Мхк 11 класс архитектура барокко – Глава 2, ?? (с.21), тв. задания (с.22-23) © А.И. Колмаков >. Русский искусствовед М. В. Алпатов АРХИТЕКТУРА барокко Фонтан четырёх.». Скачать бесплатно и без регистрации.

Презентация к уроку МХК по теме "Художественная культура барокко" по программе Г.И. Даниловой , 11 класс

Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация к уроку МХК по теме "Художественная культура барокко" по программе Г.И. Даниловой , 11 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Художественный салон Описание слайда:

Художественный салон

2 слайд Магеллан и Христофор Колумб Описание слайда:

Магеллан и Христофор Колумб

3 слайд Николай Коперник Галилео Галилей Описание слайда:

Николай Коперник Галилео Галилей

4 слайд Джордано Бруно Описание слайда:

Джордано Бруно

5 слайд Барокко – «причудливый», «странный», «вычурный» Описание слайда:

Барокко – «причудливый», «странный», «вычурный»

6 слайд Некоторые термины по МХК Словарь Описание слайда:

Некоторые термины по МХК Словарь

7 слайд АНТАБЛЕМЕНТ (франц. entablement), верхняя часть сооружения, обычно лежащая на Описание слайда:

АНТАБЛЕМЕНТ (франц. entablement), верхняя часть сооружения, обычно лежащая на колоннах, составной элемент архитектурного ордера.

8 слайд Антаблемент разделяется на архитрав, фриз, карниз.
Описание слайда:

Антаблемент разделяется на архитрав, фриз, карниз.

9 слайд ВОЛЮТА (итал. voluta, букв. — завиток), архитектурный мотив в форме спиралеви Описание слайда:

ВОЛЮТА (итал. voluta, букв. — завиток), архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с «глазком» в центре. Составная часть ордерных капителей; архитектурная деталь карнизов, порталов, дверей, окон.

10 слайд Древнеегипетская пальмовидная капитель. Дорическая капитель. Ионическая капит
Описание слайда:

Древнеегипетская пальмовидная капитель. Дорическая капитель. Ионическая капитель. Коринфская капитель. КАПИТЕЛЬ (от позднелат. capitellum — головка), венчающая часть колонны, столба или пилястры.

11 слайд ПИЛЯСТРА, пилястр (итал. pilastro, от лат. pila — столб), плоский вертикальны Описание слайда:

ПИЛЯСТРА, пилястр (итал. pilastro, от лат. pila — столб), плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба. Пилястра имеет те же части (ствол, капитель, база) и пропорции, что и колонна; служит для членения плоскости стены.

12 слайд Фасад (фр. façade — наружная сторона здания) — наружная, лицевая сторона здан
Описание слайда:

Фасад (фр. façade — наружная сторона здания) — наружная, лицевая сторона здания. Фасад в стиле монументального барокко

13 слайд Формы, пропорции, декор фасада определяются назначением архитектурного сооруж Описание слайда:

Формы, пропорции, декор фасада определяются назначением архитектурного сооружения, его конструктивными особенностями, стилистическим решением его архитектурного образа. Для художественной отделки фасадов используются: лепнину, изразцы, декоративную или обычную штукатурку, отделку камнем, окрашивание. Западный фасад Страсбургского собора Современный фасад

14 слайд
АНФИЛАДА (франц. enfilade), ряд примыкающих друг к другу помещений, дверные п Описание слайда:

АНФИЛАДА (франц. enfilade), ряд примыкающих друг к другу помещений, дверные проемы которых расположены по одной оси, что создает сквозную перспективу интерьеров (например, во дворцах барокко и классицизма).

15 слайд АТТИК (от греч. attikos — аттический), стенка над венчающим архитектурное соо Описание слайда:

АТТИК (от греч. attikos — аттический), стенка над венчающим архитектурное сооружение карнизом, часто украшенная рельефами и надписями. Обычно завершает триумфальную арку.

16 слайд ФРОНТОН (франц. fronton), завершение (обычно треугольное) фасада здания, порт Описание слайда:

ФРОНТОН (франц. fronton), завершение (обычно треугольное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания. Декоративные фронтоны украшают двери и окна зданий.

17 слайд НАЛИЧНИК, декоративное обрамление оконного проема. Состоит обычно из фронтона Описание слайда:

НАЛИЧНИК, декоративное обрамление оконного проема. Состоит обычно из фронтона, 2 вертикальных тяг (колонок или полуколонок) и подоконной части; часто украшается резьбой (особенно в деревянной архитектуре).

18 слайд Лоренцо Бернини Описание слайда:

Лоренцо Бернини

19 слайд Площадь перед собором святого Петра Описание слайда:

Площадь перед собором святого Петра

20 слайд Собор Святого Петра Описание слайда:

Собор Святого Петра

21 слайд  Описание слайда: 22 слайд  Описание слайда: 23 слайд Кафедра в соборе Петра Статуя святого Петра Описание слайда:

Кафедра в соборе Петра Статуя святого Петра

24 слайд Центральный неф Собор святого Петра
Описание слайда:

Центральный неф Собор святого Петра

25 слайд  Лестница на площади Испании в Риме Описание слайда:

Лестница на площади Испании в Риме

26 слайд  Площадь Навона Фонтан Нептуна Описание слайда:

Площадь Навона Фонтан Нептуна

27 слайд Фонтан Нептуна
Описание слайда:

Фонтан Нептуна

28 слайд Фонтан Мавра Описание слайда:

Фонтан Мавра

29 слайд  Описание слайда: 30 слайд  Описание слайда: 31 слайд церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне на площади Навона Описание слайда:

церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне на площади Навона

32 слайд  Описание слайда: 33 слайд Мост через Тибр Описание слайда:

Мост через Тибр

34 слайд  Описание слайда: 35 слайд  Описание слайда: 36 слайд Растрелли, Бартоломео Франческа Описание слайда:

Растрелли, Бартоломео Франческа

37 слайд  Зимний дворец Описание слайда:

Зимний дворец

38 слайд  Описание слайда: 39 слайд  Описание слайда: 40 слайд  Описание слайда: 41 слайд  Описание слайда: 42 слайд  Описание слайда: 43 слайд  Описание слайда: 44 слайд  Смольный монастырь в Санкт-Петербурге Описание слайда:

Смольный монастырь в Санкт-Петербурге

45 слайд  Описание слайда: 46 слайд  Описание слайда: 47 слайд пышность, торжественность, монументальность отсутствие декора (украшений на Описание слайда:

пышность, торжественность, монументальность отсутствие декора (украшений на фасадах зданий) ясность, строгость композиции динамизм стремление к синтезу всех видов искусства смелые контрасты масштабов, света и тени, объёмов и т.д.

пышность, торжественность, монументальность отсутствие декора (украшений на

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель изобразительного искусства

пышность, торжественность, монументальность отсутствие декора (украшений на

Курс повышения квалификации

пышность, торжественность, монументальность отсутствие декора (украшений на

Курс профессиональной переподготовки

Учитель мировой художественной культуры

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала: ДБ-354252

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Архитектура Барокко - МХК - 11 класс

Архитектура барокко Выполнил: студент 3 курса 32 группы Боков Артем

Архитектура барокко

Выполнил: студент 3 курса

32 группы

Боков Артем

Характерные черты архитектуры барокко … Но перед красотой и зданья и фасада Померкли и фонтан, и мрамор, и ограда, … В орнаменте витом увидишь тут и там Победоносный шлем и вазы фимиам, Колонны, капитель, пилястры и аркады Увидишь всюду ты, куда ни кинешь взгляды, Амуры, вензеля, вплетенные тайком, И головы ягнят, увитые шнурком, И статую найдешь в великолепной нише, В узорах и резьбе карниз под самой крышей…  Перевод Е. Тархановской  Так описывал свои впечатления от архитектуры барокко французский поэт XVII в. Жорж де Сюдери. Обилие пышных декоративных украшений, подчеркнутая театральность, искажение классических пропорций, оптический обман, преобладание сложных криволинейных форм действительно создавали особый неповторимый облик архитектурных строений барокко.    БАРОККО ( итал. Barocco, буквально — причудливый, вычурный), стиль, преобладавший в искусстве Европы с конца 16 до середины 18 века и охвативший все виды творчества, наиболее монументально и мощно проявившись в архитектуре и изобразительном искусстве.

Характерные черты архитектуры барокко

Но перед красотой и зданья и фасада

Померкли и фонтан, и мрамор, и ограда,

В орнаменте витом увидишь тут и там

Победоносный шлем и вазы фимиам,

Колонны, капитель, пилястры и аркады

Увидишь всюду ты, куда ни кинешь взгляды,

Амуры, вензеля, вплетенные тайком,

И головы ягнят, увитые шнурком,

И статую найдешь в великолепной нише,

В узорах и резьбе карниз под самой крышей…

Перевод Е. Тархановской

Так описывал свои впечатления от архитектуры барокко французский поэт XVII в. Жорж де Сюдери. Обилие пышных декоративных украшений, подчеркнутая театральность, искажение классических пропорций, оптический обман, преобладание сложных криволинейных форм действительно создавали особый неповторимый облик архитектурных строений барокко.

БАРОККО ( итал. Barocco, буквально — причудливый, вычурный), стиль, преобладавший в искусстве Европы с конца 16 до середины 18 века и охвативший все виды творчества, наиболее монументально и мощно проявившись в архитектуре и изобразительном искусстве.

Самые значительные перемены коснулись оформления фасадов зданий. На смену согласованности и пропорциональности приходят диссонанс и асимметрия. Глядя на фасад, перестаешь понимать, где же находится стена – главная опора здания. Плоские пилястры уступают место колоннам и полуколоннам. Установленные на высокие пьедесталы, они то собираются в группы, образуя пучки, то «разбегаются» вдоль фасада, вознося к небу замершие в беспокойном движении статуи на балюстраде крыши. Размеры порталов, дверей и окон стали превышать всякие разумные границы. Фронтоны и наличники приобрели богатые украшения в виде причудливых завитков, картушей, гирлянд из листьев, трав и человеческих фигур. От спокойной ясности ренессанса, казалось, не осталось и следа.

« Для барокко характерна сложность не только архитектурной пластики, но и пространственных построений. Если в Ренессансе планы помещений имеют четкую геометрическую форму – круг, квадрат, прямоугольник, то излюбленная форма барокко – овал, дающий некоторую неопределенность общей форме пространственного объема. Часто конфигурация плана очерчена прихотливыми изгибами линий, выпуклостями и вогнутостями стен, усложнена дополнительными примыканиями соседних соподчиненных объемов… В архитектуре барокко возобладали неумеренная декоративность, тяжеловесная роскошь. Причудливые формы, обилие скульптуры, использование насыщенного цвета и позолоты должны были усиливать выразительность архитектуры, производить впечатление богатства и парадности» ( А.Ф.Гольдштейн).

Пилястры плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба. Пилястра имеет те же части (ствол, капитель, база) и пропорции, что и колонна; служит для членения плоскости стены .

Картуши украшение в виде щита или полуразвернутого свитка, на котором изображены герб, эмблема, надпись

Фронтон - завершение (обычно треугольное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.

Шедевры итальянского барокко. Лоренцо Бернини  Характерные черты итальяноского барокко нашли наиболее яркое воплощение в творчестве двух зодчих, создавших целую эпоху в развитии архитектуры, - Франческо Борромини и Лоренцо Бернини.  В создании криволинейных, изгибающихся поверхностей и прихотливых геометрических сочетаний Франческо Борромини не знал равных. Церковь Сант Аньезе на площади Навона в Риме – одно из лучших творений архитектора. Плавно изгибающийся фасад церкви украшает величественный купол, помещенный на высоком барабане. Стены церкви как будто растворяются в игре светотени, в выступах и проемах. Франческо Барромини. Церковь Сант Аньезе. 1653 г. Рим.

Шедевры итальянского барокко. Лоренцо Бернини

Характерные черты итальяноского барокко нашли наиболее яркое воплощение в творчестве двух зодчих, создавших целую эпоху в развитии архитектуры, - Франческо Борромини и Лоренцо Бернини.

В создании криволинейных, изгибающихся поверхностей и прихотливых геометрических сочетаний Франческо Борромини не знал равных. Церковь Сант Аньезе на площади Навона в Риме – одно из лучших творений архитектора. Плавно изгибающийся фасад церкви украшает величественный купол, помещенный на высоком барабане. Стены церкви как будто растворяются в игре светотени, в выступах и проемах.

Франческо Барромини. Церковь Сант Аньезе. 1653 г. Рим.

Борромини по возможности избегает прямых линий — вертикальных или горизонтальных, а также прямых углов. Предпочтение отдается сложным изогнутым планам   Франческо Борромини  Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане, (1634-67, Сант-Иво, 1642-60, в Риме).
  • Борромини по возможности избегает прямых линий — вертикальных или горизонтальных, а также прямых углов. Предпочтение отдается сложным изогнутым планам

Франческо Борромини Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане, (1634-67, Сант-Иво, 1642-60, в Риме).

Не менее эффективен и интерьер собора, отличающийся изощренностью лепных украшений, многокрасочностью декоративных росписей, цветных мраморных колонн. Франческо Борромини. Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане, (1634-1667, Сант-Иво, 1642-1660, в Риме).
  • Не менее эффективен и интерьер собора, отличающийся изощренностью лепных украшений, многокрасочностью декоративных росписей, цветных мраморных колонн.
  • Франческо Борромини. Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане, (1634-1667, Сант-Иво, 1642-1660, в Риме).
Франческо Борромини  Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане, (1634-1667, Сант-Иво, 1642-1660, в Риме). Фрагмент, фасад.
  • Франческо Борромини Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане, (1634-1667, Сант-Иво, 1642-1660, в Риме). Фрагмент, фасад.
 Главным архитектурным творением Лоренцо Бернини стало оформление площади перед собором Святого Петра. Архитектору предстояло решить сразу несколько задач: создать торжественный подход к главному храму католического мира, добиться впечатления единства площади и собора. Пространство перед храмом он превратил в единый ансамбль из двух площадей. Первая - в форме трапеции, а вторая в излюбленной форме барокко – овале. Она обращена к городу и обрамлена величественной колоннадой, которая легко и изящно охватывала площадь.

Главным архитектурным творением Лоренцо Бернини стало оформление площади перед собором Святого Петра. Архитектору предстояло решить сразу несколько задач: создать торжественный подход к главному храму католического мира, добиться впечатления единства площади и собора. Пространство перед храмом он превратил в единый ансамбль из двух площадей. Первая - в форме трапеции, а вторая в излюбленной форме барокко – овале. Она обращена к городу и обрамлена величественной колоннадой, которая легко и изящно охватывала площадь.

Лоренцо Бернини. Рим. Фонтан Нептуна на площади Навона .

Лоренцо Бернини. Рим. Фонтан Нептуна на площади Навона .

Лоренцо Бернини. Фонтан Четырех рек на площади Навона. 1648-1651.   Аллегорические фигуры изображают самые большие реки континентов — Нил, Дунай, Ганг и Рио-де-ла-Плата (Амазонка тогда была неизвестна). Покрывало на голове Нила символизирует таинственность его истока, который в то время еще не открыли. Расположение фигур фонтана породило легенду о поединке между гениями эпохи барокко — Бернини и Борромини: будто бы Ла Плата Бернини загораживается рукой, чтобы не видеть церковь — «ужасное» творение Борромини. На самом деле фонтан построен гораздо раньше, чем церковный фасад. По проекту Бернини создан и фонтан Мавра, один из двух фонтанов, расположенных по краям площади. Другой фонтан в оригинале состоял лишь из одного бассейна, к которому в конце 19 в. добавили скульптуру — так возник фонтан Нептуна.

Лоренцо Бернини. Фонтан Четырех рек на площади Навона. 1648-1651.

Аллегорические фигуры изображают самые большие реки континентов — Нил, Дунай, Ганг и Рио-де-ла-Плата (Амазонка тогда была неизвестна). Покрывало на голове Нила символизирует таинственность его истока, который в то время еще не открыли. Расположение фигур фонтана породило легенду о поединке между гениями эпохи барокко — Бернини и Борромини: будто бы Ла Плата Бернини загораживается рукой, чтобы не видеть церковь — «ужасное» творение Борромини. На самом деле фонтан построен гораздо раньше, чем церковный фасад. По проекту Бернини создан и фонтан Мавра, один из двух фонтанов, расположенных по краям площади. Другой фонтан в оригинале состоял лишь из одного бассейна, к которому в конце 19 в. добавили скульптуру — так возник фонтан Нептуна.

 Со 2-й половины 1650-х гг. Бернини вновь работает в соборе Святого Петра, создает здесь бронзовую «кафедру св. Петра» (1656-1665), украшенную статуями отцов Церкви и ангелов,

Со 2-й половины 1650-х гг. Бернини вновь работает в соборе Святого Петра, создает здесь бронзовую «кафедру св. Петра» (1656-1665), украшенную статуями отцов Церкви и ангелов,

« Дивное узорочье» московского барокко  Стремление к парадности и богатству внешнего убранства архитектурных сооружений было чрезвычайно характерно для России. «Дивное узорочье» стало лейтмотивом русского зодчества конца XVII – начала XVIII в. Для архитектуры этого времени характерно сочетание национальных традиций, в особенности деревянного зодчества, с лучшими достижениями западноевропейского барокко. Наиболее ярко и самобытно черты русского барокко проявились в так называемом нарышкинском , или московском, стиле. Свое название он получил благодаря заказчикам строительства, в числе которых были Нарышкины – родственники Петра I . По их инициативе в Москве было возведено немало красивых и нарядных зданий – дворцов, церквей, беседок и парковых павильонов.

« Дивное узорочье» московского барокко

Стремление к парадности и богатству внешнего убранства архитектурных сооружений было чрезвычайно характерно для России. «Дивное узорочье» стало лейтмотивом русского зодчества конца XVII – начала XVIII в. Для архитектуры этого времени характерно сочетание национальных традиций, в особенности деревянного зодчества, с лучшими достижениями западноевропейского барокко. Наиболее ярко и самобытно черты русского барокко проявились в так называемом нарышкинском , или московском, стиле. Свое название он получил благодаря заказчикам строительства, в числе которых были Нарышкины – родственники Петра I . По их инициативе в Москве было возведено немало красивых и нарядных зданий – дворцов, церквей, беседок и парковых павильонов.

Блестящим образцом нарышкинского барокко является церковь Покрова в Филях. Она стоит на невысоком холме, над речным берегом, повторяя себя причудливым отражением в воде. Храм имеет высокий и просторный подклет ( ПОДКЛЕТ, в русской каменной и деревянной архитектуре нижний этаж жилого дома или храма, обычно имеющий служебно-хозяйственное назначение), на арках которого расположена терраса с тремя плавными лестничными маршами. Главный объем здания окружен полукруглыми пределами, каждый из которых увенчан золотой главой. Переход от четверика к восьмерику выполнен настолько плавно и умело, что зритель не сразу замечает смену архитектурных членений. Карниз и резные белокаменные украшения естественно продолжают тройные капители угловых колонок. Церковь Покрова в Филях.  1693-1694. Москва.
  • Блестящим образцом нарышкинского барокко является церковь Покрова в Филях. Она стоит на невысоком холме, над речным берегом, повторяя себя причудливым отражением в воде. Храм имеет высокий и просторный подклет ( ПОДКЛЕТ, в русской каменной и деревянной архитектуре нижний этаж жилого дома или храма, обычно имеющий служебно-хозяйственное назначение), на арках которого расположена терраса с тремя плавными лестничными маршами. Главный объем здания окружен полукруглыми пределами, каждый из которых увенчан золотой главой. Переход от четверика к восьмерику выполнен настолько плавно и умело, что зритель не сразу замечает смену архитектурных членений. Карниз и резные белокаменные украшения естественно продолжают тройные капители угловых колонок.

Церковь Покрова в Филях. 1693-1694. Москва.

К уникальным сооружениям московского барокко следует отнести и церковь Троицы в Никитниках, построенную по заказу купца Григория Никитникова – выходца из Ярославля. Храм, поставленный на высоком холме в центре города, господствовал над окружающей застройкой, выделяясь сложностью силуэта. Яркая раскраска фасадов, сочная пластика белокаменного и кирпичного декора, многоцветные изразцы вместе с живописной асимметрией композиции привлекли к себе внимание горожан. Церковь Троицы в Никитниках. 1631-1634 гг. Москва.
  • К уникальным сооружениям московского барокко следует отнести и церковь Троицы в Никитниках, построенную по заказу купца Григория Никитникова – выходца из Ярославля. Храм, поставленный на высоком холме в центре города, господствовал над окружающей застройкой, выделяясь сложностью силуэта. Яркая раскраска фасадов, сочная пластика белокаменного и кирпичного декора, многоцветные изразцы вместе с живописной асимметрией композиции привлекли к себе внимание горожан.

Церковь Троицы в Никитниках. 1631-1634 гг. Москва.

Церковь Троицы в Никитниках. 1631-1634 гг. Москва.  Плоскость стены почти исчезла за обилием карнизов, пилястр, полуколонн, наличников и порталов. Храм венчали декоративное пятиглавие и три ряда кокошников, придающих особую праздничную торжественность.

Церковь Троицы в Никитниках. 1631-1634 гг. Москва.

Плоскость стены почти исчезла за обилием карнизов, пилястр, полуколонн, наличников и порталов. Храм венчали декоративное пятиглавие и три ряда кокошников, придающих особую праздничную торжественность.

Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах считается вершиной московского барокко. Полукружия стен завершаются треугольным резным фронтоном, украшенным колонками и волютами. Восьмигранная трехъярусная башня превращена в каменное кружево. Церковь увенчана куполом с ажурной позолоченной короной и сквозным крестом. Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах. 1690-1704. Москва.
  • Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах считается вершиной московского барокко. Полукружия стен завершаются треугольным резным фронтоном, украшенным колонками и волютами. Восьмигранная трехъярусная башня превращена в каменное кружево. Церковь увенчана куполом с ажурной позолоченной короной и сквозным крестом.

Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах. 1690-1704. Москва.

Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах. 1690-1704. Москва.

Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах. 1690-1704. Москва.

 Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах. 1690-1704. Москва.

Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах. 1690-1704. Москва.

Церковь во имя святителя Николая, возведена в одном из истинно московских старинных местностей: здесь в XVII в. на заливных лугах поселили хамовников – дворцовых ткачей, которые и дали название округе. Они и построили этот необычный по покраске храм. Для усиления колокольного звона она прорезана рядами проемов, так называемых слухов. Здание церкви – характерный тип посадского храма, один из ярких и превосходно сохранившихся образцов «нарышкинского барокко»  Церковь Николы в Хамовниках. XVII в. Москва.

Церковь во имя святителя Николая, возведена в одном из истинно московских старинных местностей: здесь в XVII в. на заливных лугах поселили хамовников – дворцовых ткачей, которые и дали название округе. Они и построили этот необычный по покраске храм. Для усиления колокольного звона она прорезана рядами проемов, так называемых слухов. Здание церкви – характерный тип посадского храма, один из ярких и превосходно сохранившихся образцов «нарышкинского барокко»

Церковь Николы в Хамовниках. XVII в. Москва.

Церковь Николы в Хамовниках. XVII в. Москва.

Церковь Николы в Хамовниках. XVII в. Москва.

Архитектурные творения В.В.Растрелли  В середине XVIII столетия искусство барокко в России достигло наивысшего расцвета. Развивая

Разработка урока МХК для 11 класса "Специфика русского барокко"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА ИРКУТСКА СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №39

Разработка урока мировой художественной культуры

в 11 классе по теме:

«Специфика русского барокко»

Урок разработан учителем

Леготиной Верой Александровной

.

Методическая разработка урока мировой художественной культуры для 11 класса

Тема урока:

Специфика русского барокко.

Цель: Формирование представления о национальных особенностях стиля барокко в России.

Задачи:

1. Создать условия для формирования понятия об особенностях русского барокко.

2. Развивать умения различать, сравнивать, анализировать, выделять особенности и признаки художественных стилей

3. Способствовать формированию чувства прекрасного, формированию умения ценить и дорожить национальным культурным наследием.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентации, карточки с заданиями для групп

Тип урока: изучения нового материала.

Методы: эвристический метод обучения

Ход урока:

- Мы продолжаем изучать художественный стиль барокко. Но сегодня мы должны выяснить, как этот стиль проявился в культуре России.

- Как в связи с этой задачей вы сформулируете тему урока?

Формулируют и записывают тему урока

2. Актуализация знаний

Проанализируйте содержание стихотворения и определите: какие особенности 17 века выразил в нем автор.

Игралище времен, непостоянный род, 
На сцене бытия в преддверии утраты 
Тот вознесен, тот пал, тому нужны палаты, 
Тому - дырявый кров; кто царствует, кто ткет. 
Вчерашнее ушло, минутный счастья взлет 
Сметает новый день и завтра в бездну канет 
Зеленая листва поблекнет и увянет, 
И острие меча на нежный шелк падет. 
Грифиус “Подобье нашей жизни”. 

  1. Анализ стихотворения в группе.

  2. Презентация своего рассуждения через 3 минуты.

3. Обобщающий вывод:

Противопоставления существуют и на уровне типа мышления, мироощущения, пространства, времени... Перед нами типично барочная картина мира. Он неустойчив, динамичен, соткан из контрастов, подвержен метаморфозам. 

4. Работа с текстом и таблицей

Каждый стиль в искусстве рожден особенностями эпохи, мировоззрения, изменениями, происходящими в обществе

- Определите о каком стиле идет речь в каждом отрывке и соотнесите с эпохой. Напишите название стиля в таблице.

1.Анализ фрагментов текста

2. Соотнесение стиля с эпохой

3. Заполнение таблицы

4. Проверка по группам

5. Выбрать из списка характерные черты стиля барокко

1. Яркая контрастность,

2. Эмоциональность образов

3. Динамизм

4. Статичность

5. Тяжеловесность

6. Строгость форм

7. Овал в линии, закругленность линий

8. Избыточность, излишество

9. Лаконичность, простота

10. Усиление религиозной тематики, связанных с мученичеством, чудесами, видениями

11. Излишний прагматизм

1. Отвечает группа раньше всех справившаяся с работой

6. Закрепление знаний

Так каким образом проявляется барокко в архитектуре?

Ответы учащихся сопровождаются демонстрацией презентации с 1 по 9 слайд.

1-я группа. Характерные черты

2-я группа. Преобладающие цвета

3-я группа. Характерные линии

4-я группа. Элементы интерьера:

5-я группа. Особенности форм.

6-я группа. Особенности окон, дверей

7. Изучение нового материала.

1. Учитель дополняет выступление по необходимости и использует видеоряд презентации с 10 по 22 слайд.

2. Что, по вашему мнению, от художественного стиля барокко в таких архитектурных памятниках как церковь Покрова в Филях, Нарышкинских палатах, церквях Троицы в Никитках, Николы в Хомовниках, Знамения Богородицы в Дубовицах? С 23-30 слайд

3. Найдите в тексте учебника характерные особенности русского барокко.

Дополнение учителя. В Москве и на переферии стиль барокко не прижился в чистом западноевропейском виде. На него наложились национальные черты деревянного узорочья. Выделяют

1. "Церковное" барокко. 
2. "Дворцовое" барокко - наиболее яркое и типичное. 
3. "Стихийное", "народное", барокко, самое позднее. 
"Церковное" барокко 
Его мотивы появились в декоре русских церквей еще в XVII веке, а затем развивались в светском строительстве и проектировании. Знаменитое нарышкинское барокко было красочным, ярким, сочным по цвету и живым в линиях и пластике. Ранние барочные здания в России обязательно красили в красный или синий цвет, таким образом, тоже выделяя среди других, не барочных построек. Внутри церквей, ранее скромных, отражавших религиозное мировоззрение, появились пышные, в основном резные иконостасы с витыми колоннами, изукрашенными цветочными орнаментами, розами, гирляндами. Иконостасы словно перешли в категорию зрелища рая и изобилия, составляя разительный контраст черным курным крестьянским избам. Уже в конце XVII века в церквах стали встречаться позолоченные рамы и резьба иконостасов, наличников, проемов и царских врат.

1. Сообщение учащегося о творчестве Франческо Бартоломео Растрелли

2. Остальные ученики делают записи в тетрадях, задают вопросы после выступления.

3. Учащиеся предлагают свои версии.

4. Работа с текстом учебника.

5. Озвучивание итогов работы

8. Закрепление изученного материала.

- После выступления ответьте на вопрос:

- Как художественный стиль барокко отразился в иркутской архитектуре?

Видеоряд с 31- 3 слайд

Выступление ученика с темой исследования «Иркутское барокко»

9. Итог урока.

Итак, что же такое русское барокко и чем оно отличалось от, скажем, итальянского?

Ученики называют особенности русского барокко.

10. Домашнее задание:

1.Найти подтверждение как проявляется стиль Барокко в архитектуре и интерьере современного человека.

2. Сообщение. Как художественный стиль в архитектуре Барокко нашел свое воплощение в других сферах жизни русских людей в XVII – XVIII веках?

Список литературы:

 

 
1. Виппер Б.Р. Архитектура русского барокко. М., 1978. С.12. 
2. Ильин М.А. К вопросу о природе архитектурного убранства "московского барокко" / /Древерусское искусство. XVII век. М., 1964. С.232 235; 
3. Попадюк С.С. Архитектурные формы "холодных" храмов "ярославской школы"//Памятники русской архитектуры и монументального искусства. М., 1983.. 
4. Гуляницкий Н.Ф. Традиции классики и черты Ренессанса в архитектуре Москвы XV XVII вв./ /АН М.. 1978. 26. С.13-30. 
С.176-186. 

5. Каньковская Е.Р., Пухалина Е.Д., и др. Иркутское барокко. М.,1993
6. Попадюк С.С. Общность развития декоративных форм... С. 185. 

7. Евсина Н.А. Архитектурная теория в России XVIII в. - М., 1975. - С.29. 
8. Давыдова ИЛ. Эстетические представления русских людей XVII в./ /Проблемы истории. М., 1978. Вып.7. С.34. 

9. Овсянников Ю.М. Ф.Б.Растрелли. Л., 1982
10. Растрелли Ф.Б. Архитектурные проекты из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга (каталог). СПб, 2000

Источники Интернет:

  1. http://vek1.ru/?p=141

  1. http://www.privatehouse.ru/styles/barocco/

  1. http://go.mail.ru/search_images?q

  1. http://go.mail.ru/search_images?rch=l&type=all&is=0&q=дворец+Строганова

  1. http://go.mail.ru/search_images?rch=l&type=all&is

  1. http://www.digital-view.ru/index.php?showimage=167

План-конспект урока по МХК (11 класс): Шедевры барокко и классицизма России

Время

Деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учащихся

2 мин.

Оргмомент.

Приветствие, выявление отсутствующих.

5 мин.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Слова учителя: На предыдущих занятиях мы с вами уже говорили об особенностях стилей барокко и классицизма в европейской культуре.

Вопросы к ученикам:

1. В какой период эти стили появились в европейской культуре?

2. А когда они пришли в Россию?

3. Что сделало возможным появление в России стилей европейского искусства?

4. Как вы думаете, для чего нам нужно изучать шедевры барокко и классицизма в русской культуре?

Слова учителя: Вы совершенно правы. Таким образом, скажите,какая цель нашего сегодняшнего урока?

Предположите тему урока

Запишите тему урока пожалуйста «Шедевры барокко и классицизма России»

Примерные ответы:

В ХVII веке.

В следующем, ХVIII веке.

Реформы Петра Великого и создание новой столицы – Санкт-Петербурга.

Чтобы знать культуру своей страны; выявить ее сходство и различие с европейской культурой.

Познакомиться с крупнейшими памятниками архитектуры барокко и классицизма в России; выявить общеевропейские и национальные черты в русской архитектуре.

«Барокко и классицизм в России»

Учащиеся записывают тему в тетради

2 мин.

Актуализация знаний.

Слова учителя: Обратите внимание на доску. Вы видите таблицу, в которой указаны основные этапы развития русской культуры ХVIII века.

В процессе подготовки к сегодняшнему занятию Вам было предложено разделиться на группы, каждая из которых работала по одному из направлений (барокко и классицизм).

Постарайтесь ответить на вопрос: Какие исторические и культурные условия способствовали возникновению европейских стилей – барокко и классицизма в России?

3 мин.

Первичное усвоение новых знаний.

Примерные ответы учеников:

1 группа.

Возникновению в России европейских стилей – барокко и классицизма – способствовали, прежде всего, реформы Петра Великого, стремившегося превратить Россию в европейское государство; создание новой столицы – Санкт-Петербурга; приглашение в Россию европейских архитекторов; открытие Петербургской Академии художеств, обучение в которой проходило в европейских традициях.

2группа.(Примерные ответы учащихся)

15 мин.

Первичная проверка понимания.

Слова учителя:Домой было опережающее задание группам.

Сейчас мы посмотрим презентации от каждой группы по теме сегодняшнего урока.

 Затем вы должны будете ответить на следующие вопросы:

1. Какие шедевры русского барокко и классицизма вы можете назвать?

2. Назовите имена их создателей.

3.Дайте краткую биографию Франческо Бартоломео Растрелли.

4.Назовите достижения Франческо Растрелли:

5. В чем заключается  самобытность барокко и классицизма?

6. Какова роль барокко и классицизма в русской культуре?

Представление презентаций

Примерные ответы учеников:

Барокко: Зимний дворец, Смольный монастырь в Петербурге, Петергоф,Екатерининский дворец в Царском Селе.

Классицизм:Дом Пашкова,Дом князя Голицына.

Их создателем был итальянец по происхождению Франческо Бартоломео Растрелли.

Растрелли Бартоломео Франческо – именитый русский архитектор с итальянскими корнями. Также Франческо Растрелли известен как приверженец стиля барокко.

.

Достижения Франческо Растрелли:

• Выстроил восемь дворцов, ставших культурным достоянием
• Автор Смольного собора и Андреевской церкви в Киеве
• Соединил воедино барокко и нарышкинский стиль

Для архитектуры западноевропейского барокко характерна асимметрия, криволинейность форм. Здания отличаются масштабностью и грандиозностью, нередко они подавляют человека. Русское барокко отличается, прежде всего, красотой и богатством внешнего и внутреннего убранства, яркостью красок. Эти здания не подавляют, а пробуждают светлое, радостное настроение.

Классицизм: Дом Пашкова в Москве (архитектор – Василий Баженов), здание Сената Московского Кремля (архитектор – Матвей Казаков). Если западноевропейский классицизм, возникший в период правления Людовика ХIV во Франции, поддерживал идею абсолютизма, то русский классицизм был ближе к истокам – греко-римской архитектуре с ее идеей гармонии и соразмерности.

Появление в России таких стилей, как барокко и классицизм позволило русской культуре стать частью европейской, сохранив, в то же время, национальные черты.

10 мин.

Первичное закрепление:

Слова учителя: А теперь выполните небольшое письменное задание по карточкам. Группе, работавшей по классицизму, будут предложены вопросы по барокко, а группе, работавшей по барокко, вопросы по классицизму.

Ученики выполняют задания по карточкам.

1 мин.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Слова учителя: дома вы должны будете написать эссе об одном из зданий русского барокко или классицизма. В нем необходимо отразить следующие моменты: к какому стилю относится здание, кто был его создателем, в каком году оно было построено, каковы особенности его архитектурного облика. Также необходимо отразить собственные впечатления от описываемого здания.

Ученики записывают задание.

7 мин.

Рефлексия

Составить синквейн со словами барокко и классицизм

Слова учителя:

На сегодняшнем занятии мы познакомились с шедеврами барокко и классицизма России. Вы все хорошо поработали, но хотелось бы услышать от вас, как вы оцениваете свою работу и работу своих товарищей. Возможно, какие-то моменты, связанные с изучением темы, вызвали у вас затруднения, вы также можете сказать об этом.

  • Что изучали сегодня на уроке?
  • Чему вы научились?
  • Что понравилось на уроке?
  • Что получилось?
  • В чём были проблемы?

Составляют синквейн

Ученики анализируют и оценивают свою работу.

Технологическая карта урока МХК в 11 классе по теме " Специфика русского барокко"

Тема урока № 11

Отражение в конкретном содержании и этапность предъявления

Мотивированность

Возможность проверить

СПЕЦИФИКА РУССКОГО БАРОККО

1.Франческо Бартоломео Расстрелли

2. Зимний дворец в Сант-Петербурге

3.Екатериненский дворец в Царском Селе

4.Смольный монастырь в Санкт-Петербурге

1. Кому северная столица обязана великолепием архитектурных форм, в которых отразились: фантазия, помпезность и элегантная изысканность?

2. Профессиональная мобильность требует гуманитарных знаний?

3. Посмотреть современным взглядом на архитектуру Петербурга, созданную Франческо Бартоломео Растрелли, воплотившего барокко с русской спецификой.

4. Продолжить гармонический анализ мира чувственным способом, т.е. через искусство, ставшего и стилем и эпохой – барокко.

- ведем диалоги;

- формулируем вопросы по теме урока, отвечаем на них;

- рисуем схемы в тетради;

- записываем определения;

- выполняем задания учителя;

- отвечаем на вопросы учебника.

Технологическая карта урока № 11 - 11 класс

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся

УУД

Дидактическая структура урока

Организационный момент

Создают устные зарисовки – «Как я воспринимаю современный Петербург».

Он русский сердцем, родом итальянец,
Плетя свои гирлянды и венцы
В морозных зорях видел роз румянец
И на снегу выращивал дворцы.

Всеволод Рождественский

О ком идет речь в стихотворении Всеволода Рождественского?

Личностные – мотивировать интерес к изучаемой теме

Изучение нового материала

Используя учебник, дают письменное описание архитектурных особенностей Зимнего дворца и Смольного монастыря в Петербурге

Работают в тетради

Расставляет акценты

Сооружения Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771) придали однообразным плоским берегам мажорный, праздничный вид.

Город из города-крепости, города-порта превратился в город дворцов.

Растрелллиевское барокко или монументальное рококо – уникальный стиль, не имеющий аналогий на Западе. Он соединил ордерную строгость классицизма, динамику барокко, орнаментику рококо и мажорность полихромии.

Растрелли работал в рамках древнерусской традиции: здание – трехмерный объем, органично вписанный в окружающее пространство.

Предметные – знать конкретный содержательный компонент изучаемой темы: специфические черты русского барокко, творчество Растрелли.

Предметные

- закрепление основных знаний и получение новых в рамках дисциплинарных образовательных программ

Закрепление нового материала

Обсуждают выполнение задания 1

Проводит мини-тестирование после выполнения заданий 1 и 2:

  1. Назовите известные вам сооружения Растрелли.

  2. Чем обусловлена специфика русского барокко?

  3. Перечислите характерные черты русского барокко.

  4. Каким образом в русской архитектуре преломилось мировоззрение, свойственное эпохе барокко?

  5. Что значит елизаветинское барокко?

Выполняют задание 1 и 2

Задание 1

Задание 2

Контроль

Участвуют в мини-тестировании

Контролирует ход мини-тестирования

Формулируют два вопроса по теме и записывают их в тетрадь

Предметные

- знать конкретный содержательный компонент изучаемой темы

Предметные

- закрепление основных знаний и получение новых в рамках дисциплинарных образовательных программ

Рефлексия

Обсуждают выполнения заданий.

Оценивают свою работу на уроке и урок в целом

Организует и направляет рефлексию, анализирует работу над заданиями

Метапредметные

- осуществлять рефлексию школьных способов и умений действовать

Коммуникативные

- выбирать адекватные речевые конструкции в смысловом образовательном диалоге.

Задание 1

  1. Прочтите текст

  2. Используя текст, устно опишите специфические черты русского барокко

Елизаветинское барокко (барочно-рокайльный стиль, монументальное рококо) - термин для обозначения архитектуры русского барокко эпохи Елизаветы Петровны (1741—1761). Крупнейшим представителем этого направления был Ф. Б. Растрелли, откуда второе название этого извода барокко — «растреллиевское». В отличие от предшествующего ему петровского барокко, елизаветинское барокко знало и ценило достижения московского барокко конца XVII-начало XVIII вв., удержав сущностные для русской храмовой традиции элементы (крестово-купольная схема, луковичные или грушевидные пятиглавия).

Елизаветинское барокко (иногда от него отделяют «аннинское», однако различие между ними условно) тяготело к созданию героизированных образов с целью прославления могущества Российской империи. Растрелли спроектировал величественные дворцовые комплексы в Петербурге и его окрестностях — Зимний дворец, Екатерининский дворец, Петергоф. Растрелли свойственны исполинские масштабы построек, пышность декоративного убранства, двух-трехцветный окрас фасадов с применением золота. Мажорный, праздничный характер архитектуры Растрелли наложил отпечаток на всё русское искусство середины XVIII века.

После смерти Елизаветы Петровны основные строительные заказы были переданы итальянцу Антонио Ринальди, который прежде работал для «молодого двора» в Ораниенбауме. Он отказался от грандиозности растреллиевских начинаний и привнёс в придворное зодчество элементы камерного стиля рококо. В продолжение 1760-х Ринальди, как и другие ведущие архитекторы, преодолел притяжение отживавшего свой век барокко и приступил к освоению эстетики классицизма.

Интересные факты

  • Нет в мире более известного архитектора, который одновременно столько сделал для России и зодчества вообще.

  • Родился Франческо Растрелли в 1700 году в Париже в семье известного скульптора и испанской дворянки. Его отец Бартоломео Карло Растрелли был известным скульптором.

  • В 16 лет юный Растрелли вместе с отцом приехал в Россию по приглашению Петра I. В России отец создал известнейшие монументы. Это конная статуя Петра, участвовал в работах по созданию Большого каскада в Петергофе и Триумфального столпа.

  • Архитектор был приятным и доброжелательным в общении, но деспотичным в работе.

  • Более ста лет не разрешались постройки зданий выше, чем Зимний дворец.

  • Местонахождение могилы зодчего неизвестно.

  • При составлении списка своих архитектурных сооружений Франческо Растрелли приписал себе все творения отца. Правда, во время их постройки он все-таки был участником работ.

Задание 2

Выделите на изображении законченную композиционную единицу – устой. Расскажите, что это такое.

hello_html_5f2625ff.jpg

Проверочная работа по теме БАРОККО 11 класс МХК

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО МХК. ТЕМА: БАРОККО

  1. Напишите определение:

Барокко -

2. Назовите характерные особенности архитектуры барокко:

А) большие городские и садово-парковые ансамбли

Б) отсутствие тенденций украшательства

В) Усиление декоративного начала, детализация форм

Г) Использование насыщенных цветов и позолоты

Д) рациональный подход к решению внутренних пространств

Е) Характеризуется строгостью, геометризмом

3.Как называется архитектурный ансамбль?

hello_html_254abde0.jpg

А) площадь перед Собором Василия Блаженного

Б) площадь перед Собором Святого Петра

В) площадь перед Собором Святой Марии

4. Назовите руководителя проекта?

А) Сандро Боттичелли

Б) Лоренцо Бернини

В) Бартоломео Растрелли

5. Как называется данный архитектурный объект? hello_html_1c8b562c.jpg

А) Большой Екатерининский дворец

Б) Зимний дворец

В) Таврический дворец

6. Назовите автора и руководителя проекта строительства данного сооружения:

А) Сандро Боттичелли

Б) Лоренцо Бернини

В) Бартоломео Растрелли

7. Автопортрет с Изабеллой Брант. Автор:

hello_html_3f68e8a0.jpg

А) П. П. Рубенс

Б) Л. Бернини

В) Я. Йорданс

8. Заполните пропуски в тексте

А. Самое блестящее творение Растрелли, украшающее центр _________ - это ________ на Неве. Сейчас там расположен всемирно известный ___________.

Б. В ______ году, по инициативе _________ был открыт первый в мире ________ театр. Затем театры появились в __________, _________, ____________ и других городах

9. О ком идет речь?

«…Я победил трудность, сделав мрамор гибким, как воск, и этим смог в известной степени объединить скульптуру с живописью…»

10. Самой известной оперой композитора Монтеверди стала опера:
а. «Рождественская ночь»;
б. «Страсти по Матфею»;
в. «Времена года»;
г. «Орфей».

11. В оперном искусстве Монтеверди создал так называемый:
а. приподнятый стиль;
б. взволнованный стиль;
в. трагический стиль;
г. комический стиль.

12. Распределите по колонкам имена деятелей искусства :

А. И.С.Бах,

Б. П.П.Рубенс,

В. А.Вивальди,

Г.Л.Бернини,

Д.. Рембрандт ван Рейн,

Ж.К.Монтеверди,

З.Ф.Растрелли

About Author


admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о