Особенности романского стиля – Романский художественный стиль интерьера. История и особенности романского стиля. Фото романского стиля. Соборы в романском стиле.

Первый европейский: история романского стиля, продолжение

Продолжаем историю романского стиля рассказом о его видоизменениях под воздействием национальных особенностей западноевропейских стран.

Первую часть можно прочитать здесь.

Особенности романского стиля во Франции

Франция, как и в случае с последующими эпохальными стилями, выступила в роли законодательницы нового архитектурного направления. XI век стал временем расцвета новой культурной традиции, активного развития монументального искусства и рождения первого большого европейского средневекового архитектурного стиля. Все постройки (храмы, замки, городские и монастырские стены, мосты) отличаются мощью и монументальностью, суровостью и строгостью, некоторой сумрачностью и скромным убранством.

Самобытным приобретением эпохи стал тип паломнического храма. Святыни выросли на так называемом Пути Святого Иакова, по которому паломники шли в Испанию, в собор Сантьяго-де-Компостела (в результате перестроек сегодня это образец позднебарочного стиля чурригереско). Особенность таких «паломнических храмов» — «обходные» галереи, в которые переходят боковые нефы, они  продолжаются за трансептами и огибают алтарные апсиды. Такое архитектурное решение давало возможность поклониться святыне и продолжить паломнический путь, не создавая помех другим верующим.

Базилика Сен-Сернин в Тулузе (Basilique Saint-Sernin de Toulouse)

Апсида (древнейшая часть храма), хор, капеллы, нефы и трансепт были сооружены в период с 1080 по 1180 годы, восьмиугольная башня пристроена в XII веке, шпиль — в XV. Постройка имеет сводчатые потолки и галерею, соединяющую радиальные приделы.

Храм в плане имеет форму креста. В постройке пять нефов, центральный неф значительно шире боковых, широкий трансепт с боковыми проходами, четыре капеллы с восточной стороны и апсида с пятью капеллами. Капеллы — небольшие приделы в честь разных святых — примыкают к апсиде и создают необычный рисунок фасада. Из сквозных галерей над боковыми нефами можно было наблюдать службу. Особенности: протяженные нефы, просторный трансепт, сквозной обход.

Дороманский храм Сен Филибер де Гран-Лье

Романский стиль в Испании                                    

Пиренейский полуостров, практически весь, кроме незначительных горных территорий на севере, с VII века был оккупирован арабскими завоевателями. В период реконкисты происходило не только противостояние культур двух великих народов, но и их взаимодействие, что ярко отразилось в архитектуре. Католические храмы строились здесь по французским образцам, но так или иначе в архитектуру христианских сооружений проникали арабские черты. Здания были проще и однообразнее, чем французские, но строгий силуэт храмов активно дополнялся архитектурными декоративными элементами в мавританской стилистике. Испанские постройки отличаются богатством орнаментальных мотивов (геометрических и растительных узоров), использованием сюжетов из Библии, а также фигур людей, животных и птиц.

Характерной особенностью стали декорированные рельефами клуатры – обходные галереи внутреннего двора или сада (на фото выше — клуатры церкви Санто Доминго де Силос (Santo Domingo de Silos) в Бургосе).

Самая старая церковь Барселоны носит название Сан Пабло дель Кампо (San Pablo Del Campo), и это шедевр романской каталонской архитектуры. После мусульманских набегов от древней постройки сохранились лишь фрагменты основания и колонн, на базе которых в XI-XII вв. и была возведена новая церковь. Архитектура и интерьер очень сдержанные, в купол вмонтированы стрельчатые окна и небольшие витражи. Одна из ярких достопримечательностей – крытая галерея XII века с фонтаном в центре и арками в мавританском стиле.

Собор в Саламанке

Германские особенности романского стиля

Когда во Францию уже пришла готика, в Германии все еще господствовала романская стилистика. В раздробленной средневековой стране существовало множество местных художественных школ (наиболее известными стали рейнская, вестфальская и саксонская), потому и архитектурная стилистика была довольно пестрой и сложной. Очень многие романские здания в Германии подверглись более поздней перестройке и реконструкции.  Отличительной чертой германской ветви стало возведение «ступенчатых» башен-близнецов у боковых (торцевых) фасадов церквей и замков.  Такие башни есть у соборов Шпейере, Майнце, Вормсе и Лаахе.

Собор Святого Петра (Der Dom St. Peter) в немецком Вормсе (на фото), «представитель» рейнской школы, построен из темно-серого песчаника, он в значительной степени сохранился в первоначальном историческом виде (собор был начат в XI веке, достроен в XII веке, в XIV веке появился лишь богато украшенный южный портал). По своей архитектуре он напоминает крепость с башнями, покрытыми каменными шатрами. Типичны для романского стиля декоративные аркады, скупые узкие окна, правильные геометрические формы, декор – каменные химеры, кобольды и хищные животные.

Замок Вартбург

Романский стиль в Англии

Завоевание норманнами Англии значительно ускорило развитие здесь романского стиля, элементы которого начали появляться еще до прихода «варваров». Постройки, которые в Европе принято называть романскими, здесь получили название норманнских. Несмотря на то, что французский язык с приходом норманнов стал в Англии государственным, и завоеватели активно насаждали французскую архитектурную культуру, в английском «диалекте» романский стиль приобрел яркий самобытный характер (например, скульптура была мене не популярна в декоре фасадов, чем во Франции). В английском искусстве гораздо сложнее, чем в искусстве других европейских стран, провести грань между романской художественной системой и готической. Первые признаки готики здесь появились в начале XII века,  но элементы романского стиля сохранялись до XIV века. Английский собор в романском стиле — обычно довольно узкая, вытянутая в длину постройка с тремя нефами, трансепт пересекает здание посередине. Большинство романских церквей здесь подверглись значительным изменениям в готическую эпоху.

Даремский собор (Durham Cathedral) был основан в 1093 году, он подвергся наименьшим переделкам с наступлением готики, хотя в XII веке к храму и была пристроена готическая капелла. Собор воздвигался по подобию церкви во французском Кане, однако в нем ярко выражены и сугубо английские черты: башня, расположенная над средокрестием намного массивнее и выше монументальных фасадных башен, а западная наружная стена имеет аутентичный архитектурный декор. Стрельчатый свод на нервюрах (ребрах каркасного крестового свода) впервые появился именно в этом соборе.

Романский стиль в Италии

Итальянские постройки романского периода представляют собой эклектичное сочетание античного наследия, византийских традиций и мусульманского влияния. В это время здесь возводятся кампанилы  – здания, характерные именно для Италии. Кампанилы — отдельно стоящие колокольни, такие как Пизанская башня и башня венецианского Собора Св. Марка. Особенностью итальянского романского стиля становится использование цветного мрамора и мозаик, с таким декором постройки выглядели более изысканно и богато. Арочные колоннады, окна-розы, высокие колокольни – все эти предвестники готического стиля придавали постройкам романского стиля особый шарм и красоту. Постройки Ломбардии в большей степени были близки французской и итальянской традиции, здания же в Тоскане, декорированные мрамором и мозаикой, явно тяготели к византийской стилистике.

Пизанский кафедральный собор (Duomo di Santa Maria Assunta) строился в XI-XIII веках. Он представляет собой яркий пример романского стиля, господствовавшего в Италии в это время, а также демонстрирует типичные черты мавританского (небольшие круглые арки открытой галереи над входом) и византийского (мозаики во внутренней отделке) стилей.

Автор: Елизавета Долгашева

Романский художественный стиль интерьера. История и особенности романского стиля. Фото романского стиля. Соборы в романском стиле.

Общая характеристика

1Для романского стиля характерна массивность, строгость и отсутствие излишеств, а также суровость внешнего облика. Романская архитектура знаменита тяжеловесными замками и храмами, скорее напоминающие неприступную крепость в духе Средневековья. В романском стиле доминируют мощные стены, массивные полукруглые двери, толстые колонны, кресто- или бочкообразные своды, полукруглые или круглые окна. Пол – мрамор, плитка с рисунком. Зеркала – шифоновая бронза. Стены – венецианская штукатурка. Роспись (религиозные мотивы).
В интерьере романского стиля также скорее мощь, нежели изящество. Все элементы интерьера производят ощущение простоты и тяжести, почти отсутствие декоративных украшений комнат.

Для романских зданий характерны мощные стены и колонны за счет тяжелых сводов. Основной мотив интерьера — полуциркульные арки. В целом заметна рациональная простота конструкций, однако ощущение тяжести романского собора носит угнетающий характер.

Основные элементы

Основными элементами романского стиля являются:

рельефная плоскость, лаконичность и простота; цвета: коричневый, красный, зеленый, белый, серый, черный; бочарные, полуциркульные, прямые, горизонтальные и вертикальные линии; прямоугольные и цилиндрические формы; полуциркульный фриз, повторяющийся геометрический или растительный рисунок; залы с открытыми потолочными балками и опорами по центру; каменные, массивные, толстостенные конструкции; замковая и рыцарская тематика – факелы, доспехи, гербы, бои, оружие.

История

2Романский стиль (от лат. romanus — римский) в искусстве возник примерно в 800 году, после падения Римской империи и завершения великого переселения народов. Источником для появления нового стиля послужили Византийский стиль, искусство народов севера Европы и раннехристианские формы. Развивался в западноевропейском искусстве X—XII веков.Романский стиль впитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры «каролингского возрождения» (а, кроме того, искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока). В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, Романский стиль явился первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран.

Романский художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в X—XII вв. (в ряде мест — и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства.

Вся эстетика возрождения берет свое начало из искусства Средневековья. Эстетика Средневековой эпохи отличается высокой степенью тео логичности. Таким образом, эстетические понятия Средневековья берут свое начало и завершение в Боге. Следует также отметить, что в раннем романском стиле прослеживается влияние римского мыслителя и философа Авраля Августина, жившего в период с 354 по 430 год нашей эры. Аврелий Августин превосходно чувствовал красоту, был чувственным экспрессивным человеком и при этом, будучи христианином, понимал, что божественная красота намного превосходит зримую, земную красоту. Именно этот мыслитель обратил свое внимание на то, как в мире соотносится безобразное и прекрасное. Для Августина формой красоты было единство, в котором выдерживалось помещение. Романский стиль зародился в период средневековья, в начале X века и продлился ориентировочно до XII века. Наибольшее распространение романский стиль получил в Германии и Франции.

3Сам термин Романский стиль появился в начале XIX века, когда была установлена связь архитектуры XI—XII веков с древнеримской архитектурой, от части за счет использования полуциркульных арок и сводов. Термин, хоть и условен, но вошёл в массовое употребление. Развитие Христианской церкви на обломках Римской империи послужило популяризации Романского стиля. Во все уголки Европы двинулась монашествующая братия, возводя церкви и монастыри в Романском стиле. Среди монахов также были художники и ремесленники, которые своим трудом разнесли этот стиль по всей Европе.

Строения, считающиеся образцами архитектуры этого периода, имеют вид крепостей: это замок-крепость и храм-крепость. Романский стиль отличают толстые массивные стены, узкие окна-бойницы и высокие башни. В период междоусобиц романские церкви могли выдерживать осаду и служить убежищем во время войны. Рыцарские замки строились на возвышенных местах, удобных для защиты от противника, а затем обносились высокими стенами и рвом.

Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.

Наиболее известными постройками в романском стиле являются: Либмургский собор в Германии; Пизанский собор и частично знаменитая Пизанская башня в Италии; Кайзерские соборы в Шпейере, Вормсе и Майнце в Германии; Романские церкви в Валь-де-Бой; Церковь св. Якоба в Регенсбурге.
Богоугодный, как представляла его церковь, общественный порядок не был направлен на развитие стиля. За примерно 400 лет существования Романский стиль не получал ни развития, ни скачка технологий в производстве.

Предметы домашнего обихода, ткани и мебель для общества, которое базировалось на ведении натурального хозяйства, изготавливались только под нужды этого хозяйства, абсолютно не давая развитию стиля ничего. Однако, с началом Крестовых походов начался прогресс.
Рыцари и паломники, побывав в Святых землях, увидели всю роскошь востока и захотели частично воспроизвести её на родине. Это послужило толчком к развитию Романского стиля, который позже переродился в Готический стиль.

Черты и особенности

4Создатели Романского стиля – скульпторы, архитекторы, живописцы – желали одного: воплощения в своих творениях красоты. Эпоха этого стиля рождает особое чувство прикосновения к вечно длящейся истории, чувство значимости христианского мира. В интерьерах и архитектурных постройках того времени обнаруживается тепло и гармония, плавные формы арок и величественно спокойный декор.

Стены в романском стиле: имитация камня – стены замка. Также в романском стиле можно использовать однотонную штукатурку серого, желтовато-коричневого, бежевого цветов. В ванной комнате/туалете плитка в виде каменной стены. Ощущение мрачности можно разбавить вставками из темных пород дерева, фресками и даже витражами из цветных кусочков стекла. Также в стене можно создать декоративное окно полукруглой вытянутой формы, либо в виде фрески, добавив ощущение крепости.

Потолок в романском стиле: чаще как продолжение стены в виде сводов. Цвет потолка в романском стиле совпадает с цветом стены. Для оживления можно использовать вставки из дерева, но в качестве грубых подпорок, нежели резного украшения.

Пол в романском стиле: отличительная черта этого стиля – облицовка пола мозаикой в основном из натурального камня. Возможно использование керамической плитки больших размеров, опять же имитирующей камень. Паркет в романском стиле интерьера используется редко. При его использовании старайтесь выбирать массив темных пород дерева, в тон вставкам на стенах с эффектом старины.

Мебель в романском стиле: Простая и даже примитивна. Самая распространенная: грубые столы, табуреты на трех и четырех ножках, скамьи. Мебель для сидения делали дощатой, добавляли резьбу и кованные железные детали. Спинки стульев и сами стулья достаточно высокие, их величина указывала на знатность происхождения. Мебель в романском стиле часто окрашивали в яркие цвета. Материалом для изготовления мебели в романском стиле служили ель, кедр и дуб.

Основной ошибкой при создании романского стиля интерьера является использование мягкой мебели. В те года её не было, а мебель покрывали краской и зачастую обтягивали холстом, затем наносился слой гипса и вся конструкция впоследствии расписывалась красками. Единственным возможным отступлением от правил является кровать. В романский период важная роль отводится кроватям, по конструкции напоминающая рамы на резных ножках. В качестве элегантного дополнения к кровати можно подвесить балдахины, правда в то время их использовали скорее как защиту от холода.

5Первое место среди предметов обихода в романском стиле принадлежит сундуку, который использовался как стол, стул и даже кровать, а в основном как место для хранения вещей домашнего обихода. Позже в храмах начинают появляться сундуки с ножками и дверцами, являющиеся своеобразными прародителями современных шкафов. Однако использование шкафов в любом виде считается неприемлемым. Для создания особого штриха в романском стиле интерьера обзаведитесь деревянным сундуком с коваными вставками.

Романский стиль отличается простотой интерьера и материалов, используемых в нем, а также небольшими декоративными деталями. В романском стиле впервые появляется понятие занавесей и штор. Это связано с тем, что пространства во время античности были без окон, а здания в период раннехристианской эпохи имели небольшие окна из цветного стекла, поэтому данные интерьеры не требовали штор. Несмотря на то, что романская архитектура носит тяжеловесный замковый характер и окон там тоже не так много. В ней присутствуют полу- и круглые окна, которые стали украшать поперечными занавесями. Полукруг являлся типичной формой окна в романском стиле, поэтому гардинная жердь или карниз этой эпохи были круглыми. В тоже время резная зигзагообразная линия украшала простую архитектуру внутренних помещений. Карниз или жердь делали из темного дерева, как и мебель. Дополнением к поперечным шторам в интерьере романского стиля присутствовали ковры и тяжелые драпировки, которые служили защитой от холода.

Предметы декора в романском стиле: в качестве украшения стен в романском стиле используются картины, гобелены, настенные светильники в виде свечей. При выборе люстры акцентируйте внимание на её массивность (тяжелый и кованый метал, цепи и т.п.). Преобладающим видом скульптуры был рельеф. Рельефные изображения, большие вазы с рисунками, тапаграми (маленькие терракотовые статуэтки) служат дополнением расписному кессонному потолку. Можно дополнить интерьер предметами рыцарского наследия: доспехи, шлем, меч. Отдельным штрихом является наличие камина.

Романский стиль – стиль возрождения традиций Древнего Рима. Стилю присущи тяжелые, закрытые, массивные формы, статичность, плавные формы арок и величественно спокойный декор.Характерный признак архитектуры монументальность оборонительных укреплений – каменный свод, толстые стены, прорезанные маленькими окнами. В декоре преобладают массивные элементы, лишь необходимый для жизни минимум – кровати, преимущественно с пологами, стулья грубые, из дерева и с высокой спинкой, сундуки, скрепленные металлическими накладками. Уют достигался при помощи отделки тканями и коврами. Обязательный элемент – очаг с навесной вытяжкой.

Фото

  • 9

Романский стиль, архитектурный романский стиль


Романский стиль, архитектурный романский стиль (950 – 1250 гг.)

Преобладающие и модные цвета

Коричневый, красный, зеленый, белый.

Линии

Бочарные, полуциркульные, прямые, горизонтальные и вертикальные.

Форма

Прямоугольная, цилиндрическая.

Характерные элементы интерьера

Полуциркульный фриз, повторяющийся геометрический или растительный рисунок; залы с открытыми потолочными балками и опорами по центру.

Конструкции

Каменные, массивные, толстостенные; деревянные оштукатуренные с видимым скелетом.

Окна

Прямоугольные, маленькие, в каменных домах - арочные.

Двери

Дощатые, прямоугольные с массивными петлями, замком и засовом.

Возникновение романского стиля

Название романский стиль появилось только около 1820 г., однако оно достаточно точно определяет, что до середины XIII в. сильно ощущались элементы римско - античной архитектуры.

Историческая характеристика романского стиля

Романский период на территории Европы приходится на время господства феодального строя, основой которого было сельское хозяйство. Первоначально все земли принадлежали королю, он распределял их между своими вассалами, а те, в свою очередь, раздавали ее для обработки крестьянам. За пользование землей каждый был обязан платить налоги и нести воинскую службу. Привязанные к земле крестьяне содержали господ, которые в свою очередь служили в войсках короля. Таким образом возникли сложные взаимозависимые отношения между господами и крестьянами, причем крестьяне находились на нижней ступени общественной лестницы.

Поскольку каждый феодал стремился расширить свои владения, то конфликты и войны велись практически постоянно. В результате центральная королевская власть теряла свои позиции, что приводила к раздробленности государств. Экспансионистские стремления особенно наглядно выражались в крестовых походах и в порабощении славянского Востока.

Строительные особенности романского стиля

В архитектуре романского стиля используются различные строительные материалы. В ранний период не только жилые дома, но монастыри и церкви строят из дерева, но основным строительным материалом в средние века становится все же камень. Сначала он употреблялся лишь при строительстве храмов и крепостей, а позднее и для построек светского характера. Легко обрабатываемый известняк, залежи которого находились в областях вдоль Луары, давал благодаря своей относительной легкости возможность перекрывать сводами небольшие пролеты без устройства громоздких подмостей. Он использовался также для орнаментальной кладки наружных стен.

В Италии было много мрамора который особенно часто использовался для облицовки стен. Разноцветный мрамор светлых и темных тонов, применяемый в различных эффектных комбинациях, становится характерной чертой итальянской романской архитектуры.

Камень был или отесанный в виде блоков, из которых делалась так называемая тесовая кладка, или бутовый, пригодный для кладки стен, когда требовалось усилить конструкции, снаружи облицованные плитами и блоками из тесаного камня. В отличие от античности, в средние века использовались камни меньшего размера, которые было проще добыть в каменоломне и доставить на стройку.

Там, где недоставало камня, использовался кирпич, который был несколько толще и короче употребляемого сегодня. Кирпич того времени был обычно очень твердый, сильно обожженный. Кирпичные постройки романского периода сохранились прежде всего в Италии, Франции, Германии и Англии.

Характерные черты романского стиля

Важной задачей романского строительного искусства стало преобразование базилики с плоским деревянным перекрытием в сводчатую. Вначале сводом перекрывались небольшие пролеты боковых нефов и апсиды, позднее сводом стали перекрывать и главные нефы. Толщина свода иногда была довольно значительной, поэтому стены и пилоны проектировались толстыми с большим запасом прочности. В связи с потребностью в больших перекрытых пространствах и развитием строительной технической мысли конструкцию первоначально тяжелых сводов и стен стали постепенно облегчать.

Свод дает возможность перекрывать большие пространства, чем деревянные балки. Наиболее простым по форме и конструктивному исполнению является цилиндрический свод, который, не раздвигая стен, давит на них сверху огромной тяжестью, и потому требует особенно массивных стен. Этот свод наиболее пригоден для перекрытия помещений с небольшим пролетом, но он часто применялся и в главном нефе - во Франции в областях Прованс и Овернь (собор Нотр - Дам дю Пор в Клермоне). Позднее полукруглая форма арки свода была заменена на стрельчатую. Так, неф кафедрального собора в Отюн (начало XII в.) перекрыт стрельчатым сводом с так называемыми гуртовыми арками.

Основой для новых типов сводов стал старый римский прямой крестовый свод над квадратным в плане помещением, получаемый пересечением двух полуцилиндров. Нагрузки, возникающие от этого свода, распределяются по диагональным ребрам, а с них передаются на четыре опоры по углам перекрываемого пространства. Первоначально ребра, возникающие на пересечении полуцилиндров, играли роль арок - подкружал, что давало возможность облегчить всю конструкцию (собор св. Стефана в Кане, 1064 - 1077; монастырская церковь в Лорш - первая полностью перекрытая сводами базилика).

Если увеличить высоту свода настолько, чтобы диагональная кривая пересечения из эллиптической превратилась в полукруглую, можно получить так называемый повышенный крестовый свод.

Своды чаще всего имели полнотелую кладку, что, как мы говорили, требовало возведения массивных пилонов. Поэтому большим шагом вперед стал романский составной пилон: к основному пилону добавлялись полуколонны, на которые опирались гуртовые арки, и в результате уменьшался распор свода. Значительным конструктивным достижением стало распределение нагрузки от свода на несколько определенных точек за счет жесткого соединения поперечных гуртовых арок, ребер и пилонов. Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон - каркасом стены.

В более позднее время сначала выкладывались торцевые (щековые) арки и ребра. Эта конструкция получила название ребристого крестового свода. В период расцвета романского стиля этот свод делался повышенным, а его диагональная арка приобретала остроконечную форму (церковь св. Троицы в Кане, 1062 – 1066гг.).

Для перекрытия боковых нефов вместо крестового свода иногда применялись полуцилиндрические своды, очень часто используемые в гражданском строительстве. Романские конструкции - это прежде всего повышенный ребристый свод, остроконечная арка и погашение косых боковых распоров от сводов системой опор. Они создают основу для последующего готического стиля в архитектуре.

Типы сооружений романского стиля

Значительную роль в возникновении, а особенно в распространении романского искусства сыграли монашеские ордена, в большом количестве возникавшие в то время, - особенно бенедиктинский орден, основанный в VI в. в Монте Кассино, и цистерцианский орден, возникший на 100 лет позднее. Для этих орденов строительные артели возводили по всей Европе одно сооружение за другим, накапливая все больший опыт.

Монастыри вместе с романскими храмами, монастырскими или кафедральными, приходскими или крепостными церквами были важной составной частью общественной жизни в романский период. Они представляли собой могущественную политическую и хозяйственную организацию, которая влияла на развитие всех областей культуры. Примером может служить Клюнийский монастырь. В конце XI в. в Клюни была по образцу базилики св. Петра в Риме построена новая монастырская церковь, представлявшая собой огромную пятинефную базилику длиной 130 м. Ее центральный неф был смело перекрыт 28 - метровым по высоте сводом, который, однако, после завершения строительства обвалился.

Планировочное решение монастырей основывалось на универсальных схемах, но приспособленных к местным условиям и специфическим требованиям разных монашеских орденов, что, несомненно вело к обогащению палитры строителей.

В романской архитектуре существовало два основных композиционных типа церковных сооружений. Это продольные в плане здания, иногда очень простые, прямоугольной формы с апсидой, приставленной с восточной стороны, или базилики; более редки центричные, круглые в плане здания с регулярно размещенными апсидами.

Развитие романской архитектуры характеризуется изменениями в организации внутреннего пространства и объема в целом, особенно у наиболее значительных сооружений того времени - базилик. Наряду с базиликальной организацией пространства используется и новый романский тип пространства с одинаковыми нефами или зальное пространство, особенно популярное в Германии, Испании и французских областях между реками Луарой и Гаронной.

В наиболее зрелых постройках того периода внутреннее пространство усложнено апсидами поперечных нефов, а хор имеет галерею с системой радиальных капелл, например во Франции и южной Англии (кафедральный собор в Норвиче, 1096 - 1150).

Внутреннее пространство храмов образуется соединением отдельных, в большинстве случаев квадратных в плане пространственных блоков. Такая система является важным знаком нового понимания организации внутреннего пространства.

Степень воздействия базиликальных пространств на посетителя в значительной степени зависела от характера решения стен и способа перекрытия. Использовались или плоское перекрытие, обычно балочное, или цилиндрические своды, иногда поперечные, а также купола на парусах. Однако больше всего тогдашнему пониманию организации внутреннего пространства соответствовал крестовый свод без ребер, который обогащал интерьер и упорядочивал его, не нарушая при этом продольный характер здания.

Романский план основывается на простых геометрических отношениях. Боковой неф имеет половину ширины главного нефа и потому на каждый квадрат плана главного нефа приходится два элемента боковых нефов. Между двумя пилонами, загруженными сводом главного нефа и сводами бокового нефа, должен располагаться пилон, воспринимающий нагрузку сводов только бокового нефа. Естественно, он может быть более стройным. Чередование массивных и более тонких пилонов могло бы создавать богатый ритм, но стремление исключить различие в размерах пилонов оказывалось сильнее: при использовании шестичастного свода, когда все пилоны загружены равномерно, их делали одинаковой толщины. Увеличение числа одинаковых опор создает впечатление большей длины внутреннего пространства.

Апсида имеет богатый декор, часто украшена «слепыми» арками, иногда расположенными в несколько ярусов. Горизонтальное членение главного нефа образуется аркой и поясом узких высоких окон. Интерьер украшен живописью и обогащен накладками на стенах, «лопатками», профилированными выступами, архитектурно обработанными колоннами и пилонами.

Колонна сохраняет классическое деление на три части. Поверхность ствола колоны не всегда делается гладкой, очень часто ствол покрыт орнаментом. Капитель вначале очень простая по форме (в виде перевернутой пирамиды или куба) постепенно обогащается различными растительными мотивами, изображениями животных и фигур.

Пилоны, так же как и колонны, имеют трехчастное деление на базу, ствол и капитель. В ранний период они еще очень массивны, а в дальнейшем облегчаются путем изменения пропорций и расчлененной обработки поверхности. Колонны используются там, где свод имеет небольшой пролет или маленькую высоту в подземных криптах или в окнах, когда несколько узких проемов объединились в группу.

Внешний вид романской церкви отвечает ее внутреннему решению. Это архитектура простых но форме блоков, иногда значительных размеров с небольшими окнами. Окна делались узкими не только по конструктивным соображениям, но потому, что застекляться они стали только в готический период.

В результате простого объединения объемов возникали различные композиции. Доминирующее положение занимает объем главного нефа с полукруглой апсидой, с одним или несколькими поперечными нефами. Различного типа башни размещают по - разному, Обычно дне из них устанавливаются на фасаде, а третья, четырех - или восьмигранная, - над пересечением главного и поперечного нефов. Наибольшее внимание уделяется западному фасаду, который украшается архитектурными деталями, а нередко и порталом со скульптурным рельефом. Так же как и окна, портал из - за большой толщины стен образован уступами, в углы которых устанавливаются колонны, а иногда и сложные скульптуры. Часть стены над дверной перемычкой и под аркой портала называется тимпаном и часто бывает украшена богатым рельефом. Верхняя часть фасада расчленена аркатурным фризом, лопатками и глухими аркадами. Боковым фасадам уделяли меньше внимания. Высота романских церквей увеличивается в процессе развития стиля так, что высота главного нефа от пола до пятки свода достигает обычно двукратной ширины нефа.

Развитие городских поселений. Первые города в южной и западной Европе возникают на месте бывших римских военных лагерей, которые были воинскими опорными пунктами и административными центрами. Они имели регулярную планировочную основу. Ряд их существовал еще в раннем средневековье, однако в тот период они превращались в торговые центры, что было предопределено их размещением на пересечении основных дорог.

Для европейских раннефеодальных городов, имевших естественно развивавшуюся планировочную схему (Париж, Нюрнберг, Франкфурт - на - Майне, Прага), характерны сильно укрепленные жилые дома. Посреди города возводятся жилые дома феодалов в виде крепостей или крепостных башен.

Информация:

Искусство Германии. Архитектура, особенности романского стиля

ОСОБЕННОСТИ РОМАНСКОГО СТИЛЯ

К особенностям романского стиля относятся:
- полуциркульные арки,
- массивные стены,
- цилиндрические и крестовые своды,
- в капителях и соборах устанавливались массивные колонны, надежно поддерживающие каменную конструкцию, - иногда колонны заменяли пилонами — мощными столбами (восьмигранные, крестчатые).

Восточная часть храма выполняется в виде апсиды. Аспида - это архитектурный элемент в форме цилиндра со сводом в форме полусферы, которая символизировала небесный свод.

Традиционно христианский храм обращен входом к западу, а алтарной частью, где совершается богослужение, – к востоку. Такое расположение устоялось еще в начале нашей эры. Так как на востоке восходит дающее жизнь солнце, с этой стороной света связывается множество буквальных и символических значений. Движение с запада на восток (от входа церкви к алтарю) символизирует очищение и перерождение.

Главным элементом романской базилики является неф (от лат. navis - корабль) - вытянутое помещение, продольный элемент в конструкции храма, напоминающее по форме судно или корабль. Если нефов в базилике несколько, то они разделены внутри колоннами или столбами. При этом центральный неф (как правило, самый высокий) вверху освещается окнами второго яруса здания.

Романские церкви и соборы преимущественно трехнефные. В этом числе заложен символ святой Троицы. В больших кафедральных храмах бывает пять нефов (и пять апсид), что тоже имеет символический смысл - сумма четного и нечетного чисел пятерка представляет собой символ Воплощения - соединения человеческой и божественной природы во Христе.

Центральный неф на восточной стороне заканчивается полукруглой - апсидой. Постепенно в романских храмах исчезли деревянные строительные фермы, их сменил каменный свод, сначала полуциркульный, потом крестовый. Характерным элементом экстерьера становятся массивные башни.

Литургия (богослужение) проводиться в той части храма, которая называется хор, там же расположен алтарь. Алтарная область храма всегда несколько приподнята над уровнем пола, что позволяет лучше видеть священника во время службы. Сюда могут входить только священнослужители или люди, помогающие во время богослужения.

Внутренняя планировка и размеры романского храма отвечали культурным и социальным потребностям. Храм мог вместить массу людей различных сословий: мирян и духовенство, простолюдинов и знать, многочисленных паломников. Наличие нефов позволяло разграничивать прихожан в соответствии с их положением в обществе.

Наибольшее внимание уделяется западному фасаду, который украшается архитектурными деталями, а нередко и порталом со скульптурным рельефом. Характерной особенностью стиля является использование полукруглых арок.

Важным элементом романского стиля был вход в храм. Портал, где начинался символический пути верующего в храме и цель этого пути - престол. Форма средневекового портала уже сама по себе символична. Квадрат двери, перекрытый полукруглой аркой-тимпаном, символизировал землю, перекрытую небом.

Недаром латинское слово «arcus» переводится как «арка, дуга, лук, свод, изгиб, радуга». Особенно по душе было средневековым авторам значение арки как радуги. Ведь по средневековым понятиям радуга - мост между землей и небом.

романский стильВходной портал символизировал Силу и Могущество, переход из мирской жизни в священную. Символизировал он и Христа, ведь сам Христос говорил: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет». (Евангелие от Иоанна 10:9)

Имел символическое значение и размер двери. Их делали уже за счет уменьшающихся арок, опираясь на евангельское: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их».

Роза - круглое окно на фасаде над порталом появилось уже в романское время и часто символизировало солнце, Христа или Деву Марию, про которую говорилось, что она - «роза без шипов».

Украшением романского храма становятся скульптуры. Суровость романской архитектуры смягчается обилием декора. Почти вся поверхность стены западного фасада покрыта скульптурой. Очень рано проявилась основная особенность романской скульптуры - она не приставлена к стене, не прилаживается к ней извне, но составляет одно целое со стеной, как бы извлекается из нее.

Страной, где искусство средневековой скульптуры расцвело в полной мере, стала Германия. Немецкие средневековые соборы буквально наполнены скульптурными изображениями. Особенно впечатляющие скуптурные композиции есть в Императорском соборе Бамберга, в том числе знаменитый Бамбергский всадник (XII век).

В немецких землях в XIII-XVI веках над самым алтарем подвешивали свободно парящее огромное распятие. Однако чаще между алтарем и храмом устраивали невысокую алтарную стенку - леттнер, украшая ее многофигурными скульптурными композициями распятие с предстоящими - Богоматерь, Иоанн Креститель, архангелы.

Романский стиль в искусстве — Look At Me

Романское искусство

 

 

Термин «романский стиль», применяемый к искусству 11—12 вв., отражает объективно существовавший этап в истории средневекового искусства Западной и Центральной Европы. Однако сам термин условен - он появился в начале 19 в., когда возникла необходимость внести некоторые уточнения в историю средневекового искусства. До того оно целиком обозначалось словом «готика».

 

Теперь это последнее наименование сохранилось за искусством более позднего периода, тогда как предшествующий получил название романского стиля (по аналогии с термином «романские языки», введенным тогда же в языкознание). 11 в. рассматривается обычно как время «раннего», а 12 в.—как время «зрелого» романского искусства. Однако хронологические рамки господства романского стиля в отдельных странах и областях не всегда совпадают. Так, на северо-востоке Франции последняя треть 12 в. уже относится к готическому периоду, в то время как в Германии и Италии характерные признаки романского искусства продолжают господствовать на протяжении значительной части 13 в.

 

Ведущим видом романского искусства была архитектура. Сооружения романского стиля весьма многообразны по типам, по конструктивным особенностям и декору. Наибольшее значение имели храмы, монастыри и замки. Городская архитектура, за редкими исключениями, не получила столь широкого развития, как архитектура монастырская. В большинстве государств главными заказчиками были монастырские ордена, в частности такие мощные, как бенедиктинский, а строителями и рабочими — монахи. Лишь в конце 11 в. появились артели мирян каменотесов — одновременно строителей и скульпторов, переходивших с места на место. Впрочем, монастыри умели привлекать к себе различных мастеров и со стороны, требуя от них работы в порядке благочестивого долга.

 

Материалом для романских построек служил местный камень, так как доставка его издалека была почти невозможна по причине бездорожья и из-за большого числа внутренних границ, которые надо было пересечь, платя каждый раз высокие пошлины. Камни отесывались различными мастерами — одна из причин того, что в средневековом искусстве редко встречаются две совершенно одинаковые детали, например капители. Каждую из них выполнял отдельный художник-камнерез, имевший в пределах полученного им задания (размер, а возможно, также и темы) некоторую творческую свободу. Отесанный камень укладывался на место на растворе, умение пользоваться которым возрастало с течением времени.

 

Принципы архитектуры романского периода получили наиболее последовательное и чистое выражение в культовых комплексах. Главным монастырским зданием была церковь; рядом с ней помещался внутренний дворик, окруженный открытыми колоннадами (по-французски — с1ойге, по-немецки — Кгеиг^ап^, по-английски — с1о1з1ег). Вокруг располагались дом настоятеля монастыря (аббата), спальня для монахов (так называемый дормиторий), трапезная, кухня, винодельня, пивоварня, хлебопекарня, склады, хлевы, жилые помещения для работников, дом врача, жилища и специальная кухня для паломников, училище, больница, кладбище.

 

Храмы, типичные для романского стиля, чаще всего развивают старую базиликальную форму. Романская базилика — трехнефное (реже пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним, а иногда и двумя трансептами. В ряде архитектурных школ получила дальнейшее усложнение и обогащение восточная часть церкви: хор, завершаемый выступом абсиды, окруженный радиально расходящимися капеллами (так называемый венок капелл). В некоторых странах, главным образом во Франции, разрабатывается хор с обходом; боковые нефы как бы продолжаются  за  трансептом  и  огибают  алтарную   абсиду.  Такая  планировка позволяла регулировать потоки паломников, поклонявшихся выставленным в абсиде реликвиям.

Следует подчеркнуть, что феодальная раздробленность, слабое развитие обмена, относительная замкнутость культурной жизни и устойчивость местных строительных традиций определили большое разнообразие романских   архитектурных   школ.

 

В романских церквах четко разделяются отдельные пространственные зоны: нартекс, т. е. притвор, продольный корпус базилики с его богатой и детальной разработкой, трансепты, восточная абсида, капеллы. Такая планировка вполне логично продолжала мысль, заложенную уже в планировке раннехристианских базилик, начиная с собора св. Петра: если языческий храм считался жилищем божества, то христианские церкви стали домом верующих, построенным для коллектива людей. Но этот коллектив не был единым. Священнослужители были резко противопоставлены «грешным» мирянам и занимали хор, то есть находящуюся за трансептом ближнюю к алтарю, более почетную часть храма. Да и в части, отведенной мирянам, выделялись места для феодальной знати. Таким образом подчеркивалось неодинаковое значение различных групп населения перед лицом божества, их разное место в иерархической структуре феодального общества. Но в храмах романского времени было и более широкое идейно-эстетическое содержание. В строительном и в художественном отношении они представляли важный шаг вперед в развитии средневекового зодчества и отражали общий подъем производительных сил, культуры и человеческих знаний. Более совершенная техника обработки камня, ясное понимание архитектурного целого, продуманная система пропорций, осознание художественных возможностей, заложенных в строительной конструкции,— все это отличало романское зодчество от сооружений предшествовавшего периода. В романской архитектуре, вопреки ложным религиозным иллюзиям, наглядно воплотились и суровая сила духовного мира людей того времени и представление о мощи человеческого труда, борющегося с природой.

 

При постройке церквей наиболее трудной была проблема освещения и перекрытия главного нефа, так как последний был и шире и выше боковых. Различные школы романской архитектуры решали эту проблему по-разному. Проще всего было сохранение деревянных перекрытий по образцу раннехристианских базилик. Кровля на стропилах была относительно легкой, не вызывала бокового распора и не требовала мощных стен; это давало возможность расположить под кровлей ярус окон. Так строили во многих местах Италии, в Саксонии, Чехии, в ранней норманнской школе во Франции.

 

 

 

 

 

Своды: цилиндрический, цилиндрический на распалубках, крестовый, крестовый па нервюрах и сомкнутый. Схема

 

 

 

Однако преимущества деревянных перекрытий не остановили зодчих в поисках других решений. Для романского стиля характерны перекрытия главного нефа массивным сводом из клинчатых камней. Такое нововведение создавало новые художественные возможности.

 

Раньше всего появился, видимо, цилиндрический свод, иногда с подпружными арками в главном нефе. Распор его снимался не только массивными стенами, но и креотовыми сводами в боковых нефах. Так как у зодчих раннего периода не было опыта и уверенности в своих силах, то средний неф строили узким, относительно невысоким; не решались также ослабить стены широкими оконными проемами. Поэтому ранние романские церкви внутри темны.

 

С течением времени средние нефы стали делать выше, своды приобретали слегка стрельчатые очертания, под сводами появлялся ярус окон. Впервые это произошло, вероятно, в сооружениях клюнийской школы в Бургундии.

 

Для интерьера многих романских церквей типично ясное членение стены среднего нефа на три яруса (рис. на стр. 236). Первый ярус занимают полуциркульные арки, отделяющие главный неф от боковых. Над арками тянется гладь стены, предоставляющая достаточное место для живописи или же декоративной аркады на колонках — так называемого трифорня. Наконец, окна образуют верхний ярус. Поскольку окна обычно имели полуциркульное завершение, то боковая стена среднего нефа представляла собой три яруса аркад (арки нефа, арки три-фория, арки окон), данных в четком ритмическом чередовании и точно рассчитанных масштабных отношениях. Приземистые арки нефа сменялись более стройной аркадой трифория, а та, в свою очередь,— редко расположенными арками высоких окон.

 

Часто второй ярус образуется не трифорием, а арками так называемых эмпор, т. е. открывающейся в главный неф галлереи, размещенной над сводами боковых нефов. Свет в эмпоры поступал или из центрального нефа, или, чаще, из окон в наружных стенах бокового нефа, к которым и примыкали эмпоры.

 

Зрительное впечатление от внутреннего пространства романских церквей определялось простыми и ясными числовыми отношениями между шириною главного и боковых нефов. В некоторых случаях зодчие стремились вызвать преувеличенное представление о масштабах интерьера путем искусственного перспективного сокращения: уменьшали ширину арочных пролетов по мере их удаления к восточной части церкви (например, в церкви Сен Трофим в Арле). Иногда арки уменьшались и по высоте.

 

Для внешнего вида романских церквей характерны массивность и геометричность архитектурных форм (параллелепипед, цилиндр, полуцилиндр, конус, пирамида). Стены строго изолируют внутреннее пространство от окружающей среды. В то же время всегда можно подметить усилия зодчих возможно более правдиво выразить во внешнем облике внутреннюю структуру церкви; снаружи обычно отчетливо различаются не только разная высота главного и боковых нефов, но и деление пространства на отдельные ячейки. Так. столбам-устоям, членящим интерьер нефов, соответствуют контрфорсы, приставленные к наружным стенам. Суровая правдивость и ясность архитектурных форм, пафос их незыблемой устойчивости составляют главное  художественное достоинство романского зодчества.

 

В 11 —12 столетиях одновременно с архитектурой и в тесной связи с ней развивалась монументальная живопись'и возродилась монументальная скульптура после нескольких веков почти полного его забвения. Изобразительное искусство романского периода было почти целиком подчинено религиозному мировоззрению. Отсюда его символический характер, условность приемов и стилизация форм. В изображении человеческой фигуры пропорции часто нарушались, складки одеяний трактовались произвольно, независимо от реальной пластики тела.

 

Однако как в живописи, так и в скульптуре наряду с подчеркнуто плоскостным декоративным восприятием фигуры широкое распространение получали изображения, в которых мастера передавали материальную весомость и объемность человеческого тела,— правда, в схематичных и условных формах. Фигуры типично романской композиции находятся в пространстве, лишенном глубины; нет ощущения расстояния между ними. Бросается в глаза их разномасштабность, причем размеры зависят от иерархической значимости того, кто изображен: так, фигуры Христа намного выше фигур ангелов и апостолов; те, в свою очередь, крупнее изображений простых смертных. Кроме того, трактовка фигур находится в прямой зависимости от членений и форм самой архитектуры. Фигуры, помещенные в середине тимпана, крупнее находящихся по углам; статуи на фризах обычно приземисты, а у статуй, расположенных на столбах и колоннах, пропорции удлиненные. Такое приспособление пропорций тела, способствуя большей слитности архитектуры, скульптуры и живописи, вместе с тем ограничивало образные возможности искусства. Поэтому в сюжетах повествовательного характера рассказ ограничивался лишь самым существенным. Соотношение действующих лиц и места действия рассчитано не на создание реального образа, а на схематическое обозначение отдельных эпизодов, сближение и сопоставление которых часто носит символический характер. В соответствии с этим разновременные эпизоды помещали бок о бок, часто в одной композиции, а место действия давалось условно. Романскому искусству присуща подчас грубая, но всегда острая выразительность. Эти характернейшие черты романского изобразительного искусства часто приводили к утрировке жеста. Но в рамках средневековой условности искусства неожиданно появлялись и верно схваченные живые детали — своеобразный поворот фигуры, характерный тип лица, иногда бытовой мотив. Во второстепенных частях композиции, где требования иконографии не сковывали инициативу художника, таких наивно реалистических деталей довольно много. Однако эти непосредственные проявления реализма носят частный характер. В основном в искусстве романского периода господствует любовь ко всему фантастическому, часто сумрачному, чудовищному. Она проявляется и в выборе сюжетов, например в распространенности сцен, заимствованных из цикла трагических видений Апокалипсиса. В области монументальной живописи фреска преобладала всюду, за исключением Италии, где сохранялись и традиции мозаичного искусства. Широко распространена была книжная миниатюра, отличавшаяся высокими декоративными качествами. Важное место занимала скульптура, в особенности рельеф. Основным материалом скульптуры был камень, в Центральной Европе — преимущественно местный песчаник, в Италии и некоторых других южных областях — мрамор. Литье из бронзы, скульптура из дерева и стука также применялись, но далеко не повсеместно. Произведения из дерева, стука и камня, не исключая монументальной скульптуры на фасадах церквей, обычно раскрашивались. О характере раскраски судить довольно трудно вследствие скудости источников и почти полного исчезновения первоначальной раскраски сохранившихся памятников. Некоторое представление о впечатлении, производимом такой раскраской, дает скульптурная капитель из Иссуара, изображающая тайную вечерю.

 

В романский период исключительную роль играло орнаментальное искусство с чрезвычайным богатством мотивов. Его источники весьма разнообразны: наследие «варваров», античность, Византия, Иран и даже Дальний Восток. Проводниками заимствованных форм служили привозные изделия прикладного искусства и миниатюра. Особенной любовью пользовались изображения всевозможных фантастических существ, в которых на все лады сочетаются человеческие формы с образами животного мира. В тревожности стиля и динамичности форм этого искусства явственно чувствуются пережитки народных представлений эпохи «варварства» с его примитивным мироощущением. Однако в романский период Эти мотивы как бы растворялись в величавой торжественности архитектурного целого. Известное развитие подучили и художественные ремесла, хотя их подлинный расцвет относится к готическому времени.

 

Романская монументальная скульптура, фресковая живопись и в особенности архитектура сыграли важную прогрессивную роль в развитии западноевропейского искусства, подготовили переход к более высокой ступени средневековой художественной культуры — к искусству готики. Вместе с тем суровая экспрессия и простая, монументальная выразительность романской архитектуры, своеобразие монументально-декоративного синтеза определяют и неповторимость вклада романского искусства в художественную культуру человечества.

Характерные черты романского стиля

Интерьер в китайском стиле – это отсутствие острых углов, чрезмерно Интерьер в китайском стиле – это отсутствие острых углов, чрезмерно громоздкой мебели, но большое ее разнообразие

 

 

№34

Общая характеристика Романского стиля

Для романского стиля характерна массивность, строгость и отсутствие излишеств, а также суровость внешнего облика. Романская архитектура знаменита тяжеловесными замками и храмами, скорее напоминающие неприступную крепость в духе Средневековья. В романском стиле доминируют мощные стены, массивные полукруглые двери, толстые колонны, кресто- или бочкообразные своды, полукруглые или круглые окна. Пол – мрамор, плитка с рисунком. Зеркала – шифоновая бронза. Стены – венецианская штукатурка. Роспись (религиозные мотивы).

В интерьере романского стиля также скорее мощь, нежели изящество. Все элементы интерьера производят ощущение простоты и тяжести, почти отсутствие декоративных украшений комнат.

Для романских зданий характерны мощные стены и колонны за счет тяжелых сводов. Основной мотив интерьера — полуциркульные арки. В целом заметна рациональная простота конструкций, однако ощущение тяжести романского собора носит угнетающий характер.

Строительные особенности романского стиля

В архитектуре романского стиля используются различные строительные материалы. В ранний период не только жилые дома, но монастыри и церкви строят из дерева, но основным строительным материалом в средние века становится все же камень. Сначала он употреблялся лишь при строительстве храмов и крепостей, а позднее и для построек светского характера. Легко обрабатываемый известняк, залежи которого находились в областях вдоль Луары, давал благодаря своей относительной легкости возможность перекрывать сводами небольшие пролеты без устройства громоздких подмостей. Он использовался также для орнаментальной кладки наружных стен.

В Италии было много мрамора который особенно часто использовался для облицовки стен. Разноцветный мрамор светлых и темных тонов, применяемый в различных эффектных комбинациях, становится характерной чертой итальянской романской архитектуры.

Камень был или отесанный в виде блоков, из которых делалась так называемая тесовая кладка, или бутовый, пригодный для кладки стен, когда требовалось усилить конструкции, снаружи облицованные плитами и блоками из тесаного камня. В отличие от античности, в средние века использовались камни меньшего размера, которые было проще добыть в каменоломне и доставить на стройку.

Там, где недоставало камня, использовался кирпич, который был несколько толще и короче употребляемого сегодня. Кирпич того времени был обычно очень твердый, сильно обожженный. Кирпичные постройки романского периода сохранились прежде всего в Италии, Франции, Германии и Англии.

Характерные черты романского стиля

Важной задачей романского строительного искусства стало преобразование базилики с плоским деревянным перекрытием в сводчатую. Вначале сводом перекрывались небольшие пролеты боковых нефов и апсиды, позднее сводом стали перекрывать и главные нефы. Толщина свода иногда была довольно значительной, поэтому стены и пилоны проектировались толстыми с большим запасом прочности. В связи с потребностью в больших перекрытых пространствах и развитием строительной технической мысли конструкцию первоначально тяжелых сводов и стен стали постепенно облегчать.

Свод дает возможность перекрывать большие пространства, чем деревянные балки. Наиболее простым по форме и конструктивному исполнению является цилиндрический свод, который, не раздвигая стен, давит на них сверху огромной тяжестью, и потому требует особенно массивных стен. Этот свод наиболее пригоден для перекрытия помещений с небольшим пролетом, но он часто применялся и в главном нефе - во Франции в областях Прованс и Овернь (собор Нотр - Дам дю Пор в Клермоне). Позднее полукруглая форма арки свода была заменена на стрельчатую. Так, неф кафедрального собора в Отюн (начало XII в.) перекрыт стрельчатым сводом с так называемыми гуртовыми арками.

Основой для новых типов сводов стал старый римский прямой крестовый свод над квадратным в плане помещением, получаемый пересечением двух полуцилиндров. Нагрузки, возникающие от этого свода, распределяются по диагональным ребрам, а с них передаются на четыре опоры по углам перекрываемого пространства. Первоначально ребра, возникающие на пересечении полуцилиндров, играли роль арок - подкружал, что давало возможность облегчить всю конструкцию (собор св. Стефана в Кане, 1064 - 1077; монастырская церковь в Лорш - первая полностью перекрытая сводами базилика).

Если увеличить высоту свода настолько, чтобы диагональная кривая пересечения из эллиптической превратилась в полукруглую, можно получить так называемый повышенный крестовый свод.

Своды чаще всего имели полнотелую кладку, что, как мы говорили, требовало возведения массивных пилонов. Поэтому большим шагом вперед стал романский составной пилон: к основному пилону добавлялись полуколонны, на которые опирались гуртовые арки, и в результате уменьшался распор свода. Значительным конструктивным достижением стало распределение нагрузки от свода на несколько определенных точек за счет жесткого соединения поперечных гуртовых арок, ребер и пилонов. Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон - каркасом стены.

В более позднее время сначала выкладывались торцевые (щековые) арки и ребра. Эта конструкция получила название ребристого крестового свода. В период расцвета романского стиля этот свод делался повышенным, а его диагональная арка приобретала остроконечную форму (церковь св. Троицы в Кане, 1062 – 1066гг.).

Для перекрытия боковых нефов вместо крестового свода иногда применялись полуцилиндрические своды, очень часто используемые в гражданском строительстве. Романские конструкции - это прежде всего повышенный ребристый свод, остроконечная арка и погашение косых боковых распоров от сводов системой опор. Они создают основу для последующего готического стиля в архитектуре.

№33

И так в романском стиле доминируют массивные стены, тяжёлые полукруглые двери, толстые колонны, крестовые либо бочкообразные своды, полукруглые или круглые не большие окна (бойницы). На полы применяли мрамор или большого размера плитку с рисунком. Стены отделывали венецианской штукатуркой или камнем. В росписи прослеживались религиозные мотивы. В романском интерьере было больше мощи, чем изящества. Все детали интерьера передают ощущения монументальной простоты, мало используются декоративные украшения. Главный мотив романского интерьера это полуциркульные арки. Рациональная простота конструкций, в тоже время ощущение тяжести романского собора, носит некий угнетающий характер.

Хотелось бы отметить основные элементы романского стиля: лаконичность и простата форм, рельефная плоскость. Цветовая гамма: красный, коричневый, зелёный, белый, серый, чёрный. Линии преобладают: горизонтальные и вертикальные, прямые, полуциркульные. Простые формы: цилиндрическая и прямоугольная. В интерьерах такие детали: повторяющийся растительный либо геометрический рисунок, полуциркульный фриз. Залы в романском стиле были с открытыми потолочными балками, по центру помещения стояли мощные опоры. Конструкции с толстыми стенами, каменные, массивные. Во всём правит замковая и рыцарская тематика: оружие, доспехи, факелы, гербы и т п. Архитектурные строения романского периода имеют вид крепостей. В средние века романские церкви могли служить убежищем, а также выдержать осаду во время междоусобных войн. На возвышенностях строились рыцарские замки, которые обносились высокими стенами и глубоким рвом, для лучшей защиты от неприятеля. Основные типы сооружения романской эпохи это храм-крепость и замок-крепость. Ведущим элементом композиции монастыря и замка является башня – донжон, а затем вокруг неё располагались другие постройки, составляя весь ансамбль из не сложных геометрических форм кубов, призм, цилиндров.

Мебель романского стиля это грубые столы, скамьи, табуреты на трёх или четырёх ножках, высокие стулья, тяжёлая кровать на резных ножках, дополненная балдахином. В романском стиле мебель украшают резьбой и коваными железными деталями. Мягкая мебель отсутствует в романском интерьере, в те годы мебель покрывали краской, обтягивали холстом, потом наносили слой гипса, а затем расписывали краской. Мебель изготавливали из дуба, ели и кедра. Лидером среди предметов обихода в романском интерьере является сундук, позже появились сундуки с ножками и дверцами, так называемые прародители современных шкафов.

Впервые в романском стиле появляется такое понятие как шторы. В сооружения ранней христианской эпохи, делали маленькие окна из цветного стекла, такие интерьеры не требовали штор. Архитектура романского стиля, имеет тяжелый замковый характер, и не большое количество окон полукруглой и круглой формы, тем не менее, их стали украшать поперечными занавесями. Карниз и жердь соответственно были круглыми, повторяя типичную форму окна в романском интерьере. Предметы мебели, а также карниз и жердь изготавливали из тёмного дерева, в одной цветовой гамме. Как дополнение к поперечным шторам в романском стиле используют ковры и тяжёлые драпировки.

В качестве украшения стен в романском стиле применяют такие предметы декора: картины, гобелены, настенные светильники, имитирующие свечи. Особый акцент при выборе люстры это её массивность, (тяжёлый и кованый метал, цепи), всё это удачно подчеркнёт романский стиль. В скульптуре романской эпохи преобладающим видом являлся рельеф. Рельефные изображения, большие вазы с рисунками, маленькие терракотовые статуэтки (тапаграми) прекрасно сочетаются с расписным кессонным потолком. К интерьеру в романском стиле замечательно подойдут предметы рыцарской тематики: доспехи, оружие, факелы. Разумеется, в романском интерьере обязательно должен присутствовать камин.

Церкви и соборы были либо: продольные в плане сооружения, прямоугольной формы с представленной апсидой с восточной стороны или базилики (круглые в плане здания с регулярно размещенными аспидами). Внутри пространство храмов образуется соединением чётко обособленных, в большинстве случаев квадратных пространственных ячеек. Появляется новая система понимания организации внутреннего пространства. Изменился характер перекрытий: исчезают деревянные фермы, их сменяет каменный свод (преимущественно полуциркульный, крестовой). В самом начале романского стиля, сводом перекрывались небольшие пролёты боковых нефов и апсиды, а затем им стали перекрывать и главные нефы. Порой толщина свода была очень внушительна, именно поэтому стены и пилоны проектировались со значительным запасом прочности. Любимым элементом романского экстерьера были массивные башни. Настенная живопись господствовала в ранней романской эпохе, а в конце 11 и в начале 12 веков, когда стены и своды начали обретать конфигурацию посложней, главным элементом декора стали монументальные рельефы, ими украшали порталы, не редко и фасадную стену, в интерьере сосредоточенные на капителях. Плоский рельеф меняется на выпуклый , со светотеневыми эффектами, он неизменно сохраняет связь со стеной, как бы вырастает из неё. Романская эпоха была периодом рассвета книжной миниатюры ,развитием таких прикладных искусств: как чеканка, литьё, резьба по кости, эмальерное дело, ковроделие, художественное ткачество, ювелирное мастерство. В живописи и скульптуре романского стиля присущи моменты, связанные с представлением о безграничном могуществе Бога (Страшный суд, Христос во славе и так далее). В строгих симметричных композициях фигура Христа, доминировала, по сравнению с остальными фигурами, заметно превосходя их в размерах. Циклы изображений на библейские и евангельские, житейские, редко на исторические сюжеты, принимали более свободное и динамичное настроение. В романском искусстве используют узоры, геометрические или с мотивами флоры и фауны (с применением звериного стиля, служит неким напоминанием о языческом прошлом европейских народов). Во Франции большое распространение имели трёхнефные базилики с цилиндрическими сводами в среднем нефе и крестообразными в боковых нефах, паломнические церкви с хором, окруженным обходной галереей с радиальными капеллами (в Тулузе церковь Сен Сернен, 1096г.1250гг.).

 

Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту



Поиск по сайту:

Романский стиль

Появление Романского стиля:

Романский стиль (от лат. romanus — римский) — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в X—XII веках (в ряде мест — и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре.

Характерные черты Романского стиля:

Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами.
Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.
Особенности архитектуры романского собора:

  • В основе плана — раннехристианская базилика, то есть продольная организация пространства
  • Увеличение хора или восточной алтарной части храма
  • Увеличение высоты храма
  • Замена в крупнейших соборах кессонного (кассетного) потолка каменными сводами. Своды были нескольких видов: коробовые, крестовые, часто цилиндрические, плоские по балкам (характерно для итальянской Романской архитектуры).
  • Тяжелые своды требовали мощные стены и колонны
  • Основной мотив интерьера — полуциркульные арки
  • Рациональная простота конструкции, сложенной из отдельных квадратных ячеек — травей.

Примеры:

Аббатство Мария Лаах, Германия, 1093-1216.

Кафедральный собор Саморы, Испания, 1174г.

Кафедральный собор Святого Килиана, Вюрцбург, Германия.

Нотр-Дам-ля-Гранд, Пуатье, Франция, 11 век.

Пизанский собор, Пиза, Италия.арх.Бускето ди Джованни Джудиче, 1063-конец 13 века.

Приорат Серрабоны, Франция, 1069г.

Собор святого Петра, Вормс, Германия, 1130-1181гг.

Церковь Богородицы, Калуннборг, Дания,1170г.

Шпайерский собор, Шпайер, Германия, основатель Конрад II,1030—1061(1853).

Любекский собор, Германия.

About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *