Норманская крепость стиль – Небольшой ликбез по архитектурным стилям. Часть 1: романский стиль, готика и ренессанс.

Норманская архитектура – HiSoUR История культуры

Термин Норманская архитектура используется для классификации стилей романской архитектуры, разработанной норманнами на разных землях, находящихся под их господством или влиянием в 11 и 12 веках. В частности, этот термин традиционно используется для английской романской архитектуры. Норманны ввели большое количество замков и укреплений, в том числе Норман, и в то же время монастыри, аббатства, церкви и соборы в стиле, характеризующемся обычными романскими закругленными арками (особенно над окнами и дверными проемами) и особенно массовыми пропорциями по сравнению с другими региональные вариации стиля.

происхождения
Эти романские стили возникли в Нормандии и стали широко распространены в северо-западной Европе, особенно в Англии, что способствовало значительному развитию и имеет наибольшее количество сохранившихся примеров. Примерно в это же время династия Норман правила на Сицилии, создавая отличительные вариации, включающие византийские и сарацинские влияния, которые также известны как нормандская архитектура или, альтернативно, как сицилийская романская. Изобретение арки Древнего Рима является основой всей нормандской архитектуры.

Этот термин может возникнуть у антикваров восемнадцатого века, но его использование в последовательности стилей было приписано Томасу Рикману в его работе 1817 года «Попытка различить стили английской архитектуры от завоевания до реформации, в которой использовались этикетки« Норман » , Ранний английский, украшенный и перпендикулярный ». Более инклюзивный термин romanesque использовался для романских языков на английском языке к 1715 году и был применен к архитектуре одиннадцатого и двенадцатого веков с 1819 года. Хотя Эдвард Исповедник создал Вестминстерское аббатство в романском стиле (теперь все заменены более поздними перестроениями) непосредственно перед «Покорение», которое по-прежнему считается самым ранним крупным романским зданием в Англии, не может показаться, что значительная оставшаяся романская архитектура в Британии предшествует завоеванию, хотя историки считают, что многие сохранившиеся «нормандские» элементы в зданиях, почти во всех церквях, вполне может быть на самом деле англосаксонским.

Норманская арка
Норманская арка является определяющим пунктом нормандской архитектуры. Великие арки призваны вызывать чувства благоговения и очень часто воспринимаются как вход в большие религиозные здания, такие как соборы.

Нормандия
Викинг захватчиков прибыл в устье реки Сены в 911 году, в то время, когда франки сражались верхом, а франкские лорды строили замки. В течение следующего столетия население территории уступило викингов, которые теперь назывались норманнами, приняло эти обычаи, а также христианство и язык. Норманские бароны строили лесные замки на земляных насыпях, начиная развитие замков моте-и-бейли, а также великие каменные церкви в романском стиле франков. К 950 году они строили камень. Норманны были одними из самых путешествовавших народов Европы, подвергнутых воздействию самых разнообразных культурных влияний, включая Ближний Восток, некоторые из которых стали частью их искусства и архитектуры. Они разработали план ранней христианской базилики, продольный с боковыми проходами и апсидой и западный фасад с двумя башнями, как в церкви Сен-Этьен в Кан, начатой ​​в 1067 году, которая сформировала модель для более крупных английских соборов, начиная примерно с 20 годы спустя.

Англия
В Англии нормандские дворяне и епископы имели влияние до Норманского завоевания 1066 года, а Норман влиял на позднюю англосаксонскую архитектуру. Эдвард Исповедник был воспитан в Нормандии, а в 1042 году привезли масонов для работы в Вестминстерском аббатстве, первом романском здании в Англии. В 1051 году он привел нормандских рыцарей, которые построили «мотные» замки в качестве защиты от валлийцев. После вторжения норманнов быстро построили моте-и-bailey замки, и в результате взрыва строительной деятельности были построены церкви и аббатства, а также более сложные укрепления, включая камень Нормана.

Здания показывают массовые пропорции в простых геометриях, кладка с небольшими полосами скульптуры, возможно, как слепой аркады, и концентрированные пространства столиц и круглых дверных проемов и в тимпане под аркой. «Норманская арка» – это круглая арка. Норманские молдинги вырезаны или вырезаны с геометрическим орнаментом, таким как шевронные узоры, часто называемые «зигзагообразными молдингами», вокруг арки. У крестообразных церквей часто были глубокие алтаря и квадратная башня, которая оставалась особенностью английской церковной архитектуры. Сотни приходских церквей были построены, а великие английские соборы были основаны с 1083 года.

После пожара, поврежденного Кентерберийским собором в 1174 году, норманские масоны представили новую готическую архитектуру. Около 1191 года собор Уэллса и Линкольнский собор привезли в английский готический стиль, а Норман стал все более скромным стилем провинциального здания.

Церковная архитектура
Оксфордский замок 1074: церковная башня удваивается как место убежища
Часовня Святого Иоанна (около 1087 г.), Лондонский Тауэр
Собор Дарем (с 1093 года) первым применил систему ребристых сейфов с заостренными арками
Винчестерский собор (с 1079 года)
Элийский собор (1083-1109)
Собор в Питерборо (с 1118 года)
Церковь Кильтек, Херефордшир
Церковь Святого Николая, Пирфорд, Суррей (около 1140 г.)
Southwell Minster
Святой Марии Богородицы, Иффли, Оксфордшир (1170)
St Swithun’s в Nately Scures, Хэмпшир (1175), пример одномандной апсидальной церкви Нормана.
Собор Нориджа (1096-1145)
Церковь Святого Эдварда (одиннадцатый век)
Приорат Святого Ботольфа, Колчестер
Аббатство Св. Иоанна, Колчестер
Церковь Святого Петра, Тиккот, Ратленд – Норманский алтарь

Библиография
Седдинг, Эдмунд Х. (1909) Норманская архитектура в Корнуолле: справочник по старой церковной архитектуре. С более чем 160 тарелок. Лондон: Уорд и Ко.

Военная архитектура
Белая башня (Лондонский Тауэр)
Рочестерский замок
Нориджский замок
Замок Колчестер, крупнейший норманнский замок, построенный и первый камень в Англии
Замок Хедингем, Эссекс
Внутренняя архитектура
Еврейский дом, Линкольн
Усадьба Boothby Pagnell, Линкольншир
Замок Оахам, Ратленд
Музей Зала Муйса Бери Сент Эдмундс Саффолк (c.1180)

Шотландия
Шотландия также попала под раннее нормандское влияние, с нормандскими дворянами во дворе короля Макбета около 1050 года. Его преемник Мал Колуим III сверг его с помощью Англии и Нормана, и его королева Маргарет поощрила церковь. Бенедиктинский орден основал монастырь в Данфермлине. Ее шестой и младший сын, ставший царем Давидом, построил часовню Св. Маргариты в начале XII века.

Церковная архитектура
Аббатство Данфермлин, Данфермлайн (основано около 1070 по Сент-Маргарет) ссылка на сетку NT089872
Собор Св. Андрея (около 1070) Ссылка на сетку NO516166
Часовня Св. Маргариты, Эдинбургский замок (начало 12 века) Ссылка на сетку NT252735
Приднепровская церковь Далмени (около 1130 г.) сетка № NT144775

Собор Св. Магнуса, Киркволл (около 1137 г.) Справочник по сетке HY449112
Jedburgh Abbey, Jedburgh (основано около 1138 Дэвидом I), ссылка на сетку NT650204
Церковь Св. Атериазы, справочник по лучарам (12 век) NO455215
Приходская церковь Кирклистона. С редкими примерами архитектуры XII века «Норман переходный» [3

Ирландия
Норманны впервые приземлились в Ирландии в 1169 году. В течение пяти лет земляные замки поднимались, и еще в пяти работах начинались некоторые из самых ранних из великих каменных замков. Например, Хью де Лейси построил замок Мотт-и-Бейли на месте нынешнего Замка Trim, округа Мит, который был атакован и сожжен в 1173 году ирландским королем Ruaidrí Ua Conchobair. Тем не менее Де Лейси построил на своем месте каменный замок, который окружал три акра в его стенах, и это не могло быть сожжено ирландцами. В период между 1177 и 1310 годами были построены некоторые из величайших нормандских замков в Ирландии. Норманны поселились в основном в районе на востоке Ирландии, позже известном как Блед, и среди других зданий, которые они построили, были замок Мечей в Фингале (Дублин Северного округа), Дублинский замок и замок Каррикфергус в графстве Антрим.

Италия
Mezzogiorno
Норманны начали строить замки, их архитектурный памятник торговой марки, в Италии с самого начала. Уильям Железная рука построила одну в неизвестном месте (Стридула) в Калабрии в 1045 году. После смерти Роберта Гвискара в 1085 году Меццоджорно (полуостровная южная Италия) испытала серию гражданских войн и попала под контроль все более слабых князей. Восстания характеризовали этот регион вплоть до двенадцатого века, и второстепенные лорды стремились сопротивляться герцогству или королевской власти из своих собственных замков. В Молизе норманны приступили к своей самой обширной программе строительства замков и представили технику opus gallicum в Италию. Их умное использование местных каменных ремесленников вместе с огромными богатствами, собранными из их порабощенного населения, сделало такие огромные подвиги возможными, как величественные, как некоторые из древних римских структур, которые они пытались подражать.

Помимо обстановки сельской местности, норманны возвели несколько религиозных зданий, которые все еще выживают. Они наделили святыню в Монте-Сант-Анджело и построили мавзолей для семьи Hauteville в Венезе. Они также построили много новых латинских монастырей, в том числе знаменитый фундамент Сант’Эуфемия (это). Другими важными примерами являются портал храма Марии-королевы Англоны и амбулаторных и излучающих часовни Собора Аверса. В Салерно, однако, помните дворец Фруссионе.

Вот список нормандской архитектуры в Mezzogiorno:

Замок Circello.
Замок Монфорте (Кампобассо).

Сицилия
Норманский период Сицилии длился примерно с 1070 года до 1200 года. Архитектура была украшена позолоченными мозаиками, такими как в соборе в Монреале. Палатинская Часовня в Палермо, построенная в 1130 году, является, пожалуй, самым сильным примером этого, где внутренняя часть купола (сама византийская особенность) украшена мозаикой, изображающей Христа Пантократора в сопровождении его ангелов.

В более позднюю нормандскую эпоху Сицилии ранние готические влияния можно обнаружить, например, в соборе в Мессине, освященной в 1197 году. Однако здесь высокая готическая колокольня имеет более позднюю дату и ее не следует путать с ранней готикой, построенной во времена Нормана , в котором позже были показаны острые арки и окна, а не летающие контрфорсы и вершины, чтобы проявить себя в готическую эпоху.

Недвижимость в Палермо
Норманский дворец с его Палатинской часовней
Zisa
Куба
Замок Maredolce
Собор Палермо
Сан-Джованни-деи-Лебброси
Сан-Джованни-дельи-Эремити
Santa Maria dell’Ammiraglio также известна как Martorana
Сан-Катальдо
Церковь Святого Духа (Сицилия), также известная как Кьеза дель Веспро
Сантиссима Тринита (it), известная как Chiesa della Magione
Мост адмирала («Ponte dell’Ammiraglio»)

Монреальский собор и бенедиктинская обитель
Кафедральный собор г. Чефалу
Усадьбы в Мессине
Мессинский собор
Церковь Chiesa-де-Санта-Мария-делла-Валле
Церковь Сантиссима Аннунциата деи Каталани
Эриче-Венерианский замок и главная церковь («Duomo dell’Assunta»)
Кастельветрано, церковь Сантиссима Тринита ди Делия
Casalvecchio Siculo, Церковь Санти Пьетро и Паоло д’Агро
Итала, Арабская Норманская церковь святых Петра и Павла
Монталбано Эликона, Палатинская часовня
Шакка, церковь Сан-Никола-ла-Латина и церковь Санта-Мария-делла Ракоммандата
Кальтаниссетта, аббатство Санто Спирито
Сан-Фрателло, Храм святого Санти
Бронте, Норманский мост и замок Нельсон (старое аббатство Святой Марии в Маниасе)

Сиракузы, Церковь Сан-Николо-Корди и церковь Сан-Джованни-ал-Катакомб (Сент-Джон-Катакомбы)
Никосия (Сицилия), замок Норман
Замок Милаццо
Сан-Марко-д’Алунцио, Руины Норманской церкви святого Спасителя (Сальваторе) и руины замка Норман
Адриано, замок Норман
Aci Castello
Motta Sant’Anastasia, Норманская башня (Dongione)
Карония, замок Норман
Собор Катания
Понте-дей-Сарацени (Норман-моста), Адрано
Понте Калатраси (Норманский мост), Роккамена
Понте ди Керами (Норманский мост), Керами

Мальта
После его норманнского завоевания в 1091 году Мальта увидела строительство нескольких нормандских архитектур. Многие из них были разрушены и перестроены на протяжении многих лет (особенно после синападного землетрясения 1693 года, в результате которого погибли многие старые здания Нормана), однако некоторые крепости и дома все еще существуют в Мдине и Витториосе.

Переходный стиль
Поскольку мастера-масоны разработали стиль и экспериментировали с путями преодоления геометрических трудностей сводчатых потолков паха, они представили такие особенности, как заостренная арка, которые позже были охарактеризованы как готические по стилю. Архитектурные историки и ученые считают, что стиль должен оцениваться как целое целое, а не совокупность признаков, а в то время как некоторые из них включают эти разработки в нормандском или романском стиле, другие описывают их как переходные или «нормандско-готические переходные». Несколько сайтов используют термин «Норман Готик», но неясно, относятся ли они к переходному стилю или к нормандскому стилю в целом.

Нео-Norman
Некоторые романские архитектуры возрождения специально использует стиль нормандской романской архитектуры и называются «Нео-Норман», хотя, особенно в Северной Америке, существует много, часто фатальная, путаница между этими и возрождающимися версиями народной или более поздней архитектуры Нормандии, такая как «стиль норманнского дома», популярный для больших домов.

Романские версии возрождения сосредоточены на арке и столицах, а также украшены дверные проемы. В Манчестере есть два примера: бывшее здание Биржи и синагога в Фаллоуфилде.

Архитектура романского стиля Зодчество 10 – 13 веков

Ведущим видом романского искусства была архитектура. Ее развитие было связано с монументальным строительством, начавшимся в Западной Европе в пору образования и расцвета феодальных государств, оживления хозяйственной деятельности и нового роста культуры и искусства. Монументальная архитектура Западной Европы возникла еще в искусстве варварских народов. Таковы, например, гробница Теодориха в Равенне (526–530 годы), церковные здания поздней эпохи Каролингов – придворная капелла Карла Великого в Аахене (795–805 годы), церковь в Гернроде оттоновского периода с ее пластической цельностью крупных масс (вторая половина 10 века). Сочетая классические и варварские элементы, отличаясь суровым величием, она подготовила образование романского стиля, в дальнейшем целеустремленно развивавшегося на протяжении двух столетий. В каждой стране этот стиль складывался под воздействием и сильным влиянием местных традиций – античных, сирийских, византийских, арабских. Суровость и мощь романских сооружений были порождены заботами об их прочности. Строители ограничивались простыми и массивными формами из камня, которые впечатляют своей мощью, внутренней силой, сочетающейся с внешним спокойствием.


Норманнская крепость, конец X – начало XI века, север Франции
Замок Дадли, X-XI столетия, Англия
Кентерберийский собор, со 2-й половины XII века, Англия, Кентерберри

Средоточием жизни в раннем средневековье были замки могущественных (светских и духовных) феодалов, церкви и монастыри. В стихийно возникших городах архитектура лишь зарождалась, жилые дома были глиняными или деревянными. Укрепленный замок – жилище феодала и одновременно крепость, защищавшая его владения,– ярко выражал характер грозной эпохи феодальных войн. В основе его планировки лежал практический расчет. Обычно расположенный на вершине горы или скалистого холма над рекой или у моря, замок служил защитой во время осады и центром подготовки к набегам. Замок с подъемным мостом и укрепленным порталом был окружен рвом, монолитными каменными стенами, увенчанными зубцами, башнями и бойницами. Ядро крепости составляла массивная круглая или четырехугольная, состоявшая из нескольких этажей башня (донжон) – убежище феодала. Вокруг него – обширный двор с жилыми и служебными постройками. Живописная компактная группировка кристаллических объемов замка часто завершала отвесные скалы, срастаясь с ними. Возвышаясь над убогими хижинами и домами, замок воспринимался как воплощение незыблемой силы. Опыт строительства замков был впоследствии перенесен на монастырские комплексы, представлявшие собой целые поселки и города-крепости. Значение последних возросло в жизни Европы 11–13 веков. В их планировке, обычно асимметричной, строго соблюдались требования обороны, трезвый учет особенностей местности и т.д. Типичными постройками архитектуры Каролингов и романского искусства являются грузная башня старого донжона в Лоше (10 век), замок Гайар на Сене (12 столетие), город-крепость Каркассон в Провансе (12 – 13 века), аббатство Мон Сен Мишель д'Эгиль во Франции, замок Мориса де Сюлли (12 век), замки-дворцы в Сент-Антонене, Оксерре (оба – первая половина 12 века, Франция) и другие. Типичный памятник периода коммунальной борьбы в городах 13 века – грозные башни родовых замков в Сан-Джимипьяпо в Италии (конец 12 – начало 13 столетий). Суровая красота этих сооружений – в лаконизме мощных пластических объемов.


Замок Хербург, около 1090, Германия, Баден-Вюртемберг
Замок Стерлинг, XI-XII века, Шотландия
Собор в Триере, с 1-й половины XI века, Германия, Триер

Композиционным центром монастыря в городе обычно был храм – самое значительное создание романской архитектуры. Он поднимался островерхими башнями над небольшими окружающими его строениями, впечатляя благородной суровой красотой. Наружный вид романсного собора суров, прост и ясен. Он воздействует материальностью, весомостью, конструктивной логикой и членениями объемов, предельно четко передает внутреннюю структуру здания. Это единый, мощный замкнутый объем, имеющий с восточной стороны пирамидальную форму. Центральный неф возвышается над боковыми, стены обхода – над капеллами, над ними – главная апсида. Центр композиции образует башня средокрестия, увенчанная шпилем. Она как бы завершает медленный рост сооружения вверх. Иногда западный фасад, апсида и трансепты замыкаются башнями-колокольнями. Они придают устойчивость сооружению. Башни и стены с массивным цоколем сближают внешний облик собора с крепостью, крепко, нерушимо связанной с землей.

Франция. Памятники романского искусства рассеяны по всей Западной Европе. Больше всего их во Франции, которая в 11–12 веках была не только центром философского и теологического движений, но и широкого распространения еретических учений, в известной мере преодолевавших догматизм официальной церкви. В архитектуре Центральной и Западной Франции встречаются наибольшее разнообразие в решении конструктивных проблем, богатство форм. В ней ярко выражены черты храма романского стиля. Примером его служит церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (11–12 века). Это зальный невысокий малоосвещенный храм, с простым планом, с маловыступающим трансептом, со слабо развитым хором, обрамленным лишь тремя капеллами. Почти равные по высоте, три нефа перекрыты полуцилипдрическими сводами и общей двускатной крышей. Центральный неф погружен в полумрак – свет проникает в него через редко расположенные окна боковых нефов. Тяжеловесность форм подчеркнута приземистой трехъярусной башней над средокрестием. Нижний ярус западного фасада расчленен порталом и двумя полуциркульными арками, уходящими в толщу степы. Движение вверх, выраженное небольшими островерхими башнями и ступенчатым фронтоном, останавливается горизонтальными фризами со скульптурами святых. Богатая орнаментальная резьба, типичная для школы Пуату, стелется по поверхности стены, смягчая суровость сооружения.


Крепость Конкистадоров, X-XI столетия, Германия
Церковь святой Марии, XI-XII столетия, Англия, Кембридж
Замок Сюлли, строители неизвестны, X-XI века, Франция

В грандиозных храмах Бургундии, занявшей первое место среди других французских школ, были сделаны первые шаги к изменению конструкции сводчатых перекрытий в типе базиликального храма с высоким и широким средним нефом, с множеством алтарей, поперечных и боковых кораблей, обширным хором и развитым, радиально расположенным венцом капелл. Высокий, трехъярусный центральный неф был перекрыт коробовым сводом не с полуциркульной аркой, как в большинстве романских церквей, а с легкими стрельчатыми очертаниями. Классический образец такого сложного типа – грандиозная главная пятинефная монастырская церковь аббатства Клюни (1088–1107), разрушенная в начале 19 века. Служившая центром деятельности могущественного клюнийского ордена 11–12 веков, она стала образцом для многих храмовых построек Европы. Ей близки храмы Бургундии: в Парэ ле Маниаль (начало 12 века), Везеде (первая треть 12 века) и Отене (первая треть 12 века). Для них характерно наличие широкого зального помещения, расположенного перед нефами, применение высоких башен. Бургундские храмы отличаются совершенством форм, четкостью расчлененных объемов, размеренностью ритма, завершенностью частей, их подчиненностью целому. Монастырские романские церкви обычно невелики по размерам, своды невысоки, трансепты небольшие. При сходной планировке оформление фасадов было различно. Для южных областей Франции, у Средиземного моря, для храмов Прованса (в прошлом древнегреческой колонии и римской провинции) характерны связь с античной позднеримской ордерной архитектурой, памятники которой сохранились здесь в изобилии, преобладали простые по формам и пропорциям зальные храмы, отличавшиеся богатством скульптурного декора па фасадах, иногда напоминавших римские триумфальные арки (церковь Сен-Трофим в Арле, 12 век). Видоизмененные купольные постройки проникали в юго-западные области. Свои особые черты имели школы Нормандии, Оверни, Пуату, Аквитании и др.

Германия. Особое место в строительстве больших соборов Германии занимали в 12 веке могущественные имперские города на Рейне (Шпейер, Майнц, Вормс). Воздвигнутые здесь соборы отличаются грандиозностью массивных четких кубических объемов, обилием тяжелых башен, более динамичными силуэтами. В Вормском соборе (1171–1234 годы), построенном из желто-серого песчаника, членения объемов менее разработаны, чем во французских храмах, что создает ощущение монолитности форм. Не используется и такой прием, как постепенное нарастание объемов, плавных линейных ритмов. Приземистые башни средокрестия и четыре как бы врезающиеся в небо высокие круглые башни с конусообразными каменными шатрами по углам храма на западной и восточной сторонах придают ему характер суровой крепости. Повсюду доминируют гладкие поверхности непроницаемых стен с узкими окнами, лишь скупо оживленные фризом в виде арочек вдоль карниза. Слабо выступающие лизены (лопатки – вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют в верхней части арочный фриз, цоколь и галереи. В Вормском соборе давление сводов на стены облегчено. Центральный неф перекрыт крестовым сводом и приведен в соответствие с крестовыми сводами боковых нефов. С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа приходится два пролета боковых. Грани наружных форм ясно выражают внутреннюю объемно-пространственную структуру здания.


Церковь святой Марии, 1093-1200, Лаах, Германия
Замок Брук, 1250-1277 годы, Австрия
Мост Риальто, XI век, Венеция Италия

Италия. В итальянской архитектуре не было стилистического единства. Это в значительной мере обусловлено раздробленностью Италии и тяготением ее отдельных областей к культуре Византии или романской – тех стран, с которыми их связывало длительное экономическое и культурное общение. Местная позднеантичная и раннехристианская традиции, воздействие искусства средневекового Запада и Востока определили своеобразие романской архитектуры передовых школ Средней Италии – городов Тосканы и Ломбардии, в 11–12 веках освободившихся от феодальной зависимости и начавших обширное строительство городских соборов. Ломбардская архитектура сыграла важную роль в разработке сводчатой конструкции и скелета здания. В архитектуре Тосканы античная традиция проявилась в законченности и гармоничной ясности форм, в праздничности облика величественного ансамбля в Пизе. В него входят пятинефный Пизанский собор (1063– 1118), баптистерий (крещальня, 1153 год – 14 век), наклонная колокольня – кампанила (Пизанская башня, начата в 1174 году, достраивалась в 13–14 веках) и кладбище Камио-Санто. Каждое здание выступает свободно, выделяясь простыми замкнутыми объемами куба и цилиндра и сверкающей белизной мрамора на покрытой зеленой травой площади у берега Тирренского моря. В разбивке масс достигнута соразмерность. Изящные беломраморные романские аркады с римско-коринфскими и композитными капителями членят фасад и наружные стены всех сооружений на ярусы, облегчая их массивность и подчеркивая конструкцию. Большой по размерам собор производит впечатление легкости, которое усилено инкрустациями цветного мрамора темно-красного и темно-зеленого цвета (подобный декор был характерен для Флоренции, где получил распространение так называемый «инкрустационный стиль»). Эллиптический купол над средокрестием завершал его ясный и гармонический образ.


Пизанская башня Бонанно Диотисальви 1153, достр. в XIV веке, Италия
Пизанский собор, зодчие Бускет, Райнальдус Вильгельм, 1063-1118 годы
Замок Лидс, XI-XII века, Англия

Пизанская башня. Вот уже более восьми веков «падает» знаменитая башня на Площади чудес в итальянском городе Пиза. Ежегодно башня отклоняется от вертикали на один миллиметр. Сами жители города называют свою падающую кампаниллу «затянувшимся чудом». Архитектурный ансамбль на Площади чудес в Пизе включает в себя четыре сооружения: Дуомо (что по-итальянски означает «собор»), баптистерий (крещальню), кампаниллу (колокольню) и крытое кладбище Кампо-Санто. Оно было заложено в конце XII – начале XIII веков. По преданию, для этой цели сюда специально завозили землю, доставленную из Палестины, с горы Голгофы. Готические аркады кладбища украшены фресками, на которых запечатлены преисподняя и Страшный суд. Собор начали строить в 1063 году (после победного морского сражения против сарацин при Палермо) известные в то время архитекторы Бускетто и Райнольдо. Строили тогда медленно, и собор возводили 55 лет. Еще дольше сооружался баптистерий – целых 120 лет. Строительство этого круглого мраморного здания было начато в романском стиле, к которому позднее примешались элементы готики. Кафедра в часовне украшена рельефом, изображающим сцены из жизни Иисуса Христа. Но все рекорды по длительности строительства побила кампанилла, автором сооружения которой считают архитектора Бонанно. Но есть предположения, что проектировали кампаниллу те же зодчие, которые строили и собор, то есть Бускетто и Райнольдо. Скорее всего они являются архитекторами всего ансамбля, красующегося на Площади чудес. А Бонанно, видимо, был просто подрядчиком, который взялся за возведение колокольни.

И вот в 1173 году (или 1174) под руководством всеми уважаемого Бонанно в Пизе рядом с собором началось строительство колокольни. Этому выдающемуся сооружению романского стиля выпала необыкновенная судьба. Построив первый этаж высотой 11 метров и два колоннадных кольца, Бонанно обнаружил, что колокольня отклонилась от вертикали на четыре сантиметра. Мастер прекратил работу и... исчез из города. Одни историки полагают, что он сам бежал из города. Другие считают, что отцы города, взбешенные просчетом архитектора, не принявшего во внимание зыбкий грунт и в результате испортившего весь великолепный ансамбль, изгнали его. Как бы то ни было, но Бонанно после этого жил в нищете и умер в полнейшей безвестности. Время от времени работу по строительству колокольни возобновляли, и к 1233 году было построено всего четыре этажа. Лишь через сто лет после начала строительства, в 1275 году, городские власти нашли смельчака, который рискнул продолжить возведение колокольни. Когда архитектор Джованни ди Симони возобновил работы, отклонение верхнего карниза башни от вертикали составляло 50 сантиметров. И он решил превратить недостаток башни, наклонное положение, в ее главное достоинство. Точнейший математический расчет и великое мастерство зодчего позволили ему надстроить башню еще на пять этажей. Надстраивая ее, архитектор выкладывал следующие этажи, превышая их с наклонной стороны на пять, семь, десять сантиметров. Но кампанилла продолжала «падать». Увенчать все сооружение колокольней Дж. ди Симони не решился – слишком велик был риск. Поэтому, окончив пятый колоннадный этаж, он прекратил работу. О дальнейшей судьбе его ничего не известно. В 1350 году, когда отклонение от вертикали составляло уже 92 сантиметра, за работу принялся архитектор Томазо ди Андреа. Как и его предшественник, он приподнял следующий этаж с наклонной стороны на 11 сантиметров, а звонницу «завалил» в сторону, противоположную наклону. Лишь после этого он водрузил над восемью ярусами башни колокольню с бронзовым колоколом. Так, через 164 года строительство башни наконец было завершено. Правда, она оказалась укороченной на четыре этажа и без крыши. А по замыслу первый этаж ее должен был быть высоким, затем 10 этажей с балконами, 12-й этаж – звонница, а венчать кампаниллу должна была крыша. Общая высота башни предполагалась 98 метров.

Много раз предпринимались попытки спасти башню. В 1936 году в ее основание под давлением ввели жидкий бетон, цемент и стекло. В 1961 году по проекту польского ученого Р.Цебертовича попытались уплотнить сыпучие и оседающие пласты почвы с помощью электрокинетических процессов. Но ни один из этих методов не остановил падения башни, которая продолжала накреняться с прежней своей скоростью – один миллиметр в год. Судьба самой известной «падающей» башни – Пизанской – беспокоит весь мир. Отклонение ее от вертикали составляет уже более пяти метров. В апреле 1965 года старый звонарь Энчо Гиларди последний раз поднимался на колокольню по 294 ступеням. С тех пор его функции выполняет электрический прибор. Днем и ночью 100 автоматических фото- и киноаппаратов нацелены на башню, поджидая ее падения. Уже подсчитали, что если ничего не будет предпринято, то в ближайшие 50 лет башня потеряет стабильность и упадет. А ведь когда-то с ее балкона производил свои опыты, связанные с законом свободного падения тел, великий Галилео Галилей.

Небольшой ликбез по архитектурным стилям. Часть 1: романский стиль, готика и ренессанс.

АРХИТЕКТУРНЫЙ ЛИКБЕЗ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Часто приходится сталкиваться с тем, что многие люди путаются в таких, казалось бы, элементарных вещах, как особенности архитектурных стилей. Для того, чтобы всем, кому интересна история архитектуры было проще разбираться в этом вопросе, я составил небольшой справочник, который поможет ликвидировать архитектурную безграмотность тем, кто в этом заинтресован.
Поскольку это именно ликбез, здесь не будет никаких заумностей.

  Часть первая этого архитектурного ликбеза посвящена западноевропейской архитектуре втогого тысячелетия нашей эры, а именно романскому, готическому стялям и архитектуре эпохи Возрождения (стиль Ренессанса).

    РОМАНСКИЙ СТИЛЬ (X - XII вв.)

    Главные характерные черты этого стиля - массивность: замок-крепость или храм-крепость (ключевым словом здесь является слово "крепость").


Капелла кающихся грешников в Больё-сюр-Дордонь во Франции:

Лаахское аббатство в Германии:

Церковь Норт Дам ля Гранд во Франции:

Приорат Серрабоны в Южной Франции:


    ГОТИКА (XII - XV вв.)

    Приземистость романского стиля сменяется устремленной в высь готикой с её шпилями, стрельчатыми окнами и богатым оформлением сооружений. Большое внимание уделяется мелким деталям, каждая из которых должна подчеркнуть ничтожество человека перед ликом Создателя.

Собор в Реймсе:

Тынский храм в Праге:

Собор Святого Вита в Праге:

Если вы видите гаргулий, то можете не сомневаться, перед вами готика
(гаргулья собора Сент-Юрбен во французском городе Труа):

Гаргулья собора в кастильской Паленсии:

Внутренний вид готического храма
(Амьен, Франция):

Собор Святого Вита:



    РЕНЕССАНС (стиль эпохи Возрождения) - XV - начало XVII вв.

    Лучше всего архитектура Ренессанса предствлена в Италии, где она и родилась. Перепутать сооружения ренессанса с какими-либо другими очень сложно. Видим огромный купол - понимаем, перед нами очередной шедевр архитектуры эпохи Возрождения.


Санта-Мария дель Фьоре - великолепный кафедральный собор Флоренции:

Собор Святого Петра в Риме:

  Продолжение следует...
    В следующей части: барокко, рококо и классицизм (в том числе палладианство и ампир).

    Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев.


НОРМАННСКИЙ СТИЛЬ • Большая российская энциклопедия

НОРМА́ННСКИЙ СТИЛЬ, ус­лов­ное на­зва­ние, при­ме­няе­мое к ар­хит. соо­ру­же­ни­ям, воз­ве­дён­ным по за­ка­зу нор­ман­нов в за­воё­ван­ных ими зем­лях в сер. 11–12 вв. На всех этих тер­ри­то­ри­ях Н. с. яв­ля­ет­ся раз­но­вид­но­стью ро­ман­ско­го сти­ля, од­на­ко отли­ча­ет­ся соб­ст­вен­ной ху­дож. спе­ци­фи­кой в каж­дом из ре­гио­нов.

Норманнский стиль. Собор в городе Или (Великобритания). Начат в 1081–83 (достраивался в 12–14 вв.).

В англ. ар­хи­тек­ту­ре, где рас­про­стра­не­ние ро­ма­ни­ки на­ча­лось по­сле нор­манд­ско­го за­вое­ва­ния Анг­лии 1066 и где с по­мо­щью но­во­го сти­ля осоз­нан­но вы­те­с­ня­лось анг­ло­сак­сон­ское зод­че­ст­во предше­ст­вую­ще­го пе­рио­да, по­ня­тие «Н. с.» фак­ти­че­ски яв­ля­ет­ся си­но­ни­мом ро­ман­ско­го сти­ля. На ран­нем эта­пе (до 1090) в цер­ков­ной и зам­ко­вой ар­хи­тек­ту­ре в Анг­лии гос­под­ство­ва­ли ре­ше­ния (тип клад­ки, вер­ти­каль не­фа, со­стоя­щая из ар­кад, че­ре­до­ва­ние опор, ис­поль­зо­ва­ние сво­дов и пр.), раз­ви­тые до это­го в Нор­ман­дии (ц. Сент-Эть­енн в Ка­не, аб­бат­ст­во в Жюмь­е­же и др.), про­явив­шие­ся в со­бо­ре Вест­мин­стер­ско­го аб­бат­ст­ва (1065), со­бо­рах в Кен­тер­бе­ри (стро­ил­ся с 1075–77), Лин­коль­не (1073–92), Или (на­чат в 1081–83, до­ст­раи­вал­ся в 12–14 вв.), Да­ре­ме (на­чат в 1093), церк­вах аб­батств Сент-Ол­банс и Тьюк­сбе­ри (обе на­ча­ты в 1090-е гг.) и др., ко­то­рые за­тем транс­фор­ми­ро­ва­лись в нац. ва­ри­ант англ. ро­ман­ско­го сти­ля. Зам­ки так­же воз­во­ди­лись в со­от­вет­ст­вии с нор­ма­ми, при­ня­ты­ми в Нор­ман­дии: лон­дон­ский Тау­эр вос­про­из­во­дил ру­ан­ский за­мок Виль­гель­ма За­вое­ва­те­ля; так­же зам­ки в Да­ре­ме (упо­ми­на­ет­ся с 1072) с нор­манн­ской ча­сов­ней (1080), в Кар­диф­фе (1090-е гг.), в Уэль­се и др.

Фото В. М. Паппе Норманнский стиль. Королевский (Норманнский) дворец в Палермо (Сицилия). 11 в.

Для юж.-итал. об­лас­тей Ка­лаб­рии и Апу­лии, за­воё­ван­ных к 1072 Ро­бер­том Гви­ска­ром, по­яв­ле­ние нор­ман­нов оз­на­ча­ло на­ча­ло ла­ти­ни­за­ции это­го ре­гио­на, ко­то­рый ра­нее на­хо­дил­ся пре­им. под ви­зант. и араб. влия­ния­ми. Нор­ман­ны спо­соб­ст­во­ва­ли рас­про­стра­не­нию бе­не­дик­тин­ских мо­на­сты­рей, строи­ли и пе­ре­стра­и­ва­ли гор. со­бо­ры (в Та­ран­то, 1070; в Отран­то, 1088). Об­раз­цом для под­ра­жа­ния ста­ла ц. Свт. Ни­ко­лая в Ба­ри (1087 – кон. 12 в.) – трёх­не­фная ба­зи­ли­ка с эм­по­ра­ми и стро­пиль­ны­ми пе­ре­кры­тия­ми, со­че­таю­щая чер­ты лом­бар­до-эми­ли­ан­ско­го (не­боль­шое крыль­цо на ко­лон­ках, под­пирае­мых фи­гу­ра­ми львов), пи­зан­ско­го (де­кор в ви­де сле­пых ар­кад) и фран­цуз­ско­го (2 баш­ни, ко­то­рые флан­ки­ру­ют фа­сад с ри­за­ли­та­ми) зод­че­ст­ва. По её по­до­бию бы­ли воз­ве­де­ны со­бо­ры Св. Са­би­на в Ба­ри (1034–64), Сан-Ва­лен­ти­но в Би­тон­то (11–12 вв.), Св. Ни­ко­лая Па­лом­ни­ка в Тра­ни (за­кон­чен в сер. 13 в.), Сан­та-Ма­рия-Мад­жо­ре в Бар­лет­те (на­чат в 1126), Сан­та-Ма­рия-Ас­сун­та в Ру­во-ди- Пу­лья (12–13 вв.) и др. На за­воё­ван­ных тер­ри­то­ри­ях нор­ман­ны воз­во­ди­ли мно­го­числ. зам­ки (вна­ча­ле де­ре­вян­ные, за­тем ка­мен­ные) по тех­но­ло­гии, вы­ве­зен­ной из Нор­ман­дии: на ис­кус­ст­вен­ном воз­вы­ше­нии, в ок­ру­же­нии мощ­ных стен и рва, с вы­со­кой баш­ней-дон­жо­ном (в Мель­фи, кон. 11 в.; в Ба­ри, 1132, и др.).

Нор­манн­ские по­строй­ки на о. Си­ци­лия не­сут на се­бе от­пе­ча­ток вост. влия­ний. Ко­ро­лев­ский (Нор­манн­ский) дво­рец (11 в.) с Па­ла­тин­ской ка­пел­лой (1-я пол. 12 в.), а так­же ре­зи­ден­ции Ла-Дзи­за (1154–60) и Ла-Ку­ба (1180) в Па­лер­мо го­раз­до бли­же зда­ни­ям Кор­до­вы, Кон­стан­ти­но­по­ля и Да­ма­ска, чем Сев. Ев­ро­пы. В со­бо­рах Па­лер­мо (1185) и Че­фа­лу (ок. 1148), па­лер­ми­тан­ских церк­вах Сан-Джо­ван­ни-деи-Леб­бро­зи (1071), Сан-Джо­ван­ни-де­льи-Эре­ми­ти (ок. 1136), Сан­та-Ма­рия- дель-Ам­ми­ра­льо (Мар­то­ра­на, 1143), Сан- Ка­таль­до (сер. 12 в.) и др. по­строй­ках сплав­ле­ны чер­ты араб., ви­зант. и ев­роп. ар­хи­тек­ту­ры и де­ко­ра. Кос­мо­по­ли­тизм Н. с. в Юж. Ита­лии, на Си­ци­лии, пред­вос­хи­тил «клас­си­цизм», рас­цвет­ший в 13 в. при дво­ре Фрид­ри­ха II Штау­фе­на.

Романский стиль - Архитектурные стили - Дизайн и архитектура растут здесь

Дворец Карла Великого

Огромный дворец в столице Карла Великого в Аахене (Aix-la-Chapelle) — типичный образец романского стиля. От него сохранилась только часовня  — центрическая восьмиугольная в плане постройка, увенчанная восьмилотковым сводом с двумя ярусами галерей. Полукруглые арки и цилиндрические своды напоминают о строительных технологиях Древнего Рима. Сейчас здание «встроено» в более позднее сооружение, но интерьер сохранился почти в первозданном виде.

Элемент, наиболее часто отождествляемый с романским стилем, — полукруглая арка. Это была самая передовая конструкция, основной элемент римской архитектуры, который снова стали использовать в каменном строительстве. Дерево использовалось для бытовых построек и чаще всего для крыш и потолков каменных зданий. Каменный свод представлял собой простой цилиндрический свод полукруглой формы. Со временем появился крестовый, но опять-таки полукруглый, свод.

Цилиндрические своды часто использовались, когда нужно было перекрыть неф в церкви. В толстых стенах, которые поддерживали тяжелые своды, трудно было проделать окна, поэтому интерьеры были темными. Иногда неф делился на несколько частей поперек, каждая из которых перекрывалась своим сводом, или же возводилась крыша из дерева, которая была недолговечной. В церкви Сен Филибер (960-1120 гг.) в Турню (Франция) центральный неф выше боковых нефов с крестовыми сводами. Центральный неф перекрыт поперечными цилиндрическими сводами, благодаря чему можно было сделать окна вверху. Поперечные своды разрушают единство центрального нефа, поэтому этот эксперимент никогда не был повторен снова. Кроме того, в церкви Сен Филибер нартекс имеет два яруса, напоминая немецкий вестверк. Апсида с венцом капелл впоследствии станет характерным элементом французского храмового зодчества.

Крепости и замки

В начале XIX в. термин «романский стиль» («романское искусство») был введен французскими археологами. Изучая здания, обнаруженные по раскопкам, они пришли к выводу, что эти сооружения напоминают постройки Древнего Рима. Именно отсюда происходит термин «романский» — римский. Это же название распространилось и на языки некоторых европейских народов, которые произошли от латинского языка. В романском стиле доминирующую роль играла архитектура. Как бы  отвечая взглядам отцов церкви — противникам роскоши, сооружения этого стиля (замки и храмы) были строги и лишены каких-либо излишеств. Все было подчинено суровой действительности. Каменные здания в период междоусобиц играли роль крепостей. Эти сооружения имели массивные стены, узкие окна, высокие башни (для наблюдений за приближающимся врагом). Основными типами зданий являлись рыцарский замок, монастырский ансамбль, храм. Замки строились на высоких холмах, откосах рек, обносились стеной, частоколом  и рвом.

Замки всегда строились в таких местах, которые были удобны для защиты. Поскольку главной заботой были крепость и солидность здания, архитектура их не отличалась особым изяществом и вкусом. Обычно замки состояли из широких круглых башен с зубчатыми платформами;  иногда башни делались четырехугольными и к ним приставлялись огромные камни, которые служили для бельведеров (бельведер — вышка, с которой открывается вид на окрестности, или название некоторых дворцовых построек). Башни составляли неотъемлемую принадлежность всякого замка и были особым знаком дворянства. Ж. Ж. Руа в своей «Истории рыцарства» отмечает, что когда хотели подчеркнуть величие какого-либо дворянина, то говорили: «У него есть башня».

Главная башня обычно имела несколько этажей, и ее легко было защищать с верхних этажей и крыши. Зубчатые галереи соединяли башни замка между собой; они были с разнообразными окнами. По их амбразурам можно было судить о толщине стен и парапета. Окна были не только круглые и четырехугольные, но и принимавшие форму глаз, ушей или трилистника. Ставни же делались из холста. Вход в замок защищался палисадами, рвами, бойницами и амбразурами в стенах. В замках все внушало страх. Не случайно о них сложилось множество легенд. Руа отмечает, что замки наводят на мысль, что людям этой поры нравилось все массивное и громадное; что у них не было ни малейшего вкуса к изящному.

Некоторые из первых замков, т.н. жилые башни (донжоны), представляли собой башни с комнатами, расположенными друг над другом. По мере того как совершенствовалась техника атаки, начали сооружать защитные башни, расположенные по всему периметру, несколько рядов стен и ворота с подъемными мостами. Увеличивалась численность гарнизона замка, улучшались жилищные условия. Однако, многие залы и покои в настоящее время кажутся крайне скудно обставленными. На то были свои причины. Обширные владения феодалов требовали постоянного наблюдения, которое включало в себя не только управление делами, но военные действия. Поэтому феодал имел лишь самое необходимое для жизни и то, что легко поддавалось транспортировке. Нехитрый их скарб состоял из мебели, драпировок, посуды, провизии и прочих необходимых вещей, часто перевозимых с места на место. По прибытии в замок все это размещалось сообразно потребности. Полноценно обставленными или декорированными средневековые интерьеры назвать нельзя.

Комнаты в замке были так же просто обставлены, как и комнаты в домах простых людей. Главный зал служил жилым помещением и столовой владельцу замка, его семье, слугам и солдатам. Служебные помещения, дополнительные комнаты и другие удобства появлялись постепенно, по мере того, как жизнь средневекового общества становилась более оседлой и размеренной.

Поскольку замки обычно возводились из камня (хотя полы и крыши были деревянными), некоторые из них уцелели до наших дней или были восстановлены, поэтому мы знаем, что представляли собой интерьеры замков. Феодал часто владел несколькими замками. Феодалы периодически посещали свои замки, чтобы устроить аудиенцию, уладить споры и просто показаться своим подданным. Семья феодала и солдаты гарнизона постоянно переезжали, всякий раз приходилось заново налаживать домашнее хозяйство.

Мебель и другие предметы были складными, опять же для того чтобы при необходимости они могли путешествовать вместе со своими хозяевами. Стены помещений покрывались светлой темперной краской или побелкой (разведенным в воде толченым мелом). Последний слой краски иногда дополнялся тонкими красными линиями, изображающими кирпичную кладку. Довольно часто применялась так называемая белая штукатурка, изготовленная из извести, песка и щетины. В некоторых случаях, когда требовалась особо изысканная текстура, в смесь добавлялся жженый гипс. Такая штукатурка называлась парижской или французской (franco plastro).

Полы были каменными или деревянными и не покрывались коврами, перекрытия из дерева, окна были маленькими и узкими и не имели стекол, поэтому не защищали от непогоды. В центре зала был очаг, дым выходил через отверстие в крыше. Камин и дымоход появились гораздо позднее. В одном конце комнаты на специальном возвышении устанавливался стол, за которым восседали члены семьи феодала и его благородные гости. В центре зала положенные на козлы доски служили обеденными и сервировочными столами. Сидели на скамьях или стульях, кресло стояло на почетном месте во главе стола и предназначалось для хозяина замка. В ночное время источником света  был очаг и факелы.

Большое распространение в те времена получила настенная роспись, изображавшая батальные или придворные сцены и геральдические знаки. Помимо этого, плоскости украшались растительными орнаментами или имитациями драпировок. Реальные драпировки - шпалеры - развешивались рядами по каменным стенам или в арочных проемах. Шпалеры служили для утепления и украшения помещений и обыгрывали те же сюжеты, что и настенные росписи.

Значительную роль в убранстве залов играли охотничьи трофеи, не говоря уж о доспехах, оружии, боевых знаменах и геральдических щитах, призванных демонстрировать воинскую доблесть хозяина замка. Доспехи, надо сказать, не всегда выставлялись напоказ. Порой они убирались в своеобразные "шифоньеры" - нечто вроде вертикальных сундуков, украшенных резьбой или геометрическими орнаментами.

В Англии зал в замке  Хендингхем ( ок. 1140 г.) в Эсексе имеет  два этажа: двери, окна и балконы украшены норманнскими арками. Единственное украшение- орнамент на сводах арок.

Огромная арка посредине главного зала поддерживают: деревянные перекрытия, на которые опираются поперечные брусья меньшего размера. Полукруглые арки свидетельствуют о том, что здание построено в норманнском (романском) стиле; единственное украшение – орнамент на сводах арок. Мебель и другие предметы обстановки не являются подлинными, но подобные вещи вполне могли украшать зал в Средние века.

 Но со временем стиль жизни средневекового замка менялся. Период постоянных сражений уступил место обустройству завоеванного пространства. И хотя говорить о полном затишье было бы безосновательно, тем не менее в XIII веке в странах Европы уже началась эпоха стабильного культурного развития. Что и позволило постепенно сформироваться стилю, который мы называем готикой.

Дома

Крестьяне жили в деревянных домах с двухскатной  крышей, где была всего одна комната. С течением времени крестьяне стали перебираться в город под защиту крепостных стен и ворот. В городском доме было несколько комнат, располагавшихся на разных этажах. Такие дома жались друг к другу на узких улицах, поскольку всем хотелось жить в пределах городских стен. Если в качестве строительного материала использовалось дерево, верхние этажи домов часто нависали над улицей, это делалось для того, чтобы увеличить площадь жилища.

Прекрасный пример городской архитектуры этого периода — дома, построенные в XII веке во французском городке Клюни. Все дома имеют смежные боковые стены (это дома т.н. строчечной застройки) и полностью занимают отведенные под их строительство участки земли. Маленький внутренний дворик рядом с уборной обеспечивает доступ света и воздуха в заднюю комнату. Комната, расположенная на первом этаже в передней части дома, имеет выход на улицу; обычно здесь размещался магазин, мастерская или склад. Узкая лестница ведет на верхний этаж в просторную комнату, выполнявшую сразу несколько функций. В небольших помещениях по другую сторону внутреннего дворика размещались кухня и спальня. Над вторым этажом дома находился чердак или мансарда, занимаемая детьми, слугами или работниками, или отведенная под склад. Воду брали из колодца во внутреннем дворе.

Интерьер городского дома практически ничем не отличался от интерьера деревенского фахверкового дома. Фахверковый дом возводится из тяжелых деревянных брусьев, пространство между которыми заполняется штукатуркой и бутом. Для раннего средневековья не характерны обшитые деревом или оштукатуренные стены. Воду набирали из общественных колодцев или фонтанов. Сточные воды и нечистоты стекали в открытые канавы, которые делали санитарную обстановку в городе ужасной. Продолжительность жизни была маленькой (в среднем двадцать девять лет), эпидемии были обычным явлением.

Мебель

Универсальную роль выполнял сундук. Он был одновременно и  емкостью для хранения и  стулом, если сверху на него клали подушку. После того как люди научились красить ткани, чистые, яркие цвета стали использовать для одежды, покрывал, скатертей, гобеленов и портьерах. На окнах нет занавесок. Полог над кроватью создавал некую интимную зону, отделяя ее от остального помещения и защищая от сквозняков. Полог делали из ткани и крепили при помощи матерчатых петель или металлических колец, которые нанизывались на стержни. Даже такие скромные удобства были доступны только аристократам. В домах простых людей были голые стены, деревянные скамьи, доски, положенные на козлы, вместо столов, ломти хлеба вместо тарелок и глиняные кружки или кувшины для питья или хранения жидкостей. Церкви и дома состоятельных людей освещались свечами. Свечи обычно делались из сала; свечи из пчелиного воска были очень дорогими. Фитиль для ламп делали из веревки, его погружали в сосуд с рыбьим или растительным жиром.

В  конце IV столетия после разделения Римской империи и переноса императором Константином своей резиденции в греческую Византию ведущая роль в политической, экономической и общественной жизни переходит в восточную часть. С этого времени начинается эпоха византийского государства, центром которого стала его новая столица - Константинополь. История архитектуры Византии делится на три периода: ранневизантийский (V - VIII .вв.), средневизантийский (VIII - XIII вв.) и поздневизантийский (XIII - XV вв.). Временем высшего расцвета был первый период, особенно время царствования Юстиниана (20 - 60 гг. VI в.), когда Византия превратилась в могущественную державу, покорившую помимо Греции и Малой Азии народы Передней Азии, южного Средиземноморья, Италии и Адриатики.

Нормандские замки. Лондон, Тауэр - История архитектуры

Перейти к контенту

Главное меню:

  • Всеобщая история архитектуры
  • Первобытнообщинный период
  • Первобытнообщинный период
  • Рабовладельческое общество
  • Рабовладельческое общество
    • Карта раздела «Рабовладельческое общество»
    • Рабовладельческое общество
    • Древний Египет
    • Эфиопия
    • Эгейский мир
    • Двуречье и Месопотамия
    • Передняя Азия
    • Закавказье
    • Иран
      • Иран
      • Иран. Мидия. Экбатаны. Гробницы
      • Иран. Гробницы Дукан-и-Дауд, Кызкапан и Курх-у-Кич
      • Иран. Ахеменидский период. Сузы, Персеполь
      • Иран. Пасаргады. Дворцы
      • Иран. Персеполь. Дворцы
      • Иран. Персеполь. Дворец Ксеркса
      • Иран. Дворцы Дария
      • Иран. Сузы. Дворец Дария
      • Иран. Гробницы Кира, Дария, Да-у-Духтар
      • Иран. Святилища
      • Иран. Эпоха Ахеменидов. Этапы развития архитектуры
      • Парфия
      • Парфия. Селевкия, Ктесифон
      • Парфия. Хатра
      • Парфия. Ашшур, Дура-Европос
      • Парфия. Жилые дома
      • Парфия. Дворец Хатры
      • Парфия. Дворцы Ашшура, Ниппура, Кухи-Ходжа
      • Парфия. Культовые сооружения
      • Парфия. Фортификация
      • Парфия. Гробницы
      • Парфия. Общественная архитектура
      • Иран. Сасанидское государство
      • Иран. Гур, Дарабгерда, Бишапур, Нишапур
      • Иран. Ктесифон. Фортификация городов
      • Иран. Арки, своды, купола
      • Иран. Арки, своды, купола 2
      • Иран. Дари-Шахр, Ширван, Тель-Дехаб
      • Иран. Дворец в Фирузабаде, ансамбль Бишапура
      • Иран. Дворец в Сарвистане, дворец в Ктесифоне — Таки-Кисра
      • Иран. Дворец Касри-Ширин, комплекс Хош-Кури
      • Иран. Парковые гроты Таки-Бустана
      • Иран сасанидский. Культ огня. Чортак
      • Иран сасанидский. Христианство. Культовые алтари
      • Иран. Особенности общественного строительства
      • Иран. Искусство
      • Иран. Искусство 2
    • Средняя Азия
    • Афганистан
    • Юго-Восточная Азия
    • Дальний Восток. Китай
    • Дальний Восток. Корея
    • Дальний Восток. Япония
    • Америка. Этапы развития
  • Архитектура античного мира
  • Архитектура античного мира
    • Карта раздела «Архитектура античного мира»
    • Архитектура античного мира
    • Архитектура древней Греции
    • Греция. Архитектура древнейшей эпохи (XII - середина VIII в. до н.э.)
    • Греция. Архитектура архаической эпохи (750-480 гг. до н.э.)
    • Архитектура греческой метрополии
    • Архитектура Великой Греции
    • Архитектура Малой Азии и островов Эгейского моря
    • Греция. Архитектура эпохи расцвета (480-400 гг. до н.э.)
    • Сооружения второй четверти V в. до н.э. вне Афин
    • Расцвет аттической архитектуры
    • Сооружения 2-й половины V в. до н.э. в Великой Греции и Малой Азии
    • Греция. Архитектура IV в. до н.э. (400—323 гг. до н.э.)
    • Греция. Архитектура эпохи эллинизма (323г. до н.э.-Iв. н.э.)
    • Греция Эллинизм. Общественные сооружения
    • Греция. Эллинизм. Культовое строительство
    • Греция. Эллинизм. Мемориальные сооружения
    • Архитектура античных государств Северного Причерноморья
    • Вклад древней Греции в мировое развитие архитектуры
    • Архитектура древнего Рима
    • Этрусская архитектура
    • Архитектура Римской республики
    • Римская республика. Общественные сооружения
    • Римская республика. Инженерные сооружения
    • Римская республика. Жилые сооружения
    • Римская республика. Виллы
    • Архитектура Римской империи
    • Римская империя. Градостроительство
    • Римская империя. Общественные сооружения
    • Римская империя. Мемориальные и триумфальные сооружения
    • Римская империя. Инженерные сооружения
    • Римская империя. Жилые сооружения
    • Римская империя. Погребальные сооружения
    • Ордер
    • Декор
    • Декор 2
    • Композиция
    • Роль римской архитектуры
    • Раннехристианская архитектура
  • Архитектура Восточной Европы. Средние века
  • Архитектура Восточной Европы. Средние века

Архитектура Нормандии – HiSoUR История культуры

Архитектура Нормандии насчитывает тысячу лет. Архитектурно, нормандские соборы, аббатства (такие как Аббатство Бек) и замки характеризуют бывшее герцогство таким образом, который отражает аналогичную модель нормандской архитектуры в Англии после Норманского завоевания 1066 года.

Внутренняя архитектура в Верхней Нормандии типична для фахверковых зданий, которые также напоминают народную английскую архитектуру, хотя фермерские ограждения более суровых ландшафтов Пейс де Ко являются более своеобразным ответом на социально-экономические и климатические императивы. Можно сказать, что во время битвы при Нормандии в 1944 году было разрушено много городского архитектурного наследия – послевоенная городская реконструкция, например, в Гавре и Сен-Ло, можно было продемонстрировать как достоинства, так и пороки модернистских и бруталистских тенденций 1950-х и 1960-х годов , Гавр, город, перестроенный Огюстом Перре, был добавлен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2005 году.

Языковая архитектура в нижней Нормандии принимает форму из гранита, преобладающего местного строительного материала. Нормандские острова также разделяют это влияние. Чауси был на протяжении многих лет источником добытого гранита, в том числе используемого для строительства Мон-Сен-Мишель.

Южная часть Баньоль-де-л’Орна наполнена буржуазными виллами в стиле Бель-Эпок с полихромными фасадами, луковыми окнами и уникальной кровлей. Этот район, построенный между 1886 и 1914 годами, имеет аутентичный стиль «Bagnolese» и типичен для каникул страны с высоким уровнем жизни того времени. Часовня Сен-Германа (Шапель Сен-Жермен) в Керкевиле с его планкой на трилистнике включает элементы одного из самых ранних сохранившихся мест христианского богослужения в Котентине – возможно, только после галло-римской баптистерии в Порт-Бейле. Он посвящен Герману из Нормандии.

Местный архитектурный стиль
В Верхней Нормандии (в старом смысле этого термина, который также включает в себя Pays d’Auge), архитектурный стиль деревень и ферм, как правило, фахверковый. Есть больше домов такого типа, чем в других местах Франции (кроме Эльзаса, по другой методике) и в городах: некоторые замечательные примеры в Руане избежали разрушения Второй мировой войны, против Каудебек-ан-Ко или Лизьё были полностью уничтожены ,

В стране Кокса, Румуа, страны Брей (включая страну Брей Пикарда), Нормана Вексина (в отличие от французского Вексина, который очень мало), в стране Коу, Русуа, страны Оуше (включая ее декоративная часть) и Пейдж д’Ауг.

Архитектурный стиль в Нижней Нормандии, особенно на полуострове Котентин, имеет тенденцию использовать гранит, преобладающий строительный материал, тогда как, тем не менее, здесь есть менее сложная деревянная панель, чем в Верхней Нормандии, в Domfrontais и Mortainais. Бессин и сельская местность Кан известны сооружениями в оолитовом известняке, известном как камень Кана.

Нормандские острова и Чауси, как часть массива Арморикан, также разделяют народный стиль Котентина, Чаузи уже много лет является источником добычи гранита, в том числе для строительства горы-Сент-Мишель.

Религиозная архитектура
Религиозная архитектура, как и в Лесах и Байе, оставила следы его смелости на пейзаже, а также на литературе и искусстве, например, на серии картин импрессионистов на готическом фасаде собора. Руан Моне или описание церквей Нормандии Пруста в поисках утраченного времени.

Замки и укрепления
Каролингская империя
Во время каролингского периода последователи принца Карла Великого предприняли некоторые усилия, чтобы противостоять вторжениям норманнов; они несколько раз пытались защитить ход рек, но эти работы, заказанные в минуты бедствия, которые спешили, были скорее посты в земле и дереве, чем так называемые замки.

Скандинавские вторжения
Викинги едва ли думали о создании фиксированных поселений среди стран, которые они разрушили; привлеченные только завистью к добыче, они поспешили вернуться на свои лодки, как только они разграбили богатую провинцию. Однако они иногда останавливались на каком-то мысе, на некоторых островах посреди рек, чтобы укрывать продукт грабежа под охраной части людей, составляющих экспедицию; они укрепляли эти пункты, уже защищенные природой, но это были все еще только окопавшиеся лагеря, а не замки. Мы находим такое учреждение на побережье Нормандии, Бретани или Запада, так долго опустошенных нормандскими пиратами; это Гаага-Дикколад на северо-западном конце полуострова Котентин, недалеко от острова Олдерни.

Герцог Нормандия
Когда на хеме норманны были окончательно установлены на территории Франции, они построили укрепленные дома, и эти резиденции сохранили особый характер, в то же время политический и феодальный. Норманский замок, в начале феодального периода, отличается от французского или франкского замка; он по-прежнему связан с системой территориальной обороны, в то время как французский замок долгое время поддерживал свое германское происхождение; это дом лидера группы, изолированный, защищающий свой собственный домен от всех и не учитывающий общую защиту территории. Чтобы заставить нас понять в нескольких словах, у Франклорда нет страны, у него есть только один домен; в то время как нормандский Господь стремится в то же время защитить свой домен и территорию, завоеванную его нацией. Это различие должно быть сделано в первую очередь потому, что оно влияет не только на положение феодальных особняков, но и на систему обороны, принятую в каждом из них. В строительстве нормандских замков есть определенный паритет, который не встречается во французских замках; они представляют собой крайний сорт; мы видим, что каприз лорда, его конкретные идеи повлияли на их строительство, в то время как нормандские замки, по национальной идее, подчиняются принципу защиты, признанного добром и принятому всеми владельцами доменов. Принимая во внимание обстоятельства, которые сопровождали урегулирование норманнов к северо-западу от Парижа, огромный интерес, который эти пираты терпели на земле Нормандии, должен был поддерживать ход рек, открытых для них, и подкреплений, которые прибыли с севера, закрытого для людей Фрэнка, обладателя высокой Сены и большинства ее притоков, можно увидеть, как норманнов обучали применять систему обороны с политической идеей. Кроме того, норманны, когда они представились на точке французской территории, проходили обязательно везде одинаково; это было занятие побережья, поднявшись по рекам и ручьям на их длинных лодках, и они проникли в самое сердце страны. Реки были естественным путем любого нормандского вторжения; именно в их банках они должны стремиться поддерживать себя и укрепляться. Острова,

Уже во времена Уильяма Ублюдка норманские бароны строили огромные каменные кладки со всеми, что составляет квадраты такого рода в средние века: глубокие и искусно вырытые канавы, нижние и верхние ограждения, подземелья и т. Д. Герцог Нормандия, во время длительной борьбы начала своего царствования, возводила замки или, по крайней мере, подземелья, чтобы удерживать города, которые сражались против него против них.

После спуска в Англию установление замков было одним из средств, которыми Вильгельм Завоеватель работал, чтобы обеспечить себе новое королевство, и это было в значительной степени для этих крепостей, поднятых в стратегических точках или в тех самых городах, в которых он должен был удержаться в середине страны, которая изо дня в день пыталась подняться за границу и восстановить свою независимость. Но многие лорды, пока началась общая война, держали эти замки в феодале, начали ссориться со своими соседями, совершали экскурсии по землям друг друга и приходили нападать на их твердыни. Или, недовольно видеть благосклонность сюзерена падала на других, чем с ними, стремилась сделать их замки более грозными, чтобы более дорого продать свои услуги соперникам своего лорда и сделать общее дело с ними.

Таким образом, в результате феодальной организации, даже в Нормандии, где национальный дух оставался намного лучше, чем во Франции, лорды каждый день были склонны сделать их замки сильнее и сильнее, чтобы освободиться от любой зависимости и быть способный диктовать условия своему сюзерену. Норманнский замок XI века состоял только из квадрата или прямоугольной башни, вокруг которой стояли некоторые малозначительные работы, особенно защищенные глубокой канавой, выполненной поверх откоса; это была настоящая нормандская должность того времени, которой суждено было доминировать на территории, закрыть проход или сдержать население городов. Замки с защитой столь же обширны, как и редкие; но норманские бароны, становящиеся феодалами, в Англии или на материке, вскоре оказались богатыми и могущественными, чтобы значительно увеличить зависимость подземелья, которое первоначально было единственной точкой, серьезно укрепленной. Примитивные корпуса, часто сделанные из палисадов, были заменены стенами, окруженными башнями. Самые старые письменные документы, касающиеся усадеб и даже замков (документы в Англии начиная с XII века), часто упоминаются в укрепленной резиденции Господа словом Аула, зал; это потому, что эти военные объекты состояли только из галдофинансированных толстыми стенами, зубцами и предгорьями с сторожевыми вышками или фланцевыми брешерами. Надстройки дворового дома были относительно незначительными; в случае серьезного нападения гарнизон вскоре покинул внешние работы и закрылся в подземелье, оборона которого в то время была грозной. В течение XII века эта традиция сохраняется в странах, где преобладает нормандское влияние; подземелье, укрепленная комната, приобретает относительную ценность, которую мы не находим в равной степени на французской территории, в столетии в замке французского происхождения; он выше, имеет большую массу; это пост, вокруг которого отмечен укрепленный лагерь, а не замок. Эта договоренность проявляется не только в Нормандии и Англии, но также в Пин (Кальвадос), Сен-Лоран-сюр-Мер, Ноген-ле-Ротру, Домфронт, Фалеза, Чамбой (Орн), Ньюкасл, Рочестер и Довер (Англия ), но на западном побережье, в Анжу, Пуату и Мейнетате, можно сказать, во всех странах, где проникает влияние Нормана; мы находим его снова, в сопровождении нормандского канава, чей характер настолько резко определен, в Пузагусе (Вандея), Бланзаке, Бру, Понсе (Шаранта-Инферьер), Чаувиньи около Пуатье, Мончирхаре, Бэджентсе и в Лохесе. Внешняя защита, которая сопровождает эти большие прямоугольные подземелья или которые представляют только земляные работы без следов важных конструкций, или если они подняты в каменной кладке, – это все столетия, по крайней мере, с созданием этих подземелий, что совершенно ясно показывает, что примитивные ораторы XX века и XII века не имели большого значения, и что их пришлось заменить, когда в XI веке эта оборонительная система замков была изменена и что он признал необходимость расширения и усиления работы.

Замок Falaise, в XII веке, действительно был большой подземельей с корпусом, содержащим вторичные здания, вероятно, построенным самым простым способом, поскольку он не оставил никаких следов, а также для хранения гарнизона, магазинов, конюшен и других хозяйственных построек. Название авлакана должно быть отдано этому замку, поскольку, на самом деле, единственная важная часть – сеньориальная должность – это укрепленная комната. Замки, которые Вильгельм Завоеватель поднял в городах Англии, чтобы сохранить городское население в уважении, были только прямоугольными подземельями, хорошо оборудованными и окруженными земляными трубами, палисадами или внешними ограждениями, которые не были большими силами. Это объясняет быстроту, с которой эти военные посты были построены, и их потрясающее количество; но это также объясняет, как в национальных восстаниях, направленных с энергией, нормандские гарнизоны, которые держали эти места, обязаны были укрыться в подземелье после снятия внешней обороны, что представляло лишь довольно слабое препятствие для крупного и решительного отряда , вскоре были сокращены голодом, плохо защищались в таком узком пространстве и были вынуждены сдаться на усмотрение. Уильям во время своего правления, несмотря на свою потрясающую деятельность, не мог больше делать на просторах огромной страны, которая всегда готова подняться; его преемники больше отдыхали, чтобы изучить тарелку и защиту своих замков; они воспользовались этим, и вскоре нормандский замок увеличил и усовершенствовал свою внешнюю защиту. Подземелье заняло менее важное значение; он был лучше связан со вторичными работами и более эффективно защищал их; Тем не менее, весь замок был всего лишь обширным подземельем, все части которого были искусно объединены и стали независимыми друг от друга, хотя и защищены более сильным сооружением. С этого момента мы начали применять этот закон «чтобы защищалось все, что защищалось».

Таким образом, мы достигаем конца XII века, чтобы встретиться с настоящим замком, то есть группой высоких зданий вместе, защищаясь в одиночку, хотя и объединенных общим защитным мышлением, устроенным в определенном порядке, чтобы одна сторона удаляются, остальные по-прежнему обладают всеми средствами сопротивления, ресурсами своих боеприпасов и продовольственных магазинов, их свободными выходами либо выходить на улицу, либо наступать, либо бежать из гарнизона, если он больше не может удерживаться. Ричард Лев Сердце реализовал эту сложную программу с редкой прозорливостью в последние годы XII века, когда он построил важное место Чато-Гайар.

Внутренние домашние стили
В Верхней Нормандии и в платах d’Auge, Mortainais, Passais и Avranchin (Нижняя Нормандия) местная внутренняя архитектура, как правило, фахверковая и соломенная.

Фахверковые фермы, разбросанные по всей сельской местности, унаследованы от старой традиции, которая уходит своими корнями в кельтские хозяйства, останки которых были раскопаны археологами. Особый стиль усадьбы, называемый «купол» или «курган», разработанный в Пейс-де-Ко, в результате более сурового ландшафта этого района и местных традиций, на который повлияли английский и датский стили.

Впоследствии кирпич и кремнезем использовали для строительства или реконструкции некоторых коттеджей и общественных зданий, таких как ратуши. Некоторые деревни плати де Ко и платит де Брей были полностью перестроены таким образом.

Другие части Нижней Нормандии, особенно полуострова Котентин, склонны использовать гранит в качестве преобладающего местного строительного материала. Нормандские острова также разделяют это влияние. Чауси уже много лет является источником добытого гранита, в том числе камня для строительства Мон-Сен-Мишель. В равнине Кан и в районе Бессина используется традиционный необычно жесткий известняк, называемый Каенским камнем.

Городской стиль
Как и везде во Франции, самые старые дома в главных городах являются фахверковыми, но в Верхней Нормандии более распространены, и есть более свежие примеры.

К сожалению, городское архитектурное наследие материковой Нормандии было сильно повреждено во время битвы при Нормандии в 1944 году. Многие исторические городские центры были разрушены, особенно в Кан, Руан, Лизьё и, возможно, наиболее трагически в Валогене, некогда известном как Версаль Нормандии за его аристократическую особняки и дворцы. Массовая послевоенная реконструкция городов в 1950-х и 1960-х годах, например, в Гавре и Сен-Ло, оставила модернистские интервенции.

Церковная архитектура
Уверенная церковная архитектура, например, в Lessay и Bayeux, оставила свой след на ландшафте, а также художественное наследие в литературе и искусстве, например, серию импрессионистских картин Клода Моне из готического фасада Руанского собора.

Аббатство Джумейж, недалеко от Руана (руины)
Аббатство Мон-Сен-Мишель, Нормандия (продолжение в готическом стиле)
Аббатство Бек
Два аббатства в Кан, основанные Уильямом Завоевателем

Архитектура Fin de siècle в Нормандии
Южная часть Баньоль-де-л’Орне, которая называется районом Бель-Эпок, наполнена великолепными буржуазными виллами с полихромными фасадами, луковыми окнами и уникальной кровлей. Этот район, построенный между 1886 и 1914 годами, имеет аутентичный стиль «Bagnolese» и типичен для каникул страны с высоким уровнем жизни того времени.

Нео-нормандская архитектура
Нео-норманская архитектура – это виллы стиля, созданные Клодом Миньо Жаком Бомьером в Ульгате во второй половине XIX века. Норманская форма регионализма, она характеризуется зданиями, построенными из традиционной деревянной кастрюли, но с современными материалами. Пример:

Вилла Страссбургер в Довиль
Станция Трувиль-Довиль
Château Gabriel в Бенвервиль-сюр-Мер

Архитектура конца века Нормандия
Район «Belle Epoque», расположенный к югу от Баньоль-де-л’Орне, изобилует великолепными буржуазными виллами с полихромными фасадами, луковыми окнами и уникальными крышами. Этот район в стиле «Bagnolais», аутентичный, расположенный между 1886 и 1914 годами, типичен для праздников в сельской местности высшего общества того времени.

About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *