Модерн удар бича – Герман Обрист — «Красный цикламен» или «Удар бича» (Cyclamen, 1892): гобелен с шелковым узором. Это визитная карточка стиля модерн: гибкие, п…

Модерн-Ар-нуво-Югендстиль-Сецессион-Либерти-Модернизмо-Еловый стиль-Тиффани - Лучший блог про дизайн интерьера и архитектуру — LiveJournal

Модерн-Ар-нуво-Югендстиль-Сецессион-Либерти-Модернизмо-Еловый стиль-Тиффани - всё это названия одного и того же стиля, в котором работал великий архитектор Гауди в Испании, а в других странах другие люди :-).

Модерн (фр. moderne — современный), ар-нуво (фр. art nouveau - новое искусство), югендстиль (нем. Jugendstil), сецессион ( нем. Secessionsstil – Австрия), либерти (ит. liberty), модернизмо (ит. modernismo), еловый стиль (шв. style sapin), нью канст (нид. Nieuwe Kunst), тиффани (по имени Л. К. Тиффани – США) – всё это названия одного и того же стиля!

718-2

В 1898 году из Мюнхенского выставочного объединения “Glasplast” выходит группа художников и декораторов в знак протеста против академического искусства и начинает творить в стиле Модерн. От латинского слова secessio (отделение, уход) образуется австрийский вариант названия стиля Модерн. В Германии приверженцы стиля Модерн группировались вокруг журнала “Jugend”, по названию которого немецкий модерн стал называться Jugendstil (Молодой стиль). Во Франции Модерн получил название Art nouveau (Арт-нуво, дословно “новый стиль”). Имя свое стиль получил по названию магазина, который был открыт в Париже в 1895 году Самуэлем Бингом. Для оформления магазина был приглашен еще тогда малоизвестный бельгийский архитектор Анри Ван де Вельде, который спроектировал интерьер четырех торговых залов магазина в стиле Модерна. Магазин не дал хорошей прибыли Самуэлю Бингу и вскоре был закрыт, но стиль Модерн во Франции стал называться Art nouveau. Английский стиль Модерн отличается от общеевропейского более сдержанными формами. Общие, консервативные, взгляды английского общества способствовали тому, что большее признание Английский Модерн получил в континентальной Европе, нежели на родине. В России стиль Модерн наиболее ярко проявился в архитектуре.

Арт-нуво-1

В 80х гг. XIX века стиль модерн ОДНОВРЕМЕННО появляется в России, Германии, США, Италии, Швеции, Австрии, Франции и в других странах. Пик его популярности наблюдался до начала Первой мировой войны, после чего на смену ему пришёл ар-деко

T3tXffHPgj3ajvT

До появления ар-нуво влияние всех стилей в дизайне ослабело, все интерьеры были эклектичны, что проявлялось в цитировании художественных стилей более ранних периодов. Человечество искало новую волну, которая могла бы отразить настроения того времени и нашла её.

Модерн-2222

Полный отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, “природных” линий, интерес к новым технологиям, расцвет прикладного искусства. Гнутые линии были везде: в изгибах подлокотников и рисунке ножек мягкой мебели, а каркасы повторяли переплетение ветвей растений, формы тел животных или насекомых.

11

Истоками стиля модерн стали предметы с растительными орнаментами Уильяма Морриса и элегантные волнистые узоры для книжкой графики Артура Макмёрдо.

Снимок

Визитной карточкой стиля Модерн стала - вышивка «Удар бича» Германа Обриста.

0_7428e_9c9d8956_-1-XL

Так мы получили стиль, в котором не существовало оторванных линий, всё переплеталось изящными изогнутыми линиями и было ассиметрично. Модерн стал стилем, который стремился выполнить всё в одном ключе, вследствие чего возрос интерес к дизайну интерьеров. Используемые цвета: чёрный, зелёный, голубой, оливковый, бежевый, светло-бежевый, популярен фиолетовый. Рисунки: растительные мотивы, девушка с распущенными волосами, сказочные образы, стрекозы, бабочки, кувшинки, орхидеи, виноградные листья, пионы.

h_1366194053_6308710_d41d8cd98f

В стиле Модерн используются новые сочетания в декоре необычных материалов и техник – дерево, мозаика, керамическая плитка, бронза, камень, фарфор, витраж.

5359_630290013649893_892771792_n

Цветные витражные окна, в которых часто изображались ирисы, орхидеи и водоросли; элегантная эксклюзивная ковка; ниши и двери с изображением растительного орнамента – всё это признаки модерна, благодаря которым его сложно спутать с другим стилем.

artnoveau___4
гауди
Стены помещений покрываются не образующими, казалось бы, никакой закономерности причудливыми, асимметричными формами, капризно извивающимися линиями. Потолки декорируются, как правило, плоскорельефной гипсовой пластикой, стены становятся более красочными, а занавески – более светлыми.

Модерн-111111

Пол – паркет с растительным орнаментом; натяжные, подвесные и даже глянцевые потолки, витражи и полное отсутствие декора.
1efb44ab86f344041581aad65d

Стиль модерн уникален, узнаваем и неповторим по своей природе. Архитектура великого Гауди выполнена именно в этом стиле. Отсутствие прямых линий, природные и цветочные орнаменты, витражи делают интерьер незабываемым и оставляющим особое, сказочное настроение.

Нуво-222
В интерьерах часто встречается свободная планировка, разные уровни пола, расширяются оконные проемы.

Современный интерьер в стиле Модерн использует ещё большее количество разнообразных материалов, здесь можно дать волю фантазии, а творить стоит в одном направлении и тогда интерьер будет современным, красивым и уютным.

923

Ар-нуво, он же либерти, он же югендстиль, он же тиффани… Многоименный стиль модерн в интерьере

Витиеват и причудлив

Этот знаменитый стиль оказался вдруг замешанным в масштабной путанице. В основе неразберихи — русское название стиля. Когда клиенты говорят дизайнерам, что хотят заказать интерьер в стиле модерн, профессионалам приходится уточнять: а какой именно «модерн» имеется в виду? Дело в том, что в народе модерном все чаще называют современный стиль — этакий классический минимализм, лаконичный европейский дизайн. Однако это ошибка, причем очень глубоко укоренившаяся.

Слово «модерн» используют применительно к современным интерьерам не только обыватели, но и многие авторы статей по дизайну, составители мебельных каталогов и даже дизайнеры мебельных салонов. Одним словом, масштаб путаницы грандиозен. Мы решили внести свою скромную лепту в распутывание этого «ложного узла» и рассказать нашим читателям о настоящем модерне в интерьере.

Итак, модерн — это не современный, а исторический стиль

, зародившийся в конце 19-ого века, но довольно быстро уступивший модное первенство своему преемнику — стилю Ар-деко. В России стиль назвали «Модерном», но у него много и других имен. Так, в Германии он известен как «Югендстиль», в Италии — как «Либерти», в Шотландии — как «Макинтош», а в США — как «Тиффани». Международное название, известное большинству — «Ар-нуво» (Art Nouveau).

В чем причина путаницы, возникшей в нашей стране? Все просто: на английском языке слово «modern» означает все новое, современное. Когда продавцы мебели и материалов стали переводить иностранные каталоги с продукцией, они, ничтоже сумняшеся, калькировали знакомое им слово. То есть просто написали его кириллицей, не утруждая себя переводом. Кто-то ошибся по незнанию, а остальные подхватили.

Настоящий модерн: немного из истории стиля

Во второй половине 19-ого века в мире искусства царил некий застой. Главенствующим стилем была эклектика — в дизайне повторяли и перемешивали черты предыдущих стилей. Зрел запрос на что-то кардинально иное, небывалое, свежее. И рождение нового стиля не заставило себя долго ждать.

В 80-ые годы 19-ого века новые черты проявились в работах ряда мастеров — художников, скульпторов, ювелиров и др. Основным источником вдохновения стал растительный мир. Флористические орнаменты являлись ключевыми элементами стиля, его визитной карточкой. Культовое значение для нового стиля приобрела вышивка Г. Обриста «Удар бича». Аналогичные плавно изогнутые, волнистые линии превратились в эталон.

«Удар бича» Обриста

Стиль получил стремительное развитие и молниеносно завоевал высокую популярность. Он широко распространился в мире искусства и проявил себя не только в живописи и архитектуре, но и в оформлении книг, мебели, предметах быта. Новые черты быстро сложились в единый стиль с целым рядом характерных признаков.

Картина Альфонса Мухи, яркого представителя стиля модерн

Кульминационной точкой можно считать 1900-ый год, когда в Париже прошла всемирная выставка. Новый стиль проявил себя во всей красе и одержал блестящую победу. Впереди было еще 10 лет триумфа, в течение которых стиль модерн главенствовал в мире искусства, но после 1910-ого года он начал потихоньку сдавать позиции. Ситуация в мире усложнялась день ото дня, и такой нарочито декоративный, плавный, женственный стиль становился все менее востребованным. В начале 20-ых годов на смену модерну пришел более современный, техничный и энергичный стиль ар-деко.

Стиль ар-нуво, он же модерн в интерьере: основные черты

1. Изогнутые линии в духе «Удара бича» Германа Обриста. Замысловатые линии — это сама суть стиля модерн. Такие волнистые очертания даже тяжелым, массивным предметам придают видимую хрупкость, легкость и воздушность.

2. Девиз «Назад к природе!». Основные мотивы, выраженные в формах, линиях, росписи, декоре, — это вьющиеся растения, морские или океанические волны, хвост павлина.

3. Орнаментальность — яркая черта стиля Ар-нуво. Орнаменты присутствуют повсюду: и в отделке, и в мебели, и в текстиле, и в декоре, и в предметах искусства.

Спальня в стиле ар-нуво. Дизайнер: Дарья Григорьева

4. Асимметричность. Слишком много симметрии претит эстетике модерна. Часть арок, проемов, предметов мебели может быть симметричной, но хотя бы один объект в помещении должен быть эффектно-асимметричным. В этой причудливой, витиеватой асимметрии — особая прелесть модерна.

5. Арочные формы. Арки в стиле модерн отличаются криволинейностью и зачастую асимметричностью. Они очень плавные, «пластические». Арки присутствуют всюду: арочная форма придается проемам, каминам, окнам, шкафам, спинкам кровати и многому-многому другому.

6. Сложный дизайн проемов. Особое внимание уделяется проемам и «полупроемам» в стенах между помещениями или частями помещений. Формы и отделка проемов и перегородок в стиле ар-нуво поражают воображение.

7. Витражи. Ар-нуво характеризуется особой любовью к витражам. Их можно увидеть в окнах, дверях, на потолке, в мебели, в светильниках. Не зря ведь в США этот стиль имеет название «Тиффани» (в честь художника и дизайнера Л. К. Тиффани, специализировавшегося на создании декоративных шедевров из стекла).

8. Роскошные лестницы. В эпоху модерна заостряли внимание на лестницах и ограждениях. Их делали потрясающе красивыми и обязательно такими же изогнутыми и волнистыми, как традиционные орнаменты ар-нуво.

Дизайн интерьера в стиле модерн

Наверное, каждый дизайнер мечтает создать интерьер в этом стиле. Это проникновение в историю, прикосновение к прекрасному, творческая интерпретация на современный лад. Одним словом, работа интересная и… дорогая. Вообще, интерьеры в стиле ар-нуво — это роскошь, доступная лишь обеспеченным людям. Материалы и мебель, необходимые для создания обстановки в этом стиле, являются далеко не бюджетными. Да и не в каждом жилище этот стиль будет уместен, ведь ар-нуво требует больших пространств.

Рассмотрим некоторые детали дизайна в стиле модерн.

Основные цвета для интерьера в стиле ар-нуво, модерн, югендстиль

Палитра интерьеров в стиле ар-нуво, как правило, не отличается большим разнообразием. Самые распространенные цвета — это оттенки темного благородного дерева, земли, песка. Фоном для них могут служить белый и кремовый цвета.

В набор красок могут быть включены и некоторые другие тона, но обязательно природные — это цвета камней, травы, листвы. Дополняется эта, прямо скажем, скудная, но элегантная палитра цветом золота, реже — бронзы или серебра.

Отделка помещений в стиле модерн

Наиболее широко используемый материал — дерево. Его применяют и для полов (паркет, доска), и для стен (панели), и для проемов.

Источник

В интерьерах ар-нуво дерево на первом месте. Источник

Помимо дерева, активно используются камень (плитка). Лестничные ограждения обычно кованые.

Повсеместно встречаются орнаменты и завитки, напоминающие «удар бича». Для создания орнаментов на полу и стенах во влажных помещениях применяют мозаику. Окрашенные стены могут быть украшены орнаментальной росписью. Флористический орнамент вводят в интерьер и посредством использования обоев — фактурных или с цветочным орнаментом и рисунком.

Мебель для интерьера в стиле модерн

Мебель обычно деревянная — дорогая, тяжелая. Хотя нередки и металлические предметы мебели, что неудивительно, ведь металлу можно придавать самые причудливые формы, а это является важнейшей составляющей стиля.

Тяжелым шкафам, комодам и буфетам придаются те же замысловатые арочные формы. Мало закрытых шкафов, зато много открытых полок.

Часть мебели может быть стеклянной — это совсем не противоречит концепции ар-нуво. Особенно если стекло будет украшено витражной росписью или пескоструйным рисунком.

Текстиль и декор

Шторам на окнах может быть придана все та же асимметричная форма, а ламбрекену — причудливо-изогнутая. Сами шторы, конечно, должны выглядеть дорого. Ткань может быть однотонной или с витиеватым растительным орнаментом.

Предметов декора в интерьерах стиля модерн совсем не много. Будут к месту светильники с витражами, витражные вазочки, зеркала изогнутой арочной формы, картины с растительными мотивами, крупные вазы с цветами и павлиньими перьями, статуэтки. Однако важно знать меру и осторожно дозировать количество декора.

Чтобы подчеркнуть историческую суть стиля, царящего в интерьере, можно ввести винтажные элементы: например, старинные часы, винтажный манекен, искусственно состаренные фото в рамках и т.п.

Смотрите ещё:

Экостиль в интерьере

Итальянский стиль в интерьере

Античный стиль в интерьере

Стиль барокко

Архитектура московского модерна - Прекрасная эпоха модерна — ЖЖ

Фотографии в альбоме «Особняки» Татьяны на Яндекс.Фотках


«РЮМИН ПЕРЕУЛОК»

В начале Рюмина переулка находится интересный образец московского модерна – особняк потомственного почетного гражданина Д.Ф.Беляева.
В 1903–1904 гг. по проекту архитектора А.А.Галецкого этот дом был перестроен из более старого здания.


«ОСОБНЯК БЕЛЯЕВА В РЮМИНОМ ПЕРЕУЛКЕ»

Здание знаменито своей оградой, выполненной в виде расползающихся весной змей.
Композицию решетки составляет один повторяющийся рисунок, в котором изогнутые стержни перетекают из одного звена в другое.
Благодаря непрерывному, перетекающему рисунку точно подогнанных стержней и отсутствию явно выраженных стоек ограда кажется единой на большом протяжении.


«СКВОЗЬ ОГРАДУ»

Архитектор Александр Антонович Галецкий (1872–?) долгое время находился в тени великого Ф.О.Шехтеля, подправляя проекты мастера перед их подачей на утверждение в Управу.
Разрабатывая композицию ограды, Галецкий воспользовался рисунком ограды особняка С.П.Рябушинского в исполнении Шехтеля, однако при воплощении изменил проект так, что получившаяся ограда по качеству прорисовки превзошла оригинал.


«ФАСАД ОСОБНЯКА. ВИД СО ДВОРА»

В советское время в доме жил маршал Константин Рокосовский.
Организация, занимающая дом сегодня, шифруется. Но зато тщательно охраняется: кругом висят видеокамеры. Правда, пока фотографировала, никто не делал попыток меня остановить.


«БАЛКОН С ОГРАДОЙ "ИРИСЫ"»

Композиция здания довольно проста, выделяется лишь угловой эркер, выходящий в сад.
Очень хороша облицовка фасада серо-зеленой керамической плиткой и фриз, содержащий изображение женских головок и лент с цветами.


«МОЗАИЧНОЕ ПАННО "МАКИ НА ЗАКАТЕ"»

Необычайно привлекателен садовый фасад здания, украшенный мозаичной композицией «Маки на закате» в характерной для модерна изогнутой полуэллиптической рамке.


«***»


«КАЛИТКА В САДУ»

Высокую художественную ценность имеет калитка в саду.
Ее смелый экспрессивный рисунок напоминает знаменитый мотив "удар бича" бельгийского архитектора, одного из основоположников стиля модерн в архитектуре Виктора Орта.
Виктор Орта впервые применил линию, названную "удар бича", которая стала образным выражением напряженного духа времени того периода, а ее изящество - образцом графического искусства и стилизации в окнах и витражах зданий стиля модерн.


«ФРИЗ С МАСКАРОНАМИ СО СТОРОНЫ РЮМИНА ПЕРЕУЛКА»


«УЛИЦА СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО, ДОМ 7»

Первоначально называлась Воронья улица (под этим названием известна уже в 18 века) по располагавшейся здесь Вороньей слободке Андроникова монастыря. В 1923-1992 годах - Тулинская улица, по одному из псевдонимов Ленина - К. Тулин. Современное название дано по находящейся поблизости церкви Сергия Радонежского.


«ФАСАД В СТИЛЕ МОДЕРН»

В 1908 году владелец этого здания фабрикант К.Грязнов заказал архитектору К.К.Кайзеру сделать на своем доме новый фасад.
Фасад этот переделан автором в вошедшем тогда в моду стиле модерн.


«МАСКАРОНЫ, УКРАШАЮЩИЕ ФАСАД»

Маскароны неклассических форм: мягкие, лиричные, обаятельные женские головки, украшают фасад здания.
На фото в центре виден картуш с изображением буквы "Г" - начальной буквы фамилии владельца.


«МАСКАРОН»

Маскароны - женские головки
на фасаде имеют разные выражения лица и прически.


«ДЕТАЛИ ОФОРМЛЕНИЯ ФАСАДА»

По-моему, оригинальные
детали (маскароны?): лица, похожие на русских богатырей...


«ОФОРМЛЕНИЕ БАЛКОНА»


«СЛУХОВОЕ ОКНО ПОД КРЫШЕЙ»


«ВЪЕЗДНАЯ АРКА»

Очень красиво оформлена въездная арка, украшенная масками и сложной формы кронштейнами.
Здание, занимаемое сейчас банком "Пересвет", находится в замечательном состоянии.


«ОСОБНЯК Н.А.ТЕРЕНТЬЕВА В ПЕТРОВСКОМ ПЕРЕУЛКЕ»

Дом этот перестроен из ампирного особняка, возведенного в 1833 году по проекту московского зодчего Осипа Бове.
Архитектор перестройки, состоявшейся в 1901-1902 годах, - И.А.Иванов-Шиц.
В 1930-х годах дом был надстроен двумя этажами, из-за чего потерял свой первоначальный силуэт с двумя аттиками, характерного для модерна абриса. Тогда же была утрачена роскошная обстановка комнат, некогда заказанная владельцем в Париже и стоившая сотни тысяч франков.


«РЕШЕТКА ВОРОТ»


«НАДПИСЬ С ФАМИЛИЯМИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ НАД АРКОЙ ВОРОТ»

В настоящее время дом принадлежит частному лицу, фамилия которого, видимо, значится во второй строке надписи над воротами.
1999 год рядом с фамилией может означать год, когда дом был приобретен в собственность, а также дату его реконструкции. Последняя, несомненно, была проведена, но по истечении 10 лет уже снова требуется ремонт, по крайней мере, фасада.


«ДЕКОР ФАСАДА»

Детали оформления главного фасада обнаруживают связь
с французским вариантом модерна - Ар Нуво.
Об этом свидетельствуют экспрессивные завитки скульптурного декора (женские маски, растительные формы).


«ДЕТАЛИ ФАСАДА В СТИЛЕ МОДЕРН»

Интерьеры парадных зал дома также выполнены в стилистическом ключе Ар Нуво.
Внутренние интерьеры сохранились, судя по снимкам, они великолепны, но увидеть их воочию, к сожалению, нельзя...


«ВИТРАЖ В ОКНЕ ДОМА ТЕРЕНТЬЕВА»

Стеклянные витражи в окнах дома Терентьева появились уже после реставрации 1999 года. Хотя, логично предположить, что и при первоначальной реконструкции начала 20 века, витражи были не хуже...

Рекомендую

Рождение стиля Модернъ. | Журнал Ярмарки Мастеров

О моём любимейшем стиле.))

Модерн.
Искусство этого стиля существовало с середины XIX столетия по начало Первой Мировой.

Время Арт Нуво текло параллельно Викторианской, а в последствии, и Эдвардианской эпохам. Но текло оно быстрее, след оставило, может быть, даже более заметный, а уж с точки зрения ювелирного искусства - явилось прообразом всех самых прогрессивных современных течений.

Рождение стиля Модернъ., фото № 1

Рене Лалик.
Датой рождения стиля арт нуво принято считать 1880 год. В переводе с французского Art Nouveau – новое искусство. Сам же термин происходит от названия парижского магазина-музея “Maison Bing, L’Art Nouveau” (владелец Самуэль Бинг).
Следует отметить, что возникший в Париже стиль Art Nouveau быстро распространился по всей Европе. Но в этом случае (т.е. применительно ко всем странам) мы уже говорим о стиле модерн.

Рождение стиля Модернъ., фото № 2

«Модерн», стиль «модерн» (франц. moderne — новейший, современный), одно из названий стилевого направления в европейском и американском искусстве конца 19 — начала 20 вв.
В Бельгии, Великобритании и США оно известно как «новое искусство» (Art Nouveau), в Германии — «югендстиль» (Jugendstil), в Австрии — «стиль Сецессиона» (Sezessionstil), в Италии — «стиль Либерти» («stile Liberty»), в Испании — «модернизм» (modernismo).
Новый стиль стал последним воплощением идеалов романтизма в художественном творчестве. Модерн, проникший почти во все сферы искусства в последнее десятилетие ХIХ в., очень быстро распространился по всей Европе и, перемахнув через океан, нашел приверженцев в Соединенных Штатах.
Модерн возник в условиях кризиса буржуазной культуры как один из видов неоромантического протеста против антиэстетичности буржуазного образа жизни, как реакция на господство позитивизма и прагматизма. Эстетика Модерна развивала идеи символизма и эстетизма, «философии жизни» Ф. Ницше.

Рождение стиля Модернъ., фото № 3

Модерн, по мысли ряда его теоретиков (бельгиец Х. К. ван де Велде, опиравшийся на социалистические утопии У. Морриса, должен был стать стилем жизни нового, формирующегося под его воздействием общества, создать вокруг человека цельную эстетически насыщенную пространственную и предметную среду, выразить духовное содержание эпохи с помощью синтеза искусств, новых, нетрадиционных форм и приёмов, современных материалов и конструкций.
Наиболее последовательно Модерн осуществил свои принципы в узкой сфере создания богатых индивидуальных жилищ. Но в духе Модерн, стремившегося стать универсальным стилем своего времени, строились и многочисленные деловые, промышленные и торговые здания, вокзалы, театры, мосты, доходные дома.
Модерн пытался преодолеть характерное для буржуазной культуры 19 в. противоречие между художественными и утилитарным началами, придать эстетический смысл новым функциям и конструктивным системам, приобщить к искусству все сферы жизни и сделать человека частицей художественного целого. Стремление изменить искусством мир в рамках капиталистического общества было глубоко утопичным. Практически же Модерн явился первым относительно цельным стилем художественного оформления различных сфер буржуазного быта.
Рождение стиля Модернъ., фото № 4
Основным средством выражения в стиле Модерн является орнамент, который не только украшает произведение, но и формирует его композиционную структуру. В интерьерах бельгийских архитекторов изящные линейные плетения, подвижные растительные узоры рассыпаны по стенам, полу и потолку, концентрируются в местах их сопряжения, объединяют архитектурные плоскости, активизируют пространство. Бесконечно текущие, то плавно, то взволнованно извивающиеся, чувственно-сочные линии декора несут духовно-эмоциональный и символический смысл, сочетая изобразительное с отвлечённым, живое с неживым, одухотворённое с вещным.

Рождение стиля Модернъ., фото № 5
Стиль Арт Нуво явился художественным протестом против устоявшихся правил игры и способов художественного осмысления таковых. Ни социальное самосознание викторианцев, не гедонизм эдвардианцев не казались адептам Арт Нуво сколь-нибудь эстетичными. Любые проявления классицизма, в любом случае, апеллировали к тем или иным канонам, для художника Арт Нуво единственной инстанцией для апелляций явилась душа человека, его эмоции и желания, подчас скрытые, и весьма неоднозначные
Понятно, что такое искусство не могло стать мэйнстримом в обществе, где определяющей моральной доминантой была чопорная сдержанность, а значит, на первых порах, художникам Арт Нуво не светила работа с дорогим материалом и запредельно богатыми заказчиками. Украшения этого стиля не претендовали на титул статусных аксессуаров, а были призваны служить выражением чувственной натуры носителя или дарителя. Соответственно, дорогие камни первого ряда были ювелирам, скорее всего, недоступны, но, главное, не нужны. Формализм бриллиантов, их монохромная прямота с точки зрения Арт Нуво проигрывала богатству красок опалов, лунного камня, халцедона, турмалина, аметиста, аквамарина, топаза, зеленых гранатов. Бриллианты использовались, но лишь в качестве декоративного элемента.
Появлялись новые, возрождались старые техники нанесения эмалей:
Рождение стиля Модернъ., фото № 6

Рождение стиля Модернъ., фото № 7
"Клуазоне" (Cloisonne - перегородчатая эмаль, ячейки заполнялись эмалями разного цвета)

Рождение стиля Модернъ., фото № 8

"Шамплеве" (Champleve - небольшие углубления в метале заполняли эмалью)

Рождение стиля Модернъ., фото № 9

Рождение стиля Модернъ., фото № 10

"Плик-а-жур" (Plique-A-Jour - золотые полости заполняли прозрачной эмалью для достижения эффекта подкрашенного стекла)
Рождение стиля Модернъ., фото № 11

Рождение стиля Модернъ., фото № 12

"Эмаль гильоше" (Guillocher - эмаль наносили на специально гравированную поверхность)
Рождение стиля Модернъ., фото № 13Рождение стиля Модернъ., фото № 14

"Пат-де-верр" (Pate-De-Verre - расплавленное матовое стекло заливали в сложные формы), витражная эмаль и многие другие.

Рождение стиля Модернъ., фото № 15

Рождение стиля Модернъ., фото № 16

Рождение стиля Модернъ., фото № 17

Рождение стиля Модернъ., фото № 18

Ювелиры стремились к работе с насыщенными яркими цветами, подражая художникам. Вспомните картины М. А. Врубеля и П. Гогена: очень сочные цвета анилиновых оттенков становятся значимы не менее чем выписанные ими образы. Идея украшения стала ценится больше чем материал, из которого оно изготовлено. Можно говорить, что эпоха Арт Нуво - начало эры Дизайна - времени, когда идея дороже золота и авторское украшение ценится в разы, а то и на порядки дороже серийного изделия.

Рождение стиля Модернъ., фото № 19

Главным героем, а вернее, героиней нового направления в изобразительном искусстве стала женщина. Длинные, волнообразно ниспадающие волосы, плавные и мягкие линии женского тела особенно хорошо отвечали стилистическим пристрастиям модерна. На полотнах художников нового направления женщина появляется гораздо чаще, чем мужчина. Да и весь характер стиля – женский: в нем ясно чувствуется желание нравиться. Здесь стремление к внешней красивости дополняется склонностью к самолюбованию и изрядной долей кокетства. Не случайно одно из многочисленных прозвищ модерна – стиль женщин и цветов.
Рождение стиля Модернъ., фото № 20

Рождение стиля Модернъ., фото № 21
Эту женственность искусства конца века, пожалуй, лучше других сумел выразить в своем творчестве чех Альфонс Муха. Родился он в 1860 г. в моравском городке Иванчице и на исходе столетия добился громкой славы в столице мирового искусства Париже. Во Франции художника называли Мюша. Но прежде чем добиться триумфа и позволить себе превратить мастерскую в музей драгоценных вещей и раритетов, ему пришлось испытать все тяготы и невзгоды жизни безвестных, непризнанных художников, которых в Париже всегда было в избытке.
Возможность стать профессиональным художником появилась у Альфонса Мухи только в 25 лет, хотя рисовать он начал чуть ли не в младенчестве, притом левой рукой. Учился он сначала в Мюнхене, а затем в Париже. Здесь ему не сразу, но повезло – он устроился работать в театр божественной, как ее тогда величали, Сары Бернар. С 1894 по 1901 гг. Альфонс Муха писал для спектаклей ее театра декорации и плакаты.
Первой работой, моментально прославившей имя чешского художника, была афиша к спектаклю театра Сары Бернар «Жисмонда», появившаяся утром 1 января 1895 г. на плакатных щитах Парижа. Уже в ней вполне определяется характер многих последующих плакатов, календарей и декоративных панно Альфонса Мухи.

Рождение стиля Модернъ., фото № 22

Вслед за «Жисмондой» появились другие, не менее удачные плакаты, они время от времени переиздавались, а потом были выпущены в виде почтовых открыток. Заказы сыпались на художника как из рога изобилия.
Альфонс Муха не был ювелиром. Все началось с тех же афиш Сары Бернар, где часто присутствовали необычные ювелирные украшения. Для их создания Муха изучал историю и фольклор. И лишь потом Муха начал разрабатывать эскизы украшений на заказ. Эта необычная ювелирка и была выполнена в материале известным парижским ювелиром Жоржем Фуке.

Рождение стиля Модернъ., фото № 23

Сотрудничество между художником и ювелиром началось в 1898 году или около того. На Всемирной выставке 1900 года в Париже Фуке показал ювелирную коллекцию Мухи, наделавшую много шума. Действительно, коллекция состояла из фантастических театральных предметов, которые были составлены из большого числа компонентов и соединяли множество техник и материалов.
Как и украшения, изображенные на графических работах Мухи, которые теперь превратились в модели для реальных вещей, воспроизведенные предметы в большинстве своем были необыкновенно восточными и византийскими одновременно. В своей утонченной роскоши эти сокровища соперничали с современным живописным ювелирным искусством, вдохновленным символизмом, таким, как искусство Рене Лалика. С тем, чтобы привлечь более широкую клиентуру, в последующих произведениях Муха отбросил орнаментальную избыточность в пользу большей строгости.
Рождение стиля Модернъ., фото № 24
Самое известное украшение, созданное Фуке по эскизам Мухи - это золотой браслет, получивший в Европе название «роза руки». Украшение было изготовлено в 1899 году для Сары Бернар, игравшей роль Клеопатры. Невиданный ранее в Европе браслет свернувшейся кольцом змеей обвивал предплечье, жало переходило в кольцо с помощью тонкой цепочки. Впервые его изображение появилось на афише к "Медее". Браслет и кольцо шокируют своей натуралистичностью (свернувшиеся кольцом змеи), которую до определенной степени сглаживает экзотика материалов - опалов, рубинов, бриллиантов и эмали.

Рождение стиля Модернъ., фото № 25
Украшения на театральных афишах Мухи представляли собой утонченную историческую стилизацию в духе подлинных артефактов Средневековья: широкий декоративный пояс, рельефная орденская цепь и богато орнаментированное оружие ("Лорензаччо", "Гамлет". Разработка сценографии спектаклей потребовала от художника изучения исторического и фольклорного материала. И вот театральные украшения и аксессуары появились на рекламных плакатах и декоративных панно в качестве необходимых декоративных элементов.

Рождение стиля Модернъ., фото № 26

Образы эффектно подчеркивали самые невероятные драгоценные предметы. Украшения для волос, отдаленно напоминающие диадемы, сложные многоярусные ожерелья, пояса-шателены с подвесками, застежки-аграфы и пластины, плавно переходящие в платье ("Брюнетка", "Зодиак" и др.). Сценические украшения, нарисованные воображением художника, определили также тематику серии декоративных панно ("Драгоценные камни").
Оригинальные рисунки Мухи пришлись по душе ювелиру. Надо заметить, что Фуке наступали на пятки не менее именитые ювелиры Р. Лалик и А. Вевер. Последний заказывал эскизы рисовальщику Э. Грассе, - тут-то и подвернулась со своими советами Сара Бернар, и Жорж Фуке нанял Муху в качестве рисовальщика.

Рождение стиля Модернъ., фото № 27

И что же?.. Необычные проекты Мухи смутили критиков и вызвали упреки в недостатке связи с текущей модой. Украшения, выполненные Фуке, действительно громоздки и несколько эклектичны, как, например, предназначенная для Сары Бернар, брошь для корсажа отягощенная гроздьями маленьких камешков неправильной формы. Если на афишах эти украшения выглядели убедительно, - как и абсолютно все изображения украшений, сделанные Мухой, - то при воплощении оказались чем-то спорным. Однако мнение это, конечно же, разделили не все. И вот тому подтверждение: серии украшений, выполненные по эскизам Мухи, обеспечили успех Фуке на ряде Всемирных выставок, покорив публику своей новизной.

Рождение стиля Модернъ., фото № 28
В 1902 году Муха издал альбом «Декоративные документы» (Documents decoratifs), включивший коллекцию из 72 работ в карандаше оттенённым белым, эскизы Ар Нуово для дизайнеров в области искусств и ремесел.
Портфолио также содержит разнообразие орнаментальных и натуралистических цветочных украшений, этюдов женской головы и обнаженной натуры. В этих работах илюстративный натурализм, обрамлен абстрактными узорами.

Рождение стиля Модернъ., фото № 29
Рисунки для ювелирных украшений, мебели, столовых приборов, других предметов обихода того периода, указывают на то что цель Мухи в создании этих работ была двоякой.
С одной стороны он каталогизировал огромный опыт работы в декоративной области, опыт который вышел за рамки двухмерного пространства в трехмерное, как это показано в его работе для парижской международной выставки 1900 года и величественный позолоченный интерьер бутика Fouquet (к нему мы вернемся).

Рождение стиля Модернъ., фото № 30

С другой стороны его целью было выразить безусловное визуальное утверждение Арт Нуво.
Даже принимая во внимание тот факт, что в это продвинутое время эра Art Nouveau уходила в забвение, нужно отдать должное искусному стилю исполнения Мухи и его способности создавать унифицированный стиль, трансформируя материальный мир в элегические и идеализированные формы.
Рождение стиля Модернъ., фото № 31
Альфонс Муха проявил себя не только как замечательный плакатист, не менее известны его ювелирные украшения, книжные иллюстрации и скульптура. Его признали не только в Европе, но и в США, где, уже будучи знаменитым, художник преподавал и работал несколько лет.
Рождение стиля Модернъ., фото № 32
Завершил свой путь всемирно признанный мэтр на родине. Здесь в 45-летнем возрасте он женился на своей ученице Марушке Хитиловой, которой тогда было 26 лет. Последние годы жизни художник посвящает созданию монументального цикла из двадцати полотен – «Славянского эпоса», на сюжеты славянской мифологии, в которых открылись новые грани его разностороннего дарования. Однако монументальная живопись Альфонса Мухи не привлекла того внимания, которое вызвали плакаты и панно, созданные в конце прошлого столетия.
Рождение стиля Модернъ., фото № 33
К 1890-м годам мода перестала быть привилегией высших классов. Благодаря модным журналам широкая публика имела возможность познакомиться с самыми последними ее тенденциями, рождавшимися в мире богемы и в модельных домах Парижа, которые, как и поэты того времени, создавали культ «инфернальной» женщины, капризной и томной, чувственной и экзотической. В соответствии со вкусами той эпохи силуэт женщины приобрел змеевидные контуры и стал напоминать латинскую букву S. Наиболее активно стиль модерн вторгался в оформление вечерних нарядов, необычайно эффектных из-за асимметрии и манерно изогнутых линий.
Рождение стиля Модернъ., фото № 34
Новый костюм требовал соответствующих аксессуаров, и прежде всего украшений нового типа. Появились оригинальные виды колье - ожерелья с жемчужной или бриллиантовой «бахромой», хорошо сочетавшиеся с мысообразными декольте; широкие ошейники, обильно украшенные камнями; тонкие обручи с камнем на длинном стержне, спускавшемся на грудь; поразительной красоты гребни, декорированные золотом и камнями. Но и традиционные виды украшений приобрели новые оригинальные черты.
Рождение стиля Модернъ., фото № 35
В эпоху модерна на первый план в ювелирном деле вышел не мастер-ремесленник, изготавливавший похожие друг на друга «коммерческие драгоценности», а ювелир, создававший индивидуальные и по-настоящему художественные украшения, которые обладали новой образностью, отражавшей дух времени. Благодаря таланту авторов таких украшений ювелирное искусство, наряду с архитектурой и художественным стеклом, вышло на авансцену развития искусства, во многом определив декоративные особенности нового стиля.
Рождение стиля Модернъ., фото № 36
Рождение стиля Модернъ., фото № 37
На первоначальном этапе в образном строе ювелирных украшений, так же как и в искусстве модерна в целом, яркое развитие получило флоральное направление (от французского слова floral - цветочный), которое в наибольшей степени отвечало художественным устремлениям того времени. В основе его лежала трансформация мотивов, рожденных природой, причем если для эпохи историзма было характерно натуралистическое изображение цветов и насекомых, то мастера стиля модерн трактовали их как своеобразные знаки, несущие в себе нервную символику рубежа веков.
В орнаментальном декоре флорального направления модерна нашел отражение волшебный и поэтичный мир растений и животных: изумрудные ящерицы и змеи, пестрокрылые стрекозы и бабочки, величавые подсолнухи и камыши, роскошные орхидеи, элегантные ирисы, нежные ландыши, эффектные цикламены и особенно много любимых поэтами «серебряного века» лилий.
Рождение стиля Модернъ., фото № 38
Своего рода отличительным знаком орнаментального декора модерна стал мотив изгибающегося в воздухе бича, который получил название «удар бича». Среди излюбленных мотивов художников-ювелиров были также морская волна, лебединая шея, томные женские головки или фигуры с распущенными волосами и извивающимися руками в «летящих» рукавах.
В ювелирных украшениях своеобразная изощренность флорального направления модерна проявлялась также в плавной текучести асимметричных форм с изысканными, отточенными очертаниями, в прихотливой изощренности композиционных построении и и почти мистическом колорите вещей, который возникал от сочетания мерцающих как старинные витражи, эмалей и зеленых, лиловых, голубых, белых, красных камней. В украшениях много жемчуга, опалов, рубинов, демантоидов, аметистов, алмазов, хризопразов, перламутра, при этом выбор камней определялся не их стоимостью, а декоративными качествами и цветом.
Рождение стиля Модернъ., фото № 39
Работы ювелиров модерна были столь прекрасны, что, возможно, впервые публика увидела в украшениях не просто драгоценный аксессуар костюма, а подлинное произведение искусства. В 1890-е годы во Франции даже амбициозные представители «высокого искусства» изменили свое отношение к творчеству ювелиров: их произведения начали допускать на выставки Национального общества изящных искусств, в Обществе французских художников открылась секция прикладного искусства, устраивались персональные выставки художников-ювелиров, их изделия стали публиковаться в журналах, закупаться музеями. Искусство ювелиров модерна получило всеобщее признание на Всемирной выставке, проходившей в Париже в 1900 году.
Рождение стиля Модернъ., фото № 40
Стиль модерн вполне исчерпал себя к началу первой мировой войны. В 10-х и 20-х гг. над модерном издевались авангардисты всех мастей. Затем о модерне просто забыли, было забыто и богатейшее наследие Альфонса Мухи. Трагически завершилась его жизнь: в 1939 г. Прага была оккупирована фашистами, гестапо одним из первых арестовало Альфонса Муху. 79-летнего старика подвергли допросам, на которых он простудился и, хотя вскоре был отпущен на свободу, быстро скончался от воспаления легких.

Рождение стиля Модернъ., фото № 41
К началу XX века флоральное течение модерна достигло апогея своего развития. И хотя отдельные проявления этого стиля встречались вплоть до 1914 года, формы изделий стали менее изощренными, а волнистые линии заменил геометризированный декор. На смену флоральному течению модерна пришло геометрическое, однако оно проявилось в ювелирных украшениях не столь ярко и выразительно. В архитектуре и произведениях декоративно-прикладного искусства позднего модерна уже прослеживались черты конструктивизма.
Хронологические рамки эпохи модерна очень узки, немногим более двух десятилетий, но значение этого стиля для развития ювелирного искусства необычайно велико. Соединив традиции Запада и Востока, античности и средневековья, аристократического и фольклорного искусства, обобщив опыт всего предыдущего художественного развития, художники-ювелиры эпохи модерна создали яркое самобытное искусство.

Стихотворение «МОДЕРН», поэт Зубов Леонид

Всё сокрушать,спеша очиститься от скверн,

на месте флигельков восстали небоскрёбы,

и всюду запестрел бесстыдный стиль - модерн.

В.Брюсов

 

Модерн - ар-нуво - новое искусство,

стиль молодой,красивый - югендстиль.

Художественный стиль он сочетает

с утилитарным в творчестве своём.

Отказ от геометрии решений:

предпочитает смесь "природных линий".

Родоначальник - Англия,туманный Альбион.

Мечтал вернуться к простоте средневековья,

к работам Возрожденья раннего,

красе и мощи зодчества народного.

Влияние на стиль модерна оказали -

Япония и древнего Египта

создания тысячелетней давности,

талант и блеск "прерафаэлитов",

эстетика,работы Джона Рёскина,

теория и практика Вильяма Мориса.

Модерн включал в себя так много из течений,

из стилей разных,что не разберёшь,-

где его подлинное,явное лицо:

из готики,из Ренессанса,неоромантизма,

из неоклассицизма, рационализма.

Как будто сплав из радужных идей,

из лучших достижений всей культуры.

"Визитной карточкою" стиля стал

"Удар бича" Обриста Германа.

Кто видел кнут огромного размера

у пастуха,пасущего коров,тот вспомнит

этот бич, удар его как выстрел.

Модерн симметрии отказ провозгласил.

Стремящиеся ввысь крутые доминанты,

перетеканье форм одна в другую,

изгибы линий без углов и прямизны.

"Кирпичный стиль" в себя включил -

отказ от штукатурки;

декоративные детали зданий

выкладывались лишь из кирпича.

Орнаменты растительного мира

пестреют на фасадах и контрфорсах.

Преобладанье цвета в оформлениях объектов:

цвет розы увядающей, табачные цвета,

жемчужно-серые и серо-голубые

(у Михаила Врубеля - задумавшийся демон),

сиреневые, пыльные тона...

Наличие в отделке - фонов золотых,

мозаики, эмали и чеканки.

Пленяют интерьеры окнами

с растительным декором и

гнутой мебелью с пестреющей каймой.

Бельгиец Виктор Орта применял

стекло и сталь в конструкциях и зданьях,

построенных как странные растенья,

из фантастических видений или снов.

В Париже вестибюли для метро

построены по принципам модерна.

Эктор Гимар их лично оформлял.

Антонио Гауди,испанский архитектор,

в домах Мадрида - как будто биоформы воплощал.

Скульптура,живопись модерна оказались

под оглушительным влияньем символизма.

Картины и панно нацелены(как элементы интерьера) -

придать им некую окраску

для усиления эмоций и идей.

Декоративность стала в живописи главным.

В ней характерно сочетанье

орнаментальных "фонов ковровых"

и - будто вылепленных лиц на первом плане

(Климт Густав,Кнопф Ферман и Врубель Михаил),

а также цветовых огромных плоскостей

(Бакст, Эдвард Мунк и Бенца)

и выразительных, подчёркнутых нюансов.

Скорбь мировая,смерть,эротика,экстаз,

мир сна,легенды,сказки,вожделенья -

вот яркая тематика картин.

У скульпторов - к природным линиям стремленье,

текучесть и подвижность форм,

их внутренняя сила и энергия

оформилась скульптурами Майоля Аристида,

Аронсона Наума и Родена.

Стиль ювелирный ар-нуво

использовал лишь камни непрозрачные,

их полудрагоценность всем доступна -

эмаль,опал,жемчуг и бирюза,

слоновая желтеющая кость и лунный камень.

Преобладают зооморфные,растительные формы,

стрекозы,ящерицы,бабочки,жучки

и - нимфы, феи сказочных фантазий.

 

LZ

 

 

Фото из Инета

Исп. Роберт Плант BIG LOG

Модерн и его разновидности в интерьере

Этот знаменитый стиль оказался вдруг замешанным в масштабной путанице. В основе неразберихи — русское название стиля. Когда клиенты говорят дизайнерам, что хотят заказать интерьер в стиле модерн, профессионалам приходится уточнять: а какой именно «модерн» имеется в виду? Дело в том, что в народе модерном все чаще называют современный стиль — этакий классический минимализм, лаконичный европейский дизайн. Однако это ошибка , причем очень глубоко укоренившаяся.

Слово «модерн» используют применительно к современным интерьерам не только обыватели, но и многие авторы статей по дизайну, составители мебельных каталогов и даже дизайнеры мебельных салонов. Одним словом, масштаб путаницы грандиозен. Мы решили внести свою скромную лепту в распутывание этого «ложного узла» и рассказать нашим читателям о настоящем модерне в интерьере.

Итак, модерн — это не современный, а исторический стиль, зародившийся в конце 19-ого века, но довольно быстро уступивший модное первенство своему преемнику — стилю Ар-деко. В России стиль назвали  «Модерном», но у него много и других имен. Так, в Германии он известен как  «Югендстиль», в Италии — как  «Либерти», в Шотландии — как  «Макинтош», а в США — как  «Тиффани». Международное название, известное большинству —  «Ар-нуво» (Art Nouveau).

В чем причина путаницы, возникшей в нашей стране? Все просто: на английском языке слово «modern» означает все новое, современное. Когда продавцы мебели и материалов стали переводить иностранные каталоги с продукцией, они, ничтоже сумняшеся, калькировали знакомое им слово. То есть просто написали его кириллицей, не утруждая себя переводом. Кто-то ошибся по незнанию, а остальные подхватили.

Настоящий модерн: немного из истории стиля

Во второй половине 19-ого века в мире искусства царил некий застой. Главенствующим стилем была эклектика — в дизайне повторяли и перемешивали черты предыдущих стилей. Зрел запрос на что-то кардинально иное, небывалое, свежее. И рождение нового стиля не заставило себя долго ждать.

В 80-ые годы 19-ого века новые черты проявились в работах ряда мастеров — художников, скульпторов, ювелиров и др. Основным источником вдохновения стал растительный мир. Флористические орнаменты являлись ключевыми элементами стиля, его визитной карточкой. Культовое значение для нового стиля приобрела вышивка Г. Обриста «Удар бича». Аналогичные плавно изогнутые, волнистые линии превратились в эталон.

«Удар бича» Обриста

Стиль получил стремительное развитие и молниеносно завоевал высокую популярность. Он широко распространился в мире искусства и проявил себя не только в живописи и архитектуре, но и в оформлении книг, мебели, предметах быта. Новые черты быстро сложились в единый стиль с целым рядом характерных признаков.

Картина Альфонса Мухи, яркого представителя стиля модерн

Кульминационной точкой можно считать 1900-ый год, когда в Париже прошла всемирная выставка. Новый стиль проявил себя во всей красе и одержал блестящую победу. Впереди было еще 10 лет триумфа, в течение которых стиль модерн главенствовал в мире искусства, но после 1910-ого года он начал потихоньку сдавать позиции. Ситуация в мире усложнялась день ото дня, и такой нарочито декоративный, плавный, женственный стиль становился все менее востребованным. В начале 20-ых годов на смену модерну пришел более современный, техничный и энергичный стиль ар-деко.

Стиль ар-нуво, он же модерн в интерьере: основные черты

1. Изогнутые линии в духе «Удара бича» Германа Обриста. Замысловатые линии — это сама суть стиля модерн. Такие волнистые очертания даже тяжелым, массивным предметам придают видимую хрупкость, легкость и воздушность.

2. Девиз «Назад к природе!». Основные мотивы, выраженные в формах, линиях, росписи, декоре, — это вьющиеся растения, морские или океанические волны, хвост павлина.

3. Орнаментальность — яркая черта стиля Ар-нуво.Орнаменты присутствуют повсюду: и в отделке, и в мебели, и в текстиле, и в декоре, и в предметах искусства.

Спальня в стиле ар-нуво. Дизайнер: Дарья Григорьева

4. Асимметричность. Слишком много симметрии претит эстетике модерна. Часть арок, проемов, предметов мебели может быть симметричной, но хотя бы один объект в помещении должен быть эффектно-асимметричным. В этой причудливой, витиеватой асимметрии — особая прелесть модерна.

5. Арочные формы. Арки в стиле модерн отличаются криволинейностью и зачастую асимметричностью. Они очень плавные, «пластические». Арки присутствуют всюду: арочная форма придается проемам, каминам, окнам, шкафам, спинкам кровати и многому-многому другому.

6. Сложный дизайн проемов. Особое внимание уделяется проемам и «полупроемам» в стенах между помещениями или частями помещений. Формы и отделка проемов и перегородок в стиле ар-нуво поражают воображение.

7. Витражи. Ар-нуво характеризуется особой любовью к витражам. Их можно увидеть в окнах, дверях, на потолке, в мебели, в светильниках. Не зря ведь в США этот стиль имеет название «Тиффани» (в честь художника и дизайнера Л. К. Тиффани, специализировавшегося на создании декоративных шедевров из стекла).

8. Роскошные лестницы. В эпоху модерна заостряли внимание на лестницах и ограждениях. Их делали потрясающе красивыми и обязательно такими же изогнутыми и волнистыми, как традиционные орнаменты ар-нуво.

Дизайн интерьера в стиле модерн

Наверное, каждый дизайнер мечтает создать интерьер в этом стиле. Это проникновение в историю, прикосновение к прекрасному, творческая интерпретация на современный лад. Одним словом, работа интересная и… дорогая. Вообще, интерьеры в стиле ар-нуво — это роскошь, доступная лишь обеспеченным людям. Материалы и мебель, необходимые для создания обстановки в этом стиле, являются далеко не бюджетными. Да и не в каждом жилище этот стиль будет уместен, ведь ар-нуво требует больших пространств.

Рассмотрим некоторые детали дизайна в стиле модерн.

Основные цвета для интерьера в стиле ар-нуво, модерн, югендстиль

Палитра интерьеров в стиле ар-нуво, как правило, не отличается большим разнообразием. Самые распространенные цвета — это оттенки темного благородного дерева, земли, песка. Фоном для них могут служить белый и кремовый цвета.

В набор красок могут быть включены и некоторые другие тона, но обязательно природные — это цвета камней, травы, листвы. Дополняется эта, прямо скажем, скудная, но элегантная палитра цветом золота, реже — бронзы или серебра.

Отделка помещений в стиле модерн

Наиболее широко используемый материал — дерево. Его применяют и для полов (паркет, доска), и для стен (панели), и для проемов.

Источник

В интерьерах ар-нуво дерево на первом месте. Источник

Помимо дерева, активно используются камень (плитка). Лестничные ограждения обычно кованые.

Повсеместно встречаются орнаменты и завитки, напоминающие «удар бича». Для создания орнаментов на полу и стенах во влажных помещениях применяют мозаику. Окрашенные стены могут быть украшены орнаментальной росписью. Флористический орнамент вводят в интерьер и посредством использования обоев — фактурных или с цветочным орнаментоми рисунком.

Мебель для интерьера в стиле модерн

Мебель обычно деревянная — дорогая, тяжелая. Хотя нередки и металлические предметы мебели, что неудивительно, ведь металлу можно придавать самые причудливые формы, а это является важнейшей составляющей стиля.

Тяжелым шкафам, комодам и буфетам придаются те же замысловатые арочные формы. Мало закрытых шкафов, зато много открытых полок.

Часть мебели может быть стеклянной — это совсем не противоречит концепции ар-нуво. Особенно если стекло будет украшено витражной росписью или пескоструйным рисунком.

Текстиль и декор

Шторам на окнах может быть придана все та же асимметричная форма, а ламбрекену — причудливо-изогнутая. Сами шторы, конечно, должны выглядеть дорого. Ткань может быть однотонной или с витиеватым растительным орнаментом.

Предметов декора в интерьерах стиля модерн совсем не много. Будут к месту светильники с витражами, витражные вазочки, зеркала изогнутой арочной формы, картины с растительными мотивами, крупные вазы с цветами и павлиньими перьями, статуэтки. Однако важно знать меру и осторожно дозировать количество декора.

Чтобы подчеркнуть историческую суть стиля, царящего в интерьере, можно ввести винтажные элементы: например, старинные часы, винтажный манекен, искусственно состаренные фото в рамках и т.п.

Сергей

Ars Vivendi, или умение жить стильно: Часть IV. Осторожно, МОДЕРН!

Сегодня мы поговорим о модерне - стиле, который закончил век девятнадцатый и начал век двадцатый.

Модерн появляется в 1860-70 е годы как ответ эклектическим стилям, господствующим тогда в Европе и повторяющим элементы предыдущих художественных приемов.

Особняк З.Морозовой в Москве, арх.Ф.О.Шехтель, 1893. Ныне дом приемов МИДа.
Бывшая курительная комната в особняке З.Морозовой. На стенах росписи Врубеля.

Модерн стремится стать синтетическим стилем, философским стилем, создающим уникальное гармоничное пространство всеми возможными средствами. Это дало толчок к развитию прикладных искусств : дизайна интерьеров, керамики, книжной графики. 

Афиша бала студентов в Бордо, А.де Тулуз-Лотрек, 1900

Плавные, изогнутые линии, растительные мотивы, необычные формы, функциональность, использование новых технологий и, конечно же, особенное внимание к оформлению интерьера определили, в целом, главные характеристики стиля модерн.

Декоративный элемент шпалеры Германа Обриста с изображением изогнутого стебля цикламена, названного критиками "удар бича", стал символом модерна. 1900

Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта (Victor Horta). 

Первый в мире особняк в стиле модерн - отель Тассель (1893) в Брюсселе, арх. Виктор Орта, внесенный в список исторического наследия ЮНЕСКО.
Лестница в отеле Тасселя, арх. Виктор Орта

 Во Франции идеи модерна развивал Эктор Гимар (Héctor Guimard), создавший, в том числе, входные павильоны парижского метро. 

Метро Saint-Michel
Метро Tuileries
Метро Porte Dauphine

В Испании – Антонио Гауди (Antonio Gaudi) с его фантастическими шедеврами, органично вписывающимися в пространство, как будто их создатель – сама Природа.

Дом Батльо, Барселона, арх. А.Гауди
Распространению модерна способствовало проведение всемирных выставок, на которых демонстрировались достижения современных технологий и прикладного искусства. Модерн - это сказочность, мир иллюзий. Его идеалы не смогли реализоваться в сложную переходную эпоху конца XIX - начала XX вв. Они только отразились по-разному в его многочисленных течениях. Подчас эти течения были взаимоисключающими и  переплетающимися между собой. 
Работы Эрнста Хекеля служили источником вдохновения для эстетики модерна
Орнаментальное и конструктивное, "флореальное" и геометрическое, новаторское и ретроспективное, неоклассическое и неоготическое, индустриальное и кустарное, массовое и элитарное...
Рига - признанная столица стиля Ар Нуво, заключающая в себе наибольшее количество памятников архитектуры Ар Нуво в Европе. Центр города включен ЮНЕСКО в список архитектурного наследия стиля Ар Нуво.
Модерн не представляет собой единого стиля, он объединяет множество течений, которые имело одно общее свойство - мировоззрение «fin de siècle» – «конец века», отличавшееся, с одной стороны, растерянностью, духовной усталостью, кризисом идеалов, а с другой – настоящими поисками нового большого стиля во всех сферах творческой жизни. 
Здание бывшего Крестьянского Поземельного Банка в Нижнем Новгороде, арх. Ф.О.Ливчак, 1915
 Среди основных течений искусства модерна обычно выделяют флореальное, или «Ар Нуво», неоромантическое (национально-романтическое), рациональное (геометрическое),"неопластицизм" ("органическая архитектура"), неоклассицизм. 


Ваза марки Розенталь, 1900е годы. Торговая компания Розенталь получила признанный успех на гребне популярности именно искусства "Ар Нуво".

В разных странах модерн знаком под разными названиями.  В Англии это Движение Искусств и Ремесел (Arts and Crafts Mouvement). Движение стало реакцией на "достижения" промышленной революции XIX века, в особенности на распространение товаров широкого потребления, лишенных какой бы то ни было художественной ценности. Идейным вдохновителем движения стал Джон Раскин (John Ruskin), в работах которого утверждается мысль об индустриальном производстве, ведущем к деградации творца и потребителя изделия. 
Джон Раскин
 Постулат о том, что изменение эстетических идеалов, развитие дизайна и ремесел позволят изменение общественного уклада и улучшение качество жизни людей, определил его следующие черты: простоту и лаконичность форм, стремление к единому стилю оформления формы и декора, преобладание растительных, анималистических, позже мифологических мотивов. Большое внимание уделялось использованию натуральных материалов. 
Обои "Артишоки", У.Моррис
Обои "Фрукты", У.Моррис

Первая постройка, отнесенная к данному стилю,  считается  построенный в 1859 г. по проекту Филипа Уэбба (Philip Webb) в Бекслихис Красный Дом. Простое, незамысловатое здание, добротное и лишенное привычной для середины XIX века фасадности и симметрии. Живописная композиция простых и ясных объемов отражает внутреннее устройство Дома. Внешняя отделка стен Красного Дома призвана оттенить "правдивость материала".
Red House, Bexleyheath @ Eddie Mulholland
В отделке интерьеров Уэбб исходил из соображений красоты, удобства, разумности, правдивости. Это была попытка создать сооружение, объединяющее под сенью архитектуры все виды искусства - живопись, скульптуру, различные виды декоративно-прикладного искусства, создать фрагмент гармоничной среды, с помощью красоты которого облагородит и стиль жизни. 
Внутренняя отделка Красного Дома
В Германии «югендштиль» — нем. Jugendstil, по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend в Германии. 
Обложка журнала "Die Jugend", давший название немецкому модерну, 1896
Стиль «Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии назван в честь выставочного павильона. Возведенное в 1898 г. архитектором Ольбрихом, здание украшено большим позолоченным куполом с изображением позолоченных лавровых листьев, интерьеры и окна из цветного стекла. Над главным входом - надпись со словами художественного критика Людвига Хевеси: "Эпохе — свое искусство, искусству — своя свобода".
Дом сецессиона (Die Sezession) в Вене, И-М. Ольбрих
«Еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии, вдохновляемый горной природой с ее елями и горечавками. Первым архитектурным зданием в «еловом» стиле был особняк, спроектированный Флорой Стайгер-Кроуфорд (Flora Steiger-Crawford).
Sandreuter, г. Баль, Швейцария
В Италии это «стиль либерти», названный в честь лондонского универмага Артура Либерти, близкого идеям модерна. Универмаг получил известность за импортируемые "диковины" - товары, привозимые из дальних концов Британской империи. Его клиентами стала модная лондонская публика, в том числе артисты и дизайнеры, разделяющие взгляды Движения Искусств и Ремесел. Так, универмаг стал заветным адресом для модников и модниц всего мира. 
Универмаг Либерти в Лондоне

"Liberty is the chosen resort of the artistic shopper". O.Wilde

"Либерти - это избранное прибежище артистичного шоппера" О.Уайлд

 Итальянский модерн не стоит в центре движения "Ар нуво"; архитектурные памятники этого стиля находятся преимущественно в Милане и Турине. Однако образцы итальянского флореального течения вы найдете также во Флоренции, Варезе, Сицилии...
Особняк Брогги-Карачени во Флоренции, арх. Джованни Микелацци, 1910-1911
В США это «стиль тиффани» названный в честь Л.К.Тиффани.  С ним ассоциируются, прежде всего, яркие лампы классических форм с преобладающими натуралистическими мотивами и пестрые витражи насыщенных цветов, изображающие природные мотивы и пейзажи.
Лампа "Фазан", Студии Тиффани, 1900-1910, Музей искусства Квинс, Нью-Йорк @ Nicholas Cass-Hassol
Лампа "Глициния", Студии Тиффани, 1900-1910, Музей искусства Квинс, Нью-Йорк@ Nicholas Cass-Hassol
 В Франции «ар-нуво» и «fin de siècle» (букв. «конец века»). Именно про это французское течение стиля модерн мы и поговорим в следующей статье.

About Author


admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о