Конструктивизм это кратко – «Каковы отличительные особенности стиля конструктивизм в архитектуре?» – Яндекс.Знатоки

Конструктивизм. Особенности стиля и его отличие от функционализма

Содержание статьи

Если рассматривать все минималистические стили архитектуры, то конструктивизм является самым востребованным в истории Советского Союза. По канонам конструктивизма в нашей стране возводились здания, поскольку это направление опиралось на следующие «киты»: утилитарность и полезность.

Конструктивизм в этом плане имеет много общего с функционализмом, что также отражается и во временных рамках, в которых он был популярен у нас и за рубежом, но при этом у двух стилей имеются и свои отличия.

унитарность и иполезность конструктивизмаунитарность и иполезность конструктивизма

Если говорить коротко, то конструктивизм предполагал создание функциональных, и в то же время красивых, высокопарных зданий, которые, несмотря на свой минималистический вид, обладали очень мощными формами.

Среди особенностей конструктивизма можно отметить:

1. Монолитность.

Конструктивисты старались достичь «бесшовности» в облике зданий. Невзирая на разбиение на различные сегменты, напоминающие геометрические фигуры, дома в стиле конструктивизма выглядели как одно целое, неделимое, словно атом, что и выступает основным отличием от функционализма, где такой подход считался бесполезной мишурой.

Монолитность в конструктивизмеМонолитность в конструктивизме

2. Фрагментированность.

Фрагменты, которые все же выделялись в фасадах и иных участках зданий, не выпадали из общей канвы, смотрелись неотделимо, что отличало конструктивизм от функционализма, где экстерьер здания вполне мог обособляться на разные участки и группы.

Мощные формы конструктивизмаМощные формы конструктивизма

3. Всеохватность.

Конструктивизм всегда поражал своими размерами. Порой здания в этом стиле выглядели действительно огромно.

Конструктивизм и фунционализм отличияКонструктивизм и фунционализм отличия

4. Использование стекла и бетона в строительстве.

В данном стиле стекло, бетон, металл и пластик являются своеобразными инструментами в руке художника, которыми он творит новое здание.

Бетон и стекло в конструктивизмеБетон и стекло в конструктивизме

5. Ровные цвета.

Стилевые решения конструктивизма подчас простые и блеклые, невыразительные, бесцветные. Для разнообразия в них вплетается металл и стекло, что помогает сделать их более изысканными и интересными.

Ровные цвета в конструктивизмеРовные цвета в конструктивизме

6. Богатая палитра форм.

Формы конструктивизма действительно могут быть разными. Здесь нет никаких запретов. Однако странных спиралей или каких-то слишком специфичных решений вы тут не найдете. Все изменения форм укладываются в определенный спектр, границы которого узки, но при этом здания всегда отличаются какими-то своими чертами, не похожими друг на друга.

Конструктивизм. Богатая палитра формКонструктивизм. Богатая палитра форм

Главное отличие функционализма от конструктивизма: функционализм использует минималистические формы и ограниченные материалы лишь по причине их удобства, функциональности, а конструктивизм использует их с целью творческого выражения, креативности.

Конструктивизм в искусстве

История появления Коструктивизма в искусстве:

Конструктивизм (от лат. Construction – построение) – художественное направление в советском искусстве 1920-х гг., возникшее в 1917 г. В рамках поздней «конструктивной» стадии стиля модерн.

Начало массовому движению было положено в 1921 г. С созданием рабочей группы конструктивистов, развернувшей активную деятельность в различных сферах художественного творчества. В первые годы советской власти формирование конструктивизма происходило в тесном взаимодействии архитекторов и дизайнеров с авангардистскими течениями изобразительного искусства (супрематизм, футуризм).

Некоторые идеи конструктивизма были воплощены в советском (главным образом представителями ОСТ) и западноевропейском (В. Баумейстер, О. Шлеммер и др.) изобразительном искусстве.

Грандиозные планы конструктивистов были связаны с архитектурой, где утверждались конструктивность, технологическая целесообразность архитектурной формы, на основе которой создавался функциональный метод проектирования зданий и градостроительных комплексов, принципы планировки и переустройства городов и поселков. Многие сооружения конструктивизма получили широкое мировое признание: среди них – дом К.С.Мельникова в Москве (1927-1929), драматический театр в Ростове-на-Дону (1930-1935 арх. В.Щуко, В.Гельфрейх)

В 1930-х гг. конструктивизм уходит с художественной арены, уступая место официальному стилю, жестоко критикующему его за функциональность и сугубую утилитарность.

Применительно к зарубежному искусству термин «конструктивизм» в значительной мере условен: в архитектуре он обозначает течение внутри функционализма, стремившееся подчеркнуть экспрессию современных конструкций, в живописи и скульптуре — одно из направлений авангардизма, использовавшее некоторые формальные поиски раннего советского конструктивизма (скульпторы Н. Габо, А. Певзнер).

Характерные черты Конструктивизма:

Приверженцы конструктивизма стремились к революционному переустройству жизни, объединению личного и общественного бытия, внедрению производственного искусства в жизнь и быт, провозгласили новые эстетические идеалы, такие как простота, демократичность, утилитаризм предметного мира. Теория производственного искусства, основанная на принципах функциональности и лаконичной выразительности объекта, удобного для массового производства, дала огромный толчок развитию всевозможных форм дизайна – художественному конструированию мебели, посуды, созданию новых тканей, рабочей одежды, плакату, книжной графики, фотоискусству, театрально- оформительскому искусству.

Мастера Конструктивизма:

Александр Родченко, Эль Лисицкий, Георгий Стенберг , Владимир Татлин,  Константин Медунецкий, Валентина Степанова, Владимир Стенберг,  Любовь Попова.

Несколько примеров работ в художественном направлении Конструктивизме:

Л. С. Попова. Чертёж сценической конструкции для спектакля «Великодушный рогоносец». 1922.

Л.С.Попова.Пространственно-силовая конструкция.1921.

Л.С.Попова.Живописная архитектоника.1918.

Г. Г. Клуцис. Спорт. Фотомонтаж. 1923.

Братья Веснины. Проект Дворца труда в Москве. 1923.

А. Родченко.Эскиз рекламы для кафе в Моссельпроме. 1923.

А. Родченко. Плакат к фильму.Броненосец Потемкин. 1905г.

Fb-Button

что такое в Литературной энциклопедии

КОНСТРУКТИВИЗМ (construo — строю) — возникшее в двадцатые годы нынешнего века направление, которое провозглашает целью всякого творчества — устроение жизни, преобразование общественного быта.

В современном конструктивизме заметны два течения: одно — отрицающее искусство, как автономную деятельность человеческого духа; другое — не отрицающее искусства.

Основное положение первого гласит: искусство неразрывно связано с теологией, метафизикой и мистикой — смерть искусству! Мастера искусства призываются прочь от искусства — к общественному материальному производству, связанному с наукой и техникой. Обоснование этой теории, возникшей в 1920 году, среди левых живописцев России — в книге А. Гана: «Конструктивизм». Тверь. 1922 г.

Конструктивизм в этом своем виде не может рассматриваться как направление в искусстве: он его отрицает, следовательно, лежит за его пределами.

Второе течение конструктивизма не отрицает искусства: оно лишь ищет новых путей для художественной деятельности. В таком своем виде конструктивизм проник во все ее области. На Западе он провозглашен французским журналом „L'esprit nouveau“ (ред. Озаноран и Жаннэрэ), утверждающим, что есть новый дух в искусстве, и это — дух конструкции; американский журнал „La vida Americana“ объявил превосходство нового конструктивного начала над старым — декоративным; голландский журнал „De Stijl“ усматривает в искусстве новый коллективный стиль, основанный на началах конструктивизма.

На Западе же существует и русский боевой орган конструктивизма — журнал «Вещь». Он издается под редакцией Эл. Лисицкого и Ильи Эренбурга — в Берлине. 1-й № вышел в марте — апреле 1922 года. В нем помещен манифест этого направления.

Манифест конструктивистов провозглашает интернациональность искусства («при всей локальности частных симптомов и черт») — как неизбежное следствие «возмужалости человечества».

Второй усматриваемой в искусстве чертою служит ее неразрывная связь с современностью. В современности же с очевидностью проступает торжество конструктивного метода («и в новой экономике, и в развитии индустрии, и в психологии современников»). Во всех областях жизни проявляется организующее жизнь начало.

Связанное с современностью, искусство не может миновать эту ее особенность. Следовательно, конструктивный метод должен неминуемо восторжествовать и в искусстве.

Конструктивное искусство призвано организовать жизнь, а не украшать ее: произведение искусства воздействует на жизнь не извне, со стороны, — но входит в нее целиком, как предмет общественного быта, как вещь.

Но конструктивизм не есть утилитаризм, он не ограничивает творчества художника производством утилитарных вещей: он, наряду с автомобилем или аэропланом (в которых, впрочем, видит также подлинное искусство), признает право на существование и за картиной, за стихотворением, за статуей.

Точно так же конструктивизм не разрушает старого искусства, признавая закономерность в смене художественных форм. У Пушкина конструктивисты готовы учиться экономии художественных средств, хотя самое искусство его в целом для конатруктивистов мертво.

Но главный учитель конструктивизма — современность во всех ее проявлениях («наука, политика, техника, быт и пр.»). Конструктивисты зовут к изучению индустрии, новых изобретений, газетного языка, спорта и пр.

Несмотря на органическую связь свою с созиданием новых общественных форм, конструктивизм — проблема искусства, а не политики, но искусства, служащего жизни.

Таковы основные положения, провозглашенные манифестом конструктивистов.

Пока новые теоретики защищают мысль, что искусство должно организовывать жизнь — они высказывают старое положение, общепринятое.

Но конструктивизм, приписывающий искусству роль в строении внешнего общественного быта, ставящий ему практические задания, отчетливо выражает идею тенденциозного искусства (см.). Мир практической деятельности и мир, создаваемый в искусстве, — миры разные. Тенденция может связать два этих мира, но не может подменить один другим. В пределах же своего мира искусство характеризуется не тенденцией, но художественными особеностями произведения. Художественные же особенности в большей мере определяются мироощущением поэта, чем его миросозерцанием, которое есть лишь одна сторона мироощущения. Идея не создает еще направления в литературе, не создает школы (не только общественная идея, но и всякая иная): она их создает тогда, когда соединяется с особыми приемами художественной выразительности: так, идея платонизма создала новую литературную школу только тогда, когда символисты стали отображать ее с помощью новых приемов поэтического творчества, создали новый ритм, новый словарь, новый стиль, новую трактовку образа.

Орган конструктивистов «Вещь» печатает на своих страницах произведения самых разнообразных литературных стилей: в списке сотрудников и В. Маяковский, и С. Есенин, и Шарль Вильдрак, и Б. Пастернак... Есть и В. Шкловский. Последнее имя устанавливает связь конструктивизма с «формальным методом» (см. Формальная школа). Действительно, конструктивизм рассматривает художественную деятельность в плане деятельности технической: рассматривает произведение искусства, как ряд художественных приемов. Эти приемы, на взгляд конструктивистов, аналогичны тем, которые применяются при создании вещей, машин в особенности: «Для нас машина — вещь. Мы не хотим ни делать ее портреты, ни слагать ей мадригалы. Для нас она — урок. Ведь учились же наши дедушки у листьев — форме, у соловья — гамме». В машине проявляется та же присущая всему человечеству потребность, которая родила искусство: потребность порядка. Поэтому, изучая машину, приближаемся к тайне искусства: ибо в искусстве, в технике, в жизни проявляется одна неизменная деятельность человека — организующая деятельность: мы знаем теперь «как сделана жизнь, и как сделан Дон-Кихот, и как сделан автомобиль...» Этот производственный взгляд на искусство не оправдывается даже индустриальными параллелями: знать, как сделан автомобиль, достаточно для того, чтобы сделать еще один автомобиль, но этого мало для того, чтобы изобрести аэроплан. Всякое поэтическое произведение есть изобретение: ни одно не повторяет целиком другого. И если удержать сравнение с фабрикой автомобилей, то с нею можно сравнить разве лишь типографию: она воспроизводит (производит), подобно тому, как фабрика — автомобили, уже изобретенные поэмы, написанные книги.

Практика конструктивизма основана на той же «вещности» искусства. И от этой вещности, прежде всего, преобладающая роль типографских эффектов: новые написанные слова, по мысли Николая Бодуэн, обращаются не только к слуху, но и к зрению, откуда законность нового расположения букв, посредством образного осуществления лирических идеографий, ведущих к чисто графической поэзии. Конструктивизм заимствует типографский стиль рекламы: он достигает выразительности при помощи необычных абзацев, умелого расположения комбинированных шрифтов и проч. Из газет заимствует вопросительные и восклицательные знаки, поставленные — на полях или в тексте — самостоятельно, без сопровождаемых слов. Все это обладает своим художественным смыслом, но конструктивизм ничего нового не прибавляет к тому, что находим в рекламе или газете.

Та же вещность проявляется и в словаре. Прежде всего примечательно обилие терминов. Их употребление — осознанный прием: наше время, по мысли конструктивистов, требует не разумного, а сверх-умного языка: не глоссалий индивидуализма, а слов-терминов, коллективного обихода.

Отсюда — такая близость к газетному стилю, к стилю техники, промышленности: конструктивисты рекомендуют заимствовать истинный литературный стиль современности из книг техников, тех, кто пишет о машинах, ремеслах, из торговых объявлений и проч. Это на практике отражается прежде всего в словаре. Так, поэма Маяковского «Это вам» в 7-ми с лишним десятках строк дает десятка два подобных терминов, среди них: «Роста», «Пролеткульцы», «Академический паек». Французская поэма Андрэ Салмон'а носит название Prikaz (Приказ), где терминологический характер слова еще более подчеркивается иностранным для французского поэта языком. В этой поэме сочетание будничного языка коллективного быта с революционной фразеологией.

Сверх-индивидуальный (вернее абстрактный) подход к языку сказался и в том, что конструктивисты, уступая принципу интернационализма в искусстве, проявляют этот интернационализм и в языке: на страницах «Вещи» смешение языков — русского, французского, немецкого.

Конструктивизм вряд ли может быть признан самостоятельной поэтической школой: тяготение к вещи, к машине, склонность к типографским эффектам, к газетному языку, к словарю терминов, — все это характеризует собою и футуристов (см. слово «футуризм»). Чем конструктивизм привлек в свои ряды и представителей других литературных школ? Это случилось не благодаря новой художественной идее, а благодаря тому, что в нем сведены во-едино или те завоевания футуризма, которые стали законными и признанными в обще-поэтическом языке, или же его особенности, которые роднят футуризм с другими поэтическими школами (со школой научной поэзии, с имажинистами и проч.).

Валентина Дынник.Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель,1925

КОНСТРУКТИВИЗМ это что такое КОНСТРУКТИВИЗМ: определение — История.НЭС

Конструктивизм

лат. constructio - построение) – художественный стиль в искусстве ряда европейских стран и России начала XX в., преемственно связанный с кубизмом и футуризмом. К. провозглашает основой художественного образа не композицию, а конструкцию и стремится избавиться от «изобразительности». Наиболее полно выразился в архитектуре, где внешняя форма непосредственно определялась функцией, инженерной конструкцией и технологией обработки материала.

Оцените определение:

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. Учебное пособие для студентов

КОНСТРУКТИВИЗМ

направление в изобразительном и театрально-декорационном искусствах, архитектуре и дизайне, плакате, графике, оформлении книг и литературе. Возникло в 1910-х гг., поставив целью создание простых и функциональных предметных форм, а также художественное освоение возможностей современного научно-технического прогресса на основе рационализма. В 1920-х гг. разделился на два обособленных (хотя и постоянно взаимодействующих) потока. Один — «конструктивизм социальный» — был тесно связан с задачами «социальной инженерии», нацеленной на создание нового человека путем радикального преобразования окружающей его предметно-материальной среды (линия, наиболее интенсивно развивавшаяся в Советской России 1920-х гг., в теории и практике Л?Фа, в производственном искусстве). Второй — «конструктивизм философский» — развивался в капиталистических странах и ставил социально-преобразовательные цели в отвлеченно-созерцательном плане (прежде всего — в различных видах геометрической абстракции).

Оцените определение:

Источник: История России словарь-справочник. Учебно-практич. пособие

КОНСТРУКТИВИЗМ

(лат. constructio —построение) — направление в русском искусстве, возникшее в 1917 г., преемственно связанное с кубизмом и футуризмом. Основоположником конструктивизма принято счи-тать художника Владимира Татлина. Объективной основой для его возникновения стали достижения промышленности в области технологии и материалов. Первоначально конструктивизм проявился в скульптуре, а позднее активно распространился в архитектуре, ди-зайне, живописи, графике и т.д., породив свой художественный стиль. С этим направлением связано творчество Л. М. Лисицкого, А. М. Родченко, К. Мельникова и др. Приверженцы конструктивизма стремились к революционному переустройству жизни, конструированию среды общественной жизни на основе принципов простоты, демократичности, утилитарной целесообразности предметного мира. Поэтому они стремились к сближению искусства с индустриализированным бытом, конструированию в прикладном искусстве, стилизации до-кументов и воспроизведению производственных ритмов в поэзии и т.д. Для реализации этих установок они изу-чали возможности и особенности таких материалов, как металл, стекло, бетон, дерево. Идеи функциональности, современности, лаконичной выразительности предмета, удобства его для массового машинного производства, сформированные теоретиками производственного искусства, дали толчок к развитию дизайна — художественного конструирования нового типа мебели, посуды, создания новых тканей, рабочей одежды. Творческие концепции конструктивизма в архитектуре также были ориентированы на функциональность, технологическую целесообразность архитектурных форм. Для этого конструктивисты разработали функциональный метод проектирования зданий и городских комплексов, внедряли новые принцип ы планировки и переустройства поселков, городов, промышленных объектов, общественных и культурных зданий. Идеи русского конструктивизма о тотальном художественном проектировании среды обитания че-ловека получили распространение среди художников других европейских стран. Сходные конструктивизму направления появились в культурах Германии, Нидер-ландов, Польши, Чехословакии.

Оцените определение:

Источник: Мировая художественная культура. Словарь

КОНСТРУКТИВИЗМ

направление в русском искусстве 1920-х гг. Конструктив

Конструктивизм - это... Что такое Конструктивизм?


Конструктивизм

   направление в изобразительном искусстве, архитектуре и дизайне 20 в., поставившее своей целью художественное освоение возможностей современного научно-технического прогресса. В зодчестве тесно примыкает к рационализму и функционализму. Сложилось в 1910-е гг., прежде всего на базе кубизма и футуризма, разделившись вскоре на два обособленных (хотя и постоянно взаимодействующих) потока: "конструктивизм социальный", тесно связанный с задачами "социальной инженерии", создания нового человека путем радикального преобразования окружающей его предметно-материальной среды (эта линия наиболее интенсивно развивалась в Советской России 1920-х гг., в теории и практике ЛЕФа, в производственном искусстве) и "конструктивизм философский" (более характерный для капиталистических стран), ставящий социально-преобразовательные цели в более отвлеченно-созерцательном плане (прежде всего - в различных видах геометрической абстракции). Обе традиции вошли в кинетизм, пародийно отразившись в деконструктивизме.

   * * *

   направление в русском искусстве и архитектуре, сложившееся в 1920-х годах, идеи которого развивали на Западе Баухауз и группа «Стиль».

   * * *

   направление в архитектуре, получившее развитие после Первой мировой войны в связи с ростом индустриальной техники, внедрением новых типов зданий и сооружений. Конструктивизм требовал в архитектурных сооружениях выявлять его конструкцию (отсюда его название), требовал функциональной, конструктивной целесообразности, рациональности форм. Поэтому в разных странах это направление получило специфические названия рационализм, функционализм. Для конструктивистских построек характерны обнажение конструкции, предельное упрощение формы, контраст глухих поверхностей стен с большими площадями остекления. Следствием этого явился антихудожественный унылый коробочный стиль. В советской архитектуре конструктивизм занимал господствующее положение в конце 20-х - начале 30-х гг. Его основные черты - функциональная целесообразность, геометрическая четкость объемов, острая динамика композиции, длинные полосы остекления (ленточные окна). Воплощение этих принципов в строительной практике привело к появлению в облике кварталов утомительной монотонности, однообразия. В крайнем своем выражении принципы конструктивизма проявляются в нарочитой деэстетизации приемов, в отвлеченном схематизме, недооценке сложившихся ансамблей, в пренебрежении национальными традициями. Пример тому гостиница "Санкт-Петербург", поставленная на месте, где до нее существовала целая архитектурная среда, связанная с именами Д. Трезини, А. Н. Воронихина, А. Д. Захарова, среди них был снесен и Пироговский корпус.

   (Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)

Словарь Архитектурных терминов.. EdwART. 2011.

Синонимы:
  • Константинов крест
  • Конторка

Смотреть что такое "Конструктивизм" в других словарях:

  • Конструктивизм — (западный). Стилевые тенденции К., оформившиеся после империалистической войны в эстетической программе «К.», в своем возникновении были теснейшим образом связаны с ростом и развитием финансового капитала и его машинной индустрии. Зарождение… …   Литературная энциклопедия

  • Конструктивизм —     КОНСТРУКТИВИЗМ (construo строю) возникшее в двадцатые годы нынешнего века направление, которое провозглашает целью всякого творчества устроение жизни, преобразование общественного быта.     В современном конструктивизме заметны два течения:… …   Словарь литературных терминов

  • КОНСТРУКТИВИЗМ —         одно из гл. направлений авангарда, поставившее в центр своей эстетики и худож. практики категорию конструкции, к рая, однако, не получила у самих конструктивистов однозначного определения. Возникнув в России, а затем и в Зап. Европе в… …   Энциклопедия культурологии

  • Конструктивизм —         направление в советском искусстве 1920 х гг. (в архитектуре, оформительском и театрально декорационном искусстве, плакате, искусстве книги, художественном конструировании). Сторонники конструктивизма, выдвинув задачу конструирования… …   Художественная энциклопедия

  • Конструктивизм — Конструктивизм. А.А., В.А. и Л.А. Веснины. Проект Дворца труда в Москве. 1923. КОНСТРУКТИВИЗМ, направление в искусстве России 1920 х гг., выдвинувшее задачей конструирование материальной среды, окружающей человека. Для создания простых, логичных …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • КОНСТРУКТИВИЗМ — направление в изо искусстве, архитектуре и дизайне 20 в., поставившее своей целью художественное освоение возможностей современного научно технического прогресса. В зодчестве тесно примыкает к рационализму и функционализму. Сложилось в 1910 е гг …   Большой Энциклопедический словарь

  • конструктивизм —         КОНСТРУКТИВИЗМ (от лат. constructio построение) направление в эпистемологии и философии науки, в основе которого лежит представление об активности познающего субъекта, который использует специальные рефлексивные процедуры при построении… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • КОНСТРУКТИВИЗМ — КОНСТРУКТИВИЗМ, конструктивизма, мн. нет, муж. (иск.). Направление в разных отраслях искусства, стремящееся выразить в произведениях искусства конструктивные, технические свойства материала. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • КОНСТРУКТИВИЗМ — КОНСТРУКТИВИЗМ, а, муж. Направление в искусстве 20 в., стремящееся к максимальной выразительности и экономичности форм, к обнажению их технической основы. | прил. конструктивистский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.… …   Толковый словарь Ожегова

  • конструктивизм — сущ., кол во синонимов: 2 • направление (80) • стиль (95) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • КОНСТРУКТИВИЗМ — англ. construc tiwsm; нем. Konstruktivismus. 1. Методол. концепция, согласно к рой полученные в ходе исследования данные являются результатом конструктивной деятельности исследователя и не могут быть поэтому независимой инстанцией проверки теории …   Энциклопедия социологии


конструктивизм - это... Что такое конструктивизм?


конструктивизм

— его основоположник — швейцарский психолог Ж. Пиаже. В результате исследований по формированию мышления и речи он пришел к выводу, что когнитивное развитие — это результат постепенного процесса, состоящего из последовательных стадий. Пытаясь понять действительность, ребенок постоянно сталкивается с новыми проблемами, разрушающими уже сложившиеся представления. Фактор, побуждающий его искать новые ответы на эти проблемы, — внутренний процесс «уравновешения». Так ребенок шаг за шагом преодолевает ступени познания, подступая ко все более сложным областям. Это продвижение определяется совместным воздействием созревания системы нервной, опыта обращения с различными предметами и таких факторов, как язык и воспитание. Наследственно и потому присуще всем только функционирование интеллекта. Поэтому все дети, проходят различные стадии в одном и том же порядке, хотя некоторые походят через все стадии, а у других развитие тормозится или блокируется на каком — то этапе из — за недостатка каких — то необходимых факторов.


Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

Синонимы:
  • конструкт личностный
  • консультация

Смотреть что такое "конструктивизм" в других словарях:

  • Конструктивизм — (западный). Стилевые тенденции К., оформившиеся после империалистической войны в эстетической программе «К.», в своем возникновении были теснейшим образом связаны с ростом и развитием финансового капитала и его машинной индустрии. Зарождение… …   Литературная энциклопедия

  • Конструктивизм —     КОНСТРУКТИВИЗМ (construo строю) возникшее в двадцатые годы нынешнего века направление, которое провозглашает целью всякого творчества устроение жизни, преобразование общественного быта.     В современном конструктивизме заметны два течения:… …   Словарь литературных терминов

  • КОНСТРУКТИВИЗМ —         одно из гл. направлений авангарда, поставившее в центр своей эстетики и худож. практики категорию конструкции, к рая, однако, не получила у самих конструктивистов однозначного определения. Возникнув в России, а затем и в Зап. Европе в… …   Энциклопедия культурологии

  • Конструктивизм —         направление в советском искусстве 1920 х гг. (в архитектуре, оформительском и театрально декорационном искусстве, плакате, искусстве книги, художественном конструировании). Сторонники конструктивизма, выдвинув задачу конструирования… …   Художественная энциклопедия

  • Конструктивизм — Конструктивизм. А.А., В.А. и Л.А. Веснины. Проект Дворца труда в Москве. 1923. КОНСТРУКТИВИЗМ, направление в искусстве России 1920 х гг., выдвинувшее задачей конструирование материальной среды, окружающей человека. Для создания простых, логичных …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • КОНСТРУКТИВИЗМ — направление в изо искусстве, архитектуре и дизайне 20 в., поставившее своей целью художественное освоение возможностей современного научно технического прогресса. В зодчестве тесно примыкает к рационализму и функционализму. Сложилось в 1910 е гг …   Большой Энциклопедический словарь

  • конструктивизм —         КОНСТРУКТИВИЗМ (от лат. constructio построение) направление в эпистемологии и философии науки, в основе которого лежит представление об активности познающего субъекта, который использует специальные рефлексивные процедуры при построении… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • КОНСТРУКТИВИЗМ — КОНСТРУКТИВИЗМ, конструктивизма, мн. нет, муж. (иск.). Направление в разных отраслях искусства, стремящееся выразить в произведениях искусства конструктивные, технические свойства материала. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • КОНСТРУКТИВИЗМ — КОНСТРУКТИВИЗМ, а, муж. Направление в искусстве 20 в., стремящееся к максимальной выразительности и экономичности форм, к обнажению их технической основы. | прил. конструктивистский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.… …   Толковый словарь Ожегова

  • конструктивизм — сущ., кол во синонимов: 2 • направление (80) • стиль (95) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • КОНСТРУКТИВИЗМ — англ. construc tiwsm; нем. Konstruktivismus. 1. Методол. концепция, согласно к рой полученные в ходе исследования данные являются результатом конструктивной деятельности исследователя и не могут быть поэтому независимой инстанцией проверки теории …   Энциклопедия социологии


Конструктивизм — Гуманитарный портал

Конструктивизм — это общеметодологическая концепция, которая фиксирует конструктивную деятельность человеческого мышления (см. Мышление), осуществляемую с определёнными целями по определённым правилам с жёстко установленными границами и точно выраженную в определённом естественном или искусственном языке (см. Язык). Апелляция к конструктивности может быть обнаружена в самых разных областях человеческого познания и деятельности, хотя изначально понятие о конструктивности зарождается в античных дискуссиях о математическом методе и способе бытия математических объектов.

Наиболее широко понятие конструктивизма используется в математике, логике (см. Логика), философии (см. Философия), науке (см. Наука) и искусстве (см. Искусство). В этих областях знаний термином «конструктивизм» обозначают несколько различных, но тесно связанных друг с другом представлений, выражающих особые методологические подходы и специальные рефлексивные процедуры при построении (конструировании) образов, понятий, рассуждений, теорий, схем и других абстракций. В этом смысле конструктивизм представляет собой общее обозначение множества направлений и подходов в науке, искусстве и философии, в которых понятия конструкта (см. Конструкт) и конструкции играют главную роль в изображении процессов порождения предметов и знаний, а иногда и абсолютизируются.

В эпистемологии (см. Эпистемология) и философии науки конструктивизм рассматривается как способ построения и обоснования научных теорий (см. Теория), противоположный теоретико-множественному и аксиоматическому методам. В рамках конструктивистской философии науки термин «конструктивный» относится к методическому введению конструктов, которые формируются без помощи научных аксиом, и естественного языка. Перенос конструкционистских методов в философию науки осуществляется также в операционализме, согласно которым объекты научного знания конституируются с помощью специфических для науки методов.

В рамках философии конструктивизм утверждает подход, согласно которому всякая познавательная деятельность человека является конструированием. В философском употреблении различается узкий и широкий смысл термина «конструкция»: конструкция в узком смысле касается построения и представления понятий в восприятии, в геометрии и логике; от него отличается конструкция в широком смысле, относящая к особым — организующим, структурирующим, формирующим и образным — аспектам миропонимания и самосознания. В целом, философские концепции, подчёркивающие активно-конструктивное свойство восприятия, познания и самой действительности, объединяются под общим и достаточно расплывчатым именованием «конструктивизм».

В математике и логике конструктивизм представляет собой одно из направлений в основаниях математики, в рамках которого исследования ограничиваются конструктивными процессами (см. Конструктивный процесс) и конструктивными объектами (см. Конструктивный объект). Наиболее последовательно эти принципы выражены в программе логицизма (см. Логицизм), связанной с именами А. Н. Уайтхеда и его ученика Б. Рассела, написавших фундаментальный энциклопедический труд «Principia Mathematica» (1910–1913). Уайтхед и Рассел предпринимают в «Основаниях математики» попытку под влиянием логических работ Г. Фреге свести предложения и термины математики к логике. Центральный принцип логицизма требует логического конструирования понятий, то есть сведения всех понятий и понятийных систем к небольшому набору понятий путём дефиниций. В более поздних работах Рассел распространяет эту программу на естественные науки и психологию. Физические и психические феномены строятся из чувственных данных как логические конструкции. Работу Р. Карнапа «Логическое построение мира» можно рассматривать как развитие этого проекта в рамках логического позитивизма, пусть даже под видом понятия «конституирование» и на основе методического солипсизма.

Кризис оснований математики в начал ХХ века выявил данную проблему применительно к антиномиям теории множеств Г. Кантора (см. Теория множеств). Рассел пытался решить её на основе идей Фреге и теории типов, что требовало дополнительных допущений — постулата выбора, аксиомы бесконечности и аксиомы редукции, которые нуждались в независимых основаниях. Основатель интуиционизма (см. Интуиционизм) Л. Э. Я. Брауэр предложил альтернативное решение, которое базировалось на принятии только интуитивно усматриваемых конструкциях, прежде всего, праинтуиции числа, в качестве фундамента математического знания. Этот подход, вместе с тем, вёл к отказу от принципов классической логики и канторовской теории множеств. Вариант подобной позиции был представлен неоинтуиционизмом (Г. Вейль).

Ещё одну альтернативу (аксиоматическую теорию множеств) предложил Э. Цермело; она была превращена Д. Гилбертом в программу формализма (см. Формализм). Понятия, предложения и выводы математики объединяются, согласно ей, в аксиоматическую систему, для которой с помощью конструктивных методов выводится доказательство непротиворечивости. Проблемность этой позиции была показана К. Гёделем, согласно которому доказательство непротиворечивости системы аксиоматической арифметики может быть получено лишь средствами, которые сами в данной системы не формализируются.

Конструктивное обоснование арифметики, анализа и логики разработал П. Лоренцен на основе операционистской, или диалогической логики, открывающей путь к «рациональной грамматике». Логические выводы понимаются в данном контексте лишь как крайний случай успешного обоснования некоторого положения в диалоге. Лоренцен закладывает основы методического конструктивизма (он назван так в 1991 году для отличия от радикального конструктивизма) и конструктивистской философии науки Эрлангенской школы. В ней термин «конструктивный» относится к методическому введению конструктов, которые формируются без помощи как научных аксиом, так и естественного языка. Перенос конструкционистских методов на физику и философию науки осуществляется также в операционализме П. У. Бриджмена и Г. Динглера, согласно которому объекты научного знания конституируются с помощью специфических для науки методов.

В работах П. Лоренцена и К. Лоренца логика была понята с точки зрения конструируемости логически истинных форм высказываний, аналогично интуиционизму и в отличие от формально-аксиоматических вариантов классической логики. Истолкование логики в плане философии языка как средства рациональной аргументации позволяет включить традиционные учения о понятии, суждении и умозаключении в конструктивную логическую пропедевтику (В. Камлах, П. Лоренцен), в которой разрабатывается систематика форм суждений (априорные, аналитически-дефиниторные; формальные и материально-синтетические суждения протофизики; апостериорные и эмпирические суждения реальных наук). Конструктивность арифметики и анализа, которые формулируются, в отличие от теоретико-множественных подходов, при помощи классической аксиомы выбора, ограничивают предметную область высшей математики эффективно конструируемыми моделями и их формами.

Своего рода «Библией» радикального конструктивизма стала книга Дж. Спенсера-Брауна «Законы формы» (1969). Учёный предложил аксиоматическую систему пропозициональной логики или «логику различений», состоящую из двух аксиом, причём в ней отсутствуют такие обычные логические операции, как конъюнкция и дизъюнкция, а в качестве переменных выступают сами логические функции. Данные аксиомы («закон наименования» и «закон пересечения границы»), по мнению конструктивистов, описывают некоторые самоочевидные когнитивные процедуры, в первую очередь — операции наблюдения и описания, различения и именования, самонаблюдения и самоописания, — и в этом смысле служат фундаментом научных дисциплин, в том числе и социально-гуманитарных. Созданная Дж. Спенсером-Брауном «логика различений»,

About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *