Первое это огромный который был построен в стиле классицизма при короле: Большой стиль. Стиль короля Людовика XIV | Архитектура и Проектирование – Классицизм — Википедия

Версаль - это... Что такое Версаль?

Верса́ль — дворцово-парковый ансамбль во Франции (фр. Parc et château de Versailles), бывшая резиденция французских королей в городе Версаль, ныне являющимся пригородом Парижа; центр туризма мирового значения.

Версаль сооружался под руководством Людовика XIV с 1661 года, и стал своеобразным памятником эпохи «короля-солнца», художественно-архитектурным выражением идеи абсолютизма. Ведущие архитекторы — Луи Лево и Жюль Ардуэн-Мансар, создатель парка — Андре Ленотр. Ансамбль Версаля, крупнейший в Европе, отличается уникальной целостностью замысла и гармонией архитектурных форм и преобразованного ландшафта. С конца XVII века Версаль служил образцом для парадных загородных резиденций европейских монархов и аристократии, однако прямых подражаний ему не имеется.

С 1666 по 1789 годы, до Великой французской революции, Версаль являлся официальной королевской резиденцией. В 1801 году получил статус музея и открыт для публики; с 1830 года музеем стал весь архитектурный комплекс Версаля; в 1837 году в королевском дворце открылся Музей истории Франции. В 1979 году Версальский дворец и парк включены в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

С Версалем связано множество значимых событий французской и мировой истории. Так, в XVIII веке королевская резиденция стала местом подписания многих международных договоров, в том числе договора, завершившего Войну за независимость США (1783). В 1789 году работавшее в Версале Учредительное собрание приняло Декларацию прав человека и гражданина. В 1871 году, после поражения Франции во Франко-прусской войне, в Версале, оккупированном германскими войсками, было провозглашено создание Германской империи. Здесь же в 1919 году был подписан мирный договор, завершивший Первую мировую войну и положивший начало так называемой Версальской системе — политической системе послевоенных международных отношений.

Строительство

Вид на дворец из парка

Охотничий замок

История Версальского дворца начинается в 1623 году с очень скромного охотничьего замка наподобие феодального, возведённого по желанию Людовика XIII из кирпича, камня и кровельного сланца на территории, купленной у Жана де Суази (Jean de Soisy), чья семья владела землями с XIV века. Охотничий замок находился в том месте, где сейчас располагается мраморный двор. Его размеры были 24 на 6 метров. В 1632 году территория была расширена за счёт покупки Версальского поместья у архиепископа Парижского из рода Гонди, и предпринята двухлетняя перестройка.

Людовик XIV

С 1661 года «король-солнце» Людовик XIV начал расширять дворец, чтобы использовать его как свою постоянную резиденцию, так как после Фрондского восстания проживание в Лувре казалось ему небезопасным. Архитекторы Андре Ленотр и Шарль Лебрен обновили и расширили дворец в стиле классицизма. Весь фасад дворца со стороны сада занимает большая галерея (Зеркальная галерея, Галерея Людовика XIV), которая своими картинами, зеркалами и колоннами производит потрясающее впечатление. Кроме неё заслуживают упоминания также Галерея битв, дворцовая часовня и Королевская опера.

Людовик XV

После смерти Людовика XIV в 1715 году, пятилетний король Людовик XV, его двор, а также Регентский совет Филиппа Орлеанского вернулись в Париж. Российский Царь Пётр I, во время своего визита во Францию, останавливался в мае 1717 года в Большом Трианоне. 44-летний царь во время нахождения в Версале изучал устройство Дворца и парков, которые послужили ему источником вдохновения при создании Петергофа на берегу Финского залива под Санкт-Петербургом (Verlet, 1985).

Версаль менялся во времена правления Людовика XV, но не столь масштабно, как это было при Людовике XIV. В 1722 году король и его двор вернулись в Версаль и первым проектом стало завершение Салона Геркулеса, сооружение которого было начато в последние годы правления Людовика XIV, но из-за смерти последнего закончено не было.

Существенным вкладом Людовика XV в развитие Версаля признаны Малые апартаменты Короля; Покои Мадам, Покои Дофина и его супруги на первом этаже Дворца; а также личные покои Людовика XV – малые апартаменты Короля на втором этаже (позже перестроенные в апартаменты Мадам Дюбарри) и малые апартаменты Короля на третьем этаже – на втором и третьем этажах Дворца. Главным достижением Людовика XV в развитии Версаля стало завершение сооружения Зала Оперы и Дворца Малый Трианон (Verlet, 1985).

Не менее существенным вкладом является разрушение Лестницы Послов, единственного церемониального пути в Большие Королевские покои. Это было сделано для сооружения апартаментов дочерей Людовика XV.

Существенных изменений в Парке не произошло, по сравнению с временами Людовика XIV; единственным наследством Людовика XV в парках Версаля является завершение сооружения Бассейна Нептуна между 1738 и 1741 годами (Verlet, 1985). В последние годы своего правления, Людовик XV, по совету архитектора Габриэля, начал реконструкцию фасадов внутренних дворов Дворца. По другому проекту, Дворец должен был получить классические фасады с городской стороны. Этот проект Людовика XV продолжался также все время правления Людовика XVI, и был завершён только в ХХ веке (Verlet, 1985).

Стоимость

Зеркальный зал

Все счета, связанные со строительством дворца, сохранились до нашего времени. Сумма, учитывающая все расходы, составляет 25 725 836 ливров (1 ливр соответствовал 409 г серебра), что в общем счёте составляло 10 500 тонн серебра или 456 миллионов гульденов по 243 г серебра.[источник не указан 1116 дней] Пересчёт на современную стоимость практически невозможен. Исходя из цены на серебро в 250 евро за кг, построение дворца поглотило 2,6 миллиарда евро.

[источник не указан 1116 дней] Исходя из покупательной способности тогдашнего гульдена как 80 евро, строительство обошлось в 37 миллиардов евро.[источник не указан 1116 дней] Ставя расходы на построение дворца в соотношение с государственным бюджетом Франции в XVII веке, получается современная сумма в 259,56 миллиардов евро. Почти половина этой суммы израсходована на создание внутренней отделки. Лучшие мастера эпохи Жакоб, Жан Жозеф Шапюи создавали роскошные буазери.[источник не указан 1116 дней] Эти расходы распределились на 50 лет, в течение которых шло строительство Версальского дворца, завершённого в 1710 году.

Участок будущей постройки потребовал проведения земельных работ в огромном объёме. Рекрутирование рабочих с окрестных деревень проходило с большим трудом. Крестьян принуждали становиться «строителями». Чтобы увеличить число рабочих на строительстве дворца, король запретил всё частное строительство в окрестностях. Рабочих часто завозили из Нормандии и Фландрии. Почти все заказы велись через тендеры, расходы исполнителей, превышающие изначально названные, не оплачивались. В мирные времена к строительству дворца привлекалась и армия. Министр финансов Жан-Батист Кольбер следил за экономностью. Принудительное присутствие аристократии при дворе было дополнительной мерой предосторожности со стороны Людовика XIV, обеспечивавшего себе, таким образом, полный контроль над деятельностью аристократии. Только при дворе было возможно получить чины или посты, а кто уезжал, терял свои привилегии.

Парк

Основная статья: Парк Версаля

Регулярный парк Версальского дворца — один из самых крупных и значимых в Европе. Он состоит из множества террас, которые понижаются по мере удаления от дворца. Клумбы, газоны, оранжерея, бассейны, фонтаны, а также многочисленные скульптуры представляют собой продолжение дворцовой архитектуры. В версальском парке также расположены несколько небольших дворцеобразных сооружений, например, Малый Трианон, Большой Трианон и т.д.

История

Вокруг дворца постепенно возник город, в котором селились ремесленники, снабжавшие королевский двор. В Версальском дворце также жили Людовик XV и Людовик XVI. За это время население Версаля и прилегающего города достигло 100 тысяч человек, однако, оно быстро сократилось после того, как король был вынужден переселиться в Париж.

Эпоха Французской революции

5 мая 1789 года в Версальском дворце собрались представители дворянства, духовенства и буржуазии. После того как король, которому по закону давалось право собирать и распускать подобные мероприятия, по политическим причинам закрыл заседание, депутаты от буржуазии объявили себя Национальным собранием и удалились в Бальный дом. После 1789 года содержать Версальский дворец удавалось лишь с трудом.

5-6 октября 1789 года сначала толпа из парижских предместий, а затем национальная гвардия под командованием Лафайета явились в Версаль с требованием, чтобы король и его семья, а также Национальное собрание, переехали в Париж. Подчиняясь силовому давлению, Людовик XVI, Мария-Антуанетта, их родственники и депутаты переехали в столицу. После этого значение Версаля как административного и политического центра Франции снизилось и в дальнейшем не восстанавливалось.

После революции

Со времён Луи-Филиппа многие залы и помещения начали восстанавливать, а сам дворец стал выдающимся национальным историческим музеем, в котором были выставлены бюсты, портреты, картины баталий и другие произведения искусства преимущественно исторической ценности.

Провозглашение Германской империи в 1871 г.

Провозглашение Германской империи

Версальский дворец имел большое значение в немецко-французской истории. После поражения Франции во Франко-прусской войне он с 5 октября 1870 по 13 марта 1871 года был резиденцией главного штаба немецкой армии. 18 января 1871 года в Зеркальной галерее была провозглашена Германская империя, а её кайзером — Вильгельм I. Это место было умышленно подобрано, чтобы унизить французов.

Предварительный мирный договор с Францией был подписан месяцем позже — 26 февраля, опять же в Зеркальной галерее. В марте эвакуировавшееся французское правительство переместило столицу из Бордо в Версаль, и лишь в 1879 году снова в Париж.

Версальский договор

В конце Первой мировой войны в Версальском дворце было заключено предварительное перемирие, а также Версальский договор, который побеждённая Германская империя была вынуждена подписать. На этот раз, историческое место было подобрано французами, чтобы унизить немцев.

Жёсткие условия Версальского договора (в том числе огромные контрибуционные выплаты и признание единоличной вины) легли тяжким грузом на плечи молодой Веймарской республики. Из-за этого распространены взгляды, что последствия Версальского договора были основой для будущего возникновения нацизма в Германии.

Мраморный двор Версаля

После Второй мировой войны

После Второй мировой войны Версальский дворец стал местом немецко-французского примирения. Об этом свидетельствуют празднества по поводу 40-летнего юбилея подписания Елисейского договора, состоявшиеся в 2003 году.

Родившиеся во дворце

В Версальском дворце родились следующие короли и члены их семей:

Попытки подражания

Многие дворцы Европы были построены под несомненным влиянием Версаля. К ним относятся замки Сан-Суси в Потсдаме, Шёнбрунн в Вене, Большие дворцы в Петергофе, Усадьба Рапти в Луге, Гатчине и в Рундале (Латвия), а также другие дворцы на территории Германии, Австрии и Италии.

См. также

Литература

  • Verlet, Pierre (1985). Le château de Versailles. Paris: Librairie Arthème Fayard

Ссылки

 Просмотр этого шаблона Всемирное наследие ЮНЕСКО во Франции
Культурные объектыАнсамбль Мон-Сен-Мишель с заливом  • Кафедральный собор в городе Шартр  • Версальский дворец и парк  • Базилика Марии Магдалины  • Наскальные рисунки в пещерах по реке Везер (в т.ч. Пещера Ласко)  • Дворец и парк Фонтенбло  • Кафедральный собор в городе Амьен  • Древнеримский театр с окружением и триумфальная арка в городе Оранж  • Древнеримские и романские памятники в городе Арль  • Цистерцианский монастырь Фонтене  • Соляные шахты в городе Сален-ле-Бен и Арк-э-Сенан • Площади Плас-Станислас, Плас-де-ла-Карьер и Плас-д’Альянс в городе Нанси  • Церковь Сен-Савен-сюр-Гартамп  • Древнеримский акведук Пон-дю-Гар  • Гранд-Иль – исторический центр Страсбурга  • Берега Сены в Париже  • Кафедральный собор Нотр-Дам, бывшее аббатство Святого Ремигия и дворец То в городе Реймс  • Кафедральный собор Сент-Этьен в Бурже  • Исторический центр города Авиньон  • Каналь-дю-Миди (Южный канал)  • Исторический укрепленный город Каркассон  • Дороги во Франции, ведущие в Сантьяго-де-Компостела  • Историческая часть города Лион  • Винодельческий район Сент-Эмильон  • Колокольни городов Бельгии и Франции
(совместно с Бельгией)
 • Долина Луары от Сюлли-сюр-Луар до Шалона  • Провен, город средневековых ярмарок  • Гавр — город, восстановленный Огюстом Перре  • Порт Луны в Бордо  • Архитектурное наследие Вобана  • Епископский город Альби  • Горные массивы Севенны и Гран-Косс  • Доисторические свайные жилища в окрестностях Альп (совместно с Германией, Швейцарией, Австрией, Италией, Словенией)  • Памятники промышленной революции региона Нор — Па-де-Кале
Флаг Франции
Природные объектыМысы Жиролата и Порто, природный резерват Скандола и скалистые бухты «каланки» у города Пьяна (остров Корсика)  • Лагуны Новой Каледонии, разнообразие коралловых рифов и их экосистем  • Вулканы и цирки на острове Реюньон
Смешанные объектыРайон горы Мон-Пердю в Пиренеях (совместно с Испанией)

Вопрос 2 Архитектура классицизма. Версаль.

Тема: Классицизм. 17 – начало 19 века.

 

Вопросы: 1. Теория стиля.

Архитектура классицизма. Версаль. Лувр.

Живопись. Никола Пуссен (1594-1665).

Театр классицизма. Великий Мольер (1622-1673)

Вопрос 1 Теория стиля.

Родиной классицизма является Франция. Классицизм – это не только художественный стиль, но и целое эстетическое направление, которое главенствовало в европейском искусстве с 17 по 19 век.

Наибольшего расцвета классицизм достиг во Франции в период правления Людовика XIV, самого великого из европейских правителей периода раннего капитализма (1638 – 1715). Людовик XIV или как его называли «король Солнце» правил 73 года: с 1643 по 1715год. Его кредо выражалось в словах: «Государство – это я». Французский абсолютизм сыграл исторически прогрессивную роль. Королевская власть в это время отвечала интересам национально-государственного единства, развитию национальной промышленности и торговли, играла ведущую роль в развитии искусства и культуры. При Людовике Франция достигла своего экономического расцвета: были проложены шоссейные дороги, построены мосты и каналы, сам король покровительствовал развитию капиталистических мануфактур. Во время правления Людовика XIV Франция была самым развитым государством Европы. Экономический расцвет обеспечил ей лидерство как морской, так и колониальной державы.

Художественный стиль классицизм возник как отражение нового стиля государственного правления – абсолютной монархии с её разумностью, целеустремлённостью и строгостью. Он отразил противоречие между культом власти и идеей просвещённого правления, вызванной развитием экономики и стремлением к власти буржуазии.

Особенностью классицизма как художественного стиля является слияние античного стиля и барокко.

Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Для классицизма интерес представляет только вечное, неизменное, случайное классицизмом отбрасывается. Эстетика классицизма огромное значение придаёт общественно-воспитательной функции искусства.

В центре всей жизни Франции был королевский дворец. Идеалы абсолютизма требовали художественных форм, которые ассоциировались бы с величием правителей Греции и Рима. Для классицизма образцом было античное искусство с его характерными чертами:

· художественным совершенством,

· чувством меры,

· гармонией,

· разумным началом,

· упорядоченностью,

· строгостью композиции.

ВСЁ ЭТО отвечало ПРИНЦИПУ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ.

Но для пышности, и помпезности Людовика XIV строго рационального классицизма было недостаточно. В Париже была специально создана художественная академия с целью формирования нового государственного стиля. В результате, в 17 веке во Франции сложился один из самых ярких художественных стилей, получивший название «Большого королевского стиля», в котором совместились лучшие традиций классицизма и барокко. Демонстративная роскошь предыдущего стиля сменилась сдержанностью и величественностью. Легкомысленный стиль жизни королевского двора сменили спокойствие и утончённость.

 

Вопрос 2 Архитектура классицизма. Версаль.

Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма присуща регулярность планировки, геометрические формы и чёткие объёмы. Основой архитектурного языка классицизма стала ордерная система, в пропорциях и формах близкая к античным канонам. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, дорогие качественные материалы, украшение лепниной и скульптурами.

В это время во Франции складывается регулярная система планировки городов.

1. Новый классический Париж возник как начало коренного преобразования

городской планировки. В основе планировки Парижа была заложена трёх лучевая система улиц из одного центра (в концепции – «солнце»). Парк Тюильри с центральным лучом – Елисейскими полями.

2. В это время возникает своеобразный вид архитектурного сооружения –

«французский отель», особняк торжественный и великолепный, созданный для жизни частного лица. Для этого нужно было вписать здание в ближайшие сооружения и создать комфорт, парадность и торжественность.

3. Вершиной светского сооружения стали великолепные дворцы,

грандиозные и высокохудожественные дворцово-парковые и градостроительные ансамбли.

Возрастающему интересу к древности способствовало открытие в 1755 г. древнеримского города Помпеи, засыпанного пеплом всего за несколько часов в результате извержения вулкана Везувия. Раскопки обнажили богатейшие художественные памятники, и дали богатый материал для изучения античной архитектуры и принципов обустройства пространства. На основе анализа результатов древнеримских раскопок формировались новые взгляды на архитектуру.

Лувр.

Королевский дворец в Париже. Его характеризуют строгость, торжественность, масштабность и предельная простота.

Версаль.

Версаль стал главной загородной резиденцией Людовика XIV. Версаль - это первая в истории попытка создания универсального комплекса, включающего в себя сам дворец, дворцовые постройки различного предназначения и большой парк. С постройкой Версаля появилось новое понятие - «дворец-город-парк».

Версальский дворцово-парковый ансамбль является признанным шедевром мирового наследия. Планировка обширного парка, территории, связанной с Версальским дворцом, считается вершиной французского паркового искусства, а сам дворец – первоклассным памятником архитектуры. Над этим ансамблем работала целая плеяда блистательных мастеров. Они создали сложный, законченный архитектурный комплекс, включающий в себя монументальное здание дворца и целый ряд парковых сооружений «малых форм», и, главное, исключительный по своей композиционной целостности парк.

Версальский ансамбль представляет собой в высшей степени яркое произведение французского классицизма 17 века, оказавшее сильное влияние на градостроительную мысль 18 века. Версаль стал как бы «идеальным городом», о котором мечтали авторы эпохи Возрождения, причём в непосредственной близости от Парижа. Версаль стал образцом королевской резиденции для всей Европы 17-18 веков. По принципу Версаля в России Петром Первым будет создан в Петергофе на южном берегу Финского залива Петродворец, по пышности и значению не уступающий Версалю; его строили и русские инженеры, и архитекторы, и итальянские.

Создатели Версаля:

· архитекторы Луи ле Во и Арнуэн Мансар,

· садовник планировщик Андре Ленотр, заложил основы так называемого «французского регулярного парка»,

· автор росписей Шарль Лебрен,

· скульптор Франсуа Жирардон.

Как и Париж, Версаль строился по принципу лучей. От дворца идут три луча-проспекта: в Париж, в королевский дворец Сен-Клу, в королевский дворец Со. Все три проспекта сходятся в одной точке, где стоит статуя самого «короля-солнца» Людовика XIV.

 

Вся планировка дворца сделана в форме П.В архитектуре дворца совмещены два стиля - классический (горизонтальная кровля дворца) и барокко (анфилада залов идёт по прямой линии).

Достопримечательности дворца:

- в центре дворца обширный Овальный зал,

- Зеркальный зал с зеркальной галереей,

- Зал Войны, где Людовик XIV представлен в облике бога Марса,

- Зал Мира, где он же представлен в облике Аполлона,

- главная святыня дворца – спальня короля, которая окнами обращена в сторону восходящего солнца; с восходом солнце освещало спальню и «король-солнце» вставал; затем солнце перемещалось на запад и по этому принципу шло расположение королевских апартаментов.

Дворец богато украшен скульптурами, гобеленами и живописными полотнами на темы античной мифологии, этой же теме отвечали и ковры; стены и полы сделаны из разноцветного мрамора. Мебель для дворца изготавливал выдающийся мастер-мебельщик Шарль Булля. Эта мебель - отдельное произведение искусства, по концепции она должна быть максимально удалена от прозы жизни и соответствовать обитанию и проживанию «короля-солнца». Поэтому мебель была покрыта позолотой, слоновой костью, перламутром, серебром, панцирем черепахи.

Версаль выглядел как театральные декорации, приёмы Людовик XIV проводил в виде пышных театральных действий; всё это отражало проблемы духовной жизни эпохи:

- культ власти, доходивший до крайности и вступавший в противоречие с

- идеями разумного просвещённого правления.

 

Скульптура.

Скульптура Версаля требовала эффектные и выразительные решения, и в этом помогли традиции итальянского барокко, и прежде всего творчество Лоренцо Бернини. Французский скульптор Франсуа Жирардон прошёл обучение в Риме у Бернини, и значительную часть своей жизни посвятил оформлению парка Версальского дворца.

Публичные памятники, получившие широкое распространение в эпоху классицизма давали скульпторам возможность идеализировать воинскую доблесть и мудрость государственных мужей. Верность античному образцу требовала от скульпторов изображение моделей нагими, что вступало в противоречие с принятыми нормами морали. Что бы разрешить это противоречие деятели современности первоначально изображались скульпторами классицизма в виде обнажённых античных богов: Суворов в виде Марса, Полина Боргезе – в виде Венеры. Впоследствии вопрос решился путём изображения деятелей современности в античных тогах: Кутузов, Барклай де Толли перед Казанским собором.

Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

История архитектурных стилей - Стр 9

к сложности привело к замене прямых линий и гладких поверхностей волнистыми, изогнутыми. Наряду с усложненными планами изогнутые линии стали второй отличительной чертой.

Архитектурный язык барокко использует традиционные ордерные формы, но они изменяются. К пяти существующим: дорическому, ионическому, коринфскому, тосканскому и композитному был добавлен «волнистый» ордер.

Обилие лепных украшений в виде гирлянд, раковин, масок, волют (популярный орнаментальный мотив в виде завитка) – характерная черта стиля.

Для интерьеров стиля барокко характерна порой неумеренная декоративность, тяжелая роскошь – многоцветная скульптура, лепка, резьба, плафонная живопись, зеркала.

Широкое развитие получает садово-парковое искусство. Регулярные сады и парки – неотъемлемая часть дворцовых ансамблей.

Огромный вклад в создание церковной архитектуры барокко в Италии внесли три мастера: Карло Мадерна, Франческо Борромини и Лоренцо Бернини.

Главным делом жизни Карло Мадерны

(1556–1629) была перестройка m62собора Святого Петра в Риме,

возведенного в эпоху Возрождения Микеланджело.

Одним из ранних произведений архитектуры барокко Фран- ческо Борромини (1599–1667), ученика Мадерны, стала церковь

Сан-Карло алле Куатро Фонтане.

Для церкви Сан-Карло был отведен маленький и очень неудобный участок на перекрестке двух улиц. Возможно, поэтому Борромини сделал храм небольшим, что нехарактерно для построек барокко. По углам расположены четыре скульптурные группы с фонтанами, отсюда и название церкви (среди четырех фонтанов). Овальное в плане здание перекрыто куполом. Фасад по традиции делится на два яруса, оформленных ордером. Стена верхнего яруса то прогибается, то слегка выступает вперед, и ее движению вторит изогнутая линия перекрытия. Кажется, что плотная, тяжелая масса камня постоянно меняется прямо на глазах – это любимый мастерами барокко мотив преображения материи.

Одним из выдающихся мастеров барокко в Италии был Лоренцо Бернини (1598–1680), создавший грандиозный ан-

самбль площади Святого Петра в Риме и другие постройки,

включая многочисленные скульптуры и фонтаны.

история, интересные факты, архитектура (фото)

Право умереть в покоях Версальского дворца всегда имели лишь представители королевской семьи. Но ради маркизы де Помпадур, которая была официальной фавориткой, другом и советником Людовика XV, посвящённой практически во все тайны Версаля, король сделал исключение.

Она была умна, расчётлива, не давала правителю скучать и делала ставку на его увлечение искусством, приглашая ко дворцу самых известных и интересных людей того времени – Монтескье, Вольтера, Бюффона и др. А потому сумела сохранить благорасположение короля даже тогда, когда болезнь лёгких сделала своё чёрное дело, подорвав здоровье, и уничтожив красоту.

Умерла она в возрасте сорока трёх лет в дворцовых покоях и была похоронена в Париже возле дочери. Говорят, когда похоронная процессия направилась к столице, король, стоя на одном из балконов Версаля под проливным дождём, сказал: «Ну и ужасную погоду вы выбрали, чтобы в последний раз прогуляться, мадам». За этой шуткой таилась глубокая печаль.

Дворец короля

Находится Версальский дворец в одном из самых респектабельных городов Франции, Версале, в двадцати километрах от Парижа в юго-западном направлении, по адресу: Place d’Armes, 78000 Versailles. На географической карте мира этот уникальный памятник архитектуры можно обнаружить по следующим координатам: 48° 48′ 15.85″ с. ш, 2° 7′ 23.38″ в. д.

История Версаля началась, когда Людовик XIV увидел замок министра финансов Во-ле-Виконт, по красоте, масштабности и величию значительно превосходящего такие королевские резиденции, как Лувр и Тюильр. Такого «король-солнце» стерпеть не мог, а потому решил построить замок, который являлся бы символом его абсолютной власти. Город Версаль для строительства новой королевской резиденции он выбрал не случайно: как раз недавно во Франции произошло Фрондское восстание, а потому проживание в столице показалось ему довольно опасным.

Люксембургский дворецЛюксембургский дворецЛюксембургский дворецЛюксембургский дворец в Париже1210550

Строительство дворца

Строительство дворца началось в 1661 г. и в работах было задействовано более 30 тыс. строителей (чтобы увеличить количество рабочих, Людовик запретил всё частное строительство в окрестностях города, а в мирное время на стройку отправляли солдат и матросов). Несмотря на то, что во время строительства экономили буквально на всём в итоге была потрачена огромная сумма денег – 25 млн. лир или 19,5 тонны серебра (почти 260 млрд. евро). И это, притом, что строительные материалы королю продавали по самым низким расценкам, а расходы исполнителей, если те превышали смету, не оплачивались.

Версальский дворец

Версальский дворец

Несмотря на то, что официально он был открыт в 1682 году, строительные работы на этом не остановились, и дворцовый комплекс постоянно разрастался за счёт возведения новых зданий вплоть до французской революции 1789 года. Первым архитектором этого уникального памятника архитектуры стиля барокко являлся Луи Лево, которого впоследствии сменил Жюль Ардуэн-Монсар. За оформление парков, которое проводилось одновременно с возведением дворца, отвечал Андре Ленотр, а за внутреннюю отделку – королевский живописец Лебрен.

Работы были сложными: сперва необходимо было осушить болота, засыпать их землёй, песком и камнями, после чего выровнять почву и создать террасы. Вместо находившейся там деревушки нужно было обустроить город, где должны были поселиться придворные, прислуга и охрана.

Параллельно с этим шли работы в садах. Учитывая, что Людовика XIV называли «королём-солнце», Ленотр так спланировал парк Версаля, чтобы его аллеи, если смотреть на них с верхних этажей дворца, расходились из центра, подобно солнечным лучам. На начальном этапе работ нужно было вырыть каналы и построить водопровод, который изначально предназначался для подведения воды к фонтанам и искусственным водопадам.

Учитывая, что обеспечить водой нужно было более пятидесяти фонтанов и прудов, работа эта была непроста – и акведука, который изначально был построен, оказалось недостаточно. В конце концов, после многочисленных проб и попыток была создана гидравлическая система, в которую вода поступала из протекающей неподалёку Сены.

Людовик XIV умер, не достроив своё строение, в 1715 году, а после его смерти Людовик XV, которому исполнилось тогда лишь пять лет, а с ним и весь двор на какое-то время уехал в город Париж. Правда, пробыл он там недолго, через семь лет возвратился в Версаль и через некоторое время приказал продолжить строительные работы.

Одним из существенных изменений, которые он внес в планировку, являлся снос Лестницы послов, единственной церемониальной дороги, ведущей в Большие Королевские покои – это он сделал для того, чтобы соорудить комнаты для своих дочерей. Он завершил работы над оперным залом и по настоянию своей фаворитки мадам Помпадур построил Малый Трианон.

В последние годы жизни Людовик XV занялся реконструкцией фасадов: по одному проекту это должны были быть работы со стороны внутренних дворов замка, по-другому – предполагалось создать фасады в классическом стиле со стороны города. Надо заметить, что этот проект длился чрезвычайно долго и был завершён лишь в конце прошлого века.

Описание Версаля

Специалисты утверждают, что замок Версаль являл собой место, где монархи, а с ними и королевский двор, отдыхали с большим размахом, плели интриги, заговоры и создавали многочисленные тайны Версаля. Традицию эту основал Людовик XIV – и она успешно была продолжена его потомками, а особых размахов достигла при Марии-Антуанетте, которая очень любила развлекаться с придворными и творить историю Франции, интригуя и создавая тайны Версаля.

В окончательном варианте общая площадь дворцовых помещений, не включая парка составила около 67 тысяч квадратных метров. В нём было установлено 25 тысяч окон, 67 лестниц, 372 статуи.

Версальский дворец

Версальский дворец

Версальский дворец

Это основное здание, в котором обитало несколько поколений французских правителей. Официально попасть в замок можно было через парадный вход – чугунные решётчатые, украшенные золотом ворота с королевским гербом и короной. Перед основным фасадом замка, со стороны Зеркальной галереи, были установлены два одинаково вытянутых бассейна, облицованных гранитными плитами.

С правой стороны от входа была обустроена двухэтажная королевская капелла (второй ярус был предназначен для монарха и членов его семьи, внизу находились придворные). В северной части находились Большие апартаменты короля, состоящие из семи салонов, в южной – покои первых дам.

Всего Версаль насчитывает около семисот комнат различного предназначения. Тронный зал дворца назывался Салоном Аполона – здесь монарх принимал иноземных послов, а вечером здесь часто устраивали театральные представления и музыкальные спектакли.

Одним из наиболее известных помещений является Зеркальная галерея, которая всегда играла в жизни дворца важную роль: здесь проводили значимые приёмы, для чего устанавливали серебряный трон, а также происходили балы и пышные празднества (например, королевское бракосочетание). Здесь же толпились придворные в ожидании короля, когда он направлялся в часовню – это был великолепный случай подать ему прошение.

Зеркальная галерея всегда выглядела примечательно: её семнадцать оконных проёмов, выполненных в форме арки, выходят в сад, между ними находятся огромные зеркала, визуально увеличивающие пространство (всего галерея насчитывает 357 зеркал). Потолок чрезвычайно высок, около 10,5 метра, а само помещение имеет 73 метр в длину и 11 в ширину. Поскольку многие зеркала установлены напротив окон, то создаётся впечатление, будто галерея по обе стороны имеет окна. Интересно, что до 1689 года мебель здесь была сделана из чистого серебра, но потом была переплавлена на монеты, которыми покрыли военные расходы.

Большой Трианон

Замок в классическом стиле, облицованный розовым мрамором. Монархи использовали для самых разнообразных целей: начиная от встреч с фаворитками и заканчивая охотой.

Малый Трианон

Дворец являет собой переход от стиля рококо к классицизму и был построен по инициативе одной из фавориток Людовика XV, маркизы де Помпадур. Правда, она умерла за несколько лет до окончания строительства, а потому в нём обитала другая фаворитка, графиня Дюбарри. Когда королём стал Людовик XVI, он передал замок Марии-Антуанетте, где она отдыхала от дворцовой жизни (даже король не имел права прийти сюда без её разрешения).

Через некоторое время рядом с этим дворцом королева построила небольшую деревню с домиками из соломенной крыши, ветряной мельницей – словом, так как она себе представляла жизнь крестьян.

Парк и сады

Версальский дворец и парк – два неотделимых друг от друга понятия. Сады Версаля состоят из огромного числа террас, которые постепенно понижаются по мере удаления от замка. Занимают они площадь около ста гектаров, причём вся эта территория абсолютно ровная и найти на ней какой-нибудь небольшой холмик невозможно.

Здесь находится несколько дворцовых построек, среди них – Большой и Малый Трианон, театр Императрицы, Бельведер, Храм любви, французский павильон, грот, а также предусмотрены смотровые площадки, аллеи, скульптуры, система фонтанов и каналов, из-за которой сады Версаля прозвали «маленькой Венецией».

Дальнейшая судьба Версаля

Около ста лет Версальский дворец являлся резиденцией французских королей. Так, было до тех пор, пока в результате восстания 1789 года Людовик XVI и Мария-Антуанетта были арестованы и перенаправлены в город Париж, где через некоторое время сложили головы на гильотине. После этого Версальский дворец практически сразу перестал являться административным и политическим центром Франции, а сам он был разграблен, вследствие чего многие шедевры оказались безнадёжно потеряны.

Версальский дворец

Версальский дворец

Когда к власти пришёл Бонапарт, он взял замок под свою защиту и велел начать разрабатывать план по восстановлению дворцового комплекса (для этого была привезена мебель из Фонтенебло и Лувра). Правда, все планы не удались, и его империя рухнула. Версалю это пошло только на пользу, потому как к власти вернулись Бурбоны, которые начали активно восстанавливать замок, а затем передали музею.

Роль замка в жизни общества на этом не ограничилась и тайны Версаля продолжили твориться в его кулуарах: когда немцы захватили Версаль во время франко-прусской войны, они разместили здесь главный штаб, а в Зеркальной галерее провозгласили Германскую империю. Здесь же через месяц они подписали с Францией мирный договор, после чего какое-то время во дворце заседало французское правительство.

После окончания Первой мировой войны французы, чтобы отомстить немцам, в Зеркальной галерее заставили их подписать Версальский договор. А вот через сорок лет после Второй мировой войны во дворце Версаля произошло французско-немецкое примирение. После войны французы начали повсеместно собирать деньги на восстановление замка, а в Версаль со временем вернулись многие утраченные ценности, ЮНЕСКО внесло в свой список, а в начале двадцать первого века он присоединился к Ассоциации европейских королевских резиденций.

Как попасть в Версаль

Желающим добраться в Версаль самостоятельно, нужно учитывать, что по понедельникам Версальский дворец для посещения закрыт. Кроме того, знающие люди не рекомендуют сюда ехать в воскресенье, когда у французов выходной, и вторник – в этот день большинство музеев Парижа закрыто, а потому многие люди едут сюда. Дабы избежать очередей, лучше приезжать рано утром или между 15.30 до 16.00.

статуя Свободыстатуя Свободыстатуя СвободыСтатуя Свободы121054.330

Тот, кто желает добраться до этого памятника архитектуры самостоятельно, вначале должен доехать до Парижа, который является ближайшим к Версалю крупным городом. Дальше существует несколько вариантов: до Версальского дворца можно добраться на поезде или доехать на автобусе.

Дальше нужно самостоятельно доехать до железнодорожной станции и сесть на один из трёх железнодорожных маршрутов «Версаль Париж» (дорога займёт около сорока минут). Если воспользоваться линией С, то следует учитывать, что поезд отправляется отсюда каждые пятнадцать минут, а за билет нужно будет заплатить около 2,5 евро. А вот поездка с вокзала Paris Saint Lazare обойдётся дороже на одно евро. Кроме того, раз в час до города, где расположена резиденция королей, идёт поезд с вокзала Paris Montparnasse.

Желающим ехать самостоятельно на автобусе в Версаль, можно посоветовать воспользоваться маршрутом №171, остановка которого находится на станции Pont de Servres на конечной станции девятой линии метро. В данном случае дорога займёт около тридцати пяти минут, а билет обойдётся дешевле – около полутора евро.

Классицизм во Франции-Версаль-презентация по мхкСайт учителя МХК

Классицизм во Франции-Версаль – презентация по мхк, которая познакомит с выдающимся памятником французского классицизма.

 Классицизм во Франции-Версаль-презентация по мхк

 

Кнопка "Скачать" для сайта

В европейском искусстве ХVII столетия сформировались и одновременно, но в разных странах, существовали два больших стиля. Стиль барокко, родившийся в Италии, определял искусство стран, находящихся под властью католической церкви. В странах с протестантизмом, где победили буржуазные революции, ведущим в художественной культуре стал классицизм. 

Предлагаю посмотреть слайд-шоу, которое познакомит с классицизмом во Франции. В него я включила произведения живописи, скульптуры, садово-паркового искусства Франции ХVII века. Слайды сопровождаются музыкой придворного композитора Людовика ХIV Жана Батиста Люлли. Музыка этого композитора сопровождала все значительные события при версальском дворе: встречи послов, праздники, спектакли Мольера, в которых сам король-Солнце охотно принимал участие. Поскольку всё познаётся в сравнении (это аксиома), советую сравнить это слайд-шоу со слайд-шоу в  записи «Барокко в Италии».

 

Классицизм во Франции –Версаль – дворец, город, парк

Классицизм во Франции-Версаль-Версаль - дворец, город, парк-коллаж-иллюстрация

В 1624 году в 17 километрах от Парижа в лесной и болотистой местности, богатой дичью, был построен охотничий замок Людовика ХIII. Людовик ХIV для того, чтобы показать могущество абсолютной обожествлённой королевской власти, решил построить дворец, который бы стал символом этой власти. Строительство началось в 1661 году. Главным архитектором Версаля стал Луи Лево, построивший уже множество дворцов для короля и его вельмож. Парк проектировал Андре Ленотр. Оформлением дворца занимался выдающийся французский живописец, основатель Французской Академии живописи, учредитель Королевской мануфактуры гобеленов, для которых создал картоны, Шарль Лёбрен.

Классицизм во Франции-Версаль-Живописные работы Шарля Лёбрена-коллаж-иллюстрация

 

Версальский дворец

Строительство дворца Людовика ХIV начинал Луи Лево. После его смерти главным архитектором Версаля стал Ардуэн Мансар. Он расширил дворец, пристроив два корпуса – южный и северный. Шедевром архитектуры стала  созданная им Зеркальная галерея с примыкающими к ней залами Войны и Мира. Росписи плафонов в Зеркальной галерее и залах Войны и мира созданы Лёбреном.

Классицизм во Франции-Версаль-Зеркальная галерея-иллюстрация

Зеркальная галерея Версаля

Лёбрен не только создал живописное оформление дворца, но и украсил залы дворца замечательными гобеленами, картоны для которых написал сам. Особенно прославились серии гобеленов «Месяцы, или королевские замки», «История Людовика ХIV». Во дворце много шпалер  со сценами охоты, с пейзажами, пасторальными мотивами.

Классицизм во Франции-Версаль-Шпалеры Версаля-коллаж-иллюстрация

Гобелены Версальского дворца

Внутреннее убранство дворца подчинено идее возвеличивания короля-Солнца. Строгий стиль классицизм не совсем соответствовал этой задаче, поэтому в Версальском дворце черты классицизма сочетаются с чертами итальянского барокко с его пышностью и театральностью. Специально для дворца в Версале был создан стиль мебели. Андре Шарль Булль использовал для отделки кресел, столов шкафов накладки из позолоченной бронзы, инкрустировал мебель перламутром, слоновой костью, серебром, панцирем черепахи. В Версале существовали комплекты мебели и посуды из чистого серебра. Шарль Булль создал новый вид мебели – комод.

Классицизм во Франции-Версаль-Мебель Шарля Булля-коллаж-иллюстрация

Мебель Шарля Булля

 

Парк Версаля

Версальский парк с полным основанием можно назвать шедевром садово-паркового искусства. Творцом этого чуда стал Андре Ленотр. До парка Версаля  он создал парки и сады Тюильри, Марли, Сен-Клу, Шантильи, Со, а также парк в поместье министра финансов Франции Фуке Во-ле-Виконт. В планировании парка Версаля Ленотр применил принципы классического искусства. Идея этого творения – власть человеческого разума над дикой природой. Аллеи, цветники, боскеты имеют строгие геометрические формы. Под его руководством были осушены болота, перемещены холмы, вырыт канал. Мелкий лес выкорчевали, из Фландрии и Нормандии были привезены грабы. Деревья и кустарники подстригли, придав и им формы конусов, шаров, кубов.

Классицизм во Франции-Версаль-Версальский парк-иллюстрация

Парк Версаля

 

«Бриллиантовые струи фонтанов, зелень, мрамор и золото статуй, цветочные ковры боскетов сочетались с разноцветными голубыми, розовыми, зелёными, бархатными и шёлковыми кафтанами, расшитыми золотом и драгоценными камнями. И платья дам с широкими пышными юбками, блистающие драгоценностями, прекрасно гармонировали с пышностью ленотровских боскетов».                                                                                                                                                                    Н. Верзилин

«Была природа в парке этом
Как будто неживой;
Как будто с выспренним сонетом,
Возились там с травой.
Ни плясок, ни малины сладкой
Ленотр и Жан Люлли
В садах и танцах беспорядка
Стерпеть бы не смогли.
Застыли тисы точно в трансе,
Ровняли строй кусты,
И приседали в реверансе
Заученном цветы».

                        Виктор Гюго

Неплохие фотографии Версаля я нашла на сайте Дворцы Франции. Версаль.

Предлагаю совершить путешествие по Версалю.

Советую почитать о Версале:

  • Искусство. Малая детская энциклопедия. – М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2001.
  • Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. – М.: Аванта+, 2000.
  • Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998
  • Сто великих заповедников и парков. Автор-составитель Н.А. Юдина. – М.: Вече, 2002

Удачи!

Классицизм во Франции-Версаль-Версальский парк-иллюстрация

Понравился материал? Поделитесь!

Понравилось это:

Нравится Загрузка...

Архитектура Парижа в эпоху абсолютизма — Википедия

Архитектура Парижа и его ближайших пригородов в эпоху абсолютизма (XVI—XVIII века)[комм. 1] пережила несколько важных исторических этапов: переход от пламенеющей готики к ренессансу, появление «иезуитского стиля» и маньеризма, зарождение барокко и классицизма, возвышение декоративного стиля рококо. Большое влияние на парижскую архитектуру и градостроительство оказали Итальянские войны, в ходе которых двор Людовика XII познакомился с идеями итальянского Возрождения.

Приглашённые итальянские зодчие стали превращать средневековые замки французских королей и придворной знати в элегантные дворцовые резиденции с представительными фасадами и богато декорированными залами. Именно при Франциске I, который вёл затяжные войны с Габсбургами за гегемонию в Средиземноморье, случился расцвет французского Ренессанса.

Превращение Лувра в королевский дворец было связано с дальнейшим развитием во Франции архитектуры эпохи Возрождения, которая доминировала весь XVI и начало XVII века. На протяжении этого времени под влиянием различных факторов парижская архитектура претерпевала значительные изменения, что сказывалось на развитии и облике столицы. Постройка в первой трети XVII века Люксембургского дворца завершила в Париже эпоху французского Ренессанса, а окончание колоннады восточного фасада Лувра во второй половине XVII века ознаменовало собой становление стиля классицизма.

После заката эпохи Возрождения в Париже классицизм длительное время сосуществовал с другим стилистическим направлением — барокко. Постройка в конце XVII века собора Инвалидов завершила монументальный стиль барокко, который в первой четверти XVIII века фактически превратился в декоративную отделку помещений особняков и дворцов парижской аристократии (этот стиль интерьеров получил название рококо). В то же время классицизм безраздельно господствовал в архитектуре города на протяжении всего XVIII века (его знамением стала церковь Святой Женевьевы, а самым грандиозным градостроительным ансамблем — площадь Людовика XV у оконечности сада Тюильри).

Архитектура интерьеров эпохи абсолютизма наиболее ярко была выражена в королевских дворцах Парижа — Лувре, Тюильри, Пале-Рояле и Люксембурге, а также в загородных резиденциях королей — Версале, Большом и Малом Трианоне, Марли, Сен-Жермене, Сен-Клу, Мёдоне, Булоне, Муэтте, Венсене, Шуази-ле-Руа, Рамбуйе и Фонтенбло.

В архитектуре Парижа эпохи абсолютизма можно проследить эволюцию урбанистических композиций (дворцово-парковых ансамблей и площадей) от раннего ренессанса до расцвета классицизма (с элементами зарождающегося ампира) и барокко. Закончилась эпоха абсолютизма Великой французской революцией и свержением Людовика XVI. В ходе революции был снесён символ тирании — средневековая крепость-тюрьма Бастилия, на месте которой сегодня располагается площадь Бастилии. Кроме того, революционная стихия удалила со столичных площадей королевские статуи, частично разрушила или переоборудовала некоторые церкви и налоговые заставы.

К началу эпохи Возрождения средневековый Париж представлял собой противоречивое зрелище. В городе имелись выдающиеся произведения романской и готической архитектуры, однако, в парижской застройке преобладали не каменные храмы и дворцы, а деревянные жилые строения, которые теснились вдоль узких и извилистых улиц с открытыми сточными канавами. По обеим сторонам мостов через Сену располагались лавочки с мастерскими и жилыми помещениями хозяев. Новые волны приезжих стремились селиться в пределах старых крепостных стен, поэтому улицам и дворам отводилось минимум места. К концу XV — началу XVI века в Париже проживало более 300 тыс. горожан, он являлся одним из самых крупных городов Европы. Нередко Париж той эпохи называли «урбанистическим колоссом в аграрной стране»[2][3][4].

В XVI веке Париж вступил в новую для себя фазу, связанную с постепенным усилением абсолютизма, разложением феодальных отношений и зарождением капитализма, что кардинально повлияло на архитектуру и градостроительство столицы. За три века архитектура города претерпела существенные изменения и прошла несколько стилистических стадий. Всё это происходило на фоне усиления социальной роли купечества, выделения из феодального сословия городской буржуазии и ликвидации феодальной раздробленности Франции[5][6].

Постепенно всё управление страной сосредоточилось в руках доверенных короля. Этот узкий круг лиц почти бесконтрольно распоряжался огромными средствами из казны, подчинил себе парламент, армию и даже католическую церковь. В итоге французские короли через придворных обеспечили себе абсолютную личную власть, что и дало название эпохе абсолютизма[7].

В ходе неудачных для Франции Итальянских войн французская аристократия близко познакомилась с Италией, где в то время уже бурно развивалось новое мировоззрение и искусство эпохи Возрождения. Французские короли обратили внимание на светский характер и гуманизм итальянского искусства. Возросшее богатство и стремление подчеркнуть величие королевского двора побудили монархов начать масштабное дворцовое строительство на основе принципов, заимствованных у архитектуры итальянского ренессанса. Людовик XII и его зять Франциск I стали активно приглашать архитекторов и художников из Италии для перестройки своих тяжеловесных замков[7][8][9][10][11].

Итальянское влияние послужило мощным стимулом для зарождения и дальнейшего развития стиля ренессанс во французской архитектуре. Вертикальные членения, асимметрия, неприступность и суровость, характерные для средневековой готической архитектуры, быстро были заменены на симметричные композиции и раскрытые вовне фасады с поэтажными членениями и использованием ордеров. Во дворцах королей и придворной знати появились помещения, предназначенные для открытого публике образа жизни хозяина. Специфической чертой зданий французского ренессанса были традиционно высокие и острые кровли, нередко пронизанные богато украшенными люкарнами[7][12]. Более северное по сравнению с Италией географическое расположение Франции и соответственно более суровый климат вынуждали пользоваться каминным отоплением. Традиционные для Парижа высокие дымовые трубы, которым придавали фигурный вид, стали включать в композицию экстерьера[13].

Во второй половине XVI века затянувшиеся религиозные войны между католиками и протестантами, апофеозом которых в Париже стала Варфоломеевская ночь, а также крестьянские войны 1590-х годов привели к опустошению казны и сокращению финансирования нового строительства. Экономические трудности, в свою очередь, стали причиной упрощения архитектуры. Даже в относительно благополучном Париже стали строить преимущественно из кирпича, лишь эпизодически используя камень, и сократили использование декоративных деталей к минимуму. Это стремление к минимализму в архитектуре нашло отзвук в одном из первых парижских ансамблей — площади Вогезов[14][6][1].

XVII век знаменовался в истории Франции полной победой абсолютизма. Париж сохранял своё значение центра всей политической и духовной жизни королевства. Участие Франции в Тридцатилетней войне против Габсбургов, череда войн, которые вёл Людовик XIV, и огромные расходы двора требовали средств, которые поступали в казну традиционно за счёт значительно возросших налогов. В ответ власти получили почти непрерывные народные восстания и антиправительственные смуты, вошедшие в историю как Фронда (фактически, после бурных событий периода Фронды король предпочёл покинуть неспокойный Париж и перебраться в загородный Версаль)[15][16].

Расположение архитектурных объектов на территории Парижа


Кроме того, в XVII веке во Франции происходил активный процесс зарождения капитализма: развивались централизованные мануфактуры различных отраслей промышленности, разрушалось натуральное хозяйство среди беднейших слоёв крестьянства. Безземельные крестьяне ради заработка были вынуждены перебираться в города, росло и укрепляло своё положение третье сословие, особенно буржуазия. В промышленности наблюдалась дифференциация труда, среди строителей выделялись мастера дробной специализации (сложные отделочные работы нового стилистического направления требовали специалистов узкого профиля и высокой квалификации)[15].

Таким образом, в XVII веке во Франции сложился своеобразный социальный состав населения, представленный двумя противоборствующими общественными группами — феодальным дворянством и буржуазией, каждая из которых имела как свои интересы, так и собственные художественные ориентиры и вкусы. Это противоборство отчасти объясняет длительное сосуществование в архитектуре Франции после эпохи Возрождения двух соперничающих между собой стилистических направлений — барокко и классицизма[15].

Искоренение феодальной раздробленности и победа абсолютизма способствовали возрастанию национального чувства среди французских архитекторов, которые стремились к самостоятельному осмыслению античного наследия и выработке национального архитектурного стиля. Национальные тенденции в зодчестве нашли своё выражение в отказе от проекта восточного фасада Лувра, предложенного Бернини — величайшим представителем итальянского барокко. Итогом споров вокруг конкурсных проектов нового фасада Лувра стало создание в 1671 году Королевской архитектурной академии (сегодня является отделением Французской академии изящных искусств). Она была призвана знакомить общественность с основными законами архитектуры, учениями великих теоретиков прошлого и опытом древних строителей. В рамках этих задач архитектор Клод Перро перевёл на французский язык и издал в Париже трактат римского коллеги I века до нашей эры Витрувия «Десять книг об архитектуре»[17][18][19][20].

Первым главой Королевской архитектурной академии стал крупнейший теоретик классицизма своего времени Франсуа Блондель. В 1675 он издал в Париже «Курс архитектуры», в котором высказал свою трактовку теории античных архитектурных ордеров, учения о модуле и пропорции. Блондель отвергал орнаментацию и усложнённые формы барокко, а после провала попыток создать французский архитектурный ордер он ещё больше утвердился в незыблемости основ античного учения об ордерах[21][22].

Однако королевский двор Людовика XIV и близкое к нему дворянство стремились к пышной обстановке дворцового быта, отвергая стремление академии Блонделя к античной простоте и скромности (с особенным размахом непомерный культ Короля-Солнце выразился в Версальском дворцово-парковом ансамбле). Именно в борьбе двух стилей — барокко и классицизма — и развивалась французская архитектура XVII века, оставившая после себя яркие произведения, которые и поныне украшают Париж и его пригороды. В области теории архитектуры Франция обогнала Италию и заняла в Европе доминирующее положение. Ко второй половине XVII века Париж становится крупнейшим центром архитектурной мысли, особенно теории классицизма[21][23].

Именно на эту эпоху пришлись знаменитые академические полемики о роли и влиянии классицизма на литературу и архитектуру Франции между Шарлем Перро и Роже де Пилем, Клодом Перро и Франсуа Блонделем (жаркие дискуссии раскололи французских архитекторов на два враждующих лагеря — сторонников Блонделя, которые составляли большинство, и Перро)[24]. Официальное строительство в Париже исчерпывалось несколькими триумфальными арками, возведёнными в первой половине 1670-х годов. Людовик XIV покинул столицу и перенёс свою резиденцию в Версаль, где и были сосредоточены все художественные силы Франции той эпохи. После смерти Короля-Солнце в 1715 году Париж «взял реванш у минувшего века». Регентство Филиппа II Орлеанского повлекло за собой «отставку» Версаля, новую жизнь дворца Тюильри, который приютил малолетнего Людовика XV, и превращение Пале-Рояля, парижской резиденции герцогов Орлеанских, в новый центр придворного влияния[25].

В 1691 году сторонник Блонделя Огюстен-Шарль д’Авиле в своём «Курсе архитектуры» подвёл итоги архитектурной теории и практики XVII века[26]. В XVIII веке классицизм занял господствующее положение в архитектуре столицы. Окончательное его утверждение состоялось после результатов конкурса на перестройку фасада старинной церкви Сен-Сюльпис (1745 год). Итоги этого конкурса фактически определили поворот парижской архитектуры в сторону классицизма и отодвинули рококо на второй план[25].

Источниками вдохновения французских зодчих служили важнейшие открытия античной архитектуры — Геркуланум (1711) и Помпеи (1748). Кроме того, в XVIII веке стали широко известны храмы Пестума, Сигесты и Агригентума. С 1752 года в Париже стало издаваться «Собрание антиков» французского антиквара графа Кайлю. Во время одного из гран-туров архитекторы Шарль-Луи Клериссо и Роберт Адам заново открыли широкой общественности дворец Диоклетиана в Далмации (позже путевые зарисовки и чертежи Клериссо легли в основу неоклассицизма). Архитектор Жюльен-Давид Леруа посетил османскую Грецию, которая в течение долгого времени была недоступна для европейских путешественников. В 1758 году он опубликовал результаты своих исследований в книге «Руины прекраснейших памятников Греции». Огромное влияние на утверждение эстетики классицизма во Франции оказали «История античного искусства» и «Заметки об истории искусства» немецкого теоретика Иоганна Иоахима Винкельмана[27][28][29][30].

Архитекторы и скульпторы эпохи абсолютизма

Стокгольм. Историческая часть города

Старый город (Гамла стан) — исторический центр Стокгольма, который занимает остров Стадсхольмен (Город-остров) и островки Риддархольмен (Рыцарский остров), Хельгендсхольмен (остров Святого Духа) и Стрёмсборг, что переводится, как «замок у протоки». Последний — маленький островок, на котором находится одно единственное здание офиса какой-то международной компании, даже ни разу не попал в кадр.

Осматривать Гамла стан мы пошли в первый же день, как только устроились в гостинице. Начать решили с Риддарсхольмена, Рыцарского острова, который административно к Гамла стану не относится, а связан с ним только как исторический центр. Погода была хорошая, а вид, открывающийся на другой стороне, обещал много интересного!

До Реформации остров принадлежал монастырю ордена францисканцев и несколько веков звался Громункехольменом («островом Серых Монахов»). Сегодня Риддархольмен — самая маленькая административная единица Стокгольма, где, согласно документам, живет всего один человек. Где он может проживать, я не поняла, так как все здания острова занимают в основном судебные органы Швеции.

Отель наш был на острове Кунгсхольмен, чтобы попасть в Старый город, нужно было перейти по мосту у Ратуши в район Норрмальм, а затем по пешеходному мосту на Риддархольмен. Пешеходный мост расположен параллельно с Центральным автомобильным мостом и Северным железнодорожным мостом, которые на опорах проходят мимо островов Гамла стана дальше, на большой остров Сёдермальм.

На острове меньше двух десятков зданий и каждое из них интересно, в основном это бывшие дворцы. Например, в центре снимка ниже на холме Рогбергет белый дворец в стиле классицизма. Этот дворец государственного советника Шеринга Розенхена, построенный в 1656 году по проекту Никодемуса Тессина, был по тем временам одним из самых великолепных дворцов в городе. Сегодня его занимают Гражданский и уголовный апелляционный суд.

Трехэтажное здание справа — Дом обер-комиссара, построенный в 1750 году.

В здании с симпатичной башенкой находится издательство, основанное в 1823 году. Здание построено в конце XIX века, а на фасаде — фамилия основателя этого издательства.

К нему примыкает здание Старого Национального архива Швеции, построенного в 1887–1890 годах по проекту Акселя Нюстрема. В здании такие огромные окна потому, что опасаясь пожаров, его строили из расчета только естественного освещения: окна должны были пропускать максимально возможное количество солнечного света. Позднее в здании появилось не только электричество, первые лифты в Швеции были применены именно здесь.

В 1995 году Национальный Архив Швеции переехал, здание долго пустовало, а потом здесь разместили Детский дворец национальной культуры.

Издалека обращаешь внимание на круглую белую башню, которая необычно смотрится среди дворцов. Это башня Биргера, которая когда-то была одной из пушечных башен в западной части крепостной стены, обращенной к озеру Меларен, Её король Густав Васа построил в 1530 году из кирпичей монастыря, закрытого во время Реформации. Была она на пару этажей выше, а сверху располагалась открытая площадка, откуда можно было вести обстрел во всех направлениях.

В центре острова располагается площадь Биргера Ярла с памятником ему. Биргер Ярл считается основателем Стокгольма. Он смог объединить Швецию под своим началом, и впоследствии его сыновья становились коронованными королями. Именно в письме Биргера своему сыну Вальдемару впервые в 1252 году упомянут Стокгольм. Этот год и был принят в качестве года основания Стокгольма.

За памятником — дворец Врангеля, построенный в 1625 году. За особые заслуги перед королевским двором он был подарен королевой Кристиной видному полководцу Карлу Гусаву Врангелю. Врангель перестроил дворец по проекту Никодемуса Тиссена, и он стал самым большим частным дворцом Стокгольма. По ряду причин в конце века дворец отошел государству. В нем долго жила королевская семья, когда королевский дворец сгорел. С 1756 дворец принадлежит Гражданскому и уголовному апелляционному суду.

В этих дворцах рядом размещаются Верховный Административный суд и Экологический суд Швеции. Оба дворца были перестроены в конце XVII века по проекту архитектора Никодемуса Тессина.

Слева — дворец Фредерика Штенбока, изначально построенный в 1620 году в стиле ренессанс, а в 1670 перестроенный Тессином в романо-барочном стиле по заказу сына Штенбока. В 1773 году дворец был выкуплен государством и сначала использовался для офисов Национального архива, с которым его соединили переходом.

Справа — дворец Хессенштейна. Он был построен в 1670 году Тессином для королевского советника Бенгта Бенгтссона Оксеншерна, который жил в нем со своей огромной семьей. Согласно сохранившимся документам, у него было 18 детей! В 1680 году дворец перестроил его в оригинальном стиле под руководством Тессина (сына первого архитектора здания). В 1740 году король Фредрик подарил дворец своей любовнице Хедвиге Тоб, после ее смерти он перешел по наследству их общему сыну Фредрику Хессенштейну. С этого момента дворец стал носить его имя.

Главное здание острова — безусловно церковь Риддархольмена, единственный сохранившийся в Стокгольме средневековый храм. Отдельные части его датируются концом XIII века, когда церковь была построена как главное здание монастыря францисканцев. Более подробно о церкви можно почитать в альбоме Храмы Стокгольма.

Многие годы церковь служила усыпальницей шведский королей. Все шведские монархи от Густава Адольфа до Густава V похоронены в этой церкви, последнее захоронение датируется 1950 годом. Главное здание построено в готическом стиле из красного кирпича, маленькие часовни пристроены позже в стиле ренессанс и барокко.

Железный шпиль, изящно венчающий церковь, был достроен в 1835 году, после того, как в церковь ударила молния.

У церкви на площади установлены бронзовые макеты острова в разные периоды: в 1620 и 1750 году.

Мы были дважды на острове, здесь нет шумной толпы туристов. Заезжают ненадолго автобусы, на экскурсии у нас не было даже времени зайти в церковь.

Еще два дворца напротив входа в церковь: слева — дворец придворного советника Спарре, построенный в 1635 году по проекту Никодемуса Тессина. В 1763 году дворец выкупил профессор медицины и открыл на первом этаже первый в стране родильный дом. Сейчас дворец используется Королевской семьей.

Справа — дворец Эльзы Круус, построенный в 1635 году для Карла Бонде. После его смерти дворец унаследовала его жена Эльзой Круус, в честь которой и был назван дворец. После большого пожара 1802 года его восстановили.

А это здание Старого парламента Швеции. В середине XVII века этот дворец фельдмаршал Бенгт Хорн построил для своей семьи. С 1834 года здесь размещался первый Парламент Швеции, пока не переехал в новое здание на острове Хельгендсхольмен, где сейчас и находится.

Обязательно нужно выйти на набережную острова Меларен за дворцом Врангеля. Во-первых, полюбоваться великолепным видом на Кунгсхольмен и Ратушу Стокгольма.

Во-вторых, здесь тоже есть, на что посмотреть. Это памятник Эверту Таубе, шведскому поэту, композитору, исполнителю баллад собственного сочинения и пр. В Стокгольме установлено несколько памятников ему. Эта скульптура — подарок «от друзей», вырезана из гранита с острова Винга, где родился Таубе, и установлена в 1990 году.

Как вы думаете, что это такое? Мне это напоминает варежку, кому-то ухо. Но название этого произведения «Солнечный парус».

Это судно, построенное в 1924 году было яхтой нью-йоркской миллионерши Барбары Хаттон, затем служило в английском королевском военно-морском флоте, было учебным судном. После реконструкции поставлено на якорь у острова и стало дорогим рестораном и отелем.

Вот вид острова Риддархольмен еще с одной стороны: отсюда слева видны башни здания Старого Парламента, а на переднем плане дворец Хаббе, построенный в 1628 году. В XVIII веке в нем жила семья Симона Хаббе, владельца одного из самых больших судов в Стокгольме. Сейчас это приемная для подачи апелляций в суды.

Перейдем с Рыцарского острова на главный остров Гамла стана — Стадсхольмен по мосту Риддархольмсброн. Сразу обращаешь внимание на красивое здание слева за мостом. Это Riddarhuset (Рыцарский дом) — историческое здание в стиле позднего ренессанса, построенное в 1641–1674 годах для проведения собраний шведской знати.

Перед зданием стоит памятник Густаву I Васе, королю Швеции с 1523 по 1560 год.

С обратной стороны дворца — симпатичный садик с памятником государственному канцлеру при короле Густаве Адольфе (в первой половине XVII века) Акселю Оксеншерна.

Здание по-прежнему используется по своему назначению: здесь проводятся различные мероприятия дворянских родов Швеции, чьи гербы украшают большой зал Дворянского собрания.

Рядом — большой дворец в стиле классицизма в форме буквы «Н», еще одно произведение Никодемуса Тессина — дворец Густава Бонде, построенный в 1673 году. С 1730 по 1915 год в нем размещался муниципалитет, а сейчас — Верховный суд Швеции.

С набережной от дворца открывается прекрасный вид на остров Святого Духа (Хельгендсхольмен), на котором высится мощное здание риксдага — парламента Швеции.

Этот самый маленький из трех островов старого города отделен от Стадсхольмена каналом, текущим вдоль Дворцовой набережной. Через канал перекинут маленький мостик Сталлбрун (Stallbron).

Если пройти по этому мостику, затем под арками здания Риксдага и по мосту Риксброн, попадешь на Дротнингатан — главную пешеходную улицу Стокгольма, 1,5 километра магазинов, кафе и ресторанов. Но туда мы пойдем позже.

Новое здание Риксдага — Шведского парламента (старое мы уже видели) было построено на острове напротив Королевского дворца в 1906 году. Здесь принимаются государственные законы и определяется финансовая политика страны. Здание можно посетить, ознакомиться с его исторической частью, где представлены более 4000 картин, скульптур и других предметов культуры.

Остров Хельгендсхольмен соединен с соседними островами тремя мостами. От Королевского дворца перед зданием Риксдага к площади Густава Адольфа проходит арочный мост Норбру (Северный мост), один из первых каменных мостов Стокгольма, построенный на рубеже XVIII–XIX веков.

На острове за мостом Норбру находится сквер Стрёмпартеррен. Туда можно спуститься с моста по лестнице или на лифте, круглая башня которого видна на снимке. Из этого сквера можно попасть в один из самых интересных музеев Стокгольма — «Музей средневековья». Он был создан в 19768–1780 годах, когда при строительстве подземного гаража под зданием парламента были обнаружены средневековые постройки, время строительства которых датируется 1530 годом — временем правления короля Густава Васа. Музей находится под землей на глубине около 22 метров и в его помещение посетители проходят по туннелю, возраст которого составляет уже более 350 лет.

В сквере у самого края восточной части острова стоит памятник шведскому национальному поэту Эсайасу Тегнеру. Это творение легендарного шведского скульптора Карла Миллеса. Композиция называется «Песня Солнцу». К сожалению, могу показать только вид с моста Норбру.

В конце моста Норбру стоят бронзовые копии египетских львов, установленные в 1927 году.

На этом прервемся, продложим прогулку по истрической части города в следующий раз.

 

 

About Author


admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о