Модернизм. Русский модерн. История русской литературы ХХ в. Поэзия Серебряного века: учебное пособие
В западноевропейском и русском искусстве в конце XIX – начале XX в. наметилась общая тенденция активных формальных и содержательных новаций, возникших в связи с ощущением исчерпанности возможностей предшествующих традиционных художественных приемов и форм. Эстетические поиски кардинального обновления получили название «модернизм» (франц. modernisme, moderne – новейший, современный). Модернизм объединил самые различные направления, течения и школы, которые утверждали новые творческие решения, новое видение мира, новые языки культуры, отражающие динамику современности и новый образ мира, возникший под воздействием открытий точных наук. Модернизм – это общее обозначение тех направлений в искусстве и культуре, которые программно отказались от традиционализма во имя «искусства современности» или «искусства будущего». Главное в модернизме – переосмысление классики, полемическое, подчас демонстративное отталкивание от нее. Символисты и акмеисты по-новому отнеслись к традициям русской классики, реинтерпретировали наследие мировой культуры, но их новаторство не носило кардинального отрицания эстетических норм искусства. Русские символисты заново открыли и переосмыслили наследие Пушкина, Тютчева, Достоевского [5] и Гоголя. Творчество Пушкина для символистов и акмеистов было вершинным явлением, он воспринимался как «вечный спутник». Пушкинские цитаты «пронизывают» тексты многих авторов Серебряного века. В. Брюсов даже дописывал незаконченные пушкинские произведения. Ф. Тютчев воспринимался как поэт-предтеча и русскими символистами, и русскими эгофутуристами. Портрет Тютчева стоял на столе В. Брюсова, мэтра русского символизма. Цитатой из тютчевского известного стихотворения «Люблю грозу в начале мая» – «Громокипящий кубок» – назван известный сборник И. Северянина. Достоевский, гениальный прозорливец человеческой души, стал предтечей глубинного психологизма русской лирики рубежа веков. Его влияние ощутимо в скептицизме и отчаянии Ф. Сологуба, солнечности К. Бальмонта, «истерии» А. Белого, романтизме А. Блока, с его «жаждой тройной жизни», в неприятии террора и утонченного социального насилия О. Мандельштама. Достоевский стихами капитана Лебядкина предвосхитил языковые эксперименты группы ОБЭРИУ. Кроме модернизации традиций русской классики, для искусства начала XX в. характерно частое обращение к традициям античности и других эпох мировой культуры. Исследователи выделяют две линии русского модернизма в восприятии и культурных рецепциях античного: ритуально-мифологическую и эстетическую (или, используя терминологию Ницше, дионисийскую и аполлоновскую), которые сосуществовали параллельно. Ритуально-мифологическое восприятие античности реализуется в символизме, эстетическое – в неоклассицизме. М. Гаспаров дифференцирует эти две тенденции в русском модернизме XX в. как «парнасскую строгость» (при сугубо «светском» понимании символа, символ выступает как «многозначное иносказание», риторический прием) и «символистскую зыбкость» (символ понимается «духовно», он связан с религиозной сферой и выступает «как земной знак несказуемых небесных истин»), «Парнасская» линия выдерживается в творчестве В. Брюсова, К. Бальмонта, позднее Н. Гумилева и О. Мандельштама; религиозно-философская свойственна Д. Мережковскому, З. Гиппиус, Вяч. Иванову, А. Белому, А. Блоку. Художники, ориентированные на неоклассицизм, придерживались иной линии [6]. Подобные линии можно усмотреть и в в музыке С. Танеева, А. Скрябина, И. Стравинского, в живописи и графике В. Серова, Л. Бакста, М. Врубеля, в скульптурных работах П. Трубецкого, С. Коненкова, А. Матвеева.
Резко и принципиально порывает с традициями левый авангард. Модернизм является не столько синонимом авангарда, сколько его преддверием или ранним этапом. Модернизм не стоит путать с модерном. Стиль «модерн» возник в Западной Европе как выражение протеста против антиэстетичности современного образа жизни и был реакцией на позитивизм и прагматизм. Эстетика западного стиля модерн восходила к «философии жизни» Ф. Ницше. Цель заключалась в преобразовании среды обитания человека по законам красоты, создании эстетически насыщенного пространства. Особую роль играли предметы, которые должны были не только украшать быт и служить частью интерьера, но своим стилем и функциональностью призваны были выражать духовное содержание эпохи. К искусству приобщались все сферы жизнедеятельности, что значительно расширяло возможности новых подходов к конструированию и моделированию как в прикладных искусствах, так и в сфере собственно искусства. Русский модерн стал продолжением европейского модерна и был проявлен в различных областях прикладного искусства, журнальных иллюстрациях и живописи художников «Мира искусства», архитектуре и музыке.
Внутри русского модернизма эпохи Серебряного века сложились и развивались различные идейно-художественные направления и течения: символизм, акмеизм, футуризм. Направления и течения в искусстве – понятия, обозначающие принципиальную общность художественных явлений на протяжении определенного времени. Черты, объединяющие художников в том или ином направлении, течении или стиле, присущи идейно-эстетическому уровню. В современной эстетике нет единого взгляда на соотношение и объем понятий «направление» и «течение» [7]. Направление рассматривается как более широкая категория, охватывающая единство мировосприятия, эстетических взглядов, способов отображения жизни и связанная со своеобразием художественных стилей (например, классицизм, реализм, романтизм, натурализм, символизм). Такое единство часто охватывает все или многие виды искусства. Под течением обычно понимается более тесная группировка в пределах направления или менее многочисленное (менее значимое, с точки зрения всей парадигмы культуры) объединение художников с общностью идей и эстетических установок. Принадлежность художников к одному направлению или течению не исключает глубоких различий их творческих индивидуальностей.
Самым широким направлением в литературе рубежа XIX–XX вв. стал символизм, к постсимволистским течениям относятся акмеизм, футуризм, во всех его разновидностях (кубофутуризм и эгофутуризм), имажинизм.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Модерн. Русская живопись начала ХХ века. Создание новых форм [статья]
Творчество Михаила Александровича Врубеля (1856–1910), неразрывно связанное с романтическим направлением модерна, как нельзя лучше выразило его индивидуалистическую философию одинокого героя.
Программным полотном Врубеля является картина «Демон (сидящий)» (1890). В романтизме дух мятежа, протеста против окружающей действительности, непокорность стали рассматриваться как неотъемлемое человеческое право. Носитель мятежного начала (Дьявол, Демон, Люцифер) в искусстве принимает благородный облик, становится символом гордого человеческого духа, противостоящего не Богу, но устарелому, догматическому, условному пониманию религией дилеммы добра и зла.
Однако разрыв со старым — не решение сложной философской проблемы: у Врубеля бесконечно свободный Демон глубоко одинок, пассивен и терзаем сомнениями и томлением духа. Художник задумал, но не смог воплотить в «демоническом» образе деятельное начало — картина
«Демон (сидящий)» Врубеля — родной брат лермонтовского «духа изгнанья». Однако если у Лермонтова побежденный Богом в борьбе за человеческую душу Демон остался «надменный, один, как прежде во Вселенной, без упованья и любви», то Врубель определил своему герою другую судьбу — он гибнет, рушится в бездну, ломая крылья, а мир над поглотившим его ущельем заливается краской нового дня («Демон поверженный», 1902).
Даже в своем падении Демон Врубеля прекрасен: в его трагедии — очищение и просветление души, возвысившейся над страданиями. Не случайно так мучительно искал художник выражение лица поверженного героя, переписывая его сорок (!) раз.
Прообразами врубелевского Демона в литературе были Люцифер из поэмы «Потерянный рай» Джона Мильтона (английского поэта XVII в.), мятежные герои Байрона — Люцифер, Манфред, Каин. Так же как и французские символисты из группы «Наби» (Морис Дени, Пьер Боннар, Поль Рансон, Жан Эдуар Вюйар и др.), Врубель переносил литературный, поэтический символ в живопись.
Поискам светлого начала в жизни посвящены работы «сказочной» серии: «Пан» (1899) — могучий символ живой природы, ее стихийной мудрости; «Царевна-Лебедь» (1900) — олицетворение природного волшебства. Своеобразно восприятие Врубелем природы — он мыслит ее неотделимой от человека, сотворенной из одного с ним «теста», поэтому природные явления приобретают у художника человеческое лицо («Сирень», 1900).
Выработавшийся еще в академические годы неповторимо своеобразный творческий стиль Врубеля заключается в отношении к предмету изображения как к «целому миру бесконечно гармонирующих чудных деталей». В его живописной манере господствует пластический, объемный рисунок, дробящий поверхность формы на мелкие грани, а потом собирающий их в некое подобие кристаллического образования.
Цвет Врубель понимал как преломленный через кристалл или через витражную мозаику окрашенный свет. У зрителя, рассматривающего картины Врубеля, создается ощущение, что между ними и его глазом существует некое преломляющее приспособление с эффектом калейдоскопа — настолько непривычен для восприятия их живописный облик.
Другим важнейшим качеством произведений художника является яркая психологическая выразительность образов, заостренная до степени «духовного горения», но воплощенная с поразительной внешней уравновешенностью и сдержанным благородством.
Символизм с его стремлением проникнуть в скрытую тайну мироздания сочетается у Врубеля с реализмом. В большинстве живописных работ художника символизм образа идет рука об руку с ясностью сюжетного выбора. В творчестве художника, как и в работах его европейских современников, слились традиции различных видов искусства: великое наследие национального эпоса, образы поэзии, выразительные возможности театра, музыкальное настроение.
Поделитесь на страничкеЧто такое русский модерн?. Кто есть кто в мире искусства
Что такое русский модерн?
В начале XX века русский стиль постепенно переходит в так называемый русский модерн. Архитекторы и художники пытаются соединить традиционные русские элементы и стилевые особенности пришедшего в Россию стиля модерн. В результате получается своеобразное стилевое сочетание, определившее лицо русского искусства первых двух десятилетий XX века.
Как и русский стиль, русский модерн впервые заявил о себе на художественных выставках. Ряд павильонов, построенных по эскизам художника К. Коровина на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде и Всемирной выставке в Париже, ансамбль «Россия» архитектора Ф. Шехтеля на выставке в Глазго были выполнены в новой архитектурной манере.
В отличие от прошлых лет, новый стиль был представлен не только постройками, но и деталями интерьера, мебелью и домашней утварью. Шкафы, кресла, лавки, выполненные по эскизам художников В. Васнецова, К. Коровина, Е. Поленовой, были раскуплены уже в первые дни выставки.
Художники отказались от слепого копирования предметов далекого прошлого. Они взяли лишь то, что легко можно было приспособить к новым условиям жизни. Традиционная шатровая кровля стала использоваться в постройках самого различного назначения: вокзалах, административных зданиях, жилых домах. Стрельчатые окна, украшенные современными цветными витражами, придавали помещениям нарядный вид.
Прошло лишь несколько лет после закрытия выставок, на которых были представлены произведения русских художников, работавших в стиле модерн, а производители начали предлагать предметы домашнего обихода, выполненные по их образцам. В этих изделиях удивительно сочетались древнерусские элементы и приемы стиля модерн. Например, спинки треугольных круглых и даже шестигранных стульев напоминали донца старинных прялок.
Одновременно с выпуском бытовых товаров шли поиски новых образцов. С. Морозов способствовал открытию Кустарного музея, сотрудники которого и начали поиски оригинальных вещей. Они организовали серию экспедиций в различные районы России. Собранные предметы материального быта стали основой для разработки новых художественных изделий.
Постепенно новый стиль входил в повседневную жизнь.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Модерн (CDpc) | Стиль модерн, совершивший революцию в архитектуре и искусстве рубежа XIX и ХХ веков, представлен на этом диске Электронной библиотеки изобразительным рядом более 3 000 иллюстраций. Сюда вошли… — @Директ-Медиа, @(формат: 60x90/16, 242 стр.) @ @ @ Подробнее... | 2005 | 333 | бумажная книга | |
Райтбург С. | Русский модерн (DVD) | В конце XIX века в искусстве появляется совершенно новый стиль. Ему дают название "модерн" (от латинского modernus - новейший, современный) - настолько он не похож на то искусство, что процветает в… — @ТЕН-Видео, @(формат: 60x90/16, 242 стр.) @История и культура государства Российского @ @ Подробнее... | 2007 | 356 | бумажная книга |
В. Г. Лисовский | Стиль модерн в архитектуре | Книга доктора искусствоведения, почетного члена Российской академии архитектуры и строительных наук профессора В. Г. Лисовского - это первое издание на русском языке, в котором достаточно подробно и… — @Печатная слобода, Белый город, Воскресный день, @(формат: 250x350, 480 стр.) @ @ @ Подробнее... | 2013 | 7058 | бумажная книга |
Лисовский В.Г. | Стиль модерн в архитектуре | Книга доктора искусствоведения профессора В. Г. Лисовского - это первое издание на русском языке, в котором достаточно подробно и систематически излагается историястиля модерн, завоевавшего на рубеже… — @Белый город, @(формат: 250x350, 480 стр.) @История и шедевры @ @ Подробнее... | 2015 | 7459 | бумажная книга |
Лисовский Владимир Григорьевич | Стиль модерн в архитектуре | Книга содержит полное изложение истории стиля модерн в европейской архитектуре. В соответствии с замыслом автора материал рассматривается в хронологическом порядке и охватывает основные страны… — @Воскресный день, @(формат: 250x350, 480 стр.) @ @ @ Подробнее... | 2015 | 9832 | бумажная книга |
Нащокина Мария Владимировна | Архитектурное наследие России. Книга 5. Лев Кекушев | Лев Николаевич Кекушев (1862-1917) - российский архитектор, преподаватель, один из крупнейших мастеров стиля "модерн" . Авторству Л. Н. Кекушева принадлежат выдающиеся постройки в Москве и других… — @ИД Руденцовых, @(формат: 250x350, 480 стр.) @Архитектурное наследие России @ @ Подробнее... | 2013 | 4860 | бумажная книга |
Модернизация и глобализация: образы России в XXI веке | В работе показаны изменения, которые вносит глобализация в модернизационную теорию, проанализировано появление множества «модернизмов» и отсутствие сегодня универсальной модели развития. Рассматривая… — @ИФ РАН, @(формат: 250x350, 480 стр.) @- @ @ Подробнее... | 2002 | 340 | бумажная книга | |
Мир - театр. Архитектура и сценография в России | Книга, созданная в сотрудничестве с Музеем архитектуры имени А. В. Щусева, представит совершенно особенный взгляд на архитектуру и сценографию театра в России. Демонстрируя колоссальное количество… — @Кучково поле, @(формат: 60x90/16, 242 стр.) @ @ @ Подробнее... | 2017 | 6147 | бумажная книга | |
Модернизация и глобализация: образы России в XXI веке | В работе показаны изменения, которые вносит глобализация в модернизационную теорию, проанализировано появление множества модернизмов и отсутствие сегодня универсальной модели развития. Рассматривая… — @ИФРАН, @(формат: 60x90/16, 242 стр.) @ @ @ Подробнее... | 2002 | 382 | бумажная книга | |
Н. В. Регинская | Св. Георгий Победоносец – небесный покровитель России в изобразительном искусстве Европы и России | Книга Н.В. Регинской представляет уникальный материал историко-художественной модели героепочитания. Автор раскрывает бытование образа святого Георгия в историческом процессе. Новационным подходом… — @СПбКО, @ @Культура мира. Христианские святые @электронная книга @ Подробнее... | 2010 | 169.9 | электронная книга |
В. С. Мартьянов | Политический проект модерна. От мироэкономики к мирополитике. Стратегия России в глобализирующем мире | Книга посвящена анализу динамики институтов, смыслов и целей российского общества в постбиполярном мире. Рассматривая социально-политические трансформации Современности, автор доказывает, что… — @Российская политическая энциклопедия, @(формат: 60x90/16, 360 стр.) @ @ @ Подробнее... | 2010 | 295 | бумажная книга |
Н. В. Регинская | Св. Георгий Победоносец - небесный покровитель России в изобразительном искусстве Европы и России | Книга Н. В. Регинской представляет уникальным материал историко-художественной модели герое почитания. Автор раскрывает бытование образа святого Георгия в историческом процессе. Новационным подходом… — @СПбКО, @(формат: 60x90/16, 242 стр.) @Культура мира. Христианские святые @ @ Подробнее... | 2010 | 423 | бумажная книга |
М. В. Нащокина | Архитектурное наследие России. Лев Кекушев | "Эта книга по крупицам складывалась в течение почти 30 лет. Именно тогда, в 1980-х годах, в Москве зародился стойкий общественный интерес не только к стилю модерн, но и кего творцам и их биографиям… — @Издательский дом Руденцовых, @(формат: 60x90/8, 660 стр.) @Архитектурное наследие России @ @ Подробнее... | 2013 | 3443 | бумажная книга |
Коссовский Григорий Моисеевич | Стиль модерн в русской архитектуре | В числе непосредственных создателей архитектурного языка модерна в России был один из крупнейших архитекторов своего времени Ф. О. Шехтель. Книга основана на жизнии творчестве Ф. О. Шехтеля. Книга… — @Спутник+, @(формат: 250x350, 480 стр.) @ @ @ Подробнее... | 2017 | 429 | бумажная книга |