Модернизма характеристика – Понятие модернизма Течения модернизма, их характеристика, Понятие авангардизма Авангардистские течения в мировой литературе — История зарубежной литературы XIX

Характеристика модернизма в литературе 👍

Слово модернизм означает новый. Литература все время меняется, развивается. Никогда реально существующая литература не бывает однолинейной. В середине 19 века романтизм был очень потеснен реализмом, который занял ведущее положение.

В новациях в конце 40-х – н.50-х появляются произведения, с которыми связано представление о модернизме как об особом направлении.

Если классицизм, романтизм и реализм – длинные периоды, модернизм отличается очень большой изменчивостью. Модернисты ищут новые пути освоения действительности, а практически

– новый язык (средства передачи нового взгляда на мир). Как только взгляды утверждаются, модернизм должен меняться.

Модернизм имел 3 разновидности:

1) Антиэстетизм (эстетика – греч. прекрасный) – отрицание красоты как ценности; присутствует в жизни и художественном произведении (Шарль Бодлер)

Шарль Бодлер – французский поэт, на поколение моложе романтиков. Умер еще до нашествия германских захватчиков (во 2 пол. 60-х). Он впитал в себя литературу романтическую, был на ней воспитан, и реалистическую, которая развивалась вместе с ним.

Ни то, ни другое, видимо, его не удовлетворяло. Бодлер увидел действительность по-своему. Его взгляд на жизнь чрезвычайно пессимистичен. В его произведениях отталкивается красота и осмысляется жизнь.

Его человек живет в крайне неблагоприятном окружении. Центральная тема – одиночество, и даже обреченность творчества человека. У романтиков поэт нес в себе творческие возможности, это было прекрасно. У Бодлера поэт ничего прекрасного внести в мир не может.

Красота – это кажимость, иллюзия. Субъективным возможностям поэта не реализоваться.

В поэме Бодлера “Пловцы” (перевод Цветаевой) человеческое бытие бессмысленно, человек заранее обречен на гибель. Это осмысление становится вечным проклятием. Жизнь превращается в процесс бесцельного перемещения (“Но истые пловцы – те, что плывут без цели: плывущие – чтоб плыть!

Глотатели широт, что каждую зарю справляют новоселье и даже в смертный час еще твердят: вперед!”). Это обеспечивает нечеловеческую тоску, в которой существуют люди. Тоска толкает носителей к преодолению пространства.

Безмерность мечты сталкивается с предельностью морей.

Мир, который окружает поэта, не только лишен красоты. Он негативный, враждебный. Каты – частый персонажи Бодлера, носители ночи и тайны.

В некоторых произведениях очевидные отклики языка романтиков (“Могила проклятого поэта” – ночь, кладбище, совы и могила, которая показана иначе, чем у романтиков – между жизнью и смертью никакой связи). Романтический мир становится содержательной частью поэзии Бодлера, но утрачивает позитивность. Для него творчество – это не незыблемая ценность, как у романтиков, а проклятие, которое несет сам поэт.

“Альбатрос” построено по принципу параллелизма. Птица становится символом поэтического дара. Но это стихотворение жесткое: палуба, матросы пускают дым в глаза птице, а она не может взлететь.

Крылья – символ достоинства, здесь обречение на неволю.

Стихотворение “Падаль” Бодлера начинается с традиционной ситуации: прогулка в летний день по лесу, игра солнечных пятен, свежий ветерок, молодая пара. Затем происходит слом: до ноздрей доносится омерзительный запах разлагающегося мяса. Они выходят на поляну, где в бликах солнца туша лошади. Бодлер с издевательскими подробностями рисует отблеск загнивающей плоти.

Это отталкивает. Нормальные люди убежали бы, но у Бодлера иначе. Бодлер говорит, что вы умрете и превратитесь вот в это. Произошел слом.

Романтизм поменял знаки, а реализма здесь нет. Это модернизм.

2) Через 35 – 40 лет в Англии появляется роман “Портрет Дориана Грея”. Произведение станет знамением эстетизма.

Вторая половина 19 века в Европе стремится к экспериментам (фр. экспрессионизм). В Англии на рубеже 70-80-х гг возникло в первую очередь среди живописцев направление прерафаэлитов. Целый ряд художников усваивали приемы ранневозрожденческих художников.

Это повлияло и на Оскара Уайлда.

В “Портрете Дориана Грея” явная перекличка с романтизмом. Здесь судьба художника и его творений. Бэзил Холлуорд – талантливый живописец, который написал волшебный портрет. Мотив двойничества также сближает с романтизмом: двойную жизнь ведет Дориан Грей: для всех он благопристойный светский молодой человек, но для себя он знает, что его жизнь проходит в притонах, среди отребья, на его совести смерти, нет ничего святого, единственный смысл жизни – удовлетворение собственного тщеславия.

Дориан усваивает внушенные ему мысли философа, что красота – единственная ценность, она оправдывает все, не связана с ответственностью, этикой.

Роман производит двойственной впечатление: с 1 стороны прославляет красоту и сам написан замечательно. Красота входит в 2 вариантах: природная (английский парк) и творчество, создания художника (это то, во что преображается талант, результат души и умений). С романтизмом сближает и сказочный мотив, в результате которого живой человек и его изображение меняются местами.

Мотив портрета – интересная вещь (похожая повесть Гоголя о художнике Черткове).

Юный красавец Дориан Грей высказывает пожелание, чтобы он навсегда остался внешне таким же, как в момент завершения его портрета, и с этого мига на протяжении двадцати лет действия романа он сохраняет все очарование юности, а портрет, спрятанный в его доме, отражает его настоящую жизнь, накапливая следы порока и преступлений. Символика волшебного предмета у Уайльда менее философична, сведена к эстетической проблематике. Портрет Дориана, выполненный его приятелем Бэзилом Холлуордом, как всякое истинное произведение искусства, отражает его истинную сущность; искусство – вот правдивое свидетельство, вот верное зеркало жизни героя.

Попытка Дориана в финале романа уничтожить надежно спрятанный портрет завершается его собственной гибелью, а произведение искусства неуничтожимо. Портрет в своей первозданной красоте будет жить вечно:

Войдя в комнату, слуги увидели на стене великолепный портрет своего хозяина во всем блеске его дивной молодости и красоты. А на полу с ножом в груди лежал мертвый человек во фраке. Лицо у него было морщинистое, увядшее, отталкивающее.

И только по кольцам на руках слуги узнали, кто это.

Таким образом, в самом сюжете романа заложена главная идея эстетизма о безусловном превосходстве искусства над реальной жизнью.

Общая эстетическая характеристика модернизма


ТОП 10:

⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 11Следующая ⇒

Модернизм (итал. modernismo — «современное течение»; от лат. modernus — «современный, недавний» ) общее название направлений искусства и литературы конца19-20 века. В широком смысле охватывает кубизм, дадаизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм, абстрактное искусство, функционализм и т. п. Называются разные даты зарождения Модернизма в изобразительном искусстве, например 1863 г. — год открытия «Салона отверженных», куда принимались работы, забракованные жюри официального Салона. «Салон отверженных» посещала масса людей — главным образом для того, чтобы поиздеваться над выставленными там полотнами. В частности, жёсткому осмеянию подвергалась картина Мане «Завтрак на траве». В литре Вместо жизнеописания читателю стали предлагать литературные интерпретации различных философских, психологических и исторических концепций появился стиль, названный Поток сознания. задачей своего творчества, модернисты считают изображение форм существующих только внутри искусства, с помощью которых стремятся выразить духовную сущность окружающего мира. Творчество художников модернистов зачастую не укладывается в рамки одного направления, так как они в поисках своего стиля пробовали себя в нескольких течениях. Поэтому очень сложно определить, где мастер наиболее полно себя раскрывает. Необычные формы например на проспекте революции чупачупс фонтан. Представители: литра — Анна Ахматова Уоллес Стивенс Вирджиния Вулф, архитектура Фрэнк Ллойд Райт, Вальтер Гропиус, Рихард Нойтра,Людвиг Мис ван Дер Роэ

Этот стиль включает в себя течения :Импрессионизм(Impressionism, франц. impression — впечатление), направление в живописи, зародившееся во Франции в 1860-х гг. и во многом определившее развитие искусства 19 века. Центральными фигурами этого направления были Сезанн, Дега, Мане, Моне, Писсарро, Ренуар и Сислей, и вклад каждого из них в его развитие уникален. Импрессионисты выступали против условностей классицизма, романтизма и академизма, утверждали красоту повседневной действительности, простых, демократических мотивов, добивались живой достоверности изображения, пытались уловить «впечатление» от того, что глаз видит в конкретный момент. Наиболее типичной для импрессионистов темой является пейзаж, однако они в своём творчестве затрагивали и многие другие темы.Грубо говоря им присущи длинные мозки кистью. Дега, например, изображал скачки, балерин и прачек, а Ренуар — очаровательных женщин и детей. Название «Импрессионизм» возникло после выставки 1874 г. в Париже, на которой экспонировалась картина Моне «Впечатление.

Восходящее солнце» (те впечатление=испрессионизм со франц.
Эстетизм
возник в последнее десятилетие XIX в в Англии Он породил культ утонченной красоты Создатели эстетизма верили, что реализм обречен на полный крах, что социальные проблемы совершенно не касаются настоящего в искусства, и выдвигали лозунги \»искусство для искусства\» Для символистов поэзия, как и музыка, была наивысшей формой познания тайн — поиском и открытием \»инобытие\» Символ порождал многочисленные ассоциации, захватывал многозначностью, глубинным скрытым смыслом м, трудно или даже невозможно понять. М.А. Врубель «Жемчужина» 1904 г. В.Э. Борисов-Мусатов, Самыми популярными темами символического искусства стали смерть, страдание, любовь, ожидание или предчувствие каких-то событий и т.п. Сюжеты символисты черпали из библейских историй, исторических и мифологических событий, античной мифологии.

Экспрессионизм

(от фр \»выразительность, выражение\») Они осуждали уродливые явления жизни, жестокость мира, протестовали против войны и кровопролитий, были полны человеколюбия, Экспрессионизм появился сначала в живописи (ЕМунк, Ван Гог “Звездная Ночь , ПГоген ПСезанн и др.) и в музыке (Рихард Штраус), Имажизм (от фр \»образ\») Образ имажистов и имажинисты провозгласили самоцелью творчества \»Стихотворение — не организм, а волна образов, из него можно извлечь один образ, вставить еще десять\», — утверждал теоретик росе йського имажинизма В Шершеневич Содержание имажинисты отодвигали на второй план: он \»поедается образом\» – Элиот, Есенин

Основные течения декаданса

Декаде́нтство (фр. décadent — упадочный)

термином обозначают модернистское направление в изобразительном искусстве. Его основатели выступили прежде всего как противники старых течений искусства, главным образом, академизма. Провозглашённые ими принципы имели вначале чисто формальный характер: декаденты требовали создания новых форм в искусстве, более гибких и более соответствующих усложнённому мироощущению современного человека. Характерно отмеченных настроениями уныния, пессимизма, болезненности, безнадёжности, неприятия жизни, крайнего субъективизма. Отказ искусства от политической и гражданских тем художники-декаденты считали проявлением и непременным условием свободы творчества. Постоянными темами являются мотивы небытия и смерти, отрицание исторически сложившихся духовных идеалов и ценностей. Как литературное движение декаданс — это переходный этап между романтизмом и модернизмом. Наиболее яркими представителями декадентства в западной культуре являлись Оскар Уайльд, Ш. Бодлер Представителями декаданса были такие живописцы: Арнольд Беклин Картины Бёклина, яркие и резкие по цвету, написаны главным образом темперой. В картинах Бёклина выступает вымышленный мир, часто нарочито таинственный. Вначале Бёклин писал романтические пейзажи с мифологическими фигурами, затем — фантастические сцены с нимфами, морскими чудовищами и т. д. («Тритон и Нереида», 1873—1874)» Несс и Деянира».
Художники-декаденты не боялись экспериментировать с рассудком, и часто они балансировали на грани. Они шокировали публику новизной и своими представлениями о мире, которые были чужды большинству населения. Эпоха декаданса ознаменовалась такими работами: «Саломея» Обри Бердслея, «Демон сидящий» Врубеля, «Христос в Олимпии», «Приговор Париса» Макса Клингера, «Терновый венок», «Кот в сапогах» Калмакова и другими. Акмеизм. Основоположниками акмеизма Н. С. Гумилев (1886 – 1921) и С. М.
Городецкий
(1884 – 1967). В новую поэтическую группу вошли А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, и другие. Акмеисты в отличие от символистской туманности провозгласили культ реального земного бытия, “мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь”. Но вместе с тем они пытались утвердить прежде всего эстетико-гедонистическую функцию искусства, уклоняясь от социальных проблем в своей поэзии. Футуризм. (искусство будущего) разновидность ф. кубофутуризм, объединял таких поэтов, как Д. Д. Бурлюк, В. В. Хлебников, А. В. В. Маяковский, и некоторых др. Разновидностью футуризма был эгофутуризм И. Северянина. Футуризм провозглашал революцию формы, независимой от содержания, абсолютную свободу поэтического слова. Футуристы отказывались от литературных традиций.

В живописи футуризм ценил движение превыше постоянства, действие — превыше рефлексии и форму – превыше содержания. Умберто Боччони «город восстает».

 

 




5.6. Эпоха Модернизма

МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА: Концепция, содержание и морфология мультимедийного комплекса для общеобразовательной школы. – СПб.: Астерион, 2004. – 279 с.

5.6.

Эпоха Модернизма (А.В.Венкова)

5.6.1.

Общая характеристика

5.6.2.

Основные памятники

5.6.3.

Примеры характеристики памятников

5.6.4.

Персонология. Биография творческой личности

5.6.5.

Библиография

5.6.1. Общая характеристика

Наиболее существенными характеристиками человека эпохи Модернизма можно считать сознательность и ясность, являющиеся выражением избирательной воли. Тяготение к ясности определяет высокую оценку знания, что придает всей деятельности человека интеллектуальный характер. Доминирование сферы рационального формирует аналитический подход к жизни, что определяет высокий градус рефлексии. Повышение роли рефлексии и саморефлексии стимулирует усиление внимания к явлениям внутреннего мира, перенос акцента с материальных ценностей на нематериальные. Современное знание оказывается «рефлексивно применяемым», т.е. знанием временным, ситуативным, в отношении которого нельзя быть уверенным, «что любой его элемент не будет пересмотрен»

1.

Одной из важнейших характеристик человека эпохи Модернизма является индивидуализм, сосредоточенность на собственном «Я». Ведущим мотивом самоопределения субъекта оказывается поиск своего места в мире. Сосредоточенность на субъективных проблемах, придающая серьезность и глубину антропологическому проекту современности, ставит индивида в ситуацию сложного экзистенциального выбора. Вовлеченный в общественную жизнь, он чувствует заброшенность, формирующую устойчивое экзистенциальное беспокойство, ощущение неподлинности бытия.

Современное общество, демонстрирующее черты государства благосостояния, оказывается на деле «государством войны и несвободы» (Г.Маркузе). Оно стремится к ограничению свобод не только в материальной, но и в интеллектуальной сфере, лишая человека возможности свободного самоопределения. Прямое воздействие осуществляется посредством навязывания комплекса потребностей, среди которых преобладает желание «расслабляться, развлекаться, потреблять и вести себя в соответствии с рекламными образцами, любить и ненавидеть то, что любят и ненавидят другие»

2.

Механизм, привязывающий человека к обществу, становится механизмом подражания, автоматической идентификации и прямого отождествления: «мы наблюдаем не приспособление, но мимесис: непосредственную идентификацию индивида со своим обществом и через это последнее с обществом как целым»3. Транспортные средства, предметы домашнего обихода, пища, одежда и развлечения формируют навязываемые отношения и привычки, устойчивые интеллектуальные и эмоциональные реакции, привязывающие потребителей к миру потребления. Благодаря этим процессам жизнь становится полностью и бесконфликтно управляемой. Разрушение мимесиса, составляющее одну из основополагающих характеристик эстетической программы модернизма, получает, в этой связи, дополнительную смысловую нагрузку.

Несовершенство общества, ложность царящих в нем принципов определяют программу самоопределения искусства, и прежде всего художника эпохи Модернизма. Автор-творец склонен видеть себя в роли разрушителя созданных обществом пут. Конфликтность, несовместимость с обществом – знаки истинности творческих устремлений. Искусство эпохи модернизма призвано выполнять прежде всего подрывную и освободительную функции, антагонизм выступает основной характеристикой художественного сознания. Искусство должно «являть собой отчуждение, давшее приют голосу протеста: несчастному сознанию разобщенного мира, сокрушенным возможностям, неосуществившимся надеждам и преданным обещаниям4.

Художник оказывается в состоянии разрыва с социумом, художественная реальность отделяется от социальной, образуя замкнутую, автономную среду. Идеалом становится обособленная, свободная личность – отшельник, аутсайдер, формирующий у публики критическое нонконформистское сознание.

Основные направления модернизма.

Лекция 2. Модернизм как направление и его основные течения.

Совокупность авангардных (передовых) течений 1 пол. 20 века.

В переводе с итальянского «modernismo» — «современный, «недавний».

-направление в искусстве и литературе 20 века, характеризуется разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью, схематизацией, отвлечённостью стиля

-главной целью модернизма является создание оригинальных произведений, основанных на внутренней свободе и особом видении мира автором и несущих новые выразительные средства изобразительного языка

-модернизм порывает с традициями искусства и считает формальный эксперимент основой своего творческого метода;

формальный подход – соблюдение формы в ущерб существу дела.

Утрату ценностных ориентиров, характерную для культуры XX столетия, легче всего проследить в изобразительных искусствах.

Искусство модернизма, порывающее с традицией и считающее формальный эксперимент основой своего творческого метода, каждый раз выступает с позиций открытия новых путей, и потому именуется авангардом.

Все авангардистские течения имеют одно общее: они отказывают искусству в прямой изобразительности, отрицают познавательные функции искусства.

В этой дегуманизации искусства — и тупик авангарда.

За отрицанием изобразительных функций неизбежно следует и отрицание самих форм, замена картины или статуи реальным предметом.

Отсюда совершенно закономерный приход, например, к искусству поп-арта.

Но ни формалистические эксперименты, ни обращение к архаическому искусству Древнего Востока, или Азии, или Америки, к наивности детского творчества не могут заменить значение самого человека в искусстве.

Вот почему часто поиски чистой формы вновь обращают художника к человеку, к жизни, к ее реальным, неисчерпаемо многообразным проблемам.

Было бы, однако, большой ошибкой представлять эволюцию искусства XX столетия в виде противопоставления реализма и модернизма, ибо, как уже отмечалось, многие художники, пройдя увлечение авангардом, пришли к поискам реалистических форм искусства, а, бывает, и наоборот. Это особенно заметно в творчестве тех мастеров, чей жизненный путь совпал с великими испытаниями в мировых войнах, кто принял участие в борьбе сил прогресса с реакцией, кто не остался в стороне от больших проблем социальной жизни своего народа и судеб всего мира.

Сложности развития художественной культуры XX в. ярко прослеживаются на искусстве Франции. Во французской литературе XX в. для реалистического направления характерна непрерывная линия развития при всем том, что и оно знало и знает формалистические субъективно-эстетические течения.

В изобразительном же искусстве Франции, особенно в живописи, уже с самого начала XX в. обозначился отход от реализма.

Французская живопись прошла почти через все этапы и варианты формалистического искусства. Франция явилась родиной фовизма, кубизма и его разновидности — пуризма, она дала своих дадаистов, сюрреалистов, абстракционистов.

Менее всего во Франции получили развитие футуризм и экспрессионизм.

Основные направления модернизма.

1 пол. 20 века — модернизм – совокупность авангардных (передовых) течений 1 пол. 20 в. –

Фовизм 1905 г. – Анри Матисс, Андре Дерен, Морис Вламинк, Альбер Марке, Жорж Руо, Кес Ван Донген.

В 1905 г. на выставке в Париже художники Анри Матисс, Андре Дерен, Морис Вламинк, Альбер Марке, Жорж Руо, Ван Донген и несколько других экспонировали свои произведения, которые за резкое противопоставление необыкновенно ярких цветов и нарочитую упрощенность форм критика назвала произведениями «диких» — les fauves, а все направление получило название «фовизм». У фовистов с их пониманием соотношения пятен чистого цвета, сведенным к контуру лаконичным рисунком, простым, «по-детски» линейным ритмом, оказались огромные возможности для решения декоративных задач.

Экспрессионизм 1906 г. – объединение «Мост», созданное студентами архитектурного факультета Высшего технического училища Э. Л. Кирхнером, Э. Хеккелем и К. Шмидт-Ротлуфом. К ним примкнули Э. Нольде, М. Пехштейн, Ван Донген и др.

Среди авангардистских направлений начала XX столетия, возможно, одним из самых сложных и противоречивых является экспрессионизм. Экспрессионизм сложился в Германии. Его идеолог Кирхнер считал экспрессионизм направлением, специфически свойственным германской нации (само латинское слово expressio — выражение —толковалось как внутреннее выражение торжества духа над материей). Своими предшественниками экспрессионисты считали бельгийского художника (англичанина по рождению) Джеймса Энсора с его основным мотивом творчества — масками и скелетами, выражением ужаса перед действительностью; норвежского художника Эдварда Мунка, чьи картины критика назвала «криками времени»; швейцарца Ф. Ходлера, одного из представителей символизма; голландца Ван Гога.

Кубизм 1907 г. – Пикассо, Ж. Брак.

Становление другого направления авангардизма — кубизма — связано с творчеством французских художников Брака и Пикассо. В 1907 г. в Париже была устроена посмертная выставка Сезанна, имевшая огромный успех. Схематизация форм, которую увидели будущие кубисты в Сезанне, и геометризация, привлекшая их внимание в только что открытой европейцами африканской скульптуре, были толчком для создания этого направления. Как и экспрессионисты, кубисты отказались от иллюзорного пространства, от всякого намека на воздушную перспективу, фетишизировали конструкцию картины, поставив во главу угла строгую построенность предмета, представленного на плоскости открытым для обзора со всех сторон. Кубисты любили подчеркивать, что они пишут не как видят, а как знают, причем в соответствии с современным развитием естественных наук. Считается, что кубизм в своем развитии прошел несколько фаз: сезаннистскую (1907—1909), аналитическую (когда именно предмет и стал представляться с разных точек зрения, 1910—1912) и синтетическую (период, когда связь с объектом изображения совершенно порвана, 1913—1914). На последнем этапе из кубизма вычленился «орфизм» (термин Г. Аполлинера).

Абстракционизм 10-е гг. – Кандинский,

Наиболее крайняя школа модернизма — абстракционизм сложился как направление в 10-х годах XX столетия. Поскольку художники этого течения отказываются от показа предметного мира, абстракционизм называют еще беспредметничеством. Теоретики абстракционизма выводят его от Сезанна через кубизм. Именно такой путь — от изобразительности через «идеальную реальность» так называемого синтетического кубизма к полной неизобразительности — прошел один из основоположников «неопластицизма» Пит (Питер Корнелис) Мондриан (1872—1944), который считал, что «чистая пластика создает чистую реальность».

Футуризм 1909 г. – У. Боччони, К. Карра, Л. Руссоло, Дж. Северини, Дж. Балла

Исследователями совершенно справедливо замечено, что в отличие от кубизма, сложившегося сначала как живописное течение, а уж потом теоретически, футуризм заявил о себе прежде всего в манифестах. Футуризм явился первым откровенно враждебным реализму направлением. В 1909 г. в парижском «Figaro» были опубликованы 11 тезисов Маринетти, в которых провозглашался апофеоз бунта, «наступательного движения», «лихорадочной бессонницы», «гимнастического шага», «оплеухи и удара кулака», а также «красоты быстроты», ибо в современном мире «автомобиль прекраснее Самофракийской Победы». Манифест этот в расширенном виде был повторен в 1910 г. и имел очень большой успех у молодежи. Футуристы отрицали искусство прошлого, призывали к разрушению музеев, библиотек, классического наследия: «Долой археологов, академии, критиков, профессоров». Отныне страдания человеческие должны интересовать художника не больше, чем «скорбь электролампы». Родина футуризма — Италия, поэтому и более всего футуристов среди итальянских художников: У. Боччони, К. Карра, Л. Руссоло, Дж. Северини, Дж. Балла и др. Они стремились к созданию искусства — апофеоза больших городов и машинной индустрии.


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

МОДЕРНИЗМ — это… Что такое МОДЕРНИЗМ?

МОДЕРНИ́ЗМ (от франц. moderne — новейший, современный), философско-эстетическое движение в литературе и искусстве XX в., отразившее кризис буржуазного мира и созданного им типа сознания. Пройдя стадии декадентства и авангардизма, М. как сложившаяся система выступает начиная с 20‑х гг. Философскими истоками М. были идеи Ф. Ницше, А. Бергсона, Э. Гуссерля, концепции З. Фрейда (см. Фрейдизм в литературе), К. Г. Юнга, в дальнейшем — экзистенциализм М. Хайдеггера, которые рационализму буржуазного мышления противопоставили многообразие субъективистских интерпретаций бытия. Коренным свойством литературы М. (Дж. Джойс, Ф. Кафка, В. Вулф, Г. Стайн, Т. С. Элиот, Э. Паунд, А. Жид, М. Пруст, Ж. П. Сартр, А. Камю, Э. Ионеско, С. Беккет и др.) является убеждение в глубоком и непреодолимом разрыве духовного опыта личности и доминирующих тенденций общественной жизни, ощущение насильственной изоляции человека от окружающего мира, замкнутости, отчужденности и конечной абсурдности каждого индивидуального существования и всего макрокодействительности. Настойчиво возвращаясь к этой концепции, крупнейшие писатели-модернисты (прежде всего Кафка и Джойс) тем не менее, смогли дать глубокое, хотя и мистифицированное отражение некоторых особенностей развития буржуазного общества XX в. (этим объясняется определённое воздействие, которое М. оказал на творчество отдельных представителей критического реализма: У. Фолкнер, Э. Хемингуэй, Г. Хессе и др.). Стремление М. преодолеть мертвенную механистичность и «разорванность» социальной, культурной, духовной жизни буржуазного общества осуществлялось поисками утраченной полноты и целостности в сфере эмоциональной памяти (Пруст), в универсальных мифологических архетипах бытия (Джойс), в надвременных эротических переживаниях (Д. Г. Лоренс) и т. п. Тем же стремлением порождены настойчивые в литературе М. попытки построения эстетической гармонии путем искусственного обеднения картины жизни, искажения или полного игнорирования реальных процессов. Это приводит к элитаризму, герметичным художественным конструкциям, к лабораторному формотворчеству (Стайн, В. Вулф, Э. Сангуинети, Х. М. Энценсбергер и др.). Предметом изображения литературы М. являются в конечном счете не подлинные противоречия общества, а отражение их в кризисном, даже патологическом сознании человека, его изначально трагическое мироощущение, связанное с неверием в разумность истории, в постулат, ход ее развития и возможность воздействовать на действительность, выбирая определённую позицию и неся за нее ответственность. Для М. человек остается жертвой непознаваемых враждебных сил, формирующих его судьбу. Полемика с концепцией человека и со всем миросозерцанием, выраженным М., составляет суть таких примечательных произведений критического реализма XX в., как «Доктор Фаустус» Т. Манна, «Игра в бисер» Г. Хессе и др.

На Западе М. нередко отождествляют с «художественной революцией», приведшей к существенному обогащению системы изобразительных средств: поток сознания (см. «Поток сознания»), внутренний монолог, ассоциативный монтаж, пересечение памяти и сиюминутного переживания, определяющее концепцию повествовательного времени, и т. п. Однако предпосылки подобных форм художественной организации материала обнаруживаются уже в реалистической литературе XIX в., а писатели-реалисты XX в. вели поиски их не менее интенсивно, чем модернисты, и нередко независимо от них. При этом, если реализм подчинял новые элементы поэтики задаче все более многогранного и глубокого исследования человека в его отношениях с обществом и с историческим процессом, то М. использовал их для воплощения идеи о бессмысленном круговороте жизненного опыта, о всеобщей разделенности как законе бытия и о бессилии личности противостоять своему трагическому уделу. Это создавало почву для сугубо формалистического подхода к проблемам поэтики, понятой прежде всего как способ построения такой художественной реальности, которая обладает минимумом связей с объективной действительностью или даже противостоит ей как самодостаточный мир, свидетельствующий об отказе искусства от обязательств по отношению к обществу и истории. «Тотальную пустоту» современной жизни М. пытается выразить в антиформах, антиязыком, который является ни чем иным, как «бесконечно возобновляемым лепетом молчания» (Ж. Жене). Практика «нового романа», «конкретной поэзии» и других модернистских школ 60—70‑х гг., ясно выявила регрессивность художественного метода М., стремящегося к полной ликвидации эстетического. Кризис М. на современном этапе не оспаривается даже его наиболее последовательными сторонниками; в разное время разрыв с М. пережили такие несхожие по своей творческой ориентации писатели, как У. К. Уильямс, Т. Уайлдер, А. Палаццески, А. Адамов, Н. Саррот, Н. Мейлер. Однако для многих художников Запада отдельные стороны философской и эстетической доктрины М. по-прежнему притягательны.

Как литературное направление М. предстает конгломератом течений и школ, по своим исходным установкам порой оказывавшихся на авансцене борьбы за новое художественное видение, отвечающее динамичному характеру действительности XX в.: немецкий экспрессионизм, русский и итальянский футуризм, отчасти англо-американский имажизм, французский и чешский сюрреализм и др. С деятельностью таких школ связано раннее творчество выдающихся революционных художников и крупных мастеров критического реализма — В. В. Маяковского, Л. Арагона, П. Элюара, Б. Брехта, И. Бехера, В. Незвала, Р. Олдингтона. Для всех них, однако, период авангардистских исканий завершался разрывом с воспитавшей их литературной школой, когда она начинала выявлять органичные для М. черты социальной индифферентности, антиисторизма, формализма и герметичности.

Применительно к литературам испано-язычный термин «М.» имеет другое значение, которое он приобрел в манифестах Р. М. дель Валье Инклана, Р. Дарио, Х. Р. Хименеса и других писателей рубежа XIX—XX вв., стремящихся преодолеть провинциализм испанской художественной культуры, сближая ее с новыми веяниями в литературе Европы, а также придать национальное своеобразие литературам Латинской Америки.

Литература:
Затонский Д. В., Что такое модернизм?, в кн.: Контекст. 1974, М., 1975, с. 135—67;
Урнов Д., Урнов М., Литература и движение времени, М., 1978;
Зверев А. М., Модернизм в литературе США, М., 1979;
Днепров В. Д., Идеи времени и формы времени, Л., 1980.

А. М. Зверев.

Литературный энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.

About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *