Особняк деревянный: Популярные проекты домов и коттеджей из дерева – где в столице сохранились «деревенские избушки»

Деревянная Москва

В архитектуре Москвы сохранилось около 150 памятников деревянного зодчества. Среди них — прототип усадьбы из рассказа Ивана Тургенева «Муму», дом, в котором зимовал Лев Толстой, и особняк по типовому проекту Осипа Бове. История десяти старинных деревянных зданий — в подборке портала «Культура.РФ».

Усадьба Сытина

Усадьба Сытина. Фотография: Дмитрий Неумоин / фотобанк «Лори»

Усадьба капрала Измайловского полка Андрея Сытина — одно из немногих деревянных зданий, сохранившихся после пожара 1812 года.

Краткий путеводитель по основным архитектурным стилям

Небольшой особняк в стиле классицизма построили в 1806 году. Его украшает четырехколонный коринфский портик. До наших дней сохранились и некоторые детали внутреннего убранства: белые кафельные печи и кариатиды — женские скульптуры, заменявшие колонны в интерьере. Перед революцией в усадьбе находилась фабрика музыкальных инструментов, а позже дом поделили на коммунальные квартиры. Сегодня здание сдают в аренду частным компаниям.

Усадьба Поливанова

Усадьба Поливанова. Фотография: lana1501 / фотобанк «Лори»

Деревянный дом в Денежном переулке возвели в 1824 году. Он принадлежал участнику Отечественной войны 1812 года поручику Александру Поливанову. Проект усадьбы подготовил архитектор Афанасий Григорьев. Он построил небольшой одноэтажный особняк в стиле ампир с мезонином. В центре здание украшал тосканский портик. В архитектурный ансамбль входил также отдельно стоящий флигель — он не сохранился. В советское время в усадьбе располагались детская библиотека, Всесоюзная школа связистов и шахматный клуб. Сегодня дом передан в ведение Фонда социально-правовой защиты отечественного архитектурного наследия.

Музей Ивана Тургенева («Дом Муму»)

Музей Ивана Тургенева. Фотография: Елена Солодовникова / фотобанк «Лори»

Деревянный дом в стиле ампир построили в 1819 году по заказу титулярного советника Дмитрия Федорова. Помещения сдавали внаем: в 1820-х годах здесь жила семья Аксаковых. В 1840 году в особняке поселилась Варвара Тургенева, мать Ивана Тургенева. Писатель часто бывал здесь по дороге из Петербурга в Спасское-Лутовиново. Считается, что именно этот особняк был описан в тургеневском рассказе «Муму». После смерти матери Тургенев некоторое время жил в этом доме — его навещали здесь Михаил Щепкин, Василий Боткин, братья Бакунины.

В советское время в здании провели перепланировку: здесь разместились коммунальные квартиры. С 2007 года в доме работает музей Ивана Тургенева.

Погодинская изба

Погодинская изба. Фотография: Денис Ларкин / фотобанк «Лори»

Сказочные особняки — 7 домов в псевдорусском стиле

Погодинскую избу построил архитектор Николай Никитин в 1856 году для профессора Московского университета Михаила Погодина. Историк Погодин увлекался русским зодчеством, и архитектор спроектировал для него высокий деревянный дом. Здание украшено традиционными для народного деревянного зодчества элементами — подзорами, полотенцами, резными наличниками. В усадьбе Михаил Погодин устраивал литературные вечера. В годы Великой Отечественной войны постройка сильно пострадала, но позже здание восстановили и вернули ему исторический облик.

Дом Льва Толстого в Хамовниках

Дом Льва Толстого в Хамовниках. Фотография: Екатерина Овсянникова / фотобанк «Лори»

Главный дом усадьбы в Хамовниках — одно из немногих деревянных зданий, которое уцелело после пожара 1812 года. Его построили в 1805 году по заказу князя Ивана Мещерского. Позже дом не раз менял владельцев. Уже в 1882 году его купил Лев Толстой — сюда писатель приезжал каждую зиму вплоть до 1901 года. Он восхищался, что усадьба «куда больше похожа на деревенскую, чем на городскую». В доме Толстого побывал Илья Репин и Валентин Серов, Антон Чехов и Максим Горький, Сергей Рахманинов и Александр Скрябин. После 1901 года дом перешел к его сыну Сергею. С 1921 года здесь работает Музей Льва Толстого.

Дача Ананьевых

Читайте материал о загородной жизни XIX века

В конце XIX века район Сокольники находился за пределами Москвы — здесь горожане строили свои дачи. В этом районе сохранился старинный деревянный кухонный флигель — он появился на даче семьи Ананьевых на рубеже XIX–XX веков.

Одноэтажное здание украшают окна разной формы, обрамленные крупными наличниками. В советское время в здании располагался дом отдыха, сегодня там находится единственный в стране санаторий для беременных женщин «Сокольники».

Дом Эдуарда фон Беренса

Дом Эдуарда фон Беренса. Фотография: mmsk.ru

В 1871 году неподалеку от Чистых прудов появилась необычная деревянная усадьба. Вместо главного корпуса и флигелей архитектор Михаил Фидлер возвел два отдельных симметричных здания в стиле неогрек. В 1890-е усадьбу приобрел дворянин Эдуард фон Беренс, а в 1905-м он сдал ее в наем под училище и ее перестроили.

После революции дом Беренса отдали под коммунальные квартиры. В одной из них жил ученик Всеволода Мейерхольда — кинорежиссер Григорий Рошаль. В 1960-е один из корпусов снесли, а во втором вскоре разместилось строительно-монтажное управление. К началу 2017 года здание отреставрировали.

Особняк Палибина

Особняк Палибина. Фотография: Dmitry29 / фотобанк «Лори»

Особняк одного из руководителей Межевой канцелярии Гавриила Палибина построили в 1818 году. Здание возвели по типовому проекту архитектора Осипа Бове.

Небольшой деревянный дом в стиле ампир с мезонином и лепным украшением фасада был декорирован и внутри: его стены оклеили расписанными вручную обоями, а одну из печей обложили старинными изразцами.

В 1847 году образец деревянного зодчества перестроили: вместо сломанной задней части выстроили новый объем. Через 10 лет пристроили две галереи — сохранилась только одна. Особняк Гавриила Палибина отреставрировали в 1980-е годы. Сегодня здание принадлежит Научно-исследовательскому институту реставрации.

Особняк Пороховщикова

Особняк Пороховщикова. Фотография: lana1501 / фотобанк «Лори»

Узнайте, какие дома строили для себя архитекторы и художники

В 1871 году архитектор Андрей Гун построил небольшой деревянный дом для предпринимателя и мецената, владельца гостиницы «Славянский базар» Александра Пороховщикова. В 1873 году проект здания получил премию венской Всемирной выставки. Особняк в русском стиле украшали резные карнизы и наличники, резьбу выполнил мастер по дереву Иван Колпаков.

Сам владелец в особняке не жил — помещения он сдавал внаем. В разное время здесь размещались редакции газет, воскресная школа, педагогический музей, библиотека. В советские годы в здании находились отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, филиал Библиотеки имени Николая Добролюбова. В 1995 году дом арендовал потомок первого владельца — актер Александр Пороховщиков. Сегодня здание принадлежит городу.

Дом Штейнгеля

Дом Штейнгеля. Фотография: Александр Михеичев / фотобанк «Лори»


Особняк участника Отечественной войны 1812 года полковника Владимира Штейнгеля построили в 1816 году. Это деревянное здание «под камень» в стиле московского классицизма сохранилось практически без изменений. Рельефная штукатурка на его фасаде имитирует руст — каменную облицовку. Северный фасад здания украшают портики и барельефы, грифоны и лепные медальоны. Внутри сохранились некоторые элементы декора: деревянные двери и карнизы, росписи на потолке.

После Штейнгеля особняк перешел во владение к родственникам Ивана Тургенева и семье Александра Суворова. В 1872 году его приобрела семья философа Льва Лопатина. Сегодня дом принадлежит Российской академии художеств.

Автор: Лидия Утёмова

Эпоха деревянной архитектуры в Москве — Strelka Mag

Strelka Magazine посетил архивы Музея архитектуры имени A. В. Щусева, чтобы узнать историю самых интересных деревянных домов Москвы.

Всего в Москве охраняются 150 памятников деревянного зодчества XVIII–XIX веков. Если учесть, что в начале XVII века почти весь город был деревянным, то можно сказать, что современным горожанам почти ничего не осталось от облика дореволюционной столицы. В том числе по этой причине Музей архитектуры и издательство «Кучково поле» выпустили двухтомник «Русское деревянное. Взгляд из XXI века».

Первый том посвящён экспедициям и исследованиям древнерусского зодчества, музеям под открытым небом, храмовой и народной архитектуре, а во второй вошли статьи о неорусском стиле, клубной архитектуре, дачах советской интеллигенции и современных парковых постройках. Strelka Magazine попросил научных сотрудников Музея архитектуры имени А. В. Щусева Зою Золотницкую и Людмилу Сайгину, специалистов по архитектуре XVIII и рубежа XIX–XX веков, рассказать о десяти деревянных домах в центре города, доживших до 2016 года.

Усадьба Останкино

Адрес: 1-я Останкинская улица, 15

Годы постройки: 1792–1798
Архитекторы: Франческо Кампорези, Карл Бланк, Павел Аргунов, Алексей Миронов, Григорий Дикушин и другие

Фото: Глеб Леонов

Архивное фото, автор: Dr. Martin Hürlimann / oldmos.ru

В первом томе книги «Русское деревянное» воспроизведена гравюра начала XVIII века Питера Пикарта «Панорама Москвы», на которой видно, что весь город, кроме Кремля и Китай-города, состоял из деревянных построек. И хотя частые пожары уничтожали городскую застройку, традиция деревянного строительства сохранялась ещё довольно долго.

В России считалось, что деревянные дома комфортнее для жизни, да и построить дом из дерева можно было намного дешевле и быстрее, чем из камня. Готовый сруб можно было приобрести на рынке (ранее такой существовал на месте Трубной площади). Конструкцию можно было на месте разобрать, подогнать под нужный размер, а затем перевезти на место строительства, где плотники за кратчайшие сроки собирали дом.

Во второй половине XVIII века, времени обширного городского усадебного строительства, богатые каменные дома в Москве продолжали соседствовать с деревянными. Но в соответствии с установившимся стилем классицизма деревянным постройкам придавали представительность, имитируя их облик «под камень». Деревянные колонны обшивали тёсом, штукатурили и окрашивали, лепнина отливалась из гипса. В Москве, к счастью, сохранились два знаменитых дворца в Кускове и Останкине, построенные таким же образом. Обе усадьбы принадлежат богатейшему семейству графов Шереметевых, первый строился для парадных приёмов и увеселения гостей летней резиденции, а из второго увлечённый поклонник театрального искусства Николай Петрович Шереметев предполагал сделать дворец искусств. Центральная часть Останкинского дворца с тремя симметричными портиками по главному фасаду действительно выстроена из дерева.

Вряд ли человек незнающий усомнится в том, что это каменное строение. К сожалению, недолговечность деревянных конструкций Останкинского дворца создала чрезвычайно сложные проблемы с его реставрацией. Когда-то реставраторы грустно шутили: «Останкинский дворец держится на обоях».

Усадьба Муравьёвых-Апостолов

Адрес: ул. Старая Басманная, 23
Годы строительства: 1790–1804
Архитектор: неизвестен

Фото: Глеб Леонов

Архивное фото, источник: oldmos.ru

Особняк Муравьёвых-Апостолов является редким примером очень благополучной реставрации деревянного дома. Владелец его, видный дипломат Иван Муравьёв-Апостол, в 1804 году перестроил первоначальную одноэтажную небольшую по размерам деревянную постройку на старом каменном подклете (первый нежилой этаж, выполненный из камня. — Прим. ред.). Главный фасад дома с шестиколонным портиком нарядного коринфского ордера на высоком арочном этаже приобрёл торжественный облик. Угол дома, обращённый в переулок, выделен лёгкой купольной полуротондой, первоначально служившей открытой террасой. В соответствии с традициями классицизма, на фасаде размещены крупные лепные барельефы на мифологические сюжеты. Дом оштукатурен «под камень» — нижняя часть фасада рустрирована.

Судьба этого дома в конце прошлого века складывалась довольно печально. Деревянная основа конструкции находилась в плачевном состоянии. В 1990-е годы он был филиалом Исторического музея и в нём размещался Музей декабристов, однако провести дорогостоящую реставрацию в те годы не смогли. И всё было бы очень плохо, если бы в начале 2000-х не нашёлся далёкий потомок Муравьёвых-Апостолов — швейцарский банкир Кристофер Муравьёв-Апостол. Он решил возложить на себя почётную миссию: дал деньги на реставрацию и собрал команду сильных реставраторов и мастеров. Опытная бригада плотников работала с сухим лесом, который привозили из Костромской области, осторожно заменяя сгнившие венцы сруба. Так же тщательно отреставрировали старый сводчатый каменный подклет. Особого внимания заслуживает интерьер: там сохранилась первоначальная планировка и архитектурный декор парадной анфилады, подлинные лепные барельефы над дверьми, старые печи, найдены фрагменты оригинальных обоев. Дом взят в аренду Кристофером, и сейчас здесь расположен Дом-музей Муравьёва-Апостола.

Дом Сытина

Адрес: Сытинский переулок, стр. 5
Год постройки: 1806
Архитектор: неизвестен

Фото: Глеб Леонов

Архивное фото, источник: Архив ЦИГИ / oldmos.ru

Москва на три четверти сгорела в пожаре в сентябре 1812 года, и первыми пострадали деревянные особняки. Сытинскому особняку в числе немногих повезло, он уцелел и сохранил свой допожарный облик до наших дней. Дом капрала Измайловского полка Андрея Сытина очень небольшой по размерам: «в девять осей» — как тогда говорили. Центр фасада в традициях классицизма выделен четырёхколонным портиком и треугольным фронтоном. Сытинский особняк выполнен из деревянного сруба и обшит тёсом. Здесь нет внешней штукатурки, и дом просто покрашен.

Московские особняки времени классицизма, даже такие небольшие по размерам, имели анфилады высоких парадных залов, как правило, расположенных вдоль главного фасада. При этом жилые помещения устраивали на антресолях, выходящих во двор. Гипсовые барельефы, украшающие фасад, появились уже после пожара 1812 года, они явно тяжеловаты для этого скромного здания. Подобный лепной декор во времена ампира продавался в специальных мастерских.

Вообще сочетание дерева и гипса в московских климатических условиях — очень сложная ситуация для старых деревянных особняков. В 1980-х годах из дома Сытина расселили коммунальные квартиры и здание было отреставрировано. Но сейчас дом снова находится в плачевном состоянии, часть декора утрачена, а помещения арендуются коммерческими компаниями.

Дом Штейнгеля (Лопатиной)

Адрес: Гагаринский переулок, 15
Год строительства: 1816
Архитектор: неизвестен

Фото: Глеб Леонов

Архивное фото, автор: Вадим Шульц / pastvu.com

В 1813 году в Москве была организована «Комиссия для строений Москвы» — административное учреждение, образованное для ликвидации последствий пожара 1812 года, которое согласовывало строительство каждого жилого дома. Члены комиссии стремились к тому, чтобы все особняки были выдержаны в едином стиле. На улицу они должны были выходить обязательно своим главным фасадом, чертёж которого в обязательном порядке утверждался. Заранее определялась архитектура фасада, наружный декор и окраска. Ускоряло проектирование и строительство наличие альбомов типовых образцовых проектов, по которым будущий владелец дома мог выбирать подходящий ему вариант. Несмотря на наличие в архитектуре московского ампира повторяющихся классицистических приёмов и деталей, городские особняки того времени отличались разнообразием.

Дом Штейнгеля — один из особняков, сохранивших свою индивидуальность. Центр композиции деревянного дома с антресолями подчёркнут ступенчатым аттиком и четырёхколонным портиком, колонны которого соединены чисто московским приёмом — арками с расположенными внутри барельефами грифонов.

Построил его в 1816 году и жил там до 1825 года Владимир Иванович Штейнгель — участник войны 1812 года, полковник, а также масон, о чём свидетельствуют некоторые сохранившиеся масонские росписи в доме. Он был причастен к декабристскому движению, был сослан и в этот дом уже не вернулся.

В 1830-е годы там жил дядя Ивана Сергеевича Тургенева, затем внук полководца Суворова — видный общественный деятель Александр Суворов, а в 1860-е туда переехала семья философа и психолога Льва Михайловича Лопатина. Это было довольно известное в Москве семейство, в гостях у которого на «лопатинских средах» бывали Толстой, Станиславский, Немирович-Данченко, Салтыков-Щедрин, Писемский, Фет. В советское время в одной из комнат особняка жил известный московский библиофил, знаток русской генеалогии, коллекционер Юрий Борисович Шмаров. Кстати, в здании до сих пор сохранились подлинный камин времён Штейнгеля и потайная зеркальная дверь, которая ранее как будто бы вела в подземный ход, выходящий в особняк на противоположной стороне улицы.

В настоящее время дом отреставрирован, в нём размещается отделение архитектуры Российской академии художеств.

Дом Палибина

Адрес: ул. Бурденко, 23
Год строительства: 1818, перестройка 1847
Архитектор: неизвестен

Фото: Глеб Леонов

Архивное фото, автор: Виталий Царин / oldmos.ru

Этот особняк принадлежал коллежскому советнику, директору чертёжной в Межевой канцелярии Палибину и был выстроен уже в послепожарное время на погорелом месте. Если дом Штейнгеля оштукатурен под камень, то этот просто сохранил покраску по обшивке тёсом. Хотя домик размером всего в пять окошек, архитекторы потрудились над его декором: за счёт ризалитов (часть здания, выступающая за основную линию фасада и идущая во всю высоту здания. — Прим. ред.) удалось сделать фасад пластически более выразительным. Он щедро украшен меандром (тип орнамента. — Прим. ред.) и лепниной, среди которой изображения Медузы Горгоны, крылатых коней, горящих факелов.

Особняк Палибина всегда приводят в пример «дома с мезонином» — надстройкой, полуэтажом, который украшен полукруглым окном и декоративной лепниной. Этот особняк попал в советское время в правильные руки: здесь располагался один из отделов научно-реставрационной мастерской. Поэтому дом так хорошо исследован и отреставрирован. Кроме того что сохранена первоначальная архитектура фасада, в восстановленных камерных интерьерах дома найдены и сохранены редчайшие фрагменты подлинных ампирных обоев с ручной росписью.

Музей Василия Львовича Пушкина

Адрес: ул. Старая Басманная, 36г
Год строительства: 1819
Архитектор: неизвестен

Фото: Глеб Леонов

Архивное фото, источник: pastvu.com

В этом доме с 1822 по 1830 год жил родной дядя поэта — Василий Львович Пушкин, известный стихотворец начала XIX века, автор первых манифестов карамзинской школы, староста общества «Арзамас». А построила его в 1819 году Пелагея Васильевна Кетчер — жена обрусевшего шведа, владельца завода хирургических инструментов Христофора Яковлевича Кетчера. Деревянный на каменном фундаменте дом был построен по одному из «образцовых фасадов». Он имел один этаж и антресоли. Вход располагался со стороны двора, и там же к зданию прилегал участок с садом и надворными постройками.

В советское время дом несколько раз ремонтировали. После недавней тщательной реставрации дому возвращён его прежний облик. Сейчас в нём расположен Дом-музей В. Л. Пушкина, являющийся филиалом Государственного музея А. С. Пушкина.

Дом Ивана Сергеевича Тургенева

Адрес: ул. Остоженка, 37
Год строительства: 1819
Архитектор: неизвестен

Фото: Глеб Леонов

Архивное фото, автор: И.Нагайцев / oldmos.ru

В 1840–1850-х годах в этом доме жила мать Ивана Тургенева и произошли события, которые легли в основу повести «Муму». Типичный для послепожарной застройки небольшой одноэтажный особняк был построен в 1819 году в ампирном стиле — с шестиколонным портиком, антресолями и семью окнами по фасаду. Характерная для архитектуры классицизма деталь — сдвоенные колонны по бокам портика.

После революции 1917 года дом был «уплотнён», для обустройства коммунальных квартир в нём была произведена перепланировка, но уже в 1976 году коммуналки были расселены, а дом после ремонта был передан спортивной организации. В 2015 году в доме началась реставрация. После окончания работ его обещают снова сделать домом-музеем Тургенева, облагородить территорию вокруг и открыть для всех посетителей комнату, в которой жил писатель.

Погодинская изба

Адрес: ул. Погодинская, 12а
Год постройки: 1856
Архитектор: Николай Никитин

Фото: Глеб Леонов

Архивное фото, источник: pastvu.com

Николай Никитин — представитель Московской архитектурной школы второй половины XIX века. Он относится к числу последовательных поборников национального стиля в архитектуре времени эклектики (историзма), пришедшего на смену классицизму.

В основе творческого метода архитекторов этого периода — стилизаторство, явление, характерное не только для России, но и для Европы ХIХ века.

Никитин наряду с историком-славянофилом Михаилом Петровичем Погодиным делит заслугу распространения русского стиля на гражданскую архитектуру, который до этого применялся лишь по отношению к церковным постройкам. «Погодинская изба» явилась первым опытом сооружения жилого дома в русском стиле. Небольшое бревенчатое двухэтажное здание — изящное подражание деревенской архитектуре, именно из неё заимствованы нарядные ставни, резные «полотенца» под выступающими скатами крыши и другие декоративные детали. Но традиционная изба здесь выступает в несвойственной ей функции, это скорее игра в избу: она предназначалась для размещения в ней кабинета учёного, где он встречался с известными литераторами, историками и другими общественными деятелями. В конце 1970-х — 1980-х годах избу занимал общественный музей «Слово о полку Игореве» под руководством Игоря Кобзева. Сегодня внутри помещается офис строительной фирмы.

Дом Пороховщикова

Адрес: Староконюшенный переулок, 36
Год постройки: 1872
Архитектор: Андрей Гун, резчик по дереву Иван Колпаков

Фото: Глеб Леонов

Архивное фото, источник: pastvu.com

Дом предпринимателя Александра Пороховщикова уникален для Москвы как один из немногих сохранившихся деревянных особняков последней трети XIX века. Проект этого дома был премирован на Всемирной выставке 1873 года в Вене как наиболее удачный пример синтетического использования форм национальной архитектуры.

Несмотря на классическую симметрию фасадной композиции, архитектурные и декоративные формы дома, сложенного из брёвен, нарочито преувеличены, при этом узорные наличники, карнизы и подзоры сделаны по мотивам народных вышивок.

Пороховщиков был дворянином, но занимался промышленно-предпринимательской деятельностью, пытался строить доходные дома, привёз из Австрии архитектора Августа Вебера, который построил славянский базар на Никольской улице с известным залом в русском стиле. При Лужкове дом в Староконюшенном переулке удалось вернуть частному владельцу — редкий случай.

Дом-музей ВаснецовА

Адрес: пер. Васнецова, 13
Год постройки: 1893
Архитекторы: Василий Башкиров, Виктор Васнецов

Фото: Глеб Леонов

Архивное фото, источник: pastvu.com

Дом художника, в котором он прожил с 1894 по 1926 год, так же, как и построенная при его участии церковь и деревянные избушки в подмосковной усадьбе Саввы Ивановича Мамонтова Абрамцево, являются предшественниками неорусского стиля начала ХХ века. Васнецов и работавшие рядом с ним художники обратили внимание не на детали национальной архитектуры XVII века, а на образное содержание древней архитектуры Новгорода и Пскова, что стало очевидным новаторством. Нарочитая трансформация архитектурных форм и их свободная трактовка вызывали образные ассоциации, обращённые к древним прототипам, придавая современным произведениям эпическое, сказочное звучание.

Этот метод образных аналогий последовательно прослеживается в проекте собственного дома художника. Поскольку выстроить деревянный дом на приобретённом Васнецовым участке помешали противопожарные требования того времени, он, используя существовавшее каменное строение и перестроив его, вносит новый акцент в образное решение жилого дома, увенчав его деревянной башней, завершённой традиционной «бочкой» (элемент церковной архитектуры). Башня приобретает черты «светёлки» в древнерусском тереме, хотя использовалась как мастерская художника. Васнецов создал и внутреннее убранство этого помещения, интерпретировав основательно все предметы мебели из дерева, воплотив идею создания художественно осмысленной стильной внутренней среды. Ей была свойственна театрализация, насыщенная полихромия, аппликативность деталей, то есть черты нового стиля. В 1953 году в доме был открыт музей, в котором сохраняется и мастерская художника.

Презентация книги «Русское деревянное. Взгляд из XXI века» прошла в Музее архитектуры им. Щусева 4 февраля в 18:30.

Деревянный особняк Вильямса | Блогер devon на сайте SPLETNIK.RU 21 ноября 2019

Двухэтажное строение на территории Тимирязевской академии мало похоже на традиционную избу XIX в. Говорили, необычную планировку (7 комнат, терраса, камин, несколько печей) и даже древесину для дома привёз из Лондона сам Климент Тимирязев

Учёный Василий Вильямс поселился на первом этаже этого московского дома в 1893 году. Здесь у него родились трое детей. А сейчас под одной крышей живут внучка, правнучка и две праправнучки. Все – Вильямс. Точно известно, что дом предназначался для двух профессорских семей: на каждую – 120 кв. м плюс земельный участок. Наверху жил патриарх русского садоводства датчанин Рихард Шредер. Сейчас там «квартируют» разные службы Тимирязевки.

Василий Вильямс появился на свет в семье русской княжны Голицыной и американского инженера из штата Вермонт. Роберт Вильямс приехал в Россию по приглашению Николая I – возводить мосты на железной дороге. «Высокий, благообразной наружности, да ещё американец – все носились с ним, как с диковиной, – рассказывает праправнучка Роберта Вильямса Мария. – Говорили, мать его была дочкой вождя апачей. Но мне кажется, это одна из легенд нашего рода. Как и то, что к семье имел отношение Джек Лондон. Да, он состоял в переписке с моей двоюродной бабушкой – сохранилось адресованное ей фото. Но, скорее всего, они просто дружили».

Сын Роберта Василий стал почвоведом. 25 лет руководил сельхозотделом Политехнического музея. В начале XX в. был директором Тимирязевки, в 1920-е – ректором. Широко образованный человек, он музицировал, обладал хорошим голосом, даже намеревался стать оперным певцом. Вильямс устраивал в академии концерты, имел большой круг общения. На рояле в их гостиной играл Рахманинов. Бывали в доме Тухачевский и автор мелодии «В лесу родилась ёлочка» Бекман

Вильямс был одним из устроителей рабфака в академии. Защищал коллег от нападок. Писал запросы о прекращении уголовного дела, если кого-то арестовывали. Его называли «красным ректором»: «Он был лоялен к власти, потому что она позволяла ему двигать науку. А для него это было важнее всего». Работал учёный очень много. И до последнего дня принимал посетителей, хотя передвигался на коляске.

А деревянному домику рядом с Тимирязевским лесом в этом году исполнилось 143 года. И нынешнее существование его – с яблонями и грушами в 10 верстах от Кремля – многим кажется необычным. Только не потомкам Вильямса, живущим здесь с рождения.

Кем был прадед, Маша знала с детства: памятник Василию Вильямсу рядом с домом. Когда-то на территории академии было несколько профессорских домов. Остался только этот – выявленный объект культурного наследия. И хотя в Москве полторы сотни памятников деревянного зодчества, такой истории больше нет – чтобы 126 лет в доме жила одна семья.

«Дом на балансе Тимирязевской академии, – разъясняет Мария. – Все технические вопросы решает специальная служба. Электропроводку заменили, печами и камином не пользуемся – всюду чувствительные датчики дыма. А туалет, хоть и несовременный, пока функционирует. Мы не имеем права менять внешний вид дома. Но внутри – можно. Только зачем?»

Много лет назад в доме протекла крыша, а когда всё просох­ло, разводы на потолке в кабинете стали похожи на прожилки мрамора. И так это всем понравилось, что решили оставить как есть. «Одна мысль о ремонте маму приведёт в ужас. А генеральную уборку здесь можно делать каждую неделю. Так что у нас милый упадок. Но это наш выбор».

При всей добротности дом всё-таки деревянный: первый этаж, старые окна. И количе­ство проезжающих машин растёт каждый год. «Домик реа­гирует на колебания жизни. Хорошо, рельсы заменили. Раньше вся моя тысяча сов (коллекционные фигурки. – Авт.) плясала с каждым трамваем. Картины же висят криво, сколько ни по­правляй». И лишь животным всё нипочём – беспородной усатой Сансе, французской бульдожихе Булке, морским свинкам Джерри и Пупсу, безымянным рыбкам. Некомфортно им, только когда снимается кино. «Мотор! Камера!» – и все дол­жны спрятаться.

Киношники любят домик Виль­ямса: мебель начала XX в., рояль, старая живопись, кабинет с библиотекой… На экране дом может быть профессор­ской квартирой, воровской малиной. А может притвориться албан­ским притоном, где Гойко Митич (фильм «Балканский рубеж») пьёт кофе и разговаривает по-русски… «У нас снимали сериалы о Мессинге и про молодые годы Исаева – Штирлица. Здесь стреляли, душили. Да чего только не делали! Конечно, мы немного устали. Иногда смена 3 часа, а порой – 3 дня. И нельзя ничего менять: всё помечено крестиками на полу. Да и нагрузка на дом большая – народу приходит много».

Калитка во двор здесь всегда открыта. Вильямсы привыкли к любопытству прохожих. Спрашивают: где парк, нет ли здесь туалета, какого года дом? Журналист Маша Вильямс, 4 года назад волею судьбы оказавшаяся в штате созданного прадедом музея, уже и не удивляется. «Я очень ценю жизнь в этом доме. И каждый день здесь для меня – подарок».

Пять деревянных особняков Петербурга. «Бумага»

Небольшие деревянные особняки, непривычные для современных горожан, были довольно типичным явлением на петербургской периферии в начале XX века. На Петроградской стороне и Каменном острове до сих сохранились хрупкие дома, ставшие больницами, школами или музеями. «Бумага» выбрала пять любопытных деревянных особняков по всему городу и узнала, как изменились их функции за сто последних лет.
1. Дача Гаусвальд
2-я Березовая аллея, 32 В 1898 году на Каменном острове появилась новая постройка: по проекту Владимира Чагина и Василия Шене на берегу Большого канала возвели деревянную дачу. Предназначалась она для Евгении Карловны Гаусвальд. Дача до сих пор считается первым в городе зданием в стиле модерн и одним из немногих деревянных модерновых зданий в мире. Хотя только деревом при строительстве все же не обошлись: угловая башня и крыльцо выложены из кирпича.
Фото: Никита Гранько / «Бумага»
После революции со всеми достоинствами особняка не стали считаться и в 1918 году в нем открыли детскую колонию. Просуществовала она там всего пять лет: место было слишком хорошим, чтобы содержать уголовников — пусть даже и совсем юных. В 1923 году на даче Гаусвальд расположился санаторий-профилакторий Ленинградского металлического завода. Использовал дачу и «Ленфильм» — в советское время она успела не раз появиться в кино, например, как дом Ирэн Адлер из советской экранизации «Шерлока Холмса». В 90-е годы дача перешла в частную собственность, это стало началом не самого удачного периода в ее истории. В 2004 году экспертиза показала, что при реконструкции часть материала придется заменить: в пустовавшем более десяти лет здании завелся грибок. Через четыре года, в 2008-м, ситуация ухудшилась настолько, что деревянную часть особняка предлагали разобрать совсем — а затем отстроить заново. Был даже разработан проект, предусматривающий восстановление не только внешнего вида, но и некоторых интерьеров — тех, которые остались запечатлены на фотографиях. Вот только работы до сих пор так и не начались.
2. Особняк Михневича
улица профессора Попова, 10 Построенный в середине XIX века деревянный дом изначально был меньше, чем сейчас: для купца Балашова, первого владельца, здание построили одноэтажным. Второй этаж появился только в 1894 году — незадолго до этого особняк перешел к Владимиру Михневичу. После смерти журналиста в его стенах расположился Литературный фонд, внутреннее пространство разделили на двенадцать квартир и сдали их писателям и людям других творческих профессий. В 1912 году, например, в одной из квартир поселился Михаил Матюшин — впоследствии это сильно повлияло на судьбу здания. При советской власти здание, на удивление, никто не стал трогать и оно выполняло свои функции вплоть до 70-х годов. По слухам, правда, во время блокады его чуть не пустили на дрова, но за дом заступился живший там в то время Всеволод Вишневский. В 1979 году бывший особняк все же расселили, к тому времени он отошел Государственному музею истории Ленинграда. А в 1987 году началась не очень удачная реконструкция, в ходе которой здание сгорело. Впоследствии оно было восстановлено, и с 2004 года в нем располагается Музей петербургского авангарда.
3. Особняк Брэмме
12-я линия Васильевского острова, 41, корпус 1 Одно из двух сохранившихся на Васильевском острове деревянных зданий было построено ориентировочно в начале XIX века. И за следующую сотню лет дважды перестраивалось: в 1851 и 1906 годах. К 1898 году на территории вокруг особняка сформировалась промышленная территория: его владелец, доктор химии, расположил там химический завод. Начав с изготовления красителей и эфирных масел, в советское время фабрика перешла к производству лекарственных средств. Работа предприятия не останавливалась даже во время войны, а в самом деревянном здании в блокаду работала аптека. Бывшая промышленная территория осталась без дела в 2004 году: ее владелец закрыл производство из-за неблагополучной ситуации на рынке, а землю продал. Уже через два года завод был снесен, а вот особняк остался стоять до сих пор, правда, без отделки: мозаики и лепнину с него сняли еще в 70-х. И если в 2008 году его лицевую часть планировали вписать в новый жилой комплекс, то сейчас о его судьбе известно еще меньше: последние годы новостей о проекте не появлялось.
4. Дом княгини Кугушевой
Боковая аллея, 1 Каменный остров, который в советское время стал дачной резиденцией партийной элиты, до революции тоже привлекал далеко не бедные слои населения. Например, в 1895 году на нем появился дом, предназначавшийся для княгини Марии Константиновны Кугушевой. Архитектором здания стал Константин Прейс — спустя пять лет он занимался перестройкой Больницы Всех Скорбящих (нынешний ДК «Кировец»). Дом не был полностью деревянным: первый этаж был построен из камня, зато выше все честно. Что случилось с княгиней после революции, доподлинно не известно, зато точно установлено, что один из ее сыновей, Вячеслав Кугушев, примкнул к революционерам. В 1917 году дом отдали под коммунальные квартиры. Расселили их только в 1971 году, когда зданию потребовался капитальный ремонт. А еще через два года, после окончания работ, в особняке расположили детскую художественную школу. Благодаря этому бывшая резиденция графини дошла до наших дней в лучшем состоянии, чем расположенная неподалеку дача Гаусвальд. И сейчас в ней все так же продолжают обучать детей.
5. Особняк Добберт
Большая Пушкарская улица, 14 В своем современном виде деревянный особняк на Петроградском острове появился в 1896 году, но существовал и до этого. Еще в первой половине XIX века участок под ним и соседними домами занимала усадьба тайного советника Греффа. Она тоже была деревянной — до 1861 года частным лицам не разрешалось строить каменные дома на Петроградской стороне. Но уже при последующих хозяевах территория была разделена, а в 1890-х годах изменилась и ее застройка. Именно тогда по проекту Рейнберга на углу с современной улицей Лизы Чайкиной появился кирпичный доходный дом, а оставшаяся часть усадьбы была перестроена. Перед революцией деревянный дом и соседнее здание вошли в состав бумажной фабрики Отто Кирхнера. В советское время ее переименовали в «Светоч», а в особняке разместили детский сад. Просуществовал он там до 90-х годов, когда в те же помещения переехала администрация теперь уже ОАО «Светоч». Но ненадолго: в 2006 году предприятие переехало на Петергофское шоссе, а бывший дом Юлии Добберт передали Академии танца Бориса Эйфмана. И после реставрации в нем расположатся музей и медиатека.

Деревянный особняк в Арбатских переулках

Деревянный особняк в Арбатских переулках

Подготавливая тему деревянных особняков стиля Ампир, я иногда возвращаюсь к старым проработкам. Но не для того, чтобы повторить уже сказанное. А скорее для большего раскрытия темы, для более глубокого вхождения в тему. Про деревянный Ампир я писал в прошлом году - http://odintsovgrigori.ucoz.ru/index/osobnjaki_ehpokhi_ampira/0-247 - и тогда теоретически проработал несколько Московских объектов. Теперь пришла пора посмотреть их уже не на исторических фотографиях, а в сегодняшней нашей действительности. Среди обновленной в последние годы столицы, среди толчеи машин, среди новой исторической среды. Среди которой мы живем, и которой мы дышим.
Итак - городская усадьба Поливанова в Денежном переулке. Здание хорошо знакомое москвичам и всегда новое и неожиданно возникающие во время прогулок по Арбатским переулкам. Хотя сегодня мы уже сначительно реже гуляем по старым центральным районам. И я приехал в Денежный переулок не за деньгами, а за стихами.
Ведь архитектура - это еще и застывшая поэзия.

Денежный переулок
По тротуару от Арбата, по новой и уже не очень ровной плитке

Денежный переулок
Дом Поливанова уже виден вдалеке

Денежный переулок
Почти рядом, но только три ряда машин плотно закрывают нижние части дома

Денежный переулок
А между домами неожиданно открывается совсем другая архитектурв, один из первых образцов Модерна

Денежный переулок
Но ширина Денежного переулка небольшая и увидеть фасад дома несколько сложновато было бы. Но здесь выручил скверик с чудесной кованой оградой. В скверике тихо и умиротворенно, и дети с мамами неспешно проходят через скверик к дому, к подъезду с надписью: Детская музыкальная школа имени Глиэра.
А мы сможем увидеть отсюда фасад особняка в кружевах деревьев. Они уже совсе голые и грустные, ведь сегодня последний день осени. А завтра посыпется снег и по-настоящему укутает все газоны. А может - и не будет снега. Зимы нонче в Москве странные пошли.

Денежный переулок
Кружевная решетка сквера крупным планом................

Денежный переулок
А выйдя из ворот на улицу мне посчастливилось уловить мгновенье, когда дом почти не закрыт машинами

Денежный переулок
И колонны дома я посмотрел вбдизи. Обшитые простыми досками стены дома смотрятся особенно тепло, по-Московски родными, как будто и я сам когда-то жил в таком особняке.

Денежный переулок
И последний кадр - его низ как раз над крышами машин. И МИД вдали в туманной дали .............

Хотя у прогулки моей сегодняшней есть и еще одна причина, но о ней я промолчу ))
До свиданья Осень, до свидания .............:)))

Элитные дома из дерева | Уникальная КОЛЛЕКЦИЯ загородных резиденций 2004-2018г

 

КОЛЛЕКЦИЯ ЭЛИТНЫХ ДОМОВ  VILLA-NATURE  

Дизайнерские коттеджи в лучших посёлках Подмосковья: на Рублёво-Успенском Минском Ново-Рижском Киевском Калужском и Симферопольском шоссе

 

Кухни и столовые в деревянных домах

Лестницы в домах и коттеджах из дерева

 Ландшафтный дизайн, благоустройство территории

         Ванны и санузлы в домах из дерева

Спальни в домах из дерева (элементы отделки, двери, полы......)

Второй свет и освещение в особняках  из клееного бруса

Бассейны и бани в деревянных коттеджах и дачах

Террасы в деревянных коттеджах

  • В "ГАЛЕРЕЕ Villa-NATURE" представлены фотографии наших авторских домов из клееного бруса| камня| стекла ..... (2004-2017г)

  • Дизайн и отделка каждого деревянного коттеджа индивидуальны.

  • Многообразие современных дизайнерских и технологических решений, стилей внутренней отделки деревянных домов: американский модерн, арт-деко 21 века, нео-классика, французский прованс, yacht-style, альпийские шале, стиль средиземноморских аристократических вилл, эко и фьюжн - в современных усадьбах российских аристократов .... всё это наши РОСКОШНЫЕ ДОМА СО ВКУСОМ ПРИРОДЫ!

 

Внешние виды наших деревянных вилл и коттеджей из  клееного бруса

 

КОЛЛЕКЦИЯ ДОМОВ премиум-класса VILLA-NATURE    |     2004 -  2017 гг. 

Жуковка, Барвиха, Успенское, Горки-8, КП "Сосны", Николина Гора,  Ватутинки, Глаголево,  Переделкино, Немчиновка, Абабурово, Грибово, Лесной ручей, Глаголево, Лесные Дали, ОК "БОР" УДП РФ 

VILLA-NATURE, Дипломат,  Лесной Простор, ДСК Новь, ДСК РАНИС, Николино, Пирогово, Сочи Красная Поляна ....


  • ЭЛЕМЕНТЫ ОТДЕЛКИ
  • ЖИЛЫЕ КОМПЛЕКСЫ

 



Тэги: Дома из клееного бруса, интерьеры домов из клееного бруса, современные интерьеры деревянных коттеджей, обустройство санузла в деревянном коттедже,Деревянный особняк совторым светом, Бассейны и СПА в деревянных коттеджах из клееного бруса, ландшафтный дизайн деревянной усадьбы в Подмосковье, Строительство домов из клееного бруса цена, Деревянный дом, Проекты домов из клееного бруса, Деревянные дома из клееного бруса фото и схемы проектов, деревяные дома премиум-класса HONKA, Строительство финских деревянных домов из клееного бруса, Вишера, Строительство резиденции из клееного бруса под ключ, строительство проекты деревянных домов, Дома из клееного бруса проекты и цены под ключ фото

⁠КОЛЛЕКЦИЯ ДОМОВ премиум-класса отТ VILLA-NATURE    |     2004 -  2017 гг. 

Жуковка-1, Жуковка-3, Барвиха, Успенское, Горки-8, Переделкино, КП "Сосны", Николина Гора, Одинцово,   Ватутинки, Глаголево,  Переделкино, Немчиновка, Абабурово, Грибово, Лесной ручей, Глаголево, Лесные Дали, ОК "БОР" УДП РФ 

Калчуга, VILLA-NATURE, Дипломат, Ландшафт, Лесной Простор, ДСК Новь, ДСК РАНИС, Николино, Пирогово, Сочи, Красная Поляна ....

_____________________________________________________________________________________________________________________________

Деревянные коттеджи и проекты каркасных домов из бруса

Мечтаете иметь комфортабельный и красивый коттедж? При всем многообразии строительных технологий и материалов такие свойства жилища, как прочность, долговечность, экологичность, остаются на первом месте. Деревянные коттеджи в полной мере отвечают этим требованиям. По статистике, примерно 20% строящихся жилых домов выполняются из дерева.

Требования к проекту

Прежде чем определиться с проектом будущего коттеджа, нужно четко сформулировать требования, предъявляемые к нему. Тогда вы сэкономите и время и деньги, ведь проектировщикам не придется несколько раз переделывать проект дома и смету.

Определяемся с этажностью и площадью

деревянные коттеджи

Прежде чем определиться с проектом будущего коттеджа, нужно четко сформулировать требования, предъявляемые к нему

Конечно, каждому человеку хочется иметь огромный коттедж. Однако мало того, что такие дома не всем по карману, большинство его помещений будут пустовать. Кроме этого, большие дома требуют больших затрат на уход, содержание и коммунальные услуги.

Поэтому, заказывая проект дома, лучше соотносить его размеры с количеством будущих жильцов (с учетом возможного расширения семьи) и размерами участка. Типовые проекты каркасных домов и коттеджей, исходя из их площади, можно разделить на несколько видов.

  1. Проекты домов и коттеджей до 100 кв.м. – предназначены для семей из 3-4 человек. Они прекрасно вписываются в поселках, имеющих плотную застройку. Коттедж имеет два или один этаж, мансарду. В доме есть все необходимые для жизни помещения.
  2. Проекты деревянных домов до 150 кв.м. Коттедж имеет один или два этажа, мансарду, баню. Это более просторные помещения, больше количество вариантов архитектурных решений.
  3. Дома с площадью до 250 кв.м. В нем может комфортно проживать большая семья. Он имеет веранду и балкон, гараж или навес для машины. Для его строительства нужен большой участок земли.
  4. Проект дома свыше 250 кв.м. На участке, помимо коттеджа, располагаются различные хозяйственные постройки, комнаты для гостей.

Выбираем стиль

проекты коттеджей из бруса

Не стоит выбирать слишком простой, обыденный архитектурный стиль коттеджа, так же как и увлекаться модными излишествами

Не стоит выбирать слишком простой, обыденный архитектурный стиль коттеджа, так же как и увлекаться модными излишествами. Ведь мода, как известно, переменчива, а стоимость здания может существенно возрасти.

Производители предлагают проекты деревянных коттеджей в следующих стилях:

  • традиционный русский;
  • финский дом;
  • стилизация под швейцарское шале;
  • авангард.

Все вносимые в проект изменения должны гармонично вписываться в выбранный стиль.

Рекомендуем к прочтению:

Конструктивные решения

проекты домов и коттеджей из бруса

После того, как вы определились с архитектурным стилем, нужно решить основные конструктивные вопросы

После того, как вы определились с архитектурным стилем, нужно решить основные конструктивные вопросы. Необходимо определиться со следующими моментами:

  • желаемой площадью помещений дома;
  • типом фундамента – для этого, возможно, придется провести геодезические исследования для определения уровня грунтовых вод на участке строительства;
  • применяемыми строительными материалами;
  • вариантами подведения инженерных коммуникаций;
  • дополнительными постройками на участке.

Мансарда

проекты каркасных домов и коттеджей

Часто для экономии денежных средств выбирается проект дома с мансардой

Часто для экономии денежных средств выбирается проект дома с мансардой. В этом случае для второго этажа не потребуется установка дополнительных несущих и ограждающих конструкций. Здесь можно обустроить спальню, комнату отдыха, рабочий кабинет или игровую зону.

Важно! Следует помнить, что скошенные потолки, являющиеся крышей коттеджа, не могут иметь большие окна. Поэтому придется позаботиться о качественном освещении этого помещения.

Типовой проект или индивидуальный?

проект дома из дерева

Типовые проекты — это продуманные и проверенные временем архитектурные и конструктивные решения

Теперь, когда основные моменты в проекте определены, можно обращаться в компанию, изготавливающую такие дома из дерева, для создания окончательного проекта. Все проекты деревянных домов и коттеджей делятся на типовые и индивидуальные. Первые из них характеризуются тем, что они имеют:

  • продуманные и проверенные временем архитектурные и конструктивные решения;
  • ускоренные сроки строительства;
  • оптимальную стоимость.

Но даже в этом случае нужно учитывать индивидуальные особенности вашего участка. Поэтому даже готовый проект требует доработки. Большое количество доработок и изменений превращает его в индивидуальный. Конечно, это дополнительные траты и потеря времени. Возможно, в этом случае дешевле и быстрее было изначально заказать разработку нового проекта. При расчете готового проекта заказчик сразу видит конечную смету на проектирование и строительство дома.

Почему дерево?

проекты деревянных домов и коттеджей

Дерево является традиционным строительным материалом, оно популярно благодаря своей экологичности и красивой текстуре

Дерево является традиционным строительным материалом. Оно популярно благодаря своей экологичности и красивой текстуре, которая делает коттедж натуральным и естественным. Дом гармонирует с природой, не требует внешней отделки.

Коттеджи строятся из профилированного или клееного бруса, оцилиндрованных бревен или выполняются по каркасной технологии. Большой популярностью заслуженно пользуется клееный брус. Зданию не требуется длительного периода на усадку после возведения. Строительство идет в любое время года. По устаревшим строительным нормам расстояние между стенами не должно быть больше 4 метров. Деревянные дома и коттеджи, построенные из клееного бруса, не имеют ограничения в размерах. Поэтому проекты коттеджей из бруса представлены наиболее широко.

Рекомендуем к прочтению:

Деревянные брусья плотно прилегают друг к другу. Это повышает устойчивость здания, делает его стены непродуваемыми. Если используется оцилиндрованное бревно, то их диаметр выбирается, исходя из климатических условий региона строительства.

Используются, как правило, дерево хвойных пород. Смола, содержащаяся в них, консервирует древесину, защищая ее от гниения. Такие дома не требуют мощного фундамента, но при этом устойчивы и надежны. Не стоит забывать про усадку, которая возникает вследствие усыхания древесины. Это может сказаться на дверных и оконных проемах.

Каркасный деревянный коттедж

проекты коттеджей каркасных

Самыми быстровозводимыми коттеджами являются каркасные

Самыми быстровозводимыми коттеджами являются каркасные. Сначала выполняется каркас дома из брусьев или металлических профилей. На него навешиваются ограждающие конструкции, например, уже собранные деревянные щиты. Если вы выбрали готовые проекты каркасных домов, то пригодный к эксплуатации коттедж можно получить уже через полтора-два месяца.

Каркасные дома из-за своей легкости могут располагаться на облегченных (например, свайных) фундаментах. А это значительная экономия средств и времени.

Изучив проекты каркасных домов и коттеджей, становится ясно, что такие «быстродома» соответствуют всем современных нормам и требованиям.

При строительстве деревянного коттеджа недостаточно руководствоваться только самой низкой ценой. Особенно это важно для строений из клееного бруса. Такая экономия может не покрыть издержки на решение возникающих при эксплуатации проблем.

About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *