Статую Давид скульптурную композицию Пьета множество статуй, например: Страшный суд, Мадонна, Юный лучник и т.д.
8. 1) реформа в железнодорожном хозяйстве 2) реформа в налоговой системе 3) введение винной монополии
9. Россия, Франция , Великобритания
1 бронзового века 2 рода занятий
Этот факт можно объяснить тем, что на тот
момент главенствовала проблема укрепления национального самосознания. Писатели
и поэты пытались найти ответы на современные вопросы, обращаясь к историческому
прошлому страны.
Первая половина 19 века – это «золотой век»
русской художественной культуры. Он характеризуется стремительной сменой
художественных стилей и направлений. Прослеживается тесная взаимосвязь в
различных областях искусства. Эти все факторы способствовали развитию
художественной культуры России, делали ее разнообразной, яркой, достойной.
Внуки Карла Великого подписали в 843 г. в городе Вердене договор о разделе империи на три государства: а) Восточно-Франкское королевство б) Восточно-Франское королевство, в) государство Лотаря
Особенности классицизма в интерьере – Блог о строительстве, ремонте и дизайне
Классицизм в интерьере – элегантный, противоречивый, строгий интерьер, незначительно отличающийся от стиля барокко. К оформлению интерьера в стиле классицизма склонны люди с высоким социальным статусом. Экзотические узоры, «кричащее» окрашивание, нестандартные аксессуары данным стилем не приветствуются.
К особенностям классицизма как стиля относят:
расцветку интерьера (преимущественно используется коричневая, белая, черная, бежевая палитры). Реже встречается желтое, голубое и красное оформление. Декорируются помещения «золотой» отделкой.
ровные, выполненные одним цветом, стены (украшения не используются, приветствуется декорирование стен дорогостоящими тканями).
отделанный штукатуркой либо лепниной потолок с тонким намеком на античность.
паркетный пол из ценной древесины.
дорогостоящую мебель с качественной обивкой (кожаной, бархатной). Высоко ценится резьбленная деревянная мебель, выполненная позолотой.
качественное освещение (великолепно смотрятся в интерьере подсвечники из бронзы и массивные хрустальные люстры).
эксклюзивные декоративные элементы (здорово смотрятся в качестве аксессуаров полочки для книг, колонны, красивые ковры, декоративные фарфоровые безделушки, картины, фото, зеркала, камины).
Фото: массивная хрустальная люстра подчеркнет особенности стиля классицизм
Черты стиля классицизм
Стиль классицизм в интерьере — это предел изящества, грациозности, величественности, триумфальности. Данный стиль никогда не выходит из моды, сохраняя cвою популярность.
Совет: в классицизме важно придерживаться трех золотых правил: симметричности деталей в интерьере, функциональной практичности и точности элементов интерьера и стремления к роскоши и богатству в отделке.
Классицизм в интерьере является элементом подражания античных идеалов и наследований интерьеров, часто попадающихся на глаза фото стилей 17-19 столетий. Подходит для внутреннего декора комнат многоэтажек и дворцов. Стиль характеризуется высококачественными материалами, четкой геометрией, изысканной отделкой, сдержанностью.
Главными чертами классицизма являются:
гладкая поверхность стен с мягким декором в виде цветочных мотивов;
наличие колонн и элементов античности;
изысканная лепнина;
оригинальный современный паркет;
обои на текстильной основе;
дорогая грациозная мебель.
Фото: декорирование потолка лепниной
Потолочные покрытия
Приветствуются роскошные многоуровневые подвесные функциональные потолки. Они стали популярными не так давно, но уже успели завоевать достойное место на рынке. Для комнат дворцов, вилл, квартир классического стиля подходят идеально, что подтверждается шармом, красивой усовершенствованной огранкой.
В стиле классицизм обязательно наличие лепнины в виде изящных багетов, нестандартных карнизов, фризов, тщательно подбирающихся к нестандартным интерьерам. Лепнина формирует общее впечатление об атмосфере всего жилища.
Не постоянное использование аркад и колонн объясняется тем, что зависит от размеров помещения. Не смотря на то, что в интерьере важно наличие архитектурных элементов античности, использовать их нужно с особой осторожностью.
Меблирование
Для классицизма характерна дорогая деревянная мебель с оригинальными инкрустациями. Как аксессуары здесь недопустимы декорирующие элементы из драгоценных камней и завитушек.
На обивке мебели можно встретить красочные растительные орнаменты и благородные вензели.
Отдельное внимание стоит уделить декору проемов окон. Оригинально смотрится бархатная, парчовая, шелковая отделка, а также приветствуются массивные портьеры с украшениями в виде завитых шнуров с кистями золотого цвета на концах.
Сердцем стиля классицизм всегда был и остается камин. Украшенный ковкой, резьбой, лепниной, изразцами, он становится «центром» помещения в общем интерьере.
Фото: камин в интерьере гостиной стиля классицизм
Интерьер в стиле классицизм – это правильность форм, спокойствие и основательность интерьера. Отсутствие в дизайне перегруженности, чрезмерности, резкости говорит об утонченном вкусе владельцев, о респектабельности и сдержанности интерьера жилища.
Приняв решение оформить помещение в стиле классицизм, нельзя проиграть, поскольку классике свойственно быть «в центре» моды.
Особенные черты классицизма
Для создания интерьера спальни в классическом стиле необходимо соблюдать несколько правил, учитывая особенности данного направления:
В классике, в отличие от других стилей, где свободомыслие и полет фантазии приветствуется, все обстоит совершенно иначе. Здесь обязательно нужно следовать определенным законам и вековым традициям. Именно этот подход обеспечил классицизму долголетие.
Основа дизайна спальни в классическом стиле – это рационалистичный подход к оформлению, который декорируется и сглаживается искусными предметами с изображениями персонажей античности.
Спальня в современном классическом стиле должна быть разделена на основную зону, бордюрную часть и цоколь.
Как правило, классицизм хорошо подходит для спален, которые имеют достаточно высокие потолки. Да и к людям, которые хотят заполучить классический спальный интерьер, также устанавливаются требования: следить за тем, чтобы все предметы в комнате содержались на своих местах, в комнате должен царить всегда порядок, сдержанность и аккуратность – главные качества для ценителей классики.
Однако даже маленькая спальня в классическом стиле будет источать ощущение роскоши, обладать своими неоспоримыми достоинствами.
Отделка спальни классицизм
На фото спальни в классическом стиле видно, что для того, чтобы получился достойный и роскошный конечный интерьер, необходимо очень внимательно и серьезно отнестись к выбору отелочных материалов.
Стены. Сегодняшние тенденции дизайнерского оформления жилых помещений требуют натуральности и экологичности используемых материалов для отделки. Классическое направление также предпочитает использование дорогих и высококачественных продуктов для отделки стеновых поверхностей.
Для красивой спальни в классическом стиле подбирается шелковый или парчовый текстиль с классическим узором. Альтернативой для текстиля могут стать натуральные деревянные панели. Очень стильно смотрится роспись художника по стенам, придавая дизайну определенную изящность.
Также допустимо использование обоев. Главное условие – они должны быть дорогими, выдержанные в строгом классицизме. Как правило, подходящие полотна производят в Англии. Отличительная черта таких обоев – рисунок (вензель, полоска, «дамаск»)
Пол. В качестве напольного покрывного материала в классицизме приветствуется дерево в натуральном виде. Отлично смотрится древесина как светлых, так и темных тонов. Паркетные панели подбираются выполненные из дерева ясеня или кленовые.
Чтобы подчеркнуть богатство и роскошь, можно использовать дорогостоящую древесину в виде тика, знакомого «венге» или необычного палисандра. Светлые спальни в классическом стиле с контрастным темным полом выглядят очень стильно, современно и грациозно.
Потолок. Главные требования к потолочному оформлению – скрытие всех неровностей, соблюдение пропорций, использование для декора изящной лепнины, резных колонн или неповторимых фресок.
Также рекомендуем:
Цветовая палитра классицизма
Довольно часто встречаются белые спальни в классическом стиле, однако разбавить дизайн могут оттенки песка, голубого, светлые тона зелени и насыщенный бордо.
Именно они прекрасно сочетаются с характерными для классики позолотой и темным обрамлением картин и мебельными предметами. Белоснежная спальная комната выглядит по-королевски шикарно и божественно.
Для классицизма важно правильно подобрать освещение. Причем, чем его больше, чем и лучше. Лучше подыскать люстру с имитацией свечей вместо привычных плафонов. Для поддержания симметрии темные бра, а на столах обязательно должны стоять лампы.
Шторы для спальни в классическом стиле ничуть не должны уступать по своему шику и богатству общей концепции стиля. Дизайн штор в спальне в классическом стиле должен быть составлен из большого количества деталей: ламбрекенов, вышивки. Однако не стоит усердствовать, чтобы не перегрузить весь интерьер.
Мебельная группа
Вся мебель для спальни в классическом стиле должна быть изготовлена только из дорогих качественных пород древесины. В качестве украшения допустима резьба в перламутре и богемная позолота.
Также рекомендуем:
Кровать подбирается удобная, больших габаритов, возможно с балдахином в цвет декор-подушек и кроватного покрывала. Формы плавные.
Помимо кровати следует разместить в комнате вещевой шкаф, комод для белья, туалетный дамский столик.
Классический спальный интерьер еще долгие годы не выйдет из моды, поэтому помимо эстетики, это еще и выгодное капиталовложение.
Фото спальни в классическом стиле
Также рекомендуем:
плюсы и минусы, материалы, формы, сочетания с другими цветами, 30+ фото
Желтый цвет ассоциируется с солнцем, радостью, общением. Он связан с цветением, созреванием, плодородием, красками жаркого лета. Люди, игнорирующий желтый цвет, относятся к психически неуравновешенным. Существует много оттенков желтого: теплых и холодный, бледных и насыщенных, с подтоном оранжевого, с сочетанием синих, бежевых, зеленых оттенков. Желтые цвета в интерьере заряжают человеческий организм энергией, улучшают психическое здоровье, благотворно влияют на память и работоспособность. В комнатах желтого цвета быстрее восстанавливаются жизненные силы.
Яркость желтого цвета притягивает к себе внимание, но и быстро отпускает, не удерживая. Как любой из теплой гаммы цветов, желтый подсознательно расширяет пространство комнаты, визуально стирая ее границы.
Способность желтого создавать теплую обстановку используют дизайнеры в своих проектах в комнатах с недостатком естественного освещения. В комнатах, расположенных с южной стороны здания, применяют его светлые тона, чтобы не делать и без того теплую комнату еще жарче.
Яркость желтого цвета в мягкой мебели служит местом, акцентирующим на себе внимание. Неважно какого оттенка будет диван (палевым, медовым, лимонным, пастельных тонов или насыщенно-желтым), фон комнаты будет подбираться под него. Больше всего ему подходят комнаты с нейтральными или контрастными тонами.
Современные диваны красивые, стильные, удобные, практичные, выполняют много функций. Они являются неотъемлемой частью композиции любой комнаты. На них комфортно можно провести время за чтение художественной литературы или просмотром любимой передачи.
С приходом времени засыпания, диван легко трансформируется в уютное просторное место для сна, стоит его только застелить спальными принадлежностями. Диваны разных модификаций и размеров устанавливают на кухне, в гостиных, спальнях, комнатах для приема гостей, рабочих кабинетах.
Форма желтых диванов
Все диваны сконструированы так, чтобы на них было удобно сидеть и лежать. Просторное сидение может одновременно вмещать от 2 до 4 человек. На спинку удобно опираться спиной. В зависимости от модели диваны могут иметь подлокотники, декоративные подушки, ящики для хранения пастельного белья, оборудованы местами для разных мелочей и даже выдвижными столиками.
В магазинах выставлен на продажу большой ассортимент диванов разных размеров и модификации. Предлагаем рассмотреть виды диванов, чтобы определиться с выбором. Ведь это место должно быть комфортным для всех членов семьи, времяпрепровождения с друзьями, встреч гостей. Под выбранную модель, цвет и текстиль обивки подбирается оформление всей комнаты. Мягкая мебель задает тон всей атмосфере помещения, ее стилистике.
Прямая форма желтых диванов
Чаще всего люди привыкли пользоваться прямыми диванами, имеющими прямоугольную форму с сидением, рассчитанным на 2-4 человека. Они бывают с зафиксированной спинкой и с механизмом трансформации.
Последние при раскладывании превращаются в полуторную или двуспальную кровать в зависимости от высоты спинки. Иногда ими зонируют площадь комнаты, отделяя рабочую часть от зоны отдыха.
Модели с фиксированной спинкой используются преимущественно для сидения. На них удобно проводить время за просмотром телевизора, прикрывшись пушистым пледом. При желании их можно использовать в качестве односпальной кровати для одного человека.
Прямые диваны прекрасно вписываются в дизайн любой комнаты, будь то спальня, зал, прихожая или кухня. Они занимают мало места, намного дешевле модульных и угловых диванов. В комплекте с ними обычно идут 2 кресла, но по желанию, можно приобрести только один диван.
Угловая форма желтых диванов
Диваны с угловой конструкцией относятся к модульной мебели. Как правило, такая конструкция может состоять из набора элементов. В него помимо угла входит один прямой или несколько приставных диванов, оборудованных роликами вместо ножек. Это зависит от его формы, которая может быть Г-образной или П-образной. И те и другие гармонично вписываются в дизайн гостиной с корпусной мебелью или в спальню с комодом. Их небольшие экземпляры смотрятся комфортно на кухне рядом с обеденным столом.
Угловые диваны используют для зонирования комнат, они легко раскладываются, превращаясь в удобное спальное место. П-образная форма диванов громоздкая. Если сравнивать Г-образную форму с набором, состоящим из прямого дивана и двух кресел, она более компактная, занимает меньше места.
Цветовые сочетания желтых диванов
Существует много разных форм дивана от классических прямоугольных до овальных и круглых. Что касается дизайнерских форм, предназначенных для детских комнат, им придают форму мультяшных героев, сказочных персонажей, машин, кораблей, самолетов и другие.
Но вернемся к желтым диванам в интерьере. Хотите, чтобы ваш ребенок хорошо успевал в школе, вставьте в оформление детской комнаты диван желтых оттенков. С ним ребенок будет более раскрепощенным, оптимистом, с зарядом энергии. Ему легко будет даваться усвоение заданного материала.
Но не переусердствуйте. Желтый цвет возбуждает психику. В комнате, выполненной в ярко-желтом цвете, бывает тяжело расслабиться и уснуть. Поэтому не стоит полностью детскую комнату оформлять в желтом цвете, достаточно обойтись одним диваном.
Не желательно для комнат с маленькими детьми и домашними питомцами приобретать мягкую мебель с дорогой обивкой. Она часто нуждается в особом уходе и бережном отношении. Особенно уязвимы для коготков животных кожаные поверхности. Есть боле дешевые и простые в эксплуатации материалы.
Желтый диван в обивке велюр
С обивкой из велюра диван будет выглядеть тепло и уютно. Материал привлекательный, приятный на ощупь, износостойкий, при этом никогда не выходит из моды. Ему свойственны характерные переливы цвета.
В изготовлении принимают участие натуральные и искусственные волокна, такие как шерсть, полиэфир, хлопок. Его ворс на лицевой поверхности в длину может достигать 7 миллиметров. С изнанки он гладкий. Существуют разновидности велюра с вертикальным и наклонным ворсом. Благодаря технологиям укладки ворсинок в разных направлениях изготавливают велюр с тиснеными поверхностями.
Обивочные велюровые ткани хорошо пропускают воздух, не приминаются под тяжестью тела, легко очищаются щетками с применением специальных средств. Велюр относится к самым распространенным мягким тканям, используемым в обивке диванов и кресел.
Желтый диван в обивке флок
Флок относится к универсальным нетканым ворсистым материалам. Он похож на велюр, но их производство имеет существенные отличия. Флок состоит из основы и фракций ворса, изготовленных из полиэфира, полиамида, вискозы, реже из шерсти, наклеенных на полотно напылением.
Покрытие идеально для семей с домашними животными. Его не могут повредить коготки котиков и собачек. Он легко очищается многими моющими химическими средствами, не вызывает аллергии у взрослых и детей, не выгорает. Он практичней и дешевле велюра.
Желтый диван в обивке жаккард
Жаккард еще называют искусственным шелком. Но плотность и жесткость у них разная. Прочность жаккарду обеспечивают перекрученные петли, которые препятствуют распусканию полотна. В производстве обивочной ткани могут участвовать хлопчатобумажные, синтетические и смесовые виды пряжи. Переплетение бывает продольным и поперечным.
Жаккардовая обивка обладает качествами важными для мягкой мебели: прочностью, износостойкостью, приятна при соприкосновении, смотрится с долей роскоши. Удаляют загрязнения с жаккардовых поверхностей мягкой щеткой или пылесосом. Жаккард относится к одной из более распространенной обивочной ткани для диванов и кресел.
Желтый диван в обивке габелен
Желтые диваны с обивкой гобеленом распространенное явление. Ткань может иметь двух и трехслойную структуру, выпускается однотонной и с орнаментом за счет перекрестного переплетения цветных нитей. В изготовлении используется натуральное и синтетическое сырье: вискоза, волокна шерсти, шелка, хлопка, акрила, полиэстера.
Жаккардовое плетение нитей придает полотну прочность. Гобеленовая обивка мягкой мебели служит долго, не образует складок, легка в уходе. Гобелен также идет на пошив штор, покрывал, изготовления декоративных панно, ковров. Он не мнется, не выгорает под лучами солнца, не растягивается, не подвержен усадке.
Желтый диван в обивке шенилл
Шенилл во французском языке обозначает гусеницу. Если посмотреть на шенилловую нить, оплетенную пушистым волокном, оно действительно похоже на червеобразную личинку бабочки. Приятная бархатистая структура шенилла износостойкая. Обивочная ткань прочная, обладает долгим сроком службы. Способствуют этому скручивание нитей основы с шенилловыми волокнами.
Такое полотно не подвержено усадке при намокании, растяжению, сменяемости. Оно легко окрашивается в разные цвета, не выгорает, не истирается, имеет дорогой и благородный вид. Его обожают дизайнеры квартир.
Производители предлагают три вида шенилла:
Натуральный, в составе которого не менее 60% волокон хлопка.
Искусственный, в составе которого наряду с хлопком присутствуют синтетические нити и искусственная вискоза. Ткань обладает большей прочностью и долговечностью по сравнению с натуральной. К тому же она мягче и практичней натурально шенилла, а стоит меньше.
Синтетический, в составе которого 60% синтетических волокон акрила и полиэстера, долговечен, устойчив к грязи, но при соприкосновении с телом не очень приятен.
Главные недостатки шенила, это образование затяжек и повышенная склонность к загрязнениям.
Желтый диван в обивке кожа и экокожа
Натуральная кожа относится к дорогим обивочным материалам. Диваны, обтянутые кожей, больше подходят рабочим кабинетам и комнатам для приема гостей. Материал прочный, но легко загрязняется.
То ли дело обивка из экокожи. Благодаря новейшим технологиям ее не отличишь от натуральной кожи. Она намного дешевле настоящей, окрашивается в любые цвета, смотрится красиво и солидно. Поэтому у нее повышенный спрос у владельцев квартир и частных домов.
В основе экокожи лежит хлопковая ткань. Она легко поддается очистке, не накапливает в себе статистическое электричество, не притягивает пыль, цвет не выгорает и не истирается. Недостатки экокожи заключаются в низких показателях пропускания воздуха, плохой терморегуляции. В прохладном помещении на покрытии экокожей неприятно сидеть из-за охлаждения, в жару на диванах из экокожи будут потеть все места прикосновения с поверхностью.
Желтый диван в обивке Букле
Буклированная ткань внешне напоминает каракуль. На ощупь она рыхлая за счет переплетающихся нитей. Сырьем для ее изготовления в основном служит хлопок, шерсть и шелк, но также применяются вискозные и полиэстеровые нити.
Диваны, обтянутые тканью букле, мягкие на ощупь, воздухопроницаемые. Обивка стойкая к деформации, теплая при соприкосновении, обладает большим разнообразием цвета, дешевая и смотрится оригинально. Главная отрицательная сторона такого диванного покрытия, это склонность к быстрому загрязнению и затяжкам.
Желтые диваны в разных стилях интерьера
С диванами, выполненными в разных оттенках желтого, сочетается много стилей.
Для стиля Лофт с грубыми поверхностями подходят диваны квадратных форм.
Пастельные тона желтого дивана будут прекрасным дополнением стилям Прованс и Кантри.
К желтым оттенкам дивана в интерьере стиля Хай-тек желательно подобрать подушки с тканью черного цвета.
Диван солнечного оттенка способен своим присутствием украсить стиль минимализма.
Интерьер в стиле классицизма можно разбавить нарядным диваном песочного цвета.
Яркие оттенки желтого подходят к стилям Авангард, Модерн, Поп-арт.
Век Просвещения. Плюсы и минусы прогресса
Век Просвещения. Плюсы и минусы прогресса
Эпохой Просвещения, как правило, считается XVIII век. Знаменитыми просветителями были французские философы Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк, Ламетри, Дидро, Гольбах и другие. Каждый из них написал немалое количество сочинений и изложил свои воззрения по различным философским вопросам. Не рассматривая взглядов каждого представителя французского Просвещения, выделим наиболее общие и существенные черты их идейного наследия.
Для всех просветителей была характерна секуляризация мышления, и каждый так или иначе выступал с критикой теистической христианской религии как мировоззрения. Большинство из них разделяли точку зрения деизма, в котором Богу отводится всего лишь роль первотолчка, исходной причины мироздания (Он создал мир, но после этого Его нигде, никак и никогда нет). Деизму понятие о Боге требуется только для объяснения происхождения мира и больше ни для чего. Некоторые просветители разделяли атеистические воззрения. Атеизм – это отрицание существования Бога. В любом случае для всех философов Просвещения центральной реальностью и главным объектом изучения был физический мир, или природа, которую, как они считали, можно понять и объяснить из нее самой, то есть найти естественные причины всего существующего и происходящего и не прибегать к понятиям о потустороннем, таинственном и неведомом. Эта характерная черта их мировоззрения называется натурализмом.
Самым же совершенным существом природы является, по их мнению, человек. Эта особенность, как мы уже знаем, называется антропоцентризмом. Человек же вполне способен постичь окружающий мир, думали просветители, и поставить его себе на службу. У познания нет границ и препон: тайны Вселенной должны открыться перед могуществом человеческого интеллекта. Как видим, просветительская философия отличалась познавательным оптимизмом и рационализмом, ее представители безгранично верили в совершенство разума, всесилие науки и безусловность прогресса. Последние три понятия они почти обожествляли. Кроме того, просветители одной из своих основных задач считали повсеместное распространение главных идей новой философии, созданных еще в эпоху Возрождения, то есть в буквальном смысле стремились к просвещению широких масс населения, в силу чего их культурная деятельность и вошла в историю под названием Просвещение.
Однако центральная их мысль заключалась в следующем. Отчего люди живут плохо, спрашивали эти философы. Почему в человеческой истории невозможно найти хотя бы десяток безусловно счастливых лет, когда все процветали бы и вовсе не было вражды, насилия и несправедливости? Все несчастья происходят оттого, утверждали они, что люди просто не знают, как жить хорошо, и поэтому живут плохо. Значит, для того чтобы исправить общественную жизнь, надо всего лишь показать всем, как следует жить хорошо, просветить человеческое сознание, наполнить умы людей добрыми идеями, и реальная жизнь тогда также станет добродетельной, справедливой и счастливой. Измените сознание, говорили они, и вслед за этим изменится сама реальность. Главная движущая сила прогресса и избавление от всех социальных бед усматривались в просвещении, в силу чего это понятие и приобрело значительный смысл и заняло центральное место в духовной культуре XVIII в.
Идеи, распространенные в умах, полагали просветители, делают общественную жизнь счастливой или несчастливой, движут историю человечества. Несомненное достоинство этого воззрения заключалось в том, что оно противостояло древнему и средневековому взгляду на исторические процессы, который был религиозным: считалось, что главной, единственной и скрытой причиной всего происходящего в истории является воля Бога, его замыслы и планы, а все люди – от раба до императора – всего лишь орудия для их осуществления. Теперь же на место Божественных замыслов ставилось человеческое разумение: исторические события совершаются в силу тех или иных идей, поэтому новое понимание истории получило название идеалистического.
Отныне считалось, что историю творит не Бог, но сами люди, однако делают это исходя из собственного произвола, ориентируясь на свои желания и мысли, совершают исторические события так, как хотят, и поэтому последние есть результат их вполне сознательной и целенаправленной деятельности. А поскольку большим влиянием и властью пользуются монархи, полководцы, дипломаты и другие значительные люди, значит, именно их желания и планы более всего влияют на ход общественной жизни, а история превращается поэтому в совокупность биографий выдающихся личностей. Более того, при таком понимании происходящих событий получается, что они случайны: ведь стоило бы не родиться тому или иному значительному историческому деятелю, и все могло бы быть совершенно иначе; или если бы некая мысль когда-либо не посетила чей-то выдающийся ум, то человечество ныне могло бы оказаться совсем не там, где находится. Историю делают великие по собственному произволу и на свое усмотрение.
Блестящую критику такого понимания исторических процессов дал Л. Н. Толстой в эпилоге романа «Война и мир», где он говорит о том, что в Новое время историки отказались от религиозных объяснений, но предложили не менее наивные и уж наверняка более смешные идеи:
«…новая история не может отвечать таким образом [то есть религиозным]. Наука не признает воззрения древних на непосредственное участие божества в делах человечества, и потому она должна дать другие ответы». Далее Толстой предлагает прекрасный памфлет на это новое (идеалистическое) понимание истории, показывая, как оно пытается объяснить события Великой французской революции и последовавшие за ней наполеоновские войны.
«Новая история, отвечая на эти вопросы, говорит: вы хотите знать, что значит это движение, отчего оно произошло и какая сила произвела эти события? Слушайте:
„Людовик XIV был очень гордый и самонадеянный человек; у него были такие-то любовницы и такие-то министры, и он дурно управлял Францией. Наследники Людовика тоже были слабые люди и тоже дурно управляли Францией. И у них были такие-то любимцы и такие-то любовницы. Притом некоторые люди писали в это время книжки. В конце 18-го столетия в Париже собралось десятка два людей, которые стали говорить о том, что все люди равны и свободны. От этого во всей Франции люди стали резать и топить друг друга. Люди эти убили короля и еще многих. В это же время во Франции был гениальный человек – Наполеон. Он везде всех побеждал, то есть убивал много людей, потому что он был очень гениален. И он поехал убивать для чего-то африканцев, и так хорошо их убивал и был такой хитрый и умный, что, приехав во Францию, велел всем себе повиноваться. И все повиновались ему. Сделавшись императором, он опять пошел убивать народ в Италии, Австрии и Пруссии. И там много убил. В России же был император Александр, который решился восстановить порядок в Европе и потому воевал с Наполеоном. Но в 7-м году он вдруг подружился с ним, а в 11-м опять поссорился, и опять они стали убивать много народа. И Наполеон привел шестьсот тысяч человек в Россию и завоевал Москву; а потом он вдруг убежал из Москвы, и тогда император Александр, с помощью советов Штейна и других, соединил Европу для ополчения против нарушителя ее спокойствия. Все союзники Наполеона сделались вдруг его врагами; и это ополчение пошло против собравшего новые силы Наполеона. Союзники победили Наполеона, вступили в Париж, заставили Наполеона отречься от престола и сослали его на остров Эльбу, не лишая его сана императора и оказывая ему всякое уважение, несмотря на то, что пять лет тому назад и год после этого все его считали разбойником вне закона. А царствовать стал Людовик XVIII, над которым до тех пор и французы и союзники только смеялись. Наполеон же, проливая слезы перед старою гвардией, отрекся от престола и поехал в изгнание. Потом искусные государственные люди и дипломаты (в особенности Талейран, успевший сесть прежде другого на известное кресло и тем увеличивший границы Франции) разговаривали в Вене и этим разговором делали народы счастливыми или несчастливыми. Вдруг дипломаты и монархи чуть было не поссорились; они уже готовы были опять велеть своим войскам убивать друг друга; но в это время Наполеон с батальоном приехал во Францию, и французы, ненавидевшие его, тотчас же все ему покорились. Но союзные монархи за это рассердились и пошли опять воевать с французами. И гениального Наполеона победили и повезли на остров Елены, вдруг признав его разбойником. И там изгнанник, разлученный с милыми сердцу и с любимою им Францией, умирал на скале медленной смертью и передал свои великие деяния потомству. А в Европе произошла реакция, и все государи стали опять обижать свои народы»».
Эти остроумные строки русского писателя и по сей день звучат достаточно актуально, потому что такого рода объяснения исторических событий встречаются и теперь весьма часто и мы, во многом непроизвольно, склонны, пожалуй, преувеличивать роль личности в истории. По крайней мере, вполне очевидно, что суждения типа «Наполеон завоевал Европу», «Гитлер развязал войну», «Ленин устроил революцию», «Горбачев затеял перестройку» и многие другие им подобные являются очень далекими от истинного положения дел минувших и нынешних. Мы, конечно же, не утверждаем, будто бы личность в истории ровным счетом ничего не значит. Наоборот, невозможно не признать, что ее роль в исторических процессах значительна. Мы только хотим подчеркнуть, что вряд ли возможно считать историю только результатом произвола выдающихся личностей; сомнительно, чтобы они делали ее исключительно по своей воле и на свое усмотрение; несправедливо рассматривать историю как совокупность биографий монархов, полководцев, дипломатов, президентов, их тайных, явных фаворитов и советчиков.
Просвещение не было однородным философским явлением. Просветители в своем подавляющем большинстве выступали с апологией разума, науки и прогресса, считали одной из основных задач человека покорение природы и увеличение его могущества. Однако один из известных французских философов-просветителей выдвинул противоположные идеи. Это был Жан Жак Руссо, который в своих философских рассуждениях резко противопоставил природное (все естественное, не созданное человеком) и культурное (все искусственное, созданное человеком) и выступил с негативной оценкой второго.
Между естественной и гармоничной жизнью чувства и искусственностью и односторонностью рассудочного мышления, говорит Руссо, существует неразрешимое противоречие. Чувство – это первичная форма духовной деятельности, которая появляется в историческом пути человечества и в индивидуальном развитии каждого человека гораздо раньше, чем разум, и обусловливает пусть инстинктивные и неосознанные, но в высшей степени целесообразные движения и действия, делает человека единым со всем мирозданием, а также внутренне целостным и потому счастливым. Развитие разума и цивилизации, с точки зрения Руссо, разрушило в человеке первоначальную гармонию, нарушило правильное отношение между потребностями и способностями, ослабило естественную мощь человека. Главная причина человеческих страданий – разорванность, раздвоенность человека, порожденная выпадением его из первоначального естественного (природного) и гармоничного состояния и превращением его в разумное, цивилизованное, социальное существо. В этом состоянии человек раздваивается между своими возможностями и желаниями, долгом и склонностями, природной организацией и социальными учреждениями, то есть не принадлежит самому себе. «Сделайте человека вновь единым, – говорит Руссо, – и вы сделаете его таким счастливым, каким он только может быть».
«Все выходит прекрасным из рук Творца, все вырождается в руках человека» – это один из вечных философских сюжетов, который по-разному проявлялся в разные эпохи. О совершенстве природы и несовершенстве человека как социального существа говорили и китайские даосы, и греческие киники, один из которых, Диоген, жил в бочке и призывал людей вернуться назад к природе, ибо движение вперед, по его мнению, – путь не в светлое будущее, а в бездну самоуничтожения. На вопрос Александра Македонского, что он может сделать для Диогена, тот ответил: «Отойди и не загораживай мне Солнце». Что он хотел этим сказать? По всей видимости, следующее: «Ты воображаешь себя сейчас властелином мира, юный Александр, перед тобой трепещут народы и царства, ты прольешь реки крови и натворишь много дел, создав необъятную империю. Но пройдет время, и твое могучее царство рухнет, и все, с таким трудом тобой создаваемое, пойдет прахом, и от дел твоих ничего не останется, равно как и от тебя самого, твоего величия и славы. И после тебя по Земле пройдут еще тысячи таких же тщеславных александров, которые так же превратятся в прах и тлен, а безмолвное яркое Солнце будет так же неспешно ходить по лазурному небосводу, освещая и согревая всех, как и миллионы лет до тебя, Александр, и миллионы – после. Что ты по сравнению с вечностью мира? Не бесконечно ли смешны и жалки твои честолюбивые планы и наивное сознание собственного иллюзорного величия? Неужели суетным, вздорным и мимолетным делам человеческим должны посвящать мы свои взоры и помыслы, а не вечной красоте и гармонии необъятного мироздания, простому естеству природы и человека? Так отойди же, ничтожный царь Македонский, и не мешай мне смотреть на бескрайнее чистое небо и великое Солнце».
Идеи даосов, киников и Руссо о совершенстве природы и несовершенстве общества, о разрушительной силе цивилизации разделял русский писатель и философ Л. Н. Толстой. Вспомним, в романе «Война и мир» есть знаменитая сцена, почти полностью по смыслу совпадающая со встречей Диогена и Александра. Раненый князь Андрей лежит на поле Аустерлица. Он шел на войну 1805 года, завидуя славе и величию Наполеона, и тайно мечтал так же прославиться. Он бросился вперед со знаменем в руках, увлекая за собой солдат, и был сражен, лежал на поле и видел над собой бездонное небо, вечное и безмолвное, под которым люди от века убивали и предавали друг друга, отчаянно стремились к богатству и славе, напрягались, суетились и поколение за поколением сменяли друг друга; тщетные помыслы и дела человеческие быстро проходили и навсегда исчезали, а это бескрайнее небо всегда оставалось. Около раненого Андрея оказался Наполеон, объезжавший поле битвы, и, указывая на него, сказал: «Вот прекрасная смерть». Болконский смотрел на Наполеона, своего недавнего кумира, и понимал, насколько смешон и жалок этот маленький тщеславный человек, мнящий себя сейчас властелином мира, насколько он ничтожен со всеми своими планами и делами перед глубиной и вечностью бескрайнего неба: ведь скоро ни от самого Наполеона, ни от его свершений ничего не останется, по Земле пройдут и сгинут неведомо куда еще тысячи таких же честолюбивых наполеонов, а это великое небо останется и будет так же молчаливо смотреть на людскую суету, как смотрело тысячи лет назад. Так не есть ли, думал князь Андрей, естественная жизнь человека и природы нечто неизмеримо более совершенное и истинное, чем суетная жизнь социального организма, гордо называющего себя цивилизацией?
Все эти идеи становятся особенно актуальными в последнее время, когда пресловутый прогресс цивилизации создал реальную угрозу уничтожения природы и человека.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Деревянные стеновые панели: плюсы и минусы
К модным тенденциям дизайнерского оформления помещений относится зашивка стен панелями из натурального дерева. Несмотря на то, что появляются новые современные варианты оформления стен – фотообои, кирпичная кладка, декоративный камень, мягкие стеновые панели, реечные наборные панели и др. , деревянные стеновые панели все равно остаются в тренде. Дерево украшает дворцовые палаты и деревенские дома, присутствует на стенах в интерьерах родом из солнечного Прованса и холодной Скандинавии, делает элегантным классический интерьер, добавляет тепла и уюта индустриальному стилю лофт, холодному минимализму стиля хай тек.
Для деревянных стеновых панелей используется древесина ценных пород – бук, дуб, ясень, клен, ольха, вишня. По желанию заказчика панели могут быть выполнены в различных архитектурных стилях – классицизм, ренессанс, модерн, барокко, готика.
Технология зашивки стен деревянными панелями имеет как преимущества, так и недостатки.
Преимущества натурального дерева очевидны:
дерево – экологически чистый материал, создает особый микроклимат в помещении. Структура древесины позволяет впитывать излишнюю влагу помещения и отдавать ее обратно, то есть деревянные панели «дышат». Воздух помещения наполняется ароматом леса. Выделяемые древесиной фитонциды благотворно влияют на дыхательную систему человека, обладают лечебными свойствами, так как способны уничтожать микробы и вирусы. Аромат древесины, роскошь интерьера благотворно влияют как на физическое здоровье человека, как и на его психологическое состояние в современном мире с его бешеными ритмами, стрессами и бетонными «джунглями»;
с помощью стеновой панели можно скрыть дефекты стены, инженерные коммуникации. Исключением является монтаж деревянной панели на клеевую смесь. В этом случае стена должна быть ровной;
простота монтажа;
деревянные стеновые панели повышают тепло- и шумоизоляционные свойства помещения, создают комфортную атмосферу;
лаковое или восковое покрытие деревянных панелей защищает их от возможных повреждений, что растягивает срок их эксплуатации на десятки лет;
восковое покрытие панелей обеспечивает легкий уход за ними, отталкивая грязь и воду. Благодаря строению древесины, панели антистатичны, отталкивают пыль. Достаточно протереть панель мягкой тканью. Покрытые специальным воском деревянные панели могут даже применяться в помещениях с повышенной влажностью (ванная комната).
Недостатков деревянных стеновых панелей немного:
уменьшение полезной площади помещения;
чувствительность к повышенной влажности;
горючесть. Деревянные стеновые панели необходимо обработать антипиренами – пропитками, подавляющими способность древесины гореть;
изделия из материалов природного происхождения, в том числе из древесины, подвержены гниению, на них может образоваться плесень. Отделка стен внутри помещения деревянными панелями должна включать обработку всех поверхностей специальными пропитками.
Стеновые панели из натурального дерева в интерьере – это удобство, стиль, изысканность.
«Клинкерная стена может заменить любую орнаментированную стену из эпохи классицизма»
– Вы часто используете клинкер в своих проектах. В чем заключается при этом «работа с материалом»?
– Во-первых, я работаю не только с клинкером, но и со множеством других материалов, но клинкер – это мой любимый материал, особенно в последние двадцать лет, и когда с клинкером работаешь, надо понимать, какие свойства этого материала ты привносишь в проект, как этот материал меняет твой проект, как он накладывает на него определенные обязательства. Что самое интересное в клинкере? Клинкер – это материал, который приносит в проект преемственность, традиции, долговечность, надежность, экологичность. Этот материал, конечно, хорош тогда, когда есть в здании масса стены. Потому что если применять его только в качестве каких-то небольших элементов, когда там тонкие пилоны, то, конечно, он себя как бы не отработает. Поэтому для меня клинкер это еще в каком-то смысле замена классических орнаментальных стен, потому что я не приемлю орнамент как таковой, как, собственно, Адольф Лоос в свое время написал, что орнамент – это преступление, а для меня клинкерная поверхность – это богатейшая поверхность с множеством фактур, элементов, выступов; он невозможно тактильно привлекательный и очень сложный, многообразный. Поэтому клинкерная стена может заменить любую орнаментированную стену из эпохи классицизма.