Конспект барокко – Учебно-методический материал по теме: Методическая разработка по теме «Отличительные черты стиля Барокко» к разделу «Художественная культура Нового времени» по дисциплине ОДБ.09.Мировая художественная культура

Конспект по культурологии на тему "Барокко"

Художественные стили: Барокко

Название стиля произошло от итальянского барокко - странный, вычурный, замысловатый. Этот стиль распространился в Европе и в Латинсской Америке в 17в - первой половине 18в. Архитектурные формы величественные, динамичные, свободные. Линии плана зданий и экстерьер более кривые, волнистые. В нарядных интерьерах много декоративных архитектурных форм, скульптур и произведений живописи. В искусстве характерна игра света и теней. Родина архитектуры стиля барокко - Рим. Новый стиль прежде всего утвердился в церковной архитектуре. На архитектуру этой эпохи влияли рост городов, строительство нарядных домов. Королевские дворцы и виллы с величественными ансамблями парков показывали могущество и богатство аристократии, комфортабельные дворцы вельмож, культовые здания украшались фресками, внутренние стены - дорогими тканями, в парках сооружаются нарядные фонтаны. Искусству Барокко характерны: обилие внешних эффектов и элементов. Фигуры рисунка и их группы изображены торжественно, выражения лиц чувственны. В 17 веке исключительное место в искусстве занимает живопись. Эпоха Барокко расширила круг изображаемых предметов, обогатила эту область искусства новыми жанрами. Художники любили тёплые тона и нежные переходы цвета, их притягивала игра света и тени, контрасты света и тьмы, большое внимание уделяли материалистическому изображению. Неотъемлемая часть архитектуры Барокко - скульптуры. Они украшали фасады зданий и внутренние помещения. Скульптуры Барокко декоративно, эмоцианально дополняли архитектуру зданий и ансамблей. Парки украсились группами скульптур на античные сюжеты, на площадях устанавливались памятники правителям, они оживляли фонтаны и лестницы.

Слово “барокко” итальянского происхождения, буквально означает “странный”, “причудливый”. Такое название весьма соответствует особенностям основного стилистического направления в европейском искусстве с конца 16 века - середины 18 века. В истории искусства 19 и особенно 20 века термином “барокко” начинают обозначать все европейское искусство 17-18 веков. Искусство барокко сложилось и расцвело в Италии, где работали крупнейший архитектор и скульптор Л. Бернини, живописец, глава демократического реализма Караваджо, последователи академизма братья Карраччи и др. Барокко было связано с дворянско-церковной культурой эпохи расцвета абсолютизма. Был призван прославлять могущество церкви и светской аристократии, тяготел к парадной торжественности и пышности. В этот период наблюдается расцвет архитектуры, выразившийся в создании грандиозных городских ансамблей и дворцово-парковых комплексов (Собор и площадь святого Петра в Риме, образованная колоннадой Бернини (1657-1663гг)). Основополагающей чертой барокко можно считать его стремление к синтезу искусств, объединению в один ансамбль архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства. В изобразительном искусстве этого периода преобладали сюжеты, в основе которых был заложен драматический конфликт, - религиозного, мифологического или аллегорического характера. Создаются парадные портреты, предназначенные для украшения интерьеров. Особенность барокко – не соблюдение ренессансной гармонии ради более эмоционального контакта со зрителем. Большое значение приобрели композиционные эффекты, выраженные в смелых контрастах масштабов, цветов, света и тени. Но при этом художники барокко стремятся к достижению ритмического и цветового единства, живописности целого. Барокко получило распространение во Фландрии (знаменитые представители барокко во Фландрии – П.П. Рубенс, Ф. Снейдерс, Я. Йорданс, А. ван Дейк), в Испании, Португалии, на юге Германии, в Австрии, Чехии, Словакии, Хорватии, на западе Украины, в Литве. Во Франции барокко слилось с классицизмом в единый пышный стиль. (итал. barocco, букв.— причудливый, странный) Один из главенствующих стилей в европейской архитуктуре и искусстве конца 16—середины 18 вв., барокко утвердилось в эпоху интенсивного сложения наций и национальных государств (главным образом абсолютных монархий). Барокко воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости, интерес к реальной среде, к окружающей человека природной стихии барокко пришло на смену гуманистической художественной культуре Возрождения и изощрённому субъективизму искусства маньеризма. Отказавшись от присущих классической ренессансной культуре представлений о гармонии и строгой закономерности бытия, о безграничных возможностях человека, его воли и разума, эстетика барокко строилась на коллизии человека и мира, идеальных и чувственных начал, разума и власти иррациональных сил. Человек в искусстве барокко предстаёт многоплановой личностью, со сложным внутренним миром, вовлечённым в круговорот и конфликты среды. Для искусства барокко характерны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектным зрелищам, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени. Синтезу искусств в барокко, носящему всеобъемлющий характер и затрагивающему практически все слои общества (от государства и аристократии до городских низов и отчасти крестьянства), свойственно торжественное, монументально-декоративное единство, поражающее воображение своим размахом. Городской ансамбль, улица, площадь, парк, усадьба - стали пониматься как организованное, развивающееся в пространстве художественное целое, многообразно разворачивающееся перед зрителем. Дворцы и церкви барокко благодаря роскошной, причудливой пластике фасадов, беспокойной игре светотени, сложным криволинейным планам и очертаниям приобрели живописность и динамичность и как бы вливались в окружающее пространство. Парадные интерьеры зданий барокко украшались многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство, а живопись плафонов создавала иллюзию разверзшихся сводов. В изобразительном искусстве барокко преобладают виртуозные декоративные композиции религиозного, мифологического или аллегорического характера, парадные портреты, подчёркивающие привилегированность общественного положения человека. Идеализация образов сочетается в них с бурной динамикой, неожиданными композиционными и оптическими эффектами, реальность — с фантазией, религиозная аффектация — с подчёркнутой чувственностью, а нередко и с острой натуральностью и материальностью форм, граничащей с иллюзорностью.

План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 8 класс) по теме: Конспект урока на тему: "Архитектура Барокко"

Приложение 26

Конспект урока

по изобразительному искусству, 8 класс

Тема: Архитектура барокко.

Цели:

- Ознакомить учащихся с основными чертами стиля барокко, знаменитыми мастерами этого стиля.

- Сформировать понимания единства конструкции и декора архитектурных сооружений.

Задачи:

  1. Научить  определять стиль барокко  по характерным особенностям стиля.
  2. Научить изготовлению элементов стиля – лепнины.

Материалы: соленое тесто, стеки.

Зрительный ряд: «Архитектура барокко»- Зимний дворец, Царскосельский дворец.

Музыкальное сопровождение: Антонио Вивальди  «Времена года»

                                                          Ход урока.

  1. Орнамент.
  1. Приветствие.
  2. Проверка готовности учащихся.

2.  Актуализация знаний.Фронтальный опрос:

-На предыдущих уроках, мы знакомились с искусством какой эпохи?

( Эпохи Возрождения).

-Какие были  архитектурные постройки Эпохи Возрождения  вам известны?

(Светские постройки представляли собой прямоугольные в плане здания, состояли из 2-3 этажей.  В архитектуре использовался античный ордер. Декоративно оформлялись окна, фризы и вход в здание).

  1. Сообщение новых знаний.

Учитель

- По сравнению  с искусством Возрождения искусство XVII – XVIII века сложнее, противоречивее в содержании и художественных формах.

- В конце XVI века в Италии появился новый художественный стиль – барокко (в переводе с итальянского «причудливый»).

Работа со словарем:

Барокко, фреска, канделябры

Если в эпоху Возрождения главной темой искусства был человек, теперь художники показывали все многообразие мира, окружающего человека.

 Стиль барокко сохранил некоторые   черты эпохи Возрождения, например радостный интерес к жизни и к людям. Но художники эпохи Возрождения создавали спокойные, благородные образы. А в искусстве барокко все как будто взорвалось от внутреннего напряжения, смешалось в бурном  водовороте красок и движений.

Дворцы и храмы в стиле барокко поражали пышным великолепием. Все части зданий «двигались» подобно растениям. Прямые линии «разрывались», стены «дробились» колоннами  и карнизами. Внутри зданий было настоящее пиршество красок.

- На отделку стен, дорогую мебель, изысканные вещи тратились огромные деньги. Все было направленно на возвеличивание правителей и знати. Потолки расписывались фресками с изображением декоративных пейзажей, ангелов, фантастических сказочных райских садов.  Росписи потолков как бы раздвигали пространство вверху.  

Стены украшались зеркалами, гобеленами – ткаными коврами, тяжелыми коврами, тяжелыми затейливыми канделябрами.   Застывшие в воздухе великолепные хрустальные люстры  отражались в зеркале паркетных полов с причудливыми орнаментами. В интерьере было много позолоты и лепнины. Все это создавало впечатление особой торжественности и необычайной декоративности.

В эпоху барокко засверкали своей красотой дворцово-парковые ансамбли. От дворцов расходились прямые аллеи, дорожки, каналы. В парках барокко любили разные веселые «диковины»:  фонтаны-шутихи, лабиринты, деревья в виде сказочных чудищ, спрятанные в ветвях разноцветные фонарики…

- Наиболее видными мастерами стиля барокко XVII века были итальянские мастера Л. Бернини и Ф. Борромини. В России – Растрелли.

Сообщение,  подготовленное учеником

(В.В.  Растрелли 1700-1771 гг.)

Он, русский сердцем, родом итальянец,

Плетя свои гирлянды и венцы,

В морозных зорях видел роз румянец

И на снегу выращивал дворцы.

                                          В. Рождественский. Отрывок из стихотворения «Варфоломей Растрелли»

Значительный вклад в развитие национальной архитектуры внёс Варфоломей Варфоломеевич Растрелли (1700-1771)-сын скульптора Б.К. Растрелли, итальянец по происхождению, родившийся во Франции. Получив образование за границей, он затем работал только в России, ставшей его второй родиной.

Всё, что было им построено в России, вызывало восхищение и восторженные оценки современников.

Лучшие произведения Растрелли-Андреевская церковь в Киеве, дворцы в пригородах Санкт –Петербурга - Петергофе и Царском Селе, дворцы Строганова и Воронцова, собор Смольного монастыря и Зимний дворец вСанкт - Петербурге.

Самое блестящее творение Растрелли, украшающее центр города на Неве,-Зимний дворец, в котором в наше время расположен всемирно известный художественный музей Эрмитаж. Архитектура Зимнего дворца-это настоящий гимн эпохе русского барокко.

Сложное по своим очертаниям сооружение, по замыслу автора, в плане приближалось к форме квадрата с замкнутым внутренним двором. Необозримая протяжённость фасадов, огромные размеры оконных проёмов и наличников подчёркивали колоссальность масштабов здания.

Красоту архитектурных форм подчёркивала и раскраска здания. На зелёных фасадах празднично выделялись белые колонны и различные виды орнамента.

Дворцовые сооружения поражали своими размерами. Дворец имел более 1050 отдельных помещений и комнат, 1886 дверей, 1945 окон и 177 лестниц. Общая  протяжённость фасадов дворца составляла 210 м!

Это последнее творение Растрелли не было завершено самим мастером.

Учитель

- Давайте посмотрим фрагмент «Архитектура барокко», полюбуемся красотой и роскошью стиля.

Просмотр фрагмента из фильма «Санкт-Петербург и пригороды»

3. Вывод.

- Ну а теперь сделаем вывод:

-Барокко в переводе с итальянского что обозначает?

(«причудливый»)

- Какой девиз вы бы дали стилю барокко?

(«Монументальность, величие, богатство и красочность»).

4. Физкультминутка.

1) Упражнение для тренировки мышц глаз: медленно переводить взгляд справа налево и обратно; повторить 8-10 раз.

2) Исходное положение-сидя на стуле, ноги согнуты, стопы параллельны. Приподнимать пятки одновременно и поочерёдно, разведение стоп в стороны.

3) Исходное положение - стоя. «Замочек»-вести одну руку за голову, вторую - за лопатки. «Попилить» несколько раз, меняя положение рук.

5. Формирование практических  умений.

Первичное закрепление знаний.

Сегодня на уроке перед нами стоит задача: выполнить элементы декора интерьера дворцовой комнаты в стиле барокко.  Вспомним, чем украшались стены?

(Фресками, коврами, лепниной,…)

6. Практическая работа.                                                                                                                               1) Задание: Лепка декоративных элементов убранства  дворцов в стиле барокко – гирлянда из  цветов.

Работа индивидуально-коллективная. Каждый лепит растительные элементы-цветы, бутоны, листочки, которые в итоге объединяем в одну композицию.

Лепить будем из солёного теста. Рецепт приготовления на доске: 2 стакана  муки, 1 стакан соли, 1 стакан воды. Тесто нам уже приготовили, дежурные раздадут.                                                                  

 2) Показ учителем технологии изготовления цветов из солёного теста.

Тесто делим на две части; из первойчасти лепим цветок, из второй листочки и завитки.

Лепка цветка: а) 1 способ-тесто раскатываем в колбаску, пальцами делаем её приплюснутой, один конец  держим в руке-это центр, вокруг него, закручиваем спиралью полоску.

б) 2 способ-тесто раскатываем в колбаску, делим её на столько частей, сколько будет лепестков. Каждый лепесток-это шар приплюснутый формируем и прикрепляем к серцевине(центр-это шар).

3) Самостоятельная работа учащихся.

Во время практической работы звучит музыка Антонио Вивальди (1678-1741) «Времена года».

Вовремя практической работы, учитель делает ЦЕЛЕВЫЕ ОБХОДЫ, осуществляя при этом:

а) контроль организации рабочего места;

б) контроль правильности выполнения приёмов работы;

в) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

г) контроль объёма и качества выполненнойработы.

7. Итог урока.

1) Выставка коллективной работы  учащихся «Гирлянда цветов».

2) Заключительное слово учителя.

По вашей коллективной работе видно, что сегодня вы неплохо справились с дизайнерской работой по созданию элемента убранства дворцов барокко – гирлянды цветов.

8.Уборка рабочего места.

9. Домашнее задание.

Собрать материал о классицизме.

Подготовить сообщения о зодчих русского классицизма: В. И. Баженове и М. Ф. Казакове.

                      «Заверяю»

                  Директор                                                             Ю.А. Орлов

Конспект урока "Новое мировоззрение в эпоху Барокко"

Цель урока:

выявление особенностей основных направлений искусства эпохи барокко формирование навыков оценки художественных произведений, анализа и обобщения, самостоятельного построения умозаключений

формирование у каждого ребенка умений и потребностей самостоятельно пополнять свои знания, умения, навыки через метод проектов

Задачи урока:

систематизировать знания учащихся по теме, дополнив их новыми сведениями;

формировать у школьников навыки оценки художественных произведений, анализа и обобщения, самостоятельного построения умозаключений;

способствовать развитию творческих навыков;

стимулировать развитие способностей к самообразованию.

Форма урока: комбинированный: сочетание групповой и индивидуальной творческой деятельности.

Методы обучения: 1)эмоционально-образное погружение; 2)активизация восприятия воображения, творческого мышления; 3) создание проблемной ситуации.

Понятия и термины: барокко, аффектация, волюта, пилястры, теламоны, маскароны, гомофония.

Зрительный ряд: Авторская презентация “Барокко”, произведения Л. Бернини , Брунеллески , В.В. Растрелли, П. Рубенса, Рафаэля

Музыкальный ряд: произведение А. Вивальди

Оборудование:

1. Учебник.

2. Компьютер с мультимедийным проектором.

3. Раздаточный материал

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Изучение нового материала. Вступительное слово учителя

  3. Работа с понятием «Барокко»

  4. Словарная работа

  5. Работа с учебником

  6. Знакомство с архитектурными ансамблями Рима. Лоренцо Бернини.

  7. Работа с раздаточным материалом

  8. Знакомство с особенностями интерьера в стиле барокко.

  9. Самостоятельная работа

  10. Подведение итогов

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Для начала давайте мы с вами проверим дом зад « Рецензия по Шекспиру «Ромео и Джульетта» Кто первый начнет? (зачитывают )

- Сегодняшний урок очень важен в понимании процесса развития человеческой культуры. Мы будем говорить об особой ее составляющей – европейской культуре, которая оказала огромное влияние на развитие культуры в нашей стране. Поэтому нам необходимо систематизировать знания о европейской культуре и проанализировать основные понятии, оцениваться на уроке будет результат творческой работы..

(Слайд 1) стихотворения со стр 14

Давайте мы с вами прочитаем отрывок стихотворения и попытаемся узнать, про какой стиль эпохи говорится в данном стихотворении? (Барокко)

(слайд 2 ) Верно! Запишите себе в тетради тему урока « Новое мировосприятие в эпоху барокко и его отражение в искусстве. Архитектурные ансамбли Рима. Новое оформление интерьера в стиле Барокко»

Кто может мне сказать, какие цели можем мы отметить по сегодняшней теме?

(Слайд 3) Цели

Изучение нового материала

  1. Вступительное слово учителя.

- Сегодняшний наш урок посвящен одной из самых ярких тем в искусстве. Эта эпоха не оставит равнодушным ни одного человека. Сегодня я предлагаю вам углубиться в этот волшебный мир причудливых образов, систематизировать свои знания, еще более проникнуться творчеством людей, чьими шедеврами и открытиями мы восторгаемся, по сей день.

- Формирование европейской культуры XVII в. было связано со стремительно меняющейся «картиной мира» и кризисом идеалов итальянского Возрождения.

(слайд 4 )- Кругосветное плавание Фернана Магеллана и

(слайд 5 ) Христофора Колумба, новейшие открытия в астрономии

(слайд 6 ) Николая Коперника,

(слайд 7 ) Галилео Галилея и

(слайд 8 ) Джордано Бруно, изобретение телескопа и микроскопа раздвинули горизонты, показали относительность пространства, разрушили образ ренессансного замкнутого мироздания, центром которого являлся человек.

(слайд 9 ) Английский поэт Джон Донн, современник Шекспира, с печалью констатировал:

(слайд 10 ) Кто прочитает эти строки?

Так много новостей за двадцать лет

И в сфере звезд и в области планет,

На атомы Вселенная крошится,

Все связи рвутся, все в куски дробится.

Основы расшатались, и сейчас

Все стало относительным для нас.

{Перевод О. Румера)

- О чём свидетельствуют эти строки?

Верно!

- Относительность, изменчивость, непостижимость пространства и времени приводили к трагическому ощущению жизни как непрерывного движения, цель которого человеку неведома. «Вчерашнего уж нет, а Завтра не явилось. Сегодня движется вперед без передышки»,— восклицал в одном из сонетов испанский писатель Франсиско Кеведо-и-Вильегас, а французский мыслитель Блёз Паскаль сравнивал человека всего лишь с «мыслящим тростником, колеблющимся на грани бесконечности и небытия». Место ренессансной Гармонии заняло Противоречие.

(слайд 11 )

- О чем свидетельствуют стихи английского поэта Джорджа Уитера:

Возьми в свою святую длань

Поводья, мой Господь,

У нашего кормила стань,

Чтоб волны побороть.

Прямее паруса поставь

И в этот грозный час

Нас на надежный путь направь

И якорь брось за нас.

(Перевод О. Румера)

- Кто должен был разрешить сложившиеся противоречия? ( Его разрешение искали в Боге)

Католическая церковь решительно распространила власть на все сферы духовной и общественной жизни. Следствием этого явились чрезмерный рост мистических настроений, гиперболизация чувств, экзальтация на грани аффекта. Подобный духовный настрой нашел специфическое преломление в образах нового стиля – Барокко.

  1. Работа с понятием «Барокко»

Говоря о таком стиле в искусстве, как барокко, прежде всего, необходимо определить, что следует понимать под этим термином. Кроме того, следует определить, с чем связано его появление.

(Я Вам сейчас предлагаю на основе знаний полученных при изучении курса истории и МХК, а так же знаний, полученных при работе с учебником с. 14 – 17. и раздаточным материалом, сформулировать ответы на поставленные вопросы)

(слайд 12 )

  • пояснить термин «Барокко»

  • объяснить когда и почему он возник

  • В чем заключается особенность стиля?

  1. Словарная работа

Звучит музыка А.Вивальди. Подготовленный ученик читает стихи.

(слайд 13 )

…Но пред красой и зданья, и фасада
Померкли и фонтан, и мрамор, и ограда.
В орнаменте витом увидишь тут и там
Победоносный шлем и вазы фимиам,
Колонны, капитель, пилястры и аркады
Увидишь всюду ты, куда не кинешь взгляды,
Амуры, вензеля, вплетенные тайком,
И головы ягнят, увитые шнурком,
И статую найдешь в великолепной нише,
В узорах, в резьбе карниз под самой крышей…

- Так описывал свои впечатления от архитектуры этого стиля французский поэт 17 века Жорж де Сюдери.

Как вы думаете, о каком стиле искусства эти поэтические строки?

- Что же представляет собой этот стиль, стремящийся удивить, восхитить и даже ошеломить зрителя?

Какие архитектурные детали стиля барокко запечатлел Жорж де Сюдерн в своих поэтических строчках?

- Какие изменения были привнесены в архитектуру барокко?

(слайд 14 ) Для архитектуры барокко характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм, динамизм, пышность, причудливость.

(слайд 15 ) Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры.

(слайд 16 ) Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме.

(слайд 17 ) Характерные детали барокко – теламоныкариатиды, маскароны.

(слайд 18 ) Преобладающие и модные цвета: приглушенные пастельные тона; красный, розовый, белый, голубой с желтым акцентом.

Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобретают живописность и динамичность.

  1. Работа с учебником

А сейчас попробуйте определить характерные черты барокко.

  1. Знакомство с архитектурными ансамблями Рима. Лоренцо Бернини.

( слайд 19 ) Сейчас мы переходим к знакомству с архитектурными ансамблями Рима. Лоренцо Бернини.

(Слайд 20 ) про Бернини

(слайд 21 ) Самое известное произведение Бернини «Площадь перед собором Св Петра»

(слайд 22 ) Собор Св Петра

(слайд 23 ) Коллонада перед собором

(слайд 24 ) Трон Св Петра

( слайд 25 ) Фонтаны

(слайд 26 ) Фонтаны

(слайд 27 ) Фонтан 4 рек

  1. Работа с раздаточным материалом

Возьмите распечатки и откройте учебник на стр 16-17 ознакомьтесь с текстом, а потом мне кто нибудь из Вас зачитает информацию об ансамбле. Вычитываем самое главное.

Молодцы!

  1. Знакомство с особенностями интерьера в стиле барокко.

Сейчас мы с Вами поговорим об интерьере в стиле барокко.

А как по Вашему представляется интерьер в стиле барокко?

(Ответы детей.)

Впервые интерьеры в стиле барокко появились во второй половине XVIII века, а в последние годы его отличительные черты набирают популярность среди домовладельцев, в целом отдающих предпочтение минималистскому дизайну. Профессионалы высоко ценят элегантные элементы барокко.

Богато украшенные зеркала, насыщенные драгоценные оттенки, золочёная отделка, затейливые линии, помпезная лепнина, дорогие материалы, эффектные архитектурные детали и элегантные формы — всё это удивительным образом сочетается с современными предметами обстановки.

Кто может мне сказать,как вы представляете интерьер в стиле барокко в современном мире? Какие тона, может у кого -нибудь есть какие то представления о мебели.

Хорошо! А сейчас внимательно меня послушайте.

(Слайд 28 ) Использовать больше белого.

Использование большого количества белых предметов — современный способ нейтрализовать вычурность барокко.

(слайд 29 ) Не бояться смешивать «эпохи»

Грандиозное фойе французского замка сочетает в себе такие элементы барокко, как старинный фонарь эпохи Людовика XV, кованые двери, изобилующие завитками, и богато украшенный консольный стол. Их дополняют произведения современного искусства, что порождает интересный баланс эстетик разных эпох.

(слайд 30 ) Дополнить интерьер офиса деталями в стиле Тюдоров

Его стены оформлены роскошными металлизированными обоями в стиле барокко, а огромная картина с изображением ворона, висящая на стене, создаёт сильный контраст с ними. Итальянская люстра из стеклянных дисков, современная настольная лампа и низкий комод с распашными дверцами дополняют интересное сочетание эпох и стилей.

(слайд 31 )  Создать единую композицию в стиле барокко

В этой изящной кухне богато декорированный остров и люстра образуют фокусный центр в стиле барокко, а облегчённая мебель и кухонный фартук осовременивает образ.

(слайд 32 ) Сделать образ уютным

Акценты в стиле барокко в виде причудливой лепнины и карнизов, фреска на потолке и позолоченные аксессуары добавляют элегантности в эту небольшую, уютную гостиную. Мягкие тона обивки сглаживают помпезность и не позволяют интерьеру выглядеть музейной экспозицией.

(слайд 33 )  Добавить блеска

Потолок, декорированный обоями с золотистым орнаментом и зеркалом в форме звезды, наполняет роскошным блеском .

(слайд 34 ) Создавать новые формы из новых материалов

Эксперименты со стилем барокко могут быть очень увлекательными. Эта ванная комната, расположенная в загородном доме, сочетает в себе крикливую эстетику трамп-арта и элементы стиля барокко: причудливо декорированная рама зеркала изготовлена из древесины и крышек от бутылок.

(слайд 35 )  Использовать однотонную палитру

Стиль рококо — порождение барокко, также известное как позднее барокко. Сочетание богатой резьбы в декоре изголовья с однотонным постельным бельем заставляет работать обои с тропическим орнаментом, и этого достаточно для того, чтобы хозяева спальни могли почувствовать себя кинозвёздами 50-х годов. 

(слайд 36 ) Потворствовать капризам

Причудливость и оригинальность стиля барокко полностью раскрывается в этой ванной. Претенциозность, поддержанная оформленными в стиле барокко ножками фортепиано, грубоватые предметы с деревенской эстетикой и зеркало, в декоре которого сочетаются мозаика и кислотно-зелёный цвет, соединяются в подлинно эклектичный образ.

(слайд 37 ) Придерживаться прямых линий 

Парижане включают эстетику барокко в современные интерьеры, придавая им тем самым лёгкость и свежесть. Лаконичная мебель отлично вписывается в эту комнату, радующую взор позолотой и сверкающим стеклом.

(слайд 38 ) Элементы барокко отлично вписываются в различные типы интерьеров. Стиль барокко придаёт роскошь и изящество современным пространствам, при этом не отягощая их массивными формами. Не хотите ли вы добавить в свой интерьер немного императорского шика, присущего барокко? 

  1. Самостоятельная работа

А сейчас мы вами выполним тест маленький. Кто закончит сдаем мне.

10. Подведение итогов

- Ребята, до конца урока осталось несколько минут. Давайте подведем предварительный итог нашей сегодняшней работы

Что изучали сегодня на уроке?

Чему вы научились?

Что понравилось на уроке?

Что получилось?

В чём были проблемы?

Домашнее задание:

(слайд 39 ) - Каждый из вас посмотрите на слайд и выберите тему, о которой вы узнаете всё и расскажите своим одноклассникам на следующем уроке. Это будет ваш маленький реферат. Давайте распределим, кто над какой темой будет работать. (Слушаю, кто что выбрал) Это будет ваше домашнее задание.

  • скульптура эпохи барокко.

  • Живопись эпохи барокко.

  • Наука и литература эпохи барокко

  • Музыка и театр эпохи барокко.

  • Русское Барокко

Спасибо за урок!

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА по теме «Барокко: архитектура, живопись,скульптура».

Подготовила учитель по МХК :

Карташова И.Н Лицей№8 г.Майкоп

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

по теме

«Барокко:

архитектура,

живопись,

скульптура».

Место данного занятия в курсе. Урок открывает раздел «Искусство Постренессанса XVII-XIX вв.» и является первым в зачётном цикле, состоящем из десяти уроков. Поэтому уже на первом занятии уделяется внимание мотивации в целом по теме, а также по начальным её сюжетам, связанным с барокко и классицизмом, как стилями в известной степени альтернативными друг другу.

Безусловно, ведущее место в содержании урока занимает барокко как первый общеевропейский стиль в искусстве XVII-XVIII вв., однако, в разной степени освещения берутся лишь основные проявления этого стиля.

В связи с особенностями построения зачётной системы в школе (поэтапно: мотивация, отработка содержания, конечный результат усвоения, рефлексия деятельности), на уроке не ставится целью исчерпать тему,

а – через диалог, визуальную и содержательно акцентированную подачу материала организуется внутренняя мыслительная работа и контуры будущей деятельности учащихся.

Цели учебного занятия, таким образом, выстраиваются как содержательно – развивающие и воспитательно – формирующие:

ранее полученных на уроках истории и других предметах сведений о стиле барокко как явлении культуры XVII-XVIII вв. в основных его проявлениях – в архитектуре, в живописи, в скульптуре.

  • развитие умений видения и различения многофакторных явлений, влияющих на эволюцию искусства, стилей, вкусов той или иной эпохи; развитие умений ставить вопросы для самопознания.

  • формирование вкуса и ценностного отношения к явлениям культуры прошлого, как во многом актуальным, не утратившим эстетической ценности и во многом объясняющих нас и мир сегодняшний.

Оборудование урока.

1. Компьютерный слайд – фильм об архитектуре барокко, составленный

учителем на основе электронной библиотеки издательства DirectMedia:

по CD-ROM «Барокко», Москва-Берлин., 2004г. (см. приложение 2).

2. DVD-video BBC «Всемирная история живописи», диск 2 (фрагмент о Рубенсе), 2004г.

3. Компьютерная презентация «Скульптура барокко», составленная учителем на основе материалов Ved Galery of Art (www.wga.hu) и др. источников (см. приложение 2).

4. Распечатки – вопросники для учащихся к разным эпизодам урока (

см. приложение 1).

5. Мировая художественная культура. 11.кл. Учебник для общеобразовательных учебных заведений / Г.И.Данилова и др. – М.: Издательство «Интербук», 2002г.

План урока:

  1. Вступление (5-7 мин.)

  2. Архитектура европейского барокко (15 мин).

  3. Барочная живопись («император барокко» П.П.Рубенс) 10 мин.

  4. Скульптура Барокко (10 мин.)

  5. Пояснения к домашнему заданию ( 3 мин.)

Вступление

(Общеисторический контекст Поствозрождения XVIIXVIII в.в.)

С сегодняшнего дня мы начинаем изучать то, что называют Постренессансом (Поствозрождением) , постренессанским искусством. Ещё конкретнее и проще – начинаем изучать искусство конца XVI – XVIII веков.

Вы знаете, что это

  • время существенного изменения картины мира (в это время, по сути рождается европейская наука)… и теряется точка опоры людей Возрождения о вечной гармонии мира (обратите внимание на тревожные стихи в вашем учебнике - §20)

  • время утверждения буржуазных отношений в Европе (даже если, как в Нидерландах и Англии, ещё не произошли буржуазные революции)

  • наконец, время Просвещения...

Безусловно, всё это не могло не отразиться в такой важнейшей сфере общественных отношений, какой является культура и её важнейшая составляющая искусство.

И, хотя мы договорились не впадать в вульгарный материализм, более того убедились, что не меньшее значение имеет появление Личностей «в нужное время и в нужном месте» (вспомните хотя бы зарождение итальянского Ренессанса именно во Флоренции, а не где-либо в другом месте той же Италии), сбрасывать со счетов многообразие явлений жизни, их переплетение, уникальное сочетание материальной и духовной «мозаики» в том или ином регионе Европы мы не можем.

Всё выше перечисленное – истоки, или, по крайней мере, контекст Постренессанской культуры.

*****

Тогда возникает ряд вопросов. Попробуем их вместе обозначить.

( вопросы к эпизоду 1, см. распечатку для учащихся)

  • Что-то в этом «Пост…» осталось от Возрождения или всё кануло в Лету, библейскую реку забвения?

  • Если осталось то, что именно?

  • Если было отвергнуто, то почему?

  • Возрождение называют эпохой, а последующие новшества в искусстве только стилем, направлением. Почему?

  • Новое по-прежнему рождалось в Риме - этой Мекке Высокого Возрождения. Случайно ли это?

  • И барокко, и классицизм (именно в такой последовательности

мы будем их изучать) относят к классическому искусству. Тогда почему их называют альтернативой друг другу?

  • Некоторые исследователи искусства считают классицизм последовательным и логическим продолжением Возрождения, а барокко - случайным побочным продуктом и даже своего рода поветрием «фабрики искусств» того времени. Так ли это?

Предложите возникшие у вас вопросы, возьмём и их на заметку.

……(предлагают или вписывают после работы дома)……………………….. ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

PS. Лист с вопросами учителя выдаётся в распечатанном виде уч-ся,

дополняется их вопросами. Тем самым даётся установка на прямую (на уроках) или косвенную (дополнительно) деятельность, которая и определит степень конечной компетентности по теме (не только данного урока), что и выяснится позднее на зачёте.

Первое новорождённое дитя Рима к.XVI – нач.XVII вв.- БАРОККО.

То ли стиль, то ли направление, то ли даже эпоха - специалисты спорят до сих пор.… А уж сколько определений этого понятия! Сколько смыслов, вплоть до буквального перевода с португальского – бракованная жемчужина (что сразу нацеливает на негативный смысл).

А что у вас ассоциируется с барокко, со словом или с тем, что узнали на уроках истории? (возможно, укажут буйство форм, роскошь, садово-парковые причуды и т.д.).

Установочное задание для работы с медиаисточником:

сейчас мы просмотрим небольшой слайд-фильм о барокко в архитектуре (т.к. по традиции всегда начинаем с неё) ( См. вопросы к эпизоду 2)

  1. попытайтесь уловить и записать (лучше опорным словом или словосочетанием), что присуще барочной архитектуре Италии и других стран Европы.

2. какие объекты, прежде всего, стали воплощением этого стиля?

  1. что-то осталось от Возрождения? Появилось ли что-то действительно новое?

Беседа после просмотра с выяснением усвоенного и дополнениями учителя:

так, например, акцентируется, что от Возрождения, безусловно, остались: 1. монументальность архитектурных форм,

2. высокая эстетичность,

3. разнообразие архитектурных элементов (ордеров),

4. довольно логичная включенность того или иного сооружения в ансамбль города или загородной среды и т.д.

5. синтезность искусств

Не случайно художник и искусствовед И.Э.Грабарь утверждал:

«Высокий Ренессанс уже на три четверти барокко».

безусловно, новым явились :

  • изогнутость линий (не даром кто-то заметил: «Кредо барокко - ни одной прямой линии!»)

  • необычайная пышность декора, вплоть до чрезмерности во всём (французы назовут это «блестящим безумием»)

  • «буйство геометрии» – сочетание прямых, кривых, вогнутых, выпуклых, овальных, медальонных, друг в друга вписанных поверхностей

  • усиленная (гипертрофированная) слитность архитектуры, скульптуры и живописи ( так что в плафонах, обычно выгнутых потолках, теряется реальность присутствия: то ли ты на твёрдой земле, то ли уже где-то в небесах).

  • обилие лепнины и украшательства, причём в яркой цветовой гамме и.т.д.

Учащимся предлагается дополнить (откорректировать) запись при выполнении домашнего задания используя и учебник.

Так что на часть вопросов, поставленных и в самом начале урока, и поставленных для просмотра мы с вами, надеюсь, ответили.

NB. Важно отметить, особенно если это не уловили учащиеся :

1) приоритетными объектами барокко стали католические церкви ( о русских будет позднее отдельный разговор). И это не случайно!

В условиях Реформации и Котрреформации католическая церковь стремилась, во что бы то ни стало завоевать паству ошеломляющим искусством (между прочим, так делали ещё римские императоры, чтобы завоевать римлян на свою сторону. Так что школа была…).

Более того, на Тридентском Соборе к. ХVI в. было объявлено, что человек может воспринять догматы христианства только через мистическое озарение.

Отсюда барочных дел мастера не случайно были востребованы в это время, а католическое барокко не случайно наиболее распространилось именно в католических странах – Италии, Испании, Австрии, католической части Германии, Польше, Чехии.

2) как ни странно, широко использовались многие архитектурные приёмы Возрождения, но не ценности, «закодированные» в архитектуре той эпохи – о соразмерности, сдержанности, гармонии человеческого и Божьего миров.

Выходит, барокко было только церковным…?

А интерьеры дворцов, парки, уличные застройки, площади, причудливые фонтаны, загородные виллы ???

Конечно, и здесь была своя «ниша» для этого стиля. Это отразило,

с одной стороны, и не без влияния предшествующего барокко искусства, вечное стремление к красоте, величию, возвышенному

а с другой, - зафиксировало, отразило

  • рост богатства и богатых в Европе,

  • политическую нестабильность (поэтому барокко в чём –то компенсировало отсутствие покоя и согласия),

  • наконец, моду на барокко ( в т.ч. как подражание королю-солнцу Людовику XIV в чём почти до сумасшествия докатился Людвиг Баварский в Германии. Другой пример: одел в барочные одежды православную церковь упомянутый выше Голицын , а дворцы православных царей Растрелли в России).

Вот так католическое барокко перекинулось и ужилось со светским барокко в Европе и даже российским православием.

Не обошлось и без курьёзов. Тот же Людовик XIV не принял проект восточного фасада Лувра аж от самого «короля итальянского барокко» Бернини (тот был жутко оскорблён), перезаказал проект архитектору-классицисту, но зато внутренними покоями Версаля в стиле барокко (стараниями своего придворного художника Лёбрена) ошеломил всех и вся.

В заключение нашего разговора о барочной архитектуре более внятно назовём мэтров этого стиля.

Это прежде всего - Л(оренцо) Бернини, Ф(ранческо) Борромини в Италии, их соотечественник Б(артоломео) Растрелли – в России.

Живопись барокко.

Немного изменим традиции и перейдём от архитектуры не к скульптуре, а к живописи.

В целом изобразительное искусство барокко наиболее ярко и выразительно представлено декоративной монументальной живописью, покорявшей и ослеплявшей современников своим праздничным блеском, накалом страстей, неукротимой энергией и динамикой. Огромные картины и гобелены (шпалеры), разверзшиеся небеса потолков, масса всяческих аллегорий буквально смешивали всё и вся, почти буквально втаскивая зрителя в кипение страстей…

Но мне хотелось бы остановиться на другом, что в какой-то степени несколько по - иному позволяет понять, почувствовать барокко.

Остановиться на творчестве живописца, которого французский художник Делакруа называл «Гомером живописи», а Карл Брюллов находил в его картинах «роскошный пир для очей». Его часто называют крупнейшим мастером торжествующего барокко, королём барокко.

Это Питер Пауль(Пауэл) Рубенс – великий фламандец.

Посмотрим небольшой фрагмент из «Всемирной истории живописи» ВВС, где католическая искусствовед Венди Бэкет даст ещё одно имя этому Мастеру и разъяснит на примере, в чём же его изюминка, если так можно выразиться.

Организуется просмотр видеофрагмента на цифровом носителе: «Всемирная история живописи» ч.2 –

с 21:46 до 24:48 (3 мин.) , а если позволит время до 28:46(7 мин.)

комментарий к картине комментарий к картине «Елена Формен

«Война и мир» в мехах» и акценты по живописи барокко.

Беседа. Столь ли легкомысленным было барокко, по крайней мере, исходя из представленных(ного) творений(ия) Рубенса?

Вот уж точно император!

Ну, а панораму живописи барокко вы дополните из др. источников : учебник, Интернет – см. адреса на стенде в классе, диск «Барокко» изд-ва «ДиректМедиа» (показать) и др.

Скульптура Барокко.

В барокко как, пожалуй, нигде заметна особая (особенная) слитность разных искусств. Всё во имя уже упомянутого ошеломляющего эффекта.

Отдельное и значительное место в барочной культуре принадлежит скульптуре.

И снова придётся вспомнить великого Бернини.

Неужто он превзошёл самого Микеланджело? Неужто его Святая Тереза значительнее микеланджеловской пьеты (оплакивания)? А Давид внушительнее и достойнее? И вообще, не похваляется ли он заявляя :

«Я победил трудность, сделал мрамор гибким как воск, и этим смог в известной степени объединить скульптуру с живописью». ???

Давайте посмотрим, а потом поговорим.

Организуется работа с медиаресурсом : с фрагментом медиалекции из ЭСУН «История искусства», раздел «Изобразительное искусство барокко» слайды 1-3 или со специальной презентацией «Скульптура барокко» (более предпочтительно).

Учащиеся нацеливаются на вопросы эпизода 3

Беседа. И как, по-вашему? Превзошёл? Или имеем дело с банальным бахвальством?

Бернини тоже своего рода Титан, но своего времени. Он действительно сделал мрамор гибким как воск, а живопись и архитектуру величавыми на века. Дело не в лучше-хуже. Просто Микеланджело был ещё масштабнее – и поэт, и теоретик искусства, и ёщё многое что.

Подведём предварительные итоги.

Что прояснилось в вашем представлении о барокко?

Какие вопросы (см. список) прояснены, а какие пока нет?

Поделитесь своими эмоциями от увиденного и услышанного

(о музыке разговор впереди, но музыкальное сопровождение фильма

и презентации – творение «императора» барочной музыки Антонио

Вивальди, которого один английский музыкант метко назвал

«Ролинг Стоунз» своего времени).

Захотелось ли ещё больше узнать и посмотреть?

Домашнее задание: используя пометки с урока, § 20 вашего учебника, др. возможные источники проработайте полученные вопросы, запишите примеры творений и выводы по трём основным компонентам содержания – архитектура, скульптура, живопись.

Проект (по желанию). Предложите оформить наш кабинет (или этаж школы) в стиле барокко. Используйте словесные характеристики или компьютер.

Приложение 1

( вопросы к эпизоду 1)

  • Что-то в этом «Пост…» осталось от Возрождения или всё кануло в Лету, библейскую реку забвения?

  • Если осталось, то что именно?

  • Если было отвергнуто, то почему?

  • Возрождение называют эпохой, а последующие новшества в искусстве только стилем, направлением. Почему?

  • Новое по-прежнему рождалось в Риме - этой Мекке Высокого Возрождения. Случайно ли это?

  • И барокко, и классицизм (именно в такой последовательности

мы будем их изучать) относят к классическому искусству. Тогда почему их называют альтернативой друг другу?

  • Некоторые исследователи искусства считают классицизм последовательным и логическим продолжением Возрождения, а барокко - случайным побочным продуктом и даже своего рода поветрием «фабрики искусств» того времени. Так ли это?

Предложите возникшие у вас вопросы, возьмём и их на заметку.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Приложение 1 (обратная сторона)

Вопросы к эпизоду 2

1. попытайтесь уловить и записать (лучше опорным словом или словосочетанием), что присуще барочной архитектуре Италии и других стран Европы.

  1. какие объекты, прежде всего, стали воплощением этого стиля?

  1. что-то осталось от Возрождения? Появилось ли что-то действительно новое?

Вопросы к эпизоду 3

Сопоставим ли Бернини с Микеланджело? Если да, то в чём?

Если нет, то почему?

Конспект урока по музыке на тему "Барокко" (8 класс)

Тема: «Искусство эпохи барокко». XVII—XVIII веков Барокко в переводе с итальянского означает “причудливый”, “странный”,

Цель: ознакомить учащихся с основными чертами стиля барокко, знаменитыми мастерами этого стиля.

Задачи урока: выявить особенности основных направлений искусства эпохи барокко. систематизировать знания учащихся по теме, дополнив их новыми сведениями; формировать у школьников навыки оценки художественных произведений, анализа и обобщения, самостоятельного построения умозаключений; способствовать развитию творческих навыков; стимулировать развитие способностей к самообразованию.

Барокко (от итал. barocco - причудливый, странный), стиль главенствовавший в архитектуре и искусстве европейских стран конца XVI - середины XVIII в. Родина барокко - Италия, где утверждение нового стиля означало конец Ренессанса с его гармоническим мировосприятием, верой в безграничные возможности человеческого разума и упорядоченность вселенского бытия.

Барокко, тяготевшее к торжественному «большому стилю», в то же время отразило представления о сложности и многообразии мира, что отвечало новой картине мироздания – изменчивой и конфликтной, где отживающее и рождающееся находятся в постоянном противоборстве, а человек с его страстями, запутанным, сложным внутренним миром часто оказывается во власти иррациональных сил.

2

3 Барокко в архитектуре. Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки. «Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение» - заявляет философ Декарт. Поэтому барокко — это ещё век Разума и Просвещения.

9 Барокко в живописи.

Изобразительное искусство барокко наиболее ярко и полно представлено декоративной монументальной живописью, которая расширяла границы реального пространства, подчеркивая идею безграничности мира.

В эпоху барокко художники видели главную задачу в передаче противоречивых чувств и переживаний, тончайших психологических оттенков человеческой души.

15 Барокко в литературе.

«…Среди двора фонтан, наполненный до края,

Кристальная струя звенит, не угасая

На влажный алебастр, спадая с вышины

Есть сто чудовищ там - фонтана украшенье -

Необычайно тел причудливых сплетенье,

Как ваза, светлый круг бассейна вознесен,

Под ним из камня столб – подставкой служит он…»

16 Музыкальная культура барокко. «…Музыкантам хочется изобретать нечто новое. И вот новое искусство докатилось до безудержной распущенности. Отклонившись от путей, намеченных нашими отцами, молодые композиторы создают искаженные произведения, в которых нет никаких достоинств, кроме новины…»

Просмотр видео фрагмента «Музыка эпохи барокко».

Просмотр видео фрагмента «Танцы эпохи барокко».

Ну, а сейчас мы мысленно перенесемся с вами в эпоху ренессанса или возрождения в начало XIV— последняя четверть XVI веков (1400—1600).

Возрождение, или Ренессанс — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.

Какие же композиторы представляют музыку эпохи ренессанса?

3.Вопросы на закрепление.

1) В каких известных архитектурных сооружениях использовался этот стиль? 2) Главные темы в живописи барокко. 3) Характерные черты для литературы барокко. 4) Что характерно для музыки эпохи барокко. 5) Какая страна была законодателем моды эпохи барокко.

Методическая разработка по МХК (11 класс) по теме: Разработка урока по МХК "Эпоха барокко"

Использование метода проектов в процессе изучения мировой художественной культуры.

Задачей современной системы образования является подготовка нового поколения к жизни в современных информационных условиях. Поэтому информатизация образования и внедрение новых информационных технологий в учебный процесс - составная часть современной школы. Информационные технологии обучения – это процесс подготовки и передачи информации, средством осуществления, которого является компьютер. Сегодня компьютер – мощный инструмент, позволяющий решать новые дидактические задачи, внося разнообразие в уче6ный процесс, и  повышающий эффективность изучения учебных предметов, в том числе и мировую художественную культуру. И учителя, использующие в образовательной деятельности  компьютерные технологии, с полной уверенностью говорят о  необходимости дальнейшего развития этого процесса, который не просто значительно повышает мотивацию обучения, действительно помогает более продуктивно внедрять личностно-ориентированное обучение, в частности, метод проектов, проблемные, исследовательские методы, обучение в сотрудничестве.

Мои первые шаги работы с компьютером (владение ПК сводились к умению работать с текстами) и были сделаны на курсах в Нижегородском региональном центре Федерации Интернет Образования. Занятия вызвали желание глубже познакомиться с опытом, накопленным по этой проблеме,  заняться разработкой уроков с использованием компьютерных технологий, а затем и внедрение в процесс обучения метода проектов.

Технология проектного  обучения (метод проектов) является одним из

вариантов практической реализации идеи продуктивного обучения. Продуктивное обучение (в отличие от традиционной практики обучения) характеризуется тем, что образовательный процесс имеет на выходе индивидуальный опыт продуктивной деятельности.

В основе данной технологии лежат идеи Д. Дьюи об организации учебной деятельности по решению практических задач, взятых из повседневной жизни. Д. Дьюи отрицает необходимость стандартизированного содержания образования и фактически сводит обучение к основанному на интересах детей практицизму.

В отечественной школе в 20-е гг. XX столетия была предпринята попытка внедрения проектного обучения. На основе теоретических идей Д. Дьюи и его последователей была разработана проектная система обучения, или метод проектов, суть которого заключалась в том, что, исходя из своих интересов дети вместе с учителем проектировали решение какой-либо практической задачи. Материал различных учебных предметов группировался вокруг комплексов-проектов.

И хотя такой подход обеспечивал формирование практических умений и навыков, однако последовательность и систематичность обучения нарушалась, что снижало образовательную подготовку учащихся.

В настоящее время педагоги вновь обращаются к проектному обучению в рамках задачи гуманизации образования, видя в нем одно из возможных решений проблемы превращения ученика в субъекта учебной деятельности, развития его познавательных возможностей и потребностей. Целью продуктивного обучения является не только усвоение суммы знаний и прохождение образовательных программ, но и реальное использование, развитие и обогащение собственного опыта учащихся и их представлений о мире. По словам разработчиков этой технологии, каждый ребенок должен иметь возможность реальной деятельности (для старших школьников — работы), в которой он может не только проявить свою индивидуальность, но и обогатить ее.

  «Искусство эпохи барокко ».

(XI класс).

Урок-презентация.

Тема, посвященная барокко, в курсе мировой художественной культуры является одной из центральных. Она максимально насыщена материалом, хотя дело не только в обилии вводимой на уроке информации, но также и в важности тех последствий, которые имело барокко на дальнейшее  развитие искусства. Между тем, преподаватель и учащиеся при изучении материала оказываются в крайне жестких условиях: учителю необходимо за четыре учебных часа доступно и интересно изложить большое количество информации, а учащиеся при этом должны ее усвоить. Кроме того, для знакомства с шедеврами этой эпохи необходимо более подробно ознакомиться с творчеством многочисленных авторов.  Для активизации ранее полученных знаний на уроках МХК и  истории, развития  познавательных и творческих способностей учащихся, и выстраивания логической последовательности, систематизации материала используется метод проектов. Учащимся предлагается создать портфолио и мультимедийные презентации, составленные в программе Power Point, включая в нее иллюстративный ряд, фрагменты из источников, исторической литературы  художественных и культурологических изданий.

Описание урока.

   Данный урок – это защита мультимедийных проектов по теме «Барокко». Проекты готовились  учащимися 11 «Б» класса МОУ СОШ № 130. Данный класс второй год участвует в   апробации УМК Л.Г. Емохоновой МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА.

    Цель работы не только углубить и систематизировать ранее полученные знания, но и создать учебно-наглядное пособие, которое может использоваться учителем как во время традиционных форм проведения урока, так и для самостоятельного изучения учащимися данной темы.

Структура урока

  1. Организационный момент (Здороваюсь, выясняю кто отсутствует, сообщаю тему, цели и задачи урока) - 3 минуты.
  2. Активизация знаний учащихся (Вводная часть урока: активизирую ранее полученные знания. Настраиваю класс на рабочий лад) -7  минут.
  3. Защита проектов - 7-8  минут на проект, включая блиц - опрос – 49-60 минут.
  4. Постановка итогового проблемного задания – 7 минут.
  5. Подведение итогов – 2минуты.
  6. Запись домашнего задания – 1 минута.

Продолжительность урока – 80 минут.

Тип урока - практическое занятие (защита проекта).

Опережающее задание:

  1. ознакомиться с материалом учебника по данной теме;
  2. подобрать дополнительный материал и иллюстрации;
  3. составить мультимедийную презентацию;

Цель урока:

  1. углубление и систематизация ранее полученных знаний по теме «Искусство эпохи барокко»
  2. формирование у каждого ребенка умений и потребностей самостоятельно пополнять свои знания, умения, навыки через метод проектов 
  3. разработка электронного учебно-наглядного пособия.

Задачи урока:

  1. выявить особенности основных направлений искусства эпохи барокко.
  1. систематизировать знания учащихся по теме, дополнив их новыми сведениями;
  2. формировать у школьников навыки оценки художественных произведений, анализа и обобщения, самостоятельного построения умозаключений;
  3. способствовать развитию творческих навыков;
  4. стимулировать развитие способностей к самообразованию.

План урока: 

               1.Периодизация и особенности барокко.

               2.Архитектура и скульптура.

                     3.Живопись.

                     4.Наука.

                     5. Литература.

                     6.Музыка и театр.

                     7. Русское барокко.

Оборудование:  

1. Учебник.

 2. Компьютеры или компьютер с мультимедийным  проектором.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.

/сл.№1/

 Сегодняшний наш урок посвящен одной из самых ярких тем в искусстве – эпохе барокко. Эта эпоха   не оставит равнодушным ни одного человека. Сегодня я предлагаю вам углубиться в этот волшебный  мир причудливых  образов, систематизировать свои знания, еще более проникнуться  творчеством людей, чьими шедеврами и открытиями мы восторгаемся, по сей день. А помогут нам в этом ребята, которые и работали над этим  мультимедийными презентациями, используя метод проектов. Наш сегодняшний урок будет проходить по следующему плану. Запишите, пожалуйста, его себе в тетради.

/сл. №2/

  1. Введение.

Говоря о таком стиле в искусстве, как барокко, прежде всего, необходимо определить, что следует понимать под этим термином. Кроме того, следует определить, с чем связано его появление. 

 Учащимся предлагается на основе знаний полученных при изучении курса истории и МХК, а так же   знаний, полученных при работе над проектами поработать с безоценочными тестами и сформулировать ответы на поставленные вопросы:

/сл.№3/

  1. пояснить термин «Барокко»
  2. объяснить когда и почему он возник
  3. В чем заключается особенность стиля?

/сл. № 4-8/

 Эти слайды дают комментарии к поставленным вопросам и

  систематизирует знания учащихся об особенностях стиля.

    /сл. № 9-13/  

Данные слайды являются введением к защите проектов.  

  1. Защита проектов.

Защиту мультимедийного проекта проводит один  из учащихся группы работавшей над его созданием. Во время защиты остальные учащиеся класса заполняют таблицу по теме «Искусство эпохи барокко». После защиты, для осуществления рефлексии учителем (учащимися) проводится блиц-опрос. Защита проектов оценивается жюри.

  1. Архитектура и скульптура эпохи барокко.

/презентация №1/

Данная презентация знакомит учащихся с выдающимися шедеврами архитектуры этой эпохи и авторами их создавшими. Кроме того, учащиеся знакомятся с приемами, используемыми  в этих видах искусства.

Блиц-опрос:

  1. Каким образом в архитектуре преломилось мировоззрение свойственное эпохе  барокко?
  2. Почему Рим называют Вечным городом?
  1. Живопись эпохи барокко.

/презентация №2/

Данная презентация знакомит учащихся с выдающимися шедеврами живописи барокко, ведущими жанрами – бытовой живописи, пейзажа, портрета, натюрморт (мертвая природа). Рассказывает о сюжетной линии применявшейся живописцами. Во время просмотра присутствующие погружаются в мир образов Франца Халса, Рембранта, Рубенса, Караваджо и др.

    Блиц-опрос:

  1. Какие качественные изменения произошли в живописи эпохи        

     барокко?

  1. Каких художников называли «малыми голландцами»? В чем своеобразие их образного мира?
  1. Наука эпохи барокко.

/презентация №3/

Данная презентация знакомит учащихся с выдающимися учеными XYII столетия, их судьбами; повествует о великих открытиях и изобретениях прославивших эпоху и положивших начало формированию науки Нового времени.

    Блиц-опрос:

1.Докажите, почему открытия в науке XYII столетия совершили прорыв, который принято считать первой научной революцией?

  1. Литература эпохи барокко  

/презентация №4/

Данная презентация знакомит нас с выдающимися литераторами и философами того времени. Знакомит с наиболее интересными произведениями.

       

 Блиц-опрос:

  1. Какой способ оформления поэтических произведений является визитной карточкой эпохи барокко?
  2. Какие литературные жанры характерны для того времени?
  1. Музыка и театр эпохи барокко.

/презентация №5/

Данная презентация знакомит нас с музыкальным творчеством великих европейских  композиторов XYII века. Во время просмотра презентации звучат фрагменты музыкальных произведений эпохи барокко (Иоганн Себастьян Бах «Бранденбургский концерт»; Антонио Вивальди «Времена года»; Георг Фридрих Гендель «Музыка на воде»). Кроме того в презентации рассказывается о развитии театрального искусства

 Блиц-опрос:

1. Когда и где родилась опера? Кто из великих композиторов оказал

     влияние на ее развитие?

2. Как развитие театрального искусства отражало эпоху барокко?

  1. Русское барокко.

/презентация №6/

Данная презентация рассказывает о развитии барокко в России. При работе над презентацией были рассмотрены фактически все виды искусства, развивавшиеся в России.

              Блиц-опрос:

              1. В XYII веке в России зародилась светская живопись. Можно ли                

                   порсуну считать портретом?

               2. В архитектуре русского барокко существуют два термина –

                    «нарышкинское» и «растреллинское» барокко. Объясните, что

                     это значит.

4. Постановка итогового проблемного задания:

  1. Неправильность, странность, причудливость – все это изначально есть в новом искусстве. Но если мы говорим о «неправильности», так что же было образцом? Свой ответ обоснуйте.
  2. Каким образом стиль барокко повлиял на дальнейшее развитие искусства. Свой ответ аргументируйте.

Классу предлагается  обсудить данные вопросы  в группах   в течение 3-5 минут. В это время звучат фрагменты музыкальных произведений эпохи барокко (Иоганн Себастьян Бах «Бранденбургский концерт»; Антонио Вивальди «Времена года»; Георг Фридрих Гендель «Музыка на воде»), которая помогает отразить атмосферу урока.

 5. Заключительный этап работы

  1. Разбирается проблемное задание.
  2. Представители групп делают сообщения о целях и результатах работы над проектами.
  3. В конце занятия подводятся итоги.

6. Домашнее задание

  1. Творческое задание. Выяснить где применяются

     барочные элементы современными дизайнерами и

     архитекторами.

  1. Подготовить презентацию на тему:
  2. «Барокко в современном дизайне и архитектуре.
  3. Индивидуальное задание. Продолжить работу

    над созданием мультимедийного пособия по теме

«барокко»

Данный урок разработан учителем МХК МОУ СОШ № 130 г. Нижнего Новгорода Лежниной Натальей Сергеевной, в соавторстве с учащимися 11 «Б» класса данной школы.  

                               Самоанализ урока

Тема урока: «Искусство эпохи барокко ».

Тип урока – урок-презентация (углубление и систематизация  ранее полученных знаний используя метод проектов).

Данный урок занимает центральное место в изучении культуры XYII века.

11 «Б» общеобразовательный класс. Образовательный уровень учащихся средний, но при определенных усилиях педагога можно создать довольно высокую мотивацию к обучению.  В частности этого можно достичь, используя метод проектов.

При разработке данного урока мной были поставлены следующие цели и задачи, которые формировались с учетом особенностей класса.

Цель урока:

  1. углубление и систематизация ранее полученных знаний по теме «Искусство эпохи барокко»
  2. формирование у каждого ребенка умений и потребностей самостоятельно пополнять свои знания, умения, навыки через метод проектов 
  3. разработка электронного учебно-наглядного пособия.

Задачи урока:

  1. выявить особенности основных направлений искусства эпохи барокко.
  1. систематизировать знания учащихся по теме, дополнив их новыми сведениями;
  2. формировать у школьников навыки оценки художественных произведений, анализа и обобщения, самостоятельного построения умозаключений;
  3. способствовать развитию творческих навыков;
  4. стимулировать развитие способностей к самообразованию.

При подготовке и проведении урока мной были использованы следующие педагогические технологии:

  1. Технология разноуровневого обучения

Технология разноуровневого обучения предполагает создание педагогических условий для включения каждого ученика в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития. Учитель в образовательном процессе имеет дело с учащимися, имеющими различные интересы, склонности, потребности, мотивы, особенности темперамента, мышления и памяти, эмоциональной сферы. При традиционной классно-урочной системе эти особенности трудно учитываются.

  1. Технология проблемного (дифференцированного) обучения

Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.

  1. Технология проектного  обучения (метод проектов)

Технология проектного  обучения (метод проектов) является одним из

вариантов практической реализации идеи продуктивного обучения. Продуктивное обучение (в отличие от традиционной практики обучения) характеризуется тем, что образовательный процесс имеет на выходе индивидуальный опыт продуктивной деятельности.

  1. Технология группового обучения

В условиях технологии коллективного взаимообучения каждый обучаемый работает в индивидуальном темпе; повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда; формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений. У учителя отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и стимулировании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе. Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей,  а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение материала.

В соответствии образовательным уровнем учащихся перед ними были поставлены различные задачи, которые они должны были решить в ходе работы над проектами. Учащиеся с высокой и средней мотивацией к обучению работали над подбором материалов, созданием и защитой проектов. Учащиеся с более низкой мотивацией к обучению тоже занимались подборкой материалов для презентации, но их основная задача была создание портфолио по видам искусств эпохи барокко.

Структура урока

  1. Активизация знаний учащихся.
  2. Защита проектов.
  3. Проверка усвоения изученного материала во время блиц - опроса и постановке итогового проблемного задания.

Мне кажется, что   структура урока   выдержана. Все его части  взаимосвязаны между собой. Цели и задачи реализованы довольно полно, а именно:

  1. Данная тема изучена в более полном объеме, чем предусмотрено программой.
  1.  Все учащиеся класса, принимали активное участие в работе над проектами, изучая при этом необходимый материал.
  2. В процессе работы над проектом учащиеся получили новые знания, умения и навыки.
  3. Создана основа для создания мультимедийного учебного пособия по принципу электронного учебника.

Исходя их этого считаю, что урок при использовании приведенных выше методик был успешен и его можно считать развивающим.

"Специфика русского барокко" (11 класс)

МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»

Льговский район Курская область

Урок 11

Специфика русского барокко

Франческо Бартоломео Растрелли. Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Екатериниский дворец в Царском Селе. Смольный монастырь в Санкт-Петербурге

(УМК Емохоновой Л.Г., 11 класс)

Учитель русского языка, литературы, МХК

Курбатова Г.Н.

2017 год

Тип урока: урок-созерцание.

Цели урока:

  1. Способствовать формированию новых знаний по предмету через работу над новым информационным материалом.

  2. Способствовать развитию критического мышления через приемы технологии.

УУД

Личностные: мотивировать интерес к изучаемой теме.

Предметные: закрепление основных знаний и получение новых в рамках дисциплинарных образовательных программ.

Коммуникативные: выбирать адекватные речевые конструкции в смысловом образовательном диалоге.

Оборудование: учебник, тетрадь, ПК, проектор, презентация.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания. Беседа по вопросам.

  • Каким образом в архитектуре преломилось мировоззрение, свойственное эпохе барокко? Для ответа используйте иллюстрации из задания № 12 в рабочей тетради.

  • Проверка выполнения задания № 13 в рабочей тетради.

  1. Новый материал урока.

  1. Чтение эпиграфа учащимися:

Он русский сердцем, родом итальянец,

Плетя свои гирлянды и венцы

В морозных зорях видел роз румянец

И на снегу выращивал дворцы.

В.Рождественский

- О ком идет речь в стихотворении В.Рождественского?

2) Слово учителя. Сооружения Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771) придали однообразным плоским берегам мажорный, праздничный вид. Город из города-крепости, города-порта превратился в город дворцов. Растреллиевское барокко или монументальное рококо – уникальный стиль, не имеющий аналогий на Западе. Он соединил ордерную строгость классицизма, динамику барокко, орнаментику рококо и мажорность полихромии. Растрелли работал в рамках древнерусской традиции: здание – трехмерный объем, органично вписанный в окружающее пространство.

3) Письменное описание. Учащиеся, используя учебник, дают письменное описание архитектурных особенностей Зимнего дворца и Смольного монастыря в Петербурге.

4. Закрепление нового материала. Выполнение заданий 1 и 2.

Мини-тестирование:

  • Назовите известные вам сооружения Растрелли.

  • Чем обусловлена специфика русского барокко?

  • Перечислите характерные черты русского барокко.

  • Каким образом в русской архитектуре преломилось мировоззрение, свойственное эпохе барокко?

  • Что значит елисаветинское барокко?

5.Контроль. Учитель контролирует ход мини-тестирования.

6.Рефлексия. Учитель организует и направляет рефлексию, анализирует работу над заданиями.

7.Домашнее задание. Выучить урок 11. Вопросы 1 – 2, с.81.

Приложения

Задание 1

  1. Прочтите текст

  2. Используя текст, устно опишите специфические черты русского барокко

Елизаветинское барокко (барочно-рокайльный стиль, монументальное рококо) - термин для обозначения архитектурырусского барокко эпохи Елизаветы Петровны (1741—1761). Крупнейшим представителем этого направления был Ф. Б. Растрелли, откуда второе название этого извода барокко — «растреллиевское». В отличие от предшествующего ему петровского барокко, елизаветинское барокко знало и ценило достижения московского барокко конца XVII-начало XVIII вв., удержав сущностные для русской храмовой традиции элементы (крестово-купольная схема, луковичные или грушевидные пятиглавия).

Елизаветинское барокко (иногда от него отделяют «аннинское», однако различие между ними условно) тяготело к созданию героизированных образов с целью прославления могущества Российской империи. Растрелли спроектировал величественные дворцовые комплексы в Петербурге и его окрестностях — Зимний дворец, Екатерининский дворец, Петергоф. Растрелли свойственны исполинские масштабы построек, пышность декоративного убранства, двух-трехцветный окрас фасадов с применением золота. Мажорный, праздничный характер архитектуры Растрелли наложил отпечаток на всё русское искусство середины XVIII века.

После смерти Елизаветы Петровны основные строительные заказы были переданы итальянцу Антонио Ринальди, который прежде работал для «молодого двора» в Ораниенбауме. Он отказался от грандиозности растреллиевских начинаний и привнёс в придворное зодчество элементы камерного стиля рококо. В продолжение 1760-х Ринальди, как и другие ведущие архитекторы, преодолел притяжение отживавшего свой век барокко и приступил к освоению эстетики классицизма.

Интересные факты

  • Нет в мире более известного архитектора, который одновременно столько сделал для России и зодчества вообще.

  • Родился Франческо Растрелли в 1700 году в Париже в семье известного скульптора и испанской дворянки. Его отец Бартоломео Карло Растрелли был известным скульптором.

  • В 16 лет юный Растрелли вместе с отцом приехал в Россию по приглашению Петра I. В России отец создал известнейшие монументы. Это конная статуя Петра, участвовал в работах по созданию Большого каскада в Петергофе и Триумфального столпа.

  • Архитектор был приятным и доброжелательным в общении, но деспотичным в работе.

  • Более ста лет не разрешались постройки зданий выше, чем Зимний дворец.

  • Местонахождение могилы зодчего неизвестно.

  • При составлении списка своих архитектурных сооружений Франческо Растрелли приписал себе все творения отца. Правда, во время их постройки он все-таки был участником работ.

  • hello_html_5f2625ff.jpg

About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *