Парки в стиле барокко – Регулярные сады петровского времени. Эволюция регулярного стиля и позднее барокко середины XVIII века | Ландшафтная архитектура и зеленое строительство

Регулярный парк — Википедия

Регуля́рный парк (или сад; также францу́зский или геометри́ческий парк; иногда также «сад в регулярном стиле») — парк, имеющий геометрически правильную планировку, обычно с выраженной симметричностью и регулярностью композиции. Характеризуется прямыми аллеями, являющимися осями симметрии, цветниками, партерами и бассейнами правильной формы, стрижкой деревьев и кустарников с приданием посадкам разнообразных геометрических форм.

Устройство парков в регулярном стиле достигло наивысшего пика во Франции в эпоху барокко (XVII—XVIII века), примером чего являются сады Версаля, созданные для Людовика XIV ландшафтным архитектором Андре Ленотром. Моду на регулярные парки быстро переняли в других странах Европы[1]; отсюда распространённое название регулярных садов как «французских» (фр. jardin à la française). Однако оно исторически неточно — регулярные сады зародились в Италии в Эпоху Возрождения, а наибольшей изощрённости достигли в Англии в XIX веке, где стала практиковаться стрижка посадок в сложных и экзотических формах (в виде животных, птиц, грибов, спиралей и т. п.; см. Топиар).

[2]

Регулярные сады и парки очень распространены при дворцах и замках; как правило, они являются важной составной частью дворцово-парковых ансамблей.

История появления регулярного парка[править | править код]

Итальянское влияние[править | править код]

Главная перспектива парка в поместье Во-ле-Виконт

Французский регулярный парк имеет свои корни в итальянских садах эпохи Ренессанса, принципы устройства которых были привнесены во Францию в начале XVI столетия. Типичными образцами итальянского сада эпохи Ренессанса являются Сады Боболи во Флоренции и Вилла Медичи во Фьезоле, которые характеризуются наличием партеров (рассадочных гряд) правильных геометрических форм, устроенных симметричным рисунком; использованием фонтанов и каскадных эффектов для одушевления сада; лестниц и уклонов для объединения разных уровней сада; гротов, лабиринтов и скульптурных групп на мотивы мифологий. Такие сады символизировали гармонию и порядок, главные идеалы эпохи Ренессанса, и олицетворяли добродетели Древнего Рима.

Король Карл VIII после своего похода в Италию в 1495 году, где он имел удовольствие видеть замки и сады Неаполя, привёз с собой во Францию итальянских ремесленников и садовых мастеров, в том числе Пачелло де Меркольяно, которые по его распоряжению приступили к устройству садов итальянского стиля в королевской резиденции в Амбуазе. Его наследник Генрих II, который также вёл итальянские войны и встречался в Италии с Леонардо да Винчи, устроил итальянский сад поблизости от королевского замка в Блуа[3]. Начиная с 1528 года, король Франциск I занялся устройством нового сада во Дворце Фонтенбло, где были предусмотрены фонтаны, партеры, сосновая роща из привезенных из Прованса деревьев, а также был сооружён первый во Франции искусственный грот[4]. В замке Шенонсо было устроено два сада в новом стиле — один в 1551 году для Дианы де Пуатье, а второй в 1560 году для Екатерины Медичи[5].

В 1536 году архитектор Филибер Делорм после своего возвращения из Рима занялся устройством садов замка Ане согласно итальянским принципам пропорциональности. Тщательно выверенная гармоничность садов Ане, отраженная в их партерах и водоёмах, объединенных с участками зелёных насаждений, стала одним из самых ранних и наиболее значительным образцом классического французского

регулярного сада[6].

Несмотря на то что сады французского Ренессанса уже существенно отличались по своему характеру и виду от садов эпохи средневековья, они по прежнему были отдельной от замка архитектурной композицией и, как правило, обрамлялись стеной. Отсутствовала гармоничная взаимосвязь между разными участками сада и сады зачастую устраивали на неподходящих земельных участках, которые соответствовали скорее целям обороны замка, чем целям создания прекрасного. Всё переменилось в середине XVII века после устройства первых настоящих французских регулярных садов.

Во-ле-Виконт в наши дни

Во-ле-Виконт[править | править код]

Первый значительный садово-парковый комплекс регулярного стиля появился во Франции во дворце Во-ле-Виконт. Возведение поместья Николя Фуке, суперинтенданта финансов при короле Людовике XIV, началось в 1656 году. Проектирование и возведение замка Фуке поручил архитектору Луи Лево, создание скульптур для парка — художнику Шарлю Лебрёну, а устройством садов было доверено Андре Ленотру. Впервые во Франции сады и дворец были задуманы и выполнены как единый садово-архитектурный комплекс. Со ступеней дворца открывалась прекрасная перспектива на 1500 метров вдаль, вплоть до статуи Геркулеса Фарнезского; на территории парка были устроены партеры с использованием вечнозеленых кустарников в орнаментных узорах, окаймлённых цветным гравием, а аллеи были декорированы скульптурами, водоёмами, фонтанами и изящно выполненными топиарами. «Симметрия, устроенная в Во, доведена до совершенства и цельности, которые редко встречаются в классических садах. Дворец помещен в центр этой взыскательной пространственной организации, олицетворяя силу и успех»

[7].

Сады Версаля[править | править код]

Сады Версальского дворца, созданные Андре Ленотром в период между 1662 и 1700 годами, являются самым выдающимся образцом французского регулярного сада. Они были самыми крупными садами в Европе, занимая в эпоху Людовика XIV площадь 8300[8] гектаров. Они разбиты вдоль осевой линии восток-запад, следуя движению солнца: Солнце озаряло на восходе Двор Славы, освещало Мраморный двор, переходило через дворец, освещая спальню Короля, и садилось за дальней стороной Большого канала, отражаясь в зеркалах Зеркальной галереи[9]. Контрастируя с роскошным перспективным видом, простирающимся до горизонта, сады были полны сюрпризов — фонтаны, боскеты, наполненные скульптурными работами, придавали садам маломасшабность и образовывали укромные уголки.

Главным символом садов, как и всего комплекса, было Солнце — символ Людовика XIV, олицетворенное статуей Аполлона в главном фонтане садов. «Виды и перспективы, как со стороны дворца, так и на него, уходили в бесконечность. Король властвует над природой, показывая в садах не только своё верховенство над территориями, но также и над придворными и подданными»[10].

Теоретики и практики французских регулярных садов[править | править код]

Жак Буасо (1560—1633), суперинтендант королевских садов при Людовике XIII, является первым теоретиком нового регулярного стиля. Его труд Traité du jardinage selon les raisons de la nature et de l’art. Ensemble divers desseins de parterres, pelouzes, bosquets et autres ornements был издан уже после его смерти в 1638 году. 60 офортов, посвященных планированию партеров и боскетов, сделали этот труд руководством по стилю для садоводов; он окажет влияние на работы по устройству Люксембургского сада, Садов Тюильри и садов в Сен-Жермен-ан-Ле.

Клод Молле (ок. 1564—1649), главный садовник трёх королей Франции Генриха IV, Людовика XIII и молодого Людовика XIV. Его отец Жак Молле (фр. Jacques Mollet), был садовником в шато Ане, на землях которого была предпринята успешная попытка организовать во Франции регулярный сад итальянского стиля и где обучался Клод, а его сын, Андре Молле, перенёс французский парковый стиль в Голландию, Швецию и Англию.

Андре Ленотр (1613—1700) является самым важным персонажем в истории французского регулярного сада. Сын садовника Людовика XIII, он создал сады дворца Во-ле-Виконт, а затем служил главным садовником Людовика XIV с 1645 по 1693 год и стал автором садов Версаля, величайшего проекта садово-паркового искусства той эпохи. Созданные им сады стали символами французского величия и рациональности, установив и закрепив моду для садов Европы вплоть до появления в XVIII веке английского пейзажного парка.

Антуан-Жозеф Дезалльер д’Аргенвилль (1680—1765), автор работы La théorie et la pratique du jardinage, где описываются принципы устройства французского регулярного сада и приводятся рисунки и чертежи партеров и садов. Эта работа переиздавалась множество раз и часто встречалась в библиотеках аристократов различных европейских стран.

Специальные термины регулярного сада[править | править код]

  • Партер. Декоративная посадочная гряда, как правило, квадратной или прямоугольной формы, содержащая узорный орнамент из низких декоративных растений, имеющий низкие тщательно подстриженные края, гравий или крупный песок разных оттенков и, иногда, цветы. Обычно партеры разбивались по геометрическим шаблонам, разделённые песчаными дорожками. Предполагалось, что партеры будут видны сверху из окон здания или с террасы.
    Газонный партер
    (фр. parterre de gazon) застилался дёрном согласно рисунку узора и заполнялся крупным песком[11].
  • Кружевной партер (фр. broderie). Партер с сильно вьющимся декоративным узором, сформированным из подстриженного тисового дерева или самшита, либо создавая узор заполнением подготовленного газона цветным песком.
  • Боскет. Небольшая группа деревьев, обычно на некотором удалении от здания, задуманная как декоративный задник.
  • Аллея. Прямая дорожка, часто с высаженными по её краям деревьями.
  • Топиар. Дерево или куст, подстриженный в узорчатой форме. В регулярных садах применялись, как правило, геометрические формы стрижки.
  • Гусиная лапа (фр. patte d'Oie). Три или пять аллей или дорожек, выходящих из одной точки.

Главные принципы устройства французского регулярного сада[править | править код]

В 1638 году Жак Бойсо в своем труде Traité du jardinage selon les raisons de la nature et d’art отмечает, что «основной причиной существования сада является эстетическое удовольствие, передаваемое зрителю»

[12].

На композицию французского регулярного сада большое влияние оказали итальянские сады эпохи Ренессанса, и его принципы были закреплены к середине XVII столетия. Как правило, регулярный сад имеет следующие типовые признаки:

  • Геометрический план в соответствии с последними достижениями в сферах перспективы и оптики.
  • Терраса, возвышающаяся над садом, позволяющая зрителю окинуть взглядом весь сад. Как писал в 1600 году французский ландшафтный архитектор Оливье де Серр, «желательно, чтобы имелась возможность обозревать сады сверху, либо с окружающих стен, либо с террасы, поднятой над партерами»[13].
  • Все зеленые насаждения заключены в жесткие формы и рамки, символизируя власть человека над природой[14]. Деревья высаживаются прямыми линиями, тщательно стригутся, а их верхушки приводятся к одинаковой высоте.
  • Центральной точкой сада и его главным украшением является жилой дом. Деревья не высаживаются рядом с домом; скорее дом отделяется низкими партерами и подстриженным кустарником[15].
  • Главная ось, или перспектива, прокладывается перпендикулярно фасаду дома на стороне, противоположной центральному подъезду. Перспектива вдоль главной оси простирается либо до горизонта (Версаль) либо до скульптурной или архитектурной композиции (Во-ле-Виконт). Ось обращена на юг (Во-ле-Виконт, Мёдон) или на восток-запад (Тюильри, Кланьи, Трианон, Со). Вдоль главной оси располагается композиция из подстриженного газона либо водоёма, обрамленная деревьями. Главная ось пересекается одной или несколькими перспективами и аллеями.
  • Наиболее изящные партеры, имеющие форму квадратов, овалов, кругов или волюты, устраиваются в строгом и геометрическом порядке непосредственно у дома, образуя единый архитектурно-парковый комплекс, и видимы из окон верхних этажей.
  • Непосредственно рядом с жилым домом устраивают кружевные партеры, формируя рисунок, напоминающий ковёр при помощи невысоких самшитов, и добиваясь многокрасочного эффекта высаживая цветы или применяя разноцветный песок или гравий.
  • Далее от дома на смену кружевным партерам приходят более простые партеры, засеянные травой и часто имеющие фонтаны или другие водоёмы. Еще дальше, небольшие тщательно сформированные гроты из деревьев служат переходным звеном между регулярным садом и лесными посадками парка. «Эти места, задуманные для прогулок, имеют аллеи, маршевые лестницы, петли, ярусы зеленых насаждений, галереи, спортивные площадки и участки для торжеств»
    [16]
    .
  • Водоёмы (каналы, бассейны) устраиваются в качестве зеркал, удваивающих высоту деревьев или зданий.
  • Сад одушевляется скульптурными композициями, обычно на мотивы мифологий, для усиления или для прерывания перспектив и для отметки пересечения осей, а также для подачи воды в фонтаны и каскады.

Устроители садов регулярного стиля считали свою деятельность разновидностью труда архитектора, расширяя пространство здания за пределы его стен и упорядочивая природу в соответствии с законами геометрии, оптики и перспективы. Сады создавались подобно зданиям, с анфиладой комнат, через которую проходил зритель, следуя заданным маршрутом, с коридорами и вестибюлями. В своих чертежах они использовали терминологию архитекторов; площадки назывались залами, комнатами и зелеными театрами. «Стены» выполняли посредством подстриженного кустарника, а «лестницы» посредством воды. На земле были покрывала или ковры из травы, украшенные растениями, а деревья образовывали портьеры вдоль аллей. Подобно архитекторам, проектировавших системы водоснабжения в зданиях шато, ландшафтные архитекторы устраивали гидравлические системы для снабжения водой фонтанов и водоемов сада. Большие наполненные водой бассейны заменяли зеркала, а струи воды из фонтанов замещали канделябры. В боскете «Заводь» садов Версаля Андре Ленотр разместил столы из белого и красного мрамора, чтобы сервировать на них угощения. Текущая вода в бассейнах и фонтанах имитировала наполнение кувшинов и хрустальных бокалов[17]. Доминирование архитектуры в садах существовало вплоть до XVIII века, когда в Европу пришли английские пейзажные парки, и источником вдохновения для устройства садов стала служить романтичная живопись вместо архитектуры.

В регулярных садах часто устраивали постановку спектаклей, музыкальных выступлений и фейерверки. В 1664 году Людовик XIV устроил семидневное торжество в обновленных садах Версаля с церемониальными проходами, постановкой комедий, балетов и устройством фейерверков. В садах Версаля находился водный театр, украшенный фонтанами и статуями юных богов (разрушено между 1770 и 1780 годами). Были построены полноразмерные корабли для прогулок по Большому каналу, а в саду был устроен танцевальный зал под открытым небом, окруженный деревьями; также были устроены водный орган, специальный лабиринт и грот[18].

Ландшафтные архитекторы при создании регулярных парков не ограничивались простым соблюдением законов геометрии и перспективы — уже в первых опубликованных трактатах по садоводству, в XVII веке, они отводили целые разделы аспектам коррекции или улучшения перспективы, как правило, формируя иллюзию увеличенных расстояний. Зачастую это достигалось путём постепенного сужения аллей или сведения рядов деревьев в одну точку. Также деревья подстригали таким образом, чтобы их высота казалась меньше по мере удаления от центра сада или от жилого здания. Все эти способы позволяли создать ощущение более длинной перспективы, и размеры садов казались больше, чем есть на самом деле.

Другой уловкой французских мастеров был особый ров аха. Этот способ использовался для маскировки ограждений, пересекавших длинные аллеи или перспективы. В месте, где ограда пересекала видовую панораму, выкапывали широкий и глубокий ров с вертикальной каменной стеной на одной стороне. Также ограду могли размещать на дне рва, и таким образом она была невидима для зрителей.

По мере того как на протяжении XVII столетия сады становились всё более изысканными и грандиозными, они перестали служить украшением замка или дворца. На примере шато Шантийи и Сен-Жерменского дворца видно как замок становится декоративным элементом сада, занимающего гораздо большую площадь.

Новые технологии в регулярных парках[править | править код]

Появление и развитие французских регулярных парков в XVII и XVIII веках стало возможным благодаря разработке множества новых технологий. Во-первых, это умение перемещать значительные объемы грунта (фр. géoplastie). Это умение появилось благодаря нескольким технологическим разработкам, пришедшим в садоводство из военного дела. Важную роль сыграло появление артиллерийских орудий и новых механизмов ведения осадных боевых действий, поскольку для них стало необходимым быстро выкапывать траншеи и возводить стены и грунтовые укрепления. В результате были изобретены корзины для переноса грунта на спине, ручные тележки, повозки и фургоны. Эти технологии использовал Андре Ленотр при сооружении разноуровневых террас и при масштабном рытье каналов и бассейнов[19].

Бассейн Аполлона в Версале

Во-вторых, большое значение имела гидрология (фр. hydrologie) — технология снабжения садов водой для полива зеленых насаждений и для многочисленных фонтанов. Эти разработки не имели особого успеха в Версальских владениях, расположенных на возвышенности; даже сооружение 221 помпы, прокладка системы каналов для поднятия воды из Сены и сооружение в 1681 году гигантского насосного механизма в Марли не позволили добиться давления воды в трубах, необходимого для одновременной работы всех фонтанов Версальского парка. Водопроводчиков расставляли по всему маршруту прогулки короля, и их задачей было включать фонтаны на тех участках парка, куда подходил король[20].

Существенное развитие получила гидроплазия (фр. hydroplasie), технология придания фонтанным струям различных форм. Форма струи зависит от давления воды и формы наконечника. Эта технология позволила создать новые формы, среди которых tulipe (тюльпан), double gerbe (двойной пучок), Girandole (жирандоль), candélabre (канделябр), corbeille (букет), La Boule en l’air (шар в воздухе) и L’Evantail (веер). В те времена это искусство было тесно переплетено с искусством фейерверков, где стремились достичь подобные эффекты при помощи огня, а не воды. Игра фонтанов и фейерверки зачастую сопровождались музыкальными композициями и они символизировали как человеческая воля укрощает и придаёт форму природным явлениям (огонь и вода)[21].

Также большой шаг вперед сделала наука возделывания растений в части возможности выращивать в северной Европе растения более теплых климатических поясов, оберегая их внутри помещений и выставляя их на открытую местность в цветочных горшках. Первая во Франции оранжерея была построена в XVI веке, после того как в результате итальянских войн во Франции появились апельсиновые деревья. Толщина стен в оранжерее Версаля достигала 5 метров, а двойные стены позволяли зимой поддерживать температуру между 5 и 8 градусами. В наши дни она вмещает 1200 деревьев.

Деревья, цветы и оттенки регулярных парков[править | править код]

Декоративные цветы встречались во французских садах XVII века крайне редко, и набор их цветовых оттенков был невелик: синий, розовый, белый и фиолетовый. Более яркие оттенки (жёлтый, красный, оранжевый) появились только после 1730 года, когда в Европе стали доступны мировые достижения в области ботаники. Луковицы тюльпанов и прочие экзотические цветы поступали из Турции и Голландии[22]. Очень важным декоративным элементом в Версале и в других садах стали топиары, дерево или куст, которому стрижкой придана геометрическая или гротескная форма. Топиары размещали рядами вдоль главной оси сада, чередуя их с вазами и скульптурами. В Версале цветочные клумбы были устроены только в Трианоне и в Северном партере непосредственно возле дворца (именно на Северный партер выходят окна Больших королевских покоев). Цветы обычно доставлялись из Прованса, содержались в горшках и менялись 3 или 4 раза в год. Из финансовых ведомостей Версаля за 1686 год видно, что в садах было использовано 20 050 луковиц желтых жонкилий, 23 000 цикламен и 1 700 лилий[23].

Большинство деревьев в Версале было перенесено из лесов; использовались грабы, вязы, липы и буки. Также там росли каштаны, завезённые из Турции, и акация. Взрослые большие деревья выкапывались в лесах Компьени и Артуа и заново высаживались в Версале. Множество деревьев погибало после пересадки и их регулярно меняли.

Деревья в парке были подстрижены горизонтально и выровнены на верхушках, придавая им нужную геометрическую форму. Только в XVIII веке деревьям позволили расти естественно[24].

Угасание французских регулярных парков[править | править код]

Андре Ленотр скончался в 1700 году, однако его идеи и его ученики преобладали в садово-парковом искусстве Франции всю эпоху правления Людовика XV. Его племянник Дего создал сады в Баньоле (департамент Сен-Сен-Дени) по заказу регента Филиппа II Орлеанского (1717 год) и в Шан-сюр-Марн (департамент Сена и Марна), а другой родственник, зять Клода Дего, Гарнье Диль создавал сады для Маркизы де Помпадур в Креси (департамент Эр и Луар) в 1746 году и в шато Бельвю (департамент О-де-Сен) в 1748—1750 годах[25]. Основным источником вдохновения для садов по прежнему служила архитектура, а не природа — именно архитектор по специальности Анж Жак Габриэль проектировал элементы садов в Версале, Шуази (департамент Валь-де-Марн) и в Компьене.

Всё же со временем в регулярных парках стали появляться легкие отклонения от строгих законов геометрии. Изящные кружевные партеры с их завитками и обратными кривыми стали заменять на газонные партеры, обрамленные цветочными посадками, которые было намного легче обслуживать. Круги стали овалами, а аллеи расходились наружу в форме знака Х и стали появляться фигуры в виде неправильного восьмиугольника. Сады стали устраивать на участках земли с естественным ландшафтом, вместо того чтобы выравнивать поверхность, формируя искусственные террасы.

В середине XVIII столетия наступил закат эпохи симметричных регулярных парков вследствие распространения новых пейзажных парков, устраиваемых английскими аристократами и крупными земельными собственниками, а также из-за роста популярности китайского стиля, завезённого во Францию монахами иезуитами, стиля отвергающего симметрию в пользу природы и сельских картин. Во многих французских имениях сады, непосредственно примыкающие к жилому дому старались сохранять в традиционном регулярном стиле, однако остальную часть парка устраивали в соответствии с новым стилем, имевшим разные названия — английский парк, англо-китайский, экзотический и живописный. Тем самым во Франции наступил конец периода французского регулярного парка и начался период пейзажного парка, источником вдохновения которого служила не архитектура, а живопись, литература и философия[26].

В настоящее время очень редко появляются новые масштабные реализации «регулярных парков». Примером такого успешного проекта служит регулярный парк, созданный известным французским дизайнером Жаком Гарсиа в своём нормандском имении Шан-де-Батай (фр. Château du Champ de Bataille). Этот сад имеет восходящую перспективу, его уровни повышаются по мере удаления от дворца, подобно садам испанского дворца Ла-Гранха. Завершающим этапом «восхождения» вдоль главной перспективы сада является большой прямоугольный бассейн. Подобно классическим регулярным паркам, в садах Шан-де-Батай важное место отведено системе символов, которую Жак Гарсиа слегка изменил добавив масонские и аллегорические мотивы. Сады Шан-де-Батай отличаются широкой номенклатурой использованных растений, местами экзотических, но при этом они представлены не навязчиво. Этот регулярный французский сад наглядно демонстрирует, как пропорции и сценичность могут властвовать над умами посетителей, особенно когда авторы тщательно продумали смысл каждой мелкой детали сада.

Хронология появления выдающихся регулярных парков[править | править код]

Предшественники — парки в стиле итальянского Ренессанса[править | править код]

Сады, созданные Андре Ленотром[27][править | править код]

Сады, создание которых приписывается Андре Ленотру[править | править код]

Сады последующих периодов[править | править код]

Регулярные парки XIX—XXI веков[править | править код]

Регулярные сады за пределами территории Франции[править | править код]

  • Сады Петергофа, Санкт-Петербург, Россия (1714—1725)
  • Летний сад, Санкт-Петербург (1712—1725)
  • Старый сад в Царском Селе, Пушкин, Россия (1717—1720)
  • Усадьба Кусково, Москва, Россия (1750—1780)
  • Бленхеймский дворец, Великобритания (1705—1724)
  • Сады Херренхаузен, Ганновер, Германия (1676—1680)
  • Замок Раккониджи, Италия (1755)
  • Рундальский дворец, Латвия (1736—1740)
  • Дворец Браницких, Польша (1737—1771)
  1. ↑ Éric Mension-Rigau, Les jardins témoins de leur temps в Historia, n° 7/8, 2000
  2. Курбатов В. Я. Всеобщая история ландшафтного искусства. Сады и парки мира. — М.: Эксмо, 2008. — ISBN 5-669-19502-2.
  3. ↑ Wenzler, Architecture du jardin, стр. 12
  4. ↑ Philippe Prevot, Histoire des jardins, стр. 107
  5. ↑ Prevot, Histoire des Jardins, стр. 114
  6. ↑ Bernard Jeannel, Андре Ленотр, Éd. Hazan, стр. 17
  7. ↑ Prevot, История садов, стр. 146
  8. Alain Baraton. Walks in the gardens of Versailles. — Artlys, 2010. — С. 11. — 80 с. — ISBN 978-2-85495-398-5.
  9. ↑ Prevot, История садов, стр. 152
  10. ↑ Lucia Impelluso, Jardins, potagers et labyrinthes, стр. 64.
  11. ↑ См. Словарь Harrap, редакция 1934 года.
  12. ↑ Jacques Boyceau de La Barauderie, Traité du jardinage selon les raisons de la nature et de l’art, Paris, Michel Vanlochon, 1638.
  13. ↑ " Il est à souhaiter que les jardins soient regardés de haut en bas, soit depuis des bâtiments, soit depuis des terrasses rehaussées à l’entour des parterres ", Оливье де Серр в Théatre d’architecture ou Mesnage des champs, 1600, цитата по Bernard Jeannel, Le Nôtre, Éd. Hazan, стр. 26
  14. ↑ Claude Wenzler, Architecture du Jardin, стр. 22
  15. ↑ Wenzler, стр. 22.
  16. ↑ Wenzler стр. 24
  17. ↑ Jean-Marie Constant, Une nature domptée sur ordre du Roi Soleil in Historia, n° 7/8, 2000, стр. 39
  18. ↑ Yves-Marie Allain и Janine Christiany, L’art des jardins en Europe, стр. 234
  19. ↑ Philippe Prévôt, Histoire des jardins, стр. 167
  20. ↑ Philippe Prévôt, Histoire des jardins, стр. 155
  21. ↑ Philippe Prévôt, Histoire des jardins, стр. 156
  22. ↑ Philippe Prévôt, Histoire des jardins, стр. 164
  23. ↑ Philippe Prévôt, Histoire des jardins, стр. 166
  24. ↑ Philippe Prévôt, Histoire des jardins, стр. 165
  25. ↑ Wenzer, Architecture du jardin, стр. 27
  26. ↑ Wenzel, стр. 28.
  27. ↑ Согласно хронологии Yves-Marie Allian, Janine Christiany, L’art des jardins in Europe, стр. 612
  • Yves-Marie Allain и Janine Christiany, L’art des jardins en Europe, Citadelles et Mazenod, Paris, 2006
  • Claude Wenzler, Architecture du jardin, Editions Ouest-France, 2003
  • Lucia Impelluso, Jardins, potagers et labyrinthes, Hazan, Paris, 2007.
  • Philippe Prevot, Histoire des jardins, Editions Sud Ouest, 2006

Сады и парки в стиле французского барокко

Как известно, Ренессанс и следующие за ним стили в зодчестве и искусстве, формируясь и активно развиваясь в Италии, тут же перенимались прогрессивными европейскими соседями, среди которых французы были одними из самых быстрых реакционеров. Однако следует заметить, что особенности стиля видоизменялись и дополнялись сообразно национальным предпочтениям.

Так, во французском Ренессансе и барокко не так широко распространилась обнаженная натура в скульптурах. Сады и парки отличались гораздо меньшим нагромождением колонн, вазонов и балюстрад. В планировке по-прежнему сохранились геометрические традиции. Как правило, центральным элементом композиции была широкая тенистая аллея из кипарисов или лип, которые высаживались в два или даже три ряда. Также акцентировалось внимание на больших партерах, густо наполненных цветущими растениями. Клумбы имели геометрически правильную форму, как и водные каналы, стриженые живые изгороди и насаждения кустарников.

Боуленгрин и вертюгаден

Французам принадлежит авторство таких весьма удачных приемов оформления естественных рельефов почвы, как боуленгрин и вертюгаден.

Первый представляет собой заниженный углубленный участок лужайки, покрытой газоном. Такая форма ландшафта позволяла создать впечатление более глубокого и размашистого пространства в парке.

Небольшие естественные террасы также покрывались газоном и оформлялись в вертюгадены. Таким возвышениям придавалась преимущественно полукруглая форма. Вертюгаден использовался как сценическое пространство или же визуально разграничивал и придавал акценты пространству сада. Т.е. вертюгаден – это своеобразный французский вариант итальянского садово-паркового амфитеатра.

Версальский стиль

Венцом развития французского садово-паркового стиля по праву считается дворцово-парковый ансамбль провинции Версаль. Его возведение было начато под руководством Людовика XIV, правителя времен абсолютистских идей. Оформлением парка занимался именитый Андре Ленотр, он подчинил его композицию общей идее ансамбля. Террасы, из которых состоит парк, создают очередь повышающихся с приближением к дворцу уровней. Архитектурные элементы продолжают стилистику оформления дворцового здания. В зелени парка также удачно располагаются такие подобные дворцу постройки, как Малый и Большой Трианон.

Парк разделяют на три части линии аллей и каналов. Пропорционально организованное таким образом пространство обыгрывается боскетами и стрижеными рядами кустарников. Знаменит парк и благодаря своим фонтанам, колорит которых удачно дополнен скульптурами богов Античности. Красота и уникальность Версальского ансамбля повлияли на развитие ландшафтного искусства Франции, определив в последствие особенности французского классицизма.

Сады Барокко или сад как место для шалостей

Стилистическую разницу между ренессансным и барокковым садом уловить трудно, они довольно похожи. Основным элементом в планировании сада Барокко является строгая геометрия. Как и раньше, эстетика сада подчинена архитектуре, но это уже другая архитектура – динамичная и изысканная.

Баро́кко (итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам») — характеристика европейской культуры 17-18 веков, центром которой стала Италия. Стиль барокко появился в эпоху Позднего Возрождения, в конце 16 — начале 17 веков в Риме, затем распространился по странам Западной Европы.

Характерными являются увлечения малой архитектурой: павильонами, гротами, бельведерами, вазами, балюстрадами. Все эти сооружения так же значительны, как и растения.

Популярны так называемые садовые театры в виде полукруглой стены с нишами, украшенными статуями и фонтанами. Часто эти театры на самом деле служили декорацией, на их фоне разыгрывали представления, устраивали концерты.

Растения в саду барокко радуют глаз не только своей естественной красотой. В это время особую популярность получает фигурная стрижка. Из зелени создавались изысканные аркады, колонны, ниши, вазы, даже фигуры животных и людей.

Серьёзность ренессансных садов дополняет барокковая весёлость. Гостей такого сада пытались не только изумить богатством, оригинальностью замысла и вкусом хозяина. Их обязательно удивляли и смешили различными садовыми шалостями: создавали коварные перспективы, иллюзию продолжения аллей, потайные скамейки, фонтаны-сюрпризы.

Один из путешественников так описывал барокковые шалости: „Остерегайтесь прогулок в садах: здесь множество фонтанов, которые неожиданно обливают посетителей водой. Внутри фонтанов есть потайные комнаты с окошком, и хозяин вдоволь может подурачиться, неожиданно появляясь или выкрикивая из окна”.

Вода и здесь царица сада. Она не только громко шумит, но и ревёт, поёт и гудит, приводит в действие специальные приспособления в фонтанах.

Кому позавидовал король-Солнце?

Прекрасным образцом сада в стиле барокко с элементами нового художественного стиля – классицизма – является Версаль. Однако мало кто знает, что идея создания Версаля возникла после того, как король Франции Людовик ХІV побывал в поместье Во-ле-Виконт своего министра финансов Николя Фуке.

Для реализации замысла архитектора Фуке пришлось переместить огромное количество земли, чтобы спланировать почти горизонтальную местность с незначительным уклоном от дворца. Благодаря этому достигли потрясающего эффекта – грандиозной панорамы поместья Во-ле-Виконт.

17 августа 1661 года министр начал шумный праздник в честь завершения строительства. Чрезмерное величие и роскошь замка и сада так шокировали короля Людовика ХІV, что он отказался от приглашения переночевать в замке. Зависть человеческая не знает границ, а тем более – королевская: после празднования служебная карьера собственника поместья Николя Фуке навсегда закончилась. Однако именно это не самое лучшее из человеческих качеств стало стимулом для строительства знаменитого Версаля.

Время идёт быстро, но парковый комплекс Во-ле-Виконт и сегодня манит неподражаемыми узорами партеров и удивительными формами стриженых деревьев. И кто знает, увидели бы мы когда-нибудь дворцово-парковый ансамбль Версаль, если бы не его прекрасный предшественник – парк Во-ле-Виконт.

Самый известный парк мира Версаль (1661–1700) – плод неудержимой фантазии архитектора Андре Ленотра и изысканного вкуса Людовика ХІV. Парк, созданный на искусственно выровненной местности, поражает своим величием. Роль природы в Версальском парке второстепенная, в нём доминируют скульптуры и дворец. Все пути Франции вели к королю-Солнцу, поэтому к дворцу сходятся все аллеи. Даже водный канал сориентирован так, что создаёт эффект солнечных лучей.

Строгая симметрия парка завораживает. Основным стержнем геометрии парка служит продольная ось, которая совпадает с главной аллеей. Поперечные диагонали и радиально-лучевые аллеи создают звёздный рисунок, деревья и кусты имеют правильную геометрическую форму. Парадный характер парка подчёркивают бесконечные перспективы и открытые просторы. Многочисленные водные партеры, словно огромные зеркала, расширяют пространство, наполняя его светом. Цветники имеют сложный симметричный рисунок из завитков, овалов, кругов, квадратов.

Регулярный французский парк воплощал веру в человека, символизировал подчинённость природы законам разума. Творение Андре Ленотра поражало воображение иностранцев, а потому властители многих государств хотели иметь в своих странах аналогичные Версали.

Стиль Барокко нашел отражение при создании садов и парков не только Италии, но и Франции, Германии и других стран, включая Россию.

Самые известные парки в стиле Ленотра – Сансуси и Линдерхоф (Германия), а также Петергоф (Россия) - http://domfloris.ru ...

Стили ландшафтного дизайна. Сад в стиле барокко

В этой статье мы рассмотрим устройство ландшафтного дизайна в стиле барокко, сочетающем в себе и парадность французского регулярного стиля, и изысканность английского пейзажного.

Познакомимся с основными приемами и секретами устройства настоящего шедевра садово-паркового дизайна.

Всем тем, кто негативно относится к роскоши и великолепию, можно ответить словами великого грека Аристиппа — «Если бы роскошь была дурна, ее не было бы на пирах у богов». Именно роскошь, великолепие, некоторая высокопарность и пафосность являются отличительными чертами не столь часто встречающегося, но очень оригинального и яркого стиля оформления садовых участков и придомовых территорий — барокко. Чтобы лучше понять особенности этого стиля, можно вспомнить архитектурные сооружения: Зимний дворец, дворцы Петергофа и царского села, дом Апраксиных в Москве, королевский дворец в Мадриде, собор святого Юра во Львове.

Следует отметить, что каждая страна вносила в стиль свои национальные представления о роскоши и красоте. Именно поэтому существуют такие разновидности, как русское, голландское, итальянское и прочее барокко.

При принятии решения об устройстве сада в этом стиле стоит понимать, что, во-первых, жилое здание необходимо включить в ландшафт, а для этого оно должно быть выполнено в барокко если не в чистом виде, то хотя бы иметь черты, присущие этому архитектурному стилю:

  • отштукатуренный фасад в пастельных тонах
  • наличие башни, колонн, эркеров, ниш
  • массивная парадная лестница
  • лепнина, резной орнамент
  • полуциркульные окна

Уже построенное здание привести в соответствие достаточно сложно.

Во-вторых, сад в стиле барокко не может быть маленьких размеров. Его устройство требует простора. Участок должен быть никак не меньше 15–20 соток.

Стиль барокко в оформлении ландшафтного дизайна условно можно охарактеризовать как вольное смешение французского регулярного и английского пейзажного с нотками романтизма. Но в отличие от английского и французского парка, парк в стиле барокко не подчиняется таким строгим канонам. С присущими этим стилям парадностью, торжественностью и ухоженностью уживается пафос, и  даже легкий эпатаж и вычурность.

С французским стилем барокко сближает стремление к преобразованию природного ландшафта по своему желанию. При этом строгий список обязательных для узнавания стиля элементов оставить затруднительно, так как главным критерием здесь является желание хозяина. И хотя в саду стиля барокко присутствуют и террасы, и прямые аллеи, и партер, и сложные каскады, и фонтаны, чего-то из перечисленного вполне может и не быть.

Итак. Основные элементы ландшафтного дизайна в стиле барокко:

  1. Строгое деление садового участка на четко оформленные зоны. При составлении плана участка можно использовать прием планировки квартиры, где каждая зона практически целевое «помещение».
  2. Смешение регулярности и пейзажности (прямые и извилистые дорожки, регулярное озеленение и свободные посадки, топиарии).
  3. Применение округлой геометрии (овалы, круги) и характерные для барокко завитки.
  4. Включение в пейзаж элементов китайского стиля.
  5. Активное применение вертикального озеленения (арки, ширмы, перголы и пр.).
  6. Наличие живых изгородей.
  7. Устройство нарядных, ярких газонов, большое обилие роз и других дорогих, благородных цветущих кустарников, клумб-островов.
  8. Активное применение кованных ажурных элементов в садовых формах и мебели, ограждениях.
  9. Устройство любых водоемов, фонтанов, каскадов.
  10. Кажущееся отсутствие чувства меры — сад может быть перенасыщен элементами. Но это обманчивое впечатление.

Планировка участка в стиле барокко

При составлении плана можно воспользоваться нехитрым приемом — представить, что сад — это дом, в котором собираются принять большое количество гостей, которым нужно показать, как успешны и богаты хозяева. Так как прием гостей начинается у двери, то и планировку стоит начинать с ворот. Лучше всего, если они будут кованные, возможно, белого цвета, с большим количеством позолоченных деталей. Основную аллею лучше сделать прямой и широкой, боковые — прямыми или извилистыми, по желанию. Дорожки устраиваются либо мощеные, либо гравийные.

Симметрия при планировке необязательна, но если есть желание, часть зон можно распланировать по этому принципу. В саду, как и в жилом помещении, должна быть парадная «комната» — партер, столовая — беседка или пергола, место для уединения и размышления — бельведер, кабинет — музей, где собраны диковинки со всего мира.

В качестве границ зон лучше всего использовать живые изгороди, арки, ширмы, ажурные решетки с вьющимися растениями. Их очертания необходимо четко оформить на плане. При этом они могут быть совершенно произвольными — прямыми или округлыми, при желании даже абсолютно несимметричными. Чаще всего для оформления живых изгородей используют тис, самшит, бересклет, тую. Сплошны изгороди лучше не устраивать, а «разорвать» их при помощи арок или решеток, увитых плетистыми розами или клематисами.

Присущее барокко смешение пейзажности и регулярности — дело непростое. Чтобы не допустить безвкусицы и хаоса, лучше не пытаться это делать внутри зоны. А вот соседние зоны вполне могут контрастировать друг с другом. Очень интересной отличительной особенностью этого стиля ландшафтного дизайна являются очертания изгородей и клумб в форме завитков, например, восточного огурца, спирали, соцветия розы.

При желании можно устроить лабиринт. Он также может быть совершенно произвольной формы. Центры газонов, клумб, а также ниши в живой изгороди оформляются скульптурой, вазоном, фонтаном и пр.

В саду барокко вполне можно высадить любые плодовые деревья, но стоит их оформить либо подвешенными кашпо с цветущими растениями, либо «прикорневыми» яркими клумбочками.

Элементы китайского стиля

Использование китайской тематики в саду в стиле барокко обусловлено огромным интересом аристократии к традициям востока. Во все времена мода на Китай практически не проходила. Наличие китайских безделушек, ваз, оружия в доме считалось признаком богатство. Именно поэтому в саду в стиле барокко очень желательно утроить «китайский» уголок или хотя бы сделать акцент, разместив какую-нибудь стилизованную «диковинку», например, устроить на постамент китайскую вазу, золотую статуэтку Будды или дракона, установить дорогую колонну из благородного натурального камня, использовать традиционные ярко красный или насыщенно зеленый цвет с золотой отделкой.

Можно устроить беседку-пагоду в китайском стиле, посадить сакуру, а подход к зоне оформить мостиком в китайском стиле. Не стоит бояться «перегрузить» зону деталями. В случае с барокко можно сказать, что «ваз много не бывает».

Ажурные кованые элементы

Можно сказать, что ажурная ковка — один из главных элементов, делающих сад барокко узнаваемым. При этом, чем причудливее сплетаются кованые узоры, тем лучше. Скамейки должны иметь гнутые ножки и напоминать мебель в стиле барокко.

При покраске лучше всего использовать белый цвет, а декоративные детали выкрашивать золотом. Присутствие золотых элементов вообще обязательное условие оформления садовых форм и мебели в стиле барокко. В принципе, можно использовать любые чистые пастельные тона. Главное, чтобы все окрашенные детали были выдержаны в единой цветовой гамме.

Водоемы в саду в стиле барокко

Если на участке уже есть водоем, то главной задачей должно стать его оформление «по законам жанра». Если это ручей, то через него стоит перекинуть богато задекорированный мостик и на берегу поместить скамейки, или даже беседку. Уже существующий пруд стоит оформить скульптурной композицией или богато украшенным фонтаном. Берега оформить бетонным парапетом или выложить крупными ровными булыжниками.

При устройстве водоемов в саду барокко стоит вспомнить о лучшем образце, эталоне стиля — дворце Петергофа. Конечно, вряд ли получится повторить этот шедевр у себя на садовом участке, но понять основной принцип устройства фонтанов и каскадов, безусловно, можно.

Каскад может быть очень небольшим, всего в один уровень высотой от полутора метров. Может быть большим и многоуровневым. Но присутствие в его оформлении натурального камня, лепнины, скульптур, позолоты строго обязательно. Это же правило относится и к устройству фонтанов. Чем затейливее и сложнее конструкция, чем дороже и богаче выглядит фонтан, тем лучше. Идеальным вариантом будет наличие на участке одного большого каскада или гряды фонтанов, а также нескольких маленьких в различных уголках сада.

Необходимо продумать систему подсветки фонтанов. Это стоит сделать еще на этапе проектирования одновременно с разработкой общей электрификации сада, которая должна быть эффективной и мощной. Отличным вариантом могут стать музыкальные или танцующие фонтаны. Их устройство потребует немалых материальных затрат.

Как остаться в рамках вкуса при оформлении сада в стиле барокко

Это очень важный вопрос. С одной стороны узнаваемая черта стиля — перенасыщенность элементами и деталями, чрезмерность роскоши и богатства. С другой стороны необходимость остаться в рамках аристократического взгляда на жизнь, в рамках чувства стиля и вкуса.

Вот несколько несложных приемов и правил, которые помогут справиться с этой задачей:

  1. Разбивка сада на строго определенные зоны позволит избежать безвкусицы. Например, зона, в которой будет находиться беседка, пусть будет оформлена в античном стиле и все скульптуры, вазы, колонны должны быть подобраны или стилизованы под этот стиль. В китайской зоне только восточные декоративные элементы и мебель. То есть можно себе позволить абсолютно все, но в рамках зоны и  выбранной для нее стилистики.
  2. Стоит уделить внимание качеству исполнения декоративных элементов. Понятно, что для оформления сада не могут быть использованы подлинные скульптуры или настоящие старинные китайские фарфоровые вазы. Но их копии должны быть достаточно качественными и ни в коем случае не выглядеть дешево.
  3. Сад должен быть очень ухоженным. Это обязательное условие, которое необходимо учесть при принятии решения об устройстве ландшафтного дизайна в стиле барокко. Уход за большим участком дело очень трудоемкое, если нет возможности пользоваться услугами профессионального садовника, стоит быть готовым к трудоемкому и постоянному процессу содержания сада в идеальном состоянии.
  4. Стоит быть готовым и к серьезным затратам на растительный материал. Точно так же, как и все в саду барокко, растения должны быть дорогими, сортовыми, со свежей зеленью или постоянно цветущими. Самым лучшим беспроигрышным вариантом являются розы разных сортов и видов.

Устройство и содержание ландшафтного дизайна в стиле барокко — дело непростое и дорогостоящее, но правильно устроенный сад станет настоящим уголком процветания и уюта даже в самом большом и шумном современном мегаполисе.

В устройстве трех рассмотренных нами стилях садового дизайна важную роль играют водоемы. Именно поэтому следующая статья будет посвящена этому вопросу — устройству прудов, фонтанов, каскадов на садовом участке. Далее мы снова вернемся к подробному рассмотрению стилей ландшафтного дизайна.

Ольга Дабуль, рмнт.ру

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Стиль барокко в ландшафтном дизайне

Популярный в настоящее время стиль барокко достаточно сложен в реализации, особенно если говорить об оформлении целого садового участка. Дизайн сада в стиле барокко может использоваться для декорирования отдельных зон в саду, цветников, привнесения в композицию некоторых стилевых мотивов.

Роскошный и прихотливый ландшафтный стиль барокко является прямым наследником французских замковых садов и парков. Применение его на практике достаточно трудоемко и требует основательных финансовых вложений, а также постоянного ухода. Поэтому многие садоводы оформляют в стиле барокко только часть своего участка, привнося элементы французской роскоши в общую композицию сада.

Стиль барокко — возвращение к традициям

стиль барокко

Ландшафтный дизайн переживает рост интереса к основательно забытым и ушедшим в прошлое стилевым направлениям. Классика прошлых столетий, казалось бы, безвозвратно устаревшая, приобретает актуальность и порой становится популярнее современных течений. Причиной тому – ее универсальность, потрясающая тонкость деталей, декоративная выразительность.

Мотивы барокко являются таким примером открывшегося второго дыхания у классического стилевого направления. Возросшая популярность барокко сопряжена с его трансформациями, направленными на поиск все более выразительных и контрастных решений, расширение цветовых сочетаний и появление новых элементов декора.
Отвечающие духу времени перемены, позволили классическому стилю достичь нового уровня. Даже самые простые элементы барокко, привнесенные в дизайн сада, придают ему одновременно аристократизм и экстравагантность.

Особенности стиля барокко

 особенности стиля барокко

Это и строгая геометрия форм, и чистота линий. Но в первую очередь – изысканные и смелые комбинации деталей и акцентов, придающие ансамблю характерную утонченную роскошь. Визитной карточкой стиля барокко по праву считаются аккуратные бордюры и зеленые изгороди, традиционно разделяющие зоны и обрамляющие цветники. Выразительность и орнаментальность самым скромным объектам придают строгие ограждения, для создания которых используется самшит, граб, тис. Их применение особенно актуально в садах небольших размеров, где невозможно возвести высокие изгороди. Взамен классическому зонированию, появляется простор для творческого оформления границ с использованием аккуратных изгородей различной формы, придающих саду неповторимые черты.

Разумеется, стиль барокко не ограничивается наличием зеленых оград и бордюров. Художественное наполнение композиции осуществляется благодаря смелым сочетаниям совершенных газонов и строгих изгородей с пышностью цветников. Эффектные растительные ансамбли в обрамлении строгих зеленых рамок даже в небольшом количестве способны задавать тон всему оформлению сада. Еще одна отличительная черта стиля барокко – использование только самых чистых и ярких красок. Выбор контрастных по окраске растений типичен для данного направления. Рассмотрим простые пути реализации базовых принципов барокко при оформлении сада.

Симметрия и серийность — основные черты стиля барокко

Наиболее эффектным и традиционным элементом барокко является симметричное расположение одинаковых по форме объектов – грядок и клумб, окруженных зелеными рамками. Серии цветников и грядок разделяются идеально прямыми дорожками, зачастую сходящимися в одну центральную точку, где располагается другой узнаваемый элемент стиля – медальон. Это круглая площадка или единичный акцент вроде штамбового дерева или горшечной композиции. Даже на небольшом участке, исключающем создание серии цветников, можно соблюсти принцип симметричности, поместив в центр клумбы скульптурное изображение или вазон.

Еще один способ привнести мотивы барокко в уже существующую композицию – сформировать зеленый бордюр вокруг цветника. Кроме сплошной рамки встречаются пунктирные посадки самшита по периметру клумбы, либо горшечные композиции, подчеркивающие контуры цветников. Можно заново подстричь имеющийся в наличии зеленый бордюр, газон, придать более четкие контуры зоне отдыха, зонировать лужайку при помощи лабиринтов или декорировать при помощи симметрично расположенных скульптур или горшечных растений.

Стиль барокко -архитектурные элементы

Стиль барокко легко узнать по объектам малой архитектуры, используемым для оформления сада. Это самый простой и быстрый способ привнести в композицию свойственный этому направлению шарм и добавить эффектные акценты.

К объектам малой архитектуры относятся металлические павильоны, беседки, балюстрады, каменные вазоны, постаменты, скульптуры, полуколонны, многоярусные фонтаны. Из предметов садовой мебели особенно эффектно в саду смотрятся скамьи самых разных форм. Они могут быть литыми, коваными, комбинированными, с резными деталями. Размещенная в конце дорожки или возле живой изгороди, банкетка наполнит укромный уголок сада атмосферой волшебства. Особенно если по бокам разместить горшечные растения, а на самой банкетке положить несколько вышитых подушек.

Стиль барокко не обходит вниманием и садовые водоемы. Подчеркивающими роскошь элементами декора станут классические круглые пруды с расположенными по центру фонтанами, многоярусные каскады, водоемы со скульптурными изображениями. Мотивы барокко помогут удачно обыграть даже самую скромную лестницу при помощи кадочных растений или окруженного самшитовой рамкой цветника.

Дизайн частных садов — суть в мелочах

Ни один из стилей ландшафтного дизайна не уделяет столько внимания деталям, как стиль барокко. Ведь именно в них кроется секрет его изысканной роскоши. Уже упомянутые горшечные композиции, размещенные симметрично, придают царственность простым дорожкам и лестницам. В оформление зоны отдыха можно включить расшитые подушки с кистями, скатерти насыщенных тонов, текстильные изделия из узорчатого бархата, свечи, канделябры, старинные люстры, хрустальную и фарфоровую посуду. Привлекающим внимание декоративным элементом станут прозрачные вазы и чаши, наполненные водой, листьями или ягодами. На позолоченных подносах можно размещать натюрморты, составленные из веток, плодов, керамических фигурок. Все эти миниатюрные и по одиночке заурядные детали, будучи умело скомбинированными, привносят мотивы барокко даже в самый простой садовый ансамбль.

Дизайн сада фото

черты стиля барокко

идеи дизайна сада

дизайн частных садов

стиль барокко +в архитектуре

стиль барокко 17 век

стиль барокко 17 век

стиль барокко 17 век

стиль барокко 17 век

стиль барокко 17 век

Дизайн сада в стиле барокко: основы обустройства и оформления

Модные тенденции в ландшафтном дизайне постоянно меняются — то на лидирующие позиции вырываются этнические направления, то пейзажные стили, то снова возвращаются к упорядоченной строгости регулярного стиля, разбавленного пейзажными деталями. Сегодня к одним из активно развивающихся направлений садового дизайна можно смело причислить и редкий пока еще у нас стиль барокко, который проявляется в вычурных формах, изысканных цветовых комбинациях, роскошном декоре и причудливых деталях.

Этот стиль вобрал в себя лучшее из способов оформления дворцовых парков, но несмотря на кажущуюся масштабность и обилие деталей, он подходит как для оформления больших, так и маленьких садов. Он безусловно принадлежит к классическим стилям ландшафтного дизайна и предстает как своеобразная смесь регулярного сада, демонстративной роскоши и романтического шарма.

Структура и оформление сада в стиле барокко

Структурно сад в стиле барокко должен предстать как участок, полностью обрамленный строгой стриженной изгородью (преимущественно используют тис), внутренне разделенный на зоны и объекты при помощи более низких самшитовых изгородей и бордюров (обрамление газона, цветника, обозначение границ между площадками и дорожками). Естественно, высокую строгую изгородь можно разбавить секциями с опорными решетками, полностью увитыми плетистыми культурами (жимолость, розы, клематис).

Условно сад разделяют на несколько зон — переходную зону (от дома к собственно саду), уединенную для отдыха и прогулочную зону с цветниками и газоном. Переходная зона — это серия цветников, которая служит как бы прелюдией к ансамблям и обозначает переход от террасы до садовых композиций. Вынесенную в сад зону отдыха оформляют как отдельную зону в саду, стандартно в дальнем конце сада, отделяя от прогулочной части сада такой же высокой изгородью, которая обрамляет и весь участок с широким обзорным проходом.

Дорожки в таком саду прокладывают только под прямыми углами, площадки для отдыха, водоемы, пересечения тропок делают круглыми или в виде сложноконтурной «розы». Из покрытий используют только гравий и натуральный камень. В центре любой композиции — цветника, площадки или на пересечении дорожек, обязательно должен присутствовать подчеркивающий акцент — скульптура, вазон, штамбовое дерево или фонтан.

Оформление сада начинают с разбивки на зоны, закладки мощенных площадок, дорожек, стационарных объектов (водоем, фонтаны, беседки), газонных площадок. Все остальное пространство заполняют цветниками с дорожками между ними, стараясь максимально разнообразить и подчеркнуть их формы и контуры, но всегда соблюдая симметрию по отношению к условной оси сада (проходит ровно посередине участка параллельно боковым сторонам).

Обязательный элемент оформления сада в стиле барокко — газонная площадка со сложным вычурным контуром, повторяющимся в окаймляющих ее цветниках и рабатках, с центральным акцентом — круглым прудом, фонтаном, беседкой или многоуровневым цветником. Газон по периметру обрамляют цветниками, при этом лучше, если линейный контур будет дополнительно разбит дорожкой на несколько «рам» вокруг самого газона.

Газонную площадку обычно разбивают посередине сада, после серии цветников, обозначающих переход от террасы или дома к собственно саду, разбитых симметрично по обе стороны дорожки (цветников в ближней части сада должно быть не мене 4 (дорожка разделяет их крестообразно с площадкой-медальоном в центре) или любое парное количество.

Оформление зоны отдыха

Что касается оформления зоны отдыха, то в стиле барокко вариант оформления только один — беседка или павильон, желательно круглые. Конструкция должна быть максимально романтичной и уединенной, увитой розами или другими растениями-лианами.

Беседку устанавливают в центре отделенной от остального сада зоны, все остальное пространство заполняют газоном и миксбордерами или рабатками, симметрично расположенными по обе стороны беседки и примыкающими к ее боковым границам. В нем обязательно должны присутствовать древесные той же высоты, что и сама конструкция, кустарники или розы, классические клумбовые многолетники и яркие летники (дельфиниум, лилии, герань, колокольчики).

Цветники

Все цветники в саду должны быть оформлены растениями приблизительно одинаковой высоты, разбавленными редкими резко выделяющимися растениями-акцентами, в роли которых чаще всего используют штамбовые культуры или стриженные вечнозеленые фигуры.

Каждая серия или пара цветников должна быть оформлена по-своему, но симметрично внутри пары, при этом кроме эксклюзивных, характерных только для этих цветников растений следует использовать от 3 до 5 видов традиционных культур, которые присутствуют в оформлении всех клумб, рабаток и миксбордеров на участке. Чаще всего в такой стандартный набор включают герань, дельфиниум, колокольчики, хосту и стриженный самшит.

Цветовая гамма

Один из главных параметров стиля — изысканная цветовая гамма. В саду в стиле барокко царит серебристый, серый, белый и красный во всех возможных тональных воплощениях, поддержанные классической доминирующей зеленью. Поэтому соответственно вы должны выбирать только бело- или красно-цветущие сорта растений. На цветниках не менее половины растений должны быть не цветущими, а декоративно-лиственными.

Подбор растений

Представить себе парковый сад без роз просто невозможно — используйте их как можно больше, сочетая не только разные по цветовой палитре, но и по высоте растения. В стиль барокко впишутся все виды роз, а также пионы (как травянистые, так и древовидные) и лилии. Из летников обратите внимание на душистый табак, львиный зев, гелиотроп и циннию. Не менее активно в этом стиле используют и луковичные, которые обычно расставляют сезонные акценты и подчеркивают роскошь оформления. Их высаживают между многолетниками и летниками, дополняя основную палитру, но и здесь важно не забывать о традициях и изысканности.

Весной в саду барокко должны красоваться гиацинты, рогатые фиалки, незабудки, рябчики и конечно же, тюльпаны. Летом яркими краскам порадуют стройные гладиолусы, пышные георгины, экзотические красные красавицы канны, осенью неожиданные нотки придадут безвременники и крокусы.

Не забудьте отдать дань истории, использовав в оформлении цветников овощные культуры и ароматные пряные травы, ведь даже при знаменитых дворах французских монархов не гнушались украсить сады томатами, растущими на шпалерах яблонями, грушами и даже баклажанами, а тимьян и вовсе приравнивался к цветущим растениям. При желании, вы даже можете оформить одну из пар цветников в качестве декоративного огорода.

Аксессуары

Основные аксессуары в стиле барокко — классические садовые скульптуры и вазоны из камня, которые желательно использовать в больших количествах, расставляя акценты не только в каждой зоне, но и на цветниках и дорожках. Безусловно к аксессуарам относят и фонтаны, и прочие водные забавы, а также горшечные растения, среди которых предпочтение следует отдавать крупным и броским культурам.

При выборе кадочных в первую очередь обращайте внимание на розы, цитрусовые и экзотические белоцветущие растения. А вот горшкам с летниками место в таком саду найдется только если вы предусмотрели для них каменные постаменты или приобрели каменный вазон на ножке: фуксия, плектрантус и петунии будут отлично смотреться в концах дорожек, но только не на газоне, площадках или цветниках.

Вам понравилась статья? Добавьте ее в свои закладки, нажав кнопку любимой социальной сети:

Вальсанзибио - парк в стиле барокко. Продолжение

Начало
Главное достоинство виллы Барбариго в том, что с XVII века здесь мало что изменилось. Итальянцы сохраняют памятники, стараясь не вносить изменения, и даже не очищая скульптуры, ибо они могут треснуть.
Невероятная красота и гармония всех элементов парка - скульптур, фонтанов и особенно ландшафта, обязаны, прежде всего, заботе шести поколений семьи Барбариго. В 1804 году прямых наследников не остаётся, и имение наследует родственник семьи Барбариго - Марко Антонио Микель. С 1835 года владение переходит к графской фамилии Мартиненго де Барко, затем к графу Дона деле Розэ и наконец, в 1929 году, к знатному дворянскому роду Пиццони Ардемани. Эта семья восстановила разрушения и ущерб, нанесённые во время Второй мировой войны. Были восстановлены все 33 водных источника на территории, которые на протяжении 80 лет находились на грани исчезновения. Благодаря их усердной работе парк в Вальсанзибио стал прекрасным примером оригинального барочного парка XVII века, сохранившегося в своём первоначальном виде.

1. Итак, в парке Вальсанзибио две территории представляют две составляющих человеческого существования - земную и духовную. Побродим теперь по той части парка, которая символизирует земную жизнь человека.

2. В этом парке все аллеи ровные, а углы, под которыми они пересекаются, - прямые. Симметрия и парность - одни из основных принципов пространственного построения барочного парка.

3. С левой стороны от главной аллеи находится самшитовый лабиринт - важная остановка на пути очищения. Символически лабиринт связан с жизнью самого святого Григория Барбариго. В то время без лабиринта не обходился ни один парк.

4. Общая длина дорожек самшитового лабиринта составляет почти полтора километра.

5. Все дорожки сходятся в центре лабиринта, где возвышается зелёная беседка, в которой по условиям игры находилась прекрасная дама.

6. Кавалеры начинали движение с четырёх разных сторон и тот, кто первым достигал цели, срывал поцелуй красавицы.

7.

8.

9. Пещера отшельника - ещё один пункт, чтобы сделать остановку и поразмыслить в тишин

About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *