760–80), зрелый (1780–1800) и поздний (1800–30), иначе называемый стиль ампир, который развивался одновременно с романтизмом. Неоклассицизм стал интернациональным стилем, получив распространение в Европе и Америке. Наиболее ярко он воплотился в искусстве Великобритании, Франции и России. В сложении стиля существенную роль сыграли археологические находки в древнеримских городах Геркуланум и Помпеи. Мотивы помпеянских фресок и предметов декоративно-прикладного искусства стали широко использоваться художниками. На становление стиля также оказали влияние труды немецкого историка искусства И. И. Винкельмана, который считал самыми важными качествами античного искусства «благородную простоту и спокойное величие».

В Великобритании, где ещё в первой трети 18 в. архитекторы проявили интерес к античности и наследию А. Палладио, переход к неоклассицизму был плавным и естественным (У. Кент, Дж. Пейн, У. Чеймберс). Одним из основоположников стиля был Роберт Адам, работавший вместе с братом Джеймсом (замок Кэдльстоун-холл, 1759–85). Стиль Адама ярко проявился в оформлении интерьеров, где им использовалась лёгкая и изысканная орнаментика в духе помпеянских фресок и древнегреческой вазописи («Этрусская комната» в особняке Остерли-парк в Лондоне, 1761–79). На предприятиях Д. Уэджвуда изготовляли керамическую посуду, декоративные накладки для мебели и др. украшения в стиле классицизм, получившие общеевропейское признание. Модели рельефов для Уэджвуда делались скульптором и рисовальщиком Д. Флаксманом.

Во Франции архитектор Ж. А. Габриель создал в духе раннего неоклассицизма как камерные, лирические по настрою здания («Малый Трианон» в Версале, 1762–68), так и новый по решению ансамбль площади Людовика XV (ныне – Согласия) в Париже, которая приобрела невиданную прежде открытость. Церковь Св. Женевьевы (1758–90; в кон. 18 в. превращена в Пантеон), возведённая Ж. Ж. Суффло, имеет в плане греческий крест, увенчана огромным куполом и более академично и сухо воспроизводит античные формы. Во французской скульптуре 18 в. элементы неоклассицизма появляются в отдельных работах Э. Фальконе, в надгробиях и бюстах А. Гудона. Более близки неоклассицизму произведения О. Пажу («Портрет Дю Барри», 1773; памятник Ж. Л. Л. Бюффону, 1776), в нач. 19 в. – Д. А. Шоде и Ж. Шинара, создавшего тип парадного бюста с основанием в виде гермы. Наиболее значительным мастером французского неоклассицизма и ампира в живописи был Ж. Л. Давид. Этический идеал в исторических полотнах Давида отличался строгостью и бескомпромиссностью. В «Клятве Горациев» (1784) черты позднего классицизма обрели чёткость пластической формулы.

Русский классицизм наиболее полно выразил себя в архитектуре, скульптуре и исторической живописи. К архитектурным произведениям переходного периода от рококо к классицизму относятся здания Петербургской академии художеств (1764–88) А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. Валлен-Деламота и Мраморный дворец (1768–1785) А. Ринальди. Ранний классицизм представлен именами В. И. Баженова и М. Ф. Казакова. Многие проекты Баженова остались неосуществлёнными, однако архитектурные и градостроительные идеи мастера оказали значительное влияние на сложение стиля классицизм. Отличительной чертой баженовских построек было тонкое использование национальных традиций и умение органично включить классицистические сооружения в существующую застройку. Дом Пашкова (1784–86) – образец типичного московского дворянского особняка, сохранившего черты загородной усадьбы. Наиболее чистыми примерами стиля являются здание Сената в Московском Кремле (1776–87) и Дом Долгоруких (1784–90-е гг.). в Москве, возведённые Казаковым. Ранний этап классицизма в России был ориентирован преимущественно на архитектурный опыт Франции; позднее значительную роль стало играть наследие античности и А. Палладио (Н. А. Львов; Д. Кваренги). Зрелый классицизм сложился в творчестве И. Е. Старова (Таврический дворец, 1783–89) и Д. Кваренги (Александровский дворец в Царском Селе, 1792–96). В ампирной архитектуре нач. 19 в. зодчие стремятся к ансамблевым решениям.

Своеобразие русской классицистической скульптуры в том, что в творчестве большинства мастеров (Ф. И. Шубина, И. П. Прокофьева, Ф. Г. Гордеева, Ф. Ф. Щедрина, В. И. Демут-Малиновского, С. С. Пименова, И. И. Теребенёва) классицизм тесно переплетался с тенденциями барокко и рококо. Идеалы классицизма ярче выразились в монументально-декоративной, чем в станковой скульптуре. Наиболее чистое выражение классицизм нашёл в произведениях И. П. Мартоса, создавшего высокие образцы классицизма в жанре надгробия (С. С. Волконской, М. П. Собакиной; оба – 1782). М. И. Козловский в памятнике А. В. Суворову на Марсовом поле в Санкт-Петербурге представил русского полководца могучим античным героем с мечом в руках, в латах и шлеме.

В живописи идеалы классицизма были наиболее последовательно выражены мастерами исторических картин (А. П. Лосенко и его учениками И. А. Акимовым и П. И. Соколовым), в произвеениях которых преобладают сюжеты античной истории и мифологии. На рубеже 18–19 вв. усиливается интерес к национальной истории (Г. И. Угрюмов).

Принципы классицизма как набор формальных приёмов продолжали использовать на протяжении всего 19 в. представители академизма.


Классицизм (искусство) - МХК - 8 класс

Классицизм

Классицизм

Классицизм (лат. classicus – первоклассный, образцовый)  художественный стиль и направление в европейской литературе и искусстве XVII - начала XIX в., одной из важных черт которых являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому образцу. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И. 2003.

Классицизм

(лат. classicus – первоклассный, образцовый)

художественный стиль и направление в европейской литературе и искусстве XVII - начала XIX в., одной из важных черт которых являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому образцу.

Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И. 2003.

В России классицизм начал развиваться с приходом к власти Екатерины II. К середине XVII века в российском обществе в моду входят идеи рационализма, возрос тает интерес к античности. Другой предпосылкой утверждения нового стиля стало создание абсолютистского государства просвещенной монархии Екатерина II в виде Законодательницы в храме богини Правосудия Дмитрий Левицкий

В России классицизм начал развиваться с приходом к власти Екатерины II.

К середине XVII века в российском обществе в моду входят идеи рационализма, возрос тает интерес к античности. Другой предпосылкой утверждения нового стиля стало создание абсолютистского государства просвещенной монархии

Екатерина II в виде Законодательницы в храме богини Правосудия

Дмитрий Левицкий

Классицизм в художественной литературе :  • образы и формы произведений взяты из античного искусства; • деление героев на положительных и отрицательных; • в основе сюжета классического произведения – любовный треугольник; • в финале добро торжествует, а зло остается наказанным; • соблюдение принципа трех единств: места, действия и времени.

Классицизм

в художественной литературе :

образы и формы произведений взяты из античного искусства;

деление героев на положительных и отрицательных;

в основе сюжета классического произведения – любовный треугольник;

в финале добро торжествует, а зло остается наказанным;

соблюдение принципа трех единств: места, действия и времени.

Традиционно за основу сюжета классического сочинения авторы брали определенное историческое событие.  Главный герой произведения – добродетельная личность, которой чужды какие-либо пороки.  Классические сочинения были проникнуты идеями рационализма и служения государству.

Традиционно за основу сюжета классического сочинения авторы брали определенное историческое событие.

Главный герой произведения – добродетельная личность, которой чужды какие-либо пороки.

Классические сочинения были проникнуты идеями рационализма и служения государству.

Зарубежные авторы: Ж. Лафонтена, Н. Буало и Ж.-Б. Мольер, М. Лафайет, Ж. Лабрюйера басня, сатира и комедия решающие важные философские и нравственные проблемы общества, перестают быть «низким» жанром и обретают определенную драматургическую значимость.  Российские авторы: М. Ломоносов,  А. Кантемир, В. Тредиаковский, А. Сумароков, Н. Николаев, Я. Княжнин  классицизм в русской литературе стал средством сатирического обличения пафоса гражданственности.

Зарубежные авторы: Ж. Лафонтена, Н. Буало и Ж.-Б. Мольер, М. Лафайет, Ж. Лабрюйера

басня, сатира и комедия решающие важные философские и нравственные проблемы общества, перестают быть «низким» жанром и обретают определенную драматургическую значимость.

Российские авторы: М. Ломоносов,

А. Кантемир, В. Тредиаковский, А. Сумароков,

Н. Николаев, Я. Княжнин

классицизм в русской литературе стал средством сатирического обличения пафоса гражданственности.

Классицизм в живописи и скульптуре:  Классицизм — это идеализированное изображение всего, что присутствует на картине.  Так как в античном мире изображать человека было принято, как идеальное творение богов, которое не имеет изъянов, то художники и скульпторы, которые стали копировать данную манеру в полной мере стали соответствовать этому представлению.

Классицизм

в живописи и скульптуре:

Классицизм — это идеализированное изображение всего, что присутствует на картине.

Так как в античном мире изображать человека было принято, как идеальное творение богов, которое не имеет изъянов, то художники и скульпторы, которые стали копировать данную манеру в полной мере стали соответствовать этому представлению.

Гро Антуан Жан Наполеон Бонапарт на Аркольском мосту Карл Брюллов Девушка, собирающая виноград

Гро Антуан Жан

Наполеон Бонапарт на Аркольском мосту

Карл Брюллов

Девушка, собирающая виноград

Классицизм нередко прибегал к античной мифологии. При помощи древнегреческой и древнеримской мифологии могли изображаться, как, непосредственно сами сюжеты из мифов, так и современные для художников сюжеты с элементами античной мифологии (античная архитектура, боги войны, любви, музы, амуры и так далее). Мифологические мотивы в картинах художников-классицистов впоследствии приняли форму символизма, то есть через античные символы художники выражали тот или иной посыл, смысл, эмоцию, настроение

Классицизм нередко прибегал к античной мифологии.

При помощи древнегреческой и древнеримской мифологии могли изображаться, как, непосредственно сами сюжеты из мифов, так и современные для художников сюжеты с элементами античной мифологии (античная архитектура, боги войны, любви, музы, амуры и так далее).

Мифологические мотивы в картинах художников-классицистов впоследствии приняли форму символизма, то есть через античные символы художники выражали тот или иной посыл, смысл, эмоцию, настроение

Жак-Луи Давид - Клятва Горациев

Жак-Луи Давид - Клятва Горациев

Иван Мартос Антонио Канова Памятник Минину и Пожарскому, Аадгробие Папы Климента XIII, 1818 г. 1792 г.

Иван Мартос

Антонио Канова

Памятник Минину и Пожарскому,

Аадгробие Папы Климента XIII,

1818 г.

1792 г.

Классицизм в архитектуре:  греческая система (колонны, портики), строгая симметрия; четкая соразмерность частей композиции и их подчиненность общему замыслу; спокойная гармония пропорций, прямые линии, простые и ясные формы; ненавязчивый декор (использование светлых пастельных тонов), повторяющий очертания предмета; простота и благородство отделки; практичность и целесообразность .

Классицизм

в архитектуре:

  • греческая система (колонны, портики), строгая симметрия;
  • четкая соразмерность частей композиции и их подчиненность общему замыслу;
  • спокойная гармония пропорций, прямые линии, простые и ясные формы;
  • ненавязчивый декор (использование светлых пастельных тонов), повторяющий очертания предмета;
  • простота и благородство отделки;
  • практичность и целесообразность .
Королевская обсерватория в Мадриде. Архитектор Вильянуэва Хуан де. начало строительства в 1790 г. Пантеон в Париже. Архитектор Суффло

Королевская обсерватория в Мадриде.

Архитектор Вильянуэва Хуан де. начало строительства в 1790 г.

Пантеон в Париже.

Архитектор Суффло

Академия художеств в Петербурге. Ж. Валлен-Деламот, А. Кокоринов. 1764 – 1788 гг. Дом Пашкова. Москва. Арх. В. Баженов, 1784 – 1786 гг.

Академия художеств

в Петербурге.

Ж. Валлен-Деламот,

А. Кокоринов.

1764 – 1788 гг.

Дом Пашкова. Москва.

Арх. В. Баженов,

1784 – 1786 гг.

Классицизм в музыке:  Музыка эпохи классицизма (или музыка классицизма) – это академическая музыка XVII—XVIII веков.  Эстетика классицизма основывалась на убеждении в разумности и гармоничности мироустройства, что проявилось во внимании к сбалансированности частей произведения, тщательной отделке деталей, разработке основных канонов музыкальной формы

Классицизм

в музыке:

Музыка эпохи классицизма (или музыка классицизма) – это академическая музыка XVII—XVIII веков.

Эстетика классицизма основывалась на убеждении в разумности и гармоничности мироустройства, что проявилось во внимании к сбалансированности частей произведения, тщательной отделке деталей, разработке основных канонов музыкальной формы

Происходят коренные изменения в оркестрах: не осталось потребности в клавесине или органе как в основных музыкальных инструментах, духовые инструменты (кларнет, флейта, труба и др.) занимают свое место в оркестре и создают новый, особенный звук. Новый состав оркестра привел к появлению симфонии - важнейшего типа музыки, по стандарту состоящей из трех темпов - быстрого начала, медленной середины и быстрого окончания.

Происходят коренные изменения в оркестрах:

  • не осталось потребности в клавесине или органе как в основных музыкальных инструментах,
  • духовые инструменты (кларнет, флейта, труба и др.) занимают свое место в оркестре и создают новый, особенный звук.

Новый состав оркестра привел к появлению симфонии - важнейшего типа музыки, по стандарту состоящей из трех темпов - быстрого начала, медленной середины и быстрого окончания.

К этому направлению принадлежат, в частности, реформаторские оперы К. В. Глюка, ранняя венская и мангеймская школы. К. В. Глюк Й. Гайдн Высшие достижения классицизма в музыке связаны с деятельностью венской классической школы — с творчеством Й. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. ван Бетховена . В. А. Моцарта Л. ван Бетховена

К этому направлению принадлежат, в частности, реформаторские оперы К. В. Глюка, ранняя венская и мангеймская школы.

К. В. Глюк

Й. Гайдн

Высшие достижения классицизма в музыке связаны с деятельностью венской классической школы — с творчеством Й. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. ван Бетховена .

В. А. Моцарта

Л. ван Бетховена

Музыкальная культура воспевает поступки человека, его эмоции и чувства, над которыми царит разум. Сочинениям композиторов присущи логичность мышления, гармония и ясность формы. Простота и непринуждённость могла бы показаться современному уху банальной (в некоторых случаях, разумеется), если бы музыка их не была столь гениальной.

Музыкальная культура воспевает поступки человека, его эмоции и чувства, над которыми царит разум.

Сочинениям композиторов присущи логичность мышления, гармония и ясность формы.

Простота и непринуждённость могла бы показаться современному уху банальной (в некоторых случаях, разумеется), если бы музыка их не была столь гениальной.

Классицизм в интерьере:  Основные элементы стиля Классицизм: В интерьере классицизма используются только высокого качества дорогие материалы: натуральное дерево и ткани, например, шелк, а также золото, камень. Очень часто в качестве декора используют лепнину и скульптуры.

Классицизм в интерьере:

Основные элементы стиля Классицизм:

В интерьере классицизма используются только высокого качества дорогие материалы: натуральное дерево и ткани, например, шелк, а также золото, камень. Очень часто в качестве декора используют лепнину и скульптуры.

Основные элементы стиля Классицизм:  стена - с гладкой поверхностью, с четко определенными объемами и явной структурой. В отделке используется лепнина строгих форм, натуральный камень, дерево, шёлк; геометризм, порядок, логичность планировки, статуи, подчеркнутая спокойность форм; отделка со стилизацией «под золото»; колонны, большие плоскости, элементы античности.

Основные элементы стиля Классицизм:

  • стена - с гладкой поверхностью, с четко определенными объемами и явной структурой. В отделке используется лепнина строгих форм, натуральный камень, дерево, шёлк;
  • геометризм, порядок, логичность планировки, статуи, подчеркнутая спокойность форм;
  • отделка со стилизацией «под золото»;
  • колонны, большие плоскости, элементы античности.
цветовая гамма:  разнообразная, меняется от сочетаний белого с голубым до розового с золотом, от нежно зеленого до мягкого цвета ванили;   в качестве напольного покрытия используют паркет из дорогой качественной древесины; часто присутствует отделка стен тканью; в качестве аксессуаров используются фарфоровые изделия, картины, зеркала, книги; изысканная мебель изготовлена из благородных пород дерева, без лишней помпезности

цветовая гамма:

разнообразная, меняется от сочетаний белого с голубым до розового с золотом, от нежно зеленого до мягкого цвета ванили;

  • в качестве напольного покрытия используют паркет из дорогой качественной древесины;
  • часто присутствует отделка стен тканью;
  • в качестве аксессуаров используются фарфоровые изделия, картины, зеркала, книги;
  • изысканная мебель изготовлена из благородных пород дерева, без лишней помпезности
Пол в стиле классицизм: Преимущественно паркетный. Для интерьера в стиле классицизм характерен художественный паркет с обилием использованных пород деревьев. Потолок в стиле классицизм: В классическом интерьере чаще белый или нежно кремовый/пастельный. Дополняется образ классицизма лепниной. Выдерживается ясность и античную строгость. Стены в стиле классицизм: характерны тканевые обои. В случае покраски стен, используйте мягкие тона. Также в стиле классицизм используется лепнина, античные колонны и полуколонны с прямыми линиями, фрески с античной тематикой, пейзажа или портрет.

Пол в стиле классицизм: Преимущественно паркетный. Для интерьера в стиле классицизм характерен художественный паркет с обилием использованных пород деревьев.

Потолок в стиле классицизм: В классическом интерьере чаще белый или нежно кремовый/пастельный. Дополняется образ классицизма лепниной. Выдерживается ясность и античную строгость.

Стены в стиле классицизм: характерны тканевые обои. В случае покраски стен, используйте мягкие тона. Также в стиле классицизм используется лепнина, античные колонны и полуколонны с прямыми линиями, фрески с античной тематикой, пейзажа или портрет.

Мебель в стиле классицизм : Предметы мебели в стиле классицизма зачастую отделывались резными вставками из ценных пород дерева. Стулья и кресла обиваются тканями с цветочным орнаментом. Популярная расцветка стиля классицизм: красное дерево плюс легкая бронзовая отделка. Предметы декора в стиле классицизм: Довольно сдержаны, но в то же время дорогие. Скульптурный декор, фрески, симметрично расположенные зеркала в дорогих багетах. Обязательными элементами являются карнизы, шторы с ламбрекеном, сложной формы портьеры, а также чехлы для мебели. Люстры и светильники с хрустальными подвесками и достаточно массивны в исполнении. В классическом интерьере присутствует фарфор, книги, картины, антикварные вещи.

Мебель в стиле классицизм : Предметы мебели в стиле классицизма зачастую отделывались резными вставками из ценных пород дерева. Стулья и кресла обиваются тканями с цветочным орнаментом. Популярная расцветка стиля классицизм: красное дерево плюс легкая бронзовая отделка.

Предметы декора в стиле классицизм: Довольно сдержаны, но в то же время дорогие. Скульптурный декор, фрески, симметрично расположенные зеркала в дорогих багетах. Обязательными элементами являются карнизы, шторы с ламбрекеном, сложной формы портьеры, а также чехлы для мебели.

Люстры и светильники с хрустальными подвесками и достаточно массивны в исполнении. В классическом интерьере присутствует фарфор, книги, картины, антикварные вещи.

Презентация по искусству на тему "Классицизм в архитектуре, скульптуре"

Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация по искусству на тему "Классицизм в архитектуре, скульптуре"

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Классицизм Архитектура, скульптура. Интерьер классического стиля Описание слайда:

Классицизм Архитектура, скульптура. Интерьер классического стиля

2 слайд Отличительные черты классицизма: - Рационализм, который выражался в стремлени Описание слайда:

Отличительные черты классицизма: - Рационализм, который выражался в стремлении строить художественные произведения на основе целесообразности, подражать образцам античного искусства - Нормативность, которая помогала устанавливать незыблемые правила и законы - Соблюдение канонических правил написания произведений - Ясность и чистота художественного языка - Аристократизм, что ориентировался на требования и вкусы высшего общественного слоя - Установление иерархии жанров.

3 слайд Архитектура - Правильные геометрические формы - Возвышенно статические и логи Описание слайда:

Архитектура - Правильные геометрические формы - Возвышенно статические и логично выстроенные ансамбли - Сдержанность декоративной отделки - Высокий подиум, портик, ротонда и фронтон, как основные архитектурные элементы - Расположение колонных портиков с фронтонами на каждом из фасадов, что придавало композиции законченной симметрии

4 слайд Лувр Описание слайда:

Лувр

5 слайд Лувр Описание слайда: 6 слайд Лувр Описание слайда: 7 слайд ВЕРСАЛЬ Описание слайда:

ВЕРСАЛЬ

8 слайд Зеркальный зал Описание слайда:

Зеркальный зал

9 слайд интерьер Описание слайда:

интерьер

10 слайд интерьер Описание слайда: 11 слайд интерьер Описание слайда: 12 слайд Собор Дома инвалидов Описание слайда:

Собор Дома инвалидов

13 слайд Собор Дома инвалидов Описание слайда: 14 слайд Арка Мира (Милан) Описание слайда:

Арка Мира (Милан)

15 слайд Триумфальная арка (Париж) Описание слайда:

Триумфальная арка (Париж)

16 слайд Контрактовый дом (Киев) Описание слайда:

Контрактовый дом (Киев)

17 слайд Дворец Кирилла Разумовского (Батурин) Описание слайда:

Дворец Кирилла Разумовского (Батурин)

18 слайд Дворец Кирилла Разумовского (Батурин) Описание слайда: 19 слайд Польский национальный театр оперы (Варшава) Описание слайда:

Польский национальный театр оперы (Варшава)

20 слайд Скульптура статуи рельефы публичные памятники скульптурные портреты Описание слайда:

Скульптура статуи рельефы публичные памятники скульптурные портреты

21 слайд Анто́нио Кано́ва (1757-1822) «Три грации» «Геба» Описание слайда:

Анто́нио Кано́ва (1757-1822) «Три грации» «Геба»

22 слайд Анто́нио Кано́ва (1757-1822) «Три грации» «Геба» Описание слайда: 23 слайд Анто́нио Кано́ва (1757-1822) «Три грации» «Геба» Описание слайда: 24 слайд Анто́нио Кано́ва (1757-1822) «Три грации» «Геба» Описание слайда: 25 слайд Анто́нио Кано́ва (1757-1822) «Три грации» «Геба» Описание слайда: 26 слайд Анто́нио Кано́ва (1757-1822) «Три грации» «Геба» Описание слайда: 27 слайд Анто́нио Кано́ва (1757-1822) «Три грации» «Геба» Описание слайда: 28 слайд Анто́нио Кано́ва (1757-1822) «Три грации» «Геба» Описание слайда: 29 слайд АМПИР Описание слайда:

АМПИР

30 слайд мода Описание слайда:

мода

мода

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель изобразительного искусства

мода

Курс повышения квалификации

мода

Курс профессиональной переподготовки

Учитель мировой художественной культуры

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала: ДБ-232358

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

About Author


admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о