Отступы от красных линий градостроительный кодекс: что такое в 2020 году? Отступ при стройке – Красные линии застройки: определение, отступы, стандартные нормы

Красные линии \ Акты, образцы, формы, договоры \ Консультант Плюс

]]>

Подборка наиболее важных документов по запросу Красные линии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Красные линии

Путеводитель по судебной практике. Подряд. Общие положенияУдовлетворяя заявленные ООО "Драйв" требования, суды исходили из того, что ООО "Драйв" в соответствии с положениями статьи 716 Гражданского кодекса Российской Федерации были соблюдены требования об уведомлении администрации о невозможности выполнения работ без согласования рабочих проектов, установления красных линий, схем перераспределения земельных участков, эскизов фонтана и пр., а также предоставления документов по землеотводам, сведений по смежным землепользователям, ведомости об источниках материалов, а заказчиком не предпринято действий, направленных на устранение обстоятельств, препятствующих выполнению работ. Данные факты были установлены при рассмотрении дела N А81-3399/2009 и по правилам части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеют преюдициальное значение при рассмотрении настоящего спора.
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:

Ситуация: Как заполнить пассажирскую таможенную декларацию?
("Электронный журнал "Азбука права", 2019)Обратите внимание! При обращении к сотруднику таможенной службы не пересекайте красную линию, если в таможенном органе применяется система двойного коридора. В противном случае при наличии товаров, подлежащих таможенному декларированию, без подачи пассажирской таможенной декларации такие действия могут быть рассмотрены должностным лицом таможенного органа как недекларирование товаров (ст. 257 ТК ЕАЭС).

Нормативные акты: Красные линии

О Порядке установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 апреля 2017 года №742/пр

О Порядке установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов



В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.16; 2011, N 13, ст.1688; N 17, ст.2310; N 30, ст.4594; 2014, N 26, ст.3377; 2016, N 27, ст.4306; 2017, N 11, ст.1540) и пунктом 5.2.101_11 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 47, ст.6117; 2014, N 12, ст.1296; N 40, ст.5426; N 50, ст.7100; 2015, N 2, ст.491; N 4, ст.660; N 22, ст.3234; N 23, ст.3311, ст.3334; N 24, ст.3479; N 46, ст.6393; N 47, ст.6586, ст.6601; 2016, N 2, ст.376; N 6, ст.850; N 28, ст.4741; N 41, ст.5837; N 47, ст.6673; N 48, ст.6766; N 50, ст.7112; 2017, N 1, ст.185; N 8, ст.1245),

приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Х.Д.Мавлиярова.

Министр
М.А.Мень


Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
26 мая 2017 года,
регистрационный N 46858

Порядок установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов

УТВЕРЖДЕН
приказом
Министерства строительства и
жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 25 апреля 2017 года N 742/пр

1.1. Настоящий Порядок определяет правила установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.

1.2. Красные линии, обозначающие границы территорий, занятых линейными объектами, устанавливаются:

1) по границам земельных участков (частей земельных участков), на которых (в том числе над и под поверхностью которых) расположены линейные объекты и которые предоставлены правообладателям таких линейных объектов, в том числе на условиях сервитута;

2) в соответствии с нормами отвода земельных участков (правилами определения размеров земельных участков) для размещения конкретных видов линейных объектов, в случае, если земельный участок, на котором расположен линейный объект, не образован;

3) по границам земельных участков или координатам характерных точек частей земельных участков, границ территории, на которых (в том числе над и под поверхностью которых) расположены линейные объекты в случае, если в соответствии с земельным законодательством размещение таких линейных объектов осуществлялось без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

1.3. Красные линии, обозначающие границы территорий, предназначенных для строительства, реконструкции линейных объектов, устанавливаются по границам зон планируемого размещения линейных объектов.

1.4. На чертеже проекта планировки территории отображаются существующие (ранее установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации), устанавливаемые и отменяемые красные линии, а также характерные точки красных линий, в том числе точки начала и окончания красных линий, точки изменения описания красных линий (поворотные точки), пояснительные надписи, в том числе вид линейного объекта.

На чертеже проекта планировки территории:

существующие красные линии отображаются красным цветом;

устанавливаемые красные линии отображаются черным цветом;

отменяемые красные линии отображаются красным цветом и зачеркиваются крестами черного цвета;

характерные точки красных линий отображаются в виде числового значения по порядку черным цветом;

пояснительные надписи отображаются черным цветом.

1.5. Координаты характерных точек определяются в соответствии с системой координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

1.6. Перечень координат характерных точек красных линий приводится в форме таблицы, которая является неотъемлемым приложением к чертежу проекта планировки территории.

1.7. Красные линии считаются установленными или отмененными со дня утверждения проекта планировки территории или в случае, предусмотренном пунктом 1.9 настоящего Порядка, со дня утверждения проекта межевания территории.

1.8. На чертеже проекта межевания территории отображаются существующие и устанавливаемые красные линии, предусмотренные проектом планировки территории, в том числе в случае утверждения проекта межевания территории в составе проекта планировки территории. На чертеже проекта межевания территории красные линии отображаются красным цветом.

1.9. В случае подготовки проекта межевания территории без подготовки проекта планировки территории красные линии отображаются на чертеже проекта межевания территории в соответствии с требованиями, установленными пунктами 1.2, 1.4-1.6 настоящего Порядка. При этом перечень координат характерных точек красных линий является неотъемлемым приложением к чертежу проекта межевания территории.



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
Официальный интернет-портал
правовой информации

www.pravo.gov.ru, 29.05.2017,
N 0001201705290025

Красная линия улицы - это... Градостроительный кодекс :: SYL.ru

При возведении строительных объектов необходимо соблюсти целый ряд требований нормативных документов, составленных для этой сферы деятельности, стандартов, положений Градостроительного кодекса. Важным ограничением здесь выступает красная линия улицы. Это термин, который мы разберем. Изучим также, как она определяется в различных законодательствах, как ее объясняет ГрК.

Определение

Красная линия улицы - это линия, обозначающая существующие, изменяемые, планируемые, вновь образуемые границы территорий, участков общего пользования. На них может быть расположено следующее:

  • Автомобильные дороги.
  • Пешеходные тротуары.
  • Линии электропередачи.
  • Инженерные сооружения.
  • Линии связи.
  • Трамвайные пути.
  • Прочие линейные объекты.

Красная линия застройки отделяет публичные, общественные территории от тех участков, которые застраиваются уже частными лицами.

Почему красная? Название дано по цвету такого обозначения на проектных картах планировки территории.

красная линия улицы

Области применения

Красная линия застройки:

  • Утверждается в составе проектов планировки наделов, территорий.
  • Отображается на проектных чертежах межевания территорий.
  • Обозначается в генеральных планах населенных пунктов, городских округов, определяет границы зон различных функциональных назначений.
  • В некоторых случаях устанавливается в качестве границы каких-либо территориальных зон.

Упоминание в ГрК РФ

Что сказано о красной линии улицы в Градостроительном Кодексе? Если сравнивать с его версией 1998 года, в 2004-м толкование этого понятия было существенно расширено.

Напомним, что ранее красная линия улицы - это границы, которые отделяют территории микрорайонов, кварталов и прочих элементов планировочной структуры конкретно от улиц, площадей и проездов. Термин действовал в отношении как городских, так и сельских поселений.

Кроме того, в ГрК РФ версии 1998 года содержалось такое понятие, как линия регулирования застройки. Что это? Граница застройки, которая устанавливалась при размещении строений, зданий, сооружений - с отступом от границ красной линии.

Такое понятие уже не используется. Вместо него в различных градостроительных регламентах в перечне предельных параметров разрешенной застройки, реконструкции различных объектов капитального строительства устанавливают минимальные отступы от границ земельного участка. В том числе, и от красных линий. Цель: определение будущего допустимого местоположения различных сооружений, зданий, строений, за пределами которых запрещено возводить иные объекты капитальной застройки.

информационная система обеспечения

Определение в иных законодательствах

Рассмотрим, как определяется подобный термин в градостроительной документации других государств. Например, стран бывшего Советского Союза.

Красная линия улицы - это:

  • Определенные в градостроительных бумагах относительно пунктов геодезических сетей границы как запроектированных, так и уже существующих улиц, площадей, дорог и пр. Призваны разграничивать территории застройки и иные земельные участки (Украина).
  • Условные линии, предусмотренные в градостроительных документах детального планирования. Их предназначение - в отделении на территориях населенных пунктов пространств общего пользования от участков, что предназначены для застройки, иного использования (Беларусь).
  • Границы, которые отделяют территории кварталов, микрорайонов и иных объектов планировочной структуры населенных пунктов от площадей, улиц, проездов и пр. (Казахстан).
  • Условные линии, предусмотренные в градостроительных бумагах, для отделения автодорог, улиц, площадей, инженерно-технологического оборудования, железнодорожных путей, линий связи и электропередачи от территорий, чье предназначение - частная застройка (Таджикистан).
красная линия застройки

Выполнение условий

Информационная система обеспечения градостроительной деятельности предоставляет сведения и о красной линии. Про такие границы необходимо знать перед возведением объекта. Ни частные строения, ни общественные здания не должны располагаться в произвольном порядке.

В частности, российские строительные госстандарты рекомендуют располагать объекты капитальной застройки в точных границах красных линий. Расстояние до такой черты не должно быть менее 2-3 метров. Исключение вводится только для тех зданий, на первых этажах которых располагаются учреждения для удовлетворения общественных нужд. Подобные дома допустимо возводить вплотную к красной линии.

Если же иные строения слишком близко подходят к ней (либо вовсе заходят за красную линию), то их сносят по судебному решению. Кроме того, запрещена приватизация объектов недвижимости, возведенных с подобными нарушениями. Это регулирует ст. 85, гл. 12 Земельного кодекса.

план застройки

Определение местоположения

Застройщикам и частным лицам, планирующим возведение объекта капитального строительства, необходимо прежде всего обратиться к информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, чтобы узнать о местоположении красной линии.

Ее основная цель - определение границ тех или иных земельных участков. Она отделяет частные территории от пространств общего пользования. При этом на территории земельных наделов могут находиться следующие участки, отделенные красными линиями:

  • Инженерные коммуникации.
  • Подземные газопроводы.
  • Линии электропередачи.

На таких пространствах, даже при их расположении на территории частного земельного владения, не разрешено возводить здания и сооружения. Всю исчерпывающую информацию о прохождении красных линий на планируемом пространстве застройки вы можете получить в местном отделении кадастровой службы.

Где они отображаются?

Где проходит красная линия улицы? Вы можете узнать это в следующей документации:

  • Генеральные планы.
  • Земельные и градостроительные кадастры.
  • План застройки.
  • Чертеж с детальной планировкой.
  • Проекты расположения улиц, площадей, магистралей.
  • Планы прохождения инженерных коммуникаций.
  • Документы с указанием транспортных линий.

Местоположение красных линий согласовывается и утверждается при разработке градостроительных бумаг.

градостроительная документация

Что такое линия возможной застройки?

Владеть информацией о прохождении такой линии необходимо для того, чтобы определить территорию, на которой возможно возвести объект капитальной застройки. Границы, в пределах которых разрешается строительство, - это как раз-таки отступления от красных линий. При этом территория, что будет расположена между сооружением и такой отметкой, будет оставаться собственностью владельца земельного участка. В РФ такие расстояния регламентируются ГрК и СНиП 2.07.01-89, пункт 2.14.

Так, жилые дома с наличием квартир на первом этаже допустимо располагать только с обязательным отступлением от красной линии. Если это приусадебный участок, то расстояние от жилого дома до границы улицы не должно быть менее 4-5 метров.

Такие условия необходимы для обеспечения следующего:

  • Защита жилых пространств от попадания уличной пыли.
  • Защита от проникновения шума в дом.
  • Организация максимально комфортных жилых пространств.

При составлении плана застройки обязательно нужно учитывать такие ограничения, как красная линия и линия возможной застройки. Поэтому получение разрешения на строительство возможно только после того, как компетентным органам будет представлен план с отражением организации участка. На нем обязательно должно быть указано следующее:

  • Границы земельного надела.
  • Месторасположение красных линий на конкретном участке.
  • Прохождение линии застройки будущего сооружения.
красная линия улиц определение

Где это актуально?

Мы познакомились с определением красных линий. Так называются четкие границы, которые отделяют личные, частные территории от общественных пространств улицы. Соответственно, определение красных линий обязательно при выполнении следующих мероприятий:

  • Строительство различных объектов.
  • Создание проектов в нише строительства.
  • Освоение новых земельных пространств, выделяемых под застройку.
  • Проведение межевания земельных наделов.
  • Инвентаризация земельных участков с наличествующими на них строительными объектами.
  • Оформление какого-либо недвижимого объекта в собственность.
  • Присвоение права пользования/распоряжения недвижимостью.

Также расположение красных линий обязательно учитывается и при составлении разного рода документации:

  • Планы по разработке конкретных территорий.
  • Правила пользования конкретными земельными наделами.
  • Документы, отражающие выделение территории под застройку.
  • Генеральные строительные планы.

Разработкой такой документации занимаются сотрудники с соответствующей квалификацией, работающие в администрации муниципальных образований. Ими же составляются правовые акты по действующим градостроительным нормативам. Так, бумага, составленная в процессе утверждения красной линии, будет относится к НПА (то есть, нормативно-правовым актам). По умолчанию будет открытой для публичного ознакомления.

где проходит красная линия

Красной линией улицы называется граница, отделяющая частное пространство от общественного. Это понятие закреплено в ГрК РФ. Подобное ограничение обязательно для всех застройщиков - и юридических лиц, и обычных граждан.

какие риски с ними связаны и можно ли изменить их местоположение?

21.03.2019


Наталья Дондыш

Далеко не каждый правообладатель земельного участка регулярно отслеживает изменения законодательства, касающиеся регулирования градостроительной деятельности, и обладает актуальной и всеобъемлющей информацией о градостроительной документации, применимой к его земельному участку. Как правило, прояснять данные вопросы правообладатель начинает лишь тогда, когда решается на строительство нового либо реконструкцию или капитальный ремонт ранее возведенного здания (сооружения). И вот тут, получив градостроительный план земельного участка (далее — ГПЗУ), правообладатель может столкнуться с неприятным сюрпризом в виде красных линий, проходящих по его земельному участку, а иногда и по принадлежащему ему зданию (сооружению). О том, что из себя представляют красные линии, устанавливаемые в градостроительной документации, какие основные правовые риски грозят правообладателям земельных участков, затронутых красными линиями, а также отдельные рекомендации по их корректировке (изменению) и выносу (отмене) — в материале юриста «Пепеляев Групп» Натальи Дондыш. 

Понятие красных линий 

Красные линии представляют собой один из видов градостроительных ограничений и обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для их размещения.

Основное предназначение красных линий заключается в том, что формирование земельных участков и их использование (включая застройку) должны осуществляться с учетом существующих и планируемых территорий общего пользования, а также с учётом расположения линейных объектов, которые имеются или которые планируется разместить в будущем. 

Установление красных линий на земельном участке не означает, что такой участок (или его часть за красными линиями) автоматически становится территорией общего пользования - данный правовой статус земельный участок, по сути, получает в результате его изъятия для государственных или муниципальных нужд. Однако для правообладателя такого земельного участка установление красных линий влечёт ряд правовых последствий и ограничений, более подробно описанных ниже.

Общие принципы установления красных линий 

Общие принципы и порядок установления красных линий предусмотрены Градостроительным кодексом РФ («ГрК РФ») и могут быть вкратце описаны следующим образом:

1. По общему правилу, красные линии должны быть установлены документацией по планировке территории (в ППТ и (или) проекте межевания территории). При этом такая документация (рассмотрим в качестве примера ППТ поселения) должна быть подготовлена и утверждена в соответствии со следующей процедурой:

  • Принятие решения о подготовке ППТ уполномоченным органом местного самоуправления или заинтересованным лицом;
  • Опубликование решения о подготовке ППТ в порядке, установленном для официального опубликования правовых актов, и на официальном сайте поселения в сети "Интернет";
  • Прием предложений физических и юридических лиц о порядке, сроках подготовки и содержании ППТ;
  • Подготовка ППТ с учетом поступивших предложений физических и юридических лиц;
  • Проверка и согласование подготовленного ППТ уполномоченными органами власти для последующего направления ППТ главе поселения (на утверждение) или для отклонения ППТ и направления его на доработку;
  • Проведение публичных слушаний по ППТ с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на соответствующей территории, и иных лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией ППТ; 
  • Опубликование заключения о результатах публичных слушаний;
  • Рассмотрение ППТ, протокола публичных слушаний по ППТ и заключения о результатах данных публичных слушаний главой поселения и принятие им решения об утверждении или отклонении ППТ;
  • Официальное опубликование утверждённого ППТ. Со дня утверждения ППТ предусмотренные в нём красные линии считаются установленными.

2. Красные линии должны соответствовать градостроительной документации «более высокого уровня» (т.е. градостроительной документации территориального планирования и градостроительного зонирования, утверждённой для соответствующего поселения). Данное требование следует, в частности, из п. 10 ст. 45 ГрК РФ, согласно которому подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования (генеральных планов поселений) и правил землепользования и застройки («ПЗЗ»).

Правовые риски правообладателя земельного участка

1. Изъятие земельного участка

Основным риском правообладателя, связанным с установлением красных линий на его земельном участке, является возможное изъятие такого участка или его части за границами красных линий для государственных или муниципальных нужд.

Согласно законодательству РФ, если строительство того или иного объекта федерального, регионального или местного значения утверждено в ППТ, допускается изъятие соответствующего земельного участка (его части) для осуществления такого строительства.

Законодательство РФ допускает принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в рассматриваемых случаях не позднее чем в течение трех лет со дня утверждения ППТ. Если в течение данного срока решение об изъятии земельных участков не принято, ППТ признается не действующим в части определения границ зон планируемого размещения соответствующих объектов федерального, регионального или местного значения.

2. Резервирование земельного участка 

Еще одним правовым риском, связанным с установлением красных линий, является возможное резервирование земельного участка или его части за границами красных линий для государственных или муниципальных нужд. Резервирование земельного участка (его части) допускается в тех же случаях, что и их изъятие, и оно может предшествовать его последующему изъятию и (или) ограничивать права правообладателя земельного участка в течение срока до трех лет.

По своей сути резервирование земель представляет собой ограничение прав правообладателей земельных участков на возведение зданий, сооружений в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием, а также по проведению некоторых видов работ. Ограничения права собственности и иных вещных прав на земельные участки в связи с резервированием земель устанавливаются ЗК РФ и федеральными законами. Конкретные ограничения на зарезервированные земельные участки, необходимые для достижения целей резервирования, должны быть предусмотрены в соответствующем решении о резервировании.

3. Ограничения при осуществлении проектирования и строительства 

Поскольку красные линии устанавливаются для обозначения существующих или планируемых границ территорий общего пользования и линейных объектов, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов, данные ограничения правового статуса земель в границах красных линий не могут не отразиться на проектировании и строительстве на них. 

Так, подготовка проектной документации осуществляется, помимо прочего, на основании информации, указанной в ГПЗУ. Если последний отражает прохождение красных линий по земельному участку, очевидно, что данное обстоятельности не может не быть принято во внимание при проектировании нового строительства или реконструкции (капитальном ремонте) имеющегося здания (сооружения).

Далее, при рассмотрении заявления о выдаче разрешения на строительство уполномоченный орган власти проводит проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству объекта капитального строительства, а также допустимости размещения такого объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством РФ (в т.ч., для исключения возможности планируемого размещения объекта на территории общего пользования). Если выявлено то или иное несоответствие ограничениям, установленным в соответствии с законодательством РФ (в т.ч. красным линиям), в выдаче разрешения на строительство может быть отказано.

Таким образом, установленные красные линии могут стать препятствием для правообладателя земельного участка в осуществлении строительства (реконструкции, капитального ремонта) на нём с учётом месторасположения и параметров, желаемых и приемлемых для такого правообладателя, либо (в худшем случае) привести к принципиальной невозможности реализации данных видов деятельности на земельном участке.

4. Дополнительные ограничения землепользования

Одним из самых распространённых оснований для установления красных линий является планируемое размещение в их границах автомобильных дорог общего пользования.

В соответствии с законодательством РФ, в состав автомобильной дороги входят земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги. При этом такие границы определяются на основании документации по планировке территории с учетом норм отвода земель для размещения автомобильных дорог и объектов дорожного сервиса.

По смыслу сказанного, документация по планировке территории должна учитывать ширину полосы отвода проектируемой автомобильной дороги, и территория внутри красных линий должна включать в себя как саму проектируемую дорогу, так и её полосу отвода.

Однако на практике встречаются судебные дела, в которых границы частных земельных участков проходили на незначительном расстоянии от осей и дорожного покрытия автомобильной дороги, вследствие чего суды признавали, что данные земельные участки частично накладывались на полосу отвода автомобильной дороги и, следовательно, на них фактически распространялся правовой режим таких полос отвода. Суды при этом отмечали, что организации, осуществляющие эксплуатацию автомобильных дорог, были вправе размещать элементы их обустройства (например, остановки общественного транспорта) на принадлежащих частным лицам земельных участках, частично оказавшихся в полосе отвода. При этом такие частные лица не вправе были требовать устранения соответствующих нарушений их прав.

Следовательно, если красные линии установлены ввиду предполагаемого строительства автомобильной дороги, и при этом за границами красных линий находится лишь часть земельного участка, нельзя исключать, что на остальную часть такого участка, не включённую в границы красных линий, может фактически распространяться специальный правовой режим ограниченного землепользования полосы отвода. В этом случае на такой части земельного участка будет запрещено, в частности, размещать здания и другие объекты, не предназначенные для обслуживания автомобильной дороги, выполнять работы, не связанные со строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильной дороги, и т.п.

Корректировка (изменение) и вынос (отмена) красных линий

Описанные выше правовые риски, которые возникают у правообладателя вследствие установления красных линий на принадлежащем ему земельном участке, по сути, могут быть устранены (минимизированы) только либо в случае их смещения на расстояние, которое бы позволило такому правообладателю строительство (реконструкцию, капитальный ремонт) в приемлемых границах и с приемлемыми параметрами, либо в случае их полной отмены.

Как показывает практика, в некоторых случаях правообладателям удается добиться изменения (корректировки) красных линий без обращения в суд, когда соответствующие изменения вносятся в градостроительную документацию уполномоченными органами.

Что касается отмены красных линий, то она чаще всего осуществляется на основании судебных решений, признающих градостроительную документацию, устанавливающую красные линии, недействующей в соответствующей части. 

Законодательство РФ не предусматривает требований об обязательном досудебном (административном) урегулировании споров, связанных с признанием градостроительной документации недействующей. Вместе с тем, нами были обнаружены отдельные судебные решения, в которых суды особо отмечали, принял ли заявитель меры по изменению красных линий в административном порядке до подачи соответствующего административного заявления или нет.

1. Изменение (корректировка) красных линий в административном порядке

Изменение красных линий предполагает необходимость внесения изменений в установившую их градостроительную документацию. Как упоминалось выше, по общему правилу красные линии устанавливаются документацией по планировке территории – ППТ и проектами межевания территории.

Внесение изменений в документацию по планировке территории допускается путем утверждения ее отдельных частей с соблюдением требований об обязательном опубликовании такой документации в порядке, установленном законодательством РФ. В указанном случае согласование документации по планировке территории осуществляется применительно к утверждаемым частям.

Исходя из данной нормы, корректировка документации по планировке территории осуществляется в порядке, определенном статьями 45, 46 ГрК РФ, которая была описана в настоящей статье выше.

При этом, по смыслу ч. 1 ст. 46 ГрК РФ, решение о внесении изменений в документацию по планировке территории может быть принято уполномоченным органом местного самоуправления на основании предложений физических или юридических лиц.

2. Вынос (отмена) красных линий в судебном порядке

Вынос (отмена) красных линий предполагает отмену действия соответствующей документации по планировке территории, установившей такие красные линии.

Как показал анализ судебной практики, действия правообладателей земельных участков, направленные на исключение красных линий из границ их земельных участков, а также соответствующие требования, заявленные в судебном порядке, различаются в зависимости от конкретной ситуации.

Вместе с тем, наиболее распространённым требованием, в результате рассмотрения которого красные линии могут быть отменены судом, является оспаривание установившей их градостроительной документации.

С точки зрения действующего законодательства РФ, градостроительная документация является нормативными правовыми актами, оспаривание которых в судебном порядке является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций и осуществляется посредством подачи административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части.

С таким исковым заявлением вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом.

Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Исходя из анализа изученных судебных решений, при рассмотрении подобного рода дел суды, как правило, принимают во внимание следующие обстоятельства, которые могут послужить основанием для признания градостроительной документации недействующей в части установленных красных линий:

  • ППТ противоречит градостроительной документации «более высокого уровня», а именно генеральному плану поселения и ПЗЗ. Так, если, к примеру, генеральный план поселения не предусматривает размещение какого-либо линейного объекта на земельном участке, установление соответствующих красных линий на нём может быть признано необоснованным.
  • Проект ППТ, содержащий красные линии, опубликован не в полном объеме или в виде, не позволяющем восприятие его содержания для последующего обсуждения на публичных слушаниях. В частности, если в публикации о предстоящих публичных слушаниях отсутствовали графические изображения, отражающие прохождение красных линий.
  • ППТ не был согласован со всеми уполномоченными органами власти, если такое согласование было обязательным. Необходимость получения тех или иных согласований зависит, в частности, от особенности территории, в отношении которой разрабатывается ППТ, и объектов, расположенных или планируемых в её границах. Так, если в границах территории расположен объект культурного наследия, ППТ подлежит согласованию с органом исполнительной власти, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
  • Красные линии не соответствуют фактически сложившемуся пользованию, т.е. установлены без учета существующей застройки и землепользования и сложившейся планировки территории (в частности, без учета нахождения зарегистрированных в ЕГРН объектов капитального строительства).
  • Красные линии не являются актуальными, т.е. соответствуют не действующим документам территориального планирования и градостроительного зонирования, а градостроительной документации, утверждённой, к примеру, до принятия ГрК РФ и в соответствующей части противоречащей последнему.
  • Уполномоченным органом не доказано отсутствие альтернативных вариантов размещения объекта, в связи с которым устанавливаются красные линии.

Вышеперечисленные обстоятельства могут быть использованы правообладателем земельного участка в обосновании своих требований для оспаривания документации по планировке территории в части установления красных линий.

Вместе с тем необходимо иметь ввиду превалирующую ныне судебную практику, из которой следует, что суды рассматривают в качестве оснований для отказа в признании градостроительной документации недействующей в части установленных красных линий следующие обстоятельства:

  • Красные линии установлены в целях соблюдения публичных интересов, превалирующих над частными интересами правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

Принципиально данный подход был сформулирован Конституционным Судом РФ, пояснившим, что регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Порядок установления красных линий с учетом их правовых и технических характеристик не предполагает их произвольного установления, а лицо, права которого могут быть нарушены в результате установления данных линий, не лишено возможности оспорить в судебном порядке соответствующий административный акт либо заявить о компенсации причиненного ему ущерба в результате таких действий.

  • Красные линии могут не соответствовать фактически сложившемуся пользованию, если их установление основано на документации по территориальному планированию. 

Действующее законодательство РФ не содержит требований, обязывающих органы государственной власти определять функциональные зоны в документации по территориальному планированию исключительно в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на ее развитие в будущем.

  • Расположение красных линий для размещения того или иного объекта является единственно возможным.
  • Заинтересованные лица не выразили своих возражений против установления красных линий. Из отдельных судебных решений следует, что отсутствие возражений со стороны правообладателей земельных участков против установления красных линий, равно как их неучастие в публичных слушаниях по поводу утверждения соответствующего ППТ, оценивается, скорее, как негативное обстоятельство, если такие лица имели возможность для реализации данных действий.

В заключение хотелось бы рекомендовать правообладателям земельных участков и находящихся на них зданий (сооружений) регулярно изучать публикации в официальных средствах массовой информации о планируемых публичных слушаниях, в результате которых упомянутые объекты недвижимости могли бы быть затронуты красными линиями, а также принимать участие в таких слушаниях и использовать все возможные правовые инструменты для предотвращения установления таких красных линий. 

Красная линия в градостроительстве 2019-2020 годах

В строительстве, красной линией принято считать фасад земельного участка (фронтальная сторона).

Угловые земельные участки имеют две фасадные стороны. Со стороны улицы (в соответствии с адресом земельного участка) и сторона, выходящая на перпендикулярную улицу, проезд, заезд, переулок. В соответствии с действующими техническими регламентами, нормами и правилами землепользования и застройки (ПЗЗ) для таких сторон установлены параметры (норматив отступа при строительстве).

При строительстве жилого дома необходимо отступить от фасада 5 метров. От смежного (соседнего) земельного участка необходимо отступить 3 метра.

При строительстве вспомогательных строений (гараж, баня, сарай, летняя кухня) необходимо отступить 1 метр. Если участок угловой, то согласно ПЗЗ от угловой стороны так же надо отступить 5 метров.

Встречаются случаи, когда в ПЗЗ данный параметр составляет 3 метра (в случае если угловая сторона считается проездом (в проезде нет жилых домов, нет нумерации и адресации земельных участков).

Так же неоднократно в ПЗЗ прописаны случаи, когда такой параметр может быть уменьшен. Например, строительство или реконструкция жилых домов допускается в соответствии «со сложившейся застройкой». В данном случае если жилые дома стоят по улице на расстоянии меньше 5 метров, то допустимо строительство на таком же расстоянии.

В случае отсутствия в ПЗЗ дополнительных параметров, то для уменьшения отступов необходимо получить разрешение на отклонение от предельных параметров (1-3 месяца + оплата публикаций в местных СМИ – газете).

Дополнительно необходимо знать, что застройщик в праве в соответствии с изменениями в действующем законодательстве обратиться в орган местного самоуправления за получением разрешение на отклонение от предельных параметров без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний (до 30 дней, без оплаты).

Обращении на отклонение от предельных параметров без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний возможно только в случае отклонения от параметров не более чем на 10% (часть 3.3 статьи 1 ФЗ 283 от 02.08.2019 года). Данная процедура проводится однократно в части одного земельного участка.

Например, необходимо сократить отступ от красной линии в 5 метров и процента застройки в 30%. Получается, что при таком обращении вы можете сократить данные предельные параметры отступа до 4,5 метров и процент застройки увеличить до 33%. Повторное обращение на отклонение от предельных параметров без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний законом не предусмотрено.

: Дача. Усадьба. Сад. Огород :: BlogStroiki Default Default :: BlogStroiki

    В Градостроительном кодексе РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ дается определение понятия – «красная линия». Если приводить дословно, то «красные линии – линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты) (ст.1, п.11). Кроме этого имеется такое понятие как линия застройки – линия отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений (ст.43, п.5). Проектная линия регулирует размещение зданий в пределах участков, ограниченных «красными линиями».
В нормативном документе СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих объединений граждан. Здания и сооружения» указываются конкретные расстояния, которые необходимо выдерживать при строительстве жилых и иных строений. Так  жилое строение (или дом) должно отстоять от красной линии улиц не менее чем на5 м, от красной линии проездов - не менее чем на3 м(п.6.6*). При этом между домами, расположенными на противоположных сторонах проезда, должны быть учтены противопожарные расстояния. Расстояние от хозяйственных построек до красных линий улиц и проездов должно быть не менее5 м(п.6.6*).
В нормативном документе СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства» даются аналогичные указания по расположению жилых строений (или домов) на приусадебном участке. Усадебный, одно/двухквартирный дом должен отстоять от красной линии улиц не менее чем на5 м, от красной линии проездов – не менее чем на3 м. Расстояние от хозяйственных построек до красных линий улиц и проездов должно быть не менее5 м(п. 5.3.2).

Добавлено: 03.08.2012 11:19

Интересует такой вопрос: почему дом жилой дом при строительство нужно располагать на расстоянии 5 м от красной линии.

Есть такое в законодательств - имеется ввиду отступ от красной линии 5 метров. Вы.конечно, можете обратиться в администрацию по вопросу дачи разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Но на вряд ли Вам дадут такое разрешение, учитывая, что это красная линия.

Цитата:

"СП 30-102-99. Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства" (принят Постановлением Госстроя России от 30.12.1999 N 94)

Цитата:

5.3.2. Усадебный, одно-двухквартирный дом должен отстоять от красной линии улиц не менее чем на 5 м, от красной линии проездов - не менее чем на 3 м. Расстояние от хозяйственных построек до красных линий улиц и проездов должно быть не менее 5 м.

ГрК РФ Статья 40. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства

1. Правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

2. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в части предельного количества этажей, предельной высоты зданий, строений, сооружений и требований к архитектурным решениям объектов капитального строительства в границах территорий исторических поселений федерального или регионального значения не допускается.

""3. Заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения.

4. Проект решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений статьи 39 настоящего Кодекса. Расходы, связанные с организацией и проведением общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения.

""5. На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 455-ФЗ)

(см. текст в предыдущей "редакции")

""6. Глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.

6.1. Со дня поступления в орган местного самоуправления уведомления о выявлении самовольной постройки от исполнительного органа государственной власти, должностного лица, государственного учреждения или органа местного самоуправления, указанных в части 2 статьи 55.32 настоящего Кодекса, не допускается предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в отношении земельного участка, на котором расположена такая постройка, до ее сноса или приведения в соответствие с установленными требованиями, за исключением случаев, если по результатам рассмотрения данного уведомления органом местного самоуправления в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, которые указаны в части 2 статьи 55.32 настоящего Кодекса и от которых поступило данное уведомление, направлено уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается либо вступило в законную силу решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.

(часть 6.1 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ)

""7. Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения.

8. Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не допускается, если такое отклонение не соответствует ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории.

About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *