Компенсационные муфты: Муфта компенсационная, муфта компенсирующая | Блог инженера теплоэнергетика – типы, назначение, методы применения, свойства

Муфта компенсационная, муфта компенсирующая | Блог инженера теплоэнергетика

      Здравствуйте! Промышленные муфты нашли применение для кинематической связи вращающихся валов приводов электрических устройств или силовых механизмов. Чтобы грамотно определиться с видом компенсационного изделия требуется разбираться в принципиальных отличиях между их разновидностями.

О назначении

     Приводные компенсирующие муфты (КМ) специально разрабатывались для передачи вращающегося момента ведущего вала на ведомый элемент. Передача проводится без изменения параметров и направления вращения. Главное назначение муфт в сохранении момента сочетается с выполнением дополнительных функций. Специализированные муфты качественно компенсируют погрешности монтажа оборудования и демпфируют геометрическую деформацию осей валов.

     Муфта компенсационная считается незаменимым элементом для соединяемых валов со смещенными осями. Технологические особенности использования удлиненных валов требуют применения составных элементов компенсационных муфт. Практичные в использовании устройства для компенсации радиальных, осевых или угловых смещений легко соединяются и разъединяются. В аварийных режимах служат для предохранения оборудования от поломок. Хорошо поглощают излишнюю вибрацию и устраняют толчки.

Разновидности устройств компенсации

     Для промышленного и частного потребителя выпускается огромное конструктивное разнообразие компенсационных муфт. Главный критерий правильного подбора стандартизированных муфт — передача вращающегося момента с сохранением модульных значений. Кроме специализированного функционального назначения конструкции устройств отличаются принципами функционирования: механического, пневматического, гидравлического и прочих.

     Главная паспортная характеристика узлов характеризуется показателями вращающего момента, который специально рассчитывается на конкретное применение. Распространение в промышленности получили механические компенсационные муфты. Специфические особенности соединения валов предусматривают применение неуправляемых (глухих), управляемых и саморегулируемых (автоматических) узлов. Ответственные узлы в соединении валов определяют надежность работы и долговечность используемых машин.

Неуправляемые узлы представлены компенсационными муфтами:

1. Жесткими. Главное предназначение заключается в соединении вращающихся узлов с незначительными осевыми смещениями. Взаимные перекосы осей вызываются неточностью изготовления деталей и грубостью монтажа. Наряду с продольными, радиальными и угловыми смещениями встречается комбинированный вид. Эта «несоосность» вращающихся элементов устраняется путем приведения к «соосности» за счет подвижных жестких элементов.

2. Упругими. Главное предназначение — компенсировать динамические нагрузки. Основной узел муфт представлен упругим элементом, передающим вращающий момент между 2 равнозначными полумуфтами. Востребованные изделия представлены втулочно-пальцевыми, торообразными и муфтами с резиновой «звездочкой».

Крестово-кулачковые изделия

     К разновидности жестких компенсационных муфт относятся крестовые (ГОСТ 20720 – 75) или муфты Ольдгена. Изготавливаются плавающие муфты 2 типов: кулачковые дисковые и конструкции с вкладышем. Конструктивно узлы выглядят в виде 2 полумуфт, специального диска или вкладыша.

     Для изготовления полумуфт и дисков используется сталь Ст 3, Ст 4, Ст 5. Вкладыши изготавливаются из стойкого текстолита. Допускается радиальное смещение ≤ 0,04 D и угловое ≤ 0° 30′. Расчеты на прочность кулачково-дисковых узлов рекомендуется проводить по критичным показателям давления на рабочие плоскости сопрягаемых элементов муфты.

Цепные

     Эти изделия (ГОСТ 20742 – 93) относятся к достойным представителям конструкции из 2 полумуфт (звездочек) с однозначным количеством зубьев, охватывающей их цепи и защитного кожуха. Узлы рекомендуются к использованию в местах соединений валов с диаметрами — 20 ÷ 150 мм. Передача вращающего момента характеризуется значениями — 60 ÷ 16000 Н*м/с. Частота вращения — 500 ÷ 1600 мин-1. Для изготовления используется сталь 45 и 45Л.

     Конструктивные достоинства муфт представлены упрощенным сервисом и надежностью эксплуатации. Технологично изготовленное изделие с незначительными габаритами и весом удобно в монтаже/демонтаже. Качественная компенсация смещений в радиальных и угловых плоскостях . Не рекомендуется применять в передачах с реверсом и при повышенных динамических нагрузках. Это объясняется угловыми зазорами и присутствием участков мертвого хода.

Зубчатые

     Главное предназначение этих узлов в надежном соединении валов с диаметрами — 40 ÷ 500 мм. Конструкция муфты (ГОСТ 5006 – 83) включает 2 полумуфты с наружными зубьями и 2 половинок обоймы с внутренними зубьями. При работе зубья обоймы сцепляются с зубьями полумуфт. Элементы сцепления (зубья) полумуфт с полуобоймами выполняются с эвольвентной конфигурацией профиля.

     Преимущества зубчатых муфт заключаются в небольших габаритах и весовых показателях. Изделия выдерживают повышенные нагрузки и радиальные скорости. Компенсируются все виды «несоосностей» валов (радиальное, угловое и осевое смещение). Для изготовления применяется сталь 45, 40Х или литьевая 45Л.

Шарнирные

     В изделиях (ГОСТ 5147 – 80) задействован пространственный принцип шарнира Гука. Эти муфты с успехом функционируют в передачах крутящего момента с повышенными угловыми смещениями — 40–45° градусов. Параметры конструктивных элементов и габаритные размеры привязываются к месту применения.

     Простейший вариант представлен 2 полумуфтами (вилками), которые насаживаются на валы и специальной крестовины. Для устранения недостатка неравномерности вращения ведомого вала применяются сдвоенные шарнирные варианты с телескопическим промежуточным валом. Телескопический элемент устраняет проблемы путем циклического смещения валов.

Универсальность применения

     Универсальность применения компенсационных муфт заключается в использовании с зубчатыми, кулачковыми, колесными системами и ременными передачами шкивов. Для каждого конкретного случая проводятся прочностные расчеты. Потребителю предлагается выбор узлов по специальным таблицам нормалей и стандартов.

     Необходимость использования муфт в технически сложных устройствах характеризуется обстоятельствами:

• Создания удлиненных конструкций валов;

• Компенсации вынужденной «несоосности» и опасных перекосов валов при неточном изготовлении, а также особенностях монтажа;

• Понижения динамических нагрузок;

• Демпфирования нежелательных колебаний:

• Амортизирования толчков;

• Подключения или отключения требуемых узлов при работе других.

     Признанная профессионалами и часто используемая кинематическая схема использования узлов представлена видом: электродвигатель — муфта — узел редуктора — муфта — рабочий комплекс (транспортер, грузоподъемный механизм, насосная или масляная станция).


типы, назначение, методы применения, свойства

Для передачи крутящего момента в различных технических средствах, оборудовании и транспорте используют муфты. Это соединительное устройство, которое поставляется в формате самостоятельного изделия, а в процессе эксплуатации находит свое место в приводных механизмах. Особым представителем этой группы машиностроительных деталей является компенсирующая муфта, в спектр задач которой также входит устранение смещений во время движения вала.

Назначение детали

Механика компенсирующей муфты

Основная задача муфты данного типа заключается в передачи усилия от одного вала другому без изменения и влияния на динамику и направление движения. Однако, в отличие от остальных вариаций этого устройства, компенсирующие модели дополнительно обеспечивают небольшие угловые, радиальные и осевые смещения. Для чего это нужно? В первую очередь, это один из способов нивелирования дефектов, имеющихся в конструкции самих валов, из-за чего в принципе возникает смещение. Другое назначение компенсирующей муфты заключается в устранении уже последствий смещения и его коррекции. Даже в условиях компенсации неточностей монтажа и конструкционной формы некоторые виды механизма допускают толчки при передаче усилия. К таким устройствам относится жесткая муфта, но упругие модификации смягчают момент трансляции усилия, поддерживая и функцию коррекции взаимного смещения валов.

Технико-эксплуатационные свойства

Компенсирующая муфта из ПВХ

Из базовых рабочих качеств изделия, которые не относятся напрямую к эффекту компенсации, можно выделить следующие:

  • Упругость. Свойство муфты, ориентированное на снижение динамических нагрузок вращения в валовом проводе машины.
  • Крутильная жесткость. Также разновидность упругих свойств, которые можно определить отношением угла, под которым происходит закручивание, к крутящему моменту как таковому.
  • Угол закручивания. Величина, выражаемая отношением поворота полумуфты по окружности в условиях нагрузки от крутящего момента.
  • Демпфирующая способность. Данное качество наиболее выражено у компенсирующей муфты из ПВХ (поливинилхлорида), которая поглощает часть нагрузочной энергии за счет собственной временной деформации. Такой способности практически лишены металлические детали.
  • Износостойкость. Этим качеством, напротив, отличаются металлические муфты, демонстрируя способность управления крутящим моментом в условиях увеличения коэффициента сил трения.

Классификация по конфигурации действия

По данному признаку выделяются следующие типы компенсирующих муфт:

  • Радиальная. Деталь, элементы которой (стержни, пластины, платины, полумуфты) обеспечивают компенсацию радиальных смещений по осям рабочих валов.
  • Осевые. Модели муфт, предназначенные для устранения эффекта осевых смещений при соединении валов.
  • Универсальные. Такие детали обеспечивают одновременную компенсацию нескольких видов смещений в рамках одного валового провода.
  • Угловые. В данном случае компенсируются конкретно угловые смещения между перекрещивающимися осями. Эффект достигается благодаря угловой подвижности шариков, находящихся между полумуфтами в специальных пазах.

Методы применения устройства

Конструкция компенсирующей муфты

Общий принцип работы муфты с эффектом компенсации смещения заключается в том, что элементы ведущей полумуфты наподобие разрезных втулок обеспечивают достаточное демпферное усилие, ликвидируя перекосы. Отличия между разными подходами к применению механизма обуславливаются конструкционными особенностями валового провода, из-за которых и происходит смещение. Иными словами, каждая компенсирующая муфта интегрируется в рабочую группу вала так, чтобы в ходе работы устранялась погрешность определенного типа. Ключевое значение будет иметь конструкция самой муфты, но также учитывается и способ ее размещения, определяющий и принцип действия – пружинный, дисковый, шарнирный и т. д.

Применение упругих муфт

Один из самых популярных видов компенсирующих элементов для устранения смещений при передаче крутящего момента. Стандартным решением является использование деталей с металлическими стержнями, которые обеспечивают демпфирующий эффект за счет изгиба цилиндрических стержней. Такие устройства интегрируют на участках полумуфт в цилиндрические отверстия. Еще одна разновидность упруго-компенсирующих муфт – элементы с винтовыми пружинами. Рабочие компоненты устанавливаются между полумуфтами и в процессе движения обеспечивают демпфер в результате сжатия винтовых металлических групп. Сами пружины могут реализовываться по-разному – к примеру, различают змеевидные и фасонные устройства.

Строение компенсирующей муфты

Дисковые компенсирующие механизмы

В данной группе выделяют универсальные и одинаковые муфты, которые при этом одинаково демонстрируют принцип полужесткого соединения валов. В случае с универсальным механизмом обеспечивается компенсация угловых, осевых и радиальных отклонений в результате демпфирующего эффекта от двух пакетов с пластинами. При смещении деформируются металлические тонкостенные диски, которые устанавливаются между полумуфтами с валом или втулкой. Одинарная компенсирующая муфта с деформационными дисками ориентируется только на устранение угловых смещений. В этой конфигурации работу выполняют активные элементы из одного дискового пакета с тонкостенными дисками.

Шарнирные компенсирующие механизмы

Типы компенсирующей муфты

Также предусматривается использование универсальных и одинарных муфт, но принцип их действия несколько другой. Шарнирная модель отличается тем, что вместо дисков и самого материала муфты свойства сгиба демонстрируют специальные стержни. Например, универсальная муфта этого типа способа устранять и угловые, и радиальные смещения, задействуя энергию спаренной вилки (стержня), которая сдвигается по отношению к полумуфтам. Используют в технике и специальные упругие шарнирные механизмы, которые относятся к линейным и в ходе работы задействуют силу изгиба цилиндрических стержней. В свою очередь, жесткие компенсирующие муфты используют энергию подвижности шариковых элементов или крестовины, которая устанавливается на перпендикулярных осях между полумуфтами.

Существует и особая группа роликовых механизмов компенсации смещений в валовом приводе. К ее отличительным чертам можно отнести повышенные свойства упругости, что обуславливается применением резиновых цилиндрических роликов. Они концентрично располагаются между выступами полумуфт и тем самым обеспечивают довольно ощутимый коэффициент упругой деформации при сжатии.

Заключение

Разновидности компенсирующей муфты

Дополнительная механика действия в системе трансляции валового усилия может показаться избыточной и снижающей эффективность работы крутящего момента в принципе. Отчасти это справедливо и особенно в отношении нагрузок на муфту, которая быстрее изнашивается не только по причине расширения зон трения, но и в силу усложнения конструкции, что не добавляет материалу прочности. С другой стороны, компенсирующая муфта является незаменимым элементом, если наблюдаются серьезные смещения на участке сопряжения валов. Причин образования подобных изъянов множество – от нарушений в установке до наличия дефектов в самой конструкции. Оптимальное решение проблемы заключается в ликвидации причин смещения, но до этого момента рекомендуется эксплуатировать механизм с подстраховкой в виде компенсирующего соединительного узла.

8.3. Компенсирующие муфты

Компенсирующие муфты предназначены для соединения валов с незначительными взаимными смещениями осей, связанными с неточностями изготовления, монтажа и упругими деформациями.

Смещения валов могут быть осевыми , радиальными r, угловыми и комбинированными , r, (рис.10,2).

Схемы смещения валов: а) осевое, б) радиальное, в) угловое, г) комбинированное Жесткие компенсирующие муфты

Рассмотрим в качестве примера зубчатую муфту.

Муфта состоит из двух зубчатых обойм 1 и двух зубчатых втулок 2 с фланцами. Зубчатые обоймы соединяются с валами шпонками, а фланцы втулок – болтовыми соединениями.

Она допускает угловое смещение  1,50, радиальное r = 0,2…0,6 мм и осевое – = 1…8 мм.

Компенсация радиального зазора осуществляется за счет зазора между зубьями обоймы и втулки, а угловое смещение – за счет выполнения ширины зуба по радиусу.

Передача вращающего момента в этих муфтах осуществляется большим числом одновременно работающих зубьев, что обеспечивает высокую нагрузочную способность и малые габариты муфты.

Компенсирующая зубчатая муфта

Зубчатые муфты стандартизированы (ГОСТ 5006-83). Их применяют в высоко нагруженных конструкциях для валов с диаметрами 40…200 мм. При вращении валов, установленных с перекосом, происходит циклическое нагружение зубьев муфты, их относительное перемещение, что обусловливает их износ. Для ограничения интенсивности изнашивания в муфту заливают вязкое масло и ограничивают давление

,

где Кк – коэффициент концентрации нагрузки, Кк = 1,1…1,3;

h – рабочая высота зуба, ;

b, d – длина зуба и делительный диаметр окружности;

z – число зубьев полумуфты;

[p] – допускаемое давление, [p] = 12…15 МПа.

Упругие компенсирующие муфты.

Такие муфты применяют не только для компенсации смещения валов, но и для снижения динамичности нагрузки и амортизации колебаний, возникающих при работе машины. В качестве материала для упругих элементов используют специальную эластическую резину, обладающую хорошими амортизирующими и электроизоляционными свойствами.

В качестве примера упругой компенсирующей муфты рассмотрим муфту упругую втулочно-пальцевую (МУВП). МУВП состоит из двух полумуфт 1, соединенных пальцами 2, на которые для смягчения ударов надеты гофрированные резиновые втулки 3. Такие муфты в силу простоты конструкции получили широкое применение в приводах от электродвигателей. Для валов с диаметрами 9…160 муфты стандартизированы (ГОСТ 21424-75).

3

Муфта упругая втулочно-пальцевая

МУВП допускают радиальное смещение валов до 0,6 мм, угловые – до 10, осевое – до 5 мм.

Расчет МУВП состоит из проверочного расчета пальца на изгиб по формуле

,

где l – длина втулки; dп, Dm диаметр пальца и диаметр окружности, на которых расположены пальцы;

z – количество пальцев;

[и] – допускаемое напряжение в пальцах при изгибе, [и] = 80…90 МПа.

Кроме расчета пальцев на изгиб, рассчитывают резиновую втулку по напряжениям смятия

,

где [см] – допускаемое напряжение смятия, [см] =1,8…2,0 МПа.

Муфта упругая со звездочкой

Имеет меньший диаметр, чем МУВП. Она состоит их двух полумуфт 1 с торцовыми кулачками, между которыми расположен упругий элемент – резиновая звездочка 2.

Допускаемое муфтой радиальное смещение валов не превышает 0,2 мм, угловое – 1030´.

Статья на тему «компенсирующие муфты»

Описание

Компенсирующие муфты

Жесткие и полужесткие компенсирующие муфты

         Жесткие компенсирующие муфты предназначены для соединения приводных валов имеющих определенную несосоность и перекос осей, но не испытывающих больших динамических нагрузок, порождающих резкие скачки передаваемого крутящего момента, а также вибрации с большой амплитудой колебаний. Обычно их используют для соединения вала двигателя с ведущим валом понижающего редуктора, или выходного вала понижающего редуктора и входным валом приводимого механизма или агрегата машины.
Жесткие компенсирующие муфты делятся на следующие типы:
− зубчатые муфты,
− цепные муфты,
− кулачково – дисковые муфты,
− полужесткие дисковые муфты,
− муфты со сферическими и цилиндрическими промежуточными телами,
− шарнирные муфты.
Зубчатые муфты применяются для соединения валов с небольшой величиной несоосности и углом перекоса (несоосность валов Δ = 0,25 – 0,7мм, перекос валов φ = 0,03 – 0,07мм на 100мм). Зубчатая муфта состоит из двух обойм с внутренними зубьями и находящихся с ними в зацеплении зубчатых втулок с наружными зубьями, которые стянуты болтами (см. Рис 2а). Для соединения ведущего и ведомого валов расположенных на значительном расстоянии друг от друга зубчатая муфта могут быть выполнена с промежуточным валом (см. Рис 2б)

Рис 2 Конструкция зубчатой муфты

         Основные конструктивные размеры зубчатых муфт общего назначения, для передачи крутящего момента от 1000 Нм до 63000 Нм определены ГОСТ 50895-96. Согласно ГОСТ 50895-96 зубья обойм и втулок муфты изготавливаются с эвольвентным профилем и углом зацепления a = 20 град. двух степеней точности, нормальной ( при скорости v менее 15м/с) и повышенной (при скорости v более15м/с), при этом зубчатые втулки могут изготавливаться, как с прямым, так и с бочкообразным зубом. Зубчатое зацепление в муфте выполняется с увеличенным боковым зазором, необходимым для компенсации погрешности взаимного расположения соединяемых валов. Зубья зубчатой муфты при передаче крутящего момента воспринимают не только изгибные и контактные напряжения, но и работают на износ, находясь при этом в сложном напряженном состоянии, инженерной методики расчета которого на сегодня нет. Поэтому типоразмер зубчатой муфты выбирается по ГОСТ 50895-96 в зависимости от величины передаваемого крутящего момента, скорости вращения и диаметра вала. Однако в приводе различных механизмов и агрегатов возникает необходимость применения зубчатых муфт оригинальной конструкции, дающих возможность, например, повысить износостойкость, увеличить компенсационные возможности, снизить динамические нагрузки, улучшить демпфирующие свойства. Рассмотрим конструкции таких зубчатых муфт.

Рис 3 Конструкция зубчато – роликовой муфты с увеличенными компенсирующими возможностями

         На Рис 3 показана конструкция зубчатой муфты, дополнительно оснащенной бочкообразными роликами, что позволяет увеличить ее компенсирующие возможности. Предлагаемая конструкция муфты содержит ведущую и ведомую втулки 1, обойму 2, жестко закрепленные на втулках 1 диски 4 в отверстиях которых с зазором установлены цапфы бочкообразных роликов 3, таким образом, чтобы их рабочая поверхность имела возможность контактировать с ответными радиусными поверхностями пазов в обойме и втулках. Возникающий перекос осей втулок 1 и обойм 2 в пределах до 3 град. компенсируется за счет сферической формы венца зубчатой втулки 1 бочкообразной формы роликов и радиальному зазору между роликами и охватывающим их цилиндром, образованным двумя полуцилиндрическими пазами обоймы 2 и втулки 1.

            Рис 4 Конструкция тяжело нагруженной зубчатой муфты с промежуточной
зубчатой втулкой,

              На Рис 4 показана конструкция тяжело нагруженной зубчатой муфты с промежуточной зубчатой втулкой, позволяющей повысить долговечность муфты и ее ремонтопригодность. Она состоит из зубчатой обоймы 3, закрепленной посредствам болтов 2 и штифтов (штифты на Рис 4 не показаны) на фланце ведущего вала 1, промежуточной втулки 4 имеющей наружный и внутренний зубчатые венцы, которая зацепляется с ведомой зубчатой полумуфтой 5, закрепленной с помощью призонных болтов 6 на фланце торсионного вала 7. Кроме того промежуточная втулка 4 посредсвам установочного кольца 8 и болтов 8 закреплена на правом торце стакана 10, который в свою очередь закреплен на внутренней поверхности обоймы 3 с помощью болтов 11. При этом стакан 10 выполнен за одно целое с втулкой 12, которая посредствам уплотнения 13 закрывает внутреннюю полость зубчатой муфты, тем самым предохраняя ее от попадания пыли и грязи. Зубчатая втулка 3 имеет более низкую твердость, чем зубчатые венцы обоймы 3 и ведомой полумуфты 5, что позволяет в процессе работы прирабатываться ее зубьям с зубьями обоймы и ведомой полумуфты, что позволяет повысить износостойкость дорогостоящих деталей муфты (обоймы 3 и ведомой муфты 5). Кроме того, наличие в конструкции муфты зубчатой втулки упрощает ее разборку при выполнении обслуживания и ремонта, при выполнении которых откручиваются болты 2, и освобожденная при этом обойма 3 вместе с подлежащей замене зубчатой втулкой 4 смещается влево, в результате чего к последней обеспечивается свободный доступ.

Рис 5 Конструкция зубчатой муфты, позволяющая снизить динамические нагрузки за счет удлинения ножек зубьев полумуфты.

          На Рис 5 показана конструкция зубчатой муфты позволяющая, снизить динамические нагрузки за счет удлинения ножек зубьев полумуфты. Она состоит из ведущей полумуфты 1 с наружным зубчатым венцом и сборной ведомой полумуфты включающей фланец 2, соединенный посредствам призонных болтов 8 и гаек 9 с втулкой 3, имеющей внутренний зубчатый венец, а также стакан 4,соединенный с фланцем 2 с помощью болтов 10. В отверстии полумуфты 1 установлен радиальный двухрядный сферический подшипник 6, наружное кольцо которого зажато посредствам крышки 5, закрепленной на полумуфте 1 с помощью болтов 11, а его внутреннее кольцо свободно установлено на наружной поверхности стакана 4. Для образования в зоне зацепления полумуфт замкнутой полости на левом торце втулки 3 установлена крышка 7 с уплотнением. Для снижения динамических нагрузок действующих на муфту увеличена податливость зубчатого венца ведущей полумуфты 1, за счет выполнения ножек 13 ее зубьев удлиненными (см. разрез А – А Рис. 4)

Рис 6 Конструкция зубчатой муфты для вертикальных валов, воспринимающих осевую
нагрузку

              На Рис 6 показана конструкция зубчатой муфты для вертикальных валов, воспринимающих осевую нагрузку. Она содержит установленную на полом валу 1 зубчатую втулку 2 и установленную на валу 3 зубчатую втулку 4, которые соединены обоймой 5 с двумя внутренними зубчатыми венцами, закрытой с торцев крышками 6 с уплотнениями 7. Зубчатые втулки соединены с валами посредствам шпоночных соединений. Между зубчатыми втулками установлено опорное устройство включающее упорный подшипник 8, верхнее кольцо 9 которого посредствам диска 10 удерживается от радиальных перемещений, а его нижнее кольцо 11 удерживается от радиальных смещений диском 12, при этом последний имеет вогнутую сферическую поверхность которая опирается на выпуклую сферическую поверхность штока 13, свободно установленного внутри полого вала 1. Осевое положение зубчатой втулки 4 относительно вала 3 зафиксировано установочным болтом 14.
Работает муфта следующим образом. Крутящий момент от полого вала 1 и закрепленной на нем посредствам шпоночного соединения зубчатой                  втулки 2, через зубчатую обойму 5 передается зубчатой втулке 4 и валу 3 соединенному с ней посредствам шпоночного соединения. Осевая нагрузка Р от штока 13 через упорный подшипник 8 и диски 10 и 12 передается валу 3,              разгружая таким образом полый вал 1. Сферические поверхности диска 12 и штока 13 позволяют самоустанавливаться соединяемым валам при их угловом смещении допускаемым муфтой.

 

Рис 7 Конструкция зубчатой муфты с повышенными демфирующими свойствами за счет введения упругих элементов.

             На Рис 7 показана конструкция зубчатой муфты с повышенными демфирующими свойствами, достигнутых за счет введения упругих элементов. Она содержит полумуфты 1 и 2 с наружными зубчатыми венцами, охватываемые обоймой 3 с внутренними зубчатыми венцами, при этом полумуфта 1 выполнена с фланцем, на котором посредствам болтового соединения 6 закреплена обойма 4 с внутренними радиальными ребрами 8, расположенными в шахматном порядке с наружными ребрами 7, выполненными на зубчатой обойме 3, а в образовавшемся между ребрами 7 и 8 зазоре установлены упругие элементы 5, выполненные в виде коротких цилиндров. Упругие элементы 5 расположены между ребрами 7 и 8 таким образом, что боковой зазор δ между зубьями полумуфт 1, 2 и обоймы 3 распределяется поровну с обоих сторон зубьев (см разрез А – А Рис. 5)

             Работает муфта следующим образом. При передаче крутящего момента сначала начинают работать упругие элементы 5, а после увеличения нагрузки зазор δ/2 в направлении вращения муфты выбирается, и в работу вступают зубья полумуфт 1, 2 и обоймы 3. Возникающие в процессе работы привода колебания и вибрации гасятся упругими элементами 5, при этом нагрузочная способность муфты не снижается.

Рис 8 Конструкция зубчатой муфты с повышенной нагрузочной способностью и демпфирующими свойствами.

         На Рис 8 показана конструкция зубчатой муфты с повышенной нагрузочной способностью и демпфирующими свойствами. Она содержит ведущую полумуфту 1 с внутренним зубчатым венцом, ведомую полумуфту 2, в отверстиях которой посредствам пальцев 5 с гайками 6 установлены зубчатые секторы 3, зацепляющиеся с зубчатым венцом полумуфты 1, а их боковые поверхности, выполненные под углом α, контактируют без зазора с ответными поверхностями лучей упругой звездочки 4, имеющих толщину δ. Эта звездочка выполнена из эластичного материала, например резины, и расположена в пространстве между смежными торцами полумуфт.

         Работает муфта следующим образом. При вращении ведущей полумуфты 1ее внутренний зубчатый венец контактирует с зубьями секторов 3, которые при этом стремятся повернуться на пальцах 5 и сжимают лучи звездочки 4, что приводит к уменьшению их толщины δ. После уравновешивания нагрузки на обоих полумуфтах, поворот зубчатых секторов 3 прекращается и вращение передается ведомой полумуфте 2. Полное заполнение пространства между полумуфтами упругой звездочкой 4 позволяет амортизировать удары за счет накопления потенциальной энергии при ее упругой деформации, и обеспечивает высокую нагрузочную способность муфты.

Рис 9 Конструкция зубчатой упругой муфты с увеличенной нагрузочной способностью.

            На Рис 9 показана конструкция зубчатой упругой муфты с увеличенной нагрузочной способностью. Она содержит ведущую 1 и ведомую 2 полумуфты с зубьями 6выполненными на их торцевых поверхностях 13 и соединительную упругую обойму 3, выполненную, например из резины или полиуретана, с внутренними зубьями. Зубья 6 полумуфт на периферийной части выполнены с выступами 8 и впадиной 9, а зубья упругой обоймы имеют различную толщину (зубья 4 с увеличенной толщиной и зубья 5 с уменьшенной толщиной) и разделены впадинами 10. При сборке полумуфты и обойма соединяются таким образом, что зубья 6 одной полумуфты располагаются во впадинах другой и входят своими выступами 8 во впадины 10 обоймы, при этом толстые зубья 4 обоймы 3
входят во впадины 9 зубьев 6 полумуфт, а тонкие зубья 5 располагаются в зазоре между зубьями 6 ведущей 1 и ведомой 2 полумуфт. Увеличенная нагрузочная способность муфты обеспечивается за счет увеличенной площади контакта зубьев полумуфт с зубьями обоймы и крутильной податливости последней, которая при передаче крутящего момента гарантирует нахождение в постоянном контакте боковых поверхностей всех выступов и впадин зубьев 6 полумуфт с ответными поверхностями зубьев 4, 5 и впадин 10 обоймы.

 

Рис 10 Конструкция цепной муфты по ГОСТ 20742 – 93

        Цепные муфты являются упрощенным аналогом зубчатой муфты и состоит из двух одинаковых звездочек, охватывающей их общей цепи и защитного кожуха (см. Рис 10). Параметры цепных муфт передающих крутящий момент от 63Нм до 16000Нм определены ГОСТ 20742 – 93, который предусматривает их исполнение с одно – двухрядной втулочно – роликовой цепью по ГОСТ 13568 – 97. Цепные муфты применяют для соединения валов с несоосностью  0,5 – 1,2 мм и перекосом валов  3 – 6 град.

Рис 11 Конструкция цепной муфты с двурядной втулочно – роликовой цепью

               Конструкция цепной муфты с двурядной втулочно – роликовой цепью по ГОСТ 13568 – 97 показана на Рис 11. Она содержит ведущую звездочку 1 с зубчатым венцом 2, ведомую звездочку 3 с зубчатым венцом 4, промежуточную втулку 5, на обеих торцах которой также выполнены зубчатые венцы 6, соединенные с зубчатыми венцами 2 и 4 полумуфт посредствам двух замкнутых отрезков двурядной втулочно – роликовой цепи 7.

Рис 12 Конструкция малогабаритной цепной муфты с повышенной нагрузочной способностью.

         На Рис 12 показана конструкция малогабаритной цепной муфты с повышенной нагрузочной способностью. Она содержит ведущую 1 и ведомую 2 полумуфты с наружными зубчатыми венцами, соединенными между собою посредствам втулочно – роликовой цепи 3. При этом каждая полумуфта на торце имеет три открытых секторных паза а и три секторных выступа б, которые свободно входят в ответные пазы а, что позволяет без использования двурядной втулочно – роликовой цепи.  За счет этого муфта способна передавать увеличенный крутящий момент без увеличения ее длины.

Рис 13 Конструкция цепной муфты позволяющая соединять валы
с увеличенной несоосностью и перекосом осей.

         На Рис 13 показана конструкция цепной муфты, позволяющая соединять валы с увеличенной несоосностью и перекосом осей. Она содержит установленную на ведущем валу 1 полумуфту 2 с зубчатым венцом 3 и установленную на ведомом валу 4 полумуфту 5 с зубчатым венцом 6 и промежуточный блок звездочек 10, при этом последний установлен на валу 4 посредствам сферической опоры 9, внутренняя втулка 7 которой расположена на валу, а наружная 8 запрессована в отверстие блока звездочек 10. Зубчатые венцы полумуфт 3 и 6 с помощью втулочно – роликовых цепей 13 и 14 соединены с соответствующими зубчатыми венцами 11 и 12 промежуточного блока звездочек 10. Компенсация несоосности и перекоса осей валов 1 и 4 осуществляется за счет установки промежуточного блока звездочек 10 на сферической опоре 5.

Рис 14 Конструкция кулачково – дисковой муфты

            Кулачково – дисковые муфты (плавающие муфты) предназначены  для соединения валов со значительной несоосностью и небольшими перекосами.          Муфта состоит из двух полумуфт с пазами, расположенными перпендикулярно друг относительно друга и промежуточного диска с кулачками, входящими с зазором в пазы полумуфт (см. Рис 14а, б).

         Передача крутящего момента осуществляется кулачками диска, скользящими по пазам полумуфт при наличии несоосности соединяемых валов. При этом за один оборот вала промежуточный диск совершает два оборота, описывая в пространстве окружность диаметром равным удвоенной несосности валов. Параметры и размеры кулачково – дисковых муфт для валов диаметром 16 – 100 мм., при передаче крутящих моментов 120-20000 Нм и скорости вращения 250 об/мин, установлены ГОСТ 20720-93 и допускают несоосность валов до  0,04 d и перекос осей до 30 град. Параметром определяющим долговечность работы кулачково – дисковой муфты является ее износостойкость, поэтому муфты этого типа рассчитываются по удельным давлениям q, возникающим на поверхности кулачков при передаче крутящего момента по следующей формуле:

       Разновидностью кулачково – дисковой муфты является муфта со скользящим сухарем. Ее отличие от кулачково – дисковой муфты состоит в том, что в ней стальной или чугунный промежуточный диск заменен на сухарь, который выполняется из текстолита (см. Рис 11в). Эта муфта позволяет соединять валы с несоосностью до 0,2 мм, и перекосом осей до 40 град, при этом она способна работать при более высоких скоростях (до 8000 об/мин) но передает крутящий момент на 5 – 15% меньшие, чем кулачково – дисковая муфта, что вполне закономерно поскольку стальной промежуточный диск заменен на текстолитовый сухарь. Расчет муфты со скользящим сухарем также, как и кулачково – дисковой муфты, выполняетс

Упругие компенсирующие муфты.

Упругие компенсирующие муфты



В упругих муфтах вращающий момент с одной полумуфты на другую передается через упругий элемент, который может быть выполнен из резины, эластичных пластмасс и материалов (рис. 1), а также из пружинной стали (рис. 2).
Упругий элемент муфты деформируется вследствие передачи вращающего момента (происходит относительный поворот валов на некоторый угол), а также вследствие взаимного смещения полумуфт. Упругие муфты смягчают толчки и удары, предотвращают появление крутильных колебаний (возникающих из-за неравномерного вращения), компенсируют взаимные смещения валов.

Основные характеристики упругих муфт – жесткость при кручении (или обратная ей величина – податливость) и демпфирующая способность, т. е. способность упругих элементов при деформировании необратимо поглощать энергию, превращая ее в теплоту.

Для передачи малых и средних вращающих моментов широко применяют муфты с резиновыми или резинокордными упругими элементами. Они конструктивно просты, дешевы, не требуют ухода при эксплуатации, обеспечивают шумовую и электрическую изоляцию узлов привода. В сильно нагруженных механизмах такие муфты применяются редко, поскольку долговечность резиновых упругих элементов невелика.
Кроме того, муфты с резиновыми упругими элементами имеют относительно большие размеры.

***

Муфта упругая втулочно-пальцевая (МУВП)

Втулочно-пальцевая упругая муфта (рис. 3) состоит из двух дисковых полумуфт, в одной из которых в конических отверстиях закреплены пальцы с надетыми на них гофрированными упругими резиновыми втулками. Втулки входят в отверстия, выполненные в другой полумуфте.
Посадочные отверстия в полумуфтах под валы выполняют цилиндрическими или коническими.

В качестве материала полумуфт чаще всего используется серый чугун марки СЧ20, пальцы изготавливают из стали марки 45.
Резиновые втулки упругого элемента обычно выполняют из резины марки ИРП13-52СКИ, упругих пластиковых или других материалов.

Втулочно-пальцевая муфта характеризуется малой податливостью. В зависимости от своего размера она может компенсировать незначительные смещения валов: Δ 0,2…0,6 мм, λ 1…5 мм, γ 0˚30'…1˚30' (см. рисунок 3 на предыдущей странице).
При радиальном и осевом смещении валов резиновые втулки быстро изнашиваются.

Концы соединяемых валов нагружает радиальная сила:

Fм = (0,3…0,6)×103Тр/Dо,

где Тр – расчетный момент муфты, Нм;
Dо – диаметр окружности расположения осей пальцев муфты, мм.

Упругие втулочно-пальцевые муфты (МУВП) применяют для соединения машин с электродвигателями. Наружную поверхность полумуфт иногда используют в качестве тормозного барабана.
Муфту подбирают по стандарту в диапазоне вращающих моментов от 63 до 16000 Нм и диаметров валов d = 20…160 мм.

***

Муфта упругая с резиновой конусной шайбой

Муфта упругая с резиновой конусной шайбой (рис. 4) состоит из двух дисковых полумуфт 1, соединенных резинометаллическим упругим элементом 2 с помощью винтов 4.
Резинометаллический упругий элемент образуют два стальных конических диска с привулканизированной или приклеенной к ним резиновой шайбой.

Коническая форма торцов резиновой шайбы обуславливает равномерное распределение касательных напряжений в резине при действии вращающего момента, а скругления на внутренней части металлических дисков снижают напряжения при радиальном смещении валов.
Применение двух центрирующих колец 3 с двумя кулачками на торце каждого кольца позволяет заменять резинометаллический упругий элемент 2 без осевого смещение соединяемых агрегатов, а также центрировать упругий элемент.

Недостатком такой муфты является ограниченная способность компенсировать смещения валов.

В качестве материала для изготовления металлических деталей муфты используется алюминиевый сплав или чугун для муфт малых размеров, или среднеуглеродистая сталь для больших муфт. Упругий элемент выполняют из резины марки ИРП13-52СКИ.

Муфты с резиновой конусной шайбой имеют сравнительно малые размеры. Их применяют для передачи вращающего момента 63…10000 Нм при диаметре валов d = 38…210 мм.

При компенсации муфтой смещений на концы валов действует сила:

Fм = 50√Тр,

где Тр – расчетный вращающий момент, Нм;
√ - знак квадратного корня.

***

Муфта упругая с резиновой звездочкой

Упругая муфта с резиновой звездочкой (рис. 5) состоит из двух полумуфт 1 с торцовыми кулачками и звездочки 2, четыре или шесть лучей которой расположены между кулачками. При передаче вращающего момента в каждом направлении нагрузку воспринимает только половина лучей звездочки.

Компенсирующая способность такой муфты невелика: Δ 0,2…0,4 мм, γ 1˚30' (см. рисунок 3 на предыдущей странице) в зависимости от размеров муфты. Упругая муфта с резиновой звездочкой имеет сравнительно небольшие размеры. Применяют для соединения быстроходных валов, подбирая по стандарту при вращающем моменте 16…400 Нм и диаметре валов d = 12…48 мм.

Материал полумуфт – сталь марки 35. Звездочка может выполняться из резины, полиуретана или упругой эластичной пластмассы.

Радиальную силу Fм, с которой полумуфта воздействует на вал при смещении валов, определяют по формуле:

Fм = 50√Тр,

где Тр – расчетный вращающий момент, Нм.

***



Муфта упругая с торообразной выпуклой оболочкой

Упругая муфта с торообразной оболочкой (рис. 6) состоит из двух полумуфт, упругой резиновой или резинокордной оболочки, по форме напоминающей автомобильную покрышку, и двух колец, зажимающих оболочку посредством винтов. Долговечность резинокордных элементов значительно (в 6…7 раз) превышает долговечность резиновых упругих элементов.

Передача вращающего момента осуществляется за счет сил трения между резиной и металлом.

Упругая муфта с торообразной оболочкой обладает высокой компенсирующей способностью и уменьшает динамические нагрузки благодаря высоким упругим и демпфирующим свойствам. Конструкция с разрезной оболочкой обеспечивает удобную замену упругого элемента, однако из-за разреза несущая способность муфты снижается.

Муфту с торообразной оболочкой используют в конструкциях, где трудно обеспечить соосность валов, а также при переменных и ударных нагрузках. Муфта (в зависимости от размера) допускает смещения валов: радиальное - Δ 1…5 мм, осевое - λ 1…11 мм, угловое - γ 1˚30'.

Муфты с торообразной оболочкой подбирают по стандарту для вращающих моментов 40…40000 Нм и диаметров валов d = 18…240 мм.

Недостатками таких муфт являются большие радиальные размеры и появление осевых сил, нагружающих опоры валов (под действием на оболочку центробежных сил полумуфты стремятся сблизиться). Для компенсации осевых сил оболочку устанавливают с предварительным осевым сжатием. Радиальная сила на концах валов мала, и в расчетах ее не учитывают.

В качестве материала полумуфт используют сталь марки 45 или чугун марки ВЧ-35.

***

Муфта с металлическими упругими элементами

Муфты, упругие элементы которых выполнены из стали, отличаются относительно малыми размерами, высокой несущей способностью, долговечностью, постоянством упругих свойств, возможностью работы при высоких и низких температурах, а также в условиях повышенной радиации.
К недостаткам таких муфт можно отнести сложность конструкции и, соответственно, высокую стоимость, повышенную жесткость, а также потребность в уходе.

***

Муфта с цилиндрическими пружинами сжатия

Муфта с цилиндрическими пружинами сжатия (рис. 8) состоит из пружин 4, установленных с предварительным сжатием на стержни сегментов 5. Каждая пружина одним концом опирается на сегмент, принадлежащий полумуфте 3, а другим концом – на сегмент полумуфты 1. При передаче вращающего момента осадка половины от общего числа пружин увеличивается, остальных – уменьшается. Сегменты имеют возможность качательного движения на пальцах 2.
Сегменты изготавливают из износостойких пластмасс, поверхность контакта с пальцем смазывается графитовой смазкой.

Муфты с цилиндрическими пружинами сжатия применяют для передачи вращающего момента 47…18000 Нм в диапазоне диаметров валов 25…225 мм. Муфта (в зависимости от размеров) допускает радиальное смещение Δ 0,7 мм, осевое - λ 3,5 мм, угловое - γ 2˚.

Расчет пружин муфты ведут методами сопротивления материалов.

***

Муфта со змеевидной пружиной

Упругая муфта со змеевидной пружиной (рис. 9) состоит из двух полумуфт 1 с зубьями специального очертания, между которыми свободно размещены секции ленточной змеевидной пружины 4 прямоугольного сечения. Кожух 2, состоящий из двух половин, удерживает пружину от выскальзывания под действием центробежной силы и служит резервуаром для пластичного смазочного материала.

Полумуфты изготавливают из стали марок 40 или 45Л, пружины – из стали марки 65Г. Кожух отливают из чугуна СЧ15.

Муфта со змеевидной пружиной, в зависимости от своего размера, допускает смещение валов: радиальное - Δ 0,5…3 мм, осевое - λ 4…20 мм, угловое - γ ≤ 1˚15'.

Такие муфты применяют в тяжелом машиностроении при передаче вращающих моментов от 18 до 107000 Нм в диапазоне диаметров валов от 25 до 320 мм.

Полувиток змеевидной пружины проверяют на изгиб как арку, шарнирно закрепленную у основания (в плоскости симметрии муфты) и нагруженную силами от зуба (рис. 2, б).

***

Сцепные управляемые муфты



8.3. Компенсирующие муфты

Компенсирующие муфты предназначены для соединения валов с незначительными взаимными смещениями осей, связанными с неточностями изготовления, монтажа и упругими деформациями.

Смещения валов могут быть осевыми , радиальными r, угловыми и комбинированными , r, (рис.10,2).

Схемы смещения валов: а) осевое, б) радиальное, в) угловое, г) комбинированное Жесткие компенсирующие муфты

Рассмотрим в качестве примера зубчатую муфту.

Муфта состоит из двух зубчатых обойм 1 и двух зубчатых втулок 2 с фланцами. Зубчатые обоймы соединяются с валами шпонками, а фланцы втулок – болтовыми соединениями.

Она допускает угловое смещение  1,50, радиальное r = 0,2…0,6 мм и осевое – = 1…8 мм.

Компенсация радиального зазора осуществляется за счет зазора между зубьями обоймы и втулки, а угловое смещение – за счет выполнения ширины зуба по радиусу.

Передача вращающего момента в этих муфтах осуществляется большим числом одновременно работающих зубьев, что обеспечивает высокую нагрузочную способность и малые габариты муфты.

Компенсирующая зубчатая муфта

Зубчатые муфты стандартизированы (ГОСТ 5006-83). Их применяют в высоко нагруженных конструкциях для валов с диаметрами 40…200 мм. При вращении валов, установленных с перекосом, происходит циклическое нагружение зубьев муфты, их относительное перемещение, что обусловливает их износ. Для ограничения интенсивности изнашивания в муфту заливают вязкое масло и ограничивают давление

,

где Кк – коэффициент концентрации нагрузки, Кк = 1,1…1,3;

h – рабочая высота зуба, ;

b, d – длина зуба и делительный диаметр окружности;

z – число зубьев полумуфты;

[p] – допускаемое давление, [p] = 12…15 МПа.

Упругие компенсирующие муфты.

Такие муфты применяют не только для компенсации смещения валов, но и для снижения динамичности нагрузки и амортизации колебаний, возникающих при работе машины. В качестве материала для упругих элементов используют специальную эластическую резину, обладающую хорошими амортизирующими и электроизоляционными свойствами.

В качестве примера упругой компенсирующей муфты рассмотрим муфту упругую втулочно-пальцевую (МУВП). МУВП состоит из двух полумуфт 1, соединенных пальцами 2, на которые для смягчения ударов надеты гофрированные резиновые втулки 3. Такие муфты в силу простоты конструкции получили широкое применение в приводах от электродвигателей. Для валов с диаметрами 9…160 муфты стандартизированы (ГОСТ 21424-75).

3

Муфта упругая втулочно-пальцевая

МУВП допускают радиальное смещение валов до 0,6 мм, угловые – до 10, осевое – до 5 мм.

Расчет МУВП состоит из проверочного расчета пальца на изгиб по формуле

,

где l – длина втулки; dп, Dm диаметр пальца и диаметр окружности, на которых расположены пальцы;

z – количество пальцев;

[и] – допускаемое напряжение в пальцах при изгибе, [и] = 80…90 МПа.

Кроме расчета пальцев на изгиб, рассчитывают резиновую втулку по напряжениям смятия

,

где [см] – допускаемое напряжение смятия, [см] =1,8…2,0 МПа.

Муфта упругая со звездочкой

Имеет меньший диаметр, чем МУВП. Она состоит их двух полумуфт 1 с торцовыми кулачками, между которыми расположен упругий элемент – резиновая звездочка 2.

Допускаемое муфтой радиальное смещение валов не превышает 0,2 мм, угловое – 1030´.

классификация, конструкции компенсирующих элементов. Особенности работы.

Муфтой называется устройство, предназначенное для соединения конов валов и передачи вращающего момента. Валы в результате погрешностей изготовления, монтажа и упругих деформаций имеют взаимное смещение осей: радиальные, угловые, осевые. Муфты компенсирующие в свою очередь так же, предназначенные для соединения неточно установленных валов обычно принадлежащих к отдельным агрегатам. Муфты компенсирующего типа делятся на: жесткие, компенсация происходит за счёт зазоров между рабочими элементами;упругие, за счёт деформации специальных упругих элементов из резины или из стали.

Основные части муфты: полумуфты устанавливаемые на валы, полумуфты как правило имеют ступицы и фланцы.

Муфты с упругими элементами

Муфта упругая втулочно-пальцевая(МУВП) состоит из двух полумуфт. Во фланце полумуфты с помощью резьбы закреплены стальные пальцы , на выступающие цилиндрические части которых надеты резиновые втулки или кольца.

Муфта с упругой оболочкойсостоит из двух полумуфт, фланцы которых соединены с помощьютороидальнойрезиновой или резинокордной оболочки выпуклой или вогнутой формы.

Муфта с упругими цилиндрическими вкладышамисостоит из двух полумуфт, в гнездах которых коаксиально расположены резиновые вкладыши цилиндрической формы.

С резиновой звездочкой.Муфта состоит из двух полумуфт, на фланцах которых имеются по два или три торцевых кулачка.

Лепестковая муфта.муфта состоим из двух полумуфт, к фланцам которых с помощью нажимных колец и винтов или болтов прижимаются упругие элементы в виде хомутов или лепестков.

Муфты компенсирующие жесткие.

Муфта кулачково-дисковая.Муфта состоит из двух полумуфт, на фланцах которых радиально расположены пазы, и промежуточного диска с торцевыми кулачками, расположенными взаимно перпендикулярно.

Зубчатые муфты.Муфта состоит из двух полумуфт: одна в виде втулки с зубьями, а другая в виде обоймы с внутренними зубьями.

Цепная муфта.Муфта состоит из двух полумуфт, имеющих фланцы в виде звёздочек, которые обхватывает цепь.

46. Муфты управляемые и самодействующие. Конструкции, характеристика, особенности работы.

Муфты управляемые позволяют соединять или разъединять валы с помощью механизмов управления. По принципу работы все эти муфты можно раделить на две группы: муфты, основанные на зацеплении; муфты, основанные на трении.

Муфта кулачковая, в рабочем положении выступы одной полумуфты входят во впадины другой. Для включения или выключения муфты одну из полумуфт подвижно в осевом положении. Подвижную полумуфту перемещают с помощью специального устройства – отводки. Трапециевидный профиль не требует точного расположения полумуфт в момент включения, а боковые зазоры компенсируются изменением глубины посадки кулачков.

Муфта зубчатого сцепления.Обойма, расположенная на одной полумуфте перемещается по ней и входит в зацепление с другой полумуфтой с помощью зубьев. на полумуфтах и обойме. Для устранения ударов при включении в зубчатых муфтах применяются синхронизаторы (например в коробках скоростей автомобилей).

Муфты фрикционные. При включении фрикционных муфт вращающий момент возрастает постепенно по мере увеличения силы нажатия на поверхность трения. Это позволяет соединять валы под нагрузкой. Муфты фрикционные в зависимости от формы рабочей поверхности можно разделить на три группы: муфты дисковые, муфты конические, колодочные, ленточные.

Муфты самодействующие.

Муфты предохранительныеслужат для защиты машин от перегрузки, любая фрикционная муфта отрегулирована на передачу предельного момента, при переходе этой грани, происходит проскальзывание полумуфт. Так же применяются полумуфты с специальным разрушающимся элементом.

Муфта центробежная. Эта муфта соединяет валы тогда когда угловая скорость превышает некоторую заданную величину.

Муфты свободного хода. Эти муфты передают вращающий момент только в одном направлении. (велосипед).

About Author


admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о