Определение фуга: Фуга — Википедия – Значение слова ФУГА. Что такое ФУГА?

что такое в теории музыки?

В теории музыки есть множество терминов. Начинающий слушатель может с изумлением спросить: фуга - что такое? И специалисты ответят, что это одна из самых развитых музыкальных полифонических форм.

фуга что такое

Происхождение жанра

Если ответить на вопрос, что такое фуга в музыке, определение кратко будет звучать так: это пьеса, построенная на реализации одной темы в нескольких голосах. Термин происходит от итальянского слова, обозначающего «бег». Фуга как жанр зарождается в 15 веке, тогда композиторы ведут поиски в области музыкальной формы и стремятся воплотить тему во всем многообразии оттенков. Это становится возможным в полифонических формах.

Если есть желание дать более развернутый ответ на вопрос, что такое фуга в музыке, определение будет таким: это жанровая форма, характерная в первую очередь для искусства эпохи барокко, когда избыточность формы была главным художественным принципом. Родоначальником жанра является Александр Польетти, который создал форму, называемую сегодня фуга.

Что такое жанр в музыке? Это устоявшийся набор формальных признаков, отточенная форма. И именно Польетти обосновал все параметры фуги, ее главным признаком является многоголосие. Эта форма вобрала в себя все лучшее, что было изобретено в имитационно-контрапунктической музыке. В основе фуги лежит какая-либо мысль. Ее называют темой. Она в фуге последовательно развивается и обогащается в разных голосах, это приводит к переосмыслению темы, ее развитию. Диапазон темы при этом укладывается в пределы одной октавы. Завершение темы может быть не ярко выраженным. Существуют три композиционные части, из которых скалывается фуга.

Что такое композиция? Это гармоничное соединение элементов в определенную форму, выражающую содержание. Фуга включает три таких элемента: экспозицию, развитие и заключение. Экспозиция презентует тему во всех голосах, развитие представляет ее в новых тональностях с использованием тематических преобразований. Заключение представляет тему в ключевой тональности, в заключении все голоса сливаются воедино. Кроме трехчастной фуги можно встретить и двухчастную. В этом случае развитие объединяется с заключением.

что такое фуга в музыке определение кратко

Виды многоголосной фуги

В теории музыки композиторы, размышляя над вопросом: "Фуга - что такое?", пришли к выводу, что может быть несколько вариантов этого жанра. Самая распространенная фуга – четырехголосная. В этой форме тема начинается в одном из голосов, его называют вождем, затем имитационно повторяется во втором голосе (спутнике) в более высокой тональности, затем после вариаций вступает третий голос и повторяет вождя, а следом – четвертый, имитирующий спутника.

Более редкими являются двух-, трех- и пятиголосные фуги. Эти формы также строятся на вожде и спутнике, но есть вариации в повторах темы.

Кроме количества голосов фуга может варьироваться в зависимости от роли аккомпанемента. Он вторит голосу или развивает собственную тему.

Фуга в эпоху барокко

В этот период фуга становится центральным жанром, ее богатая форма отвечает запросам времени. Известный теоретик музыки Иоганн Фукс пишет трактат «Ступени к Парнасу», где он обосновал форму фуги и сформулировал методику обучения ее технике. Он разъясняет роль контрапункта, и этот труд на долгие годы станет основополагающим. Так, Гайдн в свое время изучал контрапункт по этой работе.

Самыми известными фугами, конечно, являются сочинения И. Баха для клавесина, его «Хорошо темперированный клавир» включал 24 прелюдии и фуги во всех возможных тональностях. Эти сочинения стали образцом на длительное время. Влияние Баха на последующее поколение композиторов было так велико, что каждый из них хоть однажды обращался к написанию фуг.

фуга что такое в музыке

Фуги эпохи классицизма

Эпоха классицизма оттеснила фугу с передовых позиций. Этот жанр становится слишком традиционным. Но даже величайшие композиторы, такие как Бетховен и Моцарт, пишут фуги, включая их в различные свои произведения. Это становится новым этапом. Фуга перестает быть самостоятельным произведением и входит в состав более крупных сочинений. Это приводит к постепенному снижению смысловой силы ее заключительной части. Например, Моцарт в финале «Волшебной флейты» прибегает к форме фуги.

что такое фуга в музыке определение

Фуга в 20 веке

Эпоха романтизма в лице Верди, Вагнера и Берлиоза возвращает должную популярность фуге. В 20 веке она вновь становится и самостоятельным произведением, например для органа, и включается в более крупные формы. Барток, Регер, Стравинский, Хиндемит, Шостакович и многие другие композиторы-новаторы дают новую жизнь фуге, подвергая глубокому переосмыслению работы Баха и Бетховена. Свободный и диссонансный контрапункты становятся базой для музыки нового времени.

фуга что такое

Современная музыка экспериментирует с традиционными жанрами, и не стала исключением фуга. Что такое в музыке постоянство? Это вариации на вечные темы. Поэтому фуга переживает новые преобразования, но не умирает.

Фуга – Уикипедия

Фуга (от латински: fuga, „бягство“, „надпревара“) е най-висшата имитационна-полифонична форма, при която строгите изисквания за разпределение на тематичния материал между гласовете, принципите на единството в тематизма и развитието на експозиционните тонални съотношения и др. се съчетават със свободен избор на полифонични средства и контрапунктична техника.

Фугата е самостоятелно или част от цикличното произведение „Прелюд и фуга“.

Фугата е най-висшата форма на имитационния стил и една от жизнените форми в музикалната практика от края на ХVI в. до днес.

Причините могат да се обяснят както с присъщи на нея средства за постигане на тематично единство, така и с безкрайните възможности за проява на всяка контрапунктична техника, основана на едно закономерно логическо развитие.

Отначало под влияние на старинните форми, като ричеркар, канцона, кача и пр., тя е строфическа, съставена от отделни дялове форма, всеки дял е отделна тема. В наличност са много „теми“, но ни една не притежава тази образност, релефност и художествено-музикално съдържание, които качества вече в ХVII и ХVIII в. ще се проявят пропорционално с намаляване броя на фуговите теми: една, по-рядко две и три.[1]

Старинната техника на периодично свързване на имитационните дялове пречи също и за една единна цялостна постройка на фугата като форма.

Все още съществуват имитационното композиционно мислене с импровизационното, които вече в началото на ХVIII в. ги виждаме разделени на две съставни форми: „Прелюд и фуга“, „Токата и фуга“, „Фантазия и фуга“.

Успоредно с развитието на инструменталната музика, ХVII в. донася и усъвършенстването на фугата като музикална форма най-вече чрез творчеството на композитори, предимно органисти, като Фрескобалди, Фробергер, Пахелбел, Букстехуде и др. Истинско оформяне на фугата в този вид, в който е обект на изследване от музикалната наука полифония, но и въз основата на който тя е развила и продължава да се развива до наши дни, е постигнатото в творчеството на Йохан Себастиан Бах и Хендел – първата половина на ХVIII в. Може смело да се каже, че един от най-добрите учебници по фуга са двата тома „Добре темперирано пиано“ на Й.С.Бах, в които се съдържат 24 прелюдии и фуги във всички мажорни и минорни тоналности.

[1]

Въпреки своята единност и монолитност, развитието на фугата се подчинява до голяма степен на общите закономерности и основни принципи в музикалната форма, които все повече се осъзнават и установяват в епохата на бароковото изкуство (ХVII – ХVIII в.) Обособяват се три дяла, три момента на развитие, всеки със своята функция и закономерности на развитие: експозиция, реперкусио и заключителен дял. Тяхната различна относителна един спрямо друг големина, честото преливане един в друг поради липсата на очертаващи дяловете каденци, тяхната бифункционалност – в единия дял намираме типични за съседния черти, не ни позволяват фугата да бъде определяна като триделна форма, т.е форма с такава обособена тричастност, каквито са триделните форми от ХIХ или триделната особеност на сонатната форма.

[1]

I дял – Фугова експозиция[редактиране | редактиране на кода]

Основната задача на фуговата експозиция е да проведе последователно фуговата тема във всички гласове. Заедно с темата се експонират в определена последователност и останалите фугови елементи.

Фугови елементи и тяхното устройство[редактиране | редактиране на кода]
  • Фуговата тема, наречена още дукс (лат. dux – вожд, водач), е изразителна, тонално определена с характерни и специфични за нейното устройство черти музикална мелодическа мисъл. Тя започва обикновено от I или V ст., не се отличава с голяма дълбочина и диапазон, напр. във фугите на Й.С.Бах дължината рядко надхвърля 4 такта, а диапазонът – октава. Качеството да се запомня и лесно откроява в музикалната тъкан се постига чрез характерни мелодически последования, като скокове, умалени и увеличени интервали, литмични фигурации.
    Й.С.Бах – тема (dux) на Фуга и нейната доминантова имитация (comes) от „Прелюд и фуга“ №1 в С-dur от „Добре темперирано пиано“ – I тетрадка. Много фугови теми съдържат вътрешен контраст в структурата си. Обикновено към втората си част те носят вида и характера на фуговото движение.
  • Кодет (кодета, умаленително от ит. codetta – опашка) незадължителен фугов елемент. Кратко, около половин – един такт построение, което е продължение на темата (дукс) и подготвя нейната имитация от следващия глас.
  • Отговор – имитацията (риспостата) на дукса, наречен още комес (лат. Comes – спътник). Той се строи в доминантовата тоналност чрез реална или тонална имитация. Най-често отговорът е в съседен глас.
  • Противосложение (контрапункт). По функция фуговото противосложение не се отличава от тези на другите полифонични форми при тяхното ичмитационно встъплени на гласовете. Но при фугата, то не само носи полифоничния контраст, не само изяснява темата в мелодико – ритмично и тонално отношение, но и тематически я допълва.
  • Малка интермедия (лат. inter media – между средата
    ) сравнително кратко двугласно, вмъкнато построение, тематически извлечено от елементите преди него, най-често изградено секвенционно. Малката интермедия е също като кодета незадължителен елемент от фуговата експозиция – в някои фуги липсва. Нейната задача е да се възвърне основната тоналност, след като при комеса е звучала доминантовата, и да подготви встъплението на тоника в третия глас.[1]
Закономерности на фуговата експозиция
  • Всеки глас независимо от техния брой, стъпва с тема и с редки изключения не прексъва своето движение, докато тя не се експонира в последния от встъпващите гласове. В резултат ние получаваме постепенно израстване по отношение плътността на строежа – отначало слушаме едноглас, после двуглас, триглас и т.н.
  • Постепенно увеличаване обема на звукореда се постига като всяко ново встъпление на гласовете звучи като външен глас.
  • Тонико-доминантовият ред на встъпленията, което се изразява в последователността дукс-комес-дукс-комес и т.н. В резултат експозицията на двугласната фуга ще завърши на доминанта (дукс – комес) тригласната на тоника (дукс-комес-дукс), четиригласната отново на доминанта.[1]

II дял – Реперкусио[редактиране | редактиране на кода]

Средният дял на фугата се нарича реперкусио (лат. Repercussio – отразявам, отзвук). Той се състои от неопределен брой провеждания на темата в различни гласове, наречен дурхфюрунги (нем. Durchfuhrung – изпълнение, осъществяване, провеждане, свързани с интермедии.

Развитето на фугата като форма е тясно свързана с вложеното съдържание в реперкусито и зависи от:

  • тоналния план;
  • видовете дурхфюрунги;
  • устройството на фуговите интермедии;
  • използваните полифонични средства и степента на тяхната сложност;
  • нова тематика.[1]

Тоналният план на фугата в общи линии е като класичските форми от XVII – ХIX в. Т – D – S – T.

Отначало реперкусиото започва най-често започва в паралелната основна тоналност или в доминантовата. В своето развитие то преминава през различни близки тоналности, като едва към своя край допуска отклонение или дурхфюрунги в субдоминантовата тоналност. За разлика от сонатната форма в реперкусиото винаги може да се възвърне дурхфюрунгтът в основната тоналност.

Дурхфюрунгите биват:

  • непълни – когато темата прозвучава единично, откъснато между две интермедии;
  • пълни – непосредствено провеждане на темата и нейната доминантова имитация (дукс – комес) в дадена тоналност;
  • в производни образи – напр. в огледално движение (огледален дурхфюрунг), в увеличение, видоизменен;
  • стреттни – когато се използват възможностите фуговата тема да се имитира в стреттна имитация.[1]
Устройство на фуговата интермедия[редактиране | редактиране на кода]

Фуговите интермедии са преходни построения – те свързват два съседни дурхфюрунга в различни тоналности.

Тяхната дължина е обикновено 3 – 4 такта. Построени най-често като секвенции, те рядко носят нова тематика под формата на ново движение. В повечето от случаите, както малката интермедия, те използват тематиката на фуговите елементи.

Особена роля на фуговото развитие играе първата интермедия, наречена голяма интермедия, за разлика от малката интермедия в експозицията, която свързва експозицията с контраекспозицията или първия дурхфюрунг на реперкусиото.

Освен преходни интермедии има заключителни интермедии, които водят до каденца в определена тоналност. В реперкусиото, където много се използват дурхфюрунги в стретна имитация значението на фуговите интермедии е намалено. Те или са съвсем кратки, половин – един такт, или въобще липсват.

Към края на реперкусиото интермедията може да донесе кулминация.

Във фугата като най-висша полифонична форма винаги може да намери място всяко полифонично средство: от сложния контрапункт и имитацията, производните тематични образи до различните форми на каноническата техника.

Много често в реперкусиото може да се прибавят построения, които спрямо експонираната от фуговите елементи тематика да се окажат нови.[1]

III дял – Заключителна част на фугата[редактиране | редактиране на кода]

Най-често началото на третата, заключителната част на фугата не е ясно очертано. Обикновено явление е отсъствието на каденца, доминантово напрежение или реприза на темата, чрез които то може да се определи. В резултат на което се осъществява едно преливане на реперкусиото в заключение. Белезите, по които съдим в тези случаи, че сме в заключителната част на фугата, са следните:

  • Тоналният – прозвучаване на субдоминантовата или основната тоналност чрез интермедии или дурхфюрунг.
  • Построението, което следва след евентуална кулминация.
  • Репрезиране на първата голяма интермедия в основната тоналност. Последната често е в обръщение (вариант).
  • Доминантов оргелпункт.

На-типичният и специфичен за фугата начин за начало на заключителния дял е т.нар. стрето: стретен дурхфюрунг от всичките или почти всичките гласове в основната тоналност.

Стретна имитация може да бъде тонико-доминантова или на друг интервал, например октава.

По структура стретото отговаря на динамизираната реприза в сонатната форма.

В стретото темата може да бъде незначително изменена.[1]

Фугите биват:

  • Според броя на гласовете: двугласни, тригласни, четиригласни, петгласни и рядко повече гласове.
  • Според предназначение: инструментална (за пиано, орган, отделен инструмент – солови или със съпровод, оркестър) и вокална. Вокалното изпълнение също може да бъде а капела или съпровод на оркестър.
  • Според броя на темите: прости – с една тема и сложни – с две или три теми При сложните фуги контрастът между темите (първа – втора, или първа – втора – трета) е много по-голям, отколкото тема – противосложение. Тук общ закон е контрапунктичното съчетание на темите независимо от момента и начина на тяхното експониране.
  • Стретна фуга – при нея всичките ѝ дурхфюрунги са стретни.
  • Хорална фуга – с вмъкната в нея хорална мелодия и др.
  • Проста двугласна фуга – нейното написване е по-скоро с учебна цел: във възможно най-сбито музикално изложение учащият да се запознае аналитично или дори практически с основното устройство на фугата. Простата двугласна фуга е близка до фугетата.[1]
  1. а б в г д е ж з и к Манолов, З., Полифония, Музика, С.,1975, с.141 – 152

Хорошо темперированный клавир — Википедия

Титульный лист автографа первого тома ХТК Фуга ля бемоль мажор из второй части ХТК

Хорошо темпери́рованный клави́р (нем. Das Wohltemperirte Clavier, в нормализованной орфографии — Das wohltemperierte Klavier), BWV 846—893, — сборник клавирных пьес И. С. Баха, включающий 48 прелюдий и фуг. Сборник состоит из 2 томов, в каждом из которых 24 пары прелюдий и фуг, охватывающих все мажорные и минорные тональности. Прелюдия и фуга в одинаковых тональностях (например, Прелюдия и фуга c-moll из первого тома) обычно интерпретируются как цикл и исполняются вместе.

Первый сборник («том») прелюдий и фуг был окончен Бахом в 1722 году, второй — значительно позже, в 1744 году[1]. Название всей композиции сохранилось на титульном листе автографа первого тома (см. цифровое факсимиле):

«Хорошо темперированный клавир (Das Wohltemperirte Clavier), или прелюдии и фуги по всем тонам и полутонам, как с большой терцией, то есть Ut Re Mi, так и с малой терцией, или Re Mi Fa. Для пользы и употребления стремящейся к учению музыкальной молодежи, равно как и для особого времяпрепровождения тех, кто в таковом учении уже преуспел, сочинено и изготовлено Иоганном Себастьяном Бахом, ныне великокняжеским ангальт-кётенским капельмейстером и руководителем камерной музыки. В 1722 году»[2].

Оригинальный текст (нем.)

Das Wohltemperirte Clavier. oder Præludia, und Fugen durch alle Tone und Semitonia, So wohl tertiam majorem oder Ut Re Mi anlangend, als auch tertiam minorem oder Re Mi Fa betreffend. Zum Nutzen und Gebrauch der Lehr-begierigen Musicalischen Jugend, als auch derer in diesem studio schon habil seyenden besonderem ZeitVertreib auffgesetzet und verfertiget von Johann Sebastian Bach. p. t: HochFürstlich Anhalt-Cöthenischen Capel-Meistern und Directore derer CammerMusiquen. Anno 1722[3].

Автограф второго тома сохранился частично — в нём нет № 4, 5, 12, а также титульного листа с заглавием для целого[4].

Для неофициального обозначения цикла прелюдий и фуг ныне часто используется аббревиатура ХТК (нем. WTK), с добавлением номера тома (ХТК I, ХТК II).

Первая часть цикла была составлена во время пребывания Баха в Кётене, а вторая — когда Бах служил в Лейпциге. Обе части были широко распространены в рукописном виде, но типографским способом сборник был издан только в 1801 г. Причина этого в том, что стиль, в котором писал Бах, вышел из моды ко времени его смерти, и большинство его произведений было забыто. В классицизме не было ни такой сложной полифонии, ни такого количества модуляций, как у Баха. Однако уже в конце XVIII века труды Баха, особенно ХТК, стали оказывать большое влияние на композиторов, что и привело ко второму открытию их для общества. Бетховен изучал ХТК с детства, называя его «музыкальной Библией», Моцарт тоже оценил работу Баха по достоинству. Позже Шуман писал: «Играй усердно фуги больших мастеров, и прежде всего Иоганна Себастьяна Баха; „Хорошо темперированный клавир“ должен стать твоим хлебом насущным».

В каждой части содержится по 24 прелюдии и фуги, расположенных по полутонам: первые прелюдия и фуга написаны в тональности до мажор, вторые — в до миноре, третьи — в до-диез мажоре и так далее, заканчивая си минором.

Некоторые из произведений в сборнике являются переработанными версиями уже написанного Бахом: так, например, темы первых 12 прелюдий, кроме прелюдии ми-бемоль мажор, встречаются уже в сборнике пьес, написанных Бахом для своего сына Вильгельма Фридемана в 1720 г. Прелюдия до-диез мажор первоначально писалась в до мажоре, но затем Бах изменил её тональность, просто дописав к ключу семь диезов и проставив знаки альтерации в тексте произведения.

Существует легенда (источником которой является изданный в 1792 г. «Исторический биографический словарь музыкантов» Эрнста Людвига Гербера, сына ученика Баха), что Бах сочинил первую часть очень быстро, «одним махом», находясь в каком-то месте, где инструмент был ему недоступен и где он очень от этого скучал.

Хотя ХТК стал первым законченным сборником произведений для всех 24 употребительных тональностей, похожие попытки предпринимались и ранее: например, «Ariadne musica» органиста Иоганна Фишера. Эта работа была опубликована в 1702 г. и переиздана в 1715 г.; она представляет собой набор из 20 прелюдий и фуг в 10 мажорных и 9 минорных тональностях и одного цикла во фригийском ладу, плюс 5 хоральных ричеркаров. Позже Бах заимствовал отсюда тему для фуги ми мажор из второго тома ХТК. Сборник «Exemplarische Organisten-Probe» (1719 г.) Иоганна Маттезона также включал упражнения во всех тональностях. Бах также мог знать о «Фантазиях» из «Музыкального лабиринта» Фридриха Зуппига, далеко отстоящих по качеству от работы Баха.

Том I[править | править код]

  1. Прелюдия и фуга № 1 à 4 voci до мажор, BWV 846
  2. Прелюдия и фуга № 2 à 3 voci до минор, BWV 847
  3. Прелюдия и фуга № 3 à 3 voci до-диез мажор, BWV 848
  4. Прелюдия и фуга № 4 à 5 voci до-диез минор, BWV 849
  5. Прелюдия и фуга № 5 à 4 voci ре мажор, BWV 850
  6. Прелюдия и фуга № 6 à 3 voci ре минор, BWV 851
  7. Прелюдия и фуга № 7 à 3 voci ми-бемоль мажор, BWV 852
  8. Прелюдия и фуга № 8 à 3 voci ми-бемоль/ре-диез минор, BWV 853
  9. Прелюдия и фуга № 9 à 3 voci ми мажор, BWV 854
  10. Прелюдия и фуга № 10 à 2 voci ми минор, BWV 855
  11. Прелюдия и фуга № 11 à 3 voci фа мажор, BWV 856
  12. Прелюдия и фуга № 12 à 4 voci фа минор, BWV 857
  13. Прелюдия и фуга № 13 à 3 voci фа-диез мажор, BWV 858
  14. Прелюдия и фуга № 14 à 4 voci фа-диез минор, BWV 859
  15. Прелюдия и фуга № 15 à 3 voci соль мажор, BWV 860
  16. Прелюдия и фуга № 16 à 4 voci соль минор, BWV 861
  17. Прелюдия и фуга № 17 à 4 voci ля-бемоль мажор, BWV 862
  18. Прелюдия и фуга № 18 à 4 voci соль-диез минор, BWV 863
  19. Прелюдия и фуга № 19 à 3 voci ля мажор, BWV 864
  20. Прелюдия и фуга № 20 à 4 voci ля минор, BWV 865
  21. Прелюдия и фуга № 21 à 3 voci си-бемоль мажор, BWV 866
  22. Прелюдия и фуга № 22 à 5 voci си-бемоль минор, BWV 867
  23. Прелюдия и фуга № 23 à 4 voci си мажор, BWV 868
  24. Прелюдия и фуга № 24 à 4 voci си минор, BWV 869

Том II[править | править код]

  1. Прелюдия и фуга № 1 à 3 voci до мажор, BWV 870
  2. Прелюдия и фуга № 2 à 4 voci до минор, BWV 871
  3. Прелюдия и фуга № 3 à 3 voci до-диез мажор, BWV 872
  4. Прелюдия и фуга № 4 à 3 voci до-диез минор, BWV 873
  5. Прелюдия и фуга № 5 à 4 voci ре мажор, BWV 874
  6. Прелюдия и фуга № 6 à 3 voci ре минор, BWV 875
  7. Прелюдия и фуга № 7 à 4 voci ми-бемоль мажор, BWV 876
  8. Прелюдия и фуга № 8 à 4 voci ре-диез минор, BWV 877
  9. Прелюдия и фуга № 9 à 4 voci ми мажор, BWV 878
  10. Прелюдия и фуга № 10 à 3 voci ми минор, BWV 879
  11. Прелюдия и фуга № 11 à 3 voci фа мажор, BWV 880
  12. Прелюдия и фуга № 12 à 3 voci фа минор, BWV 881
  13. Прелюдия и фуга № 13 à 3 voci фа-диез мажор, BWV 882
  14. Прелюдия и фуга № 14 à 3 voci фа-диез минор, BWV 883
  15. Прелюдия и фуга № 15 à 3 voci соль мажор, BWV 884
  16. Прелюдия и фуга № 16 à 4 voci соль минор, BWV 885
  17. Прелюдия и фуга № 17 à 4 voci ля-бемоль мажор, BWV 886
  18. Прелюдия и фуга № 18 à 3 voci соль-диез минор, BWV 887
  19. Прелюдия и фуга № 19 à 3 voci ля мажор, BWV 888
  20. Прелюдия и фуга № 20 à 3 voci ля минор, BWV 889
  21. Прелюдия и фуга № 21 à 3 voci си-бемоль мажор, BWV 890
  22. Прелюдия и фуга № 22 à 4 voci си-бемоль минор, BWV 891
  23. Прелюдия и фуга № 23 à 4 voci си мажор, BWV 892
  24. Прелюдия и фуга № 24 à 3 voci си минор, BWV 893

Название произведения предполагает использование клавишного инструмента (сейчас обычно эти произведения играют на фортепиано или клавесине), настройка которого позволяет музыке звучать одинаково хорошо в разных тональностях. (Такой настройкой, например, является используемый сейчас 12-полутоновый равномерно темперированный строй.) Во времена Баха были распространены другие системы настройки, например, среднетоновый строй. Это означало, что одно и то же произведение, исполняемое в разных тональностях, звучало несколько по-разному, а частое использование хроматизмов и модуляций создавало впечатление расстроенности инструмента и диссонанса. Это накладывало на музыку той эпохи ограничения, и Бах хотел показать музыкантам все преимущества новых музыкальных строев.

На протяжении последних десятилетий не утихают дискуссии о том, каков был строй баховского инструмента для исполнения ХТК. Одни исследователи (например, Рудольф Раш[5]) считают, что Бах для настройки клавесина использовал равномерную темперацию (главным аргументом служит известное свидетельство ученика Баха И. Ф. Кирнбергера[6]), другие (например, Марк Линдли[7]) уверены, что Бах использовал в настройке неравномерную темперацию, возможно, одну из так называемых хороших темпераций А. Веркмейстера (главный аргумент — авторское название первого тома сборника).

Преимущества строя, использованного в ХТК, заключались в возможности использования модуляций и хроматики без всякого ограничения, а также в равноправии всех тональностей. Хотя работа Баха не была единственным сборником произведений для всех тональностей, она стала наиболее известным и убедительным аргументом перехода к новому строю. Впоследствии это привело к тому, что гармония стала одной из основ классической музыки. Бетховен, в произведениях которого часто встречаются модуляции далеко за пределами основной тональности, находился под влиянием ХТК. Возможность равноправно использовать все тональности и свободно переходить из одних в другие для создания специфических ощущений у слушателя была полностью реализована в эпоху романтизма. В конце концов, в XX веке это привело к растворению тональной системы вообще: в додекафонии, например, функционально равноправными являются все звуки.

Кроме использования всех тональностей, ХТК известен большим спектром нововведений по части техники и выразительных средств. Ни один композитор, кроме Баха, не смог создать столь живые и яркие произведения в форме фуг, и многие его последователи сверяли себя с его произведениями.

Позже другие композиторы, вдохновлённые примером Баха, писали свои сборники из 24 прелюдий и фуг. Например, в середине XX века цикл подобных произведений написал Дмитрий Шостакович.

Запись ХТК на клавикорде сделал в 1931—1933 годах Арнольд Долмеч[8]. Первая полная аудиозапись ХТК на фортепиано была сделана Эдвином Фишером между 1933 и 1937 гг. Первую клавесинную запись осуществила Ванда Ландовска в 1949—1953 годах.

  1. ↑ Датировки по каталогу BWV в редакции Дюрра-Кобаяси.
  2. ↑ Перевод цитируется по изданию: Документы жизни и деятельности Иоганна Себастьяна Баха / сост. Х.-Й. Шульце; пер. с нем. и коммент. В. Ерохина. — М.: Музыка, 1980. — С. 140. — 271 с. — 10 000 экз. (документ 198).
  3. ↑ BD I/152
  4. ↑ Известный ныне заголовок для второго тома принадлежит ученику Баха И. К. Альтниколю, который переписал от руки весь второй том и снабдил свою копию титульным листом с заглавием, идентичным заглавию первого тома.
  5. Rasch R. Does "well-tempered" mean "equal-tempered"? // Bach, Handel, Scarlatti. Tercentenary essays, ed. P. Williams. Cambridge; New York, 1985, p.293-310.
  6. ↑ «Господин Кирнбергер сам много раз рассказывал мне и другим, как знаменитый Иоганн Себастьян Бах, когда Кирнбергер учился у него музыке, поручал ему настройку своего клавира, и как учитель настоятельно требовал от него делать все большие терции острыми [т.е. расширенными] (scharf)». Цит. по: Marpurg F. W. Versuch über musikalische Temperatur. Breslau, 1776, S. 213.
  7. Lindley M. J. S. Bach's tunings // Musical Times 126 (1985), p. 721-726.
  8. ↑ Dolmetsch Archive Recordings (англ.)

Значение слова «Фуга» в 10 онлайн словарях Даль, Ожегов, Ефремова и др.

Поделиться значением слова:

ж. немецк. столярн. вдольный плотный стык двух досок. | Муз. сочиненье, в котором один голос выступает поочередно за другим, повторяя одно и то же. | Южн. малорос. вьюга, метель. Фуговать столярн. пригонять и склеивать две доски на ребро плотно, чисто. Фуговаться, страдат. Фугованье, фуговка, действ. по глаг. Фуганок, одинокий и двойной, рубанок в долгой колодке, для фуговки. Фуганочное железко. Не клей держит, а фуганок (т. е. пригонка).


ФУГА, -и, ж. (спец.). Музыкальное произведение, основанное на последовательном повторении одной музыкальной темы несколькими голосами. || прил. фуговый, -ая, -ое.

фу́га
муз. Из нем. Fugе – то же или ит. fugа от лат. fugа "бегство": Ώquiа vох vосеm fugаt᾽ "потому что один голос обращает в бегство, гонит другой голос" (см. Клюге-Гётце 178; Шульц I, 228).

ФУ́ГА, фуги, ·жен. (·итал. fuga, ·букв. бегство) (муз.). Одна из основных форм многоголосного стиля, состоящая в последовательном вступлении нескольких голосов, исполняющих ту же тему. Четырехголосная фуга.
II. ФУ́ГА, фуги, ·жен. (·нем. Fuge - скрепа.) (·стол. ). Паз, выемка в доске, выстроганная фуганком.

кондетта, фугетта, шов

(итал. fuga, букв. - бег), музыкальное произведение имитационно-полифонического склада, основанное на многократном проведении одной или нескольких тем во всех голосах; наиболее сложная форма полифонической музыки (см. Имитация, Полифония). Имитационные проведения темы перемежаются т. н. интермедиями (как правило, в виде секвенций), в которых тема не проходит. Количество голосов от 2 до 6. Подразделяются на 1-, 2- и 3-темные. Образцы фуги - у И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, П. Хиндемита, Д. Д. Шостаковича и др.

(лат. fuga бег) в психиатрии внезапное и кратковременное двигательное возбуждение в форме элементарных движений или действий (раздевание, бег и др.), которое сопровождается сумеречным помрачением сознания; симптом эпилепсии и органических заболеваний ц. н. с.

кондетта, фугетта, шов

фу́га,
фу́ги,
фу́ги,
фу́г,
фу́ге,
фу́гам,
фу́гу,
фу́ги,
фу́гой,
фу́гою,
фу́гами,
фу́ге,
фу́гах

и, ж. муз.

1. Последовательное повторение одной музыкальной темы несколькими голосами.

2. Музыкальное произведение, основанное на таком повторении.||Ср. ФУГАТО, ФУГЕТТА" title='ФУГЕТТА, ФУГЕТТА это, что такое ФУГЕТТА, ФУГЕТТА толкование'>ФУГЕТТА.

Поделиться значением слова: logo

ФУГА - это... Что такое ФУГА?

  • фуга́с — фугас …   Русское словесное ударение

  • ФУГА — (ит. и лат. fuga). 1) Музыкальное сочинение двух или многоголосное, в котором тема, как главное содержание фуги, исполняется только одним голосом, без всякого аккомпанемента, остальные же партии следуют одна за другой, повторяя ту же тему. 2)… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ФУГА — 1. ФУГА1, фуги, жен. (итал. fuga, букв. бегство) (муз.). Одна из основных форм многоголосного стиля, состоящая в последовательном вступлении нескольких голосов, исполняющих ту же тему. Четырехголосная фуга. 2. ФУГА2, фуги, жен. (нем. Fuge… …   Толковый словарь Ушакова

  • фуга — кондетта, фугетта, шов Словарь русских синонимов. фуга сущ., кол во синонимов: 3 • кондетта (1) • фугетта …   Словарь синонимов

  • Фуга — высшая форма полифонного стиля, развившаяся из имитации. Вдвухголосной и многоголосной Ф., как и в имитации, проводится тема, нотолько по известным установившимся правилам. Приемы проведения темы,установившиеся в Ф. (а именно имитация темы в… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • ФУГА — «Футурологическая газета» сетевое издание http://www.fuga.ru/​ издание, сетевое ФУГА Федеральное управление гражданской авиации авиа, Нигерия, Швейцария Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • Фуга — – шов, образуемый при соединении делянок. Гладкая – фуга – шов, образуемый при соединении делянок с гладкими кромками на клею (без выборки профиля). [Шепелев А. М. Столярные работы в сельском доме. Россельхозиздат,1969 г.] Рубрика термина:… …   Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • ФУГА — (латинское, итальянское fuga, буквально бег, быстрое течение), музыкальное произведение, основанное на контрапункте и имитации; высшая полифоническая форма. Имитационные проведения темы во всех голосах перемежаются интермедиями. Фуги пишутся на 2 …   Современная энциклопедия

  • ФУГА — (итал. fuga букв. бег), музыкальное произведение имитационно полифонического склада, основанное на многократном проведении одной или нескольких тем во всех голосах; наиболее сложная форма полифонической музыки (см. Имитация, Полифония).… …   Большой Энциклопедический словарь

  • фуга́то — фугато, нескл., с …   Русское словесное ударение

  • фуга Определения _ фуга перевода _ фуга объяснить _ Что такое фуга_Онлайн словарь / Online Dictionary

    фуга около Russian (WD) Из Разъяснение:

    Inter: wikipedi » a

    Морфологические и синтаксические свойства

    Inter: сущ ru f ina 3a »
    |основа=фу́г
    |основа1=
    |слоги={{по-слогам|фу́га
    }}
    Inter: морфо » прист1=|корень1=фуг|суфф1=|оконч=а

    Произношение

    Inter: transcriptions » |

    Семантические свойства

    Значение
    # Inter: муз » . полифоническая музыкальная форма, включающая последовательное повторение одной музыкальной темы несколькими голосами Inter: пример » |
    1. произведение, написанное в такой форме Inter: пример » |
      Синонимы
      #
    2. Антонимы
      # -
    3. -
      Гиперонимы
      # форма, жанр, музыка
    4. Гипонимы
      #
    5. Родственные слова

      Inter: родств-блок »


    |умласк=
    |уничиж=
    |увелич=
    |имена-собственные=
    |существительные=
    |прилагательные=
    |числительные=
    |местоимения=
    |глаголы=
    |наречия=
    |предикативы=
    |предлоги=

    Этимология

    Происходит от Inter: этимология:фуга » да

    Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    *

    Перевод

    Inter: перев-блок »
    |ain=
    |sq=
    |en=
    |ast=
    |af=
    |hy=
    |ba=
    |be=фуга {{f
    |bg=фуга {{f}}
    |bs=
    |br=
    |hu=
    |vi=
    |vro=
    |gl=
    |el=
    |ka=
    |da=
    |io=
    |ia=
    |is=
    |es=
    |it=
    |kk=
    |krl=
    |ca=
    |ky=
    |zh-tw=
    |zh-cn=
    |ko=
    |co=
    |la=
    |lv=
    |lt=
    |mk=фуга {{f}}
    |mdf=
    |mn=
    |gv=
    |nah=
    |de=Fuge {{f}}
    |no=
    |nl=
    |pl=
    |pt=
    |sr-c=фуга {{f}}
    |sr-l=
    |sk=
    |sl=
    |chu=
    |tt=
    |art=
    |kim=
    |tr=
    |tk=
    |uz=
    |uk=фуга {{f}}
    |fo=
    |fi=
    |fr=
    |hr=
    |cs=
    |sv=
    |eo=
    |et=
    |ja=
    |ppol=
    |slovio-c=
    |slovio-l=
    }}

    Библиография

    *
    Inter: unfinished » p=1|s=1|e=1
    Category: Категория:Музыкальные жанры -
    Inter: длина слова » 4|lang=ru

    Морфологические и синтаксические свойства

    Inter: сущ be f » слоги={{по-слогам|фуга|фуг}}
    Inter: морфо » прист1=|корень1=|суфф1=|оконч=

    Произношение

    Inter: transcription » |

    Семантические свойства

    Значение
    # Inter: помета? » be фуга (аналог. русск. слову) Inter: пример » |
    1. Синонимы
      #
    2. Антонимы
      #
    3. Гиперонимы
      #
    4. Гипонимы
      #
    5. Родственные слова

      Inter: родств-блок »


    |умласк=
    |имена-собственные=
    |существительные=
    |прилагательные=
    |глаголы=
    |наречия=

    Устойчивые сочетания, фразеологизмы

    *

    Этимология

    От Inter: этимология:фуга » be
    Inter: unfinished » be
    Inter: categ » ||lang=be

    Морфологические и синтаксические свойства

    Inter: сущ bg f » слоги={{по-слогам|фуга|фуг}}
    Inter: морфо » прист1=|корень1=|суфф1=|оконч=

    Произношение

    Inter: transcription » |

    Семантические свойства

    Значение
    # Inter: помета? » bg фуга (аналог. русск. слову) Inter: пример » |
    1. Синонимы
      #
    2. Антонимы
      #
    3. Гиперонимы
      #
    4. Гипонимы
      #
    5. Родственные слова

      Inter: родств-блок »


    |умласк=
    |имена-собственные=
    |существительные=
    |прилагательные=
    |глаголы=
    |наречия=

    Устойчивые сочетания, фразеологизмы

    *

    Этимология

    От Inter: этимология:фуга » bg
    Inter: unfinished » bg
    Inter: categ » ||lang=bg

    Морфологические и синтаксические свойства

    Inter: сущ mk f » слоги={{по-слогам|фуга|фуг}}
    Inter: морфо » прист1=|корень1=|суфф1=|оконч=

    Произношение

    Inter: transcription » |

    Семантические свойства

    Значение
    # Inter: помета? » mk фуга (аналог. русск. слову) Inter: пример » |
    1. Синонимы
      #
    2. Антонимы
      #
    3. Гиперонимы
      #
    4. Гипонимы
      #
    5. Родственные слова

      Inter: родств-блок »


    |умласк=
    |имена-собственные=
    |существительные=
    |прилагательные=
    |глаголы=
    |наречия=

    Устойчивые сочетания, фразеологизмы

    *

    Этимология

    От Inter: этимология:фуга » mk
    Inter: unfinished » mk
    Inter: categ » ||lang=mk

    Морфологические и синтаксические свойства

    Inter: сущ sr f » слоги={{по-слогам|фуга|фуг}}
    Inter: морфо » прист1=|корень1=|суфф1=|оконч=

    Произношение

    Inter: transcription » |

    Семантические свойства

    Значение
    # Inter: помета? » sr фуга (аналог. русск. слову) Inter: пример » |
    1. Синонимы
      #
    2. Антонимы
      #
    3. Гиперонимы
      #
    4. Гипонимы
      #
    5. Родственные слова

      Inter: родств-блок »


    |умласк=
    |имена-собственные=
    |существительные=
    |прилагательные=
    |глаголы=
    |наречия=

    Устойчивые сочетания, фразеологизмы

    *

    Этимология

    От Inter: этимология:фуга » sr
    Inter: unfinished » sr
    Inter: categ » ||lang=sr

    Морфологические и синтаксические свойства

    Inter: сущ uk f » слоги={{по-слогам|фуга|фуг}}
    Inter: морфо » прист1=|корень1=|суфф1=|оконч=

    Произношение

    Inter: transcription » |

    Семантические свойства

    Значение
    # Inter: помета? » uk фуга (аналог. русск. слову) Inter: пример » |
    1. Синонимы
      #
    2. Антонимы
      #
    3. Гиперонимы
      #
    4. Гипонимы
      #
    5. Родственные слова

      Inter: родств-блок »


    |умласк=
    |имена-собственные=
    |существительные=
    |прилагательные=
    |глаголы=
    |наречия=

    Устойчивые сочетания, фразеологизмы

    *

    Этимология

    От Inter: этимология:фуга » uk
    Inter: unfinished » uk
    Inter: categ » ||lang=uk

    Inter: multilang » |
    Translation: fr » фуга
    Translation: hu » фуга
    Translation: sr » фуга
    Translation: vi » фуга

    About Author


    admin

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о