Модерн особняк – Московский модерн | Пешеград: прогулки по Москве, виртуальные прогулки по Москве, пешие прогулки по Москве, пешеходные прогулки

Самые красивые дома Москвы. Особняк в стиле модерн

Продолжая рубрику Самые красивые дома Москвы, добавлю в неё особняк Л.И. Гельтищевой - нарядное здание, выделяющееся среди общего ряда строений и привлекающее внимание всех проходящих мимо. Небольшой домик в Среднем Овчинниковском переулке - эффектный образец московского модерна. В 2000-х годах здание было отреставрировано. В сентябре 2015 года этот участок Среднего Овчинниковского переулка стал пешеходным. Название переулок получил по слободе овчинников (скорняков), находившейся здесь с XVII века.

1. Дом № 8 состоит из нескольких разновременных построек.

2.

3. Самое раннее строение относится к 1834 году, когда сын местного купца Стебнева выстроил двухэтажный каменный дом. Во второй половине XIX века в нём открылась небольшая фабрика, для которой архитектор Ф.Ф. Воскресенский спроектировал несколько производственных построек.

4. В 1904 году особняк был основательно перестроен для новой владелицы Л.Я. Гельтищевой. Его фасад приобрёл характерные формы модного в то время стиля - модерна. Для облицовки была использована плитка бирюзового цвета, в сочетании с двумя дополнительными цветами - жёлтым и розовато-коричневым.

5.

6. Имена супругов Гельтищевых - Лидии и Ивана, видны в виде искусно переплетённых букв на фасаде.

7. Цветочная композиции из многоцветной мозаикой украшает верхнюю часть фасада.

8.

9.

10. Кроме того, фасад обильно украшен лепниной - растительным скульптурным декором.

11.

12. Облик дома дополнен коваными ажурными решетками парапета на крыше здания.

13.

14. Вид со двора дома на переулок.

15.

16.

17.

18. Строения торгового центра "Аркадия" охватывают особняк с трёх сторон.

19.

20. Задний фасад здания со стороны двора.

Архитектор Флегонт Флегонтович Воскресенский (1859-1926) - один из представителей московского модерна. В 1874-1882 годах учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчеств, по окончании получил звание классного художника архитектуры. Начал самостоятельную архитектурную практику с конца 1880-х годов. Вступил в Московское архитектурное общество в 1905 году. Имел обширную частную практику в Москве. В 1910-х годах работал архитектором Страхового общества "Россия", выполнив для него несколько крупных проектов. После Октябрьской революции Ф.Ф. Воскресенский архитектурной практикой уже не занимался.

Особняк С.П. Рябушинского — чудо в стиле модерн в центре Москвы

Особняк Рябушинского — городская усадьба, построенная архитектором Федором Шехтелем для предпринимателя Степана Рябушинского в 1900-1903 годах. Является примером раннего модерна в русской архитектуре. Располагается в самом центре Москвы на Малой Никитской улице.

Также по этому адресу расположен музей-квартира русского писателя и драматурга А.М. Горького. Но удивительно то, что большинство посетителей приходят сюда не для того, чтобы посмотреть на личные вещи писателя, а чтобы увидеть потрясающие интерьеры особняка, построенного в стиле модерн. Уже внешне этот дом волей-неволей притягивает взгляды любопытных прохожих. Здание несколько ассиметрично, окна различны по форме, а решетка балкона напоминает рыбью чешую. Сейчас парадный вход дома наглухо закрыт, и посетители проходят в музей через черный ход со стороны Спиридоновки.

Особняк С.П. Рябушинского — чудо в стиле модерн в центре Москвы, фото № 1

Со стороны фасада особняк кажется невысоким и видно только два этажа. Но на самом деле, в доме есть еще и третий этаж, тайный, в котором располагается молельня.

Первый этаж дома напоминает подводный мир со своими чудными обитателями. Войдя в него, вы увидите необычную лестницу, сделанную из мрамора. Она словно волной поднимается вверх, унося вас на второй этаж дома.

Особняк С.П. Рябушинского — чудо в стиле модерн в центре Москвы, фото № 2

На самом верху лестницы поселился осьминог, созданный из мерцающих кристаллов.

Особняк С.П. Рябушинского — чудо в стиле модерн в центре Москвы, фото № 3

Особняк С.П. Рябушинского — чудо в стиле модерн в центре Москвы, фото № 4

А если вы посмотрите на него сверху, то она напомнит вам морскую черепаху.

Особняк С.П. Рябушинского — чудо в стиле модерн в центре Москвы, фото № 5

Тема подводного царства преследует вас буквально в каждом элементе особняка: дверная ручка, выполненная в форме морских коньков,

Особняк С.П. Рябушинского — чудо в стиле модерн в центре Москвы, фото № 6

Паркет, напоминающий морскую волну.

Особняк С.П. Рябушинского — чудо в стиле модерн в центре Москвы, фото № 7

Потолок украшает выполненная вручную лепнина, имитирующая заросший водоём.

Особняк С.П. Рябушинского — чудо в стиле модерн в центре Москвы, фото № 8

Капитель колонны украшают саламандры, плотным клубком переплетенные с лилиями. В этой необычной скульптуре есть свой глубокий смысл. Чудовищные ящерицы олицетворяют зло, а прекрасные лилии — символ добра.

Особняк С.П. Рябушинского — чудо в стиле модерн в центре Москвы, фото № 9

На третьем этаже располагалась потайная молельня, спрятанная от посторонних глаз не только изнутри особняка, но и снаружи.

Чтобы попасть наверх, нужно было пройти по узкой галерее второго этажа, а затем подняться по тёмной лестнице на третий. Молельня была тайной. В те годы, на момент строительства дома, гонения на старообрядцев (Рябушинские были старообрядцами) ослабли, но им все еще было запрещено иметь свои собственные культовые сооружения, и многие действовали скрыто. Лестница в молельню вела из специально пристроенной к дому башне.

Комната выполнена Шехтелем в стиле раннехристианских храмов. В основании свода — небольшое окно, создававшее естественное освещение. Стены цвета красной глины расписаны узорами, которые воспроизводят звёздное небо.

Особняк С.П. Рябушинского — чудо в стиле модерн в центре Москвы, фото № 10

Особняк С.П. Рябушинского — чудо в стиле модерн в центре Москвы, фото № 11

В прихожей особенное внимание привлекает витражная картина. Она визуально меняет цвет в зависимости от позиции смотрящего — от синего до ярко-жёлтого. Витражный пейзаж подчёркивает символическую концепцию декора дома — единение человека с природой.

Особняк С.П. Рябушинского — чудо в стиле модерн в центре Москвы, фото № 12

Рядом с прихожей находится кабинет, обильно декорированный мотивом лаврского, древнего символа славы, успеха и победы. Этот узор повторяется в деревянной отделке, витраже, дверных ручках.

В этой комнате Алексей Михайлович работал каждый день по определенному расписанию с 9 утра до 2 дня. Выходных, как говорят, у писателя не было.

Особняк С.П. Рябушинского — чудо в стиле модерн в центре Москвы, фото № 13

Большая часть мебели кабинета после революции утрачена. Сохранился только один оригинальный предмет, выполненный по эскизам Шехтеля, — небольшой шкаф над камином.

Многие думают, что таким необычным интерьером Рябушинский хотел скрыть от глаз посторонних самое главное и ценное для него в этом доме — молельню. Ведь молиться в открытую в те годы, до указа о веротерпимости, было небезопасно.

Я рассказала только о некоторых загадочных символах, словно впечатанных в необычный интерьер дома. Надеюсь, что этим повествованием я вдохновлю посетить этот особняк тех, кто еще там не был, а тех, кто уже был, заглянуть туда еще раз.

Особняк Дерожинской — здание в стиле модерн

Роскошный дом* в стиле модерн, названный по имени хозяйки "особняком Дерожинской", расположен в глубине двора, за изящной металлической оградой. Фасаду особняка придает сдержанную элегантность сочетание поливной керамической плитки светло-зеленого цвета, белых горизонтальных окантовочных полос, лепнины в виде цветочных композиций и гирлянд. Выступающую часть фасада почти полностью занимает огромное арочное окно, над которым на кровле установлены две небольшие круглые башни. Терраса парадного входа украшена женским маскароном с причудливо рассыпанными длинными волосами.

Землю в Штатном переулке (такое название переулок носил до 1921 г.) в 1901 г. выкупила Александра Ивановна Дерожинская, дочь известного суконного фабриканта Ивана Бутикова, рогожского старообрядца. Наследница богатейшего купеческого состояния, А.И.Дерожинская решила возвести для себя и своего второго супруга особняк. В качестве архитектора был приглашен знаменитый на всю Москву Ф.О.Шехтель, с которым, вероятно, она была знакома еще в период своего первого замужества за промышленником и старообрядцем П.П.Рябушинским - тогда Шехтель работал по его заказам.

Дом был спроектирован и построен при участии помощника Шехтеля А.А.Галецкого в 1901-1903 гг. и отличался новейшими инженерными технологиями: паровое отопление, вытяжная вентиляция, канализация, водопровод, электричество, телефонная связь. Ф.О.Шехтель не только разработал проект здания, но и продумал концепцию интерьеров особняка: по рисункам самого архитектора была заказана мебель, ткани, светильники, торшеры, двери и наличники, бронзовая арматура. Геометрические орнаменты "дублировались" Шехтелем в деталях всего дома.

Особый интерес представляет внутреннее оформление особняка. Первый этаж, предназначенный для светской жизни семейства, состоит из центрального холла, гостиной, библиотеки, спальной комнаты, кабинета и столовой. Все парадные помещения группируются вокруг центрального холла. В нем Ф.О.Шехтель воплотил идею большого доминирующего пространства: циклопические размеры самой комнаты, двери, окна, камина, светильников. Шедевр холла – мраморный камин с горельефом, изображающим две человеческие фигуры в полтора человеческого роста, "удерживающие" тяжесть верхней дубовой рамы. Гостиная отличается потолочным рисунком – небольшие лампочки желтого цвета, меняющие интенсивность свечения, вмонтированы в сердцевины вьющихся цветов. Художественным решением библиотеки является тема "леса": хоры с книжными полками закрыты изящной резной решеткой, рисунок которой развивает мотив сплетенных деревьев с облакоподобными кронами. Второй выдающийся камин расположен в кабинете – огромный, из белого мрамора, с рельефом скачущих античных всадников. 

После революции особняк занимали различные советские учреждения: Культурно-просветительское общество Украинской Рады, внешкольный отдел Наркомпроса, а после 1921 г. различные дипломатические миссии. С 1959 г. в особняке Дерожинской размещается посольство Австралии.

В 2009 году началась реставрация особняка с оградой: на это время посольство Австралии выехало из зданий. В главном доме были проведены работы по укреплению фундамента. Во всех строениях деревянные междуэтажные и чердачные перекрытия заменили монолитными железобетонными с нанесением антикоррозийного и огнезащитного покрытия. Воссоздали штукатурный слой с применением современных "дышащих" штукатурок. Уникальной особенностью реставрации особняка стало воплощение замысла Шехтеля — украшение интерьеров рисунками Борисова-Мусатова. Оригиналы эскизов обнаружились в Третьяковской галерее и Музее изобразительных искусств имени Пушкина. С помощью цифровых технологий рисунки перевели на структурированные обои. Были раскрыты и реставрированы росписи стен и потолков в столовой и главном холле (по фотографиям, хранящимся в Музее архитектуры им. А.В.Щусева). Особняк стал выглядеть именно таким, каким его хотел видеть гений российского модерна.

Здание находится в ведении Главного производственно-коммерческого управления по обслуживанию дипломатического корпуса при Министерстве иностранных дел Российской Федерации. После завершения реставрационных работ здание возвратилось в распоряжение австралийской дипломатической миссии.

Особняк в 2013 году стал лауреатом конкурса "Московская реставрация" в номинациях: "За лучший проект реставрации/приспособления" и "За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ".

*Виртуальный тур по особняку предоставлен для публикации ГлавУпДК при МИД России.

Особняк Листа — стиль модерн

Особняк в Глазовском переулке был построен в 1898-1899 годах по проекту известного архитектора Льва Николаевича Кекушева и считается первым московским произведением, выполненном в стиле модерн.

Небольшой, отделанный желтоватым тарусским мрамором и плиткой, особняк, с оригинальной угловой лоджией, выделяется своим мозаичным декором – панно над главным входом, с изображением подводного царства, и цветочным фризом. Панно было создано еще одним выдающимся мастером модерна – архитектором Вильямом Валькотом, о чем свидетельствует его авторская подпись в нижнем углу – латинские буквы W.W.

Кекушев первоначально строил особняк для себя, однако вскоре продал его фабриканту Отто Листу. После Листа владелицей особняка стала Наталья Кусевицкая, художница, жена Сергея Кусевицкого – известного контрабасиста и дирижера, музыканта оркестра Большого театра. В 1909 году он создал свой собственный оркестр, после революции руководил симфоническим оркестром в Петрограде, потом эмигрировал в Париж, продолжал свою музыкальную и педагогическую деятельность в Европе и США. Кусевицкий был основателем «Российского музыкального издательства», в совет которого входили композиторы С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, Н. К. Метнер и другие. Издательство, призванное пропагандировать творчество молодых композиторов, публиковало партитуры произведений И. Ф. Стравинского, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина. Собрания совета издательства как правило проходили в особняке Кусевицких. В 1909 году в доме после своего возвращения из-за границы жил Александр Николаевич Скрябин, здесь, в гостях у Кусевицких, с ним встречался молодой Борис Пастернак. В начале марта 1909 года Пастернак приехал, чтобы показать композитору свои музыкальные произведения: «…В назначенный день, направляясь в Глазовский, где временно проживал Скрябин, я не столько вез ему свои сочинения, сколько давно превзошедшую всякое выраженье любовь и свои извинения в воображаемой неловкости, невольным поводом к которой себя сознавал. Переполненный номер четвертый тискал и подкидывал эти чувства, неумолимо неся их к страшно близившейся цели по бурому Арбату, который волокли к Смоленскому, по колено в воде, мохнатые и потные вороны, лошади и пешеходы».

Результатом посещения Скрябина стал отказ Б. Пастернака от карьеры композитора: мучившийся отсутствием у себя абсолютного музыкального слуха, Пастернак, как ему показалось, не только получил доказательство отсутствия его и у Скрябина, но заметил стыдливое смущение композитора при обсуждении этого вопроса. Как объяснял решение своего отца сын Пастернака, Евгений Борисович: «Для романтически настроенного юноши вопрос “все или ничего” был решен однозначно, ничего промежуточного, приспосабливающегося к условиям он не допускал». У этого посещения был, однако, и вполне положительный результат: по совету Скрябина Б.Пастернак незамедлительно перевелся с юридического факультета Московского университета, на котором успел отучиться неполный курс, на философское отделение историко-филологического, более соответствовавшее его интересам, чем юриспруденция.

В 1913 году в Россию с концертами приезжал знаменитый композитор и дирижер Клод Дебюсси, и по приглашению Сергея Кусевицкого, выступившего организатором его концертов, гостил в его особняке в Глазовском переулке.

После революции особняк был национализирован и передан под размещение дипломатических миссий. На протяжении многих лет здесь располагалось посольство Аргентины.

Сейчас особняк Листа-Кусевицких отдан под представительство Калужской области.

Старообрядческий модерн: чем знаменит особняк Александры Дерожинской | История | Общество

Выстроенный в начале XX века особняк Александры Дерожинской в Кропоткинском переулке знаменит намного меньше других московских особняков. Главная причина – скудная информация об истории дома и его обитателях. Но, несмотря на отсутствие именитых жильцов, городская усадьба остается одним из ключевых памятников московской архитектуры стиля модерн.

История создания

История 13-го дома в Кропоткинском, а ранее Штатском переулке началась с московских купцов-старообрядцев. Здание было построено по заказу дочери московского фабриканта Ивана Бутикова. Ансамбль зданий его красильных и набивных мануфактур, построенных по проекту архитектора Адольфа Кнабе, до сих пор сохранился на Пречистенской набережной. Купец выдал свою единственную дочь, 16-летнюю Александру, за старообрядца и финансиста Павла Рябушинского. Брак оказался несчастливым и фактически распался в 1900 году. Но именно неудачному замужеству девушка обязана своему увлечению модерном и знакомству с Федором Шехтелем. Архитектор был дружен с родным братом Павла, Степаном Рябушинским. Позже, одновременно с домом Дерожинской, Шехтель построит на Малой Никитской дом для самого промышленника, в котором сейчас функционирует музей-квартира писателя Максима Горького.

В 1901 году Александра повторно вышла замуж. Новый избранник – небогатый офицер, а в будущем чиновник Владимир Дерожинский. Отец военного, генерал Валерьян Дерожинский, прославился в Русско-турецкой и Крымских войнах и был отмечен за особую отвагу. В жизни самой Дерожинской тоже произошли перемены: родители девушки умерли, оставив ей значительное состояние и полную свободу. А уже через несколько лет, после гибели бездетного брата, Дерожинская получит весь капитал семьи и возьмет на себя управление мануфактурами.

Молодая чета решилась на строительство собственного дома. Участок со скромной деревянной застройкой купили в начале августа 1901 года, а уже в сентябре подали прошение о сносе существующих зданий и строительстве новых. К этому времени Федор Шехтель и Александр Галецкий уже представили поэтажный проект будущего дома. Договоренность между Дерожинской и архитекторами была достигнута многим ранее, в качестве приблизительной даты современники указывали 1986-й – год рождения сына предпринимательницы и Рябушинского, Павла.

Фото Романа Кульгускина

Архитектурные особенности

Шехтель справился с задачей в рекордные сроки – уже в начале 1903 года дом полностью ввели в эксплуатацию. По случаю новоселья 6 февраля 1903 года молодая чета дала праздничный обед: суп-прентаньер, царский студень, баранье сало, жареная дичь, салат и мороженое. В дальнейшем дом зваными обедами не славился – в гостиной коммерсанты собирались много чаще, чем деятели культуры.

Сам дом расположился в глубине двора, в нескольких метрах от улицы. Фасад приземистого здания правильной формы облицован довольно простой однотонной керамической плиткой, ее главная задача – подчеркнуть огромное арочное окно на выступающей части здания и множество других стеклянных элементов причудливой формы. В качестве дополнительной отделки архитектор использовал белые окантовочные ленты и традиционную для отечественной архитектуры барочную лепнину. В обилии оконных проемов критики усматривали желание Шехтеля объединить внутреннее пространство с внешним. Хотя, скорее всего, объяснение немного проще: автор просто следовал главному тренду своего времени – максимальному использованию естественного освещения. Попасть внутрь можно через парадный вход с правого торца или через черный, со внутреннего двора, где стоят два небольших хозяйственных флигеля. Основная жизнь в доме сосредоточена на первом этаже – здесь обустроены спальня, гостиная, столовая, кухня, библиотека, кабинет и ванная. Второй ярус был отдан детям, подвал использовался для технических нужд.

Главная черта модерна – внимание к деталям – особенно ярко проявляется в узоре кованой ограды и причудливых дверных ручках. Например, на парадной двери ручку заменяет паук, а узоры фурнитуры внутри дома повторяет элементы узоров забора. Уникальной считается и парадная деревянная лестница, украшенная деревянными цветами из контрастирующих пород дерева. В гостиной обустроен довольно внушительный камин – тогда в Москве он считался самым большим в городе. Посетители дома обращают внимание на непростой сюжет нанесенной на него лепнины: слева изображен мужчина, а справа повернутая спиной женщина. Принято считать, что сюжет был продиктован семейной драмой самой Дерожинской.

В доме Дерожинской Шехтель впервые опробовал световое оформление, которое войдет в моду более ста лет спустя: общие комнаты в доме освещают вмонтированные в лепнину потолка лампы, напоминающие современные софиты. В кабинете хозяйки тоже использовано точечное освещение, лампы на длинных гибких подставках.

Новейшая история

Второй брак Дерожинской продлился до 1910 года, тогда она встретила своего третьего мужа – Ивана Зимина, директора текстильного «Товарищества зуевской мануфактуры». Как и семья Бутиковых, Зимины были известными московскими старообрядцами. Вместе с новым замужеством изменился и круг друзей Дерожинской. Родной брат Ивана, Сергей Зимин, был основателем собственного «Оперного театра», который позже был преобразован в филиал Большого театра. Пара прожила в усадьбе до революции 1917 года, когда была вынуждена эмигрировать в Италию.

В 1918 году здание усадьбы было национализировано. Первым здесь обосновался Культурно-просветительский центр украинской Рады, уже через год – внешкольный отдел Наркомата просвещения во главе с Надеждой Крупской. В 1920 году структура переберется на Сретенку, а усадьбу займут только что созданные структуры Главлитпросвета. В 1923 году распоряжаться домом будет представительство Норвегии, а следом дом уже официально получает в распоряжение Бюро по обслуживанию иностранцев, здание начинают использовать для размещения иностранных делегаций. С тех пор оно числилось сначала на балансе структур наркомата иностранных дел, а после – министерства. Для посетителей дом был открыт единожды – в 2009 году, после этого дом был закрыт на реставрацию. После окончания работ МИД вновь рассчитывает сдать памятник культурного наследия в аренду.

Особняк Рябушинского — стиль модерн

"Самый гадкий образец декадентского стиля. Нет ни одной честной линии, ни одного прямого угла. Все испакощено похабными загогулинами, бездарными наглыми кривулями. Лестница, потолки, окна - всюду эта мерзкая пошлятина. Теперь покрашена, залакирована и оттого еще бестыжее", - так писал К. Чуковский в своем дневнике об этом здании.

В действительности же особняк Рябушинского является классическим образцом модерна. Каждый фасад отличается своим неповторимым обликом. По законам стиля, пространство развивается изнутри наружу: планировка интерьеров обуславливает асимметрию внешних стен здания. Здесь преобладают массивный кубический объем, контраст изгибов и строгих линий.

Особняк был выстроен в 1900-1903 годах по заказу банкира и фабриканта С.П. Рябушинского. Степан Павлович был также большим любителем и знатоком искусства, поэтому строительство дома было поручено его близкому другу - архитектору Ф. Шехтелю, который полностью спроектировал интерьеры и внешний вид здания.

Фриз здания облицован глазурованным кирпичом и мозаикой. Оплывшие формы наружных порталов и крылец вместе с узорами оконных рам и ограды предвещают плавность форм внутреннего пространства.

Интерьеры дома спланированы рационально, внутреннее пространство используется с экономией и расширяется при помощи витражей. Композиция помещений группируется вокруг парадной 12-метровой лестницы-волны.

Ф. Шехтель был приверженцем архитектурного символизма. Сочетая специфику модерна и учитывая интересы хозяев, он создал мир образов с общей тематикой водной стихии: лестница-волна – символ вечного движения жизни, лилии и саламандры на капители колонны у тайной старообрядческой молельни – символ борьбы добра со злом и т.д.

В декоре использовано множество растительных узоров, изображений насекомых, животных надводного и подводного мира: черепахи, медузы, морские коньки, ракушки и др. Окна вестибюля украшены витражами в виде огромного крыла бабочки, мозаика пола изображает водную зыбь, рельеф лепнины напоминает подернутый ряской пруд с нерасторопной улиткой.

В этом доме С.П. Рябушинский держал знаменитую реставрационную мастерскую икон. В 1917 году Рябушинским пришлось эмигрировать, часть собрания икон была передана в Третьяковскую галерею.

С 1919 года здесь располагался Госиздат, с 1925 по 1931 — Всесоюзное Общество культурных связей с заграницей. В 1931 году Сталин предоставил особняк в распоряжение Максима Горького, позднее, в 1965 году, здесь открылся посвященный писателю музей, который можно посетить и сегодня.

Фото Ивана Егорова.

Особняк Миндовского — здание в стиле модерн

Этот особняк, как ни странно, предтеча современного строительства. В том смысле, что строился он не для конкретного человека, а просто для потенциального покупателя. Которого искали почти пять лет.

На углу Скарятинского переулка и Поварской улицы стоит элегантный особняк – вилла, которая по праву считается одной из самых красивых построек в Москве в стиле франко-бельгийского направления модерна.

В 1903 году Московским торгово-строительным акционерным обществом Якова Рекка для строительства «под ключ» богатых особняков на продажу была куплена старая дворянская усадьба Д.Г. Волчкова на Поварской. Участок был разделен на две части. Оба дома выстроены по проекту архитектора Льва Кекушева в 1904 году.

Проектируя этот особняк, архитектор не был скован вкусами заказчика. Единственным ограничением могли стать только выделенные на постройку средства, но дом был рассчитан на очень состоятельного заказчика.

Дом оформляет угол переулка и улицы. И фасады его решены в разных художественных приемах. Так, композиционный центр фасада на Поварской – большое трехчастное окно с балконом, увитым, как волной, цветами и листьями мака. Над окном полукруглое панно, изображающее фигурки детей-путти, занятых разнообразными занятиями в сфере искусства, накрытое крупной волной арочного аттика. Раньше аттик венчала статуя богини Авроры, рассыпающей цветы, у ног которой играли путти. Однако она утрачена во время Великой Отечественной войны. Справа полукруглым объемом выделен зимний сад, с почти сплошным застеклением, для максимального использования солнечного света. Остекление этого помещения, выполненное из стекол с травленым кислотой модернистским орнаментом, было уникальным. К сожалению, большинство стекол утрачено в войну. Со стороны Скарятинского переулка фасад дома с ровным ритмом окон имеет по бокам два эркера, которые венчают женские головки - лорелеи.

С таким же вкусом оформлен задний хозяйственный приватный двор. На него ведут красивые ворота, створки которых – крылья бабочки. А освещают их светильники – жуки-светлячки. На фронтоне конюшни или гаража – изящная голова лошади. На задний дворовый фасад выходит витражное окно большой лестницы. Сверху - стилизованный рыцарский герб с пышным плюмажем над лорелеей с опущенными глазами.

Внутренняя лестница украшена бронзовыми масками львов – фирменный знак Льва Кекушева.

Все внутренние помещения решены в разных стилях, чтобы удовлетворять все возможные вкусы будущего покупателя. Которого, кстати, искали довольно долго. Лишь примерно в 1909 году его купил богатый верхневолжский купец Иван Александрович Миндовский. Он был одним из владельцев «Товарищества Волжской мануфактуры». И.А.Миндовский недолго владел своим новым особняком на Поварской. Он умер в 1912 году, и особняк унаследовали его дети – Николай, Иван, Ираида и Ольга. Наверное, в особняке жил кто то из детей или внуков, но свои имущественные права наследники Миндовские до революции так и не оформили.

Сейчас в нем находится посольство Новой Зеландии.

Первая комплексная реставрация особняка началась в 2017 г. и продлилась два года. Впервые специалисты работали не только над архитектурной частью знаменитого дома, но и над восстановлением исторических интерьеров, многие из которых сохранились до наших дней. В процессе работ были укреплены подлинные несущие конструкции здания, восстановлен витраж с жар-птицей и играющим на свирели Паном, отреставрирован зимний сад. Однако главным итогом реставрации дома стало возвращение на крышу воссозданной скульптуры Авроры.

About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *