Особенности развития в россии классицизма – что это такое, основные черты представителей эпохи, особенности в архитектуре, литературе, жанры, признаки позднего

3.Особенности классицизма в России и его сторонники. Развитие классицизма в русской литературе XVII-XIX вв.

Похожие главы из других работ:

В. Высоцкий

§ 7. Песни о России

Как гражданин своей страны, Высоцкий не мог не писать о России и своём народе. В цикле песен о России: «Кони привередливые», «Купола», «Дом», «Как по Волге матушке», — Высоцкий показывает всю любовь и нежность к своему народу…

Героическая тема в литературе русского классицизма

Глава 1. Героическая тема в литературе русского классицизма

Героическая тема в литературе русского классицизма

1.1. Национальная особенность русского классицизма

Господствующим направлением в русской литера-туре к середине XVIII в. становится классицизм. «Классицизм как литературное направление, возникшее в определенную историче-скую эпоху, был явлением прогрессивным,— пишет современный исследователь…

Классицизм. Основные принципы. Своеобразие русского классицизма

Понятие классицизма

Классицизм — одно из важнейших направлений литературы прошлого. Утвердив себя в трудах и творчестве многих поколений, выдвинув блестящую плеяду поэтов и писателей, классицизм оставил такие вехи на пути художественного развития человечества…

Классицизм. Основные принципы. Своеобразие русского классицизма

Основные принципы классицизма

Классицизму как художественному направлению свойственно отражать жизнь в образах идеальных, тяготеющих ко всеобщей «норме» образцу…

Классицизм. Основные принципы. Своеобразие русского классицизма

Историческая основа классицизма

История классицизма начинается в Западной Европе с конца 16 столетия. В 17 в. достигает высшего своего развития, связанного с расцветом абсолютной монархии Людовика XIV во Франции и наивысшего подъема театрального искусства в стране…

Классицизм. Основные принципы. Своеобразие русского классицизма

Политический идеал классицизма

В своей политической борьбе революционные буржуа и плебеи во Франции как в десятилетия, предшествовавшие революции, так и в бурные 1789-1794 годы широко использовали античные традиции, идеологическое наследие и внешние формы римской демократии…

Классицизм. Основные принципы. Своеобразие русского классицизма

Представители классицизма

В литературе русский классицизм представлен произведениями А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова, А.П. Сумарокова. А.Д. Кантемир явился родоначальником русского классицизма…

Образ России в произведениях Александра Дюма и Жюля Верна

2.1 Особенности изображения России в романе А. Дюма «Учитель фехтования»

Исключительный интерес к России Александр Дюма проявил уже в ранний период своего творчества. В 1840 году он опубликовал свой роман, посвященный декабристам — «Учитель фехтования». Враждебно принятый Николаем I…

Развитие классицизма в русской литературе XVII-XIX вв.

1.Характеристика классицизма

Для этого направления характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил. Классицизму, как определенному художественному направлению, свойственно отражать жизнь в образах идеальных…

Развитие классицизма в русской литературе XVII-XIX вв.

2.Основы классицизма и его значение

классицизм литература стиль В основе доктрины классицизма лежало представление о дуализме природы человека. В борьбе материального и духовного раскрывалось величие человека. Личность утверждалась в борьбе со «страстями»…

Романтизм в Сибири: традиции и особенности

2.Романтизм в России

Русский романтизм возник в иных условиях, нежели западноевропейский. Если на Западе он был явлением послереволюционным и выразил разочарование в результатах уже свершившихся перемен, в России он формировался в эпоху…

Черты классицизма в комедиях Мольера

1.2 Своеобразие классицизма во Франции

Развитие французской литературы XVII в. тесно связано с социально- исторической ситуацией, сложившейся во Франции после окончания религиозных войн и утверждения централизованной королевской власти. «Политика централизации…

Черты классицизма в комедиях Мольера

Глава ІІ. Черты классицизма в комедиях Мольера

Черты классицизма в комедиях Мольера

2.2 Черты классицизма в комедиях Мольера

Характеризуя творчество Мольера, исследователи нередко утверждают, что он в своих произведениях «выходил за пределы классицизма»…

Общая характеристика русского классицизма — Мегаобучалка

 

Русский классицизм — стиль в искусстве, возникший в России в процессе европеизации при Петре I, и распространённый во второй половине XVIII — 1-й половине XIX века.

Классицизм возникает и развивается под воздействием просветительских прогрессивных тенденций общественной мысли. Господствующими становятся идеи патриотизма и гражданственности, создания «нового отечества», внесословной ценности человеческой личности. В античности, особенности классической эпохе Древней Греции находят пример идеального государственного устройства и гармоничных соотношений человека с природой. Античность (известная по памятникам литературы, скульптуры и архитектуры) воспринимается как благодатная эпоха свободного развития личности, духовного и физического совершенства человека, идеальной порой человеческой истории без общественных противоречий и социальных конфликтов.

Утверждение данного стиля в русской художественной школе стало симптомом ее созревания как одной из европейских школ.

Периодизация: Временные рамки господства стиля в России — 1760—1830-е гг., от времени раннего екатерининского правления до первого десятилетия царствования Николая I. В рамках классицизма существовало несколько фаз:

Ранний классицизм (1760-е — 1-я пол. 1780-х годов), когда еще не до конца изжиты признаки барокко и рококо

Зрелый классицизм, строгий классицизм (1780-е — 1790-е годы) — почти декларативное неприятие любых неклассических тенденций, принципиальное тяготение к антикизации

Высокий классицизм, поздний классицизм, русский ампир (1-я треть XIX века) — чувствуется влияние романтизма, окрепшего в живописи и графике.

Идеи Просвещения нашли отражение в теории классицизма. Одно время даже было принято классицизм XVIII века называть «просветительским классицизмом», в отличие от «сословного классицизма» XVII века. Понятие «просвященного разума», способного переустроить мир на благо человека, стало одним из общих мест.

Классицизм, как никакой другой стиль, предполагал теоретическое обоснование, тем более что обычно он царил там, где возникала рационалистическая атмосфера. В России это совпало с основанием Академии художеств (1757), члены которой переводили и сочиняли свои «руководства», «труды» и речи.



Особенностью русского классицизма в архитектуре являлось эклектическое сочетание в одном произведении разностилевых элементов, отход от жёстко регламентированных приёмов и форм классицизма.

В эпоху классицизма скульптура пользовалась уважением, как соответствующая главному требованию стиля — подражанию природе, а также как самая сохранная часть античного наследия.

В литературе русский классицизм представлен произведениями А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова, М. М. Хераскова, В. И. Майкова, Я. Б. Княжнина, М. В. Ломоносова, Д. И. Фонвизина, Г. Р. Державина.

 

2. Основные мотивы лирики А. А. Фета

А. А. Фет (1820-1892 гг.)

Как и у большинства поэтов чистого искусства в его творчестве прослеживаются две ведущие темы: любовь и красота природы. По сравнению с Тютчевым Фета нельзя назвать поэтом-философом. Он всегда старался реально описать мир, представить его таким, какой он есть на самом деле. Никогда предметом поэзии Фета не становилось зло или социальные проблемы. Лирический герой поэта не знает страданий и скорби, не думает о смерти, не видит зла. Он живет в прекрасном, беззаботном и светлом мире, созданным разнообразными бесконечно прекрасными картинами природы.

С художественной точки зрения его стихи гениальны. Изящно стихотворение «Шепот — робкое дыхание», поэт олицетворяет природу, стремится показать ее живое начало и земную необыкновенность. Замечательны такие стихотворения как «Я пришел к тебе с приветом», «Какая грусть» и так далее.

Любимое время суток поэта — утро. Он воспринимает утро не только как начало дня, но и как начало нового, что может внести некоторые изменения в жизни людей. В стихотворении «Ласточки» поэт сопоставляет жизнь человека и его стремления с вольной жизнью птиц, которым открыты любые стихии. Природа, по его мнению, является одной неразрывной целой частью, где стерты всякие границы для обитателей неба и земли. В отличие от птиц человеку не может быть все дозволено. Хоть людям отведено природой свое место в жизни, человек все равно всегда находится рядом с природным миром. Ему необходимо беречь и уважать его красоты и божественное начало.

На протяжении всего творчества А. А. Фета в стихотворениях поэта прослеживаются часто повторяющиеся мотивы природных стихий (огня, воды) , движения и полета, двоемирия, гадания, времен года и некоторые другие. Многие из его стихотворений в некотором образе являются отражением его душевного состояния. Например, мотив закономерности смены времен года свидетельствует о переменном состоянии души поэта. В стихотворениях, где поэт описывает какое-то одно время года («Уж верба вся пушистая»), мы понимаем, что душу поэта ничего не тревожит. Мы проникаемся чувством ласки и нежности, мы с нетерпением ждем весны. Однако в некоторых стихотворениях поэта отражена быстрая смена времен года, что свидетельствует о внутренних переживаниях Фета.

Мотив гадания, присутствующий в стихотворениях поэта, свидетельствует о желании предвидеть свою судьбу, которая так и не раскрывает всех своих тайн («Помню я: старушка-няня»).

В последние годы Фет, будучи уже пожилым человеком, преимущественно писал о любви. Его герой — это горячий и пылкий юноша. Особенно популярными становятся такие стихотворения как «Нет, я не изменил», «Еще люблю, еще томлюсь» и некоторые другие. Сквозным мотивом любовной лирики поэта является воплощения огня. Его стихотворения были посвящены только одной девушке, к которой он испытывал самые нежные и искренние чувства, Марии Лазич. По мнению многих людей ее смерть была случайной, якобы ее платье вспыхнуло от зажженной спички. А. А. Фет перестал общаться с Марией, отказавшись жениться на ней.

Любовная лирика А. А. Фета многим отличается от стихотворений, посвященных красоте природы. Поэт безбоязненно описывает свои чувства и переживания. Прибегая к различным методам, он открывает свою душу читателям, ничуть не опасаясь общественного мнения. Трагедия неразделенной любви прослеживается во многих стихотворениях Фета, в которых раскрываются нам многие факты из его биографии.

 

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙБилет 8

Классицизм в русской литературе второй половины XVIII века. Творчество Сумарокова А.П. (конспект лекции) — Общие статьи

1. Понятие классицизма в литературе

2. Особенности развития классицизма в русской литературе

3. Творчество А.П. Сумарокова как типичный пример классицизма в русской литературе

4. Литературная позиция А.П. Сумарокова

5. Жанровая своеобразие произведений Сумарокова

1. Понятие классицизма в литературе

Классицизм — это ведущее литературное направление в Европе, просуществовавшее в течение полутора веков и сложившееся во второй половине XVIII в. во Франции. Наиболее известными представителями классицизма в литературе являются драматурги-трагики Корнель, Расин, Мольер, баснописец Лафонтен, поэт-классик Буало. Классицизм как литературное направление имеет следующие особенности:

— в качестве центральной темы и идеи выступает культ государственных, гражданских добродетелей, которые подавляют и делают малозначительными все личные стремления человека, ставя на службу государству все его существо;

— является художественным выражением ведущих прогрессивных социально-политических тенденций в развитии общества того времени, связанных с укреплением просвещенного абсолютизма;

— является искусством всеобъемлющей дисциплины и объединенного государства, подчиняющего себе личность;

— воспевает мысль, логику, разум, а не чувства, и именно мысль обеспечивает познание истины и мира;

— стремится к реалистичности, истинности и подлинности в изображении действительности, т. е. мир должен изображаться таким, каков он есть на самом деле;

— изображается не конкретный, единичный человек, а человек вообще;

— отображаются общие черты реальности, а не конкретные бытовые истории из жизни, т. е. проповедует максимальную обобщенность;

— основное правило — разделение литературы на несмешиваемые жанры и каждая тема должна соответствовать своему жанру, а каждое произведение — строиться по тем законам, которые царят в данном жанре, т. е. если для трагедии ведущим принципом является возвышенное страдание и возвышенный стиль изложения, то все элементы произведения должны соответствовать этому принципу;

— ориентируется на античную литературу, которая объявляется идеалом и эталоном;

— отличается точностью, ясностью, простотой изложения и логической законченностью стиля.

2. Особенности развития классицизма в русской литературе

В России классицизм имел следующие особенности развития:

— начал развиваться еще в XVII в. в творчестве Симеона Полоцкого;

— нашел свое отражение в творчестве Кантемира и Тредиаковского, и это выражалось в следующем:

* эти авторы заимствовали его элементы из западных источников, обращаясь к античным образцам, а также к немецким и французским представителям этого направления;

* благодаря использованию элементов классицизма, которые заключались в стремлении к рациональной простоте в изложении, ясности, логичности, схематизму литературного мышления, подготовки почву для развития русского классицизма;

— наиболее полно отразился в творчестве А.П. Сумарокова, который создал полноценный и единый стиль и законченное художественное мировоззрение русского классицизма.

Можно выделить следующие причины активного развития классицизма в русской литературе:

— усвоение русской литературой ведущих литературных принципов и традиции Запада ставило ее на один уровень с самыми передовыми литературами мира;

— принципы и традиции классицизма органично переплетались с теми общественными и государственными идеями, которые выдвигались Петром I и получили в дальнейшем свое развитие, и среди этих идей можно выделить следующие:

* культ общественного государственного долга;

* подчинение частного, личного интересам общественного, подчинение эмоций разуму;

* создание идеала человека, который заключается в подчинении личного общественному и в подчинении эмоций разуму, и воспитание людей в духе этого идеала;

— русская литература приняла принцип, выдвигаемый классицизмом, о создании идеала культуры и человека в его общечеловеческом, а не местном значении, и пропагандирование русской литературой этого идеала обусловило переход культуры России на новую, более высокую ступень развития, ставящую ее на один уровень с культурами других стран и отметающую царившую долгое время в сознании идею об отсталости и азиатском характере русской культуры, ее отъединенности, отстраненности от западных форм культурного развития. В связи с этим для русского человека открылись широчайшие горизонты и перспективы. Можно выделить следующие характерные черты, отличающие русский классицизм от западного:

— сатирический, воинствующий и злободневный характер многих произведений, который не позволял авторам далеко уходить от реальности и русской действительности;

— относительная близость к народным истокам искусства, и это выражалось в использовании элементов фольклорного языка и простонародной речи. Особенно ярко это видно в баснях Сумарокова.

3. Творчество А.П. Сумарокова как типичный пример классицизма в русской литературе

Творчество А.П. Сумарокова — типичный пример классицизма в русской литературе. Сумароков является представителем так называемой дворянской литературы, т. е. он писал и создавал свои произведения не от лица правительства, а от лица дворянской общественности. Все его творчество проникнуто стремлением показать высокий дворянский идеал человека, и этот идеал выражается у Сумарокова в достоинстве дворянина, который рожден для служения отечеству, чести, культуре и добродетели. Таким образом, Сумароков видел свое призвание в том, чтобы с помощью своего литературного творчества воспитать русское дворянство, и посвятил этому всю жизнь. Можно выделить следующие особенности литературного творчества Сумарокова:

— первые стихотворения, напечатанные в 1739 г., были написаны под воздействием поэзии Тредиаковского;

— поэтическое творчество Ломоносова оказало на Сумарокова серьезное влияние,

— впоследствии наблюдается отход от традиции силлабического стихосложения Тредиаковского и даже полемика совместно с Ломоносовым по вопросу нового стиля в русском стихосложении, и в период 1744-1747 гг. творчество Сумарокова испытывает сильное влияние идеи Ломоносова;

— в конце 1740-х — начале 1750-х гг. наблюдается отход Сумарокова от традиций и идей Ломоносова, его кардинальное расхождение со своим современником и формирование его собственного индивидуального литературного стиля, который выражается в следующем:

* помимо двух величественных жанров государственной тематики — оды и трагедии — выдвигаются и другие, менее величественные жанры, имеющие более бытовой, простой характер, среди этих жанров можно выделить:

! интимно-лирический;

! салонный;

! комический;

*выдвигаются требования рационалистической простоты стиля изложения — одного из принципов классицизма, что было чуждо Ломоносову;

* формируется позиция дворянского идеолога, когда Сумароков берет на себя роль вождя дворянской литературы, что обеспечило окончательное расхождение его позиций со взглядами Ломоносова на литературное творчество.

Литературное творчество Сумарокова как дворянского идеолога имело следующую тематику:

— пропагандирование власти рядового дворянства над неграмотным народом как единственно правильной и верной для развития государства;

— развитие темы крепостного права, где Сумароков указывает на необходимость и государственную обусловленность крепостничества, но отмечает, что необходимо смягчать законы в этой области и уходить от средневекового рабства;

— критика и обличение произвола, царящего на верху государственной власти, в том числе произвола царя и правительства;

— воспевание и воспитание идеала дворянина как будущего для развития российского государства;

— борьба и обличение реакционных политических сил, противостоящих созданию такого типа правления, при котором монарх подчинен законам чести, воплощенным в государственных законах, и поэтому он управляет народом во имя государства и силами дворянства.

4. Литературная позиция А.П. Сумарокова

Литературная позиция А. П. Сумарокова выражалась в следующем:

— поэт завершил формирование стиля классицизма в русской литературе;

— требования его поэтики:

* простота и естественность поэтического языка;

* трезвость в оценке реальности;

* опора на разум, а не на эмоции;

* отрицание фантастичности и туманно-эмоциональных элементов в поэзии;

* отрицание метафоризма в поэтическом языке, упор на простоту и понятность;

* использование в качестве пропагандирующих и убеждающих литературных средств не патетики и блеска речей, а логики и разума;

— отрицал:

* стиль и поэтику Ломоносова и полемизировал с ним по поводу того, каким должен быть язык поэзии и какой должна быть сама поэзия;

* пропагандируемое Ломоносовым изменение в произведении значения слова в целях создания большей художественной выразительности произведения и понимал слово как научный термин, имеющий точное определение, и внесение в него иного — метафорического смысла ведет к нарушению его грамматического характера;

* необходимость использования иностранных слов в русском языке по любому случаю, признавал только те иностранные слова, которым не было эквивалента в русском языке; боролся за чистоту русского языка.

5. Жанровая своеобразие произведений Сумарокова

Жанровое своеобразие произведений Сумарокова отрезаю тесную связь его творчества с направлением классицизма в литературе. А. П. Сумароков развивал свое литературное творчество в следующих жанрах:

— трагедии «Хорев» (1747), «Гамлет» (1748), «Синав и Трувор» (1750), «Аристона» (1750), «Семира» (1751), «Ярополк и Демиза» (1758), «Вышеслав» (1768), «Дмитрий Самозванец» (1771), «Мстислав» (1774), в которых последовательно формировался стиль Сумарокова как драматурга и использовались все правила и образцы драматургии классицизма, но также учитывались и особенности русского типа драматургии и его своеобразие;

— комедии Сумарокова, которые, однако, не оказали существенного влияния на развитие русской драматургии, хотя и обладали рядом достоинств, и к этим комедиям относятся следующие: «Тресотиниус», «Пустая ссора», «Чудовищи» (1750), «Приданое обманом» (1764), «Опекун» (1765), «Лихоимец», «Нарцисс» (1768) и др.;

— поэзия Сумарокова, включающая в себя множество песен, элегий, идиллий, притч (басен), сатир, сонетов, эпиграмм, мадригалов, торжественных и философских од, в которых им использовались все стихотворные размеры, античные строфы, вольный стих — тонический без размеров, создавались сложнейшие ритмические сочетания;

— басни, включающие о себя собственно лирику и сатирическую поэзию (басни, притчи), и именно Сумароков открыл жанр басни для русской литературы;

— сатиры и эпиграммы, примыкающие к басням Сумарокова в тематическом и стилистическом отношении и отличающиеся лишь стихотворным размером: александрийским стихом, ямбом и др.

Источник: Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. — М.: А-Приор, 2006

Особенности становления классицизма в России

В 30-60-е годы в России сложились благоприятные социальные (национальное единство, абсолютистская форма правления в лице просвещенного монарха Петра I) и эстетические (государственный характер русского барокко, новое понимание статуса писателя, новые типы и механизмы литературных связей) предпосылки для восприятия эстетической доктрины классицизма. В Петровскую эпоху ярко обнаружило себя и первое непосредственное обращение России к главному источнику новой европейской культуры — к античности. Для Западной Европы свойственная классицизму прямая апелляция к античности не являлась чем-то небывалым. Подобное, хотя в иных условия и по-иному, было пережито ею в период Ренессанса. В России же не было Ренессанса (см. “заторможенный Ренессанс”, “барокко в функции Ренессанса” и т.п.) и поэтому “возрождение” и “открытие античности” переживалось как бы с удвоенной силой и глубиной (Кириченко, Е.И., 1986, с. 14). С.И.Николаев пишет: “Это было не постепенное увеличение, а резкое изменение, взрыв: в 1690-1720-х гг. памятников античной литературы было переведено больше, чем за всю предшествующую историю русской литературы, а число переводов, так или иначе трактующих античные темы <…>, возросло необычайно. Отдельным опытом ХI-ХVII вв. Петровская эпоха противопоставила целенаправленную деятельность по усвоению античного наследия, фундамента европейской культуры” (Николаев, 1996, с. 33). “Петровская эпоха встала на путь цивилизаторского западноевропейского отношения к античности” (там же, с. 34).

Классицизм в России вместе с тем приобрел ярко выраженную национальную форму. Это один из национальных вариантов классицизма. Его специфические особенности нашли выражение в следующих моментах:

1. Россия обратилась к культурному опыту Западной Европы в тот момент, когда век Корнеля и Расина был уже позади, на первый план выходили идеалы Просвещения. Они явились философской основой русского классицизма.

2. Если в западноевропейских вариантах классицизма, и особенно в системе жанров французского классицизма, главенствующее место принадлежало драматическому роду — трагедии и комедии, то в русском классицизме жанровая доминанта смещается в область лирики и сатиры.

Теоретиком русского классицизма стал А.П.Сумароков (1718-1777). Его стихотворный трактат “Эпистола о стихотворстве” увидел свет в 1748 г., это первая стихотворная поэтика в России. “Эпистола”, без сомнения, имела образцом “Поэтическое искусство” Буало. Однако, подражая Буало, Сумароков чередовал переводы и пересказы отрывков “Поэтического искусства” с собственными объяснениями, вводил собственные темы для ряда жанров (сатиры, комедии), приводил свои примеры, ввел и новые жанры. Главное — в состязании с образцом ему удалось учесть национальные традиции русской литературы.

Этапы развития стиля классицизма в России. Годы, архитекторы, основные характеристики.

1760-1780 годы — ранний классицизм;

1780-1800 годы — строгий классицизм;

1800-1830 годы — высокий классицизм или ампир.

Ранний классицизм: Ринальди (екатерининское барокко).

Вален-Деламот

Постройки:

здание Академии художеств

В большей части это грандиозные по масштабу сооружения, отмеченные четкостью объемов, горизонтальных и вертикальных членений, сдержанным скульптурным декором. Особенности архитектуры раннего классицизма: связь с барокко,

использование наследия А. Палладио, разработка новых типов построек и

традиции древнерусской культуры.

Строгий классицизм:

Кваренги. Основные постройки. Композиционные приёмы. Примеры.

Постройки:

Александровский дворец в Царском селе

здание Академии наук

Смольный институт

Кваренги один из представителей строгого классицизма в Русской архитектуре. Его постройкам присущи: строгая симметрия, сдержанность декора (почти его отсутствие), расположение колон в центре главного фасада, подчеркивающих центральную часть постройки, деление постройки на уровни при помощи междуэтажного карниза, однородная высотность здания.

Старов. Основные постройки. Композиционные приёмы. Примеры.

Постройки: Сухопутный шляхетский корпус

Троицкий собор Александро-Невской лавры
Таврический дворец

Высокий классицизм: русский ампир

Отличительной чертой считают использование строгих дорических и тосканских ордеров, связь декоративных элементов и скульптуры с функциями зданий. Александровскому классицизму присущи строгость линий, монументальность и величественность образов, простота и ясность силуэта. Усиливается стремление к монументальности, парадности, пафосности, мужественности. Появляется милитаристская символика Древнего мира: орлы, лавровые листы, доспехи. Большое значение приобретает синтез архитектуры и монументальной скульптуры, а в храмовых зданиях — и монументальной живописи. Возникают декоративные архитектурные сооружения: триумфальные арки, памятные колонны.

Формируются архитектурные ансамбли незамкнутого типа.

Росси. Основные постройки. Композиционные приёмы. Примеры.

Влияние древнеримской архитектуры.

Росси целиком отошёл от французских источников ампира. Росси отличало сочетание архитектурного и градостроительного подходов, смелое преображение городского пространства.

Дворцовой площадь со зданием Главного штаба

Сенатской площади со зданиями Сената и Синода



Михайловской площади с Михайловским дворцом

Завершающей вспышкой русского ампира в архитектуре явился кафедральный Исаакиевский собор О. Монферрана. Исаакивский собор. Пятиглавый собор в классическом стиле.

Силуэт здания собора, завершающий с западной стороны комплекс центральных площадей Петербурга, активно участвует в создании неповторимого архитектурного облика города. Следует отметить исключительно богатый наружный скульптурный декор храма и красочные интерьеры.

Таким образом, стиль ампир, обрамленный в начале и в конце периода двумя грандиозными храмовыми зданиями — Казанским и Исаакиевским соборами, завершил важнейший этап в развитии Санкт-Петербурга, во время которого были созданы множество уникальных архитектурных произведений.

Монферран. Основные постройки. Композиционные приёмы. Примеры.

Постройки:

Исаакивский собор. Пятиглавый собор в классическом стиле.

Александрийская коллона

19. Тома де Томон. Основные постройки. Композиционные приёмы. Примеры. Тома́ де Томо́н — французский архитектор, рисовальщик, представитель зрелого классицизма, работавший в России. Многочисленные проекты театров для Петербурга, выполненные Тома де Томоном, показывают широту замыслов зодчего и свидетельствуют о его высоком мастерстве в разработке композиционных приемов театральных зданий.

Очевидно, благодаря Леруа Тома де Томон пристрастился к архитектуре Древней Греции, что нашло достаточно яркое отражение в его творчестве в Петербурге. Так, например, здание Биржи на первый взгляд напоминает древнегреческий периптер.

Тома де Томон, перестраивая в 1806-1809 гг. дом графини Лаваль на Английской набережной, оформил его интерьеры в строгом и мощном дорийском стиле, напоминающем и Египет, а знаменитые гранитные львы у парадного подъезда этого дома настолько связаны с архаикой, что перекликаются с фигурами египетских сфинксов, находящихся напротив, через Неву у Академии художеств. Он сумел создать грандиозную композицию стрелки Васильевского острова с величественным зданием Биржи и ростральными колоннами.



В здании Биржи использован иной композиционный прием колоннады, свободно опоясывающей объем здания и «распространяющейся в окружающий ее пейзаж». Колонны расставлены мощно и широко (интерколумнии — расстояния между колоннами, оказались значительно шире, чем в античных постройках, что вынудило архитектора расположить в пролетах не один триглиф фриза, а два). Пространственный размах композиции усилен ростральными колоннами, по образцу древнеримских, но небывалой высоты (31,71 м), и гранитными спусками к воде. Колонны должны были служить маяками. Идея морского могущества России выражена аллегорическими скульптурами у подножия колонн. Они изображают великие реки: Волгу, Волхов (работа скульптора Ф. Тибо), Днепр и Неву (скульптор И. Камберлен). Скульптурные группы в аттиках восточного и западного фасадов Биржи — «Нептун» и «Навигация» — также (по последним данным) вероятнее всего исполнены фламандцем И. Камберленом. Эти произведения отличаются выразительной пластикой и романтическим монументальным стилем.

Тома де Томон предложил построить памятник в виде древнегреческого простиля с единственным зальным помещением и четырехколонным портиком, отмечающим главный вход. С целью достижения большей выразительности архитектор сумел здесь искусно сочетать композиционные основы греческой архитектуры с приемами, которыми пользовались римские архитекторы.

Постройки:

Стрелка Васильевского острова

Здание Биржи

Воронихин. Основные постройки. Композиционные приёмы. Примеры.

Постройки:

Собор Казанской Божией Матери в Санкт-Петербурге

Горный институт

Давая задание на постройку нового столичного собора, Павел I предписал строить новый храм наподобие собора св. Петра в Риме, одного из крупнейших памятников итальянского Возрождения. В сооружении римского собора, продолжавшемся свыше 100 лет, принимали участие самые прославленные мастера зодчества — от Браманте и Микель Анджело до Мадерна и Бернини. А. Н. Воронихин, однако, не пошёл по пути подражания римскому собору. Более того, сохранив основную схему храма с примыкающими к нему крыльями-колоннадами, русский зодчий создал произведение не только совершенно самостоятельное, но в основе своей глубоко противоположное идее и архитектурной концепции собора св. Петра. Этот последний представляет собой грандиозное храмовое здание, господствующее над прилегающей к нему площадью: при посредстве громадных колоннад пространство площади как бы охватывается храмом, целиком подчиняется ему. Совершенно иной была идея А. Н. Воронихина: своей главной задачей он считал создание торжественной площади, которая не подчиняется зданию собора, а имеет самостоятельное архитектурное значение. Корпус собора как таковой почти не виден, будучи скрыт мощными колоннадами, обрамляющими площадь. На первый план выступает, таким образом, градостроительная задача — создание архитектурного ансамбля городской площади. Именно к этому стремился А. Н. Воронихин. Подобно другим мастерам русской классической архитектуры конца XVIII и начала XIX вв., он думал, прежде всего, о городе как целом, а не об отдельном здании. Интересы архитектурного построения города были для него основными. И ему удалось создать не только монументальное здание нового собора, но и торжественный ансамбль площади.

Замысел А. Н. Воронихина был ещё более смелым: он запроектировал вторую колоннаду, которая должна была образовать ещё одну, симметричную первой, площадь по другую сторону собора. Эта часть проекта осталась неосуществлённой.

Закладка собора состоялась 27 марта (8 апреля) 1801 г., окончены работы были в 1811 г. По случаю освящения храма Воронихину был пожалован орден Св. Анны второй степени и пожизненная пенсия.

About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.