НЕОБАРОККО — информация на портале Энциклопедия Всемирная история
НЕОБАРОККО - один из исторических стилей в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве второй трети XIX - начала XX веков.
Возник вследствие распада целостной системы европейского классицизма и формирования «архитектуры выбора». Источником форм и мотивов необарокко стал стиль европейского барокко XVII века, однако архитектура необарокко отличается более свободной трактовкой архитектурного ордера, богатым убранством фасадов, многообразием и сложностью декоративных элементов: скульптурного убранства, гротескных форм и пр. Окончательное сложение необарокко происходит в 1850-е годы.
Необарокко вошло составной частью во Второй империи стиль во Франции, «стиль Рингштрасе» в Австро-Венгрии, викторианский стиль в Великобритании. Стиль необарокко использовался для проектов крупных общественных зданий, доходных домов, культовых сооружений, реже - в частном строительстве. К ключевым памятникам стиля относятся здание Парижской оперы (1861-1875 годы, архитектор Ш. Гарнье) и комплекс Кайзерфорума в Вене (в составе дворца Хофбург; 1872-1913 годы, архитекторы Г. Земпер, К. Хазенауэр). В 1880-е годы в Англии формируется вариант необарокко, подражающий «английскому барокко» (творчество К. Рена, Дж. Ванбру, Н. Хоксмура): архитекторы Дж. Белчер, А. Б. Томас и др. Национальный стиль объединённой Италии («стиль Умберто I») соединил в себе элементы необарокко и неоренессанса [памятник Виктору Эммануилу II (1885-1911 годы, архитектор Дж. Саккони), Дворец Юстиции (1888-1910 годы, архитектор Г. Кальдерини), оба - в Риме, и др.].
В России архитектура необарокко интерпретирует формы петровского барокко и елизаветинского барокко, отличается полихромией фасадов и многообразием скульптурного и лепного декора (дворец Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге, 1847-1848 годы, архитектор А. И. Штакеншнейдер; комплекс Сандуновских бань в Москве, 1894 год, архитектор Б. В. Фрейденберг, и др.). Для изобразительного искусства необарокко характерны монументальность и торжественность композиций, использование аллегорических фигур и дополнительных декоративных элементов.
В музыке термином «необарокко» иногда обозначают использование барочной стилистики композиторами XX века. (смотрите в статье Неоклассицизм).
© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)
Необарокко - Архитектурные стили - Дизайн и архитектура растут здесь
Необарокко пришел на замену причудливому стилю барокко, соединив в себе ту же вычурность, но сделав ее менее дорогой. Это все то же украшательство, однако, уже не столь серьезное. Про этот стиль в архитектуре говорят как про фальшивый. Но, несомненно, новый барокко нельзя назвать скучным.
Необарокко в архитектуре
Стиль необарокко возник в 19 веке и обрел популярность в России, в частности, в Санкт-Петербурге. В архитектуре это направление долго не могло отвоевать место, поскольку зачастую необарокко сливался с деталями неоренессанса. В то время возникло большое количество неостилей.
Постепенно на домах начали появляться консоли, большие застекленные окна, железные проемы и косоуры лестниц. Необарокко в архитектуре начал активнее распространятся. Дома стали украшать колоннами с двойными каннелюрами, лучковыми фронтонами, фигурами богов и атлантов. Таким образом, стиль необарокко придавал зданиям изящество и, вскоре, полюбился современниками.
Дворец Белосельских-Белозерских, который был перестроен в Санкт-Петербурге, практически первым испробовал на себе новый стиль. Позднее в этом направлении построили Мариинский дворец, особняк Т.П. Дылева, доходный дом Н.П.Жеребцовой. По принципу необарокко строились частные дома, павильоны, дачи.
Подхватили течение необракко архитекторы А. П. Брюллов, А. И. Штакеншнейдер, Л. Н. Бенуа, А. И. Кракау. Таким образом, стиль необарокко в архитектуре жил вплоть до 1910-х годов.
Необарокко в интерьере
Стиль необаркко в интерьере – это, главным образом, наигранное и более легкомысленное, чем в барокко, декорирование. Внутри отделка зданий, которые были построены по принципу необарокко, обычно удивляет своей пышностью: искусные канделябры, облицовка из мрамора, деревянные панели с резьбой, покрытой позолотой и так далее.
Главным принципом этого направления является повторение элементов декора. Что касается мебели, то она не отличается скромностью и простотой. Это могут быть большие люстры, излишне вычурные диваны с изогнутыми ножками и так далее.
Необарокко в архитектуре – это смесь стилей, поэтому материалы, которые применялись, не были натуральными.
Необарокко в современном интерьере
Этот стиль в интерьере позволяет свободно смешивать материалы, классическую мебель и современные предметы декора. Фантазии нет границ.
Материалы могут быть искусственными: металлические рамки, замаскированные под дерево, синтетическая обивка мебели. Не зря необарокко называют фальшивым и дешевым стилем. Необарокко в интерьере продолжает оставаться пышным и, немного театральным.
Данный стиль легко угадать по специфической цветовой гамме. Как правило, это монохромные интерьеры. Зачастую дизайнеры используют яркую отделку стен и белую мебель, или наоборот. Приветствуется черно-белая гамма. При этом идет полное отрицание нежных пастельных тонов.
Традиционное оформление стен и потолка выполняют с помощью синтетических материалов. Источники света прекрасно смотрятся с приглушенными лампами, свечи в барочных подсвечниках с неоновой подсветкой, а классические предметы, вроде зеркал, рамок и так далее, замечательно сочетаются с традиционной лепниной.
При создании интерьера в стиле необарокко зачастую применяют большое количество аксессуаров: зеркал с оправой из пластика, статуэтки из цветного стекла, позолоченная посуда и рамки с фотографиями.
Этот стиль часто используют современные декораторы в ресторанах, кафе, ночных клубах и модных бутиков. Может потому что, само по себе оформление в стиле необарокко предает ощущение праздника.
НЕОБАРОККО • Большая российская энциклопедия
Авторы: Д. П. Шульгина

Фото Д. В. Соловьёва Необарокко. Дворец Белосельских-Белозерских в С.-Петербурге. 1847–48. Архитектор А. И. Штакеншнейдер.
НЕОБАРО́ККО, один из исторических стилей в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве 2-й трети 19 – нач. 20 вв. Возник вследствие распада целостной системы европ. классицизма и формирования «архитектуры выбора». Источником форм и мотивов Н. стал стиль европ. барокко 17 в., однако архитектура Н. отличается более свободной трактовкой архит. ордера, богатым убранством фасадов, многообразием и сложностью декоративных элементов: скульптурного убранства, гротескных форм и пр. Окончательное сложение Н. происходит в 1850-е гг. Н. вошло составной частью во Второй империи стиль во Франции, «стиль Рингштрасе» в Австро-Венгрии, викторианский стиль в Великобритании. Стиль Н. использовался для проектов крупных обществ. зданий, доходных домов, культовых сооружений, реже – в частном строительстве. К ключевым памятникам стиля относятся здание Парижской оперы (1861–75, арх. Ш. Гарнье) и комплекс Кайзерфорума в Вене (в составе дворца Хофбург; 1872–1913, архитекторы Г. Земпер, К. Хазенауэр). В 1880-е гг. в Англии формируется вариант Н., подражающий «английскому барокко» (творчество К. Рена, Дж. Ванбру, Н. Хоксмура): архитекторы Дж. Белчер, А. Б. Томас и др. Нац. стиль объединённой Италии («стиль Умберто I») соединил в себе элементы Н. и неоренессанса [памятник Виктору Эммануилу II (1885–1911, арх. Дж. Саккони), Дворец Юстиции (1888–1910, арх. Г. Кальдерини), оба – в Риме, и др.].
В России архитектура Н. интерпретирует формы петровского барокко и елизаветинского барокко, отличается полихромией фасадов и многообразием скульптурного и лепного декора (дворец Белосельских-Белозерских в С.-Петербурге, 1847–48, арх. А. И. Штакеншнейдер; комплекс Сандуновских бань в Москве, 1894, арх. Б. В. Фрейденберг, и др.). Для изобразит. иск-ва Н. характерны монументальность и торжественность композиций, использование аллегорич. фигур и дополнит. декоративных элементов.
В музыке термином «Н.» иногда обозначают использование барочной стилистики композиторами 20 в. (см. в ст. Неоклассицизм).
Немного необарокко из Петербурга: tito0107 — LiveJournal
К середине девятнадцатого века люди устали от строгих линий (нео)классицизма и ампира, и сред иных исторических стилей необарокко прочно заняло свое место в архитектуре. Думается, в Петербурге этот стиль был популярен еще и потому, что отсылал ко временам, когда город Петра переживал свою юность, именно тогда барокко властвовало в архитектуре безраздельно. Барокко петровское, аннинское, елизаветинское, да и при Екатерине оно отнюдь не сразу было вытеснено классицизмом.
Дворцовая набережная, 24. Дом Н.П. Архарова
Дом был построен во второй половине 18 в. в 1859-1860 гг., когда владельцем дома был полковник Трофимов, архитектор Г.М. Барч перестроил здание в стиле необарокко. В 1900 г. дом был надстроен еще одним этажом по проекту арх. А.А. Смирнова. При этом необарочный облик был сохранен.
Новомихайловский дворец, Дворцовая набережная, 20
Дворец смело можно назвать шедевром архитектуры необарокко. Он был построен А.И. Штакеншнейдером для великого князя Михаила (сына Николая I) в 1857—1862 годах. Здесь скорее отсылка к итальянской архитектуре 17 в. Подробнее
Дворцовая набережная, 10. Дом Н.П. Жеребцовой (Гагариной). Перестрестроен арх. Л.Ф. Фонтана в 1860-1862 гг. из здания 1798 г., возведенного по проекту Джакомо Кваренги. Подробнее
Дворцовая набережная, 8. Кантемировский дворец. Первоначально здание было построено для Д.К. Кантемира по проекту Ф.Б. Растрелли. Это была первая самостоятельная работа знаменитого архитектора. Современный облик дом получил при перестройке 1879 г. архитектором К.К. Рахау для купца И.Ф. Громова. Впрочем, здесь можно говорить лишь об отдельных элементах необарокко.
Влияние необарокко чувствуется и в зданиях начала 20 века, когда в архитектуре господствует модерн . Вот, например, особняк О.В. Серебряковой (арх. Б.И. Гиршкович, 1900-1902 г., кутузовская наб. 22, Гагаринская ул., 2):
И еще один пример необарокко в эпоху модерна (с элементами русского стиля):
Доходный дом К.А. Шрейбера, ул. Захарьевская. 41. Арх. Вильгельм ван дер Гюхт, 1906-1907
Подробнее
Необарокко — одна из форм архитектурного стиля историзм XIX века
16.08.2019
384
Время чтения: 0 минут

Необарокко продолжение стиля барокко
Стиль необарокко стал продолжением стиля барокко. Стиль сохранил большую часть принципов, однако привнёс много нового, за что и был выделен в отдельный стиль. В основном, стиль распространён в Западной и Центральной Европе.
Происхождения стиля необарокко
Барокко, в переводе с итальянского, означает причудливый или же странный. Это лучшее определения для этого стиля. Он славился отсутствием простых, незамысловатых форм и наличием бесчисленного множества сложных, непонятных решений. Эти принципы и унаследовал стиль необарокко, однако он стал не настолько вычурным и богатым. Необарокко, также, как и барокко, характеризуется огромным множеством форм, но формы претерпели серьезные изменения. Лепнина и другие декоративные элементы стали реже украшаться золотом, все меньше использовались очень дорогие материалы, такие как мрамор, гранит и другие.

Примером русского необарокко может послужить Зимний Дворец в Санкт-Петербурге. Пускай многие историки и архитекторы называют стилем этого дворца “Елизаветинское барокко”, он во многом отвечает стилю необарокко. Дворец был построен в 1762 году и изначально предполагал стиль барокко. С течением времени было принято отказаться от некоторых архитектурных элементов, что сделало его схожим со стилем необарокко. Дворец служил резиденцией для императоров России с момента строительства по 1904 год. В настоящие время дворец стал объектом культурного наследия Российской Федерации.

Все эти здания объединяет то, что они достаточно роскошно выглядят, но не являются сильно вычурными и пафосными. Это и есть основной принцип в стиле необарокко, что при достаточной “скромности” все равно присутствует ощущение роскоши.
Услуги наших дизайнеров
Стиль необарокко, как и барокко, является сложным в создании стилем. Для проектировки подобного дизайна требуется огромное количество времени и средств. Нельзя создать хороший дизайн в стиле необарокко без многолетнего опыта в дизайне. Данный стиль требует тщательного подхода и соблюдения большого количества правил. Без соблюдения этих правил общий дизайн получиться блеклым и не будет отвечать стандартам стиля. Только опытные дизайнеры смогут создать правильный дизайн здания или интерьера в стиле необарокко. Дизайнеры смогут создать план, по которому можно будет легко создавать общий дизайн. Такой план избавит от непредвиденных затрат и поможет сохранить время и деньги. Если вы хотите создать качественный дизайн, отвечающий всем стандартам стиля - вам определенно стоит воспользоваться услугами дизайнеров.
Резюме
Стиль необарокко - определенно интереснейший стиль. Этот стиль позволяет прочувствовать роскошь, не прибегая к использованию большого количества элементов. Этот стиль станет настоящей находкой для любителей роскоши, которые не хотят прибегать к сложному и замысловатому барокко. Для создания подобного стиля нужно меньше ресурсов, поэтому он становится настолько привлекательным. Если вы хотите создать роскошный интерьер, либо же целый дом - стиль необарокко определенно вам подойдет. Так же вы можете посетить страницу с проектами домов для получения более подробной информации.
Архитектурный стиль: необарокко
Необарокко получил развитие в 19 столетии и пришел на смену популярному в 17-18 веках барокко. Новому стилю также присуща ориентация на украшательство, однако оно имеет более свободные формы и является не таким вычурным.
Если вы хотите придать своему дому некой помпезности, пышности и богатства, то стиль необарокко для этого подойдет лучше всего. Архитекторы компании «BRAER СТРОЙ» готовы создать для вас настоящий шедевр, который будет выделяться своим убранством среди других домов.
Архитектурные решения
Вобрав многое из стиля барокко, необарокко предложил свободную трактовку архитектурного стиля. Именно поэтому здесь можно встретить, казалось бы, несочетаемые вещи. В домах, выполненных в необарокко, часто переплетаются грубые и утонченные элементы, сочетается аскетизм и нарочитая роскошь. В руках опытных архитекторов они смотрятся гармонично и придают зданиям свой неповторимый шарм.
Атрибутами стиля стали резные каннелированные колонны с венчающими их роскошными капителями, вычурные и пышные фасады и лестницы, фигурки атлантов и мистических существ, балкончики и эркеры, декорированные по периметру лепниной. При строительстве таких домов чаще всего используются полуокружности, овалы и прямоугольные формы. Все это придает зданиям одновременно роскошный и изящный вид.
Особенности интерьера в стиле необарокко
Пышность стиля нашла свое отражение и во внутренней отделке домов, выполненных в необарокко. Интерьер не претендует на звание скромного – его скорее можно назвать царским. Здесь активно используются многоуровневые люстры, мебель с вычурными изогнутыми ножками, мраморная облицовка, шикарные канделябры, резные деревянные панели и другие элементы декора.
Многим такой стиль может показаться избыточным, но он абсолютно не исключает наличие вкуса. Главное – это доверить работу настоящим профессионалам. Необарокко в отличие от традиционного барокко позволяет смешивать различные направления. Поэтому здесь при правильном подходе можно легко сочетать классические и современные предметы мебели и интерьера. Обязательные элементы – это различные зеркала, статуэтки, керамическая плитка в отделке.
Стиль необарокко создает ощущение праздника, поэтому скучать здесь не придется ни хозяевам, ни гостям. Если вы готовы к этому, то специалисты «BRAER СТРОЙ» с удовольствием реализуют ваши идеи. Мы подскажем интересные и необычные решения, дадим рекомендации по сочетанию тех или иных архитектурных задумок и, конечно же, не забудем про функциональность помещений. Доверьте свой будущий дом мастерам из «BRAER СТРОЙ» и жалеть вам точно не придется!
Необарокко — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Необарокко — одна из форм архитектурного стиля историзм XIX века, воспроизводившая архитектурные формы барокко.
Характеристика
Как стилистическое направление имело относительно небольшой срок существования, несколько фаз развития и различные региональные варианты. По сравнению с другими стилями эклектики, стиль необарокко отразился в архитектурной практике менее определенно и, как правило, сочетался с элементами неорококо и неоренессанса. Это объясняется тем, что оригинальный стиль барокко в искусстве Италии сложился в конце XVI — начале XVII века на основе переработки элементов архитектуры периода Высокого Возрождения начала XVI века. В других странах, например в Германии XVIII века, стиль барокко позаимствовал кое-что от поздней готики, собственного варианта маньеризма и соединялся с элементами рококо (см. Немецкое барокко). Поэтому в XIX веке необарокко (в архитектуре и в интерьерах), ориентированное на различные исторические прототипы, приобрело эклектичный характер.
В XIX веке к необарокко иногда относили творчество художников-романтиков первой половины XIX веке — Теодора Жерико, Эжена Делакруа по формальным признакам динамизма композиций, одинаково присущих и барокко Италии и Фландрии, и романтизма французского образца. При этом игнорировали идеологическую нагрузку обоих стилей, к тому же французское барокко имело короткий срок существования и официально не поддерживалось королевской властью Франции. К необарокко ошибочно относили даже английского пейзажиста Джона Констебла, хотя в Британии негативно относились к барокко как к искусству католических стран.
Наибольшее распространение стиль получил после 1880 года в США, по всей Латинской Америке и на Дальнем Востоке, Японии, Китае.
Необарокко в Российской империи
Тенденции необарокко своеобразно отразились в архитектуре Петербурга XIX века. Они связаны с ростом интереса к историческому прошлому Российской империи XVII—XVIII веков. Однако, поскольку в истории русской культуры и искусства не было этапов национального Возрождения и маньеризма, русское барокко XVIII века приняло на себя задачу предыдущих западноевропейских стилей и мало короткий и ускоренный путь развития. Даже в Петербурге, наиболее европейском городе империи, движение неостилей началось с воспроизведения или, как тогда говорили, «возобновление в прежнем виде» памятников периода «петровского барокко» и зданий «во вкусе графа Варфоломея Растрелли» (голицынское барокко, елизаветинское барокко).
Видео по теме
Ссылки
- James Stevens Curl; «Neo-Baroque.» A Dictionary of Architecture and Landscape Architecture; Oxford University Press. 2000. — Encyclopedia Encyclopedia.com