Мхатовская пауза – Андрей Колядин: «Мхатовская» пауза Путина нервирует околокремлевскую элиту Новости дня — Свободная Пресса

Мхатовская пауза: что это такое?

Такое выражение, как «мхатовская пауза», давно и прочно вошло в разговорную речь. Это словосочетание стало практически крылатой фразой или же – поговоркой, оно знакомо многим с раннего детства.

Его слышат в семье, на улицах, в телевизионных программах и начинают употреблять в собственной речи, даже не задумываясь о том, откуда пошло это выражение и что означает. Действительно, вроде бы все просто и понятно – «пауза». Однако, это не совсем так.

Как понимают это выражение?

В большинстве случаев так понимается выражение «мхатовская пауза» - это что-то такое, что способно обратить внимание людей на молчащего. Понимание совершенно верное. Впрочем, сложно понять слово «пауза» как-то иначе, а прилагательное «мхатовская» напрямую отсылает к известному всей стране московскому театру.

Пауза в современном спектакле

Достаточно часто данное выражение используется в иносказательном смысле, с интонациями сарказма. В разговорной речи оно давно стало нарицательным и нередко выражает иронию или же прямой «стеб» над кем-либо, подчеркивает пафосную манеру поведения человека.

Что же это такое?

«Мхатовская пауза» - это умение красноречиво молчать. То есть это не просто пауза в речи для того, чтобы перевести дыхание или же обдумать нужные слова. Этим словосочетанием называют паузу, которая подчеркивает важность произнесенных фраз.

Пауза в фильме "Унесенные ветром"

Ее можно выдержать как перед имеющей значение речью, именно к такому приему прибегают американские кинорежиссеры, так и после сказанного, этим вариантом пользуются многие отечественные постановщики.

Почему «мхатовская»?

Почему умение акцентировать внимание собеседника или же аудитории на конкретной сказанной фразе при помощи молчания стало называться именно «мхатовская пауза», а не как-либо иначе, точно сказать никто не сможет.

Существует версия, скорее даже легенда или байка, рассказывающая о том, что артисты МХАТа во времена Станиславского настолько владели мастерством держать паузу на сцене, что, не произнося ни единой реплики, заставляли зрителей рыдать и смеяться. Конечно, так это было или нет, утверждать не может никто.

Однако, в пользу данной версии говорит наличие в разговорной речи другого крылатого выражения. Речь о фразе: «Не верю!». Она приписывается Станиславскому, автору собственной методики преподношения спектакля зрителю, в которой, кстати, задействовались паузы. Станиславский и Немирович-Данченко были основателями Московского художественного. Соответственно, вполне логично, что если одно из словесных выражений великого российского режиссера и театрального деятеля вошло в массовую разговорную речь, то и другое может быть связано с мастерством артистов его театра.

Откуда пошло это выражение?

Аналогичные фразы существуют и в европейских языках. К примеру, в английском языке есть устойчивое выражение «theatrical pause». Смысл его полностью аналогичен фразе «мхатовская пауза». Переводится же устойчивый фразеологизм с языка Шекспира, как «театральная пауза».

В русском языке данная фраза возникла гораздо раньше, чем Станиславский организовал свой театр. Сначала она звучала как «красноречивая пауза». Это выражение было в обиходе в литературных и просветительских кругах, в народ оно не вышло. Каким выражением пользовались театралы, неизвестно, но на момент перехода русских артистических трупп от балаганов к представлениям на постоянной сцене, то есть в выстроенных для этого зданиях, в обиходе было просто слово «пауза». Само слово пришло в русский язык из немецкого, но когда именно это произошло, разумеется, установить невозможно.

На момент организации Московского художественного театра, в столичных театральных кругах в обиходе было выражение «чеховская пауза». Это словосочетание тоже не стало крылатым, устойчивым и не вошло в повсеместную разговорную речь.

Пауза в театральном представлении

Вероятно, это связано вовсе не с талантом артистов труппы Станиславского, а с тем, что после революции спектакли театра посещали красноармейцы, которые по окончании гражданской войны разъехались в разные уголки страны. Увезли они с собой и фразу «мхатовская пауза». А благодаря быстрому развитию информационных технологий и массовой ликвидации безграмотности в прошлом столетии, выражение ушло в народ и со страниц газетных полос.

Мхатовская пауза – Газета Коммерсантъ № 96 (1981) от 31.05.2000

&nbspМхатовская пауза

Почему так долго не хоронили Олега Ефремова

       Сегодня состоятся похороны художественного руководителя МХАТа Олега Ефремова, который умер семь дней назад.
       
       Ефремова отпоют в соборе Новодевичьего монастыря. Старожилы МХАТа говорят, что Ефремов был атеистом, завещания не оставил и хотел, чтобы его кремировали. Но его семья решила иначе. Известно, что в день смерти в квартире Олега Ефремова собрались его дети, Михаил и Анастасия, директор театра "Современник" Леонид Эрман, актриса МХАТа Татьяна Лаврова и министр культуры РФ Михаил Швыдкой. Именно тогда было принято решение отложить похороны до возвращения труппы МХАТа с гастролей на Тайване. "Кто и как принимал это решение — это наше очень кровное дело, я не хочу, чтобы это было в прессе. Это сокровенные вещи. Это печально и грустно, что похороны пришлось отложить. Но так распорядилась судьба",— сказал корреспонденту Ъ Леонид Эрман. Михаил Швыдкой, несомненно также принимавший участие в совете, с ним в этом солидарен.
       Немедленно позвонили директору театра Вячеславу Ефимову на Тайвань. Там была глубокая ночь, не всех артистов удалось сразу найти. Большинство узнало о смерти своего худрука только утром. Но уже ночью директор от имени труппы попросил перенести погребение, чтобы ведущие артисты смогли попрощаться с режиссером.
       Наутро на генеральной репетиции о смерти Ефремова узнали все. Заговорили об отмене гастролей. Ия Саввина сквозь слезы говорила, что, даже если они попытаются продолжить гастроли, играть все равно не смогут и спектакли сорвутся сами собой. Другие актеры вспомнили, что в России принято хоронить на третий день после смерти. Даже гримеры и костюмеры отказывались работать, потому что они гримировали Ефремова всю жизнь и должны обязательно проститься с ним.
       Труппу уговаривал директор МХАТа Вячеслав Ефимов. Актерам напомнили, что спектакль — это святое, что Ефремов в такой ситуации ни за что не отменил бы гастроли и даже сам Станиславский играл на сцене в день похорон своей матери. Кроме того, улететь с Тайваня никак не удастся. Есть лишь три рейса в неделю в Амстердам, но билеты полностью раскупаются заранее. В Москву вылетит он сам вместе с заместителем художественного руководителя МХАТа профессором Анатолием Смелянским. Ефимов улетел в тот же день и, по словам Эрмана, "летел 36 часов с пересадками через весь земной шар".
       — Больше никто ничего не обсуждал,— рассказал Ъ Вячеслав Невинный.— Вообще, какие могут быть обсуждения в театре, тем более во МХАТе? Конечно, были горячие порывы... Но на гастролях царит единоначалие. Было принято решение о продолжении гастролей, и все продолжили репетицию.
       Вопрос о том, можно ли было отменить гастроли и немедленно возвратить в Москву 60 гастролеров, остается открытым. О деталях контракта во МХАТе никто не говорит. Известно, что были полностью раскуплены билеты на три спектакля и на платные лекции о методе Станиславского и традициях МХАТа. По грубым расчетам, речь шла бы о сумме неустойки в размере $250-300 тыс.— возврат билетов, стоимость проезда, оплата гостиницы и расходы по рекламе. К тому же пришлось бы срочно организовывать чартер на Тайвань, что обошлось бы не менее чем в $50 тыс. Все это театр должен был бы возместить устроителям. "Таких денег у театра нет",— сказал Анатолий Смелянский. Успели бы организовать спонсорскую помощь, получить кредит или деньги от Минкульта — неизвестно. Возможно, речь шла бы о тех же семи днях. Во всяком случае, для этого пришлось бы проявить экстраординарные усилия, на которые в деморализованном МХАТе едва ли кто-нибудь был бы готов.
       Связаться с тайваньскими продюсерами, чтобы выяснить их точку зрения, не удалось. За экспертной оценкой Ъ обратился к директору продюсерской фирмы "Постмодерн-теат

Мхатовская пауза: что это такое?

Новости и общество 11 мая 2018

Такое выражение, как «мхатовская пауза», давно и прочно вошло в разговорную речь. Это словосочетание стало практически крылатой фразой или же – поговоркой, оно знакомо многим с раннего детства.

Его слышат в семье, на улицах, в телевизионных программах и начинают употреблять в собственной речи, даже не задумываясь о том, откуда пошло это выражение и что означает. Действительно, вроде бы все просто и понятно – «пауза». Однако, это не совсем так.

Как понимают это выражение?

В большинстве случаев так понимается выражение «мхатовская пауза» - это что-то такое, что способно обратить внимание людей на молчащего. Понимание совершенно верное. Впрочем, сложно понять слово «пауза» как-то иначе, а прилагательное «мхатовская» напрямую отсылает к известному всей стране московскому театру.

Достаточно часто данное выражение используется в иносказательном смысле, с интонациями сарказма. В разговорной речи оно давно стало нарицательным и нередко выражает иронию или же прямой «стеб» над кем-либо, подчеркивает пафосную манеру поведения человека.

Что же это такое?

«Мхатовская пауза» - это умение красноречиво молчать. То есть это не просто пауза в речи для того, чтобы перевести дыхание или же обдумать нужные слова. Этим словосочетанием называют паузу, которая подчеркивает важность произнесенных фраз.

Ее можно выдержать как перед имеющей значение речью, именно к такому приему прибегают американские кинорежиссеры, так и после сказанного, этим вариантом пользуются многие отечественные постановщики.

Почему «мхатовская»?

Почему умение акцентировать внимание собеседника или же аудитории на конкретной сказанной фразе при помощи молчания стало называться именно «мхатовская пауза», а не как-либо иначе, точно сказать никто не сможет.

Существует версия, скорее даже легенда или байка, рассказывающая о том, что артисты МХАТа во времена Станиславского настолько владели мастерством держать паузу на сцене, что, не произнося ни единой реплики, заставляли зрителей рыдать и смеяться. Конечно, так это было или нет, утверждать не может никто.

Однако, в пользу данной версии говорит наличие в разговорной речи другого крылатого выражения. Речь о фразе: «Не верю!». Она приписывается Станиславскому, автору собственной методики преподношения спектакля зрителю, в которой, кстати, задействовались паузы. Станиславский и Немирович-Данченко были основателями Московского художественного. Соответственно, вполне логично, что если одно из словесных выражений великого российского режиссера и театрального деятеля вошло в массовую разговорную речь, то и другое может быть связано с мастерством артистов его театра.

Откуда пошло это выражение?

Аналогичные фразы существуют и в европейских языках. К примеру, в английском языке есть устойчивое выражение «theatrical pause». Смысл его полностью аналогичен фразе «мхатовская пауза». Переводится же устойчивый фразеологизм с языка Шекспира, как «театральная пауза».

В русском языке данная фраза возникла гораздо раньше, чем Станиславский организовал свой театр. Сначала она звучала как «красноречивая пауза». Это выражение было в обиходе в литературных и просветительских кругах, в народ оно не вышло. Каким выражением пользовались театралы, неизвестно, но на момент перехода русских артистических трупп от балаганов к представлениям на постоянной сцене, то есть в выстроенных для этого зданиях, в обиходе было просто слово «пауза». Само слово пришло в русский язык из немецкого, но когда именно это произошло, разумеется, установить невозможно.

На момент организации Московского художественного театра, в столичных театральных кругах в обиходе было выражение «чеховская пауза». Это словосочетание тоже не стало крылатым, устойчивым и не вошло в повсеместную разговорную речь.

Вероятно, это связано вовсе не с талантом артистов труппы Станиславского, а с тем, что после революции спектакли театра посещали красноармейцы, которые по окончании гражданской войны разъехались в разные уголки страны. Увезли они с собой и фразу «мхатовская пауза». А благодаря быстрому развитию информационных технологий и массовой ликвидации безграмотности в прошлом столетии, выражение ушло в народ и со страниц газетных полос.

Источник: fb.ru

Мхатовская пауза: определение.

Такое выражение, как «мхатовская пауза», давно и прочно вошло в разговорную речь. Это словосочетание стало практически крылатой фразой или же – поговоркой, оно знакомо многим с раннего детства.

Его слышат в семье, на улицах, в телевизионных программах и начинают употреблять в собственной речи, даже не задумываясь о том, откуда пошло это выражение и что означает. Действительно, вроде бы все просто и понятно – «пауза». Однако, это не совсем так.

Как понимают это выражение?

В большинстве случаев так понимается выражение «мхатовская пауза» - это что-то такое, что способно обратить внимание людей на молчащего. Понимание совершенно верное. Впрочем, сложно понять слово «пауза» как-то иначе, а прилагательное «мхатовская» напрямую отсылает к известному всей стране московскому театру.

Пауза в современном спектакле

Достаточно часто данное выражение используется в иносказательном смысле, с интонациями сарказма. В разговорной речи оно давно стало нарицательным и нередко выражает иронию или же прямой «стеб» над кем-либо, подчеркивает пафосную манеру поведения человека.

Что же это такое?

«Мхатовская пауза» - это умение красноречиво молчать. То есть это не просто пауза в речи для того, чтобы перевести дыхание или же обдумать нужные слова. Этим словосочетанием называют паузу, которая подчеркивает важность произнесенных фраз.

Пауза в фильме "Унесенные ветром"

Ее можно выдержать как перед имеющей значение речью, именно к такому приему прибегают американские кинорежиссеры, так и после сказанного, этим вариантом пользуются многие отечественные постановщики.

Почему «мхатовская»?

Почему умение акцентировать внимание собеседника или же аудитории на конкретной сказанной фразе при помощи молчания стало называться именно «мхатовская пауза», а не как-либо иначе, точно сказать никто не сможет.

Существует версия, скорее даже легенда или байка, рассказывающая о том, что артисты МХАТа во времена Станиславского настолько владели мастерством держать паузу на сцене, что, не произнося ни единой реплики, заставляли зрителей рыдать и смеяться. Конечно, так это было или нет, утверждать не может никто.

Однако, в пользу данной версии говорит наличие в разговорной речи другого крылатого выражения. Речь о фразе: «Не верю!». Она приписывается Станиславскому, автору собственной методики преподношения спектакля зрителю, в которой, кстати, задействовались паузы. Станиславский и Немирович-Данченко были основателями Московского художественного. Соответственно, вполне логично, что если одно из словесных выражений великого российского режиссера и театрального деятеля вошло в массовую разговорную речь, то и другое может быть связано с мастерством артистов его театра.

Откуда пошло это выражение?

Аналогичные фразы существуют и в европейских языках. К примеру, в английском языке есть устойчивое выражение «theatrical pause». Смысл его полностью аналогичен фразе «мхатовская пауза». Переводится же устойчивый фразеологизм с языка Шекспира, как «театральная пауза».

В русском языке данная фраза возникла гораздо раньше, чем Станиславский организовал свой театр. Сначала она звучала как «красноречивая пауза». Это выражение было в обиходе в литературных и просветительских кругах, в народ оно не вышло. Каким выражением пользовались театралы, неизвестно, но на момент перехода русских артистических трупп от балаганов к представлениям на постоянной сцене, то есть в выстроенных для этого зданиях, в обиходе было просто слово «пауза». Само слово пришло в русский язык из немецкого, но когда именно это произошло, разумеется, установить невозможно.

На момент организации Московского художественного театра, в столичных театральных кругах в обиходе было выражение «чеховская пауза». Это словосочетание тоже не стало крылатым, устойчивым и не вошло в повсеместную разговорную речь.

Пауза в театральном представлении

Вероятно, это связано вовсе не с талантом артистов труппы Станиславского, а с тем, что после революции спектакли театра посещали красноармейцы, которые по окончании гражданской войны разъехались в разные уголки страны. Увезли они с собой и фразу «мхатовская пауза». А благодаря быстрому развитию информационных технологий и массовой ликвидации безграмотности в прошлом столетии, выражение ушло в народ и со страниц газетных полос.

Умение держать паузу в разговоре

Умение держать паузу в разговоре

От словосочетания «пауза в разговоре» многие люди приходят в ужас, паузы ассоциируются у них со стеснением, растерянностью, неумением выразить свою мысль и страхом перед общением. Такие паузы действительно возникают, когда мужчина впервые идет на свидание с женщиной или когда очень надо заговорить с незнакомцем, но в голову, как назло, ничего не приходит. Назовем такие паузы пустыми и не будем путать их с остальными типами пауз, которых много и которые не губительны, а наоборот – незаменимы для беседы. Умение держать паузу в разговоре, когда это необходимо, – полезное умение, которому следует научиться каждому оратору.

Пустая пауза – это пробел, который нечем заполнить. Это единственный тип паузы, которого следует избегать, как огня.

Любая пауза, кроме пустой, несет смысл или выполняет определенную функцию: от пунктуационной (отбивка запятых) до художественной (нагнетание напряжения). Существует известное в театральных кругах выражение «МХАТовская пауза», введенное Станиславским. Держать паузу по Станиславскому означает долгую паузу, которую выдерживает артист на сцене, заставляя зал замирать и задерживать дыхание. Этот виртуозный прием актерской игры по плечу только выдающимся актерам, которые чувствуют зал и точно знают, как поймать момент для такой паузы и сколько ее держать.

Повседневные речевые паузы бывают следующих типов:

  • пауза для подбора нужных слов – мысль приходит мгновенно, но ее еще нужно как-то выразить словами, и желательно так, чтобы она была понятной и производила впечатление;
  • структурные или синтаксические паузы – это разделительные паузы, они служат для обозначения структуры предложения (главные члены, второстепенные члены и т. д.) и часто соответствуют знакам пунктуации в письме;
  • логические паузы – акцентируют смысл предложения и его посыл;
  • эмоциональные – сильный наплыв чувств мешает речи и зачастую требует немало времени для оценки и принятия решения.
Умение держать паузу в разговоре

Пустота – не пустая

Можно долго обсуждать искусство держать паузу и ее чудесную способность оживлять речь, но все эти слова уйдут в молоко, если вы сами на практике их не проверите. Поэтому предлагаю эксперимент:

  1. Выберите самостоятельно небольшой прозаический отрывок. Это должен быть не просто кусок текста, а законченный логический блок, у которого есть начало и конец.
  2. Отрывок лучше всего искать в художественной литературе. Так как мы изначально говорим об устной речи, пусть это будет эмоциональный монолог какого-нибудь литературного героя.
  3. Намеренно читайте его, старайтесь избежать любых пауз, кроме необходимых, чтобы слова не сливались в одно слово.
  4. Добавьте отбивку знаков препинания – выделяйте паузами запятые, точки, двоеточия, многоточия и т. п.
  5. Начните выделять паузами самые сильные слова в предложениях, те, на которых герой делает акцент и на которых держится смысл монолога.
  6. И, наконец, включите воображение, представьте, что чувствует герой, когда произносит эти слова. Почувствуйте сами нечто подобное. Ощутите, как эмоция меняет речь, как возникают неожиданные паузы в местах особенно сильного накала страстей, как трудно становится тараторить на манер первого прочтения.

Вы только что прошли путь от полного отсутствия до обилия пауз разного уровня и можете судить, какой текст выразительнее, какой легче читать и какой вы сами слушали бы с большим удовольствием.

Без пауз речь становится бессмысленным набором слов, и это касается не только монологов из художественной прозы. Человеку, который тараторит, часто приходится повторять предложение, чтобы его поняли.

Еще раз обратите внимание на то, как вы прочли текст в первый раз, без пауз. Больше всего в этом прочтении пострадала интонация. Даже если вы очень постараетесь удержать интонацию, возникнет ощущение, что на нее не хватает времени, причем не только чтецу, но и слушателю для полноценного восприятия. Это еще одна причина правильно держать паузу при любой теме разговора – на ней держится интонация.

Как пользоваться паузой: советы и приемы

В предыдущем разделе мы рассмотрели паузы, которые делают речь осмысленной, логичной и выразительной. Чтобы овладеть ими в совершенстве, берите уроки правильной речи у профессиональных педагогов. Такие занятия есть в любой театральной школе, на курсах ораторского искусства и искусства ведения переговоров. Там же вы узнаете, как выступать на сцене, как правильно выражать мысли, как преодолеть закомплексованность, неловкое молчание и многое другое. Здесь же поговорим о том, как добиться превосходства в конфликтной ситуации с помощью паузы.

Рассматривая паузу как отсрочку или тайм-аут, можно извлечь из нее немалую пользу. Во время паузы можно собраться с мыслями, овладеть эмоциями и даже отбить атаку противника, который ожидает от вас немедленной эмоциональной реакции.

Простой способ не потерять лицо во время ссоры – не позволять эмоциям взять верх. Вы наверняка уже читали и слышали эту прописную истину много раз, но до сих пор думаете, что на практике это труднодостижимо. Все совсем не так тяжело, как кажется: секрет сдержанности заключается в том, чтобы тянуть время и не позволять себе молниеносно реагировать на события. Например, если вас пытаются оскорбить словом, цель обидчика – спровоцировать вас на аналогичное поведение, вывести из себя и заставить опуститься до таких же оскорблений. И действительно – кровь приливает к голове, в глазах вспыхивает злоба, вы уже готовы метать громы и молнии. В этот момент нужно просто не делать того, чего больше всего хочется. Скажите себе: «я сделаю это через минуту» и начните мысленный отсчет. По прошествии 60 секунд у вас гарантированно будет идея получше. Скорее всего, вы просто посмеетесь над обидчиком, чем сведете на нет все его потуги.

Точно так же можно использовать паузы в сложных переговорах: если вас провоцируют на поспешное решение и быстрый ответ, берите паузу и хорошенько взвешивайте все за и против. Если вы чувствуете, что находитесь под властью эмоции и не можете адекватно смотреть на ситуацию, берите паузу. Сильные эмоции непродолжительны, нужно только дать себе время остыть.

Научат правильному дыханию, которое поможет вам произносить длинные речи театральные курсы. Вы узнаете много секретов ораторского мастерства и избавитесь от паники перед публичным выступлением.

Мхатовская пауза - Литературная газета

Первый канал всю субботу 17 марта посвятил памяти Олега Табакова

Когда уходит такой человек, всё второстепенное, мелкое исчезает, остаётся главное – созданное им. Театр, роли, ученики. Его фильмы, показанные в этот день с плашкой «Любимый и народный», смотрелись совсем не так, как раньше.

Оказалось, что Искремас из «Гори, гори моя звезда» не просто роль романтика-режиссёра, а роль-клятва, роль-судьба. Табаков не сыграл, а прожил её, он создал театр, создал целую школу, воссоздал МХАТ – какие-­то спектакли могли раздражать и даже возмущать, но он в очень трудное время поставил перед собой цель – вернуть зрителя в театр – и сделал это.

Когда Олега Павловича называют лицедеем, комиком с каскадом, всероссийским Матроскиным, это снижает его образ как великого артиста русского психологического театра. Да, он был безмерно, а иногда чрезмерно щедр в выразительных средствах, иногда «тянул одеяло на себя», но тот, кто в эти дни пересмотрел «Обломова» или вспомнил его роли в «Полётах во сне и наяву» или в «Случае с Полыниным», подтвердит, что Табаков был тончайшим, уникальным актёром мхатовской школы проживания.

«Без сострадания нет артиста», – говорил он своим ученикам. И Табаков не только играл, сострадая своим героям, он и в жизни действовал сообразно этому принципу. Потрясло то, что рассказала актриса МХТ Евгения Добровольская в посвящённом Мастеру выпуске «Сегодня вечером». Оказывается, он не только не ругал забеременевших артисток, так как они срывали планы постановок, но, напротив, делал доплаты работникам театра, имеющим детей. Такого нет ни в одном театре, да и на каком предприятии России это возможно? Табаков не только «стимулировал рождаемость», он материально поддерживал мхатовских стариков, как, например, Киру Николаевну Головко, которая прожила почти 100 лет. Он создавал театр-семью, где всё по справедливости.

Когда Олег Павлович за несколько лет до кончины очень серьёзно произносил пушкинское «Весь я не умру», он имел в виду, что продолжится в учениках, к которым относился как к своим детям. Воспитать столько замечательных артистов – подвиг великого театрального педагога.

Будем надеяться, что они достойно продолжат дело Учителя.

Эксперт объяснил «мхатовскую паузу» Москвы по поводу встречи Путина и Трампа

Американская сторона неожиданно заявила о готовности Дональда Трампа встретиться с Владимиром Путиным на полях саммита G20, который пройдет в Осаке 28—29 июня текущего года. На следующий день госсекретарь США даже прилетел в Сочи на встречу с главой российского МИД, а затем и с самим президентом России. 

Откуда такая спешка? Что заставило Вашингтон срочно искать встречи с российским президентом? И почему пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков, комментируя ситуацию, заявил, что никаких договоренностей о новых переговорах лидеров двух сверхдержав пока не достигнуто?

Разбирался в этих вопросах корреспондент Федерального агентства новостей.

«Никаких запросов не было!..»

Последняя личная встреча лидеров России и США состоялась в Хельсинки в июле прошлого года. Однако последние переговоры Владимира Путина и Дональда Трампа прошли буквально на днях, 3 мая. Телефонная беседа была инициирована американской стороной, а сам разговор продлился около полутора часов.

В промежутке между июлем и началом мая Трамп занимался чем угодно: «Рашагейтом», стеной на границе с Мексикой, «боксом по переписке» с ЕС, признанием Иерусалима столицей Израиля, процедурой выхода Штатов из ДРСМД, контактами с Ким Чен Ыном, запугиванием Ирана и торговой войной с Китаем — но только не демонстрацией желания начинать какие-то переговоры с Россией. 

Внезапно 13 мая, со ссылками на заместителя главы МИД РФ Сергея Рябкова и некий источник, «близкий к госдепартаменту США», была опубликована информация о том, что в ходе визита в Сочи госсекретаря США Майка Помпео может быть затронут вопрос о переговорах российского и американского лидеров на встрече «двадцатки» в Осаке в июне. Попутно сообщалось, что американская сторона уже направила России просьбу об организации переговоров на высшем уровне. 

Между тем, ранее в Вашингтоне всячески подчеркивали невозможность встречи Трампа с Путиным — как минимум, до возвращения Россией Украине задержанных в Керченском проливе моряков и вымпелов ВМСУ. С учетом этого нюанса новость о возможной встрече в ближайшем будущем президентов РФ и США произвела эффект разорвавшейся бомбы.

Российские СМИ немедленно обратились в администрацию президента РФ за подтверждением или опровержением информации, озвученной Рябковым и анонимным заокеанским источником. В ответ помощник президента Юрий Ушаков заявил, что Россия еще не получала от американской стороны запроса на двустороннюю встречу на саммите в Осаке. 

Только-только пресса успела «переварить» этот обескураживающий ответ, как Трамп в Овальном кабинете Белого дома подтвердил журналистам — он, президент США, действительно намерен провести встречу с президентом РФ Владимиром Путиным и председателем КНР Си Цзиньпином во время саммита Большой двадцатки.

«Никаких запросов не было. Нет пока и никаких договоренностей», — оперативно отреагировал на спич Трампа пресс-секретарь главы российского государства Дмитрий Песков.

После этого в заявлениях Вашингтона и Москвы возникла «мхатовская пауза». 

Вечером 14 мая, во время пресс-конференции по итогам переговоров с Помпео, глава МИД России Сергей Лавров еще раз озвучил официальную позицию Москвы. 

«Мы слышали заявление Трампа, что он рассчитывает провести встречу с Путиным на G20 в Осаке. Если такое предложение официально поступит, мы на него позитивно отреагируем», — объявил министр иностранных дел РФ. 

После завершения пресс-конференции Лавров и Помпео отправились в сочинскую резиденцию президента России «Бочаров Ручей», где переговорный процесс продолжился уже с участием Владимира Путина.

Кремль руководствуется разумной осторожностью

С просьбой прокомментировать перспективы российско-американских переговоров на высшем уровне Федеральное агентство новостей обратилось к автору первой изданной на русском языке политической биографии Трампа, политологу-американисту и публицисту Кириллу Бенедиктову.

— Кирилл Станиславович, что могло подвигнуть признанного любителя ультиматумов Трампа неожиданно озвучить намерение встретиться с президентом России в Осаке?

— Вы правы, говоря о том, что последние десять месяцев Трамп занимался чем угодно, но не демонстрацией желания начать переговоры с Россией. Однако я сделал бы важное уточнение: именно демонстрацией он и не занимался. А что происходило, условно говоря, «под ковром» — оставалось неизвестным. Хотя многие в Вашингтоне очень боялись, что между Трампом и Путиным уже заключены — или будут заключены — некие тайные договоренности, касающиеся наиболее чувствительных вопросов двусторонних отношений. 

Именно эти опасения вызвали к жизни призывы допросить переводчицу американского президента и членов американской делегации в Хельсинки, а также привели к истории с письмом главы Генштаба ВС РФ Валерия Герасимова председателю Комитета начальников штабов США Джозефу Данфорду.

— Вы имеете в виду письмо, содержащее российские предложения по урегулированию в Сирии?

— Да, то самое. Направленное по конфиденциальному каналу связи, но тут же «слитое» в СМИ кем-то из американских борцов с «российским вмешательством» в конце июля 2018 года.

Тут любопытна прежде всего мотивация, которой противники сближения США и России объясняли желание Трампа договориться с Путиным. Если отбросить в сторону пропагандистские штампы о том, что Трамп — «агент Кремля» и что «КГБ держит его на крючке» добытым в Москве компроматом, если обратиться к версиям серьезных аналитиков, то мы увидим, что главным фактором, подталкивающим Трампа к налаживанию отношений с Кремлем, несмотря на очевидную «токсичность» этой темы, является соперничество с Китаем.

— В текущий момент этот фактор заметен, что называется, невооруженным глазом: торговая война Штатов с Китаем продолжает набирать обороты… 

— После того как Трамп весной 2018 года сменил в своей администрации ключевые фигуры, отвечавшие за внешнюю политику и национальную безопасность (Тиллерсона на Помпео, Макмастера на Болтона), 45-й президент США счел возможным вернуться к идеям Генри Киссинджера (треугольник, в котором отношения Вашингтона с Пекином и Москвой всегда должны быть лучше, чем отношения Москвы с Пекином). 

Переломным моментом, по-видимому, стала сингапурская встреча Трампа и Ким Чен Ына, которая, как полагают некоторые американские эксперты, например директор оборонных исследований Центра национальных интересов Гарри Казианиса, была направлена прежде всего против Китая.

— Не могли бы вы рассказать об этом подробнее?

— Как раз летом прошлого года, когда Трамп перестал демонстрировать свои намерения договориться с Москвой, на страницах влиятельного американского журнала American Conservative появилась статья Казианиса «Грядущий российско-американский альянс против Китая». Начиналась она с примечательной фразы: «В то время как прогрессивные левые за каждым углом видят затаившегося русского шпиона, существует весьма реальная возможность, что Вашингтон и Москва вступят в тайный сговор по очень важной причине — и скоро».

Обратите внимание на слово «тайный». Открытые шаги в упомянутом Казианисом направлении были невозможны для Трампа — по крайней мере до завершения «русской саги» спецпрокурора Мюллера. То есть подготовка, скорее всего, велась в обстановке строгой секретности. И вот теперь, когда расследование Мюллера закончилось, по большому счету, поражением врагов Трампа, президент США счел возможным сначала позвонить своему российскому коллеге, а затем снова заговорить о встрече на высшем уровне. 

— Выходит, идея Трампа начать переговоры с Путиным не столь уж и внезапна?

— В самом анонсе встречи в Осаке ничего сверхсенсационного я не вижу. А вот почему российские официальные лица не подтверждают факт запроса об организации переговоров на высшем уровне — вопрос более интересный.

Думаю, что Кремль в данном случае руководствуется разумной осторожностью. Вероятность, что встреча состоится, — ненулевая, но и шансы на то, что Белый дом ее отменит — под давлением демократов ли в Конгрессе, либеральных ли СМИ и т. д. — тоже весьма высоки. В этой ситуации торопливость может только навредить имиджу России. Грубо говоря, Москве ни к чему бежать со всех ног по первому свистку американских партнеров, которые, может быть, еще и передумают.

— Звучит логично.

— К тому же, насколько я понимаю, у Москвы нет ясной картины, чего хочет от нее Трамп и что он готов за это «что-то» отдать. Сравнительно с прошлым годом, ситуация, в связи с обострением конфликта в Венесуэле и эскалацией напряженности вокруг Ирана, даже ухудшилась. США продолжают вести себя как хулиган на международной арене, и все это мало похоже на новую разрядку. Но самое главное — Россия не готова и не будет готова в обозримом будущем переформатировать отношения с Китаем, а именно это переформатирование и является главной целью Вашингтона!

Это не значит, что встреча не нужна — наоборот, чем больше встреч на высшем уровне будут проводить лидеры России, Китая и США, тем выше вероятность избежать крупномасштабного вооруженного конфликта в ближайшем будущем. Но ожидать от саммита в Осаке прорыва в российско-американских отношениях было бы наивно.

Нужно надеяться на конструктив

— Если встреча лидеров России и США все же состоится, то какие темы могут занять основное место в повестке переговоров в Осаке? 

— В этом случае темы во многом совпадут с теми, которые во вторник обсуждали в Сочи Лавров и Помпео: ДРСМД, СНВ-III, денуклеаризация Корейского полуострова, Венесуэла. Последний сюжет крайне важен для администрации Трампа, поскольку поддержка Москвой и Пекином президента Николаса Мадуро воспринимается в США как грубейшее нарушение «доктрины Монро», согласно которой все происходящее в Западном полушарии — дело исключительно Вашингтона. 

Конечно, крайне соблазнительно было бы поставить американскую сторону в позицию, в которой ей пришлось бы выбирать: доктрина Монро и уход США, например, из Средиземноморья, не говоря уже о Черном море, — или признание того факта, что доктрина Монро окончательно стала геополитическим реликтом? Но в Осаке, скорее всего, этот вопрос не будет поставлен ребром. Время для разграничения сфер влияния союза Китая и России, с одной стороны, и США и НАТО, с другой, еще не пришло. Но, вполне возможно, придет еще при нашей с вами жизни.

— Можно ли надеяться на какие-то конструктивные результаты встречи Путина и Трампа на саммите G20? 

— На конструктивные результаты надеяться нужно, но следует иметь в виду, что геополитическое противостояние, участниками которого сегодня являются Москва, Пекин и Вашингтон, носит иной характер, нежели Холодная война, которая была в значительной степени конфликтом идеологий. Сейчас речь идет о перераспределении ресурсов и контроле над инфраструктурными проектами глобального масштаба, такими как Северный Морской путь или Новый Шелковый путь. От идеологических установок, как показывает опыт советской «перестройки», страны иногда способны отказываться, а вот от экономической выгоды — нет. 

Поэтому конструктивные результаты могут быть достигнуты в той мере, в которой они отвечают экономическим интересам всех трех игроков. Вот только найти ту сферу, где пересекались бы интересы США, Китая и России, сегодня непросто — особенно в условиях торговой войны Вашингтона с Пекином.

— Когда мы с вами беседовали накануне прошлогоднего саммита американского и российского президентов в Хельсинки, вы сказали так: чем раньше Трамп встретится с Путиным, тем будет лучше. Продолжаете ли вы считать так же?

— С момента промежуточных выборов в США Трамп нацелен на переизбрание в 2020 году. Таким образом, до выборов будущего года фактор времени не будет играть сколько-нибудь заметной роли. А вот готовиться к возможным смелым шагам Трампа после переизбрания (шансы на которое сейчас очень велики) нужно уже сейчас. Вспомним, что Барак Обама взял курс на «иранскую разрядку» после победы на выборах 2012 года, хотя готовиться к ней начали, разумеется, заранее — но тоже в закрытом режиме. 

— Вчера вечером в Сочи состоялись переговоры Помпео не только с Сергеем Лавровым, но и с президентом РФ. Помощник президента Юрий Ушаков сформулировал их итог следующим образом: «Путин и Помпео провели неплохой предметный разговор и подтвердили начало выправления отношений России и США». На ваш взгляд, какие последствия могут иметь вчерашние переговоры Путина и Помпео?

— Думаю, главное, что станет ясным по результатам этой встречи, — подтвердит ли российская сторона встречу президентов в Осаке или продолжит держать «мхатовскую паузу».

About Author


admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о