Классицизм в русской архитектуре – Архитектура русского классицизма — Пластиковые окна от производителя — ЖЖ

Классицизм в архитектуре России

В архитектуре России классицизм проявил себя в период, начиная с конца 18 века и, наиболее ярко, в веке 19-м. В сравнении с трудоемкими в плане возведения объектами стиля барокко и рококо, объекты в стиле классицизм возводились проще и быстрее, но при этом выглядели не менее монументально, своим видом подчеркивали мощь и могущество страны. Отличительными чертами стиля являются четкость геометрии и простота форм, внушительность и при этом некоторая изящность, свойственная объектам античной архитектуры.

В конце 18 века в строительстве многих объектов еще прослеживаются явные черты барокко. К 19 веку архитекторы, стоящие у истоков классицизма в России, при проектировании и возведении объектов стали применять исключительно классические элементы. К основоположникам русского классицизма относят таких архитекторов, как М. Казаков, В. Баженов, И. Старов. С их легкой руки в стиле классицизм стали возводить и помещичьи усадьбы, и городские дворцы.

В нашей стране, пришедший с запада классицизм, приобрел свои самобытные черты. Благодаря этому появилось такое понятие, как русский классицизм. Параллельно с классикой в чистом виде в России того периода, как в крупных городах, так и в провинции, применяли сочетание различных стилей (эклектику), поэтому русские дворцовые комплексы и усадьбы того периода по праву считаются мировым достоянием.

Михайловский замокНаиболее известные объекты эпохи раннего классицизма находятся в Москве и Петербурге. Это дом Пашкова на Ваганьковском холме напротив Кремля, дом Юшкова в Москве на углу Мясницкой улицы, Михайловский замок работы Баженова, здание сената в Кремле, Петровский дворец проекта Казакова, Таврический дворец в Петербурге работы Старова. В стиле классицизм построено здание Академии наук, а также Смольного института в Петербурге по проекту архитектора Дж. Кварнеги, Невские ворота Петропавловской церкви, Свято-Троицкая церковь, Дом Державина на Фонтанке и некоторые другие работы архитектора Н.Львова. В этот же период под руководством архитектора Ч. Камерона в Царском селе к дворцу был добавлен целый комплекс в стиле классицизм, состоящий из висячего сада, Камероновой галереи и Агатовых комнат, согласно его же проекту был выстроен также дворцово-парковый комплекс в Павловске.

Помимо архитектуры принципы рационального классицизма были перенесены и на правила градостроительства, что послужило поводом для перепланировки многих уездных и губернских городов России. В связи с этим практически в каждом из них можно найти сохранившиеся объекты той эпохи. В стиле русского классицизма построены большинство учебных заведений, больниц, административных зданий и учреждений культуры того периода. Центральные улицы городов занимали простые по своей архитектуре, но в то же время величественные и монументальные здания, обычно вплотную прилегавшие друг к другу. Из украшений на их фасадной части присутствовали лишь наличники окон. В провинциальных городах такие здания возводили обычно одно- или двухэтажными, тогда как в Москве и Петербурге они достигали четырех этажей.

Параллельно с застройкой в стиле классицизма Москвы и Петербурга, в этом стиле формировалась и достраивалась историческая часть таких городов как Киев, Тверь, Полтава, Кострома, Нижний Новгород, Ярославль, Архангельск, Одоев, Богородицк, современный Ломоносов и Пушкин, а также порядка 400 других городов Российской империи. На период классицизма пришелся и период основания таких городов, как Екатеринбург, Петрозаводск и Таганрог и некоторых других. Позднее всего классицизм пришел в города Сибири.

Архитектура русского классицизма - Пластиковые окна от производителя — ЖЖ

В нашей прошлой статье мы подробно поговорили об архитектурных стилях барокко и рококо, принявших в России немного иное обличье, нежели в Западной Европе. Традиции этих стилей наследовал классицизм. Точно так же русский классицизм обладает особыми чертами, отличными от западноевропейского. Какими? Узнаем сегодня.


Однако прежде нам стоит очертить основные особенности классицизма в мировой архитектуре. Стиль начал формироваться в конце XVIII века. Существовало множество предпосылок для его возникновения: в философии господствовала эпоха рационализма, личность человека утверждалась как высшая ценность бытия, государственный и общественный строй переосмыслялся. В литературе, музыке, живописи, скульптуре и архитектуре главенствовали строгие каноны для каждого жанра, а эпоха классицизма во многом опиралась на античное наследие, продолжая тем самым традиции эпохи Ренессанса.

Каноны античного зодчества послужили базой для создания европейских зданий в стиле классицизма. Формы были четкими и простыми, постройки монументальными, декор лаконичным, композиции симметричными — общество пресытилось вычурной пышностью барочных зданий. Конечно, роскошь была не чужда и особнякам и дворцам в духе классицизма, однако роскошь эта сдержанная. Здания оформлялись в бежевых, кремовых, молочных и приглушенно-желтых тонах. Стиль продолжался и во внутренней отделке построек: их украшали арки и колонны, изысканные витражи, ажурные лестницы, лепнина, мебель простых геометрических форм. Украшением служили фактуры материалов, например, мрамора или драгоценного дерева.

Первые эксперименты в этом стиле проводил итальянский архитектор Палладио, знакомый нам по эпохе Возрождения.

Множество памятников архитектуры классицизма было создано шотландцем Робертом Адамом. Так римские традиции оказались в Англии. Наиболее полно этот стиль нашел отражение во французских дворцах и особняках.  Начало архитектуры классицизма во Франции связывают с именем Жака Жермена Суффло.

Классицизм в Россию пришел с некоторым опозданием. И если в Западной Европе стиль уже освободился от элементов предыдущих эпох, в России первые классицистические здания все еще сохраняли черты барокко и рококо.

Архитектура классицизма завоевала господствующее положение в России в середине 18 века. Связано это с особенностями градостроительства, точно как в европейских городах: в стиле барокко можно построить особняк, дворец, но его сложно распространить для торговых рядов, присутственных мест, банков или больниц. Огромный объем пышного декора делал строительство дорогим, а индивидуальность барочных форм было сложно перенести на типовые здания галерей, казарм, бирж, тюрем и гостиных дворов. В то время как художественный язык классицизма был универсальным, а строительство здания в этом стиле дешевле, благодаря его строгим законам форм.

Кроме того, новым был и принцип творчества. Прежде архитекторы барокко добавляли элементы декора не в план, а сразу лепили или вырезали на месте стройки — так действовал, к примеру, Растрелли и его команда. Архитекторы классицизма стали пользоваться проектными чертежами, кроме того, автором здания выступал один человек, разрабатывающий форму и стиль.

Проекты архитекторов гравировали и рассылали во все города России. Благодаря этим чертежам, а также строгой иерархии форм в классицизме, стала возможной быстрая застройка не только столичных городов, но и провинции. Согласно классицистическим ордерным принципам была спроектирована застройка Твери, Костромы и Ярославля.

Русский классицизм имел несколько специфических черт:

— чаще всего здания строились в виде параллелепипеда;

— они включали в себя три этажа;

— У жилого объекта должен был быть центральный корпус, соединенный с флигелями двумя галереями.

— Центральный корпус должен быть отмечен портиком.

При возведении домов использовался красный кирпич и белый камень. Окна эпохи классицизма, с одной стороны, наследуют палладианские традиции (вспомним окно с аркой), с другой стороны, тяготеют к еще большей геометричности форм. Усовершенствование технологий позволило создать двустворчатые окна, объединенные общим карнизом. Чаще всего окна делали продолговатой формы и размещали их в нишах.

В стиле раннего русского классицизма еще сохраняются элементы барокко. Среди петербуржских примеров — работы архитектора Жана-Батиста Валлен-Деламота (здание Академии художеств, Малый Эрмитаж, Гостиный двор) и Антониса Ринальди (Мраморный дворец). В Москве за классицистическую застройку города отвечал Матвей Казаков. В частности, красивейший дворец в Царицыно был построен под его руководством.

К строгому классицизму относится монументальный ансамбль Таврического дворца, созданный Иваном Старовым. Нельзя не упомянуть и архитектора Джакомо Кваренги. За тридцать лет по его проектам были возведены классические строения: здание Академии наук, Иностранная коллегия, Мариинская больница, Смольный институт, Конногвардейский манеж и другие. Пожалуй, самое известное классицистическое здание в Москве, Дом Пашкова, построил архитектор Василий Баженов.

В период высокого классицизма, или ампира, творили такие мастера, как Андрей Захаров (перестроил здание Главного Адмиралтейства) и Андрей Воронихин (ему принадлежит авторство монументального Казанского собора). Москву после пожара 1812 года заново застраивали Доменико Жилярди, Осип Бове и Афанасий Григорьев. Так, под руководством Бове реконструировали Красную Площадь, построили Манеж, разбили Александровский сад,  а также создана Театральная площадь и знаменитое здание Большого театра.

Современные нам города во многом обязаны своим обликом мастерам классицизма. И в двух столицах, и во многих русских городах до сих пор сохранились принципы застройки, заложенные в той эпохе, равно и как и множество памятников архитектуры. Мы надеемся, что наши материалы, посвященные русской архитектуре, вдохновят вас на множество увлекательных прогулок. В следующий раз мы подробно расскажем об архитектурных стилях XVII и XVIII веков в Западной Европе.

Классицизм в архитектуре России (фото)

Классицизм в архитектуре России появился в конце XVIII и активно развивался до начала XIX века. Расцветала новая эпоха русского зодчества. Произошли ярчайшие изменения в архитектурном облике столиц, а также некоторых других городов. Далее рассмотрим, что собой представляет классицизм в архитектуре. Доклад по этой теме будет составить достаточно просто, используя материалы статьи.

классицизм в архитектуре России

Общие сведения

Классицизм является европейским культурно-эстетическим течением. Оно ориентировалось на античное искусство, в частности древнеримское и греческое. Также на развитие направления большое влияние оказала и мифология тех периодов. Что касается русской литературы, то в ней век классицизма был относительно неярок и короток. То же самое можно сказать и о музыке. Однако многочисленные шедевры классицизма в архитектуре России все же были оставлены потомкам.

Характер направления: описание

Классицизм в архитектуре (фото представлены ниже) отличается спокойным и четким ритмом, уравновешенностью и ясностью. Речь идет о выверенности пропорций. Симметрия представляла собой главный закон композиции. Особенности классицизма в архитектуре заключались в общей гармонии частей и целого. Что касается парадного входа в здание, то он должен был располагаться в центре и иметь вид портика. Подразумевается выступающая вперед часть сооружения с фронтоном и колоннами. При этом последние должны были отличаться от стен по цвету. Как правило, колонны имели белый оттенок. Стены были желтыми. Таковы основные черты классицизма в архитектуре.

классицизм в архитектуре Петербурга

Строительный процесс: упорядочение центра города

Классицизм в архитектуре России начал проявляться очень плавно. Упорядочение центра культурной столицы ознаменовалось возведением здания Адмиралтейства. Этот проект была разработан Андреяном Дмитриевичем Захаровым. В огромном здании архитектор решил выделить центральную башню. Массивное кубическое основание послужило толчком для создания динамичного вертикального ее продолжения. Все это сооружение переходит в меньшую конструкцию, имеющую легкую колоннаду. Далее происходит стремительный взлет золоченой иглы с корабликом. Тон всей архитектуре города на Неве был задан торжественно-мажорным ритмом Адмиралтейства. Кораблик превратился в его символ.

Классицизм в архитектуре Петербурга

В середине XVIII столетия этот столичный город отличали одиночные ансамбли. Он был очень схож со старой Москвой и утопал в зелени многочисленных усадеб. Позднее началась регулярная застройка его проспектов, которые, подобно лучам, расходились от Адмиралтейства. Чем примечателен классицизм в архитектуре Санкт-Петербурга? Это, прежде всего, не отдельные здания, а целые ансамбли и проспекты. Классицизм в архитектуре Петербурга поражает своей гармоничностью, единством и уравновешенностью.

классицизм в архитектуре доклад

Возведение Биржи

В начале XIX века классицизм в архитектуре Санкт-Петербурга начинал приобретать все большее значение. Бирже на стрелке Васильевского острова предстояло играть ключевую роль. Она должна была объединить ансамбли, которые сложились вокруг широчайшего участка русла реки. Тома де Томон, являвшийся французским архитектором, занимался проектированием Биржи и оформлением стрелки. А. Д. Захаров принимал участие в доработке проекта. Все задачи были решены блестяще благодаря творческому содружеству архитекторов. Система объединилась зеркалом Невы. Что касается объема здания самой Биржи, то он сравнительно невелик. Однако она уверенно противопоставлялась обширной водной глади. Во многом это достигалось благодаря ростральным колоннам и особенностям форм сооружения. Была прекрасно развита тема господства над могучей стихией. В частности, это относится к монументальному произведению, которое дополнило ансамбль.

классицизм в архитектуре фотоКлассицизм в русской архитектуре, скульптуре продолжал укрепляться. Подтверждение последнему кроется в могучих фигурах, которые украшали набережные главных рек страны. Над их созданием трудились многие мастера: В. И. Демут-Малиноский, И. И. Теребенев и С. С. Пименов. Эти и многие другие шедевры классицизма в архитектуре России по праву имеют мировое значение.

Работа над Невским проспектом

Речь пойдет о главной магистрали культурной столицы. С возведением Казанского собора проспект стал выглядеть как цельный архитектурный ансамбль. Проект был разработан Андреем Никифоровичем Воронихиным. К слову, его отец был крепостным крестьянином. За образец было взято творение Микеланджело. Речь идет о соборе св. Петра (в Риме). Воронихин использовал его мотивы. Таким образом было создано уникальное архитектурное произведение. Площадь, расположенная перед Казанским собором, с обеих сторон охвачена его колоннадой. Она стала сосредоточием общественной городской жизни. Позже здесь проводились демонстрации и митинги. В собор был перенесен прах М. И. Кутузова.

Исаакиевский собор

Он возводился в течение сорока лет. Речь идет о самом большом здании, которое было построено в первой половине XIX столетия в России. Внутри него единовременно могут присутствовать 13 тысяч посетителей. Проект разрабатывал Огюст Монферран. Что касается оформления внутреннего убранства и внешнего вида, то в нем принимали участие К. П. Брюллов и П. К. Клодт – художник и скульптор, соответственно. Задумывалось так, что собор будет олицетворять незыблемость и мощь самодержавия. Также это относится к тесному союзу с православной церковью. Здание собора поистине величественно. Оно производит неизгладимое впечатление. Тем не менее нельзя не упрекнуть заказчиков и авторов проекта в определенной гигантомании. Это свидетельствовало о том, что классицизм в архитектуре России начал переживать кризисный период.

черты классицизма в архитектуре

Московская застройка

Ее, прежде всего, характеризовали не ансамбли, а отдельные здания. Что касается создания первых, то было весьма трудно воспроизвести их на изогнутых улицах, которые были буквально напичканы застройками разных эпох. Пожар, произошедший в 1812 году, не смог переломить их традиционного разностилья. Однако классицизм в архитектуре России даже сюда смог привнести яркие краски. После того как в Москве случился пожар, было возведено множество красивых зданий. Речь идет об Опекунском совете на Солянке, Манеже, Большом театре и так далее. Памятник Минину и Пожарскому воздвигли на Красной площади. Автором этого произведения является Иван Петрович Марсов. Скульптор соблюдал традиции классицизма. По этой причине герои облачены в античные одежды. Московский классицизм не мог похвастаться такой же величественной монументальностью, как петербургский. Ему были присущи маленькие особняки усадебного типа. Можно сказать, что московский классицизм больше приближен к человеку, очень наивен и свободен. Дом Лопухиных – лучший московский особняк, выполненный в этом стиле. Данный проект разрабатывался архитектором А. Г. Григорьевым. Он является выходцем из крепостных крестьян.

особенности классицизма в архитектуре

Застройка провинциальных городов

Она осуществлялась аналогично московской. Провинция могла похвастаться рядом крупных мастеров. Барокко и классицизм в архитектуре зданий Сибири прослеживались уже с начала XIX века. Эти черты находили отражение повсеместно. К примеру, в Воскресенском соборе Томска или Московских воротах Иркутска. Позже классицизм окончательно укрепился в Сибири. "Белый дом" - одно из лучших первых творений, которое было выполнено в этом стиле. Его построили купцы Сибиряковы. Позднее он превратился в генерал-губернаторскую резиденцию. Никольский казачий собор был возведен в Омске в соответствии с проектом известного архитектора. Речь идет о Василии Петровиче Стасове. Знамя Ермака хранилось именно в этом соборе.

Кризисный период

Он начался в 30-е годы XIX столетия. Современники перестали восхищаться угнетающим однообразием зданий с колоннами. Об этом также упоминал Н. В. Гоголь. В тот период Петербург был охвачен строительством доходных домов. Для них требовалось наличие нескольких подъездов. Однако, согласно канонам классицизма, можно было сделать лишь один главный ход, который должен был располагаться в центре сооружения. Нижние этажи доходных домов также претерпевали изменения. В них начали размещать магазины. Даже здесь нормы классицизма никак не могли быть соблюдены. Это было обусловлено наличием широких витрин. Таким образом, под натиском реалий современности классицизм вынужден был уйти.

Новые направления

Творческие мысли архитекторов начали основываться на принципах "умного выбора". Они считали, что сооружение должно быть исполнено в таком стиле, который наиболее соответствует его назначению. И все же конечный результат зависел от вкуса архитектора и пожеланий заказчика. Усадьбы помещиков начали строиться в стиле средневековой готики. При этом в городах возникали аристократические особняки, соответствующие всем канонам нового барокко. Иногда заказчики осыпали архитекторов нестандартными требованиями. Таким образом, у доходного дома могли появиться венецианские окна. Начался период смешения стилей.

классицизм в русской архитектуре скульптуре

Поздние знаменитые постройки

Новый Эрмитаж был построен в Петербурге по проекту, разработанному немецким архитектором Лео Кленце. Мощные гранитные атланты, охраняющие вход, декоративное оформление (новогреческий стиль) и равновесие частей – благодаря всему этому создан впечатляющий образ музея. Позднее был возведен Николаевский дворец. В нем явственно прослеживаются мотивы итальянского Ренессанса. Разработка этого проекта принадлежит архитектору Андрею Ивановичу Штакеншнейдеру. Внутренние виды дворца производят особо сильное впечатление. Темная решетка перил подчеркивает разбег маршей парадной лестницы. Колонны отличаются особым изяществом. Кажется, что своды очень легко опираются на них. Создается впечатление, что архитектура наполнена внутренним движением. Что касается пространства лестницы, то оно раздвигается вверх и в глубину.

Вклад Константина Андреевича Тона

Его творческой целью было возрождение традиций древнерусской архитектуры. По проектам Тона были построены пятиглавые церкви, имеющие узкие арочные окна. Он использовал византийский и русский декор. Все эти элементы сочетались с симметрией и строгими пропорциями классицизма. С ним у Тона никак не получалось расстаться. Многим этот комбинированный стиль казался весьма искусственным. Однако в действительности дело было в другом. Главная причина – недостаточно глубокое освоение древнерусского архитектурного наследия. Николай I по достоинству оценил работы Тона. Архитектору предоставили несколько крупных заказов для Москвы. Большой Кремлевский дворец был построен именно под его руководством. Позднее состоялась закладка храма Христа Спасителя. Его возведение растянулось очень надолго. Стоит отметить, что сам храм задумывался как память об избавлении страны от наполеоновского нашествия. В 1883 году его торжественно освятили. В строительстве принимали участие многие талантливые русские мастера, среди них:

  1. Каменотесы.
  2. Литейщики.
  3. Инженеры.
  4. Художники.
  5. Скульпторы.

Также в храме установили мраморные доски, на которых были увековечены имена раненых и убитых офицеров. Там содержится информация о том, сколько солдат погибло в конкретном сражении. На этих мраморных досках увековечены и имена людей, которые пожертвовали свои сбережения для достижения победы. Что касается силуэта Москвы, то стометровая громада храма отлично вписалась в него.

Архистория окна в стилях. Русский классицизм

Ещё архитектура XVIII-XIX веков, в т.ч. РИАрхитектура русского классицизма
История окна

В нашей прошлой статье мы подробно поговорили об архитектурных стилях барокко и рококо, принявших в России немного иное обличье, нежели в Западной Европе. Традиции этих стилей наследовал классицизм.


Ещё архистория окна
Триумфальная арка, Париж
Точно так же русский классицизм обладает особыми чертами, отличными от западноевропейского. Какими? Узнаем сегодня.
Однако прежде нам стоит очертить основные особенности классицизма в мировой архитектуре. Стиль начал формироваться в конце XVIII века. Существовало множество предпосылок для его возникновения: в философии господствовала эпоха рационализма, личность человека утверждалась как высшая ценность бытия, государственный и общественный строй переосмыслялся. В литературе, музыке, живописи, скульптуре и архитектуре главенствовали строгие каноны для каждого жанра, а эпоха классицизма во многом опиралась на античное наследие, продолжая тем самым традиции эпохи Ренессанса.

Каноны античного зодчества послужили базой для создания европейских зданий в стиле классицизма. Формы были четкими и простыми, постройки монументальными, декор лаконичным, композиции симметричными — общество пресытилось вычурной пышностью барочных зданий. Конечно, роскошь была не чужда и особнякам и дворцам в духе классицизма, однако роскошь эта сдержанная. Здания оформлялись в бежевых, кремовых, молочных и приглушенно-желтых тонах. Стиль продолжался и во внутренней отделке построек: их украшали арки и колонны, изысканные витражи, ажурные лестницы, лепнина, мебель простых геометрических форм. Украшением служили фактуры материалов, например, мрамора или драгоценного дерева.

Первые эксперименты в этом стиле проводил итальянский архитектор Палладио, знакомый нам по эпохе Возрождения.

Множество памятников архитектуры классицизма было создано шотландцем Робертом Адамом. Так римские традиции оказались в Англии. Наиболее полно этот стиль нашел отражение во французских дворцах и особняках. Начало архитектуры классицизма во Франции связывают с именем Жака Жермена Суффло.


___
Классицизм в Россию пришел с некоторым опозданием. И если в Западной Европе стиль уже освободился от элементов предыдущих эпох, в России первые классицистические здания все еще сохраняли черты барокко и рококо.

Архитектура классицизма завоевала господствующее положение в России в середине 18 века. Связано это с особенностями градостроительства, точно как в европейских городах: в стиле барокко можно построить особняк, дворец, но его сложно распространить для торговых рядов, присутственных мест, банков или больниц. Огромный объем пышного декора делал строительство дорогим, а индивидуальность барочных форм было сложно перенести на типовые здания галерей, казарм, бирж, тюрем и гостиных дворов. В то время как художественный язык классицизма был универсальным, а строительство здания в этом стиле дешевле, благодаря его строгим законам форм.


___
Кроме того, новым был и принцип творчества. Прежде архитекторы барокко добавляли элементы декора не в план, а сразу лепили или вырезали на месте стройки — так действовал, к примеру, Растрелли и его команда. Архитекторы классицизма стали пользоваться проектными чертежами, кроме того, автором здания выступал один человек, разрабатывающий форму и стиль.

Проекты архитекторов гравировали и рассылали во все города России. Благодаря этим чертежам, а также строгой иерархии форм в классицизме, стала возможной быстрая застройка не только столичных городов, но и провинции. Согласно классицистическим ордерным принципам была спроектирована застройка Твери, Костромы и Ярославля.


___
Русский классицизм имел несколько специфических черт:

— чаще всего здания строились в виде параллелепипеда;

— они включали в себя три этажа;

— У жилого объекта должен был быть центральный корпус, соединенный с флигелями двумя галереями.

— Центральный корпус должен быть отмечен портиком.

При возведении домов использовался красный кирпич и белый камень. Окна эпохи классицизма, с одной стороны, наследуют палладианские традиции (вспомним окно с аркой), с другой стороны, тяготеют к еще большей геометричности форм. Усовершенствование технологий позволило создать двустворчатые окна, объединенные общим карнизом. Чаще всего окна делали продолговатой формы и размещали их в нишах.


___
В стиле раннего русского классицизма еще сохраняются элементы барокко. Среди петербуржских примеров — работы архитектора Жана-Батиста Валлен-Деламота (здание Академии художеств, Малый Эрмитаж, Гостиный двор) и Антониса Ринальди (Мраморный дворец). В Москве за классицистическую застройку города отвечал Матвей Казаков. В частности, красивейший дворец в Царицыно был построен под его руководством.
___
К строгому классицизму относится монументальный ансамбль Таврического дворца, созданный Иваном Старовым. Нельзя не упомянуть и архитектора Джакомо Кваренги. За тридцать лет по его проектам были возведены классические строения: здание Академии наук, Иностранная коллегия, Мариинская больница, Смольный институт, Конногвардейский манеж и другие. Пожалуй, самое известное классицистическое здание в Москве, Дом Пашкова, построил архитектор Василий Баженов.
___
В период высокого классицизма, или ампира, творили такие мастера, как Андрей Захаров (перестроил здание Главного Адмиралтейства) и Андрей Воронихин (ему принадлежит авторство монументального Казанского собора). Москву после пожара 1812 года заново застраивали Доменико Жилярди, Осип Бове и Афанасий Григорьев. Так, под руководством Бове реконструировали Красную Площадь, построили Манеж, разбили Александровский сад, а также создана Театральная площадь и знаменитое здание Большого театра.
___
Современные нам города во многом обязаны своим обликом мастерам классицизма. И в двух столицах, и во многих русских городах до сих пор сохранились принципы застройки, заложенные в той эпохе, равно и как и множество памятников архитектуры. Мы надеемся, что наши материалы, посвященные русской архитектуре, вдохновят вас на множество увлекательных прогулок. В следующий раз мы подробно расскажем об архитектурных стилях XVII и XVIII веков в Западной Европе.

Шедевры классицизма в архитектуре России.

Шедевры классицизма в архитектуре России

Русский классицизм — одна из самых ярких страниц в исто­рии мирового зодчества. Он прошёл несколько этапов в своём развитии и достиг небывалого расцвета в период правления Екатерины II (1762—1796). Россия, ещё совсем недавно воспри­нявшая европейский художественный язык, оказалась страной, особенно богатой на талантливых архитекторов. Совместную творческую деятельность русских и иностранных мастеров от­личали высокий профессионализм и следование принципам классицизма, дававшее им богатые возможности для воплоще­ния новых общественных и художественных идеалов.

Русская архитектура классицизма включала об­щественные здания, дворцы, городские и загород­ные усадьбы, жилые дома. Основными художественными цент­рами по-прежнему были Петербург и Москва. В каждом из этих городов развивалась своя архитектурная концепция, предопре­делённая особенностью планировки и творческой манерой от­дельных мастеров.

«Строгий, стройный вид» Петербурга

Крупнейшим центром классицистической архитектуры стал Петербург — новая столица Российского государства.

Весь город в плавных разворотах,

И лишь подчёркивает даль

В проспектах, арках и воротах

Классическая вертикаль.

И все дворцы, ограды, зданья,

И эти львы, и этот конь

Видны, как бы для любованья

Поставленные на ладонь...

      Д. Самойлов. «Над Невой»

Архитектурный облик Петербурга, отличающийся офици­альностью, торжественностью и близостью к западноевропей­ской школе, складывался благодаря творениям замечательных мастеров: Ж. Б. Леблона (1679—1719; застройка Васильевского острова), Д. Трезини (1670—1734; ансамбль Петропавловской крепости и здание Двенадцати коллегий), А. Ринальди (1710— 1794; Мраморный дворец), И. Е. Старова (1745—1808; Тавриче­ский дворец), Д. Кваренги (1744—1817; Эрмитажный театр, зда­ние Академии наук, Смольный институт благородных девиц).

Одним из наиболее известных произведений эпохи зрелого, или строгого, классицизма является Таврический дворец, со­зданныйИваном Егоровичем Старовым. Большая городская усадьба Г. А. Потёмкина, построенная в честь победы в русско- турецкой войне, предназначалась для торжественных празднич­ных приёмов. Своим каре парадного двора она была раскрыта к Неве, по другую сторону дворца находился парк. Ансамбль дворца состоит из главного, увенчанного куполом двухэтажного здания и двух выступающих боковых флигелей с внутренними двориками. Центральная часть подчёркнуто строгого фасада дворца выделена глубоким портиком с высоким фронтоном. Гладкие стены, почти полностью лишённые украшений, расчле­нены прямоугольными окнами без наличников. Несмотря на ла­конизм и простоту ордерной композиции, здание выглядит на­рядно и торжественно, о чём писал поэт Г. Р. Державин:

«Пространное и великолепное здание не из числа обыкновен­ных... Наружность его не блистает ни резьбою, ни позоло­тою, ни другими какими пышными украшениями: древний изящный вкус — его достоинство; оно просто, но величест­венно».

Планировка дворца отличалась достаточной сложностью. Центральная часть, павильоны, жилые и хозяйственные корпу­са были соединены многочисленными переходами; в боковых объёмах также располагались гостиные, танцзалы, концертный зал. По сравнению со сдержанными фасадами интерьеры дворца были необычайно богаты и парадны. Главное украшение дворца — огромный зал с белыми колоннами, способный вместить пять тысяч человек, предназначался для торжественных празднеств. О его красоте восторженно писал Г. Р. Державин:

Великолепные чертоги

На столько расстоят локтях,

Что глас трубы в ловецки роги

Едва в их слышится концах.

Над возвышенными стенами,

Как небо, наклонился свод;

Между огромными столпами

Отворен в них к утехам вход.

Композицию центральных залов завершал великолепный зимний сад с ротондой. Следуя за обширной галереей, торжест­венно украшенной по периметру колоннадой, он являл собой подлинное произведение искусства. «С первого взгляда усом­нишься и помыслишь, что сиё есть действие очарования... там цветы пестреют, здесь излучистые песчаные дороги пролегают, возвышаются холмы, ниспускаются долины, протягиваются просеки, блистают стеклянные водоёмы. Везде царствует весна, и искусство спорит с прелестями природы. Плавает дух в удо­вольствии» (Г. Р. Державин).

Прекрасным дополнением архитектурного облика столицы служили ансамбли классицизма в пригородах Петербурга: Александровский дворец в Царском Селе Д. Кваренги, Камеро­нова галерея в Царском Селе и дворец в Павловске Ч. Камерона (40-е гг. XVIII в. — 1812 г.).

К выдающимся творениям классицизма относятся сооруже­ния начала XIX в.: здания Адмиралтейства А. Д. Захарова (1761— 1811), российской биржи Тома де Томона (1760—1813), Ка­занский собор и здание Горного института А. Н. Воронихина (1759—1814), Михайловский дворец, Александринский театр, здания министерств и арки Главного штаба на Дворцовой пло­щади К. И. Росси (1775—1849), Исаакиевский собор О. Монферрана (1786—1858). Невозможно рассказать о каждом из этих гениальных творений, а поэтому обратимся лишь к некоторым из них.

В Петербурге начала XIX в. на первое место выдвигаются градостроительные задачи — создание архитектурных ансамб­лей и площадей. Большая протяжённость фасадов зданий, укра­шенных скульптурными композициями, простота ордерных форм существенно изменили облик города. Официальным цент­ром Петербурга становится Дворцовая площадь, образованная зданиями Зимнего дворца, Главного штаба с триумфальной ар­кой (К. Росси) и Адмиралтейства (А. Д. Захаров). Торговый центр города перемещается на Стрелку Васильевского острова (Тома де Томон). Мемориальным центром становится ансамбль площади Казанского собора (А. Н. Воронихин), выходящий на Невский проспект — главную магистраль города.

Одной из главных достопримечательностей, визитной карточкой Петербурга стало здание Адмиралтейства, к которому вели три главные магистрали города. Мечта Петра I о том, что «все флаги в гости будут к нам», вскоре стала реально­стью: корабли «...со всех концов земли к богатым пристаням» стремились.

К началу XIX в. здание Адмиралтейства об­ветшало, требовалась его капитальная реконст­рукция. В 1805 г. Андреян Дмитриевич Захаров был назначен главным архитектором Адмирал­тейства. Свои задачи он видел в бережном сохра­нении первоначальной структуры здания, в раз­работке и уточнении плана архитектурного комп­лекса, приведении его в стройную систему, в едином внешнем оформлении. Захаров сохранил два П-образных корпуса, между которыми неког­да проходил канал от Невы.

Главный фасад протяжённостью в 406 м (!) имел небольшую высоту — 16 м. Чтобы избежать монотонности и однообразия, Захаров разбивает фасад на пять частей. Его центром остаётся башня с золочёным шпилем «адмиралтейской иглы», вознёсшейся на высоту 72 м. Кораблик, венчающий шпиль, стал своеобразным символом горо­да — столицы морской державы. Первый ярус башни представляет собой монолитный куб, слу­жащий основанием для лёгкой и изящной колон­нады. Главный въезд осуществлялся через цент­ральную башню, он был оформлен в виде триум­фальной арки в честь русского флота.

По обе стороны от центральной башни распо­ложены два двенадцатиколонных портика, вы­держанных в спокойном дорическом стиле. Им вторят дополнительные выступы — ризалиты, украшенные шестью колоннами. Таким образом, строгая гладь стен, сочетающаяся с колоннадами, образует единый ритм фасада. Часть здания, вы­ходящую к Неве, Захаров украшает двумя па­вильонами. Перед одним из них дремлют львы — олицетворение силы и власти, перед другим лежат античные амфоры — символ вечной красоты и гар­монии.

А. Д. Захаров тщательно продумал скульптур­ные украшения архитектурного комплекса. Они также были призваны оживить общий вид мону­ментального здания. Для этих целей были привле­чены лучшие скульпторы того времени. Феодосий Фёдорович Щедрин(1751 —1825) изваял две груп­пы морских нимф, поддерживающих небесную сферу, — символ русского мореплавания, охватившего все оке­аны Земли. Им же были созданы 450 аллегорических масок над окнами. Иван Иванович Теребенев (1780—1815) украсил зда­ние двумя летящими фигурами Славы со окрещёнными знамё­нами, осеняющими корабли русского флота. Ему принадлежит аллегорическое панно с изображением Нептуна, передающего Петру I трезубец — символ владычества над морями. В целом все скульптурные украшения были призваны прославлять мор­скую державу России.

Казанский собор — одно из самых грандиозных по замыс­лу и великолепных по исполнению сооружений Андрея Ни­кифоровича Воронихина. Это замечательное здание, ставшее делом всей жизни архитектора, до сих пор является украше­нием Петербурга. А. Н. Воронихину было сорок лет, когда Па­вел I принял решение выстроить собор в честь прославленной иконы Казанской Богоматери. Император пожелал, чтобы но­вый храм как можно больше походил на собор Святого Петра в Риме. Обязательным условием было возведение колоннады перед фасадом здания. Став победителем в конкурсе проектов, Воронихин не собирался механически переносить итальян­ское творение на невские берега. Его оригинальный замысел от­личался смелостью решения и выверенностью научных расчё­тов.

Гармоничны и легки пропорции центрального портика глав­ного здания, украшенного шестью коринфскими колоннами и огромным треугольным фронтоном. Высокий купол (диаметр — 17 м) идеально соизмерен с размерами и пропорциями всего зда­ния. Он не подавляет, а торжественно венчает барабан, проре­занный удлинёнными и узкими окнами. При сооружении купо­ла были впервые в строительстве применены металлические конструкции из железа и чугуна.

Главным украшением собора является колоннада из 144 ко­лонн, расположенных в четыре ряда. Она естественно перехо­дит в широкую площадь, сливающуюся с главной магист­ралью Санкт-Петербурга — Невским проспектом. Мерный и сдержанный ритм колоннады с обеих сторон завершается ши­рокими проездами (около 7 м), напоминающими античные триумфальные арки. Современники сомневались, смогут ли ко­лонны выдержать тяжесть массивного свода, но их опасения оказались напрасными. Блестящий проект Воронихина был без­упречен не только с художественной, но и с технической точки зрения.

Ощущение торжественности и гармонии не только сохраня­ется, но и усиливается внутри здания. Стройные ряды парных колонн, высеченных из монолитных блоков розового гранита, разделяют пространства трёх нефов. Несмотря на скупость деко­ративного внутреннего убранства, стены, колонны и высокие своды собора блещут и переливаются полированным гранитом, мрамором и золочёной бронзой. К сожалению, А. Н. Воронихи­ну не удалось завершить строительство собора, но и то, что он ус­пел сделать, свидетельствует о выдающихся способностях мас­тера.

Желание царя Александра I (1777—1825) превратить Петер­бург в величественный имперский город, «мировую столицу», прославляющую русского императора, было осуществлено заме­чательным зодчим Карлом Ивановичем Росси (1775—1849), со­здавшим ряд монументальных творений в стиле ампир. Среди них — дворцово-парковый комплекс на Елагином острове (1818—1822), ансамбль площади со зданием Михайловского дворца (ныне Русский музей, 1819—1825), ансамбль Дворцовой площади со знаменитой аркой Главного штаба (1819—1822), ан­самбль Театральной площади с Александринским театром (1828—1839), здания Сената и Синода (1829—1834), определив­шие ансамбль Сенатской площади. Основной идеей архитектора стало прославление величия России, отражение её побед в Оте­чественной войне 1812 г. Планируя отдельное сооружение, Рос­си оформляет не только площадь перед ним, но и близлежащие строения в единый комплекс, который включает в цепь ансамб­лей города. Творения К. И. Росси по праву считаются вершиной русского градостроительства XIX в.

«Архитектурный театр» Москвы. В. И. Баженов и М. Ф. Казаков

Хотя «пред новою столицей померкла старая Москва» (А. С. Пушкин), именно здесь было создано немало архитектур­ных шедевров мирового значения. Главный из них — Пашков дом — принадлежит великому русскому зодчему Василию Ива­новичу Баженову(1737/38—1799). Этот дивный белый дворец, возвышающийся на холме, как на пьедестале, и сегодня являет­ся подлинным украшением Москвы. В общей композиции ан­самбля легко угадывается рука большого мастера, наделённого прекрасным знанием самых высоких достижений западноевро­пейской архитектуры, безошибочным чувством пропорций, ювелирной тонкостью отделки деталей, умением органично свя­зывать здание с окружающей природой.

Вход во внутренний двор усадьбы вёл через арку парадных въездных ворот, где был разбит пейзажный парк, ограждённый изящной кованой оградой с фонарями на столбах (в настоя­щее время сохранилась лишь часть решётки). В саду, укра­шенном беседками, фонтанами и скульптурой, гуляли редкие птицы. В прудах плавали экзотические рыбы и белоснежные ле­беди.

Великолепен главный дом с двумя низкими флигелями, под­чёркивающими протяжённость ансамбля и его раскрытость на­встречу Кремлю. Нижняя часть здания отделана рустом. Она выступает вперед и служит опорой для колонн портика и двух статуй, расположенных по его краям на уровне окон второго эта­жа. На фоне рустованной стены размещены арки оконных проё­мов, украшенные лепными гирляндами и масками львов. Они образуют своеобразную арочную галерею и подчёркивают общий ритм здания. Пилястры, охватывающие два главных этажа, придают стенам устремлённость вверх.

Зрительный эффект рассчитан таким образом, что взгляд не­пременно скользит вверх, к бельведеру (итал. belvedere — прекрасный вид) — круглой надстройке в виде павильона или бе­седки. До пожара в 1812 г. его венчала статуя богини Минервы. Лёгкость и изящество зданию придают античные вазы на балю­страде. Праздничная торжественность и нарядность здания до­стигнуты не обилием украшений, а соразмерностью частей, строгостью пропорций.

Всю жизнь В. И. Баженов мечтал возводить сооружения «к славе великой империи, к чести своего века, к беспримерной памяти будущих времён, к украшению столичного града, к уте­хе и удовольствию своего народа». Но, к сожалению, многим его замыслам не суждено было осуществиться. Фантастический план перестройки Кремля остался лишь в чертежах на бумаге и в деревянной модели. Екатерине II не понравились постройки дворцового ансамбля в Царицыно, на которые было потрачено целых 10 лет! По её приказанию строительство было запрещено: часть возведённых зданий следовало немедленно снести. Попав в опалу, Баженов покинул Москву и поселился в Петербурге. Павел I, давний поклонник и покровитель архитектора, вступив на престол, дал Баженову высокий чин действительного стат­ского советника, а через месяц подарил тысячу душ крестьян. Но царская милость пришла слишком поздно...

Новая московская архитектура конца XVIII — начала XIX в. обязана своими лучшими образцами творчеству Матвея Фёдоро­вича Казакова (1738—1812). За 50 лет своей деятельности он значительно изменил облик древней столицы, создав здесь нечто большее, чем десятки дворцов, общественных зданий, храмов и домов... Ему удалось не только не нарушить «естество» города, но и вступить в блистательный диалог с архитектурными соору­жениями старой Москвы.

Его имя не сразу засверкало на архитектурном Олимпе. В от­личие от В. И. Баженова, обучавшегося в Италии и во Франции, Казаков получил образование в России. Он был учеником из­вестного московского архитектора Д. В. Ухтомского (1719— 1774) и всегда ориентировался на русские архитектурные тради­ции. Диапазон его творчества был достаточно широк и включал общественные сооружения, храмы, усадебные и городские дома.

В 1768 г. судьба свела двух замечательных архитекторов вместе. Им было поручено создать «наиславнейшее в свете зда­ние» Большого Кремлёвского дворца. Несмотря на незавершён­ность работы, Казаков — первый помощник Баженова — про­шёл прекрасную школу архитектурного творчества. Сохранив­шиеся рисунки и чертежи для возведения увеселительных строений на Ходынском поле (1775), выполненные Казаковым с исключительным мастерством, ещё раз подчеркнули его архи­тектурное дарование. Императрица Екатерина II была вполне довольна и даровала ему чин архитектора. С той поры на него буквально хлынул поток заказов в Москве.

Петровский дворец — одно из самых значительных творе­ний М. Ф. Казакова. Ансамбль дворца представляет собой па­радный двор, замкнутый одноэтажными служебными корпуса­ми, прерывающимися восемью башнями (по четыре с каждой стороны). Классические мотивы сочетаются здесь с традицион­ными древнерусскими (бочкообразные столбы, стрельчатые ар­ки и окна, висячие гирьки, затейливые наличники). Красные кирпичные стены покрыты прихотливой вязью белокаменного декора. В архитектурном облике дворца также присутствуют го­тика и нарышкинское барокко.

Через год М. Ф. Казаков уже обду­мывал проект здания Сената в Кремле. Поразительное чувство меры и масшта­ба присущи треугольному в плане зда­нию (такую форму имел участок под строительство) с огромной купольной ротондой. Кажется, в нём ожили дух Античности и классические «законы чистого разума». В «безмолвную грома­ду камней холодных» Казаков сумел вдохнуть жизнь. Центры фасадов были искусно украшены дорическими колон­нами и пилястрами. Строгость и просто­та внешнего облика Сената контрастиро­вали с пышным интерьером Круглого за­ла, который современники справедливо называли «русским Пантеоном». Вдоль его стен идёт торжественный ряд коринфских колонн, в про­стенках между колоннами помещены рельефные панно. Высо­кий купол (диаметр 24,7 м) богато украшен кессонами. Екатери­на II, вступившая под его величественные своды, не смогла сдер­жать своего восторга.

К величайшим творениям М. Ф. Казакова принадлежат и здание «жилища наук» — Московского университета (1786— 1793), здание Благородного собрания (1784—1790-е), Голицын- ская больница (1796—1801, ныне Первая градская больница) и другие сооружения. Кроме того, он оставил нам свои бесценные альбомы чертежей всех главных московских построек. Рассмат­ривая их сегодня, мы как будто совершаем путешествие по ста­рым улицам Москвы, любуясь его гениальными творениями. И становятся понятными чувства, переполнившие душу худож­ника, когда он получил известие о пожаре в Москве в 1812 г. Он был воспринят М. Ф. Казаковым как великая национальная тра­гедия, принёсшая крушение всех его планов и замыслов.

Архитектура 18 века в России: русский классицизм и барокко

архитектура 18 века в России

В семнадцатом веке завершается семисотлетний период великого каменного древнерусского строительства. Впоследствии он впишется не в одну увлекательную страницу летописи мировой архитектуры. А уже русская архитектура 18 века прославится рядом новшеств в искусстве и строительстве. Именно эти изменения главным образом были обусловленные весомыми требованиями правительства. Прежде всего, архитектура 18 века в России должна была выразить всю мощь, силу и величие огромной империи в виде архитектурных сооружений.

С политическим и экономическим развитием России предъявляются новые требования и к градостроительству. Условно вся русская архитектура 18 века может быть представлена преимущественно несколькими архитектурными направлениями. Это в первую очередь барокко и рококо, ну и, конечно, классицизм.

 

Содержание статьи:

  1. Основные стили русской архитектуры
  2. Классицизм в России

 

архитектура 18 века

 

Русская архитектура 18 века: основные стили

Согласно определению «барокко» – это уникальное направление в живописи и в искусстве, отличительными чертами которого является необыкновенная пышность, своеобразная контрастность, а так же особое совмещение настоящего и иллюзорного. Признанными мастерами 18 века в стиле барокко, считались Трезини, Шлютер, Мичетти, Земцов, Растрелли, Чеванский и Ухтомский. Именно в их работах ярче всего была выражена архитектура 18 века в России, их фамилии навсегда останутся в истории великой державы.

Наиболее весомым вкладом в сокровищницу мирового и русского зодчества было обновление Петербурга. Среди многообразия архитектурных сооружений того времени наиболее впечатляющими стали: Зимний дворец, дворец Строгановых, а также Смольный монастырь и Царское село. Петербург смело можно было назвать культурной столицей того времени. Ведь именно там русская архитектура 18 века носила масштабный характер. В отличие от Москвы и всех остальных городов России именно в Питере строительство культовых зданий практически не велось - их возводили только в случае крайней необходимости.

Архитектура в России 18 века в частности во второй половине начинает значительным образом преобразовываться. Декоративное барокко и чопорное рококо сменил архитектурно-художественный стиль - классицизм. Он довольно быстро утвердился не только в Петербурге и Москве, а и распространился по всей стране.

 

Классицизм в России

Классицизм (в пер. с лат. - образцовый) – художественный стиль, созданный путем лаконичного объединения форм, образцом и композиций искусства античного мира и шедевром эпохи итальянского возрождения.

Архитектура 18 века в России формируется также в умелых руках таких прославленных основоположников русского классицизма как: В. И. Баженов, А. Ф. Кокоринов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов. Талантливые зодчие воздвигали прекрасные памятники, в которых присутствовали и классические архитектурные принципы, и элементы мировой классики, а также четко прослеживались традиции русского архитектурного наследия. Архитектурные сооружения этих архитекторов выделяются характерной простотой и строгостью, а так же рациональностью.

 

русская архитектура 18

 

Архитектура 18 века в России прославилась такими творениями зодчества раннего русского классицизма: Петербургская академия художеств, произведения В. И. Баженова в Москве – выстроенный дом Пашкова и нереализованный проект величественного Кремлевского дворца в Царицыне; Голицынская больница, Московский сенат в Кремле, а также Таврический дворец в Петербурге И. Е. Старова и другие.

 

Прогрессивные традиции русского зодчества 18 века имели огромное значение для практики более поздней архитектуры. С каждым годом архитектура преобразовывалась, но некоторые особенности русского зодчества развивались на протяжении грядущих столетий, сохраняя традиции и устойчивость вплоть до XX века.

 

архитектура 18 столетия

 

Статьи по теме:

1 Этап (1760-е – 1770-е гг.). Архитектура раннего русского классицизма

В 1760-х гг. произошёл быстрый и резкий переход от архитектуры динамичного и пышного растрелиевского барокко к чёткой завершённости простых и строгих объёмов классицизма. Пышное и многоцветное с позолоченной резьбой барочное оформление ушло в прошлое, в это время проявляется интерес к пропорциям и средствам ордерной архитектуры. Но в это же время в значительной степени сохраняется привычка к декоративным, пластическим приёмам стиля барокко, поэтому данный этап является переходным от барокко к классицизму. В 1762 г. был закончен барочный Зимний дворец, в том же году был принят классицистический проект строящегося Большого Гостинного двора архитектора Валлен-Деламота, вместо расстрелиевского варианта гостинного двора в виде дворцовой постройки.

В 1764 г. создан проект Академии художеств в СПБ (1764-1788, арх. Кокоринов, Валлен-Деламот). Здание оформляет набережную и повторяет очертание реки, возвышаясь над более низкими соседними постройками. В плане здание представляет собой квадрат, внутри которого огромный круглый парадный двор и четыре служебных двора по углам. В плане Академии строго учтено её функциональное назначение: учебные помещения расположены вокруг внутреннего круглого двора. Пропорции фасада чётко определены ордером. Двухсветный конференц-зал перекрыт пологим куполом, придающим торжественность главному фасаду. Парадный вход благодаря пологому куполу обладает некоторыми криволинейными очертаниями, что вносит пластическое начало в большое строгое здание. В парадности ощущается преемственная связь с барокко, но сами ордерные формы, являющиеся здесь основным композиционным средством, и минимальное количество декоративных деталей свидетельствуют о новых представлениях в архитектуре.

К этому же начальному периоду нужно отнести и Мраморный дворец (1768-1785) – лучшее произведение арх. А.Ринальди (ок. 1710-1794), решившего его как ренессансное палаццо.

Для сложения русского классицизма чрезвычайно важна следущая черта – античность воспринималась в значительной мере через призму Высокого Возрождения. Архитекторы преклонялись перед возвышенностью и уравновешенностью построек Палладио, которые оказали заметное влияние на архитектуру всего европейского классицизма. Только в самом конце 18 в. у некоторых архитекторов возникает интерес к подлинной античности, притом не к императорскому Риму, а к греческой классике и даже архаике, к этрусскому и раннеримскому зодчеству.

В 1768 г. вышел указ Екатерины 2 о создании всем городам специальных планов, по которому нескольким сотням городов были утверждены регулярные планы – Тверь, Тула, Смоленск, Ярославль и многие др.

23. 2 этап (1780 – 1790-е гг.). Архитектура периода строгого классицизма

К этому времени архитекторы 1770-х гг., часто прошедшие основательную подготовку за границей (арх. Баженов, Старов и др.) освобождаются от влияния пережитков барокко и переходят к последовательно строгим решениям, причём доминирующее значение придаётся ордеру.

В это время был выработан новый тип городского дома в 3-4 этажа. Фасады оживляли барельефные вставки, лепные маски в замках над окнами, прямые и треугольные сандрики на кронштейнах, карнизы с модульонами и балконы с чугунными ажурными ограждениями. Нижние этажи домов обрабатывались рустом. Этот тип жилого дома активно использовался и в строительстве первой трите 19 в.

К числу лучших проектов этого времени следует отнести план перестройки Московского Кремля (1767-1775) арх. Баженова (1737-1799). Баженов первым из русских архитекторов стал мыслить постройку в её связи с окружением, как объёмную композицию, активно организующую пространство города. Проект дворца для Московского Кремля (с одновременной реконструкцией всего ансамбля и Красной площади) превращал Кремль в грандиозный общественный форум. Баженов мыслил Кремлёвский дворец не как отдельное здание, а как общественный центр большого города, как средоточие всей страны, являвшимся памятником “славе великой империи”. Дворец имел сложную конфигурацию плана, что было обусловлено неправильными очетраниями Кремля и наличием в его пределах древних памятников, которые необходимо было сохранить. Центром комплекса являлась главная овальная площадь, к которой сходились основные радиальные улицы Москвы. Связь Кремля с городской застройкой усиливалась и выносом главного фасада дворца на линию кремлёвских стен. Вместе с тем мощный рустованный цоколь дворца и торжественная колоннада в высоту двух верхних этажей должны были скрыть за собой древние постройки Соборной площади, что существенно нарушило бы традиционный облик Кремля.

В прорисовке общего плана Овальной площади, в округлых формах залов и других помещений, в сгущённости колонных портиков прослеживаются остатки барокко, но несмотря на это в проекте ощущается сила основного, главного средства – ордерной системы, являющейся лейтмотивом и экстерьера и интерьера. Огромная ионическая колоннада распространяется по всем фасадам здания, огибает все его части, заходит во дворы и т.о. объединяет всю композицию. Колоннада эта в полном соответствии с принципами классицизма вознесена на уровень второго яруса, первый же служит ей мощной опорой.

В 1775 воплощение проекта было прервано из-за нежелания Екатерины II, сохранилась лишь деревянная модель. Это явилось для Баженова тяжёлым ударом. Но частично свои градостроительные идеи Баженова позже удалось осуществить в доме Пашкова в Москве (1784-1786), где автор перерабатывает традиционную схему застройки усадьбы, ставя в один ряд на краю холма, противоположного Кремлю, центральное увенчанное бельведером здание и связанные с ним флигеля (которые в других постройках обычно выступают вперёд), что придаёт застройке городской облик. Вместо курдонёра (парадного двора) создан сад. Дом Пашкова не только достойно соседствовал с Кремлём, но и определил масштаб трёх улиц, на которые выходят его фасады.

В творчестве Баженова можно проследить попытки своеобразного синтеза классики с древнерусскими традициями. Этот синтез от стремился осуществить в подмосковной императорской усадьбе “Царицыно” (1775-1785), построенной в живописном и романтическом “готическом стиле”. Усадьба состояла из дворца и ряда парковых павльонов. Живописные сами по себе, умело введённые в парковую природную среду, павильоны составляли неповторимае органичное целое. В планировке Царицына с её элементами классицистической чёткости тонко учтен рельеф местности: здания живописно расположены на разных уровнях. В декоре усадьбы в Царицыно фантастически переработанные элементы древнерусского и готического зодчества своеобразно сочетаются с ордерными пропорциями. Белокаменный псевдоготический декор, зрительно облегчающий и пластически обогащающий сооружения из красного кирпича, придаёт им приветливость и нарядность; сочетание сложных по конфигурации помещений создаёт неожиданные контрастные эффекты при переходе из одного помещения в др. Постройки в Царицыне остались незавершёнными, поскольку Екатерина II враждебно отнеслась к ним при их осмотре на месте. Спустя некоторое время был издан указ Екатерины 2 разрушить то, что было построено. Дворец был снесён, а павильоны остались.

Зарождение на каком-то этапе развития глубокой внутренней преемственности национального искусства характерно для многих стран. В Англии 18 в. зародилась псевдоготика, а в России 18 в. “готическим” называли всё древнерусское искусство. От подлинной западноевропейской готики в сооружениях имеются лишь отдельные архитектурно-декоративные детали – стрельчатые проёмы, зубчатые завершения стен, башни и башенки. Но на ряду с “готической” декорировкой в постройки широко вводились совсем другие темы – преобразованные античные ордерные, древнерусские и придуманные фантазией архитекторов мотивы. Сооружения псевдоготики обычно находились за пределами городов и включались в парковые комплексы.

Меняются и формы паркового строительства – на смену “регулярному” парку с его геометрической композицией приходит “пейзажный” парк: искусственно создаются пруды с изрезанными берегами, каскады, извилистые дорожки, производятся посадки разнообразных по цвету листвы пород деревьев. Классический пример такой композиции – Павловский парк в СПБ.

Крупным архитектором этого периода был М.Ф. Казаков (1738-1812), создатель большого количества домов знати и купечества донаполеоновской Москвы. Для его творчества характерны спокойные, уютные формы многочисленных дворянских особняков, где он искусно варьировал обязательный для зрелого классицизма колонный портик и малый ордер окон или балконов боковых ризалитов и флигелей. Ему же принадлежит и ряд крупных общественных сооружений – здание Сената в Кремле (1776-1787), здание Голицынской больницы (1796-1801) и др. Здесь он искусно сочетает прямоугольные объёмы с угловой или центральной ротондой. Казаков каждый раз решает практические задачи любой сложности, находя в репертуаре классических форм нужные варианты.

Третьим крупнейшим мастером русского классицизма был И.Е. Старов (1745-1808). В его ранних произведениях можно проследить параллели с Малым Трианоном или итальянскими виллами. Он по новому осмысляет и традиционное умение мягко вписывать архитектуру в пейзаж, а в самих зданиях обыгрывает свои любимые вытянутые овалы или галереи с закругленными концами. Своеобразный вариант такого зала Старов дал в интерьере монументального Таврического дворца, воплотившего идею величия российского государства (1783-1789, СПБ).

Таврический дворец является итогом и примером зрелого этапа классицизма. Фасады его не имеют членений, это большие плоскости, лишённые даже наличников окон, ордер применён наиболее простой – тосканский. Строгость и монументальная простота его внешнего вида, с мощной гладью стен и портиком, противопоставлены великолепию и торжественности блестящего интерьера. В здании Старов создаёт парадную композицию интерьеров, как бы нанизанных на единую ось: вестибюль – парадный входной зал, завершенный куполом – далее огромный белоколонный зал, называемый «Большая галерея», расположенный своей основной осью поперёк основной оси здания. К особенностям планировки Таврического дворца нужно отнести эту типичную перпендикулярную направленность осей, компактность и замкнутость отдельных помещений, сочетание галереи с купольным залом типа Пантеона. (Наполеон, задумав построить дворец для своего сыны, велел собрать лучшие проекты дворцов, и выше всех поставил именно Таврический дворец).

Значительным архитектором конца 18 в. был итальянец Джакомо Кваренги (1744-1817). Некоторые его постройки, такие как Эрмитажный театр в СПБ (1783-1787), отличаются своей монументальной пластичностью. Необычный зрительный зал Эрмитажного театра устроен наподобие античного – от сцены амфитеатром поднимаются вверх полукруглые ряды скамей, стены и колонны декорированы цветным искусственным мрамором, в нишах расположены скульптуры Аполлона и девяти муз, а над ними барельефы с портретами знаменитых музыкантов и поэтов.

В других постройках Дж.Кваренги сказывается особая прямолинейность построения и геометрически чёткая трактовка архитектурных форм, что приводит к чрезмерной замкнутости его построек, их малой связи с общегородской застройкой, изолированности от окружающей среды. Таково здание Академии наук (1783-1789) в СПБ.

В здании Ассигнационного банка (1783-1790) в СПБ Дж.Кваренги создал оригинальную пространственную композицию, функционально оправданную и логически продуманную. Здание Ассигнационного банка состоит из двух частей: центрального трехэтажного корпуса с мощным шестиколонным коринфским портиком на рустованной аркаде (расположен в глубине парадного двора), и кладовых, подковообразно окружающих центральный корпус и соединенных с ним открытыми галереями-колоннадами. Главный фасад здания центрирован ризалитом с фронтоном и колоннадой, объединяющей два верхних этажа. Парадный двор Ассигнационного банка отделен от улицы Садовой, на которую открыт парадный двор, чугунной оградой с павильонами-пропилеями и гранитными столбами. Внутреннюю отделку возводимых зданий Дж.Кваренги решал теми же средствами, какими он определял их внешний облик, что придавало интерьерам некоторую холодность.

В 1806-1808 гг. Кваренги строит здание Смольного института. Построенное рядом с барочным комплексом Смольного монастыря Растрелли, оно контрастирует с ним простотой сильно протяжённого фасада с классицистическим колонным портиком, поднятым на высоту второго этажа. По бокам центрального корпуса расположены два симметричных флигеля.

Важной стороной, в значительной мере определившей неповторимый облик СПБ, было сочетание архитектуры со скульптурой. Если в середине 18 в. живопись и скульптура были целиком подчинены требованиям украшения здания и играли явно подчинённую и декоративную роль, то в конце века гармоническое содружество связывало их в некое художественное единство, взаимно поддерживало и выявляло достоинства и особенности каждого вида искусств. Сказанное относится не только к многочисленным рельефам и статуям, органически дополнявшим произведения мастеров классицизма, но и к свободно стоящим статуям и памятникам, независимо от своего размера организующим вокруг себя пространство площадей и комплекс окружающей их застройки. Наиболее показательный пример – статуя «Медного всадника» (1782) – памятник Петру 1 работы французского скульптора Фальконе. Относительно небольшой сам по себе, памятник мастерски вписан в окружающее пространство и «держит» всю площадь. То же самое можно сказать и про памятник Суворову, воздвигнутый М.И. Козловским (1753-1802) на Марсовом поле в СПБ в виде мужественной фигуры молодого воина, облачённого в своеобразные рыцарские доспехи.

24. 3 этап (первая треть 19 в.). Поздний русский классицизм. Ампир

Специфика этого периода связана с переходом к созданию целостных архитектурных комплексов, к органическому включению сооружений в систему улиц и площадей, с активной ролью монументальной скульптуры во внешнем и внутреннем убранстве зданий. В Москве и СПБ возводятся крупнейшие градостроительные ансамбли Европы того времени. Отмечаются сдвиги также и в строительной технике: начинают использоваться новые строительные материалы – чугун, кованое железо.

Подготовка к реконструкции центра Москвы обусловила появление новых требований к архитектуре общественных зданий. Кроме проекта перестройки Московского Кремля архитектора Казакова, попытки осуществления новых градостроительных задач нашли своё выражение в здании Военного госпиталя в Лефортово (теперь им. Бурденко). Это лечебное учреждение было построено архитектором Еготовым в 1798-1802 гг. на берегу р.Яузы. Еготов возвёл главный корпус госпиталя в виде трёхэтажной центральной части и двухэтажных боковых флигелей соединённых переходами. Этот корпус объединил существовавшие ранее шесть разрозненных зданий в единое целое. Здание госпиталя выделялось в застройке значительного пространства города своей высотой и массивностью объёма. Плоскостно трактованные фасады, огромные глади стен противопоставлены пластическому богатству портиков. Двухцветная окраска здания с белыми колоннами, пилястрами и антаблементами, выступающими на тёмном фоне, усиливала пластическую выразительность. Градостроительная задача обусловила в этом случае изменение традиционной для классицизма схемы симметрично-осевой композиции. Из нескольких отдельно стоящих зданий архитектор создал чёткую систему объёмов, образующих представительное сооружение и организующих окружающую застройку.

Так в условиях расширяющегося строительства в обеих столицах разрабатывается новый градостроительный приём: путём соединения нескольких зданий создавалась композиция нового крупного сооружения, отвечающего новым масштабам города.

В 1801-1811 гг. архитектор Воронихин (1759-1814) возводит Казанский собор в СПБ.

Несмотря на то, что необходимо было ориентировать алтарь собора на восток, а соответственно главный западный вход должен был выходить на второстепенную Казанскую улицу, Воронихин придал выходящему на Невский проспект южному крылу значение главного фасада, обогатив его грандиозным полукружием 4-рядной колоннады коринфского ордера. Колоннада из 92 колонн образовала перед собором широкую раскрытую на Невский проспект площадь, включив тем самым собор в архитектурно-пространственную композицию главной городской магистрали. Если колоннада перед собором св. Петра в Риме замыкает площадь, подчинена монументальному фасаду здания и имеет целью подчеркнуть его господствующее положение, то открытая колоннада Казанского собора, вытянутая вдоль проспекта, архитектурно организует площадь и усиливает значение её, а не здания. Площадь перед западным главным входом, трактована как второстепенная и не конкурирует с площадью, открытой на магистраль. Но этой второстепенной площади придан парадный характер путём обрамления её полукружья ажурной чугунной решёткой. В интерьере собора применены скульптура, лепная орнаментика, бронза, мозаичные и мраморные полы. Лёгкий стройный купол состоит из трёх оболочек: наружной, образующей его конструкцию, и двух видимых в интерьере. В нижней сделано широкое отверстие для света, что создаёт впечатление своеобразного «парения» купола. В конструктивном отношении Казанский собор является одним из первых примеров металлической конструкции решётчатого купола большого пролёта.

Здание Биржи, построенное в 1804-1810 гг. архитектором Тома де Томмоном (1760-1813, швейцарец) свидетельствует о дальнейшем развитии архитектуры классицизма. Здание Биржи с двумя ростральными колоннами и полукруглой площадью, ограниченное гранитной набережной оформляло Стрелку Васильевского острова. Оно должно было закрепить ось реки и стать градообразующим началом этой части города. В сочетании с симметрично поставленными ростральными колоннами-маяками, Биржа господствует над широким пространством Невы, превращая его в своего рода архитектурное звено, объединяющее обособленные ранее прибрежные части центрального района города. Чеканно-строгий, построенный на формах дорической архитектуры, образ Биржи приобрёл роль архитектурной доминанты в пределах широкого пространства, ограниченного с одной стороны Петропавловской крепостью и с другой – строем дворцовых зданий левого берега Невы. Ядром здания Биржи в плане был главный зал для биржевых операций (размером 21 х 41 м), перекрытый кесонированным цилиндрическим сводом. По сторонам зала располагаются вспомогательные помещения. Здание окружено колоннадой из 44 колон дорического ордера и имеет вид периптера поставленного на высоком подиуме. Строгость, простота и лаконизм здания рассчитаны на восприятие издали в окружении речных пространств. Вместе с тем, мощь, суровость сооружения и скупость декорации отражают эволюцию художественных форм архитектуры русского классицизма.

Самым крупным сооружением начала 19 в. в котором полнее всего раскрылись достижения русской архитектуры в области создания монументальных ансамблей было Адмиралтейство, построенное в 1806-23 гг. архитектором Захаровым (1761-1811).

В связи с размещением здесь Морского министерства, а также с перестройкой центра столицы для придания ему представительного облика началась комплексная реконструкция старых построек Адмиралтейства. К началу 19 в. обветшалые корпуса Адмиралтейства резко выделялись на фоне застройки берега Невы, зданий Академии Наук, Академии художеств и др. При перестройке здания Адмиралтейства сохранили сложившуюся систему его планировки с двумя параллельными рядами корпусов, а также центральную башню над главными воротами, которые заключили в новый большой объём.

Во внешнем П-образном корпусе Захаров разместил деловые и парадные помещения: большой зал адмиралтейств-коллегии, главный вестибюль, музей, библиотеку и т.п. два Г-образных корпуса отвели, как и ранее, под производственные помещения, корабельные и чертёжные мастерские, склады и т.п. Новое назначение Адмиралтейства, как представительного здания требовало устройства перед его главным фасадом парадной площади, которая становилась центральной городской площадью. Здание Адмиралтейства организовало систему площадей и берущую здесь своё начало композицию 3 лучей главных магистралей города.

Все фасады здания Адмиралтейства объединены в целостную композицию с главенствующей башней и двумя завершающими здание павильонами, обращёнными к Неве. Сооружение имеет огромные размеры – длинна главного фасада 407 м, боковых – 163 м. В здании Адмиралтейства происходит подлинный синтез искусств – многочисленные скульптурные работы скульпторов Щедрина, Пименова, Демут-Малиновского и др. вводились только там, где они были необходимы для решения общей художественно-композиционной задачи – развития идейно-образной темы морского могущества России.

Традиционная в русском классицизме двухцветность, сочетание жёлтого тона стен с белыми колоннами и различными архитектурно-скульптурными деталями способствует выявлению архитектурной композиции здания и подчёркивают спокойную гладь стены. Адмиралтейство Захарова – крупнейшее сооружение СПБ, разрешившее проблему застройки центра столицы у Невы и наметившее его дальнейшее развитие, как традиционной системы центральных площадей города.

Победа в войне 1812 г. усиливает патриотические чувства, а знакомство во время заграничных походов 1813-1815 гг. с новейшими достижениями французского ампира способствовали дальнейшему развитию русского искусства и архитектуры. Большинство общественных зданий, а также памятники монументальной скульптуры этого времени развивают тему триумфа, победы, прославляют героические подвиги русского народа. Черты триумфальной приподнятости в архитектуре – характернейшая особенность стиля позднего русского классицизма.

Русская архитектура в 1810-1830-х гг. достигает своего высокого развития, но одновременно начинается завершающий этап классицизма. Те архитектурные приёмы, которые ранее применялись лишь в условиях СПБ или Москвы, теперь применяются по всей империи. Этому способствует применение единых норм и стандартов, правил планировки и застройки городов, образцовых проектов административных зданий и фасадов жилых домов .

По новому теперь складываются и архитектурные ансамбли: если раньше они складывались вокруг большого центрального здания, то теперь главным становится площадь или пространство улицы, обстроенные одновременно запроектированными общественными, административными и жилыми зданиями. Господствующий в архитектуре предыдущего периода тип дворянской усадьбы уступает место новым типам зданий – жилому особняку в Москве и провинциальных городах, многоквартирному доходному дому в СПБ. Постепенно отмирают дворцово-усадебные формы архитектуры 18 – начала 19 в. – нарядные подъездные дворы, купольные залы величественные анфилады. Начиная с 1830-х гг. появляются признаки распада концепции архитектуры классицизма, разобщения её тектонического, утилитарного и художественного начала. Снижаются требования к архитектуре массовых зданий. К концу 1 половины 19 в. русский классицизм исчерпал свои возможности. Канонизация принципов архитектуры классицизма и вместе с тем беспринципное использование форм и стилей архитектуры античности, средневековья и Возрождения, привели в 1840-1850 гг. к распространению стилизаторства и эклектики.

25. После победы в войне 1812 г. началась перестройка столицы империи. Карл Иванович Росси (1775-1849) совместно со Стасовым и др. архитекторами реализует проект перестройки центра СПБ. Сохраняя градостроительным ядром Адмиралтейство и главной осью Невский проспект, Росси проектирует целую систему площадей. Главное звено этой системы – Дворцовая площадь. Ансамбль Дворцовой площади (1814-1829 гг.) образуют Зимний дворец с одной стороны, и два симметрично расположенных дугообразных в плане корпуса Главного штаба и Министерства иностранных дел с другой. Под здание Главного штаба были перестроены жилые дома на площади, возведённые ещё в 1779-1885 гг. Росси удачно объединил здание штаба и министерства, аркой через Морскую улицу, создав единое колосальное сооружение, и связав площадь с Невским проспектом. Триумфальная арка Главного штаба, ставшая основным архитектурным акцентом площади, была сооружена в честь победы над Наполеоном в войне 1812 г. Её увенчивает квадрига – колесница Славы, работы скульпторов Пименова и Демут-Малиновского, а также статуи воинов и выразительные скульптурные композиции из оружия и доспехов, типичные для ампира.

Центр композиции со здания Росси перенёс на центральное пространство площади. Единству ансамбля способствовало и повторение в здании Главного штаба композиционного членения фасадов Зимнего дворца. Арка штаба заменила традиционный ранее портик в общественных зданиях, и стала парадным въездом на Дворцовую площадь со стороны Невского проспекта. Благодаря градостроительному мастерству Росси огромное по протяжённости сооружение превратило неорганизованно застроенную территорию перед Зимним дворцом в одну из красивейших площадей. В 1819 г., когда Карл Росси проектировал здание Главного Штаба, он разрабатывал и проект благоустройства всей прилегающей к нему территории. Дворцовую площадь зодчий планировал украсить большим обелиском. Однако проект монумента был принят только при в 1829 году и работа была поручена не Росси, а Огюсту Монферрану.

В 1829-1834 гг. по проекту архитектора Огюста Монферрана на площади был установлен ещё один памятник Отечественной войне 1812 г. – Александровская колонна. Мощная дорическая колонна, вытесанная из гигантского красного гранитного монолита весом в 560 тонн, как бы закрепляла центр композиции Дворцовой площади. Уникальность проекта в том, что колонна, которая держится за счет собственного веса, изготовлена из цельного камня (колонна Траяна в Риме, Вандомская в Париже, «Монумент» в Лондоне сложены из каменных блоков и полые внутри). Колонна не врыта в землю и не укреплена на фундаменте, она держится только за счёт точного расчёта и своего веса. Для установки на вершине колонны совет Академии художеств выбрал однофигурную композицию: ангел с поднятой рукой, попирающий крестом змия, свернувшегося у его ног. Высота памятника 47,5 метров. Подъём и установку ствола колонны в течение 1 часа 40 минут осуществили 2090 человек.

Ансамбль Михайловского дворца (1816-1825, с 1896 – Русский музей), строится одновременно с Дворцовой площадью и включает основное здание, фланкирующие его служебные корпуса и большую площадь перед ним (сейчас – площадь Искусств). Одновременно со зданием дворца архитектор спланировал прямоугольную площадь обстроенную однотипными жилыми домами и весь прилегающий район города – от Невского проспекта до Невы. Возник развитый архитектурный ансамбль.

Главный корпус Михайловского дворца представляет собой прямоугольное в плане здание с 2 внутренними световыми дворами. В центре здания расположен парадный вестибюль, обозначенный на фасаде коринфским портиком, который замыкает перспективу улицы и площади, открывающуюся с Невского проспекта. Дворцовые залы располагаются по внешнему периметру и связаны с главной лестницей и проходом в сад, жилые и служебные помещения размещены внутри световых дворов. Парковый фасад дворца обращён в сторону р.Мойки.

Ансамбль Александринского театра (1816-1818, 1823-1832), построен арх. К.Росси. Получив заказ на создание здания театра, Росси задумывает перестройку большого центрального участка города.

Комплекс включают две площади с окружающими их зданиями. Перед театром создана открытая на Невский проспект площадь Александринского театра (теперь Островского) и к р.Фонтанке выходит Чернышева площадь (теперь Ломоносова). Обе площади и театр соединены Театральной улицей (теперь – ул. Зодчего Росси). Кроме самого театра важное значение получил корпус с Публичной библиотекой (1828-1832).

Само здание театра являлось лучшим в Европе того времени по композиционному решению и декоративной отделке. Театр целиком был построен из несгораемых материалов, перекрытия большого пролёта осуществлены из чугуна и кованного железа. Во внутренних отделках, созданных Росси, сочетаются живопись и лепка, изобразительные и орнаментальные темы, в основном – мифологические и триумфально-героические из античного искусства. Ощущается общность с западноевропейским ампиром как в композиции, так и в деталях.

Архитектор Стасов придерживался правил более строгой греко-дорической архитектуры. Показательны в этом плане казармы Павловского полка, определившие своим обликом архитектуру Марсова поля – одной из главнейших площадей СПБ, место военных парадов. Решённое в формах дорического ордера здание Павловского полка органично вошло в застройку центральной части города, поддержав строгий и стройный общий характер его архитектуры.

Последний крупный градостроительный замысел Росси – ансамбль Сенатской площади (пл. Декабристов) со зданием Сената и Синода. Ещё в 1782 г. на этой площади был открыт памятник Петру 1 «Медный всадник» созданный скульптором Фальконе.

В 1818 г. архитектор О.Монферран начал строительство на Исаакиевской площади нового Исаакиевского собора, растянувшееся на многие годы (открытие собора состоялось лишь в 1858 г.). Возведённый вблизи набережной Невы собор стал третьей высотной доминантой города – его золотой купол виден с очень далёких расстояний.

Наряду с Исаакиевским собором значительное место в оформлении Исаакиевской площади занимает Мариининский дворец. Его фасад, построенный арх. Штакеншнайдером в 1839-1844 гг. замыкает перспективу площади с юга. Западную и восточную границы площади определили два здания, принадлежавших Министерству государственных имуществ (арх. Н.Ефимов, 1844-1853 гг.). В центре площади в 1856-1859 гг. был установлен памятник Николаю 1. В итоге всех проведённых строительных работ Исаакиевская площадь, являющаяся органическим продолжением Сенатской площади, получила законченный вид.

Т.о. реконструктивные мероприятия, начатые в начале 19 в. перестройкой здания Адмиралтейства и охватившие всю систему центральных площадей города, потребовали около полувека, чтобы создать систему парадных площадей в центре города и вдоль основной транспортной магистрали – Невского проспекта. Здесь ведущая роль принадлежала арх. К.Росси, создавшему обширную взаимосвязанную систему новых ансамблей вдоль проспекта. Эта система включала Михайловскую площадь и Михайловскую улицу, ансамбль Александринского театра, Театральной улицы и Чернышевой площади.

Мене чем за полтора столетия, сформировался исключительный по красоте город, насыщенный шедеврами архитектуры. Не связанный с планировочным наследием средневековья СПБ стал ярким примером воплощения передовых градостроительных принципов того времени. В формировании его ансамблей достигнута традиционная для русского градостроительства взаимосвязь города с природным окружением.

About Author


admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о