Назначение бульдозер: Бульдозер — Википедия – Бульдозеры. Назначение и область применение бульдозеров.

Бульдозер — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 июля 2016; проверки требуют 26 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 июля 2016; проверки требуют 26 правок. Бульдозер ДЗ-29 (Д-535) на базе трактора ДТ-75. Бульдозер ДЗ-53 (Д-492А) с механическим (канатно-блочным) управлением отвала на базе трактора Т-100. Бульдозер ТМ-10.

Бульдо́зер — самоходная землеройная машина, представляющая собой гусеничный или колёсный трактор, тягач и тому подобное с навесным рабочим органом — криволинейным в сечении отвалом (щитом), расположенным вне базы ходовой части машины.

Служит для послойного копания, планировки и перемещения (на расстояние 10 — 200 метров) грунтов, полезных ископаемых, дорожно-строительных и других материалов при строительстве и ремонте дорог, каналов, гидротехнических и тому подобных сооружений. Также бульдозер применяется при разработке россыпей, на отвалах, при рекультивации, в качестве вспомогательной машины на карьерах. Кроме того, бульдозер используют при строительстве и ремонте дорог, а также как толкач (например, при заполнении самоходных и прицепных скреперов) и тому подобное.

Слово «бульдозер» появилось в конце XIX века — оно относилось к любой силе, способной сдвинуть большую массу. В 1923 году появился именно первый бульдозер — огромная и шумная машина. Они были сделаны на базе тракторов путём монтажа спереди металлического щита; в отличие от бульдозера, тракторы появились намного раньше, в XIX веке, и были паровыми. Так, в Англии уже в 1830-х годах локомобили работали на сельхозработах (даже тогдашние несовершенные тракторы могли соперничать с 15-30 лошадьми каждый). Во второй половине XIX века на полях Великобритании работало уже около двух тысяч таких машин.

  • с неповоротным отвалом, установленным перпендикулярно продольной оси базовой машины;
  • с поворотным отвалом, который в горизонтальной плоскости можно устанавливать под углом в обе стороны от продольной оси машины или перпендикулярно к ней;
  • универсальные с отвалом из двух шарнирно сочленённых половин, устанавливаемых в горизонтальной плоскости под различными углами к продольной оси машины или перпендикулярно к ней (путепрокладчик).

Отвалы всех типов бульдозеров оснащаются механизмами с гидравлическим, механическим (канатно-блочным) или электромеханическим приводом для подъёма—опускания, поворотов в плане, перекосов в поперечной плоскости, наклона вперёд-назад по ходу. Бульдозеры снабжаются сменным оборудованием (рыхлителями, откосниками, уширителями, открылками и другими), расширяющим область их применения и повышающим эффективность на отдельных работах.

  • длина отвала — до 5500 мм
  • масса отвала — до 32 т
  • размеры отвала: ширина — до 7400 мм, высота — до 3250 мм
  • высота с козырьком — 2300 мм
  • подъём отвала — 1780 мм
  • заглубление отвала — 800 мм
  • расстояние перемещения породы — до 200 м
  • мощность двигателя — до 603 кВт
  • масса — до 155 тонн
  • послойное срезание и копание, разравнивание, планировка, перемещение горных пород, грунта, сыпучих материалов
  • снятие плодородного поверхностного слоя грунта при подготовке строительных площадок
  • перемещение грунта в зону действия одноковшового экскаватора при погрузке его в транспортное средство или отвал
  • разработка неглубоких каналов с транспортированием грунта в отвал
  • зачистка пологих откосов
  • сооружение насыпей из резервов
  • планировочные работы при зачистке оснований под фундаменты зданий и сооружений и планировке площадей и трасс
  • устройство и ремонт подъездных дорог, устройство въездов на насыпи и выездов из выемок
  • разработка грунта на косогорах
  • обратная засыпка траншей и пазух фундаментов
  • разравнивание грунта в отвалах
  • перемещение сыпучих материалов
  • подготовительные работы для валки отдельных деревьев, срезки кустарника, корчевка пней, удаление камней, расчистка поверхностей от мусора и снега
  • вскрышные работы
  • использование в качестве толкачей (например, скреперов) и тягачей
  • отвал
  • толкающая рама
  • механизм управления
  • рыхлительные зубья, откосники, уширители, открылки (дополнительное оборудование)

Назначение и классификация бульдозеров|Строительство дорог и транспорт. Охрана труда.

Бульдозер – землеройная машина, состоящая из базового тягача (трактора) и бульдозерного (навесного) оборудования, предназначенного, в общем случае, для резания и перемещения грунта и планировки разрабатываемой поверхности.
Назначение бульдозеров:
- разработка и перемещение грунта, гравия, щебня и других материалов на небольшие расстояния 60 ? 80 м – для гусеничных и 100 ? 150 – для колесных;
- засыпка ям, котлованов, впадин, рвов, траншей и т.п.;
- планировка площадей и разравнивание грунта;
- возведение насыпей, зачистка откосов, дамб, плотин, земляного полотна и т.п.;
- штабелевка нерудных строительных материалов;
- выемка грунта из котлованов под фундаменты;
- расчистка участков трасс от кустарника и мелколесья, мелких пней и малых камней;
- расчистка дорожного полотна, трасс и площадок от снега.
Бульдозеры классифицируют по: назначению, массе и мощности, силе тяги базовой машины и типу движетеля, отдельным конструктивным признакам; системе управления рабочим органом. 

По назначению бульдозеры делятся на бульдозеры общего назначения, приспособленные для выполнения разнообразных землеройно-планировочных и строительных работ в различных грунтовых условиях, и на бульдозеры специального назначения, которые предназначаются для определенных видов работ (например, для прокладки дорог, чистки снега, сгребания торфа).
По мощности двигателя и номинальному тяговому усилию бульдозеры классифицируются на:

 

Типы  N, кВт (л.с.)Тн, кН 
 Малогабаритные До 15 (20) До 25
 Легкие 15,5-60 (21-80) 26-75
 Средние 60-108 (81-147) 80-145
 Тяжелые 110-220 (150-300) 150-300
 Сверхтяжелые >220 (>300) >300

 

По типу движетеля базовой машины бульдозеры разделяются на гусеничные и колесные. Колесные бульдозеры создаются на базе колесных тракторов, колесных тягачей, автомобилей и специализированных самоходных машин (автогрейдеров и др.).
По размещению рабочего органа бульдозерного оборудования на базовой машине различают бульдозеры с передним и задним расположением отвала.
По типу механизма управления бульдозеры разделяются на бульдозеры с гидравлическим, канатным и смешанным управлением. В бульдозерах с гидравлическим управлением отвал внедряется в грунт принудительно за счет усилий гидросистемы. Эти усилия могут достичь 40 % и более от общего веса трактора. При гидравлическом управлении отвалу могут быть заданы четыре положения: подъем, принудительное опускание, плавающее положение и фиксированное положение.

Бульдозер, виды, типы, классы, его рабочее оборудование

Бульдозер, виды, типы, классы, его рабочее оборудование, применение и характеристики.

 

 

Бульдозер – это самоходная гусеничная или колесная машина с рабочим оборудованием, которое срезает, перемещает и распределяет материал за счет движения машины вперед либо с навесным оборудованием, используемым для реализации напорного или тягового усилия.

 

Бульдозер

Типы, виды и классы бульдозеров

Отвал бульдозера – основное рабочее оборудование

Рыхлитель и прочее вспомогательное рабочее оборудование бульдозера

Параметры бульдозера

Применение бульдозера

Технические характеристики бульдозера Т-130

Другая дорожно-строительная техника: асфальтоукладчик, бульдозер, грейдер, скрепер

 

Бульдозер:

Бульдозер – это самоходная гусеничная или колесная машина с рабочим оборудованием, которое срезает, перемещает и распределяет материал за счет движения машины вперед либо с навесным оборудованием, используемым для реализации напорного или тягового усилия.

Бульдозер – самоходная землеройная машина, представляющая собой гусеничный или колёсный трактор, тягач и тому подобное транспортное средство.

Бульдозер – самоходная гусеничная или колесная (или иная) машина, оснащенная с фронта навесным рабочим органом – отвалом (щитом), которая режет, перемещает и распределяет материал при движении вперед. Отвал является основным рабочим органом бульдозера, который отличает его от других типов дорожно-строительной техники. С помощью отвала производится перемещение сыпучих грузов, а также вскрышные и планировочные работы.

Главными составными частями бульдозера являются базовый трактор и рабочее оборудование. При установке на бульдозер с тыльной части базовой машины рыхлительного оборудования (рыхлителя) получают исполнение бульдозера-рыхлителя.

Первоначально слово «бульдозер», появившееся в конце XIX века, относилось к любой силе, способной сдвинуть большую массу. Впоследствии – в начале XX века данный термин закрепился за трактором, оснащенным спереди металлическим щитом.

 

Типы, виды и классы бульдозеров:

Бульдозеры классифицируют по назначению, типу ходового устройства, конструкции рабочего оборудования, тяговому классу базового трактора, типу системы управления.

По назначению различают бульдозеры общестроительного назначения и специальные бульдозеры. Первые представляют собой бульдозеры для выполнения основных видов землеройно-транспортных и вспомогательных работ в различных грунтовых и климатических условиях. К специальным бульдозерам относятся, например, различные инженерные военные машины, тягачи, толкачи, подземные и подводные модели, т.е. они предназначены для выполнения работ в специфических грунтовых условиях или технологических условиях.

По типу ходового устройства бульдозеры бывают гусеничные или колесные бульдозеры в зависимости от типа исполнения базовой машины.

Широкое применение получили гусеничные бульдозеры благодаря их высокой проходимости на различных типах грунтов (в т.ч. в болотах, песках и пр.), высокой мощности и высоким тягово-сцепным свойствам. Они обеспечивают минимальное давление на грунт. Однако перемещение их по дорогам с асфальтовым покрытием требует использования специальной техники – трала.

Колесные бульдозеры отличаются высокой мобильностью и возможностью самостоятельного перемещения на длинные расстояния по дорогам с асфальтовым покрытием. Они могут быть использованы в основном на площадках с твердым основанием.

По тяговому классу, который означает номинальную силу тяги базового трактора, различают следующие бульдозеры:

малогабаритные бульдозеры (сила тяги до 0,9 т, мощность 18,5-37 кВт),

легкие

бульдозеры (сила тяги 1,4-4 т, мощность 37-96 кВт),

тяжелые бульдозеры (сила тяги 6-15 т, мощность 103-154 кВт),

сверхтяжелые бульдозеры (сила тяги 50-100 т, мощность 510-880 кВт).

По конструкции рабочего оборудования различают бульдозеры:

– с неповоротным отвалом,

– с поворотным отвалом,

– с гидроперекосом,

– с отвалом из двух шарнирно сочленённых половин,

– с рыхлителем.

По типу системы управления отвалом различают бульдозеры:

– с гидравлическим управлением,

– с механическим (канатно-блочным) управлением.

 

Отвал бульдозера – основное рабочее оборудование:

Отвал – это навесное оборудование для бульдозеров, автогрейдеров, погрузчиков, тракторов и автомобилей, используемое для разработки грунтов, снегоуборочных и других работ. В отличие от ковшей, отвалы не пригодны для погрузки грунта на транспортные средства.

Отвал бульдозера представляет собой тяжелую металлическую пластину, устанавливаемую на передней части базовой машины (трактора, колесной машины и пр.), которая используется для толкания предметов и засыпания грунта, песка, почвы, снега и иных сыпучих материалов.

Отвал бульдозера – это основное рабочее оборудование бульдозера.

Вдоль нижней кромки отвала прикрепляются ножи либо зубья. По бокам к отвалу могут привариваться т.н. «щёки» (боковые пластины), предназначенные для препятствования рассыпанию перемещаемого материала.

Отвалы всех типов бульдозеров оснащаются механизмами с гидравлическим, механическим (канатно-блочным) или электромеханическим приводом для подъёма-опускания отвала, поворотов в плане, перекосов в поперечной плоскости, наклона вперёд-назад по ходу. Отвалы крепятся к тяговой машине с помощью рамы (толкающего устройства).

Объем грунта, который может перемещаться перед бульдозерным отвалом, называется призмой волочения. Ее можно вычислить математически с помощью ширины (длины) и высоты отвала. При этом криволинейная часть отвала не учитывается.

Производительность бульдозера определяется характеристиками отвала – соотношением величины максимального тягового усилия бульдозера к длине ножа отвала и его разновидностью. Последняя в свою очередь также определяет направление использования бульдозера и его использование в тех или иных производственных операциях.

Чем больше значение соотношения тягового усилия бульдозера к длине ножа отвала, тем более прочные грунты может разрабатывать бульдозер.

Бульдозерные отвалы обычно бывают нескольких разновидностей:

– неповоротный,

– поворотный,

– с гидроперекосом,

– отвал из двух шарнирно сочленённых половин.

Неповоротный бульдозерный отвал устанавливается перпендикулярно продольной оси базовой машины. Соответственно изменить угол поворота отвала в горизонтальной плоскости от оси продольной базовой машины у такого бульдозера невозможно.

У поворотного бульдозерного отвала с рабочего места оператора можно изменить угол его поворота в обе стороны от продольной оси машины (в горизонтальной плоскости) или перпендикулярно к ней.

У бульдозерного отвала с гидроперекосом (или с дистанционным изменением угла резания) с рабочего места оператора изменяется его положение относительно вертикальной плоскости. Данный отвал предназначен  для планировочных работ, в основном применяется в дорожном строительстве. Гидроперекос может устанавливаться как на неповоротные, так и поворотные отвалы.

У отвала, состоящего из двух шарнирно сочленённых половин, каждая половина устанавливается под различными углами к продольной оси базовой машины (в горизонтальной плоскости) или перпендикулярно к ней. Такой отвал предназначен для различных дорожных и землеройных работ.

Отвалы также бывают сферическими, полусферическими и прямыми. Отдельно можно выделить сигма отвал.

Прямой отвал внешне представляет собой прямую или несколько изогнутую пластину. Прямой отвал используется для проведения вскрышных работ.

Сферический отвал состоит из трех пластин: одной центральной и двух боковых, приваренных к центральной пластине под углом таким образом, что контур отвала образуется подобие окружности (сферы). Это позволяет при выполнении рабочих операций смещать грунт к центру отвала и обеспечивает малый процент потери перемещаемого материала. Используется данный тип отвала для перемещения сыпучих материалов.

Полусферический отвал аналогичен сферическому, только угол крепления боковых пластин больше и боковые пластины имеют меньшие размеры по сравнению с центральной пластиной. Данный тип отвала является универсальным. Он не только используется для перемещения сыпучих материалов, но также для работы с плотными грунтами, планировочных и вскрышных работ.

Сигма-отвал назван так потому, что его очертание напоминает греческую букву «сигма» – Σ. Его центральная часть легко внедряется в грунт, а форма краев препятствует просыпанию материалов. Он предназначен для проведения вскрышных работ и для работы с плотными грунтами.

Кроме того существует масса специфических отвалов:

– корчеватели,

– буферные,

– угольные,

– рекультивационные,

– торфяные,

– отвал для разминирования минных полей,

– и другие.

Корчеватель предназначен для удаления пней, мелколесья, кустарников с корневой системой, скрытых древесных остатков и валунных камней.

Буферный отвал имеет особую конструкцию. Он представляет собой разновидность прямого неповоротного отвала с резиновыми амортизаторами, поглощающие механические удары при толкании прицепных скреперов.

Рекультивационный отвал предназначен для снятия плодородного слоя земли. По сравнению с другими отвалами он имеют большую ширину (длину).

Угольный и торфяной отвалы предназначены для работы с данными типами материалов. Торфяной отвал оснащается системой гидроперекоса и является разновидность прямого неповоротного отвала. Угольный отвал также оснащается системой гидроперекоса и является разновидностью сферического отвала с увеличенной площадью.

 

Рыхлитель и прочее вспомогательное рабочее оборудование бульдозера:

Рыхлитель – длинное, похожее на коготь устройство, устанавливаемое на задней части бульдозера и предназначенное для рыхления тяжёлых, каменистых и мёрзлых грунтов.

Рыхлительное оборудование устанавливается не только на бульдозера, но и во многих случаях также на тягачи и автогрейдеры.

Рыхлитель может быть выполнен в виде одного устройства (зубы) либо в группах из 2 и более устройств (зубьев).

Различаются рыхлители общего и специального назначения. У первых глубина рыхления составляет до 100 см. Вторые предназначены для более глубокого рыхления.

Бульдозеры снабжаются и другим сменным рабочим оборудованием (откосниками, уширителями, открылками и другими), расширяющим область их применения и повышающим эффективность на отдельных работах.

 

Параметры бульдозера:

К основным параметрам качества бульдозера относят следующие показатели:

– тяговый класс базового тягача (трактора), кН (тс),

– конструктивная масса, т,

– максимальное тяговое усилие при общей эксплуатационной массе, кН

(тс),

– мощность двигателя, кВт (л. с.),

– длина отвала, мм,

– высота отвала, мм,

– подъем отвала над опорной поверхностью, мм,

– опускание отвала ниже опорной поверхности, мм,

– объем призмы волочения,

– угол резания, (°),

– угол поперечного перекоса отвала, (°),

– угол поворота отвала в плане, (°),

– скорость, км/ч: вперед/назад,

– тип трансмиссии,

– тип управления рабочими органами,

– максимальная глубина рыхления, мм,

– ширина захвата рыхлителя, мм,

– число зубьев, шт.,

– тип крепления зуба,

– тип амортизатора,

– допустимая разность скоростей при толкании, км/ч,

– ход амортизатора, мм,

– наличие устройства для запуска двигателя при отрицательных температурах,

– число видов дополнительного рабочего оборудования, шт.,

– конструктивная масса рабочего оборудования, т,

– вместимость топливного бака, л.,

– наработка на отказ, моточас,

– установленная безотказная наработка, моточас,

– установленный ресурс до первого капитального ремонта, моточас,

– удельная суммарная оперативная трудоемкость технических обслуживаний, чел·ч/моточас,

– оперативная трудоемкость ежесменного технического обслуживания,

– удельная масса, т/тс,

– удельный расход топлива, г/м3 • м,

– удельный расход рабочей жидкости, г/моточас,

– усилия на органах управления, Н: на рычагах и на педалях,

– уровень вибрации, дБ: сиденья машиниста, пола кабины и на органах управления,

– уровень шума, дБА: на рабочем месте машиниста и в рабочей зоне бульдозера,

– температура на рабочем мес­те машиниста, °С,

– внутренние размеры кабины, мм,

– уровень загазованности на ра­бочем месте машиниста, мг/м3,

– уровень запыленности на ра­бочем месте машиниста, мг/м3,

– обзорность, рад,

 

Применение бульдозера:

– послойное срезание и копание, разравнивание и планировка грунта,

– послойное срезание и копание полезных ископаемых и иных материалов,

– снятие плодородного поверхностного слоя земли,

– перемещение горных пород, грунта, сыпучих и иных материалов,

– штабелирование горных пород, грунта, сыпучих и иных материалов,

– сооружение насыпей,

– вскрышные работы,

– зачистка откосов,

– разработка неглубоких каналов,

– валка деревьев, срезка кустарника, корчевка пней, удаление камней,

– расчистка поверхностей от мусора и снега,

– прессование,

– обратная засыпка траншей и котлованов,

– использование в качестве толкачей (например, скреперов) и тягачей.

 

Технические характеристики бульдозера Т-130:

Бульдозер Т-130 выпускался с 1969 по 1988 гг. Челябинским тракторным заводом на базе гусеничного трактора Т-130 в двух модификациях: обычной и болотоходной (Т-130Б) с увеличенной площадью гусениц.

Т-130 комплектовался различным навесным оборудованием и являлся базой для многих видов спецтехники таких как: сваебои, трубоукладчики, буровые установки и для многих других.

Ниже приводятся технические характеристики трактора Т-130:

Общие характеристики:
Масса конструкционная, кг12720
Дорожный просвет, мм415
Тяговый класс10
База, мм2478
Колея, мм1880
Двигатель:
Марка двигателяД-130
Тип двигателячетырехтактный дизельный, с турбонаддувом, многотопливный
Мощность двигателя, л.с.140
Удельный расход топлива, г/кВт*ч (г/л. с. ч.)244,3 (180)
Заправочные ёмкости:
Топливный бак, л290
Система охлаждения, л60
Система смазки двигателя, л32
Бортовой редуктор (каждый), л12
Гидравлическая система, л100
Габаритные размеры трактора т-130:
Длина, мм5193
Ширина, мм2475
Высота, мм3085
Удельное давление на грунт, МПа0,05

 

Примечание: © Фото //www.pexels.com, //pixabay.com

 

карта сайта

 

Коэффициент востребованности 1 278

2. Рабочие процессы и принципы применения бульдозеров

2.1. Назначение, устройство и классификация бульдозеров

Бульдозер представляет собой землеройно-транспортную машину, состоящую из базовой машины, которой обычно бывает гусеничный трактор мощностью до 450 кВт или колесный двухосный тягач мощностью до 600 кВт, и навесного бульдозерного оборудова­ния (Рис. 2.1). Последнее на базовой машине может быть как основ­ным, так и вспомогательным.

Рис. 2.1. Бульдозер-рыхлитель с неповоротным отвалом

Бульдозерное оборудование состоит из отвала 1 с ножом 2, толкающих брусьев или толкающей рамы 3, подкосов 4, звеньев наклона 5 и гидроцилиндров подъема и опускания отвала 6.

Бульдозеры получили широкое применение в строительстве. В настоящее время их примерно столько же, сколько и экскаваторов. От общего объема земляных работ, выполняемых в строительстве, на долю бульдозеров приходится около 35-40 %. Их широко применяют во всех видах строительства и особенно в дорожном, мелиоративном, ирригационном строительстве, а также в карьерах горно-рудной про­мышленности. Ими производят планировочные работы, устройство ав­тодорожных и железнодорожных насыпей из боковых резервов, транс­портировку грунта на расстояние до 100 м, рытье каналов и котло­ванов, засыпку траншей и ям, очистку дорог и строительных площа­док от снега, валку деревьев и корчевку пней. Иногда их использу­ют в качестве толкачей при работе со скреперами.

Бульдозер является машиной цикличного действия. Цикл его работы слагается из операции рабочего хода, при которой происходит резание и транспортирование грунта к месту его укладки в сооружение или в грунтовый отвал, и операции холостого хода при возвращении бульдозера в забой.

Бульдозеры классифицируют по: назначению; силе тяги базовой машины; мощности силовой установки; типу двигателя; конструктивным признакам; системе управления отвалом.

По назначению бульдозеры делят на бульдозеры общего назначения, приспособленные для ведения разнообразных работ в различных грунтовых условиях, и на бульдозеры специального назначения.

По номинальному тяговому усилию бульдозеры бывают:

малогабаритные - с тяговым усилием до 25 кН;

легкие - 25...135 кН;

средние - 135...200 кН;

тяжелые - 200...300 кН;

сверхтяжелые - более 300 кН.

По мощности двигателей базовых машин бульдозеры делят аналогично на:

малогабаритные с мощностью менее 45 кВт;

легкие - 45...120 кВт;

средние - 120...150 кВт;

тяжелые - 150...225 кВт;

сверхтяжелые - более 225 кВт.

В зависимости от типа движителей различаются бульдозеры колесные, созданные на базе колесных тягачей, и гусеничные, базовой машиной которых является гусеничный трактор.

По конструктивным признакам различаются бульдозеры, имеющие рабочее оборудование впереди и сзади базовой машины и неповоротный и поворотный в горизонтальной плоскости отвал. По системе привода отвала различают бульдозеры с гидравлическим и канатным управлением. Первое, в последнее время, получает преимущественное применение и позволяет как поднимать и опускать отвал, так и принудительно врезаться в грунт, передавая на отвал нагрузку, составляющую до 40 % веса базовой машины.

НАЗНАЧЕНИЕ, ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ БУЛЬДОЗЕРОВ

Бульдозер предназначен для послойного срезания, соскребания и продольного перемещения насыпного материала на относительно небольшие расстояния (до 100 м).

В горной промышленности бульдозеры используют для зачистки и выравнивания почвы забоя, концентрации горной массы в месте погрузки ее экскаватором, перемещения бутов, транспортирования горной массы на расстояние до 50 м и более (взамен скреперной доставки), для устройства и содержания дорог при безрельсовом транспорте и на других работах.

Бульдозеры хорошо зарекомендовали себя на вскрышных, добычных и отвальных работах при разработке рудных, угольных и нерудных месторождений. Они являются также основным оборудованием при разработке россыпей, подаче песков из отвалов к промывочным приборам, уборке хвостов и других работах. Из вспомогательных работ наиболее часто бульдозеры применяют на расчистке площадок от леса, удалении растительного слоя, снега, негабаритных бутов, засыпке выемок, сооружении дамб и т.д.

О характере основных горно-строительных и эксплуатационных работ, выполняемых на карьерах бульдозерами, можно судить по информации, приведенной в табл. 4.1.5.

НАЗНАЧЕНИЕ, ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ БУЛЬДОЗЕРОВ

В ряде случаев при внесении необходимых конструктивных изменений в оборудование область использования бульдозера может быть расширена.

Бульдозер (рис. 4.1.2) состоит из ходовой тележки, привода, отвала, оборудования для управления отвалом, толкающей рамы и раскосов.

НАЗНАЧЕНИЕ, ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ БУЛЬДОЗЕРОВ

Принцип работы бульдозера заключается в том, что, перемещаясь собственным ходом (обычно гусеничным), бульдозер подъезжает к требуемому месту работы, опускает отвал на почву и, перемещаясь вперед (иногда и назад), соскребает горную массу, располагающуюся перед отвалом в виде призмы волочения. Дальше бульдозер перемещает захваченную горную массу на некоторое расстояние толканием-волочением и затем разгружается, сталкивая горную массу с откоса, поднимая отвал или отходя назад. Затем бульдозер возвращается к месту заполнения отвала и рабочий цикл повторяется [2, 5].

К конструкции бульдозера, применяемого на открытых и подземных горных работах, наравне с общепринятыми для строительных работ предъявляют дополнительные требования, связанные со спецификой их эксплуатации.

Так, при зачистке почвы выработки неровности скальной породы не могут быть срезаны ножом отвала. В связи с этим отвал бульдозера, который не срезает грунт, а перемещает скальную породу толканием/волочением, должен обладать повышенной точностью управления, чтобы обходить встречающиеся неровности и принудительно прижиматься к почве выработки. В связи с необходимостью работы в тупиковых забоях и на отвалах, отвал бульдозера должен быть выдвижным и двустороннего действия (т.е. работать при перемещении вперед и назад). Для перемещения породы на сторону отвал поворачивается в процессе движения в плане на 30...60°. Конструкция бульдозера и особенно отвала должна отличаться повышенной прочностью и износостойкостью [1, 3].

Бульдозеры классифицируют:

-по способу управления отвалом: с канатным и гидравлическим управлением;

-по возможности изменения угла установки отвала в плане (50...60°): с поворотным и неповоротным отвалами;

-по возможности изменения угла резания (5...8°): с постоянным и переменным углами установки отвала;

-    по возможности перекоса отвала (3...8°): допускающие перекос в вертикальной плоскости и не допускающие его;

-по типу ходового оборудования: гусеничные и колесные;

-    по роду потребляемой энергии: с двигателями внутреннего сгорания, электро- и пневмоприводом.

В отечественной горной промышленности используют переоборудованные бульдозеры общего назначения и специально спроектированные для работы в условиях карьеров и шахт.

Бульдозеры классифицируют по ряду признаков. По способу крепления основного отвала их подразделяют на неповоротные (с неповоротным отвалом, табл. 4.1.6) и универсальные (с поворотным отвалом, табл. 4.1.7).

НАЗНАЧЕНИЕ, ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ БУЛЬДОЗЕРОВНАЗНАЧЕНИЕ, ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ БУЛЬДОЗЕРОВНАЗНАЧЕНИЕ, ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ БУЛЬДОЗЕРОВНАЗНАЧЕНИЕ, ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ БУЛЬДОЗЕРОВ

По ходовому оборудованию бульдозеры делят на гусеничные и колесные (табл. 4.1.8). В табл. 4.1.9-4.1.11 приведены показатели зарубежных бульдозеров.

НАЗНАЧЕНИЕ, ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ БУЛЬДОЗЕРОВНАЗНАЧЕНИЕ, ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ БУЛЬДОЗЕРОВНАЗНАЧЕНИЕ, ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ БУЛЬДОЗЕРОВ

  • Предыдущее: ФРЕЗЕРНЫЕ ЭКСКАВАТОРЫ
  • Следующее: ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БУЛЬДОЗЕРОВ, РЫХЛИТЕЛЕЙ И БУЛЬДОЗЕРНО-РЫХЛИТЕЛЬНЫХ АГРЕГАТОВ
Категория: ВЫЕМОЧНО-ПОГРУЗОЧНЫЕ МАШИНЫ (ЭКСКАВАТОРЫ)


Бульдозеры и их разновидности

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ


КОНСТРУКЦИИ БУЛЬДОЗЕРОВ, СКРЕПЕРОВ, ГРЕЙДЕРОВ


ГЛАВА I

НАЗНАЧЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО БУЛЬДОЗЕРОВ, СКРЕПЕРОВ, ГРЕЙДЕРОВ


§ 1.

Бульдозеры и их разновидности

Назначение. Бульдозер представляет собой самоходную землеройно-транспортную машину, предназначенную в основном для срезания планировки и перемещения на расстояние до 150 м грунтов и материалов. Виды работ, выполняемых бульдозером, описаны в §31.

Состоит бульдозер из базового трактора или тягача, впереди которого в поперечной плоскости навешен рабочий орган - отвал. Бульдозер - это машина цикличного действия: сначала осуществляется рабочий ход (разработка и перемещение грунта, засыпка траншей, срезка кустарника и т.п.), затем холостой ход (возвращение в исходное положение), после чего цикл повторяется.

При установке на бульдозер в задней части трактора рыхлителя получают бульдозер-рыхлитель. Бульдозеры-рыхлители разрабатывают грунты более высокой прочности и смерзшиеся материалы после их предварительного рыхления.

Классификация. Бульдозеры классифицируют по назначению, типу ходовой части, конструкции рабочего оборудования, форме и назначению рабочего органа, типу привода рабочего оборудования, тяговому классу базовой машины (мощности двигателя). *

По назначению различают бульдозеры общего назначения и специальные.

Бульдозеры общего назначения используют для выполнения основных видов землеройно-транспортных и вспомогательных работ на различных грунтах и в климатических условиях умеренной зоны с температурой окружающей среды ± 40 °С, холодного климата с температурой воздуха до *-60 °С, а также в условиях тропиков с температурой до 50 °С.

Специальные бульдозеры предназначены для выполнения целевых работ в специфических грунтовых или технологических условиях. Выпускают бульдозеры-путепрокладчики, используемые при прокладке дорог и путей, бульдозеры-толкачи - для работы со скреперами, трюмные бульдозеры - для штабелирования материалов и полезных ископаемых в трюмах теплоходов, подземные бульдозеры -для работы в шахтах и штольнях, подводные бульдозеры - для работы в воде.

По типу ходовой части выпускают гусеничные и колесные бульдозеры.

Гусеничный бульдозер распространен наиболее широко, так как может быть использован в тяжелых грунтовых условиях.

Колесный бульдозер применяют при работе в более легких дорожных условиях и необходимости часто перебазироваться с объекта на объект.

По конструкции рабочего оборудования различают бульдозеры с неповоротным отвалом, поворотным отвалом в плане, универсальные и бульдозеры-погрузчики.

В бульдозерах с неповоротным отвалом он установлен перпендикулярно продольной оси машины неподвижно или с небольшим угловым качанием в поперечной плоскости.

В бульдозерах с поворотным отвалом его можно поворачивать на определенный угол в обе стороны от основного положения.

Универсальные бульдозеры оборудованы шарнирно-сочлененным отвалом из двух одинаковых частей, которые могут быть установлены перпендикулярно продольной оси машины, под углом в одну сторону или под утлом в разные стороны.

Бульдозеры-погрузчики характеризуются тем, что на подъемной стреле шарнирно установлен отвал; вместо него можно навешивать грузовой ковш или другие виды сменного рабочего оборудования (например, крюк).

По форме рабочего органа различают прямой, полусферический, сферический отвалы.

 

 

 

 

Рис. I. Гусеничные бульдозеры с неповоротными отвалами: а - с жесткими толкающими брусьями, б - с шарнирными брусьями; 1 - отвал, 2 - несущая рамка, 3 - гидроцилиндр подъема-опускания отвала, 4 - рукав, 5 - подрамник, 6 - поперечная балка, 7 - толкающий брус, 8 - трактор, 9 -нож, 10 - двигатель, 11 - муфта сцепления, 12 - кабина, 13 - коробка передач, 14 - задний мост, 15 - звездочка, 16 - гусеничная тележка, 17 - гусеница, 18 - шарнир, 19 - гидрораскос, 20 - универсальный шарнир; положения отвала: I - нижнее, II - рабочее, III — транспортное

 

 

 

 

 

У прямого отвала - одинаковая форма по всей ширине. Концы полусферического отвала загнуты вперед на ширину боковых ножей. В сферическом отвале боковые секции выдвинуты вперед на V3 ширины.

По назначению отвалы подразделяют на землеройный, скальный, снежный, угольный, а также отвалы для толкания скреперов, уборки древесных отходов, мусора.

Землеройный отвал используют при разработке грунтов и насыпных материалов. Скальный отвал с лобовым листом большей толщины и усиленной металлоконструкцией предназначен для перемещения горных пород и крупнокусковых материалов. Снежный отвал, состоящий из двух половин, установленных под определенным углом один к другому, применяют при уборке снега. Угольный отвал используют при складировании материалов. Отвал для толкания скреперов усиливают в средней части толстым листом. Отвалы для уборки древесных отходов и мусора изготовляют больших размеров и снабжают прорезным козырьком.

По типу привода рабочего оборудования известны бульдозеры с гидравлическим и канатно-блочным управлением.

По классу, который означает номинальную силу тяги базового трактора, различают бульдозеры следующих видов: малогабаритные (класса до 0,9, мощностью 18,5...37 кВт), легкие (классов 1,4...4, мощностью 37...% кВт), средние (классов 6...15, мощностью 103...154 кВт), тяжелые (классов 25...35, мощностью 220...405 кВт), сверхтяжелые (классов 50... 100, мощностью 510...880 кВт).

Устройство бульдозеров. Наиболее распространены бульдозеры с неповоротным отвалом, с поворотным отвалом, бульдозеры-рыхлители, а также бульдозеры-погрузчики.

Бульдозеры с неповоротными отвалами бывают с жесткими (рис. 1, а) и шарнирными (рис. 1, б) толкающими брусьями.

Бульдозер первого типа оборудован отвалом 1, к которому жестко приварены два толкающих бруса 7, охватывающих снаружи базовый трактор 8. Брусья шарнирно установлены на поперечной балке 6, болтами прикрепленной к раме трактора. Спереди к ней также прикреплен подрамник 5, к которому шарнирно через несущую рамку 2 подвешен один гидроцилиндр 3 двойного действия. К гидроцилиндру подведены два рукава высокого давления 4, которые соединяют его с гидросистемой трактора. Она состоит из гидронасоса, гидрораспределителя, гидробака и гидролиний. Подавая давление масла, развиваемое гидронасосом, в одну полость гидроцилиндра, поднимают бульдозерный отвал, в другую - опускают его. Отвал в зоне резания грунта оборудован съемными ножами 9.

Бульдозер второго типа включает в себя прямоугольные толкающие брусья 7, которые с одной стороны шарнирно с помощью упряжных шарниров 18 связаны с тележками 16 трактора, с другой - универсальными шарнирами - с отвалом 1.

 

 

Для сохранения определенного положения и резания грунта с минимальными затратами энергии отвал с одной стороны удерживается гидрораскосом 19, с другой - жесткой тягой. Гидрораскос подсоединен к гидросистеме трактора и осуществляет перекос отвала в поперечной плоскости. Бульдозер оборудован двумя гидроцилиндрами 3 подъема - опускания, которые также связаны с гидроприводом трактора.

Гидроцилиндрами подъема - опускания 3 отвал устанавливают в нижнее I, рабочее II, транспортное III и промежуточные положения.

В качестве базовой машины может быть использован трактор, тягач или специальное шасси. Двигатель 10 трактора через муфту сцепления 11 или гидротрансформатор приводит в действие коробку

 

передач 13 и задний мост 14. Звездочки 15 передают вращение от двигателя гусеницам 17, которые перемещают всю машину вперед или назад.

Кабину 12 размещают преимущественно в задней (у тракторов типа ДТ-75Н, Т-4АП2, Т-170) или в средней (у трактора ДЭТ-250М2) части, а также впереди машины со стороны бульдозерного оборудования (у трактора Т-330).

Бульдозеры с поворотным отвалом (рис. 2) отличаются от бульдозера с неповоротным отвалом тем, что на базовый трактор 5 на упряжных шарнирах 6 крепят охватывающую раму 3. Впереди рамы приварена шаровая опора, на которой установлен отвал 1, поворачивающийся налево или направо по ходу движения машины.

По краям отвала располагают толкатели 2, предназначенные для крепления его к охватывающей раме. Переставляя вручную толкатели в кронштейнах на раме, устанавливают отвал в правое положение по ходу машины, среднее или левое. В среднем положении отвала буль-

 

дозер выполняет такие же работы, как бульдозер с неповоротным отвалом, при боковых положениях отвала засыпают траншеи или очищают снег. Вертикальные перемещения отвала выполняют гидроцилиндрами подъема-опускания 4. Отвал оборудован средними 8 и крайними 7 ножами.

 

Рис. 2. Гусеничный бульдозер с поворотным отвалом;
1 — отвал, 2 — толкатель с откосом, 3 — рама, 4 — гидроцилиндр» 5 - трактор, 6 - шарнир, 7, 8 - ножи

 

 

 

Рис. 3. Бульдозер-рыхлитель:
1,7 — рамы, 2 - наконечник, 3 - зуб. 4 - рабочая балка, 5 - верхняя тяга, 6 гидроцилиндр подъема-опускания, 8 - гусеничный трактор, 9 - бульдозерное оборудование

 

 

 


Бульдозер-рыхлитель (рис. 3) характеризуется тем, что на тракторы, оборудованные бульдозером с неповоротным или поворотным отвалом, сзади навешивают гидравлический однозубый или многозубый рыхлитель. К заднему мосту базового трактора 8 крепят на шпильках опорную раму 7, на которой внизу шарнирно установлена рама 1, а вверху - тяга 5. К тягам шарнирно прикреплена рабочая балка 4 так, что образуется параллелограммный четырехзвенник.

По диагонали четырехзвенника установлены гидроцилиндры 6. В рабочей балке закреплен зуб 3 прямоугольного сечения, на конце которого установлен быстросъемный наконечник 2.

Выдвигая шток гидроцилиндра, поднимают рабочую балку и зуб в верхнее положение, втягивая шток - заглубляют рыхлитель в грунт. Благодаря параллелограммному четырехзвеннику зуб перемещается при подъеме по траектории, близкой к вертикали. На тяжелых бульдозерах-рыхлителях применяют рыхлители, у которых вместо верхней тяги устанавливают гидроцилиндры, обеспечивающие угловые перемещения рабочей балки и зуба для получения больших разрушающих усилий машин.

Бульдозер-погрузчик (рис. 4) агрегатируют с колесным трактором или шасси. На базовом тракторе 1 неподвижно закреплена рама б, представляющая собой две вертикальные наружные стойки, жестко соединенные между собой. К раме шарнирно подвешивают стрелу 2. Одна сторона стрелы поднимается и опускается в вертикальной плоскости двумя гидроцилиндрами 5, На противоположном конце стрелы на двух шарнирах прикреплена рамка, которая поворачивается относительно стрелы двумя гидроцилиндрами 3. К рамке крепят бульдозерный отвал, погрузочный ковш или другие виды сменного рабочего положения.

 

 

 

 

 

Рис. 4. Бульдозеры-погрузчики на колесном тракторе "Беларусь’’: а - с бульдозерным отвалом, б - с погрузочным ковшом; 1 - трактор, 2 -стрела, 3, 5 ~ гицроцилиндры поворота отвала и подъема-опускании, 4 - отвал, 6 - рама, 7 - погрузочный ковш

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

 

Применение бульдозеров. Для каких работ необходимы бульдозеры

Применение гусеничных бульдозеров.

Современные бульдозеры предназначены для выполнения землеройно-транспортных работ в промышленном и гидротехническом строительствах, в горнодобывающей промышленности, в мелиорации, иррагации и других отраслях. Могут использоваться в составе кранов-трубоукладчиков, погрузчиков и других агрегатов и машин, а так же в качестве буксирующего средства.

Бульдозеры могут эксплуатироваться в районах с умеренным и холодным климатом с обеспечением их работоспособности при температурах окружающего воздуха от + 45 до -50 градусов и, при соответствующем исполнении, в районах с тропическим климатом при температуре окружающего воздуха до +45 градусов.

Перейти в каталог бульдозеров

Бульдозеры распределяются по тяговому усилию:

  • на малогабаритные, с тяговым усилием до 0,6 тонны. Используются в садовых хозяйствах для перемещения небольших объёмов легкосыпучих материалов.
  • легкие, мощностью от 0,6 до 3 тонн. Основной трактор городских коммунальных служб. Используется для отчистки снега, уборки мусора, перемещения легких строительных материалов (сухой песок, мелкий щебень и т.д.). Примером служат: трактора производства МТЗ (Беларусь), ЮМЗ-6КМ.
  • средние, от 3 до 9 тонн. Используются для разработки грунтов 1-2 категории. Отчистка и планировка территории. Примером служат гусеничные трактора ДТ-75 и Т-4.
  • тяжёлые, от 9 до 35 тонн. Представляют собой основной парк бульдозерной техники. Используются в строительстве дорог, возведении насыпей, дамб, разработке природных ископаемых добываемых открытым способом, подготовке строительных площадок, отсыпки и планировки больших по объёму и площадям производственных площадок. Допускают агрегатирование рыхлителем для разработки мёрзлых и скальных грунтов 3-5 категории. Предыдущие классы машин не допускают возможности установки рыхлителя. Примером служат бульдозер т 170, бульдозер б10, бульдозер б12, ДЭТ 250.
  • сверхтяжёлые, более 35 тонн. Используются для разработки горных и скальных пород. Строительство особо крупных объектов типа Саяно-Шушенская ГЭС. Пример: Т 35, Т 800.

Тяговое усилие – это усилие, которое развивает бульдозер на крюке, который, как правило, расположен сзади. В соответствии с 3-им законом Ньютона, масса трактора всегда больше тягового усилия.

Область применения гусеничных бульдозеров.

Многофункциональные гусеничные бульдозеры применяются при тушении лесных пожаров, в строительстве трубопроводов и промышленности для возведения насыпей. При помощи гусеничных бульдозеров выполняются следующие земляные работы, к которым относятся:

  • планировка строительных площадок;
  • разравнивание насыпей после применения другой техники;
  • очистительные мероприятия по уборке мусора, снега;
  • подготовка котлованов и траншей для прокладки коммуникаций, последующее их закапывание;
  • трассирование оврагов и балок.

Современные бульдозеры на гусеничном ходу имеют ряд преимуществ, к которым относится универсальность, надежность, незначительные расходы по эксплуатации и содержанию, простой способ управления, а также отличная маневренность техники и возможность работы в любых климатических поясах и погодных условиях.

В настоящее время существует широкий выбор гусеничных бульдозеров различных габаритных размеров и мощности, которые предназначены для разных видов земельных работ. С ними вы можете ознакомиться на нашем сайте.

Перейти в каталог бульдозеров

About Author


admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о