Направления и стили в архитектуре 20 века – общая характеристика, процессы, периоду, движения и концепции, архитекторы ,обьекты.

Архитектура XX века в мире

Архитектура XX века в отличие от живописи того периода не претерпевала явления кризиса. Более того, одновременно с послевоенным восстановлением городов, интенсивным техническим развитием, возникновением потребности в строительстве происходил рост, обновление и возрождение архитектурного облика городской инфраструктуры.

Вместе с применением новых строительных технологий в то время используются и активно применяются в строительных конструкциях и новые строительные материалы:

  • бетон,
  • стекло,
  • полимерные материалы,
  • железобетон,
  • цемент и различные наполнители для него,
  • сталь,
  • пенобетон.

Применение в архитектурных конструкциях XX века неизбежно приводит к поиску и развитию новых стилей и направлений.

Исторические особенности развития архитектуры XX века

Замечание 1

Развитие архитектуры XX века можно условно разделить на несколько временных промежутков, каждый из которых имеет свои особенности и стилистику.

События прошлого периода оказали значительно влияние на развитие архитектуры, которое имеет продолжение и в настоящее время. К таким моментам относится развитие социалистического государства с новыми идеями и принципами, которые сформулировали новые архитектурные и градостроительные направления, целью которых стало повышение уровня жизни людей. Наряду с этим на архитектуре сказывалось развитие науки и техники.

Архитектура XX века существенным образом отличается от архитектурных идей прошлых столетий.

Архитектура второй четверти XX века относилась к одному из видов искусства, главенствующим направлением которого являлось решение эстетических вопросов, а расположение объекта архитектуры в пространстве максимально сочеталось с назначением здания. Активное появление железобетонных конструкций позволяло воплощать архитектурные новшества того времени. Архитектурные формы создавались с учетом рациональности, имела место планировка зданий, учитывался одновременно вопрос стандартизации. Типология зданий и сооружений кардинальным образом обновляется, появляются новые выразительные архитектурные формы, которые приобретают популярность на международном уровне.

Архитектура середины XX века также основана на основе функциональности, значительное внимание уделяется идее выразительности архитектурных форм, наряду с тем архитекторы часто вновь обращаются к историческому опыту, к наследию. В это время архитектура неразрывно связана с жизненной средой.

Рисунок 1. Югендстиль в Риге. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Архитектурные стили XX века:

  • Модерн
  • Конструктивизм
  • Хай-тек
  • Деструктивизм
  • Функционализм
  • Постмодернизм
  • Югендстиль
  • Сецессион
  • Пуризм
  • Баухауз
  • Советский конструктивизм

Яркие из архитектурных стилей XX века

Конец XIX начало XX вв. ознаменованы стилем модерн. Модерн в архитектуре пытался объединить конструктивность и художественность. В архитектурных решениях используются новые современные материалы, в частности, железобетон, для планировка обусловлена свободой и максимальной функциональностью, декоративностью, гибкостью линий, часто используются растительные узоры, стилизованные под водные растения. Здания данного стиля очень носят индивидуальный характер, элементы, украшающие здания, выполнены в едином ритме с символическим замыслом.

На начало XX века приходится противоречивый «спор» развивающейся транспортной отрасли и устаревшей городской планировкой, улицы заполнены малоэтажными строениями, плотность населения растет. В это время возникает конструктивизм, как один из стилей архитектуры того времени. Разным странам мира было присуще различие в развитии конструктивизма. Одним из ярких примеров архитектурного конструктивизма во Франции является Эйфелева башня. Несмотря на тот факт, что данная конструкция лишена какой-либо практической ценности, на тот момент башня являла собой олицетворение вступления в век техники.

Замечание 2

Архитекторы того времени были озадачены идеей создания построек для людей с низким и средним уровнем достатка, что неизбежно привело к созданию небоскребов. Такие архитектурные творения лишены были каких-либо украшений.

70-е года XX столетия – вступление в век высоких технологий – хайтек. Основное отличие данного стиля состоят в использовании особых способов архитектурного оформления и материалов – стекла и металла в различных их комбинациях.

Декоративность и стиль зданий обеспечивались покраской вентиляционных шахт, трубопроводов в различные цвета. Данное оформление отдельных конструктивов зданий придавало последним эстетику и функциональность одновременно.

Рисунок 2. Пример деконструктивизма в архитектуре. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В конце XX века возникает такое направление архитектуры как деструктивизм. Для деструктивизма характерны неожиданные решения в виде изгибов линий, которые принадлежат основной конструкции, но не несут на себе никакой нагрузки, - лишь декоративную. Стальные и стеклянные здания – яркие тому примеры.

Пуризм возникает изначально как художественное движение, только позднее как архитектурное, распространившееся по всей Европе в начале 20-х годов. Суть пуризма заключалась в том, чтобы свести и подчинить в итоге элементарные геометрические формы: шар, призма, цилиндр, конус принципам классической композиции. Основная философская идея сводится к мысли Сезанна о том, что основу всей человеческой деятельности составляют геометрические формы. Идея пуризма заключалась в том, чтобы не подвергать архитектуру и искусство деформации, а следовать к совершенству путем отбора. В итоге пуритская эстетика свелась к серийности и массовости.

В заключение можно подчеркнуть, что характерным отличием архитектуры XX века является рационализм, который сменил представления о городе как о некой композиции. В то время набрала популярность идея свободной застройки, разделение на зоны с точки зрения функциональности, так называемое функциональное зонирование. В последующем в градостроительстве применяется районная планировка.

Русская архитектура первой половины 20 века: plastikaokon — LiveJournal

  

Двадцатый век был эпохой самых больших перемен в обществе. Менялось правительство, экономика, социальные и культурные установки. Люди были полны надежд на перемены к лучшему. Художники, музыканты, литераторы, скульпторы и архитекторы в своем творчестве отражали дух нового времени.

Сегодня мы с вами поговорим о трех архитектурных стилях, характерных для первой половины двадцатого века.

Промышленная революция шла полным ходом во всей Европе. В ответ на всеобщую унификацию возник стиль модерн: плавный, изящный, изысканный. Художники этого направления старались создавать уникальные вещи, предназначенные исключительно для красоты и радости. У модерна много названий: ар-нуво во Франции, югендстиль в Германии, либерти в Италии, modern style (современный стиль) в Англии. Временной период модерна — примерно с 1890 по 1910 годы.

Отличительная особенность стиля — отказ от классических прямых линий и углов в пользу более плавных, «природных» линий и декоративных элементов неорусского или необарочного стиля. Архитектура модерна уверенно использует новые технологии и материалы — металл, бетон, железобетон. В это время появилась возможность строить многоэтажные здания, увеличить размер оконных проемов, арок и дверей. Архитекторы нового стиля уделяли большое внимание комфорту: дома оснащались лифтами и центральным отоплением. Ярким примером модернистской конструкции может служить Эйфелева Башня в Париже, созданная в 1889 году.

В России стиль модерн был представлен, в первую очередь, работами архитектора Федора Осиповича Шехтеля. Две его самые известные работы — особняк Рябушинского на Малой Никитской в Москве и здание Ярославского вокзала.

Особняк Рябушинского сочетает в себе причудливые элементы мавританского стиля и английской готики. Разноуровневые окна двухэтажного здания создают эффект многоэтажности. Главным украшением интерьера здания считается парадная лестница из белого мрамора, выполненная в виде волны.

Среди петербуржских памятников модерна можно выделить Дом компании Зингер, он же Дом Книги, где сейчас находится офис Вконтакте, а также гостиница Астория и Витебский вокзал. В Москве, кроме уже упомянутых зданий авторства Шехтеля, можно выделить ЦУМ, гостиницу Метрополь и особняк Листа.

Наряду с модерном, в российской архитектуре присутствовали также стили неоклассицизм и новорусский стиль, последний считается одним из ответвлений модерна. Именно в этом стиле выполнен Ярославский вокзал.

После революции художники русского авангарда, в частности, архитекторы, провозглашают новое искусство для нового времени. В этот период создаются экспериментальные проекты, в частности, Шуховская башня на Шаболовке авторства Владимира Григорьевича Шухова.

Лидирующим стилем в архитектуре становится конструктивизм. Для него были характерны, в противовес модерну, четкость и строгость линий и монолитность внешнего облика зданий. На первый план выходит конструктивная основа зданий — железобетонный каркас. У конструктивизма было свое ответвление, функционализм. В его основе лежит научный анализ особенности функционирования зданий. Именно в рамках этого стиля появляются характерные дома той эпохи — дворцы труда, рабочие клубы и дома-комунны.

Архитекторы конструктивизма боролись за то, чтобы принцип работы не превратился в стиль. Они увлекались идеями французского архитектора Ле Корбюзье, который был ярким представителем функционального стиля. Так, Дворец культуры Зил по проекту братьев Весниных был построен по пяти принципам Ле Корбюзье: опоры-столбы вместо массивов стен, свободная планировка, свободное оформление фасада, удлиненные окна и плоская крыша. Здание подчеркнуто геометрично.

Еще одно известное произведение тех времен — работа архитектора Алексея Викторовича Щусева, мавзолей Ленина на Красной площади. Здание было возведено из железобетона, облицовано гранитом и лабрадоритом. Это постройка объединила в себе черты конструктивизма и ар-деко, сменившего и модерн, и конструктивизм.

Начиная с 30-х годов прошлого века властный интерес к архитектуре конструктивизма угасает, и на арену выходит стиль, надолго закрепившийся в России — сталинский.

Этот стиль характеризуется монументальностью, порой граничащей с гигантоманией, жесткими стандартами и техниками постройки. В зданиях сталинской эпохи нашли свое отражение и неоклассицизм, и ар-деко, и стиль империи — ампир. Как и в классизме, здесь использовались архитектурные ордеры и скульптуры в оформлении зданий. Дома украшались барельефами с изображением трудящихся, а также символов советского времени — звезд, серпов, молотов и венков. В оформлении общественных интерьеров использовались мрамор, бронза, лепнина и ценные породы дерева.

Элементы стиля ар-деко мы можем видеть в оформлении станций Московского метро, например, Маяковской, Аэропорта, Сокола и Кропоткинской. Знаменитые сталинские высотки также относятся к стилю послевоенного советского ар-деко.

Элементы стиля ампир — портик и парадная фасадная композиция — использовались при создании главного входа в Парк Горького и главного павильона ВДНХ.

В архитектуре второй половины двадцатого века тоже были свои шедевры, оказавшие значительное влияние на облик российских городов. Об этом мы поговорим в следующих материалах.

история, описание, стили и направления

Архитектура США своей четырехвековой историей демонстрирует широкий спектр стилей и форм. Черты сегодняшнего американского строительства формировались под воздействием многих внутренних и внешних факторов, представляя собой в итоге богатую инновационную и эклектичную традицию. Прежде чем современная архитектура США достигла своей инженерной, технологической и дизайнерской индивидуальности, ей предшествовал длительный период проектов, следовавших образцам европейского зодчества.

Прогресс технологий и материалов

Когда европейцы обосновались в Северной Америке, они принесли свои архитектурные традиции и строительные технологии. Примерами этого являются самые старые здания Америки. Строительство зависело от имеющихся ресурсов. Древесина и кирпич являлись наиболее распространенными материалами для возведения зданий Новой Англии, Средней Атлантики, южного побережья. Так было до конца девятнадцатого века, пока архитектура США не претерпела значительных внешних изменений, которые поначалу были восприняты общественностью как довольно странные и безобразные.

Архитектура 19 века в Америке

Динамика техногенного времени требовала новых архитектурных форм. Однако прежние материалы и методы не позволяли строить чрезвычайно высокие здания. После десяти или двенадцати этажей конструкция кирпичной кладки достигает максимально возможной высоты, поскольку она сталкивается с проблемами сжатия и действия боковой силы ветра. На помощь пришла технология строительства промышленных зданий, где несущей структурой являлся металл, а большую часть стен для лучшего освещения занимало стекло. Так появилась новейшая технология строительства 20 века, результатом которой стало возникновение в архитектуре США небоскреба. Этот метод позволил сооружать конструкции разнообразных форм и размеров фактически на основе сварного металла. Но прежде чем новая технология трансформировала внешний облик строений и навсегда изменила представление людей об архитектуре, строительство в Соединенных Штатах прошло непростой эволюционный путь.

Зодчество новой нации

В 18 веке на смену испанской, французской и английской колониальной архитектуре в США пришел георгианский стиль, который использовался для строительства домов зажиточных владельцев плантаций и богатых городских торговцев. В зданиях церквей основными чертами георгианского стиля была оштукатуренная кирпичная или каменная кладка и единственный шпиль, который находится у входа. Американские архитекторы этого периода упорно следовали канонам Старого Света.

Георгианский стиль находился на пике моды в Англии и Северной Америке, когда в 1776 году члены Континентального конгресса опубликовали Декларацию о независимости тринадцати колоний. После долгой и беспокойной войны Парижским договором 1783 года была утверждена новая республика - Соединенные Штаты Америки. Несмотря на то что это был политический разрыв с английским обществом и государством, влияние георгианского стиля на строительный дизайн продолжалось.

Типичная для Америки 18 века постройка в Георгианском стиле

Но молодая республика развивалась, общественные и коммерческие потребности росли параллельно территориальному расширению. С года провозглашения Декларации - 1776 - и по начало 19 века архитектура США стремилась подчеркнуть политическую, экономическую и культурную независимость государства новыми формами в строительстве правительственных, религиозных и образовательных зданий.

Федеральный стиль

В 1780 годах архитектурные формы в Соединенных Штатах начали отходить от стандартов георгианского стиля, и появился совершенно уникальный американский жанр американского строительного дизайна — федеральный стиль. В оформлении новых строений административных и деловых учреждений применялись классические колонны, купола, фронтоны по примеру древнего Рима и Греции. Подобные архитектурные элементы, строгие классические формы символизировали рождение новой демократической нации.

Massachusetts State House, федеральный стиль

Федеральный стиль особенно был популярен вдоль побережья Атлантики с 1780 по 1830 год. Некоторые известные примеры:

  • Massachusetts State House 1798 года архитектора Чарльза Балфинча, Штат Массачусетс.
  • Жилые дома на площади Луисбург в квартале Бикон Хилл в Бостоне архитектора Чарльза Балфинча.
  • Гамильтон-Холл — дом Джона Гардинера-Пингри 1805 года в Салеме штата Массачусетс, архитектор Самуэль Макинтир.
  • Старая ратуша в Салеме штата Массачусетс 1816 – 1817 годов.

Архитектура США 19 века, помимо федерального стиля, отмечена еще двумя популярными направлениями, которые являлись возрожденным зодчеством давних исторических эпох, а также большим количеством смешанных направлений.

Американская неоготика

С 1840 годов в Соединенных Штатах стал популярным неоготический стиль. Великие семьи восточного побережья имели огромные поместья и виллы, построенные в этом направлении. Американская неоготика также представлена в церковных зданиях, университетских комплексах (Йельский, Гарвардский). В Нью-Йорке находится прекрасный образец американской готики, элегантный синтез Кельнского собора и Нотр-Дам-де-Пари — кафедральный храм Св. Патрика 1888 года, который является историческим памятником архитектуры США. Проект и постройку этого крупнейшего в Америке готического собора возглавлял Джеймс Ренквик. Этому же архитектору принадлежит и возведение Смитсоновского института в Вашингтоне округа Колумбия. Другим заметным неоготическим зодчим в Соединенных Штатах считался Ричард Апджон, который специализировался на строительстве сельских церквей на северо-востоке страны, его главная работа — Троицкая церковь в Нью-Йорке.

поместье Lyndhurst в неоготическом стиле США

Стиль пользовался успехом и потому просуществовал в архитектуре США до начала 20-го века, его элементы можно наблюдать в дизайне некоторых небоскребов Чикаго и Нью-Йорка. Самые характерные образцы американской неоготики:

  • жилой дом Lyndhurst 1838-1865 года постройки архитектора Александра Джексона Дэвиса в Тарритауне, Нью-Йорк;
  • надгробье Джеймса Монро, установленное в 1858 году на Голливудском кладбище в Ричмонде, Вирджиния;
  • государственная тюрьма, построенная в 1867-1876 годы в штате Западная Вирджиния в Мундсвилле, архитектор Джеймс Ренвик;
  • собор Св. Патрика, возведенный в 1885-1888 годы, Нью-Йорк, архитектор Джеймс Ренвик;
  • пример коллегиальной готики — университет Оклахомы 1912 года, архитектора Эванса Холлса.

Древнегреческое возрождение

Строгий и очень симметричный дизайн греческого стиля привлекал внимание американских архитекторов еще в первой половине XIX века. Правительство молодого государства, свободного от британского контроля, было убеждено, что Америка станет новыми Афинами, то есть демократической страной. Архитектор Латроуб с учениками Уильямом Стриклендом и Робертом Миллсом получили правительственный заказ на строительство, подобное греческой архитектуре, нескольких банков и церквей в больших городах, таких как Филадельфия, Балтимор и Вашингтон в округе Колумбия. Также в разных городах страны были построены несколько Капитолиев не в римском, а греческом стиле, например, в Роли Северной Каролины или Индианаполисе Индианы. Эти конструкции с простыми фасадами, непрерывными карнизами и отсутствием куполов создают впечатление строгой организованности, аскетизма и особого величия зданий. Другие примеры греческого стиля в истории архитектуры США:

  • Здание Нью-Йоркской таможни (Первый федеральный таможенный дом), законченный в 1842 году в Нью-Йорке по проекту Джеймса Ренвика.
  • Капитолий штата Огайо в Колумбусе 1861 года архитектора Генри Уолтера.
  • The Rosicrucian Fellowship Temple (храм Братства Розенкрейцеров), построенный в 1920 году в Океансайде штата Калифорния, разработанный Лестером Крамером.
Церковь Братства Розенкрейцеров в древнегреческом стиле

Позолоченный век и конец 1800 годов

После американской гражданской войны и до рубежа 20-го века появилось множество всевозможных стилей в архитектуре США. Эти движения можно классифицировать как поздний викторианский период, стиль королевы Анны, Shingle style (черепичный стиль), Stick style — вариант неоготики, воплотившейся в деревянном зодчестве. Все эти тенденции назывались «викторианцами» из-за их схожести с европейскими архитектурными направлениями времен позднего британского периода королевы Виктории. Наиболее влиятельными американскими зодчими этого периода можно назвать Ричарда Морриса Ханта, Фрэнка Фернесса, Генри Хобсона Ричардсона.

В тот американский период безудержного богатства и роскоши промышленные и коммерческие магнаты заказывали особняки, воспроизводящие европейские дворцы в стиле Ренессанса. Таким примером служит Biltmore Estate (поместье Билтмор) рядом с Эшвиллем в Северной Каролине. Оно выстроено архитектором Ричардом Моррисом Хантом для Джорджа Вашингтона Вандербильта в стиле Шато периода французского Возрождения по подобию Шато-де-Блуа, французского королевского замка. Поместье площадью 16 622,8 кв. метра по сей день является самым большим частным особняком в Соединенных Штатах.

Предпосылки появления небоскребов

В конце девятнадцатого века в Соединенных Штатах все здания можно было разделить на два типа по их назначению. С одной стороны, это постройки для жилых и гражданских целей, которые, как правило, отражали архитектуру и стили прошлого с применением традиционного декора. С другой стороны, были утилитарные конструкции, такие как фабрики, мастерские, элеваторы, в которых очень непринужденно и неприглядно использовались современные материалы, стальные балки, листовое стекло. Однако такие здания не попадали в категорию эстетической архитектуры и чаще проектировались инженерами и строителями, а не архитекторами.

Развитие современной архитектуры в США в значительной степени можно рассматривать как адаптацию такого рода функционального здания и его повсеместное применение для других целей, кроме промышленных или хозяйственных. Современные архитекторы начали применять эти новые материалы не только из-за практических качеств, они сознательно использовали их эстетические возможности. Например, с помощью стекла в большей мере открывалось внешнее пространство стен. Потеряла свою актуальность и каменная и кирпичная кладка, поскольку на смену прежним несущим конструкциям из этих материалов пришли стальные балки.

Основополагающей предпосылкой современной архитектуры стало то, что внешний вид здания должен демонстрировать гармонию материалов и формы. Такой подход часто приводил к эффектам, которые выглядели странно с традиционной точки зрения, но именно по этой причине они стали признаками современной архитектуры США и Европы.

Первые небоскребы

Самым известным архитектурным новшеством в Соединенных Штатах стали skyscrapers - современные многоэтажные здания, получившие также название office towers (офисные башни). Подобное строительство сделали возможным несколько технических достижений. В 1853 году Элиша Отис изобрел первый безопасный лифт, который не позволял кабине сползать вниз по валу в случае поломки подвесного кабеля. Лифты давали возможность увеличить этажность зданий.

Страховой Дом Чикаго (1885) - первая технология небоскребов

Конкурс 1868 года определил дизайн шестиэтажного здания New York City Equitable Life Building, который стал первым коммерческим зданием, использующим лифт. Строительство началось в 1873 году. За ним последовали другие проекты корпоративной архитектуры США. На протяжении нескольких десятилетий американские высокоэтажки сочетали консервативные элементы декора с техническими новшествами.

Вскоре многоэтажное строительство столкнулось с новой инженерной проблемой. Несущие каменные стены выдерживали нагрузку, не превышающую 20-этажной высоты. Кульминацией такого строительства является здание Monadnock (1891) от компании Burnham & Root в Чикаго. Нашел решение этой проблемы в 1884 году инженер Уильям ЛеБарон Дженни (William LeBaron Jenney), знаменитый тем, что стал архитектором первого в мире небоскреба, и которого называют отцом американских skyscrapers. Он применил вместо каменной стены металлическую опорную раму в строительстве десятиэтажного Страхового дома Чикаго 1885 года. Эта технология привела к возникновению небоскреба в архитектуре США. Архитекторы, следуя разработкам Дженни, стали применять тонкий, но прочный металлический каркас вместо кирпичной несущей стены, уменьшив тем самым общий вес здания на две трети.

Еще одна особенность, которая благодаря новой инженерной разработке стала привычной в архитектуре США 20 века: поскольку внешние стены больше не несли вес здания, их пространство вместо кирпича заняли огромные окна. Так появился первый небоскреб, в котором листовое стекло занимало большую часть внешней поверхности стен. Этот новый дизайн впервые появился в Чикагском Reliance Building, разработанном Чарльзом Б. Этвудом и E. Шенклендом в 1890-1895 году. Некоторые из самых изящных ранних башен были спроектированы Луи Салливаном, первым великим современным архитектором Америки.

"Вулворт-Билдинг"

Архитектура 20 века в США отмечена многочисленным возведением skyscrapers. Одним из ранних культурно значимых небоскребов стал Woolworth Building 1913 года в Нью-Йорке, построенный выдающимся американским архитектором Кассом Гилбертом по заказу крупного предпринимателя Фрэнка Вулворта. Подняв предыдущие технологии на новый уровень, талантливый зодчий спроектировал конструкцию 57-этажного здания высотой 233 метра, в итоге завершенное здание достигло 241 м. Фрэнк Вулворт был поклонником готических соборов, и Касс Гилберт спроектировал для его торгового центра офисную башню с неоготическим дизайном. До 1930 года Вулворт-Билдинг оставался самым высоким в мире зданием. На сегодняшний день конструкция остается одной из 100 высочайших офисных башен Соединенных Штатов, а также входит в тридцатку самых больших небоскребов Нью-Йорка. С 1966 года Woolworth Building считается национальной исторической достопримечательностью и знаковым ориентиром города.

Крыша Вулворь-Билдинга

Небоскребы — объекты строительной конкуренции

За "Вулворт-Билдингом" последовало несколько выдающихся конструкций, конкурировавших за звание высочайшего небоскреба или выдающегося дизайна и ставших символом многоэтажной Америки.

40 Wall Street, известный с 1996 года как Trump Building, является 72-этажным неоготическим небоскребом Нью-Йорка, построенным в качестве штаб-квартиры фирмы «Манхэттен». Строительство длилось 11 месяцев и завершилось в 1930 году. Высота всех этажей Трамп-билдинга — 255 м, вместе со шпилем здание возвышается на 282,5 м. Небоскреб в течение непродолжительного времени после Woolworth Building являлся самым высоким строением мира, но этот титул у него забрала офисная башня Крайслер-Билдинг, ставшая культовой в эстетике архитектуры США.

Описание и фото не передают в полной мере оригинального дизайна Chrysler Building, нью-йоркского небоскреба в стиле ар-деко, расположеного на Манхэттене. "Крайслер-Билдинг" спроектирован архитектором Уильямом Ван Аленом в качестве корпоративной штаб-квартиры по заказу Уолтера Крайслера, главы крупнейшей компании Chrysler. Вместе с оригинальной крышей и антенным шпилем 77-этажное здание достигло 318,9 м и превысило все предшествующие постройки.

Однако через 11 месяцев этот рекорд побила башня Empire State Building. Когда небоскреб Chrysler Building был закончен, отзывы о дизайне конструкции, слишком продвинутой по тем временам, были более чем неоднозначными: некоторые считали, что здание неоригинальное, другие, что оно выглядит безумно, были и те, кто воспринимал его культовым и самым модернистским. Теперь "Крайслер-Билдинг" является классикой, образцом архитектурного стиля ар-деко, и в 2007 году башня заняла девятое место в списке любимой архитектуры США.

Крайслер-Билдинг небоскреб в стиле Art Deco

В описании Эмпайр-Стейт-Билдинга необходимо упомянуть, что небоскреб является символом штата и города Нью-Йорк. Его название происходит от «Empire State», одного из прозвищ штата, принятого еще в 19 веке. Башня признана культурной иконой Америки, была представлена в более чем 250 телевизионных шоу и фильмах, начиная с выхода фильма «Кинг-Конг» в 1933 году. Empire State Building с его интерьером первого этажа был определен Комиссией по сохранению памятников Нью-Йорка в качестве ориентира города. Американским обществом инженеров-строителей здание было названо одним из семи чудес современного мира. С 1986 года этот небоскреб причислен к Национальным историческим памятникам, а в 2007 году он занял первое место в списке избранных строений Американского института архитекторов. Empire State Building — это 102-этажный небоскреб в стиле ар-деко, построенный группой архитекторов в 1931 году. Общая высота здания, включая антенну — 443,2 м. По состоянию на 2017 год здание является пятым самым высоким завершенным небоскребом в Соединенных Штатах и 28-м среди высочайших в мире. Это также 6-я самая высокая автономная структура в Северной и Южной Америке.

Эмпайр-стейт-Билдинг символ Нью-Йорка

Современные инновации в интернациональном стиле

До начала Второй мировой войны в Соединенные Штаты эмигрировало немало европейских архитекторов, которые привезли идеи того, что в дальнейшем будет называться интернациональным стилем. Это направление распространилось по всему миру и до 1970-х годов было доминирующим в массовом строительстве. Большинство приемов и элементов дизайна International Style стало характерным для архитектуры США 21 века. Стилю свойственно использование легких промышленных материалов и повторяющихся модульных форм. Усиливается акцент на объеме и упрощенной форме при отказе от орнамента и цвета, используются плоские монотонные поверхности, обычно чередующиеся со стеклом.

В 1952 был закончен нью-йоркский небоскреб Lever House в центре Манхэттена. Построенный в Интернациональном стиле, он не отличался особой высотой, достигнув 94 м. Но здание, спроектированное Гордоном Буншаутом и Натали де Блуа, стало передовым, поскольку в нем реализовался новый подход к равномерному остеклению внешней поверхности здания. Эта техника утвердится в строительстве текущего столетия, архитектуре 21 века в США и по всему миру. Стремление к увеличенной площади окна достигло в Lever House логического завершения: весь фасад здания состоит из сплошных окон. Стекло и тонкие полоски металла на внешней оболочке конструкции — инновационная технология строительства середины прошлого века стала совершенно привычным дизайном сегодня.

Малое пригородное строительство

Если говорить о жилой архитектуре Соединенных Штатов, то с появлением электрических трамваев по внутреннему кольцу вокруг больших городов начало развиваться коттеджное строительство. Первый ажиотаж пригородной застройки начался в середине 1890-х и продлился до конца 1930 годов. Основная масса частных домов появлялась вблизи трамвайных и железнодорожных дорог, как единственного транспорта, сообщающегося с городом. Строительный бум этого периода привел к появлению новой формы дома, так называемого американского квадрата или американской четверки. Это простые по форме и дизайну здания в один или два этажа, часто включающие деревянные элементы ручной работы.

Первые коттеджные поселки образовали вокруг городов Соединенных Штатов внутренние пригороды, также называемые застройками первого кольца. Они являются наиболее старыми густонаселенными общинами пригородных областей со своей значительной и богатой историей. Большинство внутренних частных застроек имеют общую границу с главным мегаполисом и развиваются возле автомобильных, железных дорог, трамвайных линий, исходящих от города, или на паромных терминалах и вдоль водных границ.

Начало второй волны пригородной застройки в США пришлось на середину прошлого столетия. Билль о правах 1944 года и федеральное решение о правительственном кредите позволило сделать персональный дом достижимым жильем для заемщиков даже с низки доходами. Это существенно изменило архитектурный пригородный ландшафт. Кредиты, обеспеченные правительством, сделали мечту о доме и автомобиле очень доступной для многих граждан. В стране началось глобальное возведение коттеджных поселений с благоустроенной и комфортной, но стандартной однотипной архитектурой. Подобные монотонные жилые зоны стали привычной особенностью пейзажа Соединенных Штатов и отражают сейчас малобюджетную застройку.

В конце 20 века появилось направление для частного жилищного строительства, названное новой классической архитектурой. В отличие от малобюджетных коттеджей, в строительстве неоклассических особняков выдержан идеал пропорций, материалов и методов традиционной архитектуры прежних стилей и направлений. В 21 столетии подобное строительство получило небывалую популярность и в который раз изменило архитектурный пейзаж американского пригорода.

Стили современной архитектуры / Блог архитектора

Модернизм в архитектуре

Движение в архитектуре двадцатого века, переломное по содержанию, связанное с решительным обновлением форм и конструкций, отказом от стилей прошлого. Охватывает период с начала 1900-х годов и по 1970-е1980-е годы (в Европе)...

Читать статью о модернизме

_________________________________________________________________________________________

Функционализм в архитектуре

Функционализм направление в архитектуре XX века, требующее строгого соответствия зданий и сооружений протекающим в них производственным и бытовым процессам (функциям). Функционализм возник в Германии (школа Баухауз) и Нидерландах (Якобс Йоханнес Ауд) в начале XX века как один из основных элементов более общего понятия "модернизм"...

(Читать далее...)

_________________________________________________________________________________________

Хай-тек в архитектуре

Хай-тек (англ. hi-tech, от high technology высокие технологии) стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в Великобритании в среде позднего модернизма в 1970-х, нашедший широкое применение в 1980-х, актуальный и сегодня...

(Читать далее...)

_________________________________________________________________________________________

Био-тек в архитектуре

Био-тек (bio-tech) направление вархитектуре, которое, впротивоположность хай-теку, обращается некэлементам конструктивизма и кубизма, акприродным биоморфным формам...

(Читать далее...)

_________________________________________________________________________________________

Барнхаус (barn house)

Барнхаус стиль архитектуры, который зародился в Америке и Европе. Название его происходит от английского слова "Barn", что означает амбар, сарай. Как понятно из названия, суть стиля заключается в переделке старых амбаров и сараев в жилые дома.

Читать статью о барнхаусе

_________________________________________________________________________________________

Органическая архитектура

Органическая архитектура течение архитектурной мысли, впервые сформулированное Луисом Салливеном на основе положений эволюционной биологии в 1890-е гг. и нашедшее наиболее полное воплощение в трудах его последователя Фрэнка Ллойда Райта в 1920-е - 1950-е гг...

(Читать далее...)

_________________________________________________________________________________________

Постмодернизм в архитектуре

 

Постмодернизм вернул в архитектуру утраченную образность, которая и делала из различных структур произведения искусства. Постмодернисты пытались внести в архитектурные произведения и фантазию, и различные образные ассоциации, и выдумку. Постмодернизм, в отличии от общепринятого интернационального стиля, обратился к уникальности окружающего мира, индивидуальным особенностям пейзажей, используя при этом последние успехи строительной индустрии...

Читать статью о постмодернизме

 

 

 

Архитектура 20 века в России :: Архитектурно-строительное бюро «idCraft»

Если говорить об архитектуре 20 века в России коротко, то это господство нескольких стилей, которые сменялись один за другим под влиянием политических, экономических и социальных факторов. Помимо русской классики, основные направления в архитектуре 20 века в самом его начале — это модерн, эклектика, неоклассицизм.

Развитие промышленного капитализма, несомненно, отразилось и на архитектуре, в начале века стали появляться новые архитектурные типы сооружений — заводы и фабрики, доходные дома, банки, магазины, вокзалы, о чем свидетельствуют различные презентации, посвященные российской архитектуре 20 века.

В начале 20 века русские архитекторы решили отойти от исторических стилей прошлого, поняв, что дальнейшее следование им заведет архитектуру в тупик, что стили архитектуры 20 века должны быть иными. Начался поиск новых форм и творческих решений. На смену русской классике пришел модерн, который можно назвать господствующим стилем российской архитектуры в начале 20 века. В презентации творений знаменитого Ф.О. Шехтеля просматриваются яркие примеры архитектурных сооружений в стиле модерн . Для русского модерна типичными являются асимметричность строений, многочисленные балконы, эркеры, фасады различного характера, виражные окна, материалы отделки разной фактуры. Именно в модерне нашли свое отражение современные достижения архитектуры.

Неоклассицизм — направление, в котором продолжаются традиции классического русского стиля. На его развитие оказало влияние ослабление монархии, поражение России в войне с Японией, назревающие революционные тенденции. Основные идеи и формы неоклассицизм почерпнул из великого античного искусства Греции и Рима, традиций классической архитектуры 18 и 19 столетий.

Архитектура 20 века в России в послереволюционный период — это поиск новых архитектурных форм для новой страны. Основные стили в данный отрезок времени — рационализм и авангардизм, а позднее, в сталинский период — тоталитарная эстетика, характерной чертой которой являлись монументальные формы и жесткая стандартизация.

В послевоенные годы основной задачей было восстановление разрушенных войной городов, поэтому строительство стало главнейшим направлением народного хозяйства. Сталинскую архитектуру заменил функциональный стиль, типовое строительство, которое сохраняло свои тенденции вплоть до распада СССР. Характерными чертами архитектуры 20 века в России ближе к концу столетия можно считать заимствование западных образцов строительства, футуристические проекты, сочетание традиций прошлого с новыми идеями и формами.

Архитектура 19-20 веков в России переживала непростой период: отходящая от веяния европейской моды и вырабатывающая свой собственный стиль, она претерпевала значительные изменения, и многие зодчие нашей страны экспериментировали с формами, объемами, различными элементами.

Историки называют стиль, преобладавший в России на рубеже 19-20 веков, «псевдорусским». Столь замысловатое название появилось из-за возрождения интереса к древнерусским архитектурным элементам. Псевдорусским стиль архитектуры конца 19 — начала 20 века называют именно потому, что представление в чистом виде зодчества древнерусского времени считалось невозможным — наследие 17—18 веков изобиловало элементами античной архитектуры: греческой, византийской и пр. Именно поэтому архитектура начала 20 века в России включала в себя различные направления наряду с традиционными русскими элементами, создавая тем самым неповторимые стили.

Архитектура рубежа 19—20 веков в России в основном характеризуется русско-византийским стилем. Именно в то время русские зодчие стали применять византийские архитектурные элементы во время создания монументальных, важных зданий. Впрочем, именно из Византии пришли проекты величайших российских храмов, которые в итоге стали традиционными в нашей стране.

Большой вклад в архитектуру на рубеже 19—20 веков внес Константин Андреевич Тон. Он спроектировал Храм Христа Спасителя и Большой Кремлевский дворец. Его основная работа протекала гораздо раньше, однако именно Тон стал основателем русско-византийского стиля, так популярного на рубеже 19—20 веков.

Архитектура начала 20 века в России также известна неорусским стилем. Он характеризуется монументальной простотой, которая присутствовала в древних новгородских и псковских памятниках. Свое основное применение данный стиль нашел в Санкт-Петербурге при возведении церковных построек.

Русская архитектура начала 20 века известна такими именами, как Владимир Покровский, Степан Кричинский, Андрей Аплаксин, Герман Гримм, Александр Лишневский, Александр Фомин, Владимир Щуко и пр.

Архитектура конца 19 — начала 20 века сделала огромный рывок и отошла от привычной монументальности, постепенно приближаясь к лаконичному модерну. В данный период был построен особняк С.П. Рябушинского, Ярославский вокзал в Москве и другие шедевры мирового зодчества.

На заре двадцатого столетия в России большое внимание уделялось «неорусскому стилю», который нашел выражение в церковных сооружениях Германа Гримма, Владимира Покровского и других архитекторов 19-20 века. Помимо этого направления, известные архитекторы 20 века отдавали предпочтение эклектике, модерну, неоклассицизму и другим стилям.

В стиле модерн работал Федор Шехтель, большую известность ему принес проект особняка С. П. Рябушинского, строительство которого было завершено в 1900 году. Это сооружение расположено на Малой Никитской улице в Москве. В «неорусском стиле» архитектор выполнил также Ярославский вокзал в столице и ряд других объектов.

Архитекторы 20 века в России также тяготели к неоклассицизму. В этом стиле работали многие архитекторы начала 20 века, среди них — Владимир Щуко. Его творения — доходные дома по Каменноостровскому проспекту в Петербурге, возведенные в 1910 году.

К числу известных архитекторов 20 века в России обязательно нужно отнести Ивана Фомина. В начале творческого пути он трудился в стиле модерн, а затем перешел к неоклассицизму. В стиле русского классицизма мастер построил дом-дворец Половцева в Петербурге.

Советская Россия

В послереволюционной России архитекторы 20 века находились в поиске новых форм. В авангардном стиле в этот период работал Владимир Татлин, создавший проект Башни Татлина.

В 1920-е годы в стране царил конструктивизм. Яркими его примерами являются работы архитекторов 20 века братьев Весниных. Вслед за данным направлением развитие получил рационализм. Его основоположником стал Аполлинарий Красовский.

Среди советских архитекторов 20 века особое место занимает Алексей Щусев, в числе проектов которого — Мавзолей Ленина. Направление «Сталинская архитектура» представлено произведениями Бориса Иофана, Льва Руднева и других специалистов.

Вторая половина века примечательна проектами Виктора Лагутенко, создателя первых типовых жилых зданий. В период правления Хрущева выдающимся архитектурным объектом стала Останкинская телебашня Николая Никитина.

Архитектура 20-х годов 20 века не знала кризиса, как, например, живопись того времени, хоть и развивалась в сложный период между двумя мировыми войнами. А с появившимися в то время новыми строительными технологиями и материалами практика архитектуры интенсивными темпами формировала новые стили.

Архитектуру 20-30-х годов принято считать современной. Ее главные принципы сводились к рациональности и функциональности сооружений, причем вычурность стилей 18—19 веков была недопустима. В результате главным атрибутом архитектуры 20-х годов стала простота форм и чистота цвета. Так появился авангардистский стиль — рационализм. В то же время широкую известность получило направление конструктивизма. Основным отличием между этими двумя течениями был вопрос о психологическом восприятии человеком архитектуры, на котором настаивали идеологи рационализма. Однако лидирующим и более развитым архитектурным стилем стал все же конструктивизм. Основоположниками рационализма в России стали А. К. Красовский, Н. А. Ладовский. Идеологами российского конструктивизма были братья Веснины, М. Я. Гинзбург, А. В. Щусев. Выдающимися архитекторами, завоевавшими мировое признание именно в 20-30-х годах 20 века, были Ле Корбюзье, Л. Мис ван дер Роэ и В. Гропиус.

Следует отметить, что архитектура 20-х годов 20 века славится одним из своих главных достижений — решением проблемы жилья, особенно это касается домов-небоскребов, поскольку настоящий бум их строительства пришелся как раз на этот период и увенчался постройкой нескольких высотных зданий. В России же первый проект строительства небоскреба, Дворца Советов, стартовал в 1937 году, но так и не был осуществлен, поскольку был прерван начавшейся войной.

Архитектура 20-30-х годов 20 века характеризовалась отказом от старых форм и поиском новых архитектурных стилей. В это время было построено множество зданий, украшающих современные города по сей день. Итак, какие памятники архитектуры 20 века были созданы в эти годы в России? Прежде всего, это Мавзолей Ленина на Красной Площади, а также Дом Моссельпрома, здание Наркомзема, кинотетр Родина и пр.

Архитектуру Петербурга 20 века можно считать поистине произведением искусства. Непревзойденные городские ансамбли, великолепные мосты, старинные гранитные набережные создали неповторимый облик прекрасного города. Следует отдать дань лучшим архитекторам конца 19 — начала 20 века за их огромный талант и удивительную любовь к городу. Благодаря таким архитекторам, как А.Д. Захаров, К.А. Тон, К И. Росси, Г.Н. Булдаков, Санкт-Петербург известен во всем мире своими уникальными памятниками архитектуры, являющимися объектами всемирного культурного наследия.

Но все же 20 век внес в архитектуру СПб свои коррективы, поскольку Отечественная война не могла не сказаться на внешнем виде города. Разрушительная сила нанесла ущерб множеству памятников культуры, но, к счастью, работы по их защите и восстановлению были проведены слаженно. Архитекторы СПб по крупицам собирали и восстанавливали здания городских ансамблей, пострадавшие за время войны и оккупации, однако многие сооружения, скульптуры и элементы декоративного оформления были утрачены навсегда. Над послевоенным воссозданием города работали выдающиеся архитекторы 20 века — А.И. Гегелло, И.И. Фомин, В.А. Каменский, построившие временную Триумфальную арку для встречи возвращавшихся с фронта частей гарнизона и воссоздавшие иные памятники искусства; Н.В. Баранов и А.И. Наумов, разработавшие Новый Генеральный план восстановления и развития Петербурга; Е.И. Катонин, О.И. Руднев, П.С. Волков, спроектировавшие великолепные городские парки в честь одержанных во время Великой Отечественной войны побед. Благодаря труду и упорству рабочих, промышленность страны была возвращена на прежний уровень, появились новые отрасли промышленности, строительные технологии, материалы. Поэтому в период индустриального строительства задачей архитекторов СПб стала активная застройка новых территорий города, увеличившая общую площадь жилого фонда. Мастера продолжали создавать из жилых домов шедевры вплоть до конца 20 века.

Архитектура 20 века в Санкт-Петербурге — лицо нашего города, подлинно великолепное лицо. И это неудивительно, поскольку красивейшие городские ансамбли возводили лучшие архитекторы СПб конца 19 — начала 20 века.

Современная архитектура России: стили, новые тенденции

Архитектура отражает мироощущение определенного временного периода. Поэтому многие исторические эпохи связаны с появлением новых стилей и направлений в зодчестве. Современный этап развития архитектуры характеризуется многообразием и эклектичностью. Однако в общепринятом представлении зодчество XXI века – это стекло, бетон, минимализм и хай-тек. Мы изложили материал о современной архитектуре России, ее особенностях и стилях.

архитектура 21 века россия

Проблемы периодизации

Понятие современности растяжимое, кто-то считает, что весь XX век – это уже «наше время», кто-то сильно сокращает этот промежуток. В целом исследователи начинают отмерять новый период в развитии архитектуры в связи со сменой стилевой парадигмы. Отправной точкой здесь служит развитие модернизма в архитектуре. Это направление ознаменовало собой XX век, но к 70-80-м годам он себя исчерпал, тогда на смену приходят новые стили. Поэтому современная архитектура – это зодчество последней четверти XX века и начала XXI века. В России эта периодизация претерпевает определенные корректировки. Так как в нашей стране не развитие модернизма сыграло важную роль в становлении архитектуры, а социально-политические процессы. Уже сложилась традиция считать, что современная архитектура России начинается с момента распада Советского Союза.

архитектура 21 века

Стили

Современное зодчество существует в диалоге с модернизмом. Считается, что есть два больших направления: это неомодернизм или поздний модернизм, который стремится развить принципы этого направления, и постмодернизм, который направлен на переосмысление нового времени и переработку принципов модернизма. Так как модернизм в целом был глобалистским течением, то современная архитектура во многом утрачивала национальные черты. Но не всех зодчих это устраивало. В результате появилось еще одно направление, получившее название регионализм. Он стремится соединить современные архитектурные принципы с национальными традициями. Однако все эти направления имеют скорее идеологические различия, чем формальные. Поэтому искусствоведы и исследователи говорят о таких стилях, как хай-тек в архитектуре, конструктивизм, минимализм, органическая или эко архитектура, деконструктивизм, китч. Особенности современного состояния зодчества заключаются в том, что творцы могут обращаться и к стилям прошлого, обыгрывая и переосмысляя их.

современная архитектура городов россии

Тенденции

Разнообразие и прорыв в развитии строительных технологий приводят к тому, что архитектура 21 века не укладывается в единые рамки. Она многолика и тенденции в ней разнонаправленные. Но все-таки есть устойчивые векторы ее развития. Первым таким направлением является рост функциональности. Современный человек хочет жить не только в красивом, но и обязательно удобном здании. Еще одним важным трендом является обязательное гармоничное сочетание здания с окружающим ландшафтом. Кроме того, здания должны быть энергосберегающими, экологичными. Таким образом, главные тренды связаны не с формой, а с функциями. Но есть и собственно архитектурные тенденции. В первую очередь это устремление вверх - высотное строительство во всем мире набирает популярность. Еще один тренд – это простота. Чистая геометрия линий, конструктивность, лаконичность – всего этого достаточно, чтобы создать современное здание. Архитектура должна сохранять воздух и свет – это еще одна важнейшая тенденция современного зодчества.

современная архитектура россии

Российская реальность

После перестройки в России начинается строительный бум. И архитекторы вместе с заказчиками решили срочно воплотить все мечты. Этот период характеризуется дикими архитектурными и градостроительными решениями. Позже страна начинает искать свое место в мировом зодчестве, примеряет к себе мировые тенденции. Но до конца проблемы 90-х годов современная архитектура России не преодолела. Все еще в городах страны строят много зданий, не соответствующих никаким актуальным трендам. Новые дома часто плохо сочетаются с существующим городским окружением, не отвечают требованиям энергосбережения. Основная проблема российской архитектуры – это низкое качество образования. Учебные программы в профильных вузах отстают от реальности на 5, а то и 10 лет. Поэтому в Россию часто приглашают зарубежных архитекторов. Они, конечно, привносят свежую струю в отрасль, но чаще всего привозят проекты, которые не создавались специально для российских городов, а просто не были реализованы в других местах. Это разрушает национальные архитектурные традиции, делает города одинаковыми, безликими.

Авторская и типовая архитектура

В России, как и во всем мире, складываются две архитектурные сферы. Это авторская застройка, в этом случае архитекторы создают авторские проекты для конкретных мест и заказчиков. Такие работы представляют на конкурсах, в них творцы могут реализовать свои творческие задумки. И типовая застройка, когда авторы создают универсальный проект без привязки к месту. Главное в таких проектах соблюсти все технические и функциональные требования. Второй вид зодчества в советское время был совершенно лишен творческого начала, сегодня картина начинает меняться. Архитектура типового жилья в современной России сегодня становится комплексной. Часто у автора нет возможности просто проектировать дом, он должен продумывать весь комплекс инфраструктуры вокруг: парковку, благоустройство территории, социальные объекты. Зодчие предлагают решения, которые отвечают требованиям времени. Массовое жилье теперь тоже должно быть не только функциональным, но и красивым.

архитектура типового жилья в современной россии

Стили российской архитектуры

Зодчие России всегда стремились сохранять свою национальную специфику. Но XX век был веком глобализации, и региональные особенности уходили на второй план либо вообще исчезали. Но современный этап развития архитектуры вновь делает актуальными индивидуальные черты зданий. Зодчие стремятся создавать заметные, запоминающиеся дома. При этом они используют разные решения. Сегодня можно говорить, что стили современной архитектуры в России в целом укладываются в мировые тенденции. Но общество в целом отрицательно относится к появлению в старых частях городов ультрасовременных зданий. Примером может послужить общественная ситуация, складывавшаяся вокруг Охта-центра в Петербурге, который должен был нарушить историческую перспективу города. Поэтому сегодня в России сосуществуют новейшие стили: хай-тек, минимализм, деконструктивизм, и исторические, «большие» стили: классицизм, ар-деко и другие. Хотя эти стили все-таки уже не являются чистыми, а становятся базой для осмысления и игры архитекторов. Поэтому основной стиль российской архитектуры – это эклектика.

хай тек в архитектуре

Тенденции развития российской архитектуры

Исследователи подтверждают, что в отечественном зодчестве есть две тенденции. С одной стороны, архитекторы равняются на Запад и черпают оттуда идеи для вдохновения. С другой, стараются продолжать традиции русской зодчества, сохранять привычные национальные приемы и формы. Также специалисты отмечают такие тенденции современной архитектуры России, как рост высотности. Теперь уже никого не удивляют 25-этажные дома, которые еще недавно воспринимались как небоскребы, которым не место в российских городах. Особая тенденция отечественного зодчества – это боязнь ультрасовременных форм, заказчики не готовы вкладывать большие деньги в авангардную архитектуру. Например, знаменитый новатор сэр Норман Фостер спроектировал для российских заказчиков более 10 зданий, но реализовать ни одного не удалось. Сегодня только современная архитектура Москвы понемногу начинает приближаться к мировым стандартам и трендам, но все равно еще в совсем небольших объемах.

современная архитектура москвы

Российские авторы

Сегодня в отечественной архитектуре немало имен, которые хорошо известны специалистам по конкурсам и выставкам. Но обычные люди вряд ли назовут хотя бы одного современного российского автора. А архитектуру 21 века делать молодым. К их числу относятся:

  1. Александр Цимайло и Николай Ляшенко, работающие в собственном бюро. На их счету несколько частных домов в современном стиле и здание «Ордынского тупика» в Москве.
  2. Николай Белоусов, архитектор, работающий с деревом и сохраняющий традиции национального зодчества.
  3. Александр Гликман, который сочетает принципы палладианской архитектуры с современными тенденциями.
  4. Дмитрий Долгой, представитель стиля ар-деко. Он работает только с жилой архитектурой и создает полностью авторские проекты.

Кроме этого, молодого поколения отечественную архитектуру продолжают создавать такие классики, как Юрий Григорян, Евгений Асс, Алексей Муратов, Михаил Хазанов и другие.

Зарубежные архитекторы в России

Еще с древних времен на Руси была традиция приглашать иностранных зодчих для возведения различных сооружений. Мы помним, что немало зданий, которым мы гордимся как русским наследием были возведены иностранцами. Поэтому и современная архитектура России не обходится без "варягов". Самыми заметными иностранными зодчими современности стали:

  • Заха Хадид, ее бюро реализует сейчас проект застройки Рублево-Архангельского;
  • английское бюро LDA создали проект застройки острова Октябрьский в Калининграде;
  • испанец Рикардо Бофилл выиграл конкурс на реновацию проспекта Вернадского в Москве.

Столичная и региональная архитектура

Сегодня современная архитектура – это выбор больших, богатых городов страны. Причина заключается в том, что обычно для реализации проектов в современных стилях нужна смелость и большие бюджеты, а у провинциальных городов чаще всего нет ни того, ни другого. Показательным является проект "Москва-сити", который не потянул бы ни один другой город. Поэтому современная архитектура городов России – это либо однообразные типовые проекты, либо что-то в традиционных стилях.

About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *