Конструктивизм в искусстве: Конструктивизм – Конструктивизм в искусстве. Справка — РИА Новости, 09.10.2009

Конструктивизм в искусстве. Справка - РИА Новости, 09.10.2009

Наиболее известными московскими постройками в стиле конструктивизм являются: «Дом на набережной» (1927–1931 гг., арх. Борис Иофан, ул. Серафимовича, д. 2), Клуб им. Русакова (1927–1929 гг., арх. Константин Мельников, ул. Стромынка, д. 6), Дом культуры им. Зуева (1928–1928 гг., арх. Илья Голосов, ул. Лесная,  д. 18), здание Наркомзема (1929–1933 гг., арх. Алексей Щусев, ул. Садовая–Спасская, д. 11/1), Комбинат газеты «Правда» (1931–1937, арх. Пантелеймон Голосов, ул. Правды, д. 24), Дом Госторга (1927 г., арх. Борис Великовский, ул. Мясницкая, д. 47), здание Центросоюза (1929–1936, арх. Ле Корбюзье, ул. Мясницкая, д. 39), Дом «Известий» (1925–1927 гг., арх. Григорий и Михаил Бархины, Тверская ул., д. 18), здание Кожсиндиката (1927 г., арх. Голубев, Чистопрудный б-р, д. 12А), Московский планетарий (1928–1929 гг., арх. Михаил Барщ и Михаил Синявский, ул. Садово-Кудринская, д. 5), Дом Наркомфина (1932, арх. Моисей Гинзбург и Игнатий Милинис, Новинский б-р., д. 25).

В Санкт-Петербурге фрагменты конструктивистской застройки имеются в районе проспекта Стачек, на Тракторной улице в районе фабрики «Красное Знамя» (Петроградская сторона). Ленинградский конструктивизм создавался усилиями архитекторов Александра Гегелло, Николая Демкова, Евгения Левинсона, Александра Никольского, Якова Чернихова, Игоря Явейна.

В Харькове (Украина) ярчайшим представителем стиля конструктивизм является здание Госпрома (ныне – Дом украинской промышленности), построенного в 1925–1928 гг. на площади Дзержинского (ныне площадь Свободы) по проекту ленинградских архитекторов Сергея Серафимова, Самуила Кравца и Марка Фельгера при участии инженера Павла Роттерта.

В Минске (Белоруссия) наиболее известным памятником конструктивизма является Дом правительства, построенный в 1934–1939 гг. на Площади Ленина (ныне Площадь Независимости) по проекту архитектора Иосифа Лангбарда.

По мнению исследователей, в своей теоретической и практической деятельности конструктивисты допустили ряд ошибок, среди которых объявление квартиры "материальной формой мелкобуржуазной идеологии", схематизм в организации быта в некоторых проектах домов-коммун, недоучет природно-климатических условий, недооценка роли крупных городов под влиянием идей дезурбанизма.

В начале 1930-х годов в значительной степени изменилась политическая ситуация в стране и в искусстве. Новаторские и авангардные течения сначала подвергались резкой критике, а потом и вовсе оказались под запретом как буржуазные. На смену романтично-утопическому, строгому и революционному аскетизму пришел сталинский неоклассицизм.

Конструктивисты оказались в опале. Многие из них оказались забыты или репрессированы.

По мнению некоторых ученых, в СССР в 1932–1936 гг. имел место «переходный стиль», названный условно «постконструктивизм».

история возникновения советского стиля, его особенности и примеры картин художников с названиями в этом жанре

Конструктивизм  — новое направление в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве,  зародившееся  в начале 1930-х годов в СССР.

Это течение является одним из направлений нового авангардного пролетарского искусства. Подтверждение нашей прямой причастности к формированию данного направления мы можем найти в цитате русского поэта В.В. Маяковского: «Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства –  конструктивизм».

Конструктивизм: родом из СССР. Стиль в архитектуре

Конструктивизм в живописи: советский плакаты картины

Что же такое Конструктивизм, и какие цели были у его последователи?

Главной отличительной чертой конструктивизма от остальных течений в архитектуре и искусстве является тот факт, что в основе художественного образа лежит конструкция и функциональное назначение.

Большинство последователей конструктивизма настаивали на отказе от излишеств. Такова идеология утилитаризма (от лат. utilitas — польза, выгода), согласно которой любой поступок определяется полезностью, в нашем случае архитектура приобрела образ «производственного искусства».

Конструктивизм в живописи: советский плакаты картиныРодоначальники конструктивизма

Советские художники и архитекторы использовали  термин «конструктивизм» ещё в 1920 году.

Одними из родоначальников конструктивизма были Александр Родченко (советский живописец, график, скульптор, фотограф, художник театра и кино) и Владимир Татлин (советский живописец, график, дизайнер и художник театра) – автор знаменитой башни Татлина (проект  Башни III Интернационала).

Официально термин «конструктивизм» смогли наблюдать в книге советского художника и теоретика искусства Алексея Михайловича Гана, которая носила одноименное название — «Конструктивизм».

Конечно, как и любое возникающее течение в искусстве, конструктивизм проявился и в других странах. Ярким примером и предвестником зарождения нового направления в архитектуре явилась Эйфелева башня, построенная в 1889 году для Всемирной выставки в Париже. В ней сочетаются элементы модерна и оголенного конструктивизма.

Конструктивизм в живописи: советский плакаты картины

Конструктивизм в живописи: советский плакаты картины

Конструктивизм в живописи: советский плакаты картины

Конкурсы и идеи творческих объединений

Когда Москва начала восстанавливаться после Гражданской войны, в 1922– 1923-х начали проводиться первые архитектурные конкурсы, в которых принимали участие такие архитекторы, как Моисей Гинзбург, братья Веснины, Константин Мельников, Илья Голосов и другие. Все они начали свой путь до революции. Конкурсы велись на проекты Дворца труда в Москве, здания московского филиала газеты «Ленинградская правда», здания акционерного общество «Аркос».

Конструктивизм в живописи: советский плакаты картины

Конструктивизм в живописи: советский плакаты картины

Конструктивизм в живописи: советский плакаты картины

Некоторые проекты сочетали в себе идеи, которые впоследствии легли в основу новых творческих объединений. Среди специалистов произошло разделение на конструктивистов и рационалистов.

Ключевым отличием одного течения от другого стало восприятие строений человеком: конструктивисты уделяли большое внимание функции будущего здания, в то время как рационалисты считали функцию второстепенной и стремились определить и учесть психологические особенности восприятия.

Конструктивисты стремились увеличить роль архитектуры в жизни человека, отказывались от классических декоративных элементов. Характерные особенности конструктивизма – строгость, лаконичность форм, отлично читающаяся геометрия во внешнем облике здания.

Будущие строения подвергались тщательному анализу, который выявлял особенности предстоящей эксплуатации зданий. Функциональную схему сооружения использовали в качестве основы композиции. Смотря на постройки конструктивизма, мы можем наблюдать чистые линии, динамику простых конструкций, сочетания вертикалей и горизонталей строения.

Расцвет конструктивизма и его последователи

Конструктивизм принёс нашей стране огромное количество талантливейших архитекторов и художников. Большое влияние на проектирование общественных зданий оказали братья – архитекторы Леонид, Виктор и Александр Веснины, впервые заявившие о себе на конкурсе проектов здания Дворца труда в Москве.

Проект Весниных объединял в себе рациональное решение плана, соответствие внешнего облика тенденциям современности, а также предполагал использование новейших строительных материалов и конструкций. Проект завоевал третью премию.

Братья Веснины совместно с их ближайшим соратником Моисеем Гинсбургом организовали Объединение современных архитекторов (ОСА), в состав которого вошли ведущие конструктивисты.

В расцвет конструктивизма архитекторы используют функциональный метод,  когда форма здания полноценно соответствует функции. Здесь происходит борьба конструктивистов против стилизации: ОСА борются против “превращения конструктивизма из метода в стиль, во внешнее подражательство без постижения сущности”.

Конструктивизм в живописи: советский плакаты картины

Все перспективные архитекторы того времени находились в рядах ОСА: братья Голосовы, Иван Леонидов (талант Леонидова признавал Ле Корбюзье, но, к сожалению, его проекты так и не увидели жизни), Михаил Барщ, Владимир Владимиров. Конструктивизм применяется в проектировании промышленных зданий, фабрик-кухонь, домов культуры, клубов, жилых домов.

Функциональный метод воплотился в домах-коммунах, которые строились по принципу Ле Корбюзье: «дом — машина для жилья».

Интересно заметить, что крупнейшим центром конструктивистской застройки в Советском Союзе стал Харьков, который был столицей Украины в 1919 – 1934-х годах. Конструктивизм воплотился в ансамбле харьковской  площади Свободы со зданием Госпрома, являющимся доминантой всей композиции.

Противники нового течения

Конечно же, далеко не всем было по нраву подобное течение в архитектуре и искусстве. Даже в то время как конструктивизм и новаторские течения господствовали, им противостояли «консерваторы», которые пытались вернуть себе право использовать в проектировании классические традиционные формы, продиктованные великолепными постройками античной Греции и Рима.

Стойкими поборниками функционального метода были ленинградский архитектор и историк архитектуры Иван Фомин и ярый поклонник эпохи Ренессанса –  московский архитектор Иван Жолтовский.

Смена приоритетов

С изменением ситуации в стране меняются и взгляды на искусство. После того как новаторские и авангардные течения подверглись критике, в конце концов они пали жертвами противостояния и оказались под запретом, как буржуазные.

Конструктивизм сменили пышные формы тотального барокко и надменный сталинский неоклассицизм. Теперь в СССР боролись с «прямыми углами», с «буржуазным формализмом», со всем, что до этого так восхвалялось конструктивистами. Дворцы же и избыточность в стиле Людовика XIV стали отвечать требованиям и желаниям пролетариата.

Многие конструктивисты, не желающие отказываться от своих суждений, оказались в немилости, до конца дней влачили жалкое существование. А некоторые, такие как Илья Голосов, сумели найти себя и в новой структуре,  создали и воплотили в жизнь интересный проекты. Веснины тоже принимали участие в развитии творческой жизни СССР, но сила былого авторитета была утрачена.

Переход от конструктивизма к сталинскому ампиру называют постконструктивизмом. Период этого течения ограничивается политикой руководства и охватывает примерно 1932 –  1941-е года. Большое количество знаковых сооружений, построенных в стилистике конструктивизма, были перепроектированы и дополнены декоративными элементами.

Думаю, что мы ещё не раз будем возвращаться к теме конструктивизма, рассказывая об известных архитекторах, внёсших огромный вклад в развитие внешнего облика нашей страны.

Источник: https://porusski.me/2016/10/30/064-vpervye-iz-sssr-konstruktivizm/

Конструктивизм в живописи

Несмотря на то, что конструктивизм появился как направление архитектурного искусства, многие художники взяли его себе на вооружение и реализовали в своих картинах, иллюстрациях и  так далее. Конструктивизм считается одним из направлений русского авангарда.

Особое распространение получил в 1920-30 гг. Главной особенностью данного стиля является строгий геометризм, геометрические формы, точная прорисовка, ровные линии, лаконичность и монолитность всего произведения в целом. Конструктивизм в живописи можно назвать данью эпохи конструктивизма в архитектуре.

Монументальные здания и строения, которые стали для того времени высоким искусством проектирования, не могли пройти мимо внимания художников и многие живописцы и графики взяли себе на вооружение не сами строения, как городские пейзажи, а саму основу или суть конструктивизма, как философию точных пропорций, изящных и устойчивых линий.

Конструктивизм возник в России после Октябрьской революции, когда всё, даже ценности в искусстве, было пересмотрено. Конструктивизм стал практически идеальным воплощением авангарда для нового строя и новых понятий. Новые деятели провозглашали отказ от искусства ради искусства.

По их мнению, искусство должно не просто радовать людей, но и быть ему полезным. В этом случае, конструктивизм, который является некой художественной формой чертежей и проектов, стал для эпохи СССР понятным.

Конструктивизм — это целая эпоха, которая стремилась построить счастливое будущее, и сами «конструкции» были в этом деле некими символами будущего процветания народа.

Конструктивизм в живописи — утилитаризм или производственное искусство, которое построено не на обычных фантазиях человека, а на полезных для общества идеях. На развитие этого стиля изобразительного искусства оказали и такие направления, как кубизм, супрематизм, футуризм, пуризм и другие. Конструктивизм практически исчез в 1930 годах, когда под гнётом нового политического строя все авангардные течения оказались в опале или даже «вне закона».

Многие конструктивисты сменили стилистику своего искусства, а те, кто продолжали быть верными своим убеждениям, оказались никому не нужными, подвергались большой критике или даже оказывались репрессированными.

Хотите, чтобы ваша компания или организация стала настоящим брендом с узнаваемым стилем? Для этого стоит Купить логотип с уникальным дизайном, который создан по всем правилам и законам. Только на Logopix разработка логотипов от профессионалов своего дела.

Конструктивизм в живописи: советский плакаты картиныКонструктивизм в живописи: советский плакаты картиныКонструктивизм в живописи: советский плакаты картиныКонструктивизм в живописи: советский плакаты картины

Источник: https://art-assorty.ru/6419-konstruktivizm-v-zhivopisi.html

Конструктивизм в живописи

Конструктивизм (в пер. с лат. «сonstruction» – построение) возник в России в 1917 г. и стал направлением советского искусства 1920-ых гг. Его идеи созрели в рамках традиций дореволюционного русского авангардизма и слились с утопией социума данной эпохи.

Конструктивизм в живописи: советский плакаты картины

Мысли изобразительного проектирования воспринимались в качестве революции сознания народа и бытия общественности. Определение конструктивизма было введено на собрании группы молодежи Института художественной культуры в 1921 г.

Последователями данного стиля была развернута активная деятельность в разных сферах художественного творчества. Ими противопоставлялась напыщенная роскошь быта буржуазии утилитаризму и простоте новейших предметных форм – так они овеществляли демократичность в отношениях людей.

Этот стиль сформировался в начале правления советов, благодаря взаимодействию ряда архитекторов и дизайнеров, представляющих авангардистские течения (супрематизм и футуризм).

В результате существенно вырос формально-эстетический поиск последователей данного направления – А.Родченко, В.Татлина, Э.Лисицкого. В 20-ых гг. критики отметили поворот живописи к реализму.

Последний, прежде всего, проявлял интерес к изобразительности (вместо абстракции) и классическим устоям в живописи. Требования идеологии объясняло акцент на классику: художество советской страны пользовалось лучшим, что было достигнуто мировой культурой. Именно это и определило необходимость четкой и ясной формы данного стиля.

Художники конструктивисты

  • Александр Родченко, Владимир Татлин, Джозеф Альберс, Ласло Мохой-Надь, Любовь Попова, Эль Лисицкий
  • Конструктивизм имитировал методы тогдашних технологических процессов.
  • Живопись этот принцип реализовала в соответствии с двухмерностью пространства: абстрактность форм и структуры располагались на поверхности, подобно чертежу архитектора и машинной технологии.

Произведения были свободны от содержаний предметов, в частности от выразительностей субъектов. Композицией определялись элементы формальной техники и их взаимодействие с окружающим миром.

Живописцы были ограничены основной палитрой и фактурой имперсональности. Элементы графики при этом играли ключевую роль. К примеру, В. Татлин воплощал в своих работах, чаще всего в контррельефах, основы рационализма, применяя «нехудожественный» материал.

Конструктивизм в живописи: советский плакаты картины

Модель памятника III Интернационала, В.Татлин.

Конструктивизм в живописи: советский плакаты картины

Новый человек, Э.Лисицкий.

Одновременно К. Малевич создает супрематизм, благодаря использованию простейших форм – традиционно круга и квадрата. Он полагал, что истинным содержанием изобразительного искусства является полная беспредметность.

Обращаясь к этим двум направлениям, М. Ларионов с 1909 г. занялся созданием «выстроенных» структур. Братья Н. Габо и Н. Певзнер с 1917 г. считались главными приверженцами конструктивизма. Пользование современными средствами (металлом и целлулоидом) привело к постановке проблемы движения световых лучей и пространства.

В 1920 братьями была изложена теоретическая база их изобразительной манеры в Реалистическом манифесте. С 1922 г. советской властью был провозглашен «социалистический реализм», вынудивший большинство мастеров кисти эмигрировать. Одним из них был Эль Лисицкий, который поехал обучать рисованию в Баухаз.

Идеи нидерландских конструктивистов продвигались течением «Де Стейл», который представляли П. Мондриан и Тео Ван Дусбург. Первый при создании своих картин применял горизонтально-вертикальную сетку. Второй в свою очередь внес динамичные элементы, применив диагональ.

Ф. Купка в 1930-ые гг. наделил конструктивизм другим импульсом и дал его точное определение.Он считал, что произведение искусства само по себе является абстрактной реальностью и состоит из множества элементов, порожденных воображением.

По его мнению, смысл конструктивизма заключается в объединении архетипической формы с архитектоническими условиями. Отметим, что архитектоническая конструкция сталкивается с четко разделенным планом, представляя собой основу для всей когорты художников этого течения.

К европейским мастерам, наследовавшим конструктивизм, относят известного творца Мохой-Надя, М. Билла, предшествовавшего расцвету кинетических тенденций в искусстве, который являлся одним из учредителей Ульмской Высшей школы дизайна, а также В. Вазарели, который открыл дорогу поп-арту.

Источник: https://allpainters.ru/napravleniya/konstruktivizm-v-zhivopisi.html

Картины в стиле Конструктивизм

Конструктивизмом называют художественное направление, воплотившееся в архитектурных, живописных, декоративно-прикладных, фотографических работах творцов середины ХХ века. Родиной стиля стал Советский Союз, позже течение получило распространение в странах Европы.

Его отличительными чертами считают прямолинейность, чистоту цветов, аскетизм, мощность и монолитность конструкций (применимо к архитектурным строениям и скульптуре).

Историческая справка. Художники, впервые использовавшие особенности конструктивизма в своем творчестве, применяли термин с 1920 года. Официально он закрепился после выхода книги Алексея Гана «Конструктивизм» в 1922 году.

Описание стиля

Советский стиль искусства получил толчок к развитию после событий Октябрьской революции. Отказавшись от старых принципов и академических приемов, художники создали широкий пласт простого, понятного и доступного для понимания пролетариата объективного творчества.

Мировое сообщество восприняло конструктивизм, как одно из направлений авангардизма. Этому способствовало использование новых приемов, техник и принципов при создании работ. Но больше всего на становление стиля оказала влияние производственная необходимость, вызванная реалиями постреволюционной ограниченности ресурсов.

Известные конструктивисты

Новое правительство ставило задачу перед художниками и архитекторами решить насущные потребности нового государственного строя, собрать доступную творческую идею для народа. Цель искусства была в служении идеям революции.

Несмотря на жесткие рамки, советским творцам удалось выразить динамизм эпохи, преподнести использование простых геометрических фигур в построении произведений живописи, скульптуры, архитектуры как новое модернистское веяние. Вдохновителем и отцом течения считают русского авангардиста Владимира Татлина. Ему были хорошо знакомы работы Пабло Пикассо, Жоржа Брака.

Он проникся идеями кубизма – видеть объект не объемным трехмерным изображением, а состоящим из прямых линий и фигур. Однако воплотил его в своем творчестве по-новому.

Главный проект мастера – памятник Третьему Интернационалу – вошел в историю как символ русского конструктивизма.

Весомой фигурой направления стал советский конструктивист Александр Родченко. Работая совместно с талантливой напарницей и по совместительству женой (Варварой Степановой), художник создавал картины, мотивирующие плакаты, графические работы.

Родченко проводил активную пропагандистскую деятельность, организовывал встречи, коллективное проведение работ, обсуждение картин. Тем самым оказал влияние на становление плеяды конструктивистов – Эля Лисицкого, Любови Поповой, Ольги Розановой и других.

Современный конструктивизм в живописи

Угасание течения произошло в 1930 -1932 годах. Известные мастера продолжили свое творчество в других направлениях: абстракционизм, минимализм, супрематизм. Современные живописцы переняли главные черты художественного стиля:

  • расположение на холсте прямых линий различной толщины, простой геометрии;
  • использование черной, белой и красной краски в качестве основы, желтой и голубой – в качестве дополнения;
  • сочетание нескольких видов шрифтов при создании главного шедевра конструктивной живописи – плаката;
  • двумерное изображение объекта, без теней и бликов.

Источник: https://ArtDoArt.com/paintings/style-constructivism

Конструктивизм: что это такое, советский постконструктивизм в архитектуре и живописи, стиль неоконструктивизм, русский constructivism

Авангардистское искусство, зародившееся в начале прошлого столетия, получило огромный размах во всех европейских странах. Одним из его уникальных направлений стал возникший в советской России конструктивизм. Это направление было полностью подчинено потребностям народа, подкреплённым новыми возможностями машинного производства, что выразилось в архитектуре

История становления стиля

Стиль конструктивизм возник в начале прошлого столетия в рамках авангардистского направления искусства. Родиной его являлась советская Россия, однако, распространение оно получило и в ряде других стран.

Единого мнения касательно причин его возникновения нет. Принято считать, что конструктивизм начал своё развитие ещё в недрах модернизма. Основные черты и признаки его окончательно сформировались к первой половине 1930-х годов.

Данное направление открывало не просто новые формы выражения авангардистского искусства, оно отражало новые социальные преобразования общества (особенно ярко это проявлялось в СССР), готовило искусство к применению новых методов и материалов. Окончательное становление конструктивизма стало возможным не столько благодаря скорому упадку модерна, сколько небывалому научному развитию.

Сильнее всего эти изменения затронули бытовую сферу. Переход к индустриальному производству позволил создавать новые предметы быта – граммофоны, радио, пишущие машинки и электроприборы, не совместимые с классической предметной эстетикой.

В непосредственном развитии конструктивизма можно выделить два периода:

  • Неутилитарный, где конструктивизм сводился к выявлению реальной структуры предметов и вещей и закреплению её в плоских или объёмных формах. Данное направление получило развитие у западных мастеров и проявлялось зачастую в изобразительном искусстве и скульптуре.
  • Прикладной – это подчёркнуто практичный конструктивизм, направленный на создание максимально функциональных и нужных предметов и вещей. Он полностью подчинён процессу воплощения коммунистических идей и присущ в основном советским странам.

Что касается термина конструктивизм, то впервые он был применён в одноимённой книге А.М. Гана.

Черты стиля

Основные черты конструктивизма проявлялись в новой эстетике вещи.

Главные теоретические принципы данного направления изложены в трудах венского архитектора и публициста Адольфа Лооса, а именно:

  • Отказ от вычурных украшений и художественных излишеств. Он стал основной идеей направления. Касалось это как архитектуры, так и художественно-промышленной практики.
  • Отказ от орнаментов и прочих декоративных элементов. Особенно ярко это проявляется в архитектуре. Дома в стиле конструктивизм представлялись как «единая форма», не требующая никаких украшений и декора, в отличие от того же ампира.
  • Замысловатые формы предметов теряют актуальность. Им на смену приходят более рациональные образы.
  • Основным критерием эстетической ценности вещи становится её целесообразность и возможности практического применения. Стремление к максимальной рациональности форм подкреплялось возможностями машинного производства и подразумевало полный отказ от ручной художественной отделки.
  • Развитие художественной промышленности.
  • Основное внимание уделялось не красоте предмета, а его функциональному назначению. Считалось, что формы и украшения вещей, присущих ремесленным поделкам, не уместны в век машинного производства.

Архитектура

Конструктивистское направление получило широкое применение в советской архитектуре 20-30-х годов прошлого столетия.

Бурное развитие промышленности, транспорта и рост городов не соответствовали классической городской планировке с узкими улицами и вычурными зданиями. В этой связи конструктивизм, направленный на максимальную эффективность и рационализм нового времени, позволил решить проблему не только транспортного обслуживания, но и оптимального расселения и поддержания санитарные условия проживания. Создающиеся в этот период жилые комплексы были ориентированы на потребности средне- и низкооплачиваемой категории граждан и состояли из экономичных типовых квартир.

Советский конструктивизм предполагал разработку не просто конкретного здания или сооружения, разрабатывались универсальные кварталы, улицы и принципы их сочетания. Последние включали и городские транспортные магистрали.

Конструктивизм в архитектуре зачастую проявлялся в использовании достаточно простых формальных элементов, полностью лишённых какого-либо декора и украшений. Все части здания соединялись в соответствии с планом организации внутреннего пространства, а форма их определялась непосредственно назначением помещений.

Ещё во время доминирования конструктивизма и других модернистских течений в советской архитектуре работали зодчие, опиравшиеся на архитектурные традиции античности и эпохи Возрождения.

Полагалось также, что архитектор обязан был продумать не только общую концепцию постройки, но и размещение вывесок, часов, шахт лифтов и громкоговорителей, которые также полагались частью архитектурного образа.

Советские конструктивисты, ставшие прародителями стиля, направляли свои усилия на решение двух задач – проектирование образцового социалистического города и создание многоквартирных домов-коммун для рабочих. Причём, в ведение архитекторов стали входить не только жилые постройки, но и универмаги, рабочие клубы, типографии, санатории, заводы, фабрики, электростанции и прочее.

В истории русского конструктивизма особое значение имеет город Екатеринбург. В период бурного строительства первых советских пятилеток, конструктивизм был признан официальным архитектурным стилем страны.

По счастливому стечению обстоятельств в этот период в Екатеринбурге практиковала целая группа талантливых архитекторов. Последние, благодаря тотальной застройке города, получили возможность воплотить в жизнь даже самые непредсказуемые идеи. Так Екатеринбург обзавёлся 140 уникальными постройками. Такой концентрацией архитектурных памятников не может похвастаться ни один другой город мира.

Конструктивизм, как один из стилей авангардистских направлений, получило распространение не только в рамках СССР, но и ряде других государств. Так ярким примером конструктивной архитектуры стала возведённая на Всемирной парижской выставке Эйфелева башня.

Особенности интерьера

Интерьер домов в стилях конструктивизм и Ар Деко полностью соответствовали основным чертам направления и включали следующие особенности:

  • чётко выраженный каркас и компактные формы;
  • отсутствие каких-либо загадок и тайн – каждый предмет выполнял исключительно возложенные на него функции.

Конструктивизм предполагал создание просторных габаритных помещений, применение стен и перегородок было сведено к минимуму. Иногда для зонирования комнат использовали передвижные ширмы. В декоре отсутствовали всякие изыски – орнаменты, лепные украшения. Основными цветами выступали: белый, чёрный, серый, металлический, красный и жёлтый.

Хоть конструктивизм и отрицал декор, однако, допускалось создание небольших акцентов за счёт применения ярких покрытий ил освещения. Стены и потолок зачастую отделывались однотонной штукатуркой или краской. В качестве напольного покрытия использовалась паркетная доска. Что касается мебели, то основными требованиями к ней были удобство и функциональность. Такая мебель зачастую имела ярко выраженный каркас и правильные геометрические очертания.

Скульптура

В рамках развития конструктивистского направления немалое развитие получила и скульптура. В начале 20-х годов советскими конструктивистами был сформирован Институт художественной культуры (ИНХУК), объединяющий скульпторов, архитекторов, художников и искусствоведов.

Конструктивистская скульптура исходила из концепции построения форм, основанной ан выражении внутренних структурных связей между геометрическими элементами композиции и сочетания различным фактурных материалов.

На этом этапе скульптура носила абстрактный характер. Так вместо изображения привычных человеческих персонажей, мастера использовали замысловатые геометрические конструкции. Целью демонстрации последних было поразить зрителей, сформировать переход от изображения к конструкции. Особую роль в становлении конструктивистской скульптуры играет деятельность Н. Габо и Н. Певзнера.

Габо известен своими экспериментами в пространственной пластике (головы плоскостей), Певзнер же прославился создание беспредметных кубических композиций. Целью данных работ было выявление формы и фактуры предметов. Позднее Габо был сформирован «Реалистичный манифест», отражавший сформировавшуюся в те годы концепцию формообразования, и вмещал следующие положения:

  • действительность – высшая красота;
  • отрицание цвета, глубина композиции достигалась за счёт фактур и тона;
  • отрицание начертательного характера линий, они воспринимались как направление скрытых в композиции сил;
  • отрицание объёма, мерой пространства признавалась глубина;
  • отрицание массы в скульптуре. Считалось, что объём можно сконструировать из плоскостей.
  • отрицание статических композиции.

Модные течения

Расцвет конструктивизма пришёлся на начало 1920-х годов В этот период происходят первые попытки создания советского стиля моды. Особое внимание уделялось созданию «одежды для трудящихся». Основными критериями нового советского стиля стали удобство и простота. За основу большинства как женских, так и мужских нарядов был взят простейший крой рубахи, составленный из прямоугольников.

Позднее в советскую моду стали поникать костюмы «маренго», фетровые боты, пальто, кортиковые манто, беличьи шубы и чулки со стрелками. Однако обеспечить себе модную одежду могли далеко не многие женщины, посему большинство просто перешивали свои старые наряды по выкройкам из журналов.

К 1930-му году в стране начала активно развиваться лёгкая промышленность. Резко возросло производство тканей из ситца, однако, купить даже её в свободной продаже могли далеко не все. Поэтому многие даже не задумывались о моде, а носили что есть.

В таких условиях мода отрицалась, как буржуазное понятие. Все усилия народа направлялись на строительство социализма, посему одежда делалась максимально удобной для труда. Мужчины носили одежду спортивного или полувоенного стилей – френч, брюки, заправленные в сапоги, гимнастёрки или рубахи с вышивкой.

Женщины же в качестве повседневной одежды носили жакеты, трикотажные кофты, блузы и юбки. Единичные праздничные платья украшались кружевными воротниками. Зимой носили ватные пальто с каракулевыми воротниками.

Выдающиеся деятели направления

Среди выдающихся деятелей конструктивизма особого внимания заслуживает В. Е, Татлин. Его работы стояли у истоков формирования данного направления. Одними из подобных произведений стали его «контррельефы» – композиции из кусков жести, проволоки, дерева, стекла и штукатурки.

Все материалы прошли минимальную обработку и были поданы в качестве кубических элементов композиции. В своих «беспредметных» графических работах из геометрических элементов и фактур, художник старался проявить взаимосвязи между конкретными элементами и структурой композиции в целом. Рассматривая конструктивизм в живописи, нельзя не упомянуть о работах А.М. Родченко.

Его картинам была присуща абстрактность и геометрические формы. Художник полагал, что любая пространственная конструкция должна быть абстрактной и неизбирательной.

Заключение

Конструктивизм стал одним из уникальных направлений авангардистского искусства. Данное направление руководствовалось не только эстетическими, но и функциональными критериями, в отличии от позднего классицизма.

Все, создаваемые предметы и вещи лишались ненужных украшений и элементов. Это течение возникло в рамках социалистического советского движения и полностью соответствовало духу времени.

Очень много сходств конструктивизм имеет со стилем минимализм, хотя задатками появления данного стиля считаются как раз эмпиризм и рационализм.

Источник: https://TrendsDesign.ru/interiorstyles/contemporary/konstruktivizm/unikalnoe-techenie-russkogo-avangarda.html

Конструктивизм (искусство) — Викицитатник

Конструктиви́зм — направление в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, зародившееся в Советском Союзе в 1920-х годах. Аналогичные или близкие по духу течения ранее или параллельно существовали также в музыке, фотографии, дизайне и литературе, однако не все из них были «оформлены» соответствующими манифестами и номинированы в качестве «конструктивизма».

Стиль этого течения характеризуется индустриальной (конвейерной) техничностью, строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. Применительно к зарубежному искусству термин «конструктивизм» в значительной мере условен: в архитектуре он обозначает течение внутри функционализма, стремившееся подчеркнуть экспрессию современных конструкций, в живописи, скульптуре и музыке — одно из направлений авангардизма, использовавшее некоторые аналогии с промышленным конвейером.

Конструктивизм в целом[править]

Конструктивизм только искусства ― ноль. Стоит вопрос о самом существовании искусства. Конструктивизм должен стать высшей формальной инженерией всей жизни. Конструктивизм в разыгрывании пастушеских пасторалей ― вздор. Наши идеи должны развиваться на сегодняшних вещах. Производственники! Бойтесь стать прикладниками-кустарями. Уча рабочих, учитесь у рабочего. Диктуя из комнат эстетические приказы фабрике, вы становитесь просто заказчиками. Ваша школа ― завод.[1]

 — Программа конструктивизма (1923)

Конструктивизм не есть течение в искусстве, как думают многие. По существу своему конструктивизм отрицает искусство как продукт буржуазной культуры. Конструктивизм ― это идеология, возникшая в пролетарской России во время революции, и как всякая идеология, конструктивизм только тогда может быть жизнеспособным и не построенным на песке, когда создает себе потребителя; а потому ― задачей конструктивизма является организация коммунистического быта через создание конструктивного человека. Средствами к этому являются интеллектуальное производство ― изобретательство и совершенствующее производство ― техника. Интеллектуально-материальное производство формуется из трех элементов: тектоники, конструкции и фактуры. Тектоника ― идеологическая часть конструктивизма ― исходит, с одной стороны, из свойств коммунизма, с другой стороны ― из целесообразного использования материала. Конструкция ― организующая функция, доводящая до предела каждую данность. Фактура ― целесообразное использование материала, не ограничивающее тектоники. Конструктивизм по своей природе динамичен; принципы сегодняшнего дня отпадают завтра, в связи с новыми достижениями техники.[1]

 — Ольга Чичагова, «Конструктивизм» (1923)

Основные положения конструктивизма.
1. Характер современной производственной техники, убыстренной, экономической и емкой ― влияет и на способы идеологических представлений, подчиняя все культурные процессы этим внутренним формально-организационным требованиям. Выражением этого повышенного внимания к технико-организационным вопросам и является конструктивизм.
2. У нас, в СССР, конструктивизм приобретает широкий общественно-культурный смысл, вследствие необходимости в сравнительно короткий срок покрыть расстояние, отделяющее пролетариат, как культурно-отсталый класс, от современной высокой техники и всей развитой системы культурных надстроек, которые, в обстановке обостряющейся во всем мире классовой борьбы, используются буржуазией, тоже как технические орудия борьбы.
3. Организационным оформлением этой задачи и является конструктивизм.
4. Таким образом конструктивизм есть упорядоченные в систему мысли и общественные умонастроения, которые подчеркнуто отражают организационный натиск рабочего класса, вынужденного в крестьянской стране, после завоевания власти, строить хозяйство и закладывать фундамент новой социалистической культуры.[1]

 — И.Сельвинский и другие: «Декларация Литературного центра конструктивистов (ЛЦК)», 1924

Подлинное искусство никогда не копирует образы эпохи. Симфонии Бетховена не есть программное изображение эпизодов наполеоновских войн музыкальными средствами ― но они рождены эпохой этих войн и соединены с ней тысячью таинственных и непостижимых для нас уз. Искусство конструктивизма вышло из эры механической индустрии, но это не значит, что современные здания, картины и памятники явились копиями заводов, машин и доменных печей, как не значит, что новые большие симфонии должны были изображать лязг и скрежет фабричных станков, рев авиационных моторов и свистки паровозов. Но основной принцип конструктивизма рожден инженерией. Лучшее есть то, что наиболее целесообразно. Будучи перенесен в область искусства, этот лозунг звучит так: самое прекрасное это то, что наиболее целесообразно. Ничего лишнего.[2]

 — Юрий Елагин, «Тёмный гений: Всеволод Мейерхольд» (1997)

― Вспомните женщин первых лет революции, ― без видимой связи с предыдущим сказала она. ― Мне иногда кажется, что наша архитектура похожа на тех женщин ― кожанка, гладкое платье, гладкие волосы. Аскетизм революции.
― А может быть, просто конструктивизм, некритическое усвоение западной архитектуры плюс наша бедность? ― возразил Гранатов. ― Вспомните дома-коробки первого года пятилетки![3]

 — Вера Кетлинская, «Мужество» (1938)

Что получится хорошо, и что ― плохо, справятся ли большевики с продовольственными трудностями, построят ли они большую индустрию ― было неясно; пока из новых строек вокруг нас были видны только новые унылые дома-коробки ― смутные реминисценции конструктивизма и Корбюзье, весьма невзрачного вида, с низкими коммунальными квартирами или комнатами вдоль длинных коридоров, с подтеками по стенам, не высыхающими уже со второго года жизни; да еще всюду кое-как надстраивались старые дома, ― от этих уродливых надстроек с трудом спасли улицу Зодчего Росси.

 — Игорь Дьяконов, «Книга воспоминаний» (1995)

Печаль и радость парадоксально смешиваются в том, что в Москве есть, что бомбить. Физически едва ли не каждый день отмирают пласты эпидермиса городского времени, шелуха кирпича и штукатурки, лиц и словечек уходит в культурный осадочный слой ― в конце концов из этого множества и слагается пласт эпохи. И хоть писал Бродский, что Корбюзье отрихтовал Европу не хуже любого Люфтваффе, но конструктивизм в Москве ― радость глаза и важная часть образа города. Таким вроде бы обыденным вещам, как жилые дома 1920―30-х годов застройки, давно пришла пора перейти в охранный статус музейных экспонатов со своей каталогизацией и т.д. Нужна глобальная энциклопедия конструктивизма Москвы и хотя бы Подмосковья. А не то все эти прямые углы, разлетные балконы и пирамидальное величие кубизма канет, как когда-то канули барачные застройки Измайлово и Останкино.[5]

 — Александр Иличевский, «Сдать Москву Родине» (2008)

С какой ревностью, с какими интересами, с какой жадностью расспрашивают о стремлениях, о возможностях России. Разумеется, не о дохлой России Сомовых, не об окончательно скомпрометировавшей себя культуре моментально за границей переходящих к Гиппиусам Малявиных, а об октябрьской, о РСФСР. Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства ― конструктивизм. Даже удивляешься, что это слово есть во французском лексиконе. Не конструктивизм художников, которые из хороших и нужных проволок и жести делают ненужные сооруженьица. Конструктивизм, понимающий формальную работу художника только как инженерию, нужную для оформления всей нашей практической жизни. Здесь художникам-французам приходится учиться у нас. Здесь не возьмешь головной выдумкой. Для стройки новой культуры необходимо чистое место.[6]

 — Владимир Маяковский, «Семидневный смотр французской живописи» (1923)

Направление в искусстве, получившее название «конструктивизм» и основанное Владимиром Татлиным одновременно с супрематизмом Малевича, обязано своим происхождением развитию индустрии и техники в нашем веке и тому месту, которое техника и машинизм заняли в жизни человека. Глаз художника, уставший от вековой природы, от пейзажей, от бытовых происшествий, обернулся к машине, к ее формам, которые логикой композиции своих элементов народили новую эстетику. В 1913 году двадцативосьмилетний Татлин, бывший до того учеником Михаила Ларионова, порвал в своем искусстве все связи с природой и с литературным сюжетом и выставил свои первые чисто-абстрактные «контр-рельефы». Они не были ни картинами, ни скульптурой.[7]

 — Юрий Анненков, «Дневник моих встреч» (1966)

Конструктивизм есть центростремительное иерархическое распределение материала, акцентированного (сведенного в фокус) в предустановленном месте конструкции. Принцип конструктивного распределения материала ― максимальная нагрузка потребности на единицу его, т. е. ― коротко, сжато, в малом ― многое, в точке ― все. Конструкция состоит из частей, нами названных конструэмами. Конструэмы стелятся вдоль стержня конструкции, но вынутые из нее они в себе замкнуты ―целостны, каждая суть конструкция с иерархией своих конструэм; таким образом, каждая конструэма ― законченная форма, принесшая себя в жертву стойкости целого. Конструэмы бывают: главные, вспомогательные и орнаментальные. Главная конструэма ― задание; в ячейке ее находится матка конструкции.[1]

 — Aлексей Чичерин, Илья Сельвинский, «Клятвенная конструкция конструктивистов-поэтов» (1922-1923)

9. Правые социальные слои, интеллигентские и мелкобуржуазные группы приспосабливают формальные требования конструктивизма в качестве эстетических окопов для отсиживания в них от натиска революционной современности, ищущей закрепиться в художественной теме. Тогда конструктивизм превращается в особый станковый жанр, т. е. немотивированную демонстрацию приема. Это одинаково верно как в отношении живописи, так и поэзии. Для левых социальных слоев это требование максимальной эксплуатации естественно слито с поисками большой эпохальной темы и тесной формы для нее, что логикой сюжета вводит в область поэзии приемы прозы. <...>
11. Литературный центр конструктивистов (ЛЦК), сделавший своим знаменем вышепоименованные положения, есть организационное объединение людей, спаянных общими целями коммунистического строительства и ставящее своей задачей путем совместной, практической проработки формально-технической и теоретической сторон конструктивизма ― придать литературе и, в частности поэзии, в современной культурной обстановке действенный смысл. Конструктивисты считают необходимым в своем литературном творчестве активно выявлять революционную современность как тематически, так и в ее технических требованиях. «Литературные манифесты от символизма до наших дней». М.: Издательский дом «Согласие», 1993[1]

 — Декларация Литературного центра конструктивистов (ЛЦК): И.Сельвинский, К.Зелинский, В.Инбер, Б.Агапов, Е.Габрилович, Д.Туманный, И.Аксёнов. (1924)

Зодчий революции искал своего стиля. Все эти искания шли на основе роста и новых социальных слоев, новых читателей из рабочих, новой интеллигенции, черпающей свой творческий пафос у истоков новой, невиданной для России, энергической, конструктивной, волевой культуры. Так три года тому назад возник литературный конструктивизм. Он родился под стать своей эпохе без «бледных ног», полосатых кофт, в скромной и деловой обстановке, как объединение поэтов, связанных совместной работой над новым стилем в поэзии, над новыми литературными принципами, какие вытекают из самого существа нашего времени. Кратко можно сказать, что эти принципы являются своеобразным сколком характерных черт нашей эпохи: экономии в расходовании материала, целеустремленности, динамичности, рационализма стройки. Всякая литературная школа приносит не только одни формальные лозунги.[1]

 — Корнелий Зелинский, «О Конструктивизме» (1928)

Конструктивизм, предъявляя к литературе (а главным образом к поэзии, так как большинство конструктивистов ― поэты) те же требования, какие предъявляются социалистическим строительством во всех областях культуры, выражает собою культурнические стремления новой советской интеллигенции, которая ищет для себя участия (наиболее близкого ей) в общем строительстве. Можно сказать, что конструктивизм выражает собой нарождение у нас новой советской интеллигенции, по свое идеологи, по мироощущению чрезвычайно разнящейся от прежней русской богоискательской или нигилистической, обломовской, онегинской, но всегда бессильно-идеалистической интеллигенции. Литературный центр конструктивистов, являющийся организационным объединением конструктивистов, включает в себя поэтов, писателей и теоретиков литературы и искусства. Из них можно назвать поэтов: Илью Сельвинского, Э. Багрицкого, Веру Инбер, Влад. Луговского, Бор. Агапова, Н. Адуева, Н. Панова-Туманного; прозаиков: Е. Габриловича, Г. Гаузлера; теоретиков: В. Ф. Асмуса, И. А. Аксенова, А. Квятковского, Корнелия Зелинского. Разумеется, в своей работе конструктивисты представляют из себя индивидуальности, часто решительно отличающиеся друг от друга, но все же творчество конструктивистов может быть отмечено одними общими чертами, тем, что можно назвать стилем, упирающимся в принципы конструктивизма. Эти общие черты:
1. Сюжетность произведений.
2. Экономия изобразительных средств.
3. Характеристика героев, пейзажей, и вообще описываемого словами, близкими к избранной теме (принцип локальной семантики).
4. Введение в поэзию приемов прозы, как организационного средства, помогающего концентрировать внимание читателя, организовывать в желательном для себя смысле. Как всякий поэт, я ― сердце статистики: Толпоголос мой голый язык. И. Сельвинский Любовь к цифрам, к деловой речи, цитате из документов, деловому факту, описанию события, ― все это черты, характерные для конструктивизма. Наиболее ярко это выражено у главы школы, поэта Ильи Сельвинского, соединяющего в себе огромное плодородие речи, богатство пластических средств с внутренней организацией всех избыточествующих красок каким-то своеобразным рационализмом.[1]

 — Корнелий Зелинский, «О Конструктивизме» (1928)

Слова «строительство», «план», пока еще в качестве экзотических новинок, замелькали в печати. Для людей, в течение нескольких лет видевших только разнообразные формы разрушения, в строительстве было, действительно, очарование новизны, почти чуда. И этот новейший, конструктивный мотив не замедлил оставить отпечаток в литературе. Как все «новейшее» ― это произошло, разумеется, в Москве: там у футуризма и имажинизма появился новый соперник: конструктивизм, новая поэтическая школа, громкоговорителем которой явился поэт Сельвинский. Эта сверхмода была воплощением московского американизма, и надо сказать ― воплощением более полным и логически последовательным, чем футуризм. «Конструктивизм отвергает искусство, как продукт буржуазной культуры… Задачей конструктивизма является создание нового конструктивного человека», ― таковы были тезисы конструктивизма. Приходится говорить «были», потому что эта чрезвычайно любопытная литературная школа, как и многие другие, в следующей главе уже перестанет существовать в результате критического побоища, предпринятого новой привилегированной литературной группировкой «РАПП» (о ней речь ― впереди).

 — Евгений Замятин, «Москва ― Петербург» (1933)

Я стал ходить во Дворец труда, в кружок при журнале «Красное студенчество», которым руководил Илья Сельвинский. Здесь была уже сущая абракадабра. Мне хотелось больших разговоров об искусстве ― меня угощали самодеятельными ямбами Митрейкина. Эти ямбы обсуждались подробно. Каждый слушатель должен был выступать. Заключительное слово произносил сам «мэтр» ― Сельвинский, откинувшись на стуле, он изрекал после чтения первого ученика:
― Во второй строфе слышатся ритмы Гёте, в третьей ― дыхание Байрона. Первый ученик Митрейкин, давно потерявший способность краснеть, самодовольно улыбался. Это было еще хуже ЛЕФа. Дважды послушав «тактовые» откровения Сельвинского и приватные беседы поэтов друг с другом во время «перекусов», я перестал ходить в «Красное студенчество». Конструктивисты выпустили три сборника с претенциозными названиями: «Мена всех», «Госплан литературы», «Бизнес». Услуги теоретика при конструктивистах выполнял Корнелий Зелинский. Борис Агапов, в будущем неплохой очеркист, журналист, участвовал в «Госплане литературы» как поэт. Попытка записать стихотворение так, как оно говорится, приводила к следующим «достижениям»: Нночь-чи? Сон…ы! Прох? ладыда! Здесь в аллейеях загалохше? го сад…ы И доносится толико стон…ы гит-таоры Таратинна![8]

 — Варлам Шаламов, «Начало» (1962)

«Локальный метод» конструктивизма как организующее начало стиха, в той умеренной дозе, которую предлагал нам Сельвинский, сыграл положительную роль в наращивании нашего поэтического умения. Мы учились бережно относиться к стиху. Стихотворная небрежность (это нечто другое, чем небрежность поэтическая) снижает силу воздействия стиха. Стих надо держать крепко, не то он вырвется из рук и плюхнется, как мокрая рыба.[9]

 — Давид Самойлов, «Общий дневник», 1989

В этом ключ к разгадке его гения и оправдание его <Всеволода Мейерхольда> необычайной творческой неуравновешенности. К конструктивизму стремятся его мечты художника еще с 1906 года, когда впервые прочел он книгу Георга Фукса о реконструкции сценической площадки и впервые записал в своем дневнике мысли о необходимости спортивного воспитания актера. К конструктивизму как к конечной цели идет позитивная линия его творчества. В его жизни в искусстве конструктивизм явится фронтоном, который накроет длинный ряд уже давно выстроенных колонн и превратит неуклюжую, незаконченную постройку в стройное, изящное здание. Конструктивизм в советский период его деятельности ― как рапира в руках мастера-фехтовальщика ― с неуклонной настойчивостью поведет его к сердцу искусства, отметая в сторону с его творческого пути весь дешевый пропагандный хлам. Но это формирование современного стиля в его эстетическом сознании пришло к нему не сразу. Лишь по мере успокоения, когда на смену бушевавшим в его душе низменным страстям, разбуженным жестокостью и хаосом революции и гражданской войны, стало постепенно возвращаться мудрое спокойствие созидателя, лишь тогда услышал он зовы времени и почувствовал веяния эпохи с такой же ясностью, как было, когда ставил «Балаганчик», «Дон Жуана» и «Орфея».[2]

 — Юрий Елагин, «Тёмный гений: Всеволод Мейерхольд» (1997)

От былого аскетического конструктивизма начала 20-х годов Мейерхольд звал теперь к конструктивизму эстетическому, в котором нетрудно разглядеть характерные черты стиля современного западного искусства: «…В условиях нашей сегодняшней обстановки надо снять лозунг, который был нами когда-то провозглашен и который был так сильно профанирован твердолобой частью нашей театральной критики. Я говорю о лозунге «Долой красивость». <…> Постройка хорошей, прочной конструкции (для игры актеров удобный прибор) не избавляет нас от необходимости строить ее красиво. Форд, выпуская хорошую, прочную машину, тоже стремится к тому, чтобы она была красива, причем природа этой красоты, конечно, иная, чем та, в среде которой возникали произведения художников «мира искусств», например. У Форда красивость машины возникает как следствие удобства и прочности этой машины. <…> Нужно всем так называемым культуртрегерам в области театральной культуры напрячь еще большие усилия, чтобы искусство наше заливало страну красотою».[2]

 — Юрий Елагин, «Тёмный гений: Всеволод Мейерхольд» (1997)

Сейчас уже не модно выглядеть шикарным. Теперь в моде посконный вид газовой „фурнитуры“.[10]'

 — Эрик Сати, Записные книжки (1914)

Импрессионизм — искусство неточности (низкопрецизионное). Сегодня мы желаем — искусства точности (высокопрецизионное). На место импрессионизма — приходит прессионизм».[11]

 — Эрик Сати, Записные книжки (1918)

«Меблировочная Музыка» — глубоко индустриальна. Существует досадное обыкновение — исполнять музыку в обстоятельствах, где музыке делать нечего. Тогда играют «Вальсы», «Фантазии» на темы опер & тому подобные вещи, написанные для других целей. Мы хотим ввести музыку, созданную для удовлетворения «нужных» потребностей. Искусство в эти потребности не входит. «Меблировочная Музыка» создана из простого колыхания воздуха; она не имеет другой цели; она выполняет ту же роль, что свет, тепло — & комфорт во всех его формах.[12]

 — Эрик Сати, из письма Жану Кокто, 1 марта 1920 года

Лучшей чертой своего изобретения Сати (якобы) считал..., или, во всяком случае, декларировал — его интерьерную незаметность или, напротив, крайнюю назойливость. В каждой новой из своих меблировочных му́зык, которых, в итоге, было не так уж и много, он старался выдать своего рода — промышленный образец, выплюнутый в этот мир не художником, а неким звуковым заводом, индустриальным конструктивистским конвейером, один за другим — аккуратно штампующим ритмичные звуки (для) повседневной жизни.[13]

 — Юрий Ханон, из статьи «Музыка для мебели» (2009)

Пожалуй, именно на Мийо знакомство с «меблировочной теорией» и участие в «меблировочной практике» Сати оказало наибольшее влияние & вливание. Во всяком случае, именно с 1920 года это привело к значительному «полевению» Мийо и появлению в его творчестве ярко выраженных экспериментов, «трюков» или «выходок», в ходе которых он пытался (в меру масштаба своего дарования, понимания и умственных способностей) переварить несомненно конструктивистские и индустриальные конвейерные идеи,[14]:252-253 скрыто заложенные внутри очередного открытия Сати, подобно тротилу.[13]

 — Юрий Ханон, из статьи «Музыка для мебели» (2009)
  1. 1,01,11,21,31,41,51,61,7 «Литературные манифесты от символизма до наших дней». — М.: Издательский дом «Согласие», 1993 г.
  2. 2,02,12,2 Юрий Елагин. «Тёмный гений: Всеволод Мейерхольд». — Москва: Вагриус, 1997 г.
  3. Кетлинская В. «Мужество». — М.: ГИХЛ, 1957 г.
  4. В.П.Некрасов. «Записки зеваки». — М.: Вагриус, 2004 г.
  5. ↑ Александр Иличевский, «Сдать Москву Родине». — Москва, «Знание - сила», № 5 2008 г.
  6. Маяковский В. «Проза поэта». ― М.: Вагриус, 2001 г.
  7. Юрий Анненков. «Дневник моих встреч». — Москва: изд. Захаров, 2001 г.
  8. В. Шаламов, Новая книга: Воспоминания. Записные книжки. Переписка. Следственные дела. — М.: Изд-во Эксмо, 2004 г.
  9. Давид Самойлов. «Перебирая наши даты...» — М.: Вагриус, 2001 г.
  10. Эрик Сати, Юрий Ханон Воспоминания задним числом. — СПб.: Центр Средней Музыки & Лики России, 2010. — С. 311. — 682 с. — ISBN 978-5-87417-338-8
  11. Эрик Сати, Юрий Ханон Воспоминания задним числом. — СПб.: Центр Средней Музыки & Лики России, 2010. — С. 389. — 682 с. — ISBN 978-5-87417-338-8
  12. Erik Satie «Correspondance presque complete». — Paris: Fayard / Imec, 2000. — С. 395—397.
  13. 13,013,1 Юрий Ханон. «Меблировочная музыка» (или снова предтеча). — СПб.: Хано́граф, 2015 г.
  14. Г.М.Шнеерсон, «Французская музыка ХХ века». — М.: «Музыка», 1964 г. — 404 стр.

Конструктивизм в искусстве — с русского на все языки

См. также в других словарях:

  • Конструктивизм в искусстве — Конструктивизм – авангардистский метод (стиль, направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, художественном конструировании, литературе, фотографии, оформительском и декоративно прикладном искусстве, получивший развитие в 1920… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Конструктивизм — (западный). Стилевые тенденции К., оформившиеся после империалистической войны в эстетической программе «К.», в своем возникновении были теснейшим образом связаны с ростом и развитием финансового капитала и его машинной индустрии. Зарождение… …   Литературная энциклопедия

  • Конструктивизм —     КОНСТРУКТИВИЗМ (construo строю) возникшее в двадцатые годы нынешнего века направление, которое провозглашает целью всякого творчества устроение жизни, преобразование общественного быта.     В современном конструктивизме заметны два течения:… …   Словарь литературных терминов

  • КОНСТРУКТИВИЗМ —         одно из гл. направлений авангарда, поставившее в центр своей эстетики и худож. практики категорию конструкции, к рая, однако, не получила у самих конструктивистов однозначного определения. Возникнув в России, а затем и в Зап. Европе в… …   Энциклопедия культурологии

  • Конструктивизм —         направление в советском искусстве 1920 х гг. (в архитектуре, оформительском и театрально декорационном искусстве, плакате, искусстве книги, художественном конструировании). Сторонники конструктивизма, выдвинув задачу конструирования… …   Художественная энциклопедия

  • конструктивизм —         КОНСТРУКТИВИЗМ (от лат. constructio построение) направление в эпистемологии и философии науки, в основе которого лежит представление об активности познающего субъекта, который использует специальные рефлексивные процедуры при построении… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • КОНСТРУКТИВИЗМ — направление в изо искусстве, архитектуре и дизайне 20 в., поставившее своей целью художественное освоение возможностей современного научно технического прогресса. В зодчестве тесно примыкает к рационализму и функционализму. Сложилось в 1910 е гг …   Большой Энциклопедический словарь

  • Конструктивизм — Конструктивизм. А.А., В.А. и Л.А. Веснины. Проект Дворца труда в Москве. 1923. КОНСТРУКТИВИЗМ, направление в искусстве России 1920 х гг., выдвинувшее задачей конструирование материальной среды, окружающей человека. Для создания простых, логичных …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Конструктивизм — (лат. constructio – составление, построение) – творческое направление, получившее развитие в искусстве 19–20 х вв. (преимущественно в архитектуре, художественном конструировании, оформительском искусстве) в связи с социальными преобразованиями в… …   Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • КОНСТРУКТИВИЗМ — КОНСТРУКТИВИЗМ, а, муж. Направление в искусстве 20 в., стремящееся к максимальной выразительности и экономичности форм, к обнажению их технической основы. | прил. конструктивистский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.… …   Толковый словарь Ожегова

  • КОНСТРУКТИВИЗМ — англ. construc tiwsm; нем. Konstruktivismus. 1. Методол. концепция, согласно к рой полученные в ходе исследования данные являются результатом конструктивной деятельности исследователя и не могут быть поэтому независимой инстанцией проверки теории …   Энциклопедия социологии

Книги

  • Михаил Карасик Конструктивизм и другое Mikhail Karasik constructivism and other things Альбом книга на русском и английском языках, Карасик М., Карасик И.. Настоящее издание приурочено к выставке "Михаил Карасик. Конструктивизм и другое", прошедшей 24 октября - 4 декабря 2016 года в Московском музее современного искусства. За последние 35 лет… Подробнее  Купить за 990 руб
  • Течения в искусстве. От импрессионизма до наших дней, Джорджина Бертолина. Данный том энциклопедии является логическим продолжением книги "Стили в искусстве" и охватывает все многообразие процессов, которые происходили в мире художественного творчества, начиная с… Подробнее  Купить за 892 руб
  • Течения в искусстве. От импрессионизма до наших дней, Бертолина Джорджина. Данный том энциклопедии охватывает все многообразие процессов, которые происходили в мире художественного творчества, начиная с конца XIX века, в XX веке и продолжаются сейчас. В энциклопедии… Подробнее  Купить за 660 руб
Другие книги по запросу «Конструктивизм в искусстве» >>

Конструктивизм в искусстве Википедия

Украина, Харьков. Госпром. Архитекторы С. Серафимов, С. Кравец, С. Фельгер (1928 г.)

Конструктиви́зм — направление в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, зародившееся в 1915 году и существовавшее в течение первой половины 1930 годов в СССР, затем в ряде других стран, прежде всего, в Германии (Баухаус) и Голландии (Де Стейл).[1] В некоторых случаях конструктивизм рассматривают как источник и составляющую часть интернационального стиля и как одно из течений, определивших развитие Нового ви́дения.

Особенности стиля[ | ]

Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. В архитектуре принципы конструктивизма были сформулированы в теоретических выступлениях А. А. Веснина и М. Я. Гинзбурга, практически все они впервые воплотились в созданном братьями А. А., В. А. и Л. А. Весниными проекте Дворца труда для Москвы (1923) с его чётким, рациональным планом и выявленной во внешнем облике конструктивной основой здания (железобетонный каркас). В 1926 году была создана официальная творческая организация конструктивистов — Объединение современных архитекторов (ОСА). Данная организация являлась разработчиком так называемого функционального метода проектирования, основанного на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Характерные памятники конструктивизма — фабрики-кухни, Дворцы труда, рабочие клубы,

About Author


admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о