План классицизма: Attention Required! | Cloudflare – Классицизм — Википедия

План-конспект урока по литературе (9 класс) по теме: 17 век – эпоха расцвета классицизма в искусстве

Конспект урока литературы в 9 классе

17 ВЕК – ЭПОХА РАСЦВЕТА КЛАССИЦИЗМА В ИСКУССТВЕ (АРХИТЕКТУРА, ЖИВОПИСЬ, ЛИТЕРАТУРА, МОДА, МУЗЫКА)

ЦЕЛИ УРОКА: 

  1. ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ УСЛОВИЯ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КЛАССИЦИЗМА
  2. ДАТЬ ПОНИМАНИЕ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ КЛАССИЦИЗМА
  3. ПОЗНАКОМИТЬ С ЕГО ОСНОВНЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ В РАЗНЫХ СТРАНАХ
  4. ПРОБУЖДАТЬ ИНТЕРЕС УЧАЩИХСЯ К РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ ИСКУССТВА

ПЛАН

  1. У колыбели классицизма (Людовик XIV, Ришелье).
  2. Наука – искусству (Декарт).
  3. Работа с картиной.
  4. Принципы  классицизма.
  5. Архитектура и садово-парковое искусство
  1.  Версаль
  2. Петродворец
  1. Б) Мода – составная часть культуры.
  2. Принципы классицизма в литературе.
  3. Музыка классицизма.
  4. Итоги урока.

ХОД УРОКА

С чем связана смена эпох?

(С рождением новых идей, с изменением идеологии, сознания людей)

Действительно, когда общество переживает политический, экономический, идеологический кризис, то на смену старым идеям приходят новые.

 В XVII веке появляется потребность в новой идеологии, которая способствовала бы созданию единого мощного государства.

Эпоху Возрождения, пережившую крах ренессансной гармонии, сменила в искусстве эпоха культа разума – классицизма. Но пред тем, как говорить о нем, давайте вспомним основные особенности эпохи Возрождения.

  1. Человек – прекрасное творение природы
  2. Человек во всем разнообразии его страстей

_________________________________________________

  1. У колыбели классицизма (Людовик XIV, Ришелье)

Классицизм – это художественная система, которая сложилась не только в литературе, а и в живописи, скульптуре, архитектуре, садово-парковом искусстве, музыке. Об этом мы сегодня и поговорим.

Классицизм сложился в XVII веке во Франции, отразив подъем абсолютизма, или абсолютной монархии.

Что такое абсолютизм?

(Форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная власть)

Таким монархом, правление которого во Франции явилось апогеем абсолютизма, был Людовик 14, король из династии Бурбонов.

Его называли “король-солнце”.  Знаете ли вы, почему?..

Людовик не получил глубокого образования, но обладал незаурядными природными способностями и превосходным вкусом. Согласно легенде, в 1655 году молодой король явился на заседание парижского парламента в охотничьем костюме и произнес: “Государство – это я”. Тем самым он дал присутствующим понять, что служение государству это прежде всего служение ему лично. Вся жизнь Франции вращалась вокруг короля, как планеты вокруг солнца.

Не менее знаменитой личностью при дворе Людовика XIV был кардинал Ришелье, Арман Жан дю Плесси. 

— С каким произведением и художественным фильмом связано это имя?

(“Три мушкетера”)

Действительно, благодаря усилиям Дюма-отца мы знаем увлекательную историю приключений трех храбрых мушкетеров: Атоса, Портоса и Арамиса и их друга дАртаньяна, смело и бескорыстно борющихся против козней Ришелье.

Политика Ришелье была такова: искусство призвано прославлять монарха, служить украшением двора, и потому первый министр всячески содействовал развитию культуры. При его поддержке была основана Французская Академия, прошла реконструкция Сорбонны (по завещанию Ришелье оставил ей свою богатейшую библиотеку). Герцог покровительствовал художникам и литераторам, поощрял таланты.

  1. Наука – искусству (Декарт)

С возникновением классицизма связано и имя философа, физика, математика Декарта.                                                                                              слайд                                                                                                                             Т

— С какими ассоциациями связано это имя?

(С системой координат)

Действительно, Рене Декарт ввел систему координат на плоскости или в пространстве со взаимно перпендикулярными осями.

Знаменитая фраза Декарта: “Мыслю, следовательно, существую”.              Т

Давайте прочитаем статью в учебнике (стр. 76)  и попробуем дать определение классицизма.                          

Само название классицизм (от лат. Сlassicus – образцовый) подчеркивало тот факт, что художники этого направления наследовали античную “классику”. Но классицисты взяли у греков и римлян не все, а только то, что считали воплощением порядка, логики, гармонии. Как известно, в основе античной архитектуры лежит принцип прямых линий или идеального круга. Классицисты воспринимали его как выражение приоритета разума, логики над чувствами. Античное искусство импонировало классицистам еще и тем, что в нем широко была представлена патриотическая, гражданская тематика. А служение монархии, преданность королю, как мы уже говорили, много значили во Франции XVII века. Классицизм должен воспевать государство.

Так что же такое классицизм?

(Запись в тетради)

Классицизм (от лат. Сlassicus – образцовый) – стиль и направление в искусстве XVII – начала XIX века, обратившееся к античному наследию как к норме и идеальному образцу                                                                                                  СЛАЙД    Т

  1. РАБОТА С КАРТИНОЙ                                                                слайд

Чтобы понять принципы классицизма достаточно поразмышлять над картиной одного из представителей классицизма Жака Луи Давида «Клятва Горациев».

Почему же художники классицизма обращаются к сюжетам античности? Давайте прочитаем слова Давида.                                                                       СЛАЙД

Сейчас мы попробуем проанализировать картину и выделить принципы классицизма в живописи, архитектуре.                                      Слайд с картиной   

Сюжет. Картина прославляет искусство, жизнь и нравственные принципы Древнего Рима как образец, достойный подражания. Смертельное единоборство братьев Горациев с братьями Куриациями должно решить исход войны. Давид изображает тот миг, когда Горации клянутся перед отцом в верности отчизне и готовности умереть за нее. Братья совершают тяжкий выбор: один из Горациев женат на сестре Куриациев. Две женщины – воплощение скорби. В белом – Сабина, сестра Куриациев и жена одного из Горациев. Рядом – Камилла, обручена с ее братом.

Как изображены люди?

(четкие линии, достоверность каждой детали, изображены в движении)

Обратите внимание на множество четких линий. Позы героев говорят о нерушимости торжественной клятвы.

Обратимся к композиции. Люди изображены на архитектурном фоне. Что вы можете сказать об архитектуре?

(строгость, соразмерность)

Колонна с ее лаконичной формой и отсутствием базы считалась выражением воинственного мужского начала. Архитектура не давит, три арки соответствуют расположению персонажей: одна обрамляет фигуру отца, другая – братьев, третья – женщин. Здесь использован прием троекратного повторения.

Обратим внимание на краски.

(приглушенные тона)

4. Принципы классицизма (слайд)                                                     Т

  1. Основа всего – разум. Прекрасно лишь то, что разумно.
  2. Главная задача – укрепление абсолютной монархии, монарх – воплощение разумного.
  3. Главная тема – конфликт личных и гражданских интересов, чувства и долга
  4. Патриотизм. Высшее достоинство человека – исполнение долга, служение государственной идее
  5. Наследование античности как образцу
    (Устное пояснение: действие переносилось в другое время не только с целью подражания античным образцам, но и для того, чтобы знакомая жизнь не мешала зрителю, читателю воспринимать идеи)
  6. Главная категория – красота

5. Архитектура и садово-парковое искусство                      слайд

Версаль – резиденция французских королей – гордился своим парком, созданным по проекту Андре Ленотра. Природа приняла в нем рациональные, подчас строго геометрические формы, предписанные ей разумом человека. Парк отличался четкой симметрией аллей и прудов, строго выверенными рядами подстриженных деревьев и цветников, торжественным достоинством расположенных в нем статуй.

Для французского классицизма было характерно стремление к парадности, к раскрытию видов на дворец и от дворца, симметричное построение обеих частей сада с весьма широкой центральной аллеей.

Ленотр планировал аллеи не под прямыми углами, как раньше, а расходящимися, как спицы колеса, а вернее, как лучи солнца. Тематика солнца отнюдь не случайна, ибо это был символ самого Людовика 14, Короля-Солнца. Лучи аллей расходились из спальни Короля-Солнца в центре дворца, точнее даже – непосредственно от его пышного ложа, и символизировали солнечный свет, который король распространяет по всей Франции. Содружество искусств во французском классицизме подчеркивалось грандиозными празднествами, устраивавшимися в садах, садовыми балетами и музыкой, специально писавшейся композитором Жаном Батистом Люлли.

Замечательным образцом садово-паркового искусства является и российский Петродворец. Хотя он создавался почти на столетие позже, в нем, как и в Версале, воплотились многие сильные стороны классицизма. Замысел и исполнение проекта принадлежат Андреасу Шлютеру и Варфоломею Растрелли. Прежде всего это строгая внутренняя соразмерность грандиозного ансамбля в целом, в котором сочетаются архитектурные строения, огромные фонтанные каскады, скульптурные группы и строгая разбивка парка, поражающая своими просторами и чистотой пропорций.

Разумная правильность, уравновешенность пропорций, исключение всего лишнего, второстепенного стали нормой в эпоху классицизма.

Перед вами самый крупный петергофский фонтан “Самсон, разрывающий пасть льва”, созданный скульптором Михаилом Козловским.                         слайд

— Вспомните, кто такой Самсон?

Самсон — один из ветхозаветных судей. Скульптура показывает Самсона, который продемонстрировал свою сверхчеловеческую силу, убив льва голыми руками. Он коленом прижимает льва к земле и одновременно выворачивает челюсть страшного зверя руками. Победить Самсону помогает Б-г. Скульптура создана в год 25-летия со дня Полтавской битвы.

Богатырь Самсон олицетворял Петра I и русское воинство, а лев – поверженных шведов, на государственном гербе которых был изображен лев.

Как вы думаете, почему это классицистическое произведение?

(Античный герой, его красота, патриотическая тематика, прославление монарха)

6. МОДА                                                                                                    слайд

Мода, как известно, также отражает веяния и требования эпохи. Кстати, склонность Людовика 14 к роскоши и увеселениям сделали Версаль самым блестящим двором Европы и законодателем моды. Как мужская, так и женская одежда этого времени свободна, легка, живописна.

— Вспомните, как были одеты герои “Трех мушкетеров”. Помните наряд короля? А эпизод, когда одевают королеву?

Круглый кружевной мужской воротник, до этого падавший на плечи, уменьшился и превратился в легкий кружевной платок. Штаны так расширились вокруг колен, что стали похожи скорее на короткую женскую юбку. Под эти штаны надевались более короткие штаны с выходящими наружу кружевными манжетами. К концу XVII века сформировались три важнейших компонента, из которых сегодня состоит мужская одежда, — сюртук, жилет и штаны. Довольно узкие штаны до колен закреплялись над коленями и удерживали чулки, большей частью цветные – красные или светло-синие. Плотные полусапожки были на высоких, большей частью красных каблуках.

В женском костюме сохраняется плотный удлиненный лиф и разделенная спереди юбка Характерным является широкий вырез. Рукава и корсаж обильно украшены кружевами и лентами.

После того, как Людовик XIV начал лысеть, стали модными мужские парики, заменяющие настоящие волосы. Парики были большими завитыми, золотистыми или рыжеватыми, расчесанные на пробор посередине темени. Мужская голова становится похожей на голову льва. При таком обилии волос на голове с лица они полностью исчезают. Лицо украшали маленькими черными наклейками – мушками

7. ЛИТЕРАТУРА КЛАССИЦИЗМА

Теоретик французского классицизма Никола Буало-Депрео в своем труде “Поэтическое искусство” изложил принципы классицизма в литературе. Труд написан в стихах.

Вот что писал Буало о рифме: “Коль вы научитесь искать ее упорно, на голос разума она придет покорно”.

Основные требования классицизма в литературе            слайд

1. Герои — “образы без лиц”. Они не меняются, являясь выразителями общих истин.

Герою своему искусно сохраните черты характера среди любых событий.
От недостойных чувств пусть будет он свободен
И даже в слабостях могуч и благороден!
Великие дела он должен совершать.

2. Исключалось использование простонародного языка

Бегите подлых слов и грубого уродства.
Пусть низкий слог хранит и строй и благородство

3. Требование композиционной строгости и соразмерность (пришло из архитектуры)

4. Соблюдение в произведении трех единств: времени, места и действия .

Вы нас, не мешкая, должны в сюжет ввести.
Единство места в нем вам следует блюсти.
Но забывать нельзя, поэты, о рассудке:
Одно событие, вместившееся в сутки,
В едином месте пусть на сцене протечет;
Лишь в этом случае оно нас увлечет.

5. Строгое деление на жанры. (Чтение в учебнике  стр. 77)

“Высокие”: трагедии, эпические поэмы, оды, гимны

Они должны разрабатывать важные общественные проблемы, прибегая к античным сюжетам. Их сфера – жизнь государства и двора, религия. Язык торжествен, украшен эпитетами и мифологическими параллелями, эпитетами

“Низкие”: комедии, сатиры, басни

Их тематика – жизнь частных лиц, народный быт. Язык – просторечный.

Смешивать жанры считалось недопустимым!

Крупнейшие художественные достижения французского театра связаны с именами Пьера Корнеля, Жана Расина и Жана-Батиста Мольера (ТЕТРАДЬ + СЛАЙД). Первые двое писали трагедии, а Мольер – комедии. Кстати, Корнелю покровительствовал Ришелье.

— Какие произведения этих писателей вы можете назвать?

8. Музыка

Мы не можем не поговорить и о музыке классицизма. Она  менее всего подчинялась регламентации и нормативности. Тем не менее, композитор Люлли стал создателем классицистической оперы. Мы услышим яркую эмоциональность, силу звучания, многоголосную музыку. Основная тема – проблема человека, его взаимоотношение с самим собой, с миром. Представители: Моцарт, Бетховен, Глюк.

В конце урока мы послушаем отрывок из оперы Глюка «Орфей и Эвридика»

9.  Подведение итогов

— С чем связано возвращение к идеям, образам, темам, сюжетам античности?

— Какие принципы классицизма вам показались интересными?

— Как перекликались живопись, архитектура, музыка и литература классицизма?

Конспект урока по изобразительному искусству «Классицизм»

Тема: «Классицизм» 8 класс

Цели: — познакомить учащихся с архитектурой 18 в. в России;

— развивать кругозор, наблюдательность и внимание;

— воспитывать эстетическое отношение к архитектуре, чувство гордости к Родине.

Ход урока.

Приветствие.

Рапорт дежурного.

Проверка готовности к уроку.

План урока:

1. Повторение.

2. Работа по карточкам.

3. Новая тема.

4. Закрепление.

5. Домашнее задание.

— Назовите тему прошлого урока.

— Что такое «барокко»?

— Назовите здания, выстроенные в стиле «русское барокко».

Карточка.

  1. Перечислите здания, архиектором которых был Доменико Трезини.

………………………………………………………………………………….

(Петропавловской крепости, здания Двенадцати коллегий, Кунсткамера, домик Петра, Меньшиковский дворец) 

  1. Кто был архитектором Александро-Невской лавры, Аничков дворец на Фонтанке? …………………………………………………………………………………..

(Михаил Григорьевич Земцов)

  1. Иван Кузьмич Коробов …………………………………………………………

(создал первоначальный проект башни Адмиралтейства, увенчанной золотым шпилем-флюгером в виде трёхмачтового корабля)

  1. Петр Михайлович Еропкин ………………………………………………..

(разработал идею знаменитого трезубца улиц, сходящихся в центре Санкт-Петербурга к Адмиралтейству)

  1. Бартоломео Растрелли………………………………………………………..

(Петергофский загородный увеселительный дворец. Царском Селе. Воскресенский Новодевичий монастырь. Зимний дворец, ныне — здание Государственного Эрмитажа)

Русский классицизм в архитектуре

К середине 18 века в России начал развиваться классицизм – стиль, заимствованный у Европы. Это было время развития страны, большого строительства, которое требовало более рационального подхода к декору зданий, что обеспечивал новый стиль благодаря простоте форм, строгости отделки, отсутствию излишеств и наличию единых канонов. В стиле русский классицизм строили казенные и общественные заведения, государственные и административные здания, дворцы, а также городские и загородные дома-усадьбы

Особенности русского классицизма в архитектуре определялись личностью императора, его отношения к искусству, периода развития страны.

Различают екатерининский ранний классицизм, екатерининский строгий классицизм, александровский классицизм.

Архитекторы и шедевры русского классицизма

Среди ярких представителей русского направления стиля особого внимания заслуживает творчество: В. Баженова (1738 – 1799), М.Казакова (1738 – 1812), И. Старова(1748 – 1808).

В ранний период классцизма в его развитии играли большую роль Ж. Валлен-ДеламотА. Кокоринов, построившие Академию художеств в Петербурге (1764 – 1788). В некоторых элементах фасада еще чувствуется влияние барокко (есть вогнутые и выпуклые элементы, лепнина, статуи), однако на фасаде появились пилястры, колонны рассредоточены вдоль всего фасада.

hello_html_41904002.jpgАкадемия художеств в Петербурге. Ж. Валлен-Деламот, А. Кокоринов. 1764 – 1788 гг.

Архитектор Антонио Ринальди построил Мраморный дворец в Санкт-Петербурге, (1768—1785).

hello_html_71a43347.jpgМраморный дворец. Арх. А. Ринальди . 1768—1785 гг.

Василий Иванович Баженов

В. И. Баженов (1735 – 1799) получил образование за границей, где в то время в моду входил новый стиль. Вернувшийся в страну Баженов стал внедрять классицизм в России.

По приказу Екатерины он занялся перепланировкой Большого Кремлевского дворца в Москве: императрица планировала превратить Кремль в подобие римского Форума. Работа над проектированием продолжалась до восстания Пугачева, затем проектирование прекратилось.

Одно из самых известных сооружений Баженова в стиле русский классицизм – дом Пашкова в Москве (1784 – 1786 гг) Здание имело декорированный круглый купол с парными колоннами. Здание было построено для капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова — сына денщика Петра I. В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» терраса дома Пашкова описана как место встречи Воланда и Азазелло.

hello_html_m3e70e177.jpgДом Пашкова. Москва. 1784 – 1786 гг. Арх. В. Баженов.

При Павле I Баженов принял участие в работе над Михайловским замком в Петербурге.

Михайловский замок строился как парадная резиденция императора Павла I. Название получил в честь Архангела Михаила. С 1823 года здесь разместилось Николаевское Инженерное училище, и замок стал называться «Инженерный». Дворец сочетает в себе черты русской и европейской архитектуры.

Проект дворца был разработан архитектором В. Баженовым по поручению Павла I.

hello_html_m5a1dcf2f.jpgИнженерный замок. Павильон (1797—1801 гг.)

Матвей Федорович Казаков

М.Казаков — яркий выразитель идей русского классицизма в архитектуре (1738 – 1812). Он был помощником Баженова при проектировании Кремлевского комплекса.

Казаков не окончил ни Академии, ни университета, но позже сам основал первое архитектурное училище. Всего Казаков построил около 100 зданий.

Наиболее известное строение Казакова в стиле русский классицизм — здание Сената в Кремле (1776 – 1787). Треугольная форма вписана в комплекс уже имеющихся зданий Кремля. Вершина треугольника стала круглым залом с огромным куполом (в диаметре – 24 метра и высота 28 метров). Купол ориентирован на Красную площадь, определив центр всей площади. Протяженный фасад равномерно расчленен крупными деталями ордера. Портал оформлен в виде портика со сдвоенными колоннами и треугольным фронтоном. Сочетание портика с фронтоном и круглым куполом станет традиционным для русского классицизма.

hello_html_m7f888dce.jpgЗдание Сената. Кремль. Москва. Арх. М.Казаков. 1776 – 1787гг.

Другим не менее известным заданием, спроектированным М. Казаковым является Голицынская больница (Первая градская) на Калужской улице (1796 – 1801) (ныне Лениский проспект). В центре строения мощная колоннада дорического ордера, треугольный фронтон, над которым возвышается церковный купол.

hello_html_e737284.jpg

Голицынская больница на Калужской улице (1796 – 1801гг.). Арх. М.Казаков.

Петровский путевой дворец на Петербургском шоссе — не менее знаменитый шедевр гениального архитектора. Петровский дворец имеет черты романтического стиля в соединении с русским классицизмом. Красный цвет кирпичного фасада сочетается с белым декором в восточном стиле.

hello_html_23fedf86.jpgПетровский путевой дворец.

Зодчий строил и городские усадьбы. Обычно они представляют собой крупные массивные здания, практически лишенные декора с колонным портиком. Обычно дом располагался в глубине обширного двора, а флигели и ограды выходили на красную линию улицы.

Известными усадьбами работы Казаковы были дом заводчика И. Демидова на Гороховой, дом заводчика М. Губина на Петровке, усадьба Барышниковых на Мясницкой.

Иван Егорович Старов

Самое знаменитое строение Старова в стиле русский классицизм – Таврический дворец на Шпалерной улице в Петербурге (1783 – 1789). Состоит из главного корпуса и боковых флигелей. Такая схема проекта станет основной для строительства учебных заведений и царских дворцов времен классицизма. Фасад дворца выглядит строгим, украшен дорической колоннадой шестиколонного портика, портик увенчан куполом.

hello_html_m4e8f579.jpgТаврический дворец.

Джакомо Кваренги

Д. Кваренги — представитель строгого классицизма в архитектуре России. Итальянец Кварнеги (1744 – 1817гг.р), приехавший в Россию в 80-е гг.

Основные принципы, которых придерживался зодчий в своих работах:

— Схема жилого или административного здания в его проектах включает центральный корпус и два симметричных флигеля, соединенных с центральным корпусом прямыми или скругленными галереями.

— Здание представляет собой параллелепипед и обычно имеет три этажа. Центральный корпус украшен портиком. Например, здание Академии наук в Петербурге, новое здание Института Благородных девиц.

— Смольный институт.

hello_html_3fd37d5f.jpgСмольный институт.

— В фасадах отсутствуют богато декорированные угловые композиции. Плоскости ничем не украшены.

— Окна прямоугольные или трехчастные, оконные проемы без обрамления, иногда увенчаны треугольными фронтончиками – сандриками.

— Колонны отодвинуты от стены, лишены каннелюр.

Эти принципы Кваренги реализовывал в своих постройках в стиле русского классицизма.

hello_html_5bca33f9.jpg

Картина «Александровский дворец». Художник А.М. Горностаев. 1847. Из коллекции музея Эрмитаж.

Винченцо Бренна

Итальянский архитектор Винченцо Бренна (1745—1820) работал в России в 1783—1802 гг. Участвовал в строительстве Михайловского замка в Санкт-Петербурге (совместно с В. И. Баженовым), дворцов в Павловске и Гатчине (Большой Гатчинский дворец).

hello_html_6d555d00.jpgБольшой Гатчинский дворец

Чарльз Камерон

Чарльз Камерон (1740 – 1812) приехал в Россию в 1779 г. К работе зодчего в стиле русского классицизма относится комплекс в Царском селе (пристроенный к дворцу, созданному Растрелли), в который вошла Камероновая галерея.

Камероновая галерея имеет широко расставленные тонкие колонны ионического ордера, которые придают легкость верху, вознесенному на аркадах, облицованных серым пудожским камнем. Основу образа составляет контраст шероховатой грубой поверхности облицовки и палевого тона стен, белыми филенками и медальонами.

hello_html_m5fcd303d.jpgКамероновая галерея.

Другая работа Камерона — Павловский ансамбль. За основу зодчий взял итальянскую виллу с плоским куполом. Дворец представляет собой квадрат с круглым залом в центре, галереи охватывают пространство двора.

hello_html_m2c68a6a8.jpgПавловский ансамбль. Архитектор Камерон.

Классицизм в архитектуре России сыграл большую роль в создании облика Москвы. Петербурга и провинции. Созданные два века назад здания до сегодняшнего дня сохраняют свою привлекательность, в них размещены учебные и государственные заведения, музеи.

— Что запомнили?

— Что понравилось?

— Что не поняли?

Д/З: написать реферат по любому из перечисленных зданий или архитекторов.

Классицизм как художественное направление в литературе XVII ст. Философское и эстетическое основание классицизма. Основные правила классицизма — план конспект урока зарубежной литературы

УРОК № 7

 

Тема. Классицизм как художественное направление в литературе XVII ст. Философское и эстетическое основание классицизма. Основные правила классицизма.

Цель: познакомить учащихся с литературным направлением классицизма, его особенностями, основными правилами, причинами возникновения; вызвать интерес учащихся к теме, дать возможность ощутить тогдашнюю историко-культурную атмосферу; развивать навыки устной речи и конспектирования; воспитывать эстетический вкус.

Оборудование: портреты Людовика XIII и Людовика XIV, кардинала Ришелье, Корнеля, Расина, Мольера; репродукции картин французских художников XVII в. с изображениями Версаля и представителей знати.

Тип урока: проблемный урок с элементами исследовательской работы.

 

ХОД УРОКА

И. Объявление результатов тематической аттестации N° 1. Анализ типичных ошибок

II. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Эпоха барокко, с которой мы ознакомились на предыдущих уроках, была эпохой великих мистиков и философов — идеалистов. И не все мыслители и художники конца XVI — начала XVII в. тяготели к стилю барокко, т.е. сосредоточили свое внимание на сложности, парадоксальности, неопределенности бытия. Одновременно с иррациональной барочной сознанием, которая утверждает, что «жизнь — это сон», возникает принципиально новая — рациональная, которая сформировала иной подход к пониманию смысла бытия человека и предложила еще один выход из, казалось бы, безвыходной ситуации человеческого существования. Мы начнем знакомиться еще с одной историко-литературной эпохой, которая называется классицизмом. (Ученики записывают тему в тетради). Сегодня мы попытаемся выяснить причины возникновения классицизма и его особенности.

III. Работа над темой урока

Учитель. Классицизм — это художественная система, которая царила не только в литературе, но и в живописи, скульптуре, архитектуре и музыке. В эпоху Возрождения культурным центром Европы была Италия, в XVII в. им становится Франция. Некоторые ученые именно ее считают родиной классицизма. Вполне закономерным является вопрос: «Почему именно Франция, а не Германия или Италия?» Попробуем заглянуть в историю, чтобы ответить на него.

Сообщения учащихся по опережающим заданиям

Ситуация во Франции в XVII ст.

В XVII в. во Франции сложилась особая форма правления — абсолютизм (вся власть принадлежала одному человеку — королю). Была преодолена феодальная раздробленность, сломлено сопротивление феодалов; были установлены определенные законы, которые ограничивали свободу людей.

Создателем французского абсолютизма был кардинал Ришелье, который фактически руководил государством (экономикой, финансами, армией, дипломатическими связями) в период правления слабохарактерного и бездарного короля Людовика XIII. Стремясь сделать Францию такой же могущественной и просвещенной, как древний Рим эпохи Августа, Ришелье занимался искусством. Он основал Французскую Академию, через которую влиял на творчество писателей. Ришелье сделал литературу частью государственной идеологии, которая навязывала людям определенные взгляды и стереотипы.

После смерти Ришелье (1642) и короля Людовика XIII (1643 года) дворянство попыталось отобрать власть у малолетнего короля Людовика XIV, которому на тот момент исполнилось пять лет, но эта попытка оказалась неудачной; страной правила мать короля Анна Австрийская. в 1661 году двадцатитрехлетний король при-ступил к правлению. Людовик XIV (1638-1715), которого называли «Король — солнце», превратил Францию в самую могущественную державу Европы. Король — солнце с политической целью использовал имидж открытой, жизнерадостной и доступного человека, ценителя муз и покровителя искусств. Однако на самом деле это был коварный и хитрый политик, опасный мастер придворной интриги, который помнил о бывший мятеж.

Король считал себя преемником римских императоров, а своих подданных — потомками римлян. Он окружил себя художниками, поэтами, музыкантами, от которых требовалось прославлять могущество и великолепие правления короля. Французский двор стал центром искусств и законодателем вкусов. Знатные люди Германии, России, других государств Европы пытались подражать обычаи, моды, роскошь Парижа. В новом Версальском дворце король устраивал придворные балы, на которых должна была присутствовать вся знать. Любимым развлечением Людовика XIV был театр. Во времена его правления французское искусство (в частности театр и литература) достигло наивысшего расцвета, полностью сформировался французский классицизм.

Беседа с обобщением прослушанной информации

• Что стало причиной возникновения классицизма? (Укрепление монархической власти)

Запись в тетради

• Государственная идеология Франции = экономика + политика + наука + + искусство.

• Абсолютизм — государственная власть принадлежит монарху.

• Главные политические деятели Франции XVII вв.: кардинал Ришелье, Людовик XIV («Король-солнце») -» Государство — это я!».

• Причина возникновения классицизма — укрепления монархизма в государстве.

• Классицизм (от лат. classicus — образцовый) — художественное направление (течение) в искусстве и литературе XVII — начала XIX в., для которого характерны гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил.

Учитель. С искусства греков и римлян классицисты взяли лишь те правила, которые требовали соблюдения строгого порядка, логики и гармонии. Как известно, основой античной архитектуры является принцип прямых линий или идеального круга. Классицисты считали этот принцип победой разума над чувствами, а в эпоху Возрождения ценились прежде всего чувства. В этом и заключаются различия в поддержании и возрождении античного искусства разных времен. Кла-сицисти считали, что существуют определенные правила, по которым творится красота. Если художник точно следовал им, у него получится совершенный художественное произведение. Кроме того, классицизм — стиль в искусстве, который требует соблюдения строжайшей дисциплины формы и содержания. Французского писателя Никола Булла считают теоретиком эпохи классицизма. В трактате «Поэтическое искусство» он вывел правила классицизма.

Эпоха классицизма породила великих драматургов, которыми были трагики Корнель и Расин, комедиограф Мольер.

Критерии совершенного искусства — ум, логика, правила.

Правила классицизма

1) Изображение героев положительных (образец для подражания) или негативных (нравственный урок читателям).

2) Соблюдение в драматургии правила трех единств: единство действия (четкая композиция), единство времени (один день), единство места (в одном месте).

3) Подчеркивание в образах героев одной черты характера (честь, долг, храбрость, лицемерие, жадность и т.д.).

4) Конфликт страсти (сердца) и обязанности (разума) — разум побеждает.

5) Литературные жанры делились на «высокие» (ода, трагедия, эпопея, героическая поэма; величавая, торжественная речь), «средние» (научные произведения, элегии, сатиры; общеупотребительная речь), «низкие» (комедия, песни, письма в прозе, эпиграммы; разговорный стиль).

 

IV. Рефлексия

 

1. Работа в парах

Сформулировать ответ на вопрос: «Каким должно быть художественное произведение в соответствии с правилами классицизма?» (По правилам классицизма, каждое произведение должно быть целостным с точки зрения замысла и формы, тематики и речи, жанра и композиции. Логичность, единство, уравновешенность всех элементов текста — путь к совершенству и эстетического совершенства.)

2. «Микрофон»

Продолжите предложение: «Сегодня на уроке я узнал (удивился, почувствовал, возомнил)…»

 

V. Домашнее задание

 

Найти в словарях и выписать в тетради значение таких понятий: «трагедия», «трагикомедия», «драма»; найти сведения о биографии и творчестве Мольера.

План-конспект урока по литературе (9 класс) на тему: Особенности эпохи классицизма

Особенности эпохи классицизма

Цель: раскрыть основные особенности эпохи классицизма.

Задачи:

  • проанализировать главные предпосылки появления классицизма;
  • разобрать основные черты классицизма;
  • провести знакомство с выдающимися деятелями культуры эпохи классицизма;
  • продолжить развивать у учащихся умения чувствовать прекрасное.

Оборудование: компьютер, проектор.

Ход урока.

  1. Актуализация имеющихся знаний. Какие эпохи, отражающие культурное развитие человечества можете вспомнить? С чем связан переход от одного этапа к другому?
  2. Слово учителя. По мере развития кризисных ситуаций появляются новые идеи, которые впоследствии развиваются. XVII век ознаменовался потребностью в создании мощного централизованного государства. Эпоха классицизма пришла на смену веку Возрождения, представив миру культ разума.
  3. Сообщение заранее подготовленного ученика о том, как в разных источниках определяется понятие «классицизм».
  4. Работа с планом урока.
  • Людовик XIV, истоки классицизма.
  • Декарт: «Наука – искусству».
  • Особенности классицизма.
  • Версаль и Петродворец.
  • Скульптурные произведения Козловского.
  • Живопись. Пуссен, Давид, творчество Лосенко.
  • «Поэтическое искусство» Н. Буало.
  • Корнель. Расин. Мольер.
  • Главные тенденции моды.
  • Самопроверка.
  1. Слово учителя. Классицизм берет свои истоки в эпоху классицизма.
  2. Сообщение заранее подготовленного ученика об абсолютизме и Людовике XIV.
  3. От эпохи классицизма неотделимо имя такого ученого как Декарт. Всем известна его фраза: «Мыслю, следовательно, существую». Одно из основных его достижений – разработка системы координат.
  4. Происхождение понятия «Классицизм». Заранее подготовленный ученик делает сообщение о связи слова «классицизм» с классикой искусства античного времени. Обязательно отмечает, что классицисты не копировали античные каноны. Они использовали только те достижения, которые были воплощением гармонии, упорядоченности, логики. Обязательным элементом было наличие патриотической тематики.
  5. Запись определения понятия «классицизм». (От лат. Сlassicus – образцовый) – стиль и направление в искусстве XVII – начала XIX века, обратившееся к античному наследию как к норме и идеальному образцу.
  6. Запись основных принципов классицизма.
  • Главное – разум. Прекрасно только разумное.
  • Задача – укреплять абсолютную монархию, потому что монарх – должен быть воплощением разумного.
  • Ведущая тема – конфликт личного и гражданского, чувства и долга
  • Высшая благодать человека – следование долгу.
  • Наследование античности как образцу
  • Подражание “украшенной” природе.
  1. До наших дней дошли замечательные памятники архитектуры эпохи классицизма. Совершим виртуальную экскурсию по Версалю и петродворцу. Просмотр презентации.
  2. Подготовленная учеником презентация о творчестве Козловского.
  3. Анализ картины Н. Пуссена “Аркадские пастухи”. Что такое Аркадия? Почему пастухов смущает, печалит надпись на гробнице?
  4. Анализ картины Давида «Клятва Горациев». Как в этом полотне отражены основные принципы классицизма? (3 брата полны решимости отдать свои жизни за честь родины. Они решительны, не знают сомнений. Отец не оплакивает их участь, а благословляет на подвиг.
  5. Анализ картины Антона Лосенко  «Прощание Гектора с Андромахой». Почему решимость Гектора, отправляющегося на бой с Ахиллом, является образцом гражданского подвига?

16. Теоретик французского классицизма Никола Буало в своем  “Поэтическом искусстве” изложил принципы классицизма в литературе. Труд написан в стихах. Почему? Чем отличаются стихи от прозы? (Стихи – это рифма, строгий порядок, гармония)

Буало о рифме писал так: “Коль вы научитесь искать ее упорно, на голос разума она придет покорно”. Он сформулировал основные  требования к классицистической литературе: Герои — “образы без лиц”. Нельзя использовать простонародный язык. Строгое следование композиционным правилам. Единство времени, места, действия. Деление на жанры по четким правилам на высокие, средние, низкие.

  1. Сообщение по творчеству Мольера, Расина, Корнеля.
  2. Замечательный писатель А.Дюма передал нам особенности быта эпохи короля- Солнце. Благодаря многочисленным экранизациям романа «Три мушкетера» мы можем описать и мужской, и женских костюмы того времени. Описание костюмов по отрывку из фильма. Дополнение заранее подготовленных «экспертов». Именно выпадение волос у Людовика XIV стало поводом для появления моды на объемные завитые парики, ношение которых очень быстро стало обязательным условием хорошего тона.
  3. Самопроверка по вопросам урока (вопросы на доске или на экране).
  4. Итоги: Эпоха классицизма многое подарила миру. В этот период формировались высокие патриотические чувства, но в то же время сознание разрушалось необходимостью служить одному человеку – королю. Слепое подавление вои и собственного мнения ради следования идеалам короля во многом перекликается с культом личности.
  5. ДЗ: познакомиться с биографией М. Ломоносова.

About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.