Объекты для творческого проектирования – 1.Понятие «проектирование», «проект».Цель проектирования.История и условия становления проектирования как самост.Вида деят-ти.

Максяшин_Теор_метод_проект

%PDF-1.6 % 1 0 obj > endobj 580 0 obj >stream GPL Ghostscript 9.022016-01-28T11:40:32+05:002016-01-28T11:38:52+05:00PDFCreator Version 1.2.12016-01-28T11:40:32+05:00693800ef-c7e5-11e5-0000-b25b1219e35buuid:157e1b57-b78c-4c84-bbd6-3263c957dbefapplication/pdf

  • Максяшин_Теор_метод_проект
  • natalya.ushenina
  • endstream endobj 529 0 obj >/Encoding>>>>> endobj 3 0 obj > endobj 549 0 obj > endobj 548 0 obj > endobj 579 0 obj > endobj 61 0 obj >/Type/Page>> endobj 65 0 obj >/Type/Page>> endobj 69 0 obj >/Type/Page>> endobj 73 0 obj >/Type/Page>> endobj 77 0 obj >/Type/Page>> endobj 81 0 obj >/Type/Page>> endobj 85 0 obj >/Type/Page>> endobj 89 0 obj >/Type/Page>> endobj 93 0 obj >/Type/Page>> endobj 97 0 obj >/Type/Page>> endobj 101 0 obj >/Type/Page>> endobj 105 0 obj >/Type/Page>> endobj 109 0 obj >/Type/Page>> endobj 113 0 obj >/Type/Page>> endobj 117 0 obj >/Type/Page>> endobj 121 0 obj >/Type/Page>> endobj 128 0 obj >/Type/Page>> endobj 132 0 obj >/Type/Page>> endobj 136 0 obj >/Type/Page>> endobj 140 0 obj >/Type/Page>> endobj 144 0 obj >/Type/Page>> endobj 148 0 obj >/Type/Page>> endobj 152 0 obj >/Type/Page>> endobj 156 0 obj >/Type/Page>> endobj 160 0 obj >/Type/Page>> endobj 164 0 obj >/Type/Page>> endobj 168 0 obj >/Type/Page>> endobj 172 0 obj >/Type/Page>> endobj 176 0 obj >/Type/Page>> endobj 180 0 obj >/Type/Page>> endobj 184 0 obj >/Type/Page>> endobj 188 0 obj >/Type/Page>> endobj 192 0 obj >/Type/Page>> endobj 196 0 obj >/Type/Page>> endobj 200 0 obj >/Type/Page>> endobj 204 0 obj >/Type/Page>> endobj 208 0 obj >/Type/Page>> endobj 212 0 obj >/Type/Page>> endobj 216 0 obj >/Type/Page>> endobj 220 0 obj >/Type/Page>> endobj 224 0 obj >/Type/Page>> endobj 228 0 obj >/Type/Page>> endobj 232 0 obj >/Type/Page>> endobj 236 0 obj >/Type/Page>> endobj 240 0 obj >/Type/Page>> endobj 244 0 obj >/Type/Page>> endobj 248 0 obj >/Type/Page>> endobj 252 0 obj >/Type/Page>> endobj 256 0 obj >/Type/Page>> endobj 260 0 obj >/Type/Page>> endobj 264 0 obj >/Type/Page>> endobj 268 0 obj >/Type/Page>> endobj 272 0 obj >/Type/Page>> endobj 276 0 obj >/Type/Page>> endobj 280 0 obj >/Type/Page>> endobj 284 0 obj >/Type/Page>> endobj 288 0 obj >/Type/Page>> endobj 292 0 obj >/Type/Page>> endobj 296 0 obj >/Type/Page>> endobj 300 0 obj >/Type/Page>> endobj 304 0 obj >/Type/Page>> endobj 308 0 obj >/Type/Page>> endobj 312 0 obj >/Type/Page>> endobj 316 0 obj >/Type/Page>> endobj 320 0 obj >/Type/Page>> endobj 324 0 obj >/Type/Page>> endobj 328 0 obj >/Type/Page>> endobj 332 0 obj >/Type/Page>> endobj 336 0 obj >/Type/Page>> endobj 340 0 obj >/Type/Page>> endobj 344 0 obj >/Type/Page>> endobj 348 0 obj >/Type/Page>> endobj 352 0 obj >/Type/Page>> endobj 356 0 obj >/Type/Page>> endobj 360 0 obj >/Type/Page>> endobj 364 0 obj >/Type/Page>> endobj 368 0 obj >/Type/Page>> endobj 372 0 obj >/Type/Page>> endobj 376 0 obj >/Type/Page>> endobj 380 0 obj >/Type/Page>> endobj 384 0 obj >/Type/Page>> endobj 388 0 obj >/Type/Page>> endobj 392 0 obj >/Type/Page>> endobj 396 0 obj >/Type/Page>> endobj 400 0 obj >/Type/Page>> endobj 404 0 obj >/Type/Page>> endobj 408 0 obj >/Type/Page>> endobj 412 0 obj >/Type/Page>> endobj 416 0 obj >/Type/Page>> endobj 420 0 obj >/Type/Page>> endobj 424 0 obj >/Type/Page>> endobj 428 0 obj >/Type/Page>> endobj 432 0 obj >/Type/Page>> endobj 436 0 obj >/Type/Page>> endobj 440 0 obj >/Type/Page>> endobj 444 0 obj >/Type/Page>> endobj 448 0 obj >/Type/Page>> endobj 452 0 obj >/Type/Page>> endobj 456 0 obj >/Type/Page>> endobj 460 0 obj >/Type/Page>> endobj 464 0 obj >/Type/Page>> endobj 471 0 obj >/Type/Page>> endobj 475 0 obj >/Type/Page>> endobj 479 0 obj >/Type/Page>> endobj 483 0 obj >/Type/Page>> endobj 490 0 obj >/Type/Page>> endobj 494 0 obj >/Type/Page>> endobj 498 0 obj >/Type/Page>> endobj 502 0 obj >/Type/Page>> endobj 506 0 obj >/Type/Page>> endobj 510 0 obj >/Type/Page>> endobj 564 0 obj >/Type/Page>> endobj 577 0 obj >stream xZ]`!-fbHQ^lXv]uԩܩtw?»F~_/~;j1Z:u:uhCw\P!|=;T;X;\[D#GWv?)Gvң;lp^7LO)Ru&)MfZ|ןm?(>:?,TŒzpa6EM:РZūR4S&HXPV:FCxZ7ns8{:h(-lmelq/R766}8ȌPw’cV’J#QLk~u˺55y5

    Методы творчества, применяемые при проектировании

    Что такое “метод проектов”?

    Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:

    • формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
    • развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
    • формировали бы не просто умения, а компетенции, т. е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
    • были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
    • реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

    Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

    Умение организовать проектную деятельность учащихся – показатель высокой квалификации преподавателя, его способности пользоваться развивающими технологиями обучения. И здесь немаловажную роль играет владение методами творчества, постичь которые помогает эвристика – наука, изучающая продуктивное творческое мышление. Развитие творческого воображения, нахождение нетривиальных путей решения творческих задач проектирования, преодоление психологической инерции – вот возможности эвристических методов.

    Творческие методы проектирования: аналогии, ассоциации, неологии, эвристическое комбинирование, антропотехника, использование передовых технологий.

    (Приложение. Слайд 1)

    Аналогии (Приложение. Слайд 2,3)

    – метод решения поставленной задачи, при котором используются уже существующие решения в других областях (биоформа, архитектура, инженерные решения и т.п.). Таким образом, аналогии становятся творческим источником. Интерпретация творческого источника и превращение его путем трансформации в проектное решение собственной задачи – суть этого метода. Первоначальная идея, заимствованная по аналогии, постепенно доводится до решения, адекватного замыслу. Такое проектирование имеет отношение к функциональному проектированию, то есть проектированию не предмета (вещи), а способа (функции). Проектируем не печь, а способ обогрева помещения, не чайник, а способ кипячения воды, не проигрыватель, а способ воспроизведения звука.

    Ассоциации (Приложение. Слайд 4,5)

    – метод формирования идеи. Творческое воображение обращается к разным идеям окружающей действительности. Развитие образно-ассоциативного мышления учащегося, приведение его мыслительного аппарата в постоянную “боевую готовность” – одна из важнейших задач в обучении творческой личности, способной мобильно реагировать на окружающую среду и черпать оттуда продуктивные ассоциации. Кроме того, в современном дизайне яркое образное мышление понимается как принципиально новый способ самого проектирования.

    Неологии (Приложение. Слайд 6)

    – метод использования чужих идей. Например, можно осуществлять поиск формы на основе пространственной перекомпоновки некоего прототипа. Но в процессе заимствования необходимо ответить на вопросы: Что нужно изменить в прототипе? Что можно изменить в прототипе? Каким образом лучше это сделать? Решает ли это поставленную задачу? Заимствование идеи без изменений может привести к обвинению в плагиате.

    Эвристическое комбинирование (Приложение. Слайд 7)

    – метод перестановки, предполагающий изменение элементов или их замену. Его можно охарактеризовать как комбинаторный поиск компоновочных решений. Этот метод может дать достаточно неожиданные результаты. Например, с его помощью первоначальную идею можно довести до абсурда, а потом в этом найти рациональное зерно. Например, авангардисты в моде часто пользуются именно эвристическим комбинированием.

    Антропотехника (Приложение. Слайд 8)

    – метод, предполагающий привязку свойств проектируемого объекта к удобству человека, к его физическим возможностям. Например, при проектировании сумок есть правило: замок должен быть удобен для открывания его одной рукой; зонт должен раскрываться нажатием на кнопку тоже одной рукой. Вспомните, как сейчас хозяева открывают машину – нажатием одной кнопки на брелке. Все это – антропотехника.

    Использование передовых технологий вряд ли нуждается в комментариях.

    2. Методы, дающие новые парадоксальные решения: инверсия, “мозговая атака”, “мозговая осада”, карикатура, бионический метод. (Приложение. Слайд 10)

    Инверсия (от латинского щуегзю – перестановка) (Приложение. Слайд 11)

    – метод проектирования “от противного”. Это кажущаяся абсурдная перестановка – “переворот”. Такой подход к проектированию основан на развитии гибкости мышления, поэтому он позволяет получить совершенно новые, порой парадоксальные решения (например, одежда швами наружу и т.п.). Интересно использование декора по методу инверсии: детали, выхваченные из другого изделия, укрупнение декора, смешение видов и стилей декоративных элементов, применение их в самых неожиданных местах и т.д.

    Мозговая атака (Приложение. Слайд 12)

    – коллективное генерирование идей в очень сжатые сроки. Метод основан на интуитивном мышлении. Главное предположение: среди большого числа идей может оказаться несколько удачных. Главные условия: коллектив должен быть небольшой; каждый участник “атаки” по очереди выдает идеи в очень быстром темпе; всякая критика запрещена; процесс записывается на магнитофон. Затем идеи анализируются.

    Мозговая осада (Приложение. Слайд 13)

    – это также метод проведения быстрого опроса участников с запретом критических замечаний. Но в отличие от предыдущего, каждая идея доводится до логического завершения, поэтому процесс получается длительным по времени, отсюда и название “осада”.

    Карикатура (Приложение. Слайд 14)

    – метод доведения образного решения продукта дизайна до гротескного, абсурдного; приводит к нахождению нового неожиданного решения, способствует развитию творческого воображения. Метод гиперболы, создания гротескного образа широко используется в современном модном эскизе.

    Бионический метод (Приложение. Слайд 15)

    заключается в анализе конкретных объектов бионики. Например, механика работы крыльев у насекомых может дать свежие идеи решения задач по проектированию объектов со створками, наслоением или трансформацией деталей. Свечение некоторых насекомых натолкнуло на идею разработки обуви и одежды со встроеными светящимися в темноте элементами (спортивная одежда: куртки, кроссовки). Бионический подход в дизайне позволяет получить неординарные решения конструктивных узлов, новых свойств поверхностей и фактур.

    Приложение

    Литература

    1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005. — 112 с. (Метод, биб-ка).
    2. Романовская М.Б. Метод проектов в контексте профильного обучения в старших классах: современные подходы: Научно-методическое пособие для повышения квалификации работников образования. – М.: АПКиПРО, 2002. – 32 с.
    3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. — 3-е изд., испр. и доп.— М.: АРКТИ, 2006. — 80 с. (Метод, биб-ка).

    Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг. Творческая проектная деятельность 30 ч.

    1. Выбор объекта проектирования и требования к нему, 4 ч

    Теоретические сведения. Выбор направления сферы деятельности для выполнения проекта. Определение требо­ваний и ограничений к объекту проектирования. Выбор объ­екта проектирования.

    Выбор наиболее удачного варианта проектируемого из­делия с использованием методов ТРИЗ. Выбор материалов для изготовления проектного изделия. Механические свой­ства материалов.

    Практические работы. Выбор направления сферы дея­тельности для выполнения проекта. Выбор материалов для проектного изделия. Выбор наиболее удачного варианта проектируемого изделия с использованием морфологиче­ского анализа, ФСА и др.

    1. Расчёт себестоимости изделия, 2 ч

    Теоретические сведения. Понятия стоимости, себестои­мости и рыночной цены изделия. Составляющие себестои­мости продукции, накладные расходы, формула себестоимо­сти. Расчёт себестоимости проектных работ. Формула прибы­ли. Статьи расходов проекта. Цена проекта. Оплата труда проектировщика.

    Практическая работа. Предварительный расчёт мате­риальных затрат на изготовление проектного изделия.

    1. Документальное представление проектируемого продукта труда, 6 ч

    Теоретические сведения. Стандартизация как необхо­димое условие промышленного проектирования. Проектная документация: технический рисунок, чертёж, сборочный чертёж, резюме по дизайну, проектная спецификация. Ис­пользование компьютера для выполнения чертежа проекти­руемого изделия.

    Практические работы. Составление резюме и дизайн- спецификации проектируемого изделия. Выполнение рабо­чих чертежей проектируемого изделия.

    1. Организация технологического процесса, 2 ч

    Теоретические сведения. Технологический процесс из­готовления нового изделия. Технологическая операция. Тех­нологический переход. Маршрутные и операционные кар­ты. Содержание и правила составления технологической карты.

    Практическая работа. Выполнение технологической карты проектного изделия.

    1. Организация рабочего места, 1 ч

    Теоретические сведения. Условия организации рабочего места. Требования эргономики и эстетики рабочего места. Выбор и рациональное размещение инструментов. Оборудования, приспособлений. Правила техники безопасности на рабочем месте.

    Практическая работа. Составление схемы своего рабочего места, выбор инструментов и оборудования, определения правил безопасности на рабочем месте.

    1. Выполнение операций по созданию продуктов труда, 8 ч

    Теоретические сведения. Реализация технологического процесса изготовления деталей. Процесс сборки изделия из деталей. Соблюдение правил безопасной работы. Промежу­точный контроль этапов изготовления.

    Практическая работа. Изготовление проектируемого объекта.

    1. Анализ результатов проектной деятельности, 3 ч

    Теоретические сведения. Понятие качества матери­ального объекта, услуги, технического процесса. Крите­рии оценки результатов проектной деятельности. Прове­дение испытаний объекта. Самооценка проекта. Рецензи­рование.

    Практическая работа. Апробация готового проектного изделия и его доработка, самооценка проекта.

    1. Презентация проектов и результатов труда 4 ч

    Теоретические сведения. Критерии оценки выполнен­ного проекта. Критерии оценки защиты проекта. Выбор формы презентации. Использование технических средств в процессе презентации. Презентация проектов и результа­тов труда. Оценка проектов.

    Практическая работа. Организация и проведение пре­зентации проектов.

    Тема 1 Дизайн как проектная деятельность

    1. Основные понятия и определения

    2. Типология дизайн-деятельности.

    3. Этапы проектной деятельности.

    Основные понятия и определения

    Проектирование – процесс разработки проекта с фиксацией результата в какой-либо форме. Основные этапы проектирования: обоснованный выбор будущего продукта; разработка проекта и его документальное оформление; макетирование и моделирование; оформление; экономическая и экологическая оценка проекта и технологии; защита проекта.

    Проектирование это:

    • деятельность по преобразованию естественных природных явлений в искусственные предметы и процессы, удовлетворяющие человеческим потребностям;

    • процесс создания представления об объекте, еще не существующем;

    • выбор способа действия, подготовительные действия;

    • компонент жизнедеятельности человека, позволяющий ему рационально строить свою жизнь и выполнять различные виды необходимой деятельности;

    • отношение человека к действительности, в котором отражается стремление к комфортному существованию.

    Проектирование обладает своей методологией, которая включает структуру деятельности, принципы и нормы деятельности, субъектов, объект и его модели, методы и др.

    Расхождения в понимании и неоднозначности толкования понятия «дизайн» в большой мере обусловлены многозначностью английского слова design, ставшего с начала 30-х гг. международным термином, обозначающим художественно-конструкторскую, проектно-творческую деятельность и ее результаты.

    В словаре [2] «слово design переводится и как замысел, умысел, план, цель, намерение, и как творческий замысел, план, проект, и как чертеж, расчет, конструкция, и как проектирование, конструирование, и как эскиз, рисунок, узор, композиция, и как искусство композиции и даже произведение искусства

    Автором данного учебного пособия предлагается свое определение дизайна (так же, как и его цели, функций, задач, принципов, закономерностей): «Дизайн – это творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования промышленных изделий, их комплексов и систем, ориентированного на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом возможностям и потребностям человека как утилитарным, так и эстетическим. (Медведев В.Ю.)

    Определяется сущность дизайна как проектной творческой деятельности, совмещающей в себе и художественное, и техническое начала. Указывается, что объектами дизайна являются разнообразные изделия, комплексы, системы (формирующие предметную среду), рассчитанные именно на промышленное производство.

    И подразумевается, что, ориентируясь на индустриальное производство, дизайнеры, безусловно, не забывают о его эффективности, рентабельности (равно как и о прибыльности торговли). Как наиболее существенное в этой дефиниции выделяется антропоцентрическая нацеленность дизайна, выражающаяся в стремлении учитывать возможности человека, использующего тот или иной дизайн-продукт, и весь круг его потребностей, запросов, предпочтений, воплощаемых и в утилитарно-технических, и социально-культурных (в том числе эстетических) свойствах произведений дизайна.

    Виды дизайнерских разработок

    • модернизация: новая, перспективная и экспериментальная разработки

    • проектный прогноз

    Частичная модернизация — это незначительное улучшение отдельных технико-эстетических параметров объекта, которое сохраняет все основные черты своего прототипа.

    Новая разработка представляет собой существенно или принципиально новое дизайнерское решение , рассчитанное на современную реализацию.

    Перспективная разработка содержит аналогичное решение, рассчитанное на реализацию в более или менее отдаленном будущем.

    Экспериментальная разработка опирается на достаточно свободный дизайнерский поиск в широких вариациях, не всегда предназначенных для внедрения.

    Проектный прогноз предназначается для принципиального направления дизайна, не обязательного для реализации.

    Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг. Творческая проектная деятельность 32 ч

    1. Понятие творчества,

    Теоретические сведения. Понятие творчества. Введе­ние в психологию творческой деятельности. Понятие «твор­ческий процесс». Стадии творческого процесса. Виды твор­ческой деятельности: художественное, научное, техниче­ское творчество. Процедуры технического творчества.

    Проектирование. Конструирование. Изобретательство. Ре­зультат творчества как объект интеллектуальной собствен­ности.

    Способы повышения творческой активности личности при решении нестандартных задач. Понятие «творческая за­дача». Логические и эвристические (интуитивные) пути ре­шения творческих задач, их особенности и области приме­нения. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).

    Практическая работа. Упражнения на развитие мышле­ния: решение нестандартных задач.

    1. Защита интеллектуальной собственности, 2 ч

    Теоретические сведения. Понятие интеллектуальной собственности. Объекты интеллектуальной собственности. Формы защиты авторства. Публикация. Патент на изобрете­ние. Условия выдачи патентов, патентный поиск. Критерии патентоспособности объекта. Патентуемые объекты: изоб­ретения, промышленные образцы, полезные модели, товар­ные знаки. Рационализаторские предложения. Правила ре­гистрации товарных знаков и знака обслуживания.

    Практические работы. Разработка товарного знака сво­его (условного) предприятия. Составление формулы изобре­тения (ретроизобретения) или заявки на полезную модель, промышленный образец.

    1. Методы решения творческих задач, 8 ч

    Теоретические сведения. Методы активизации поиска решений. Генерация идей. Прямая мозговая атака (мозговой шторм). Приёмы, способствующие генерации идей: анало­гия, инверсия, эмпатия, фантазия. Обратная мозговая атака. Метод контрольных вопросов. Синектика.

    Поиск оптимального варианта решения. Морфологиче­ский анализ (морфологическая матрица), сущность и при­менение. Функционально-стоимостный анализ (ФСА) как метод экономии. Основные этапы ФСА. Использование ФСА на производстве. АРИЗ. Ассоциативные методы реше­ния задач. Понятие «ассоциации». Методы фокальных объ­ектов, гирлянд случайностей и ассоциаций, сущность и при­менение.

    Практические работы. Конкурс «Генераторы идей». Решение задач методом синектики. Игра «Ассоциативная цепочка шагов». Разработка новой конструкции входной двери с помощью эвристических методов решения задач.

    12. Понятие об основах проектирования в профессиональной деятельности, 2 ч

    Теоретические сведения. Проектирование как создаю новых объектов действительности. Особенности современного проектирования. Возросшие требования к проектированию. Технико-технологические, социальные, экономически экологические, эргономические факторы проектирования. Учёт требований безопасности при проектировании. Качества проектировщика.

    Значение эстетического фактора в проектировании, с эстетические требования к продукту труда. Художественный дизайн. Закономерности эстетического восприятия. Закон гармонии.

    Практические работы. Решение тестов на определение наличия качеств проектировщика. Выбор направления сферы деятельности для выполнения проекта.

    13. Потребительские качества товаров. Экспертиза и оценка изделия, 1 ч

    Теоретические сведения. Проектирование в условиях конкуренции на рынке товаров и услуг. Возможные критерии оценки потребительских качеств изделий. Социально-эргономические, функциональные, эргономические качества объектов проектной деятельности. Экспертиза и оценка изделия.

    Практические работы. Оценка объектов на основе их потребительских качеств. Проведение экспертизы ученического рабочего стола.

    14. Алгоритм дизайна. Планирование проектной деятельности,

    Теоретические сведения. Планирование профессиональной и учебной проектной деятельности. Этапы проектной деятельности. Системный подход в проектировании, по­шаговое планирование действий. Алгоритм дизайна. Петля дизайна. Непредвиденные обстоятельства в проектирова­нии, действия по коррекции проекта.

    Практическая работа. Планирование деятельности по учебному проектированию.

    1. Источники информации при проектировании, 2 ч

    Теоретические сведения. Роль информации в совре­менном обществе. Необходимость информации на разных этапах проектирования. Источники информации: энцикло­педии, энциклопедические словари, Интернет, E-mail, элек­тронные справочники, электронные конференции, теле­коммуникационные проекты. Поиск информации по теме проектирования.

    Практические работы. Воссоздать исторический ряд объекта проектирования. Формирование банка идей и пред­ложений.

    1. Создание банка идей продуктов труда, 3 ч

    Теоретические сведения. Объекты действительности как воплощение идей проектировщика. Создание банка идей продуктов труда. Методы формирования банка идей. Творче­ский подход к выдвижению идей (одушевление, ассоциации, аналогии, варианты компоновок, использование методов ТРИЗ). Анализ существующих изделий как поиск вариантов дальнейшего усовершенствования. Графическое представле­ние вариантов будущего изделия. Клаузура.

    Практические работы. Создание банка идей и предло­жений. Выдвижение идей усовершенствования своего про­ектного изделия. Выбор наиболее удачного варианта с ис­пользованием метода морфологического анализа.

    1. Дизайн отвечает потребностям. Рынок потребительских товаров и услуг, 3 ч

    Теоретические сведения. Проектирование как отраже­ние общественной потребности. Влияние потребностей лю­дей на изменение изделий, технологий, материалов. Рынок потребительских товаров и услуг. Конкуренция товаропроизводителей. Методы выявления общественной потребно­сти. Изучение рынка товаров и услуг. Правила составления анкеты. Определение конкретных целей проекта на основа­нии выявления общественной потребности.

    Практические работы. Составление анкеты для изуче­ния покупательского спроса. Проведение анкетирования для выбора объекта учебного проектирования.

    1. Правовые отношения на рынке товаров и услуг, 3 ч

    Теоретические сведения. Понятия «субъект» и «объект» на рынке потребительских товаров и услуг. Нормативные ак­ты, регулирующие отношения между покупателем и произ­водителем (продавцом). Страхование. Источники получения информации о товарах и услугах. Торговые символы, этикетки, маркировка, штрих код. Серти­фикация продукции.

    Практические работы. Изучение рынка потребитель­ских товаров и услуг. Чтение учащимися маркировки това­ров и сертификатов на различную продукцию.

    1. Выбор путей и способов реализации проектируемого объекта. Бизнес-план, 2 ч

    Теоретические сведения. Пути продвижения проекти­руемого продукта на потребительский рынок. Понятие мар­кетинга, его цели и задачи. Реклама как фактор маркетинга. Средства рекламы.

    Бизнес-план как способ экономического обоснования проекта. Задачи бизнес-плана. Определение целевых рамок продукта и его места на рынке. Оценка издержек на произ­водство. Определение состава маркетинговых мероприятий по рекламе, стимулированию продаж, каналам сбыта. Про­гнозирование окупаемости и финансовых рисков. Понятие рентабельности. Экономическая оценка проекта.

    Практическая работа. Составление бизнес-плана на производство проектируемого (или условного) изделия (ус­луги).

    Процесс создания дизайн-проекта загородного клуба. Этапы проектирования

    Библиографическое описание:

    Лоссь А. И. Процесс создания дизайн-проекта загородного клуба. Этапы проектирования // Молодой ученый. — 2018. — №51. — С. 326-327. — URL https://moluch.ru/archive/237/55047/ (дата обращения: 28.01.2020).

    

    Разработка дизайн-проекта загородного клуба по сути своей одновременно сложный, творческий и плановый процесс. Средовой дизайнер в своей работе должен совместить фантазию с знаниями, комфорт с эстетической частью проекта и т. п. По мимо этого дизайнеру нужно учитывать пожелания клиента особенности помещения, особенности пространства с которым ему придется работать и т.д.

    Главной задачей такого процесса является создание точной схемы плана проведения работ, с чего нужно начать дизайнеру. Итак, первое с чего начинается такой процесс — это встреча с заказчиком. Что хочет сам заказчик, каким он видит свой загородный клуб. Также на этом этапе определяются эстетические и утилитарные функции дизайна, к примеру, в одном из коттеджей будут окна в пол с темными шторами в спальне, что в последствии даст посетителю клуба насладиться красивым видом из окна, а шторы помогут тем самым помогут решить проблему с избытком солнечных лучей.

    Затем идет следующий этап проекта изучение и составление технического задания, то есть дизайнер нужно определить перед собой цели данного проекта объем бюджет сроки и т. д. Также на этом этапе дизайнеру должен решить проблемы, которые возникнут в ходе работы реализации проекта, такие как правовое оформление сотрудничества и т. п.

    Следом идет этап предпроектного исследования, то есть дизайнер для себя изучает тему проектирование, общие технические данные объекта, его историю, специфику объекта. Уточняют для себя физическое состояние объекта, конструкции, материалы, особенности оборудования и т.д. Изучает и выявляет полный спектр проблем. Что такое проблема? Проблема — это острое противоречие или несоответствие между требуемой нормой и существующей реальности, то есть проблема является препятствием. Так вот дизайнер должен выявить те самые основные противоречия и несоответствия данного проекта, к примеру, в чертеже одного из коттеджей есть стена несущая, которая в принципе не нужна, но замените её нельзя, так как она является несущей. Здесь же дизайнер составляет список проектных задач.

    Следующий этап проекта — это разработка концепции, общей концепции всего проекта, то есть основная идея данного проекта и его структура. Концепция состоит из основной идеи, включающей в себя совокупность воспринятых впечатлений, семантическая целостность, работа с ассоциативным рядом, подбор материалов визуально зафиксированных. Основной идеи данного проекта будет эко-клуб, клуб активного отдыха. То есть клуб будет располагаться в окружении леса, а леса изобилуют грибами, ягодами, орехами и в летний сезон являются прекрасным местом для неспешных лесных прогулок и трекинга. На территории комплекса расположены срубовые дома для проживания, костровые и мангальные площадки, зооподворье с массой обитателей. Клуб будет ориентирован на активный отдых, территория клуба будет оснащена площадками под волейбол, футбол, бассейн, туристические комплексы. Также в концепцию входит уточнения функционального содержания объекта, конфигурация пространства в характерах ластики самого объекта в целом, отделочные материалы и система характера взаимодействия материалов, колористика пространства и движения, характер пластики мебели, оборудования и аксессуаров. Так как это эко-клуб, то объекты, находящиеся на территории клуба будут полностью сделаны из натуральных материалов, таких как натуральный камень, дерево и т. д. В общем клуб будет ориентирован на то, чтобы люди, которые посещали клуб отдыхали в нем не только физически, но и душой, чтобы им хотелось остаться в нём как можно дольше, чтобы они были получили массу живых эмоций и почувствовали неотъемлемую связь с природой.

    Далее идёт этап эскизного проектирования. По сути создания эскизов относится к самым начальному этапу процесса. Эскиз — это набросок от руки, который в общих чертах отражает задумку дизайнера или заказчика. В проектировании же стадия эскиз, по сути, отражает немного больше действий, то есть проектировщик или дизайнер создает несколько чертежей и документов, которые станут основой дальнейшей работы всей команды. Очень важно: от точности и правильности работы зависит как в дальнейшем будет продвигаться всё остальное работа. В настоящее время использование компьютерных программ даёт немного иной подход эскизного проектирования. То есть оно производится более масштабно, что позволяет в трехмерном режиме отобразить вид будущего строения, что в свою очередь позволяет решить ряд проблем да их появление.

    Затем идет этап создания или разработка технической документации, то есть типичный перечень комплекса технической документации. Она включает в себя план ЕСКД: планы помещений; поэтажный планы с расстановкой мебели и оборудования; также планы пола с указанием поверхностей, количества материалов; планы потолка с указанием рельефа, количества материалов и освещении поверхности; планом функционального зонирования и т.д. Ещё она включает в себя развертки ограждающих элементов стены перегородки размеры дверных проемов оконных и т. д. Также чертежи бывают конструктивные и работы конструктивные — это размеры и узлы соединения элементов указывают на взаимодействие материалов и развёртки сложных элементов. Ещё в перечень входят колористические карты, то есть какие цвета будут преимущества так как это эко-клуб преобладающими цветами будут цвета натуральных материалов также в перечень входит спецификация, то есть подробный перечень материалов и схемы А ещё схемы и сметы расходы материалов проектирования работ производственных и так далее

    И завершающий этап проектирования загородного клуба — это авторское руководство, иначе называемый авторский надзор. Несомненно, это очень нужная и очень удобная для заказчиков услуга, которая способна сберечь уйма времени и нервов, а также и денег заказчику. Авторский надзор — это контроль дизайнера над ходом реализации дизайн-проекта строителями для обеспечения соответствия выполняемых им работ, заложенных по решению. То есть надзор дизайнера за корректной реализацией дизайн-проект, осуществления дизайнером ежедневных выездов на объект, внесение в рабочую документацию креативов связанных с открывающимся уже в ходе проведения работ новыми обстоятельствами, осуществления постоянной коммуникации с бригадой рабочих предоставление строителям необходимых пояснений и комментариев по вопросам реализации дизайн-проект, регулярное информирование заказчика о ходе выполнения работ, консультирование по вопросам возникших проблем.

    Итак, в данной статье рассмотрены этапы проектирования загородного клуба, определяющее процесс проектирования и реализации дизайн- проекта. После рассмотрения этапов проектирования можно с уверенностью сказать, что проектирование загородного клуба, да и проектирования в общем — это трудоемкий, многоэтапный и непрерывный процесс, затрагивающий все стороны и функции реализации данного проекта. В процессе проектирования данного проектора дизайнеру необходимо будет решить множество задач к связанных с реализацией дизайн проекта. Успех дизайн-проектов во многом будет зависеть от самого дизайнера.

    Литература:

    1. Сазонова Е.А. Проектирование. Уч. пособ. /Под ред. В.Ф.Ахадуллина– Уфа: Изд-во БГПУ, 2009. — 156с.: ил.
    2. Джонс Дж.К. Методы проектирования: Пер. с англ. — 2-е изд., доп.- М.: Мир, 1986

    Основные термины (генерируются автоматически): загородный клуб, основная идея, дизайнер, активный отдых, техническая документация, эскизное проектирование, процесс проектирования, территория клуба, этап проекта, клуб.

    Метод ассоциаций как прием мыслительной деятельности в методологии архитектурного проектирования

    Библиографическое описание:

    Дородных А. А., Кузнецова К. В. Метод ассоциаций как прием мыслительной деятельности в методологии архитектурного проектирования [Текст] // Культурология и искусствоведение: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 42-45. — URL https://moluch.ru/conf/artcult/archive/247/12745/ (дата обращения: 28.01.2020).

    

    Широко известно, что метод как способ решения конкретной задачи — это совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности. Методика же — это последовательность выполнения определенных действий для решения поставленного задания в рамках определенного метода. Методология архитектурного проектирования (по определению Ю. Евреенова) — это, отдельное направление науки, изучающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практической архитектурной деятельности, необходимая для изучения в художественных и технических вузах. К методологии архитектурного проектирования можно отнести совокупность средств, приемов, принципов и подходов, которые нашли применение в разных видах архитектурной деятельности. Методы архитектурного проектирования могут быть различными, в зависимости от индивидуальности личности архитектора, но в целом именно они определяют творческий метод архитектора, его авторский почерк.

    Одним из базовых методов, применяемых на практике, является метод ассоциаций на этапе формирования идеи. Ассоциативные образы, формирующиеся в памяти человека на протяжении всей его жизни, помогают архитектору решать поставленные задачи. Взаимосвязь образных характеристик различных объектов делает метод ассоциации основой продуктивной проектно-преобразовательной деятельности, приводит к открытию новых отношений в проектируемой модели. Творческое воображение обращается к разным идеям окружающей действительности. Развитие образно-ассоциативного мышления, приведение его мыслительного аппарата в постоянную «боевую готовность» — одна из важнейших задач в обучении творческой личности, способной мобильно реагировать на окружающую среду и черпать оттуда продуктивные ассоциации. [1]

    В отличие от репродуктивной формы архитектурно-проектной деятельности, направленной на получение известного результата известными средствами путем повторения привычных схем действия, т. е. следования стандарту, образцу, продуктивная деятельность характеризуется переходом к иному методу проектирования, опирающемуся не на морфологические структурные свойства объекта, а на его социально-культурное содержание, на своеобразие функционального назначения, на идеологическую значимость, художественные задачи, а также на проблематизацию проектной ситуации.

    Особенность учебной архитектурно-проектной деятельности состоит в том, что в ней репродуктивные и продуктивные компоненты деятельности особым образом сочетаются, педагогу необходимо развивать в студентах как репродуктивный тип мышления, так и продуктивный. Разработка нового замысла на первых этапах приводит к менее совершенному результату и сопряжена с преодолением больших трудностей и противоречий, чем при заимствовании известной схемы. Поэтому в дидактическом отношении поиск своеобразного решения повышает творческую активность студента. Одним из приемов развития мыслительной деятельности студентов давно стал именно метод ассоциаций, детально исследованный Б. Г. Бархиным [2] Этот метод является одним из способов формирования идеи и направлен на поиск ассоциаций, имеющих отношение к теме. Ассоциации по смежности, сходству и контрасту, почерпнутые из ассоциативного фонда, хранящегося в памяти студента, связываются между собой в соответствии с логикой данной архитектурной системы. Эта логика делает ассоциации опорой продуктивной преобразовательной деятельности, приводит к открытию новых отношений в проектируемой модели.

    «Архитектура не профессия, а образ мышления» — этот афоризм Ле Корбюзье позволяет оценить значение развития ассоциативного мышления как необходимого инструмента при получении студентом архитектурного образования. Мысль архитектора облекается в форму зрительно-образных представлений. Уменье мысленным взорам охватить всю квартиру в целом — «панорамность», целостность восприятия и способность к «свертыванию» цепи рассуждений с заменой их одним обобщающим понятием — образом являются специфическими особенностями творчества архитектора. Для зодчего характерно продуктивное дивергентное мышление, направленное на создание нового, в отличие от конвергентного мышления, остающегося в рамках Формальной логики. Архитектора отличает также гибкость мышления, легкость ассоциирования и уменье увидеть путь к решению, используя информацию, не имеющую прямого отношения к проблеме — «боковое мышление», уменье отказаться от замысла, не сулящего успеха, и быстро переключаться с одних явлений на другие.

    В общем понимании, ассоциация — это образ, возникающий в сознании человека при воздействии внешнего раздражителя, которым может выступать звук, запах, мелодия, какой-то визуальный объект. При этом обязательным явлением становится формирование новых связей в сознании.

    Ассоциативное мышление — исключительно важная составляющая разума творческого человека — архитектора, дизайнера, художника и т. п., позволяющая ему креативно мыслить и производить обобщение и абстрагирование

    Важным моментом в обучении архитекторов является развитие ассоциативного мышления путем творческих заданий, наблюдения за работой мастеров и за ходом их мыслей, оформленных в архитектурных эскизах зданий от зарождения мысли до воплощения.

    Ярким примером ассоциативного мышления творческого человека могут служить работы художника-графика Пабло Херреро (Pablo S.Herrero), работы которого основаны на ассоциативном методе [3].

    http://1.bp.blogspot.com/_ZrvXFPoutio/TCYd8a-fSPI/AAAAAAAACOE/yTO-D-kjnfs/s640/huesca5.jpg

    Рис. 1. Работы художника-графика Пабло Херреро, иллюстрирующая ассоциативное мышление

    Что касается классификации ассоциаций, то они могут быть внутренними (связанными с внутренним миром человека и объединяющие различные стороны психических процессов) и внешними (ассоциации, возникающие как отражение в сознании взаимосвязи различных сторон и качеств физического мира) и организуются по сходству, контрасту и смежности (В. С. Кузин). В процессе творческой работы на этапе возникновения архитектурно-художественного замысла могут возникнуть прямые (связанные с получением изображений, соответствующих главной образной идее), косвенные (дополняющие основной изобразительный мотив новыми образами), спонтанные и запланированные ассоциации.

    Объекты ассоциативных связей охватывают самые различные сферы жизни, деятельности, культуры и внутреннего мира человека. «В прошлом зодчие вдохновлялись образцами природы либо интерпретировали архитектурно-строительные мотивы. Сегодня арсенал источников безграничен и опирается на визуальные аналоги, заимствованные у науки, искусства, техники, живой и неживой природы, жизненных ситуаций», — констатирует В. Т. Шимко. Для учебной деятельности по поиску оригинальных архитектурных идей, связанных с образными ассоциациями, необходимо освоение методов и технологических приёмов, способствующих не только решению частно предметных архитектурных задач, но и развитию креативных способностей личности в целом. Известный американский психолог А. Маслоу в этой связи отмечал, что обучение через творчество может стать альтернативой всем другим видам обучения. Идеи креативного образования детерминировали педагогический интерес к творческим (эвристическим, креативным) методам обучения. Работа с ассоциациями требует поиска ярких вербальных характеристик образных интерпретаций, раскрепощения творческого воображения в процессе погружения в открытый поток сознания. Поэтому поисковую работу над эскизами к композиции, изображающей архитектурный ансамбль, насыщенный ассоциативными мотивами, предваряет метод свободных ассоциаций (Ф. Гальтон, З. Фрейд и др.). Метод свободных ассоциаций способствует раскрытию образной концепции композиции. Этот метод представляет собой самопроизвольное изложение сюжетов, приходящих на ум, вне зависимости от их рациональности и объективности. Подборка слов, невольно всплывших в сознании в процессе осмысления задачи, может натолкнуть на случайные находки нестандартных её решений [4].

    Выбор методики, на которой строится обучение архитектурному проектированию — основной дисциплине в обучении студента-архитектора, должна исходить из анализа профессиональной архитектурной деятельности и эффективных приемов и методов творческой деятельности.

    С точки зрения раскрытия механизма творческого мышления особый интерес представляет начальный период проектной деятельности. Процесс архитектурного творчества оставляет реальные следы в виде эскизов, рабочих моделей-макетов, раскрывающих движение мысли от замысла к исполнению. Архитектор-педагог А. Степанов отмечает, что с момента получения задания на проектирование деятельность студента-архитектора целенаправленна. На первом этапе творческого мышления его основная функция — выдвижение исходной идеи или гипотезы, определяющей активное отношение к имеющейся информации, обеспечивающей единство замысла и организующей процесс дальнейшего поиска (в профессиональном творчестве — исходная проектная ситуация). Обычно выдвигаются сразу несколько конкурирующих идей. Примером могут служить эскизы студентов-архитекторов, которые они выполняют в ходе изучения дисциплины «Методология проектирования», иллюстрирующие поиск идей и проверку их на реализацию в заданных условиях с учетом имеющихся средств. Наброски в дальнейшем позволяют студенту остановиться на одной из идей, атак можно проследить рождение и формирование идеи, формы и даже материала и цвета будущего здания. После детальной проработки эскизов, на первый взгляд не связанных с архитектурной, творческий процесс идет в направлении конкретизации исходного замысла, его содержательного наполнения и развертывания. Причем первичный творческий импульс позволяет улавливать полезные, с точки зрения цели, данные из условий задачи, взвешивать ресурсы и объединять их в одно смысловое целое.

    http://1.bp.blogspot.com/_ZrvXFPoutio/TCYd8a-fSPI/AAAAAAAACOE/yTO-D-kjnfs/s640/huesca5.jpg

    Рис. 2. Учебные работы студентов-архитекторов 2 курса ЮЗГУ, иллюстрирующие творческий поиск путем метода ассоциации (преп. — Дородных А. А.)

    Как известно, эвристическая деятельность на уровне исходных идей у разных архитекторов протекает различно. Известно, например, что у А. Бурова и К. Мельникова, столь разных по творческому методу архитекторов, мысленная модель предшествовала выполнению набросков. Они обладали живым воображением и способностью действовать «в уме», комбинировали и конструировали свои идеальные образные модели длительное время в уме, ничего не рисуя на бумаге. У архитектора Ле Корбюзье материализация архитектурного образа в набросках сопутствует мыслительному процессу. Его наброски нередко сопровождаются надписями, утверждающими определенный тезис или носящими полемический характер. Наброски архитектора-педагога В. Кринского к своим проектам, которые относятся к периоду становления новой архитектуры, характеризуют развитие художественного образа последовательно, поэтапно — от наброска к наброску [5].

    Исходя из всего вышесказанного, следует сделать вывод, что методика архитектурного проектирования является важной ступенью в обучении архитекторов, а изучение конкретных методов необходимо выполнять на практике, давая студентом задания для развития их творческого мышления. Ассоциативное мышление, развитое на начальном этапе обучения, помогает в будущем быстрее решать вопросы архитектурного поиска проблемы организации архитектурной среды и влияния архитектурного пространства на человека. Все эти вопросы представляют интерес для архитекторов и архитекторов-педагогов; являются важнейшими в профессиональной архитектурной деятельности, равно как и в процессе профессионального обучения студентов–архитекторов как в художественных, так и в технических вузах.

    Литература:

    1. Вырезкова А. В. Сравнение метода ассоциации и бионического метода в проектировании // Строительство и архитектура/1. Архитектурные решения объектов строительства и реконструкции. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.rusnauka.com/2_KAND_2016/Stroitelstvo/1_206298.doc.htm
    2. Бархин Б. Г. Методика архитектурного проектирования: учеб.-метод. пособие для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М: Стройиздат, 1993. — 224 с.
    3. Pablosherrero.com. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://lasogaalcielo.blogspot.ru/
    4. Левин И. Л. Выполнение ассоциативных архитектурно-графических композиций в контексте креативной парадигмы образования // Педагогика искусства. Институт художественного образования и культурологии РАО (Москва). — 2014. С. 127–135.
    5. Никитина Н. П. Творческий процесс в архитектурном проектировании // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1–1. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19405

    Основные термины (генерируются автоматически): ассоциативное мышление, архитектурное проектирование, творческое мышление, профессиональная архитектурная деятельность, творческий человек, творческое воображение, внутренний мир человека, метод ассоциации, метод ассоциаций, метод свободных ассоциаций.

    Похожие статьи

    Проблемы архитектурного образования: художественное…

    Именно творческое. Обучение архитектурному проектированию способствует формированию творческого мировоззрения студента. Творческий метод работы архитектора отражает его теоретическую позицию.

    Проектное сознание в социальных проектах от античности до…

    Метод ассоциаций как прием мыслительной деятельности… Ярким примером ассоциативного мышления творческого человека могут служить работы. Наброски архитектора-педагога В. Кринского к своим проектам, которые относятся к периоду.

    Значение рисунка в проектной деятельности архитектора

    Метод ассоциаций как прием мыслительной деятельностиМетоды архитектурного проектирования могут быть различными, в зависимости от индивидуальности личности архитектора, но в целом именно они определяют творческий метод архитектора, его…

    Дизайн-проектирование плаката на практических занятиях…

    Творческое мышление не является врожденным, его можно и нужно развивать.

    Наиболее эффективными средствами для формирования умения креативно мыслить выступают метод ассоциаций, метод аналогий и

    Развитие воображения и творческого мышления у детей…

    Психолого-педагогический анализ некоторых методов, приемов…

    творческое мышление, учебная деятельность, группа методов, задача, метод организации занятий, проблемная лекция, самостоятельная

    Метод ассоциаций как прием мыслительной деятельностиАссоциативное мышление — исключительно важная составляющая разума…

    Развитие творческого мышления в системе дополнительного…

    Развитие воображения и творческого мышления у детей… Ключевые слова: воображение, эмоционально-образное мышление, переживание смысла произведения изобразительного искусства. Цель исследования: поиск новых методов для более глубокого…

    Рисунок — основное средство выражения замысла и воплощения…

    Метод ассоциаций как прием мыслительной деятельности в методологии архитектурного проектирования. Основные этапы дизайн-проектирования учебных аудиторий вуза. Проблемы архитектурного образования: художественное…

    продуктивная умственная деятельность, творческое мышление

    Методы психологической активизации продуктивной… продуктивная умственная деятельность, творческое мышление, мозговой штурм, решение, задача, мыслительная деятельность, прием, психологическая активизация, творческий процесс, мозговая атака.

    Применение метода «мозговой штурм» в образовании

    Мозговой штурм — один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности.

    В 1953 г. вышла книга А. Осборна «Управляемое воображение», в которой раскрыты принципы в процедуры творческого мышления.

  • About Author


    alexxlab

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *