Конструктивизм в дизайне и фотографии
Конструктивизм — направление, которое, прежде всего, связывают с архитектурой, однако, такое ви́дение было бы однобоким и даже крайне неверным, ибо, прежде, чем стать архитектурным методом, конструктивизм существовал в дизайне, полиграфии, художественном творчестве. Конструктивизм в фотографии отмечен геометризацией композиции, съёмкой в головокружительных ракурсах при сильном сокращении объёмов. Такими экспериментами занимался, например, Александр Родченко.
В графических видах творчества конструктивизм характеризовался применением фотомонтажа вместо рисованной иллюстрации, предельной геометризацией, подчинением композиции прямоугольным ритмам. Стабильной была и цветовая гамма: чёрный, красный, белый, серый с добавлением синего и жёлтого.
В области моды также существовали определённые конструктивистские тенденции — на волне общемирового увлечения прямыми линиями в дизайне одежды, советские модельеры тех лет создавали подчёркнуто геометризированные формы.
Среди модельеров выделяется Варвара Степанова, которая с 1924 года вместе с Любовью Поповой разрабатывала тканевые рисунки для 1-й ситценабивной фабрики в Москве, была профессором текстильного факультета ВХУТЕМАСа, проектировала модели спортивной и повседневной одежды.
Советский конструктивизм в дизайне интерьера.
Термин впервые был использован Казимиром Малевичем для определения творчества Александра Родченко в 1917 году. Официальным термин становится после публикации манифеста Наума Габо в 1920 году.
В прикладном дизайне и дизайне интерьера идея конструктивизма выражалась в создании рассчитанных на массовое производство и использование мебели, посуды и предметов интерьера. Господствующим критерием в конструктивистском дизайне была функциональность и, опять же, четкость линий и геометричность форм.
Начало двадцатого века ознаменовалось бурными и стремительными событиями, новыми открытиями и чудовищными ошибками, безумными проектами дерзкими экспериментами, сокрушительными провалами и оглушающими победами. В эту эпоху с безумной скоростью кардинально менялась жизнь и искусство. Придавалось забвению то, что ранее казалось непоколебимым, на смену приходила новая эстетика, новые стили интерьеров. Упоенные ветром перемен архитекторы бросились реализовывать свои самые смелые идеи, которые были целиком проникнуты духом нового времени. Музой для них стала именно техника, с ее угловатыми контурами и безупречно функционирующими механизмами, именно в эту эпоху зародился конструктивизм.
Характерной особенностью стиля конструктивизм стала рациональность в распределении пространства, в выборе материалов, в цветовом решении, в форме мебели, освещении, именно рациональность сделала популярным конструктивизм. Здания всегда создавались по одному плану — холл или подъезд и множество небольших помещений, каждое со своей функцией. Так строились дома, административные здания, больницы, школы и прочие сооружения. Материалы, которые использует конструктивизм, просты и функциональны, также как и мебель в стиле конструктивизм. Металл, стекло, пластик и другие полимеры, делают стиль конструктивизм экономичным. Конструктивизм не приемлет в интерьере ненужных деталей, предметов обстановки, вычурных материалов и предметов декора. Конструктивизм подстраивается под нужды человека, но не под веяния моды, он всегда понятен, а интерьер в стиле конструктивизм целесообразен и удобен.
Стиль конструктивизм появился в связи с социальными и индустриальными задачами, поставленными новым советским руководством перед архитекторами. Места декору и витиеватым формам не нашлось, и конструктивизм стал символом объединения общества и всеобщей уравниловки. Возникновению нового стиля дизайна способствовало и появление новых материалов и внедрение новых технологий — широкое применение железобетонных сооружений, масштабное остекление SLIDORS, пластмассы и древесно-стружечные плиты в оформление зданий.
Конструктивизм с его абсолютизацией эстетики самой конструкции вещи — идейный родственник развивавшемуся в те годы функционализму, служащему утилитарной принадлежности мебели, ее комфорту. Внедряется встроенная, секционная, сборно-разборная и трансформируемая мебель. Разрабатывается специальная мебель для гостиниц, банков и школ.
Для бывшего СССР идеи конструирования окружающей среды, простота и утилитаризм предметных форм были противопоставлением буржуазности с ее роскошным бытом. Эстетика конструктивизма лежала в основе промышленного производства посуды, ткани, мебели.
Современный стиль конструктивизм, который нередко используется в дизайне интерьеров не так строг и примитивен. Несмотря на сохранившуюся простоту и отсечение лишних деталей, стало больше цвета, света, открытого пространства. Дизайнеры, работающие в стиле конструктивизм, не злоупотребляют делением на комнаты, позволяют себе игру на контрастах, ставят акценты с помощью ярких красок — желтой, синей, красной, черной, белой. При этом мебель в стиле конструктивизм сохраняет правильные геометрические очертания, но дизайнеры изыскивают новые конструкции в рамках разумных решений и доступных фактур. Стиль конструктивизм несложно узнать по отсутствию орнаментов, геометрическим фигурам и правильным прямым и изогнутым линиям, малому количеству оттенков.
Продуманные и функциональные решения, очень компактные объемы с ярко выявленным каркасом — вот что характеризует современный конструктивизм. Использование железобетона, кирпича и стекла, полное отсутствие какого-либо лепного декора, четкость линий, ритмическое чередование элементов, контраст поверхностей.
В последнее время на мебельных выставках и в дизайнерских коллекциях предметы в стиле конструктивизм все более популярны. Устав от чрезмерного увлечения дизайнеров декораторством, потребители вновь обратили свои взгляды в сторону конструктивизма. Прежде всего, это касается внедрения стиля конструктивизм в интерьеры общественных зданий и офисную мебель.
Конструктивизм в обновленном виде использует высокие технологии, технику и атмосферу футуристических мегаполисов. Кроме того, стиль конструктивизм дал начало многим течениям в дизайнерском искусстве — индустриальному стилю, стилю хай тек, техно и многим другим. В рациональности и функциональности простого интерьера, которую воплощает стиль конструктивизм, тоже есть своя эстетика, нужно лишь рассмотреть ее.
особенности стиля, дизайн комнат, оформление стен и потолка, цвет и форма мебели
Вопреки распространенному заблуждению, конструктивизм в интерьере — идея далеко не новая. В Россию ее занесло на гребне волны модерна, занимавшего умы архитекторов и дизайнеров Европы на рубеже ХIX-XX веков.
Сразу отнесенный к авангардному течению, в полноценную теорию новый стиль оформился в начале 20-х годов ХХ столетия. На многие десятилетия он прочно занял передовое место в советской архитектуре, тяготеющей к простоте и минимализму, отражавшим политико-экономическое состояние в стране.
Особенности стиля конструктивизм
Интерьерные решения не остались в стороне от архитектуры. В СССР, отказавшемся от всего буржуазного, жилища граждан стали оформлять в строгом соответствии с идеями концептуализма: добротно и лаконично, максимально функционально, но при этом без лишней помпезности.
В 1955 году вышло постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Квартиры получили строгие пропорции, стены — немаркое и долговечное покрытие, а предметы обихода отныне должны были отвечать только двум главным критериям: польза и удобство.
Правила оформления
Сегодняшний конструктивизм претерпел изменения, стал более гармоничным и одновременно рациональным. Однако для него по-прежнему не характерны мягкие формы и декоративные элементы.
Правила оформления помещения, решенного в конструктивистском стиле:
- Необходимо отказаться от украшательства, характерного для классических стилей. Выразительными средствами будут служить четкие геометрические линии, определенная цветовая гамма и грамотное зонирование.
- Помните о пользе и практичности. Каждый задействованный предмет должен строго отвечать своему предназначению, а не напоминать декоративный элемент.
- Максимум открытого пространства. Зонирование достигается за счет использования легких перемещаемых конструкций.
- Применяйте доступные материалы и технологии (бетон, стекло, металл, пластик). Оригинальные идеи далеко не всегда подразумевают дорогостоящую отделку: стиль конструктивизм в интерьере вполне демократичен.
- Используйте сегментирование, характерное для всех минималистичных направлений. Заранее продумайте разделение пространства комнаты на отдельные сегменты (функциональные зоны). Не забывайте о нишах в стенах, где легко оборудовать место отдыха, мини-кабинет или кладовую.
Какие цвета используются
Лаконичность, характерная для конструктивизма, проявляется также и в цветовых решениях помещений. Доминируют чистые моноцвета (белый, черный, коричневый, синий), оттенки используются редко. Комбинировать их следует осторожно, играя на контрасте, учитывая зональность и не нарушая гармонии пространства.
Выбирая цветовую гамму, необходимо руководствоваться «правилом трех цветов». Именно столько тонов подразумевает конструктивизм. Скидку можно сделать только для отдельных предметов интерьера, которые внесут яркую ноту и разбавят общую строгость стиля.
Отделка стен, пола и потолка в стиле конструктивизм
Проявляется конструктивизм и в дизайне отделки поверхностей внутри помещения:
- Пол. Предпочтение отдается проверенным временем бетону, металлу, стеклу и дереву. Использование новаторских стройматериалов возможно, только если речь не идет о сложнофактурных покрытиях.
- Стены. Чаще всего их просто штукатурят, а затем красят в определенный цвет. Иногда отделывают однотонными панелями, натуральным деревом либо камнем с гладкой поверхностью.
- Потолок. Наиболее уместны (и популярны) многоуровневые натяжные или подвесные конструкции из гипсокартона.
Освещение
Поскольку конструктивизм подразумевает много «воздуха» и света в пространстве комнаты, освещению в формировании стилевого направления отводится одна из ведущих ролей. Для того, чтобы ничто не препятствовало проникновению солнечных лучей в помещение, окна (к слову, они должны быть большими) не забирают плотными портьерами и не используют жалюзи. Лучшее решение — легкий полупрозрачный тюль или белые рольшторы типа «день-ночь».
Вечером или в пасмурный день недостаток света восполнят разнообразные светильники, которые располагают на стенах и потолке в соответствии с зонированием жилища.
Мебель
Отсутствие декоративных деталей, простые формы, практичная обивка, функциональность — главные критерии, в соответствии с которыми следует выбирать мебель. Не менее важен размер (помним о «воздухе») и грамотное размещение. Мобильные предметы интерьера предпочтительны — они помогут разделить интерьер на функциональные зоны.
Оформление разных комнат
Гостиная
При оформлении гостиной в конструктивистском стиле часто используют встроенные стеллажные конструкции. Они способны изрядно сэкономить пространство: в отличие от шкафа, полки стеллажа вместят гораздо больше предметов, которые хозяева предпочитают иметь под рукой.
Важно, чтобы в мебель гостиной не резонировала в цветовом плане с отделочными материалами. Большая разница в цвете сделает недостижимой идею свободного пространства, характерную для конструктивизма, и визуально сожмет помещение.
Для достижения эффекта оптического расширения традиционно используют светлые тона и легкие акриловые либо стеклянные перегородки, с помощью которых осуществляют зонирование.
Спальня
Аккуратная кровать правильной геометрической формы, пара прямоугольных тумбочек, встроенный шкаф и мягкий ковер с плотным ворсом — так выглядит идеальная спальня в стиле конструктивизм.
Чтобы добавить уюта в спальное помещение, декорируйте кровать несколькими мягкими подушками одного цвета с покрывалом и шторами. Над спальным местом можно повесить бра сдержанного дизайна и пару полок для фотографий и любимых книг. Но это все: никаких пестрых красок, затейливых орнаментов и бантиков.
Кабинет
Это особое пространство, где можно творить и работать в тишине, не отвлекаясь на мелочи. Поэтому так важно избежать в нем нагромождения деталей, цветов и фактур. Минимум необходимой мебели, простота и сдержанность отделки — это не сделает его унылым, но настроит на нужный лад, необходимый для достижения результата.
Кухня
Для кухни этого направления очень важна функциональность. Именно она задает тон при выборе мебельного гарнитура, обеденного стола и сидений. Форма, как всегда, геометрически правильная.
Встроенные полки для хранения инвентаря, скрытые за сплошными фасадами с потайным механизмом открывания, прекрасно сочетаются со стеклянной столешницей. Это не только футуристично выглядит, но визуально раздвигает пространство. Но если помещение кухни большое, можно отдать предпочтение традиционной деревянной мебели, следя лишь за тем, чтобы на ней не было декоративных элементов.
Керамическую плитку для отделки пола и рабочей поверхности выбирают крупного размера и гладкой фактуры, однотонную.
Ванная
Обустроить ванную комнату достаточно просто. Нет нужды подключать все свое воображение и пытаться применить огромное многообразие отделочных материалов и техник. Просто добавьте к минималистичному дизайну несколько эффектных штрихов.
Например, используйте нарочито темный цвет на одной из стен, чтобы подчеркнуть ослепительную белизну ванной. Повесьте строгий, но необычный по форме светильник или установите оригинальную перегородку для душевой кабины.
Детская
Детская — единственное место в доме, где строгий стиль можно немного смягчить. Цветовая гамма этой комнаты может быть выполнена в пастельных тонах.
Функциональная мебель типа «трансформер» поможет сэкономить пространство, оставив место для игр и отдыха. В комнате легко будет убирать: простая форма предметов интерьера и грамотная их расстановка не позволит пыли копиться по углам.
Прихожая
Не все владельцы квартир могут похвастаться значительными размерами прихожей. Лаконичный дизайн конструктивизма позволяет разумно использовать каждый метр этого помещения.
Вот несколько обязательных условий, которые нужно соблюсти, чтобы в прихожей было не только удобно, но и приятно находиться:
- Установите в передней шкаф-купе с зеркальными дверцами. Он один заменит собой полноценную гардеробную, и отпадет необходимость вешать на стену отдельное зеркало.
- Применяйте ко всем отделываемым поверхностям сдержанную палитру, что визуально «разгрузит» небольшую прихожую.
- Моделируйте помещение с помощью освещения. Идеально, если свет будет рассеянным — это даст ощущение дополнительного пространства.
Придерживаясь выбранного стиля в одной из комнат своего дома или квартиры, постарайтесь соблюсти его во всех остальных помещениях. Прочие варианты дизайнерских решений, за исключением, пожалуй, хай-тека, нарушат целостность и общую гармонию пространства.
Видео о стиле
В видео представлено мнение специалиста о стиле.
4. Конструктивизм в дизайне итерьера.
Конструктивизм — направление, которое, прежде всего, связывают с архитектурой, однако, такое ви́дение было бы однобоким и даже крайне неверным, ибо, прежде, чем стать архитектурным методом, конструктивизм существовал в дизайне, полиграфии, художественном творчестве.
Конструктивизм в интерьере (1 пол. ХХ века). В дизайне интерьера стилю характерны продуманные функциональные решения и строгое следование их требованиям, компактные объемы с четко выявленным каркасом, техническая ясность форм. Отсутствие лепного декора. Широко используются встроенные ниши, подсветки. Мебель отличается мобильностью и функциональностью. Бурное, стремительное время на рубеже эпох в начале прошлого века, время открытий и ошибок, проектов, дерзких экспериментов, крахов и удач. Эпоха, с сумасшедшей скоростью менявшая жизнь, искусство, мировоззрение. Рушилось то, что казалось незыблемым, и рождалась новая эстетика, появились удивительные люди, талантливые фантазеры — художники, архитекторы, поэты. Захлебнувшись свежим воздухом перемен, они ринулись воплощать в жизнь самые невероятные замыслы, проникнутые духом новой эры. Источником красоты для них стала техника, в ее угловатых контурах искали они новые формы, источником вдохновения для них были безупречно функционирующие механизмы, а творческим девизом: «растворить в деле… эстетическую, эмоциональную сущность искусства». Их манила магия «Черного квадрата».
Так как архитектуре были сформулированы новые принципы градостроительства: социальная направленность жилища, его функциональное соответствие самым необходимым потребностям обитателей, в связи с чем проектируются малогабаритные «минимальные квартиры». Это сопровождалось внедрением в жилищное строительство новых конструкций и материалов: монолитного бетона, металлического каркаса, сборных бетонных конструкций. Были установлены своего рода нормы «минимализированного благополучия», которые считались наиболее подходящими для жилища рабочего и насаждались как некий социально-архитектурный идеал. Время рационализма и утилитаризма принесло и в искусство внутреннего убранства дома простоту, гармонию и цельность. «Простота — не проста», «меньше — значит больше» — эти афоризмы Миса ван дер Роэ, талантливого архитектора XX века, стали сутью интерьера не только 20-30 годов, но и всего столетия. Ничто лишнее не «цепляет» взгляд, все функционально, продумано, взвешено. Конструктивизм в интерьере — это выверенные пропорции роднят авангардную архитектуру того времени с классическим зодчеством античности. Простые и четкие формы, окна от пола до потолка, металл и бетон — дома, похожие на корабли, плывущие в будущее, а внутри создавался интерьер нового времени.
Внутреннее пространство домов освобождалось от перегородок, отрицались старые представления о взаимоотношении внутренних помещений дома. Деление на зоны осуществлялось абстрактным образом чаще всего за счет легких передвижных перегородок, отдельные замкнутые комнаты, коридоры — все это считалось безнадежно устаревшим. В отличие от интерьеров предыдущей эпохи модерна, напоминающих уютную раковину, дома конструктивистов звали в будущее высоких технологий, машинного производства и футуристических мегаполисов. Школы дизайна, создаваемые в то время учили создавать не отдельные, пусть и гениальные вещи, а конструировать обстановку в целом, создавая весь мир окружающих человека предметов. При этом главным был не внешний вид, а функциональность предметов. Мебель рассматривалась как «аппарат для сидения», в ее облике преобладали прямоугольные плоскости и четкие конструкции.
Все вещи, спроектированные конструктивистами — мебель и интерьеры в целом — отличались максимальной функциональностью и минимальным декором. Орнамент в них отсутствовал полностью, допускались цветовые акценты — блеск металла, благородный черный, чистый белый и насыщенные простые цвета — красный, желтый, синий. Эти цвета считались отражением философских и духовных ценностей эпохи.
Для конструктивизма в искусстве характерны использование пространственных конструкций, коллажей, фотомонтажа, абстрактный геометризм. Конструктивизм был проекцией на искусство эпохи индустриализма, его эстетика лежала в основе промышленного производства предметов быта: посуды, текстиля, мебели.
Для помещений в стиле конструктивизм свойственны открытые пространства с нечетким зонированием (комнатные двери и перегородки убирались), строгая геометрия, прямые четкие линии. Конструктивизм с его абсолютизацией эстетики самой конструкции порождал интерьеры, где на показ могли быть выставлены несущие конструкции самого здания, а перекрытия и несущие элементы — центр всей композиции интерьера.
Выверенные пропорции роднят авангардную архитектуру того времени с классическим зодчеством античности. Главная черта этого направления — утилитарность и функциональность, вот почему быстрей всего стиль проник в интерьеры общественных зданий и офисную мебель.
Конструктивизм не терпит элементов декора и деталей, ничто не задерживает на себе взгляд, все предельно просто, целесообразно, функционально и продумано. От форм до цвета — прямолинейность и минимализм. Формы повторяют геометрические фигуры — прямоугольник, квадрат, треугольник. Монохромные чистые цвета, без оттенков и игры света, чаще всего — белый, красный, синий, желтый. Отсутствие лепного декора, активное использование встроенных ниш и подсветки, обилие стекла и металла.
Для мебели на первый план выходит комфорт и утилитарная принадлежность. Внедряется встроенная, секционная, сборно-разборная и трансформируемая, мобильная мебель.
Конструктивизм «в чистом виде», сводящий композицию к выразительности конструктивной схемы, оказался нежизненным. Современный конструктивизм вернулся в моду во многом благодаря дизайнерам Скандинавии, вдохнувшим в некогда авангардные идеи геометризации пространства новое дыхание, взявшим за основу идеи светлого открытого пространства, простоты форм и функциональности каждого из элементов интерьера. Конструктивизм сегодня — это прежде всего лаконичный и ясный интерьер, не лишенный непредсказуемости и ярких художественных решений.
Конструктивизму в интерьере свойственна эстетика целесообразности, рациональность строго утилитарных форм, очищенных от романтического декоративизма модерна. Создается мебель простых, строгих, удобных форм. Функция, назначение каждого предмета предельно ясны. Никаких буржуазных излишеств. Простота доводится до предела, до такого упрощения, когда вещи – стулья, кровати, шкафы – становятся просто предметами для сна, сидения.
Отличительной чертой Стиля Конструктивизма в дизайне интерьера являются продуманные функциональные решения и строгое следование их требованиям, компактные объемы с четко выявленным каркасом, техническая ясность построения архитектурной формы.
Конструктивизм начисто лишен таинственно-романтического ореола. Он было сугубо рационалистичен, подчиняясь логике конструкции, функциональности, целесообразности. Примером для подражания служили достижения технического прогресса, вызванные социальными условиями жизни наиболее развитых капиталистических стран и неизбежной демократизацией общества.
В отличие от интерьеров предыдущей эпохи модерна, напоминающих уютную раковину, дома конструктивистов звали в будущее высоких технологий, машинного производства и футуристических мегаполисов. Школы дизайна, создаваемые в то время учили создавать не отдельные, пусть и гениальные вещи, а конструировать обстановку в целом, создавая весь мир окружающих человека предметов. При этом главным был не внешний вид, а функциональность предметов. Мебель рассматривалась как аппарат для сидения, в ее облике преобладали прямоугольные плоскости и четкие конструкции.
Помещения в эпоху Конструктивизма, эпохи нового века и нового времени, преобразились. Исчезло понятие в интерьере «деление на зоны», исчезли лишние стены-перегородки, пространство комнат стало просторней, предпочтение отдавалась передвижным перегородкам , а не отдельным небольшим комнатам и коридорам. В формах мебели преобладали прямоугольные плоскости и четкие линии, окна от пола до полка, что создавало ощущение движения вперед, к новому и неизведанному. Минимальный декор и максимальная функциональность, отсутствие орнамента и сияние металла, цветовая гамма : черный, белый, красный, желтый, синий – это стиль Конструктивизм.
Заключение
Возникновение и развитие конструктивизма как особого направления в архитектуре происходило в условиях непрекращающегося поиска новых форм, подразумевавшем забвение всего «старого», новаторы провозглашали отказ от «искусства ради искусства». Искусство ставилось на службу производству. Большинство тех, кто впоследствии примкнул к течению конструктивистов, были идеологами так называемого «производственного искусства». Они призывали художников «сознательно творить полезные вещи» и мечтали о новом гармоничном человеке, пользующемся удобными вещами и живущем в благоустроенном городе.
Как особый стиль конструкивизм имел несколько характерных признаков, прежде всего это строгость, геометризм, лаконичность форм и монолитность внешнего облика.
Конструктивизм в архитектуре зданий проявился в появлении “функционального жилья” ориентированного на определенных категорий граждан один из примеров этого появление малогабаритных квартир. В это время появились первые нормы метража площади помещения, которые считались наиболее подходящими для жилища рабочего и насаждались как некий социально-архитектурный идеал. Применение новых технологий того времени, монолитного бетона, металлического каркаса, сборных бетонных конструкций, позволил увеличить темп строительства и сократит сроки постройки зданий. Данная эпоха принесла в интерьер принципы простоты и гармонии и целостность, некоторые из них актуальны и до сегодняшнего дня.
Список литературы
Е. Федотова. Русский конструктивизм //Salon №9 — М., 1999.
Лисовский В.Г. «Национальный стиль» в архитектуре России. М., 2000.
Ревзин Г.И. Неоклассицизм в русской архитектуре начала ХХ века. М., 1992
Хан-Магомедов С.О. Архитектура Советского Авангарда. Кн. 1: Проблемы формообразования. — М., 1996.
Александр Лаврентьев. Лаборатория конструктивизма. Опыты графического моделирования. — М.: Грантъ, 2000.
6. Иконников А.В. Архитектура ХХ века. Утопии и реальность. В 2-х тт., М., 2001.
7. Хан-Магомедов С.О. Конструктивизм – концепция формообразования. – М., 2003
8.http://homy.com.ua/article/konstruktivizm.
.ru
1
29
Конструктивизм (от лат. constructio — построение) — направление в искусстве, дизайне, архитектуре ряда стран Европы начала прошлого века. Встреченный в начале критически, конструктивизм постепенно проник во все области мировой культуры и искусства, оказав огромное влияние на их развитие. ![]() Как следует из названия стиля, основное внимание при его воплощении уделяется не композиционному решению (в дизайне интерьера), а присутствующим в нем конструкциям. Для России, куда стиль пришел в начале 20-х годов, конструктивизм стал ответом на уют и буржуазность предшествующего ему стиля модерн, с избытком декоративных флореальных элементов и нарочитой роскошью, реакцией на происходящие в стране общественно-политические перемены. Идеи «конструирования» окружающей среды, простота и утилитаризм предметных форм были противопоставлением буржуазности. Для конструктивизма в искусстве характерны использование пространственных конструкций, коллажей, фотомонтажа, абстрактный геометризм. Конструктивизм был проекцией на искусство эпохи индустриализма, его эстетика лежала в основе промышленного производства предметов быта: посуды, текстиля, мебели. ![]() Для помещений в стиле конструктивизм свойственны открытые пространства с нечетким зонированием (комнатные двери и перегородки убирались), строгая геометрия, прямые четкие линии. Конструктивизм с его абсолютизацией эстетики самой конструкции порождал интерьеры, где на показ могли быть выставлены несущие конструкции самого здания, а перекрытия и несущие элементы — центр всей композиции интерьера. Выверенные пропорции роднят авангардную архитектуру того времени с классическим зодчеством античности. Главная черта этого направления — утилитарность и функциональность, вот почему быстрей всего стиль проник в интерьеры общественных зданий и офисную мебель. ![]() Конструктивизм не терпит элементов декора и деталей, ничто не задерживает на себе взгляд, все предельно просто, целесообразно, функционально и продумано. От форм до цвета — прямолинейность и минимализм. Формы повторяют геометрические фигуры — прямоугольник, квадрат, треугольник. Монохромные чистые цвета, без оттенков и игры света, чаще всего — белый, красный, синий, желтый. Отсутствие лепного декора, активное использование встроенных ниш и подсветки, обилие стекла и металла. Для мебели на первый план выходит комфорт и утилитарная принадлежность. Внедряется встроенная, секционная, сборно-разборная и трансформируемая, мобильная мебель. ![]() Конструктивизм «в чистом виде», сводящий композицию к выразительности конструктивной схемы, оказался нежизненным. Современный конструктивизм вернулся в моду во многом благодаря дизайнерам Скандинавии, вдохнувшим в некогда авангардные идеи геометризации пространства новое дыхание, взявшим за основу идеи светлого открытого пространства, простоты форм и функциональности каждого из элементов интерьера. Конструктивизм сегодня — это прежде всего лаконичный и ясный интерьер, не лишенный непредсказуемости и ярких художественных решений. |
Конструктивизм конца XIX века и его роль в дизайне.
Конструктиви́зм — советский авангардистский метод (направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 — первой половине 1930 годов. Художниками-конструктивистами были А. Родченко, Л. Лисицкий, А. Ган, Н. Седельников.
Особенности стиля
Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. В архитектуре принципы конструктивизма были сформулированы в теоретических выступлениях А. А. Веснина и М. Я. Гинзбурга, практически они впервые воплотились в созданном братьями Весниными проекте Дворца труда для Москвы (1923) с его чётким, рациональным планом и выявленной во внешнем облике конструктивной основой здания (железо-бетонный каркас).
В 1926 году была создана официальная творческая организация конструктивистов — Объединение современных архитекторов (ОСА). Данная организация являлась разработчиком так называемого функционального метода проектирования, основанного на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Характерные памятники конструктивизма — фабрики-кухни, Дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны.
Применительно к зарубежному искусству термин «конструктивизм» в значительной мере условен: в архитектуре он обозначает течение внутри функционализма, стремившееся подчеркнуть экспрессию современных конструкций, в живописи и скульптуре — одно из направлений авангардизма, использовавшее некоторые формальные поиски раннего конструктивизма (скульпторы И. Габо, А. Певзнер).
В указанный период в СССР существовало также литературное движение конструктивистов.
Появление конструктивизма
Конструктивизм принято считать советским явлением, возникшим после Октябрьской революции в качестве одного из направлений нового, авангардного, пролетарского искусства, хотя, как и любое явление в искусстве, он не может быть ограничен рамками одной страны. Так, провозвестником этого стиля в архитектуре явилась ещё Эйфелева башня, сочетающая в себе элементы как модерна, так и оголённого конструктивизма.
В условиях непрекращающегося поиска новых форм, подразумевавшего забвение всего «старого», новаторы провозглашали отказ от «искусства ради искусства». Отныне искусство должно было служить производству, а производство — народу.
Большинство тех, кто впоследствии примкнул к течению конструктивистов, были идеологами утилитаризма или так называемого «производственного искусства». Они призывали художников «сознательно творить полезные вещи» и мечтали о новом гармоничном человеке, пользующемся удобными вещами и живущем в благоустроенном городе.
«Производственное искусство» стало не более чем концепцией, однако сам по себе термин конструктивизм был произнесён именно теоретиками этого направления (в их выступлениях и брошюрах постоянно встречались также слова «конструкция», «конструктивный», «конструирование пространства»).
Помимо вышеуказанного направления на становление конструктивизма оказали огромное влияние футуризм, супрематизм, кубизм, пуризм и другие новаторские течения 1910-х годов в изобразительном искусстве, однако социально обусловленной основой стало именно «производственное искусство» с его непосредственным обращением к современным российским реалиям 1920-х годов.
Простота Без Излишеств (24 Фото)
Повседневная суета, обилие вещей иногда вызывают желание остановиться, передохнуть, задуматься о смысле жизни. Помочь в этом может родной дом или квартира, оформленные в стиле конструктивизм.
Что такое конструктивизм?
Конструктивизм – это направление авангардистского толка в архитектуре и искусстве. Его характерные черты – лаконичные формы, прямые лини, цельность облика. Творческие натуры, объединившиеся в организацию, разработали научный метод проектирования, основанный на анализе функционирования сооружений. Они отказались от принципа «искусство для искусства», поставив его на службу практической жизни.
С точки зрения конструктивистов, для каждой функции найдется наиболее рациональная структура. Она должна служить человеку и быть вне прихотей моды, целесообразной и удобной.
Кредо конструктивизма:
- каждая вещь должна быть полезной;
- максимально простое исполнение, полное отсутствие декора;
- чем меньше вещей в помещении, тем лучше.
Это направление – детище Советского Союза, однако конструктивизм в архитектуре имеет предшественников, самый знаменитый из которых – Эйфелева башня в Париже.
История возникновения
Конструктивизм как стиль жизни возник в конце 20-х годов прошлого века в России. Страна, пережившая революцию и гражданскую войну, нуждалась в самых простых предметах ежедневного пользования: столах, стульях, кроватях. Было не до излишеств, требовалось быстро наладить массовое производство мебели. Кроме того, основными лозунгами эпохи стали индустриализация, возрождение экономики, коллективизм. Советские дизайнеры создали такую мебель. Были построены огромные, без перегородок, открытые общественные пространства типа фабрик-кухонь и дворцов труда.
Стиль просуществовал до начала Великой Отечественной войны и возродился в 60-е годы, когда затеяли борьбу со всем буржуазным. Мебель тех лет – кресла средней мягкости и строгих форм, такие же стулья, обеденные и журнальные столы. Третий всплеск интереса стал результатом потрясений 90-х годов.
Особенности стиля
Стиль конструктивизм в интерьере и дизайне опознается по нескольким признакам:
- строгие формы;
- прямые линии;
- чистые цвета;
- практичные материалы;
- полное отсутствие украшений.
Однако такие особенности конструктивизма не делают его скучным. Он больше напоминает декорации к фильму о будущем, где интерьер выполняет подсобные функции, а людей больше волнуют полеты к звездам, чем домашний уют.
Хотя характерны именно прямоугольные соединения, допускаются скругленности, например, в подлокотниках кресел, посуде или светильниках.
Конструктивизм в дизайне тяготеет к большим просторным помещениям. Вместо перегородок устанавливаются мобильные модули. С их помощью приватная зона создается по желанию. В качестве шкафов, стеллажей, мест хранения вещей используются небольшие стеновые ниши, а в просторных комнатах оборудуются уголки отдыха.
Стильная квартира
Интерьер, чтобы претендовать на статус конструктивистского, должен соответствовать определенным требованиям.
Цвет
Дом в стиле конструктивизм – это монохроматизм, то есть однотонность всего интерьера. Возможны единичные яркие акценты. Однако цветов не должно быть больше трех, включая базовые нейтральные белый, черный, серый.
Приветствуется натуральная бежево-коричневая гамма, красный, синий, желтый цвета. Грязные или сложные оттенки нежелательны, поскольку нарушают единство и выбиваются из стиля.
Декор
Апологеты конструктивизма приравнивают его к преступлению. Менее решительные склонны допускать минимум оформления. Это гладкие стены (никакой шершавости или фактурной штукатурки), окрашенные в светлые чистые цвета, визуально расширяющие пространство квартиры. Чаще всего они белые, желтые, серебристо-металлические.
Используются недорогие натуральные и синтетические материалы. Фавориты – стекло, пластик, металл. Из традиционных востребованы дерево простых пород, лен, джут, бамбук. Обивка мебели из простых натуральных материалов, синтетики или искусственной кожи.
Ноты элегантности привносят достижения прогресса: тонированное стекло, хромированные детали, композиты вроде искусственного камня, керамогранита на полу или стенах.
Особенности конструктивизма абсолютно исключают пестроту, лепнину, резьбу по дереву, картины в богатых рамах, вычурную скульптуру, ковры с длинным ворсом.
Некоторые послабления есть. Например, если без ковра никак, его можно постелить, но он должен быть однотонный, немаркий, не выбивающийся из основного тона интерьера.
Могут быть картины, стеклянные или каменные декорации лаконичных простых форм. Допускается комбинирование материалов в одном помещении, оформление стен одного помещения по-разному.
Свет
Конструктивизм в дизайне полностью использует возможности естественного освещения. Приветствуются большие, даже панорамные или достигающие пола окна. Шторы скромные, в один слой, лучше жалюзи.
Люстра, другие осветительные приборы располагаются именно там, где без них не обойтись. Форма у них геометрически правильная, без завитушек или другого «богатого» декора.
Один из современных элементов квартиры – подсветка, но она используется в сугубо практических целях как дополнение потолочной люстры или торшеров. Несмотря на чисто утилитарные функции, придает помещению неповторимое настроение. Подсветка – это эстетичный функционал, уступка, смягчающая строгий дизайн, делающая его теплее, уютнее.
Пространство
Классическая концепция предполагает, что пространство должно составлять единое целое, без стен и перегородок. Возможно лишь зонирование помещения с помощью мебели или цвета. Однако в современных квартирах, чтобы они соответствовали стилю, стены или перегородки можно оставить.
При этом перегруженность квартиры вещами запрещена в любом случае. Пустого свободного места должно быть как можно больше, а с ним света, воздуха, простора. Такое оформление особенно уместно в маленьких комнатах.
Мебель
Конструктивизм в дизайне интерьера допускает лишь ту обстановку, которая будет как бы слитой со стенами или вросшей в пол. Столешницы и сиденья гладкие, четкой формы, без декора, ножки прямые, четырехугольные.
Конструктивизм отбрасывает все, что мешает прямому назначению конкретного предмета. Важен лишь функционал: на стуле удобно сидеть, на кровати спать, за столом обедать. Их дополняют стеллажи вдоль стен и открытые конструкции. Все лишнее убирается во встроенные шкафы.
Потолок
Сто лет назад проблем и выбора не было: только побелка. Современный вариант допускает уступки прогрессу, к примеру, натяжные конструкции или гипсокартон, даже на нескольких уровнях. Но потолок должен быть одноцветным, лучше белым. Исключены лепнина, особенно вокруг люстры, обои, рельефная плитка.
Оформление комнат
Квартира, декорированная в конструктивном ключе, сразу сигнализирует: здесь живут люди серьезные, точно знающие, чего хотят от жизни.
Гостиная
Планирование оформления главной комнаты предполагает конкретные характеристики и включает несколько этапов:
- Определение количества функциональных зон. Стеклянные или акриловые панели-перегородки, вертикальные конструкции наполнят комнату воздухом, сделают ее просторной.
- Выбор цвета. Предпочтительны светлые тона.
- Свет. Встроенная подсветка. Необычно смотрятся светильники с разной направленностью света.
- Картины, фотографии, прочие художественные «излишества» допустимы, если они вписываются в общий фон.
Кабинет
Чтобы ничего не отвлекало от работы, достаточно встроенной мебели, стула или кресла, прямоугольного стола, источника света над ним.
Спальня
Здесь конструктивизм предполагает диван модульного типа или обычную кровать, шкаф с подсветкой, лучше встроенный. Чтобы пробуждение было приятным, можно постелить прикроватный ковер.
Кухня
Крупная гладкая керамическая плитка со скрытыми швами на стенах, встроенная бытовая техника, точечные светильники. Рабочая поверхность, ниши из закаленного стекла. Полностью используются возможности встроенных модулей хранения, внутренних поверхностей дверей.
Обеденная зона максимально лаконична: прочные, устойчивые складные стулья, откидной стол.
Посуда простая, однотонная, лучше белая из фарфора, керамики или стекла. Полотенца, прихватки, скатерти, другой текстиль – из льна, без узоров, монохромный насыщенных цветов.
Актуален ли этот стиль?
Да, сегодня он востребован многими, каким бы странным это не показалось. Обстановка квартиры не требует особых материальных затрат, а аскетичное оформление настраивает на деятельный, динамичный образ жизни. Минимум вещей скапливает такой же минимум пыли и грязи, упрощая домашнюю уборку, поэтому сегодня у этого стиля так много поклонников, даже фанатов.
Это атрибут жизни людей, поглощенных какой-то идеей, одержимых познанием мира, путешественников, ученых, для которых материальный фактор неважен. Обстановка подойдет желающим познать себя, поможет личностному росту.
Явные конструктивистские черты просматриваются в новейших хай-теке, минимализме, лофте. Его любит молодое поколение, живущее преимущественно в Сети и не желающее обременять себя лишними вещами.
Жизнь стремится к конструктиву, не случайно придуманы модульная, встроенная мебель, многофункциональная мебель-трансформер, плоские телевизоры. Яркий пример стиля – небоскребы в мегаполисах.
Конструктивизм в дизайне интерьера дома
Конструктивизм – это особый стиль дизайна интерьера, которому свойственны функциональность, строгость форм и сдержанность линий.
Особенности стиля
Этот стиль достаточно точный. Ему характерны универсальность общего вида, это значит, что в таком дизайне нет точного разделения на функциональные участки – кухню, гостевую, общую залу, и так далее. Все составляющие этого стиля гармонируют между собой, они представляют единое, нерушимое целое. Здесь находятся только самые необходимые предметы, какие-либо декорации неуместны, и если присутствуют, то не вписываются в общую картинку. Такие четкие правила кажутся скучными и унылыми, но на самом деле это не так, конструктивизм считается одним из самых оригинальных в современное время. «Все простое – гениально!», именно это высказывание точно описывает этот стиль.
Конструктивизм – это идеальный вариант для серьезных людей с хорошим вкусом. Этот стиль может подойти любой семье, потому что не требует особых затрат и времени на его осуществление. Стиль отличается пунктуальностью и четкостью.
Материалы
Если встает сложный выбор при отделке квартиры, то конструктивизм – это хороший вариант. Относительно низкая цена – решение проблемы. Этот стиль славится не богатством мебели и прочих субъектов интерьера, а оригинальностью расположения предметов и умением рационального использования пространства. Для отделки данного стиля могут использоваться самые недорогостоящие материалы, такие как пластик, стекло, металл.
Оттенки, преобладающие в конструктивизме
«Изюминкой» конструктивизма является сочетание цветов и оттенков. В основном, стены имеют холодный однотонный окрас, например, серый или белый. На таком фоне, хорошо заметны яркие выдающиеся фрагменты дизайна. Это может быть любой предмет интерьера, стул, стол, плед или же подушка, абсолютно огромный выбор, но только цвет этого предмета должен лаконично гармонировать с задним фоном общей обстановки.
Мебель
Из мебели могут присутствовать прочные, функциональные предметы. Предпочтения отдаются удобной мебели, желательно имеющей один определенный цвет. Важно, чтобы на ней не было излишних декоративных украшений, иначе конструктивизм теряет свое значение.
Дополнения
Совсем без декораций будет действительно нудно и тошно, поэтому позволительно немного выходить за рамки доступного. Это могут быть шторы любого цвета, но не пестрые, на которых присутствуют геометрические фигуры или ровные вертикальные линии.