Московское барокко: Московское барокко — это… Что такое Московское барокко?

Московское барокко — это… Что такое Московское барокко?

Московское барокко — условное название стиля русской архитектуры последних десятилетий XVII — первых лет XVIII в., основной особенностью которого является широкое применение элементов архитектурного ордера и использование центрических композиций в храмовой архитектуре. Первый этап развития русского барокко. Устаревшее название — «нарышкинское барокко».

Предпосылки к появлению

Церковь Всех Святых, построенная Д. В. Аксамитовым в Киево-Печерской лавре 1698—1699

Во второй половине XVII в. в русской культуре начал ощущаться поворот к гражданским началам общественной жизни, обращение к человеческой личности как основному элементу бытия. Этот феномен был назван «Русским предвозрождением» (Д. С. Лихачев). В архитектуре наметился отход от условности средневековой архитектуры к рациональным, формам ордера. Эти процессы были сходны с началом эпохи Возрождения в Западной Европе.

Однако ранее, в конце XIX — нач.

XX в., искусствоведами был выделен архитектурный стиль, связанный с традициями западно-европейского ордера. Игнорируя культурные предпосылки его возникновения, а используя лишь хронологическое соответствие с искусством Западной Европы конца XVII в., направление было названо «барокко». Более того, учитывая бытовавшее тогда мнение, что все прогрессивное в русской культуре конца XVII в. связано исключительно с Петром I и его ближайшим окружением, этот русский вариант барокко был назван «нарышкинским», по имени родственников Петра I по линии матери, Нарышкиных, якобы первыми начавших возводить постройки, отличавшиеся по своей архитектуре от традиционной стилистики зданий Древней Руси. Первыми зданиями в стиле «нарышкинское барокко» назывались церковь Покрова в Филях и собор Высокопетровского монастыря.

Позднее, в 1960-х гг., в результате исследований было установлено, что ключевой памятник «нарышкинского барокко» — собор Высокопетровского монастыря был построен еще в начале XVI в. Также были обнаружены памятники, сооруженные раньше церкви Покрова в Филях, но имеющие ту же стилистику.

Среди этих зданий оказались постройки Новодевичьего монастыря и, особенно, церковь Параскевы Пятницы в Охотном Ряду, построенная по заказу князя В. В. Голицына, государственного канцлера и ближайшего сподвижника царевны Софьи. Таким образом, название «нарышкинское барокко» потеряло актуальность.

Некоторые исследователи (М. А. Ильин) обратили внимание, что начальная фаза «московского барокко» тесно связана с возобновлением строительства Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря, и что как ордерная декорация, так и центричность планировочного решения, характерная для церковных построек «московского барокко», могла быть заимствована столичными мастерами именно из этого здания. Воскресенский собор был заброшен после осуждения и ссылки патриарха Никона (1666 г.). Царь Федор Алексеевич добился прощения и возвращения Никона (1681), по его повелению строительные работы в Воскресенском соборе были продолжены после более чем десятилетнего перерыва. С прощением Никона архитектура Воскресенского собора привлекла к себе внимание просвещенных кругов Москвы: элементы объемно-пространственного решения и система оформления собора были взяты в качестве исходных образцов для создания нового стиля в архитектуре.

Все эти исследования показали связь скорее с архитектурой раннего ренессанса, нежели барокко, но учитывая сложившуюся терминологию, было решено оставить название «барокко» (с территориальным обозначением «московское»), хотя современные исследователи признают, что это «… барокко, несущее ренессансную функцию».

Хронологические рамки стиля

Основным периодом развития архитектуры «московского барокко» можно считать период с начала 1680-х до первых лет 1700-х гг. в Москве. В регионах России пространственные решения и характерная система оформления (но в несколько упрощенном виде) прослеживается вплоть до конца XVIII в. Постепенное затухание столичного направления «московского барокко» можно связать с постепенным переходом столичной жизни в Петербург и ориентацию на западноевропейскую архитектуру и её мастеров, открыто провозглашенную Петром I.

Внутрестилевые течения

Московское барокко в своем классическом варианте представляет собой стилистически довольно однородное явление.

Вне зависимости от географического расположения художественные элементы оформления — ордер, обрамления оконных и дверных проемов — следуют стандартной модели и потому легко узнаваемы.

Однако существует несколько групп зданий, имеющих существенные отличия от основного направления, но не выходящих за пределы стиля. Направления обязаны своим появлением, главным образом, вкусам конкретных заказчиков.

Строгановский стиль

Основная статья: Строгановское барокко

В первую очередь это относится к постройкам, возводимым по заказу крупного промышленника Строганова в Приуралье. Для построек этой группы характерна их относительная локальность. В художественном плане архитектура строгановских зданий сравнительно с московскими памятниками более насыщена декоративным оформлением, элементы ордера имеют иногда даже более классический облик, чем в Москве, что позволяет выделить это направление как «строгановский стиль».

Нарышкинский стиль

Входной портал палат Нарышкиных в Высокопетровском монастыре

В нарышкинскую группу входит группа церквей конца 1680-х — начала 1690-х гг. , появление которых с большой степенью вероятности можно связать с воцарением Петра I. Церкви этой группы были выстроены по заказу одного из ближайших родственников Петра I по материнской линии — боярина Льва Кирилловича Нарышкина.

В более широком смысле под нарышкинским стилем подразумеваются все здания «московского барокко», построенные по заказу Нарышкиных (по аналогии со «cтрогановским стилем»). Однако эта группа стилистически разнородна. Нарышкинские церкви типа «восьмерик на четверике» созданы первоклассным мастером (мастерами), сооружавшим ранее по заказу царевны Софьи колокольню Новодевичьего монастыря (1690), мастерски выполненные аттики и гребни восходят к оформлению церкви Воскресения в Кадашах (1687). В то же время палаты Нарышкиных в Высокопетровском монастыре, задуманные незаурядным мастером, имеют оформление гораздо грубее, используются иные художественные приемы.

Суммируя, можно сказать, что в постройках Нарышкиных была как бы подхвачена и нашла свою кульминацию магистральная линия развития московского барокко, заложенная еще при царевне Софье и её ближайшем сподвижнике князе В.  В. Голицыне.

Голицынский стиль

Совсем небольшую группу составляют две церкви, построенные по заказу князей П. А. и Б. А. Голицыных. Большое участие в строительстве и оформлении принимали итальянские мастера, поэтому облик этих зданий достаточно сильно выделяется из классических образцов «московского барокко». Однако об отдельном стиле говорить не приходится (всего два здания), скорее о «памятниках голицинского круга».

Стиль Прозоровских

Совсем недавно было выделено еще одно течение, связанное с семьей князей Прозоровских (см. статью В. П. Перцова в «ссылках»). Это небольшая группа церквей, тесно связанная с первой церковью типа восьмерик на четверике — не сохранившейся церковью Успения в Петровском-Дальнем. Несмотря на то, что составление её проекта было связано с именем князя В. В. Голицына (на это обратил внимание еще Г. К. Вагнер), однако лаконичное внешнее оформление церкви, необычное для московского барокко, в значительной степени отражало вкусы заказчика — П.

 И. Прозоровского.

Довольно стойкая стилистическая линия, несмотря на небольшое количество построек, имеет достаточно обширное хронологическое и географическое развитие, в каждом из последующих зданий этого направления видна связь с исходным прототипом.

Лаконичная архитектура Прозоровских нашла своих почитателей — можно назвать церкви в селе Страхове (Заокский район Тульской области) и Троицкую церковь в Троицком (Теплый Стан, сейчас — пос. Мосрентген в Московской области).

Основные постройки

Культовые здания

Успенская колодезная часовня в Троицкой лавре В провинции московское барокко принимало своеобразные, подчас весьма причудливые формы
  • Ранние постройки

Региональные памятники

Основные региональные памятники московского барокко расположены в Московской области и крупнейших городах России того времени:

Жилые здания

  • Дворец князя В. В. Голицына в Охотном ряду (1687)
  • Воробьевский дворец (1687)
  • Палаты Троекурова в Охотном Ряду (1696)
  • Дворец Лефорта в Немецкой слободе (1698-99 гг. , зодчий Д. В. Аксамитов, многие элементы позволяют отнести это здание к переходной фазе стиля)
  • Дворец князя Гагарина на Большой Лубянке (1699 г.)

Региональные памятники

Общественные здания

  • Монетный Двор на Красной площади (1697)
  • Корпус Славяно-Греко-Латинской академии (1687 г., перестроен)
  • Здание Земского приказа (на Красной площади) (1700)
  • Сретенские ворота Земляного города, известные как Сухарева башня (1692-95, расширена 1698—1701 гг., зодчий М. Чоголков)

Инженерные и оборонительные сооружения

  • Большой каменный мост (1687-92, не сохранился, зодчий — старец Филарет (по атрибуции Б. Н. Надежина))
  • Стены и башни Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря (1690-94, зодчий Я. Г. Бухвостов)

Мастера

Москва

Тобольск

Астрахань

  • Мякишев, Дорофей

Литература

утвержден предмет охраны церкви Николы Чудотворца / Новости города / Сайт Москвы

Мосгорнаследие утвердило предмет охраны церкви Николы Чудотворца.

Храм XVII–XVIII веков расположен по адресу: улица Верхняя Радищевская, дом 20, строение 2.

Это пятиглавый двухэтажный храм с колокольней и трапезной. Изначально на первом этаже размещалась так называемая теплая, отапливаемая церковь для зимних богослужений, а на втором — летняя церковь с престолом апостолов Петра и Павла. Сейчас такого разделения нет.

После проведения научных исследований эксперты составили перечень всех ценных архитектурных и декоративных элементов сооружения.

«Каменный храм был построен в 1682–1702 годах под руководством известного московского зодчего Осипа Старцева в стиле московское барокко. В его пышном убранстве присутствуют поливные изразцы, обилие резного декора, а также сочетание красного и белого кирпича в отделке фасадов. В предмет охраны вошла планировка храма, его конструкции, строительные и отделочные материалы, облик фасадов и интерьеров, а также все элементы архитектурного декора», — пояснил глава Мосгорнаследия Алексей Емельянов.  

Эксперты признали ценным внешнее убранство храма. Это полуколонны с белокаменными базами, капителями, ширинки (квадратное или прямоугольное углубление в стене, оформленное многоступенчатой рамкой) с изразцами, белокаменный цоколь, пояса с сухариками — резным карнизом, окантованным зубцами. Крыши и главы храма с крестами тоже вошли в предмет охраны.

Ценными были признаны и детали интерьеров XVII–XVIII веков — полуколонны и пилястры (плоские колонны), а также белокаменный мощеный пол.

Церковь Николы Чудотворца на Болвановке — объект культурного наследия федерального значения. Здание находится под охраной государства. Любые реставрационные работы в нем могут проводиться только с учетом утвержденного предмета охраны по согласованному Мосгорнаследием проекту и под контролем специалистов ведомства.

Храм расположен на территории Таганской слободы, которая издавна носила название Болвановка. Есть несколько версий его происхождения. По одной из них, во времена монголо-татарского ига в этом месте проходила часть дороги, ведущей в Золотую Орду. На ней стоял болван — идол. Другая версия гласит, что название местности связано с некогда жившими там мастерами, которые изготавливали болванки для шляп.

За свою многовековую историю церковь Николы Чудотворца на Болвановке несколько раз меняла свой облик. Она пережила несколько пожаров и восстанавливалась на средства прихожан. В 1870-х годах храм был перестроен по проекту архитектора Василия Карнеева, а в 1900–1905 годах под руководством архитектора В.А. Осипова была проведена масштабная реставрация, частично вернувшая храму первоначальный внешний вид.

После 1917 года храм постепенно ветшал и разрушался. Оттуда вывезли все ценные предметы и утварь. В 1944 году строительство тоннеля московского метро повлекло за собой частичное разрушение здания церкви. В 1950-х храм частично восстановили, а в 1980-х году в здании провели комплексную реставрацию.

Московское барокко

Мы ответили на самые популярные вопросы — проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура. РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: [email protected]

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура. РФ».

Как предложить событие в «Афишу» портала?

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Если вопросы остались — напишите нам.

Московское барокко реферат по искусству и культуре

• ВСТУПЛЕНИЕ На рубеже XVII и XVIII вв. в России закончилось Средневековье и началось Новое время. Если в западноевропейских странах этот исторический переход растягивался на целые столетия, то в России он произошёл стремитель но — в течение жизни одного поколения. Русскому искусству XVIII в. всего за несколько десятилетий суждено было превратиться из религиозного в светское, освоить новые жанры (например, портрет, натюрморт и пейзаж) и открыть совершенно новые для себя те мы (в частности, мифологическую и историческую). Поэтому стили в ис кусстве, которые в Европе последовательно сменяли друг друга на протяже нии веков, существовали в России XVIII столетия одновременно или же с разрывом всего в несколько лет. Реформы, проведенные Петром I (1689—1725 гг.), затронули не только политику, экономику, но также искусство. Целью молодого царя было по ставить русское искусство в один ряд с европейским, просветить отечест венную публику и окружить свой двор архитекторами, скульпторами и жи вописцами. В то время крупных русских мастеров почти не было. Пётр I приглашал иностранных художников в Россию и одновременно посылал самых талантливых молодых людей обучаться “художествам” за границу, в ос новном в Голландию и Италию. Во второй четверти XVIII в. “петровские пенсионеры” (ученики, содержавшиеся за счёт государственных средств — пенсиона) стали возвращаться в Россию, привозя с собой новый художест венный опыт и приобретённое мастерство. XVIII столетие в истории русского искусства было периодом ученичест ва. Но если в первой половине XVIII в. учителями русских художников были иностранные мастера, то во второй они могли учиться уже у своих сооте чественников и работать с иностранцами на равных. По прошествии всего ста лет Россия предстала в обновлённом виде — с новой столицей, в которой была открыта Академия художеств; со множест вом художественных собраний, которые не уступали старейшим европей ским коллекциям размахом и роскошью. В конце XVII в. в храмовой архитектуре возникает новый стиль — нарышкинское (московское) барокко. Самым значительным памятником его является московская церковь Покрова в Филях, отличающаяся изяществом, безукоризненными пропорциями, применением во внешней отделке таких декоративных украшений, как колонны, капители, раковины, а также своим «двуцветием»; использованием только красного и белого цветов; ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ в Санкт-Петербурге, памятник архитектуры русского барокко. Построен в 1754 — 62 В. В. Растрелли. Он был резиденцией российских императоров, с июля по ноябрь 1917 — Временного правительства. Мощное каре с внутренним двором; фасады обращены к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. Парадное звучание здания подчеркивает пышная отделка фасадов и помещений. В 1918 часть, а в 1922 все здание передано 1 Эрмитажу; СМОЛЬНЫЙ МОНАСТЫРЬ (бывший Воскресенский Смольный монастырь), памятник архитектуры в Санкт-Петербурге. В ансамбль входят собственно монастырь, построенный в стиле барокко (1748 — 64, архитектор В.В. Растрелли; интерьер собора и корпуса келий — 1832 — 35, архитектор В.П.Стасов), и Смольный институт благородных девиц, первое в России женское среднее общеобразовательное учебное заведение (1764 — 917). • 2 регулярному парку, а другой — к обширному двору) щедро украшены объёмными архитектур ными и скульптурными деталями, которые зрительно уменьшают горизонтальную протяженность, здания длиной триста шесть метров. Осо бенно наряден парковый фасад, где позолоченные лепные фигуры атлан тов поддерживают парадный второй этаж. Сочетание ярких цветов — го лубого, белого, золотого — дополняет общее праздничное впечатление от фасада. Возможно, образцом для Ра стрелли послужил королевский дво рец в Версале: у него также два про тяжённых главных фасада и система анфилады залов. Растрелли соорудил в Царском Селе и несколько парко вых павильонов (“Грот”, “Эрмитаж”).Великолепные церкви и соборы Растрелли соединяют традиции древнерусской архитектуры и евро пейского барокко. Центральная часть ансамбля Смольного монасты ря — грандиозный собор Воскресе ния (1748—1757 гг.) играет важ ную роль в облике Петербурга. Он виден издали с обоих берегов Невы. Здание, подобно древнерусским хра мам, увенчано пятиглавием с луко вичными куполами. • ФАНТАЗИИ ЯКОВА БУХВОСТОВА Расцвет нарышкинского, или московского, барокко приходится на 1690-е годы и самое начало XVIII века. Эти же годы — лучшая пора творчества Бухвостова. Создатель нового стиля в русской архитектуре обладал обширными познаниями зодчего-практика, был способным организатором и вместе с тем имел причудливое воображение. Полный новаторских замыслов, крепостной мастер выполняет в пределах московских и рязанских вотчин заказы знатных вельмож, сподвижников Петра. Архивные документы свидетельствуют, что выдающийся зодчий не только возглавлял строительные артели, но и вникал во все детали в ходе строительства. Гениальная интуиция позволяла мастеру строить, скорее всего, «на глазок», чертежи могли заменяться простыми набросками или эскизами орнаментальных мотивов. Да и сомнительно, владел ли он грамотой: на всех сохранившихся документах за Якова «прикладывал руку» кто-либо другой. Жизнь Бухвостова — непрерывное строительство монументальных сооружений, отстоящих друг от друга на многие версты. Трудная судьба создания замечательной церкви Спаса в селе Уборы не повлияла на ее редкостную красоту, рожденную вдохновением. Некогда здесь стояли сплошные сосновые боры (отсюда и название села — «У бора»), в Москву-реку впадала речка Уборка, а по старой дороге из Москвы в Звенигород московские цари ездили на богомолье в Саввин монастырь. В XVII веке этими землями владели бояре Шереметевы. По поручению П. В. Шереметева Бухвостов взялся за возведение каменного храма в его усадьбе, но вскоре переключился на строительство Успенского собора в Рязани. Разгневанный боярин за недостроенную церковь в Уборах заключил мастера в темницу. Дьяки Приказа каменных дел приговорили зодчего «бить кнутом нещадно», а затем «каменное дело ему доделать». Однако, словно предчувствуя близкую свою кончину и опасаясь за судьбу постройки, Шереметев подал царю челобитную с просьбой отменить наказание. 5 Завершенная церковь в Уборах (она возводилась в 1694-1697 годах) стала одним из шедевров древнерусской архитектуры. Как и в церкви в Филях, у нее ступенчатое пирамидальное построение: на кубе-четверике ярусами поднимаются вверх три восьмерика. Со всех сторон куб заслонили полукружия алтаря и притворов, ранее завершавшихся главами. В среднем сквозном восьмерике подвесили колокола. Здание окружили открытой галереей-гульбищем, украшенным белокаменными вазами и филенками с сочным растительным узором. План редчайшего памятника представляет собой четырехлепестковый цветок с мягко изгибающимися краями и квадратной сердцевиной. Причудливая резная вязь церкви Спаса необыкновенно пластична. Тонкие полуколонны, отделенные от стен, сплошь покрыты крупными, чуть вогнутыми листьями с каплями росы, другие обвиты цветочными гирляндами и завершаются акантовыми листьями коринфских капителей. Откуда Бухвостов черпал барочные мотивы? Они могли быть заимствованы из гравюр, из книжных орнаментов уже переводившихся тогда трактатов по архитектуре, завезенных белорусскими резчиками. Храм настолько наряден, что напоминает изысканное ювелирное изделие. Со времени возведения он поражал всех приходящих своим благолепием, праздничностью, вселял неземное чувство радости. Поднятый на вершину пологого холма, окруженный хороводом стройных берез и сосен, памятник царил над округой. «Помню, как однажды подъезжали мы к Уборам в 1889 году, — писал в своих воспоминаниях граф С. Д. Шереметев. — Был канун Петрова дня, вечер теплый и тихий. Издали доносился до нас протяжный благовест… Мы вошли в эту церковь, переполненную молящимися. Стройное крестьянское пение раздавалось под высокими сводами храма. Диакон, древний старик, отчетливо и выразительно вычитывал прошения. Величественный иконостас поразил меня строгостью и законченностью отделки. Лампада ярко горела у местной иконы Спаса. Старою Русью повеяло на нас». Но одним из самых ярких произведений Бухвостова стала церковь в селе Троицком-Лыкове, стоящая на обрывистом правом берегу Москвы-реки, напротив Серебряного Бора (1698-1703). На авторство Якова указывает запись в синодике церкви. В трехчастной церкви Троицы зодчий прибегает к изысканным пропорциям и тщательно проработанному наружному и внутреннему убранству. Тонкая орнаментальная резьба достигает апогея. Один из современных ученых сравнил храм с драгоценностью, усыпанной бисером, обтянутой золотыми нитями, сверкающей и переливающейся в лучах солнца. Здесь выстроено не три, а два притвора, увенчанные куполами на восьмигранных основаниях. Как мог гениальный зодчий, зависимый от прихотей знатных заказчиков («Якунка», «Янка», едва избегший телесного наказания), создать за столь короткий срок такие монументальные работы, как Успенский собор в Рязани, стены и башни Ново-Иерусалимского монастыря с надвратной ярусной 6 Входо-Иерусалимской церковью, а также три храма, послужившие основой этой статьи? Очевидно, среди его помощников были яркие художники, внесшие неоценимый вклад в создание той или иной постройки. Но талант главного мастера, приоритет его главных идей оставались решающими. В конце XVII — начале XVIII века нарышкинское барокко нашло многих почитателей. Центрические, или трехчастные, церкви строят в Москве, вблизи Коломны, в Нижнем Новгороде, под Серпуховом, под Рязанью. Их отличительным признаком служит белокаменный декор, но уже сильно русифицированный. Фронтоны и наличники обрамляют волютами — архитектурными деталями в виде завитков, спиралевидные колонны ставят на кронштейны или консоли-кронштейны, выдвинутые из стены. Декоративные же мотивы поражают разнообразием: «разорванные фронтоны», раковины и картуши (украшения в виде щита или полуразвернутого свитка), маскароны и гермы, балюстрады с вазами… Барокко создает из этих орнаментальных причуд новые и неожиданные композиции. Реалистично пepeдaнные виноградные лозы, цветы и фрукты сплетаются в роскошные гирлянды и букеты, словно насыщенные жизненными соками. Другой излюбленный орнамент — сложнейшие переплетения причудливо разорванных картушей с валиками-гребешками по краям завитков и выпуклыми перлами-зернами, расположенными рядами. В 90-х годах XVII века резьба по камню (известняку) становится одним из основных элементов монументального декоративного искусства. Мастера научились виртуозно использовать светотеневые и пластические эффекты резного белого камня. Этим занимались специально приглашенные артели: окончив отделку одного здания, они заключали новый подряд и переходили к другому заказчику. • 7 ярусы не предназначались для коло колов, но благодаря им постройка стала выглядеть более торжественно и была видна издали. Не сохранившиеся до наших дней Красные ворота были одним из лучших образцов архитектуры рус ского барокко. История их строи тельства и многократных перестро ек тесно связана с жизнью Москвы XVIII в. и очень показательна для той эпохи. В 1709 г., по случаю полтав ской победы русских войск над шведской армией, в конце Мяс ницкой улицы возвели деревянные триумфальные ворота. Там же в честь коронации Елизаветы Пет ровны в 1742 г. на средства москов ского купечества были построены ещё одни деревянные ворота. Они вскоре сгорели, однако по жела нию Елизаветы были восстановлены в камне. Специальным указом импе ратрицы эта работа была поручена Ухтомскому. Ворота, выполненные в форме древнеримской трёхпролётной три умфальной арки, считались самыми лучшими, москвичи любили их и назвали Красными («красивыми”). Первоначально центральная, самая высокая часть завершалась изящным шатром, увенчанным фигурой трубя щей Славы со знаменем и пальмовой ветвью. Над пролетом помещался живописный портрет Елизаветы, поз днее заменённый медальоном с вен зелями и гербом. Над боковыми, бо лее низкими проходами располага лись скульптурные рельефы, просла влявшие императрицу, а ещё выше — статуи, олицетворявшие Мужество, Изобилие, Экономию, Торговлю, Вер ность, Постоянство, Милость и Бди тельность. Ворота были украшены более чем пятьюдесятью живописны ми изображениями. К сожалению, в 1928 г. замеча тельное сооружение было разобра но по обычной для тех времён при чине — в связи с реконструкцией площади. Теперь на месте Красных ворот стоит павильон метро, памятник уже совсем другой эпохи. Для архитектуры середины 17в. главной движущей силой была культура посадского населения. Московское барокко, как и барокко вообще, стало культурой прежде всего аристократической. Типами зданий, где развёртывались основные процессы стиле образования, стали дворец и храм. Новый тип боярских каменных палат, в которых уже обозначились черты будущих дворцов 18в., сказывался в последней четверти 17 столетия. Голландия в конце XVII в. широко посредничала между русской и западноевропейской художественной культурой. Тот же круг про образов, что повлиял на форму завершения Сухаревой башни, был отражен в декоративной надстройке Уточьей башни Троице-Сергиевой лавры и колокольни ярославской церкви Иоанна Предтечи в Толчкове. Несомненно голландское происхождение ступенчатого фигурного фронтона, расчлененного лопатками, которым в 1680-е гг. О. Старцев украсил западный фасад трапезной Симонова монастыря в Москве. Увражи с гравированными изображениями по строек западноевропейских городов (“чертежами полатными”) в это время были уже довольно многочисленны в крупнейших книжных собраниях Москвы. 10 Важное место в развитии архитектуры конца XVII в. занимают здания монастырских трапезных, образовавшие связующее звено между светской и церковной архитектурой. Пространственная структура этих зданий была однотипной. Над низким хозяйствен ным подклетом возвышался основной этаж. По одну сторону его смещенных к западу сеней находились служебные помещения, по другую — открывалась перспектива протяженного сводчатого зала, связанного через тройную арку с церковью на восточной стороне. Пространство, объединенное по продольной оси, определяло протя женность асимметричного фасада, связанного мерным ритмом окон, обрамленных колонками, несущими разорванный фронтон. На фа саде трапезной Новодевичьего монастыря (1685-1687) этот ритм усилен длинными консолями, спускающимися от карниза по осям простенков. Самое грандиозное среди подобных зданий — трапезная Троице-Сергиевой лавры (1685-1692) — имеет в каждом простенке коринфские колонки с раскрепованным антаблементом; в местах примыкания поперечных стен колонки сдвоены. Их ритму на аттике вторят кокошники с раковинами (мотив, который повторен в завер шении верхней части церкви, поднимающемся над главным объ емом как второй ярус). Плоскость, подчиненная ритму ордера, его дисциплине, стала главным архитектурным мотивом храмов с пря моугольным объемом. Дальнейшее развитие подобного типа посадского храма, восхо дящего к московской церкви в Никитниках, особенно ярко прояви лось в постройках конца ХVII — начала XVIII в., обычно именуемых “строгановскими” (их возводил “своим коштом” богатейший соле промышленник и меценат Г. Д.Строганов, на которого работала по стоянная артель, связанная со столичными традициями зодчества). Тройственное расчленение фасадов строгановской школы не только традиционно, но и обдуманно связано с конструктивной системой, в которой сомкнутый свод с крестообразно расположенными распа лубками передает нагрузку на простенки между широкими свет лыми окнами. Архитектурный ордер стал средством выражения структуры здания; вместе с тем он, как считает исследователь стро гановской школы 0. И. Брайцева, был ближе к каноническому, чем на каких-либо других русских постройках того времени, свидетель ствуя о серьезном знакомстве с архитектурной теорией итальянского Ренессанса . Дисциплина архитектурного ордера, системы универсальной, стала подчинять себе композицию храмов конца XVII в., ее ритмиче ский строй. Началось освобождение архитектурной формы от пря мой и жесткой обусловленности смысловым значением, характер ной для средневекового зодчества. Вместе с укреплением светских тенденций культуры возрастала роль эстетической ценности формы, ее собственной организации. Тенденцию эту отразили и поиски но вых типов объемно-пространственной композиции храма, не связан ных с общепринятыми образцами и их символикой. Новые ярусные структуры поражали своей симметричностью, завершенностью” сочетавшей сложность и закономерность постро ения. 11 Вместе с тем в этих структурах растворялась традиционная для храма ориентированность. Кажется, что зодчих увлекала геоме трическая игра, определявшая внутреннюю логику композиции вне зависимости от философско-теологической программы (на соот ветствии которой твердо настаивал патриарх Никон). В новых вариантах сохранялась связь с традиционным типом храма-башни, храма-ориентира, центрирующего, собирающего во круг себя пространство; в остальном поиски выразительности раз вертывались свободно и разнообразно. Начало поисков отмечено созданием композиций типа “восьмерик на четверике”, повторя ющих в камне структуру, распространенную в деревянном зодчестве. И в то же время очевидна преемственность между Меншиковой башней и типом “церкви под колоколы”, представленным храмом в Филях. Связь очевидна и в построении объема, и в размещении де кора, и в его характере, восходящем к резкому дереву иконостасов. Традиционна по существу и главная новация — вертикальность, под черкнутая высоким шпилем. Рисунок последнего, если приглядеться к гравированной панораме Москвы И.Бликландта, был трансформа цией шатрового венчания. Ново прежде всего сопряжение тонкого, облегченного шатра (прообразом которого могли быть не только северно-европейские шпили, но и завершения башен Иосифо- Волоколамского монастыря, созданные во второй половине XVII в.) с хра мом-башней. Традиционна и двойственность масштаба, определяющая взаимопроникновение малых — величин декора и величин, связанных с расчленением объема (к последним смело приведены очертания гигантских волют-контрфорсов западного фасада). “Глав ной новинкой” башни И.Грабарь назвал карнизы, изогнутые посре дине грани и образующие полукруглый фронтон, смягчающий пере ходы между членениями объема, — прием, много использовавшийся в XVIII в. Его барочный характер не вызывает сомнений, но также очевидна и связь со средневековой русской архитектурой, с приемом перехода между объемами через кокошники. Меншикова башня в истории русского зодчества стала связу ющим звеном между “московским барокко” конца XVII-начала XVIII в. и архитектурой Петербурга, для некоторых характерных по строек которого она, по-видимому, служила образцом. Это здание ближе к русской архитектуре последующих десятилетий, чем к дру гим московским постройкам 1690-х гг.; тем не менее, как мы ви дели, его новизна стала результатом постепенного развития тради ций конца XVII в. Начало петровских реформ лишь ускорило темп постепенных изменений. Качественный скачок был связан уже со строительством новой столицы. Он был определен прежде всего из менением приемов пространственной организации всего городского организма. • 12 завершающие отдельные объемы, и большие дверные и оконные проемы, и открытые парадные лестницы, наконец, изящество и живописность белокаменной декорации на красном фоне. Глубоко прочувствовано расположение зданий. Чаще всего усадебные церкви возвышаются на высоких крутых берегах рек. Ярусные башни с ослепительно блестящими куполками в те времена виднелись за десятки километров, сразу приковывая внимание среди безмерных пространств лесов и полей. Сейчас многие из них вошли в черту Москвы. • 15 Уборы. Одинцовский район. Кирпичная оштукатуренная церковь Спаса Нерукотворного Образа «под звоном» построена в усадьбе боярина П.В. Шереметьева-Меньшого в 1694-1697 гг. крепостным зодчим Яковом Бухвостовым в стиле московского барокко. Возникшее в процессе ее постройки «судное дело» против зодчего сохранило его имя, пожалуй, наиболее талантливого из всей плеяды русских зодчих конца XVII в. Бухвостов, понадеявшись на привлеченных к строительству церкви мастеров, одновременно принял подряд на постройку грандиозного собора в Рязани. Неполадки с возведением последнего заставили Бухвостова почти прекратить какой-либо надзор за работами в Уборах, что привело к их остановке. Рассерженный заказчик обратился в приказ Каменных дел с жалобой на Бухвостова. Посланный в Рязань пристав вернулся обратно без результата, так как «поймать себя он, Якушка, не дал и от них посыльных людей ушел». Однако вскоре Бухвостов был все же «принят и посажен в колодничью палату за решетку». Тут Шереметьев сообразил, что дальнейшее преследование зодчего может совершенно сорвать затеянную постройку. Последовала мировая, и церковь была закончена в 1696 г. Храм в Уборах относится к известному нам стилистическому направлению — московское барокко. Его объемная композиция — куб основной части, увенчанный тремя уменьшающимися кверху восьмериками и окруженный со всех четырех сторон равновеликими одноэтажными притворами и алтарем. Обильное белокаменное убранство, обнаруживающее близкое родство с барочной западноевропейской орнаментикой того времени. внесло определенную живописность в облик здания, чему отвечали притворы- выступы, имеющие в плане лепестковую форму. Их формы сильно повысили светотеневую «лепку» стен. Последние, окрашенные в интенсивный оранжевый тон, подчеркнули редкие по красоте и оригинальности рисунка наличники окон и порталы входов. Стройные колонки, поставленные между полукружиями притворов, украшены орнаментальной резьбой в виде узорных листьев с черешками из крупных бусин. Масштаб декоративных деталей этой части здания умело подчеркнут красиво скомпонованными белокаменными вставками парапета-гульбища, обегающего храм кругом. Но особенно богато орнаментирован восьмерик с его витыми колоннами на углах здания, наличниками окон и надкарнизными гребнями. Бухвостов с не меньшим талантом осуществил внутренне построение здания. Он расширил арки, придав им стрельчатое очертание, что объединило притворы с основной частью храма. Выдающийся памятник архитектуры реставрирован в 1950-1952 гг. Храм ныне действует. 16 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Итак, как мы видим, этот великолепный и пышный стиль барокко просуществовал недолго и уже во второй половине VIIIв. на смену ему приходит строгий и величественный классицизм, для которого характерна ясность форм, простота и в то же время монументальность, утверждавшие мощь и силу государства, ценность человеческой личности. 17

Торопова А.И., Домнина А.И., Мочалова А.С., Шамина Е.М. Архитектура московского барокко

УДК 72

Торопова Анастасия Игоревна1, Домнина Анна Ивановна1, Мочалова Анастасия Сергеевна1, Шамина Екатерина Максимовна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина


Аннотация
В статье указаны исторические сведения развития архитектуры московского барокко. Указаны основные особенности и приведены конкретные примеры.

Ключевые слова: Зодчество, Московское барокко, Нарышкинское барокко


Рубрика: 18.00.00 АРХИТЕКТУРА

Библиографическая ссылка на статью:
Торопова А.И., Домнина А.И., Мочалова А.С., Шамина Е.М. Архитектура московского барокко // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/05/89210 (дата обращения: 15. 09.2021).

В конце XVII века постоянные пожары из-за деревянных построек создали необходимость возводить город из камня. В 1681 году был издан указ о каменных застройках и каменное строительство начало развиваться как никогда ранее. Сначала элементы барокко стали проявляться в архитектуре московских храмов. По приказу Петра I идеи этого стиля стали воплощаться в дворцовых постройках Москвы. Одна из особенностей данного  стиля – тесная связь с русскими традициями. Стремившееся к узорочью, живописности и нарядности, своеобразное связующее звено между древнерусской архитектурой и новым стилем Барокко.

Свое название стиль получил он боярского рода Нарышкиных. На их территории были построены образцы храмов в этом направлении.

Шедевром русского нарышкинского барокко считается Церковь Знамения Пресвятой Богородицы на Шереметьевом дворе, построенной в усадьбе самого Нарышкина (1680-1690-е годы). Позже усадьба перешла к графу Шереметьеву, закрепив за ним название храма [1].

Рисунок 1 – Церковь Знамения Пресвятой Богородицы

В архитектуре Нарышкинского барокко причудливо соединились традиции патриархального зодчества Древней Руси и новые западноевропейские веяния. Стиль тесно связан с белокаменным узорочьем, который стал результатом заимствования декоративных элементов, ордеров барочного происхождения. От древнерусской архитектуры его отличает вертикальная энергетика, скользящая вдоль граней стен и выбрасывающая пышные узорчатые волны.

Основные особенности архитектуры в стиле московского барокко:

  1. Стремление к вертикальной симметрии посредством башен.
  2. Сочетание народного узорочья с ордерными формами.
  3. Наличие декоративного элемента «гребешки петуха».
  4. В качество декора используется объемная скульптура перед фасадом в интерьере храма [2].

Таким образом, нарышкинское (московское) барокко является уникальным стилем в русском зодчестве. Он не похож ни на одно направление мировых архитектурных стилей. Стоит отметить, что после 1710- годов храмы и помещения в этом стиле больше не строились. Однако храмы в московском барокко до сих пор имеют величественный вид и пользуются популярностью среди любителей архитектуры.


Библиографический список
  1. Куликов, А.С. История архитектуры : учебное пособие : в 3 ч. / А.С. Куликов ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тамбовский государственный технический университет». – Тамбов : Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2017. – Ч. 2. История русской архитектуры. – 121 с.
  2. Курило, Л.В. История архитектурных стилей : учебник / Л.В. Курило, Е.В. Смирнова ; Российская международная академия туризма. – 3-е изд. – Москва : Советский спорт, 2012. – 216 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Торопова Анастасия Игоревна»

Концерт: Русское барокко | Музей искусств Джордана Шнитцера

На этом концерте Холли Робертс (скрипка), Маргарет Грис (клавесин) и Марк Ваншеувейк (виолончель) представят редко слышную музыку итальянских и польских композиторов 17-го века, чья музыка исполнялась в России ( Мерула, Буонаменте, Язебски), а также первые музыканты XVIII века, работавшие в Санкт-Петербурге (Далл’Оглио, Мадонис).

Музыка в стиле барокко, как мы ее понимаем сегодня, не вошла в русское искусство до XVIII века.В Москве композитор и теоретик Николай Дилецкий распространил новый сакрально-полифонический музыкальный стиль, родом из Украины, известный как партесное пение (партесное пение) в 1670–80-х годах, но народные песни в исполнении странствующих артистов (скоморохи ) по-прежнему пользовались большим спросом. . Однако, когда российские делегации неоднократно посещали Италию в 17 веке, часть музыки таких северных итальянских композиторов, как Тарквинио Мерула и Джованни Баттиста Буонаменте, попадала в Москву, часто через двор Варшавы, где работал польский композитор Адам Ярзебский.

Когда Петр Великий стал царем в 1682 году, он организовал полную вестернизацию России и решил создать один из лучших и наиболее цивилизованных дворов в Европе. Санкт-Петербург стремительно строился на девственном болоте в 1703 году. Он не только пригласил нескольких итальянских архитекторов и художников для строительства различных дворцов и церквей в новом городе, но также привлек итальянских и немецких композиторов. Последние должны были тренировать военный оркестр, тогда как «Императрица Анна», с другой стороны, поощряла гораздо более широкий спектр музыкальной деятельности, и итальянские музыканты также начали работать в России.Некоторые из самых ранних инструментальных произведений, написанных здесь, относятся к 1730-м годам, в том числе 12 сонат для скрипки (1738) Луиджи Мадониса ( ок. 1690– ок. 1770 г. и еще 12 сонат Джованни Верокаи ( ок. 1700–45) Театры были открыты в Москве и Санкт-Петербурге, и Россия впервые попробовала оперу с Calandro (1726) Джованни Ристори (1692–1753) в исполнении итальянской труппы в 1731 году и La forza dell’amore. e dell’odio (1734) Франческо Арайя.

Концерт был приурочен к нынешней выставке «Великолепие и свет: основные моменты русского искусства».

Уникальность Меншикова Башня

Департамент культурного наследия Москвы утвердил объект охраны храма Архангела Гавриила на Чистых прудах. Эта церковь XVIII века находится по адресу: переулок Архангельский, 15а, дом 9.

Церковь принадлежит к редкому типу подколоколенных храмов, которые еще называют «под колоколами» или «под звонком».Их отличительная особенность в том, что колокольня построена точно над главным храмом и под его единственным куполом, но не примыкает к зданию.

Церковь построена в 1707 году по приказу князя Александра Меншикова, сподвижника и фаворита Петра I. Это была семейная часовня в княжеских владениях.

Спроектировал проект выдающийся архитектор того времени Иван Зарудный. К работе были привлечены и итальянские мастера. Церковь построена в стиле петровского барокко.Его строгость и симметричность отличают его от классического итальянского барокко витиеватыми украшениями и обилием деталей. В нем также есть элементы, заимствованные из немецкой, шведской и голландской городской архитектуры.

Меншикова башня — одна из достопримечательностей в окрестностях Чистых прудов. Здание избежало пожара 1812 года, и многие исторические детали в его убранстве сохранились до наших дней. Башня является объектом культурного наследия федерального значения. Специалисты изучили этот памятник и описали все его ценные элементы.Их данные стали основанием для утвержденного объекта охраны », — прокомментировал Алексей Емельянов, руководитель Департамента культурного наследия города Москвы.

Объектом охраны является документ, в котором перечислены все характеристики исторического облика здания, элементы архитектурной и культурной ценности. Их нужно сохранить. Реставрации могут быть выполнены только с учетом подтвержденного объекта охраны по проекту, согласованному Департаментом культурного наследия города Москвы и под контролем специалистов Департамента.

Особо ценными признаны план Меншикова башни, ее конструкция, крыша, купол, оконные и дверные проемы, а также внешний вид фасадов и внутренней отделки, элементы архитектурного декора.

Например, особое внимание специалисты уделили лепным украшениям (плафоны, горельефы), металлическим кованым оградам, многоярусному иконостасу и белокаменному полу.

В предмет охраны входят белокаменные наличники с капельницами (карнизами) на окнах церквей, картуши (декоративные детали в виде свитка), колонны, пилястры (плоские колонны), гирлянды, белое основание, а также вазы. на постаментах.

Церковь после постройки приобрела другой вид. Например, колокольня была деревянной. Его венчал 30-метровый шпиль с позолоченной фигурой парящего ангела. В 1708 году на башне установили английские куранты и повесили 50 колоколов. Церковь стала самым высоким зданием Москвы. Его высота со шпилем составляла 81 метр.

В 1710 году финансирование церкви прекратилось после отъезда Александра Меншикова в Петербург. Храм стал быстро разрушаться.Пожар 1723 года полностью уничтожил верхнюю деревянную часть церкви. Колокола обрушились и значительно повредили своды здания и его внутреннее убранство. Церковь оставалась полуразрушенной до 1773 года.

Именно тогда каменщик Гавриил Измайлов занялся его реставрацией. Верхний ярус колокольни был сделан из кирпича, а затем его проемы закрыли. Шпиль и скульптура ангела так и не были восстановлены. Внешние и внутренние стены храма были украшены масонскими символами и надписями на латыни.Они были разрушены в середине 19 века по приказу митрополита Московского Филарета.

В 1792 году в здании бывшей усадьбы Александра Меншикова располагалась почта, и Меншикова башня также принадлежала почте. До конца 19 века церковь считалась ведомственной собственностью и называлась церковью Архангела Гавриила на почте. Он стал приходом только потому, что почтовому отделению не хватало средств на его содержание.

В 30-х годах 20 века церковь закрыли.В 1947 году он стал частью двора Антиохийского Патриархата, и там возобновились службы.

Дебют в стиле барокко для московского хора

Ян Дисмас Зеленка — музыкальный деятель, которого мало кто знает. Предшественник Иоганна Себастьяна Баха, Зеленка был композитором чешского происхождения в стиле барокко, который всю жизнь неустанно пытался завоевать расположение саксонского двора 17-18 веков.

«Они знали, что он существует», — сказал Александр Цалюк, дирижер Московского ораториального общества.«Но они думали, что большая часть его музыки и биографии потеряна навсегда. Насколько я знаю из моих исследований, музыка Зеленки была обнаружена примерно в 1992 или 1993 годах в Дрездене во время реставрации некоторых старых церквей».

Московское ораториальное общество — некоммерческий международный хор, основанный в начале 90-х годов. Хотя изначально хор создавался как платформа для исполнения «Мессии» Генделя и традиционных гимнов на Рождество, он превратился в разнообразную группу со склонностью к амбициозным и сложным произведениям.

На последнем концерте они репетируют перед российской премьерой нескольких недавно обнаруженных произведений Зеленки, которую они исполнят 2 июня в Оркестровом зале с известной Musica Viva и Московским камерным оркестром.

«Европа сейчас переживает своего рода бум его музыки», — сказал Цалюк. «Все это исполняют. Его музыка переносит нас во времена, предшествовавшие Баху, и она такая вдохновляющая и прекрасная.

«Я чувствую, что он почти на 200 лет опережает свое время», — продолжил он.«Это почти похоже на современные кинематографические партитуры или что-то, написанное так хорошо по нашим правилам полифонии. Это просто действительно уникальное событие для Москвы и действительно эксклюзивная музыка».

Естественно, премьера нескольких произведений неслыханной музыки сопряжена с трудностями, не в последнюю очередь для самих участников хора.

«Это держит вас в тонусе, и вы не можете успокаиваться на этом, но это совершенно потрясающе. Это очень полезная музыка», — сказал Томас Вашингтон, британский эмигрант и член хора.

«Это весело и для участников хора, потому что мы можем петь с профессионалами», — сказала Бетси Энгебретсон, участница хора из США. «Обычно у меня никогда не было бы возможности петь в хоре с оркестром. Это прекрасная возможность для обычного московского эмигранта стать частью этого масштабного музыкального спектакля и выступить на сцене».

Основная кампания по набору персонала хора приходится на зиму, когда он возрождает свою традицию исполнения хоровых аранжировок известных рождественских гимнов.На выступлениях к участникам хора часто присоединяются профессиональные русские певцы и музыканты.

«Люди в хоре амбициозны, обычно они имеют какое-то музыкальное образование, играя на музыкальном инструменте или берут уроки пения», — сказала Кэрол Сорренти, административный директор группы. «Но мы также проводим специальные занятия для всех, кому нужна дополнительная помощь в изучении пьес. Мы — открытое общество. Мы всегда рады всем, у кого есть некоторый музыкальный опыт пения в хоре или изучения музыки.«

Московское ораториальное общество исполняет «Miserere» Зеленки до минор, «Missa Votiva» и «Magnificat» ре мажор в 14:00. и 19:30. 2 июня в Оркестровом зале на улице Гарибальди, 19. Билеты можно купить на сайте www.parter.ru или по телефону 495-258-0000. Для получения дополнительной информации о хоре и вопросов о членстве посетите: www. moscoworatorio.com/eng.html.

: Фестивали :: Культура и искусство :: Россия-Инфоцентр



Виртуозный вокал, старинные инструменты и музыкальные звезды — все это приблизит эпоху бельканто и откроет для себя музыку барокко с новой точки зрения.
Период с 1600 по 1750 год считается эпохой барокко. В наши дни музыка того времени снова процветает. Фестиваль Barocco Nights Festival в Аптекарском саду Москвы представит редкие и виртуозные композиции разных жанров, которые сегодня снова звучат современно и свежо.
Генделя 24 августа
Программа на Концертном поле Аптекарского сада откроется музыкой Георга Фридриха Генделя, одного из ключевых композиторов эпохи барокко.Его энергичная и величественная музыка отражает яркую и часто противоречивую натуру героев. 24 августа прозвучат арии из опер «Клеопатра», «Альцина», «Ксеркс», «Роделинда», «Ринальдо».
Исполнители:
Александра Кубас-Крук (сопрано),
Юрий Миненко (контртенор),

ансамбль Questa Musica под управлением Филиппа Чижевского.

Британский Орфей 25 августа
Программа состоит из произведений Генри Перселла, которого современники называли Британским Орфеем.Его музыку отличает задушевный лиризм, драматизм и ярко выраженное остинато.
25 августа в программе будут самые известные арии из опер Генри Перселла «Дидона» и «Эней», «Король Артур» и другие.
Исполнители:
Диляра Идрисова (сопрано),

ансамбль Questa Musica под управлением Филиппа Чижевского.

Фаринелли 30 августа
Фаринелли, суперзвезда итальянского певца 18, , века, прославился феноменальной техникой пения и широчайшим вокальным диапазоном.На концерте 30 августа прозвучат арии из репертуара Фаринелли. Этой ночью на сцену выйдут контртенор Юрий Миненко и Pratum Integrum Orchestra of Antique Instruments .

La Voce 31 августа


Молодая российская певица Юлия Лежнева названа газетой New York Times обладательницей «ангельского голоса». Впервые в России 31 августа она представляет программу «Голос» со своим контртенором, скрипачом и дирижером Дмитрием Синьковским.Вокально-инструментальные композиции Антонио Вивальди и Георга Фридриха Генделя будут сопровождать ансамбль барочной музыки La voce Strumentale.

Королевы драмы 1 сентября

Еще одна премьера фестиваля — парад виртуозных партий оперных героинь в исполнении трех известных меццо-сопрано — Ниан Вонг, Василиса Бержанская и Яна Дьякова. В сопровождении ансамбля Questa Musica под управлением Филиппа Чижевского они исполнят самые темпераментные партии из опер композиторов эпохи барокко.Их выступления отличаются драматической напряженностью, экспрессией и накалом эмоций. В программе отрывки из опер Джузеппе Орландини, Клаудио Монтеверди, Антонио Вивальди, Никола Порпора и других композиторов.
Начало всех концертов в 20:00.
Когда: 24, 25, 30 и 31 августа, 1 сентября 2019 года.
Где: Аптекарский сад (Аптекарский огород) по адресу проспект Мира, 26, рядом со станцией метро Проспект Мира, Москва.

Подробную программу фестиваля смотрите здесь

Подробнее о музыкальных фестивалях в России
Большой театр
Что смотреть в Большом театре в новом сезоне
Русская опера

Театр «Новая Опера» в Москве
Геликон-Опера в Москве
Русские оперные певцы
Лучшие театры оперы и балета России

Автор: Вера Иванова


Экскурсия по подземным дворцам Московского метрополитена

Издательство City Map Blue Crow отправилось в российскую столицу за своим последним архитектурным путеводителем, который проведет нас по величественным залам Московского метрополитена.Его красиво оформленные «подземные дворцы» изначально создавались для демонстрации мощи, мощи и художественного мастерства Советского Союза. Сегодня станции ценят как туристы, так и горожане за их культовый дизайн.

Здесь мы выбираем семь лучших «народных дворцов» подземной системы.

Станция Комсомольская
Заимствованная из высокодекоративных стилей эстетики барокко, станция 1952 года имеет обстановку, достойную королевской семьи.С мраморными колоннами и арочными желтыми лепными потолками с лепными украшениями, позолоченными барельефами и круглыми люстрами есть несколько транспортных узлов, которые могут соперничать с его роскошью старой школы. По словам Николая Васильева, историка архитектуры, составившего карту, он украшен эффектной фреской из майолики с оловянной глазурью, на которой изображены первые постройки Московского метрополитена.

Фотография: Алексей Народицкий для Blue Crow Media

Станция Фонвизинская
Дизайн этой недавно построенной станции играет со светом и отражениями, создавая поразительную абстрактную обстановку.Изогнутый туннель и световое оформление в вестибюле вокзала отражаются на полированном каменном полу, создавая иллюзию светящихся концентрических кругов. Лишенный образных образов, с ярко-белой и серой цветовой палитрой, вестибюль станции двухлетней давности выглядит как современный научно-фантастический фильм.

Фотография: Алексей Народицкий для Blue Crow Media

Станция «Маяковская»
Шикарная, сдержанная и радикально современная станция «Маяковская», построенная в 1938 году, является знаменитым образцом сталинской архитектуры в стиле ар-деко.Он даже выиграл Гран-при архитектуры на Всемирной выставке в Нью-Йорке 1939 года. Станция с тремя сводчатыми потолками содержит арки, инкрустированные стальными лентами — первоначально предназначенные для соседней фабрики Zeppelin — и 34 овальные потолочные ниши с осветительными приборами и мозаикой из смальты. По словам Васильева из Blue Crow, от заводских дымоходов до десантников, романтические потолочные мозаики на тему полета отображают небо над всей Советской страной в течение 24 часов.

Фотография: Алексей Народицкий для Blue Crow Media

Станция Электрозаводская
Одна из самых эффектных станций сетевой системы, это здание, построенное в 1944 году, было названо в честь расположенного поблизости завода по производству эклектических лампочек благодаря цилиндрическому потолку с шестью рядами из более чем 300 круглых вставных ламп накаливания, напоминающих фонари. в операционной.Шестиугольный входной павильон станции украшен портретными медальонами пионеров в области электроэнергетики, а скульптура «Строители метро» гордо возвышается перед входным павильоном.

Фотография: Алексей Народицкий для Blue Crow Media

Станция «Авиамоторная»
Зал этой авиационно-полетной станции имеет металлический потолок из анодированных золотых тетраэдров, который заливает пространство теплым золотистым светом. Пол покрыт мрамором, а на задней стене зала находится ослепительная скульптура Икара из полированной стали.

Фотография: Алексей Народицкий для Blue Crow Media

Станция «Арбатская»
Не пропустите причудливый входной павильон этой станции, построенный в форме советской звезды и раскрашенный терракотовой плиткой со словами «Метро», написанными на каждом из пяти штукатурных фасадов. Станция 1935 года с элементами утилитарного и народного искусства была одной из первых станций метро, ​​а ее пятиугольная пятиуровневая структура поддерживает купол, видимый изнутри, в то время как уровень платформы с люстрами поставляется с тремя стандартными залами.

Фотография: Алексей Народицкий для Blue Crow Media

Станция Медведково
Зал станции Медведково 1978 года украшен расклешенными колоннами в стиле постмодерн, выполненными из мрамора и облицованными полосами из нержавеющей стали. Приглушенная цветовая гамма дополняет восемь стеновых барельефов из анодированного алюминия, на которых изображены суровые северные русские пейзажи.

Фотография: Николай Васильев для Blue Crow Media

снов в стиле барокко | Лучшее место для музыки, театра и семейного отдыха на западе Нью-Йорка

16 августа 2020 г., 18:30
Artpark Mainstage Theatre lawn

В этой восхитительной и уникальной программе в стиле барокко с театральным блеском выступил ансамбль из восьми человек и приглашенный пианист Сергей Дрезнин , сопрано Коллин Марчелло Брекер , исполнитель Фил Вакерфус и особый сюрприз от художника Ута Бекая .В состав ансамбля под музыкальным руководством Моше Шульман вошли: Миранда Шульман — Скрипка; Антуан Лефевр — Скрипка; Дайана Сакс — Скрипка; Инга Яноски — Скрипка; Моше Шульман — Альт; Джонатан Голове — Виолончель; и Джеймс Мароне — контрабас

Сергей Дрезнин — пианист и композитор, родившийся в Москве, проживающий в Нью-Йорке. Получив образование в лучших музыкальных школах России, он получил награды и признание критиков в России, Европе и США.Он один из самых разносторонних музыкантов в мире, поставивший 17 музыкальных театральных постановок в Вене, Нью-Йорке, Мадриде, Москве и Париже. Газета New York Times отметила «виртуозность… грацию, гибкость и уверенность» Дрезнина и «казалось бы безграничные резервы объема». Он регулярно выступает на престижных музыкальных фестивалях, включая Bard Music (Нью-Йорк), Святослава Рихтера в Тарусе, Россия и Annecy Classic во Франции.

Ута Бекая — мультимедийный художник грузинского происхождения, в настоящее время проживающий и работающий в Нью-Йорке и Тбилиси.После изучения промышленного дизайна в Тбилисской Академии Мцире он дебютировал как художник в AMA (Avant-Guard Fashion Assembly) со скульптурным перформансом. Он создает перформансы и инсталляции, наполненные пригодными для носки скульптурами, исследуя свой историко-культурный фон, генетические коды и циклы вселенной. В настоящее время он работает постоянным художником в ART OMI, Нью-Йорк, и в партнерстве с ERTI Gallery, Тбилиси.

Вдохновленный древней мифологией, сказками, итальянским барокко и грузинским дада, Бекая с его яркими скульптурными костюмами заново изобретает и воспроизводит давно утерянные, никогда ранее не задокументированные ритуалы.Веря в генетическую трансформируемость коллективной памяти, Бекая пытается восстановить связь с древними знаниями и наполнить их своим собственным опытом и новым смыслом, например, своей проектной работой в стиле барокко, которую участники представлений увидели воплощенной в жизнь.

Фото Джордана Оскара

Посмотреть фотографии из спектакля

Посмотрите исполнение «Итальянского концерта» Баха в аранжировке Сергея Дрезнина

Music in the Woods 2020 при поддержке:

Томас Б.

About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *