Обрист герман удар бича: История дизайна — Ар Нуво – Стилеобразующий «Удар бича» — 4 Декабря 2016 — Блог

Красная нить| Вышивка и рукоделие

Я, как и многие, очень люблю стиль ар нуво, он же модерн, за красоту и изящество линий, цветовые решения и особое своеобразие. Но должна признаться, я никогда не стремилась изучить эпоху ар нуво в деталях, хронологических последовательностях и логических связях, ограничиваясь хаотичным знакомством с творчеством отдельных авторов. Это, конечно же, никуда не годится, поэтому я решила взяться за дело основательно. И сегодня хочу поделиться с вами вышивкой, которая внесла необычайный вклад в развитие ар нуво и стала символическим предвестником его расцвета!

Альфонс Муха

Принято считать, что стиль ар нуво начал постепенно оформляться в конце 1880-х годов, хотя корни его уходят и в предыдущие десятилетия. Примечательно, что модерн стал детищем не одной конкретной страны и уж тем более не одной творческой группы, а результатом поиска нового, свежей альтернативы историзму, который главенствовал в Европе, бесконечно повторяя прошлое. Англия, Франция, Германия, Бельгия, Швейцария и многие другие страны внесли свой вклад в ар нуво (у которого, кстати, множество названий из-за такой обширной географии).

pandorasupholstery

В Германии ярким представителем югендстиля (немецкое название ар нуво) стал художник-декоратор Герман Обрист. Он изучал ботанику и историю, что весьма наглядно отразилось на всем его дальнейшем творчестве.

Одно из самых знаменитых творений — вышивка, которую сегодня чаще всего называют «Удар бича» (1895 г). На самом же деле изначально этот изысканный растительный орнамент, вышитый золотом на голубом шерстяном панно, носил название «Альпийские фиалки» (также можно встретить название «Цикламен»), но некогда критик метко сравнил работу с изогнутым в момент удара хлыстом, и это название прижилось.

В этой вышивке воплотилось практически все, на чем зиждется ар нуво: динамика и замысловатость линий, растительные мотивы, детализированные и в то же время стилизованные. Эта работа стала одним из программных произведений стиля модерн, и сегодня она хранится в Городском музее Мюнхена.

Модерн как новая культура Мировоззренческие основания и художественная

Модерн как новая культура. Мировоззренческие основания и художественная практика.

Модерн как новая культура. Мировоззренческие основания и художественная практика.

Модерн Моде рн — художественное направление в искусстве, наиболее популярное во второй половине XIX— Модерн Моде рн — художественное направление в искусстве, наиболее популярное во второй половине XIX— начале XX века. Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, Часто художники модерна брали за основу своих рисунков орнаменты из растительного мира. «Визитной карточкой» этого стиля стала вышивка Германа Обриста «Удар бича» . интерес к новым технологиям (например в архитектуре), расцвет прикладного искусства. Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека. Заметное влияние на стиль модерна оказало искусство Японии, ставшее более доступным на Западе с началом эпохи Мэйдзи. Художники модерна также черпали вдохновение из искусства Древнего Египта и других древних цивилизаций.

Герман Обрист «Удар бича» Герман Обрист «Удар бича»

Архитектура Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно Архитектура Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались.

 Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта. В Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта. В своих проектах он активно использовал новые материалы, в первую очередь, металл и стекло. Несущим конструкциям, выполненным из железа, он придавал необычные формы, напоминающие какие-то фантастические растения. Лестничные перила, светильники, свисающие с потолка, даже дверные ручки — все тщательно проектировалось в едином стиле.

Виктор Орта «Отель Тассель» Виктор Орта «Отель Тассель»

Музей Орта Музей Орта

Во Франции идеи модерна развивал Эктор Гима р. Во Франции идеи модерна развивал Эктор Гима р.

Эктор Гимар. Коридор здания Jassede Эктор Гимар. Коридор здания Jassede

Эктор Гимар Отель Nozal Эктор Гимар Отель Nozal

 Ещё дальше от классических представлений об архитектуре ушёл Антони Гауди. Здания, сооружённые им, Ещё дальше от классических представлений об архитектуре ушёл Антони Гауди. Здания, сооружённые им, настолько органически вписываются в окружающий пейзаж, что кажутся делом рук природы, а не человека

 Антони Гауди Искупительный храм Святого Семейства Антони Гауди Искупительный храм Святого Семейства

Антони Гауди Дом Бальо Антони Гауди Дом Бальо

Антони Гауди дом Каса-Мила Антони Гауди дом Каса-Мила

Антонио Гауди Дом Кальвет Антонио Гауди Дом Кальвет

 Мастера модерна использовали новые технические и конструктивные средства, свободную планировку для создания необычных,

Мастера модерна использовали новые технические и конструктивные средства, свободную планировку для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных по облику зданий, все элементы которых подчинялись единому образносимволическому замыслу; фасады построек модерна обладают в большинстве случаев динамичностью и текучестью форм, порой приближающихся к скульптурным или напоминающих природные органические явления. Одним из основных выразительных и стилеобразующих средств в искусстве модерна стал орнамент характерных криволинейных очертаний, пронизанный экспрессивным ритмом и подчиняющий себе композиционную структуру произведения.

 Круг идей модерн зачастую заимствовал у, символизма. Однако модерн отличался внутренней противоречивостью: был

Круг идей модерн зачастую заимствовал у, символизма. Однако модерн отличался внутренней противоречивостью: был ориентирован на изысканный, утонченный вкус, поддерживал принципы "искусства для искусства" и в то же время стремился к обслуживанию и "воспитанию" массового потребителя. Исключительное значение в модерне имели особые принципы формообразования. Они заключались в уподоблении природным, органическим формам и структурам. Значительное место в художественной практике модерна занимал орнамент, особенно растительный.

Живопись Для живописи модерна характерны сочетание Живопись Для живописи модерна характерны сочетание "ковровых" орнаментальных фонов и натуралистической осязаемости фигур и деталей, силуэтность, использование больших цветовых плоскостей или тонко нюансированной монохромии. Динамикой и текучестью форм отличается скульптура модерна, виртуозной игрой хрупких линий и силуэтов – графика.

 Для живописи модерна характерно подчеркнутое декоративное начало, работа пятном и исключительная роль плавных Для живописи модерна характерно подчеркнутое декоративное начало, работа пятном и исключительная роль плавных линий и контуров. Отличительной чертой эпохи модерна был программный универсализм художников, занимавшихся самыми разнообразными видами художественной деятельности. С живописью модерна связаны П. Гоген, М. Дени, П. Боннар во Франции, Г. Климт в Австрии, Э. Мунк в Норвегии, М. Врубель, В. Васнецов, А. Бенуа, Л. Бакст, А. Головин, К. Сомов в России.

Михаил Врубель, Полет Фауста и Мефистофеля Михаил Врубель, Полет Фауста и Мефистофеля

Александр Бенуа, Китайский павильон. Ревнивец. Александр Бенуа, Китайский павильон. Ревнивец.

Литература Модернизм охватил все виды творчества, но вдохновляющий пример литературы и музыки был особенно Литература Модернизм охватил все виды творчества, но вдохновляющий пример литературы и музыки был особенно важным. Хотя Париж во 2 -й половине 19 в. укрепил свой авторитет мирового художественного центра, роль лидеров и провозвестников все чаще выполняют мастера «периферийных» стран. Так едва ли не главным предтечей модернизма в литературе стал американец Э. По.

 философия Идеологической основой возникновения модерна стали философскоэстетические воззрения Ф. Ницше, А. Бергенсона и

философия Идеологической основой возникновения модерна стали философскоэстетические воззрения Ф. Ницше, А. Бергенсона и др. По мысли его теоретиков, модерн должен был стать стилем жизни нового общества, создать вокруг человека цельную, эстетически насыщенную предметнопространственную среду.

 Конец : ) Конец : )

Тема 14

Поиски «большого» стиля на рубеже 19-20 вв (Модерн)

Моде́рн (от фр. moderne — современный)— художественное направление в искусстве, популярное во вт пол XIX — нач XX века. Отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям, расцвет прикладного искусства. В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США, «ар-нуво» во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль» — нем. Jugendstil, по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Германии, «стиль Сецессион» в Австрии, «модерн стайл» (букв. «современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «еловый стиль» в Швейцарии.

Уильям Моррис создавал предметы интерьера, вдохновлённые растительными орнаментами, а Артур Макмёрдо (англ.) использовал элегантные, волнистые узоры в книжной графике. Влияние оказало искусство Японии. Художники черпали вдохновение из искусства Древнего Египта и других древних цивилизаций. Брали за основу орнаменты из растительного мира. «Визитной карточкой» стала вышивка Германа Обриста «Удар бича». Модерн стремился стать единым стилем, все элементы из окружения человека были выполненные в одном ключе, интерес к прикладным искусствам: дизайну интерьеров, керамике, книжной графике. В европейских странах начали создаваться различные художественные ассоциации, работающие в новом стиле: «Выставочное общество искусств и ремёсел» (1888) в Великобритании, «Объединённые художественно-ремесленные мастерские» (1897) и «Немецкие мастерские художественных ремёсел» (1899) в Германии, «Венские мастерские» (1903) в Австрии, «Нансийская школа» во Франции, «Мир искусства» (1890) в России. Распространению модерна способствовало проведение Всемирных выставок.

Архитектура. Отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло). Стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Интерьер тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались. Бельгиец Виктор Орта. Активно использовал новые материалы, в первую очередь, металл и стекло. Несущим конструкциям, выполненным из железа, он придавал необычные формы, напоминающие какие-то фантастические растения. Лестничные перила, светильники, свисающие с потолка, даже дверные ручки — все тщательно проектировалось в едином стиле. Во Франции идеи модерна развивал Эктор Гима́р, создавший, в том числе, входные павильоны парижского метро.

Ещё дальше от классических представлений об архитектуре ушёл Антони Гауди́. Здания, сооружённые им, настолько органически вписываются в окружающий пейзаж, что кажутся делом рук природы, а не человека. Мoдepн пepeocмыcливaл и cтилизoвaл чepты иcкyccтвa paзныx эпox, и выpaбoтaл coбcтвeнныe xyдoжecтвeнныe пpиeмы, ocнoвaнныe нa пpинципax acиммeтpии, opнaмeнтaльнocти и дeкopaтивнocти. Обилиe кpивoлинeйныx oчepтaний, oплывaющиx, нepoвныx кoнтypoв, нaпoминaющиx pacтитeльныe фopмы.

Одним из основных выразительных и стилеобразующих средств в искусстве модерна стал орнамент характерных криволинейных очертаний, пронизанный экспрессивным ритмом и подчиняющий себе композиционную структуру произведения. Для живописи модерна характерны сочетание "ковровых" орнаментальных фонов и натуралистической осязаемости фигур и деталей, силуэтность, использование больших цветовых плоскостей или тонко нюансированной монохромии. В конце 19 столетия с зарождающимся стилем в той или иной мере были связаны архитектор Антонио Гауди в Испании , живописцы и графики А.де Тулуз-Лотрек, П. Гоген, художники группы "Наби" во Франции.

В различных странах приняты иные названия стиля "модерн": "арт нувово Франции, Бельгии, югендстиль в Германии, сецессион в Австрии, либерти в Италии.

Гениальный чех Альфон Муха стал для многих визитной карточкой стиля модерн.

Первой работой, моментально прославившей имя чешского художника, была афиша к спектаклю театра Сары Бернар «Жисмонда» За последующие лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», 1896;«Медея» по мотивам Еврипида, 1898, «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации ее постановок, костюмы и украшения.

Обрист, Герман - Вики

Герман Обрист (нем. Hermann Obrist, 23 мая 1862, Кильхберг, близ Цюриха — 26 февраля 1927, Мюнхен) — один из наиболее известных художников-декораторов европейского модерна.

Родился в Швейцарии в семье доктора Карла Каспара Обриста из Цюриха и Алисы Джейн Грант Дафф, сестры британского политика. Герман Обрист изучал медицину, ботанику и естественные науки в Гейдельберге[5]. Но стремление к искусству взяло верх, и в 1886 году Обрист бросил всё, уехал в Париж, а затем во Флоренцию, где стал заниматься керамикой и скульптурой.

В 1888 году Обрист поступил в Школу художественных ремёсел в Карлсруэ. На Всемирной выставке 1889 года в Париже за изделия из керамики и проекты мебели он получил награду. В 1890 году Герман Обрист стал заниматься в классе скульптуры Академии Жюлиана в Париже. В следующем году переехал в Берлин, через два года снова уехал во Флоренцию, где открыл мастерскую декоративной вышивки и ковроткачества. Он долго не мог найти своё призвание. В 1894 году уехал в Мюнхен, куда перевёл свою мастерскую. Декоративные вышивки и скульптуры этой мастерской пользовались успехом в Германии[6].

Герман Обрист занимался скульптурой, проектировал малые формы архитектуры, декоративные сооружения, фонтаны, надгробия. Но наибольшую известность ему принесла вышивка с изображением петлеобразно изогнутого стебля цикламена (1895, Мюнхен, Городской музей). Критики назвали эту напряжённо изогнутую линию «ударом бича» (нем. Peitschenhieb), её подхватили многие художники и вскоре она стала одним из символов искусства ар-нуво, в Германии — югендстиля (Jugendstil). Флоральные вышивки Обриста репродуцировали в художественном журнале «Пан».

В 1897 году Обрист вместе с Рихардом Римершмидом, Бруно Паулем и Бернхардом Панкоком был организатором «Объединения мастерских искусства и ремесла» (Vereinigte Werkstätten für Kunst im Handwerk). В том же году он экспонировал свои вышивки, а также образцы мебели, изделия из металла, проекты фонтанов на «Седьмой международной художественной выставке» в мюнхенском Стеклянном дворце.

В 1900 году Обрист и Вильгельм фон Дебшиц основали в Мюнхене «Учебно-экспериментальную студию прикладного и свободного искусства» (Lehr- und Versuchsatelier für angewandte und freikunst). В качестве журналиста Обрист выступал за единение художников разных стран в поисках нового, современного стиля. Он поручил своему другу, немецкому архитектору Августу Энделю спроектировать свою студию в Мюнхене. Она была построена в 1897 году, но разрушена в 1944 году во время Второй мировой войны. Свой дом он проектировал сам, пригласив для оформления интерьеров Р. Римершмида и Б. Панкока. В 1903 году Герман Обрист опубликовал книгу «Новые возможности в формировании искусства».

About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *