Московский модерн в архитектуре – Московский модерн | Пешеград: прогулки по Москве, виртуальные прогулки по Москве, пешие прогулки по Москве, пешеходные прогулки

Московская архитектура. "Бесстыдный стиль — модерн"

13:00 08.06.2009
Московская архитектура. "Бесстыдный стиль — модерн"

Я знал тебя, Москва, еще невзрачно-скромной,

Когда кругом пруда реки Неглинной, где

Теперь разводят сквер, лежал пустырь огромный,

И утки вольные жизнь тешили в воде;

Когда поблизости гремели балаганы

Бессвязной музыкой, и ряд больших картин

Пред ними — рисовал таинственные страны,

Покой гренландских льдов, Алжира знойный сплин;

Когда на улице звон двухэтажных конок

Был мелодичней, чем колес жестокий треск,

И лампы в фонарях дивились, как спросонок,

На газовый рожок, как на небесный блеск;

Когда еще был жив тот «город», где героев

Островский выбирал: мир скученных домов,

Промозглых, сумрачных, сырых, — какой-то Ноев

Ковчег, вмещающий все образы скотов.

Но изменилось всё! Ты стала, в буйстве злобы,

Всё сокрушать, спеша очиститься от скверн,

На месте флигельков восстали небоскребы,

И всюду запестрел бесстыдный стиль — модерн...

Валерий Брюсов

1909 год

 

 

За фотографии и текст большое спасибо toryn21.

Доходный дом Ф.С. Рахманова (Москва, ул. Покровка, 19)

 

Дом сооружён в 1898-1901 годах по проекту архитектора П.А. Дриттенпрейса.

Пётр Александрович (Петер-Йозеф) Дриттенпрейс (1841-1912) архитектор баварского происхождения. В 1859- 1965гг. обучался в Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге. Большую часть жизни работал архитектором на железных дорогах.

В 1880-е начале 1900-х годов зодчий занимался проектированием и перестройкой домов по частным заказам. Среди заказчиков, в основном, московские купеческие семьи. Преимущественно работал в стиле поздней эклектики, однако, среди работ мастера и памятник московского модерна – доходный дом Рахманова на Покровке.

 

Дом Ф.С. Рахманова выполнен довольно ординарным по пространственно-объёмной композиции, однако богатый лепной декор безусловно придаёт ему оригинальность. Наличие такого декора позволяет причислить здание к одним из первых московских доходных домов, построенных в новомодном тогда стиле модерн.

 

Характерной особенностью постройки , отличавшей её от других московских зданий конца XIX-начала XX в., при оформлении фасадов которых, применялся характерный для той поры эклектичный лепной декор с отдельными элементами модерна, стала попытка автора переосмыслить и создать в новом стиле все свойственные эклектическому оформлению элементы.

 

Постройка богато декорирована – тут и геометрическое оформление оконных проёмов, и растительные элементы в форме лавровых листов, плодов в розетках листьев, и ленты, и лепные маски мужских и женских лиц, завершающие вертикальные лопатки, структурирующие фасад, и полоски, и банты. Своеобразно выполнены углы здания – верхняя часть решена вогнутой, переходящей в четвертную круглую колонну, втиснутую между лопатками и увенчанную скульптурой в форме женской головы, с опущенным взглядом.

Особняк Д.Ф. Беляева (Москва, Рюмин пер., 2)

 

Черты стиля модерн здание приобрело в 1903-1904 гг., когда дом перестроил новый владелец – галантерейщик Д.Ф. Беляев, потомственный почётный гражданин города. Авторы нового декора - ученики архитектора Шехтеля - Галецкий и Воейков.

 

Главный фасад двухэтажного здания, облицованного серо-зеленой керамической плиткой, весьма прост — это два ряда окон, однотипно обработанных горизонтальной тягой. Центральный, чуть выступающий в плоскости стены ризалит имеет венчающий сплошной аттик. В левой стороне сооружения — вход, к сожалению, утративший свой навесной металлический козырек. Его выделяют забавные крошечные колонки на кронштейнах, расположенные по сторонам входного проема.

 

Наиболее интересен садовый фасад здания, украшенный мозаичной композицией «Маки на закате» в характерной для стиля изогнутой полуэллиптической рамке. В интерьерах использованы лепные вишнёвые ветви. Кованая ограда балкона выполнена в форме ирисов.

 

Особую художественную ценность имеет металлическая ограда особняка со стороны переулка, выполненная в виде расползающихся весной змей, а также калитка в саду (ныне не обнаруженная), смелый экспрессивный рисунок которой навеян графическими открытиями знаменитого бельгийца Виктора Орта — его знаменитым «ударом бича».

 

В советское время в доме жил маршал Константин Рокоссовский.

Дом Страхового Общества «Россия» (Москва, Сретенский б-р, 6/1)

 

В 1898 году правление Страхового Общества «Россия» объявило конкурс на проект нового доходного жилого дома. После объявления результатов и награждения заказчик пожелал, чтобы строительство поручили не победителю, а участнику конкурса - никому не известному молодому архитектору Н. М. Проскурнину, 4 года назад окончившему Императорскую Академию художеств в Петербурге и еще не успевшему никак себя проявить. А в помощники ему правление назначило еще одного участника конкурса, уроженца Риги Отто Вильгельмовича Дессина. Дом на Сретенском бульваре оказался тоже его первой серьезной работой.

 

Комплекс на Сретенском бульваре возводили три года и завершили строительство в 1902г. Сооружение получилось грандиозным, состоящим из двух отдельных шестиэтажных корпусов. Под каждым корпусом - подвалы, где размещались инженерные устройства, кладовые, ледники, которыми пользовались жильцы. Кроме того, здесь находились «контора старшего дворника и его помощников» и помещение для четырех дежурных швейцаров. В подвалах располагались также прачечная, дровяные склады и емкости для нефти, водопроводные насосы, вентиляционные моторы и отопительные котлы. Вторая прачечная, оборудованная специальным подъемником, была на чердаке. Весь комплекс разбили на отопительные зоны, которые обслуживались восемью водогрейными котлами. Корпуса разделял озелененный парадный двор, выходящий на Сретенский бульвар и в Бобров переулок. Рассчитанные на состоятельных жильцов квартиры имели от трех до девяти комнат.

 

В 1920-е годы в доме селилась преимущественно интеллигенция. В первом этаже в мастерской художника Черемных делались «Окна РОСТА» и туда часто захаживал В. В. Маяковский. После 1918 года здесь находилось Главное артиллерийское управление Красной Армии. Здесь же жила и Н. К. Крупская, будучи уже вдовой.

 

 

Дом оснащен уникальным по тем временам инженерным оборудованием.

Очень сложной была система принудительной вентиляции, которая предусматривала подогрев, фильтрацию и увлажнение наружного воздуха. Воздух подавался в квартиры с помощью специальных вентиляторов. Московский водопровод в то время работал плохо, и состоятельные обитатели дома «Россия», разумеется, не могли зависеть от его капризов. Именно поэтому в подвале на глубину 50 метров пробурили артезианскую скважину, которая снабжала жильцов чистейшей водой. В каждом подъезде были электрические лифты - редкость для Москвы того времени. Существовала и собственная телефонная станция.

В одном из подвалов находилось хранилище нефти, которая была нужна для собственной автономной электростанции, оборудованной там же. Она-то и обеспечивала светом и энергией весь 148-квартирный комплекс. По уровню комфорта и инженерной оснащенности дом не имел себе равных ни в те годы, ни позднее.

 

Как архитектор Н. М. Проскурнин понимал - справиться с протяженными фасадами непросто, поэтому главной темой он сделал эркеры. Дом «Россия» - буквально энциклопедия эркеров самой различных форм, размеров и композиции. Фасады, выходящие на парадный двор, украшают относительно скромные плоские эркеры с балконами. Зато угол дома, смотрящий на Сретенский бульвар, отмечен эркером оригинальной архитектуры. Это четырехэтажный трехчетвертной цилиндр, увенчанный кровлей со шпилем и машикулями, напоминающей завершения круглых кремлевских башен.

 

Архитектура фасадов эклектична: тут можно обнаружить барельефы в духе итальянского Возрождения, античные заполнения фронтонов, стрельчатые готические арки, тяжеловесную романскую рустовку, остроконечные кровли, металлические скульптуры, позднее утраченные. Но, странное дело, такое смешение стилей не бросается в глаза, не раздражает. Созданные рукой одаренного мастера, фасады наглядно иллюстрируют простую мысль: в стиле эклектики тоже работали талантливые зодчие.

 


Московский модерн. Архитектура (часть 1-я)

Цитата постаagritura

 

За месяц удалось дважды побывать в Москве. Просто так, погулять. Роскошь, для самих москвичей не всегда доступная.
Сколько же здесь модерна! Ну, да, для жителей Москвы тема, скорее всего, избитая, однако вы должны простить восторги приезжей, обожающей модерн. Просто так бродить по улицам, выискивая изукрашенные диковинными узорами особнячки не было времени, поэтому я разжилась увесистой книгой М.В.Нащокиной "Московский модерн", выписала адреса и пошла на фотоохоту, вооружившись своим новеньким "Nikon-oм". Размышляла, о чем писать, а потом меня осенило - а зачем писать-то?! Смотреть надо!

***

Мария Нащокина "Московский модерн"

Чтобы посмотреть описание книги, кликните по картинке.

***

Особняк Николая Алексеевича Терентьева (1900-1902, арх. И.А.Иванов-Шиц, Петровский пер, 8):

Очевидно, что верхние два этажа достроили (в 1930-х годах). Интересно, как бы без перестройки он выглядел сейчас? Может быть так?:

И еще несколько деталей:

На этой фотографии можно видеть витражи, но это всего лишь современная стилизация.

А подремонтировать-то надо бы...

Еще один особняк, восхитительный совершенно. Жаль, деревья его почти полностью скрывают, надо будет еще раз приехать, ближе к осени.
Особняк С.П.Рябушинского (А.А.Рябушинской), 1900-1903, арх. Шехтель, мозаичист В.А.Фролов, Малая Никитская,6:

Очень красиво, хоть и чересчур зелено. Очень мне мозаики нравятся, и остекление.

Особняк Я.А.Рекка (С.Д.Красильщиковой), 1902-1903г,  арх. Г.А.Гельрих, Большая Никитская, 56:

Традиционно подобные особнячки отданы под посольства. Это, оказывается, - ранний московский модерн в франко-бельгийском стиле.
В стиле модерн в Москве строили не только особняки, но и доходные дома, театры, вокзалы, гимназии, отели. Вот, например, доходный дом Ф.Н.Плевако (1905,арх. П.К.Микини, Новинский б-р,18)

Оформление балкона каково?!


Особняк И.А.Миндовского (1903, арх.Л.Н.Кекушев, Поварская, 44):

Особняк (достроены 2 этажа), арх.К.Х.Буров, 1904 г., Хлебный переулок, 26:

Особняк С.У.Соловьева 1901-1902, арх.С.У.Соловьев, Хлебный пер, 18/6:

На одном из фасадов сохранилось интересное панно.

На углу Хлебного и М.Ржевского переулка - еще один симпатичный особняк - дом И.И.Некрасова, 1906, арх.Р.И.Клейн:

На сегодня - все. Обещаю продолжение, так как, повторяю, модерна в Москве много!

ПС. Провода кое-где убрала.

Книги по теме

(чтобы посмотреть описание книги, кликните по картинке)

DVD Московский модернМосква в старых фотографиях. Конец XIX - начало XX векаВ.А. Гиляровский Москва и москвичи

DVD Московский модерн

Москва в фотографиях. Конец XIX - начало ХХ века

Москва в старых фотографиях. Конец XIX - начало XX века

В.А. Гиляровский Москва и москвичи (лучшее издание с фотографиями и репродукциями картин)

Также рекомендую

(чтобы посмотреть описание, кликните по картинке)

Путеводитель коллекционера. МодернМодерн. Лучшие произведенияМодерн в РоссииСтиль модерн (подарочное издание)

Путеводитель коллекционера. Модерн

Модерн. Лучшие произведения

Модерн в России

Стиль модерн (подарочное издание)


Все рубрики блога "Прекрасная эпоха модерна"    La_belle_epoque

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Московский модерн в музее архитектуры • Интерьер+Дизайн

Иван Рерберг, Вячеслав Олтаржевский, Мариан Перетяткович. Здание Северного Страхового общества. Конкурсный проект. Перспектива. 1909 – 1912.

В Музее архитектуры им. А.В.Щусева началась главная выставка летнего сезона. Она посвящена русскому модерну, самому любимому архитектурному стилю москвичей.

По теме: Баухаус в Тель-Авиве: выставка в музее архитектуры

Ар-нуво, югендштиль, сецессион, либерти, тиффани — чувственный фантазийный стиль, который в России стал именоватся модерном, был в моде на рубеже веков. Он захватил буквально все европейские страны. Мастера модерна строгой геометрии предпочитали плавные природные линии, а новые строительные технологии и материалы (бетон) позволяли экспериментировать с декором. Архитектурные элементы фасадов и интерьеров — окна, лестницы и двери — стали принимать причудливые формы. Их украшали ирисы, чертополохи, вьюны и водоросли, фигуры животных и птиц. На фасадах появилась плитка и мозаика.

Илларион Иванов-Шиц. Эскиз декоративного панно для вестибюля купеческого клуба. 1907–1909.

В Петербург и Москву модерн пришел с заметным опозданием (на пять-шесть лет), когда купцы и промышленники принялись строить доходные дома, вокзалы, магазины и частные особняки, следуя нарядному и актуальному L’art nouveau.

Федор Шехтель. Особняк Степана Рябушинского. Эскиз интерьера столовой. 1900-1901.

«…В них нет ничего, кроме слепого подражания внешним формам произведений Западной Европы, и зачастую притом непонятых. То видишь вдруг исковерканного Вагнера, то Ритта, то Ольбриха; в металлических решетках — то Орта, то Ван де Вельде…» — возмущался критик Алышков. Рождение нового стиля критика приветствовала упреками в пошлости и сиюминутности. Недоверие вызывали очевидный индивидуализм, строительство здания как результат индивидуального творческого акта.

Федор Шехтель. Особняк Рябушинского, 1903.

Начало формирования архитектурного языка модерна положили несколько архитекторов — бельгийцы Виктор Орта и Анри Ван де Вельде, шотландец Чарльз Макинтош. Их идеи подхватили француз Эктор Гимар, немец Петер Беренс, австрийцы Отто Вагнер, Йозеф-Мария Ольбрих и Йозеф Хоффман. Русские зодчие следовали их находкам, щедро тиражированным в печтаной продукции того времени: альбомах и журналах.

И если в Европе модерн просуществовал 20-25 лет, то в Москве всего пятнадцать — с 1898 по 1912. После Первой мировой войны он уступил место практичному и рациональному модернизму.

Леонид Веснин. Особняк Тарасова в Москве. Эскиз фасада. 1910.

Выставка под названием «Эпоха модерна» подготовлена куратором Анной Кистановой на основе обширной коллекции Музея архитектуры и занимает все три этажа главного дома усадьбы Талызиных.

Николай Благовещенский. Художественный электротеатр. 1912. Эскиз фасада.

Московская школа представлена в лице Федора Шехтеля, братьев Весниных, Валентина Дубовского, Иллариона Иванова-Шица и Романа Клейна. Чертежи и рисунки зданий, в т.ч. ГУМа, макет конструкции купола в храме Христа Спасителя архитектора Константина Тона, первая московская работа Шехтеля (нынешний Дом приемов МИДа), проекты внутреннего убранства, предметы интерьера...

Федор Шехтель. Особняк Дерожинской. Эскиз фасада. 1901.

Главный зал выставки — это зал француза Эктора Гимара, автора знаковых арок парижского метро. Гимар представлен листами из «Замок Беранже», альбома о первой постройке, сделавшей его знаменитым. На них — чертежи многоквартирного доходного дома, мало похожего на замок, фотографии фасадов и интерьеров, детали оформления.

Федор Шехтель. Кабинет в особняке А.В. Морозова, 1896. Федор Шехтель. Эскиз обивки кресел для особняка А.И. Дерожинской, 1901–1902.

• «Эпоха модерна», Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева, Москва. До 8 сентября.

Московский модерн — PaintingRussia

Ар-нуво во Франции, югендстиль в Германии, сецессион в Австрии, тиффани в США, еловый стиль в Швейцарии, либерти в Италии… Трудно поверить, что речь идет о разных названиях одного направления – модерна, охватившего мир в конце XIX – начале XX века. На сей раз Россия не осталась за бортом модных движений в искусстве: модерн оставил свои изысканные следы в архитектуре (именно о ней мы поговорим сегодня) многих крупных российских городов, и в первую очередь это, конечно, две столицы – Москва и Санкт-Петербург.

Для начала давайте разберемся: как проявляет себя модерн в архитектуре? По следующим чертам можно безошибочно распознать этот стиль среди множества других:

  • Акцент на современных материалах и технологиях (например, стекло и металл).
  • Прямые линии не в чести (читайте здесь, что думал Антонио Гауди о природе кривых и прямых линий), мягкие, волнистые, естественные – совсем другое дело.
  • Следование принципу «приятное с полезным», то есть, красивое с функциональным.

Своей паутиной модерн оплел всю Европу и США, и нет здесь крупного города, который не был бы знаком с этим стилем. В мировой архитектуре это Виктор Орта, Антонио Гауди, Эктор Гимар, Отто Вагнер, в России – Гавриил Барановский,  Александр фон Гоген, Федер Шехтель, Александр Турчевич. Больше всего с модерном знались петербургские архитекторы, это видно по «Астории» (Федор Лидваль), магазину Елисеева (Гавриил Барановский), «Зингеру» (ныне «Дом книги», Павел Сюзор).

Где искать отголоски модерна в Москве? Выполненное Федором Шехтелем здание Ярославского вокзала – то, что бывает, когда модерн накладывается на канву советской архитектурной школы, политизированной, как и всё остальное, с ее незыблемым и всем понятным языком знамен, звезд, серпа и молота.

Ярославский вокзал

Дело рук всё того же архитектора – особняк Рябушинского на Малой Никитской, в котором сейчас находится музей Максима Горького. Достаточно взглянуть на фигурные решетки окон и на ограды, чтобы сразу узнать стилистику первых станций парижского метро — этот прием называется в искусстве модерна «ударом бича» (причем не только в архитектуре, но так же и в графике, и в живописи).

Особняк Рябушинского

С шехтелевским Особняком Дерожинской в Кропоткинском переулке – та же история, и, как и предыдущее здание, внутри он не менее интересен, чем снаружи. Чего стоит одна только витая лестница и ограда- словно обрамленный в чугун орнамент с плаката Альфонса Мухи.

Особняк Дерожинской — интерьер

Особняк Дерожинской — экстерьер

Но, пожалуй, начинать повествование следовало бы с другой постройки  – Особняка Листа в Глазовском переулке. Ведь именно он, созданный Львом Кекушевым в 1898-1899 годах, стал первым объектом в стиле модерн на карте Москвы. Скромному по размеру, достаточно простому и аккуратному кирпичному зданию особый шарм придают мозаичные элементы – панно и межэтажный фриз с растительным орнаментом. Именно такими деталями и живет модерн!

Особняк Листа

Конечно, это не всё разнообразие московского модернового великолепия: есть и Особняк Ивана Миндовского, и дом Льва Кекушева, и Доходный дом Сокол, и гостиница «Метрополь»… Всего не перечислить, поэтому представляю Вашему вниманию собственноручно составленную карту московского модерна:

Желаю увлекательных прогулок по Москве! А чтобы гулялось еще интереснее, захватите с собой увлекательный и супер-креативный и лаконичный путеводитель по столице. Когда устанете гулять, всегда можно зайти в уютное кафе (благо, в столице их много) и пораскрашивать силуэты зданий:

Еще одна моя находка на ozon.ru – комплект из семи маршрутов по Москве, разработанный специально для детей. Маршруты построены в игровой квестовой форме, чтобы заинтересовать ребенка в изучении истории и архитектуры столицы. Впрочем, родителям тоже обязательно будет интересно:

Читайте также: Устами истфака об искусстве. Часть 1

 

Если статьи в блоге Вам полезны, буду благодарна за взнос любого размера. Осуществить перевод можно через ЯндексДеньги, Qiwi-копилку или PayPal, воспользовавшись банковской картой или электронными платежными системами.

Поделиться ссылкой:

Понравилось это:

Нравится Загрузка...

Архитектура модерна — Википедия

Архитекту́ра моде́рна (архитектура ар-нуво) — архитектурный стиль, получивший распространение в Европе в 1890-е—1910-е годы в рамках художественного направления модерн. Архитектуру модерна отличает отказ от классических линий и углов в пользу более декоративных (необарочных, неоготических[1], неорусских[2]) линий при использовании новых материалов таких как металл, бетон, железобетон (Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязьме, Мост Драконов) и стекло (Стеклянный павильон).

Новые материалы и технологии позволили повысить этажность зданий, увеличить масштаб арок и окон (витрина). «Ярким харизматическим примером модерна» называют металлическую Эйфелеву башню в Париже (1889 год)[3], высота которой достигла 324 метров. В отличие от поздней архитектуры, модерн сохраняет интерес к декору, который уже выражается в плиточной облицовке (майоликовые панно) и кованных металлоконструкциях. Стиль модерн уделяет большое внимание комфорту, снабжая здания лифтами и центральным отоплением. Он отвечал запросам массового, индустриального общества. В этом стиле строились не только церкви и жилые дома, но также вокзалы, мосты и промышленные павильоны.

История развития

Исторически модерну предшествовала эклектика, с которой модерн объединяют ряд общих моментов[4]. Поскольку на Западе эклектика практически полностью поглощалась романтизмом[5], в северном модерне (национальном романтизме) граница с эклектикой оказывается полностью стертой. Например, Собор св. Михаила в Турку (1905 год) рассматривается и как модерн и как неоготика. Как вариант модерна рассматривают и неорусский стиль.

Поскольку отправной точкой архитектуры модерна является Эйфелева башня (1889)[3], то за данным стилем закрепился французский синоним «ар нуво» (фр. Art nouveau, «новое искусство»), поскольку он радикально отличался от романтических попыток воспроизвести архитектурные образцы прошлого.

Из Франции, через Луиса Салливана, модерн проник в США, где формируется Чикагская архитектурная школа. Металлические конструкции позволили создать первые небоскрёбы (16-этажный Монаднок-билдинг, 1893), в которых кирпич превращался в декоративный элемент. За американским модерном закрепилось название органической архитектуры, поскольку здания органично вписывались в окружающую среду. Это отразилось в фильме Кинг-Конг (1933), когда гигантская обезьяна приняла небоскрёб (103-этажный Эмпайр-стейт-билдинг) за скалу.

В Европе архитектура модерна достигает пика своего оформления в работах бельгийца Виктора Орта, который широко использовал металл и стекло (Отель-Тассель, 1894), значительное внимание уделяя и декору интерьера в виде металлического растительного орнамента (светильники, перила, дверные ручки) и мозаичных полов. Ученик Орта Эктор Гимар распространил бельгийскую версию модерна на Францию, создав входные павильоны парижского метро (1900).

Оригинальный очаг модерна сложился в Барселоне (Каталония, Испания) благодаря архитектурному творчеству Антонио Гауди. Начав как эклектик, Гауди вскоре освобождается от попыток стилизации под архитектуру минувших эпох. В декоре он широко использует кованные элементы и изразцы (Каса-Батльо, 1906). При постройке жилого дома Каса-Мила (1910) основным строительным материалом становится железобетон, проектом предусматривается система вентиляции, подземный гараж и лифты.

Немецкая версия модерна получила название «югендстиль». Её отличала большая сдержанность, обилие стекла[6][7] и бетона (Памятник битве народов, 1913). Большим изяществом отличался австрийский модерн, получивший название сецессион. Его лидером стал венский архитектор Отто Вагнер. Примером австрийского модерна может служить Церковь Ам-Штайнхоф (1907).

Дальнейшая судьба модерна дискуссионна. По одной версии, после Первой мировой войны он перетёк в функционализм (Ле Корбюзье), который начисто отказался от декора и орнамента, оставив от модерна только стекло и железобетон. По другой версии, после Первой мировой войны модерн сменился стилем ар деко[8], хотя существует версия, что ар деко это поздняя разновидность модерна[9].

Видео по теме

Направления модерна

  1. Бельгийская школа (Виктор Орта)[10]
  2. Чикагская школа (Луис Салливен)
  3. Каталонский модерн (исп. Modernismo catalán; Антонио Гауди)[11].
  4. Венский модерн (Отто Вагнер)[12].
  5. Рижский югендстиль (Михаил Эйзенштейн)
  6. Северный модерн (дат. Nationalromantik: национальный романтизм; Элиэль Сааринен)
  7. Шотландский модерн (Ч. Р. Макинтош)[13]
  8. Итальянский модерн (либерти)[14]

Русский модерн

Первым по времени произведением модерна в России считается дача великого князя Бориса Владимировича, построенная архитекторами Шернборном и Скоттом в 1897 году в Царском Селе (Московское шоссе, д. 11)[15]. Одним из наиболее заметных и типичных памятников модерна в Санкт-Петербурге является дом компании «Зингер» (сейчас «Дом книги») на Невском проспекте. С одной стороны, здание не связано с окружающим ансамблем, что считается градостроительной ошибкой, с другой стороны, это пример удачной планировки в сложных условиях затесненного участка (1902—1904, архитектор П. Ю. Сюзор). Другой яркий пример — магазин Елисеева, расположенный неподалёку (1902—1903, архитектор Г. В. Барановский). К памятникам русского модерна относятся гостиница «Астория» в Петербурге (Ф. И. Лидваль, 1913—1914). К этому стилю относится и Дом Ф. Г. Бажанова (архитектор Ф. П. Алёшин), до настоящего времени там сохранился подлинный интерьер парадных помещений квартиры Бажанова: Парадной лестницы, Приёмной, Кабинета, Холла, Гостиной, Фойе, Малой и Большой столовых, Белого зала. В Петербурге среди вокзалов в этом плане выделяется Витебский (автор — С. А. Бржозовский).

Первым по времени зданием в стиле модерн в Москве стал построенный в 1898—1899 годах архитектором Л. Н. Кекушевым особняк О. А. Листа[16]. Яркими примерами московского модерна являются знаменитые особняки Рябушинского и Дерожинской работы Ф. О. Шехтеля, Особняк Ивана Миндовского и собственный дом архитектора Л. Н. Кекушева, доходный дом М. В. Сокол архитектора И. П. Машкова. Множество так называемых «доходных домов» начало века построены в стиле модерн.

Выдающимися произведениями модерна являются Ярославский вокзал (автор — Ф. О. Шехтель), ЦУМ (б. «Мюр и Мерилиз»), гостиница «Метрополь» в Москве, и многие другие. В Москве работал целый ряд архитекторов, Ф. О. Шехтель, Клейн Р. И., Фомин И. В., которые и создали ответвление стиля, называемое московским модерном.

Современная ситуация

Церковь Святого Духа в селе Талашкино в русском стиле с элементами модерна. Храм нуждался в срочной реставрации, после сбора подписей и запросов общественности на неё выделили средства[17].

Несмотря на важность архитектурных памятников эпохи модерн для истории архитектуры и культуры России в целом, на данный момент не существует ни одного полноценного музея, посвящённого этому стилю. Более того, нет ни одного крупного музея, посвящённого самым ярким представителям московского модерна — Ф. Шехтелю и Л. Кекушеву. Многие здания недоступны не только для гражданских лиц, но и для научных сотрудников, основная причина заключается в том, что многие здания отданы, например, посольствам. Десятки зданий находятся на грани разрушения, поскольку по каким-либо причинам не занесены в реестр охраняемых государством памятников (последний крупный скандал связан с пожаром в доходном доме работы Кекушева; здание долгое время было заброшено, по некоторым данным было незаконно заселено приезжими рабочими из ближнего зарубежья)[18].

Архитекторы

См. также полный список архитекторов модерна, о которых есть статьи в Википедии.

См. также

Примечания

  1. ↑ Храм Святого Семейства (Барселона)
  2. ↑ Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязьме
  3. 1 2 Модерн в интерьере. Основные черты модерна.. stroika-art.ru. Проверено 11 июля 2018.
  4. ↑ Барокко, ампир, классицизм, неоклассицизм, модерн, рококо и модерн в архитектуре: чем отличаются стили (рус.), Domosedi.ru (10 августа 2016). Проверено 11 июля 2018.
  5. ↑ ЭКЛЕКТИКА (Романтизм, Боз-ар, Историзм) – Glamour&Chic (рус.). glamourchic.eu. Проверено 11 июля 2018.
  6. ↑ Австрия и Германия. Вариации в югендстиле
  7. ↑ Стеклянный павильон
  8. ↑ Выставка «Элегантность и роскошь ар-деко»: разбираемся в сложностях стиля.. Проверено 11 июля 2018.
  9. ↑ Стиль ар-деко: история возникновения (англ.), www.admagazine.ru. Проверено 11 июля 2018.
  10. ↑ Школы модерна в архитектуре (рус.). designcapital.ru. Проверено 11 июля 2018.
  11. ↑ Каталонский модерн. www.planengo.ru. Проверено 11 июля 2018.
  12. ↑ Венский модерн | Архитектура и Проектирование | Справочник. arx.novosibdom.ru. Проверено 11 июля 2018.
  13. ↑ Шотландский модерн Чарльза Макинтоша — декаданс+интеллект (рус.), styleupyourday (25 января 2015). Проверено 11 июля 2018.
  14. ↑ Архитектура итальянского модерна (экскурсия Трипстера в Риме) (рус.). experience.tripster.ru. Проверено 11 июля 2018.
  15. Кириков Б. М. Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома. — 3-е изд.. — СПб.: Коло, 2008. — С. 51. — 576 с. — ISBN 5-901841-41-1.
  16. Нащокина М. В. Московский модерн. — 3-е, пересм., испр. и доп.. — СПб.: Коло, 2011. — С. 354—358. — 792 с. : [32 с. цв. ил.] с. — 1 250 экз. — ISBN 978-5-901841-65-5.
  17. ↑ Храм Святого Духа в Талашкино будет отреставрирован
  18. ↑ Пожар в доходном доме купца Быкова. archi.ru. Проверено 11 июля 2018.

Литература

  • Стернин Г. Ю. Русская художественная культура 2-й половины 19- начала XX века. М.,1984.
  • Горюнов В. С., Тубли М. П. Архитектура эпохи модерна. Л.,1992.
  • Костылев Р. П., Пересторонина Г. Ф. Петербургские архитектурные стили (XVIII — начало XX века). — СПб.: «Паритет», 2007. — 256 с — ISBN 978-5-93437-127-3
  • Зодчие Санкт-Петербурга. XIX — начало XX века / сост. В. Г. Исаченко; ред. Ю. Артемьева, С. Прохватилова. — СПб.: Лениздат, 1998. — 1070 с. — ISBN 5-289-01586-8.
  • Нащокина М. B. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. — 3-е изд. — М.: Жираф, 2005. — 535 с. — 2500 экз. — ISBN 5-89832-043-1.
  • Кириков Б. М. Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома. — СПб.: Коло, 2008. — Т. 1. — 576 с. — ISBN 5-901841-41-1.
  • Кириков Б. М. Архитектура петербургского модерна. Общественные здания. — СПб.: Коло, 2011. — Т. 2. — 576 с. — ISBN 5-901841-80-8.
  • Нащокина М. В. Московский модерн. — 3-е, пересм., испр. и доп. — СПб.: Коло, 2011. — 792 с. : [32 с. цв. ил.] с. — 1250 экз. — ISBN 978-5-901841-65-5.
  • Борисова Е. А., Стернин Г. Ю. Русский модерн. Альбом. — М.: Советский художник, 1990. — 360 с. — ISBN 5-269-00028-8.

Ссылки

Карта московского модерна (недоступная ссылка — история). Архивировано 2 июля 2015 года.

Архитектурный очерк «Нетипичный петербургский модерн Дома Бажанова»

Архитектура модерна Википедия

Архитекту́ра моде́рна (архитектура ар-нуво) — архитектурный стиль, получивший распространение в Европе в 1890-е—1910-е годы в рамках художественного направления модерн. Архитектуру модерна отличает отказ от классических линий и углов в пользу более декоративных (необарочных, неоготических, неорусских) линий при использовании новых материалов, таких как металл, бетон, железобетон (Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязьме, Мост Драконов) и стекло (Стеклянный павильон).

Новые материалы и технологии позволили повысить этажность зданий, увеличить масштаб арок и окон (витрина). «Ярким харизматическим примером модерна» называют металлическую Эйфелеву башню в Париже (1889 год)[1], высота которой достигла 324 метров. В отличие от поздней архитектуры, модерн сохраняет интерес к декору, который уже выражается в плиточной облицовке (майоликовые панно) и кованных металлоконструкциях. Стиль модерн уделяет большое внимание комфорту, снабжая здания лифтами и центральным отоплением. Он отвечал запросам массового, индустриального общества. В этом стиле строились не только церкви и жилые дома, но также вокзалы, мосты и промышленные павильоны.

История развития[ | ]

Исторически модерну предшествовала эклектика, с которой модерн объединяют ряд общих моментов[2]. Поскольку на Западе эклектика практически полностью поглощалась романтизмом[3], в северном модерне (национальном романтизме) граница с эклектикой оказывается полностью стертой. Например, Собор св. Михаила в Турку (1905 год) рассматривается и как модерн и как неоготика. Как вариант модерна рассматривают и неорусский стиль.

Поскольку отправной точкой архитектуры модерна является Эйфелева башня (1889)[1], то за данным стилем закрепился французский синоним «ар нуво» (фр. Art nouveau, «новое искусство»), поскольку он радикально отличался от романтических попыток воспроизвести архитектурные образцы прошлого.

Из Франции, через Луиса Салливана, модерн проник в США, где формируется Чикагская архитектурная школа. Металлические конструкции позволили создать первые небоскрёбы (16-этажный

About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *