Кто такие гиксосы – Гиксосы – не варвары, но просвещенные правители, а на евреях просто отыгрались египтяне?

Гиксосы — Википедия

Гиксо́сы[1] (егип. ḥqꜣ(w)-ḫꜣswt, др.-греч. Ὑκσώς) — название народов, завоевавших часть Древнего Египта в XVIII—XVI веках до н. э. во времена XIII—XVII династий. Они основали свою столицу в Аварисе (современный Телль-эд-Даба), расположенном на так называемой Пелусиакской ветви реки Нил в Восточной дельте. Гиксосы образовали собственную XV династию, но не смогли покорить весь Египет, их владения простирались только до Асьюта, южной частью Египта продолжали управлять «теневые» фараоны из столицы в Фивах[2]. Они положили начало периоду политического раскола в Египте, который именуется вторым переходным периодом, продолжавшимся с 1650 по 1549 год до нашей эры[3].

Письменные источники, современные вторжению, отсутствуют; даже само название «гиксосы» образовано в позднейшее время древнеегипетским историком Манефоном от египетского хэка-хасут, «правители чужих земель»

[3][2]. Современные исследователи предполагают, что этнически гиксосы представляли собой несколько групп, в основном семитских, культурно находившихся под влиянием ханаанской культуры середины бронзового века.

Гиксосы привнесли новшевства в военное дело (колесницы, шлемы, составные луки)[4]; также иные культурные влияния в египетскую культуру.

Термин «Гиксос» (Hyksos) происходит от египетского выражения heqau khaswet или heqa-khaset («правители чужих земель»), используемого в египетских текстах, таких как туринский царский папирус для описания правителей соседних земель. Это выражение начинает появляться ещё в позднем Древнем царстве (ранее XXI века до н. э.) для обозначения различных нубийских вождей, а в Среднем царстве для обозначения говорящих на семитских языках вождей Сирии и Ханаана.

Для обозначения азиатов в египетском языке использовалось слово аму, поэтому термин гиксос, вероятно, не относился к опредёленной этнической группе, а скорее к определенному правящему классу, который имел иностранное происхождение

[3].

Уникальное в древнегреческом языке слово ὑκσώς (hyksós, с густым предыханием и ударением на букве омега) является заимствованием из египетского языка. Это слово было использовано в уникальном значении «царь-пастух» Манефоном, жрецом и историком третьего века до нашей эры, писавшим по-гречески и знавшим доптолемеевские документы, на которые он опирался при написании своих текстов. До расшифровки иероглифов Манефон был единственным доступным источником для составления списка египетских царей. Как доказательство своего негреческого происхождения, слово ὑκσώς не соблюдает правил древнегреческого ударения и является одним из немногих греческих слов с буквой каппа, за которой следует сигма, вместо распространённой в таких случаях буквы кси.

Иосиф Флавий приводит самый ранний известный пример многократно повторяющейся ложной этимологии термина

гиксос, как эллинизированной формы египетской фразы hekw shasu, означающей «цари-пастухи». Учёные только недавно показали, что этот термин происходит от heqa-khase («правители чужих земель»)[5].

Объединение гиксосов образовалось на территории Сирии. Они переняли передовые военные технологии от индоевропейских народов[6] и осуществили экспансию в сторону Египта. Основу гиксосов составляли амореи, к которым также присоединились хурриты и хетты[7].

Опровергая легенду Манефона о внезапном вторжении гиксосов в Египет, Д. Редфорд полагает, что в XVIII—XVII вв. до н. э., когда Египтом правили слабые XIII и XIV династии, разные азиатские племена постепенно переходили через Суэцкий перешеек и расселялись в дельте Нила[8].

Военные технологии гиксосов (колесницы, новые типы доспехов, составные луки) в сочетании с воинственностью давали им несомненное превосходство над египетской армией[2]

.

Став в дельте Нила преобладающим населением, гиксосы перенесли столицу из Мемфиса в отстроенный ими Аварис[2], где стали править их династии, по Манефону XV и, видимо, XVI. Наибольшего могущества гиксосы достигли при царях Хиане и Апепи, которые смогли продвинуться далеко на юг, достигнув города Кус (Табличка Карнарвона I). Однако подчинить весь Верхний Египет гиксосы так и не смогли.

Примерно через сто лет египтяне освоили оружие гиксосов[2]. В Фивах в это время правила XVII династия, которая, собрав силы, начала освободительную борьбу. Начало борьбы по легенде (Папирус Салье I — «Гиксосский царь Апопе и фараон Секненра») связано с царём Секненра, который, судя по найденной мумии, по-видимому, погиб в битве. Его сын, Камос, последний царь XVII династии, сражался успешнее. Он собрал войско, двинулся на север (Табличка Карнарвона I), перехватил по пути послание гиксосов к правителю Куша и сумел дойти почти до самого Авариса, но не захватил его (Стела II фараона Камоса). Окончательную победу над гиксосами одержал брат Камоса, первый фараон XVIII династии Яхмос I около 1550 г. до н. э., который изгнал их из Египта и преследовал до южной Палестины, где захватил город Шарухен (Жизнеописание начальника гребцов Яхмоса сына Эбаны). Как скоро после разграбления Авариса произошла эта азиатская кампания, неизвестно. Можно заключить, что вторжение в Южный Ханаан, вероятно, последовало вскоре после изгнанием гиксосов из Авариса. Но, учитывая период затяжной борьбы до падения Авариса и, возможно, не один сезон кампаний до того, как гиксосы были заперты в Шарухене, хронологическая последовательность должна оставаться неопределённой.

Через 1600 лет после правления гиксосов Иосиф Флавий, со ссылкой на Манефона, также жившего более чем через тысячу лет после вторжения, отождествил гиксосов с прародителями евреев, а их изгнание — с исходом евреев из Египта[9][1].

Евсевий Кесарийский также утверждал, что библейский Иосиф управлял Египтом именно при гиксосах

[1].

Вследствие очевидного противоречия в хронологии (общепринято датировать исход концом XIII — началом XII века до н. э.), в XX веке с гипотезой соглашались лишь немногие историки[9]. А. Эвен не отрицает возможности связи между событиями: гиксосы, среди которых было много семитов, могли покровительствовать древним евреям и стимулировать их переселение в Гесем, после свержения гиксосских правителей и началось постепенное порабощение евреев[9].

Число гиксосских правителей, последовательность их правления и имена точно не известны (список царей приведён в работе фон Бекерата[10]).

Манефон[11] приводит имена шести гиксосских царей XV династии:

В Туринском папирусе № 1874 со списком царей (X. 14-20) перечислены 7 гиксосских царей, однако почти все их имена стёрты. Там также сказано, что 6 иноземных царей правили более ста лет (X. 21). В списке упоминается царь Нехси (VII. 1), имя которого встречается на двух архитектурных фрагментах из Авариса

[12]. Согласно «Стеле 400 года» (англ.)русск. именно этот царь ввёл в Нижнем Египте культ Сета, ставшего главным богом гиксосов. Другие гиксосские цари, имена которых найдены на разных предметах, на самом деле являлись небольшими местными правителями. Некоторые цари переняли египетскую царскую титулатуру, однако три имени имел только один Апопис. В Телль эль-Даба был найден дверной косяк с именем царя Сокархера и титулатурой Hqa xAswt. По мнению большинства исследователей, этнический состав гиксосов был неоднородным, однако многие гиксосы носили имена семитского происхождения (Хиан, Иоам, Якбаал).

Основные исторические документы с упоминанием о гиксосах[править | править код]

Полный список приводится в работе: Redford D.B. Textual Sources for the Hyksos Period // The Hyksos: New Historical and Archaeological Perspectives. Philadelphia, 1997. P. 1-44. Издание исторических документов гиксосского периода: Helck W. Historisch-biographische Texte der 2. Zwischenzeit und neue Texte der 18. Dynastie, Wiesbaden, 1975.

  • Тексты периода борьбы с гиксосами:
    • Стела Бабаи из Эль-Каба
    • Табличка Карнарвона I из Фив (Хрестоматия по истории Древнего Востока. — М., 1963. — С. 76-78.; Хрестоматия по истории Древнего Востока. Часть I. — М., 1980. — С. 59-60.; История Древнего Востока. Тексты и документы. — М., 2002.)
    • Стела II фараона Камоса из Фив (Хрестоматия по истории Древнего Востока. Часть I. М., 1980. С. 60-63. История Древнего Востока. Тексты и документы. — М., 2002. — С. 55-57.)
    • Жизнеописание начальника гребцов Яхмоса сына Эбаны из Эль-Каба (Хрестоматия по истории Древнего Востока. Часть I. — М., 1980. С. 63-65.; История Древнего Востока. Тексты и документы. — М., 2002. — С. 58-60.)
    • Жизнеописание Яхмоса Пеннехеба из Эль-Каба
    • «Стела Бури»
    • Математический папирус Ринд
  • Поздние тексты:
    • Надпись царицы Хатшепсут в Спеос Артемидос
    • Папирус Саллье I с историей о гиксосском царе Апопе и фараоне Секненра (Фараон Хуфу и чародеи. Сказки, повести, поучения древнего Египта. — М., 1958. — С. 91-95.; Сказки Древнего Египта. — М., 1998. — С. 131—133.)
    • Стела 400 года (англ.)русск. из Таниса.
    • Сведения Манефона в книге Иосифа Флавия «Против Апиона» I. 14 (Хрестоматия по истории Древнего Востока. Часть I. — М., 1980. С. 58-59.; История Древнего Востока. Тексты и документы. — М., 2002. — С. 53-54.)

В Восточной Дельте, в местах Телль эль-Даба (Аварис), Телль эль-Ягудийя и Телль эль-Масхута, сохранились остатки крепости, поселений, храмов и кладбищ. Немногочисленная скульптура сохраняет стилистические традиции Среднего царства, но по качеству сильно уступает египетским образцам. Скарабеи, печати и другие мелкие изделия с именами гиксосских царей найдены в Нубии, Малой Азии, Месопотамии и на Крите.

После гиксосского периода в Египте появилось новое военное оснащение: более сложный загнутый назад лук, различные виды мечей и кинжалов (в том числе кхопеш), новый тип щита, кольчуга

[уточнить] и металлический шлем. Самое важное новшество — двухколёсная военная колесница, запряжённая лошадьми, использование которой на поле битвы привело к изменению тактики ведения военных действий[6].

В Египте возник культ западносемитских божеств: Баала (с Баалом отождествлялся египетский Сет), Анат и Астарты.[13]

В древнеегипетском языке появилось много заимствованных слов семитского происхождения[14].

Гиксосы продолжали играть определенную роль в египетской литературе как синоним «азиатского» вплоть до эллинистических времён. Этот термин часто использовался против таких групп, как семиты, поселившиеся в Асуане или Дельте, и это, возможно, привело египетского жреца и историка Манефона (или Птолемея Мендесского) к отождествлению прихода гиксосов с пребыванием в Египте Иосифа и его братьев, а также привело к тому, что некоторые авторы отождествляли изгнание гиксосов с исходом.

В связи с хаосом в конце 19-й династии, Первые фараоны 20-й династии в Элефантинской стеле и папирусе Харриса активизировали антигиксосскую позицию, чтобы усилить их нативистскую реакцию по отношению к азиатским поселенцам Севера, которые, возможно, снова были изгнаны из страны. Сетнахт, основатель 20-й династии, записывает в год 2 стелы из Элефантины, что он победил и изгнал большую силу азиатов, которые вторглись в Египет во время хаоса между концом правления Двосрета и началом 20-й династии и захватили большую часть украденной ими золотой и серебряной добычи.

История гиксосов была известна грекам, которые пытались отождествить её в своей собственной мифологии с изгнанием из Египта Белоса (Ваала?) и дочери Даная, связанных с происхождением Аргосской династией.

на русском языке
  • III тысячелетие до н. э. — VII век до н. э. // История человечества / ред. А. Х. Дани, Ж.-П. Моэн. — ЮНЕСКО. — Магистр-Пресс, 2003. — Т. II. — С. 137—138. — 606 с. — ISBN 5-89317-156-Х.
  • Авдиев В. И. Военная история Древнего Египта. — Т. I. Возникновение и развитие завоевательной политики до эпохи крупных войн XVI—XV вв. до х. э. — М.: Изд-во «Советская наука», 1948. — 354 с.
  • Арцруни А. А. Армения, гиксосы и истоки цивилизации. — М.: Менеджер, 2012. — 168 с. — ISBN 978-5-8346-0342-9.
  • Даймонд Д. М. «Ружья, микробы и сталь: Судьбы человеческих обществ» = Guns, Germs, and Steel: The Fates of Human Societies / Пер. с англ. М. В. Колопотин. — М.: АСТ Москва: Corpus, 2010. — 720 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-17-061456-1 ISBN 978-5-403-01950-7.
  • Гиксосы / А. А. Немировский // Гермафродит — Григорьев. — М. : Большая российская энциклопедия, 2007. — С. 120—121. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 7). — ISBN 978-5-85270-337-8.
на других языках
  1. 1 2 3 Немировский, 2007.
  2. 1 2 3 4 5 История человечества, 2003.
  3. 1 2 3 Arianna Sacco The «Rulers of Foreign Lands»: the Hyksos and their contributions to Egyptian warfare // Ancient Warfare 7.1, pp. 14-19, 2013
  4. ↑ Hyksos | History, Kings, & Significance // Britannica.com
  5. ↑ Finkelstein, Israel and Silberman, Neil Asher, The Bible Unearthed: Archaeology’s New Vision of Ancient Israel and the Origin of Its Sacred Texts, 2001, The Free Press, New York City, ISBN 0-684-86912-8 p. 54
  6. 1 2 Winlock H. E. The Rise and Fall of the Middle Kingdom in Thebes. New York, 1947. P. 150—170 (англ.)
  7. ↑ Ранние государства Финикии, Сирии и Палестины
  8. Redford D.F. Egypt, Canaan and Israel in ancient times. Princeton, 1992. P. 98-129 (англ.)
  9. 1 2 3 Эвен, 1984.
  10. von Beckerath J. Untersuchungen zur politischen Geschichte der Zweiten Zwischenzeit in Ägypten, Glückstadt, 1965 (нем.)
  11. Иосиф Флавий. «Против Апиона» I. 14, 77-79
  12. Bietak M. Zum Königreich des Nehesi // Studien zur altägyptischen Kultur. Bd. 11. Hamburg, 1984. S. 59-75 (нем.)
  13. Коростовцев М. А. Религия древнего Египта. — СПб.: Летний сад, 2000. — С. 159—163.
  14. Burchardt M. Die altkanaanäischen Fremdworte und Eigennamen im Ägyptischen. Leipzig, 1909—1910 (нем.)

Гиксосы — это… Что такое Гиксосы?

Гиксо́сы — группа кочевых скотоводческих азиатских племён из Передней Азии, захвативших власть в Нижнем Египте в середине XVII в. до н. э. и затем, около 1650 г. до н. э., образовавших свою династию правителей. Свое название они получили от египетского Hqa xAswt «правитель (чужеземных) стран», передаваемое по-гречески ὑκσώς или ὑξώς. Манефон (Иосиф Флавий «Против Апиона» I. 14, 82-83) переводит слово «гиксосы», как «цари-пастухи» или «пленники-пастухи», последнее подтверждается египетским HAq «добыча», «пленник». Время правления гиксосов в истории Древнего Египта принято называть Вторым переходным периодом.

Исторические события

Объединение гиксосов образовалось на территории Сирии. Они переняли передовые военные технологии от индоевропейских народов и осуществили экспансию в сторону Египта. Основу гиксосов составляли амореи, к которым также присоединились хурриты и хетты[1].

Опровергая легенду Манефона о внезапном вторжении гиксосов в Египет, Д. Редфорд полагает, что в XVIII—XVII вв. до н. э., когда Египтом правили слабые XIII и XIV династии, разные азиатские племена постепенно переходили через Суэцкий перешеек и расселялись в дельте Нила[2]. Став в дельте Нила преобладающим населением, гиксосы сделали своей столицей Аварис, где стали править их династии, по Манефону XV и, видимо, XVI. Наибольшего могущества гиксосы достигли при царях Хиане и Апепи, которые смогли продвинуться далеко на юг, достигнув города Кус (Табличка Карнарвона I). Однако подчинить весь Верхний Египет гиксосы так и не смогли. В Фивах в это время правила XVII династия, которая, собрав силы, начала борьбу с гиксосами. Начало борьбы по легенде (Папирус Саллье I — «Гиксосский царь Апопе и фараон Секненра») связано с царём Секненра, который, судя по найденной мумии, по-видимому, погиб в битве. Его сын, Камос, последний царь XVII династии, сражался успешнее. Он собрал войско, двинулся на север (Табличка Карнарвона I), перехватил по пути послание гиксосов к правителю Куша и сумел дойти почти до самого Авариса, но не захватил его (Стела II фараона Камоса). Окончательную победу над гиксосами одержал брат Камоса, первый фараон XVIII династии Яхмос I около 1550 г. до н. э., который изгнал их из Египта и преследовал до южной Палестины, где захватил город Шарухен (Жизнеописание начальника гребцов Яхмоса сына Эбаны).

Гиксосские цари

Число гиксосских правителей, последовательность их правления и имена точно не известны (список царей приведён в работе фон Бекерата[3]).

Манефон[4] приводит имена 6-ти гиксосских царей XV династии:

  • Салитис
  • Бнон
  • Апахнан
  • Апопис
  • Ианнас
  • Ассис

В Туринском папирусе № 1874 со списком царей (X. 14-20) перечислены 7 гиксосских царей, однако почти все их имена стерты. Там также сказано, что 6 иноземных царей правили более ста лет (X. 21). В списке упоминается царь Нехси (VII. 1), имя которого встречается на двух архитектурных фрагментах из Авариса[5]. Согласно «Стеле 400 лет» именно этот царь ввёл в Нижнем Египте культ Сета, ставшим главным богом гиксосов. Другие гиксосские цари, имена которых найдены на разных предметах, на самом деле являлись небольшими местными правителями. Некоторые цари переняли египетскую царскую титулатуру, однако три имени имел только один Апопис. В Телль эль-Даба был найден дверной косяк с именем царя Сокархера и титулатурой Hqa xAswt. По мнению большинства исследователей, этнический состав гиксосов был неоднородным, однако многие гиксосы носили имена семитского происхождения (Хиан, Иоам, Якбаал).

Основные исторические документы с упоминанием о гиксосах

Полный список приводится в работе: Redford D.B. Textual Sources for the Hyksos Period // The Hyksos: New Historical and Archaeological Perspectives. Philadelphia, 1997. P. 1-44. Издание исторических документов гиксосского периода: Helck W. Historisch-biographische Texte der 2. Zwischenzeit und neue Texte der 18. Dynastie, Wiesbaden, 1975.

  • Тексты периода борьбы с гиксосами:
    • Стела Бабаи из Эль-Каба
    • Табличка Карнарвона I из Фив (Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1963. С. 76-78; Хрестоматия по истории Древнего Востока. Часть I. М., 1980. С. 59-60; История Древнего Востока. Тексты и документы. М., 2002)
    • Стела II фараона Камоса из Фив (Хрестоматия по истории Древнего Востока. Часть I. М., 1980. С. 60-63. История Древнего Востока. Тексты и документы. М., 2002. С. 55-57)
    • Жизнеописание начальника гребцов Яхмоса сына Эбаны из Эль-Каба (Хрестоматия по истории Древнего Востока. Часть I. М., 1980. С. 63-65. История Древнего Востока. Тексты и документы. М., 2002. С. 58-60)
    • Жизнеописание Яхмоса Пеннехеба из Эль-Каба
    • «Стела Бури»
    • Математический папирус Ринд
  • Поздние тексты:
    • Надпись царицы Хатшепсут в Спеос Артемидос
    • Папирус Саллье I с историей о гиксосском царе Апопе и фараоне Секненра (Фараон Хуфу и чародеи. Сказки, повести, поучения древнего Египта. М., 1958. С. 91-95. Сказки Древнего Египта. М., 1998. С. 131—133)
    • «Стела 400 лет» из Таниса.
    • Сведения Манефона в книге Иосифа Флавия «Против Апиона» I. 14 (Хрестоматия по истории Древнего Востока. Часть I. М., 1980. С. 58-59. История Древнего Востока. Тексты и документы. М., 2002. С. 53-54)

Памятники гиксосского периода

В Восточной Дельте, в местах Телль эль-Даба (Аварис), Телль эль-Ягудийя и Телль эль-Масхута, сохранились остатки крепости, поселений, храмов и кладбищ. Немногочисленная скульптура сохраняет стилистические традиции Среднего царства, но по качеству сильно уступает египетским образцам. Скарабеи, печати и другие мелкие изделия с именами гиксосских царей найдены в Нубии, Малой Азии, Месопотамии и на Крите.

Последствия гиксосского правления

После гиксосского периода в Египте появилось новое военное оснащение: более сложный загнутый назад лук, разные виды мечей и кинжалов, новый тип щита, кольчуга и металлический шлем. Самое важное новшество — двухколёсная военная колесница, запряжённая лошадьми, использование которой на поле битвы привело к изменению тактики ведения военных действий[6]. В Египте возник культ западносемитских божеств: Баала, Анат и Астарты. С Баалом отождествлялся египетский Сет[7]. В древнеегипетском языке появилось много заимствованных слов семитского происхождения[8].

Гиксосы в художественной литературе

  • Вторжение гиксосов в Египет описывается в первом из египетской серии романов Уилбура Смита «Божество реки (англ.)русск.».
  • Освобождение Египта из-под власти гиксосов служит историческим фоном для романа «Чародей» того же автора и для книги «Владычица зари» Генри Хаггарда.
  • Романы Нагиба Махфуза «Война в Фивах» и Кристиана Жака «Гнев богов» претендуют на историческую достоверность.

Примечания

  1. Ранние государства Финикии, Сирии и Палестины
  2. Redford D.F. Egypt, Canaan and Israel in ancient times. Princeton, 1992. P. 98-129 (англ.)
  3. von Beckerath J. Untersuchungen zur politischen Geschichte der Zweiten Zwischenzeit in Ägypten, Glückstadt, 1965 (нем.)
  4. Иосиф Флавий «Против Апиона» I. 14, 77-79
  5. Bietak M. Zum Königreich des Nehesi // Studien zur altägyptischen Kultur. Bd. 11. Hamburg, 1984. S. 59-75 (нем.)
  6. Winlock H. E. The Rise and Fall of the Middle Kingdom in Thebes. New York, 1947. P. 150—170 (англ.)
  7. Коростовцев М. А. Религия древнего Египта. — СПб.: Летний сад, 2000. С. 159—163.
  8. Burchardt M. Die altkanaanäischen Fremdworte und Eigennamen im Ägyptischen. Leipzig, 1909—1910 (нем.)

Ссылки

Гиксосы — Википедия

Гиксо́сы[1] (также ги́ксосы[2]) — название народов, завоевавших часть Древнего Египта в XVIII—XVI веках до н. э. во времена XIII—XVII династий. Гиксосы образовали собственную XV династию, но не смогли покорить весь Египет, их владения простирались только до Асьюта, южной частью Египта продолжали управлять «теневые» фараоны из столицы в Фивах[3]. Время правления гиксосов в истории Древнего Египта принято называть Вторым переходным периодом. Гиксосы привнесли колесничное военное дело в Египет[4].

Письменные источники, современные вторжению, отсутствуют, даже само название «гиксосы» образовано в позднейшее время Манефоном от египетского Hqa xAswt (хеку-шасу), «правитель (чужеземных) стран»[3], передаваемое по-гречески ὑκσώς или ὑξώς. Иосиф Флавий («Против Апиона» I. 14, 82-83) переводит слово «гиксосы» как «цари-пастухи» или «пленники-пастухи», последнее подтверждается египетским HAq «добыча», «пленник».

Согласно древнеегипетскому историку Манефону, гиксосы пришли с востока. Современные исследователи предполагают, что этнически гиксосы представляли собой несколько групп, в основном семитских[источник не указан 36 дней], культурно находившихся под влиянием ханаанской[уточнить] культуры середины бронзового века.

Исторические события

Объединение гиксосов образовалось на территории Сирии. Они переняли передовые военные технологии от индоевропейских народов[5] и осуществили экспансию в сторону Египта. Основу гиксосов составляли амореи, к которым также присоединились хурриты и хетты[6].

Опровергая легенду Манефона о внезапном вторжении гиксосов в Египет, Д. Редфорд полагает, что в XVIII—XVII вв. до н. э., когда Египтом правили слабые XIII и XIV династии, разные азиатские племена постепенно переходили через Суэцкий перешеек и расселялись в дельте Нила[7].

Военные технологии гиксосов (колесницы, новые типы доспехов, составные луки) в сочетании с воинственностью давали им несомненное превосходство над египетской армией[3].

Став в дельте Нила преобладающим населением, гиксосы перенесли столицу из Мемфиса в отстроенный ими Аварис[3], где стали править их династии, по Манефону XV и, видимо, XVI. Наибольшего могущества гиксосы достигли при царях Хиане и Апепи, которые смогли продвинуться далеко на юг, достигнув города Кус (Табличка Карнарвона I). Однако подчинить весь Верхний Египет гиксосы так и не смогли.

Примерно через сто лет египтяне освоили оружие гиксосов[3]. В Фивах в это время правила XVII династия, которая, собрав силы, начала освободительную борьбу. Начало борьбы по легенде (Папирус Салье I — «Гиксосский царь Апопе и фараон Секненра») связано с царём Секненра, который, судя по найденной мумии, по-видимому, погиб в битве. Его сын, Камос, последний царь XVII династии, сражался успешнее. Он собрал войско, двинулся на север (Табличка Карнарвона I), перехватил по пути послание гиксосов к правителю Куша и сумел дойти почти до самого Авариса, но не захватил его (Стела II фараона Камоса). Окончательную победу над гиксосами одержал брат Камоса, первый фараон XVIII династии Яхмос I около 1550 г. до н. э., который изгнал их из Египта и преследовал до южной Палестины, где захватил город Шарухен (Жизнеописание начальника гребцов Яхмоса сына Эбаны).

Видео по теме

Гиксосы и евреи

Через 1600 лет после правления гиксосов Иосиф Флавий, со ссылкой на Манефона, также жившего более чем через тысячу лет после вторжения, отождествил гиксосов с прародителями евреев, а их изгнание — с исходом евреев из Египта[8][1].

Евсевий Кесарийский также утверждал, что Иосиф управлял Египтом именно при гиксосах[1].

Вследствие очевидного противоречия в хронологии (общепринято датировать исход концом XIII — началом XII века до н. э.), в XX веке с гипотезой соглашались лишь немногие историки[8]. А. Эвен не отрицает возможности связи между событиями: гиксосы, среди которых было много семитов, могли покровительствовать древним евреям и стимулировать их переселение в Гесем, после свержения гиксосских правителей и началось постепенное порабощение евреев[8].

Гиксосские цари

Число гиксосских правителей, последовательность их правления и имена точно не известны (список царей приведён в работе фон Бекерата[9]).

Манефон[10] приводит имена шести гиксосских царей XV династии:

В Туринском папирусе № 1874 со списком царей (X. 14-20) перечислены 7 гиксосских царей, однако почти все их имена стёрты. Там также сказано, что 6 иноземных царей правили более ста лет (X. 21). В списке упоминается царь Нехси (VII. 1), имя которого встречается на двух архитектурных фрагментах из Авариса[11]. Согласно «Стеле 400 года» (англ.)русск. именно этот царь ввёл в Нижнем Египте культ Сета, ставшего главным богом гиксосов. Другие гиксосские цари, имена которых найдены на разных предметах, на самом деле являлись небольшими местными правителями. Некоторые цари переняли египетскую царскую титулатуру, однако три имени имел только один Апопис. В Телль эль-Даба был найден дверной косяк с именем царя Сокархера и титулатурой Hqa xAswt. По мнению большинства исследователей, этнический состав гиксосов был неоднородным, однако многие гиксосы носили имена семитского происхождения (Хиан, Иоам, Якбаал).

Основные исторические документы с упоминанием о гиксосах

Полный список приводится в работе: Redford D.B. Textual Sources for the Hyksos Period // The Hyksos: New Historical and Archaeological Perspectives. Philadelphia, 1997. P. 1-44. Издание исторических документов гиксосского периода: Helck W. Historisch-biographische Texte der 2. Zwischenzeit und neue Texte der 18. Dynastie, Wiesbaden, 1975.

  • Тексты периода борьбы с гиксосами:
    • Стела Бабаи из Эль-Каба
    • Табличка Карнарвона I из Фив (Хрестоматия по истории Древнего Востока. — М., 1963. — С. 76-78.; Хрестоматия по истории Древнего Востока. Часть I. — М., 1980. — С. 59-60.; История Древнего Востока. Тексты и документы. — М., 2002.)
    • Стела II фараона Камоса из Фив (Хрестоматия по истории Древнего Востока. Часть I. М., 1980. С. 60-63. История Древнего Востока. Тексты и документы. — М., 2002. — С. 55-57.)
    • Жизнеописание начальника гребцов Яхмоса сына Эбаны из Эль-Каба (Хрестоматия по истории Древнего Востока. Часть I. — М., 1980. С. 63-65.; История Древнего Востока. Тексты и документы. — М., 2002. — С. 58-60.)
    • Жизнеописание Яхмоса Пеннехеба из Эль-Каба
    • «Стела Бури»
    • Математический папирус Ринд
  • Поздние тексты:
    • Надпись царицы Хатшепсут в Спеос Артемидос
    • Папирус Саллье I с историей о гиксосском царе Апопе и фараоне Секненра (Фараон Хуфу и чародеи. Сказки, повести, поучения древнего Египта. — М., 1958. — С. 91-95.; Сказки Древнего Египта. — М., 1998. — С. 131—133.)
    • Стела 400 года (англ.)русск. из Таниса.
    • Сведения Манефона в книге Иосифа Флавия «Против Апиона» I. 14 (Хрестоматия по истории Древнего Востока. Часть I. — М., 1980. С. 58-59.; История Древнего Востока. Тексты и документы. — М., 2002. — С. 53-54.)

Памятники гиксосского периода

В Восточной Дельте, в местах Телль эль-Даба (Аварис), Телль эль-Ягудийя и Телль эль-Масхута, сохранились остатки крепости, поселений, храмов и кладбищ. Немногочисленная скульптура сохраняет стилистические традиции Среднего царства, но по качеству сильно уступает египетским образцам. Скарабеи, печати и другие мелкие изделия с именами гиксосских царей найдены в Нубии, Малой Азии, Месопотамии и на Крите.

Последствия гиксосского правления

После гиксосского периода в Египте появилось новое военное оснащение: более сложный загнутый назад лук, различные виды мечей и кинжалов, в том числе кхопеш, новый тип щита, кольчуга[уточнить] и металлический шлем. Самое важное новшество — двухколёсная военная колесница, запряжённая лошадьми, использование которой на поле битвы привело к изменению тактики ведения военных действий[12]. В Египте возник культ западносемитских божеств: Баала, Анат и Астарты. С Баалом отождествлялся египетский Сет[13]. В древнеегипетском языке появилось много заимствованных слов семитского происхождения[14].

Примечания

  1. 1 2 3 Немировский, 2007.
  2. Агеенко Ф. Л., Зарва М. В.. Словарь ударений для работников радио и телевидения: Ок. 75 000 словарных единиц / Под редакцией Д. Э. Розенталя. — Издание 6-е, стереотипное. — Москва: Русский язык, 1985. — С. 108. — 808 с.
  3. 1 2 3 4 5 История человечества, 2003.
  4. ↑ https://www.britannica.com/topic/Hyksos-Egyptian-dynasty#ref756992
  5. Winlock H. E. The Rise and Fall of the Middle Kingdom in Thebes. New York, 1947. P. 150—170 (англ.)
  6. ↑ Ранние государства Финикии, Сирии и Палестины
  7. Redford D.F. Egypt, Canaan and Israel in ancient times. Princeton, 1992. P. 98-129 (англ.)
  8. 1 2 3 Эвен, 1984.
  9. von Beckerath J. Untersuchungen zur politischen Geschichte der Zweiten Zwischenzeit in Ägypten, Glückstadt, 1965 (нем.)
  10. Иосиф Флавий. «Против Апиона» I. 14, 77-79
  11. Bietak M. Zum Königreich des Nehesi // Studien zur altägyptischen Kultur. Bd. 11. Hamburg, 1984. S. 59-75 (нем.)
  12. Winlock H. E. The Rise and Fall of the Middle Kingdom in Thebes. New York, 1947. P. 150—170 (англ.)
  13. Коростовцев М. А. Религия древнего Египта. — СПб.: Летний сад, 2000. — С. 159—163.
  14. Burchardt M. Die altkanaanäischen Fremdworte und Eigennamen im Ägyptischen. Leipzig, 1909—1910 (нем.)

Литература

на русском языке
  • III тысячелетие до н. э. — VII век до н. э. // История человечества / ред. А. Х. Дани, Ж.-П. Моэн. — ЮНЕСКО. — Магистр-Пресс, 2003. — Т. II. — С. 137-138. — 606 с. — ISBN 5-89317-156-Х.
  • Авдиев В. И. Военная история Древнего Египта. — Т. I. Возникновение и развитие завоевательной политики до эпохи крупных войн XVI-XV вв. до х. э. — М.: Изд-во «Советская наука», 1948. — 354 с.
  • Арцруни А. А. Армения, гиксосы и истоки цивилизации. — М.: Менеджер, 2012. — 168 с. — ISBN 978-5-8346-0342-9.
  • Даймонд Д. М. «Ружья, микробы и сталь: Судьбы человеческих обществ» = Guns, Germs, and Steel: The Fates of Human Societies / Пер. с англ. М. В. Колопотин. — М.: АСТ Москва: Corpus, 2010. — 720 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-17-061456-1 ISBN 978-5-403-01950-7.
  • Гиксосы / А. А. Немировский // Гермафродит — Григорьев. — М. : Большая российская энциклопедия, 2007. — С. 120-121. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 7). — ISBN 978-5-85270-337-8.
на других языках

Ссылки

Гиксосы Википедия

Гиксо́сы[1] (егип. ḥqꜣ(w)-ḫꜣswt, др.-греч. Ὑκσώς) — название народов, завоевавших часть Древнего Египта в XVIII—XVI веках до н. э. во времена XIII—XVII династий. Они основали свою столицу в Аварисе (современный Телль-эд-Даба), расположенном на так называемой Пелусиакской ветви реки Нил в Восточной дельте. Гиксосы образовали собственную XV династию, но не смогли покорить весь Египет, их владения простирались только до Асьюта, южной частью Египта продолжали управлять «теневые» фараоны из столицы в Фивах[2]. Они положили начало периоду политического раскола в Египте, который именуется вторым переходным периодом, продолжавшимся с 1650 по 1549 год до нашей эры[3].

Письменные источники, современные вторжению, отсутствуют; даже само название «гиксосы» образовано в позднейшее время древнеегипетским историком Манефоном от египетского хэка-хасут, «правители чужих земель»[3][2]. Современные исследователи предполагают, что этнически гиксосы представляли собой несколько групп, в основном семитских, культурно находившихся под влиянием ханаанской культуры середины бронзового века.

Гиксосы привнесли новшевства в военное дело (колесницы, шлемы, составные луки)[4]; также иные культурные влияния в египетскую культуру.

Название[ | ]

Термин «Гиксос» (Hyksos) происходит от египетского выражения heqau khaswet или heqa-khaset («правители чужих земель»), используемого в египетских текстах, таких как туринский царский папирус для описания правителей соседних земель. Это выражение начинает появляться ещё в позднем Древнем царстве (ранее XXI века до н. э.) для обозначения различных нубийских вождей, а в Среднем царстве для обозначения говорящих на семитских языках вождей Сирии и Ханаана.

Для обозначения азиатов в египетском языке использовалось слово аму, поэтому термин гиксос, вероятно, не относился к опредёленной этнической группе, а скорее к определенному правящему классу, который имел иностранное происхождение[3].

Уникальное в древнегреческом языке слово ὑκσώς (hyksós, с густым предыханием и ударением на букве омега) является заимствованием из египетского языка. Это слово было использовано в уникальном значении «царь-пастух» Манефоном, жрецом и историком третьего века до нашей эры, писавшим по-гречески и знавшим доптолемеевские документы, на которые он опирался при написании своих текстов. До расшифровки иероглифов Манефон был единственным доступным источником для составления списка египетских царей. Как доказательство своего негреческого происхождения, слово ὑκσώς не соблюдает правил древнегреческого ударения и является одним из немногих греческих слов с буквой каппа, за которой следует сигма, вместо распространённой в таких случаях буквы кси.

Иосиф Флавий приводит самый ранний известный пример многократно повторяющейся ложной этимологии термина гиксос, как эллинизированной формы египетской фразы hekw shasu, озн

Гиксосы — Википедия. Что такое Гиксосы

Гиксо́сы[1] (также ги́ксосы[2]) — название народов, завоевавших часть Древнего Египта в XVIII—XVI веках до н. э. во времена XIII—XVII династий. Гиксосы образовали собственную XV династию, но не смогли покорить весь Египет, их владения простирались только до Асьюта, южной частью Египта продолжали управлять «теневые» фараоны из столицы в Фивах[3]. Время правления гиксосов в истории Древнего Египта принято называть Вторым переходным периодом. Гиксосы привнесли колесничное военное дело в Египет[4].

Письменные источники, современные вторжению, отсутствуют, даже само название «гиксосы» образовано в позднейшее время Манефоном от египетского Hqa xAswt (хеку-шасу), «правитель (чужеземных) стран»[3], передаваемое по-гречески ὑκσώς или ὑξώς. Иосиф Флавий («Против Апиона» I. 14, 82-83) переводит слово «гиксосы» как «цари-пастухи» или «пленники-пастухи», последнее подтверждается египетским HAq «добыча», «пленник».

Согласно древнеегипетскому историку Манефону, гиксосы пришли с востока. Современные исследователи предполагают, что этнически гиксосы представляли собой несколько групп, в основном семитских[источник не указан 27 дней], культурно находившихся под влиянием ханаанской[уточнить] культуры середины бронзового века.

Исторические события

Объединение гиксосов образовалось на территории Сирии. Они переняли передовые военные технологии от индоевропейских народов[5] и осуществили экспансию в сторону Египта. Основу гиксосов составляли амореи, к которым также присоединились хурриты и хетты[6].

Опровергая легенду Манефона о внезапном вторжении гиксосов в Египет, Д. Редфорд полагает, что в XVIII—XVII вв. до н. э., когда Египтом правили слабые XIII и XIV династии, разные азиатские племена постепенно переходили через Суэцкий перешеек и расселялись в дельте Нила[7].

Военные технологии гиксосов (колесницы, новые типы доспехов, составные луки) в сочетании с воинственностью давали им несомненное превосходство над египетской армией[3].

Став в дельте Нила преобладающим населением, гиксосы перенесли столицу из Мемфиса в отстроенный ими Аварис[3], где стали править их династии, по Манефону XV и, видимо, XVI. Наибольшего могущества гиксосы достигли при царях Хиане и Апепи, которые смогли продвинуться далеко на юг, достигнув города Кус (Табличка Карнарвона I). Однако подчинить весь Верхний Египет гиксосы так и не смогли.

Примерно через сто лет египтяне освоили оружие гиксосов[3]. В Фивах в это время правила XVII династия, которая, собрав силы, начала освободительную борьбу. Начало борьбы по легенде (Папирус Салье I — «Гиксосский царь Апопе и фараон Секненра») связано с царём Секненра, который, судя по найденной мумии, по-видимому, погиб в битве. Его сын, Камос, последний царь XVII династии, сражался успешнее. Он собрал войско, двинулся на север (Табличка Карнарвона I), перехватил по пути послание гиксосов к правителю Куша и сумел дойти почти до самого Авариса, но не захватил его (Стела II фараона Камоса). Окончательную победу над гиксосами одержал брат Камоса, первый фараон XVIII династии Яхмос I около 1550 г. до н. э., который изгнал их из Египта и преследовал до южной Палестины, где захватил город Шарухен (Жизнеописание начальника гребцов Яхмоса сына Эбаны).

Гиксосы и евреи

Через 1600 лет после правления гиксосов Иосиф Флавий, со ссылкой на Манефона, также жившего более чем через тысячу лет после вторжения, отождествил гиксосов с прародителями евреев, а их изгнание — с исходом евреев из Египта[8][1].

Евсевий Кесарийский также утверждал, что Иосиф управлял Египтом именно при гиксосах[1].

Вследствие очевидного противоречия в хронологии (общепринято датировать исход концом XIII — началом XII века до н. э.), в XX веке с гипотезой соглашались лишь немногие историки[8]. А. Эвен не отрицает возможности связи между событиями: гиксосы, среди которых было много семитов, могли покровительствовать древним евреям и стимулировать их переселение в Гесем, после свержения гиксосских правителей и началось постепенное порабощение евреев[8].

Гиксосские цари

Число гиксосских правителей, последовательность их правления и имена точно не известны (список царей приведён в работе фон Бекерата[9]).

Манефон[10] приводит имена шести гиксосских царей XV династии:

В Туринском папирусе № 1874 со списком царей (X. 14-20) перечислены 7 гиксосских царей, однако почти все их имена стёрты. Там также сказано, что 6 иноземных царей правили более ста лет (X. 21). В списке упоминается царь Нехси (VII. 1), имя которого встречается на двух архитектурных фрагментах из Авариса[11]. Согласно «Стеле 400 года» (англ.)русск. именно этот царь ввёл в Нижнем Египте культ Сета, ставшего главным богом гиксосов. Другие гиксосские цари, имена которых найдены на разных предметах, на самом деле являлись небольшими местными правителями. Некоторые цари переняли египетскую царскую титулатуру, однако три имени имел только один Апопис. В Телль эль-Даба был найден дверной косяк с именем царя Сокархера и титулатурой Hqa xAswt. По мнению большинства исследователей, этнический состав гиксосов был неоднородным, однако многие гиксосы носили имена семитского происхождения (Хиан, Иоам, Якбаал).

Основные исторические документы с упоминанием о гиксосах

Полный список приводится в работе: Redford D.B. Textual Sources for the Hyksos Period // The Hyksos: New Historical and Archaeological Perspectives. Philadelphia, 1997. P. 1-44. Издание исторических документов гиксосского периода: Helck W. Historisch-biographische Texte der 2. Zwischenzeit und neue Texte der 18. Dynastie, Wiesbaden, 1975.

  • Тексты периода борьбы с гиксосами:
    • Стела Бабаи из Эль-Каба
    • Табличка Карнарвона I из Фив (Хрестоматия по истории Древнего Востока. — М., 1963. — С. 76-78.; Хрестоматия по истории Древнего Востока. Часть I. — М., 1980. — С. 59-60.; История Древнего Востока. Тексты и документы. — М., 2002.)
    • Стела II фараона Камоса из Фив (Хрестоматия по истории Древнего Востока. Часть I. М., 1980. С. 60-63. История Древнего Востока. Тексты и документы. — М., 2002. — С. 55-57.)
    • Жизнеописание начальника гребцов Яхмоса сына Эбаны из Эль-Каба (Хрестоматия по истории Древнего Востока. Часть I. — М., 1980. С. 63-65.; История Древнего Востока. Тексты и документы. — М., 2002. — С. 58-60.)
    • Жизнеописание Яхмоса Пеннехеба из Эль-Каба
    • «Стела Бури»
    • Математический папирус Ринд
  • Поздние тексты:
    • Надпись царицы Хатшепсут в Спеос Артемидос
    • Папирус Саллье I с историей о гиксосском царе Апопе и фараоне Секненра (Фараон Хуфу и чародеи. Сказки, повести, поучения древнего Египта. — М., 1958. — С. 91-95.; Сказки Древнего Египта. — М., 1998. — С. 131—133.)
    • Стела 400 года (англ.)русск. из Таниса.
    • Сведения Манефона в книге Иосифа Флавия «Против Апиона» I. 14 (Хрестоматия по истории Древнего Востока. Часть I. — М., 1980. С. 58-59.; История Древнего Востока. Тексты и документы. — М., 2002. — С. 53-54.)

Памятники гиксосского периода

В Восточной Дельте, в местах Телль эль-Даба (Аварис), Телль эль-Ягудийя и Телль эль-Масхута, сохранились остатки крепости, поселений, храмов и кладбищ. Немногочисленная скульптура сохраняет стилистические традиции Среднего царства, но по качеству сильно уступает египетским образцам. Скарабеи, печати и другие мелкие изделия с именами гиксосских царей найдены в Нубии, Малой Азии, Месопотамии и на Крите.

Последствия гиксосского правления

После гиксосского периода в Египте появилось новое военное оснащение: более сложный загнутый назад лук, различные виды мечей и кинжалов, в том числе кхопеш, новый тип щита, кольчуга[уточнить] и металлический шлем. Самое важное новшество — двухколёсная военная колесница, запряжённая лошадьми, использование которой на поле битвы привело к изменению тактики ведения военных действий[12]. В Египте возник культ западносемитских божеств: Баала, Анат и Астарты. С Баалом отождествлялся египетский Сет[13]. В древнеегипетском языке появилось много заимствованных слов семитского происхождения[14].

Примечания

  1. 1 2 3 Немировский, 2007.
  2. Агеенко Ф. Л., Зарва М. В.. Словарь ударений для работников радио и телевидения: Ок. 75 000 словарных единиц / Под редакцией Д. Э. Розенталя. — Издание 6-е, стереотипное. — Москва: Русский язык, 1985. — С. 108. — 808 с.
  3. 1 2 3 4 5 История человечества, 2003.
  4. ↑ https://www.britannica.com/topic/Hyksos-Egyptian-dynasty#ref756992
  5. Winlock H. E. The Rise and Fall of the Middle Kingdom in Thebes. New York, 1947. P. 150—170 (англ.)
  6. ↑ Ранние государства Финикии, Сирии и Палестины
  7. Redford D.F. Egypt, Canaan and Israel in ancient times. Princeton, 1992. P. 98-129 (англ.)
  8. 1 2 3 Эвен, 1984.
  9. von Beckerath J. Untersuchungen zur politischen Geschichte der Zweiten Zwischenzeit in Ägypten, Glückstadt, 1965 (нем.)
  10. Иосиф Флавий. «Против Апиона» I. 14, 77-79
  11. Bietak M. Zum Königreich des Nehesi // Studien zur altägyptischen Kultur. Bd. 11. Hamburg, 1984. S. 59-75 (нем.)
  12. Winlock H. E. The Rise and Fall of the Middle Kingdom in Thebes. New York, 1947. P. 150—170 (англ.)
  13. Коростовцев М. А. Религия древнего Египта. — СПб.: Летний сад, 2000. — С. 159—163.
  14. Burchardt M. Die altkanaanäischen Fremdworte und Eigennamen im Ägyptischen. Leipzig, 1909—1910 (нем.)

Литература

на русском языке
  • III тысячелетие до н. э. — VII век до н. э. // История человечества / ред. А. Х. Дани, Ж.-П. Моэн. — ЮНЕСКО. — Магистр-Пресс, 2003. — Т. II. — С. 137-138. — 606 с. — ISBN 5-89317-156-Х.
  • Авдиев В. И. Военная история Древнего Египта. — Т. I. Возникновение и развитие завоевательной политики до эпохи крупных войн XVI-XV вв. до х. э. — М.: Изд-во «Советская наука», 1948. — 354 с.
  • Арцруни А. А. Армения, гиксосы и истоки цивилизации. — М.: Менеджер, 2012. — 168 с. — ISBN 978-5-8346-0342-9.
  • Даймонд Д. М. «Ружья, микробы и сталь: Судьбы человеческих обществ» = Guns, Germs, and Steel: The Fates of Human Societies / Пер. с англ. М. В. Колопотин. — М.: АСТ Москва: Corpus, 2010. — 720 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-17-061456-1 ISBN 978-5-403-01950-7.
  • Гиксосы / А. А. Немировский // Гермафродит — Григорьев. — М. : Большая российская энциклопедия, 2007. — С. 120-121. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 7). — ISBN 978-5-85270-337-8.
на других языках

Ссылки

Гиксосы — Википедия

Гиксо́сы[1] (также ги́ксосы[2]) — название народов, завоевавших часть Древнего Египта в XVIII—XVI веках до н. э. во времена XIII—XVII династий. Гиксосы образовали собственную XV династию, но не смогли покорить весь Египет, их владения простирались только до Асьюта, южной частью Египта продолжали управлять «теневые» фараоны из столицы в Фивах[3]. Время правления гиксосов в истории Древнего Египта принято называть Вторым переходным периодом. Гиксосы привнесли колесничное военное дело в Египет[4].

Письменные источники, современные вторжению, отсутствуют, даже само название «гиксосы» образовано в позднейшее время Манефоном от египетского Hqa xAswt (хеку-шасу), «правитель (чужеземных) стран»[3], передаваемое по-гречески ὑκσώς или ὑξώς. Иосиф Флавий («Против Апиона» I. 14, 82-83) переводит слово «гиксосы» как «цари-пастухи» или «пленники-пастухи», последнее подтверждается египетским HAq «добыча», «пленник».

Согласно древнеегипетскому историку Манефону, гиксосы пришли с востока. Современные исследователи предполагают, что этнически гиксосы представляли собой несколько групп, в основном семитских[источник не указан 36 дней], культурно находившихся под влиянием ханаанской[уточнить] культуры середины бронзового века.

Исторические события

Объединение гиксосов образовалось на территории Сирии. Они переняли передовые военные технологии от индоевропейских народов[5] и осуществили экспансию в сторону Египта. Основу гиксосов составляли амореи, к которым также присоединились хурриты и хетты[6].

Опровергая легенду Манефона о внезапном вторжении гиксосов в Египет, Д. Редфорд полагает, что в XVIII—XVII вв. до н. э., когда Египтом правили слабые XIII и XIV династии, разные азиатские племена постепенно переходили через Суэцкий перешеек и расселялись в дельте Нила[7].

Военные технологии гиксосов (колесницы, новые типы доспехов, составные луки) в сочетании с воинственностью давали им несомненное превосходство над египетской армией[3].

Став в дельте Нила преобладающим населением, гиксосы перенесли столицу из Мемфиса в отстроенный ими Аварис[3], где стали править их династии, по Манефону XV и, видимо, XVI. Наибольшего могущества гиксосы достигли при царях Хиане и Апепи, которые смогли продвинуться далеко на юг, достигнув города Кус (Табличка Карнарвона I). Однако подчинить весь Верхний Египет гиксосы так и не смогли.

Примерно через сто лет египтяне освоили оружие гиксосов[3]. В Фивах в это время правила XVII династия, которая, собрав силы, начала освободительную борьбу. Начало борьбы по легенде (Папирус Салье I — «Гиксосский царь Апопе и фараон Секненра») связано с царём Секненра, который, судя по найденной мумии, по-видимому, погиб в битве. Его сын, Камос, последний царь XVII династии, сражался успешнее. Он собрал войско, двинулся на север (Табличка Карнарвона I), перехватил по пути послание гиксосов к правителю Куша и сумел дойти почти до самого Авариса, но не захватил его (Стела II фараона Камоса). Окончательную победу над гиксосами одержал брат Камоса, первый фараон XVIII династии Яхмос I около 1550 г. до н. э., который изгнал их из Египта и преследовал до южной Палестины, где захватил город Шарухен (Жизнеописание начальника гребцов Яхмоса сына Эбаны).

Гиксосы и евреи

Через 1600 лет после правления гиксосов Иосиф Флавий, со ссылкой на Манефона, также жившего более чем через тысячу лет после вторжения, отождествил гиксосов с прародителями евреев, а их изгнание — с исходом евреев из Египта[8][1].

Евсевий Кесарийский также утверждал, что Иосиф управлял Египтом именно при гиксосах[1].

Вследствие очевидного противоречия в хронологии (общепринято датировать исход концом XIII — началом XII века до н. э.), в XX веке с гипотезой соглашались лишь немногие историки[8]. А. Эвен не отрицает возможности связи между событиями: гиксосы, среди которых было много семитов, могли покровительствовать древним евреям и стимулировать их переселение в Гесем, после свержения гиксосских правителей и началось постепенное порабощение евреев[8].

Гиксосские цари

Число гиксосских правителей, последовательность их правления и имена точно не известны (список царей приведён в работе фон Бекерата[9]).

Манефон[10] приводит имена шести гиксосских царей XV династии:

В Туринском папирусе № 1874 со списком царей (X. 14-20) перечислены 7 гиксосских царей, однако почти все их имена стёрты. Там также сказано, что 6 иноземных царей правили более ста лет (X. 21). В списке упоминается царь Нехси (VII. 1), имя которого встречается на двух архитектурных фрагментах из Авариса[11]. Согласно «Стеле 400 года» (англ.)русск. именно этот царь ввёл в Нижнем Египте культ Сета, ставшего главным богом гиксосов. Другие гиксосские цари, имена которых найдены на разных предметах, на самом деле являлись небольшими местными правителями. Некоторые цари переняли египетскую царскую титулатуру, однако три имени имел только один Апопис. В Телль эль-Даба был найден дверной косяк с именем царя Сокархера и титулатурой Hqa xAswt. По мнению большинства исследователей, этнический состав гиксосов был неоднородным, однако многие гиксосы носили имена семитского происхождения (Хиан, Иоам, Якбаал).

Основные исторические документы с упоминанием о гиксосах

Полный список приводится в работе: Redford D.B. Textual Sources for the Hyksos Period // The Hyksos: New Historical and Archaeological Perspectives. Philadelphia, 1997. P. 1-44. Издание исторических документов гиксосского периода: Helck W. Historisch-biographische Texte der 2. Zwischenzeit und neue Texte der 18. Dynastie, Wiesbaden, 1975.

  • Тексты периода борьбы с гиксосами:
    • Стела Бабаи из Эль-Каба
    • Табличка Карнарвона I из Фив (Хрестоматия по истории Древнего Востока. — М., 1963. — С. 76-78.; Хрестоматия по истории Древнего Востока. Часть I. — М., 1980. — С. 59-60.; История Древнего Востока. Тексты и документы. — М., 2002.)
    • Стела II фараона Камоса из Фив (Хрестоматия по истории Древнего Востока. Часть I. М., 1980. С. 60-63. История Древнего Востока. Тексты и документы. — М., 2002. — С. 55-57.)
    • Жизнеописание начальника гребцов Яхмоса сына Эбаны из Эль-Каба (Хрестоматия по истории Древнего Востока. Часть I. — М., 1980. С. 63-65.; История Древнего Востока. Тексты и документы. — М., 2002. — С. 58-60.)
    • Жизнеописание Яхмоса Пеннехеба из Эль-Каба
    • «Стела Бури»
    • Математический папирус Ринд
  • Поздние тексты:
    • Надпись царицы Хатшепсут в Спеос Артемидос
    • Папирус Саллье I с историей о гиксосском царе Апопе и фараоне Секненра (Фараон Хуфу и чародеи. Сказки, повести, поучения древнего Египта. — М., 1958. — С. 91-95.; Сказки Древнего Египта. — М., 1998. — С. 131—133.)
    • Стела 400 года (англ.)русск. из Таниса.
    • Сведения Манефона в книге Иосифа Флавия «Против Апиона» I. 14 (Хрестоматия по истории Древнего Востока. Часть I. — М., 1980. С. 58-59.; История Древнего Востока. Тексты и документы. — М., 2002. — С. 53-54.)

Памятники гиксосского периода

В Восточной Дельте, в местах Телль эль-Даба (Аварис), Телль эль-Ягудийя и Телль эль-Масхута, сохранились остатки крепости, поселений, храмов и кладбищ. Немногочисленная скульптура сохраняет стилистические традиции Среднего царства, но по качеству сильно уступает египетским образцам. Скарабеи, печати и другие мелкие изделия с именами гиксосских царей найдены в Нубии, Малой Азии, Месопотамии и на Крите.

Последствия гиксосского правления

После гиксосского периода в Египте появилось новое военное оснащение: более сложный загнутый назад лук, различные виды мечей и кинжалов, в том числе кхопеш, новый тип щита, кольчуга[уточнить] и металлический шлем. Самое важное новшество — двухколёсная военная колесница, запряжённая лошадьми, использование которой на поле битвы привело к изменению тактики ведения военных действий[12]. В Египте возник культ западносемитских божеств: Баала, Анат и Астарты. С Баалом отождествлялся египетский Сет[13]. В древнеегипетском языке появилось много заимствованных слов семитского происхождения[14].

Примечания

  1. 1 2 3 Немировский, 2007.
  2. Агеенко Ф. Л., Зарва М. В.. Словарь ударений для работников радио и телевидения: Ок. 75 000 словарных единиц / Под редакцией Д. Э. Розенталя. — Издание 6-е, стереотипное. — Москва: Русский язык, 1985. — С. 108. — 808 с.
  3. 1 2 3 4 5 История человечества, 2003.
  4. ↑ https://www.britannica.com/topic/Hyksos-Egyptian-dynasty#ref756992
  5. Winlock H. E. The Rise and Fall of the Middle Kingdom in Thebes. New York, 1947. P. 150—170 (англ.)
  6. ↑ Ранние государства Финикии, Сирии и Палестины
  7. Redford D.F. Egypt, Canaan and Israel in ancient times. Princeton, 1992. P. 98-129 (англ.)
  8. 1 2 3 Эвен, 1984.
  9. von Beckerath J. Untersuchungen zur politischen Geschichte der Zweiten Zwischenzeit in Ägypten, Glückstadt, 1965 (нем.)
  10. Иосиф Флавий. «Против Апиона» I. 14, 77-79
  11. Bietak M. Zum Königreich des Nehesi // Studien zur altägyptischen Kultur. Bd. 11. Hamburg, 1984. S. 59-75 (нем.)
  12. Winlock H. E. The Rise and Fall of the Middle Kingdom in Thebes. New York, 1947. P. 150—170 (англ.)
  13. Коростовцев М. А. Религия древнего Египта. — СПб.: Летний сад, 2000. — С. 159—163.
  14. Burchardt M. Die altkanaanäischen Fremdworte und Eigennamen im Ägyptischen. Leipzig, 1909—1910 (нем.)

Литература

на русском языке
  • III тысячелетие до н. э. — VII век до н. э. // История человечества / ред. А. Х. Дани, Ж.-П. Моэн. — ЮНЕСКО. — Магистр-Пресс, 2003. — Т. II. — С. 137-138. — 606 с. — ISBN 5-89317-156-Х.
  • Авдиев В. И. Военная история Древнего Египта. — Т. I. Возникновение и развитие завоевательной политики до эпохи крупных войн XVI-XV вв. до х. э. — М.: Изд-во «Советская наука», 1948. — 354 с.
  • Арцруни А. А. Армения, гиксосы и истоки цивилизации. — М.: Менеджер, 2012. — 168 с. — ISBN 978-5-8346-0342-9.
  • Даймонд Д. М. «Ружья, микробы и сталь: Судьбы человеческих обществ» = Guns, Germs, and Steel: The Fates of Human Societies / Пер. с англ. М. В. Колопотин. — М.: АСТ Москва: Corpus, 2010. — 720 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-17-061456-1 ISBN 978-5-403-01950-7.
  • Гиксосы / А. А. Немировский // Гермафродит — Григорьев. — М. : Большая российская энциклопедия, 2007. — С. 120-121. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 7). — ISBN 978-5-85270-337-8.
на других языках

Ссылки

Гиксосы — это… Что такое Гиксосы?

  • ГИКСОСЫ — кочевые азиатские племена, ок 1700 до н. э. захватившие Египет. Поселившись в Дельте, гиксосы основали свою столицу Аварис. В нач. 16 в. до н. э. господство гиксосов было ликвидировано египтянами …   Большой Энциклопедический словарь

  • Гиксосы — ( правители из чужих стран ) (Hyksos), завоеватели, пришедшие, вероятно, из Палестины; ок. 1700 г. до н.э. покорили Нижний и часть Верхнего Египта. Их господство, продолжавшееся прибл. до 1550 г. до н.э., закончилось восстанием египтян в Фивах.… …   Всемирная история

  • Гиксосы — Гиксосы  группа кочевых скотоводческих азиатских племён из Передней Азии, захвативших власть в Нижнем Египте в середине XVII в. до н. э. и затем, около 1650 г. до н. э., образовавших свою династию правителей.… …   Википедия

  • гиксосы — кочевые азиатские племена, около 1700 до н. э. захватившие Египет. Поселившись в Дельте, гиксосы основали свою столицу Аварис. В начале XVI в. до н. э. господство гиксосов было ликвидировано египтянами. * * * ГИКСОСЫ ГИКСОСЫ, союз азиатских… …   Энциклопедический словарь

  • гиксосы — группа азиатских племён, вторгшихся около 1700 г. до н.э. из Передней Азии через Суэцкий перешеек в Египет и завоевавших его. Слово “гиксосы” египетское обозначение сначала чужеземных царей, а затем всей этой группы племён. По… …   Энциклопедический словарь «Всемирная история»

  • ГИКСОСЫ — азиат. племенная общность, завоевавшая Египет во 2 й четв. II тыс. до Р. Х. Согласно грекоязычной «Египетской истории» егип. жреца Манефона (III в. до Р. Х.), азиат. народ «безвестного происхождения» вторгся в Египет и под предводительством своих …   Православная энциклопедия

  • ГИКСОСЫ — племена азиатских кочевников, завоевавших Египет ок. 17 в. до н.э., в эпоху Среднего Царства. Гиксосы были не слишком многочисленны, но их военная организация превосходила египетскую, а применение запряженных конями колесниц определило их победу… …   Энциклопедия Кольера

  • ГИКСОСЫ — группа азиат. племен, вторгшихся ок. 1700 до н. э. из Передней Азии через Суэцкий перешеек в Египет и завоевавших страну. Слово Г. егип. обозначение сначала чужеземных царей ( правители пастухов ), а затем всей этой группы племен. Подлинное этнич …   Советская историческая энциклопедия

  • Гиксосы —     (Егип.) Таинственные кочевники, Пастухи, которые вторглись в Египет в неведомые времена, намного предшествовавшие дням Моисея. Их называют Царями Пастухами . Источник: Теософский словарь …   Религиозные термины

  • Гиксосы —          группа азиат. племен, вторгш. ок. 1700 до н.э. из Передней Азии через Суэцкий перешеек в Египет и завоевавших страну. Слово «Г.» егип.: обозначение сначала чужезем. царей («правитель пастухов»), а затем всей этой группы племен. Подлинное …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • About Author


    alexxlab

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.