Памятники барокко: Барокко — Википедия – Стиль барокко в архитектуре Европы простыми словами

Памятники барокко в Петербурге | Маршруты

В 1712 году Санкт-Петербург приобретает статус столицы России. По указу Петра I, город заселяется знатными людьми с целью благоустройства отдельных районов. Среди переселенцев оказался генерал-фельдмаршал граф Борис Петрович Шереметьев, которого государь женил на своей родственнице А.П. Нарышкиной. Специально для них император выделил участок дома № 34 на набережной реки Фонтанки.

Граница владения Шереметьева начиналась от берега Фонтанки и заканчивалась трассой будущего Литейного проспекта. При графе построили деревянный дом и служебные флигели, семья жила в усадьбе на Миллионной улице. Со временем сын Бориса Петровича Петр Борисович Шереметьев продал собственность.

В 1730-х годах на берегу Фонтанки возвели одноэтажный дворец. Спустя двадцать лет по проекту С.И. Чевакинского и Ф.С. Аргунова надстроили второй этаж. Существует версия, что при проектировании использовались чертежи Ф.-Б.Растрелли.В 1768 году, после смерти жены и дочери, П.Б. Шереметьев переехал в Москву. В отсутствие хозяев усадьба продолжала перестраиваться.

В течение 1788-1792 годов ее сдавали в аренду португальскому посланнику, впоследствии князю В.Б. Голицыну.В дальнейшем дворец унаследовал сын П.Б. Шереметьева Николай. Поначалу новый хозяин редко бывал в усадьбе (предпочитал проводить время в Москве), но в 1796 году он обстоятельно поселился в Северной столице. Архитектор И.Е. Старов занялся обновлением интерьеров Фонтанного дома. Николай Петрович организовал во дворце театр с труппой крепостных актеров и оркестр. В 1801 году он дал вольную Прасковье Ивановне Ковалёвой и женился на девушке. Вслед за И.Е. Старовым, помещения во дворце принялись перестраивать Д. Кваренги и А.Н. Воронихин. На территории усадьбы появились Летний дом, Каретные сараи, Садовый павильон.

В 1809 году Фонтанный дом перешел шестилетнему сыну Н.П. Шереметьева Дмитрию, в связи с чем был создан Опекунский совет над имуществом. Во дворце поселился главный попечитель М.И. Донауров с семьей. В 1810-20-х годах по проектам Х. Мейера и Д. Кварди построены Канцелярский, Больничный, Фонтанный и Певческий флигели. В последнем из них поселились хористы Шереметьевской капеллы. Дмитрий Николаевич служил в Кавалергардском полку, поэтому частыми гостями дворца становились сослуживцы графа, возникло выражение «жить на шереметьевский счёт». Помимо офицеров, в Фонтанном доме часто бывали художник О.А. Кипренский и А.С. Пушкин. В 1837 году граф женился на фрейлине императрицы Александры Фёдоровны Анне Сергеевне. В 1844 году у них родился сын Сергей.В мае 1838 года состоялось торжественное открытие чугунной ограды с воротами, украшенными гербом графов Шереметьевых. За двадцать лет работы архитектор И.Д. Корсини совершенно изменил дворцовые помещения, в середине 1840-х годов построил Садовый флигель. На музыкальных вечерах в Фонтанном доме выступали Глинка, Берлиоз, Лист, Вильегорский, Шуберт.

В 1849 году умерла первая жена Дмитрия Николаевича, и в 1859 году он женился во второй раз. В новом браке родился сын Александр. В течение 1867 года по проекту Н.Л. Бенуа к Шереметьевскому дворцу пристроили Северный флигель.  Смерть графа Дмитрия Николаевича в 1871 году повлекла за собой раздел имущества между его сыновьями, в процессе которого Фонтанный дом унаследовал Сергей Дмитриевич.

В 1874 году архитектор А.К. Серебряков построил на территории усадьбы новые пятиэтажные корпуса. Парадная часть осталась неизменной (набережная реки Фонтанки, дом № 34), со стороны Литейного проспекта возвели доходные дома (дом № 51). В начале XX века уничтожены Садовые ворота, Грот, Эрмитаж, Оранжерея, Китайская беседка. Позднее Манеж и Конюшни преобразовали в Театральный зал (ныне Драматический театр на Литейном). В 1914 году по проекту М.В. Красовского здесь построили двухэтажные торговые павильоны.После революции С.Д. Шереметьев передал Фонтанный дом советской власти.

С середины 1924 до 1952 года в одном из флигелей дворца проживала А.А. Ахматова. В дальнейшем в нем располагались всевозможные государственные учреждения, Музей дворянского быта (просуществовал до 1931 года), Научно-Исследовательский институт Арктики и Антарктики (вплоть до 1984 года). Вскоре великолепные интерьеры залов утратили былую красоту, а построенный Бенуа флигель использовался в качестве жилых квартир. 

В конце XX века Шереметевский дворец постепенно начали реставрировать, возрождая атмосферу XVIII столетия. В здании расположился Музей музыкального и театрального искусства. Экспозиция включает в себя историю семьи Шереметьевых, коллекции картин и предметов декоративно-прикладного искусства, огромное собрание музыкальных инструментов. Нередко в Фонтанном доме проводятся художественные выставки, концерты и лекции.Наряду с Музеем музыкального и театрального искусства, с 1989 года здесь работает Литературно-мемориальный музей А.А. Ахматовой. В нем воссоздана комната, в которой поэтесса писала свои нетленные произведения, оформлены экспозиции из ее книг, фотографий и личных вещей.С 2006 года площадку у Шереметьевского дворца украшает памятник А.А. Ахматовой, открытый в сороковую годовщину смерти Анны Андреевны.

Архетиктурные памятники барокко

Барокко

  1. Стиль барокко доминировал в искусстве христианского мира в 16-18 веках. Расцвет этого стиля ассоциируется с  интенсивным формированием национальных государств, укреплением абсолютизма. В отличие от предшествующего Ренессанса, барокко характеризуется не уравновешенностью и гармонией, а  смелыми, порой драматическими эффектами композиции, цвета, мелодии, ритма, виртуозными и пышными формами и образами.  Яркие выразительные элементы барокко, в том числе криволинейные волюты, башни с куполами, обрамляющими главный фасад, иногда  - вогнутые или выпуклые стены присутствуют в архитектуре многих памятников этого стиля. Наиболее отчетливо прослеживается связь барокко с католицизмом – этот стиль получил наибольшее развитие именно в сфере господства католической церкви.
  2. стиля наиболее ярки и показательны.  Живописные работы Караваджо, скульптуры Бернини демонстрируют характерные для барокко пышность и динамизм.
  3.   Один из первых выдающихся памятников барокко в Италии  - церковь Иль Джезу, выстроенная архитекторами Д.Виньолой и Д. делла Порта к 1575 г. Представляет собой крестообразное в плане сооружение – каноническое решение христианского храма. Главный фасад решен в виде композиции разных ордеров. Волнообразные элементы, связующие два яруса фасада (волюты),  создают хрестоматийный силуэт церкви этого стиля.
  4. экспрессивные, динамические и декоративные качества, характеризующие  барокко как стиль.  Небольшая церковь Сан Карло алле  Куатро Фонтана в Риме (1667 г.) – поистине квинтэссенция барокко, представляющая этот стиль наиболее эффектным и выразительным образом.  Новаторский план овальной структуры задает тон композиции.  Очень выразительно представлен контраст между четкостью ордерной системы колонн и волнообразной, животрепещущей поверхностью стен. Многократно цитированные позднее барочные разорванные фронтоны. Органичная скульптура и умеренный, но чрезвычайно яркий декор завершает композицию.
  5. Архитектура барокко широко пользуется театральными средствами – светом, перспективными эффектами, игрой с масштабом.  Интерьеры Борромини выглядят больше своих истинных размеров, архитекторы барокко могли корректировать реальность и создавать иллюзорные картины.  Практически всегда использовался весь арсенал средств и жанров- архитектура, скульптура, живопись.
  6. Оптические приемы, меняющие пространство, использовались не только в интерьерах и при создании фасадов зданий. Крупнейшая фигура барокко Л.Бернини, гениально решил площадь  Святого Петра в Риме (1663 г.), создав своей колоннадой искусственную перспективу  и   систему иллюзорной корректировки облика собора Св.Петра, обеспечив наилучшее градостроительное решение главной площади католического мира. Колоннада акцентирует  восприятие собора, визуально увеличивая его, и позволяет отвлечься от здания лишь в центре площади.
  7. Архитектура барокко в Испании, предвосхитившая развитие этого стиля в Новом Свете, наиболее ярко проявилась в творчестве архитекторов братьев Чурригера и сконцентрирована в основном в Саламанке.
  8. Массивное, если не тотальное проявление барокко в архитектуре состоялось в латиноамериканской культурной среде.  Бесперспективные испанская и португальская монархии смогли импортировать католицизм на этих территориях, и архитектура храма в стиле барокко оказалась тем идеалом красоты (и веры), которые были приняты латиноамериканским населением, состоявшем в основном из креолов.  Канонические примеры архитектуры барокко встречаются на огромных территориях от Аргентины до Мексики.
  9. Барокко в русском искусстве,  сформировавшееся позднее, чем в западной Европе, имело свои отличия, среди которых нужно выделить взаимодействие этого стиля с другими, прежде всего с классицизмом. Крупнейшим полигоном развития этого стиля стал, естественно, Санкт-Петербург.
  10. Классику русского архитектурного барокко В.Растрелли принадлежит авторство многих сооружений - как барокко, так и классицизма. Потрясающие работы Растрелли, например сооружения Петергофа, Зимнего Дворца, Андреевской церкви в Киеве имеют признаки обоих стилей.
  11. Барокко выразительно и органично связано со скульптурой. Классическая  скульптура Л.Бернини - «Экстаз святой Терезы» - в авторском интерьере часовни римской церкви  Санта Мария делла Витториа настолько экспрессивно олицетворяет божественное озарение Святой Терезы, что эта композиция до сих пор считается непревзойденным образцом эротики.  Пышность и театральная экспрессия барочной скульптуры отлично дополняет такие же качества архитектуры этого стиля.
  12. Архитектура барокко, характеризуемая театральным восприятием сооружений и динамикой построения объемов и пространств, находит свое место в стилизациях и новых композициях архитектуры современности.

 

 

 

 

 

 

 

 

после1

Базилика дель Санта Кроче, Лечче,Италия.  После 3

Церковь Иль-Джезу в Риме. Арх. Д.Виньола  и Д. делла Порта, 1575г.    После 4.

Церковь Сан Карло алле Куатро Фонтана, арх. Борромини.

Церковь Сан Карло алле Куатро Фонтана, арх. Ф.Борромини.

Церковь Сан Карло алле Куатро Фонтана, арх. Ф.Борромини.  после 5

Церковь Сан Маттео. Пиза. Расписной плафон создает иллюзию пространства.  После 6

Площадь перед собором Св. Петра в Риме.

Колоннада перед собором св. Петра в Риме. После 7

Площадь Майор в Саламанке, арх. А.Чурригера, 1755 г. Тактичное обрамление площади зданием с типичным барочным завершением и средиземноморской аркадой первого уровня.   После 8

Архитектура латиноамериканского барокко. Собор  в Таско, Мексика. Типичнейшее барокко, явно перегруженное украшениями и декором.

Собор в  Мехико, Мексика. Барочная архитектура  собора чересчур тяжеловесна – угловые  башни явно гипертрофированы.  После 9

Зимний  дворец в Санкт-Петербурге.

Парадная  лестница в Зимнем дворце.

В. Растрелли. Андреевская церковь в Киеве. Исключительно удачное и эффектное  градостроительное решение –  церковь венчает холм и просматривается  издалека. Стремительный силуэт и  в меру живописный фасад свидетельствуют  о высочайшем мастерстве зодчего. После 10

Екатерининский  дворец в Царском селе.

Павильон  Эрмитаж в Царском селе.

Фрагмент  интерьера церкви Санта Мария  делла Витториа со скульптурой Л.Бернини «Экстаз святой Терезы. Пышность и театральность места действия в ансамбле с динамикой и экспрессией скульптуры.   После 11

 

 


Памятники культуры в стиле барокко (эпоха Просвещения). Архитектура.

Архитектура барокко — период в развитии архитектуры стран Европы и Америки (особенно вЦентральной и Южной), охвативший примерно 150—200 лет. Период начался в конце XVI века и завершился в конце XVIII. Барокко (как стиль) охватило все виды искусства, но наиболее ярко отразилось в живописи, театре (и связанной с ним литературе, музыке) и архитектуре.

Содержание [убрать] · 1 Истоки архитектуры барокко · 2 Маньеризм и барокко · 3 Архитектура барокко в Италии · 4 Барокко в Священной Римской империи · 5 Барокко в Речи Посполитой · 6 Барокко в России · 7 Примечания · 8 Источники

[править]Истоки архитектуры барокко

Виньола, первый двор виллы Джулия вРиме

Корни барокко уходят в архитектуру эпохи Возрождения. Первый действительно большой и величественный ансамбль создал в Ватикане Браманте. Это двор Бельведер протяжением 300 метров, который был построен в едином стиле при сохранении различных функций зданий (Бельведер с античными скульптурами, регулярный сад, Ватиканская библиотека и театр под открытым небом.) Но все формы архитектуры довольно спокойные, уравновешенные. Это ещё не барокко.

Идею Браманте по созданию ансамбля из нескольких зданий подхватил Виньола (1507—1573). Он не имел таких возможностей как Браманте в использовании многих стройматериалов и площадей. Поэтому его ансамбль виллы Джулия для папы римского Юлия III (понтифик в 1550—1555 годах) небольших размеров. Вилле присущи уже все черты барокко — единый ансамбль с павильонами,садом, фонтаном, ступеньками различных типов, связывающие террасы разного уровня. Вилла ещё сильно отделена от окружающей среды, замкнута на себя, как большинство зданий Возрождения, а её архитектура тоже уравновешена, как и большинство сооружений эпохи Возрождения.

Напряжённость, гигантские размеры и эмоциональную насыщенность архитектуре. Именно в произведениях Виньола и позднего Микеланджелоисследователи видят истоки архитектуры барокко.

[править]Маньеризм и барокко

Сан-Карло-алле-Куаттро-Фонтане — пример радикальной интерпретации стиля со стороныБорромини

Свой вклад в архитектуру барокко сделал и маньеризм. Несмотря на все недостатки и капризы, мастера маньеризма подхватили эстафету интеллектуальных поисков, высокой эрудиции, виртуозного мастерства, научности и передали её архитекторам раннего барокко (Джакомо Делла Порта, Доменико Фонтана, Карло Мадерна).

Именно в это время (по потребностям общества) возникают типы величественного городского дворца, барочного монастыря, загородной виллы с дворцом и барочным садом. Фасад церкви Иль Джезу в Риме (архитектор Джакомо делла Порта) стал образцом для строительства многих церквей как в Италии, так и далеко за её пределами (Париж,Гродно, Львов и др.)

От маньеризма барокко унаследовало также влечение к необычному, удивительному, поразительному. Особенно это отразилось в ландшафтной архитектуре, садах и парках барокко (гигантская скульптура или гигантская же гротескная маска, театр под открытым небом, необычное здание с экзотическими деталями и т. п.) Ещё большим влечением к необычному обозначенные коллекции — гравюр, минералов, иностранных растений (и оранжереи для них), создание кабинетов с первыми музейными коллекциями.

[править]Архитектура барокко в Италии

Следующее поколение архитекторов барокко воспитает великого итальянского архитектора Борромини.

Именно Борромини смело отходил от классических канонов, авторитетных решений, прежних правил, проектировал помещения невиданной сложности. Это Борромини настоящий наследник эмоциональной насыщенной архитектуры Микеланджело Буонарроти, больший, чем Лоренцо Бернини или Пьетро да Кортона.

·

Борромини. План церкви Св. Карла у четырёх фонтанов

 

·

Борромини. Оратория монахов филипинцев, Рим

 

·

Борромини, разрез церкви Сан Иво в университете Рима

Интересный путь как архитектор барокко прошёл Ювара. Он начинал как сценограф и помощник в перестройке театральных зданий. Не все его проекты нашли своё воплощение. Но от здания к зданию он набрал опыт. Если Доменико Фонтана (1543—1607) или Франческо Каратти (?—1675) использовали тип удлинённого дворца-блока без игры объёмов, Ювара усиливает выразительность своих дворцов диагональными построениями, ризалитами, игрой различных объёмов. Декор становится всё более сдержанным, не избегает руста, пилястр и колонн, таких привычных дляклассицизма. Но здания не становятся образцами классицизма, сохраняя величие, разнообразие и красоту именно барокко. Важным отличием архитектурного стиля Ювары стали чрезвычайно выразительные силуэты зданий (замок Ступиниджи, Мадридский королевский дворец, особенно базилика Суперга).

·

Палаццо Кариньяно (арх.Гварино Гварини)

 

·

Королевский дворец в Мадриде

 

·

Ступиниджи близ Турина

 

·

Дворец Мафра в Португалии

Многие мастера Италии, не находили на родине ни заказов, ни применение своим знаниям. Известно участие мастеров Италии ещё в построении готических соборов Франции. В XVII веке архитекторы Италии развезли новые архитектурные идеи по всей Западной Европе.

[править]Барокко в Священной Римской империи

В XVII веке Священная Римская империя как государство имела недолгий период подъёма. Он связан как с положительными, так и отрицательными факторами. Положительными были победы над Турцией и высвобождение европейских территорий от чуждой, неевропейской культуры. Поскольку Турция (и её культура) тогда не воспринималась частью Европы. Негативным было присоединено промтерриторий в Австрию и формирования Австрийской империи. Она и до этого была конгломератом разных по культуре и истории областей. Теперь областей стало больше. Этот процесс продлится до конца XVIII века. Началось с присоединения насилием Венгрии в 1686. Закончилось присоединением северной Италии, что спровоцировало Национально-освободительную войну сначала в Венгрии в начале XVIII века, в XIX веке — в Италии.

Чешский архитектор Ян Сантини предпочитал геометризованное барокко с готическими рудиментами. На снимке — Церковь Святого Иоанна Непомуцкого в Чехии.

Победу одержали светская и церковная власти Австрии. Именно эти могущественные и богатые круги стали заказчиками и главными потребителями достижений эпохи барокко. Из стратегических соображений в 1683 австрийцы сожгли все пригороды Вены, чтобы ничего не досталось воинам-туркам. Примерно с 1690 года начался строительный бум — на сожжённых территориях возникают роскошные загородные усадьбы, барочные монастыри, барочные церкви в разных городах.

Строительство в стиле барокко началось задолго до 1690-х годов. Один из первых образцов-барочный собор в городе Зальцбург возник в 1611—1628 годах. Уже тогда широко использовались проекты и труд архитекторов Италии, потому барокко Австрии развилось под мощным влиянием барокко Италии. Так, собор в Зальцбурге строил итальянец Сантино Солари. А в захваченной и покорённой Австрией Праге по заказу австрийцев-победителей работала целая армия архитекторов, декораторов и художников Италии (от архитектораКаратти до садовника Себрегонди).

Ученический период закончился примерно через 70 лет. Уже самое барочное сооружение Вены — дворец Шёнбрунн — строится австрийцами Иоганном Бернхард Фишером фон Эрлахом и его сыном Йозефом Эммануэлем. При этом Шёнбрунн не похож ни на один из дворцов Италии. В самой Вене строят барочные — дворец принца Евгения, Богемскую канцелярию, Придворную библиотеку, церковь Св. Карла Борромео (Карлскирхе), дворцы аристократов. Австрийская провинция гордится настоящим шедевром — барочным монастырем в местечке Мельк (арх. Я. Прандтауер, И. Мунгенаст).

Наиболее одаренным среди первой генерации мастеров барокко в Праге был Франческо Каратти, построившего чрезвычайно эффектный Чернинский дворец. Длина готического собора Св. Вита в Праге равнялась 124 метра. Чернинский дворец уже имел длину 150 метров.

·

Фрауэнкирхе (Дрезден)

 

·

Карлскирхе (Вена)

 

·

Паломническая церковь в Висе

 

·

Монастырь в Мельке

[править]Барокко в Речи Посполитой

Основная статья: Барокко в Речи Посполитой

См. также: Виленское барокко и Украинское барокко

Собор святого Юра во Львове

Первый в Речи Посполитой памятник с элементами предбарокко — Фарный костёл в Несвиже — был возведён в 1580-е годы итальянским мастером Джованни Бернардони по образцу Иль-Джезу. В подражание этой римской церкви было выстроено впоследствии бесчисленное множество костёлов. Во Львове приход барокко связан с возведением Сретенского костёла босых кармелиток (1642—1644) по образу и подобию римской церкви Санта-Сусанна (арх. Карло Мадерна, 1603). Однако на протяжении XVII века польские шляхтичи ценили вовсе не характерные для барокко грузные, упрощённые архитектурные формы, получившие название сарматского стиля. Это в известной степени сдерживало дальнейшее освоение архитектурного словаря барокко и его распространение в польско-литовских провинциях.

Постепенно эрудиция и таланты архитекторов быстро дали возможность отойти от копирования итальянских образцов и создавать оригинальные сооружения (костёл и монастырь кармелитов босых, Бердичев). Наиболее крупные заказы — костелы, монастыри, часовни — поступали от католической церкви. Только в самом конце XVIII века под западноевропейским влиянием началось возведение масштабных дворцовых резиденций, таких, как Вилянувский дворец в Варшаве. Тогда же в барочном духе были перестроены многие храмы Кракова и Вильнюса, а в Гродно был выстроен богато украшенный скульптуройКсавериевский костёл. К поздним памятникам светского барокко относятся дворец Браницких в Белостоке,дворец Сангушек в Изяславе, дворец греко-католических митрополитов в комплексе собора Св. Юра воЛьвове, загородная резиденция митрополитов в Оброшине.

В Виленской епархии в архитектуре костёлов ценились стройность силуэта, ажурность декора, порыв ввысь. Крупнейший мастер позднего барокко на землях великого княжества Литовского — Ян Кристоф Глаубиц — создал особый тип двухбашенного барочного костёла, получивший названиевиленского. Архитектура Левобережной Украины, отделившейся от Речи Посполитой после восстания Хмельницкого, пошла своим путём. Местные зодчие творчески перерабатывали структуру православных храмов домонгольской эпохи в русле народного деревянного зодчества, обогащая её барочной декорировкой. Повсеместное распространение получили многосрубные храмы с грушевидными главами. Местная архитектурная школа известна под названием украинского барокко.

[править]Барокко в России

Строгановская церковь в Нижнем Новгороде (1696—1719)

В России развитие искусства барокко, отразившего рост и укрепление дворянской абсолютной монархии, приходится на первую половину XVIII века[1]. Стиль барокко в России обладал рядом национальных особенностей. Русское зрелое барокко отличалось от западного, в частности, наиболее ярко выраженного — итальянского, структурной ясностью и простотой плановых построений, тесной связью конструктивной основы и декорирующих её элементов. Другой отличительной особенностью русского барокко был его мажорный характер, активное использование ярких цветов в окраске, смелых колористических контрастов, включаязолочение[2].

Придворная церковь в Петергофе

Исследователь древнерусского зодчества Николай Султанов ввёл термин «русское барокко», обозначив им допетровскую архитектуру РусиXVII века. Фактически под этим термином понималось «московское узорочье», сложившееся в 1640-х годах. Современные искусствоведы видят в узорочье скорее аналог маньеризма, а отсчёт истории русского барокко ведут с распространения в московской строительной практике восьмериков на четверике (церковь царевича Иоасафа, 1678). В эволюции русского барокко выделяют стадии «московского барокко» конца XVII века (различают нарышкинский,строгановский, голицынский стили), «петровское барокко» первой четверти XVIII в., «зрелое русское барокко» елизаветинского времени[3].

Русская архитектура барокко, достигшая величественного размаха в городских и усадебных ансамбляхПетербурга, Петергофа, Царского Села и других, отличается торжественной ясностью и цельностью композиции зданий и архитектурных комплексов (арх. М. Г. Земцов, В. В. Растрелли, Д. В. Ухтомский). Сравнительно малоизвестную страницу в истории барокко составляет храмовое зодчество уральских заводов и Сибири; применительно к нему бытуют такие термины, как «уральское барокко» и «сибирское барокко».


Рекомендуемые страницы:

БАРОККО | Путешествие по Брянску

Черты стиля барокко:

•   криволинейные дугообразные формы, которые создают иллюзию движения масс;

•   на фасадах сглаженные полукругом поверхности вместо чётких прямых углов;

•   здания богато украшаются лепниной, живописью и скульптурой.

Архитектура стиля барокко имеет кри­волинейные дугообразные формы, которые создают иллюзию движения масс. На фасадах вместо чётких прямых углов — сглаженные полукругом поверхности. Здания этого стиля богато украшаются лепниной, живописью и скульптурой, иногда даже чрезмерно.

В России широкое каменное строительство получает развитие в начале XVIII века, что во многом было обусловлено экономическим подъёмом в царствование Петра I. В это вре­мя и сложился первый общенациональный стиль — русское барокко, который наиболее ярко проявил себя в архитектуре. При этом, приобщаясь к общеевропейскому стилю ба­рокко, русские архитекторы обогатили его своими национальными особенностями, что привело, в частности, к существованию опре­делённых различий в архитектурных школах Москвы (нарышкинское барокко) и Петер­бурга (петровское барокко).

В Брянской области есть интересные приме­ры нарышкинского барокко, в котором соеди­нились традиции древнерусского белокаменно­го узорочья и новых веяний, заимствованных из западноевропейской архитектуры.

Выдающийся памятник Брянщины в стиле нарышкинского барокко — Воскресенская церковь Тихоновой пустыни на Бережке (под Карачевом), построена в конце XVII — на­чале XVIII века. Архитектура церкви производит неизгладимое впечатление круп­ными размерами, оригинальной объёмной композицией и нарядным фасадным декором. В память о том, что некогда, наблю­дая из своего столпа-кельи за продвижением татар, монах Тихон бил в колокол в случае наступления опасности, на новом каменном храме Воскресения (он был построен на том месте, где молился Тихон) была сооружена необычного вида башня-столп — чуть ли не единственный пример в истории русской ар­хитектуры.

Церковь Воскресения на Бережке в Карачевском районе («нарышкинское барокко», рубеж XVII—XVIII вв., первая четверть XIX в.)

Церковь Воскресения на Бережке. Оформление оконных проёмов

В середине XVIII века Россия стала од­ной из самых развитых европейских стран. Стало строиться много церквей, в том чис­ле и в Брянском крае, зодчество которого в 1730-1780-х годах характеризуется развитием стиля барокко. 

Соборный храм в честь Воскресения Христова. (Церковь Воскресения в Брянске (раннее барокко, вторая четверть XVIII в.))

Один из интересных брянских храмов в стиле раннего барокко находится в цент­ре Советского района города Брянска. Это церковь Воскресения на проспекте Лени­на. В нарядном фасаде здания проявляется специфическая национальная особенность архитектуры барокко в России середины XVIII века — полихромия фасадов, стены которых служат фоном (си­ним, красным, жёлтым) для белых деталей (колонн, пилястр, обрамлений окон и т. д.). Обращают на себя внимание арочные (ду­гообразные) элементы в оформлении храма.

Церковь Воскресения в городе Брянске на про­спекте Ленина была возведена в 1739-41 годах на средства жителей как собор Воскресенского монастыря. Интересна история церкви, прежде возведённой на этом месте в 1701 -1703 годах и сразу разобранной в 1706 году. Это было сдела­но по указу Петра I, так как с началом Северной войны ощущалась острая нехватка кирпича для укреплений старой крепости на Покровской горе. Церковь отреставрирована в середине 1980-х годов архитектором В.Н. Городковым.

Среди сохранившихся отреставрирован­ных зданий, не потерявших стилистических особенностей, — Казанская церковь в селе Юрасово (Карачевский район), построенная в 1773 году. Несмотря на скромное внешнее убранство фасадов, которое состоит из плоских пилястр белого цвета, архитек­тура здания являет собой хороший образец небольшого сельского храма, выполненного в стиле барокко.

Церковь Сергия Радонежского (Покровская) в Удельных Утах Выгоничского района (барокко, с отдель­ными более поздними элементами стиля классицизм, середина XVIII в.)

Характерную черту русского церковного зодчества — связь с природой — мы можем видеть в с. Удельные Уты (Выгоничский район). Здесь церковь Сергия Радонежского (Покровская), выполненная в стиле барокко с характерной неправильностью форм, красо­той и пышностью отделки снаружи и внутри, построена на самом видном месте, на берегу озера.

Храм Вознесения в Севске (барокко, 1765 г., третья четверть XVIII в.)

Один из древнейших сохранившихся па­мятников города Севска — барочный храм Вознесения. На высоком берегу реки Сев, в бывшей Казачьей слободе, первоначаль­но стояла деревянная церковь. При осаде города Севска поляками (а в этих местах в период Смутного времени действовали оба Лжедмитрия) церковь сгорела. В 1765 году здесь был возведён скромный храм Возне­сения. Известно, что, проезжая через город, храм посетила Екатерина. В знак царствен­ного молитвенного посещения и монаршей милости на царских вратах было поведено установить государственный герб — двугла­вого орла, а над крестом храма — царскую корону. Обращает на себя внимание своео­бразный декор стен церкви. Окна и входы обрамлены оригинальными наличниками, живописно располагающимися на фасадах и демонстрирующими барочные элементы оформления.

Троицкий собор в Трубчевске (позднее барокко, 1784 г; колокольня возведена в формах классицизма)

Один из самых знаменитых соборов Труб-чевска создан в стиле позднего барокко. Тро­ицкий собор, возвышающийся на Соборной горе над Десной, выглядит величаво и очень живописно. История собора, сохранившего в  своём составе отдельные фрагменты перво­начального храма, любопытна и заслуживает более подробного изучения.

Собор Воскресения в Почепе, возведён в стиле барокко в 1765-71 гг.

Жемчужиной русского барокко и одним из самых значительных архитектурных памятни­ков области, не уступающий по своим художе­ственным достоинствам произведениям этого стиля в Москве и Санкт-Петербурге, является Воскресенский собор города Почепа. Здание, выполненное на высоком профессиональном уровне, отличает подлинно барочное велико­лепие.

Собор Рождества Христова в Стародубе (украинское барокко, с рядом деталей московского зодчества XVII века)

Рассказ о барокко на Брянщине был бы неполным, если бы мы не коснулись понятия украинское барокко, очень важного для куль­туры нашего края. Брянск, а также северные и центральные территории области были тесно связаны с московскими явлениями, представ­ляя их в своей строительно-архитектурной деятельности. Стародуб, крупнейший на тот момент город северной Украины и центр са­мого большого полка, стал одним из основ­ных проводников украинских влияний. В традициях украинского барокко выполнена церковь Богоявления (Стародубский район) . Замечательный памятник этого стиля с рядом оригинальных деталей в духе москов­ского зодчества XVII века собор Рождества Христова (Казачий полковой собор в городе Стародубе).

Надвратная Сретенская церковь Свято-Успен­ского Свенского монастыря («нарышкинское» и украин­ского барокко, последняя четверть XVII в.)

Влияние украинской архитектуры сказа­лось на отдельных брянских постройках. По­жалуй, самая известная из них — надвратная ярусная церковь Сретения (1690 г.) в Свято-Успенском Свенском монастыре.

Несмотря на то что нарядное убранство храма целиком выдержано в стиле московского на­рышкинского барокко, композиция Сретен­ской церкви традиционна для Украины. По­пробуем её понять по принципу пирамидки. Итак, каждая из трёх маленьких главок, за­вершающих храм, стоит на маленьком бара­банчике. Тот, в свою очередь, на барабанчике побольше, и третьи барабаны (центральный побольше, боковые поменьше) находятся непосредственно на основном объёме здания. Барабанчиками в архитектуре называются либо четырехгранники, либо шестигранники, либо восьмигранники (по числу граней). Если то же самое говорить языком архитектуры, описывая композицию церкви, то это будет звучать так: трёхчастная (имеются в виду три барабанчика, стоящих друг на друге) композиция, с восьми- и шестигранными ярусами, традиционная для Украины.

К особенностям украинского барокко так­же относят:

•  расположение глав, окружающих цен­
тральную главу по сторонам света;

•  особое луковичное завершение куполов.

Покровский собор в Брянске, построен в 1626 г

В целом ряде построек в Брянском крае встречаются стилевые взаимовлияния, ко­торые выражаются как в композиции, так и в декоративном убранстве. В архитектуре собора Покрова, что на Покровской горе в городе Брянске, своеобразно переплетены традиции XVII века с новыми, нарышкински­ми, приёмами рубежа XVII — XVIII веков и элементами украинского барокко. В брянском Покровском соборе мы наблюдаем необыч­ную форму пятиглавия с постановкой малых глав вокруг центральной главы по сторонам света, что характерно для украинского ба­рокко.

Церковь Казанская в Новосёлках Брянского района (барокко, вторая половина XVIII в.)

 

 

Барокко | История искусства

Барокко

В конце 16-го - начале 17-го века в искусстве Западной Евролпы сложился большой художественный стиль - "барокко". Слово "барокко" в буквальном переводе с итальянского означает "причудливый", "вычурный". Зародилось барокко в Италии, в конце 16го века. Зрителя поражают яркость чувств, порывистость, страстность этого искусства, его преувеличения и излишества полны неожиданностей. Барокко покорило всю Европу. 

Итальянское барокко

Родиной архитектуры барокко стал Рим. Новый стиль утвердился прежде всего в церковном зодчестве, а затем и в архитектуре дворцов. Сооружения в стиле барокко ослепляют пышностью, роскошью отделки. Здания богато украшены, часто без меры, разнообразными деталями. Это богатый, лепной, с завитками, орнамент, портики, галереи со статуями атлантов и кариатид. В интерьере дворцов сглаживаются углы потолка и стен, они украшаются богатыми росписями, лепниной, позолотой. Помещения украшаются гобеленами, статуями, зеркалами. Разноцветные полы, хрустальные люстры, изящная мебель на тонких изогнутых ножках дополняют убранство дворцов. 

Скульптура в стиле барокко

Неотъемлимой частью архитектуры  в эпоху барокко была скульптура. Она украшала фасады и внутренние помещения. Скульптуры  барокко были декоративным дополнением к архитектуре зданий. Парки украсились скульптурными группами на античные сюжеты, многочисленные статуи оживляли фонтаны и лестницы. Скульптуры барокко беспокойны, порывисты, живописны. Люди - в развевающихся одеяниях или обнаженные - представлены в вычурных, неестественных позах. Пышные драпировки, вычурные жесты, бесчисленные детали придают статуям извилистые и неопределенные очертания. 

"Экстаз св. Терезы". Ск. Л.Бернини. Барокко

Живопись в эпоху барокко расширила круг предметов, изображаемых художниками. Появились новые жанры - наряду с религиозными и мифологическими темами художники стали изображать и окружающий их современный мир.  Живопись барокко можно условно разделить на три части: церковную, придворную и буржуазную - в зависимости от того, кто ее заказывал. Живописцы барокко предпочитали теплые тона и плавные переходы цвета один в другой, без резких контурных линий. Их привлекала игра света и тени, сильные контрасты светлого и темного. В типичных барочных картинах изображены напряженные и драматические сцены. В них много ярких, чрезмерно преувеличенных страстей, искусственных переживаний. В изображении людей художники использовали эффектные жесты, вознесенные к небу и полные слез глаза святых, мучительно изогнутые тела мифологических героев в сценах борьбы и похищений. 

"Благовещение". Эль Греко. Барокко.

В России на стиль барокко оказало влияние русское искусство, что сделало его своеобразным и очень выразительным. Более всего барокко проявило себя в архитектуре и скульптуре барокко. Появился термин "русское барокко". К известным элементам архитектуры добавляются детали исконно русские, что наполняет сооружения особой теплотой, смягчает нагроможденность украшениями.


 

Собор Смольного монастыря. С.-Петербург. Ск. Растрелли. Русское барокко.

  "Певцом русского барокко" называют архитектора Бартоломео Растрелли, постороившего в России очень много великолепных зданий в стиле барокко.

ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ ЭПОХИ БАРОККО В СТРАНАХ СЕВЕРНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ

Различия в архитектуре стран северной (Скандинавия, Финляндия, Эстония, Латвия) и восточной (славянские государства, Литва) частей Европы, обуслов­ленные в значительной мере различием религиозной основы (соответственно протестантизм и католицизм).

Основные памятники архитектуры Швеции XVII - первой половины XVIII в.; их создатели - архитекторы Никодемус Тессин Старший (1615-1681) и Никодемус Тессин Младший (1654-1728). Королевский дворец и Королевская усыпальница в Стокгольме, дворец Дротнингхольм с регулярным парком близ Сток­гольма, собор в Кальмаре, ансамбль площади Густава Адольфа с ратушей в Гетеборге. Другие характерные памятники того же времени - Рыцарский дом и дворец Оксенстьерна в Стокгольме, ратуша в Нючепинге, здание Ост-Индской компании в Гетеборге, церковь в Худиксвале. Выраженное в облике большинст­ва памятников шведской архитектуры XVII - первой половины XVIII в. преоб­ладание классицистического подхода к решению композиционных задач.

Наиболее известный памятник датской архитектуры той же эпохи - дворцо­вый ансамбль Амалиенборг в Копенгагене (арх. Н.Эйтвед и Н.Жарден). Компо­зиционно связанная с этим ансамблем Большая Мраморная церковь, в решении которой отражено влияние образцов итальянского барокко.

Памятники архитектуры Эстонии XVII - начала XVIH в. Не сохранившаяся застройка Нарвы, осуществленная после пожара 1659 г. Дом бургомистра и ратуша в Нарве (арх. Г.Тейффель). Фортификационные сооружения Нарвы. Таллинские ворота в Пярну (проект арх. Н.Тессина Младшего). Дворец в парке Кадриорг в Таллине (арх. Н.Микетти и М- Земцов).

Влияние барокко на развитие архитектуры Латвии XVII - первой половины XVIH в. Образцы городских домов этого времени (дома Рейтерна и Данненштерна в Риге). Барочные фасад и башня рижской церкви св. Петра (арх, Р.Бинденшу). Лютеранские церкви в Лимбажи, Адажи, Лиепае, построенные в характере сдер­жанного барокко. Реформатская церковь в Риге (арх. К.Мейнерт). Дворцовые комплексы в Рундале и Елгаве, осуществленные по проектам Ф.Б.Растрелли.

Архитектура барокко в Чехии, получившая мощный импульс к развитию по­сле включения страны в империю Габсбургов и окончания Тридцатилетней войны. Деятельность в Чехии архитекторов из других стран, Сильное влияние, оказываемое на культовое зодчество эпохи барокко иезуитами. Крупнейшие мастера эпохи барокко в Чехии отец и сын Динценхоферы - Кристоф (1655-1722) и Килиан Игнац (1689-1751). Их работы, выполненные каждым самостоя­тельно, совместно друг с другом или в сотрудничестве с другими мастерами (церкви св. Микулаша на Малой Стране и Старе-Место, св. Яна Непомука «на Скальце», Лорета, вилла «Америка», дворец Кинских в Праге и др.). Дворцы эпохи барокко в Праге с парками при них (Вальдштейнский дворец с капеллой, манежем и лоджией, дворец графов Черни и др.). Вртбовский сад в Праге (арх. Ф.Канька). Загородные дворцово-парковые ансамбли (дворец Троя на ок­раине Праги, замки в Яромержице, Добржише, Вранрве). Комплекс замка Куке, включающий церковь, больничный корпус, парк л ограду с барочными статуями (ск. М.Браун). Барочный скульптурный ансамбль Карлова моста в Праге (ск. Я. и Ф.М.Брокоф, М.Браун).

Памятники архитектуры барокко в Словакии. Варианты решения двухбашенной композиции католического храма (университетская церковь в Трнаве, цер­ковь монастыря в Ясове). Использование приемов барокко в гражданской архи­тектуре (дворец Балласа в Братиславе, замки в Бернолаково и Маркушовце).

Архитектурные памятники XV11 - первой половины XVIII в. в Польше. Пер­вые памятники барокко иезуитская церковь св. Петра и Павла в Кракове, явля­ющаяся вариацией на темы римской Иль Джезу, и Королевский замок в Варшаве. Памятники культового зодчества в Польше эпохи барокко, демонстрирующие разнообразие планировочных решений, в том числе с применением центрических планов, планов опальной и другой сложной формы (костел Сакраменток в Варша­ве, церкви в Гостыни, Климонтуве, Черникове, Ленде, Осечной, капелла Потоцких в костеле Девы Марии в Гнезно). Двухбашенные католические костелы в Кракове (бернардинцев на Страдоме и св. Анны). Барокко в дворцовом строительстве (дворцы Красинских в Варшаве, Браницких в Белостоке, королевский дверец в Вилянуве, епископский дворец в Кельцах).

Памятники культового зодчества эпохи барокко в Литве. Храм св. Петра и Павла в Вильнюсе (арх. Я.Заор), сочетающий двухбашенный главный фасад с планом типа Иль Джезу, как один из наиболее значительных памятников литов­ского барокко. Комплекс монастыря камальдолийцев в Пажайслисе (арх. Л.Фре-до, К. и П. Путини).

Памятники эпохи барокко на территории Западной Украины и Западной Бело­руссии. Униатский монастырский собор св. Софии в Полоцке. Костел иезуитов и монастырь бригидок в Гродно; главный алтарь иезуитского костела как выдаю­щийся образец декоративного искусства первой половины XVIII в.

Памятники архитектуры барокко в Львове. Городские храмы, представляю­щие различные варианты композиционного решения, типа Иль Джезу (иезуитс­кий костел ев. Петра и Павла, Семинарский костел), двухбашенные храмы (кос­телы Кармелитский и св. Марии Магдалины), храмы с планом центрического типа (Доминиканский костел, собор св. Юры).

Связь архитектурного решения собора св. Юры с традициями национального украинского зодчества. Здание королевского арсенала (арх. П.Гродзицкий) - наи­более интересный памятник гражданской архитектуры Львова в стиле барокко. Здания коллегии монашеского ордена пияров, композиция которых характерна для перехода от барокко к классицизму.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

Абеляшева Г.В. Фонтенбло. Во-ле-Виконт. Версаль. М., 1995.

Алпатов М.В. Архитектура ансамбля Версаля. М., 1940.

Арган Д. История итальянского искусства. Т. 2. М., 1990.

Аркин Д.Е. Париж. М., 1937.

Аркин Д.Е. Образы архитектуры и образы скульптуры. М., 1990.

Бичев М. Архитектурата на Новото време. София, 1958.

Брунов Н.И. Дворцы Франции XVII и XVIII веков. М., 1938.

Брунов Н.И. Рим. Архитектура эпохи барокко. М., 1937.

Бунин А.В., Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. Т. 1. М., 1979.

Быков В.Е. Архитектура Италии и Франции. Барокко и классицизм. М., 1958. Вага В.Я. Памятники архитектуры Эстонии. Л., 1980.

Вельфлин Г. Ренессанс и барокко. СПб., 1913. Венеция. Архитектурные памятники. М., 1938.

Виппер Б.Р. Борьба течений в итальянском искусстве XVI века. М., 1956. Всеволожская С.Н. Венеция. Л., 1970.

Всеобщая история архитектуры: В 2х т. / Под ред. Б.П.Михайлова. Т. 2. М., 1963.

Всеобщая история архитектуры: В 12тит. / Под ред. Н.В.Баранова. Т. 7 / Под. ред. А.В.Бунина. М., 1969.

Всеобщая история искусств: В 6ти т. Т.4 / Под ред. Ю.Д.Колпинского и Е.И.Ротенберга. М., 1963.

Горохов В.А., Лунц Л.Б. Парки мира. М., 1985.

Гуляницкий Н.Ф. История архитектуры. Изд. Зе. М., 1984.

Иконников А.В. Лондон. Л., 1972.

Искусство стран и народов мира. Краткая художественная энциклопедия: В 5ти т. М., 1962-1981.

История архитектуры в избранных отрывках /Сост. М.Алпатов, Д.Аркин, Н.Брунов. М., 1935.

История искусства зарубежных стран / Под общ. ред. М.В.Доброклонского. Т. 3. / Под ред. В.И.Раздольской. М., 1964, 1988.

Каптерева Т., Быков В. Искусство Франции XVII века. М., 1969.

Кириченко Е.И. Три века искусства Латинской Америки. М., 1972.

Кожина Е. Искусство Франции XVIII века. М., 1971.

Коуэн Г.Д. Мастера строительного искусства. М., 1982.

Леврон Ж. Лучшие произведения французских архитекторов прошлого. М., 1986.

Лоренцо Бернини. Воспоминания современников. М., 1965.

Лукомский Г.К. Старый Париж. Пг, 1917.

Маца И.Л. Архитектура Чехословакии. Исторический очерк. М., 1959.

Медерский Л.А. Варшава. Л., 1967.

Михайловский Е.В. Архитектор Иниго Джонс. М., 1939.

Моруа А. Париж. М., 1970.

Опочинская А.И. Рим. М, 1994.

Островский Г.С. Львов. Изд. 3-е. Л., 1982.

Пилявский В.И. Рим. Л., 1972.

Пилявский В.И., Лейбошиц Н.Я. Париж. Л , 1968.

Ротенберг Е.И. Западноевропейское искусство XVII века. М., 1971.

Саваренская Т.Ф. Западноевропейское градостроительство XV1I-XIX веков. М., 1987.

Савицкая В.И.Краков. М., 1975.

Сененко М.С. Вена. М., 1970.

Станькова Я., Пехар И. Тысячелетнее развитие архитектуры. М., 1984.

Фицтум В. Барокко в Риме. М., 1986.

Architectura polska do polowy XIX wieku. Warszawa, 1952.

Argan G.C. Borromini. Milano, 1952.

Bevan B. History of Spanish Architecture. London, 1938.

Favole P. Piazze dTtalia. Milano, 1972.

Feulner A. Bayerisches Rokoko. Mbnchcn, 1923.

Freeden M.H. Baltasar Neumann. Mbnchen, 1953.

Pevsner N. Historiaarchitectury Europeiskiej. T.2. Warszawa, 1980.

PortoghesiP. Romabarocca. Bari, 1984.

Reimann G.J. Deutsche Baukunst des Barok und Rokoko. Leipzig, 1965.

Summerson J. Architecture in Britain. 1530-1830. London, 1969.

Wittkower R. Art and Architecture in Italy. 1600 to 1750. London, 1958.

 


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

10. Памятники архитектуры эпохи барокко в странах северной и восточной европы

Различия в архитектуре стран северной (Скандинавия, Финляндия, Эстония, Латвия) и восточной (славянские государства, Литва) частей Европы, обуслов­ленные в значительной мере различием религиозной основы (соответственно протестантизм и католицизм).

Основные памятники архитектуры Швеции XVII - первой половины XVIII в.; их создатели - архитекторы Никодемус Тессин Старший (1615-1681) и Никодемус Тессин Младший (1654-1728). Королевский дворец и Королевская усыпальница в Стокгольме, дворец Дротнингхольм с регулярным парком близ Сток­гольма, собор в Кальмаре, ансамбль площади Густава Адольфа с ратушей в Гетеборге. Другие характерные памятники того же времени - Рыцарский дом и дворец Оксенстьерна в Стокгольме, ратуша в Нючепинге, здание Ост-Индской компании в Гетеборге, церковь в Худиксвале. Выраженное в облике большинст­ва памятников шведской архитектуры XVII - первой половины XVIII в. преоб­ладание классицистического подхода к решению композиционных задач.

Наиболее известный памятник датской архитектуры той же эпохи - дворцо­вый ансамбль Амалиенборг в Копенгагене (арх. Н.Эйтвед и Н.Жарден). Компо­зиционно связанная с этим ансамблем Большая Мраморная церковь, в решении которой отражено влияние образцов итальянского барокко.

Памятники архитектуры Эстонии XVII - начала XVIH в. Не сохранившаяся застройка Нарвы, осуществленная после пожара 1659 г. Дом бургомистра и ратуша в Нарве (арх. Г.Тейффель). Фортификационные сооружения Нарвы. Таллинские ворота в Пярну (проект арх. Н.Тессина Младшего). Дворец в парке Кадриорг в Таллине (арх. Н.Микетти и М- Земцов).

Влияние барокко на развитие архитектуры Латвии XVII - первой половины XVIH в. Образцы городских домов этого времени (дома Рейтерна и Данненштерна в Риге). Барочные фасад и башня рижской церкви св. Петра (арх, Р.Бинденшу). Лютеранские церкви в Лимбажи, Адажи, Лиепае, построенные в характере сдер­жанного барокко. Реформатская церковь в Риге (арх. К.Мейнерт). Дворцовые комплексы в Рундале и Елгаве, осуществленные по проектам Ф.Б.Растрелли.

Архитектура барокко в Чехии, получившая мощный импульс к развитию по­сле включения страны в империю Габсбургов и окончания Тридцатилетней войны. Деятельность в Чехии архитекторов из других стран, Сильное влияние, оказываемое на культовое зодчество эпохи барокко иезуитами. Крупнейшие мастера эпохи барокко в Чехии отец и сын Динценхоферы - Кристоф (1655-1722) и Килиан Игнац (1689-1751). Их работы, выполненные каждым самостоя­тельно, совместно друг с другом или в сотрудничестве с другими мастерами (церкви св. Микулаша на Малой Стране и Старе-Место, св. Яна Непомука «на Скальце», Лорета, вилла «Америка», дворец Кинских в Праге и др.). Дворцы эпохи барокко в Праге с парками при них (Вальдштейнский дворец с капеллой, манежем и лоджией, дворец графов Черни и др.). Вртбовский сад в Праге (арх. Ф.Канька). Загородные дворцово-парковые ансамбли (дворец Троя на ок­раине Праги, замки в Яромержице, Добржише, Вранрве). Комплекс замка Куке, включающий церковь, больничный корпус, парк л ограду с барочными статуями (ск. М.Браун). Барочный скульптурный ансамбль Карлова моста в Праге (ск. Я. и Ф.М.Брокоф, М.Браун).

Памятники архитектуры барокко в Словакии. Варианты решения двухбашенной композиции католического храма (университетская церковь в Трнаве, цер­ковь монастыря в Ясове). Использование приемов барокко в гражданской архи­тектуре (дворец Балласа в Братиславе, замки в Бернолаково и Маркушовце).

Архитектурные памятники XV11 - первой половины XVIII в. в Польше. Пер­вые памятники барокко иезуитская церковь св. Петра и Павла в Кракове, явля­ющаяся вариацией на темы римской Иль Джезу, и Королевский замок в Варшаве. Памятники культового зодчества в Польше эпохи барокко, демонстрирующие разнообразие планировочных решений, в том числе с применением центрических планов, планов опальной и другой сложной формы (костел Сакраменток в Варша­ве, церкви в Гостыни, Климонтуве, Черникове, Ленде, Осечной, капелла Потоцких в костеле Девы Марии в Гнезно). Двухбашенные католические костелы в Кракове (бернардинцев на Страдоме и св. Анны). Барокко в дворцовом строительстве (дворцы Красинских в Варшаве, Браницких в Белостоке, королевский дверец в Вилянуве, епископский дворец в Кельцах).

Памятники культового зодчества эпохи барокко в Литве. Храм св. Петра и Павла в Вильнюсе (арх. Я.Заор), сочетающий двухбашенный главный фасад с планом типа Иль Джезу, как один из наиболее значительных памятников литов­ского барокко. Комплекс монастыря камальдолийцев в Пажайслисе (арх. Л.Фре-до, К. и П. Путини).

Памятники эпохи барокко на территории Западной Украины и Западной Бело­руссии. Униатский монастырский собор св. Софии в Полоцке. Костел иезуитов и монастырь бригидок в Гродно; главный алтарь иезуитского костела как выдаю­щийся образец декоративного искусства первой половины XVIII в.

Памятники архитектуры барокко в Львове. Городские храмы, представляю­щие различные варианты композиционного решения, типа Иль Джезу (иезуитс­кий костел ев. Петра и Павла, Семинарский костел), двухбашенные храмы (кос­телы Кармелитский и св. Марии Магдалины), храмы с планом центрического типа (Доминиканский костел, собор св. Юры).

Связь архитектурного решения собора св. Юры с традициями национального украинского зодчества. Здание королевского арсенала (арх. П.Гродзицкий) - наи­более интересный памятник гражданской архитектуры Львова в стиле барокко. Здания коллегии монашеского ордена пияров, композиция которых характерна для перехода от барокко к классицизму.

БИБЛИОГРАФИЯ

Абеляшева Г.В. Фонтенбло. Во-ле-Виконт. Версаль. М., 1995.

Алпатов М.В. Архитектура ансамбля Версаля. М., 1940.

Арган Д. История итальянского искусства. Т. 2. М., 1990.

Аркин Д.Е. Париж. М., 1937.

Аркин Д.Е. Образы архитектуры и образы скульптуры. М., 1990.

Бичев М. Архитектурата на Новото време. София, 1958.

Брунов Н.И. Дворцы Франции XVII и XVIII веков. М., 1938.

Брунов Н.И. Рим. Архитектура эпохи барокко. М., 1937.

Бунин А.В., Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. Т. 1. М., 1979.

Быков В.Е. Архитектура Италии и Франции. Барокко и классицизм. М., 1958. Вага В.Я. Памятники архитектуры Эстонии. Л., 1980.

Вельфлин Г. Ренессанс и барокко. СПб., 1913. Венеция. Архитектурные памятники. М., 1938.

Виппер Б.Р. Борьба течений в итальянском искусстве XVI века. М., 1956. Всеволожская С.Н. Венеция. Л., 1970.

Всеобщая история архитектуры: В 2х т. / Под ред. Б.П.Михайлова. Т. 2. М., 1963.

Всеобщая история архитектуры: В 12тит. / Под ред. Н.В.Баранова. Т. 7 / Под. ред. А.В.Бунина. М., 1969.

Всеобщая история искусств: В 6ти т. Т.4 / Под ред. Ю.Д.Колпинского и Е.И.Ротенберга. М., 1963.

Горохов В.А., Лунц Л.Б. Парки мира. М., 1985.

Гуляницкий Н.Ф. История архитектуры. Изд. Зе. М., 1984.

Иконников А.В. Лондон. Л., 1972.

Искусство стран и народов мира. Краткая художественная энциклопедия: В 5ти т. М., 1962-1981.

История архитектуры в избранных отрывках /Сост. М.Алпатов, Д.Аркин, Н.Брунов. М., 1935.

История искусства зарубежных стран / Под общ. ред. М.В.Доброклонского. Т. 3. / Под ред. В.И.Раздольской. М., 1964, 1988.

Каптерева Т., Быков В. Искусство Франции XVII века. М., 1969.

Кириченко Е.И. Три века искусства Латинской Америки. М., 1972.

Кожина Е. Искусство Франции XVIII века. М., 1971.

Коуэн Г.Д. Мастера строительного искусства. М., 1982.

Леврон Ж. Лучшие произведения французских архитекторов прошлого. М., 1986.

Лоренцо Бернини. Воспоминания современников. М., 1965.

Лукомский Г.К. Старый Париж. Пг, 1917.

Маца И.Л. Архитектура Чехословакии. Исторический очерк. М., 1959.

Медерский Л.А. Варшава. Л., 1967.

Михайловский Е.В. Архитектор Иниго Джонс. М., 1939.

Моруа А. Париж. М., 1970.

Опочинская А.И. Рим. М, 1994.

Островский Г.С. Львов. Изд. 3-е. Л., 1982.

Пилявский В.И. Рим. Л., 1972.

Пилявский В.И., Лейбошиц Н.Я. Париж. Л , 1968.

Ротенберг Е.И. Западноевропейское искусство XVII века. М., 1971.

Саваренская Т.Ф. Западноевропейское градостроительство XV1I-XIX веков. М., 1987.

Савицкая В.И.Краков. М., 1975.

Сененко М.С. Вена. М., 1970.

Станькова Я., Пехар И. Тысячелетнее развитие архитектуры. М., 1984.

Фицтум В. Барокко в Риме. М., 1986.

Architectura polska do polowy XIX wieku. Warszawa, 1952.

Argan G.C. Borromini. Milano, 1952.

Bevan B. History of Spanish Architecture. London, 1938.

Favole P. Piazze dTtalia. Milano, 1972.

Feulner A. Bayerisches Rokoko. Mbnchcn, 1923.

Freeden M.H. Baltasar Neumann. Mbnchen, 1953.

Pevsner N. Historiaarchitectury Europeiskiej. T.2. Warszawa, 1980.

PortoghesiP. Romabarocca. Bari, 1984.

Reimann G.J. Deutsche Baukunst des Barok und Rokoko. Leipzig, 1965.

Summerson J. Architecture in Britain. 1530-1830. London, 1969.

Wittkower R. Art and Architecture in Italy. 1600 to 1750. London, 1958.

About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *