Конструктивизм в архитектуре примеры – «Каковы отличительные особенности стиля конструктивизм в архитектуре?» – Яндекс.Знатоки

Конструктивизм (искусство) — Википедия

Конструктиви́зм — авангардистское направление в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, зародившееся в 1920 — первой половине 1930 годов в СССР. В некоторых случаях конструктивизм рассматривают как источник и составляющую часть интернационального стиля и как одно из течений, определивших развитие Нового ви́дения.

Особенности стиля

Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. В архитектуре принципы конструктивизма были сформулированы в теоретических выступлениях А. А. Веснина и М. Я. Гинзбурга, практически они впервые воплотились в созданном братьями А. А., В. А. и Л. А. Весниными проекте Дворца труда для Москвы (1923) с его чётким, рациональным планом и выявленной во внешнем облике конструктивной основой здания (железобетонный каркас). В 1926 году была создана официальная творческая организация конструктивистов — Объединение современных архитекторов (ОСА). Данная организация являлась разработчиком так называемого функционального метода проектирования, основанного на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Характерные памятники конструктивизма — фабрики-кухни, Дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны.

Применительно к зарубежному искусству термин «конструктивизм» в значительной мере условен: в архитектуре он обозначает течение внутри функционализма, стремившееся подчеркнуть экспрессию современных конструкций, в живописи и скульптуре — одно из направлений авангардизма, использовавшее некоторые формальные поиски раннего конструктивизма (скульпторы Н. Габо, А. Певзнер).

В указанный период в СССР существовало также литературное движение конструктивистов.

Видео по теме

Появление конструктивизма

Башня Татлина, Рабочий и колхозница на марке 2000 года

Конструктивизм принято считать советским явлением, возникшим после Октябрьской революции в качестве одного из направлений нового, авангардного, пролетарского искусства, хотя, как и любое явление в искусстве, он не может быть ограничен рамками одной страны. Так, провозвестником этого направления в архитектуре можно рассматривать, например, такие сооружения как Эйфелева башня, которая использовала принцип открытой каркасной структуры и демонстрировала конструктивные элементы во внешних архитектурных формах. Этот принцип обнаружения конструктивных элементов стал одним из важнейших приемов архитектуры XX века и был положен в основу как интернационального стиля, так и конструктивизма

[1].

Как писал Владимир Маяковский в своём очерке о французской живописи: «Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства — конструктивизм…»

В условиях непрекращающегося поиска новых форм, подразумевавшего забвение всего «старого», новаторы провозглашали отказ от «искусства ради искусства». Отныне искусство должно было служить производству, а производство — народу.

Большинство тех, кто впоследствии примкнул к течению конструктивистов, были идеологами утилитаризма или так называемого «производственного искусства». Они призывали художников «сознательно творить полезные вещи» и мечтали о новом гармоничном человеке, пользующемся удобными вещами и живущем в благоустроенном городе.

Так, один из теоретиков «производственного искусства» Борис Арватов писал, что «…будут не изображать красивое тело, а воспитывать настоящего живого гармоничного человека; не рисовать лес, а выращивать парки и сады; не украшать стены картинами, а окрашивать эти стены…»

«Производственное искусство» стало не более чем концепцией, однако сам по себе термин конструктивизм был произнесён именно теоретиками этого направления (в их выступлениях и брошюрах постоянно встречались также слова «конструкция», «конструктивный», «конструирование пространства»).

Помимо вышеуказанного направления на становление конструктивизма оказали огромное влияние футуризм, супрематизм, кубизм, пуризм и другие новаторские течения 1910-х годов в изобразительном искусстве, однако социально обусловленной основой стало именно «производственное искусство» с его непосредственным обращением к современным российским реалиям 1920-х годов (эпохи первых пятилеток).

Рождение термина

Термин «конструктивизм» использовался советскими художниками и архитекторами ещё в 1920 году: конструктивистами себя называли Александр Родченко и Владимир Татлин — автор проекта Башни III Интернационала. Впервые конструктивизм официально обозначен в 1922 году в книге Алексея Михайловича Гана, которая так и называлась — «Конструктивизм».

А. М. Ганом провозглашалось, что «…группа конструктивистов ставит своей задачей коммунистическое выражение материальных ценностей… Тектоника, конструкция и фактура — мобилизующие материальные элементы индустриальной культуры». То есть явным образом подчёркивалось, что культура новой России является индустриальной.

Конструктивизм в архитектуре

Проект дома акционерного общества АРКОС

В 1922—1923 годах в Москве, начавшей восстанавливаться после Гражданской войны, были проведены первые архитектурные конкурсы (на проекты Дворца труда в Москве, здания московского филиала газеты «Ленинградская правда», здания акционерного общество «Аркос»), в которых принимали участие архитекторы, начавшие творческий путь ещё до революции — Моисей Гинзбург, братья Веснины, Константин Мельников, Илья Голосов и др. Многие проекты были наполнены новыми идеями, позднее положенными в основу новых творческих объединений — конструктивистов и рационалистов. Рационалистами было создано объединение «АСНОВА» (Ассоциация новых архитекторов), идеологами которого были архитекторы Николай Ладовский и Владимир Кринский. Конструктивисты же объединились в ОСА (Объединение современных архитекторов) во главе с братьями Весниными и Моисеем Гинзбургом. Ключевым отличием двух течений стал вопрос о восприятии архитектуры человеком: если конструктивисты придавали наибольшее значение функциональному назначению здания, которое и определяло конструкцию, то рационалисты считали функцию здания второстепенной и стремились учитывать прежде всего психологические особенности восприятия

[2].

Конструктивисты видели своей задачей увеличение роли архитектуры в жизни, и способствовать этому должны были отрицание исторической преемственности, отказ от декоративных элементов классических стилей, использование функциональной схемы как основы пространственной композиции. Конструктивисты искали выразительность не в декоре, а в динамике простых конструкций, вертикалей и горизонталей строения, свободе плана здания[2].

Ранний конструктивизм

Большое влияние на проектирование конструктивистских общественных зданий оказала деятельность талантливых архитекторов — братьев Леонида, Виктора и Александра Весниных. Они пришли к осознанию лаконичной «пролетарской» эстетики, уже имея солидный опыт в проектировании зданий, в живописи и в оформлении книг.

Впервые архитекторы-конструктивисты громко заявили о себе на конкурсе проектов здания Дворца Труда в Москве. Проект Весниных выделялся не только рациональностью плана и соответствием внешнего облика эстетическим идеалам современности, но и подразумевал использование новейших строительных материалов и конструкций.

Дом Культуры ЗИЛ. Арх. братья Веснины

Следующим этапом был конкурсный проект здания газеты «Ленинградская правда» (московского отделения). Задание было на редкость сложным — для строительства предназначался крохотный участок земли — 6×6 метров на Страстной площади. Веснины создали миниатюрное, стройное шестиэтажное здание, которое включало не только офис и редакционные помещения, но и газетный киоск, вестибюль, читальный зал (одна из задач конструктивистов заключалась в том, чтобы на малой площади сгруппировать максимальное количество жизненно необходимых помещений).

Ближайшим соратником и помощником братьев Весниных был Моисей Гинзбург. В своей книге «Стиль и эпоха» он размышляет о том, что каждый стиль искусства адекватно соответствует «своей» исторической эпохе. Развитие новых архитектурных течений, в частности, связано с тем, что происходит «…непрерывная механизация жизни», а машина есть «…новый элемент нашего быта, психологии и эстетики». Гинзбург и братья Веснины организовывают Объединение современных архитекторов (ОСА), в которое вошли ведущие конструктивисты.

C 1926 года конструктивисты начинают выпускать свой журнал — «Современная архитектура» («СА»). Выходил журнал на протяжении пяти лет. Оформлением обложек занимались Алексей Ган, Варвара Степанова и Соломон Телингатер.

Расцвет конструктивизма

Здание газеты «Известия»

Конструктивизм в архитектуре

Конструктивизмом принято называть авангардистские направления в архитектуре, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве и фотографии. Этот стиль получил свое развитие в период с 1920 до начала следующего десятилетия.

Главные характерные черты конструктивизма – строгость, лаконичность форм, геометризм и монолитность облика. Конструктивисты даже создали свою официальную творческую организацию и разработали свой собственный функциональный метод проектирования. Метод этот основан на научном анализе функционирования сооружений, зданий, комплексов. Конструктивизм в архитектуре сохранился в своих характерных памятниках – фабриках-кухнях, Дворцах труда, рабочих клубах, домах-коммунах, которые были построены в те времена.

Те творческие взгляды, которые объединят собой понятие «конструктивизм», воплотились не только в архитектуре, но и в других сферах деятельности человека, к примеру, в литературе.

Несмотря на то, что это направление считается советским явлением, как и любое другое течение, оно не ограничивается рамками стран бывшего СССР. Возможно, для кого-то это будет новостью, но провозвестником стиля конструктивизм в архитектуре является также Эйфелева башня, сочетающая в себе как конструктивистские, так и модернистские элементы.

Такое течение зародилось в условиях непрерывного поиска чего-то нового. Новаторы того времени возносили отказ от «искусства ради искусства», и считали что оно должно служить производству. Приверженцы такого мнения призывали художников и архитекторов творить только полезные вещи, обеспечивая тем самым хорошую жизнь в благоустроенных городах. Термин «конструктивизм» привнесли в русский язык теоретики «производственного искусства», главной причиной этого стало частое употребление в брошюрах и выступлениях архитекторов слов «конструктивный», «конструкция», «конструирование».

Архитектура конструктивизма, как и любого другого направления, имеет своих ярких представителей. Это братья Леонид, Виктор и Александр Веснины, которые осознали лаконичную эстетику этого направления, будучи уже опытными специалистами в области проектирования зданий, живописи и оформления книг. Проект братьев выделился на конкурсе проектов здания Дворца Труда в городе Москва. Рациональный план, соответствие внешнего облика эстетике современности, использование самых новых конструкций и строительных материалов – все это стало толчком к развитию направления «конструктивизм».

Архитектура – понятие очень непростое, и следующий этап для Весниных оказался несколько сложнее предыдущего. Так, им нужно было спроектировать здание газеты «Ленинградская правда» на крохотном участке земли. Братья создали небольшое шестиэтажное здание, однако здесь было все: и офисное помещение, и редакционные комнаты, и газетный киоск, и вестибюль, и небольшой читальный зал, ведь именно умение сгруппировать много необходимых помещений в одном – главная задача конструктивистов.

Как уже упоминалось выше, конструктивизм в архитектуре располагал собственным функциональным методом. Согласно конструктивистам, каждой функции соответствует самая рациональная структура.

Было время, когда течение подвергалось критике консерваторов, отстаивающих право использовать традиционные формы, позже оно было запрещено. В Советском Союзе велась активная борьба с буржуазным формализмом и прямыми углами. Когда конструктивисты оказались в опале, часть архитекторов забыли, часть – адаптировалась к изменениям. Некоторые советские ученые утверждают, что на смену течению пришел «постконструктивизм».

Конструктивизм в архитектуре вновь дал о себе знать в 60-е годы, когда началась борьба с «архитектурными излишествами», а в начале 1990-х годов некоторые невоплощенные идеи 20-х стали реальностью. Сегодня это течение все активнее проявляется в архитектуре больших городов.

Конструктивизм в контексте современной архитектуры

Журналисты Национальной энциклопедии строительства ProfiDOM.com.ua продолжают цикл образовательных статей о современных архитектурных стилях и особенностях их воплощения в строительстве. Сегодня речь пойдет о циклично возвращающем свою популярность и применение стиль архитектурного конструктивизма.

В своих прошлых материалах Национальная энциклопедия строительства ProfiDOM.com.ua успела рассмотреть такие архитектурные стили как: минимализм, бионика, органика и хай-тек. Подошло время одного из самых рациональных и авангардных стилей - конструктивизма.

Конструктивизм – это авангардистский архитектурный стиль, получивший свое развитие в 1920 - 1930-х годах. В своих истоках данное направление сочетало в себе передовые технологии, инженерные системы и определенную идеологию. Идеология конструктивизма заключается в превозношении концепции утилитарности искусства и творчества для пользы и гармонии.

Этот стиль зародился на рубеже 19-20 веков, когда сторонники популярного в то время направления ар-нуво выбрали в роли основополагающей формы волнистую линию, а представители модерна из Англии и Австрии – квадрат и прямоугольник. Именно в тот момент возникла улучшенная производственная технология, а бетон, железо и стекло набирали популярность – все это только усилило позиции конструктивистов в архитектуре.

Для конструктивизма был сформулирован функциональный метод проектирования. В его основе лежал тщательный анализ функционирования жилых и промышленных строений, а под каждую функцию подбиралась самая рациональная форма (объемно-планировочное решение). В этой концепции строили рабочие клубы, автобусные парки, универмаги, дома-коммуны, конторы, санатории, типографии, исследовательские центры, заводы и фабрики и гидроэлектростанции.

По сути своей конструктивизм – это попытка создания не только функциональных, но и выразительных зданий. В особенности, здания архитекторов-конструктивистов не отличаются большим количеством декора, но их эффектность достигается благодаря формам и материалам. В частности, закованный в бетон и стекло, металл и пластик, конструктивизм не просто использует эти материалы, а оперирует ими как способом художественной выразительности.

Конструктивизм имеет несколько характерных исключительно ему черт. Взять, к примеру, сегментированность зданий. Хоть эта особенность свойственна практически всем минималистичным стилям, однако, если функционализм позволяет экстерьеру "осыпаться" на фрагменты, то в рамках конструктивизма четкое деление на отдельные фигуры и области не означает визуальный распад.

Архитекторы-конструктивисты всегда стремились к созданию слитного образа здания. Даже несмотря на деление на геометрические сегменты, дома в конструктивном стиле воспринимаются единым монолитным целым. Кроме того, развиваясь в условиях, когда подчеркнутая рукотворность была популярным художественным решением, конструктивизм брал размерами и не стеснялся быть действительно огромным, что делает его поистине масштабным стилем.

Направление конструктивизма в архитектуре не предполагает как объемное, так и цветное украшательство. Практически все здания в этом стиле имеют спокойный серый, бежевый или белый цвет, а разнообразие вносится за счет материалов – бетона, металла и стекла. Именно в конструктивизма принято не просто нагромождать разнообразные секции во время строительства домов, но и демонстрировать плавный переход из одной формы в другую.

В наши дни конструктивизм потерпел некоторые изменения, вынужденный подстроиться под современные реалии. Главной проблемой архитекторов является гармоничное вписывание объекта в уже сформированный образ улицы и микрорайона с сохранением целостного восприятия архитектурного и объемно-планировочного замысла. Современные мастера сочетают авангардистские идеи со свежим современным выражением их нового воплощения.

Инженеры и архитекторы предлагают оригинальные планировочные находки и новаторские решения по отделке фасадов, используя расширенные возможности современных светопрозрачных и несущих конструкций, тем самым внося разнообразие в решение внутреннего пространства, добиваясь выразительности фасадов использованием современных вертикальных транспортных коммуникаций в виде обзорных стеклянных лифтов и эскалаторов.

 

Если Вам понравилась статья, добавляйте сайт Национальной энциклопедии строительства ProfiDOM.com.ua в закладки и оставайтесь в курсе самых интересных фактов и событий!

Конструктивизм в архитектуре и искусстве XX века :: SYL.ru

Основные сведения о конструктивизме

Конструктивизм как направление искусства возник в СССР, в первой трети XX века. Конструктивизм в архитектуре того времени использовался достаточно часто. В частности, элементы этого стиля мы можем видеть в оформлении множества зданий тех времен, дошедших до нас. Практически в каждом крупном городе, расположенном на постсоветском пространстве, есть хотя бы одно строение, выдержанное в эстетике именно этого стиля. Что касается самого термина, то он был введён в обиход ещё в 1920 году, а кодификацию прошёл всего лишь два года спустя, что, согласитесь, является достаточно коротким сроком для научного термина.

конструктивизм в архитектуре
Архитектура конструктивизма в период своего расцвета

Так как появился этот стиль, как уже говорилось ранее, в Советском Союзе, то именно там он и развился. Были даже основаны архитектурные школы, в которых молодых специалистов обучали работе с элементами конструктивизма. Надо отметить, что стиль, благодаря такой поддержке, стал к началу 30-х доминантным. Многие художники и архитекторы отказывались работать в других направлениях, предпочитая им конструктивизм, поскольку здания, построенные с учётом его стандартов, отличались высокой функциональностью и аскетичностью внешнего вида.

Конструктивизм - архитектура и искусство прогресса

Немудрено, что из-за всего этого стиль стал позиционироваться как "прогрессивный", поскольку он не был похож ни на один из "буржуазных". Благодаря простоте форм и, как уже говорилось, функциональности, проекты конструктивистов стали расти как грибы.

архитектура конструктивизмаНо архитектурой дело не ограничивалось. Были также и художники-конструктивисты, которые несли аскетизм в массы посредством собственных творений. Одним из ярких примеров этого могут служить "Окна РОСТА".

Когда же закончился конструктивизм в архитектуре?

Как это ни странно, но могилу стилю выкопал его же собственный успех. Партия и лично товарищ Сталин не увидели будущего для конструктивизма, которому на смену сначала пришёл постконструктивизм, а затем ампир, который пропагандировал уже совсем не аскетичность, а наоборот - помпезность и вычурность. Однако стиль не собирался сдавать позиций, и даже проник в московское метро. Вы можете видеть последствия этого в оформлении станции "Александровский сад", которая была построена в составе первой очереди и открылась 15 мая 1935 года. Тогда она, правда, называлась "Коминтерн". Можно считать, что эта станция стала прощальным приветом скоротечной эпохи по имени "конструктивизм в архитектуре".

Конструктивизм и современность
конструктивизм архитектураНекоторые отголоски стиля можно увидеть в архитектуре отелей, расположенных на набережных Майами, которые были возведены в 50-х годах. А вот чем ближе к сегодняшнему дню, тем меньше и меньше можно встретить памятников конструктивизма. Даже не потому, что он скуп на украшательства. Причина кроется в том, что конструктивизм уже успел стать архаичным, историческим стилем, и здания, возведённые с учётом его требований, изначально выглядят устаревшими. В будущем, возможно, конструктивизм в архитектуре вновь даст о себе знать, но пока тенденции к его полномасштабному возрождению не намечается.

About Author


admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о