Положить камень на камень: Каменная кладка, как класть натуральный (природный) камень своими руками – Как уложить природный камень на бетонное основание. Укладка дикого камня — описание процесса с пошаговой инструкцией. Технология выкладки материала

Как оставить камень на камне, или искусство баланса

Работы Адриана Грея производят сильное впечатление: они одновременно демонстрируют и хрупкость равновесия, и массивность камней. Оказывается, статика тоже бывает живой.

Chelsea 2015 (805).JPG

В прошлом году Адриан Грей (Adrian Gray) впервые принял участие в Цветочном шоу в Челси в качестве скульптора. А если точнее, - художника, балансирующего камни. Я глазам не мог поверить: он брал в руки камень, ставил его на другой и, практически не двигая, прислушивался – не знаю, к камню ли, к своему ли внутреннему голосу. А потом отпускал руки, и камень оставался стоять во вроде бы неустойчивом положении!

Chelsea 2015 (809).JPG

Сначала Адриан просто создавал равновесные скульптуры из местного выветренного камня, фотографировал их и продавал эти фотографии. Довольно быстро его работы стали популярными, и появились запросы на перманентные садовые скульптуры. Их он сначала создает в своей мастерской без каких-либо креплений между камнями, снимая процесс на видео. Так что это абсолютно честно уравновешенные скульптуры. Затем едет в сад к заказчику и собирает скульптуру на месте, намертво фиксируя камни (чем – не знаю, но впечатление они производят ровно такое же, как на видео – фиксации не видно).

Chelsea 2015 (804).JPG

Впридачу к скульптуре заказчику достается DVD с видео, на котором записана работа в мастерской – оригинальная балансировка камней скульптуры. Кстати, на Челси можно было приобрести некоторые готовые. Такая вот садовая скульптура стоила 3750 фунтов стерлингов.

Chelsea 2015 (808).JPG

Chelsea 2015 (806).JPG

А те, что поменьше, - комнатные, - от 350 (справа) до 650 (посередине) фунтов стерлингов: чем неестественнее равновесие камней, тем дороже.

Chelsea 2015 (807).JPG

Видео с работой Адриана Грея:

011stack back beach balanced from adrian gray on Vimeo.

И для любопытных – его сайт: stonebalancing.com

Мои страницы в фейсбуке и вконтакте.

Chelsea 2015 (807).JPG

Как вам такой вид садового искусства? Я вот восхищён – если я и смог бы сделать что-то из камней, то только из плоских и только прамидку)))

Синонимы к словосочетанию ПОЛОЖИТЬ КАМЕНЬ

ПОЛОЖИ́ТЬ, -ложу́, -ло́жишь; повел. положи́; прич. страд. прош. поло́женный, -жен, -а, -о; сов. 1. Сов. к класть (в 1, 2, 3, 5, 7, 8 и 9 знач.).

Все значения слова «положить»

КА́МЕНЬ, -мня, мн. ка́мни, -е́й и (устар.) каме́нья, -ьев, м. 1. только ед. ч. Всякая твердая, нековкая горная порода в виде сплошной массы или отдельных кусков.

Все значения слова «камень»
  • Потом папа стряхнул рой в мешок с заранее положенным камнем, утопил в ручье и вернулся за вторым. Расправа заняла минуты.

  • Дополнение: если у вас есть кристаллы кварца или цитрина, то при выполнении этого упражнения вы можете заполнить энергией и эти «аккумуляторы» — положить камень на ладонь и при вдохе представлять, как энергия солнца входит в камень.

  • В старину считали, что для стабильности положения надо положить камень под алтарь, в наши дни можно положить его на каминную полку или расположить рядом с кухонной плитой.

(все предложения)

Синонимы к словосочетанию ПОЛОЖИТЬ КАМЕНЬ НА МЕСТО

ПОЛОЖИ́ТЬ, -ложу́, -ло́жишь; повел. положи́; прич. страд. прош. поло́женный, -жен, -а, -о; сов. 1. Сов. к класть (в 1, 2, 3, 5, 7, 8 и 9 знач.).

Все значения слова «положить»

КА́МЕНЬ, -мня, мн. ка́мни, -е́й и (устар.) каме́нья, -ьев, м. 1. только ед. ч. Всякая твердая, нековкая горная порода в виде сплошной массы или отдельных кусков.

Все значения слова «камень»

МЕ́СТО, -а, мн. места́, мест, -а́м, ср. 1. Пространство, занимаемое каким-л. телом, а также свободное пространство, которое может быть занято кем-, чем-л. Освободить на столе место для книг. В чемодане больше нет места.

Все значения слова «место»
  • Человек положил камень на место и быстро вошёл внутрь.

  • — Она положила камень на место.

  • При виде её он улыбнулся, положил камни на место и вернулся к биваку.

(все предложения)

Некоторые особенности похоронно-поминального обряда на русско-украинско-белорусском пограничье

Как известно, традиция наиболее устойчиво сохраняется именно в похоронно-поминальной обрядности. Момент кончины по-прежнему остается загадочным, наполненным мистикой, страхом перед смертью и желанием помочь человеку, покидающему мир живых.

Полевые исследования семейной обрядности, проводившиеся нами в последние годы в различных регионах России, а также смежных территориях Украины и Белоруссии, имели в виду выяснение самых разных вопросов, связанных с данной темой. В настоящей статье в основном представлен материал, характеризующий ситуацию в районе русско-украинско-белорусского пограничья, с привлечением сравнительных данных из соседних областей России. Своеобразие данного региона состоит не только в том, что здесь проживали и проживают этнически близкие народы. Историческое развитие пограничных земель привело к тому, что этническая принадлежность их жителей не поддается четкой этнической идентификации. Для изучения культуры обозначенного региона наиболее важно не просто выявление локального и регионального распространения тех или иных традиций, но и рассмотрения их в контексте существовавших и существующих границ: административных, политических, языковых. Это предполагает фиксирование традиции в микромасштабном варианте, позволяющем проследить территориальные изменения обрядовых реалий. Такой подход необходим для познания обрядовой культуры каждого из восточнославянских народов, поскольку «народная культура и фольклор существуют и функционируют исключительно в диалектной форме, в форме местных, узколокальных вариантов».

Не менее важной задачей остается выяснение представлений населения по самым разным сюжетам религиозно-обрядового характера, что позволит в целом составить адекватное понимание специфики современного мироощущения населения изучаемых регионов и определить характер и направление процессов трансформации, происходящих как в наше время, так и в так называемый советский период.

Мы не предполагаем рассматривать весь похоронно-поминальный комплекс, но остановимся на некоторых его сюжетах, связанных с моментами «перехода» умершего в иной мир. При этом основное внимание уделим не только обрядовым особенностям, но и материальному оформлению растянутого во времени отправления человека в мир иной, поскольку каждый из включенных в данный процесс компонентов наделяется определенным смысловым значением. Понимание его и строгое следование положенным правилам, с точки зрения носителей традиции, всегда необходимо и живым, и умершим.

Как известно, традиция наиболее устойчиво сохраняется именно в похоронно-поминальной обрядности. Причин этому несколько. Одна из них – печально объективная: никакие социальные или идеологические катаклизмы не могут изменить непреложного закона бытия – в положенный срок человек покидает земной мир. Момент кончины по-прежнему остается все столь же загадочным, наполненным мистикой, страхом перед смертью и желанием помочь покидающему мир живых человеку.

На кладбище. с. Шулаковка Унечского р-на Брянской обл. 2013

Материалы наших исследований показывают, что и сейчас видение загробного существования отличается большой степенью натуралистичности. Христианская традиция, лежащая в основе формирования всей обрядности, связанной со смертью, постоянно дополняется религиозными соображениями и действиями, не всегда соответствующими каноническим правилам церкви. Можно сказать, что такое обрядово-представленческое расширение, не выходя в целом за рамки церковного учения, демонстрирует своеобразие понимания народом загробного мира и факторов, необходимых для благополучного пребывания в нем близкого человека.

Отметим две явные характеристики современного подхода к отправлению человека в последний путь: проецирование потребностей земной жизни на загробное существование и одновременное прямое проецирование всего, что выполняют живые по уходу за умершим, на его обустройство и состояние в параллельном мире.

Элементы явно нехристианского характера присутствуют в снаряжении умершего, в частности в комплектовании предметов, которые считают необходимым отправить с покойным. Это было характерно для дореволюционного времени, отличие современной ситуации в смене материальных предметов, без которых не обойдется умерший. Как и прежде, на всем пограничье мужчине кладут в гроб шапку, обычно, независимо от времени года, фуражку. Затем предметы, необходимые для нормального функционирования, например палка или вставные зубы, а также курево, бутылку водки, запасной платок (потеплее) для женщин. Расширение ассортимента предметов, которые следует отправить с умершим в загробный мир, приобретает иногда почти анекдотический характер. Так, библиотека Климовического р-на Могилевской обл. лишилась таким путем некоторых книг.

«У нас уже несколько случаев было. У нас хорошие книги, коммерческие пропали, в библиотеку их не вернули. Он умер, читавший эту книгу. Значит, надо ему положить – дочитать. Значит, не дочитал книгу, и ему кладут книгу. И уже не один случай».

Отправление именно библиотечных книг объясняется, может быть, и нежеланием отправить с умершим какую-либо вещь из своего дома, принадлежащую всему домохозяйству.

Столь же реальное видение человека в загробном мире объясняет и упорно сохраняющуюся традицию оставлять у умершего открытыми ступни и лицо (традиция, характерная для белорусов) или одно лицо (более распространено у украинцев). Обычное объяснение – умершему нужно ходить и видеть «там». Уверения батюшек в том, что «там никто не ходит», не оказывают, как правило, воздействия. Нарушение же традиции вызывает, по уверениям жителей, недовольство умерших.

«У нас принято лицо не закрывать. А маму мою похоронили. Батюшка сказал, чтобы лицо прикрыли. И сон: говорит: «Все, мне жарко, но так мне трудно дыхать». Вот, воздуху не хватае» (г. Семеновка Черниговской обл., 2009).

Все элементы «правильного» снаряжения умершего на тот свет определяются различными образно-мистическими представлениями. К таковым, например, относится восприятие нательного креста как сакрального предмета, являющегося не только защитой христианина, но и своего рода аккумулятором всех его невзгод. Отсюда запрет брать чужой крест, ожидание беды при его нахождении, запрет крестить новорожденного чужим крестом. Эти суеверия в настоящее время гораздо более разнообразны и значимы у русских, нежели у белорусов и украинцев. Однако и у украинцев можно встретить различные рассказы на эту тему, в том числе и относящиеся к проблеме загробного существования. Приведем один из них. «Расскажу: умирае мамина сестра. Она не выходила замуж и жила с нами. И нас ростить помогала. И умирае. И позвала мама соседскую жинку, шоб помыла ее, переодела. А она (умершая. – Т. Л.) всегда ходила с крестиком. И все перетрусили, но не знаем, где этот крестик делся? Як в воду канул. И взяла мама свой крестик и на нее одела. Не крестильный, просто свой. Сестра моя Шура жила в Одессе, она не была на похоронах. И через год приехала. И каже: «Мне так часто снится тетя и журится: «Шура, ты знаешь, я всю жизнь помогала ей крест нести, а на тот свет она меня отправила со своим крестом!»» Мама каже: «Я ж правда отправила». И у меня, каже, новые крестики лежали, но не до того было. Дак она купила новый крестик, пошла на могилу, подкопала и у креста положила» (г. Городня Черниговской обл., 2009).

Различные пожелания относительно будущего проведения и обустройства собственных захоронений также определялись проецированием всего, что будет сопровождать человека в последний путь, с его пребыванием в ином мире. «У нас бабушка говорила:

«Штоб мне никаких цепей не ставили, ни памятников, потому что скажут на Страшный суд идти, а як я перелезу, я уже слабая. Да еше и памятник тый нести. Мне хрест – всё!»» (с. Лемешовка Городнянского р-на Черниговской обл., 2009).

Полотенца на крестах. с. Лемешовка Городнянского р-на Черниговской обл. 2011.

Постоянное соотнесение всех действий по организации проводов с последующим пребыванием в загробном мире определяет выбор места для могилы. Существование представлений о некоем совместном семейно-родственном объединении на том свете сказывается в организации семейных захоронений, что характерно для всех современных кладбищ. Общее убеждение в том, что лежать на кладбище нужно со своими близкими или хотя бы в своей земле, характерное особенно для старшего поколения, заставляет, по возможности, выполнять волю умерших. В противном случае умершие могут не давать живым покоя. На территории Белоруссии необходимость совмещать обычай и практическую возможность организации похорон особенно актуальна для переселенцев из Чернобыльских районов. Старые люди – бывшие обитатели ныне совершенно обезлюдевшей зоны, желают тем не менее возвращаться для последнего успокоения в родные места. Информацией о том, что бывает в случае неисполнения последней воли усопшего и как разрешаются такие ситуации, владеют, конечно, местные жители – мужчины, выполняющие в сельской местности роль постоянных могильщиков. По их словам, иногда приходится производить перезахоронение. Одна из таких ситуаций сложилась в поселке Корма Добрушского р-на Гомельской обл. с переселенцами из Брагинского р-на той же области. «Вот Коля, полтора года его матка похороненная лежала. И вот ему снится сон. А она просила, чтоб ее вместе с батькой [похоронили]. Он не может: снится и снится. А это 200 с лишним км ехать. Ну, мы выкопали могилу рано утром, в гроб положили и везли туда, на свою родину. Там похоронили в своей деревне» (2007).

Кладбище в д. Столбун Ветковского р-на Гомельской обл. Белоруссия. 2008.

Аналогичным образом поступили и жители Смоленского р-на: «Одну не туда закопали, не рядом с родителями. Снится зятю, что она ходит в каком-то бараке, в двери стучится. Он ее спросил. Она говорит: «Нет ведь тут нигде моих». Зять говорит: «Будем тещу выкапывать». Батюшка разрешил положить ее рядом с родными, но велел в пустую могилу положить охапку соломы» (с. Хохлово, 1995).

Сохранение семейно-родовых связей может сказываться в различные моменты загробного существования. Например, считают, что при окончательном расставании с земным бытием на 40-й день человек предстает перед Богом, «а рядом весь твой род. Все слушают, что ты сделал хорошего или плохого» (г. Хотимск Могилевской обл., 2004).

с. Видуйцы Костюковичского р-на Могилевской обл. Фартучки на крестах женских захоронений. 2013.

К общим характеристикам современных обычаев жителей региона можно отнести устойчиво сохраняющееся убеждение в том, что каждый умерший должен быть похоронен в отдельной могиле, то есть получить свою меру земли. Причем, стараясь сохранить принцип семейного захоронения, жители все равно предпочитают не класть вновь умерших даже в могилы давно умерших родственников. Как говорят, «и на дедово место нельзя, все равно нельзя». В представлениях местных жителей и сейчас явно чувствуется устойчивая ассоциация: место в земле – это одновременно место в загробном мире.

Унеча Брянской обл. Кладбище. 2013

Даже случайное, «по незнанию», захоронение в чужую могилу может быть истолковано как притязание на чужое место. О последствиях таких захоронений можно услышать в рассказах местных жителей на всем пограничье, причем информация о печальной участи вновь погребенного доводится до сведения близких, как и обычно, во сне. «Мальчика, сына ее, схоронили в чужую могилу, и все по ночам приходил и плакал. Тогда вырыли и похоронили в новую могилу» (с. Чижовка Рославльского р-на Смоленской обл., 1989). Не менее живописное повествование было записано в г. Сураж Брянской обл.

«Так поклала одна девку свою. И эта девка ей снится: «Мама, куды ты меня поклала? Меня гонят отсюда!» И не дает этой матке покоя: «Мама, перенеси меня на мое место». И пошла эта бабка к сторожу, говорит, вот так и так. И заплатила сторожу. Откопали этот гроб дочки ее. Выкопали свежую яму и перенесли этот гроб. А эту яму закопали. И она ей приснилась: «Мамочка, большое тебе спасибо, что ты меня поклала на мое место». А ее поклали туда, где гроб был когда-то. И они ее гнали оттуля» (записано в Хотимском р-не Могилевской обл., 2006).

с. Видуйцы Костюковичского р-на Могилевской обл. Повязывают полотенце на крест только что захороненного. 2013

Опасность похоронить человека в старую могилу стала одним из аргументов бросания денег в землю при захоронении, что особенно характерно для белорусов. По данным П.В. Шейна, деньги отправляли с умершим не всегда, а при определенных обстоятельствах, а именно: когда могли предполагать наличие старого захоронения. В таких случаях нужно было задобрить предыдущего владельца данного места, выкупить у него землю: «Если при опускании в могилу кости – монету бросить, а то ранее погребенный будет гнать».
Современные трактовки бросания денег довольно однотипны. Наиболее распространенное объяснение обычая ограничивается формулировкой «надо откуплять землю. Так спрод веку делали» (дер. Ветка Хотимского р-на Могилевской обл.). Иногда необходимость денег мотивируется так же, как одевание и снаряжение умершего, то есть по ассоциации с потребностями земной жизни: «Бросают деньги, чтобы человек на том свете ни в чем не нуждался» (дер. Ветка, дер. Забелышин Хотимского р-на Могилевской обл., 2007).

Поминальное блюдо - клецки в молоке, сейчас вместо них сушки г. Мстиславль Могилевской обл. 2010.

Церковь всегда боролась и продолжает бороться с подобными суевериями. Обычный комментарий священников: «Земля не продается». Бывает и так, что приглашенные на кладбище священники отказываются совершать последний провод, если будут брошены деньги, а подчас даже заставляют доставать эти деньги из могилы. На территории России нам встретился и категорический запрет бросать деньги, возникший, возможно, как действенный аргумент борьбы с народными обычаями: «Мы хоронили – «не кидай деньги, а то скоро еще кто-то умрет». Это в Красном сказали» (с. Глубокое Краснинского р-на Смоленской обл., 2005).

Поминание на могиле в очередной памятный день. с. Селезни Велижского р-на Смоленской обл. 2008 г.

Теряет свой, еще в недавнем прошлом обязательный характер этот обычай в пограничных районах Белоруссии. Отчасти это связано с вполне реальной причиной: кидать положено металлические деньги, а таковые сейчас в Белоруссии отсутствуют. Многие из лиц преклонного возраста сберегают для похоронных целей советскую мелочь. Сказывается специфика пограничных районов: некоторые находят выход из положения, употребляя русские деньги:

«Монетки – место откупляешь. Бумажные вроде не кидают. Русские можно, все равно деньги» (дер. Ляды Дубровинского р-на Витебской обл., дер. Ветка Хотимского р-на Могилевской обл.).

Других же эта «иноэтничность», или, скорее, «иногосударственность», денег несколько смущает, и они либо бросают бумажные белорусские, либо просто отказываются от соблюдения данного обычая.

Отметим, что нам практически не встретилось упоминаний о функциональном назначении денег как плате за перевоз на тот свет. Судя по всему, это значение не было характерно и для конца прошлого века. Видимо, сказывается неразработанность одной из основных линий христианской мифологии, связанной с учением о жизни после смерти. Мы имеем в виду предложенную церковью схему «перехода», включающую хождение по мытарствам и загробную участь. Как мы видим, в народной традиции наиболее часто речь идет о покупке земли – места на кладбище или места на том свете, что в мифологическом плане практически сливается: имеющий место здесь, имеет его и «там», поскольку все, что делается здесь, проецируется на тот свет. «Выкуп» земли, наверное, интересен и с точки зрения отношения крестьян к земле и возможности владения ею. Как известно, крестьяне отрицательно относились к частной собственности на землю, считая ее Божьей собственностью, отданной людям для работы на ней. Тем не менее то место, на которое претендовал каждый живущий на земле и которое он и получал после смерти, воспринималось как вечная собственность. Вопрос о том, у кого же покупается земля (обычно не говорят покупается, а откупается, выкупается), ставит, как правило, наших собеседников в тупик, хотя и сейчас можно встретить ответы в духе православного крестьянского мышления: «В могилу кидаем – землю откупать. У кого? Не знаем, у Господа Бога».

Кладбище с. Шулаковка Унечского р-на Брянской обл. 2013

обычаем класть деньги в могилу связано и убеждение в том, что загробное существование человека постоянно связано с местом его захоронения. Приведу один из рассказов, в котором очевидна присущая народному видению соединения двух миров реалистичность загробной жизни: «Я работала в Семенце, копали траншею. Выкопали вот такие копейки большие. Все кинулись, думали, что золотые. А я на кладбище не возьму – ни золотые, ни серебряные. Меня с детства учили. Снится мне во сне, что я приехала на работу. Входит дед вот с такой бородой. А я говорю: «Дедушка, что Вы ходитя?» – «Потерял, – говорит, – деньги». Я встала утром, мелочи набрала, прийшла. Ямку вырыла, костей насобирала, все в ямку. «Дедушка! Вот твои деньги, и вот твои кости»» (г. Ветка. Гомельской обл., 2007).

Расположение столиков на кладбище с. Столбун Ветковского р-на Гомельской обл. 2008 г.

Как известно, ни церковная, ни народная традиция не разрешала хоронить на общих кладбищах самоубийц. Этот запрет с разной степенью строгости действовал и в довоенное время. Его можно отнести к единой восточнославянской традиции. В порядке захоронения еще одной маргинальной группы умерших – выкидышей, мертворожденных или умерших без крещения новорожденных можно выделить явную украинскую традицию. Мы имеем в виду захоронение их в саду. Возможно, такие варианты встречались и в русской, и белорусской обрядности, но давно уже вышли из обрядовой практики. Во всяком случае, полевые исследования на территории России, как и в смежных районах Белоруссии, таких данных не выявили. На Украине же традиция сохранялась и в недавнем прошлом. По воспоминаниям одной женщины (56 лет), ее новорожденная дочь умерла почти сразу после родов.

«Ну не можно таких деток некрещеных на кладбище. И я еще в роддоме была, а муж приехал. Купил ящичек, фанерный такой для посылок. Я завернула ее в чистенькую новую пеленочку. И зараз выехали. И похоронили ее в саду под яблонькой. Мы жили здесь в Городнянском районе в с. Мощенко. Там теперь и хаты нашей нема, бо перевезли сюда [в г. Городню]. А соседка по селу, як встретила, каже: «Мене приснился сон (под Радоницу. – Т.Л.), що це на загаднем огороде привязана козочка до яблони и мекает». Я говорю: то правильно: мы ж выехали, а детинка осталась там. (А когда там жили, что-нибудь делали на поминальный день?) Да, всегда ухаживала, насажена клумбочка была. (Это только у вас или и у других?) Не, богато так. Но что-то ж е, не может же сон сам присниться» (г. Городня Черниговской обл., 2009). Однако явно не все заботились о таких захоронениях.

«Выкидышей хоронили под яблоней без креста. (Как-то место отмечали?) Если оно на огороде закопано, то кто што там будет отмечать?!» (с. Сеньковка Городнянского р-на Черниговской обл., 2009). В последние десятилетия в отношении к данной традиции, как и в целом в трансформации современной обрядовой культуры, чувствуется влияние церкви и советов священников. Во всяком случае, некоторые переосмысляют религиозно-этическую составляющую обычая: «У нас один родился и умер. Так я делаю гробок ему, труну, и ложу в саду. И потом там цветы сажают, и дети на том месте гуляют. Так некоторые люди, вроде нас, говорят: «Что мы наделали?! Душа – е душа». Так откапывают и относят на кладбище, и закапывают, и крест. Это у мене. Сделал на кладбище новую могилу и закопал рядом с родственниками» (с. Лемешовка Городнянского р-на Черниговской обл., 2009).

С видением загробного существования связано и обустройство могилы, в частности, расположение на ней креста.

Традиция ставить два креста на могилы в. Старая Гута Унечского р-на Брянской обл. 2013

Ориентация умершего в могиле идентична на всем православном пространстве: так, чтобы смотрел на восток. Иначе выглядит ситуация с расположением креста. На пограничье можно встретить обе традиции: установку креста в ногах умершего или в голове. Белорусские исследователи считают, что вторая традиция существует в Белоруссии почти повсеместно. По мнению В.М. Сысова, занимавшегося похоронной обрядностью белорусов, наличие двух традиций – это отражение существования языческого или христианского видения ситуации. Установление креста в голове – это дошедший до нового времени языческий обычай ставить крест или камень в голове умершего, с тем чтобы нечистая сила не могла добраться до умершего. Установление же креста в ногах – чисто христианская традиция, связанная с христианским учением о воскрешении умерших. На наш взгляд, это предположение не имеет достаточных доказательств. Полевые материалы позволяют говорить, что в приграничных районах Белоруссии, при доминировании этой традиции, оба варианта сосуществуют, причем имеют локальный характер, то есть в соседних селах можно встретить разные традиции. Основным аргументом сторонников установки креста в ногах является видение ситуации при втором пришествии: когда всем придет время устремиться на восток, лежащие под таким крестом ухватятся за крест и легко поднимутся из могилы. Защитники противоположной традиции обычно апеллируют к визуальному образу Распятия, стоящего на голове Адама. Можно услышать и частные соображения: «Крест в голове – так ведь креститься мы начинаем с головы, значит и тут так» (пос. Красный Смоленской обл.). Впрочем, большинство наших собеседников признают бóльшую обоснованность установки креста в ногах, хотя менять свои обычаи не торопятся. Место установки креста – один из наиболее устойчивых локальных обычаев, который стараются сохранять при переезде на новое место жительства. На местных кладбищах, особенно в районных центрах, отсутствие единообразия в расположении креста сразу свидетельствует о том, что здесь захоронены не только местные жители.

Из Ф.Э.Модестова. Смоленский этнографический сборник.

Там же, где мигранты единичны, они, как правило, предпочитают подчиняться местным традициям. По словам жительницы с. Усть-Далыссы Невельского р-на Псковской области, переселившейся сюда из Новгородской области, «у нас крест ставят в ногах, а здесь в голове. Мы сестру здесь хоронили. Брат стал возмущаться. Я сказала: «Не надо. Будем как все, так и мы». В голову поставили» (2004).

К характеристике локальных традиций обустройства могилы интересно добавить описание еще одной, не слишком распространенной, но, безусловно, заслуживающей внимания традиции. Мы имеем в виду положение камней на могилы. Сообщения о данном обычае не слишком многочисленны. Недавно в Интернете помещена информация о результатах этнографических изысканий школьников в Республике Коми (Из газеты «Республика». №83 (357). 26 апреля 2008 г.). На небольшой территории по р. Выми ими зафиксирована данная традиция. Камешки более распространены на старой части кладбища и какой-либо системы в их расположении на могилах нет. В данном случае, как сказано в сообщении, некоторые камни лежат не только на могилах, но и рядом с ними. Возможно, последний вариант – это скорее результат ухода от традиции, утери ее смысла и последующего перемещения камня с могилы. В данной местности камень – атрибут не только оформления могилы, ему, как одному из наиболее семантически значимых материальных объектов, отведено место и в других ритуальных практиках похоронного обряда, в частности, в заботе о душе умершего. В доме, где есть умерший, сказано в информации, в красном углу клали камешек, который выносили вместе с гробом и оставляли на могиле. Вместо камня могли использовать кирпич или любой предмет, который использовался в домашнем обиходе как гнет (например, при квашении капусты). По словам местных жителей, «камень забирает с собой часть тяжести, горечь от утраты близкого человека». Однако обратим внимание на место нахождения камня в доме – в красном углу, где висели иконы. Этот угол являлся сакральным пространством, соединяющим земных обитателей дома с небесным миром, что делало его местом наиболее уместного пребывания начавшей переход в иной мир души. Поэтому обрядовые действия с камнем, скорее всего, определялись представлением о необходимости заботы о благополучии этой неумирающей субстанции человека.

Связь камня с душой очевидна в следующих примерах, приведенных Д.К. Зелениным. Поскольку примеры употребления камня (весьма немногочисленные) известны только у русских, Д.К. Зеленин делает вывод о том, что они являются принадлежностью русской традиции, причем малораспространенной. Напомню приведенные им примеры. В Олонецкой губ. камень клали на лавку, иногда в головах умершего; перед выносом тела хозяйка с камнем в руках обходила вокруг гроба, после чего клала этот камень в угол под образа, а в некоторых местах выкидывала на улицу. В Калужской губ. на 40-й дней после смерти клали под образа прикрытый полотном камень, в Нижегородском у. в головах умирающего помещали сосуд с водой, полотенце и камень. Д.К. Зеленин считает вполне правомерным предположение о том, что в данных обрядовых действиях камень имеет значение вместилища вышедшей из тела души.
Нами зафиксирована традиция намогильных камней в нескольких районах Калужской области: Юхновском, Кировском, Медынском и Массальском, в г. Клинцы Брянской обл., что не исключает и ее более широкого распространения. Исследование похоронной обрядности в целом показало, что в самом похоронном обряде указанных районов камни не фигурируют и каких-либо воспоминаний об этом нет. Лежащие на могилах камни имеют вид средней величины булыжников, их наличие и место на могилах не зависит от пола или возраста умершего. Камни можно увидеть и на могилах с крестами, и, реже, с памятниками. Расположены они чаще у подножия намогильного сооружения.

Камни на могилах. г. Клинцы Брянской обл. 2011.

Обычно на могиле находится один камень, хотя, по некоторым сведениям, «на могилу положено класть три камушка» (Юхнов). Данная традиция, то есть укладывание нескольких камней на могилу, характерна для старообрядцев-беспоповцев Кировского р-на Калужской области. Возможно, речь идет о локальной традиции.
Расспросы местных жителей показали, что многие не могут дать каких-либо комментариев по данному вопросу и считают, что это традиция прошлого и сейчас уже встречается редко. Приведенное выше свидетельство, относящееся к XIX в., подтверждает традиционность употребления камней в похоронных обрядах данного региона, хотя не позволяет очертить границы распространения традиции в прошлом.

Камни на могилах. г. Клинцы Брянской обл. 2012.

Визуальное исследование кладбищ в указанных городах говорит о том, что камни можно увидеть не только на старых, но и на современных захоронениях, особенно многочисленны и разнообразны они (по внешнему виду, по месту расположения) в Медыни. Записанные ответы на вопрос о назначении камней показывают как отсутствие в настоящее время единого объяснения традиции, так и то интересное обстоятельство, что, несмотря на разнообразие точек зрения (взглядов), камень так или иначе связывается с душой лежащего в могиле человека. Приведенные ниже суждения свидетельствуют также о характерной для народного видения загробного мира допустимости как бы двойного, параллельного существования души. Определенные христианским учением частный суд и хождение по мытарствам, следующие за смертью, ничуть не препятствуют одновременному обитанию души в земной юдоли, хотя и в невидимом, но часто ощущаемом живыми состоянии. Так, с одной из пожилых жительниц г. Юхнова состоялась следующая беседа:

«Камни – это окошки, чтобы им, душам, оттуда видеть. (Из-под камней души видят?) Нет, что Вы, души уходят по мытарствам! (А как же это совмещается?) А вот так!»

В народных представлениях и соответствующей обрядовой практике с разной степенью очевидности (как для исследователя, так и для носителей традиции) в цельном ритуально разработанном комплексе проводов умершего разведены по времени действия, связанные с каждой из составляющих человека сущностей – его душой и телом. Тело должно покинуть землю во время похорон и больше не тревожить живых. Полную гарантию этому давало проведение положенных христианских и народно-христианских служб, об их значимости и своеобразии на русско-белорусско-украинском пограничье будет сказано ниже. Последним же рубежом, окончательно отделяющим умершего от земного мира, согласно христианскому учению, усвоенному народным мировоззрением, становился 40-й день после смерти. Проводы души в этот день требовали не меньшего внимания и при этом могли иметь явные региональные отличия. Возвращаясь к рассмотрению семантики намогильных камней, приведем высказывание престарелой жительницы г. Юхнова, в котором очевидна противоречивость современных религиозных представлений. Это особенно характерно для лиц именно старшего возраста, сохраняющих отдельные представления прошлого, но при этом лишенных в пору молодости и зрелости возможности воспринимать основанную на христианстве цельную религиозную систему.

«Мама моя и бабушка говорили: камни – это как раньше хоронили людей, а душа должна остаться. Вот и клали камешек на могилу в ноги на 40-й день. Потому что душа уже никуда, там осталась. Так положено».

Совершенно очевидно, что наша собеседница вполне допускает существование души вместе с телом под этим камнем и после 40-го дня. Ответы на дополнительные вопросы показывают безусловную уверенность нашей собеседницы в наличии непознаваемых, закрытых для людей связей и закономерностей, что характерно для позиции старшего поколения. Кроме того, эти ответы являют собой интересный результат совмещения традиционных христианских знаний и неизбежных для современности материалистических подходов к оценке любых событий, в том числе и иррационального характера. «(Как душа под камнем, а как же она к Богу пойдет?) Ну, этого мы ничего не знаем. Это природные таинства, и не можем сказать, как она туда пройдет. Даже ученые не могут распознать». Можно добавить, что, давая весьма своеобразные заключения о посмертном существовании души, наши собеседницы старшего возраста не только апеллируют к непознаваемости иного мира, но подчас стремятся логически обосновать происходящие «там» процессы. «Свекровь моя говорила: душа вселяется в дерево, растение или новорожденного. (А как же Божий суд?) Ну… если человек очень нагрешил, тогда Божий суд. Как говорят: «Теперь покойник 40 дней на исповедании у Господа Бога». А негрешных – Господь так определит. А душа у новорожденного – это от того, кто умер. (Но сейчас ситуация: умирают больше, чем рождаются. Куда же души умерших?) Ну… остаются, где-то там пока побудут» (г. Юхнов). Иногда назначением камней считают обеспечение окончательной изолированности умершего от мира живых: «Бабушка говорила: камень в ноги кладут на свежую могилу, чтобы не встал»; «Кладут на могилу, какую-нибудь тяжесть, чтобы он уже успокоился и чтоб его не беспокоили» (г. Юхнов). Разнообразие толкований традиции можно дополнить материалом из с. Новопанское Михайловского р-на Рязанской обл., где существовала также локальная традиция класть камни на могилы. Ответы, полученные в данной местности, дают не менее интересные соображения по поводу назначения камней, показывающие различные варианты видения загробного мира. Наиболее распространенным можно считать восприятие данной традиции как прямой аналогии евангельской истории: камень кладут на могилу, так как могилу Христа, по Евангелию, также закрыли камнем. Можно встретить и иные варианты присутствия евангельского сюжета в толкованиях семантики намогильного камня.

г. Киров Калужской обл. Камни на могилах старообрядцев-беспоповцев. с. Малые Савки. 2012

Мы приведем одно из них, некоторая путанность изложения которого (видимо, и такая же нечеткость представления) не мешает видеть в нем соотнесенность намогильного камня с евангельским упоминанием о камне и визуальным образом Распятия. Возможно, данное суждение отражает еще одну параллельно существовавшую традицию возложения камней на могилы. «На могилу мы не камень клали, а это постамент для креста. На могилу кладется один камень, но если постамент делаем, то уже камень не кладем. Это как надгробие. Это как Спасителю. Надгробный камень – небольшой булыжник, посреди могилы, ближе к ногам. Камень – это не постамент. Спасителю клали, и он воскрес». Встречаются и иные суждения, свидетельствующие о том, что, несмотря на годы безбожия, в мировоззрении народа прочно сохранялся образ Страшного суда. Причем образ всеобщего, в том числе и собственного, предстояния перед Богом был столь реален, что не исключал возможности обеспечить себе с помощью определенных ритуальных практик некоторые элементарные, но столь необходимые, с точки зрения пожилого человека, удобства в ином мире. Так, по объяснению одной из наших собеседниц, «камни нужны, так как когда будет Страшный суд, то всех призовут, и все встанут. И все будут ждать своей очереди. А у тебя камушек, на камешек сядешь и будешь ждать» (с. Новопанское). В данном селе камни принято класть после 40-го дня. Судя по отдельным высказываниям, их основное назначение – охранять покой умерших. «Камни – обязательно, это как маленькое надгробие. Охраняет могилу. Приснилось, что тетя Саня просит камень, и мы отнесли. Упокойник ждет 40 лет. Если камня нет, то, считай, пустая могила, плохо ему. А потом тебе какие-нибудь сны будут сниться или притча какая-нибудь будет» (с. Новопанское).

Камни на могилах. Старообрядческое кладбище с. Малые Савки Кировского Калужской обл. 2012

В Калужской обл. распространен и вариант вполне прагматичного объяснения появления камней на могилах: это опознавательный знак, по которому родные смогут найти могилу. Так, одна из жительниц г. Медыни вспоминает: «У нас в свое время в деревне лежал камень на могиле, иначе бы мы эту могилу – моего прадедушки – не нашли. В то время мы не могли ни креста, ничего, а который поставили, он сгнил. И положили камень. А уж после войны, когда окрепли, сделали плиточку, и уже наши правнуки ездили, говорят: «Мы нашли его могилку по этой плиточке». Скорее всего, в XX в. в данной обрядовой практике соединились трудно восстановимые сейчас религиозно-мифологические представления, связанные с камнем, представления о посмертном бытии человека и практическая необходимость. Во всяком случае, традиция, особенно в сельской местности, держалась устойчиво, ей следовали и горожане. По словам жительницы г. Юхнова: «Сестра говорила: «Я умру, а вы не забудьте камень положить». И у брата, и у матери лежит, я всем положила. А у мужа – памятник, так ему не положила».

Энергия камней и кристаллов для защиты дома

Это вторая статья из 3-х в серии материалов, как обезопасить ваш дом от постороннего влияния и превратить его в ваше место силы.

Камни и кристаллы могут быть прекрасными настройщиками пространства вашего дома. Они содержат энергию Земли и могут поддерживать вибрации вашего жизненного пространства на высоком уровне.

При этом, камни способны держать ваше намерение (как некий «заряд») вечно. Именно поэтому так популярны камни-обереги для дома, для здоровья, для охраны владельца от негатива.

Камни способны быть энергетическими акцентами дома и приглашать энергии к очистке, активации, заземлению разных качеств в вашей жизни и соединению с Духом.

Именно поэтому камни и кристаллы необходимы для очистки и гармонизации пространства вашего жилища, создания в доме подлинного Места Силы.

Основные правила вашего сотрудничества с камнями и кристаллами

  • Энергия камней «включается» светом. Поэтому  они должны стоять на свету и обмениваться светом с пространством.
  • Некоторые камни способны выцветать под прямыми солнечными лучами. Прозрачные камни могут стать линзой и устроить пожар, собрав солнце в фокус. Поэтому камни надо осторожно ставить на ярко освещаемый подоконник.
  • Форма камня или кристалла является указанием к направлению энергий. Камни обтекаемой формы распространяют вибрации во все стороны, шарообразной – равномерно.  Камни с углами и гранями излучают энергии направленно с углов и по граням.
  • Камни надо иногда очищать. Стоит их мыть под проточной водой, а после тяжелых событий нужно ополоснуть в соленой воде.
  • Любой камень должен вам нравиться. Если камень не нравится, он будет меньше помогать – вы своим отношением блокируете его силу.
  • Камень меньше помогает, если он стоит в шкафу и совсем не помогает, если спрятан ещё и в шкатулку.
  • Любое помещение своего дома вы можете энергетизировать, то есть, поднять его вибрационный уровень.
  • Поднимать вибрационный уровень пространства стоит постепенно, чтоб жителям вашего дома было легче адаптироваться.
  • Хорошо, если ваши домашние будут в курсе ваших практик.

См. также 10 способов очистить дом от негатива

Как использовать энергетику камней дома

Энергия камней для разных помещений вашего дома

Для вашего дома я рекомендую камни, которые легко купить в минеральных магазинах или на тематических выставках.

1. Прихожая: защита от низких вибраций

Прихожая первая встречает все энергии, которые приходят в ваш дом вместе с вами или гостями.

Поэтому прихожая должна быть местом очистки низких энергий и приветствовать высокие энергии. Прихожая может быть и сторожем от непрошенных гостей.

Поэтому в прихожей особенно нужны камни-обереги.

Очистит энергии обсидиан, а кварц повысит вибрации.

Энергия камней для разных помещений вашего дома

Обсидиан — это вулканическое стекло, аморфная структура с внутренним содержанием силы огня, черного цвета, с радужными разводами, бурыми пятнам или белыми пятнышками, как у снежного обсидиана.

Обсидиан способен трансформировать любые энергии.

Он должен лежать напротив входной двери и видеть входящие энергии первым.

Подойдет красивая фигурка из этого камня или природный кусок. Также, обсидиан может быть в виде подвески из бусин, размещаться под потолком и «смотреть» на пространство сверху.

Кристаллик кварца поднимет вибрацию энергий на божественный уровень.

Кварц – это группа камней и кристаллов. Самые известные – розовый кварц, горный хрусталь, цитрин, аметист, сердолик, авантюрин, яшма и др.

Вы можете разместить в прихожей на полочке любой кварцевый кристаллик. Но я особенно советую горный хрусталь. Убедитесь, что через него проходит свет.

См. также Как защитить себя, находясь среди людей. Техники энергетической защиты

2. Кухня: правильное усвоение энергии пищи

Кухня – это место, где все получают пищу, то есть, энергию даров Земли. Здесь часто решаются важные вопросы и обсуждаются планы.

Когда человек готовит пищу или ест, он находится в расслабленном состоянии. Поэтому кухня должна быть энергетически чистым местом, сакральным и целительным.

Кухня поддерживает ваш огонь пищеварения, усвоения энергии телом. Это играет значительную роль в общем здоровье и долголетии человека.

Камни, позволяющие вам сохранить теплые энергии жизненной силы и улучшающие пищеварение — это желтый кальцит и сердолик.

Использование энергии камней на кухне

Желтый кальцит создаёт солнечное настроение, помогает довериться и почувствовать аппетит.

Сердолик поможет ощутить вкус пищи и получить гастрономические наслаждения.

Оба камня улучшают пищеварение и создают энергетику сытного благополучия. Своими вибрациями способствуют наилучшему усвоению пищи и выходу шлаков.

Их можно поставить на полочку рядом с солонкой или сахарницей. Вы должны их видеть. Лучше, если они округлой обтекаемой формы, без острых углов и агрессивных форм.

При простых проблемах с пищеварением такие камни можно подогревать и прикладывать к животу. При острых болях обращайтесь к врачу.

энергия камней: Своими вибрациями способствуют наилучшему усвоению пищи и выходу шлаков

Если вы на диете и желаете ограничить аппетит, то стоит поставить на кухне  лазурит. Синий цвет лазурита будет возвращать энергии к возвышенному и духовному, поможет не нарушать правила и придерживаться обещаний.

Такие камни могут иметь форму обелиска и активно закручивать вокруг себя энергии. Любая вертикальная форма кристалла создает акцент энергии вокруг себя, закручивает и усиливает ваше намерение.

3. Гостиная: фокусировка и активация энергии

Гостиная – место сбора всех членов семьи, общих праздников, отдыха, бесед. Здесь происходит обмен информацией и проживает дух дома.

В гостиной или самой большой комнате в доме можно поставить больше кристаллов и камней.

В гостиной находится фокус энергий семьи и отсюда разворачиваются энергетические потенциалы многих семейных планов.

Энергии в гостиной должны быть более быстрые и активные, чем в других комнатах.

Если в гостиной будет застой, то застой скажется на жизни всех членов семьи и развитии всей семьи в целом.

Поэтому энергия камней для гостиной должна акцентировать и активировать, привносить больше жизненной силы и укреплять намерения на привлечение благополучия и достатка.

Для гостиной подходят кристаллы горного хрусталя, цитрина, розового кварца и авантюрина.

Камни и кристаллы для гостиной дают фокусировку и активации энергии

Горный хрусталь сообщит вибрации духа вашему дому и позволит окружающему пространству стать более энергоемким и информированным.

С горным хрусталем ваша миссия жизни будет выполняться легко и свободно.

Для согласия и поддержки можно найти сдвоенный кристалл горного хрусталя. Он будет символизировать, что пара в этом доме смотрит в одну сторону и поддерживает энергию божественного замысла друг в друге.

Цитрин может быть рядом с горным хрусталем или самостоятельно в виде кристалла или шара. Он сообщит вашему дому радость и улучшит коммуникацию между членами семьи и гостями.

Цитрин будет привлекать в ваш дом успешные коммерческие проекты и неожиданные прибыли.

Если в вашей семье часты ссоры и раздражения и вы хотите создать более доверительные отношения, то добавьте в гостиную розовый кварц и авантюрин.

Добавьте в гостиную розовый кварц и авантюрин для подъема энергии гостиной

Авантюрин сообщает в пространство спокойствие и благожелательность, сердечную приветливость и оптимизм.

Розовый кварц приглашает прощать обиды, гасит агрессию и расширяет свободу. Старым людям он помогает чувствовать себя моложе и активней. Розовый кварц укрепляет иммунитет и увеличивает жизнерадостность.

Положите их в виде шаров в мисочку или поставьте в виде фигурок ангелов на полочки по сторонам комнаты. Пусть эти камни-обереги присматривают за миром в вашем доме.

Если к вам приходят на праздник гости, то аметист, поставленный на обеденный стол, не позволит перебрать алкоголя и запьянеть.

Аметист поможет выстоять и в период утрат и горя. Но постоянно в гостиной его держать не надо. Это камень веры и одиночества, духовной аскезы и молчания.

В центре комнаты можно соорудить энергетический фонтан из разных камешков округлой формы с кристаллом горного хрусталя в виде обелиска в центре.

Аметист поможет выстоять и в период утрат и горя

Такой фонтан может быть на блюде или в мисочке. Камешки могут быть самоцветной галькой, которую вы сами собрали на море.

Акцент здесь придаёт кристалл в центре, он акцентирует поток энергий вверх и вокруг, является управителем и держателем высоких вибраций Царства минералов.

Все члены семьи должны видеть ваш фонтан.

Как правильно создавать энергетические композиции из кристаллов для вашей гостиной, вы узнаете на мастер-классе «Как создать Место Силы в вашем доме»

4. Детская комната: здоровье и развитие ребенка

Это помещение должно помогать ребенку расти и развиваться, познавать мир и достигать первых успехов, тонизировать творчество и интерес.

Поэтому наилучшим камнем для детской комнаты будет цитрин.

Он позволит ребенку устанавливать связи с друзьями, получать знания, улучшает память и речь.

Для обучения и развития аналитических способностей подойдет флюорит полосатый или синий.

Сине-фиолетовый флюорит поможет не отвлекаться и не лениться, разумно использовать время и хорошо учиться.

Детская комната - здоровье и развитие ребенка от энергий камней

Ребенок должен знать, что нужно обращаться с камнями осторожно, ведь они способны разбиться. Их нельзя брать в рот, кидать и стучать ими.

Можно поставить фигурки из камней на стол, где ребенок готовит занятия. Конечно, камешки должна нравиться вашему чаду.

Возле младенцев стоит держать розовый кварц, к 2-3 годам добавить цитрин, к школьному возрасту – флюорит.

5. Спальня: здоровый сон и сексуальность

Сакральное пространство одного… или двоих. Здесь должен происходить качественный отдых и вкусный секс; должны проживать истинные чувства и отсутствовать ограничения и барьеры в отношениях.

Заряжать кристаллами пространство спальни надо очень аккуратно, иначе лишняя активность будет мешать качественному отдыху.

Однако, стоит активировать сексуальную энергию и притяжения в паре, иногда и продолжение рода.

Поэтому в спальне стоит иметь лабрадор для спокойного сна.

энергия камней: Спальня - здоровый сон и сексуальность

Пока вы спите, он будет охранять вас от кошмаров и очищать от иллюзий и зависимостей, гармонизировать эндокринную систему и снимать отеки.

Лабрадор можно держать в спальне напротив кровати, в месте, где вы можете его видеть сразу, заходя в комнату.

Он не мешает хорошему сексу, но к нему для страсти чувств и увеличения либидо стоит добавить пироп. Они не должны стоять рядом.

Пироп позволит ощутить страсть жизни, иметь хорошее потомство и заземление. С пиропом легче проявлять свои половые чувства и щедро дарить себя партнеру. Он прекрасно исцеляет проблемы корневой чакры у мужчин и женщин.

энергия камней: Пироп позволит ощутить страсть жизни, иметь хорошее потомство и заземление.

Синонимы к словосочетанию ПОЛОЖИТЬ КАМЕНЬ НА СТОЛ

ПОЛОЖИ́ТЬ, -ложу́, -ло́жишь; повел. положи́; прич. страд. прош. поло́женный, -жен, -а, -о; сов. 1. Сов. к класть (в 1, 2, 3, 5, 7, 8 и 9 знач.).

Все значения слова «положить»

КА́МЕНЬ, -мня, мн. ка́мни, -е́й и (устар.) каме́нья, -ьев, м. 1. только ед. ч. Всякая твердая, нековкая горная порода в виде сплошной массы или отдельных кусков.

Все значения слова «камень»

СТОЛ1, -а́, м. 1. Род мебели (в виде широкой доски или нескольких досок, соединенных вместе и укрепленных в горизонтальном положении на одной или нескольких ножках), на которую ставят или кладут что-л. при работе, еде и т. п. Круглый стол. Обеденный стол. Операционный стол.

СТОЛ2, -а́, м. Ист. Престол, княжение в древней Руси. Княжеский стол.

Все значения слова «стол»
  • Следующее наблюдение было довольно необычным — положив камень на стол, я мог ещё несколько секунд видеть его угасающую пульсацию, но даже в эти секунды она оставалась синхронной с моим сердцебиением, что бы я ни делал.

  • Он положил на стол перед рассевшимися вокруг коротышками лунный камень и принялся рассказывать о том, что в природе встречаются вещества, которые приобретают способность светиться в темноте, после того как подвергнутся действию лучей света.

  • Старушка порылась в сумочке и извлекла оттуда платок. Затем развернула его и положила мне на стол золотое кольцо, в коем мерцал немаленький камень.

(все предложения)

Энергетическое очищение камней / Необходимость и способы очищения камней / Зарядка камней

Люди давно заметили, что драгоценные и полудрагоценные камни оказывают определенное воздействие на своего владельца. Если камень правильно подобран. То его действие будет иметь положительную направленность: притягивать удачу, нести покой, мир и счастье в семью, способствовать карьерному росту, финансовому благополучию. Неправильно выбранные минералы, в лучшем случае будут совершенно бесполезны, но могут и наносить вред своему владельцу. Но даже если камень выбран правильно, со временем он может потерять свои уникальные способности.

Необходимость очистки камней

Энергетическое очищение камней

Это вызвано тем, что в процессе работы оберега, амулета, талисмана, изготовленного из кристалла, часть отрицательной энергии не уходит совсем, а остается в нем. В результате длительного использования внутри минерала накапливается большой объем негатива. Это может привести к потере талисманом своих оберегающих функций, у владельца портится настроение, ухудшается состояние здоровья, появляется усталость, сонливость и другие проблемы.

Но плохая энергетика может накопиться не только в процессе длительного использования. Конфликтная ситуация, ссора, скандал, участником которой вы стали приводит к всплеску отрицательных вибраций, которые кристалл может «запоминать» в своей энергоструктуре.

Украшение с таким негативно настроенным кристаллом может и не принести вам вреда. В большинстве случаев, оно просто перестает «нравится». Вы все реже достаете его из шкатулки, а потом и совсем перестаете носить. Если отрицательной информации накопится очень много, то камень может стать мутным, потерять прозрачность, на нем могут появиться трещины, другие дефекты.

Обязательной процедуре чистки нужно подвергать и те камни, которые совсем недавно появились в вашей коллекции, при этом совершенно неважно каким образом:

  • досталось по наследству от любимой бабушки;
  • было куплено в интернет-магазине или ювелирном бутике;
  • подарено любимым человеком;
  • было случайно найдено на улице, на пляже и так далее.

Прежде чем изделие попало к вам, оно прошло через руки многих людей. Кристаллическая структура вобрала в себя постороннюю для вас информацию, не всегда положительного характера. Абсолютно свободными от энергетики, совершенно чистыми являются только найденные необработанные камни.

Наиболее подвержены энергетическому загрязнению драгоценные камни. Среди них наиболее опасным, в случае не своевременной или неправильно выполненной очистки является оникс. А вот за цитрином достаточно просто регулярно ухаживать. Если минерал достался от умерших родственников, или его предполагается применять для лечения заболеваний, то его следует в обязательном порядке подвергнуть процедуре полной очистки.

Основные способы очистки

Основные способы очистки камней

Есть несколько различных методик помогающих снять с минерала грязь, негативную энергию, чужую информацию. Для каждого конкретного камня, нужно подбирать тот способ, который не нанесет вреда кристаллу, не нарушит его структуру, не вызовет помутнения, не приведет к потере эстетического внешнего вида украшения. Например, прямые солнечные лучи приведут к потере прозрачности у некоторых камней (розового кварца, аметиста, бирюзы), морская соль может стать причиной появления дефектов на отполированных гранях, а очень низкая температура вызовет образование трещин.

Солнечный свет

Самый простой способ минералов – яркие лучи солнца. Сначала украшения, обереги, талисманы аккуратно моют теплой проточной водой, потом ополаскивают холодной, после чего на 2-3 часа оставляют под воздействием солнца. Для этой процедуры лучше выбрать открытое пространство: сад, палисадник, лесную полянку, открытый балкон. Украшения с камнями развешивают на ветвях деревьев, кустарников или кладут прямо на землю, ближе к корням. В крайнем случае, можно поместить их на подоконник, стекло не станет значительным препятствием для воздействия лучей на камни. Главное, чтобы погода была хорошая, без дождя или облачности.

Для более тщательной полной очистки процедуру «принятия солнечных ванн» можно продлить на 7-10 дней. Это особенно актуально, если камень достался в наследство от умершего родственника, побывал в руках у плохого человека, применялся для излечивания от тяжелого заболевания.

Очистка солнцем особенно благотворна для самоцветов, окрашенных в желтые, розовые, красные, оранжевые тона:

  • опал;
  • аметист;
  • розовый кварц;
  • топаз;
  • цитрин;
  • флюорит и так далее.

Но не на все камни солнце оказывает благотворное воздействие. Некоторым солнечные лучи абсолютно противопоказаны: голубые топазы, аквамарины, сподумены.

Вода

Очистка камней водой

Еще один легкий способ снятия с камней отрицательной энергетики – подержать камень в проточной воде. Этот способ удобен еще и тем, что кроме «стирания» отрицательной информации, он заряжает кристалл положительной энергией.

Лучше всего, если это будет родник, речка, другой открытый водоем с постоянным течением. Самоцвет или украшение опускают на дно на 2-3 часа. Можно использовать освященную воду, или набрать воды из источника и принести домой. В крайнем случае, положите свои украшения в какую-нибудь емкость или просто держите в руках и поставьте под струю водопроводного крана.

После процедуры камни не вытирают, а оставляют высохнуть самостоятельно на открытом воздухе или, для усиления действия, поставив рядом горящую свечу.

Но не всем минералам полезны водные процедуры. Не стоит подвергать воздействию воды: селенит, флюорит, малахит, перламутр и некоторые другие минералы, которые могут не только потускнеть, но и вовсе растворятся. И еще одна предосторожность: нельзя опускать в воду камни, после того, как они длительное время находились на солнце.

Морская соль

Очистка камней морской солью

Среди положительных моментов очистки амулетов, подвесок, брелоков морской солью необходимо отметить тот факт, что при этом камни очищаются и от обычных бытовых загрязнений и от отрицательной энергии. Морская соль содержит большое количество активных минералов, которые поглотят негативную информацию, очистят энергоструктуру самоцветов.

Различают два способа очистки солью.

Сначала в чашке из стекла, керамики нужно приготовить соляной раствор. Для более быстрого растворения соли можно использовать теплую воду. Подождав, пока раствор остынет, погружают в него изделия и оставляют на некоторое время, лучше всего на ночь. Утром украшения вынимают, промывают под проточной водой, чтобы смыть с поверхности остатки раствора и дают высохнуть на открытом воздухе.

  • Сухая
  • для мужского камня по часовой стрелке, что ведет к активации энергии Янь;
  • для женского – против часовой стрелки, энергия Инь.

В этом случае подойдет любая глубокая посуда, даже из металла или пластика. Амулет нужно положить на дно и полностью засыпать солью. Продолжительность этой процедуры тоже может составлять 10-12 часов. Некоторые камни, особенно те, поверхность которых имеет высококачественную полировку, нельзя подвергать воздействию морской соли. Для их очищения можно воспользоваться альтернативным, бесконтактным методом. Возьмете блюдо или глубокую, просторную миску и насыпьте в нее соль толщиной в 1 см или больше. В небольшую посуду, изготовленную из стекла положите украшение или камень, который нужно очистить и поместите на слой соли также на ночь. Даже в этом случае кристалл будет подвергаться благотворному, очистительному воздействию соли.

Нежелательно пользоваться этими методами для таких кристаллов, как янтарь, лазурит, пирит, оникс, бирюза, флюорит и некоторый другие. Если вы все же хотите провести для них солевую очистительную процедуру, то воспользуйтесь бесконтактным способом.

Огонь

Астрологи уверены, что проводить очистку огнем нужно для всех украшений с камнями, которые перешли к вам по наследству. Выполнять эту процедуру нужно в тот период, когда Солнце находится в созвездии Овна. Для совершения этого действа потребуется зажженная свеча. Ее берут в правую руку, украшение кладут на стол и совершают над ним круговые действия свечой:

Для усиления эффекта при выполнении процедуры произносят молитву, например, Отче наш, или специальную очистительную фразу: «Пусть сгорит в огне, все, что вред несет мне». После завершения очистки камни на некоторое время оставляют на открытом воздухе. Желательно, чтобы при этом на них попадали лучи солнца.

Лунный свет

Для того чтобы процедура была эффективной, необходимо совпадение сразу нескольких моментов:

  • убывающая Луна, которая заберет с собой отрицательную энергию;
  • хорошая погода, небо должно быть ясным, безоблачным;
  • место, которое будет находиться под лунным светом на протяжении нескольких часов, чем дольше, тем лучше.

Лучше всего оставить украшение на улице, но можно положить его и на подоконник. В некоторых, особенно «сложных» случаях, когда камень долгое время находился под негативным воздействием, сеанс очистки можно проводить 2-3 ночи подряд. Для камней, которые «не боятся» воды, соли можно совместить очистку солевым раствором с воздействием Луны.

Травы и цветы

В этом случае вам потребуются свежие (засушенные) травы, листья, цветы, лепестки. Их можно собрать и засушить самостоятельно или купить в фитоаптеке. Выложите подготовленные травы в емкость, положите камень, украшение, полностью засыпав сверху. Чтобы усилить эффект, подставьте емкость с цветами, травами под лунный свет.

Окуривание

Эта процедура немного напоминает сеанс ароматерапии. Вам потребуется смесь лекарственных растений, например, можжевельник, кедр, шалфей, но можно использовать и одно из перечисленных, либо какое-то другое. Положите немного трав в огнеупорную посуду и подожгите. Растения не должны сильно гореть и дымиться, достаточно, чтобы они слегка тлели, испуская небольшие струйки дыма, сквозь которые и нужно пронести камень, амулет, талисман несколько раз. В завершение очистительного сеанса, для успокоения энергетики кристалла, добавьте к смеси трав несколько лепестков лаванды.

Друзы

Для очистки камней от негатива можно использовать другие минералы. Обычно для этого применяются друзы – сросшиеся вместе кристаллы аметиста, хрусталя, которые являются трансформаторами и излучателями энергии. Они очищают не только камни, но и ауру людей, окружающее пространство. Маги даже называют их хрустальными (аметистовыми) щетками.

Для того чтобы снять отрицательную энергию с украшения, его достаточно просто подержать рядом с друзами в течение некоторого времени, например, на протяжении ночи.

Земля

Если нет возможности вынести украшение на дачный или приусадебный участок, то можно воспользоваться цветочным горшком с комнатным растением. Минерал или украшение нужно положить на поверхность земли и присыпать тонким слоем. Через 15 минут достаньте изделие и аккуратно промойте его от остатков грунта, пыли под теплой проточной водой и оставьте для высыхания на открытом воздухе. Перед совершением процедуры, убедитесь, что камень не поврежден, на нем нет трещин и сколов, в которые могли бы проникнуть мельчайшие частицы почвы.

Звук

Это достаточно сложный метод. Прежде всего, придется обзавестись хрустальными или тибетскими поющими чашами, резонаторами, которые и станут источниками звуковых волн, способных привести вибрацию камней к ее естественному состоянию. Можно использовать и другие музыкальные инструменты, способные издавать чистые, успокаивающие звуки: камертоны, колокольчики, тибетские барабаны, шаманские бубны. Звук оказывает действие не только на кристаллы, но и на людей, способствуя очищению ауры.

Иногда не обязательно даже проводить какую-то особую процедуру для того, чтобы вернуть камню положительную энергетику. Находясь в хорошем настроении, на эмоциональном подъеме, без посторонних:

  • возьмите свои камни, украшения в руки;
  • придайте мыслям позитивный настрой;
  • направьте всю свою положительную энергию на камни;
  • пожелайте им стать кристально чистыми;
  • глубоко, полной грудью вдохните и подуйте на самоцветы, повторите трижды.

Показатели чистоты камней

Показатели чистоты камней

В некоторых случаях недостаточно однократного проведения очистительной процедуры и ее приходится повторять несколько раз. Среди основных показателей чистоты оберега:

  • гладкая, шелковистая, будто заново отполированная поверхность камня;
  • вам приятно прикасаться к самоцвету, вы ощущаете прохладу, свежесть;
  • яркость, насыщенность цветового оттенка минерала;
  • самоцвет как-бы светится изнутри, излучая сияние;
  • взяв камень в руки, вы ощущаете, как у вас поднимается настроение, вы начинаете чувствовать уверенность в своих силах, к вам возвращается ощущение комфорта;
  • от талисмана исходит мощь, сила.

Не забывайте, что украшения, обереги, амулеты нельзя никому передавать, даже просто для того чтобы внимательнее рассмотреть или примерить. Если вы опасаетесь, что ваш отказ обидит человека, то постарайтесь не отдавать его в руки, а просто положите на стол. Пусть ваш собеседник возьмет его со стола, а потом, после примерки, положит обратно. Затем проведите повторную очистку.

Периодичность проведения очисток

Частота выполнения очистительных процедур зависит от того, как интенсивно использовалось украшение, какова его энергетическая нагрузка. Например, при постоянном ношении, после конфликтной ситуации, ссоры, неприятного разговора, камень нужно обязательно как можно раньше почистить.

Если же у вас украшений много, вы их часто меняете или носите его от случая к случаю, то регулярность очистки может составлять 1 раз в месяц или даже реже. В большинстве случаев между владельцем и камнем устанавливается тесная энергетическая связь, и человек сам ощущает необходимость проведения очистительной процедуры.

Обращая внимание на магические свойства кристаллов, заботясь об их энергетической чистоте, не забывайте о том, что в процессе носки украшений они загрязняются и простой, обычной грязью, на них садится пыль, попадают микроорганизмы и так далее. Поэтому за ними необходимо постоянно ухаживать. Возьмите за правило:

  • после носки обязательно протирать камень и все изделие мягкой, чистой, сухой салфеткой;
  • храните свои украшения, брелоки, кольца, серьги в закрытой шкатулке;
  • не подвергайте их механическому, химическому воздействию.

Зарядка камней

Очищенные от отрицательной энергии камни необходимо обязательно зарядить, то есть накопить в нем позитивную энергетику, которая исходит из Вселенной. Наиболее идеальны для выполнения процедуры дни летнего солнцестояния. Для зарядки используется солнечный или лунный свет. Возьмите свои «сокровища», вынесите их на улицу, в сад, в лес, разложите и дайте солнцу согреть их своим теплом, передать свою силу. Постарайтесь, чтобы рядом никого не было.

Но так как летнее солнцестояние – это всего 3 дня в году, то можно воспользоваться для зарядки кристаллов лунным светом. Для этого Луна должна находиться в фазе полнолуния. Вынесите камни на улицу и подержите таким образом, чтобы излучение от «ночного светила» попадало на камни. Еще один интересный способ лунной подзарядки: наполните чистой водой какую-нибудь мисочку, выйдете с ней на открытый воздух и «поймайте» лунные лучи так, чтобы Луна отразилась в воде. После этого погрузите самоцвет в воду и оставьте там на некоторое время. Вынув из воды, не вытирайте кристалл, пусть он высохнет естественным образом.

Очищенный, заряженный минерал нельзя носить сразу. Пусть он полежит немного, «отдохнет». Учтите, заряжать камни можно только после очистки.

About Author


admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о