Особняк модерн – Московский модерн | Пешеград: прогулки по Москве, виртуальные прогулки по Москве, пешие прогулки по Москве, пешеходные прогулки

Маршрут - Московский модерн | Узнай Москву

Модерн - это стиль в архитектуре конца XIX - начала XX века, рубежа веков, великого перелома от старого к новому. Открытие европейцами культуры Японии дало мощный расцвет красивым линиям, цветам и философии в искусстве. Его рождение ознаменовало наступление века великих перемен в искусстве, когда в жизни уже прочно утвердился век машин, и полным ходом шла промышленная революция. Ушло увлечение прошлым, историзм, эклектика на рубеже веков вытеснены новым, до невозможности изящным, символичным и универсальным синтетическим стилем. Соединение искусства и самого передового инженерного решения. Его главная отличительная черта - отказ от прямых линий и углов в пользу более естественного плавного движения изогнутых «природных» линий. Линии модерна часто напоминают танцующие, волнистые арабески, проникнутые органической энергией и жизненной силой растений. Другой особенностью нового стиля стало стремление архитекторов и художников создать единый синтетический стиль, в котором все элементы архитектурного объекта, убранства его интерьеров были бы связаны в единое художественное целое. Архитекторы модерна смело шли на применение асимметричных решений в группировке объемов и расположении оконных и дверных проемов. Формы окон, дверей, лестниц становились разнообразными чуть ли не до бесконечности. А декоративное убранство фасадов, и особенно интерьеров, достигло невероятной изощренности.

Новый стиль возник почти одновременно во многих европейских странах и получил разные названия – Ар Нуво во Франции и Бельгии, Сецессион в Австрии, Югендстиль в Германии, Либерти в Италии. Были некоторые стилистические отличия всех направлений стиля – от сдержанного Северного модерна до буйного южного темпераментого Сецессиона. Московским заказчикам нравились все варианты этого стиля. Они разбросаны по всему городу и в одной экскурсии невозможно рассказать о всех. Но мы постараемся выбрать самые красивые здания этого стиля.

Выходим из станции метро Смоленская Арбатско-Покровской линии, пересекаем Арбат, идем по Денежному переулку до пересечения с Глазовским и поворачиваем направо.

Московский модерн

Модерн, быстро распространившийся по Европе, не обошёл и Москву. Немалая часть особняков и доходных домов, построенных на рубеже веков, исполнена именно в этом стиле. И если в Петербурге был более популярен северный модерн, то в Москве это скорее классический модерн, либо эклектика. В посте рассмотрены некоторые примеры архитектуры модерна столицы.

1. Особняк Миндовского

Поварская ул., д. 44

Здание построено в 1904 году по проекту Л. Кекушева.

2. Доходный дом И.П. Исакова

Ул. Пречистенка, д. 28

Построен в 1904—1906 годах архитектором Л. Кекушевым, является одним из лучших образцов московского модерна. Фасад изобилует декоративными элементами.

3. Особняк К.А. Гутхейля

Пречистенский переулок, д. 8

Построен в 1903 году как архитектурный объект — то есть не для конкретного хозяина.

4. Особняк И.И. Некрасова

Хлебный пер. д.20/3

Особняк был построен в 1906 году. В нём много готических элементов, он напоминает английский замок.

5. Особняк Саарбекова

Поварская ул., д. 24

Здание построено в 1900 году также по проекту Л. Кекушева. Здесь представлены все основные приёмы модерна: декоративные элементы растительной тематики, керамика, асимметрия.

Чтобы за одну прогулку посмотреть все самые выдающиеся памятники московского модерна, удобнее заказать специальную экскурсию. Есть несколько готовых маршрутов с гидов, где он расскажет всё самое интересное об этих памятниках архитектуры:

6. Особняк П.П. Смирнова

Тверской бул., д. 18

Здание реконструировано в 1905 году по проекту Ф. Шехтеля.

7. Особняк Рябушинского

Малая Никитская, д. 6/2

Особняк построен в 1903 году. Является примером классического модерна.

8. Дом Перцовой

Курсовой пер., дом 1

Построен в 1907 году. Сразу же бросается в глаза асимметрия дома, яркий декор, мифологические существа.

9. Доходный дом Я.М. Филатова

Остоженка ул., д.3/14

Дом построен в 1907‑1909 годах по проекту В. Дубовского.

10. Доходный дом П.В. Лоськова

Мансуровский пер., д.4

Здание, построенное в 1906 году, также напоминает замок. Стиль здания можно скорее отнести к северному модерну, не характерному для Москвы.

11. Ансамбль городской усадьбы семьи Тарасовых

Скатертный пер., д. 4/2

12. Торговый дом Р. Левиссона

Ул. Большая Дмитровка, д. 32

13. Пассаж Ф.К. Сан-Галли

Кузнецкий Мост, д. 11

Пассаж, построенный в конце XIX века. Долгое время принадлежал известному предпринимателю Ф. Сан-Галли.

14. Меховой магазин и фабрика «Торгового дома А.М. Михайлова»

Кузнецкий мост, д. 14

Историческое торговое здание построено в 1903 году.

15. Торговый дом Аршинова

Старопанский переулок, д. 5

Здание построено в 1899 году архитектором Ф. Шехтелем.

16. Доходный дом архитектора Г.И. Макаева

Подсосенский пер., д. 18

17. Доходный дом с магазином Леве

Столешников пер., д. 7

18. Доходный дом Сокол

Кузнецкий мост, д. 3

19. Доходный дом А.М. Михайлова

Ул. Большая Дмитровка, д. 9

20. Доходный дом доктора Ф.А. Александрова

Мерзляковский переулок, д. 20

21. Гостиница «Метрополь»

Театральный проезд, д. 2

Известная гостиница «Метрополь», построенная в 1905 году.

Исторические фотографии — с сайта https://pastvu.com/. Остальные фото сделаны мной.

Ниже находится карта с нанесёнными упомянутыми домами.

Вступайте в группу Вконтакте и следите за новыми постами и другими фотографиями.

Первые обновления всегда в Инстаграме

Похожие посты

Здания в стиле модерн в Москве

Содержание:

Архитектурный стиль модерн появился еще в конце XIX — начале XX века. Здания модерна можно легко узнать по отсутствию строгих прямых линий и углов. Здания, построенные в этом стиле имеют плавные изогнутые формы и детали. 

В Москве сохранилось немало зданий, представляющих собой яркие примеры модерна прошлых столетий. О них-то мы вам и расскажем.

Адрес: Подсосенский переулок, дом 18

Доходный дом Тарховой. Фото: @susanina_ann

В Подсосенском переулке находится один из самых интересных доходных домов Москвы. Его построили в 1903 году по проекту архитектора Г.И. Макаева специально для жены губернского секретаря Надежды Тарховой. Но Тархова прожила в нем недолго — всего через несколько лет архитектор выкупил его.

На что стоит обратить особе внимание? Обязательно осмотрите фасад дома — он украшен изящной лепниной, на которой изображены маки. А на верхнем эркере дома можно заметить барельеф, изображение на котором напоминает кошачьи головы. 

Невозможно не заметить вертикальные барельефы, которые находится на одной из стен здания. По форме они напоминают причудливые цветы. Интересны и изящно изогнутые металлические балконы и окна самых разнообразных форм.

В советское время этот дом был отдан под коммунальные квартиры, но что удивительно — сейчас в нем до сих пор живут люди.

Адрес: Комсомольская площадь, 5

Ярославский вокзал. Фото: @levik

История возникновения Ярославского вокзала началась еще в 1859 году. Именно тогда Александр II принял решение о строительстве железной дороги от Москвы до Сергиева Посада. Где именно будет находится вокзал решали долго, но в итоге решили его строить на Каланчевской площади, которая сейчас именуется Комсомольской.

Изначально проектом вокзала занимался архитектор М.Ю. Левестам, но Правление дороги решило сменить архитектора. Финальный проект принадлежит архитектору Р.И. Кузьмину.

Внешне Ярославский вокзал напоминал Московский вокзал в Санкт-Петербурге. В 1870 году его здание было перестроено — появились дополнительные боковые корпуса. 

Чем дальше продлевалась железная дорога, тем больше расширялось здание вокзала. Так, в 1899 году за новый проект перестройки взялся архитектор Л.Н. Кекушев и Ф.О. Шехтель. Именно благодаря Ф.О. Шехтелю Ярославский вокзал приобрел детали, которые вы сможете увидеть.

Например, обратите внимание на фасад здания — его прообразом стал павильон Русского Севера, которым занимался художник К.А. Коровин. Архитектор переосмыслил элементы древнерусской архитектуры и грамотно вписал их в проект вокзала.

В 1907 году Ярославский вокзал стал Северным. Поменял он не только название, но и внешний вид, обзаведясь современными чертами. Но, несмотря на осовременивание, внутри и снаружи здания до сих пор можно найти оригинальные архитектурные детали, наподобие массивных колонн или старинных фасадов.

Адрес: Малая Никитская, дом 6/2

В особняке Рябушинского. Фото: @amazing_way

Если хотите увидеть идеальный пример модерна в архитектуре, то отправляйтесь к особняку С.П. Рябушинского.

Даже Корней Чуковский писал в своем дневник об этом особняке: «Нет ни одной честной линии, ни одного прямого угла. Все испакощено похабными загогулинами, бездарными наглыми кривулями». Наверняка Чуковскому просто не нравился модерн, потому что здесь он раскрывается во всей красе.

Особняк был построен в 1903 году специально для банкира С.П. Рябушинского. Заказчик обожал искусство и знал в нем толк. А потому сразу же поручил строительство архитектору Ф. Шехтелю. 

Обратите внимание на фасады здания — они не похожи друг на друга. А если вам удастся пройти вовнутрь, то вы поразитесь тому, каким необычным может быть пространство дома. Внутри вы увидите контраст объемных лестничных изгибов и строгих линий, которые поражают воображение.

Но вернемся к внешнему облику особняка. В отделке фриза вы сможете увидеть глазурованный кирпич и мозаику, а окна удивят вас своей, словно бы оплывшей формой.

Но самым главным украшением особняка является его роскошная 12-метровая лестница. Архитектор придал ей форму волны. Она стоит в самом центре здания и окружена растительными и морскими узорами, витражами и лепниной.

Кстати, помимо самого банкира, здесь жил писатель Максим Горький, а потом был открыт, посвященный ему музей, который можно посетить и сейчас.

Адрес: Театральный проезд, дом 2

Гостиница «Метрополь». Фото: @kaif_chka

В создании одного из самых знаменитых сооружений Москвы принимали участие Мамонтов, Поленов, Андреев, Кекушев, Врубель и Коровин. А началось все с того, что Савва Мамонтов решил возвести «великолепный общественно-культурный центр».

Проектом занимался молодой архитектор В.Ф. Валькот, а строительство занимался Врубель, Коровин, архитектор Кекушев инженер Чоколов. В результате, появилось роскошной здание, которое до сих пор пользуется огромной популярностью у гостей столицы.

Несмотря на пожар и штурм, произошедший в советское время, сооружение сохранило свой облик. А потому советуем вам обязательно до него дойти.

На что посмотреть? Во-первых, обратите внимание на крышу, которая перекрыта стеклянным куполом. Во-вторых, посмотрите как гармонично вписывается «Метрополь» в стиль окружающих его зданий. Например,арочные своды фасада продолжаются на Малом театре. 

Обязательно присмотрите к барельефам на фасадах: это работа Андреева и у них даже есть название — «Времена года». Фасады, вообще, заслуживают отдельного внимания, потому что их мозаичные панно можно рассматривать бесконечно долго. 

Когда-то в 253 номере гостиницы «Метрополь» жил поэт Осип Мандельштам и отмечали выпуск первого номера журнала «Золотое руно» писатель Андрей Белый, поэт и прозаик Валерий Брюсов и другие знаменитости. Сейчас «Метрополь» до сих пор работает. Только теперь это — 5-звездочный отель.

Адрес: улица Пречистенка, дом 28

Доходный дом Исакова. Фото: @nalkhanova

На одной из самых дорогих улиц современной Москвы стоит невероятно стильный и красивый доходный дом И.П. Исакова.

В 1899 банкир. предприниматель и один из основателей крупнейшей домостроительной фирмы Я.А. Рекк очень хотел украсить Москву стильными домами со всеми необходимыми удобствами, как западноевропейских зданиях.

Для него важно было построить не только стильные дома — он хотел, чтобы они гармонично вписывались в колорит города. Так на Пречистенке и появился 5-6-этажный доходный дом, который спроектировал архитектор Л.Н. Кекушев.

Позже дом купил петербургский купец И.П. Исаков, по имени и фамилии которого он и известен.

Этот доходный дом до сих пор считается одним из самых интересных зданий, относящихся к стилю модерн. Посмотрите на динамичную композицию, которая состоит из эркером и изящной лоджии с балконами. На верхнем этаже можно заметить лепной декор. Здесь же вы легко увидите окно, которое обрамляют женские фигуры. 

Кстати, что удивительно — стиль модерн легко считывается только тогда, когда смотришь на дом с его внешнего фасада. Фасады, которые выходят на внутренний двор вообще никак не украшены.

Доходным домом И.П. Исаков обладал до тех пор, пока не произошла революция. В 1925 году он был передан жилищному товариществу, и здесь поселилось более 300 человек. Сейчас этот дом до сих пор является жилым.

Адрес: Остоженка улица, дом 21, строение 1

Особняк Кекушевой. Фото: @i.think.its.amazing

Этот особняк спроектировал архитектор Л.Н. Кекушев для себя и своей жены. Изначально проект этого изящного особняка, больше похожего на сказочный замок, был создан специально по заказу Саввы Мамонтова и «Северного домостроительного общества». Но Мамонтов обанкротился, а проект остался, и Кекушев решил использовать его постройки собственного дома.

Особняк, построенный в 1903 году, вы легко заметите издалека. Его легко узнать по сказочным изящным башенкам. Отдельно стоит отметить сложную композицию дома: архитектор использовал различные объемы и украшал их лепниной. 

Сам дом выполнен в розовом и белом оттенках. А романтичность «замку» придают его оконные переплеты. Известно, что когда-то уличный фасад даже украш трехметровый лев, а точнее, его скульптура. Но она не сохранилась.

С течением времени, здание постепенно теряло свой первоначальный внешний вид и многие элементы декора. Именно поэтому в 2018 году были завершены реставрационные работы, благодаря которым сейчас вы можете как следует разглядеть детали здания, которые удалось сохранить, либо восстановить.

Кстати, поговаривают, что именно в этот дом Михаил Булгаков поселил Маргариту.

Адрес: улица 3-я Рыбинская, дом 22, строение 4

Особняк Динга. Фото: @helicopter_taif

Если вы решили прогуляться по парку «Сокольники», то обязательно дойдите до особняка И.Л. Динга.

По сравнению со всеми перечисленными домами и особняками, в которых жили семьи, а в некоторых люди живут до сих пор, история особняка И.Л. Динга очень необычна.

Дело в том, что именно предприниматель И.Л. Динг стал одним из первых, кто решил открыть производство макарон в России. В 1880-е года была основана фабрика, которая занималась производством не только макарон, но еще и шоколада и других кондитерских изделий.

Позже предприниматель решил расширить свою фирму — построил фабричные корпуса и контору, в которой не только работал, но и жил. Проект особняка принадлежит архитектору Александру Калмыкову. Что интересно — специалисты говорят, что стиль построенного здания очень сильно напоминает не русский, а немецкий модерн.

Это небольшое но очень красивое здание вы увидите еще издалека, благодаря его необычной форме. Здание имеет довольно высокую четырехскатную крышу и угловую башню. А если приглядеться, то можно увидеть, что окна не похожи друг на друга. 

Стены особняка украшены лепниной в растительном стиле, а также майоликовыми панно, на которых изображены живописные пейзажи.

Что же стало с особняком? Динг покинул Россию и продал свой бизнес российскому предпринимателю еще в начале Первой мировой войны. Фабрика продолжает работать до сих пор, а сам особняк сейчас используется в качестве жилого дома.

Надеемся, что благодаря нашей подборке ваши прогулки по Москве станут еще интереснее и увлекательнее. Ведь намного приятнее не просто любоваться старинными зданиями, но и знать их, порой, удивительные истории.

Самые красивые дома Москвы. Особняк в стиле модерн

Продолжая рубрику Самые красивые дома Москвы, добавлю в неё особняк Л.И. Гельтищевой - нарядное здание, выделяющееся среди общего ряда строений и привлекающее внимание всех проходящих мимо. Небольшой домик в Среднем Овчинниковском переулке - эффектный образец московского модерна. В 2000-х годах здание было отреставрировано. В сентябре 2015 года этот участок Среднего Овчинниковского переулка стал пешеходным. Название переулок получил по слободе овчинников (скорняков), находившейся здесь с XVII века.

1. Дом № 8 состоит из нескольких разновременных построек.

2.

3. Самое раннее строение относится к 1834 году, когда сын местного купца Стебнева выстроил двухэтажный каменный дом. Во второй половине XIX века в нём открылась небольшая фабрика, для которой архитектор Ф.Ф. Воскресенский спроектировал несколько производственных построек.

4. В 1904 году особняк был основательно перестроен для новой владелицы Л.Я. Гельтищевой. Его фасад приобрёл характерные формы модного в то время стиля - модерна. Для облицовки была использована плитка бирюзового цвета, в сочетании с двумя дополнительными цветами - жёлтым и розовато-коричневым.

5.

6. Имена супругов Гельтищевых - Лидии и Ивана, видны в виде искусно переплетённых букв на фасаде.

7. Цветочная композиции из многоцветной мозаикой украшает верхнюю часть фасада.

8.

9.

10. Кроме того, фасад обильно украшен лепниной - растительным скульптурным декором.

11.

12. Облик дома дополнен коваными ажурными решетками парапета на крыше здания.

13.

14. Вид со двора дома на переулок.

15.

16.

17.

18. Строения торгового центра "Аркадия" охватывают особняк с трёх сторон.

19.

20. Задний фасад здания со стороны двора.

Архитектор Флегонт Флегонтович Воскресенский (1859-1926) - один из представителей московского модерна. В 1874-1882 годах учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчеств, по окончании получил звание классного художника архитектуры. Начал самостоятельную архитектурную практику с конца 1880-х годов. Вступил в Московское архитектурное общество в 1905 году. Имел обширную частную практику в Москве. В 1910-х годах работал архитектором Страхового общества "Россия", выполнив для него несколько крупных проектов. После Октябрьской революции Ф.Ф. Воскресенский архитектурной практикой уже не занимался.

Творческий сайт Григория Одинцова - Модерн

Страницы сайта

Проектные работы

Приложения к сайту

Визитка сайта

Статистика

Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей: 0

Яндекс метрика

Модерн – архитектурный стиль рубежа XIX - ХХ вв.

       Модерн получил огромную популярность в наши дни, в постсоветский период. Издано много красивых книг, проводится много экскурсий по осмотру особняков модерна, модерн стал в определенной степени «модной темой». Но популярны именно шикарные особняки, и в представлении многих модерн и является роскошной архитектурой для небольшой кучки богачей конца XIX - начала ХХ века. На самом деле модерн, как архитектурный стиль, значительно шире и охватывает почти все виды строительства.

Поэтому я разделю модерн на отдельные главы, что бы было понятнее его значение в истории архитектуры России:

1. особняки,
2. многоэтажные жилые дома,
3. общественные здания 
4. церкви,  
5. деловые и промышленные сооружения.

       Термином «Модерн» определяется архитектура, резко восставшая против подражательности. Лозунг модерна – современность и новизна. Системы художественных форм, сколько-нибудь родственной ордеру или «стилям» эклектики – в модерне вообще не существует.
Свойственному прошлым стилям принципу проектирования здания «снаружи – внутрь», от формы плана и объема к внутреннему расположению помещений, в модерне противостоит противоположный принцип: «изнутри – наружу». Форма плана и фасада не задается изначально, она вытекает из особенностей внутренней планировочной структуры. Модерн можно назвать первым этапом всей современной архитектуры.

       За годы проектной работы мне довелось встречаться с очень многими архитекторами, и на работе в проектных организациях, и на встречах в Союзе архитекторов. А уж в комнатах, где работают большие коллективы проектировщиков, общих разговоров об архитектуре было предостаточно. И могу сказать, что в 1960 – 1980 гг. здания модерна не вызывали особого восторга. На них смотрели с недоверием, как на чуждый элемент в городской застройке, как на здания излишне вычурные снаружи и абсолютно не функциональные по внутренней планировке. В общем – так оно и есть. Но сегодня модерн в моде. И главное внимание уделяется не архитектуре как таковой, а отделке фасадов, особенно деталям отделки.

1. Особняки модерна

Конечно, имя Федора Шехтеля нужно назвать в первую очередь, оно сегодня является как бы визитной карточкой модерна. Особняк Рябушинского в самом центре Москвы, вблизи Никитских ворот хорошо известен. Этому зданию в какой-то мере повезло, в нем размещается музей Горького, и его интерьеры были всегда доступны для осмотра. Но большинство особняков модерна в Москве занято посольствами и другими дипломатическими учреждениями и попасть в них весьма сложно. Даже фотографирование с улицы вызывало негативную реакцию у охраны. Так что я вынужден начать именно с особняка Рябушинского.

 

Причудливые и как бы нереальные окна и рисунок оконных переплетов.
Ограда сливается с крыльцом, а крыльцо с самим домом.
Во всем видна полная индивидуальность и раскрепощенность, никакие каноны не сдерживают
фантазию авторов. Вот это и есть модерн.




Внутри особняка каждого входящего в первую очередь поражает огромный холл и невиданная лестница с такими индивидуальными перилами, что нас, посетителей семидесятых годов, это повергало в изумление - ну разве это возможно сделать?
 
 

Особняк Листа в Глазовском переулке, 1898-99 гг. Арх. Л.Кекушев


Кубический объем фасадов прерывает только угловая лоджия. Затенённый проём лоджии придаёт композиции дополнительный контраст и подчёркивает пластичность выполненной из полированного чёрного гранита толстой колонки, с фантастической капителью. Детали отделки особняка очень своеобразные, и их можно долго изучать.  

Собственный особняк Л.Кекушева на Остоженке можно особо выделить в ряду построек эпохи модерна. В нем принцип проектирования здания «изнутри – наружу» виден особенно ярко. Автор создал удобный для него план дома, а фасад не задан изначально, он скорее вытекает из внутренней планировочной структуры.

 

Фантазия на тему причудливого средневекового замка видна сразу. И наружные стены следуют за планом здания, выделяя залы, кабинеты и лестницу. Многогранная башенка является главным акцентом особняка, главным элементом, который запоминается.

Особняк в Рюмином переулке найти сложно, он спрятан в паутине улиц и переулков около Таганки. Здание довольно простое для модерна, но детали отделки и, особенно ограда, создают образ необычного сооружения на окраине старой Москвы.


Особняк Д.Беляева в Рюмином пер., 1903 г. Арх. А Галецкий


Но вот башенка в правом верхнем углу принадлежит не особняку, а высотному дому на Котельнической набережной.

Особняк в Рюмином переулке. Эффектная ограда, сквозь которую можно увидеть

фрагменты дворового фасада.
Все боковые фасады особняка с улицы практически не видны.


2. Многоэтажные жилые дома модерна

Так что я вынужден огорчить всех любителей модерновых особняков, в общем объеме строительства на рубеже веков эти элитные дома занимают скромное место. Самое большое количество сооружений в стиле модерн приходится на многоэтажные жилые дома. Доходные дома, построенные на рубеже веков, и сегодня составляют весомый процент застройки в центральных частях крупных городов. Конечно, обе столицы лидируют в этом перечне.


Доходный дом Афремова у Красных ворот, 1904 г., арх. О.Шишковский


Во время строительства считался самым высоким зданием Москвы
 25 октября 1904 года у Красных ворот толпились зеваки. Задрав головы, смотрели они на новый  домище, выстроенный водочным фабрикантом Афремовым.
Этажи считали вслух, почти что хором. С одной стороны восемь, с другой — восемь с половиной. Фасад здания решен архитектором в модном стиле модерн: четкая линейная прорисовка карнизов, декоративные детали, витые решетки балконов, металлические кронштейны, суженные дверные проемы. Дом кажется даже выше, чем есть. Хотя куда уж выше? 

Доходный дом в Оружейном пер. в Москве. 1911-12 гг. Арх. Э.Нирнзее


Пример очень высокого здания. Хорошо читается вертикальный рисунок стены и высокие окна, в сочетании с минимальным количеством деталей отделки. Главный акцент сделан на угловую часть дома с эффектным завершением.

Доходный дом в Подсосенском пер., 1903 г. Арх. Г.Макаев.
Кривые линии, растительный орнамент на стенах, эркеры и балконы


Это здание выделяется в ряду построек московского модерна. Фасад насыщен разнообразными деталями — эркерами, балконами, окнами с фигурными рамами. Угол дома оформлен полукруглым эркером с небольшими узкими окнами. Стены эркера украшены скульптурными изображениями причудливых стеблей. По своим художественным характеристикам здание тяготеет больше к особнякам, чем к доходным домам (можно сказать – пятиэтажный особняк в стиле модерна, в шутку, конечно).
 
Доходный дом Строгановского училища занимает целый квартал между Мясницкой ул., Банковским и Кривоколенным переулком. Пятиэтажное здание плотно вписано в габариты участка. Архитектурное решение строгое, в основе вертикальные тяги.

Доходный дом Строгановского училища, 1904 г. Вид с Мясницкой ул.


Уличные фасады украшены характерными для модерна майоликовыми панно. Здание построено по проекту Ф.Шехтеля в 1904 г.
Но обнаружить в нем какие-то характерные для этого мастера штрихи весьма проблематично. Просто доходный дом с дворами - колодцами, очень затесненными. Планировка типична для доходного дома.

А вот следующий дом отличается повышенной декоративностью своего фасада -

Доходный дом Исакова:



Доходный дом Исакова на Пречистенке в наши дни вызывает огромный восторг.
Дом построен по проекту Л.Кекушева в 1904-1906 гг. Фасад очень пластичный и, хочется сказать - нарядный. Его объединяет сильная пластика боковых вертикальных эркеров и центральной лоджии-балкона, и огромный свес крыши.
Но, как и обычно бывает в доходных домах, в доме один парадный фасад, все остальные дворовые фасады – просто кирпичные стены без отделки.

Интересно посмотреть планировку этого доходного дома. Уже взглянув на общий размер плана, ясно – видимый с Пречистенки фасад является «видимой частью айсберга». В доме на этаже размещены 4 (четыре!) огромные квартиры, условно обозначим их - А, Б, В, Г. Квартиры А и Б - двухсторонней ориентации, посолиднее и пореспектабельнее. Квартиры В и Г – смотрят во дворы и односторонней ориентации - для тех, кто поплоше. В доме 4 лестницы. Одна – в центре, парадная, для господ, ее размер 4 х 8 = 32 кв.м. Входы в квартиры А и Б - с основной площадки, в две остальные – с промежуточной. Соответственно, фасадный и дворовый блоки сдвинуты по высоте на полэтажа. Три «черные» лестницы, по которым поднималась в начале 20 века вся прислуга-обслуга, разносчики, дворники, и т.д. ….


Коммунальные квартиры, в одной из которых я когда-то побывал, сегодня выкуплены новыми состоятельными людьми. И может быть сегодня в этой квартире аналогичная ситуация, такая же как и сто лет назад.



Доходный дом Орловых на Смоленской площади, фото 1980-х гг.

В этот магазин «Обувь» каждый москвич заходил не один раз, конечно же. И может быть только  один из ста покупателей взглянул внимательно на архитектуру здания. А дом очень интересный, хорошо поставленный на углу Смоленской площади. Изначально это доходный дом Орловых, 1900-е годы, арх. В.Шервуд. Акцент сделан на решение угловой части, благодаря чему здание является одним из главных и градообразующих сооружений площади.  
 
Жилой дом на Ордынке. Модерн находит  новую структуру жилого дома. Размещенные в сторону уличного фасада остекленные лестничные клетки становятся вертикальными осями, к которым прикрепляются ячейки окон жилых квартир.  Характерный пример невысокого и довольно скромного в отделке дома. Можно сказать – типового дома эпохи модерна, очень похожих домов в Москве можно найти многие десятки.

  Пятницкая ул. 20, доходный дом, 1911 г.


Необходимо также сказать об очень важной исторической детали, о которой сегодня не любят вспоминать. Жилые дома модерна, которые строились в Москве, превышали всю окружающую застройку тех лет, они вторгались в историческую среду, поставленные вплотную к остаткам дворянских усадеб и небольшим двух-трехэтажным домам.   

Доходный дом Громова на Пятницкой, 17 - 1908 г.


И еще несколько чисто теоретических воззрений на модерн. Я уже говорил в самом начале, что сегодня модерн в большой моде, и восхищаться им стало признаком хорошего тона. Но так  было не всегда. Недавно у Ахматовой прочел вот такие строки, написанные, правда, про Петербург:

«Особенно зимой, перед рассветом
Иль в сумерки - тогда за воротами
Темнеет жесткий и прямой Литейный,
Еще не опозоренный модерном...»

Скорее всего, Анна Андреевна была возмущена не самой архитектурой модерна, а агрессивным строительством новых зданий в историческом центре городе. Так что отношение к стилю модерн менялось с годами, и то, что сегодня так нравится нашим современникам, измученным созерцанием панельных домов – когда то воспринималось без восторга. Напомню, что многоэтажный модерн на рубеже веков весьма активно вторгался в историческую городскую среду, и в Москве, и в Питере, и в других крупных центрах России.

3. Общественные здания в стиле модерн

Построенный  в 1899-1905 гг. комплекс гостиницы Метрополь с залами, ресторанами, кинотеатром и другими подразделениями и сегодня является одним из крупнейших общественных зданий в центре Москвы. Помимо основных авторов – В.Валькота,
Л.Кекушева, Н.Шевякова - здание на разных этапах проектировала большая группа архитекторов. Один из наиболее известных комплексов, выдержанных в стиле модерн. Большое по размерам здание занимает весь квартал, но при этом не кажется тяжеловесным. Фасады проработаны очень тщательно - первый этаж решен темой крупных арок, выше применены вертикальные эркеры, ленточный балкон с ажурной решеткой и огромное внимание уделено художественному оформлению. Майоликовые панно и самое главное украшение здания, огромное панно «Принцесса Греза» расположено на высоте крыши здания. Внутренняя отделка холлов и залов поражала современников своей изысканной роскошью.

 

Гостиница Метрополь, Центр города, наполненный трамваями и пешеходами. Фото 1912 года

 
В процессе строительства в первоначальный проект В.Валькота были внесены существенные изменения. В частности, центральный зал комплекса, решённый в виде перекрытого стеклянным куполом атриума и планировавшийся под театральный зал вместимостью 3000 зрителей, был переделан под ресторан. Вообще внутренняя отделка холлов и залов поражала современников своей изысканной роскошью. Но я пишу обо всем этом из книжных источников, так как в послевоенные годы Метрополь был во власти «Интуриста» и простому москвичу попасть внутрь было невозможно. Но зато для нас был открыт двухэтажный букинистический магазин с хорошим набором красивых книг (но только очень дорогих), и кинотеатр с фильмами на иностранных языках. Этот зал охотно посещала молодежь, используя возможность пополнить свои знания по изучению ин-яза.
 


Панно «Принцесса Грёза», выполненное по эскизам М.Врубеля

Наш знаменитый  Художественный театр в Камергерском переулке  был перестроен по проекту Ф.Шехтеля в 1902 г. для Художественного Общедоступного театра. Работы велись на средства С.Морозова. Ф.Шехтель проектировал и вел строительство
безвозмездно. Но главный фасад из-за нехватки средств на строительство так и не был завершен, и основная стена осталась, фактически, от предшествующего корпуса.
Но тем не менее, все детали решены в едином стиле модерна - двери, переплеты окон, фонари, знаменитая эмблема чайки над волнами. Оформление интерьеров, орнаменты, эскиз занавеса  - выполнены тоже  Шехтелем. Правый подъезд театра украшает гипсовый горельеф  А.Голубкиной «В волнах». Шехтель разработал проект поворотного круга сцены, спроектировал вместительные подсценические трюмы. Зрительный зал был рассчитан на 1 200 мест. Здание и все его интерьеры были выполнены в духе нового понимания роли театра в жизни города.

Открытка 1900-х гг.



Современное состояние пешеходного Камергерского переулка и здания МХАТ


4. Церкви в стиле модерн

По странной иронии судьбы, большинство московских церквей в стиле модерн построено для старообрядческих общин. История вопроса может быть не всем известна. Церковный раскол, начавшийся после реформ патриарха Никона, разделил русскую церковь на две неравные части. И старообрядчесво преследовалось в России с середины XVII века и до 1905 года. Приверженцы старообрядчества именовались «раскольниками» и преследовались церковными и светскими властями. Однако репрессии царского правительства против старообрядцев не уничтожили это течение в русском христианстве. В XIX веке, по некоторым мнениям, до трети русского населения были старообрядцам. 17 апреля 1905 года был дан Высочайший Указ «Об укреплении начал веротерпимости», который, в числе прочего, отменял законодательные ограничения в отношении староверов, и в частности – им разрешили строить свои церковные здания.
И вот получилась интересная картина. Суровые старообрядцы, всегда придерживавшиеся «старины», вдруг стали заказчиками совершенно новых церквей в стиле модерн.
Здесь надо опять начать с персоналий. Архитектор И.Е.Бондаренко был одним из первых зодчих, который начал проектировать и строить старообрядческие церкви. Предоставленная ему творческая свобода дала возможность создать целый ряд интереснейших церковных зданий.

Старообрядческая церковь в М. Гавриковом пер., 1909-11 гг. Арх. И.Бондаренко 

 
Только что построенное здание церкви. Фото 1911 г.


 
Фото 1983 г. Церковь в окружении старых домов смотрелась очень интересной и колоритной. Впервые я ее увидел в 1965 г. и был зачарован такой необычной архитектурой, тем более церковь стояла в окружении двухэтажных домов старой Москвы. Церковь, но …. какая-то особенная, ни на что не похожая, так мне тогда подумалось.  

Позднее вокруг появились многоэтажные дома, а потом здание оказалось на трассе ТТР.


Анализируя архитектуру церковных построек в стиле модерн, я всегда был удивлен тем, что старообрядчество, очень замкнутое общество со своими законами и канонами, веками охраняемой традиционностью во всем – и вдруг совершило такой резкий поворот к новой архитектуре, архитектуре самой современной для того времени. Церкви в стиле модерн запоминаются, их ни с какими сооружениями спутать невозможно.
Но как же быть с «приверженностью к старине»? Моя жена ответила на мой вопрос так – старообрядчеству очень понравилось то, что их церкви стали отличаться от «никонианских» церквей. У старообрядцев появились духовные центры с ярко выраженной архитектурой, а именно выйти из тени, в которой они веками пребывали, старообрядчество очень даже хотело.
 
Еще более интересна старообрядческая церковь в Токмаковом переулке. Построена в 1907—1908 годах архитектором И. Е. Бондаренко в стиле модерн, с колокольней под двускатной кровлей. Все сооружение наполнено сказочными фантазиями, здесь и намек на колокольни деревянной архитектуры Русского севера, и творческое переосмысление истоков древнерусской архитектуры Пскова и Новгорода. Но именно творческое, без копирования и заимствований.
 
И другие проекты в стиле модерн, как например храм-колокольня на Рогожском кладбище в Москве создают настолько яркие образы нового типа Русского храма, что можно говорить о создании принципиально новой художественной концепции в культовой архитектуре тех лет. 

Колокольня с церковью на Рогожском кладбище, 1908 -1913 гг. Арх. Ф. Горностаев


5. Деловые и промышленные сооружения

Скоропечатня Левенсона  в Трехпрудном переулке
Ансамбль зданий в Трехпрудном переулке был построен в 1900 году по проекту Ф.Шехтеля. Заказчиком выступило «Товарищество скоропечатни А.А. Левенсона».

Комплекс состоит из двух главных составляющих – административного здания, которое занимали редакция и издательство, и производственно-типографского корпуса. Фасад по улице представляет собой некий модерновый особняк, но только трехэтажный и никаких производственных мотивов в себе не несет.


 

 
А вот находящийся в глубине двора производственный корпус как раз очень интересен с точки зрения модерна в промышленной архитектуре. Четкие вертикальные пилоны, простые большие окна – в общем, хороший модерн, и очень жаль, что его нельзя увидеть с улицы.

Значительно более новый подход к образу конторского здания мы видим в другом сооружении - Торговом доме Московского купеческого общества в Москве по адресу Малый Черкасский переулок, 2.

 

Торговый дом Московского купеческого общества в М.Черкасском пер.,2. Фото 1910 г.


Здание построено по проекту Ф.Шехтеля в 1909—1911 годах. Здание являлось конторским и предназначалось для сдачи в аренду членам общества. В основе композиции фасада лежат вертикальные и горизонтальные членения в виде больших окон и активных вертикальных пилонов. Здесь модерн выступает уже в новой роли, и в его облике можно рассмотреть элементы будущего конструктивизма.
Да, забегая вперед на несколько лет, нужно сказать, что будущий конструктивизм возник не из ничего. Конструктивизм вырос из модерна, именно вот из подобного «делового» модерна.Современная фотография

Дом № 5 на Большом Путинковском переулке построен в 1907–1908 годах по проекту архитектора Ф.Шехтеля. Здание предназначалось для типографии и редакции прогрессивной газеты «Утро России», основанной предпринимателем и общественным деятелем П. П. Рябушинским. 

Россия во времена своего «развитого капитализма» активно строила многочисленные промышленные здания. Рассказать о них подробно просто не представляется возможным, это отдельная тема, которая требует большой исследовательской работы. Каждый пассажир электрички, подъезжая к любому московскому вокзалу, видит эти постройки – заводы, цеха, железнодорожные сооружения и пр. Многие из них появились еще во время господства эклектики, многие построены в духе модерна. Они чрезвычайно интересны, как например пассажирские стации московской кольцевой железной дороги. Но вскоре мы их увидим из окон обновленной пассажирской МОЖД.  Так что тему промышленного модерна я вынужден ограничить только одним, но зато всемирно известным сооружением. Это, конечно, Ярославский вокзал:

Ярославский вокзал, 1902 г, арх Ф.Шехтель. Фото 1912 г.

 

В 1902 к старому зданию вокзала был пристроен новый фасад с залом ожидания

 
Модерн не копирует древнерусскую архитектуру. В наружном оформлении вестибюля использованы пластически акцентированные формы гигантской входной арки, килевидного козырька над ней, обрамляющих её полукруглых пилонов со стилизованными крепостными башенками, высокой «теремной кровли». Своего рода сказка в духе русской северной старины. Вертикальному силуэту вестибюля вторит высокая левая башня с шатровым завершением. Все это как бы должно рождать ассоциативные связи с образом русского Севера.

Я представил краткий отчет об основных этапах развития архитектурного стиля «модерн» в Москве. Как и обычно - в своих статьях я в основном рассказываю свои впечатления об этих зданиях. Иногда раскрываю хорошие книги по истории архитектуры, но в основном для того, что бы только уточнить отдельные исторические моменты.

Фотографии почти все привлечены из интернета, и только для того, чтобы проиллюстрировать описываемое здание.

Москва. 12 июля 2016 г.
Статья дополнена новыми материалами по жилым домам и общественным зданиям - 22 июля 2016 г.


Новости сайта

- 11 января 2020 г.

Сегодня у моего Творческого сайта юбилейная дата, ему исполняется 10 лет :))

- 21 ноября 2019 г.

Сегодня на сайт добавлен раздел Яндекс-метрика - в левой колонке внизу. При клике раскрывается таблица с детальной статистикой.

- 15 ноября 2019 г.

- 7 ноября 2019 г.

Недавно решил поменять доменное имя сайта на более короткое и четкое. И сегодня мой сайт появился в интернете с новым доменом - odintsof.ru - некоторая вольность перевода с русского языка на компьютерный вполне понятна.

- 10 октября 2019 г.

Подготовка материалов для Альбома моих авторских работ подходит к завершению. Описание проекта, фотографии чертежей и построенных зданий, небольшой обзор истории проектирования и строительства каждого объекта. Солидный список получается.

- 25 августа 2019 г.

Добавил в раздел Приложения к сайту ссылку на Старые фотографии Pastvu - несколько лет назад это был мой основной сайт.  

- 15 июня 2019 г.

Из Союза Архитекторов пришло письмо с напоминанием, что у меня в этом году юбилей ... 75 :)) И к торжественному заседанию необходимо подготовить ЮБИЛЕЙНЫЙ АЛЬБОМ о своей творческой деятельности. Теперь я занят новой работой - подготовкой Альбома. Нахожу в домашнем архиве чертежи, фотографии, надо будет сфотографировать и свои московские постройки. Объектов очень много, выбираю наиболее интересные - и проекты, и построенные здания. В общем - впереди большая работа.
- 1 июня 2019 г.
Система настойчиво предлагала создать "Визитку сайта", и я наконец-то решил её оформить. Хотя реклама мне не нужна, но у визитки оказались и другие функции, весьма нужные.

- 12 мая 2019 г.

Начал писать воспоминания о Суздале, в котором бывал много раз. От первых встреч с тогда еще тихим, уютным и совсем не туристическим городком. И до Суздаля с отелями, мотелями, и асфальтированными улицами. Я рисовал Суздаль в течении почти сорока лет. Сегодня нахожу эти работы в пожелтевших папках, фотографирую или сканирую листы. Получается конечно не настоящая акварель, но зато можно показать на компьютере.

- 10 мая 2019 г.

На лист Невыдуманные рассказы добавлены акварели, сделанные в Каневе в 1966 году - виды Днепра и заднепровских далей. И рассказ оживает на глазах!

- 27 апреля 2019 г.

На окраине Владимира в 1960-е годы было удивительное место, до которого и добраться было непросто. Всемирно известный храм "Покрова на Нерли" адреса не имел, а место называлось - "урочище". Вчера вспоминал Путь к Покрова на Нерли...

- 21 апреля 2019 г.

И вот новая работа о Боровске, городе, где почти нет высокой архитектуры, но интересном и живописном.

- 14 апреля 2019 г.

Подготавливая статью о дворе дома в Лаврушинском переулке, вдруг увидел, что тему «Замоскворечье» - уже можно выделить в самостоятельный раздел. Сделано :))

- 1 апреля 2019 г.

Первое апреля, уже настоящая весна, нешуточная. Подготовил рассказ-воспоминание о старом Лаврушинском переулке, и об Усадьбе с кружевными воротами.
- 10 марта 2019 г.
Добавлена правая колонка - Новости сайта. Изменить общий дизайн страницы и добавить колонку оказалось непросто. Но с помощью консультанта uCoz - все получилось!
- 20 февраля 2019 г.
Новая статья готова – Кутузовка и Поклонные улицы - как продолжение темы «Кутузовская слобода». Это воспоминания людей, которые жили рядом со мной, на одной улице, с которыми я учился в школе..
- 4 февраля 2019 г.
Большая статья про Кутузовскую слободу, написанная в 2012 г. и дополненная в 2013 -14 годах, - получит продолжение. Через «гостевую книгу» со мной связались жители нашей старой Поклонной улицы, со своими воспоминаниями и даже фотографиями. Договорились вместе подготовить новую статью.
- 6 ноября 2018 г.
Как бы заново просматриваю все страницы своего сайта - свежим взглядом…. Получается, что работа в ЖЖ в последние два года - тоже повысила мой технический уровень ))
- 2 ноября 2018 г.
Немного воспоминаний. Свой сайт я начал создавать с «нуля», в 2010 году. Первый ноутбук имел разрешение экрана 1280x800, изображение на экране было крупное. Сейчас использую более высокое разрешение, текст показался мелковат. И я увеличил размер шрифта.

- 22 октября 2018 г.
В октябре 2018 года наконец-то полностью вернулся на свой Творческий сайт. Потому что и Живой Журнал, и созданное Сообщество «Архитектурный стиль»  в ЖЖ - это конечно все прекрасно, но сайт, созданный своими руками, где даже Дизайн страницы тоже не типовой, а индивидуального изготовления - должен быть на первом месте.

10 самарских зданий в стиле модерн, которые стоит увидеть своими глазами

В прошлом выпуске рубрики «На стиле» мы обозревали советский авангард, а сегодня поговорим о том, чего он категорически не приемлет. Об утонченной декоративности и плавности линий, асимметричности, растительной орнаменталистике и прочих «украшательствах». Встречайте, рожденный в сердце Европы ответ архитектуры на промышленную революцию — его величество модерн.


Модерн

Годы существования стиля:
— в Европе — конец 1880-х — 1914 год,
— в России — конец 1890-х  — 1916 год.

Основные отличительные особенности

— Проектировка здания по принципу «изнутри наружу», что определяло сильное влияние индивидуальной внутренней планировки помещений на его внешний облик.
— Отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, асимметричных «природных» форм.
— Использование новых технико-конструктивных средств (железобетон, облицовочная керамика и т.д.).
— Широкое использование декоративных элементов, стилизованных растительных узоров, причудливых орнаментов.
— Художественное оформление конструктивных элементов здания —  лестниц, дверей, балконов и т. д.

Примечание: при подготовке материала использованы книги Вагана Каркарьяна «Модерн в архитектуре Самары» и «Самара-Куйбышев-Самара, или Три портрета одного города». Взятые оттуда отрывки выделены курсивом.


1. Особняк доктора Эриха Эрна

(Чапаевская, 165)


Дата постройки: 1900-1902 годы
Архитектор: Александр Щербачев

Один из первых модерновых особняков в нашем городе. Пожалуй, единственная полноценная работа в этом стиле самого плодовитого дореволюционного архитектора города Александра Щербачева.

«Щербачев создает динамичную, острую композицию за счет применения выступающего входного блока (как правило он располагает его асимметрично) и скошенного правого угла с круглым эркером. Александр Александрович достигает выразительности фасада, исходя из пластики наружных масс. Он варьирует «текучие» мотивы модерна в фронтоне, арочных окнах второго этажа на эркере. Декор здания очень сдержан — это свидетельство тяготения модерна 1900-х годов к лаконичности архитектурного языка».

В 1919-1920 годах особняк Эрна был штаб-квартирой самарских чекистов. А в годы Великой Отечественной войны здесь размещалось посольство Польши.


2. Особняк купцов Матвеевых

(Молодогвардейская, 69)


Дата постройки: ∼ 1914-1915 годы
Архитектор: Дмитрий Вернер

Небольшой по размерам особняк сразу привлекает внимание тем, какую площадь его фасада занимают окна. К тому же на третьем этаже они имеют причудливую, «растительную» расстекловку.

Несмотря на то, что особняк был построен в 1915 году, архитектор Дмитрий Вернер использовал в нем некоторые элементы раннего, декоративного модерна. Так, монограмма владельцев дома обрамлена двумя цветками. Малозаметный декоративный элемент — крылатое колесо («колесо фортуны»), в Российской империи было символом купеческого сословия. Такой же знак запечатлен на фасаде знаменитого Дома с атлантами.


3. Ресторан «Аквариум»

(Самарская, 95)


Дата постройки: 1913-1914 годы
Архитектор: Михаил Квятковский

Одно из главных увеселительных мест дореволюционной Самары. Построен по заказу купцов братьев Ивановых, владельцев гостиницы «Гранд-Отель» и большого винного склада на углу нынешних Венцека и Молодогвардейской.

«В этом геометрически строгом 1-3-этажном здании видны признаки рационалистической ветви модерна».

Главная «фишка» ресторана «Аквариум» — удачная компоновка строгих и лаконичных разноэтажных объемов. Единственный декоративный элемент — имитирующая купол металлическая конструкция над центральным эркером — увы, не сохранилась до наших дней.

Еще зимой 1917 года здесь кутили самарские купчики, а в марте их сменили работники профсоюзов и политических партий. Таким образом, ресторан «Аквариум» стал одним из эпицентров Февральской революции в Самаре. В позднесоветский период здесь размещался городской ТЮЗ. Сейчас ведется реконструкция здания, после которой в «Аквариум» запустят театр кукол.


4. Доходный дом Алексея Нуйчева

(Самарская, 149)


Дата постройки: 1902-1903 годы
Архитектор: Михаил Квятковский

Практически сразу после постройки в доме Нуйчева расположилась гимназия сестер Харитоновых. До строительства в 1911 году собственного здания на нынешней улице Куйбышева первый этаж арендовал Крестьянский поземельный банк, здесь у него было центральное губернское отделение.

«Дом Нуйчева имеет все внешние признаки самарского модерна — скошенный угол здания акцентирован эркером и завершен граненой башенкой. Но примечателен он прежде всего богатым скульптурным нарядом и необычной отделкой. Здесь и атланты, поддерживающие эркер (демонтированы в 1980-х годах — прим.ред.), слоники и бабочки. Кроме экзотических деталей, мы видим и традиционные: вазоны, маски <…> Декоративные детали применены так щедро, что заслонили рационализм фасада.

Модерн проявил себя прежде всего в декоре, придавая деталям роль чистого украшения: атланты худосочны, левой рукой вяло поддерживают эркер, «бабочки» заменили замковые камни в обрамлении оконных проемов. Слоновьи головы завершают пилястры. Выполнены декоративные детали по эскизам художницы — дочери Нуйчева».


5. Особняк Общественного собрания

 (Куйбышева, 157)


Дата постройки: 1914 год
Архитектор: Дмитрий Вернер

Заказчиком строительства выступило Общественное собрание служащих казенных и общественных организаций Самары. Здесь устраивались балы, литературные вечера, драматические представления, научные лекции и т.д.

Здание выполнено в стиле позднего, рационального модерна. Наиболее парадный вид имеет фасад, выходящий на улицу Куйбышева. Здесь расположено столь характерное для модерна крупное окно с причудливой расстекловкой, украшенное замковым камнем в виде мужской маски. Металлический козырек на цепях первоначально имел стеклянное покрытие.

После революции в особняке общественного собрания размещались различные советские учреждения и  организации, в том числе «Дом Крестьянина» (1920-е годы). С 1975 года здание принадлежит военно-историческому музею ПурВО.


6. Гостиница «Гранд-Отель»

(Куйбышева, 111)


Дата постройки: конец XIX века. Реконструкция фасада в стиле модерн — 1909 год
Архитектор: Михаил Квятковский

«Реконструкция наложила свой отпечаток на архитектуру симметричного здания. Стиль модерн демонстрировал совершенно новый рисунок и форму орнамента, предпочитая декоративно искривленные линии».

Михаил Квятковский использует здесь свой любимый цветочный декор. Приобретают природный, обтекаемый вид балконы. Орхидеи украшают не только фасад, но и интерьеры гостиницы.

Что любопытно, в книге «Вся Самара» 1925 года написавший статью «Архитектура Самары» Константин Головкин определил стиль этого здания как «декаданс».


7. Особняк Василия Сурошникова

(Алексея Толстого, 41)


Дата постройки: 1909-1912 годы
Архитектор: первоначальный проект — Федор Шехтель, надзор за строительством — Александр Щербачев

«В архитектуре особняка видны принципы позднего модерна: здесь и грубая кладка цоколя из жигулевского известняка, и облицованные глазурованной плиткой стены. Отличает этот дом и скошенный угол с балконом на высоких кронштейнах, и запоминающая граненая башня на углу улиц. Дом фиксирует важный градостроительный узел, диагональная ось которого совпадает с диагональю перекрестка. На углу самарских кварталов возводились, как правило, более внушительные по размерам дома. Эти особенности самарского зодчества нашли отражения в композиции здания, в котором угадывается, на мой взгляд, влияние «северной ветви» модерна.

Угловой балкон напоминает машикули правой башни Ярославского вокзала в Москве».

В особняке Сурошникова имелись все привычные нам, но еще редкие для Самары XX века блага цивилизации — электричество, водопровод, центральное отопление, телефонная связь.


8. Особняк Курлиной

(Фрунзе, 159)


Дата постройки: 1903 год
Архитектор: Александр Зеленко

«Наше все» самарского модерна. Квинтэссенция классических черт и принципов этого стиля. В советский период был ценен совсем по другим причинам.

«Для модерна вообще, а для творчества Александра Зеленко в частности, характерны органическая связь фасада с внутренней пространственной организацией помещений. Выразительность угла здания выявлена вертикалью граненого эркера. <…> Композиция особняка рассчитана на восприятие с разных точек. В процессе движения вокруг дома открываются новые и новые картины. <…> Ажурные ворота и решетки являются великолепными образцами русского художественного металла».

В послереволюционной истории особняка было много всего: штаб анархистов, контрразведка белочехов, посольство Швеции, детский сад и т.д. Что любопытно, первый музей здесь открылся еще в середине 1920-х годов. Это был музей гигиены и охраны труда.


9. Особняк Новокрещеновых

(Фрунзе, 144)


Дата постройки: ∼ 1907-1909 годы
Архитектор: Михаил Квятковский

Как и в случае с особняком Матвеевых, размер не имеет значения. Уютный и камерный дом Новокрещеновых — прекрасный образчик раннего, декоративного модерна.

«Это наиболее целостный, яркий пример архитектуры ар-нуво (французское название стиля модерн — прим. ред.). В этом особняке видны признаки раннего модерна — асимметрия, декоративность, символичность, построение «изнутри-наружу», своеобразие формотворческих стилизованных форм растительного мира, подчеркнуто яркий, индивидуализированный облик дома как единого произведения искусства.

Особенность этого шедевра самарского ар-нуво заключается в том, что особняк создан в 1909 году, в переломное для модерна время, когда практически в архитектуре России утвердился неоклассицизм — архитектура классицизма в эпоху модерна».

Стоит отметить, что 1910-1916 годы в Самаре отмечены появлением построек, сочетающих в себе как модерновые приемы, так и элементы классической архитектуры. К таковым можно отнести здание Банка внешней торговли (Куйбышева, 90) и особняк Аржанова (Куйбышева, 93).


10. Дача купца Константина Головкина

(Советской армии, 292)


Дата постройки: ∼ 1908-1909 годы
Архитектор: Константин Головкин и Валентин Тепфер

Дачи самарского купечества были украшением волжского левобережья. Предпочтение отдавали стилю мавританскому, и лишь самарский Леонардо да Винчи — Константин Головкин — выбрал для своей загородной резиденции стиль модерн.

«Дача Головкина — это романтический гротеск, граничащий с мистикой, дом-миф. Построен из пустотелого кирпича и бетонных блоков. Поэтому в доме своеобразная акустика. Дача — с крупными пластическими объемами, прорезанными узкими, щелевидными, подобно бойницам, окнами, со скульптурой загадочной девушки, выходящей из волны и «агрессивно настроенными» слонами. <…> Поверхность стен гладкая, с очень скупой орнаментикой. Лаконичность, даже аскетичность геометрических объемов ближе к стилистике конструктивистов.

Таков образ этой постройки — загадочный, таинственный, с узкими окнами, через которые свет проникал слабо — днем жгли свечи.»

Что любопытно, в книге «Русский модерн» известного историка архитектуры Елены Борисовой дача Головкина почему-то названа «дачей Беляева».


Читайте также:

Фотографии: Влад Виноградов

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город», ВКонтакте и Facebook

comments powered by HyperComments

Московский модерн, часть 2 | Travel Bug

Не далее как вчера мы с супругом смеялись над тем, что при знакомстве со мной он был несколько насторожен моим пристрастием к творчеству Мэрлина Мэнсона и группы Cradle of Filth. «Да уж, — говорю я, — времена меняются, и годы берут свое. Со временем бунтовать становится лень да и попросту неуместно, и эпатажные увлечения сменяются более спокойными. Хожу теперь по Москве и „по-пенсионерски“ разглядываю архитектуру».

В этой заметке решила объединить самые интересные для меня архитектурные шедевры столицы в стиле модерн.

Начну со здания, которое, собственно, и пробудило во мне когда-то интерес к модерну. Однажды в выходные, когда было нечем заняться, я забронировала групповую экскурсию по Китай-городу и пошла морозить кости вместе с кучкой таких же любопытствующих зевак, как я.

Экскурсия была в высшей степени интересной, но оживилась я больше всего в конце, когда нас подвели к особняку Бахрушина–Бардыгина, где нынче находится посольство Индии.

Это здание меня вмиг околдовало. Знаете, бывают такие моменты в жизни, когда в мозгу вдруг явственно раздается щелчок: «Мое». Подобные сигналы поступают нечасто, поэтому, когда такое случается, на душе становится светло и радостно без причины — обожаю это состояние! С тех пор я изучила практически все шедевры московского модерна, познакомилась с венским и венгерским сецессионом, но это первое, произведшее на меня когда-то сильное впечатление здание остается для меня особенным.

В 1896 году известный купец и фанатичный библиофил Алексей Петрович Бахрушин покупает этот дом для размещения своей разросшейся коллекции книг, и архитектор К. Гиппиус, перестраивает его из старого дома купцов Латышевых.  После смерти Бахрушина его супруга продает этот особняк купцу Бардыгину, и в 1911 году Бардыгины заново отделывают фасад с помощью архитектора Барютина.

Дом был переделан уже на излете популярности ар-нуво, но его черты характерны как раз для раннего московского модерна.

В особняке прослеживаются черты франко-бельгийского варианта стиля ар-нуво, для которого характерно использование и переосмысление мотивов барокко и рококо с их вычурностью, обилием декоративных деталей, пышностью и плавным очертанием элементов декора.

Пожалуй, самой примечательной деталью особняка являются вазы со змеями на уровне крыши, благодаря которым здание получило неофициальное название «дом беседующих змей».

Бардыгинский особняк, как и многие другие московские здания в стиле модерн, окутан мистическим ореолом, который наш недружелюбный климат и промозглая погода только усиливают.

Богато украшенные ворота, где основную скрипку играет подсолнух — один из главных цветов модерна.

Как правило, особняки в стиле модерн создавались в Москве специально под конкретного заказчика, когда при постройке дома полностью учитывались его интересы (как, например, в особняке Рябушинского, который Шехтель разрабатывал с большим вниманием к потребностям будущих хозяев), но вместе с тем существовала и другая практика — постройка особняков под ключ с целью последующей продажи состоятельным жильцам. Особняк Гутхейля и соседствующий с ним особняк Якунчиковой в Пречистенском переулке как раз к таким и относятся. К типовой застройке того времени их, тем не менее, причислить нельзя. Эти особняки представляли собой высокохудожественные архитектурные сооружения, призванные решить главную задачу модерна — создания выдающегося архитектурного произведения, которое воспитывало бы в заказчике–потребителе вкус и заставляло бы его задуматься о высоком.

Деятельность Московского торгово-строительного акционерного общества, созданного в 1900-х годах Яковом Рекком, вполне соответствовала этому принципу. В Пречистенском переулке было задумано построить несколько особнячков, которые предполагалось продавать заказчикам с полной отделкой и обстановкой.

Особняк Гутхейля, как и соседний, были построены архитектором Валькотом, англичанином по происхождению. Догадаться о том, что эти здания принадлежат авторству одного зодчего не так-то просто, потому что по виду они очень разные. Этот особняк выкупил у общества К. А. Гутхейль — владелец нотоиздательской фирмы. Карл Александрович, возглавивший основанную его отцом музыкально-издательскую фирму «А. Б. Гутхейль» в 1882 году, превратил ее в одно из крупнейших нотных издательств Российской Империи. Издатель­ство Гутхейля опубликовало большинство произведений С. В. Рахманинова, сочинения М. А. Балакирева, А. С. Аренского, А. Т. Гречанинова и многих других композиторов.

Особняк выполнен в стиле французского модерна. Здание симметрично уравновешено одинаковыми объемами с обеих сторон, центральная часть немного выдавлена вперед и украшена крыльцом с красивейшим стеклянным козырьком.

Над ним размещено лепное панно с женской головкой посередине, заменяющая замковый камень арки.

Особняк облицован характерной для модерна керамической плиткой «кабанчик» нежнейшего сиреневого цвета. Окна имеют арочное завершение. Главный фасад скрывает основной объем дома, который развит в глубину двора.

Не менее известный «сосед» (особняк Якунчиковой) выполнен Валькотом в совсем другой манере — в духе рационального английского модерна. Создавая его, Валькот вдохновлялся стилем Чарльза Макинтоша, здания которого отличало практически полное отсутствие всякого декора.

Но в России без украшений никак нельзя! Русский человек издавна привык показывать свой статус за счет внешних атрибутов, поэтому макинтошевский стиль в чистом виде не встретил бы понимания в нашей стране. В результате макинтошевские детали прослеживаются только в общем облике здания — прямоугольные объемы, неглубокие эркеры и плоская крыша.

Вход украшает женская голова в причудливых переплетениях локонов — визитная карточка Валькота и в целом стиля модерн. Выражение лица у лорелеи кажется загадочным, хищным и даже несколько жутковатым.

Подоконные филенки особняка декорированы майоликой художественно-гончарного завода «Абрамцево», разнообразной по тону и фактуре. Вероятно, отделочная плитка была разработана и отлита специально для этого дома, поскольку в других постройках подобная не используется.

Вход во двор украшают две женские головки. Они выглядят более дружелюбно, чем лорелея над крыльцом, но тоже в высшей степени необычно.

Первой хозяйкой дома была Мария Федоровна Якунчикова.

Мария Федоровна происходила из купеческой династии Мамонтовых, приходилась племянницей известному предпринимателю и меценату Савве Мамонтову. Ее супруг был старшим сыном и наследником купца Василия Якунчикова; руководил бумажной мануфактурой в Наро-Фоминском, кирпичными заводами, Товариществом Петровских торговых линий в Москве.

Сама Мария Федоровна увлекалась прикладным искусством. В 1890 году вместе с женой Саввы Мамонтова она открыла на Петровке «Магазин русских изделий», где принимала заказы на изготовление предметов и вещей художественно-кустарного промысла. С 1908 года Якунчикова в имении своего дяди Абрамцево руководила столярной и вышивальной мастерскими.

После октябрьской революции особняк был национализирован.

В здании размещались Хамовнический райком комсомола, «Дом комсомола» Фрунзенского района, библиотека имени Н. К. Крупской (по другим данным — библиотека имени Н. К. Островского), а затем особняк заняло посольство Заира.

Особняк Дерожинской — пространственно-планировочным центром здания является гигантский двухсветный холл, выделенный на главном фасаде вынесенным вперед центральным объемом с крупным арочным окном, поделенным по горизонтали на три части, и мощным аттиком.

Особняк построен в 1901–1904 годах по проекту архитектора Ф. О. Шехтеля при участии его помощника А. А. Галецкого для Александры Ивановны Дерожинской. Александра Ивановна  — дочь текстильного миллионера, купца первой гильдии, потомственного почетного гражданина Ивана Ивановича Бутикова — была в высшей степени незаурядной личностью. Она три раза была замужем и со всеми бывшими мужьями умудрялась поддерживать прекрасные отношения. Из воспоминаний консула Великобритании в Москве Брюса Лохарта: «Мне занимательно наблюдать, как мадам Зимина (фамилия Александры от третьего мужа), московская миллионерша, каждое воскресенье обедала и играла в бридж со своими тремя мужьями — двумя бывшими и одним настоящим».

Именно после второго вступления в брак Александра Ивановна заказывает строительство особняка самому модному архитектору Москвы Федору Осиповичу Шехтелю (знакомству с которым она, к слову сказать, была обязана первому мужу Павлу Павловичу Рябушинскому, для семьи которого он многое построил).

Подобно созданному ранее по проекту Шехтеля особняку З. Г. Морозовой на Спиридоновке здание свободно поставлено на участке, с отступом от красной линии переулка. Как и многие другие особняки в стиле модерн, дом облицован «кабанчиком» (в данном случае светло-зеленым) и украшен головой лорелеи.

Особое внимание привлекает динамичного вида забор с гнутыми линиями. Тема движения продолжена и внутри дома с пульсирующим, свободно перетекающим пространством, подчеркнутым контрастом монументализированных элементов отделки и камерного масштаба большинства предметов мебели.

К счастью или к сожалению, во всех этих зданиях находятся теперь посольства. С одной стороны, это гарантия того, что они останутся в целости и сохранности, с другой — это лишает желающих возможности зайти во двор и изучить дома поближе, а также заглянуть внутрь. Возле Бардыгинского особняка охрана и вовсе попросила нас не фотографировать его близко и отойти на противоположную сторону улицы. Остается ждать дней открытых дверей в посольствах и надеяться на то, что когда-нибудь удастся хоть одним глазком взглянуть на то, что же скрывают в себе эти архитектурные шедевры внутри. Интерьер ведь не менее важен. Тот же Шехтель, к примеру, часто занимался разработкой внутреннего декора, который полностью гармонировал с экстерьером и поддерживал общую архитектурную задумку (яркий пример тому выше названный особняк Дерожинской и не менее известный особняк Рябушинского), поэтому при поверхностном осмотре зданий многих составляющих для создания целостной картины не хватает.

Постараюсь в будущем высыпать еще порцию особняков. Тема московского модерна не закрыта.

Дешевые перелеты в Москву

Другие интересные статьи на нашем сайте:

About Author


admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о