Ливневый сток на дороге – ОДМ 218.8.005-2014 Методические рекомендации по содержанию очистных сооружений на автомобильных дорогах, ОДМ от 04 августа 2014 года №218.8.005-2014

Сточные воды автомобильных дорог, Стоки ливневой канализации автодорог

Сегодня автомобильный транспорт считается одним из лидеров по величине экологического ущерба природе, а по некоторым показателям даже превосходит промышленные выбросы от вредных производств. По статистике начала 2000-х годов выхлопные газы от работающего автотранспорта составляли более 80% всех свинцовых выбросов, более 40% всех выбросов оксида азота и более 20% выбросов всех летучих органических соединений.

В развитых странах постоянно ищутся новые пути снижения негативного воздействия автотранспорта, чаще всего эти меры относятся к уменьшению выброса вредных веществ автомобилей в атмосферу.

Еще один фактор воздействия автотранспорта, которому традиционно уделяется пристальное внимание в инженерной экологии — шумовое загрязнение.

До недавнего времени сравнительно мало внимания уделялось еще одному направлению — загрязнению прилегающей к автодороге территории и грунтовых вод ливневыми стоками с поверхности дороги.

Оценка влияния ливневого стока с поверхности автодорог

Сток с поверхности автомобильных дорог и уровень его загрязнения на практике трудно оценить объективно. Существующие оценки на основании уже проведенных исследований дают совершенно разные величины.

Для проведения экологических расчетов необходимыми исходными данными служат концентрации загрязняющих веществ в поверхностных стоках с дорожного полотна. Методические указания для расчетов величин концентраций не всегда соответствуют реалиям сегодняшнего дня, поэтому не всегда могут быть применимы для этих целей.

Чтобы провести объективные исследования состава сточных вод, необходимо прямо на месте подготовить исследовательскую аппаратуру и измерить концентрации веществ в ливневых стоках во время дождя. Как показывает практика, концентрации нефтепродуктов находятся в диапазоне 0,2 - 15,0 мг/л с медианой для ряда наблюдений, составляющей 2 мг/л. Существующие справочные величины дают значительно большие величины концентраций. Так, рекомендации СоюздорНИИ для ливневых стоков с поверхности автомобильных дорог дают следующие значения концентраций:

  • по нефтепродуктам — 24 мг/л,
  • по взвешенным веществам – 1300 мг/л,
  • по свинцу — 0,28 мг/л.

Как можно предположить, интенсивность дождя является фактором, оказывающим влияние на концентрации загрязняющих веществ. Кроме того, имеет значение продолжительность периода без дождя, величина транспортного потока на дороге, периодичность уборки улицы и другие факторы.

Концентрация загрязняющих веществ в стоках будет максимальна в начальный период дождя (10-30 минут от начала), что приблизительно совпадает с пиком интенсивности осадков.

Содержание взвешенных веществ будет наибольшей в начальный период дождя, потом она будет снижаться, а в конце дождя снова может немного увеличиваться. Содержание нефтепродуктов тоже будет максимальным в начальный период, постепенно снижаясь до малых значений, и потом остается практически постоянной до конца дождя.

Противогололедные смеси и загрязнение поверхностных сточных вод их компонентами по-прежнему остается актуальной проблемой. Для снижения гололедных явлений дороги посыпаются солями, содержащими хлорид натрия или хлорид кальция. В процессе таяния снега соляные компоненты попадают в поверхностные талые воды и в грунт придорожной полосы. Засаливание почвенного покрова может приводить к гибели придорожных растений и лесистых насаждений.

Существует норматив на количество противогололедных смесей. Для II дорожно-климатической зоны он составляет не более 2 кг на 1 м2 дорожного покрытия. Если концентрация хлористого натрия в снежном покрове превышает 0,2 кг/м2, использование хлоридов для борьбы с гололедом должно быть прекращено, а для противогололедных целей должны использоваться альтернативные методы.

Наибольшая концентрация противогололедных компонентов (хлоридов) определяется в снеге так называемых «сухих» свалок снега. Содержание хлоридов в снегосвалках достигает 3700 мг/л, в то время как ПДК хлоридов в сточных водах составляет 300 мг/л.

Очистка сточных вод с поверхности автодорог от хлоридов на практике не всегда возможна. Поэтому единственный доступный способ снизить концентрации солей в сточных водах — использовать метод разбавления концентрированных стоков с незагрязненными природными поверхностными водами.

Состав сточных вод с автомобильной дороги

В результате выпадения осадков или таяния снега образуются значительные объемы поверхностных сточных вод. Обычно они безо всякой очистки стекают с водонепроницаемого асфальтового полотна на прилегающую территорию, просачиваются в грунт и попадают в водоемы с поверхностными водами.

Эти стоки сильно загрязнены веществами, концентрации которых во много раз превышают допустимые показатели.

Углеводородные соединения в составе нефтепродуктов (бензол, стирол, ксилол, толуол, бензапирен) обладают самостоятельными токсичными эффектами на живые организмы, в том числе мутагенного и канцерогенного характера. Попадая в водоемы, нефтепродукты образуют поверхностную пленку, препятствующую проникновению кислорода и вызывая гибель водных организмов.

Противогололедные реагенты могут содержать в себе соли (хлорид натрия, соединения калия или кальция), карбамид, гипс, цианиды и другие вещества, трансформация которых в окружающей среде еще окончательно не изучена. Зарубежные исследования показывают, что хлориды в составе реагентов способны воздействовать на химические показатели прилегающих грунтов, изменять кислотный показатель почвы и пагубно влиять на состав растительности.

Отечественные исследования снежного покрова вблизи автодорог с интенсивным движением транспорта обнаружили в снегу повышенное содержание

тяжелых металлов — свинца, меди, марганца, алюминия, никеля, ванадия, молибдена и титана.

Моторные масла и смазки от стихийных утечек могут быть еще более ядовиты, чем нефтепродукты. От эксплуатации транспорта зачастую образуются опасные отходы, которые не утилизируются должным образом. Смывы с отходов просачиваются в грунт и загрязняют почву, подземные воды и поверхностные водоемы — масляные фильтры, этиленгликоль из антифриза, металлическая пыль тормозных накладок, резина автопокрышек и т. д.

Взвешенные вещества в составе поверхностного стока автодорог попадают в природные водоемы и вызывают такие неблагоприятные последствия как повышение мутности воды и заиление водоемов. Высокая органическая составляющая в составе взвешенных веществ ведет к росту значения химического потребления кислорода (ХПК) и затрудняет естественные процессы самоочищения природных вод.

Для снижения всех негативных воздействий стока с поверхности автодорог необходима организация водосбора и организованных отвод стоков на специальные очистные сооружения. Тип водоотвода необходимо обосновывать в зависимости от

  • объема дождевого стока,
  • размера водосборного бассейна,
  • интенсивности движения транспорта,
  • типа дорожного покрытия,
  • химического состава стоков,
  • совокупности геологических,
  • гидрологических и биологических характеристик территории.

устройство и монтаж, канализация на дорогах и отвод ливневых вод

Ливневую систему водоотведения можно смонтировать на загородном участке

Ливневая система водоотведения монтируется на загородном участке, вдоль дорог или в городской среде. В каждом случае нужно отталкиваться от потенциально возможной нагрузки, условий эксплуатации и ряда сопутствующих факторов. Больше всего сложностей возникает на этапе проектирования. Новичкам бывает непросто найти золотую середину между минимально необходимым объемом и запасом. Последний требуется для того, чтобы внезапный каприз природы не привел к потопу.

Содержание статьи

Классификация водоотводящих систем

Открытая и закрытая дождевая канализация – 2 наиболее распространенных вида. Первый подойдет для умеренных, а второй – для повышенных нагрузок.

Закрытый тип предусматривает прокладку сети водопроводов, которые собирают воду у каждого коллектора. После этого она поступает в специальный бак или канаву. Если речь идет о более дорогой системе, то цепочка выглядит чуть длиннее.

После того как вода попала в систему, она идет в ливневый колодец, откуда перекачивается насосом в канализационную сеть. Если рядом располагается источник экологического загрязнения, то канализация закрытого типа включает несколько фильтров.

Водоотводящие системы могут быть нескольких видов

К сожалению, далеко не на каждом участке можно выбрать закрытый или открытый тип, поэтому внимание нужно обратить на смешанный:

  • На территории участка монтируются лотки;
  • Прокладывается подземная инфраструктура;
  • Отвод стоков производится при помощи самотечности, а не работы насосного оборудования.

Единственным препятствием на пути смешанной системы станут искусственные неровности. Чем больше извилин имеет рельеф, тем медленнее будет течь вода. Помимо этого, в несколько раз возрастут затраты.

Правила установки линейного водоотвода

Канава, куда можно сбрасывать стоки, есть не на каждом участке. В этом случае отвод сточных вод создается своими руками. Это проще и дешевле, чем постоянно прибегать к услугам сторонних организацией. Первое, что понадобится для работы – создать детальный план. В нем учитывается специфика участка и продолжительность использования канализации. Если речь идет о сезонной потребности, то в этом случае выбор делается в пользу системы открытого типа. Вода по ней постоянно циркулирует в сторону накопителя.

Система закрытого типа актуальна в том случае, когда прогнозируемая нагрузка превышает отметку в 380 л/ч. Исходя из этого показателя подбирается бак-накопитель. Для бытовых нужд подойдет агрегат на 10 м3.

Дальнейший порядок действий выглядит следующим образом:

  • Начинается все с разметки участка – человек, который за это отвечает, должен постоянно сверяться с утвержденным планом;
  • Роется траншея для последующей установки водоотводящих труб;
  • Желоба укладываются на песочную подушку, высота которой составляет от 8 до 10 см;
  • Во время укладки труб нужно постоянно следить за тем, чтобы соблюдался равный уклон – 2 см на каждый погонный метр;
  • Если речь идет о скрытой канализации, то систему засыпают и трамбуют грунт;
  • Монтируются решетки;
  • Устанавливается линейный дождеприемник;
  • Монтаж фильтрационной системы включает в себя защиту от песка, листьев и других типов загрязнителей, которые присутствуют на участке;
  • Система водоотведения включает рытье котлована и коллектора.

Завершается процедура установкой колодцев, позволяющих в режиме реального времени контролировать ее состояние. Их устройство производится с таким расчетом, чтобы справиться с возросшим объемом воды. Определиться с этим поможет следующая рекомендация. Предельный объем месячных осадков умножается на 1/3. Полученный результат – искомое число. После этого вся система соединяется. Желательно, чтобы перед глазами всегда была ранее утвержденная схема ливневки.

Чем отличается ливневая канализация на дорогах

Канализационная система на дорогах используется для отвода избыточного количества воды. От эффективности ее работы зависит безопасность водителей и пешеходов. На этапе проектирования нужно определить, целесообразно строить систему с линейным или точечным способом отведения.

Последний вариант встречается в городе. Система носит закрытый характер, благодаря чему уменьшается объем проникающего в нее мусора.

Линейное отведение уместно в сельской местности. Открытая канализация обеспечивает стабильный отток воды. Если городская канализационная сеть проверяется 1 раз каждые 3 года, то сельская или маломощная – каждые 2 месяца. Это необходимо для того, чтобы ливнестоки не засорялись и всегда были в исправном состоянии.

Ливневая канализация на дорогах отличается другой конструкцией

Вне зависимости от выбора водоотвод вдоль дороги состоит из следующих частей:

  • Лотки и желоба;
  • Канализационные трубы;
  • Решетки;
  • Дождеприемники;
  • Смотровые колодцы – их количество зависит от длины системы;
  • Уловители песка;
  • Фильтры.

С последним нужном быть особенно внимательным. Улично-дорожная сеть, в отличие от собственного участка, изобилует грязью, ветками и другим мусором. Для того чтобы водостоки на обслуживаемой территории прослужили как можно дольше, этот факт нужно принять во внимание.

Обслуживание системы отвода дождевой воды

Ливневая канализация прослужит не менее 20-25 лет при условии регулярного обслуживания.

Как только за окном прошел ливень, пронесся ураган или случился паводок, проводится профилактический осмотр.

После завершения визуального смотра необходимо удалить появившийся мусор. На втором этапе проводится контроль состояния дренажных колодцев. По мере прохождения через них стоков внутрь попадает песок, камни и другие виды загрязнений.

За системой отвода дождевой воды следует тщательно следить

Капитальная промывка системы проводится не реже 1 раза каждые 2 года. Если погода за окном отличается суровым нравом, то указанный срок уменьшается на 1/3.

Помимо этого, правильное обслуживание канализации включает следующие этапы:

  • В начале трубы устанавливается дренажный насос;
  • С одной стороны к нему подключается источник воды, а с другой – входная часть ливневки;
  • Если насоса под рукой нет, то прочистку трубы выполняют при помощи садового шланга и ручной помпы;
  • После этого выполняется визуальный контроль прочности всех соединений.

Соблюдение правил регулярного обслуживания снижает вероятность поломки. Помимо требований производителя, пользователь учитывает внешние факторы. Слишком частые дожди или ураганы – повод чаще контролировать техническое состояние системы. Аналогично нужно поступить в том случае, когда за окном отмечается заморозок. Под действием холода отдельные элементы канализации могут потерять свои первоначальные свойства. Не стоит забывать, что ливневку нужно снимать, если ее использование носит сезонный характер.

очистка сточных вод атомобильных дорог и очистные сооружения мостов и развязок

Поверхностные ливневые стоки дорог, развязок и мостов подлежат отводу и очистке. Для этого используются системы инженерных коммуникаций, которые собирают сточные воды, образующиеся на поверхностях транспортных коммуникаций, сепарируют содержащиеся в них примеси, после чего производится сброс стоков. Компания «Флотенк» разрабатывает, выпускает на собственных производственных мощностях и монтирует современные ливневые канализации автомобильных дорог, развязок и мостов, которые отличаются высокой эффективностью, простотой в эксплуатации и обслуживании.

Преимущества «ливневок» транспортных коммуникаций от компании «Флотенк»

Ливневые канализации дорог, мостов и развязок, проектируемые, изготавливаемые и монтируемые компанией «Флотенк», имеют в своем составе множество стеклопластиковых элементов. Они отличаются высокой механической прочностью, устойчивостью к воздействию химических сред, простотой в монтаже и обслуживании. Стоимость таких систем невысока, а их срок службы составляет несколько десятилетий.

Для заказа и расчета отправьте запрос на E-mail: [email protected] или позвоните по бесплатному телефону 8 800 700-48-87. Или заполните опросный лист:

Типы ливневой канализации транспортных коммуникаций

Ливневая канализация автодороги, моста или развязки может быть открытого, закрытого или смешанного типа. «Ливневка» открытого типа представляет собой поверхностный водоотвод, основными элементами которого являются заглубленные в грунт каналы, желоба и лотки. Удаление сточных вод обеспечивается самотеком, за счет плоских уклонов поверхности, а основными преимуществами таких ливневых канализаций являются простота и относительная дешевизна их устройства.

Ливневая канализация под дорогой относится к системам закрытого типа. Она имеет в своем составе сеть подземных коммуникаций, с помощью которых сточные воды направляются сначала в очистные сооружения, а затем отводятся или в канализационные коллекторы, или же на различные объекты окружающей среды. Ливневые канализации смешанного типа являются комбинациями открытых и закрытых «ливневок».

Новый выход на МКАД с федеральной атомобильной дороги М-1 Беларусь Москва-Минск

Основные элементы ливневки на дорогах, развязках и мостах

Практически каждая современная ливневая канализация на дорогах, мостах и развязках состоит из таких основных элементов, как дождеприемники, лотки, трубопроводные коммуникации и очистные сооружения. Все эти компоненты в комплексе позволяют собирать, очищать дождевые, поливомоечные и талые воды, осуществлять их своевременный отвод.

Реконструкция Боровского шоссе

Очистные сооружения автомобильной дороги, моста, развязки

Очистные сооружения для автодорог, развязок и мостов необходимы для того, чтобы доводить отводимые стоки до тех кондиций, которые позволяют производить их сброс. Компанией «Флотенк» они реализовываются на основе принципа ступенчатости. Это означает, что сначала стоки проходят этап сепарации твердых примесей (пескоотделители), далее попадают в маслобензоотделители. Наличие этих устройств обусловлено тем, что транспорт неизбежно загрязняет ливневые стоки автодорог, мостов и развязок различными нефтепродуктами (топливом, маслами). В маслобензоотделителях установлены коалесцентные модули, благодаря которым взвешенные в сточных водах органические соединения осаждаются на их поверхностях, укрупняются и всплывают, образуя пленку. Доочистка стоков производится в сорбционном блоке, после чего воды отводятся на рельеф, в водоемы или канализационные коллекторы.

Проектирование и строительство подъездных автомобильных дорог к спортивно-развлекательному центру и яхт-клубу

Системы ливневой канализации на дороге

Каждый регион нашей страны отличается своими климатическими условиями. Где-то преобладают ливни, в других городах — снежные зимы. В таких ситуациях актуальным остается вопрос по обустройству систем отвода талой и дождевой воды с проезжей части. Данный момент актуален для населенных пунктов любого уровня, от крупнейших мегаполисов, до поселков и деревень.

Ливнестоковая канализация — это важнейшее сооружение, которое представляет собой целую инженерную сеть для сбора с определенной территории избытка влаги. Требования по ее установке урегулированы СНиП 2.04.03-85. Безопасность на дороге обеспечивается не только за счет грамотной разметки, знаков, освещения и лежачих полицейских. При высоком уровне воды на проезжей части даже самые эффективные меры не сработают должным образом, если ливневая система отсутствует или работает неправильно.

Дорога без ливневой канализации

Какой бывает ливневая канализация

По своему конструктивному исполнению различают:

  • Точечные ливневки, которые представляют собой некоторое количество дождеприемников, устанавливаемые под водосточными трубами зданий и соединенными с отводной системой. Важнейшими элементами данной конструкции являются защитные решетки и пескоулавливатели.
  • Линейный тип гораздо сложнее по своей структуре. К дождеприемникам добавляется целая сеть каналов, а также главный коллектор. Могут понадобиться также придверные поддоны, которые помогают собирать воду возле ворот, дверей или калиток.

При устройстве ливневки обоих типов нужно учитывать уклон канализации, глубину залегания, вид труб и многое другое.

Ливнесток на тротуаре

Что касается расположение ливневой системы относительно поверхности, то здесь существует две разновидности:

  • Наружная считается самой популярной, поскольку устанавливается вдоль дорог или тротуаров. Она предполагает наличие специальных водоотводных лотков, которые прикрыты решетками. К ее достоинствам можно отнести простоту, эстетичный внешний вид и легкую промывку от загрязнений и засоров.
  • Внутренняя система намного сложнее, для ее установки нужны особые расчеты. Потребуются значительные трудозатраты на копку и оборудование траншеи, а также укладку труб и монтирование колодцев. При правильном обустройстве такая канализация справится с любым объемом талых или сточных вод.

Ливневая канализация

Расчет и проектирование

Расчет ливневой канализации — это одна из важнейших частей. СНиП содержит все необходимые формулы и значения, которые могут потребоваться. Для начала понадобится следующая информация:

  • Примерный объем стоковых дождевых и талых вод с учетом количества выпадаемых осадков;
  • Продолжительность прохождения влаги по поверхности и трубам до расчетного сечения;
  • Рельеф окружающей местности, площадь стока и другие обстоятельства.

Оптимальным вариантом считается тот, при котором максимально используется природный уклон территории, что в свою очередь позволяет сделать систему намного экономичнее.

Установка ливнестока на дороге

Комплектующие системы

В ливневую канализацию, как правило, входят следующие комплектующие:

  • Дождеприемники, обеспечивающие локальный сбор воды.
  • Придверные поддоны, которые устанавливаются перед входными группами, у ворот домов, общественных и административных зданий.
  • Желоба или лотки, монтируемые в канавы для отведения воды. Чтобы влага могла перемещаться самотеком, предусматривается небольшой уклон.
  • Трубы выполняют ту же функцию для отвода жидкости, но устанавливаются под землей.
  • Пескоулавливатели — это специальные фильтры, которые не допускают попадание отходов или частей грунта в систему водоотвода.
  • Смотровые колодцы, необходимые для контроля работы системы.

Власти обязаны быть заинтересованы в сохранении безопасности на дорогах в каждом регионе. Грамотно спроектированные ливневые канализации являются залогом комфорта как для водителей, так и для пешеходов.

Локальные очистные сооружения (ЛОС) автодорог

Для уменьшения количества загрязняющих веществ и стоков с автодорог непосредственно на проезжей части применяют следующие меры:

  • Сбор ливневых вод с автодорог через водосборные лотки и предбордюрные углубления для дальнейшего отвода на очистные сооружения.
  • Недопущение эрозии земляных откосов и околодорожной территории, своевременная очистка водосборных канав, обочин и откосов.
  • Регулярная очистка поверхности дороги, уборка водоотводных систем.
  • Своевременный ремонт дорожного полотна.
  • Контроль за употреблением противогололедных реагентов.
  • Запрет на сброс убранного зимой снега в водоемы или на ледовую поверхность.
  • Подбор безопасных для окружающей среды материалов для дорожной разметки.

На участках дороги с разрушенным дорожным покрытием накапливаются загрязнители и частицы асфальтового материала, которые во время дождя растекаются в виде суспензии и попадают в поверхностные сточные воды. Для того чтобы загрязненные строительные стоки – например, во время ремонта дорожного полотна,— не попадали в водосборные устройства, нужно организовать отвод загрязненных стоков в специально устроенную инфильтрационную траншею.

Минимизация применения противогололедных реагентов для снижения вредного воздействия на окружающую среду возможна при правильном расчете нормы употребления реагентов. Если дорога проходит вблизи водоема, имеет смысл установить специальные барьеры, отводящие загрязненные стоки от водного объекта. Наиболее перспективны для этого экраны из полимерных материалов.

Поиск новых противогололедных средств, сочетающих в себе эффективность, экономичность и безопасность для окружающей среды — актуальная проблема сегодняшнего дня.

Инженерная очистка сточных вод

Собранный с поверхности автодороги ливневый и талый сток в наиболее благоприятном варианте направляется на очистные сооружения. При выборе типа очистного сооружения необходимо учесть сопряжение его с дренажной системой водоотвовода дороги.

Выбор конструкции очистного сооружения зависит от климатических и гидрологических характеристик территории, а также от характеристик загрязняющих веществ.

Загрязняющие вещества разделяются по физическому состоянию (растворимые, нерастворимые, коллоидные системы) и по химическому составу. Важная характеристика взвешенных частиц, влияющая на выбор очистного оборудования — дисперсность (размер и форма частиц).

Типы очистных сооружений

На очистных сооружениях последовательно реализуются все или несколько из следующих этапов очистки стоков: механическая очистка, химическая очистка, физико-химическая и биологическая очистка.

Механическая очистка стоков от загрязнителей осуществляется с помощью механических решёток, песколовок, отстойников, нефтеловушек, гидроциклонов, фильтров, растительных полос и т. д.

Сооружения механической очистки открывают путь стоков, поступающих на очистные сооружения. Механическая очистка удаляет из стоков крупный мусор, существенно понижает содержание взвешенных веществ и подготавливает стоки к дальнейшим стадиям очистки.

Следующий вид — химическая очистка стоков. Химические методы применяют после механической очистки и перед поступлением стоков на биологическую очистку, либо используют как конечный этап доочистки (хлорирование, озонирование).

В качестве методов химической очистки в промышленных масштабах применяют нейтрализацию (для кислых или щелочных стоков) и окисление.

Физико-химические методы очистки относятся к глубоким стадиям очистки. Это методы флотации, коагуляции (осветления), адсорбции, ионного обмена, экстракции и т. д. Использование этих методов позволяет убрать из воды большинство токсичных химических соединений, находящихся в растворенном виде.

Для очистки больших расходов сточных вод методом адсорбции используют конструкции следующих типов: безнапорные адсорберы, инфильтрационные траншеи, дренажные колодцы.

Биохимические методы очистки основаны на способности некоторых микроорганизмов перерабатывать растворенные химические соединения.

Биологические методы очистки имеют свои особенности, связанные с нормальным функционированием микрорганизомов — необходимо, чтобы концентрации химических веществ были в заданных рамках, и чтобы в стоках отсутствовали тяжелые металлы. Биологическая очистка может быть аэробной (при активном доступе воздуха) и анаэробной (бескислородной).

Аэробная очистка ведется в очистных сооружениях следующих видов: аэротенки, окситенки, биофильтры, биологические пруды.

Анаэробная очистка (метановое брожение или ферментизация) ведется без доступа воздуха в специально оборудованных реакторах (метантенки, септики, аноксикаторы) и позволяет биологически переработать даже самые трудноокисляемые химические соединения.

Наибольший эффект улучшения качества воды дает комбинация аэробного и анаэробного методов очистки.

Если устройство очистных сооружений вблизи автодороги невозможно, следует устанавливать конструкции в виде железобетонных щитовых ограждений.

Для очистки поверхностных стоков с автодорог и мостов наиболее перспективно устройство комплексных очистных сооружений, дающих максимальный эффект очистки загрязненных стоков.

расчет уклона по СНиП, устройство в частном доме

Процедура стока воды требует комплексного подхода, так как дренаж обустраивается на фасаде дома и под землей. Чтобы все работало исправно, необходимо сделать правильный расчет ливневой канализации.

Что это такое?

фото2

Это комплексные мероприятия по сбору поверхностной воды. Под этим подразумевается изготовление отводов из специальных труб, желобов, сифонов, пескоуловителей, заглушек, дождеприемников и прочих элементов. Главная ее задача сводится к сбору и отводу дождевой воды, талого снега и подобных осадков от дома. Отвод может осуществляться в септик или специальную емкость.

Совет! Если на участке изготавливается дренажная грунтовая канализация, то сток ливневой нельзя направлять в одно место. Как правило, прокладывается дренаж и ливневка в одной траншее параллельно, но сбор воды происходит в разных местах. Более того, ливневая система располагается выше по уровню.

Нюансы при установке на участке своими руками

Должна изготавливаться в согласии со всеми предписанными требованиями:

  1. Особенность ландшафта (уклон, расположение построек на территории, наличие водоемов и прочее).
  2. Геологические особенности (характер грунта, его способность к впитыванию и т. п.).
  3. Специфика строения, на которое будет выполняться установка наружной части дождевой канализации.
  4. Какой средний уровень осадков выпадает в вашей местности.
  5. Где и как проходят другие инженерные коммуникации.
  6. Какова будет общая площадь сбора и стока.

СНиП

Обязательное соблюдение СНиП и подобных норм по ГОСТу для ее изготовления на небольшой площади. Несоблюдение элементарных требований приведет к сбоям в ее работе. Так, основные положения изложены в СНиП 2.04.03-85 «Канализация. Наружные сети и сооружения».

Для достижения наибольшего эффекта крайне важно иметь под рукой следующую информацию, желательно документально:

  • План существующей канализационной системы.
  • Рабочие чертежи.
  • В продольном разрезе изготавливается сетевой профиль.
  • Ведомость о тех работах, которые будут проведены.

Виды дождевых систем и их устройство

Существует три основных вида и способа организации дренажной системы по сбору дождевой воды:

  1. Открытая.
  2. Закрытая.
  3. Смешанная.

фото3

Первый вариант – самый простой и недорогой способ обустройства ливневки. Под этим подразумевается система из установленных желобов на крыше. По ним происходит сбор воды. Дальше осуществляется сток по полуоткрытым специальным канавкам.

фото4Более сложная система – закрытая. Здесь монтируются трубы и дождеприемники под землей. Вся вода собирается, очищается и отводится в отдельное место для дальнейшего ее использования в хозяйственных целях.

Под комбинированной или смешанной подразумевается использование элементов открытой и закрытой ливневой канализации. Особенно эффективно в тех случаях, когда необходимо сократить расходы при благоустройстве больших площадей.

Что касается схем монтажа, то существует их два вида:

  1. Точечная.
  2. Линейная.

фото5

Линейная схема применяется для сбора осадков с больших площадей. Она включает в себя прокладку труб, пескоуловителей и других элементов. Все места приемников соединены в общую систему.

фото6

Точечная, наоборот, включает в себя индивидуальные дождеприемники, с которых вода отводится по трубам. На эти уловители устанавливается защитная решетка, фильтры и подобная оснастка. Она располагается на отдельных участках, например по углам здания и прочее.

Выбор материала для системы

Сбор дождевой воды осуществляется с помощью:

  • труб;
  • колодцев;
  • приемных элементов;
  • желобов.

При их выборе необходимо учитывать некоторые особенности. Важной составной системы являются приемные элементы. Воронки устанавливаются на крыше и площадках. Изготавливаются они из полимербетона, полипропилена и полиэтилена. В их конструкции имеются фильтры-корзины, в которых оседают различные включения. Чтобы исключить поступление из них неприятных запахов, некоторые разновидности приемников имеют сифоны. Их установка осуществляется под трубами при организации точечной системы.

фото7

У входа в здание могут устанавливаться придверные поддоны, в комплектации которых находится вывод для отвода стоков и защитная сетка сверху. Плюс ко всему эта решетка позволяет счищать грязь с обуви.

Обязательными элементами являются трубопровод, желоба и лотки. Чаще всего используют полимерные трубы и ПВХ. Одно важно требование – все стыки труб должны быть герметичными.

Лотки для транспортировки осадков изготавливаются из обычного бетона или полимерных материалов. Последние намного проще и легче устанавливать. Более того, их гладкая внутренняя структура изнутри не создает никаких препятствий стоку жидкости. Как следствие, исключается вероятность засора. Главное – установить их с правильным уклоном.

Для сбора атмосферных осадков обязательно устанавливаются колодцы. Они должны быть герметичными и надежными. Всеми необходимыми характеристиками обладают полимерные колодцы.

Расчет и обустройство

Немаловажную роль в прокладке автономной системы играет проектирование. Чтобы все правильно рассчитать, обязательно учитываются такие моменты:

  • Скорость отвода стоков.
  • Объем осадков в вашей местности.
  • С какой площади планируется сбор. Также учитывается площадь кровли.
  • Насколько стоки будут загрязнены.
  • Особенности ландшафта и рельефа придомовой территории.
  • Преобладающая температура в местности.
  • Расположение УГВ.

Как правильно сделать?

Монтаж наружной части ливневки начинается с ее установки на фасаде здания и кровле. В первую очередь необходимо произвести подготовительные работы к установке водосточного желоба. Для этого необходимо закрепить крюк.

Совет! Специалисты рекомендуют использовать короткий крюк – тот, который не нужно заводить под кровельный материал. Объясняется это тем, что в случае необходимости демонтажа, длинный снять будет сложно, так как нужно демонтировать и кровельный материал.

Укладка желоба должна быть выполнена под уклоном в одну сторону. В среднем на 6 метров достаточно сделать уклон 25–30 мм. Этого будет хватать, чтобы спад воды был хорошим. Плюс ко всему крепежный крюк не должен препятствовать свободному сходу снега. Поэтому по направлению ската кровли край крюка должен быть ниже.

Для стыковки водосточного желоба обязательно используется соединитель. На нем имеется специальная защелка и резиновый уплотнитель. В самой верхней точке с торца устанавливается заглушка. Вся стекающая вода по желобу должна попадать в канадку и воронку. Через них все осадки попадают в трубопровод.

Исходя от вылета кровли от фасада, для соединения воронки с вертикальной трубой используются колена. Если кровля четырехскатная, то для соединения желоба по углам устанавливается тройник.

Что касается пристенной части водостока, то для крепления трубы используется кронштейн и держатель. От стены водосток должен располагаться в районе 50 мм. В верхней части трубы также устанавливается колено под углом 45 градусов и не забыть про воронку. Когда труба на стене закреплена, необходимо измерить расстояние от одного колена к другому. Также учтите, что она должна входить в оба звена на 80 мм. Значит, к фактическому расстоянию между колен необходимо добавить 160 мм.

От здания необходимо организовать водоотвод. Выход нижнего колена должен располагаться на некотором расстоянии от фундамента. В земле прокладывается отвод трубы от здания. Именно в нее и должны попадать все стоки. Для этого устанавливается приемник.

Совет! При соединении водосточного желоба и тройников рекомендуется использовать кровельный герметик. Это важно даже при наличии резинового уплотнителя.

Все наземные наружные работы начинаются с копки траншей. В процессе рытья котлована необходимо сразу организовать уклон. Наклон магистрали должен составлять 10 мм на метр погонный, это максимальный показатель. Этого будет достаточно, чтобы трубопровод не заилился. Не менее важно определить и глубину укладки трубы. Особенность такой системы сводится к тому, что вода внутри не застаивается, а стекает. Поэтому не стоит бояться промерзания. Однако важно подумать о механическом воздействии. Например, если водосток будет проходить в месте, где передвигается транспорт, то глубина залегания должна быть соответствующей. Поэтому можно ориентироваться на глубину в 70 см.

В процессе укладки необходимо постоянно проверять уровень. На дне канавы изготавливается песчаная подушка. Это исключит проседание трубы, а резиновые уплотнители сделают соединение герметичным. Более того, подушку из песка и щебня следует утрамбовать. Если почва преобладает камнями, то из траншеи их следует полностью удалить. Если соединение будет негерметичным, то осушения земли достичь не получится.

Если в вашей местности выпадает много снега, то необходимо правильно рассчитать диаметр трубы, так как при оттаивании снега объем осадков будет очень большой. Созданный водосток должен успешно справляться как с минимальными осадками, так и с обильными. Во многом особенность устройства дренирования будет формироваться исходя из рельефа. Если есть природный грунтовый уклон, то необходимо использовать его. Для сбора всех осадков можно вырыть яму, а в нее установить бочку. Эту воду можно использовать для технических нужд, полить сад, огорода на даче.

Желоба для ливневого водоотвода

Если загородный частный дом обустраивается открытой ливневкой, для этого монтируются желоба, лучше всего чтобы они были изготовлены из бетона. Их монтаж можно осуществлять по периметру дома, тротуарных дорожек и площадок. В условиях СНТ они не допустят затопление прилегающих территорий и частных построек. При их укладке хорошо ориентироваться на природный склон рельефа. Как правило, монтаж осуществляется на бетон, ведь на них будет оказываться физическое воздействие.

Как содержать ливневку

Спроектировать и построить ее – это одно. Чтобы она прослужила как можно дольше, нужно правильно обслуживать. Все работы в этом направлении сводятся к периодической прочистке. На стенках водостоков, в желобах и в трубах могут образовываться отложения (например, прилипшие листья с дерева постепенно собирают ил). Это значительно сужает пропускную способность. Сама прочистка выполняется механическим, термическим, химическим или гидродинамическим способом.

Так, весь процесс обслуживания сводится к следующим этапам:

  1. Очистка водостоков на кровле.
  2. Очистка приемников от ила.
  3. Очистка наземных водостоков.

Вывод

Обустройство дождевой канализации – ответственное мероприятие. Но потраченные усилия стоят того. Ваша придомовая территория не будет перенасыщена влагой. Надеемся, что предоставленная информация помогла вам сделать правильные выводы. Фото, схемы и видео в конце статьи помогут закрепить всю теорию.

Полезное видео

Технические моменты:

Ошибки при монтаже:

В действии:

дорожники или местные администрации? :: Дорожное покрытие, тротуарная плитка, дренаж :: BlogStroiki Default Default :: BlogStroiki

    Прежде всего, следует отметить, что при проектировании дорог ведется проектирование водосливных устройств: ливневой канализации, канав, лотков и т.д. В нормативном документе СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» указывается, что отвод поверхностных вод следует осуществлять со всего бассейна: стоки в водоемы, водостоки, овраги и т.п. При этом в городах следует предусматривать дождевую канализацию закрытого типа с предварительной очисткой стока. Применение открытых водоотводящих устройств – канав, кюветов, лотков допускается в районах одно-, двухэтажной застройки и в сельских поселениях, а также на территории парков с устройством мостиков или труб на пересечении с улицами, дорогами, проездами и тротуарами (п.8.3*).
Конечно, наиболее сложной по устройству и эксплуатации является ливневая канализация закрытого типа, которая представляет собой цельную систему, предназначенную для сбора и отведения вод атмосферного происхождения, таких как ливневые,  талые и другие поверхностные воды за пределы населенных пунктов и промышленных территорий. Ливневая канализация включает в себя устройства точечного водосбора, различные воронки, лотки, каналы (канавы), по которым движется вода, а также специализированные устройства, предотвращающие попадание какого-то мусора в общую систему водостока.
Оставлять без присмотра такую сложную систему – недозволительно, поскольку это может привести к непредсказуемым последствиям, что постоянно наблюдается не только в России, но и за рубежом. При сильных, особенно затяжных атмосферных осадках, когда ливневка не справляется с водоотводом, потоки дождевой воды заполняют улицы городов. За городом потоки дождевой воды могут размыть дорожное полотно и снести мосты и переезды. Поэтому Федеральный Закон № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» возлагает на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам и другим нормативным документам (ст.12, п.2).
Кому принадлежат автомобильные дороги, а значит, кто за них отвечает, указано в Федеральном законе № 257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» (ст.5, п.1). Дороги в зависимости от их значения подразделяются:


  1. на автомобильные дороги федерального значения;

  2. на автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;

  3. на автомобильные дороги местного значения;

  4. на частные автомобильные дороги.

Включение автомобильной дороги в перечень автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения является основанием для закрепления такой автомобильной дороги за владельцем автомобильной дороги на соответствующем вещном праве (ст.6, п.11).
Таким образом, за состояние автомобильных дорог отвечает орган исполнительной власти, в ведение и собственности которого находится эта дорога. На практике, как правило – это комитет жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования. Так, например Департамент ЖКХ и благоустройства в правительстве города Москвы отвечает за содержание и ремонт городских дорог в целом по мегаполису, а по округам – Префектуры административных округов и т.д.
Эти административные органы заключают договора с различными дорожными организациями, которые занимаются непосредственной работой по ремонту и содержанию дорог в населенном пункте и за его пределами.

Добавлено: 07.08.2012 10:47

About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *