Конструктивное искусство это: Ответы Mail.ru: Конструктивные искусства это – Презентация по изобразительному искусству «Конструктивные виды искусства»

Презентация по изобразительному искусству "Конструктивные виды искусства"

Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация по изобразительному искусству "Конструктивные виды искусства"

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд  Архитектура и дизайн Конструктивные искусства в ряду пространственных искусств Описание слайда:

Архитектура и дизайн Конструктивные искусства в ряду пространственных искусств

2 слайд Архитектура и дизайн вместе с живописью , скульптурой и графикой составляют
Описание слайда:

Архитектура и дизайн вместе с живописью , скульптурой и графикой составляют единую семью пространственных искусств.

3 слайд Пространственные виды искусства обладают видимой формой и связаны с материал Описание слайда:

Пространственные виды искусства обладают видимой формой и связаны с материальной средой, обликом людей и предметов. Также можно часто встретить название пластические искусства (от слова «пластика»), что в узком смысле обозначает «лепка», а в широком – искусство выразительной формы. Эта форма, независимо от того, трехмерная она (объемная) или двухмерная (плоскостная), располагается в пространстве. К.Малевич Яблони в цвету 1930г.

4 слайд Все пространственные искусства расширяют наше понимание и видение прекрасног Описание слайда:

Все пространственные искусства расширяют наше понимание и видение прекрасного. Архитектура и дизайн – конструктивные виды искусства т.е. искусства художественной постройки (конструкция - от лат. constructio - составление , построение).

5 слайд Постройка и вещь сопровождают человека с начала зарождения общества. Человек Описание слайда:

Постройка и вещь сопровождают человека с начала зарождения общества. Человек менял среду, создавая различные предметы, а они, в свою очередь, влияли на него. (Как?)

6 слайд Жилище первобытных людей Описание слайда:

Жилище первобытных людей

7 слайд Монументальная архитектура древнего Египта (1500 лет до н.э.) Описание слайда:

Монументальная архитектура древнего Египта (1500 лет до н.э.)

8 слайд Древнерусские храмы Церковь Ризоположения 1485г. Храм Покрова на Нерли 1165г.
Описание слайда:

Древнерусские храмы Церковь Ризоположения 1485г. Храм Покрова на Нерли 1165г.

9 слайд Эйфелева башня в Париже 1889г. Описание слайда:

Эйфелева башня в Париже 1889г.

10 слайд Современные постройки Сиднейский оперный театр 1973г. Описание слайда:

Современные постройки Сиднейский оперный театр 1973г.

11 слайд Башня Мэри-Экс, — 40-этажный небоскреб в Лондоне. Жители за зеленоватый отте
Описание слайда:

Башня Мэри-Экс, — 40-этажный небоскреб в Лондоне. Жители за зеленоватый оттенок стекла и характерную форму называют его «огурец», «корнишон».

12 слайд Здания и вещи составляют предметный мир, окружающий нас, «вторую» природу, т Описание слайда:

Здания и вещи составляют предметный мир, окружающий нас, «вторую» природу, т.е. вещественно-материальную среду, созданную людьми, в которой они живут и трудятся.

13 слайд Производством бытовых вещей издавна занимались ремесленники. Понятно, что рем
Описание слайда:

Производством бытовых вещей издавна занимались ремесленники. Понятно, что ремесленник - не дизайнер. Ремесленник делает одну и ту же вещь из одного и того же материала.

14 слайд Дизайн (художественное конструирование) как искусство сложился в эпоху расцве Описание слайда:

Дизайн (художественное конструирование) как искусство сложился в эпоху расцвета машинного производства вещей (в конце 19- начале 20 вв.)

15 слайд Основной сферой работы дизайнера является создание вещи серийного, массового
Описание слайда:

Основной сферой работы дизайнера является создание вещи серийного, массового производства, сделанной промышленным способом (в отличии от декоративно-прикладного искусства, где вещь делается руками).

16 слайд Слово «дизайн» используется сегодня почти повсеместно: от дизайна прически — Описание слайда:

Слово «дизайн» используется сегодня почти повсеместно: от дизайна прически — до инженерного дизайна, от дизайна кинодекораций — до дизайна кондитерских изделий, от фитодизайна и ландшафтного дизайна — до дизайна среды и даже ТВ-дизайна. Встречаются словосочетания: «дизайнерская одежда», «дизайнерская мебель», «дизайнерский светильник» и т.д.

17 слайд Вещь – инструмент изменения жизни. Вещь – показатель интеллектуального, худож Описание слайда:

Вещь – инструмент изменения жизни. Вещь – показатель интеллектуального, художественного и материально – технического развития общества.

18 слайд Почему надо знать основы дизайна и архитектуры, если мы живем в мире готовых Описание слайда:

Почему надо знать основы дизайна и архитектуры, если мы живем в мире готовых вещей и зданий? Потому что изучение грамоты конструктивных искусств – это способ развития художественного вкуса. Знание основ организации окружающей вещной среды позволяет нам превратить ее из «чужой» в «свою», удобную, подогнанную под нас. Конечно, все не могут стать дизайнерами и архитекторами, но те художественно – творческие навыки, которые вы приобретаете в процессе учебы, понадобятся вам в любых сферах жизни.

19 слайд КОМПОЗИЦИЯ - КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ, СОЕДИНЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ В ЦЕЛОЕ, Р Описание слайда:

КОМПОЗИЦИЯ - КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ, СОЕДИНЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ В ЦЕЛОЕ, РАСПОЛОЖЕННОЕ НА ПЛОСКОСТИ ИЛИ В ПРОСТРАНСТВЕ. ГАРМОНИЯ (СОГЛАСОВАННОСТЬ И УПОРЯДОЧЕННОСТЬ ВСЕХ ЭЛЕМЕНТОВ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ЦЕЛОЕ),КОНТРАСТ И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ - СУТЬ КОМПОЗИЦИИ

20 слайд
Композиционный центр Описание слайда:

Композиционный центр

21 слайд ВНЕСЕМ ПОРЯДОК В ХАОС! ГАРМОНИЯ МАСС ЧЕРНОГО И БЕЛОГО Описание слайда:

ВНЕСЕМ ПОРЯДОК В ХАОС! ГАРМОНИЯ МАСС ЧЕРНОГО И БЕЛОГО

22 слайд СИММЕТРИЯ Описание слайда:

СИММЕТРИЯ

23 слайд АССИМЕТРИЯ ПРИСУТСТВУЕТ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ, НАПРЯЖЕНИЕ ВАЖНЫЙ ЭТАП -дос
Описание слайда:

АССИМЕТРИЯ ПРИСУТСТВУЕТ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ, НАПРЯЖЕНИЕ ВАЖНЫЙ ЭТАП -достижение равновесия в ассиметричной композиции

24 слайд  ФРОНТАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ГЛУБИННАЯ КОМПОЗИЦИЯ Описание слайда:

ФРОНТАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ГЛУБИННАЯ КОМПОЗИЦИЯ

25 слайд ДВИЖЕНИЕ И СТАТИКА Описание слайда:

ДВИЖЕНИЕ И СТАТИКА

26 слайд РИТМ Описание слайда:

РИТМ

27 слайд ЗАДАНИЕ: Уравновесить черный прямоугольник с белым фоном листа (А4) Выполнить Описание слайда:

ЗАДАНИЕ: Уравновесить черный прямоугольник с белым фоном листа (А4) Выполнить глубинную и фронтальную композиции из 3-4 прямоугольников разной формы (А5). Добейтесь зрительной гармонии путем сгущенности или разреженности элементов - кругов или точек (А5).

ЗАДАНИЕ: Уравновесить черный прямоугольник с белым фоном листа (А4) Выполнить

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель изобразительного искусства

ЗАДАНИЕ: Уравновесить черный прямоугольник с белым фоном листа (А4) Выполнить

Курс повышения квалификации

ЗАДАНИЕ: Уравновесить черный прямоугольник с белым фоном листа (А4) Выполнить

Курс профессиональной переподготовки

Учитель мировой художественной культуры

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала: ДБ-1629544

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Конструкция (искусство) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Эта статья о конструкции в области искусства. Статьи о других значениях этого термина можно посмотреть здесь.

Констру́кция (от лат. constructio — «построение, сборка воедино») — мультидисциплинарный термин, в произведениях искусства обозначающий системное построение художественного целого, способ связей его отдельных частей между собой, а также взаимосвязь образных и образующих элементов в зависимости от их функции и назначения.

Краткая характеристика

Термин конструкция происходит от лат. constructio, что в дословном переводе означает: лат. conвместе (или воедино) и лат. structioсоставлять или строить. В применении к предметам искусства и эстетическим понятиям под понятием конструкция подразумевается весь комплекс внутренних взаимосвязей между отдельными частями и элементами художественного целого в прямой зависимости от их общей и местной функции (или назначения).[1]

Всё сущее имеет конструкцию, в противном случае оно не могло бы существовать. Именно по этой причине термин конструкция примерно равным образом имеет отношение ко всем видам искусств, начиная от изобразительных и заканчивая прикладными, а также музыкой и танцем. Каждое из упомянутых искусств в свою очередь имеет — свою вполне определённую конструкцию. Однако для каждого из искусств назначение конструкции имеет свою специфику и конкретные особенности построения: от предельно конкретных технологичных расчётов и дисциплин (как например, это имеет место в архитектуре или некоторых видах конструктивной или массивной скульптуры) — и до вполне умозрительных, почти фантазийных построений (в живописи или музыке).

Безусловно, самым «конструктивным» из искусств (в силу своей утилитарности) является архитектура. Именно в ней комплекс внутренних взаимосвязей отдельных частей и элементов художественного целого в зависимости от их общей и местной функции имеет предельно конкретное, а временами — и вполне прикладное (и даже бытовое) значение.

В любом из искусств движение, опора или равновесие (как художественная и технологическая задача) — влечёт за собой и соответствующую решаемой задаче конструкцию.[1] В архитектуре это прежде всего — строительная конструкция, имеющая своей целью обеспечить прочность и долговечность здания, а также его удобство для конкретного использования. Однако, кроме строительной конструкции каждое здание несёт (и внутри, и на поверхности) также и некий целостный художественный образ, имеющий свою творческую конструкцию, совершенно отдельную от технической.

Конструкция в живописи, графике или скульптуре — это комплекс внутренних связей, при посредстве которых достигается образная целостность, а также некая «зримая прочность» (единство) предмета или изображения. Конструкция в зрительных видах искусства прежде всего прочего обеспечивает — связность и равновесие произведения.[1]

Конструкция в музыке и танце — это умозрительный (или спекулятивный) способ построения звуковой (или пластической) ткани, принятый (или новаторский) в данное время в определённой профессиональной среде. Таким же образом конструкция служит и подчинена цели создания целостного и сбалансированного по внутренним соотношениям (так или иначе, «гармоничного» в рамках отдельно взятой эстетики) произведения.

В литературе, будь то художественная, научная или популярная, конструкция проявляет себя также в полной мере: от схематической формы целого произведения (или даже творчества данного автора) — и до «конструирования» стилистики языка и отдельных фраз. Отдельным образом понятие конструкции существует в лингвистике, обозначая языковые и словесные конструкции, характерные для отдельно взятого индивидуума, случая, языка или языковой группы.

В каждом из упомянутых искусств конструкция так или иначе существует в виде отдельной формализованной дисциплины и преподаётся под тем или иным названием (в каждом случае оно может быть различным).

Понятие конструкции в искусстве не следует путать с композицией, которая имеет более глубокие цели, устанавливая смысловые (и художественно-образные) связи тех же самых элементов внутри произведения. Именно поэтому композиция является значительно более высоким и более содержательным уровнем организации художественного произведения, чем конструкция. Однако, любая композиция в любом случае включает в себя конструкцию, как технический и функциональный способ формообразования и организации материала — в художественное целое.[1]

Взаимосвязь между конструкцией и композицией неоднократно рассматривал в своих в своих теоретических трудах и лекциях Владимир Фаворский (отчасти, полемизируя с современными ему деятелями конструктивизма).[2] При этом Фаворский почти буквально исходил из основных тезисов философии Павла Флоренского, однако всякий раз ограничивая себя рамками обсуждения вопросов сугубо художественных, профессиональных. В результате, «…культурно-исторический аспект разрабатываемых вопросов пространственно-временны́х начал композиции никогда не вытеснялся у Фаворского какими-либо внеизобразительными построениями»[3].

«Конструкция — говорил Фаворский, — это организация пространства во времени через движение. Архитектура, особенно функциональная, не может обойтись без такой организации движения, это первейшая её задача», …а архитектуру он считал изобразительным искусством. Если модерн Фаворский отрицал за его неорганичность, то конструктивизм он не принимал за игнорирование важнейшего тезиса о синтезе искусств.[3].

Категории и понятия, до некоторой степени противоположные конструкции — это деструкция в искусстве и деконструкция в философии и эстетике. Однако данный вопрос является строго полемическим и имеет ряд различных, но равно правомерных решений (в рамках психологии и философии).

См. также

Напишите отзыв о статье "Конструкция (искусство)"

Ссылки

  • [www.niv.ru/doc/aesthetic/adorno/138.htm Теодор Адорно «Эстетическая теория: конструкция; статика и динамика»]
  • [www.prosv.ru/EBOOKS/GORYAEVA_PRIKLADNOE_ISSKUSTVO/08.htm «Конструкция и декор предметов народного быта»]
  • [abc.vvsu.ru/Books/arhitektonika/page0012.asp «Кинетизм и кинетическое искусство: движение конструкций»]

Примечания

  1. 1 2 3 4 Власов В.Г. Иллюстрированный художественный словарь. — СПб.: Икар, 1993. — С. 109.
  2. В. А. Фаворский: «Анализ зрения. Изобразительная плоскость. Определение конструкции и композиции», «О перспективе и возможности композиции при перспективном изображении», методические записки к «Курсу композиции» и др. (1921—1926)
  3. 1 2 Г. К. Вагнер. Владимир Андреевич Фаворский — теоретик искусства. — Владимир Андреевич Фаворский. Литературно-теоретическое наследие. Москва: изд.Советский художник. 1988.

Отрывок, характеризующий Конструкция (искусство)

– Ну а вы? – спрашивал Пьер, – какие ваши планы?
– Планы? – иронически повторил князь Андрей. – Мои планы? – повторил он, как бы удивляясь значению такого слова. – Да вот видишь, строюсь, хочу к будущему году переехать совсем…
Пьер молча, пристально вглядывался в состаревшееся лицо (князя) Андрея.
– Нет, я спрашиваю, – сказал Пьер, – но князь Андрей перебил его:
– Да что про меня говорить…. расскажи же, расскажи про свое путешествие, про всё, что ты там наделал в своих именьях?
Пьер стал рассказывать о том, что он сделал в своих имениях, стараясь как можно более скрыть свое участие в улучшениях, сделанных им. Князь Андрей несколько раз подсказывал Пьеру вперед то, что он рассказывал, как будто всё то, что сделал Пьер, была давно известная история, и слушал не только не с интересом, но даже как будто стыдясь за то, что рассказывал Пьер.
Пьеру стало неловко и даже тяжело в обществе своего друга. Он замолчал.
– А вот что, душа моя, – сказал князь Андрей, которому очевидно было тоже тяжело и стеснительно с гостем, – я здесь на биваках, и приехал только посмотреть. Я нынче еду опять к сестре. Я тебя познакомлю с ними. Да ты, кажется, знаком, – сказал он, очевидно занимая гостя, с которым он не чувствовал теперь ничего общего. – Мы поедем после обеда. А теперь хочешь посмотреть мою усадьбу? – Они вышли и проходили до обеда, разговаривая о политических новостях и общих знакомых, как люди мало близкие друг к другу. С некоторым оживлением и интересом князь Андрей говорил только об устраиваемой им новой усадьбе и постройке, но и тут в середине разговора, на подмостках, когда князь Андрей описывал Пьеру будущее расположение дома, он вдруг остановился. – Впрочем тут нет ничего интересного, пойдем обедать и поедем. – За обедом зашел разговор о женитьбе Пьера.
– Я очень удивился, когда услышал об этом, – сказал князь Андрей.
Пьер покраснел так же, как он краснел всегда при этом, и торопливо сказал:
– Я вам расскажу когда нибудь, как это всё случилось. Но вы знаете, что всё это кончено и навсегда.
– Навсегда? – сказал князь Андрей. – Навсегда ничего не бывает.
– Но вы знаете, как это всё кончилось? Слышали про дуэль?
– Да, ты прошел и через это.
– Одно, за что я благодарю Бога, это за то, что я не убил этого человека, – сказал Пьер.
– Отчего же? – сказал князь Андрей. – Убить злую собаку даже очень хорошо.
– Нет, убить человека не хорошо, несправедливо…
– Отчего же несправедливо? – повторил князь Андрей; то, что справедливо и несправедливо – не дано судить людям. Люди вечно заблуждались и будут заблуждаться, и ни в чем больше, как в том, что они считают справедливым и несправедливым.
– Несправедливо то, что есть зло для другого человека, – сказал Пьер, с удовольствием чувствуя, что в первый раз со времени его приезда князь Андрей оживлялся и начинал говорить и хотел высказать всё то, что сделало его таким, каким он был теперь.
– А кто тебе сказал, что такое зло для другого человека? – спросил он.
– Зло? Зло? – сказал Пьер, – мы все знаем, что такое зло для себя.
– Да мы знаем, но то зло, которое я знаю для себя, я не могу сделать другому человеку, – всё более и более оживляясь говорил князь Андрей, видимо желая высказать Пьеру свой новый взгляд на вещи. Он говорил по французски. Je ne connais l dans la vie que deux maux bien reels: c'est le remord et la maladie. II n'est de bien que l'absence de ces maux. [Я знаю в жизни только два настоящих несчастья: это угрызение совести и болезнь. И единственное благо есть отсутствие этих зол.] Жить для себя, избегая только этих двух зол: вот вся моя мудрость теперь.
– А любовь к ближнему, а самопожертвование? – заговорил Пьер. – Нет, я с вами не могу согласиться! Жить только так, чтобы не делать зла, чтоб не раскаиваться? этого мало. Я жил так, я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу, по крайней мере, стараюсь (из скромности поправился Пьер) жить для других, только теперь я понял всё счастие жизни. Нет я не соглашусь с вами, да и вы не думаете того, что вы говорите.
Князь Андрей молча глядел на Пьера и насмешливо улыбался.
– Вот увидишь сестру, княжну Марью. С ней вы сойдетесь, – сказал он. – Может быть, ты прав для себя, – продолжал он, помолчав немного; – но каждый живет по своему: ты жил для себя и говоришь, что этим чуть не погубил свою жизнь, а узнал счастие только тогда, когда стал жить для других. А я испытал противуположное. Я жил для славы. (Ведь что же слава? та же любовь к другим, желание сделать для них что нибудь, желание их похвалы.) Так я жил для других, и не почти, а совсем погубил свою жизнь. И с тех пор стал спокойнее, как живу для одного себя.
– Да как же жить для одного себя? – разгорячаясь спросил Пьер. – А сын, а сестра, а отец?
– Да это всё тот же я, это не другие, – сказал князь Андрей, а другие, ближние, le prochain, как вы с княжной Марьей называете, это главный источник заблуждения и зла. Le prochаin [Ближний] это те, твои киевские мужики, которым ты хочешь сделать добро.
И он посмотрел на Пьера насмешливо вызывающим взглядом. Он, видимо, вызывал Пьера.
– Вы шутите, – всё более и более оживляясь говорил Пьер. Какое же может быть заблуждение и зло в том, что я желал (очень мало и дурно исполнил), но желал сделать добро, да и сделал хотя кое что? Какое же может быть зло, что несчастные люди, наши мужики, люди такие же, как и мы, выростающие и умирающие без другого понятия о Боге и правде, как обряд и бессмысленная молитва, будут поучаться в утешительных верованиях будущей жизни, возмездия, награды, утешения? Какое же зло и заблуждение в том, что люди умирают от болезни, без помощи, когда так легко материально помочь им, и я им дам лекаря, и больницу, и приют старику? И разве не ощутительное, не несомненное благо то, что мужик, баба с ребенком не имеют дня и ночи покоя, а я дам им отдых и досуг?… – говорил Пьер, торопясь и шепелявя. – И я это сделал, хоть плохо, хоть немного, но сделал кое что для этого, и вы не только меня не разуверите в том, что то, что я сделал хорошо, но и не разуверите, чтоб вы сами этого не думали. А главное, – продолжал Пьер, – я вот что знаю и знаю верно, что наслаждение делать это добро есть единственное верное счастие жизни.
– Да, ежели так поставить вопрос, то это другое дело, сказал князь Андрей. – Я строю дом, развожу сад, а ты больницы. И то, и другое может служить препровождением времени. А что справедливо, что добро – предоставь судить тому, кто всё знает, а не нам. Ну ты хочешь спорить, – прибавил он, – ну давай. – Они вышли из за стола и сели на крыльцо, заменявшее балкон.
– Ну давай спорить, – сказал князь Андрей. – Ты говоришь школы, – продолжал он, загибая палец, – поучения и так далее, то есть ты хочешь вывести его, – сказал он, указывая на мужика, снявшего шапку и проходившего мимо их, – из его животного состояния и дать ему нравственных потребностей, а мне кажется, что единственно возможное счастье – есть счастье животное, а ты его то хочешь лишить его. Я завидую ему, а ты хочешь его сделать мною, но не дав ему моих средств. Другое ты говоришь: облегчить его работу. А по моему, труд физический для него есть такая же необходимость, такое же условие его существования, как для меня и для тебя труд умственный. Ты не можешь не думать. Я ложусь спать в 3 м часу, мне приходят мысли, и я не могу заснуть, ворочаюсь, не сплю до утра оттого, что я думаю и не могу не думать, как он не может не пахать, не косить; иначе он пойдет в кабак, или сделается болен. Как я не перенесу его страшного физического труда, а умру через неделю, так он не перенесет моей физической праздности, он растолстеет и умрет. Третье, – что бишь еще ты сказал? – Князь Андрей загнул третий палец.
– Ах, да, больницы, лекарства. У него удар, он умирает, а ты пустил ему кровь, вылечил. Он калекой будет ходить 10 ть лет, всем в тягость. Гораздо покойнее и проще ему умереть. Другие родятся, и так их много. Ежели бы ты жалел, что у тебя лишний работник пропал – как я смотрю на него, а то ты из любви же к нему его хочешь лечить. А ему этого не нужно. Да и потом,что за воображенье, что медицина кого нибудь и когда нибудь вылечивала! Убивать так! – сказал он, злобно нахмурившись и отвернувшись от Пьера. Князь Андрей высказывал свои мысли так ясно и отчетливо, что видно было, он не раз думал об этом, и он говорил охотно и быстро, как человек, долго не говоривший. Взгляд его оживлялся тем больше, чем безнадежнее были его суждения.

Краткий словарь художественных терминов по теме «Дизайн и архитектура в жизни человека» (7 класс)

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕРМИНОВ

ПО ТЕМЕ «ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА», 7 КЛАСС

АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН – КОНСТРУКТИВНЫЕ ИСКУССТВА В РЯДУ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ИСКУССТВ.

Искусство – отображение действительности в художественных образах.

Все виды искусства имеют различное назначение в жизни человека, разные художественные средства выразительности и возможности и объединяются в три группы: временные, пространственные и пространственно-временные.

  1. Временные (музыка и литература) – воспринимаются последовательно от начала к концу, то есть в течение времени.

  2. Пространственные (изобразительное искусство, архитектура, дизайн, ДПИ) – обладают видимой формой и связаны с материальной средой, обликом людей и предметов.

  3. Временно-пространственные (кино, театр, цирк, хореография) - воспринимаются в течение времени и обладают видимой формой и связаны с материальной средой.

Пространственные виды искусства составляют три группы: конструктивные виды искусства, декоративные (или декоративно-прикладные) виды искусства, изобразительные виды искусства.

  1. Конструктивные виды искусства (архитектура и дизайн) – создают и организуют пространственно-предметную среду человека.

  2. Декоративные (или декоративно-прикладные) виды искусства – художественно создают и украшают предметы быта, используя ритмические узоры, различные знаки и символы.

  3. Изобразительные виды искусства (живопись, графика, скульптура) – художественно познают и формируют образные представления о мире.

Архитектура (от латинского archi – главный и tektos – строить, возводить) – конструктивное искусство проектировать и строить здания, создавая искусственную среду обитания человека.

Дизайн (от английского design – проектировать, конструировать)– конструктивное искусство создания многообразного мира вещей.

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ В КОНСТРУКТИВНЫХ ИСКУССТВАХ. ПРЯМЫЕ ЛИНИИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА.

Композиция (в архитектуре и дизайне) – это конструирование объектов, то есть соединение отдельных частей в единое целое, расположенное в пространстве или на плоскости.

Гармония – это согласованность и упорядоченность всех элементов, составляющих целое.

Ритм – чередование изобразительных элементов и свободного пространства, их частота, сгущённость и разрежённость.

Фронтальная композиция – стороны элементов композиции параллельны и перпендикулярна сторонам плоскости. Фронтальная композиция всегда статична (создаёт ощущение покоя).

Глубинная композиция - стороны элементов композиции не параллельны и не перпендикулярна сторонам плоскости. Глубинная композиция всегда динамична (создаёт ощущение движения).

ЦВЕТ – ЭЛЕМЕНТ КОМПОЗИЦИОННОГО ТВОРЧЕСТВА. СВОБОДНЫЕ ФОРМЫ: ЛИНИИ И ТОНОВЫЕ ПЯТНА

Локальный цвет – общий цвет предмета, вещи или здания.

Контраст – резкая противоположность чего-либо (ночь–день, громко-тихо, чёрное-белое, большое-маленькое).

Цветовой акцент – ярко выраженный цветом элемент на общем фоне.

Доминанта - ярко выраженный, преобладающий элемент по сравнению с остальными.

БУКВА-СТРОКА-ТЕКСТ. ИСКУССТВО ШРИФТА. КОГДА ТЕКСТИ ИЗОБРАЖЕНИЕ ВМЕСТЕ

Графический дизайн (прикладная или промышленная графика) – предназначена для оформления и рекламы промышленных товаров (этикетки, упаковки, фантики для конфет и др.), украшения нашего быта (печатные календари, конверты, тетради и др.), разработки фирменного стиля.

Шрифт (или шрифтовая гарнитура) – это буквы, объединенные одним стилем графического начертания.

Плакат – вид графики, изобразительная композиция, включающая в себя краткий, активно воздействующий текст.

Изображение в плакате строится по принципу композиционно-смысловой значимости – что важнее, то крупнее и ближе.

Монтаж – соединение изображения и текста по принципу образно-смысловой значимости.

В БЕСКРАЙНЕМ МОРЕ КНИГ И ЖУРНАЛОВ

Книжная графика – все элементы книжного оформления от обложки и размещения текста до иллюстрации. Книга состоит:

  1. Обложка или переплёт – толстый лист картона, охватывающий блок страниц. Имеет две стороны и корешок, на которых находятся название книги, имя, фамилия автора, изображение.

  2. Форзац – это плотный лист бумаги, скрепляющий переплёт с блоком страниц. На форзаце может быть рисунок, он может быть белым или цветным.

  3. Титульный лист – начальный разворот книги. Несёт основную информацию о книге: имя и фамилия автора, название, указание адресанта, места и года издания. Может включать изобразительный элемент.

  4. Шмуцтитул – лист, делящий книгу на части, разделы и главы.

  5. Разворот – две развёрнутые страницы.

  6. Иллюстрация – изображение, помогающее лучше понять содержание текста.

  7. Буквица – большая декоративно оформленная буква в начале текста.

В МИРЕ ВЕЩЕЙ И ЗДАНИЙ

Архитектурное макетирование – создание трехмерной композиции, уменьшенной модели какого-либо (будущего) сооружения. Объёмно-пространственный макет условен в сравнении с натурой по размерам (масштабу) и материалам, из которых он выполнен.

Первое и главное мерило в архитектуре и дизайнечеловек.

Эргономика – наука, в которой сформулированы исторически сложившиеся биологически выработанные условия и нормы наибольшего соответствия внешней среды человека. Человек – мерило вещного мира.

Пропорциональность – важнейшее определение в архитектуре, которое характеризуют тектонику здания, то есть его строение, соразмерность его частей по отношению друг к другу и к целому.

Рельеф – перепады уровней природных поверхностей (холмы, горы, низины, реки и др.) и архитектурных объектов (ступени лестниц, мосты и др.).

Форма сооружений – не один объём (геометрическое тело), а сочетание различный объёмов (различных геометрических тел).

Фронтальная композиция в архитектуре – усложнение формы в пределах одной поверхности (балконы, лоджии, карнизы, пилястры и др.).

Глубинная композиция в архитектуре – усложнение формы всего здания, благодаря сквозному сочетанию различных объёмом.

Модуль – одинаковые, стандартные архитектурные элементы, из которых как из детского конструктора создается здание.

Важнейшие архитектурные элементы здания:

  1. Вертикальные части – составляют основу конструкции дома, несущие всею тяжесть сооружения – это опоры, столбы, колонны, стены.

  2. Горизонтальные части – балки, перекрытия, крыша. Сверху перекрытия выполняют роль потолка, снизу – пола.

  3. Окна и двери – проемы для света и воздуха, входа и выхода.

  4. Лестницы – дополнительные элементы, соединение этажей, переход с одного уровня конструкции на другой.

  5. Балконы, лоджии – дополнительные элементы, создают дополнительные удобства и украшают композиционное решение фасада.

КРАСОТА И ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ. ЦВЕТ В АРХИТЕКТУРЕ И ДИЗАЙНЕ

Форма – это единство внутренней конструкции, внешней поверхности объекта и его функции.

Конструкция – строение, структура, взаимное расположение частей предмета, их соотношение.

Инсталляция (от английского installation – установка) – пространственная композиция, созданная из различных готовых материалов и форм (промышленных и бытовых объектов, природных объектов, фрагментов текстов и визуальной информации). Выступая в необычной комбинации, вещи приобретают символическое значение.

Бионика – наука, порождённая глубоким анализом природных форм для использования закономерностей ее строения в архитектуре и дизайне.

ГОРОД И ЧЕЛОВЕК

Архитектура – создание городского пространства во взаимодействии многих домов, улиц, коммуникаций, исходя из конкретных геоклиматических условий.

Исторические архитектурные стили: античный (дорический, ионический, коринфский ордера), романский, готический, Ренессанс (Возрождение), барокко, классицизм, ампир (поздний этап классицизма), эклектика, модерн, конструктивизм, авангард.

Типы городской планировки: регулярная (или прямоугольная), радиально-кольцевая, нерегулярная (или свободная).

Структура города: центр (или деловой район), периферийные районы (или окраина), срединная зона. Каждый район делится на более мелкие части – кварталы, микрорайоны. Кварталы – территории, застроенные зданиями и отделённые друг от друга улицами. Микрорайоны – мелкие относительно самостоятельные части города, в которых существует всё необходимое для повседневной жизни людей: магазины, школы, кафе, поликлиники и т.д.

Интерьер - синтез архитектуры и дизайна, рождающийся в единстве планировки пространства и вещевой среды.

Интерьер – убранство и оформление внутреннего пространства здание.

Ансамбль – стилевое единство вещей.

ПРИРОДА И АРХИТЕКТУРА

Ландшафтная архитектура – специальная отрасль архитектуры (вид архитектурно-ландшафтного творчества), воплощающая идею природы в городской среде и создающая парки, сады, бульвары и другие виды озеленения города.

Основные школы ландшафтной архитектуры: английская, французская, отечественная, восточная

  1. Английская школа (английский парк) – свободно вписывается в уже существующую природную среду или реконструируют, воспроизводят её. Присуще художественное и функциональное единство природной среды и архитектурных сооружений. Естественность природной среды в свободной планировке парка.

  2. Французская школа - парк создан по геометрически выверенному плану архитектора и выглядит как орнамент зелёного ковра. Симметрично направленные аллеи среди равномерно посаженных и аккуратно подстриженных деревьев, кустарников и газонов. Характерен для дворцово-парковых ансамблей (Версаль).

  3. Отечественная ландшафтная архитектура – живописно расположенный особняк, окруженный парком. Парк как символ эпохи может сочетать в себе элементы английской и французской школ.

  4. Школа ландшафтной архитектуры стран Востока – отображает философско-поэтическое осознание роли природы в жизни человека. В парках подчеркнута естественность природной среды и единство её с архитектурными объектами.

ЧЕЛОВЕК В ЗЕРКАЛЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ

Человек – мерило вещного мира.

Жилище – отражение социальных возможностей человека, его культуры, мечтаний и веяний моды.

Архитектурный заказ – решение: что строить, для кого, где, как будет выглядеть.

Фитодизайн – композиции из цветов и различных природных материалов: веток, мха, коры, шишек, раковин, камней и др.

Аранжировка – процесс создания фитокомпозиций не только в букетах, но и в саду.

Икебана (в переводе – «цветы, наделённые жизнью») – японская художественная культура аранжировки.

МОДА, КУЛЬТУРА И ТЫ

Костюм – объёмная конструкция, которая создается исходя из размеров конкретного человека. Отражение социальных возможностей человека, его культуры и веяний моды.

Дизайн одежды – самостоятельная область дизайна, продолжение многовековой истории портняжного и швейного ремесла, вобравшего в себя способы моделирования, пошива и декорирования одежды.

Фасон – характер формы и расположения деталей костюма по отношению ко всему силуэту.

Визажистика (от французского visage – лицо) – специфическая область дизайна создания образа с помощью искусства грима и прически.

Виды и жанры изобразительного искусства Пространственные виды искусства Конструктивные виды искусства – архитектура, дизайн

Виды и жанры изобразительного искусства Пространственные виды искусства Конструктивные виды искусства – архитектура, дизайн
НазваниеВиды и жанры изобразительного искусства Пространственные виды искусства Конструктивные виды искусства – архитектура, дизайн
В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личност
Дата04.06.2013
Размер0.93 Mb.
ТипПрезентации

Похожие:

Виды и жанры изобразительного искусства Пространственные виды искусства Конструктивные виды искусства – архитектура, дизайн iconВиды изобразительного искусства и архитектура Живопись
Один из наиболее ярких и распространенных видов изобразительного искусства, передающий при помощи красок окружающий нас мир
Виды и жанры изобразительного искусства Пространственные виды искусства Конструктивные виды искусства – архитектура, дизайн icon«Виды и жанры изобразительного искусства»

Виды и жанры изобразительного искусства Пространственные виды искусства Конструктивные виды искусства – архитектура, дизайн iconВиды изобразительного искусства
Графика (от гр grapho пишу, рисую) вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Графика объединяет...
Виды и жанры изобразительного искусства Пространственные виды искусства Конструктивные виды искусства – архитектура, дизайн iconВиды изобразительного искусства
Вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твердую или гибкую основу,...
Виды и жанры изобразительного искусства Пространственные виды искусства Конструктивные виды искусства – архитектура, дизайн iconЦели: Изучить виды искусства, сущность искусства. Сформировать понятия о природе видов искусства
Искусство практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей
Виды и жанры изобразительного искусства Пространственные виды искусства Конструктивные виды искусства – архитектура, дизайн iconЖанры живописи Учитель изобразительного искусства Дороднова Валентина Петровна
Понятия «жанры» (от фр. «род, вид» ) изобразительного искусства характеризует предмет, выбранный художником для изображения: город,...
Виды и жанры изобразительного искусства Пространственные виды искусства Конструктивные виды искусства – архитектура, дизайн iconВиды изобразительного искусства Содержание 1 Живопись: 2 Графика

Виды и жанры изобразительного искусства Пространственные виды искусства Конструктивные виды искусства – архитектура, дизайн iconЭкранные виды искусства Художественная культура
«записывающий движение» отрасль человеческой деятельности, заключающаяся в создании движущихся изображений. В понятие кинематографа...
Виды и жанры изобразительного искусства Пространственные виды искусства Конструктивные виды искусства – архитектура, дизайн iconМосковский Педагогический Государственный Университет Жанры изобразительного искусства Над проектом работали
Московский Педагогический Государственный Университет Жанры изобразительного искусства
Виды и жанры изобразительного искусства Пространственные виды искусства Конструктивные виды искусства – архитектура, дизайн iconАвтор проекта: Субботкина Татьяна Николаевна Воспитатель мдоу д /с №7 «Солнышко» г. Ершов Саратовская область. 2010 г. Аннотация
В ходе проекта дети научатся различать виды и жанры изобразительного искусства (портрет), рисовать портрет передавая особенности...
Разместите кнопку на своём сайте:
rpp.nashaucheba.ru rpp.nashaucheba.ru

Конструктивизм - это... Что такое Конструктивизм?

    КОНСТРУКТИВИЗМ (construo — строю) — возникшее в двадцатые годы нынешнего века направление, которое провозглашает целью всякого творчества — устроение жизни, преобразование общественного быта.

    В современном конструктивизме заметны два течения: одно — отрицающее искусство, как автономную деятельность человеческого духа; другое — не отрицающее искусства.

    Основное положение первого гласит: искусство неразрывно связано с теологией, метафизикой и мистикой — смерть искусству! Мастера искусства призываются прочь от искусства — к общественному материальному производству, связанному с наукой и техникой. Обоснование этой теории, возникшей в 1920 году, среди левых живописцев России — в книге А. Гана: «Конструктивизм». Тверь. 1922 г.

    Конструктивизм в этом своем виде не может рассматриваться как направление в искусстве: он его отрицает, следовательно, лежит за его пределами.

    Второе течение конструктивизма не отрицает искусства: оно лишь ищет новых путей для художественной деятельности. В таком своем виде конструктивизм проник во все ее области. На Западе он провозглашен французским журналом „L'esprit nouveau“ (ред. Озаноран и Жаннэрэ), утверждающим, что есть новый дух в искусстве, и это — дух конструкции; американский журнал „La vida Americana“ объявил превосходство нового конструктивного начала над старым — декоративным; голландский журнал „De Stijl“ усматривает в искусстве новый коллективный стиль, основанный на началах конструктивизма.

    На Западе же существует и русский боевой орган конструктивизма — журнал «Вещь». Он издается под редакцией Эл. Лисицкого и Ильи Эренбурга — в Берлине. 1-й № вышел в марте — апреле 1922 года. В нем помещен манифест этого направления.

    Манифест конструктивистов провозглашает интернациональность искусства («при всей локальности частных симптомов и черт») — как неизбежное следствие «возмужалости человечества».

    Второй усматриваемой в искусстве чертою служит ее неразрывная связь с современностью. В современности же с очевидностью проступает торжество конструктивного метода («и в новой экономике, и в развитии индустрии, и в психологии современников»). Во всех областях жизни проявляется организующее жизнь начало.

    Связанное с современностью, искусство не может миновать эту ее особенность. Следовательно, конструктивный метод должен неминуемо восторжествовать и в искусстве.

    Конструктивное искусство призвано организовать жизнь, а не украшать ее: произведение искусства воздействует на жизнь не извне, со стороны, — но входит в нее целиком, как предмет общественного быта, как вещь.

    Но конструктивизм не есть утилитаризм, он не ограничивает творчества художника производством утилитарных вещей: он, наряду с автомобилем или аэропланом (в которых, впрочем, видит также подлинное искусство), признает право на существование и за картиной, за стихотворением, за статуей.

    Точно так же конструктивизм не разрушает старого искусства, признавая закономерность в смене художественных форм. У Пушкина конструктивисты готовы учиться экономии художественных средств, хотя самое искусство его в целом для конатруктивистов мертво.

    Но главный учитель конструктивизма — современность во всех ее проявлениях («наука, политика, техника, быт и пр.»). Конструктивисты зовут к изучению индустрии, новых изобретений, газетного языка, спорта и пр.

    Несмотря на органическую связь свою с созиданием новых общественных форм, конструктивизм — проблема искусства, а не политики, но искусства, служащего жизни.

    Таковы основные положения, провозглашенные манифестом конструктивистов.

    Пока новые теоретики защищают мысль, что искусство должно организовывать жизнь — они высказывают старое положение, общепринятое.

    Но конструктивизм, приписывающий искусству роль в строении внешнего общественного быта, ставящий ему практические задания, отчетливо выражает идею тенденциозного искусства (см.). Мир практической деятельности и мир, создаваемый в искусстве, — миры разные. Тенденция может связать два этих мира, но не может подменить один другим. В пределах же своего мира искусство характеризуется не тенденцией, но художественными особеностями произведения. Художественные же особенности в большей мере определяются мироощущением поэта, чем его миросозерцанием, которое есть лишь одна сторона мироощущения. Идея не создает еще направления в литературе, не создает школы (не только общественная идея, но и всякая иная): она их создает тогда, когда соединяется с особыми приемами художественной выразительности: так, идея платонизма создала новую литературную школу только тогда, когда символисты стали отображать ее с помощью новых приемов поэтического творчества, создали новый ритм, новый словарь, новый стиль, новую трактовку образа.

    Орган конструктивистов «Вещь» печатает на своих страницах произведения самых разнообразных литературных стилей: в списке сотрудников и В. Маяковский, и С. Есенин, и Шарль Вильдрак, и Б. Пастернак... Есть и В. Шкловский. Последнее имя устанавливает связь конструктивизма с «формальным методом» (см. Формальная школа). Действительно, конструктивизм расPܐБ‘ؐҐАՑ художественную деятельность в плане деятельности технической: рассматривает произведение искусства, как ряд художественных приемов. Эти приемы, на взгляд конструктивистов, аналогичны тем, которые применяются при создании вещей, машин в особенности: «Для нас машина — вещь. Мы не хотим ни делать ее портреты, ни слагать ей мадригалы. Для нас она — урок. Ведь учились же наши дедушки у листьев — форме, у соловья — гамме». В машине проявляется та же присущая всему человечеству потребность, которая родила искусство: потребность порядка. Поэтому, изучая машину, приближаемся к тайне искусства: ибо в искусстве, в технике, в жизни проявляется одна неизменная деятельность человека — организующая деятельность: мы знаем теперь «как сделана жизнь, и как сделан Дон-Кихот, и как сделан автомобиль...» Этот производственный взгляд на искусство не оправдывается даже индустриальными параллелями: знать, как сделан автомобиль, достаточно для того, чтобы сделать еще один автомобиль, но этого мало для того, чтобы изобрести аэроплан. Всякое поэтическое произведение есть изобретение: ни одно не повторяет целиком другого. И если удержать сравнение с фабрикой автомобилей, то с нею можно сравнить разве лишь типографию: она воспроизводит (производит), подобно тому, как фабрика — автомобили, уже изобретенные поэмы, написанные книги.

    Практика конструктивизма основана на той же «вещности» искусства. И от этой вещности, прежде всего, преобладающая роль типографских эффектов: новые написанные слова, по мысли Николая Бодуэн, обращаются не только к слуху, но и к зрению, откуда законность нового расположения букв, посредством образного осуществления лирических идеографий, ведущих к чисто графической поэзии. Конструктивизм заимствует типографский стиль рекламы: он достигает выразительности при помощи необычных абзацев, умелого расположения комбинированных шрифтов и проч. Из газет заимствует вопросительные и восклицательные знаки, поставленные — на полях или в тексте — самостоятельно, без сопровождаемых слов. Все это обладает своим художественным смыслом, но конструктивизм ничего нового не прибавляет к тому, что находим в рекламе или газете.

    Та же вещность проявляется и в словаре. Прежде всего примечательно обилие терминов. Их употребление — осознанный прием: наше время, по мысли конструктивистов, требует не разумного, а сверх-умного языка: не глоссалий индивидуализма, а слов-терминов, коллективного обихода.

    Отсюда — такая близость к газетному стилю, к стилю техники, промышленности: конструктивисты рекомендуют заимствовать истинный литературный стиль современности из книг техников, тех, кто пишет о машинах, ремеслах, из торговых объявлений и проч. Это на практике отражается прежде всего в словаре. Так, поэма Маяковского «Это вам» в 7-ми с лишним десятках строк дает десятка два подобных терминов, среди них: «Роста», «Пролеткульцы», «Академический паек». Французская поэма Андрэ Салмон'а носит название Prikaz (Приказ), где терминологический характер слова еще более подчеркивается иностранным для французского поэта языком. В этой поэме сочетание будничного языка коллективного быта с революционной фразеологией.

    Сверх-индивидуальный (вернее абстрактный) подход к языку сказался и в том, что конструктивисты, уступая принципу интернационализма в искусстве, проявляют этот интернационализм и в языке: на страницах «Вещи» смешение языков — русского, французского, немецкого.

    Конструктивизм вряд ли может быть признан самостоятельной поэтической школой: тяготение к вещи, к машине, склонность к типографским эффектам, к газетному языку, к словарю терминов, — все это характеризует собою и футуристов (см. слово «футуризм»). Чем конструктивизм привлек в свои ряды и представителей других литературных школ? Это случилось не благодаря новой художественной идее, а благодаря тому, что в нем сведены во-едино или те завоевания футуризма, которые стали законными и признанными в обще-поэтическом языке, или же его особенности, которые роднят футуризм с другими поэтическими школами (со школой научной поэзии, с имажинистами и проч.).

    Валентина Дынник.

Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель. Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. 1925.

Назовите конструктивные, декоративные и изобразительные виды искусства?

Изобразительные искусства : -скульптура -живопись -графика Некоторые виды декоративно-прикладного искусства : -гобелен -макраме -ювелирное искусство -мозаика -керамика Конструктивные виды искусства -архитектура -дизайн

"туалетно-заборные фрески".

Учитывая факт познания внутреннего мира личности, тесно связанного с культурой и историей, Э. Шпрангер положил начало систематическому исследованию самосознания, ценностных ориентаций, мировоззрения подростков. Также, в это время у подростков начинают зарождаться определенные профессиональные намерения. Изобразительное искусство является дополнительным источником самовыражения и самосознания подростка. Овладение любым видом изобразительного искусства дает подростку дополнительные возможности развития. Особенно значимым является овладение подростком основами акварельной пейзажной живописи. Это уникальные способности, которые развиваются в течение длительного и непрерывного обучения реалистической живописи. Немало важно отметить, что овладение навыками живописи не являются отдельным видом деятельности. Здесь используется комплекс знаний таких дисциплин как композиция, перспектива, рисунок, цветоведение. Навыки пейзажной живописи помогают раскрытию в подростке творческого потенциала. 1.2 Основы пленэрной пейзажной живописи. Академическая традиция, сложившаяся в XVI-XVII вв., подразумевала работу художников в мастерской, ателье, павильонах. Длительная работа над большой картиной требует ежедневной работы в одни и те же дневные часы при постоянном освещении. Чтобы сохранить “верность натуре”, художники делали подготовительные этюды, если того требовал сюжет — н — на открытом воздухе, а затем с этюда переносили пейзаж на картину. В таком методе со временем накапливалась — условности колорита. В середине XIX в. Французские и английские импрессионисты стали писать непосредственно “на натуре”, стараясь передать в живописи состояние природы в определенный момент дня и времени года. Поэтому они работали над небольшими картинами, которые можно было создать за один-два сеанса и при необходимости только завершить в мастерской. Эта новая тенденция связана с изменениями в мировоззрении и эстетических представлениях Нового времени. Люди стали больше интересоваться не идеальными образами, а «ценностью проходящего момента».

Урок 7 кл. "Художественный язык конструктивных искусств"

ЗАНЯТИЕ № 10.

Тема. Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий.

Цель. Развитие пространственно-образного мышления у обучающихся в процессе конструирования архитектурных элементов.

Задачи.

Образовательные. Формирование умений и навыков моделирования и макетирования архитектурных объектов в объёме.

Развивающие. Развивать творческие способности, содействовать формированию художественного вкуса, пространственного мышления, изобразительных способностей.

Воспитательные. Воспитать у детей интерес к искусству, как средству выражения чувств, мыслей, отношений и разнообразных замыслов.

Оборудование. Компьютер, презентация к уроку, макеты посуды, архитектурных сооружений, открыток , образец макета улицы, толковый словарь, учебник, цветная бумага, ножницы, клей, на листе А1 эскиз улицы.

Тип урока. Комбинированный.

Оформление класса. На доске записана тема урока и прикреплен лист А1 с эскизом улицы (без зданий, деревьев, предметов и т.д.). На учительском столе размещены макеты различных предметов из различных материалов (чашка и блюдце из картона, светильник из пластмассового стаканчика, улица с домом и деревьями из пенопласта и др.)

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

Учитель.

Ребята, тема сегодняшнего урока «Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий».

-Какие ассоциации у вас вызывает слово «конструктивный»?

Ответы учащихся: конструктор, лего, отдельные детали и т.д.

- Что означает понятие «конструктивный», «конструкция»?

Ответы учащихся: основу любого здания составляет какая-то конструкция, соединение объемных форм, выполненных из разных материалов.

- Можно ли сказать, что вещи – это конструктивное искусство?

Ответы учащихся: можно, так как любую вещь тоже можно представить состоящей из конструктивных элементов (конуса, куба, шара, цилиндра).

Учитель.

А теперь посмотрите на макеты, которые стоят у меня на столе. (Показывает чашку и блюдце из картона, светильник из пластмассового стаканчика, улицу с домом и деревьями из пенопласта и др.).

- Зачем архитектор или дизайнер делает сначала макеты будущих зданий или вещей?

Ответы учащихся.

Вывод. Прежде чем сделать что-то в натуральную величину, необходимо изготовить макет (маленькую копию), чтобы проверить, какие материалы лучше подобрать, как расположить детали, какая конструкция будет лучшей и т.д.

Учитель.

А где вы сталкивались в жизни с макетированием?

Ответы учащихся. Самолетики из бумаги, на уроках труда изготавливали маленькие коробочки, шкатулочки, шили маленькие изделия, делали открытки и т.д.

Вывод. Учащиеся делают вывод, что макетирование им будет в жизни необходимо.

Постановка цели урока.

Учитель. Ребята, исходя из вышесказанного, давайте сформулируем цель нашего урока. Чему мы должны сегодня научиться?

Ответы учащихся.

Учитель. Помогает учащимся формулировать цели урока. Записывает на доске (или в устной форме).

- С профессией архитектора.

- Познакомиться с понятием «макет».

-Осознать необходимость первоначального изготовления макета.

-Научиться выполнять простейшие макеты зданий, вещей, предметов.

-Создать коллективную работу «Макет улицы».

3. Изучение нового материала.

Архитектор – это специалист по сооружению зданий, по архитектуре, зодчий.

Архитекторы и строители ответственны за то, где и насколько удобно мы живем. Они создают красивые дома, и при этом строят их экономно и долговечно. Профессия архитектора предполагает системный подход к строительству, чувство прекрасного и глубокое знание быта людей.

Что делают архитекторы? Они занимаются проектированием зданий (их фасадов и внутренних помещений), разработкой проектной документации и иногда расчетом надежности конструкций. Основная задача специалистов — сконструировать надежное здание и учесть все пожелания заказчика.

Помимо зданий, они проектируют сады, жилые кварталы, производственные постройки (порты, заводы), транспортные магистрали (метрополитен, дороги, мосты, фуникулеры) и многое другое.

Профессия архитектора подходит тем людям, которые обладают хорошим пространственным мышлением, любят рисовать, являются творческими натурами.

Просмотр презентации.

Работа со словарем и учебником. Ребята находят в словарях определение слова «макет».

Толковый словарь Ожегова. Макет - модель, предварительный образец. 

Современный толковый словарь- Эскизный проект художественного оформления издания.

Толковый словарь Ушакова - Модель чего-н.: предварительный образец.

Учебник. стр.49-53.

3. Практическая работа. Создание коллективной работы «Макет улицы».

Оборудование. Ватман А1 с эскизом улицы (без зданий, деревьев, предметов и т.д.), цветная бумага, ножницы, клей, карандаш, линейка, схемы макетов домов, деревьев и др.

Учитель. Ребята, на доске размещен эскиз улицы. Только пока она пустая. Здесь нет ни домов, ни деревьев, нет транспорта, светофоров. Давайте сначала определим с вами, что будет располагаться на нашей улице.

Учащиеся предлагают свои варианты: дома, автомобили, деревья, кустарники, клумбы с цветами, светофоры, пешеходный переход.

Учитель. Предлагаю вам разбиться на группы. Каждая группа будет отвечать за изготовление определенного макета, а затем будет размещать (приклеивать) на ватмане там, где посчитает нужным.

Техника безопасности. Учащиеся рассказывают правила безопасной работы с ножницами и клеем.

Учитель наблюдает за выполнением работы, контролирует соблюдение техники безопасности, при необходимости дает консультацию.

4. Подведение итогов. Проанализировать с учащимися выполненную работу. Все ли получилось, что более удачно, а что можно было бы сделать по-другому.

5. Рефлексия.

Ответьте на вопросы.

1. Конструкция – это:

а) соединение объемных форм в одно целое;

б) одна целая часть;

в) плоские элементы.

2. Человек, занимающийся строительством зданий, называется:

а) чертежником;

б) художником;

в) архитектором.

3. Архитектор помимо зданий занимается разработкой:

а) садов, парков;

б) книг, журналов;

в) дорог, метрополитенов.

4. Чертеж чего-либо:

а) выполняется на бумаге с указанием размеров;

б) это простой рисунок;

в) это фотография.

5. Макет – это:

а) рисунок на бумаге;

б) уменьшенная модель чего-либо, выполненная в объеме из бумаги;

в) это картина .

Таблица № 1.Ответы на вопросы теста.

для проверки правильности ответов учащиеся меняются карточками.

Таблица № 2. Самоанализ деятельности на уроке.

5

4

3

Моя активность на уроке

5

4

3

Как я понял материал

5

4

Смогу ли я применить это в жизни

Да

Нет

6. Домашнее задание. Пронаблюдайте, где в нашей жизни мы встречаемся с макетами?

About Author


admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о